GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Избирательное право в РФ (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Избирательное право в РФ (Право)



СОДЕРЖАНИЕ :


Стр.
I. Введение………………………………………………………………… 2
II. Избирательное право:
1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3
2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4
3. Принципы избирательного права………………………………………6
4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9
III. Реализация избирательного права:
1. Законодательство о выборах……………………………………………10
2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11
3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13
IV. Заключение……………………………………………………………… 14
V. Список литературы……………………………………………………… 15



I. ВВЕДЕНИЕ.
Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако
ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование,
пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали
шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К
этому стремится и Россия.
Одним из принципов демократического режима является выборность и
сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их
легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами:
путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном
уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания –
Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.
На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах
Федерации и органы местного самоуправления.
Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее
проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему
и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает
полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте,
достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения
недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь
демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это
своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся
обрести справедливое правление.



II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды.
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих
представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему
власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим
избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его
реализацию в установленных Конституцией пределах.
Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об
избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы
могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в
них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а
частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты
парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают
общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не
выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным
голосованием.
Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы
были свободными, справедливыми и подлинными.
Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием
давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав
человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная
власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной
нормой (ч.3 ст.3).
Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из
демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы
всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения
справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе
их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и
злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).
Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность
избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям
реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и
на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

2. Избирательная система и избирательное право.
В ходе выборов возникают различные общественные отношения:
между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и
т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов
власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин
«избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется
применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле
различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются
пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного
большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое
большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой
стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства
Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих
группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в
пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный
пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов,
исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов
избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения –
карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв,
групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его
небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным
обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги
голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь
нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести
своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и
впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество»,
Союз Правых Сил и др.
Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и
пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая
система применяется на выборах Государственной Думы.
«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и
субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм,
регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов
государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные,
закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру
выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная
государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть
избранным (пассивное право).
Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят
собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые
устанавливают порядок избрания:
- Президента РФ;
- Депутатов Государственной Думы;
- Глав администраций субъектов РФ;
- Депутатов законодательных органов субъектов РФ;
- Органов местного самоуправления.
Важной чертой российского избирательного права является то, что
избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается
только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны
субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её
Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой
общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской
Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ.
Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные
положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные
положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам
конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе
органов государственной власти.

3. Принципы избирательного права.
Под принципами избирательного права понимаются обязательные
требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть
признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под
которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность
народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне.
Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права:
всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё
добровольность.
Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все
взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право
на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется
гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного
избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах.
Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в
выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это
может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет
элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому
Российское законодательство, устанавливает определённый процент
избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например,
при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной
Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта
2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали
52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России
проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не
голосовали вообще, либо проголосовали против.
Кроме граждан России активное избирательное право предоставляется
иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального
образования, в котором проводятся выборы. Правом быть избранным не граждане
не обладают.
Пассивное избирательное право ограничивается рядом дополнительных
условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами
субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не
моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10
лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего
главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. При
выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата,
установленный Федеральным законом 21 год. такой же возраст установлен и для
кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного
органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен
минимальный возраст 30 лет.
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой
дискриминации. Федеральным законом установлено одно общее ограничение
активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть
избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица,
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения
являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным
или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в
полном объёме.
Равное избирательное право, этот принцип предполагает равную для
каждого возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель
имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Следовательно, процедуры,
касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации
избирателей и составления избирательных списков является недопустимым. На
каждого депутата должно приходится примерно одинаковое число жителей или
избирателей округа.
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за»
или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы
позволяют гражданам непосредственно выбирать тех, кого они знают и кому
доверяют. Косвенные выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, и им
доверяют избирать Президента, как в США, являются менее предпочтительными.
Недостатки этой системы красноречиво показали выборы Президента США 2000
года, особенно в штате Флорида, где после долгих пересчётов, всего
несколько голосов дали перевес в пользу Дж.Буша. Прямые выборы в большей
степени гарантируют волю избирателей от всяких искажений, в том числе от
неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.
Тайное голосование – обязательное условие демократической системы
выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь
контроля за волеизъявлением. Избирателю гарантировано право: никому и
никогда не сообщать о своём выборе. В Российской истории тайное голосование
появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов
избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Для
гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках
создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в
которых не допускается присутствие иных лиц.
Добровольность, этот принцип заключается в том, что гражданин
свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. Никто не
вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию
или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на
избирательный участок – это гражданский долг каждого человека.


4. Гарантии избирательных прав граждан.
Выборы, если они действительно свободны, являются важным
показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан – это условия
и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу
волеизъявления. Условия – это политический режим, в котором проходят
выборы. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие
свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных прав граждан состоит
из:
- политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных
объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода
предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом
выборов;
- организационных, к ним можно отнести запрет на членство в
избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в
зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с
занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям
со стороны государственных органов при подготовке и проведении
выборов;
- материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению
выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню
выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);
- правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими
средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках
избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание
выборов недействительными при обнаружении нарушений законов,
установление административной и уголовной ответственности за нарушение
избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в
суд результаты выборов.
Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить
проведение подлинно демократических выборов.

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА,
1. Законодательство о выборах.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим
избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. От соблюдения и исполнения этого закона
зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и
принципиальность в решении государственных дел.
Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе
Конституции, Федерального закона «О выборах президента Российской
Федерации» от 31 декабря 1999 г. Последние внеочередные выборы Президента
России состоялись 26 марта 2000 г. по новому закону, который существенно
отличается от старого. Например, теперь кандидат в президенты обязан
заполнить декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе, а за неточные
данные он может быть снят с регистрации. Эти данные публикуются в средствах
массовой информации, и каждый избиратель может знать состояние кандидата,
за которого он голосует.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 21 июня 1995 г. из 450
депутатов – 225 избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 –
избираются по партийным спискам. Первые выборы в Государственную Думу 1993
г. проходили в сложной политической обстановке, поэтому было принято
решение избирать Думу и Совет Федерации на два года, хотя по Конституции
Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ст. 96 п.1).
Последние выборы в Государственную Думу Российской Федерации состоялись 19
декабря 1999 г. С окончанием холодной войны укрепилась тенденция к
демократизации общественного устройства. В связи с этим возрос интерес к
стандартам по проведению выборов, выработанным международными
организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-
правовой системой РФ. Особенно важны три международно-правовых акта:
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных прав 1952 г.
Закреплённые в этих международных актах принципы организации и проведения
выборов не являются исчерпывающими. Они носят самый общий характер, они
универсальны и потому абсолютно и во всём подходят для любого
демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией
избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового
сообщества.

2. Порядок проведения выборов.
Проведение выборов состоит из нескольких стадий, от момента назначения
даты выборов до объявления о результатах голосования. Избирательный процесс
– это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп
избирателей по подготовке и проведению выборов. В соответствии с
Федеральным законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» можно выделить стадии:
1. Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении дня
голосования, который может быть только календарным выходным днём.
2. Составление списков избирателей. Это избирательные документы,
определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и
проживающих на территории конкретного избирательного участка.
Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на
одном избирательном участке.
3. Образование избирательных округов. Территория, которая образована
согласно избирательному законодательству и от которой
непосредственно гражданами избираются депутаты и выборные
должностные лица. Округа формируются на основе данных,
предоставляемых органами исполнительной власти, при соблюдении
определённых требований (примерное равенство по числу избирателей,
целостность территории и т.д.).
4. Образование избирательных участков. Они создаются главой
муниципального образования по согласованию с избирательными
комиссиями, объединяют граждан общим местом голосования.
Избирательный участок создаётся из расчёта не более 3000
избирателей и не позднее 30 дней до выборов.
5. Образование избирательных комиссий, на которые возлагается
организационное руководство подготовкой и проведением выборов
(Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии
субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые).
Важнейший принцип деятельности комиссий всех уровней в том, что при
подготовке и проведении выборов они независимы от государственных
органов и органов местного самоуправления.
6. Выдвижение кандидатов, определяется круг лиц, из числа которых
будут избираться депутаты, губернаторы, президент. Кандидаты
регистрируются соответствующей избирательной комиссией по
письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию
предоставляется не менее установленного количества подписей
избирателей в поддержку кандидата.
7. Предвыборная агитация, граждане РФ, избирательные объединения имеют
право агитировать «за» или «против» любого кандидата. Предвыборная
агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за
один день до выборов. Избирательная комиссия контролирует
соблюдение установленного порядка проведения агитации.
8. Голосование, это народное волеизъявление. Каждый избиратель
голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Участковая комиссия должна обеспечить всем избирателям право
участвовать в голосования, в том числе лицам, которые по состоянию
здоровья либо другим уважительным причинам не могут прийти на
избирательный участок.
9. Подсчёт голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса
сначала подсчитываются на избирательных участках, затем
пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в
течении сроков, установленных законодательством, не менее года.

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Россия пока не имеет значительного опыта проведения
избирательных компаний и необходимого доверия населения к органам,
организующим выборы. В ходе избирательных компаний возникает много споров и
даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство
о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.
Законом установлена ответственность лиц, которые путём
насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному
осуществлению гражданином права избирать и быть избранным. Ответственности
подлежат лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица,
проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и в день
голосования, а также препятствующие работе избирательных комиссий или
голосованию на избирательных участках. Судебная практика по делам,
связанным с нарушением избирательного законодательства пока небогата, хотя
нарушений немало. На выборах в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. были
отмечены многочисленные нарушения в республике Башкортостан и Санкт-
Петербурге. Дума обратилась к Президенту и Генеральному прокурору с
предложением использовать их полномочия для пресечения и предупреждения
нарушений избирательных прав граждан.



IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выборы Президента, депутатов Государственной Думы и
региональных законодательных органов является одним из демократических
завоеваний в ходе проводимых в России реформ. Демократические выборы – это
антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Однако
необходимо помнить, что во многом эти нормы носят формальный характер. Сам
факт существования выборов не свидетельствует о настоящей демократии.
Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а
не служили ширмой демократии, её красивой упаковкой. С помощью выборов, как
известно, пришёл к власти Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х
гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. тоже весьма
показательная политическая акция, когда вроде бы и выборы, но выбора не
было. Результаты предшествующих избирательных компаний в Государственную
Думу также неутешительны: многие лица, избранные во властные структуры
государства, не оправдывают доверия своих избирателей, не выполняют своих
предвыборных обещаний.
Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и
интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания
граждан, избежать острых социальных взрывов, а может и кровавых
столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на
справедливой выборной основе с участием самих же граждан.



V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.М.В.Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Изд. НОРМА-ИНФРА-
М. М.1998.
2.Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.
3.А.И.Коваленко. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М.
1997.
4. А.В.Малько. Политическая и правовая жизнь России. Юристъ. М.2000.
4.Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2000.
5. Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.




Реферат на тему: Избирательные системы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ , ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ.



РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТСПП
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ



Студент: ВУС-7-97 Пузенцова С.Г.

Проверил : Смирнов В.В.



МОСКВА 2002
Избирательные системы.
После проведения голосования и подсчета голосов принявших в нем участие
избирателей наступает, пожалуй, наиболее ответственный момент выборов —
определение победителей. Порядок, способы определения результатов выборов
зависят от применяемой в данный момент избирательной системы. Сущность
любой избирательной системы—характер соотношения голосов избирателей,
поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими
мандатов.
Нередко решение вопроса о введении того или иного вида избирательной
системы представляется как чисто техническая (процедурная) проблема. Однако
этот элемент избирательного процесса имеет, пожалуй, наиболее яркую
политическую окраску, поскольку одно и то же распределение голосов
избирателей между кандидатами и списками при использовании различных
избирательных систем приводит к совершенно иным конечным результатам, А
ведь именно на этой стадии окончательно решается партийный и персональный
состав избираемых органов, а значит и последующая политическая
направленность их деятельности.
Разработка любых избирательных законов, на мой взгляд, должна начинаться
прежде всего с определения вида избирательной системы, наиболее оптимальной
для страны при существующем характере соотношения политических сил,
сложившегося типа партийной системы, развитости демократических институтов
и т. д. А от этого будет зависеть порядок выдвижения кандидатов, проведения
избирательной кампании, голосования и т.
Наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных
систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Мажоритарная избирательная система
Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что
победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное
большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства
определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или
местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать -
относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную
систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного
большинства.
Мажоритарные избирательные системы действуют преимущественно в
одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их
применение и в много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по
партийным спискам в целом.
Мажоритарная система относительного большинства
При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах
кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из
остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины
избирателей.
Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса
избирателей распределились между ними следующим образом:
А—11%; Б—23%; В—34%; Г—32%.
Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов
избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66%
избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными,
«выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3
избирателей своего округа.
Следует, правда, отметить, что избирательные законы некоторых стран
устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо
набрать для победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем
округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за
него подано более 20% всех действительных голосов.
В Великобритании практика применения униноминальной мажоритарной системы
относительного большинства приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное
большинство мандатов в нижней палате парламента, а, следовательно, право
формировать однопартийное правительство, получала партия, собравшая в целом
меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия. Проиллюстрируем это
следующим примером:
в пяти избирательных округах с равной численностью избирателей в 30 тыс.
борьбу за мандаты вели кандидаты партий А и Б, и голоса избирателей
распределились между ними следующим образом:


|Кандидаты |Избирательные округа |
| |Голоса избирателей по округам |
|ПАРТИИ |(тыс.) |
| |I |II |III |IV |V |
|А |17 |18 |16 |17 |5 |
|Б |13 |12 |14 |13 |25 |


Партия, хотя бы с минимальным перевесом голосов победившая в большем числе
избирательных округов, получит и большее число мандатов. В нашем примере
партия А получит 4 мандата при общем числе избирателей, проголосовавших за
ее кандидатов,— 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее
кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей будет
партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.
Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов
избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.
Схожая ситуация на протяжении многих лет существовала в Индии. Партия ИНК
на выборах в Народную палату за весь период независимого развития страны
(кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г.) получала абсолютное большинство
мест, набирая около 1/4 голосов всего избирательного корпуса.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мажоритарная система
относительного большинства является одной из наименее демократичных
избирательных систем, основными пороками которой являются: .1) значительное
число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются
«выброшенными», не учитываются при распределении мандатов;
2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране:
партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство
депутатских мест.
Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему,
более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки
избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и
«избирательная география»
Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать
избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее
обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив
сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а
максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия,
осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их
таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих
за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы
«потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах.
Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее
предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования
избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.
Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании,
Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что
практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа,
а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%)
отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или
другую сторону. Это является основой для применения «избирательной
географии», именуемой в США как «джерримэндеринг».
Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более
консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского
избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с
меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном
количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в
последней может быть образовано в 2—3 раза больше округов.
Мажоритарная система относительного большинства, получившая достаточно
широкое распространение в развивающихся странах, в некоторых из них (Индия,
Египет и др.) приобрела своеобразные формы, фактически лишив граждан в
определенных случаях права на выбор: когда количество кандидатов равно
числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без
голосования.
Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной системы относительного
большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к.
победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.
На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства
избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по
одномандатным округам - избранным считается кандидат, который получил
наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании ( при
равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат,
зарегистрированный раньше); по такой же системе избираются депутаты
Законодательного собрания Иркутской области.
Другой разновидностью мажоритарных избирательных систем является
мажоритарная система абсолютного большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства
При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы
быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов
избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если
никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и
происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после
первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства
голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для
второго тура и требование относительного большинства.
Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты.
Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются
лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов
избирателей по сравнению с другими кандидатами.
По мажоритарной системе абсолютного большинства избирались все президенты
Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шалю де Голлю удалось в первом же
туре собрать 78,5% голосов избирателей, все остальные президентские выборы
проводились в два тура. По данной избирательной системе проводятся выборы
Президента РФ, губернатора Иркутской области.
При выборах в Национальное собрание Франции нередкой была ситуация, когда в
результате действий нескольких политических партий во второй тур выходили
кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов
избирателей. Такую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в
соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два
кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или
которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и
снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).
Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого
тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре,
подаст письменное заявление в Конституционный Совет о снятии своей
кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат,
занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим
политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.
Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б
от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако
правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут
предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия
кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут
участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддерживают
объединившиеся правые партии, что существенно повышает его шансы на победу.

При избрании Президента РФ повторное голосование проводится не позднее чем
через 15 дней со дня первого голосования. Если ко дню повторного
голосования остался лишь один кандидат, то кандидатура второго для
включения в бюллетени для голосования определяется таким же способом, что и
при описанной выше французской практике. По итогам повторного голосования
избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при
голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого
кандидата ( иными словами, по мажоритарной системе относительного
большинства). При избрании Губернатора Иркутской области во втором туре,
как и в первом, применяется мажоритарная система абсолютного большинства.
Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного
большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе.
Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты
ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую
отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю
определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.
Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах,
непосредственного их влияния на распределение депутатских мандатов
предоставляет пропорциональная избирательная система, которая предполагает
проведение выборов на строго партийной основе.
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных
(многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным
спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество
депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными
способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая
вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в
округе, на число мандатов, подлежащих распределению.
Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое
необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес
мандата).
Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5
партий, и голоса избирателей между ними распределились следующим образом:
А—20.000; Б—16.000; В—34.000; Г—43.000; Д—37.000.
Таким образом, в голосовании приняли участие 150.000 избирателей.
Определяем избирательную квоту: 150.000:6=25.000.
В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для
этого число голосов избирателей, полученных каждой партией, делим на
избирательную квоту:
А 20.000 : 25.000 = 0 ( 20.000 в остатке )
Б 16.000 : 25.000 = 0 ( 16.000 в остатке )
В 34.000 : 25.000 = 1 ( 9.000 в остатке )
Г 43.000 : 25.000 = 1 ( 18.000 в остатке )
Д 37.000 : 25.000 = 1 ( 12.000 в остатке )
Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распределение оставшихся
мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу
наибольшего остатка или наибольшей средней.
По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям,
имеющим наибольшие остатки голосов избирателей. В рассматриваемом примере
по 1 мандату получат партии А, Г и Б. Окончательные результаты будут
следующие:
А-1; Б-1; В-1; Г-2; Д-1.
Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней,
когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую
среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов
избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов
плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:
А 20.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 20.000
Б 16.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 16.000
В 34.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 17.000
Г 43.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 21.500
Д 37.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 18.500
По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наибольшую среднюю.
Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила
наибольшего остатка:
А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.
Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между
политическими партиями окончательная картина выборов будет различной в
зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого
обусловлен, в частности, тем, на какие партии - крупные или небольшие -
ориентирована избирательная система в данной стране.
Пропорциональная система имеет и другие способы определения
пропорциональности депутатских мест числу полученных голосов. Так, довольно
широкое распространение ( Бельгия, Австрия, Португалия, Франция—выборы в
Национальное собрание 1986 г., и др.) получил метод д'0ндта. Суть его
заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится
последовательно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные от деления
располагаются в убывающем порядке: 43.000; 37.000; 34.000; 21.500; 20.000;
18.500; 17.000; 16.000... Избирательной квотой (избирательным частным)
будет число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов,
распределяемых в округе (в нашем примере—6 мандатов). В данном случае таким
избирательным частным будет 18.500. Разделив голоса, полученные партиями,
на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:
А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.
Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим способам, позволяет
также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты
по формуле: Q = X : Y (где Х - общее число голосов избирателей, а Y - число
мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до
тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.
Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении
существа пропорциональной системы, а именно способов определения окружной
избирательной квоты и распределения мандатов. Полная пропорциональная
система предполагает, что вся страна должна представлять собою единый
многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие
многомандатные округа, в которых проводится первичное распределение
мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учёта границ округов в
соответствии с общенациональной избирательной квотой.
Так, например, в Индонезии распределение мандатов между организациями,
участвующими в выборах, проводится в три этапа. На первом этапе вычисляется
окружная избирательная квота и на ее основе проводится распределение
мандатов между организациями в каждом округе (количество полученных
организацией мандатов не должно превышать числа, кандидатов в
Представленном списке). Если организация получила голосов меньше, чем
избирательная квота, она остается без мандатов.
Наиболее удачным примером полной пропорциональной системы может служить
порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение
мандатов происходит в два этапа: по избирательному округу и по Единому
общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым
партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная
избирательная квота по формуле: Q = X : ( Y + 2 ) -

( возможные остатки при делении не учитываются). Каждому списку
предоставляется столько мандатов, сколько раз избирательная квота уложится
в избирательной цифре данного списка. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не
перераспределяются в округе, а передаются в Единый общенациональный округ и
распределяются уже по общенациональной квоте.
Но не все партийные (списки будут допущены до второго этапа, а только те,
которые провели хотя бы одного депутата по отдельному округу (т. е. набрали
число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране
не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по
всем округам голоса, полученные допущенными ко вторичному распределению
мандатов списками, и делятся на число нераспределенных, мандатов -
полученный результат составляет общенациональную избирательную квоту. Сумма
оставшихся неиспользованными по каждому списку голосов делится на эту
квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.
Но встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты ? Ведь партия,
получившая по Единому общенациональному округу дополнительно 2-3 мандата,
может иметь «излишки» голосов в 5-6 округах. Для этого в каждом
избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в
нем голосов, которые выражены в процентном отношении к окружной квоте и
располагаются в убывающем порядке. Отведенные списку мандаты распределяются
в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все
кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти
мандаты в соответствии с таблицей передаются в другой округ.
Приведенный пример избирательной практики Италии демонстрирует наиболее
четкий механизм функционирования полной пропорциональной системы, но
одновременно показывает и действие одного из наиболее распространенных
способов искажения пропорциональных систем - «заградительного барьера»
(«заградительной оговорки»). В странах, где действует «заградительный
барьер», к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки
получили в общегосударственном масштабе или в округе меньше голосов, чем
предусмотрено законом. Требование минимального числа голосов может быть
выражено как в процентном, так и в количественном отношении. Применяться
ограничение может как на первой стадии, так и на стадии вторичного
распределения мандатов. Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте - 8%-й,
в Турции -10%. В Швеции, чтобы участвовать в распределении мандатов, партия
должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном
округе; во вторичном же распределении участвуют лишь списки, которые
преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не
допускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии -
не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.
В России на выборах депутатов в Государственную Думу по единому
федеральному округу действие заградительного барьера начинается с
первичного распределения мандатов - еще с момента вычисления избирательной
квоты ( избирательного частного ). При определении избирательного частного,
с помощью которого будут распределяться мандаты между списками кандидатов,
Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей,
поданных по федеральному избирательному округу только за те списки
кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые
получили не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании,
и делит полученную сумму голосов избирателей на 225 ( число депутатских
мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем число голосов,
полученных каждым списком, делится на полученное избирательное частное, а
нераспределенные таким образом мандаты ( если таковые окажутся ) передаются
по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольший остаток
( т.е. по методу наибольшего остатка).
Способом искажения чистоты пропорциональности можно считать допускаемое в
некоторых странах блокирование, или соединение списков. На любом этапе
выборов партии могут объединить свои списки, тогда голоса, поданные за
каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список.
Объединенный список участвует в распределении мандатов, а полученные
мандаты перераспределяются внутри блока по правилу наибольшей средней.
Такая система широко практиковалась на парламентских выборах во Франции в
50-е годы.
Поскольку пропорциональная избирательная система действует в многомандатных
округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а
целые списки ( как правило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов
выделено на округ ), то немаловажным является вопрос о распределении
мандатов внутри списков.
Здесь возможны различные варианты.
При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как
правило, не возникают. Кандидаты в списке располагаются не в алфавитном
порядке и не произвольно, а в зависимости от «веса» кандидата, его
положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают
отношение к отдельным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются
кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.
Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя
за список в целом, избиратель указывает кандидата, которому отдает
предпочтение. Соответственно, мандат получит кандидат, имеющий наибольшее
число знаков предпочтения.
Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель
голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене
преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности
избрание кандидатов для него наиболее желательно. Такая система
применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов:
избиратель может выразить преференции только кандидатам того списка, за
который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15
депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе
выраженных преференций определяется индивидуальная цифра каждого кандидата,
и в соответствии с индивидуальными цифрами составляется таблица кандидатов
каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность
кандидата в избирательном списке.
По каждому списку, получившему мандат, избранным считается кандидат,
имеющий наибольшую индивидуальную цифру.
Очень сложной с точки зрения механизма распределения мандатов внутри
списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии,
Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи
преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило,
панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от
различных партий. Таким образом, избирателю предоставляется возможность
одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата.
Думается, все вышеизложенное дает общее представление о сущности
пропорциональной избирательной системы и различных вариантах ее применения.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более
демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна,
исходя, по крайней мере, из двух моментов:
- во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных
голосов избирателей, максимально уравнивает удельный вес мандатов;
- во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в
стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и
иных организаций. Пропорциональная система дает возможность всем
политическим организациям, пользующимся поддержкой избирателей, провести
своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет
мнений различных слоев населения при принятии решений.
Однако следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной
системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой
избирательной квоты в округе может заранее обеспечивать победу более
крупным партиям, лишая, фактически, небольшие партии шансов на получение
мандатов. В данном случае большая избирательная квота выполняет роль
«заградительного барьера».
Против небольших партий может быть направлена и практика образования
небольших полиномиальных округов, от которых избирается малое число
депутатов. Тем самым число партий, реально ведущих борьбу за мандаты,
ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном
положении оказываются крупные партии.
Поэтому максимальное использование демократического потенциала
пропорциональной системы возможно лишь при максимальном укрупнении
избирательных округов и выборе оптимальной системы определения
пропорциональности при распределении мандатов.
Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя,
вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее
демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся,
оформившейся многопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на
многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение
кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь формирование многопартийности,
более целесообразным может стать использование смешанных избирательных
систем.
Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов
мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях.
Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропорциональное с сильным
элементом мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в
Бундестаг половина депутатов парламента избирается в избирательных округах
по предложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные - по
спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно
при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса:
первый - для выборов депутата в одномандатном округе, второй - для
голосования за партийный список.
Избранным в округе считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
При равном количестве голосов вопрос решается жеребьевкой.
Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной
схеме. Для этого подсчитываются вторые голоса избирателей, поданные за
каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса, поданные за
кандидата, собравшего в избирательном округе наибольшее число первых
голосов (это обусловлено тем, что один и тот же кандидат может быть
одновременно выдвинут и по округу, и в составе земельного списка). Из
общего числа депутатов, установленного для выборов в Бундестаг, вычитается
число победивших по избирательным округам кандидатов. Остающиеся места
распределяются по земельным спискам. Для этого общее число остающихся мест,
умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на
территории выборов, делится на общее число вторых голосов, поданных за все
учитываемые земельные списки.
Каждый земельный список получает столько мест, сколько приходится на него
остающихся целых чисел. Затем места распределяются между земельными
списками в порядке убывания долей чисел, полученных в результате
первоначально проведенного расчета. Однако, если какой-либо список, на
который выпало более половины всех поданных вторых голосов, получает не
более половины распределяемых мест, ему, в обход распределения мест по
долям, выделяется еще одно место.
По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден
прежде всего крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее
важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным
спискам.
В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на
основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по
мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по
пропорциональной избирательной системе.
В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по
партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе
избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а
остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки.
В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания
одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном
случае, он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально.
Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе
больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано
более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится
перебаллотировка между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число
голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное
большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный
кандидат, он считается избранным без голосования.
Остальные депутатские мандаты распределяются между партийными списками по
пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный
список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при
условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов).
В Австралии смешанная избирательная система проявляется по-иному: одна
палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного
большинства, а другая - по пропорциональной системе.
Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в
стране смешанную избирательную систему применяют Мексиканские Соединенные
Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и
избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из
300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного
большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по
системе пропорционального представительства по полиноминальным
избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты
сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства.
Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства
учреждаются до пяти полиноминальным избирательных округов в стране.
При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные
системы и правила:
а) система минимального представительства;
б) система первоочередной пропорциональности.
При системе минимального представительства процесс распределения мандатов
состоит из следующих элементов:
а) минимального процента - партия, набравшая в полиноминальном
избирательном округе как минимум 5% поданных голосов, получает одно
депутатское место;
б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредств

Новинки рефератов ::

Реферат: Армения (География)


Реферат: ВИЩІ ОРГНИ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ Украiни (История)


Реферат: Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия (Налоги)


Реферат: Электрификация цеха переработки молока в ЗАО "Шушенский молочно-консервный комбинат" (Сельское хозяйство)


Реферат: Радиосетевые карты Wavelan Lucent Orinoco (Программирование)


Реферат: Василий Шуйский (История)


Реферат: Коллективный договор (Теория государства и права)


Реферат: Болезни цивилизации (Биология)


Реферат: Библейские сюжеты в живописи (Искусство и культура)


Реферат: Детская Психология (Психология)


Реферат: ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования (Педагогика)


Реферат: Криминалистическая техника (Криминалистика)


Реферат: Методика преподавания темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе (Педагогика)


Реферат: Оперативное запоминающее устройство (Программирование)


Реферат: Биосфера (Биология)


Реферат: Восток и Запад в Средневековой Японии (История)


Реферат: Особенности пространственного мышления речи у детей с дизартрией (Педагогика)


Реферат: Москва - город-герой (История)


Реферат: Сибирские первопроходцы (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист