GeoSELECT.ru



Компьютеры / Реферат: Видеокарты (Компьютеры)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Видеокарты (Компьютеры)


Перепрошивка BIOS видеокарт

с чипами GeForce (GeForce 256,

GeForce2, GeForce3)



Введение…

В данном материале я хочу рассказать вам о процедуре изменения и
последующей перепрошивки BIOS (от англ. Basic Input-Output System — Базовая
Система Ввода-Вывода) видеокарт класса GeForce, GeForce2 и GeForce3 от
NVIDIA. Как вы уже, наверное, знаете, BIOS — один из самых важных элементов
функционирования карты, поэтому вопрос его «замены», по-моему, более чем
серьезен. Мы уже обращались к этой теме, когда рассматривали перепрошивку
BIOS на более ранних чипах серии TNT2, однако жизнь вносит свои коррективы,
появляется новое железо, новое программное обеспечение, и пришло время к
теме вернуться, на этот раз для семейства GeForce/GeForce2/GeForce3. Тем,
кто не читал прошлый материал, я рекомендую ознакомиться с ним — в свое
время он был довольно известен в Рунете, читавшие же его ранее также найдут
для себя нечто новое (я надеюсь ?). Как и в прошлый раз, рассмотрим
теоретические аспекты этого вопроса и инструменты, позволяющие получить
практический результат. Вначале хочу напомнить о существующем многообразии
различных биосов. Будьте внимательны, выбирая биос для последующей работы —
обратите внимание на соответствие параметров вашей видеокарты (чип, тип
памяти и ее размер, производитель и др.) и «желанного» биоса. Если все в
порядке, то переходим к теории, не забывая, что речь пойдет о семействе
GeForce/GeForce2/GeForce3 и его различных модификациях (SDR/DDR, МХ, GTS,
Pro, Ultra).

Зачем вам менять BIOS?

Предлагаю вначале провести эдакий соцопрос на тему «Зачем вам менять
BIOS?». Вполне возможно, что надобности в этой процедуре у вас нет.
Особенно это относится к новичкам, которые, наслушавшись разговоров
«бывалых», тоже решаются на этот шаг, плохо осознавая, что и зачем делают.
Именно они потом появляются на всевозможных «железных» конференциях с
криками: «Я перепрошил биос, теперь мой компьютер не грузится!» Именно для
того, чтобы процент таких возгласов был как можно меньше, и проведем наш
соцопрос.
. Хочу BIOS с поддержкой SBA (Fast Writers)
Прирост от включения SBA (см. «Что такое SBA? Нужно ли оно мне и как
его поставить себе?»), как, впрочем, и Fast Writers (см. «Что такое
режим «Fast Writes»?»), невелик, о чем свидетельствует данный
материал, т.е. лично я бы из-за этого биос не менял (а вдруг случайно
запорю — возиться потом не очень-то охота ?). К тому же если у вас
GeForce2 MX, то биоса с поддержкой SBA я для него не встречал, а если
GeForce2 GTS, то он по умолчанию у «нормальных» производителей
включен.
Но даже не это в данном случае главное. Главное — внимательно
проверьте, поддерживает ли ваша материнская плата данный режим.
Проверить это можно либо в документации по материнской плате, либо
используя специальные утилиты — RivaTuner, ZTAGPTool, PCIList,
PowerStrip. Вы также можете воспользоваться нашим FAQ (часть 1, часть
5) — там уже освещен данный вопрос по самым распространенным чипсетам.
Так вот, если вдруг ваша материнская плата не поддерживает искомый
режим, то пусть у вас будет хоть самый наипоследнейший биос с
поддержкой SBA, Fast Writers и прочих чудес, воспользоваться вы ими не
сможете. Совсем!
. Хочу разогнать свою карту, изменив частоты прямо в BIOS, чтобы не
загружать каждый раз твикер, например, PowerStrip
До недавних пор для обладателей GeForce'ов этот вопрос стоял очень
остро, т.к. разгон был возможен двумя способами:
o с помощью твикера, который постоянно висит в памяти (что
огорчает, согласитесь ?)
o через закладку Детонатора/фирменных драйверов (Детонаторы имеют
ограничение по разгону, а фирменные драйверы не всегда имеют
закладку и почти всегда «довольно стары и медленноваты»)
Мне могут возразить: я, мол, разгоняю «руками через реестр», т.е.
напрямую прописываю частоты карты в соответствующих ветках реестра.
Да, сейчас эта опция доступна, но до недавнего времени ключи были
зашифрованы хитрым алгоритмом, и только с расшифровкой ключей
Unwinder'ом этот подход стал широкодоступным. Да и зачем «лопатить
реестр», перепрошивать биос, когда можно взять RivaTuner с закладкой
разгона и, спокойно выставив нужные частоты, записать их в реестр.
[pic]
Те же, кто перешел на GeForce с TNT2 и привык к TNTClck, могут
воспользоваться старшим братом этой утилиты — GF2Clck. Вывод: на
данный момент лучшие твикеры для GeForce/GeForce2 позволяют разгонять
видеокарты без перепрошивки биоса и без постоянного нахождения в ОЗУ
машины.
. Хочу уменьшить тайминги памяти и тем самым увеличить скорость
По данному вопросу можно отметить два момента: во-первых, значения
таймингов для линейки GeForce до сих пор не расшифрованы, а во-вторых,
вряд ли можно существенно поднять производительность, меняя тайминги
памяти. Таким образом можно скорее понизить стабильность работы платы,
чем увеличить быстродействие.
. Хочу разогнать карту под ОС UNIX (или ее клоном)
Да, надо признать, что пока под UNIX-системами довольно мало такого
рода программ (я имею в виду "твикалки"). Поэтому теперь наряду с
NVClock можно использовать и метод разгона путем внесения необходимых
частот в BIOS.
. Хочу поменять Sub Vendor ID/ Sub Vendor Model
Если вы хотите сделать из своего noname фирменную карту (например, для
последующей установки фирменного ПО), то изменение ID с последующей
перепрошивкой биоса как раз для вас. Другого способа на сегодня нет
(разве что программный взлом драйверов, но это уголовно наказуемое
деяние).
. Хочу поменять BIOS на более свежий — у меня некорректно работает карта
Это веская причина при соблюдении двух условий: ваша видеокарта и
вправду функционирует местами некорректно (кстати, а почему вы сразу
не поменяли ее по гарантии?!), и новый биос исправляет именно «ваши»
проблемы. Тогда, конечно, стоит заняться перепрошивкой. А если просто
вышел новый биос, в котором что-то там исправлено, а у вас карта
прекрасно работает и со старым, то зачем искать себе на голову
приключений? ? Кстати, в настоящее время перепрошивка биоса стала уже
чем-то обыденным (написано много материалов, даны тонны рекомендаций и
т.д.), и следствием этого являются попытки новичков при нестабильной
работе платы в первую очередь перепрошить биос — мол, перепрошью, и
все будет ОК. На самом деле, как показывает опыт, перепрошивка реально
требуется довольно редко. Чаще всего нестабильность обусловлена
перегревом платы (на чипах нет не только вентилятора, но и
радиатора!), некачественным монтажом элементов или плохим качеством
комплектующих. Также могут влиять «замусоренность» ОС или неправильная
установка драйверов, но уж никак не биос…

Подготовка к перепрошивке биоса

Итак, выбор сделан, и необходима перепрошивка биоса, возможно, с
предварительной его модификацией. Прежде чем что-то запускать и что-то там
шить, нужно основательно подготовиться к процедуре — чем лучше будем
готовы, тем меньше вероятность возникновения проблем в дальнейшем,
поверьте. Кстати, начиная прошивать биос, запаситесь ручкой и бумагой и
документируйте все свои действия и все то, что будет «говорить» вам
компьютер — это может очень сильно пригодиться в случае неудачи.
Возвращаясь к подготовке: она включает в себя, строго говоря, два этапа —
сохранение (резервирование) старого биоса и подготовка компьютера в целом к
перепрошивке. Давайте чуть подробнее рассмотрим эти, несомненно важные,
моменты.

Правильный выбор биоса

BIOSы различных производителей отличаются своими обозначениями (кодом).
Например, NVIDIA обозначает свои BIOSы набором «CC.cc.mm.ee.oo», где «oo» —
OEM-версия, а Creative — набором «CC.cc.oo.mm.ee». То есть одна и та же
версия биоса обозначается:
. в транскрипции от NVIDIA — 2.10.01.04.1
. в транскрипции от Creative — 2.10.1.01.04
Поэтому рекомендуем убедиться, какой биос и для какой карты вы собираетесь
прошивать. Как показывает практика, встречаются «умельцы», пытающиеся
увеличить производительность TNT2, прошивая биос от GeForce. Внимательно
изучите, подходит ли вам выбранный биос по различным параметрам: чипу, типу
памяти, наличию дополнительных функций и т.д.

Резервирование биоса

1. Берем прошивальщик биоса (либо аналогичного класса программу) и
сохраняем локально образ видеобиоса. Это будет небольшой, порядка
50 КБ, файл.
2. Полученному файлу даем простое имя (например, my.bin) и помещаем его в
корневой каталог системной дискеты. Копию помещаем в корень диска С:
3. Теперь добавляем к этому файлу недостающие для перепрошивки файлы —
собственно, сам прошивальщик и библиотеки для его работы. В случае
прошивки референс-биоса от NVIDIA это будет соответствующий
nvXXflash.exe и DOS-extender dos4gw.exe.
4. Проверяем, грузится ли машина с этой системной дискеты. По
собственному опыту знаю, что со временем дискеты «сыпятся», а
проверить, рабочий ли диск, до сих пор обычно лень. В данном случае
это обязательный пункт.
5. После этого создаем системные файлы autoexec.bat и config.sys на
случай неудачи. Вы можете скачать наши файлы либо подготовить свои;
главное, чтобы через N (у нас установлено в 10) секунд машина
автоматически пыталась прошить оригинальный биос.


autoexec.bat:

CLS

PROMPT

$p$g

GOTO

%CONFIG%

:success

GOTO end

:failed

nvflash my.bin

GOTO End

:end


config.sys:

[Menu]

MENUITEM = success, Bios successfully changed

MENUITEM = failed, Bios change is FAILED!

MENUDEFAULT = failed, 10

[success]

[failed]
6. Внимательно проверяем наличие всего необходимого еще раз и приступаем
непосредственно к процедуре модификации/перепрошивки.

Проверка биоса «на совместимость»

После подготовки резервной копии нужно проверить, подходит ли вам выбранный
биос по различным критериям — соответствующим ID, контрольной сумме и т.д.
Для этого воспользуемся чудесной программой VGABios. Эта программа
представляет собой динамически загружаемый драйвер, который позволяет
подгружать BIOS с диска. VGABios перезаписывает ту область системного ОЗУ,
где кэшируется BIOS видеокарты (в BIOSе материнской платы предварительно
должно быть включено кэширование BIOSа видеокарты в системном ОЗУ). При
этом содержимое ПЗУ видеокарты не изменяется. Для постоянного использования
необходимо прописать загрузку программы в autoexec.bat (сама программа и
файл BIOSа должны быть в одной папке диска, лучше в корне, чтобы не
запутаться с путями):


c:vgabios -fROMFile -tM


где ROMFile — файл видеобиоса, M — TV-режим (значения от 0 до 5)
Тем же VGABios'ом проверяется работоспособность прошиваемого BIOSа:
загрузили, проверили, если все ОК, то шьем. То есть в случае неудачной
загрузки вам следует просто загрузиться с обычной системной дискеты и
отменить вызов VGABios'а в autoexec.bat.

Перепрошивка биоса

Перед самой процедурой перепрошивки хотелось бы сделать одно, на мой взгляд
ценное, замечание. Зачастую после сохранения оригинального биоса и
сравнения его с претендентом на заливку пользователя пугает разница в
размерах файлов. На самом деле ничего страшного здесь нет — просто один
биос дополнен нулями до размера, кратного машинному слову, второй же
показывает фактический размер биоса (а по числу занимаемых блоков
(кластеров) на винчестере они одинаковы). Так что не пугайтесь, ситуация
под контролем.

Общие рекомендации к перепрошивке

Обычно процедура перепрошивки выполняется из «чистого DOS'а» (в Win 9X по
нажатию «Shift + F5»), как и рекомендовано, однако торопыги могут работать
и из окна MS-DOS под Windows… Для NT и Windows 2000, вероятнее всего, лучше
загрузиться с DOS-дискеты. Имена директориям и файлам, используемым в
процессе прошивки, лучше давать максимально простые — для удобства, если
придется работать с командной строкой… Кроме того, желательно наличие блока
бесперебойного питания (на случай появления экскаватора для починки
магистрали или дяди Васи-электрика) или хотя бы сетевого фильтра для
помехозащищенности. Если у вас наличествует разгон какого-либо компонента
(процессор, видеокарта…) или их совокупность, то лучше перевести все в
штатный режим функционирования, хотя возможна спокойная прошивка при
системной шине 83 МГц и прилично разогнанной видеокарте… Но это из серии
«как делать не надо».

Редактирование биоса

Для редактирования биоса воспользуемся лучшей (и единственной?) программой
в этом классе — GF123Bios Edit, предназначенной для редактирования биоса
карт на базе GeForce256 (SDR/DDR), GeForce2 (МХ, МХ100, МХ200, МХ400, GST,
Pro, Utra) и GeForce3. Я намеренно перечислил все модификации, так как если
написать просто «плат на чипах GeForce», то меня завалят вопросами типа:
«Вот, вы писали про GeForce, а как мне прошить мою NVIDIA GeForce2 MX?»
Итак, вернемся к GF123Bios Edit. Программа предназначена только(!) для
редактирования биоса, но не для самой перепрошивки. Редактировать можно:
различные ID (производителя, модели и т.д.), частоты чипа и памяти, которые
являются дефолтными (по умолчанию), тайминги, выводимые при загрузке
надписи и т.д. Программа предоставляет развитый графический интерфейс,
избавляя нас от разбора шестнадцатеричных чисел «подопытного» файла с
биосом, поэтому работа с ней — одно удовольствие: загрузили нужный (текущий
или с диска) биос, откорректировали необходимые параметры и сохранили в
виде файла на диск. После этого запустили прошивальщик, и «дело в шляпе».
Рассмотрим саму программу:
[pic]

. Верхний блок из двух редактируемых полей — строки, выводимые при
загрузке машины (можно написать что угодно, вплоть до «NVIDIA GeForce4
GTS VGA BIOS»)
. SubVendorID, SubVendor Model — ID фирмы производителя карты и модели
. NVIDIA Model — идентификатор чипсета (модель чипа, установленного на
видеокарте)
. Core Clock/Memory Clock — частоты ядра/памяти соответственно
. Current Clocks — блок для установки частоты ядра (core), частоты
памяти (memory) и таймингов памяти (последние менять категорически не
рекомендую, т.к. информации по расшифровке значений на данный момент
нет)
. Блок кнопок «Common» — обеспечивает получение текущего BIOSа («Get
Current BIOS»), открытие («Open BIOS file») и сохранение («Save BIOS
file») файлов с BIOSом. Важное замечание: для начала работы выполните
чтение текущего образа BIOS — из памяти либо с диска!
. Блок кнопок «Special» — обеспечивает загрузку шрифтов («BIOS Font»)
для «русификации» BIOSа и синхронизацию копий биоса («Sync with 1st»)
Остановимся подробнее на некоторых рабочих моментах программы. Для этого
рассмотрим новинку от VICO — работу со шрифтами, прошитыми в BIOS. Вызов
данной функции производится кнопкой «BIOS Font»
[pic]
Эта функция позволяет заменять кодовую таблицу шрифтов в видеобиосе на
любую из определенных в CPI-файлах комплекта DOS (находятся для Windows 98
в каталоге %WIN%COMMAND). Для чего это нужно? Замена позволяет видеть
корректное отображение русских символов без загрузки пресловутого
display.sys, не отдавая ему порядка 10 КБ ОЗУ. Например, это может
пригодиться при загрузке в Safe Mode…
Для установки русской кодовой страницы на большинстве машин будет
достаточно загрузить ega3.cpi и выбрать 866-ю кодировку.
[pic]
Следующая новинка по сравнению с TNT Bios Edit — это синхронизация копий
биоса от NVIDIA и производителя карты. По идее они должны совпадать, но
некоторые фирмы-«умники» пишут в свою копию оригинальные значения. Функция,
вызываемая по кнопке «Sync with 1st» поможет вам избежать рассинхронизации
копий.
И последний момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание —
несовпадение контрольной суммы файла BIOSа. Довольно часто пользователи
сталкиваются с такой проблемой, и GF123Bios Edit ее успешно решает: просто
загрузите файл биоса в программу, а затем сохраните — контрольная сумма
будет пересчитана и образом можно пользоваться.
Замечание: для работы программы необходима предварительная установка run-
time библиотеки LabWindows/CVI Run-Time Engine, которую можно взять там же,
где вы взяли основную программу…

Непосредственно замена биоса

После подготовки образа биоса к перепрошивке (с предварительным
редактированием или без оного) файл биоса нужно «залить» в видеобиос. Для
референсных биосов используется программа nvFlashХХ.exe, точнее, ее
определенная версия. В нашем случае для GeForce256 (SDR/DDR), GeForce2 (MX,
MX100, MX200, MX400, GTS, Pro, Ultra) и GeForce3 это nvflash.exe
Формат запуска файла из командной строки таков:


с:nvflash change.bin


где change.bin — файл прошиваемого BIOSа.
После выполнения данной команды биос прошит. С чем вас и поздравляю.

Что делать в случае неудачи?

В случае неудачи не нужно судорожно жать на кнопку «Power» в надежде, что
«еще не поздно» и, может, «оно еще не прошило». Лучше спокойно попробуйте
повторить процедуру перепрошивки. Если не получилось — попробуйте
восстановить резервный BIOS (можно и второй раз, после загрузки со
сделанной системной дискеты). Если же ваш компьютер все равно не грузится —
карта не оживает, то нужно взять старую ISA- или PCI-карту (только
неперепрограммируемую — nonFlashable) и вставить в машину. Далее повторяем
процедуру прошивки заново. Дело в том, что первой в машине включается
именно видеокарта, а ISA-видеокарта — более «старое» устройство и
включается независимо, не требуя BIOSа (в компьютерах с BIOSом Award на
материнской плате есть boot-block, инициализирующий ISA-карту).
Если в результате манипуляций видеокарта не ожила… Что ж, вам нужно
обратиться к специалисту либо в фирму, продавшую вам видеокарту.

Что делать, если прошивальщик «не понимает» биос?

Иногда пользователь при попытке перепрошивки получает сообщение вроде
«EEPROM not found, не могу прошить биос…». Здесь возможны несколько причин.
Причина первая и самая тривиальная: ваша карта непрошиваема, т.е. у вас
стоит неперепрограммируемая микросхема биоса (сейчас это редкость, но
случается). Причина вторая: данная программа-прошивальщик не подходит к
вашей карте (либо не тот ID, либо не поддерживаемый тип микросхемы). В этом
случае можно попытаться найти другой прошивальщик — либо фирмы-
производителя карты, либо референсный от NVIDIA (надо сказать, что он
подходит к большинству карт). И, наконец, третья причина: несовпадение
контрольной суммы файла биоса. Эта проблема решается просто: нужно
загрузить файл в GF123Bios Edit и сохранить его на диск под другим именем.
Новый файл уже будет дополнен до машинного слова и контрольная сумма будет
в порядке.

Заключение

Помните, что изменяя/перепрошивая BIOS видеокарты, вы тем самым производите
несанкционированное вмешательство в «устройство прибора». При этом вы
автоматически лишаетесь гарантии продавца на товар, даже если все прошло
удачно. Здесь уместно указать следующее: если карта перестала нормально
функционировать по какой-либо причине, не связанной с вашей перепрошивкой
BIOSа, то никто не мешает вам перепрошить «родной» BIOS и поменьше
распространяться в гарантийной мастерской о проделанной процедуре. В случае
неудачи вам нужно будет обратиться к специалистам для восстановления биоса
либо замены видеокарты.
Удачи!





Реферат на тему: Видеоконференции в сети INTERNET



Аннотация.


В дипломном проекте было разработано абонентское устройство для проведения
видеоконференция в сетях INTERNET со следующими входными параметрами:
стандартный цифровой компонентный цифровой сигнал формата ITU-R 601/25 и
выходными – стандартный компонентный цифровой сигнал формата ITU-R 601/25.
Для устройства кодирования – декодирования выбрали : цифровую камеру
PANASONIC GN213, микросхемы американской фирмы GET PLESSEY, компьютер INTEL
Pentium, видеомонитор VIEW SONIC 17 GS с разрешением 0,26 дюйм.

Оглавление

Аннотация. 1
Оглавление 2
Введение: 3
Глава 1. Обзор систем видеоконференций 4
п. 1.1. Назначение систем видеоконференций. 4
П. 1.2. Передача мультимединых данных в INTERNET в реальном масштабе
времени 17
Глава 2. Технические требования на абоненсткое устройство конференц связи
33
п. 2.1. Выбор структуры и форматов данных в системе видеоконференций 33
П. 2.2. Выбор метода кодирования - декодирования, описание стандарта
кодирования. 42
Глава 3. Разработка структурной схемы устройства кодирования-декодирования
52
п. 3.1 Выбор элементной базы для абонентского устройства 52
п. 3.2. Разработка структурной схемы абонентского устройства кодирования
59
п.3.3. Сравнительный анализ оконечных устройств имеющихся на рынке на
данный момент 60
п.3.4. Разработка принципиальной схемы декодирования абонентского
устройства. 62
п. 3.5. Расчет цифровых потоков в системе видеоконференций 68
п. 2.7.Выработка требований к оконечному терминалу 69
Глава 3. Разработка вопросов по экологии и безопасности жизнедеятельности.
70
п. 3.1.Требования к видеодисплейным терминалам и ПЭВМ. 70
Глава 4. Технико -экономическое обоснование . 76
Заключение. 85
Глоссарий наиболее часто употребляемых сокращений. 86
Приложение 1 91
Принципиальная схема декодера абонентного устройства 91
Приложение 2 92
Спецификация 92



Введение:


Данный дипломный проект посвящен разработке абонентского устройства для
проведения видеоконференций в Internet. Эта проблема становится все более
актуальна в последнее время. Среди наиболее перспективных сфер применения
видеоконференций можно выделить следующие: совместная работа над
документами, приложениями в рабочей группе; корпоративная сеть, в том числе
с использованием надомного офиса. Данный способ групповой работы находит
все большее применение благодаря увеличению числа компаний, рабочие места
сотрудников которых располагаются по месту жительства, что способствует
повышению эффективности их работы и существенной экономии средств. В
частности, исключается аренда помещений, оплата счетов на электроэнергию,
рабочее время.

Получившая в последнее время развитие практика постепенного внедрения
средств видеоконференций в сферу обучения позволит не просто прослушать и
увидеть лекцию известного преподавателя, находящегося в другом полушарии,
но осуществлять интерактивное общение с помощью видеоконференций.

В дипломном проекте рассмотрен стандарт Н.323 для проведения
видеоконференций в сетях с интегрированными услугами. Разработана
структурная схема абонентского устройства со следующими параметрами:
входные параметры устройства кодирования -

Стандартный цифровой компонентный телевизионный сигнал ITU-R 601/25,
выходные параметры декодирования: стандартный цифровой компонентный сигнал
формата ITU-R 601/25

Экономический расчет показывает, что внедрение именно этого устройства
является актуальным.



Глава 1. Обзор систем видеоконференций


п. 1.1. Назначение систем видеоконференций.


В связи с бурным развитием сетевых и коммуникационных технологий, возросшей
производительностью компьютеров, и, соответственно, с необходимостью
обрабатывать все возрастающее количество информации (как локальной,
находящейся на одном компьютере, так и сетевой и межсетевой) возросла роль
оборудования и программного обеспечения, что можно обозначить одним общим
названием "person to person". Виртуальные средства обучения, удаленный
доступ, дистанционное обучение и управление, а также средства проведения
видеоконференций переживают период бурного расцвета и предназначены для
облегчения и увеличения эффективности взаимодействия как человека с
компьютером и данными, так и групп людей с компьютерами, объединенными в
сеть. Несмотря на то, что экологическая ниша видеоконференций разработана
не на все сто процентов, уже сейчас в мире имеется более 200 компаний,
которые предлагают различное оборудование и программное обеспечение для их
организации и проведения.

Благодаря тому, что видеоконференции, предоставляют возможность общения в
реальном режиме, а также использования разделяемых приложений,
интерактивного обмена информацией, их начинают рассматривать не только как
нечто экспериментальное, но и как частичное решение проблемы автоматизации
деятельности и предприятия, и человека, дающее существенное преимущество по
сравнению с традиционными решениями.

Средства проведения видеоконференций, бывшие диковинкой два года назад, уже
сейчас находят широчайшее применение в большинстве корпоративных,
государственных и частных учреждений. Уже к началу 1995 года во всем мире
имелось свыше 100 тысяч настольных систем видеоконференций. Причем
увеличение установленных систем осуществляется экспоненциально. В начале
1996 года число установленных во всем мире систем превышало 350 тысяч, из
которых более двух третей - в США. В США же никого не удивляет тот факт,
что в визитных карточках, наряду с телефоном, факсом, адресом электронной
почты и адресом в Internet, указываются телефон и адрес, по которым можно
осуществить видеоконференцсвязь с хозяином визитной карточки. В связи с
бурным развитием глобальных сетей и максимальным использованием средств
видео и аудио для достижения существенного роста эффективности выполняемых
действий большинство компаний, входящих в список Fortune 500 и
государственных учреждений, США к концу 1998 года планируют оснастить
средствами проведения видеоконференций более 90 процентов рабочих мест.

Удаленная диагностика человека, оборудования, удаленное обучение - еще
одно интересное направление применения средств видеоконференций. Даже
находясь в сотнях километров от пациента, врач может правильно
продиагностировать больного, прибегая к "виртуальной" консультации
высококлассных специалистов, присутствие которых в данном месте не
представляется возможным. Аналогично группа экспертов может провести
диагностирование оборудования, находясь в офисе и не тратя время на
бесконечные перелеты.

Получившая в последнее время развитие практика постепенного внедрения
средств видеоконференций в сферу обучения позволит не просто прослушать и
увидеть лекцию известного преподавателя, находящегося в другом полушарии,
но осуществлять интерактивное общение с помощью видеоконференций.

Однако вплоть до недавнего времени настольная видеоконференцсвязь являлась
недостаточно качественной и технически полноценной (при исключительно
высокой цене - до 20 тысяч долларов в расчете на рабочее место) для того,
чтобы ее воспринимать серьезно. Сейчас ситуация изменилась в лучшую
сторону, причем стоимость даже наиболее сложных изделий не превышает 6-7
тысяч долларов, а большинство систем настольных видеоконференций не дороже
2000 долларов. Традиционно видеоконференции характеризовались как
комбинация специализированного звука и видео, а также технологии работы с
сетями связи для взаимодействия в реальном масштабе времени и часто
использовались рабочими группами, которые собирались в специализированном
месте (обычно это был зал заседаний, оснащенный специализированным
оборудованием), чтобы связаться с другими группами людей. Стоимость средств
видеоконференций, используемых для этого, была велика из-за необходимости
использования специализированного высококачественного оборудования и
дорогих арендованных каналов связи.

История настольной видеоконференцсвязи - это отнюдь не идеальная история
долгого использования видеоизображений размером с почтовую марку и
чрезвычайно низкого качества. Всегда существовали проблемы с передачей
информации и ее искажением, тем более что имевшиеся тогда технические и
программные средства, увы, не способствовали популярности и,
соответственно, распространению видеоконференцсвязи. [6]

Можно предположить, что средства проведения видеоконференций начали
интенсивно развиваться и что технология, используемая при этом, предлагает
серьезный вариант обмена информацией и связи между людьми, являясь
достойной альтернативой другим формам связи и совместной работы.

Исторически сложилось так, что средства проведения видеоконференций можно
разделить не только по техническим характеристикам и принципам соответствия
различным стандартам, но и на настольные (индивидуальные), групповые и
студийные. Каждый из этих вариантов видеоконференций четко ориентирован на
решение своих задач. Наиболее распространены благодаря относительно
невысокой стоимости и быстроте окупаемости затрат сегодня настольные
средства проведения видеоконференций.

Настольные видеоконференции (НВ)



[pic] [pic]



рис. 1

Доступная аудитория и вариант общения: обычно диалог двух лиц. Качественная
характеристика связи: нет необходимости в большой производительности
(ширине полосы связи). Стиль общения: неформальный, спонтанный. Необходимые
затраты: только программное и аппаратное обеспечение, используемое на
рабочем месте. Необходимое оборудование: компьютер с установленной
поддержкой аудио и видео, микрофон, динамики или наушники, видеокамера,
LAN, ISDN соединение.

Оптимально для совместного интерактивного обмена информацией, использование
разделяемых приложений, пересылка файлов с низкими временными и финансовыми
затратами.

Настольная видеоконференция объединяет аудио- и видеосредства, технологии
связи для обеспечения взаимодействия в реальном масштабе времени путем
использования обычного персонального компьютера. При этом все участники
находятся на своих рабочих местах, а подключение к сеансу видеоконференций
производится с персонального компьютера способом, очень похожим на обычный
телефонный звонок. [6]

Настольная видеоконференция позволяет пользователям эффектно заполнять
промежутки времени между согласованием совместных действий и выполнением
согласованных действий, что дает несравненно больший эффект, чем просто
общение по телефону.

Для НВ требуются персональный компьютер, сконфигурированный для
использования в сети, со звуковыми и видеовозможностями, кодер-декодер (для
сжатия/декомпрессии звуковых и видеосигналов), видеокамера, микрофон,
быстродействующий модем, сетевое соединение или ISDN линия.

Способность совместно использовать приложения - неотъемлемая часть
современных настольных систем видеоконференций. При совместном
использовании идей или данных уже недостаточно видеть и слышать другого
человека. Значительно больший эффект дает совместное общение при помощи
аудио- и видеоинформации вместе с возможностью одновременно видеть и
использовать различные документы и приложения.

В настоящее время большинство наиболее популярных НВ систем использует
"whiteboard", или доску объявлений. С ее помощью отдельная экранная область
зарезервирована для просмотра и совместного использования документов в
дополнение к окну конференцсвязи, на котором отображаются участники НВ.

Доска объявлений

Обычно под доской объявлений нужно понимать программное обеспечение, дающее
возможность совместного создания и редактирования документа всеми
участниками конференции. Причем сам документ может не только состоять из
текстовой информации, но и иметь возможность отображать и графику и
различные элементы оформления, такие, как выделение участков текста
маркером, например. Преимуществом доски объявлений над другими средствами
групповой обработки информации, имеющимися в НВ, является относительно
высокое быстродействие ее по сравнению с разделяемыми приложениями.

Групповые видеоконференции (ГВ)


[pic]
[pic] [pic]



[pic]
[pic] [pic]



рис. 2

Доступная аудитория и вариант общения: группа с группой. Качественная
характеристика связи: необходима большая производительности (ширине полосы
связи). Стиль общения: практически формальный, ориентирующийся на
регламент. Необходимые затраты: программное и аппаратное обеспечение, а
также затраты на специализированные средства и помещения.

Необходимое оборудование: обязательны дисплей (по диагонали 29 или 37
дюймов) с возможностью масштабирования изображения, switched 56, ISDN
соединение, специализированное оборудование.

Оптимально для совместной интерактивной выработки решений, организации
группового взаимодействия между удаленными группами. Характерные
представители: PictureTel (Concorde 4500).

Как видно из вышеперечисленных характеристик, ГВ подходят для организации
эффективного взаимодействия больших и средних групп пользователей. Причем
благодаря значительно более высокому качеству видеоизображения сегодня
возможны обмен и просмотр документов, демонстрация которых в НВ
исключается. Кроме того, ГВ идеально подходят для проведения дискуссий и
выступлений там, где личное присутствие невозможно.

Число устанавливаемых систем ГВ сопоставимо с числом НВ, но возрастать оно
будет не столь быстро, как НВ, из-за необходимости использования в ГВ, как
минимум, ISDN линии.

Студийные видеоконференции (СВ)

Доступная аудитория и вариант общения: обычно один говорящий с аудиторией.
Качественная характеристика связи: необходима максимальная
производительность (ширина полосы связи). Стиль общения: формальный, жестко
регламентированный, устанавливаемый ведущим. Необходимые затраты: на
оборудование студии, на специализированное оборудование.

Необходимое оборудование: студийная камера(ы), соответствующее звуковое
оборудование, контрольное оборудование и мониторы, доступ к спутниковой
связи или оптоволоконной линии связи. Оптимально для решения задач, где
требуется максимальное качество и максимум возможностей для организации
обработки информации большим числом людей. Характерные представители:
специализированное телеоборудование.

Настольные видеоконференции - относительно новая технология, появившаяся из
нескольких других существующих технологий. В прошлом настольные
видеоконференции были невозможны. Однако интенсивное развитие компьютерных
технологий, особенно технологий связи, мультимедиа и персональных
компьютеров, дало им жизнь. Сегодня большинство компаний ищут способы
использования этой новой технологии, чтобы сохранить конкурентоспособность
на своем сегменте рынка.

Первыми появились студийные видеоконференции, использующие
специализированное телевизионное оборудование, которое стоило многие
десятки, если не сотни тысяч долларов и которые напоминали собой
телевизионную студию со специализированным осветительным и звуковым
оборудованием, с десятком камер. Кроме того, либо приходилось арендовать
специализированную линию, либо использовать спутниковую связь. Студийные
видеоконференции - это своего рода "hi-end" системы. Их используют только
большие корпорации, имеющие возможность вкладывать многие сотни тысяч
долларов в создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии
оборудования. Однако, несмотря на чрезвычайно высокую стоимость, в мире
имеется более 5000 систем (по оценкам западных экспертов - Binder, John.
"Videoconferencing: Yesterday`s Science Fiction, Today`s Telephone."
Aerospace America, February, 1995), которые в данный момент
эксплуатируются. Столь огромное количество этих систем объясняется
достаточно большим временным интервалом, в течение которого осуществлялось
их внедрение.

Групповые системы видеоконференции представляют собой нечто более близкое к
настольным, чем студийным. Поэтому большинство фирм, выпускающих настольные
средства видеоконференций, имеют в своем каталоге один-два варианта
групповых.

Самая недорогая и распространенная система видеоконференций базируется на
персональном компьютере. Большинство настольных видеоконференций состоит из
набора программ и аппаратуры, интегрированных в компьютер. Цена такого
комплекта может колебаться от 1500 до 7000 долларов. Типичный набор состоит
из одной-двух периферийных плат, видеокамеры, микрофона, колонок или
наушников и программного обеспечения. Для связи используется либо локальная
сеть, либо ISDN, либо аналоговые телефонные линии.

Поскольку у них различные методы передачи и несмотря на имеющиеся
стандарты, пока существуют проблемы в соединении и совместном использовании
изделий различных производителей. Еще одной проблемой является низкое
быстродействие при передаче по аналоговым линиям. Скорость самого
быстродействующего модема (по крайней мере, из используемых) составляет
28.8 Кбит/с. Это фактически приводит к тому, что передача данных получает
больший приоритет и становится более важной, чем аудио и видео. Поэтому
настольные видеоконференции с использованием модемной связи обеспечивают
передачу от 4 до 10 видеокадров в секунду, что вряд ли приемлемо. В лучшем
случае результатом будет окошко с видеоизображением размером в 176х144
элемента. (Salamone, Salvatore. " Videoconferencing`s Achilles Heels."
Byte, August 1995).

Если же использовать ISDN, где доступна связь на скоростях 128 Кбит/сек, то
возможна передача видео от 10 до 30 кадров в секунду с вдвое большим окном,
чем при модемной связи. По оценкам аналитиков, доля использования ISDN
возрастет от 50 до 80 процентов от общего числа систем видеоконференций. К
сожалению, и ISDN присущи определенные недостатки, среди которых надо
выделить высокую стоимость.

Наиболее оптимальный уровень быстродействия - это использование локальной
вычислительной сети в качестве конвейера передачи. При этом на основе
протокола CSMA-CD (Carrier-Sense Multiple Access/Collision Detection, или
множественный доступ с контролем носителя и обнаружением конфликтов, -
стандартный метод и протокол асинхронного доступа к сети с широкой
топологией) теоретическое быстродействие передачи составляет 10 Mbps (или
даже 100 Mbps с более новыми системами). Данный вариант имеет преимущество
в быстродействии, однако чтобы получить подобный высокий уровень
производительности, сеть должна быть специально выделена для проведения
видеоконференций (несколько неблагоразумно предполагать, что вся система
локальной сети на основе протокола CSMA-CD будет создана для единственной
цели - для видеоконференции). Действительно, если бы видеоконференция
использовала существующую систему, то в итоге быстродействие было бы меньше
оптимального из-за необходимости совмещать стандартные функции локальной
сети с проведением видеоконференций. Большинство локальных вычислительных
сетей использует посылку пакетов данных, в то время как системе
видеоконференций требуется пересылка непрерывных потоков данных.

Нужно помнить, что нет стандартов для межсоединения сетей видеоконференций
(H. 320 относится только к ISDN), следовательно, существуют проблемы
корректного связывания разнородных сетей видеоконференций. Кроме того,
стандарт Н.320, признанный сейчас базовым, на основе которого
разрабатываются остальные стандарты видеоконференций, в свое время встретил
противодействие Intel. Она в противовес ITU сформировала свой собственный
комитет PCWG, который занимался продвижением стандарта Indeo фирмы Intel.
Недовольство фирмы Intel было вызвано ограничениями, накладываемыми
стандартом Н.320 (вернее, ее подразделом G.261). Ситуация со стандартами
для видео (противостояния VHS и Video-8) не повторилась. Intel обеспечила
совместимость с Н.320 (только QCIF, но не CIF, как PictureTel, например).

Идеи по развитию видеоконференцсвязи упираются в такие достаточно серьезные
проблемы, как полное соответствие систем прежде всего принятым промышленным
стандартам, таким, как H.320, который определяет, каким образом, в каком
объеме и с каким качеством будут передаваться аудио- и видеоданные по
линиям ISDN. Несмотря на не стихающие споры, большинством ведущих
поставщиков стандарт H.320 оценен как самый жизнеспособный, наиболее удачно
сочетающий скорость передачи и качество передаваемой информации по
узкополосным линиям, подобно тому как V.32 является общепринятым стандартом
для определения рабочих характеристик модемной связи.

Стремление привести все средства к единому стандарту весьма важно. Это дает
возможность многим потенциальным поставщикам ввести в рынок различные
решения, ориентированные как на разнообразные сферы применения, так и на
различные ценовые группы и гарантирующие конечному пользователю возможность
сделать выбор, не опасаясь несовместимости между декларированными
системами. Это также означает, что настольная видеоконференцсвязь
используется на предприятии, которое приобрело достаточное число однотипных
комплектов. А это в свою очередь при соответствии всех систем стандартам
видеоконференцсвязи позволит приобретать наборы, которые по своим
характеристикам наиболее полно соответствуют требованиям специфических
приложений пользователя без ограничения на использование других комплектов
как программного, так и коммуникационного и аппаратного обеспечения.

Основная проблема с качеством видео состоит в том, что имеющиеся технологии
позволяют осуществлять относительно низкую скорость передачи кадра
(фрейма). Однако эта проблема может быть решена, если система будет
использовать хорошую видеофиксацию и эффективную реализацию сжатия
изображения без существенной потери качества.

Значительно проще решение проблем с качеством аудио. Несмотря на то, что
среднее человеческое ухо в состоянии воспринимать колебания от 20 Герц до
20 кГерц, колебания, вызываемые человеческим голосом, лежат в значительно
более узкой полосе. Это позволяет существенно уменьшить расходы сетевого
трафика на передачу аудиоинформации. Вот почему многие поставщики систем
настольных видеоконференций предпочитают класть в основу своих продуктов
хорошее качество аудио и развитые средства групповой обработки информации.

Качество и объем данных

Чем выше передаваемый объем данных, тем более качественным получается
видеоизображение. При скорости T1 (1536 Кб/с) качество видео наиболее
оптимально. Однако большинство пользователей не могут использовать данную
скорость из-зи большой стоимости . Именно поэтому для пользователей,
которым требуется оптимальное сочетание качества видео и стоимости,
особенно популярно использование 768 Кб/с. Большинство организаций
использует 384 Кб/с. Наконец, 128 Кб/с доступно большинству частных
пользователей ISDN.

Кроме того, существует целый ряд стандартов, прямо и косвенно базирующихся
на Н.320: Н.310 (для АТМ и широкополосной ISDN), Н.322 (isoEthernet), Н.323
(Ethernet) и, Н.324 (для аналоговых линий). В стандарте Н.321 добавлен
стандарт MPEG-2, позволяющий получить полноэкранное видеоизображение
телевизионного качества. [7]

Если поддержка стандартов ряда Н.320, Н.323, Р.324 декларирована огромным
количеством поставщиков, то наибольшее число проблем связано со стандартом
Т.120). Т.120 регламентирует разделение документов, приложений,
использование доски объявлений и пересылку файлов. Менее 10 процентов
изделий ведущих поставщиков оборудования для настольных видеоконференций
поддерживает указанный стандарт (из более чем 60 основных наименований -
всего 6).

Видеоконференции - оптимальный выбор

Как сделать правильный выбор, необходимо ли вложить максимум средств,
купить десяток дорогостоящих систем или ограничиться более простыми и
приобрести вдвое больше?

Неправильное вложение средств может привести к не использованию передовыми
технологиями. Именно поэтому при решении вопроса использования средств
видеоконференций необходимо исходить из ряда факторов, где цена и обилие
возможностей стоят, отнюдь, не на первом месте. В первую очередь нужно
знать несколько ключевых моментов, на основе которых и следует оценивать
средства видеоконференций.

В основе любой современной системы проведения видеоконференций лежит
устройство, называемое кодер-декодером (кодеком). Кодек ответствен за
кодирование, декодирование, сжатие и декомпрессию звуковых и видеосигналов.
При всех прочих равных условиях (например, при одинаковом качестве камер)
чем лучше реализован кодек, тем лучше звуковой и видеосигнал. Функции кодек
могут быть выполнены программным обеспечением либо аппаратным путем с
помощью DSP или некоторой комбинации из программного и аппаратного
обеспечения. Главный фактор, влияющий на цену системы, - цена и возможности
кодека. Реализованные программно кодеки иногда в несколько раз дешевле
аппаратных. Однако для успешного использования их необходима значительно
более высокая производительность компьютера, а также нужно больше места на
жестком диске и больше оперативной памяти. Иногда групповые и настольные
системы так близки по возможностям и ценам между собой, что бывает трудно
корректно позиционировать их, тем более что большинство поставщиков имеют в
своем арсенале и те и другие.

Персональные системы обычно выполняются как приложения для Windows, с
видеоизображением в маленьком окне на рабочем столе. Они также используют
одиночную ISDN линию (один или два 64-Kбит/с b-канала). Кроме традиционной
двухсторонней звуковой и видеосвязи, эти системы, как правило,
предоставляют возможности, которые облегчают совместное использование
данных, разделяемых приложений, что позволяет обеим сторонам редактировать
документ или электронную таблицу. Термин "говорящие головы" иногда
характеризует звуковое и видеокачество этих систем. Быстрые движения
приводят к значительному искажению изображений, именуемому обычно эффектом
тени. Такое качество - результат ограничений ширины полосы частот,
компромиссов в реализации кодека, дешевой камеры и звуковых компонентов.
Поэтому в данных системах, хотя и декларируется совместимость со
стандартами Н.320 и G.261, в большинстве случаев частота кадров не
превышает 10, а разрешение CIF вообще недоступно.

Системы групповых конференций, с другой стороны, иногда предлагают видео в
полный экран, 30 кадров в секунду, а также высочайшее качество аудио.
Достигается это путем использования сложных кодеков, высококачественных
аудио- и видеокомпонент и значительной полосы пропускания, лежащей вне
пределов одноканальной ISDN. Поэтому неудивительно, что стоимость таких
систем может в несколько раз превышать вроде бы близкую по характеристикам
настольную систему. Так что если есть потребность в использовании групповых
средств видеоконференций, то необходимо применение Т1 (как дробного, так и
выделенного) или PRI соединения ISDN. Следовательно, минимум для них - 384
Кбит/с.

Еще одна серьезная проблема - проведение конференций с числом участников
более 20 и совместное использование не совсем совместимых систем. Для
решения этих проблем используются специализированные устройства MCU
(Multipoint Control Unit), которые исторически являются своеобразными
бриджами для соединения Н.320 совместимых устройств. В число основных
функций MCU входит кодирование, декодирование, микширование аудио- и
видеосигнала, а также управление, контроль за проведением видеоконференции.
Однако сейчас название MCU ошибочно дается тем бриджам, которые
поддерживают многосторонние конференции с использованием только данных или
данных и аудио и несовместимы с Н.320. На самом деле эти устройства
называются MCS (Multimedia Conferencing Server).

Характерным примером средств настольных видеоконференций со всеми присущими
им достоинствами и недостатками можно считать Intel ProShare Personal Video
Conferencing System 200, которая, не будучи самой распространенной
системой, тем не менее является одной из наиболее функционально богатых,
аппаратно-совместимых и не очень дорогих решений для видеоконференций на
базе Windows-совместимых компьютеров.

Видеоконференции в настоящее время -относительно новая технология, которая
появилась путем использования лучших свойств других технологий, в том числе
и столь популярной сегодня мультимедиа. Два-три года назад трудно было
предугадать, что видеоконференции из забав для профессионалов превратятся в
серьезные инструменты для решения проблем, которые постоянно возникают в
нашем стремительно меняющемся мире. Сегодня большинство компаний ищут
способы использовать эту новую технологию, чтобы остаться
конкурентоспособными на своем сегменте рынка.

П. 1.2. Передача мультимединых данных в INTERNET в реальном масштабе
времени


Системы видеконференций базируются на достижениях технологий средств
телекоммуникаций и мультимедиа. Изображение и звук с помощью компьютера
передаются по каналам связи локальных и глобальных вычислительных сетей.
Ограничивающими факторами для таких систем будет пропускная способность
канала связи и алгоритмы компрессии/декомпрессии цифрового изображения и
звука. Предположим, мы имеем неподвижную картинку (кадр) на экране
компьютера размером 300х200 пикселов с глубиной цвета всего 1 бит/пиксел.
На запись такого изображения потребуется 60 Kбайт. Скорость смены кадров в
телевизоре составляет 25 кадров/с, в профессиональном кинопроекторе 24
кадра/с. Нам бы хотелось получить такую же частоту смены кадров размером 60
Kбайт каждый при сеансе связи в системе видеоконференции. Для этого наш
канал связи должен обеспечить пропускную способность 1,5 Mбайт/с. Ни один
современный канал связи такой пропускной способности за разумную цену не
обеспечивает, поэтому возникает проблема сжатия видеосигнала. На сегодня
известны два основных типа алгоритмов сжатия видеоизображения : алгоритмы
сжатия без потерь и алгоритмы сжатия с потерями. Алгоритмы сжатия с
потерями позволяют добиться очень высокой степени сжатия изображения,
такой, что даже по низкоскоростным каналам связи можно передавать
изображения с незначительной потерей качества, практически незаметной для
человеческого глаза. Выполнение таких алгоритмов требует достаточно больших
вычислительных мощностей. Для достижения приемлемых частот смены кадров на
экране монитора требуется дорогостоящее аппаратное обеспечение, называемое
общим словом CODEC (compression/decompression). Концепция настольных
видеоконференций предполагает возможность доступа к телеконференциям с
любого, даже домашнего, компьютера. Использование дорогостоящего
оборудования CODEC идет вразрез с этой концепцией, что заставляет
создателей аппаратуры систем видеоконференций прибегать к разумным
компромиссам. Декомпрессия изображения требует меньшей вычислительной
мощности, чем компрессия, поэтому некоторые производители используют
аппаратные средства для компресcии данных, а декомпрессия осуществляется
программно. [11]

Стандарт JPEG и его производные

Стандарт JPEG (Joint Photographic Experts Group, группа экспертов по
фотографическим изображениям) является стандартом ISO (International
Standards Organization, Международная организация по стандартизации). Этот
стандарт поддерживает компрессию как с потерями, так и без потерь. Однако
если термин "формат стандарта JPEG" употребляется без каких-либо оговорок,
то обычно это означает, что подразумевается компрессия с потерями. Сжатие
изображения по методу JPEG предполагает преобразование блоков изображения в
реальном цвете размером 8х8 пикселов в набор уровней яркости и цветности. К
каждому блоку применяется двумерное дискретное преобразование Фурье, в
результате чего получается набор из 64 коэффициентов, представляющих данный
блок. Затем коэффициенты квантуются с помощью таблиц компонентов яркости и
цветности, после чего информация о блоке упаковывается в коэффициенты,
соответствующие меньшим частотам. В результате получается представление
коэффициентов в двоичном виде. Этот метод обеспечивает сжатие изображения в
пределах от 10:1 до 20:1 при приемлемом качестве. Основное назначение
формата JPEG с потерями -- получение фотографических изображений высокой
степени сжатия при незначительных видимых потерях качества. Формат MJPEG,
или Motion JPEG (JPEG для подвижных изображений) стандартом ISO не
является. Тем не менее, так принято называть цифровой видеосигнал,
представляющий собой последовательность изображений, сжатых с потерями в
стандарте JPEG.

Стандарт Н.261 разработан организацией по стандартам телекоммуникаций ITU
(Международный союз телефонной связи), которая раньше называлась CCITT
(Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии). На
практике, первый кадр в стандарте H.261 всегда представляет собой
изображение стандарта JPEG, компрессированное с потерями и с высокой
степенью сжатия. Последующие кадры строятся из фрагментов изображения
(блоков), либо JPEG-подобных, либо фиксирующих отличия от фрагментов
предыдущего кадра. Последовательные кадры видеоряда, как правило, очень
похожи друг на друга. Поэтому стандарт Н.261 чаще всего используют в
телеконференциях. Код, задающий перемещение части изображения, короче кода
аналогичного фрагмента в стандарте MJPEG, то есть требует передачи меньшего
количества данных. Поэтому при определенном значении пропускной способности
линии связи изображение в формате H.261 зрительно воспринимается более
качественным, чем изображение в формате MJPEG. Различия кадров всегда
кодируются исходя из предыдущего кадра. Поэтому данная методика получила
название "дифференциация вперед" (forward differencing). Итак, изображение
в формате H.261 передается меньшим количеством данных, и, кроме того, для
декодирования такого изображения требуется меньше вычислительной мощности,
чем для декодирования видеопотока в формате MJPEG при аналогичном качестве.


Спецификация MPEG (Motion Picture Experts Group, Группа экспертов по
подвижным изображениям) предлагает еще более изощренную, чем стандарт
H.261, методику повышения качества изображения при меньшем объеме
передаваемых данных, реализованную в стандартах MPEG-1 и MPEG-2. Помимо
дифференциации вперед, стандарт MPEG-1 обеспечивает дифференциацию назад
(backward differencing) и усреднение (averaging) фрагментов изображения.
Даже на CD-ROM c одинарной скоростью передачи данных (1,2 Мбит/с) MPEG-1
позволяет добиться качества, сравнимого с качеством кассеты VHS, записанной
на профессиональной аппаратуре. Кроме того, MPEG-1 нормирует кодирование
аудиосигнала, синхронизированного с видеосигналом. 2.2.4.1.[10]



ВИДЕО MPEG

Цветное цифровое изображение из сжимаемой последовательности переводится в
цветовое пространство YUV (YCbCr). Компонента Y представляет собой
интенсивность, а U и V - цветность. Так как человеческий глаз менее
восприимчив к цветности, чем к интенсивности, то разрешений цветовых
компонент может быть уменьшено в 2 раза по вертикали, или и по вертикали и
по горизонтали. К анимации и высококачественному студийному видео
уменьшение разрешения не применяется для сохранения качества, а для
бытового применения, где потоки более низкие, а аппаратура более дешевая,
такое действие не приводит к заметным потерям в визуальном восприятии,
сохраняя в то же время драгоценные биты данных.

Основная идея всей схемы - это предсказывать движение от кадра к кадру, а
затем применить дискретное косинусное преобразование (ДКП), чтобы
перераспределить избыточность в пространстве. ДКП выполняется на блоках 8х8
точек, предсказание движения выполняется на канале интенсивности (Y) на
блоках 16х16 точек, или, в зависимости от характеристик исходной
последовательности изображении (чересстрочная развертка, содержимое), на
блоках 16х8 точек. Другими словами, данный блок 16х16 точек в текущем кадре
ищется в соответствующей области большего размера в предыдущих или
последующих кадрах. Коэффициенты ДКП (исходных данных или разности этого
блока и ему соответствующего) квантуются, то есть делятся на некоторое
число, чтобы отбросить несущественные биты. Многие коэффициенты после такой
операции оказываются нулями. Коэффициент квантизации может изменяться для
каждого "макроблока" (макроблок - блок 16х16 точек из Y-компонент и
соответствующие блоки 8х8 в случае отношения YUV 4:2:0, 16х8 в случае 4:2:2
и 16х16 в случае 4:4:4. Коэффициенты ДКП, параметры квантизации, векторы
движения и пр. кодируется по Хаффману с использованием фиксированных
таблиц, определенных стандартом. Закодированные данные складываются в
пакеты, которые формируют поток согласно синтаксису MPEG.

Соотношение кадров друг с другом

Существует три типа закодированных кадров. I-фремы - это кадры,
закодированные как неподвижные изображения - без ссылок на последующие или
предыдущие. Они используются как стартовые. P- фреймы - это кадры,
предсказанные из предыдущих I- или P-кадров. Каждый макроблок в P-
фрейме может идти с вектором и разностью коэффициентов ДКП от
соответствующего блока последнего раскодированного I или P, или может быть
закодирован как в I, если не соответствующего блока не нашлось.

И, наконец, существуют B- фреймы, которые предсказаны из двух ближайших I
или P-фреймов , одного предыдущего и другого - последующего.
Соответствующие блоки ищутся в этих кадрах и из них выбирается лучший.
Ищется прямой вектор, затем обратный и вычисляется среднее между
соответствующими макроблоками в прошлом и будущем. Если это не работает, то
блок может быть закодирован как в I- фрейме.

Последовательность раскодированных кадров обычно выглядит как

I B B P B B P B B P B B I B B P B B P B ...

Здесь 12 кадров от I до I фрейма. Это основано на требовании
произвольного доступа, согласно которому начальная точка должна повторяться
каждые 0.4 секунды. Соотношение P и B основано на опыте.

Чтобы декодер мог работать, необходимо, чтобы первый P- фрейм в потоке
встретился до первого B, поэтому сжатый поток выгдядит так:

0 x x 3 1 2 6 4 5 ...

где числа - это номера кадров. xx может не быть ничем, если это начало
последовательности, или B- фреймы -2 и -1, если это фрагмент из середины
потока.

Сначала необходимо раскодировать I- фрейм , затем P, затем, имея их оба в
памяти, раскодировать B. Во время декодирования P показывается I- фрейм , B
показываются сразу, а раскодированный P показывается во время декодирования
следующего. [11]

Сжатие аудио

При сжатии аудио используются хорошо разработанные психоакустические
модели, полученные из экспериментов с самыми взыскательными слушателями,
чтобы выбросить звуки, которые не слышны человеческому уху. Это то, что
называется "маскированием", например, большая составляющая в некоторой
частоте не позволяет услышать компоненты с более низким коэфициентом в
близлежащих частотах, где соотношение между энергиями частот, которые
маскируются, описывается некоторой эмпирической кривой. Существуют похожие
временные эффекты маскирования, а также более сложные взаимодействия, когда
временной эффект может выделить частоту или наоборот.

Звук разбивается на спектральные блоки с помощью гибридной схемы, которая
объединяет синусные и полосные преобразования, и психоакустической модели,
описанной на языке этих блоков. Все, что может быть убрано или сокращено,
убирается и сокращается, а остаток посылается в выходной поток. В
действительности, все выглядит несколько сложнее, поскольку биты должны
распределяться между полосами. И, конечно же, все, что

Новинки рефератов ::

Реферат: Роль химии в решении сырьевой, энергетической и экологической проблемах (Химия)


Реферат: Международные валютные отношения (Валютные отношения)


Реферат: Бабочки и мотыльки (Биология)


Реферат: Виды конфликтов в организации (Менеджмент)


Реферат: Блатная музыка (Культурология)


Реферат: Нормативні акти господарського законодавства: поняття і види (Государство и право)


Реферат: Бизнес-план "Организация компьютерной сервисной фирмы" (Менеджмент)


Реферат: Основные принципы исследования особенностей проявления биомеханических пар метров подъема штанги тяжелоатлетами (Биология)


Реферат: Культура России 17 - 18 век. Обмирщение. Расширение культурных связей с Европой (История)


Реферат: Стратегический менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Основы конституционного строя РФ (Право)


Реферат: Разработка сроков и состава работ ТР электрооборудования автомобиля ГАЗ-31029 (Транспорт)


Реферат: Религиозные воззрения сакских племен (Мифология)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Столыпин (Исторические личности)


Реферат: Фрески Ферапонтова Монастыря (Дионисий) (Искусство и культура)


Реферат: Преобразования плоскости, движение (Математика)


Реферат: История возникновения, сущность и этапы развития аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Формы и методы поддержки предпринимательской деятельности в РФ (Предпринимательство)


Реферат: Шпоры по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист