GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституция Российской Федерации и ее развитие (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция Российской Федерации и ее развитие (Право)


КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
И ЕЁ РАЗВИТИЕ.

Понятие конституции.
Конституция в любом государстве ? это правовой акт высшей юридической
силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент
государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы
права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения,
связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями
человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция ? обязательный признак правового государства, основанного
на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.
Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма.
Она охватывает не только государственную организацию, но и
негосударственные сферы ? социально-экономическое устройство, культурную
жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не
может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности,
общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в
целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной
жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его
юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм
государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Термин “конституция” происходит от латинского “constitutio”
(установление, построение) и восходит к временам Римской империи.
Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века
конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением
времени понятие конституции эволюционировало.
В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы,
закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и
государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса
монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических
революций на американском и европейских континентах. Прототипами
европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения
независимости английских колоний в Америке. Французская революция
восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она
распространилась на другие европейские государства.
В современном правоведении проводится классификация конституций по
ряду признаков.
Различаются писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией
понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон
государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название
конституция не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические
документы. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль
выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной
государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о
неписаной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой
Зеландии.
По порядку установления конституции подразделяются на октроированные
(дарованные монархом) и неоктроированные (принятые высшим законодательным
органом власти, учредительным собранием или референдумом).
По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и
жесткими. Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и
текущее законодательство, то её принято относить к разряду гибких, если в
более сложном порядке, то конституция называется жесткой. Гибкими являются
все неписаные конституции.
По форме закрепления политической власти различаются монархические и
республиканские конституции. Современными монархическими конституциями
являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К
республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ,
России и республик в её составе и т.д.
По формам закрепляемого государственного устройства конституции
подразделяются на федеральные и унитарные (ИНОГДА ПРИВОДЯТ И
КОНФЕРАТИВНЫЕ). Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои
образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый
государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей
(федерации и её субъектов), разграничение компетенции между ними. Она
регулирует систему, структуру и порядок формирования органов
законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их
компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными
являются конституции США. ФРГ, Индии, России, унитарными ? конституции
Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.
В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и
фактическую. Термином “фактическая конституция” или “материальная
конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране
основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система
соц.-эк. и общ.политических отношений. Юридическая конституция - это
нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция
вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, её
содержание предопределены фактической конституцией, соц.эк. и
общ.политическими процессами на различных этапах развития общества и
государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций
важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции
реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь
выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии
фактической конституции по сравнению с юридической.
Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации
социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией.
Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ,
устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция
рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых
интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция - это
всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Она
служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения,
условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком
подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над
национальными.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом,
юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство
государственной власти. Она выступает правовой основой становления и
развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и
обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства,
систему институтов государственной власти и местного самоуправления.
Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт
баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для
Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России - это
нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы
конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина;
федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Этапы развития Конституции Российской Федерации.

На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных
социальных групп, преобразование формы правления или государственного
устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на
государство, право, их общественную роль.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-
либо масштабных событий общественно-политического характера: революции,
завоевание независимости, распада государства, образование нового
государственного единства, изменение формы правления и политического
режима.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает
его новым содержанием.
Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века.
Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной
самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что
конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала
государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных
профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского
государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С
Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И.
Лазаревского ти др.) стала проводиться идея конституционной монархии.
Сторонниками конституционного правления были представители наиболее
прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством
конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии,
обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным
представительством, ратовали за установление демократической формы
правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и
полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести
“План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и
“Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева
(1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии,
ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под
конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные
права и отношения всех классов государственных между собой”.
Интерес представляют конституционные воззрения декабристов,
выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М.
Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х).
Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства
признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась
Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная -
Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство
всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов,
вероисповедания, отмена сословных различий.
Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того
времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-
экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи
выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской
власти.
Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11,
даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет
из-за его убийства.
Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало
оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа
1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент
с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских
подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании
государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась
законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права:
неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов,
избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России
правительственный орган - Совет Министров.
Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20
февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного
совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля
1906 года.
Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу
актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который
ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный
процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской
революцией 1917 года.
Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой
имперской государственной системы и формированием основ новой
государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских
Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11
Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”,
“О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных
Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России
от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого
народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда
Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января
1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и
закреплялось полновластие Советов.
Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию
капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности,
помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого
государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.
Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались
на утопических представлениях о тенденциях мирового революционного
процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление
коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая
направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции
РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей
финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти
провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.
Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство
России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925,
1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов
10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от
капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении
диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё
рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах
(ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в
лице Советов.
Признавались равные права граждан независимо от их расовой и
национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии
или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение
национальных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то же
время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении
избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так
называемого “эксплуататорского класса”, духовенства, бывших служащих
полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов
царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим
представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной
из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось
беспощадное подавление эксплуататоров.
Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство
России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и
национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы,
входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая
взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной
власти.
С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России,
как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность,
оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует
Союзную.
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за
Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической
обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и
образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-
правовой статус России как союзной республики в составе СССР.
Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2
Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть
социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе
федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно
регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского
Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных
социалистических республик, местных органов государственной власти,
избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за
Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства
основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и
государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система;
система и компетенция высших и местных органов государственной власти,
управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное
объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный
характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя
социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года
(ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов
к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была
декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и
внесудебных расправ 1937 года.
Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12
апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977
года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения
развитого социализма и общенародного социалистического государства.
Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического
единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической
общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность
на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе.
Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью
общественного развития - построение бесклассового коммунистического
общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое
ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации
государственной власти был традиционно положен принцип верховенства
Советов.
Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием
двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил
на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует
марксистская идеология и социалистические идеи.
Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом.
Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной
идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием
построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС,
которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер
борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8
Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе
коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о
коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического
строительства.
Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ,
особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли
не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно
и существенно менялась.
С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела
принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного
развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание
идеологии плюрализма, концепции разделения властей.
Из официального названия страны и республик в составе РФ были
исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало
признание несостоятельности социалистической модели развития .Страна стала
называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический
плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе
частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась
реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт
Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного
самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была
инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22
ноября 1991 года.
Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие
автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса
республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного
договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов
государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии
территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было
обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет
России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная
международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и
оборонной политики.
Необходимость конституционных перемен назревала объективно.




Реферат на тему: Конституция США (текст, переведённый на Русский язык)

Конституция Соединенных Штатов Америки.

Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза,
утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации
совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и
нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для
Соединенных Штатов Америки.

Статья 1.
Раздел 1. Все установленные здесь полномочия законодательной власти
принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и
Палаты представителей.

Раздел 2. 1.Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два
года народом каждого из штатов; при этом избиратели каждого из штатов
должны отвечать тем же требованиям, которые установлены для избирателей
наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата.
2.Не может быть представителем тот, кто не достиг двадцатипятилетнего
возраста, не состоит в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и не
является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.
3. Представители и прямые налоги распределяются между отдельными штатами,
могущими вступить в настоящий Союз, пропорционально численности их
населения, для определения которой к числу всех свободных людей, включая
лиц, обязанных кому-либо службой в течение нескольких лет, и исключая не
платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых прочих лиц*. Настоящее
исчисление населения производится в течение трех лет после первой сессии
Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке,
который будет установлен специальным законом. От каждых тридцати тысяч
жителей не может быть избрано более одного представителя, но каждый штат*
должен иметь по крайней мере
одного представителя. До производства такого исчисления населения штат Нью-
Гэмп-шир избирает трех представителей, Массачусетс - восемь, Род-Айленд и
колония Провидено - одного, Коннектикут - пять, Нью-Йорк - шесть, Нью-
Джерси - четырех, Пенсильвания - восемь, Делавэр - одного, Мэриленд -
шесть, Виргиния - десять, Северная Каролина - пять, Южная Каролина - пять и
Джорджия - трех.
4. При открытии вакансий в представительстве какого-либо штата
исполнительная власть последнего издает приказ о проведении выборов для
заполнения этих вакансий.
5. Палата представителей избирает своего спикера и других должностных лиц;
ей одной принадлежит право возбуждать преследование в порядке импичмента.

Раздел 3. 1. В состав Сената Соединенных Штатов входят два сенатора от
каждого штата, избираемые на шесть лет законодательными собраниями
соответствующих штатов** и каждый сенатор имеет один голос.
2. Немедленно вслед за тем как сенаторы соберутся после первых выборов, они
разделяются на три по возможности равные группы. Места сенаторов первой
группы становятся вакантными по истечении второго года, второй группы - по
истечении четвертого года и третьей группы - по истечении шестого года,
так, чтобы одна треть Сената избиралась вновь каждые два года; и если
вследствие отставки или по другой причине вакансии откроются в перерыве
между сессиями Законодательного собрания штата, исполнительная власть
последнего может произвести временные назначения впредь до следующей сессии
Законодательного собрания, которое и заполняет эти вакансии ***.
3. Не может быть сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не
состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является в
момент избрания жителем того штата, где он избирается.
_______________
* Выделенный текст изменен или отменен поправками к Конституции.
Часть данного предложения о порядке назначения представителей в отдельных
штатах изменена разделом 2 поправки XIV, а в отношении налогов на доход без
их распределения - поправкой XVI. Под "прочими лицами" подразумеваются
рабы. Данное положение предоставляло на выборах белому населению южных
штатов дополнительные голоса в количестве 3/5 числа рабов в
рабовладельческих штатах. Другими словами, плантатору-рабовладельцу
давалось несколько голосов, т. е. устанавливался плюральный вотум.
** Выделенное положение изменено разделом 1 поправки XVII.
*** Выделенное положение изменено разделом 1 поправки XVII.
4. Вице-президент Соединенных Штатов является председателем Сената, но
может голосовать лишь в том случае, если голоса разделяются поровну.

5. Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Председателя рго
tеmроге* для замещения Вице-президента, когда он отсутствует или исполняет
обязанности Президента Соединенных Штатов.

6. Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке
импичмента. Заседая с этой целью, сенаторы приносят присягу или делают
торжественное заявление. Если подсудимым является Президент Соединенных
Штатов, председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть
осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов.

7. Приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и
лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную или
оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов. Однако в дальнейшем
тем не менее производится расследование, отстраненному от должности
предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно приговору
наказание в соответствии с законом.

Раздел 4. 1.Время, место и порядок избрания сенаторов и представителей
устанавливаются в каждом штате его Законодательным собранием; но Конгресс
может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий подобного
рода правила, за исключением правил о месте выборов сенаторов.

2. Конгресс собирается не реже одного раза в год, а его сессии начинаются в
первый понедельник декабря **, если законом не будет установлен другой
день.

Раздел 5. 1. Каждая палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов,
полномочий и квалификаций, предъявляемых к ее членам, и большинство каждой
из палат составляет кворум, необходимый для ведения дел; но палата и в
меньшем составе может переносить заседание с одного дня на другой и имеет
право применять к отсутствующим членам предусмотренные каждой палатой меры
наказания с целью обеспе-
чить посещение ими заседаний.
2. Каждая палата может устанавливать правила проведения своих заседаний,
наказывать своих членов за нарушение порядка и двумя третями голосов
исключать их из своего состава.
3. Каждая палата ведет протокол своих заседаний и периодически публикует
его, за исключением тех разделов, которые, по ее заключению, носят
секретный характер; сведения о голосах "за" и "против", поданные членами
каждой палаты по
какому-либо вопросу, по желанию одной пятой присутствующих вносятся в
протокол.
4. Во время сессии Конгресса ни одна из палат не может без согласия другой
палаты отсрочить свои заседания более чем на три дня или назначить их не в
том месте, в котором должны заседать обе палаты.

Раздел 6. 1. Сенаторы и представители получают за свою службу
вознаграждение, устанавливаемое законом и выплачиваемое казначейством
Соединенных Штатов. Во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного
преступления и нарушения общественного порядка, они не могут быть
подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей
палаты, а также следования в палату и возвращения из нее; и за какие-либо
выступления или участие в дебатах в любой из палат они не могут
допрашиваться ни в каком другом месте.
2. Ни один сенатор или представитель не может быть назначен в течение
времени, на которое он избран, на какую-либо гражданскую должность на
службе Соединенных Штатов, если эта должность была создана или связанное с
ней жалованье было увеличено в названный период, и ни одно лицо, занимающее
какую-либо должность на службе Соединенных Штатов, не может быть членом той
или иной палаты, пока состоит в должности.

________________
* Рго tеmроге (лат.) - временно, на короткий промежуток времени.
** Выделенное положение изменено разделом 2 поправки XX.
Раздел 7. 1. Все законопроекты о поступлениях дохода исходят от Палаты
представителей, но Сенат может предлагать поправки к ним или соглашаться на
их внесение, как и по другим законопроектам.
2. Каждый законопроект, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде
чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов; если он
одобряет законопроект, то подписывает его; если не одобряет, то возвращает
его со
своими возражениями в ту палату, которой последний был предложен, а палата
вносит возражения Президента полностью в свой протокол заседания и
пересматривает законопроект при таком новом рассмотрении законопроект будет
утвержден двумя третями голосов палаты, он вместе с возражениями Президента
пересылается в другую палату, которая пересматривает законопроект и по
принятии его двумя третями голосов этой палаты он становится законом. Во
всех указанных случаях обе палаты применяют поименный порядок голосования,
и имена лиц, голосовавших за и против законопроекта, вносятся в протокол
заседания соответствующей палаты. Если законопроект не будет возвращен
Президентом в течение десяти дней (не считая воскресных дней) после того,
как он ему представлен, то законопроект становится законом, так же как если
бы он был подписан Президентом; законопроект не становится законом только в
случае, если он быть возвращен в Конгресс ввиду того, что последний
отсрочил свои заседания.
3. Все постановления, резолюции или решения, для которых необходимо
согласие Сената и Палаты представителей (за исключением решения об отсрочке
заседания), представляются Президенту Соединенных Штатов и только по
одобрения вступают в силу; в случае же неодобрения должны быть снова
утверждены двумя третями голосов Сената и Палаты представителей в
соответствии с теми правилами и ограничениями, которые установлены в
отношении законопроектов.

Раздел 8. 1. Конгресс имеет право:
устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизы для того, чтобы
уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние
Соединенных Штатов; причем все пошлины, подати и акцизы должны быть
единообразными на всей территории Соединенных Штатов;
2.заключать займы от имени Соединенных Штатов;
3.регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными
штатами и с индейскими племенами;
4. устанавливать единообразные правила о натурализации и единообразные
законы о банкротстве на всей территории Соединенных Штатов;
5. чеканить монету, регулировать ее ценность и ценность иностранной монеты,
устанавливать единицы мер и весов;
6. устанавливать наказания за подделку ценных бумаги находящейся в
обращении монеты Соединенных Штатов;
7. учреждать почтовые службы и почтовые пути;
8. содействовать развитию наук и полезных ремесел, обеспечивая на
определенный срок авторам и изобретателям исключительные права на их
произведения и открытия;
9. учреждать подчиненные Верховному суду судебные органы;
10. определять и карать морской разбой, тяжкие преступления, совершенные в
открытом море, и другие преступления, предусмотренные международным правом;
11. объявлять войну, выдавать каперские свидетельства* и разрешения на
репрессалии и устанавливать правила относительно захватов на суше и на
море;
12. набирать и содержать армии; однако никакие денежные ассигнования в этих
целях не должны производиться более чем на двухлетний срок;
13. создавать и содержать флот;
14. издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил;
15. предусматривать порядок призыва милиции** для обеспечения исполнения
законов Союза, подавления восстаний и отражения нападений;
_________________________
* Каперское свидетельство (Letter of Marque) - полномочие,
предоставлявшееся правительством частным лицам - собственным гражданам и
гражданам нейтральных стран, снаряжавшим судно и действовавшим на свой
страх и риск, для производства репрессалий по отношению к судам
неприятельского государства, а также по отношению к судам нейтральных
стран, занимавшихся перевозкой грузов для этих государств. Каперство
возникло в период феодализма; было отменено Парижской декларацией от 16
апреля 1856 г.
** Милиция (militia) - формирования граждан в штате - вооруженная сила,
привлекаемая к действительной службе только в исключительных случаях. В
настоящее время более известна как национальная гвардия.

16. предусматривать меры по организации, вооружению и дисциплинированию
милиции и по управлению той ее частью, которая используется на службе
Соединенных Штатов, сохраняя за соответствующими штатами назначение
офицеров и обучение милиции в соответствии с уставными правилами,
утвержденными Конгрессом;
17. осуществлять во всех случаях исключительную законодательную власть в
предоставленном каком-либо из штатов округе (не превышающем десяти
квадратных миль), который с одобрения Конгресса станет местопребыванием
Правительства Соединенных Штатов, и осуществлять подобную же власть на всех
территориях, приобретенных с согласия Законодательного собрания штата, где
они расположены, для возведения
фортов, складов, арсеналов, доков и других необходимых сооружений; и
18. издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления как
вышеуказанных прав, так и всех других прав, которыми настоящая Конституция
наделяет Правительство Соединенных Штатов, его департаменты или должностных
лиц.

Раздел 9. 1. Конгресс до тысяча восемьсот восьмого года не может запрещать
перемещение или ввоз таких лиц*, которых какой-либо из существующих ныне
штатов сочтет нужным допустить, но такой ввоз может облагаться пошлиной или
налогом, не превышающим десяти долларов с каждого лица.
2. Не допускается какая-либо приостановка действия habeas corpus**, если
только этого не потребует общественная безопасность в случае мятежа или
вторжения.
3. Не будут приниматься билли об опале*** и законы ех роst facto****.
4. Не допускается обложение подушной податью или иными прямыми налогами
иначе как сообразно с переписью или упомянутым выше исчислением
населения*****.
5. Не могут налагаться налоги или пошлины на предметы, вывозимые из какого-
либо штата.
6. Не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами
другого посредством каких-либо торговых или финансовых предписаний, а суда,
следующие в какой-либо штат или из штата, не могут принуждаться к заходу в
порт другого штата, разгрузке или уплате там пошлин.
7. Никакие денежные выдачи из казначейства не могут производиться иначе как
согласно установленным законом назначениям; подробные отчеты о
государственных доходах и расходах подлежат периодическому опубликованию.
8. Соединенные Штаты не жалуют никаких дворянских титулов, и ни одно лицо,
занимающее какую-нибудь оплачиваемую или почетную должность на службе
Соединенных Штатов, не может без согласия Конгресса принять тот или иной
дар, вознаграждение, должность или титул от какого-либо короля, принца или
иностранного государства.

Раздел 10. 1.Ни один штат не может вступать в какие-либо договоры, союзы
или конфедерации; выдавать каперские свидетельства и разрешения на
репрессалии; чеканить монету; выпускать кредитные билеты; допускать уплату
долгов чем-либо, роме золотой и серебряной монеты; принимать билли об
опале, законы ex post facto или законы, нарушающие обязательства по
договорам, а также жаловать дворянские титулы.
2. Ни один штат не может без согласия Конгресса облагать пошлинами или
сборами импорт и экспорт товаров, за исключением случаев, когда это
необходимо для осу-
______________________
* Подразумеваются негры-рабы.
** Нabeas corpus (лат.) - название, даваемое правовым актам, заимствованным
из законодательства Великобритании, призванным доставлять одну из сторон
процесса в суд или к судье. В обычном употреблении под этими словами чаще
всего имеется в виду habeas corpus ad subjuciendum. Этот термин означает
приказ, адресованный
лицу, держащему под стражей другое лицо, и обязывающий первое представить в
суд или к судье второе с основаниями ареста или задержания.
*** Билль об опале (Bill of Attainder) - законодательный акт, объявляющий
определенное лицо виновным в тяжком преступлении (обычно в измене) без
судебного разбирательства или соответствующей процедуры и предусматривающий
смертную казнь. Если акт налагает менее строгое наказание, чем смертная
казнь, то он называется Bill of Pain Penalties - билль о наказании и
взыскании. Оба вида законодательных актов запрещаются Конституцией США.
**** Закон ех post facto - закон, принятый после совершения какого-либо
факта или деяния с имеющими обратную силу правовыми последствиями.
Запрещение актов ех post facto относится только к уголовно- и гражданско-
правовой сфере.
*****Выделенное положение изменено поправкой XVI.
ществления законов штата об инспекции; и чистый доход со всех сборов и
пошлин,
наложенных штатом на импорт и экспорт, поступает в распоряжение
казначейства Соединенных Штатов, и все такого рода законы подлежат
пересмотру и контролю Конгресса.
3. Ни один штат не может без согласия Конгресса устанавливать какие-либо
тоннажные сборы, содержать в мирное время войска или военные корабли,
входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или с
иностранным государствами, а также вступать в войну, если только он не
подвергся фактически нападению или не находится в такой непосредственной
опасности, при которой недопустимо промедление.

Статья II
Раздел 1. 1. Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных
Штатов Америки. Он состоит в своей должности в продолжение четырехлетнего
срока, выборы его и избираемого на тот же срок Вице-президента производятся
следующим образом.
2. Каждый штат назначает в установленном его Законодательным собранием
порядке выборщиков в количестве, равном общему числу сенаторов и
представителей, которых штат имеет право посылать в Конгресс, но не могут
назначаться выборщиками сенаторы, представители и лица, занимающие почетную
или оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов*.
3. Выборщики собираются по своим соответствующим штатам и голосуют
бюллетенями за обоих лиц, из которых хотя бы одно не должно быть жителем
одного с ними штата. И они составляют список всех лиц, за которых
подавались голоса, с указанием числа голосов, поданных за каждого из них.
Список подписывается и удостоверяется выборщиками, а затем пересылается в
запечатанном виде в местопребывание Правительства Соединенных Штатов на имя
Председателя Сената. Председатель Сената в присутствии членов Сената и
Палаты представителей вскрывает все удостоверенные списки, после чего
производится подсчет голосов. Лицо, получившее наибольшее число голосов,
становится Президентом, если только это число превышает половину общего
количества выборщиков. Если же это большинство голосов получили несколько
человек или за них подано равное число голосов, то Палата представителей
непосредственно избирает бюллетенями одного из них Президентом; если же ни
одно лицо не соберет большинства голосов, то Палата представителей в таком
же порядке избирает Президента из числа пяти лиц, получивших наибольшее
число голосов. Тогда при избрании Президента голосование проводится по
штатам и представительство каждого штата имеет один голос; избирательный
кворум в этом случае составляют две трети штатов, а для избрания необходимо
большинство голосов всех штатов. Лицо, получившее после избрания Президента
наибольшее число голосов, в любом случае считается Вице-президентом, но
если окажется, что несколько лиц имеют равное количество голосов, то Сенат
избирает из них Вице-президента путем подачи бюллетеней**.
4. Конгресс может определить время избрания выборщиков и день, в который
они подают свои голоса; этот день должен быть единым для всей территории
Соединенных Штатов.
5. Не может быть избран на должность Президента тот, кто не является
гражданином Соединенных Штатов по рождению или не состоял в гражданстве
Соединенных Штатов во время утверждения настоящей Конституции; равным
образом не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг
тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет
постоянного жительства в Соединенных Штатах.
6. В случае отстранения Президента от должности или его смерти, отставки
либо неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности
последние переходят к Вице-президенту; и на случай отстранения, смерти,
отставки или неспособности Президента и Вице-президента Конгресс может
установить законом, какое должностное лицо должно действовать как Президент
и будет заменять такового до устранения причин, препятствующих Президенту
осуществлять свои обязанности, или до избрания нового Президента***.
7. Президент в установленные сроки получает за свою службу вознаграждение,
которое не может увеличиваться или уменьшаться в течение периода, на
который он избран; и в течение этого периода он не может получать какое-
либо другое денежное вознаграждение от Соединенных Штатов или от какого-
либо из штатов.

_______________________
* См. поправку XXIII к Конституции.
**Выделенное положение изменено поправкой XII.
***Выделенное положение изменено поправкой XXV.
8. Перед вступлением в должность Президент приносит следующую присягу или
дает торжественное обещание: "Я торжественно клянусь (или обещаю), что буду
честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и по мере своих
сил сохранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов".

Раздел 2. 1. Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных
Штатов и милиции отдельных штатов, когда они призываются на действительную
службу Соединенных Штатов; он может требовать от руководителя каждого
исполнительного департамента письменного мнения по любому вопросу,
относящемуся к его компетенции; и ему предоставлено право отсрочки
исполнения приговоров и помилования за преступления, совершенные против
Соединенных Штатов, за исключением случаев осуждения в порядке импичмента.
2. Он имеет право с совета и согласия Сената заключать международные
договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с
совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей
и консулов, судей Верховного суда, а также всех других должностных лиц
Соединенных Штатов, о назначении которых в настоящей Конституции нет иных
постановлений и должности которых установлены законом; однако Конгресс
может посредством издания закона предоставить право назначения низших
должностных лиц, каких найдет нужным, единолично Президенту, судам или
главам департаментов.
3. Президент имеет право замещать все вакансии, которые откроются в период
между сессиями Сената, предоставляя должностные полномочия на срок до
окончания ближайшей сессии Сената.

Раздел 3. Президент периодически предоставляет Конгрессу информацию о
положении Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет
необходимыми и полезными; в чрезвычайных случаях он созывает обе палаты или
одну из них, а в случае разногласий между палатами по поводу времени
отсрочки сессий сам переносит их на такое время, какое сочтет необходимым;
он принимает послов и других полномочных представителей, обеспечивает
точное соблюдение законов и определяет
полномочия всех должностных лиц Соединенных Штатов.

Раздел 4. Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица
Соединенных Штатов отстраняются от должности, если при осуждении в порядке
импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других
тяжких преступлениях и проступках.


Статья III
Раздел 1. Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом
и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и
учреждаться Конгрессом. Судьи как Верховного суда, так и низших судов
сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является
безупречным; и в установленные сроки они получают за свою службу
вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они находятся в
должности.
Раздел 2. 1. Судебная власть распространяется на все дела, решаемые по
закону и по праву справедливости*, возникающие на основе настоящей
Конституции, законов Соединенных Штатов и заключенных или могущих быть
заключенными их властью международных договоров; на все дела, касающиеся
послов, других полномочных представителей и консулов; на все дела
адмиралтейства и другие морские дела; на все споры, в которых Соединенные
Штаты являются стороной; на все споры между двумя или более штатами; между
штатами и гражданами другого штата**, между гражданами разных штатов, между
гражданами одного штата по искам о землях, полученных в дар от различных
штатов, а также между штатом или его гражданами и иностранными
государствами, гражданами или подданными.
2. Все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и
консулов, а также дела, в которой одной из сторон является штат, подсудны
Верховному суду в качестве первой инстанции. Во всех других ранее
упомянутых случаях Верховный суд _______________________
* Имеются в виду этические принципы либо нормы естественного права.
** Выделенное положение изменено поправкой XI.
является апелляционной инстанцией, решающей как вопрос права, так и факта с
теми ограничениями и в соответствии с теми правилами, которые будут
установлены
Конгрессом.
3. Все дела о преступлениях, за исключением рассматриваемых в порядке
импичмента, подсудны суду присяжных; и судебное разбирательство происходит
в том штате, где было совершено преступление; а если оно было совершено за
пределами какого-либо штата, то судебное разбирательство происходит в том
месте или местах, которые будут предусмотрены в законе, изданном
Конгрессом.

Раздел 3. 1.Под изменой Соединенным Штатам понимается только ведение войны
против них или присоединение к их врагам, оказание им помощи и услуг. Никто
не может быть признан виновным в измене, если это не будет подтверждено
показаниями двух свидетелей инкриминируемого акта или собственным
признанием в открытом судебном заседании.
2. Конгресс имеет право определять наказание за измену, но осуждение за
измену не должно влечь за собой лишения гражданских прав или конфискации
имущества иначе как при жизни виновного лица.

Статья IV
Раздел 1. В каждом штате должны пользоваться уважением и полным доверием
публичные акты, официальные документы и судебные решения любого другого
штата. Конгресс может посредством законов общего применения предписывать
способы удостоверения подлинности таких актов, документов и судебных
решений и их действие*.

Раздел 2. 1. Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и льготы
граждан других штатов**.
2. Лицо, обвиненное в каком-либо штате в измене, в тяжком преступлении или
ином преступлении и которое скрывается от правосудия и обнаружено в другом
штате, подлежит по требованию исполнительной власти штата, из которого оно
скрылось, выдаче для препровождения в штат, юрисдикции которого подлежит
это преступление.
3. Ни одно лицо, обязанное служить или работать в каком-либо из штатов
согласно его законам, и бежавшее в другой штат, не может на основании
законов или постановлений последнего освобождаться от этой службы или
работы и должно быть выдано по настоянию стороны, которая имеет право
требовать выполнения такой службы или работы***.

Раздел 3. 1.Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не может
образовывать или учреждать новые штаты в пределах юрисдикции другого штата;
равным образом не могут без согласия законодательных собраний
заинтересованных штатов и Конгресса образовываться новые штаты путем
слияния двух или более штатов или их частей.
2. Конгресс вправе распоряжаться территорией или иной собственностью,
принадлежащей Соединенным Штатам, и издавать в связи с этим все необходимые
правила и постановления, но ничто в этой Конституции не может толковаться в
ущерб законным притязаниям Соединенных Штатов или какого-либо отдельного
штата.

Раздел 4. Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе
республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне,
а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти (когда
Законодательное собрание не может быть созвано) - и от внутренних насилий.

Статья V
Если две трети членов обеих палат сочтут это необходимым, Конгресс может
предлагать поправки к настоящей Конституции или же по требованию
законодательных собраний двух третей штатов созывает Конвент для внесения
поправок, которые в обоих конвентами в трех четвертях штатов, смотря по
тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс; при этом
никакая поправка, принятая до тысяча восемьсот восьмого года, не может как-
либо затрагивать первый и четвертый _____________________
* См. поправку XIV.
** См. там же.
*** Выделенное положение изменено поправкой XIII.
параграфы девятого раздела первой статьи и ни один штат без его согласия не
может быть лишен равного с другими голоса в Сенате.

Статья VI
1. Все долги и обязательства, существовавшие до принятия настоящей
Конституции, сохраняют для Соединенных Штатов такую же юридическую силу,
какую они имели при конфедерации.
2. Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее
исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены
властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в
каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах
какого-либо штата встречаются противоречащие положения.
3. Вышеупомянутые сенаторы и представители, равно как и члены
законодательных собраний отдельных штатов, а также все должностные лица
исполнительной и судебной власти Соединенных Штатов и отдельных штатов
обязываются присягой или обещанием к соблюдению настоящей Конституции. При
этом никогда не будет требоваться принадлежность к какой-либо религии в
качестве условия для занятия какой-либо должности или исполнения какой-либо
публичной обязанности в Соединенных Штатах.

Статья VII
Ратификация конвентами девяти штатов является достаточной для введения в
силу настоящей Конституции теми штатами, которые ратифицировали ее в
указанном порядке*.
Утверждена на Конвенте с общего одобрения присутствующих штатов
семнадцатого сентября тысяча семьсот восемьдесят седьмого года от Рождества
Христова и в двенадцатом году независимости Соединенных Штатов Америки. В
удостоверение чего мы поставили здесь свои подписи:

Дж. Вашингтон,
Председатель и делегат от штата Виргиния.
Подписано также депутатами от двенадцати штатов.



Статьи в дополнение и изменение
Конституции Соединенных Штатов Америки**, предложенные Конгрессом и
ратифицированные законодательными собраниями отдельных штатов согласно
пятой статье первоначальной Конституции.

Поправка I***.
Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или
запрещающих ее свободное вероисповедание, либо ограничивающих свободу слова
или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с
петициями об удовлетворении жалоб.

Поправка II.
Поскольку для безопасности свободного государства необходима хорошо
организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не должно
ограничиваться.


____________________
* Конституция была принята Конвентом 17 сентября 1787 г. и последовательно
ратифицирована первоначальными штатами. Ратификация была завершена 21 июня
1788 г. После вступления Конституции в силу она была ратифицирована пятью
остальными штатами. оследним ратифицировал штат Вермонт- 10 января 1791 г.
**Первые десять поправок, получивших название Билль о правах, и две другие,
ратификация которых первоначально не была успешной, были предложены первым
Конгрессом 25 сентября 1789 г. Ратификация была завершена 15 декабря 1791
г., когда поправки были одобрены II из 14 существовавших в то время штатов.
Остальные
три штата ратифицировали Билль о правах к его 150-летию: штат Массачусетс -
2 марта 1939 г., Джорджия - 18 марта 1939 г. и Коннектикут-19 апреля 1939
г. Одна из двух нератифицированных поправок была одобрена необходимым
числом штатов в 1992 г. в качестве поправки XXVII.
***Только поправки XIII, XIV, XV и XVI получали порядковый номер при
ратификации, при этом в оригинале поправки именуются статьями.


Поправка III.
В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо
дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в
порядке, установленном законом.

Поправка IV.
Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от
необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск
или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных
присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать
подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или
имущества.

Поправка V.
Никто не должен привлекаться к ответственности за преступление, караемое
смертью, или иное позорящее преступление иначе как по постановлению или
обвинительному акту, вынесенному большим жюри, за исключением случаев
возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо милиции,
когда последняя в связи с войной или угрожающей обществу опасностью
находится на действительной службе;
никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за
одно и то же правонарушение; никто не должен принуждаться свидетельствовать
против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни,
свободы или имущества без законного судебного разбирательства; никакая
частная собственность не должна отбираться для общественного пользования
без справедливого вознаграждения.

Поправка VI.
Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и
публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было
совершено преступление; причем этот округ должен быть заранее установлен
законом; обвиняе-
мый имеет право на информирование о характере и основаниях обвинения, на
очную ставку с показывающими против него свидетелями, на принудительный
вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на помощь адвоката для своей
защиты.

Поправка VII.
По судебным делам, основанным на общем праве с суммой иска, превышающей
двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и ни один факт,
рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо
судом Соединенных Штатов иначе как на основе норм общего права.

Поправка VIII.
Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные
штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Поправка IX.
Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как
отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Поправка Х.
Полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и
не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами
или за народом.

Поправка XI*.
Судебную власть Соединенных Штатов нельзя истолковывать как
распространяющуюся на любое судебное дело, решаемое по закону или по праву
справедливости, если это дело начато или ведется против одного из штатов
гражданами другого штата либо гражданами или подданными иностранного
государства.
__________________
*Поправка XI к Конституции предложена третьим Конгрессом 4 марта 1794 г.
Ратификация завершена 7 февраля 1795 г., когда 12 из существовавших в то
время 15 штатов одобрили эту поправку. Штаты Нью-Джерси и Пенсильвания не
предприняли каких-либо действий для ратификации данной поправки.
Поправка XII*.
Выборщики собираются по своим штатам и голосуют бюллетенями за Президента и
Вице-президента, из которых хотя бы один не должен быть жителем одного с
ними штата; в бюллетенях они называют лицо, предлагаемое в Президенты, и в
отдельных бюллетенях - лицо, предлагаемое в Вице-президенты; затем ими
составляются отдельные списки всех лиц, предложенных в Президенты, и всех
лиц, предложенных в
Вице-президенты, с количеством голосов, поданных за каждого из них;
подписав и удостоверив эти списки, они пересылают их в запечатанном виде на
имя Председателя Сената в мес топребывание Правительства Соединенных
Штатов. Председатель Сената в присутствии членов Сената и Палаты
представителей вскрывает все удостоверенные списки, после чего производится
подсчет голосов. Лицо, получившее на выборах наибольшее число голосов,
становится Президентом, если только это число превышает половину всех
выборщиков; если же никто не получит такого большинства, то Палата
представителей непосредственно избирает бюллетенями Президента из числа
трех лиц, баллотировавшихся в Президенты и получивших наибольшее число
голосов; при этом при выборах Президента голоса подаются по штатам и
представительство каждого штата имеет один голос; кворум для этих целей
составляют члены Палаты представителей от двух третей штатов, и для
избрания необходимо большинство голосов всех штатов. Если Палата
представителей, когда право избрания перейдет к чей, не изберет Президента
до четвертого числа следующего марта, то, так же как и в случае смерти или
иной конституционной неспособности Президента, его обязанности должен
выполнять Вице-президент**. Лицо, получившее наибольшее количество голосов,
поданных за него как за Вице-президента, становится Вице-президентом, если
это количество превышает половину всех выборщиков; и если же никто не
получит такого большинства, Сенат избирает Вице-президента из двух
кандидатов, получивших наибольшее число голосов; кворум для этих целей
составляет две трети всех сенаторов, и для избрания необходимо большинство
голосов всех сенаторов. При этом ни одно лицо, которое согласно требованиям
Конституции не может быть избрано на пост Президента, не подлежит избранию
и на пост Вице-президента Соединенных Штатов.

Поправка ХIII***.
Раздел 1. Ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо другом месте, на которое
распространяется их юрисдикция, не должно существо

Новинки рефератов ::

Реферат: Исследование уровня развития речи младших школьников (Психология)


Реферат: Стекло (Химия)


Реферат: Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики (Искусство и культура)


Реферат: Теории обучения в высшей школе (Педагогика)


Реферат: Операции в иностранной валюте и их бухгалтерский учёт (Бухгалтерский учет)


Реферат: Раздробленность в истории России (История)


Реферат: Население мира (Социология)


Реферат: Концепции современной физики (Естествознание)


Реферат: Первые декреты Советской власти (История)


Реферат: И.Кант: Метафизика свободы (Философия)


Реферат: Куликовская битва (История)


Реферат: Внутренняя речь (Педагогика)


Реферат: Жизнь Александра 1 (Исторические личности)


Реферат: Современные методы остеосинтеза (Биология)


Реферат: Методические особенности комментированного обучения и применения поурочного балла при изучении трудных тем на уроках русского языка шестых классов (Педагогика)


Реферат: Основные правовые системы современности (Право)


Реферат: Поведение чайки (Биология)


Реферат: Возникновение и преодоление одиночества (Психология)


Реферат: Античный мир (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)


Реферат: Исламский фундаментализм (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист