GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Коммерческое право (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Коммерческое право (Право)


Соотношение договора (Д) и сделки (С).
Д - гибкая правовая форма в которую облекается самые различн. виды обществ.
отношений. Осн. назначение Д сводится к тому, чтобы регулировать поведение
людей. Д – понятие более широкое, чем Договором признается соглашение двух
или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских
прав и обязанностей
Виды сделок (С).
По количеству участников: односторонние (пр: завещание, объявление
конкурса, эмиссия ЦБ, разнарядка на куплю/продажу), особенность - у третьих
лиц нет обяз-стей, но есть права, дву-, много- в них выражается воля 2 и
более сторон, делятся на возмездные и безвозмездные (пр: договор дарения,
носит одн. хар-р); по моменту совершения: реальные (хар. признак - передача
вещи, выполнение услуг), консенсуальные (хар. признак – само соглашение об
этом); по основанию сделки: казуальные (причина сделки переплетена со всеми
условиями (пр: доп. соглашение к осн. согл)), абстрактные (основание сделки
никак не связ. с условиями, пр: оплата векселем по Д.); по времени
действия: срочные (определен момент начала (сделка с отлагат. услов.) или
окончания (сделка с отменит. усл.), момент м.б. условным событием, пр:
завещание "все мое состояние перейдет ребенку такой-то женщины",
фидуциарные сделки - купля-продажа с пожизненным содержанием продавца),
бессрочные.
Виды договоров.
Основные и предварительные Д.
Д в пользу их участников и в пользу третьих лиц. +договоры об исполнении
третьему лицу.
Односторонние и взаимные договоры. Односторонний Д порождает у одной
стороны только права, а у другой только обязанности.
Возмездные и безвозмездные договоры. Возмездный Д - имущественное
предоставление одной стороны обуславливает встречное имущес-твенное
предоставление другой стороны (купля-продажа). Безвозмездный - блаблабла (Д
дарения).
Свободные и обязательные Д. Заключение обязательного договора обязательно
для одной или более сторон. Вид обязательного Д - публичный Д
Условия действительности сделок
Для признания сделки действительной необходимо единство 4 элементов:
Субъекты. Должны быть четко выражены в договоре, право- и дееспособны,
причем именно в той области права, в которй заключается сделка. У
физических лиц с 18 лет – полная дееспособность, т.е. способность своими
действиями приобретать права и нести обяз-ти. До 18 лет – частичная (при
релизации авторских прав; участие в сделках, связанных с
отчуждением/приобретением жилых помещений; с 10 летнего возраста
учитывается мнение ребенка при разводе; эмансипе и проч.). Юр лица д.б.
зарег-ны в установленном порядке. Субъективная сторона. Форма: 1) устная,
2) простая письменная, 3) нотариальная, 4) госуд. регистрация
имущества/объектов собственности. Содержание. Необходимо выявление 2
условий: 1) соотв. требованиям закона, 2) соотв. обычаям делового оборота
(применяется, например, в морском праве) Выявление непротиворечия закону
осуществляется путем применений аналогий права и аналогий закона.
формы сделок
1) устная, 2) простая письменная, 3) нотариальная, 4) госуд.регистрация
имущества/объектов собственности. В случаях когда лицо не может подписать
договор (болезнь, неграмотность, физ. недостаток) приглашается нотариус и
д. подписывает рукоприкладчик, который не является участником Д, но
является заменителем. Кроме нотариуса есть другие органы, имеющие право
заверять подписи: командиры в/ч, капитаны кораблей, находящихся в открытом
плавании, начальники ИТУ, главврачи, рук-ли организаций в отношении своих
работников
Основания для признания сделки недействительной.
Недействительными признаются сделки, заключенные в результате: 1) стечения
тяжелых жизненных обстоятельств; 2) угрозы; 3) прямой обмана; 4)
принуждения; 5) заблуждения; 6) насилия; 7) злонамеренного соглашения; 8)
противоречия закону и нравственности.



Ликвидация Юридического лица.
Существует 2 способа ликвидации юридического лица:
n Добровольный
n Принудительный
В обоих случаях при ликвидации юридического лица оно прекращается ,
утрачивает свой статус , никакого правопреемства не происходит.
Добровольная ликвидация - в добровольном порядке юридическое лицо может
быть ликвидировано по желанию его учредителей (участников) или
уполномоченного ими органа ( согласно учредительным документам ). В связи с
определенными основаниями. Наиболее распространенными основаниями являются
:
1) Истечения срока.
2) Достижение цели деятельности.
3)Признание судом недействительной регистрации юридического лица.
Принудительная ликвидация - осуществляется по решению суда.
Основания принудительной ликвидации :
1) Деятельность без лицензии.
2) Деятельность запрещенная законом.
3) Неоднократное нарушение закона (например неуплата налогов, невыполнение
предписаний СЭС).
4) Грубое нарушение закона.
5) Банкротство или несостоятельность (невозможность удовлетворения
требования кредиторов) оно применяется только к коммерческим организациям .
Кроме казенных предприятий. Из некоммерческих некоторые - потреб.
кооперативы, благотворительные или иные фонды. Источники : Статьи ГК -
Федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительства.
Процедура ликвидации :
1) Обязанности лиц и органов, принявших лишение о ликвидации:
n Они письменно уведомляют о своем решении регистрирующий орган.
n Назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) по согласованию с
регистрирующим органом.
n Устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Это основные 3 обязанности .
2) Обязанности (функции) ликвидационной комиссии:
n Публикация информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке
заявлений требований его кредиторов ( срок не менее 2 месяцев ).
n Принятие мер к выявлению кредиторов и их письменному уведомлению о
ликвидации.
n Принятие мер к получению дебиторской задолженности.
n Составление промежуточного ликвидационного баланса ( по окончанию
срока предоставления требований кредиторов ) В этом
балансе должны быть указанны сведения о составе имущества ликвидируемого
юридического лица, сведения о перечне предъявленных требований кредиторов и
о результатах их рассмотрения. Активы и пассивы ( что есть и что надо
отдать ).
n Удовлетворение требований кредиторов, в соответствии с имущественным
состоянием.
n Составление ликвидационного баланса.
n Информирование регистрирующего органа о завершении ликвидации.
Юридическое лицо считается ликвидированным после внесения записи об этом в
государственный реестр о ликвидации. Все требования после этого считаются
погашенными. Статья ГК Установлена очередность и источники ( за счет
какого имущества и каких средств ) удовлетворения требований кредиторов
ликвидируемого юридического лица :
1) Требования граждан о возмещении вреда жизни или здоровью (эти суммы
должны быть просчитаны и обобщены, выделены из имущества )
2) Расчеты по выплате выходных пособий наемным работникам и некоторых видов
вознаграждений по авторским договорам.
3) Требования залоговых кредиторов, т.е. тех требований, которые обеспечены
залогом имущества должника (ликвидируемого юридического лица), при этом
требования удовлетворяются за счет не только залога , но и всего имущества,
которое есть на данный момент у должника.
4) Задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
5) Расчеты с другими кредиторами .
Дополнение в первую очередь - стало
удовлетворение требований вкладчиков - граждан.



Государственная регистрация юридических лиц
1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции
в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные
государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций
фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр
юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или
несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в
государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по
мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации
могут быть обжалованы в суд.
2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной
регистрации.
З о ПиПД Статья 34. Государственная регистрация предприятия
1. Государственная регистрация предприятия, независимо от его
организационно-правовой формы, осуществляется районным, городским, районным
в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия.
Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются
Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для
включения в
2. За регистрацию предприятия взимается государственная пошлина в размере,
устанавливаемом законодательством РСФСР, и направляется в местный бюджет.
3. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:
- заявление учредителя;
- устав предприятия;
- решение о создании предприятия или договор учредителей;
- свидетельство об уплате государственной пошлины.
4. Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть
принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи заявления
учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате
государственной пошлины. О регистрации предприятия держатель реестра
объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня
регистрации.
5. При внесении изменений или дополнений в учредительные документы
предприятия и при изменении организационно-правовой формы предприятия
учредитель обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения
Совету, зарегистрировавшему предприятие
Субъекты гражданского права.
Юридические лица РФ , субъекты РФ и все граждане. Участники отвечают
самостоятельно, имуществом.
Объекты Гражданских прав.
Виды объектов -
1. Вещи, включая деньги и ценные бумаги
2. Имущественные права
3. Работы и услуги 4. Информация
5. Результаты интеллектуальной деятельности
6. Исключительные права на них (интеллектуальная собственность)
7. Нематериальные блага.
Вещь-это предмет природы или продукт труда, обладающий физическими,
химическими, биологическими, и т.п. свойствами т.е. натуральной формой .
Веши подвержены износу т.е. амортизации. Веши это материальные (телесные
объекты). К недвижимым вещам ( недвижи-мому имуществу, недвижимости )
относятся :
1) Земельные участки 2) Участки недр
3) Обособленные водные объекты 4) Все , что прочно связано с землей ,
т.е. объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно. В том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения.
По юридическому критерию к недвижимым вещам относятся так же подлежащие
государственной регистрации воздушные и морские суда плавания, космические
объекты и т.п.
Движимые вещи - По кодексу к движимым вещам отнесены все вещи не
относящиеся к
недвижимости. Движимые - деньги и ценные бумаги.



Последствия продажи товара с недостатками
Под товаром с недостатками понимается товар ненадлежащего качества, не
соответствующий требованиям
Установлено что потребитель, которому продан товар с недостатками, если они
не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
-безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на
исправление недостатков -потребителем ибо третьим лицом;
-заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
-заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с
соответствующим -перерасчетом покупной цены;
-расторгнуть договор и возместить убытки.
Упомянутые требования могут быть предъявлены потребителем по своему выбору
продавцу или торговому предприятию, по месту нахождения потребителя,
которое создано продавцом или выполняет соответствующие функции на основе
договора с ним.
Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном
устранении недостатков товара и по истечении гарантийных сроков. Такое
требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а
если он не установлен - в течение 10 лет, когда в товаре выявлены
существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если требование
не удовлетворено в предусмотренный срок 10 дней, потребитель вправе по
своему выбору предъявить изготовителю иные требования.При расторжении
договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены исходя
из стоимости товара на момент предъявления соответствующего требования, а в
случае снижения цены - из стоимости товара на момент покупки.
Все обязанности которые возлагает Закон на продавца некачественного товара,
могут быть выполнены им непосредственно, за исключением одной - устранения
недостатков товара. В связи с этим необходимо рассмотреть не только вопрос
о субъекте, несущем ответственность перед потребителем, а также обязанности
третьих лиц, предусмотренные Законом.
Должники несут перед потребителем солидную ответственность. В случае, если
изготовитель полностью или частично отказался удовлетворить требование
третьего лица о возмещении расходов и уплате вознаграждения, спор должен
решаться в судебных органах в общем порядке по иску третьего лица.

Судебная защита прав потребителей.
Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством,
осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца
либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.Если
дело связано с нарушением прав потребителя, то он освобождается от уплаты
пошлины по искам.
Полномочия федерального антимонопольного органа.
Федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный
контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Этот орган направляет:
В пределах своей компетенции предписания изготовителям о прекращении
нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров, на
которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не
установлены , и о приостановлении продажи товаров.
Материалы о нарушении прав потребителя в орган, выдавший лицензию на
осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о
приостановлении действия данной лицензии.
Федеральный антимонопольный орган дает официальные
разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей.
Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться в суд в защиту прав
потребителя в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. Может быть
привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в целях
защиты прав потребителей.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-
эпидемиологического надзора при Министерство экологии и природных ресурсов
Российской Федерации и другие органы государственного управления,
осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах
своей компетенции:
Понятие и виды юридических лиц (ЮЛ).
ЮЛ - организация, имеющая в собственности... обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени
приобр. и осущ. имущ. и личные неимущ. права, нести обяз., быть истцом и
ответчиком в суде. Виды ЮЛ: коммерческие - хозяйственные товарищества и
общества; производственные кооперативы; госуд. и муниц. унитарные
предприятия и некоммерческие - потреб. кооп.; обществ. или религ.
организации; учреждения, финансируемые собственником; благотвор. и иные
фонды; другое...
1. Регистрация -
..Собственность и право собственности
Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения
своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении
принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и
иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы
других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим
лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования
и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его
другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными
ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129),
осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление
другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в
доверительное управление не влечет перехода права собственности к
доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление
имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей,
которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в
устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного
господства, на которую простирается власть собственника.
Право собственности - совокупность правомочий по владению, пользованию и
распоряжению вещью, осуществляемых по своему усмотрению. Право владения -
юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над вещью.
Право пользования - юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи
полезных свойств в процессе потребления. Право распоряжения - юридически
обеспеченная возможность опредилить судьбу вещи путем совершения
юридических актов в отношении этой вещи.



Право потребителя на информацию.
Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,
исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его
предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и о режиме его
работы. Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится
не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи
8.
Указания в настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме
доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи
и договоров о выполнении работ (оказание услуг) способами, принятыми в
отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а по
усмотрению изготовителя на государственных языках субъектов Российской
Федерации и родных языках народов РФ .
Безопасность товаров (работ, услуг).
Введенный в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и
услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают
требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых)
изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими
услуг.
Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ,
услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том
числе при их импорте в РФ.
Закон “О защите прав потребителей” (ст.5) устанавливает что потребитель
имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их
использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его
жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его
имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах
устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.
Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров,
путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания.
Ответственность за определение необходимости и разработку специальных
правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство важно,
поскольку распределение обязанностей между государственными органами,
исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное
значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том
случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены
до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены
требования к продукции по ее безопасности.
Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила
использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов
работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности)
изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного
срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в
случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано
продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для
предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если
изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг)
в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в
соответствии Закона.
Изготовитель обязан:
обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными
требованиями к ее качеству;
представить продукцию на сертификацию;
разработать специальные правила использования продукции;
установить срок службы (годности) продукции;
обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;
в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции
либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у
потребителей опасной продукции;
в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб;
Продавец обязан:
обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;
обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;
в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию
из оборота и у потребителей опасной продукции;
в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.



Источники(основания) возникновения права собственности.
Первоначальные - вновь изготовленная вещь, переработка, обращение в
собственность общедоступных вещей, бесхозное имущество, находка,
безнадзорные животные, клад, приобретательная давность, самовольная
постройка, от неуправомоченного отчуждателя.
Производные - национализация, приватизация, приобретение права
собственности на имущество юр.лица после его ликвидации или реорганизации.,
обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам,
реквизиция и конфискация, выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием
земельного участка, приобретение права собственности по договору, в порядке
наследования, прекращение права собственности лица на имущество, которое не
может ему принадлежать и др.
И то и то - приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы
Основания приобретения права собственности
1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом
для себя с соблюдением закона. Право собственности на плоды, продукцию,
доходы, полученные в результате использования имущества
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может
быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены,
дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему
имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с
завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на
принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам -
правопреемникам реорганизованного юридического лица.
3. В случаях и в порядке, лицо может приобрести право собственности на
имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого
неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на
которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным
законом.
4. Член жилищно-строительного, дачного, или иного потребительского
кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие
свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное
этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное
имущество.
Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое
недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с
момента такой регистрации.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Права - ограниченные вещные права,однако применяются преимущественно для
осуществления права государственной и муниципальной собственности.
Право хозяйственного ведения - исключительно гос. и муниципальные
предприятия. Раньше именовалось право полного хозяйственного ведения..
Права предприятия владеющего имушеством на праве хозяйственного крайне
ограничены:
Право хозяйственного ведения
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество
принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и
распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с
настоящим Кодексом.
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном
ведении
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в
соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения
предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации,
назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за
использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию
имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования
имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве
хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать
в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал
хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника.
Право оперативного управления
1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за
ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в
соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и
назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или
учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по
назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Основные виды гражданско-правовой ответственности
Формы:
Возмещение убытков - основная форма - общая мера гражданско-правовой
ответственности.
Убыток - реальный ущерб + упущенная выгода
Уплата неустойки
Потеря задатка
Конфискационная санкция
Виды:
Договорная - за нарушение договорного обязательства
Внедоговорная - по отношению к нарушителю не состоящему в договорных
отношениях с пострадавшим
Долевая ответственность - общее правило
Солидарная ответственность
Субсидиарная ответственность
Ответственность должника за действия третьих лиц
Ответственность за действия работников.
Соотношение неустойки и убытков
Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения
причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено
возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,
утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского
оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право
которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками
упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Понятие неустойки
1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или
договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в
случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности
в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор
не обязан доказывать причинение ему убытков.
2. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет
ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Обязанность
должника возместить убытки
1. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением
или ненадлежащим исполнением обязательства.
2. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей
15 настоящего Кодекса.
3. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или
договором, при определении убытков принимаются во внимание цены,
существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в
день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если
требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска.
Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении
убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.
4. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для
ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Убытки и неустойка
1. Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства
установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой
неустойкой.
Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается
взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы
в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть
взысканы либо неустойка, либо убытки.
2.В случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательства установлена ограниченная ответственность, убытки, подлежащие
возмещению в части, не покрытой неустойкой.





Реферат на тему: Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации


СОДЕРЖАНИЕ



ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 3


УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 7


КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 14


ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОС ДУМЫ 22


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 25



ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции
складывались веками, в России первое представительное учреждение
парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь
в 1906 году. Оно получило название - Государственная дума. Дважды ее
разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до
падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая
Государственные думы).
Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее
положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства,
торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они
принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и
навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе
интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских
аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие
демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа
Государственной думы являлась в России начала XX века важным фактором
политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы
общественной жизни.
Официально всесословное представительство в России было учреждено
Манифестом и законом о создании Государственной думы, изданными 6 августа
1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства в
лице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку
в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность
в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в
указанном манифесте: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их,
призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному
участию в составлении законов, включая для сего в состав высших
государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему
предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и
расходов".
Как видно из манифеста, первоначально предполагался только
законосовещательный характер нового органа.
Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы.
Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе.
При этом полновластие царя, т.е. самодержавный характер его власти
сохранялся.
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном
в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии:
землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к
выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях
с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права
лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. Сами выборы были:
не всеобщими. Исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие,
ряд национальных меньшинств;
не равными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2
тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в
рабочей - на 90 тысяч;
не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех - и
четырехстепенными.
Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480
до 525 человек.
23 апреля 1906 года Николай II утвердил "Свод основных государственных
законов", который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого
царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений
деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что
законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране
также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело
правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней
политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну,
заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное
положение. Более того, в "Свод основных государственных законов" был внесен
специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями
Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II
использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума
наверняка не приняла бы.
Потому Думы, за исключением Третьей, фактически функционировали лишь по
нескольку месяцев.
Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась
всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.

Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов .
Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От так
называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105.
Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии
России - или, как они тогда назывались, "трудовики". Фракция насчитывала в
своих рядах 97 депутатов и эту квоту практически сохранила все созывы.
Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев , профессор
Петербургского университета.
С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не
намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это
проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на "тронную
речь" царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала
амнистии политических заключенных, реального осуществления политических
свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских
земель и т.д.
Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел
все требования Думы. Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном
недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей
работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.
В конце концов она была распущена царем, войдя в историю как "Дума
народного гнева".
Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем
которой был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия. По
составу депутатов она была значительно левее первой. Хотя по замыслу
царской администрации должна была быть более правой.
Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было
посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в
ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению
правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство,
подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума,
рассматривавшая себя в качестве народной избранницы не хотела подчиняться
такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих
целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин того, что
3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.
В результате введения нового избирательного закона была создана третья
Дума. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных
депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в том числе
крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с думской
трибуны: "Правее меня - только стена!"
Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по
закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912
года. Состоялось пять сессий.
Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом
свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых
депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы:
мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11.
Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте
1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков, человек
отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился
бесшабашностью и геройством.
Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев
образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным
поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно не решенному в России
крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к "национальным окраинам", а
также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена.
Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты
находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко
использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие
депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать
интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих
действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.
Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных
законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие
комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.
Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по
предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве
комиссий все фракции имели своих представителей.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего
рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его
товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное
заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем
утверждалось Думой.
Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое
начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По
завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному
чтению.
После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех
принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее
определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение
являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в
нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при
помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По
завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование
законопроект в целом с принятыми поправками.
Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы
каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.
Четвертая, и последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в
предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. С
ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу
четвертая Дума мало отличалась от третьей. Разве что в рядах депутатов
значительно прибавилось священнослужителей.
Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный
екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным
государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.
Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на
крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в
августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на
фронте, Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством
кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в
феврале 1916 года.
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена.
Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского
отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не
собиралась. Но формально и фактически существовала.
Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При
нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали
ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство
постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное
собрание. 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского Совнаркома
была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.
Чему учит опыт деятельности Государственной думы? Анализ
свидетельствует: до сих пор весьма актуальны по крайней мере два урока ее
существования.
Урок первый. Парламентаризм в России был "нежеланным ребенком" для
правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с
авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной
власти.
Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был
накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в
деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.
Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный
бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома
Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась
разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в
частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-
заводское законодательство.
Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она
довольно задиристо настаивала на выделении средств на строительство школ,
больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам
религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите
инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец,
существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы.
Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами,
реляциями, указаниями, формировали общественное мнение.
Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка кредитования
на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией русской армии,
восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым
технологиям кораблей на Балтике и Черном море. С 1907 по 1912 год Дума
санкционировала увеличение военных расходов на 51 процент.
Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания
трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она
оказалась бессильна. Слишком велика была помещичья оппозиция. Да и среди
депутатов присутствовало немало таких, кто, мягко говоря, не был
заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства.
Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит
нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в
условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе,
изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому
профессионализму и активности.



УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является
представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он
состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной
Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах
политического многообразия и многопартийности, коллективном,
свободном обсуждении и решении вопросов.
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане
Российской Федерации независимо от их места проживания на территории
России.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии с
Конституцией Российской Федерации Государственная Дума в начале
первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.
Согласно ст.20 Регламента в обязательном порядке Государственная Дума
образует следующие комитеты: Комитет Государственной Думы по
законодательству; Комитет Государственной Думы по государственному
строительству; Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике#M12293 3 901757345 23977398 4294967294 3562858724 4294967294
1467120115 3777048164 4294967294 3433097248 #S; Комитет Государственной
Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по кредитным
организациям и финансовым рынкам; Комитет Государственной Думы по
экономической политике и предпринимательству; Комитет Государственной Думы
по собственности; Комитет Государственной Думы по промышленности,
строительству и наукоемким технологиям; Комитет Государственной Думы по
энергетике, транспорту и связи; Комитет Государственной Думы по обороне;
Комитет Государственной Думы по безопасности; Комитет Государственной Думы
по международным делам; Комитет Государственной Думы по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками; Комитет
Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике; Комитет
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления; Комитет
Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной
Думы; Комитет Государственной Думы по информационной политике; Комитет
Государственной Думы по охране здоровья и спорту; Комитет Государственной
Думы по образованию и науке; Комитет Государственной Думы по делам женщин,
семьи и молодежи; Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
Комитет Государственной Думы по экологии; Комитет Государственной Думы по
делам общественных объединений и религиозных организаций; Комитет
Государственной Думы по делам национальностей; Комитет Государственной
Думы по культуре и туризму; Комитет Государственной Думы по проблемам
Севера и Дальнего Востока#S; Комитет Государственной Думы по делам
ветеранов. В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.
Решение об образовании или о ликвидации комитета Государственной Думы
оформляется постановлением палаты. Государственная Дума образует комитеты и
комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального
представительства депутатских объединений. Численный состав каждого
комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может
быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых
ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой
задания комиссия прекращает свою работу.
Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа
пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы:
разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и
проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь
положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные
вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской
Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат
Федерального Собрания.
В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в
Государственной Думе, сформированное на основе избирательного
объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному
избирательному округу и одномандатным избирательным округам
именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе
образовать депутатские группы, которые обладают равными правами.
Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских
объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с
согласия его членов.
В Регламенте , главой 2 определена деятельность#G0 Совета
Государственной Думы. Можно сказать, что Совет Государственной Думы
является органом палаты Федерального Собрания Российской Федерации. В
Конституции Российской Федерации не предусмотрен Совет Государственной Думы
как орган палаты. Однако, депутаты Государственной Думы сочли необходимым
создание такого органа. Совет Государственной Думы был создан в начале 1994
года для предварительного рассмотрения и подготовки организационных решений
по вопросам деятельности палаты.
В ходе практики развития парламентаризма в различных странах
необходимым компонентом структуры высшего законодательного и
представительного органа власти стали руководящие органы парламента,
призванные координировать законотворческий процесс и обеспечивать
функционирование аппарата парламента. Сформировались различные модели
руководства палатами парламента. Наиболее полное воплощение в
Великобритании и США получила модель, предусматривающая сосредоточение
полномочий по руководству палатой в руках спикера, одного должностного
лица. Более типичным для континентальной системы права и европейского
парламентаризма является наличие высшего коллегиального органа (президиум,
совет, конференция или бюро палаты). Так, в Великобритании в Палате общин
нет вообще какого-либо формализованного коллегиального руководящего органа
(естественно, существуют неформальные контакты спикера с лидерами партийных
фракций и комитетов). Во Франции же и Италии из числа депутатов избираются
председатель палаты, его заместители, квесторы (которые ведают финансовыми
и административными службами палаты) и секретари (которые составляют
протоколы парламентских заседаний и осуществляют контроль за голосованием).
При формировании коллегиальных органов руководства палатой соблюдается
принцип представительства всех или же основных ведущих партийных фракций.
Аналогично устроены и руководящие органы парламентов многих европейских
стран: Португалии, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Австрии. Так, Национальный
Совет Австрии (нижняя палата двухпалатного парламента федеративного
государства) избирает из числа депутатов трех президентов (по партийному
принципу, исходя из веса партии в палате), пять секретарей и лиц, следящих
за порядком во время заседаний; все они входят в Президиум, возглавляемый
президентами [1]. Руководство Национальным Советом Швейцарской Конфедерации
осуществляет Бюро в составе избираемых из числа депутатов председателя,
вице-председателя, а также восьми секретарей. Компетенция Бюро палаты,
согласно ее регламенту, распространяется на все аспекты парламентской
деятельности [2].
По своим функциям и составу эти органы, наряду с партийной и
политической деятельностью, способны плодотворно осуществлять
административное и процедурное обеспечение работы палаты, объединяя усилия
не только лидеров (или представителей лидеров) фракций партий,
представленных в парламенте, и председателей комитетов, но также рядовых
депутатов и представителей правительства, что явственно проявилось в
современной российской Государственной Думе. Но развитие органов
руководства парламентом в России не одномоментно, оно продолжается уже
многие десятилетия.
Согласно новой Конституции Российской Федерации, принятой на
референдуме 12 декабря 1993 года, полномочия второй группы, не свойственные
органу, выполняющему работу по организации деятельности федерального органа
народного представительства, переданы Президенту России и Конституционному
Суду России (как органу конституционного контроля).
В соответствии со статьей 113 Конституции РСФСР 1978 года в состав
Президиума Верховного Совета РСФСР входили по должности: Председатель,
первый заместитель и заместитель Председателя Верховного Совета,
председатели обеих палат (Совет Республики и Совет Национальностей),
Председатель Комитета народного контроля, председатели постоянных комиссий
палат и комитетов Верховного Совета РСФСР. Возглавлял Президиум
Председатель Верховного Совета РСФСР.
В отличие от Основного Закона 1978 года, достаточно подробно
регламентировавшего деятельность органа, организующего работу Верховного
Совета, в Конституции Российской Федерации 1993 года не содержится норм,
посвященных Совету Государственной Думы, что, по нашему мнению, связано с
его новой ролью — предварительная подготовка организационных решений по
вопросам деятельности палаты, а не руководство такой деятельностью.
Правовую основу деятельности Совета Государственной Думы составляет
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания, принятый 25 марта
1994 года (с последующими изменениями и дополнениями) [3]. Однако, наличие
пробелов в правовых актах (в том числе и в Регламенте) в части, касающейся
организации работы палаты, заставляет искать и новые возможные сферы
деятельности Совета, не закрепленные юридически. Например, часть 2 статьи
101 Конституции Российской Федерации говорит о должностных лицах,
правомочных вести заседание Государственной Думы: Председателе
Государственной Думы и его заместителях. Однако, возникает ситуация, когда
отсутствуют эти должностные лица, и тогда заседание палаты ведет один из
членов Совета Государственной Думы до появления хотя бы одного из лиц,
правомочных вести заседание, обеспечивая тем самым возможность для
нормальной законотворческой деятельности Государственной Думы. Подобный
прецедент уже имел место 22 ноября 1996 года, когда в отсутствие
Председателя и его заместителей заседание временно вел председатель
комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой
реформе, уполномоченный на то депутатами. По итогам голосования по данному
вопросу: “за” — 318 человек, “против” — 12, воздержался 1 депутат [4].
Правовое обоснование данного прецедента можно найти в статье 14
Регламента Государственной Думы, относящей к ведению ее Совета в том числе
и “разрешение иных вопросов организации работы Государственной Думы в
соответствии с настоящим Регламентом”. Однако подобная расплывчатая, очень
гибкая норма может послужить лишь косвенным подтверждением данного права,
могущим быть оспоренным именно в силу своей нечеткой определенности, что и
попыталась сделать на заседании Государственной Думы 22 ноября 1996 года
незначительная часть депутатов. Нужно урегулировать более четко в
Регламенте этот важный вопрос, нерешение которого может в дальнейшем не раз
привести к срыву заседаний палаты.
Статья 13 Регламента Государственной Думы определяет состав Совета:
Председатель Государственной Думы, организующий работу Совета (статья 11),
руководители фракций и депутатских групп (в начале работы Государственной
Думы созыва 1993 года в ней было 8 фракций и 4 депутатские группы). С
правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители
Председателя Государственной Думы и председатели комитетов палаты. 11 июня
1995 года Совет принял решение, что при отсутствии на заседании
представителя того или иного комитета вопросы, внесенные данным комитетом,
не рассматриваются и переносятся на следующее заседание Совета. Депутаты
вправе присутствовать на заседании Совета, но без права голоса. В
заседаниях также вправе участвовать: представитель Президента Российской
Федерации в Федеральном Собрании, представитель Правительства Российской
Федерации и представители субъектов права законодательной инициативы (если
на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими проектах законов).
Председательствует на заседаниях Совета Председатель Государственной Думы
или его заместители поочередно по его поручению или в его отсутствие.
Вместо руководителей фракций и депутатских групп, а также председателей
комитетов в случае их отсутствия по их поручению в заседании Совета вправе
участвовать их представители.
Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде протокольных
записей, подписываемых Председателем Государственной Думы. Следует особенно
подчеркнуть, что любое решение Совета может быть отменено Государственной
Думой на своем пленарном заседании (статья 14 Регламента). Совет
Государственной Думы своими решениями не только осуществляет закрепленную
за ним компетенцию в сфере организации деятельности палаты, но и регулирует
вопросы внутреннего значения: так 24 мая 1996 года на Совете было принято
решение об упорядочении практики представления документов и материалов на
Совет Государственной Думы (до 18 часов дня, предшествующего заседанию, а
внесенные позднее документы включаются в повестку следующего заседания).
Вопросы, отнесенные к компетенции Совета по предварительному
организационному обеспечению работы Государственной Думы, раскрываются в
статье 14 Регламента палаты.
Совет Государственной Думы:
1. Разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на
очередную сессию. В повестке заседания Совета 14 ноября 1996 года,
например, под номером 34 стоял вопрос “О формировании общей программы
работы Государственной Думы на весеннюю сессию 1997 года” (внесен Первым
заместителем Председателя Государственной Думы). Затем Государственной
Думой было принято решение согласиться с планом-графиком подготовки проекта
программы работы палаты и направить его в комитеты, депутатские объединения
(в соответствии со ст. 45 Регламента, заседания Государственной Думы
проводятся в соответствии с разработанной Советом и заблаговременно
разосланной депутатам общей программой работы сессии Государственной Думы,
утверждаемой на ее первом заседании). В своем решении по общей программе
работы Государственной Думы на весеннюю сессию 1997 года Совет палаты,
исходя из практики законопроектной работы, предлагает сформировать ее по
трем разделам: приоритетные проекты законов, блоки законопроектов, перечень
законопроектов по комитетам, уделив внимание федеральным

Новинки рефератов ::

Реферат: Голод 1933 года на Украине (История)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Организация совершенствования обучения детей математике и вниманию в процессе подготовки ребенка к школе в детском саду (Педагогика)


Реферат: Арбат (История)


Реферат: Основы права (Право)


Реферат: Подбор брачного партнера (Психология)


Реферат: Риски в банковской практике (Банковское дело)


Реферат: Атомная энергетика, атомные станции (Физика)


Реферат: Нефтехимия и безотходная технология (Химия)


Реферат: Интерьер животных (Ботаника)


Реферат: "Хождение в народ" в 70-х гг. XIX в. (История)


Реферат: Пауки (Биология)


Реферат: Редкие и охраняемые птицы Ярославской области (Биология)


Реферат: История российской государственности (История)


Реферат: Гимнастика в домашних условиях (Спорт)


Реферат: Сияло солнце Александра... сияло всем (Литература : русская)


Реферат: Агротехнологическая оценка раннеспелых сортов сои северного экотипа (Сельское хозяйство)


Реферат: История технологии художественных отливок. Литье пушек (Металлургия)


Реферат: Концепция бизнес-плана (Менеджмент)


Реферат: УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист