GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Формирование многопартийности в Республике Беларусь (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Формирование многопартийности в Республике Беларусь (Политология)


Введение

Партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и
социальных групп, они принимают активное участие в функционировании
политической власти. Сейчас наблюдается стремление партий интегрировать
интересы различных социальных групп. Вне всякого сомнения, главным
стремлением партии является достижение власти, прежде всего, власти
государственной. Главная цель - овладеть государственным аппаратом для
реализации своих интересов. Всякая партия стремится достичь господства в
государстве, участия в разработках политического курса страны и его
осуществлении. Партии оказывают влияние на выдвижение лидеров государства,
на формирование состава правительства (являются главными поставщиками
кадров для всех сфер власти).
Практика показывает, что политическая система демократического общества не
может функционировать без такого элемента, как политические партии.

Являясь связующим звеном между гражданским обществом и властью, партии
занимают в политике свое особое место. Именно партии выполняют функции
механизма саморегуляции общественной жизни, направляя стихийную энергию
социальных протестов в русло легитимной борьбы за лучшее будущее.



1. Что такое политическая партия

В современной политологии существуют
различные подходы к определению понятия "политическая партия", поэтому оно
имеет множество интерпретаций.

Итак, что же такое политическая партия?

Авторы книги "Политические партии Беларуси" В.А.Бобков, Н.В.Кузнецов,
В.П.Осмоловский дают следующее определение партии: "Политическая партия —
это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное
объединение людей, представляющее определенные общественные классы,
социальные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей
путем завоевания государственной власти либо участия в ней.

Политические партии отличаются от общественных движений более высокой
степенью организованности (институционализации), продолжительностью
существования, а главное своей целью — борьбой за политическую власть".

Впервые политическое и правовое толкование понятия "политическая партия"
было дано в Законе Республики Беларусь "О политических партиях", принятом 5
октября 1994 года, в статье 1 которого записано: "Политической партией
является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного
членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов
Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли
граждан и участвующее в выборах".

Следует подчеркнуть, что деятельность любой партии в конечном итоге
нацелена на завоевание и использование политической власти в интересах
поддерживающих ее групп населения. Поэтому оправдана активность членов
партий и ее лидеров во время проведения парламентских и президентских
выборов, когда идет борьба за голоса избирателей.

2.1. Формирование партийной системы в Беларуси

Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после
распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.

Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более
ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в
1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16. Всего к началу
избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13-
го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было
зарегистрировано 34 общественных объединения.

На начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике было
зарегистрировано всего более двух тысяч общественных объединений и фондов,
41 политическая партия,

38 свободных профсоюзов, 4 профсоюзных объединения. При этом активность
населения по созданию общественных объединений не спадает. Только в 1997
году зарегистрировано

421 объединение.

В результате объединения отдельных партий, а также их самоликвидации 6
политических партий были исключены Министерством юстиции из
Государственного реестра политических партий.

В марте 1998 года решением Верховного Суда Республики Беларусь еще 6
политических партий были ликвидированы. В настоящее время осталось 29
политических партий .

Для сравнения:

В России на федеральном уровне зарегистрировано свыше 90 общероссийских
партий, около 50 общероссийских политических движений, множество других
общественных организаций, имеющих политические цели

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего
белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и
общественных движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной,
антикоммунистической направленности; 2) демократические партии
центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил —
коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной
целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу,
обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию"
(Партия Белорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная
гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-
демократический союз и другие).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально
ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной
социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская
социал-демократическая партия "Народная Громада", Партия всебелорусского
единства и согласия и некоторые другие.

Левая сторона политического спектра включает в себя Партию коммунистов
Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую партию
труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.

В чем особенность белорусской многопартийности?

Белорусское общество находится на начальном этапе формирования
многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои
особенности.

Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная социальная база для
многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в
социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими
специфическими интересами только начинают складываться.

Поэтому существующие в стране общественные организации, объединения, партии
и движения, претендующие на выражение и представительство в структурах
власти интересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайным
идейно-политическим разнообразием.

Во-вторых, по количественному составу большинство политических партий
крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли
перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500
человек. По сути дела почти все политические образования, которые
зарегистрированы в качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не
партиями в полном смысле этого понятия. Используя терминологию Министра
юстиции Республики Беларусь Г.Воронцова, на белорусском партийном
небосклоне в основном не "звезды", а "карлики", многие из которых
практически бездействуют.

По данным Министерства юстиции, опубликованным в газете "Звязда" 3 марта
1998 года, среди самых многочисленных партий — Партия коммунистов
Белорусская (Калякин) — 10 429, Либерально-демократическая партия
(Гайдукевич) — 3985, Коммунистическая партия Белоруссии (Чикин) — 7011,
партия Белорусского Народного Фронта (Позняк) — 2338, Объединенная
гражданская партия (Богданкевич) — 2500, Белорусская социал-демократическая
партия "Народная Громада" (Статкевич) — 1729, Социал-демократическая партия
народного согласия (Сечко) — 1795, Белорусская крестьянская партия (Лугин)
— 1647, Белорусская патриотическая партия (Баранкевич) — 1342.

Необходимо отметить, что, по итогам запроса Министерства юстиции в начале
1998 года о численном составе политических партий и их деятельности,
количество членов почти всех партий в течение пяти лет уменьшилось в
несколько раз. Например, на момент регистрации в рядах Белорусской
крестьянской партии состояло 16 тысяч человек, Либерально-демократической
партии — 19, Партии БНФ — 5, Партии коммунистов Белорусской — 20 тысяч
человек.

В-третьих, формирование политических партий в республике проходило в период
тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность
населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не
случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной
партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные
движения есть в республике.

В-четвертых, становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до
принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О политических
партиях", проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР "Об
общественных объединениях", принятого в октябре 1990 года, и "Временного
положения о порядке образования и деятельности общественных объединений
граждан в Белорусской ССР" (1990 год). Эти документы лишь номинально
регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими
юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и
т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование
понятия "политическая партия", определение места партии в политической
системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной
власти, источники финансирования политической деятельности партий.

В-пятых, между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об
этом свидетельствует само существование однотипных партий. Например,
действуют три партии экологического характера, две — спортивного, столько
же партий ставят своей задачей упрочение республиканского строя в стране,
две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями.

Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои
предпочтения и особенности. Но нередко это лишь амбициозные устремления
лидеров партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах.
Понятно, это — болезнь роста, развития. К сожалению, она пока
прогрессирует.

Как развивался процесс многопартийности в республике?

Весна 1991 года явилась социальным половодьем, вызвавшим появление ряда
политических партий (ОДПБ, БСДГ, БХДС), которые, возникнув на волне
эйфорической критики монопольно правящей КПБ, широко использовали
митинговую практику работы.

Пик активности политических партий — 1995 год, когда проходили выборы
депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва.

Парламентские выборы позволили выявить степень поддержки различных партий
избирателями на данном этапе. В высший законодательный орган страны своих
представителей сумели провести 16 партий. Депутатские мандаты
распределились следующим образом: Партия коммунистов — 45, Аграрная партия
— 33, Партия народного согласия — 8, Объединенная демократическая партия —
5, Гражданская партия — 2, Белорусская социал-демократическая партия — 2,
Партия всебелорусского единства и согласия — 2. По одному депутату было
избрано от Белорусского патриотического движения, Партии "зеленых", от
партий труда и справедливости, социалистической, крестьянской, народной,
социально-спортивной, экологической, труда. В новый парламент было избрано
также 96 беспартийных депутатов.

Необходимо отметить, что левое крыло политических сил Беларуси по итогам
парламентских выборов выглядело достаточно весомо.

Парламентские партии продемонстрировали тогда некоторую политическую
зрелость и умение приходить к согласию. В результате взаимодействия лидер
Аграрной партии С.Шарецкий был избран Председателем Верховного Совета, а
председатель Партии коммунистов Белорусской В.Новиков — его первым
заместителем.

В составе Верховного Совета 13-го созыва было сформировано пять
парламентских фракций: коммунистов (45 человек), аграриев

(49 человек), "Гражданское действие" (18 человек), "Согласие"

(61 человек), социал-демократическая фракция "Союз труда"

(15 человек).

В 1994 году в нашей стране была принята Конституция, измененная и
дополненная путем референдума 1996 года. За это время политический процесс
в Беларуси резко изменился, что в свою очередь повлияло на партийные
взаимоотношения в стране. Если до лета 1996 года отличительной чертой
развития партий Беларуси являлся антагонизм двух ведущих среди них — ПКБ и
БНФ, то с осени 1996 ситуация резко изменилась. Партии- антагонисты
объединились по ряду принципиальных положений в единую оппозицию.

Как должны взаимодействовать органы государственной власти с политическими
партиями и общественными движениями?

В России, например, есть опыт функционирования Политического
консультативного совета при Президенте Российской Федерации, в который
вошли члены партий, не представленных в парламенте. Через этот совет власть
ведет диалог с политическими организациями.

У нас в республике предпринимались попытки поиска форм диалога с
политическими партиями и общественными организациями, но они были
нерезультативными.

По мнению С.Посохова, бывшего помощника Президента Республики Беларусь, в
Беларуси можно создать такой же, как в России, совет, но без участия
представителей БНФ и ПКБ, которые, как утверждает он, представляют
непримиримую оппозицию и вообще отказываются от сотрудничества с властью в
любой форме, "объединившись в альянс на основе ненависти к Президенту и
проводимому им курсу".

В августе 1998 года Администрация Президента Республики Беларусь объявила о
создании Общественного консультативного совета при Президенте. Эту
инициативу поддержали представители 20 общественных объединений и
политических партий.

Необходимо отметить, что из более чем сорока зарегистрированных в тот
момент в республике партий свои подписи под заявлением о создании Совета
поставили представители только десяти из них: Белорусской крестьянской
партии, Белорусской народной партии, Белорусского научно-производственного
конгресса, Белорусской объединенной спортивной партии, партии "За
социальную справедливость", Белорусского христианско-демократического
союза, КПБ, ЛДП, Республиканской партии и социал-демократической партии
народного согласия.

Две наиболее крупные в стране партии — Объединенная гражданская и партия
Белорусского Народного Фронта — категорически отказались от участия в
Общественном консультативном совете. Бывший помощник Президента С.Посохов
считает, что "они не доросли до политического диалога".

Сторонники создания консультативного Совета полагают, что он мог бы
выполнять функции совещательного органа при Президенте. В рамках Совета
могли бы проводиться необходимые политические консультации, обсуждение
общественно значимых проектов, что позволило бы наладить обратную связь
между партиями, общественными объединениями и органами государственной
власти.

2.2. Состав партий

Надо признать, что наиболее массовыми являются партии коммунистов (их в
республике две), ОГП, партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия
"Народная Громада", ЛДП, Аграрная партия, Белорусская крестьянская партия,
Белорусская партия женщин "Надзея". Какова политическая ситуация в этих
партиях и насколько влиятельны они в обществе?

С ноября 1996 года в республике две коммунистические партии: Партия
коммунистов Белорусская (ПКБ), которую возглавляет С. Калякин и
Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) во главе с В.Чикиным.

Разница между ПКБ и КПБ до сих пор ясна далеко не всем.

Раскол во всегда отличавшемся монолитностью коммунистическом движении
вызвал много вопросов, кривотолков и комментариев.

Следует отметить, что наличие коммунистической многопартийности в некоторых
странах — это не исключение, но действуют они слаженно. Например, в России
восемь коммунистических партий, все они находятся в оппозиции к режиму
Ельцина, и отличие между ними состоит лишь в том, какую тактику борьбы с
президентом избрать. В Беларуси ситуация складывается по-другому.

В чем различие между двумя компартиями?

Их лидеры объясняют это по-своему. По мнению секретаря ЦК ПКБ В.Новикова,
главное различие состоит в том, что "Партия коммунистов Белорусская (ПКБ)
находится в оппозиции к внутриполитическому курсу Президента Беларуси,
курсу на капитализацию республики, а Коммунистическая партия Белоруссии
(КПБ) полностью его поддерживает" Лидер ПКБ С.Калякин утверждает, что "КПБ
не является политической партией, так как она создана при помощи
государства", "в партию Чикина пошли те, кто предан своей должности и
беззаветно любит Президента" и "создана она для дискредитации и ликвидации
ПКБ"Первоначально разногласия у коммунистов возникли по тактическим
вопросам: с кем объединяться и против кого выступать. Потом эти разногласия
переросли в идеологические.

Программные документы двух партий почти не отличаются, они очень близки.

По словам Секретаря ЦК КПБ В.Чикина, стратегическая цель партии —
построение коммунистического общества, а приоритетной задачей партии
является восстановление обновленного СССР, и как один из возможных шагов к
этому — преобразование Парламентского собрания Союза Беларуси и России в
двухпалатный Парламент Союза.

А члены ПКБ, исходя из программных заявлений, свою историческую миссию
видят в необходимости "защищать трудящихся, Советскую власть и построить
социализм".

В.Чикин указывает еще на несколько различий в программах партий:

"Во-первых, мы придерживаемся той точки зрения, что собственность должна
оставаться чисто государственной. А в ПКБ склоняются к капитализму,
построенному по либеральной модели.

Во-вторых, в ПКБ считают возможным для достижения целей использовать
тактику сближения с БНФ, с другими правыми буржуазными партиями, а для нас
это невозможно ни при каких обстоятельствах".

Возможны ли варианты объединения коммунистов двух партий? По суждениям их
лидеров, высказанных в печати, это невозможно.

Хотя, как утверждает В.Чикин, "мы политическая сила, с которой сегодня
вынуждены считаться наши оппоненты", В.Новиков, называя КПБ "партией
власти", "придворной", полагает, "что объединение с такой партией принесет
только вред".

Празднования 150-летия "Манифеста Коммунистической Партии" и 100-летия I
съезда РСДРП в марте 1998 года еще раз продемонстрировали, что белорусским
политикам еще далеко до нормального диалога. Идейные наследники РСДРП так и
не сумели договориться о совместном праздновании общего "дня рождения".

Следует отметить, что одна из самых популярных два года назад левых партий
— Аграрная — медленно движется в политическое небытие. Политисполком
Аграрной партии в конце марта текущего года заявил о непринятии позиций
бывшего своего руководителя С.Шарецкого и высказался за лишение его
полномочий представительствовать в каких-либо структурах от имени партии.
Не подает признаков жизни и оставшаяся без лидера Белорусская
социалистическая партия. После назначения В.Кузнецова послом в Китай партия
практически бездействует.

Поэтому, анализируя состояние дел на "левом фланге", правомерен вывод, что
партиям "левой" ориентации далеко еще до реализации пожелания, высказанного
Президентом Республики Беларусь А.Лукашенко в октябре 1997 года на 34
съезде КПБ, о том, чтобы "левое движение в республике было сформировано как
единое мощное движение, с которым бы считались"

Что касается политических сил, претендующих на место в "центре"
политического спектра, то здесь налицо процесс раздробления, "разброда и
шатаний".

В рядах социал-демократов давно нет единства.

Образованный в мае 1995 года "Социал-демократический союз" (СДС) на базе
ПНС, БСДГ и партии ВЕС, не просуществовал и года. В итоге одна из трех
входивших в него партий исчезла с политической арены, а на месте двух
других появились по меньшей мере три новые, каждая из которых сейчас
объективно слабее, чем были БСДГ и ПНС до объединения.

В июне 1996 года в результате раскола часть членов Белорусской социал-
демократической Громады (БСДГ) во главе с Н.Статкевичем объединилась с
активно поддерживающей Президента Республики Беларусь Партией народного
согласия (ПНС). В январе 1997 года по просьбе Статкевича Минюст
ликвидировал БСДГ и зарегистрировал Белорусскую социал-демократическую
партию "Народная Громада" (БСДП-НГ), в состав которой вошли и известные в
республике политики: М.Гриб и Г.Таразевич. По мнению значительной части
руководства БСДГ, достаточных юридических оснований для ликвидации партии
не было, поэтому они образовали в марте 1997 года оргкомитет по возрождению
БСДГ, председателем которого был избран С.Шушкевич. В настоящее время в
Министерство юстиции поданы документы для регистрации партии "Белорусская
социал-демократическая Громада".

Лидер ПНС Л.Сечко, заявив о выходе из "Социал-демократического союза",
зарегистрировал в мае 1997 года новую партию под названием "Социал-
демократическая партия народного согласия (ПНС).

В СМИ активно обсуждались дела белорусских социал-демократов, их споры за
"первородство", причины раскольнической деятельности их отдельных лидеров.

Секретарь ЦК "Народнай Громады" М.Гриб, считая нецелесообразным образование
еще одной партии социал-демократического направления, сожалеет, что
"С.Шушкевiч з прычыны свайго амбiцыйнага характару, расколвае беларускую
сацыял-дэмакратыю i тым самым фактычна садзейнiчае iнтарэсам кiруючай
наменклатуры" С.Шушкевич убежден, что "социал-демократическое движение в
Беларуси предельно ослаблено альянсами руководителей БСДГ с
пропрезидентскими антидемократами типа Сечки, Долголева, Пашкевича и их
марионеточными организациями"

Несмотря на существующие разногласия среди социал-демократов, проявляет
наибольшую активность лидер партии "Народная Громада" Н.Статкевич.

С.Шушкевич окрестил Н.Статкевича "горе-руководителем". Однако последний
неустанно рождает очередные "нестандартные" идеи объединения
демократических сил не только в республике, но и в масштабе стран СНГ.
Известны его попытки создания антикризисного комитета, который провел
только одно заседание, политического блока "Социал-демократический союз"
вместе с Белорусской партией труда, который распался. Поэтому очередные
"идеи" Н.Статкевича воспринимаются политиками из других партий не без
иронии.

К центристским демократическим партиям, согласно их программных документов,
относится Либерально-демократическая партия (ЛДП) во главе с
С.Гайдукевичем. Надо признать, что ни одна партия в республике не имеет
столько печатных изданий (две республиканские газеты: "Республиканские
ведомости. Правда Гайдукевича" и "Либеральная газета", а также три
региональные).

В 1996 году создан Либерально-демократический белорусский союз молодежи, а
в 1997 году зарегистрированы Женская Либеральная ассоциация и Либерально-
демократическое женское правозащитное движение.

По словам председателя партии С.Гайдукевича, "либеральные демократы
медленно, но верно превращаются в серьезную политическую силу".

Хотя, судя по публикациям в прессе (а преобладают скандальные материалы о
криминальном прошлом белорусских либерал-демократов и заграничных "вояжах"
ее лидеров), активных действий партия не предпринимает. Да и газета "Правда
Гайдукевича" в последнее время выходит крайне нерегулярно.

В отличие от "левых" и "центра", "правые" партии и движения оказались более
"рачительными" хозяевами.

Во-первых, они прагматично использовали свой временный союз с отдельными
представителями левых сил: Партией коммунистов Белорусской и Аграрной
партией.

Во-вторых, БНФ всерьез занялся организационной работой и в начале осени
1997 года инициировал создание своих собственных молодежной организации и
женского движения.

Однако в руководстве БНФ уже давно нет единства по вопросу о тактике
деятельности. Это продемонстрировал очередной съезд БНФ, который состоялся
в июне 1997 года.

Руководство БНФ раскололось на две группировки: "позняковцев" и
"внутрипартийную оппозицию" во главе с Ю.Ходыко. Следствием их
противостояния стал процесс потери управляемости организацией, который
низвел партию БНФ до уровня карликовых партий.

В СМИ было опубликовано немало материалов о "междоусобных разборках" и
"банальных интригах" за лидерство внутри БНФ, а также их принципиальных
разногласиях с лидерами партий, входящих в "объединенную оппозицию", в
частности, ОГП.

З.Позняк, уловив тенденцию падения авторитета БНФ, некогда влиятельной
оппозиционной силы, и объективно оценивая развитие событий в республике, в
письме из эмиграции руководству БНФ отметил, что в последнее время в среде
белорусской оппозиции наблюдается "паралич сил".

"Ситуация обретает черты политического болота и никуда не движется. Еще
полгода такого паралича — и Белорусский народный фронт как серьезная
оппозиционная сила перестанет существовать и будет вытеснен на периферию
общественной жизни"

Спасая сложившееся положение, руководство БНФ выработало новую политическую
линию, предложив развить "мирное белорусское освободительное движение",
состоящее из пяти стратегических направлений деятельности. Главные из них:
акции по сбору подписей за отставку президента и получения гражданства
Белорусской Народной Республики (БНР).

Проведение этих акций изначально обречено на провал, так как они не только
нежизненны и нереальны, но и свидетельствуют о глубоком кризисе в рядах
оппозиционной партии Белорусского Народного Фронта.

Подтверждают этот вывод и материалы многочисленных социологических
исследований.

По результатам мониторинга, проведенного в декабре 1997 года, 55 процентов
опрошенных заявили о своем доверии институту президентства, который
полностью отождествляется с личностью А.Лукашенко.

Высокий рейтинг Президента А.Лукашенко, который с осени 1994 года держится
на уровне 50 процентов — бесспорный социологический факт.

При этом следует отметить, что белорусское общество является достаточно
стабильным. Подавляющее большинство населения сохраняет верность
консервативным традициям в отношении к власти и экстремальные формы
противостояния официальной политике (массовое неповиновение) находят отклик
лишь у 5 процентов населения.

Поэтому планы оппозиции на массовые выступления в перспективе
представляются безосновательными.

Политические игры, затеянные вокруг "наследства БНР", а также предложения
стать гражданами нового государства, в котором Рада БНР объявит досрочные
выборы в парламент и ликвидирует институт президентства, не имеют под собой
никаких правомочных оснований.

Особую роль среди оппозиционных партий занимает Объединенная гражданская
партия (ОГП), которая образовалась в 1995 году в результате объединения
Объединенной демократической и Гражданской партий. Программа и Устав партии
определяют ее как политическую партию либерально-консервативной
направленности. ОГП можно назвать кадровой партией, в ее составе много
известных белорусских политиков, она достигла определенных популистских
успехов.

В канун годовщины со дня проведения ноябрьского 1996 года референдума,
лидеры ОГП в союзе с депутатами бывшего Верховного Совета тринадцатого
созыва, состоящими в других партиях, инициировали проведение процедуры
импичмента Президента, завершить которую у них не было юридических
оснований.

10 ноября 1997 года было объявлено о создании новой гражданской инициативы
— "Хартии—97", основной целью которой ее инициаторы считают восстановление
Конституции 1994 года, а главным средством для достижения этой цели —
создание эффективной системы коллективной защиты прав и свобод каждого
гражданина.

Надо признать, что большие надежды, возлагаемые лидерами ОГП на "Хартию-97"
не вполне оправдываются. В результате оперативного социологического
исследования в декабре 1997 года на вопрос: "Знаете ли Вы о существовании
такой общественной инициативы, как "Хартия-97"?" — в целом по республике

71,4 процента опрошенных ответили отрицательно.

В феврале текущего года созданный по решению собрания депутатов бывшего
Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва Национальный
исполнительный комитет (НИК) во главе с Г.Карпенко заявил о себе, выступив
с предложением "взять ответственность за судьбу страны на себя" и
представив Концепцию и основные направления экономических реформ в
Беларуси, которые были опубликованы в газете "Народная воля" 19 февраля
1997 года.

На ближайшую перспективу ОГП, являясь стержнем оппозиционных партий, одной
из важнейших задач оппозиции видит в усиленной подготовке к президентским
выборам, которые, как считает Политсовет партии, должны состояться в 1999
году.

В принятом заявлении ОГП обратилась ко всем демократическим партиям и
общественным объединениям республики, выступающим за восстановление в
стране конституционной законности, с предложением о согласовании единой
кандидатуры от демократических сил на выборы Президента Республики Беларусь
и создании объединенного штаба по их подготовке.

Но, как известно по материалам СМИ, инициативу ОГП не поддерживает
руководство партии БНФ, которое выступает против выборов по действующей
Конституции.

Член ОГП А.Лебедько, призвавший недавно оппозицию сделать "пять шагов к
единому кандидату", по сути, констатировал, что пока такого лидера нет.

К тому же руководители оппозиционных партий по причине личных амбиций с
трудом идут на компромисс.

Как отмечал секретарь ПКБ В.Новиков, "практически любой лидер, даже самой
мелкой партии, хочет стать президентом. И не ниже ("БДГ", 20.11.97 г.).

Поэтому перспектива объединения оппозиционных партий в единый политический
блок, а также выдвижение единой согласованной кандидатуры на пост
Президента были трудноразрешимыми.

Так, могли ли рассчитывать на успех нынешние демократические партии?

Социологи прогнозировали, что у демократов шансов мало.

По данным опроса, проведенного Независимым институтом социально-
экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в декабре 1997 года, за
кандидатов БНФ стали бы голосовать лишь 13,5 процента, а за ОГП — 6,1
процента избирателей. Такой же результат ожидает и их лидеров: на
президентских выборах за Позняка стали бы голосовать только 7,4 процента
противников Лукашенко, за Карпенко — 5,1 процента, за Гончара и Шушкевича —
по 4,2 процента (остальные лидеры набирают еще меньше).

Для сравнения: за А.Лукашенко на новых президентских выборах готовы
голосовать 45,4 процента респондентов.

По результатам социологических рейтингов последних двух лет в числе
наиболее влиятельных политических партий и Белорусская партия женщин
"Надзея". Это, пожалуй, одна из немногих партий, среди руководства которой
отсутствуют амбиции и борьба за лидерство. Популярности этой партии
способствуют и более 20 женских организаций, действующих в республике.
Несмотря на различную политическую ориентацию, они сотрудничают,
разрабатывают общие программы и участвуют в совместных акциях. И это
вселяет оптимизм и вызывает доверие у населения.


2.3. Партии и законодательство

Законодательство каждой страны по-своему регулирует (или нет) правовой
статус партий.

В одних странах порядок образования партий вообще не урегулирован правом.
Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в
качестве таковой. В других странах законодательство не требует формальной
регистрации партии в каком-либо государственном органе, однако организация
приобретает статус партии лишь при представлении в компетентные органы
строго определенных документов: программы, устава или манифеста. В третьих
странах, к числу которых относится и Республика Беларусь, правовыми актами
предусмотрена обязательная регистрация партий, после чего они приобретают
статус юридического лица.

Для того чтобы партии могли успешно осуществлять свои функции,
законодательство наделяет их достаточно широкими правами и полномочиями. В
большинстве стран за ними закреплено право выдвижения кандидатов на
выборные государственные должности. Партии могут иметь и распространять
собственные печатные издания, проводить митинги, манифестации,
демонстрации. За ними закреплено право критики правительства и
государственной администрации.

Наиболее широкими полномочиями обладают партии, представленные в
парламенте. Они имеют право создавать парламентские группы (фракции),
направлять своих представителей в государственные органы, формируемые
парламентом. В ряде стран такие партии имеют доступ к государственным
средствам массовой информации в период между выборами.

Еще одной стороной правовой регламентации деятельности партий является
закрепление их организационной структуры. Почти во всех странах, где есть
законы о партиях, подробно регулируются вопросы организационного строения
партий, структуры, состава и взаимоотношений партийных органов. Партии
имеют также право на самороспуск, слияние, разделение, создание молодежных,
женских и других союзов и организаций.

В Беларуси все политические партии и общественные объединения
регистрируются и работают на основании двух законов, принятых в октябре
1994 , — "Об общественных объединениях" и "О политических партиях". В связи
с принятием этих законов появилось четкое разграничение политических партий
и общественных формирований, которые не вправе заниматься политической
деятельностью.

Какие права политическим партиям гарантирует действующее в республике
законодательство?

Политические партии, согласно статье 23 Закона Республики Беларусь "О
политических партиях", с момента регистрации имеют право пропагандировать
свои идеи, цели и решения, образовывать свои печатные издания, проводить
митинги и демонстрации, участвовать в подготовке и проведении выборов,
выдвигать кандидатов и вести агитацию за них, образовывать избирательные
блоки.

Министерство юстиции Республики Беларусь проводит регистрацию политических
партий и общественных движений, а также осуществляет контроль за
соблюдением ими действующего в республике законодательства.

В начале 1998 года работники министерства завершили очередную проверку
соответствия деятельности зарегистрированных в республике партий их
уставным документам.

Выяснилось, что многие партии, созданные накануне парламентских выборов,
использовав право выдвижения своих кандидатов, практически перестали
существовать. Некоторые из них не имеют ни одной взятой на учет
региональной партийной организации (хотя это одно из требований устава
партии). Мало того, что есть партии, которые никак себя не проявляют в
общественно-политической жизни республики, но и не проводят обязательных
внутрипартийных мероприятий, что также противоречит уставам партий.

Это говорит о том, что некоторые партии стали "партиями-фантомами".

Министерство юстиции, используя право ставить вопрос перед Верховным Судом
о закрытии тех партий, которые существуют только на бумаге, неоднократно в
течение года направляло им предупреждения о необходимости предоставления
информации о количественном составе партий и их организационных структурах.

На развитие партийной системы (учитывая, что большинство партий считаются
партиями парламентского типа) существенное влияние оказывает и наличие
демократического закона о выборах, в котором заложен тип выборной системы и
определены права и полномочия партий и общественных объединений в период
избирательной кампании.

Существует мнение (оно было озвучено в прессе лидерами некоторых
оппозиционных партий), что на всем постсоветском пространстве избирательная
система в Беларуси остается самой "консервативной". С этим нельзя
согласиться.

В республике действует мажоритарная избирательная система, которая
предусматривает избрание членов парламента в избирательных округах. Но
остается спорным вопрос, какая же избирательная система более
демократичная: мажоритарная, пропорциональная или смешанная (мажоритарно-
пропорциональная)?

Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и
проведению республиканских референдумов Л.Ермошина считает, что
мажоритарная избирательная система более справедлива и особенно эффективна
в условиях преобладания "карликовых партий", так как она наиболее полно
отражает картину политических пристрастий избирателей.

Нельзя согласиться и с мнением, что мажоритарная избирательная система не
представляет возможности для партийной работы, ущемляет права партий.

Следует отметить, что мажоритарная система, действующая в западных странах
— США, Англии, Франции и ряде других, как свидетельствует их опыт, не
мешает ни демократии, ни работе партий.

Итоги проведенных парламентских выборов в соседних постсоветских
государствах позволяют сделать некоторые выводы о недостатках используемой
мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.

Во-первых, голосование по партийным спискам позволяет попасть в парламент
людям, которые зачастую не выдержали бы личной конкуренции. Ведь, голосуя
по партийным спискам, избиратели все же ориентируются на конкретные
персоналии лидеров, не задумываясь о том, что, благодаря их голосам,
депутатами могут стать совершенно другие люди, причем эти депутаты не будут
нести перед избирателями никакой ответственности, так как они не были
избраны в конкретном избирательном округе.

Во-вторых, выборы по партийным спискам имеют одну специфическую
особенность: состав парламента не в полной мере отражает настроения
общественного мнения, поскольку не учитываются голоса людей, поддержавших
партии и движения, которые не преодолели избирательный барьер. Например, по
итогам парламентских выборов в Молдавии из 15 политических партий и блоков
в парламент прошли только четыре, а в Верховную Раду Украины из 30 партий и
объединений — только восемь.

В последнее время в России раздаются голоса, в том числе и в президентском
окружении, об отмене выборов по партийным спискам и за проведение выборов
по мажоритарной системе.



Заключение
Процесс формирования устойчивых, жизнеспособных политических партий во
многих странах занял несколько лет.

Примерно такой же путь к многопартийности, видимо, предстоит пройти и
Беларуси.

Следует отметить, что лишь немногие из ныне действующих в Беларуси
политических образований смогут получить заметную поддержку у избирателей и
тем самым доказать, что они действительно являются подлинными политическими
партиями, за которыми стоят реальные социальные силы.

Однако, учитывая тот факт, что политические партии все же являются
необходимым элементом демократической политической системы и определенным
связующим звеном между гражданином и государством, представляется весьма
актуальным участие всех ветвей власти в налаживании диалога с
представителями широкого спектра политических сил республики.

Это позволит повысить ответственность политических партий за состояние дел
в государстве, поможет достижению согласия по многим проблемным вопросам.



Литература:

1. "Российская газета", 24.02.98 г.

2. "7 дней", 29.11.97 г.


3. "Свободные новости", № 11, 20—27.03.98 г.


4. "Мы и время", № 32—33, октябрь 1997 г.


5. "Свабода", 05.09.97 г.


6. "Свободные новости", 5—12.09.97 г.

7. "БДГ", 19.02.98 г.



Оглавление

1. Что такое политическая партия

2.1. Формирование партийной системы в Беларуси

2.2. Состав партий


2.3. Партии и законодательство

Заключение







Реферат на тему: Формы государства

Содержание

|Введение |3 |
|Глава I. Формы государства |6 |
|§ 1. Понятие формы государства и ее элементы |6 |
|§ 2. Факторы, определяющие структуры государства |10 |
|§ 3. Формы правления (монархия, республика) |11 |
|Глава II. Парламентаризм и разделение властей в устройстве |20 |
|государства | |
|§ 1. Принцип разделения властей |20 |
|§ 2. Президент в системе разделения властей |26 |
|§ 3. Парламент в системе разделения властей |31 |
|Глава III. Эволюция формы правления в России в современный |36 |
|период | |
|Заключение |43 |
|Список используемых нормативных документов и литературы |45 |

Введение.

Форма государства представляет собой устройство государства в самом
широком смысле этого слова.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и
первостепенное практическо-политическое значение. От того, как организована
и как реализуется государственная власть, зависят эффективность
государственного руководства, действенность управления, престиж и
стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический
аспект.
Формы государства подвергались глубокому изучению уже в древности.
Философы рабовладельческих государств Греции, Рима и стран Востока
неизменно занимались объяснением и соответствующей классификацией
государственных форм, ибо относили этот вопрос к числу самых важных проблем
науки.
В период средневековья в учениях о формах государства так или иначе
обосновывался источник политической власти.
Далее мыслители (Монтескье, Руссо и др.) в своих политических учениях
стремились обосновать формы государства, исходя не из воли Бога, а из
принципов деятельности человеческого разума.
Марксистко-ленинская теория государства и права классифицировала
государства прежде всего по их историческим типам, показывая разнообразие
форм в рамках каждой общественно-экономической формации классового
общества.
Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее
организация, в содержательном отношении синтезируется из трех основных
элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы
(государственного) устройства, формы (государственного) политического
режима.
Ведущим элементом в форме государства, трактуемом в широком смысле,
является форма правления.
Представленная работа посвящена исследованию теоретических вопросов
понятия формы государства и ее элементов, рассмотрению причин возникновения
той или иной формы правления и ее польза для общества.
Это важно в современный эволюционный период для Российской
государственности, когда идут процессы формирования высших органов
государственной власти.
Одним из существенных достижений человеческой цивилизации является
правовое государство - как определенная теория и соответствующая практика
организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Ее
общечеловеческая ценность определяет и наши современные установки,
устремления и усилия по Формированию и развития начал правовой
государственности в посттоталитарной России. История развития политико-
правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства
необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-
правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы
государственной власти, учреждение различных государственных органов,
четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения
между собой, способов формирования, форм деятельности и т.д.
(организационный, властно-институциональный аспект). "Правовое государство
можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-
политической власти и ее взаимоотношении к индивидам как субъектами
права"[1]. К числу отличительных признаков правового государства относится
организация и функционирование суверенной государственной власти на основе
принципа разделения властей. Поэтому в представленной работе значительное
внимание уделяется вопросам разделения властей в устройстве государства.
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим,
правовым, федеративным и социальным государством. Осталось ли это только
декларированием на бумаге или реально отражает процессы, происходящие в
современной России - этому посвящена последняя глава работы.
Данное исследование проводилось путем обобщения знаний, полученных в
ходе изучения научных трудов. Также сделана попытка анализа суждений,
высказываемых в периодических изданиях.
Приведены различные точки зрения на исследуемые проблемы.
Исследование производится путем совокупности приемов и методов
познания. В работе анализируются отдельные понятия форм правления. В
изучении вопроса используется диалектический подход, когда государство и
право изучаются во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными
факторами. Кроме того, посредством материалистического подхода описываются
реальные процессы, происходящие в современном Российском обществе.
Глава I. Формы государства.

§ 1. Понятие формы государства и ее элементы.

Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных
характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое
значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочивания,
синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-
правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной
недооценке данной категории. Однако, строгость и четкость формы государства
(как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли
бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении
провозглашенного политического курса.
По вопросу о понятии формы государства в советской юридической науке
имелись различные взгляды. Одни авторы под формой государства понимают
"организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех
основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного
устройства и политического режима"[2]. При этом под формой правления
имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующая ее
источниками, взаимоотношениями органов государства между собой и с
населением.
Другие авторы различают форму государства в узком и широком смысле.
При этом под формой государства в узком смысле принято считать форму
правления, а в широком - форму правления и форму государственного
устройства. Политический режим в таком случае рассматривается как момент,
характеризующий сущность государства[3].
В юридической литературе высказана также точка зрения, согласно
которой следует различать внутреннею и внешнею форму государства. Под
внутренней формой при этом, применительно к социалистическому государству,
понималась социалистическая демократия, а под внешней формой - конкретная
организация политической власти.
Некоторые авторы считают, что в действительности политический режим не
является однопорядковым с другими элементами. Наоборот, что он является по
отношению к ним определяющим и потому было бы целесообразней рассматривать
политический режим в качестве самостоятельного понятия государства, а форму
правления и форму государственного устройства - как форму государства[4].
Таким образом, в юридической науке не было выработано единое понятие
формы государства. Это затрудняет и решение проблем классификации форм
государства. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают
значение "содержания" государства, особенно его "классовую" сторону. При
этом не всегда обращается внимание на то, что "содержание "формировано",
что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно
форма, а не что-либо другое, содержательна"[5].
С легкой руки представителей исторического материализма все
прогрессивное относилось к содержанию. Однако, история многих стран учит,
что во времена жестких социально-политических кризисов, чреватых
национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя
организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что
в государстве устойчиво, стабильно, главным образом, относится к его форме.
От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной
степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм - тяжелый
социальный недуг нашего времени.
В настоящее время под формой государства понимают организацию
государственной власти и ее устройство. Потомно другим "парным" философским
категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его
содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность
государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее
осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как
организована власть в государстве, какими органами представлена, каков
порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий,
наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной
власти и т.д.
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы.
Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал
его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По
мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства
есть не "отвлеченное понятие" и не "политическая схема", безразличная к
жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. "Необходимо,
чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно "так" -
организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в
эту организацию"[6]
Под формой государства понимается организация государственной власти,
выраженная в форме правления, государственного устройства и политического
(государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает: а) организацию
верховной государственной власти, источники ее образования и принципы
взаимоотношения высших органов власти между собой и населением; б)
территориальную организацию государственной власти, соотношения государства
как целого с его составными частями; в) методы и способы осуществления
государственной власти.

§ 2. Факторы, определяющие форму государства.

"Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его
возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность,
исторический тип государства"[7].
Так феодальному типу государства соответствовала, как правило,
монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма
государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране,
особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например,
в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием
которого стала конституционная монархия - уступка феодалам.
На форму государства влияют национальный состав, исторические
традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по
территории государства обычно являются унитарными. Многонациональный состав
населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может
стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам. События в
Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные
распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу
должна быть свойственна "своя, особая, индивидуальная форма и конституция,
соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых форм и конституций. Слепое
заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным"[8].
Среди причин и условий, определяющих форму государства, можно назвать:
сущность государства (его цели и задачи); характер отношений между
классами; внешнее влияние; состояние урегулированности, степень
стабильности существующих внутри страны отношений; культурные традиции
общества.
§ 3. Формы правления (монархия, республика).

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства
как особой политической организации, необходимо проанализировать всю
совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу
последних можно отнести признаки, характеризующие порядок формирования и
организацию высших органов государственной власти или, иначе говоря, форму
правления. Эту сторону формы государства определяют:
- структура и полномочия высших органов государственной власти
страны;
- порядок их образования и взаимоотношений между собой;
- степень участия населения в формировании этих органов и влияние на
принимаемые ими решения.
В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от
того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия),
ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).
Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы
правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная
власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи
с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.
"Монархия и республика как основные формы правления доказали исключительную
живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической
истории"[9].
Монархией (греч. Monarchia - единовластие) называется такое
государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью
или частично) в руках единоличного главы государства. "Монархия есть такая
форма государства, в которой имеется единоличный, наследственный и
безответственный орган власти. Источник силы этого органа заключается в
исторической традиции, в мистическом уважении или к самой идее монархии или
к долго царствующей династии"[10].
Монарх прежде всего орган единоличный. Его личная воля имеет властное
значение. В наследственности весь смысл и вся сила монархизма. Правда,
современные формы государства в отдельных случаях предусматривают выборы
монарха на определенный срок, однако, такие монархи утрачивают один из
главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному
типу правления. Монарх считается главой государства. Это выражение следует
понимать не в том смысле, что он стоит над государством, а в том, что он
признается лицом, занимающим в обществе высшее социальное положение, а
также представителем государства на внешней стороне. "Монархическому
правосознанию свойственна потребность олицетворения государственного
дела"[11].
В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные.
В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти -
законодательной, исполнительной и судебной сосредоточена в руках монарха
(примером такой монархии может служить Россия XVII - XVIII вв., Франция до
революции 1789 г и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии -
категория исторически ограниченная. "Созданные как альтернатива феодальной
раздробленности и междуусобным войнам, абсолютные монархии, выполнив свою
историческую миссию, в большинстве стран мира либо видоизменились под
воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае
неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате
буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции
и др."[12]
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом -
парламентом - либо особым правовым актом - конституцией. В большинстве
ограниченных монархиях налицо сочетание обоих способов ограничения власти
монарха - конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет
парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде - в виде единого
писанного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким образом, принято
именовать парламентарными. С одной стороны, сохранение в этих государствах
монархии - дань традиции, поскольку монарх выполняет в них чисто
номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит
выборному органу - парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы
государства в лице монарха является символом стабильности этих государств,
их уважение к историческому прошлому и собственной государственности.
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде
дуалистических монархий. Их отличие от парламентских состоит в
сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной
власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и
значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать
абсолютное вето на законы, принятые парламентом.
Степень участия населения в формировании органов власти монархии
составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной в руках
монарха. Говоря о конституционном закреплении формы правления, следует
отметить, что абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу и
поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может,
поскольку любая попытка опереться на закон означает ограничение власти,
введение ее в определенные рамки. Население приобретает право на участие в
формировании органов государственной власти в монархии только с момента
ограничения власти монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на
политической арене нового класса - буржуазии, которая, опираясь на частную
собственность - основу экономической самостоятельности, начинает рваться к
государственной власти. И монарх, пытаясь сохранить свою власть, идет или
на создание коллегиального органа, обладающего в той или иной мере
властными полномочиями (либо на то и другое одновременно). В странах
развитого капитализма коллегиальный орган - парламент - приобретает
огромные полномочия, превращая монарха в номинальный орган. А там, где эти
отношения развиты недостаточно, номинальный характер приобретает
деятельность органа, избираемого населением (пример - Государственная Дума
России 1905 - 1914 гг.).
Ограниченная монархия является формой правления, близкой к
республиканской. "Государства, поставленные в последовательный ряд,
обнаруживают незаметный переход от монархии к республике: Россия, Пруссия,
Австро-Венгрия, Италия, Бельгия, Англия, Франция. Такая последовательность
приводит к мнению, что между новейшей конституционной монархией и
республикой нельзя установить существенного различия"[13].
Обычно считается, что монархисты воплощают собой "реакцию" или начало
"застоя", а республиканцы являются двигателем "реформ" и "прогресса". Вряд
ли это соответствует исторической действительности. Монархический строй
умеет ценить и блюсти добрые традиции; опасность его состоит в том, что
вместе с добрыми традициями, он будет поддерживать во что бы то ни стало и
дурные традиции, и что косный традиционализм и консерватизм помешает
проведению творческих необходимых реформ. А республиканский строй, с виду
развязывающий себе руки для всяческого новаторства и добивающийся его,
способен к тому, чтобы из революционного духа порвать и убить все благие
традиции и обратиться к такому "новаторству", которое станет сущим
проклятием для всего народа. Живой пример тому можно найти в
коммунистической революции в России.[14]
Республикой (лат. Res publica - общественное дело) называется такое
государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на
определенный срок органам государственной власти. В свою очередь,
современные республики делятся на парламентарные, президентские и
смешанными (полупрезидентские).
На выбор правления оказывает влияние ряд факторов, но определяющими
здесь должны быть долговременные интересы стабильности государства, а не
сиюминутные политические проблемы, и та или иная расстановка сил.
В парламентарной республике населением страны на строго определенный
срок избираются высший представительный законодательный орган
государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что
парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только
является высшим законодательным органом государственной власти, но и,
опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей
власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или
формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует
разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную
(президент и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и
другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения
парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом)
правительства.
Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в
том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые
им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку
правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка
парламента или изменения соотношения в нем партийно-политического
большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку
ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу
партийного большинства.
Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается
наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, и
иногда в правительстве, представителей различных политических партий.
Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты,
представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к
сбалансированному решению, устраивающему всех, или, по крайне мере,
большинство населения страны. Поэтому неотъемленным элементом
парламентарной республики является развитая многопартийная система. "При
неразвитости партийной системы даже экстремисткие (малочисленные) партии
могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это

Новинки рефератов ::

Реферат: Обычаи и традиции Шотландии (География)


Реферат: Инновационная политика (Менеджмент)


Реферат: Платежный баланс страны, его роль и назначение (Банковское дело)


Реферат: Культура Казахстана (Культурология)


Реферат: Векторная графика (Компьютеры)


Реферат: История развития атомной энергетики (Естествознание)


Реферат: Влияние СМИ на политику (Политология)


Реферат: П. Я Григорьев "Холодные блюда и закуски" (Кулинария)


Реферат: КультУра (Культурология)


Реферат: Договор аренды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Смысл воспитания (Педагогика)


Реферат: Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс (Педагогика)


Реферат: Автоматизированные технологические комплексы (Радиоэлектроника)


Реферат: Ринок цінних паперів та перспективи розвитку в Україні (Деньги и кредит)


Реферат: Ртутно-цинковые элементы (Химия)


Реферат: Голод 1933 года на Украине (История)


Реферат: Положение воинов по законам царя Хаммурапи (История)


Реферат: Алжир во второй половине XX века (История)


Реферат: Электроэнергетика России (География)


Реферат: Развитие инструментальной музыки в эпоху романтизма. Творчество Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист