GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Понятия, виды и классификация юридических лиц (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятия, виды и классификация юридических лиц (Право)



Содержание

| |Стр. |
|понятия, виды и классификация юридических лиц |- |
| | |
|сущность и особенности организационно-правовых форм | |
|хозяйствования юридических лиц |- |
| | |
|объединения юридических лиц |- |
| | |
|концепция реформирования предприятия в рыночных условиях | |
| |- |


Понятия, виды и классификация юридических лиц

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48 ГК
РФ).
В гражданском кодексе Российской Федерации заложены правовые основы
хозяйствования для субъектов рыночной экономики; в ГК РФ учтены традиции
отечественного правопорядка и современный мировой опыт.
Из ст. 48 ГК РФ следует, что организация, признаваемая юридическим лицом,
должна обладать четырьмя характерными признаками:
1. наличием обособленного имущества;
2. способностью отвечать по обязательствам своим имуществом;
3. способность выступать в имущественном обороте от своего имени;
4. возможностью предъявить иск и выступить в качестве ответчика в суде,
арбитражном суде.

Все юридические лица, функционирующие в экономике, различаются рядом
признаков:
а) отраслевой принадлежностью;
б) размерами;
в) степенью специализации и масштабами производства однотипной продукции;
г) способами организации производства и степенью механизации и
автоматизации;
д) организационно-правовыми формами.

Существуют следующие признаки предприятия:
|Признак |Характеристика предприятия |
|Характер потребляемого сырья |Предприятия добывающей и |
| |обрабатывающей промышленности |
|Назначение готовой продукции |Средства производства и предметы |
| |потребления |
|Технологическая общность |С непрерывным (или дискретным) |
| |процессом производства |
|Время работы в течение года |Круглогодичного (или сезонного) |
| |действия |
|Размер предприятия |Крупное |
| |Среднее |
| |Мелкое |
|Степень специализации и |Специализированное |
|масштаб производства |Диверсифицированное |
|однотипной продукции |Комбинированное |
|Методы организации |Поточный метод |
|производственного процесса |Партионный метод |
| |Единичный метод |
|Основная деятельность |Промышленное, торговое, транспортное, |
| |инвестиционное и т.п. |
|Экономическая цель |Коммерческое |
| |Некоммерческое |

В ГК РФ юридические лица классифицируются по трем основным правовым
формам.
I. На праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их
имущества. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой
учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества,
юридические лица подразделяются на три группы:
1. юридические лица, в отношении которых их участники имеют
обязательственные права (хозяйственное товарищество и общество,
производственные и потребительские кооперативы)
2. юридические лица, на имущество которых их учредители (участники)
имеют право собственности (вещное право) (государственные и
муниципальные предприятия)
3. юридические лица, в отношении которых их участники (учредители) не
могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни
обязательственных) (общественные и религиозные организации,
благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы)
II. На праве экономической деятельности юридических лиц. В зависимости от
цели деятельности юридические лица подразделяются на две категории:
1. коммерческие
2. некоммерческие
Коммерческими признаются такие юридические лица, цель деятельности
которых – получение прибыли.
Некоммерческими признаются такие юридические лица, которые не ставят
своей целью получение прибыли от своей деятельности.
III. На организационно-правовой форме. В соответствии с ГК РФ по
организационно-правовой форме можно классифицировать юридические лица,
являющиеся коммерческими организациями, следующим образом:
а) хозяйственные товарищества:
- полные товарищества
- товарищества на вере (коммандитные товарищества)
б) хозяйственные общества:
- с ограниченной ответственностью
- с дополнительной ответственностью
- акционерные (открытого и закрытого типов)
в) унитарные предприятия:
- на праве хозяйственного ведения
- на праве оперативного управления
г) производственные кооперативы (артели)


Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования
юридических лиц

Все организационно-правовые формы предприятий можно схематично изобразить
следующим образом (рис.1).
Коммерческие организации могу создаваться в формах:
1. хозяйственных товариществ и обществ.
2. Различие между хозяйственными товариществами и обществами в том, что
товарищества –это объединения лиц, а общества – объединения капиталов.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в формах:
а) полного товарищества. Это товарищество, участники (товарищи) которого
в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются
предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут
ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Каждый
участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным
договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его
участников. Для осуществления сделки требуется согласие всех участников
полного товарищества. Лицо может быть участником только одного полного
товарищества. Прибыль распределяется пропорционально их долям в складочном
капитале. Полное товарищество ликвидируется только в случаях, если: в
товариществе остается один участник или при изменении его состава.
б) товарищества на вере (коммандитного товарищества). Такое
товарищество состоит из двух групп: полные товарищи и вкладчики
(коммандисты), которые делают вклады в имущество товарищества,
но не несут ответственности по его долгам, а несут только риск
убытков (утраты своих вкладов в имущество товарищества), в деятельности и
управлении товариществом они не участвуют. Коммандисты имеют право на
получение дохода на сделанный вклад.
Товарищество на вере создается на основании учредительного договора,
подписанного всеми участниками. После внесения доли в складочный капитал у
участника товарищества появляются права:
- получать часть прибыли в соответствии с его долей в складочном капитале
- знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества
- по окончании финансового года выйти из товарищества, получив свой вклад
- передать свою долю или часть ее третьему лицу.
Товарищество ликвидируется при выбытии из него всех трех участников, если
остается хотя бы один, то оно сохраняется. При ликвидации этого
товарищества, имущество делится между



Рис.1. Организационно-правовые формы юридических лиц.
участниками пропорционально их вкладам в складочный капитал.
Хозяйственные общества могут создаваться в формах:
а) акционерного общества. Это коммерческая организация, уставной капитал
которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные
права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры
не отвечают по обязательствам общества и не несут риск убытков, связанных
с деятельностью общества. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут
солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах
неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.
Различают два вида акционерных обществ:
1. открытое акционерное общество. Вправе проводить открытую подписку на
свои акции, акционеры могут отчуждать свои акции без согласия других
акционеров; возможное число акционеров не ограничено. ОАО обязано
ежегодно публиковать годовой отчет, баланс, счет прибыли и убытков.
2. закрытое акционерное общество. Это акционерное общество, акции которого
распределяются только среди его учредителей или иного заранее
оговоренного круга лиц, а число акционеров ограничено (не более 50
человек), если это количество превышено, то ЗАО преобразуется в ОАО.
б) общества с ограниченной ответственностью (ООО). Это общество,
учрежденное одним или несколькими лицами (физическими или юридическими) с
уставным капиталом, разделенным на доли, размер которых определен
учредительным договором. Участники такого общества не отвечают по его
обязательствам и рискуют лишь внесенными ими вкладами, а участник
общества, внесший не полностью свой вклад, несет солидарную
ответственность в пределах невнесенной части вклада.
в) общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Его Участники несут по
обязательствам общества дополнительную ответственность своим имуществом.

Производственных кооперативов (артелей). Это добровольные объединения
граждан (физических лиц) на основе членства для совместной хозяйственной
деятельности – производства, переработки, сбыта промышленной,
сельхохозяйственной или иной продукции, выполнения иных работ, торговли,
бытового обслуживания, оказания различных услуг с целью извлечения прибыли
и последующего ее распределения между членами кооператива. Деятельность
кооператива строится на непосредственном личном трудовом участии его
членов. Имущество образуется путем объединения паевых взносов. Согласно
устава, часть имущества может быть выделена в качестве неделимого фонда,
используемого на предусмотренные уставом цели. Члены кооператива несут
дополнительную ответственность, размер которой устанавливается уставом.
Прибыль кооператива распределяется между его участниками в соответствии с
их трудовым участием, их число должно быть не менее 5 человек.
Государственных и муниципальных предприятий.
Унитарные предприятия – это коммерческие организации, осуществляющие свою
деятельность на основе чужой собственности (государственной или
муниципальной), закрепленной за ними собственником имущества или на праве
хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть
распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
предприятия.
При создании унитарного предприятия ему выделяется имущество – уставной
фонд – из федерального бюджета, из бюджета субъекта федерации или местного
бюджета.
Государственные и муниципальные предприятия могут создаваться с разным
объемом прав по распоряжению переданным им имуществом:
а) унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
имуществом. Собственник имущества решает вопросы создания предприятия,
определяет предмет и цели его деятельности, его реорганизации и ликвидации,
назначает директора, осуществляет контроль за использованием и сохранностью
имущества, а также имеет право на получение части прибыли от использования
этого имущества. Права предприятия по распоряжению имуществом ограничены:
оно не имеет права: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить
в виде вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ свое
недвижимое имущество без согласия собственника.
б) унитарные предприятия основаны на праве оперативного управления
имуществом. Это предприятие может быть образовано по решению Правительства
РФ на базе федеральной собственности. Его устав утверждает Правительство
РФ, Российская Федерация несет дополнительную ответственность по
обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Правительство РФ в права изъять у казенного завода без его согласия
закрепленное за ним имущество (если оно оказалось лишним, либо используется
не по назначению). Предприятие реализует производимую им продукцию
самостоятельно по ценам, устанавливаемым Правительством РФ. Предприятие
ликвидируется по решению Правительства РФ.
Некоммерческие организации могут создаваться в формах:
1. потребительских кооперативов
Потребительский кооператив – это добровольное объединение юридических и
физических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и
иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами
имущественных паевых взносов (ст.116 ГК РФ). Доходы, полученные
кооперативом от предпринимательской деятельности, разделяются между
членами. Деятельность кооператива финансируется из вступительных, текущих
и дополнительных паевых взносов, а убытки покрываются за счет
дополнительных взносов.
2. общественных и религиозных организаций (объединений)
Это добровольные объединения граждан, объединяющихся на основе общности
их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных
потребностей. Общественная организация приобретает права юридического лица
с момента регистрации в Министерстве Юстиции Российской Федерации; за
регистрацию взимается регистрационный сбор. Профсоюзы освобождаются от
уплаты сбора.
Участники (учредители) общественных и религиозных организаций не имеют
никаких имущественных прав по отношению к созданным ими юридическим
лицам.
3. Фондов
Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная
гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных
взносов, преследующая социальные, культурные, образовательные,
благотворительные и иные общественно-полезные цели. Имущество, переданное
фонду его учредителями, является собственностью фонда и используется для
целей, определенных уставом.
В целях усиления контроля за деятельностью фонда в обязательном порядке
создается попечительский Совет. Решение о ликвидации фонда принимается
судом.
4. Учреждений
Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого
характера и финансируемая им полностью или частично. Переданное ему
имущество закреплено на праве оперативного управления, и учреждение
ограничено в своих правах на распоряжение этим имуществом. Учреждение
отвечает по своим обязательствам находящимися в своем распоряжении
денежными средствами, а при их недостаче – дополнительную ответственность
по обязательствам учреждения несет собственник имущества.
5. Объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов)
Ассоциации и союзы создаются коммерческими организациями для координации
их предпринимательской деятельности, а также для предоставления и защиты
общих имущественных интересов. Правовая основа – договор. Объединение в
ассоциацию или союз – добровольное. Члены ассоциации (союза) сохраняют
свою юридическую самостоятельность; ассоциация (союз) не отвечает по
обязательствам своих членов, которые несут дополнительную ответственность
по ее обязательствам.
Члены ассоциации (союза) вправе:
- безвозмездно пользоваться ее услугами;
- по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании
финансового года, в этом случае он не несет дополнительную
ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально
своему взносу в течение 2 лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся
участников только в порядке и случаях, установленных учредительными
документами ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее
может войти новый участник.

Объединения юридических лиц.
Согласно гражданскому кодексу (Ст.121), коммерческие организации могут
создавать некоммерческие объединения (ассоциации, союзы) в целях
координации своей предпринимательской деятельности.
К объединениям предприятий относятся:
1. ассоциации
2. концерны
3. консорциумы
4. межотраслевые и региональные союзы
5. финансово-промышленные группы
6. холдинги и др.
Холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются с целью повышения
инвестиционной деятельности в стране и повышения эффективности
функционирования как государственных, так и частных предприятий.
Холдинг – это акционерная компания, использующая свой капитал для
приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные
пакеты акций дочерних предприятий, которые не могут владеть акциями самой
холдинговой компании.
Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и
внучатые фирмы. Материнская фирма реально распоряжается собственностью
дочерних компаний. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение
крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность
действий множества взаимосвязанных компаний.
Основные преимущества холдинговой компании заключаются в том, что они
борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией усилий.
Положительные стороны деятельности холдинга:
1. возможность использовать увеличение размеров сбыта и производства;
2. возможность достичь высокой эффективности в международном движении
капитала;
3. возможность амортизировать негативное воздействие государства на
предприятия.

Финансово-промышленные группы (ФПГ).
В России ФПГ стали формироваться на основе Указа Президента «О создании ФПГ
и порядке их создания» от 5 декабря 1993г. Указ предусматривал 3
возможности их образования:
1. на основе договорного объединения частных предприятий
2. по решению Правительства с участием государственных предприятий
3. по межправительственным соглашениям
Цели создания ФПГ:
- привлечение инвестиций;
- восстановление кооперированных и технологических связей между
предпринимателями;
- повышение эффективности производства.

Отличительные признаки ФПГ:
1. Ядром группы обычно служит какая-либо финансовая компания (банк,
Сбербанк, страховая компания);
2. Иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
3. Важную роль играет участие промышленной части, которую составляет
предприятия различных отраслей.
Преимуществами ФПГ являются:
- органическое взаимодействие финансового и промышленного капитала;
- единая политика ценообразования;
- развитие процесса кооперации производства.
ФПГ объединяет 3 типа организаций:
1. торговые организации
2. промышленные организации
3. кредитно-финансовые организации
Предпринимательские союзы – это группы независимых компаний, связанных
между собой общими целями. Характерной чертой является то, что участие в
одном союзе не исключает участия в других видах деятельности. Отдельные
фирмы, входящие в предпринимательский союз различаются размерами и ролью,
которую они выполняют в пределах союза.
Характерные признаки сетевых предпринимательских союзов:
1. переплетение связей, существующих между поставщиками, покупателями и
производителями;
2. долгосрочные отношения между организациями-участниками, при которых
каждая из них выступает одновременно как самостоятельная и ведущая.
В пределах предпринимательского союза компании могут образовываться как
формальные союзы, так и совместные предприятия, где сотрудничество между
компаниями очень тесное.
Предпринимательские союзы чаще всего создаются компаниями, которые
занимаются аналогичными видами деятельности.
Самостоятельным видом предпринимательского союза является объединение
нескольких союзов совместными инвестициями (в том числе на долевой основе).
Такие союзы имеют более прочные связи, так как их основу составляют
взаимные инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов,
технологий, ноу-хау, персонала, специалистов.
Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную
самостоятельность в ведении своих дел, определении стратегии, распределении
прибыли. Большая часть союзов на основе долевых инвестиций создается для
проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в
производстве новых товаров.

Концепция реформирования предприятий в рыночных условиях.
В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике российские
предприятия сталкиваются со следующими проблемами, которые препятствуют их
эффективному функционированию.
1. неэффективность системы управления, вызванная рядом факторов:
- на предприятиях отсутствует стратегия деятельности, вследствие чего
ориентация идет на краткосрочные результаты, в ущерб среднесрочным и
долгосрочным;
- руководство предприятий и маркетинговые отделы не всегда осведомлены в
должной мере по поводу конъюнктуры рынка;
- уровень квалификации менеджеров и персонала достаточно низок, отсутствует
трудовая мотивация работников, падает престиж рабочих и инженерно-
технических профессий;
- эффективность финансового менеджмента и управления издержками
производства довольно низка.
2. низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед
участниками за последствия принимаемых решений, а также финансово-
хозяйственные результаты деятельности предприятия.
3. низкие размеры уставного капитала акционерного общества.
4. отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов.
5. расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и
жилищно-коммунального хозяйства высоки.
6. Низкая конкурентоспособность продукции российских предприятий.
7. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии
предприятий для акционеров, руководителей предприятия, потенциальных
инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.
В целях ускорения структурной перестройки экономики, повышения качества
работы предприятия в рыночных условиях было выпущено Постановление
Правительства РФ «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» от
30 сентября 1997г. №1373.
Целью реформы предприятий является их реструктуризация, способствующая
улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по
повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой
продукции, повышению производительности труда, снижению издержек
производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
Реформирование должно было проводиться поэтапно самостоятельно
предприятиями.

Задачи реформирования:
1. обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
2. защита прав акционеров (для АО);
3. четко разграничение ответственности участников и управляющих, развитие
механизма корпоративного управления, обеспечение свободного
перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
4. усовершенствование механизма исполнения решения судов;
5. обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов
достоверной информацией о финансово-экономическом состоянии предприятий;
6. создание эффективного механизма управления на предприятиях.

-----------------------

Концерны



Организационно-правовые формы предприятий



Коммерческие


Некоммерческие

Хозяйственные товарищества и общества

Производственные кооперативы (артели)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Хозяйственное товарищество полное

Хозяйственное товарищество на вере


Акционерные общества


Открытого типа (АООТ)

Закрытого типа (АОЗТ)

Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

На праве хозяйственного ведения

На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

Потребительский кооператив

Объединения юридических лиц

фонды

учреждения

Общественные и религиозные организации


Предприятия


Промышленные организации

Инвестиционные компании


Страховые компании



Пенсионные фонды



Банки



Транспортные организации


Посреднические организации

Розничные и оптовые магазины


Торговые дома


Кредитно-финансовые организации

Торговые организации



ФПГ







Реферат на тему: Поняття громадянства


Якубов
Олександр Георгийович
Домашня адреса : 04209 Киев-209
вул. Героїв Дніпра 26 кв.44



Контрольна робота

Основи права

тема: Поняття громадянства



Академічна заборгованість



Київ 2000

Контрольна робота.



Тема: “Поняття громадянства”



Становище індивіда в суспільстві, відображене закріплене в основному
законі, визначається як конституційний статус особи. Його зміст насамперед
виявляється в інституті громадянства, принципах і власне конституційних
правах і свободах. Громадянство є засобом інституціоналізації принципів
взаємовідносин держави і особи. Стан громадянства створює взаємні права і
обов’язки.

Громадянство України – постійний правовій зв’язок особи з державою
Україна, який знаходить своє вираження в їхніх взаємних правах та
обов’язках.

Громадянство в Україні регулюється Конституцією, Законом України “Про
громадянство Україні” від 16 квітня 1997р. і прийнятими відповідно до них
законодавчими актами України.

Закон України “Про громадянство України” складається з преамбули й 9
розділів (41 стаття). У преамбулі дається визначення громадянства.

Громадянство – це особливий правовий зв’язок між особою і державою, що
породжує для них взаємні права і обов’язки.

Громадянство України визначає постійний правовий зв’язок особи і
Української держави, який знаходить свій вияв у їх взаємних правах та
обов’язках. Право на громадянство є невід’ємним правом людини. Ніхто не
може бути позбавлений громадянства або права змінити громадянство.
Українська держава забезпечує охорону і захист прав, свобод та інтересів
своїх громадян.

Основні принципи громадянства України:
V В Україні існує єдине громадянство (Конституція України стаття 4. Закон
України про громадянство України від 16 квітня 1997р. стаття 1). На
підставі двосторонніх міждержавних договорів допускається подвійне
громадянство (Закон України про громадянство України від 16 квітня 1997р.
стаття1).
V Громадянин України не може бути позбавлений громадянства і права змінити
громадянство (Конституція України стаття 25).
V Громадяни мають право брати участь в управлінні державними справами, у
всеукраїнському та місцевих референдумах, вільно обирати і бути обраними
до органів державної влади та органів місцевого самоврядування
(Конституція України стаття 38).
V Питання законодавчого регулювання громадянства в Україні належить до
компетенції Верховної Ради України (Конституція України стаття 92, .
Закон України про громадянство України від 16 квітня 1997р. стаття 3).
V Політичні права і виборче право (Конституція України стаття 36; 70).
V Сталість правового зв’язку між особою і державою, що існує в просторі і
часі (Конституція України стаття 38; Закон України про громадянство
України від 16 квітня 1997р. стаття 7,8).



Набуття громадянства України (Закон України про громадянство України від
16 квітня 1997р. №1636-Х11 стаття 12-18).

Громадянство України набувається:
1) за народженням;
2) за походженням;
3) через прийняття до громадянства України;
4) через поновлення у громадянстві України;
5) за іншими підставами, передбаченими цим законом;
6) за підставами, передбаченими міжнародними договорами України.

Дитина, батьки якої на момент народження перебували в громадянстві
України, є громадянином України незалежно від того, чи народилася вона на
території України чи за її межами.

При різному громадянстві батьків, з яких один на момент народження
дитини перебував у громадянстві України, дитина є громадянином України:

1) якщо вона народилася на території України;
2) якщо вона народилася за межами республіки, але батьки або один з
них у цей час постійно проживали на території України.

Дитина, яка народилася на території України від осіб без громадянства,
які постійно проживають в Україні, є громадянином України.

Дитина, яка перебуває на території України, обоє батьків якої невідомі,
є громадянином України.

Прийняття до громадянства України.
Іноземні громадяни та особи без громадська можуть бути за їх клопотанням
прийняті до громадянства України.

Умовами прийняття до громадянства України є:
1) відмова від іноземного громадянства;
2) постійне проживання на території України протягом останніх п’яти
років.
Це правило не поширюється на осіб, які виявили бажання стати
громадянами України, за умов, якщо вони народилися чи довели, що хоч
би один із їх батьків, дід чи баба народилися на її території і не
перебувають у громадянстві інших держав.

3) володіння українською мовою в обсязі, достатньому для
спілкування;
4) наявність законних джерел існування;
5) визнання і виконання Конституції України.
Особа, яка раніше перебувала у громадянстві України, може бути за її
клопотанням поновлено у громадянстві України.

Зазначені вимоги можуть не врахуватися лише у виняткових випадках за
рішенням Президента країни щодо окремих осіб, які мають визначні заслуги
перед Українською державою.

Спрощений порядок надання громадянства України може застосуватися до
жінок, які одружені з громадянами України, на їх прохання і за умови
відмови від іноземного громадянства.


Припинення громадянства України (Закон України про громадянство України
від 16 квітня 1997р. стаття 19-21).

Громадянство України припиняється:
1) внаслідок виходу з громадянства України;
2) внаслідок втрати громадянства України;
3) за підставами, передбаченими міжнародними договорами України.

Вихід з громадянства України здійснюється за клопотанням особи в
порядку, встановленому цим законом.

У виході з громадянства України може бути відмовлено, якщо особа, яка
порушила клопотання про вихід, має невиконані зобов’язання перед державою
або майнові зобов’язання, з якими пов’язані істотні інтереси громадян чи
державних організацій, кооперативних та громадських об’єднань.

Вихід з громадянства України не допускається, якщо особу, яка порушила
клопотання про вихід, притягнуто до кримінальної відповідальності як
звинуваченого або щодо неї є вирок суду, який набрав законної сили і
підлягає виконанню.

Громадянство України втрачається :
1) внаслідок вступу особи на військову службу, службу безпеки, в
поліцію, органи юстиції або в інші органи державної влади та
управління в іноземній державі без згоди на те державних органів
України;
2) якщо громадянство України набуто внаслідок подання за відомо
неправдивих відомостей або фальшивих документів;
3) якщо особа, яка перебуває за межами України, не стала на
консульський облік протягом п’яти років.
Громадянство України втрачається з дня видання указу Президента
України.


Порядок зміни громадянства дітей (Закон України про громадянство
України від 16 квітня 1997р. стаття 22;24;26;28).

При зміні громадянства батьків, внаслідок якої обоє стають громадянами
якоїсь країни або обоє виходять з громадянства якоїсь країни, змінюється
відповідно громадянство їх дітей, які не досягли 14 років. Якщо відомий
один із батьків дитини, то при зміні громадянства цього батька відповідно
змінюється громадянство дитини, яка не досягла 14 років.

Якщо батьки дитини мають різне громадянство, то дитина може набути
громадянство одного з батьків, який за це буде клопотати, і обов’язково при
згоді другого батька. Якщо громадянином країни стає один з батьків, а
другий залишається особою без громадянства, дитина, яка проживає на
території цієї країни, стає громадянином цієї країни. Якщо громадянином
країни стає один з батьків, а другий залишається особою без громадянства,
дитина, яка проживає поза межами країни, може набути громадянства цієї
країни за клопотанням про це батька, який набуває громадянства цієї країни.

Дитина, яка є іноземним громадянином або особою без громадянства і яку
усиновляють громадяни якоїсь країни, стає громадянином цієї країни.

Дитина, яка є іноземним громадянином і яку усиновлює подружжя, один з якого
є громадянином якоїсь країни, а другий – особою без громадянства, стає
громадянином цієї країни.

Дитина, яка є особою без громадянства і яку усиновляє подружжя, один з
якого є громадянином якоїсь країни, стає громадянином цієї країни.

Дитина, яка є іноземним громадянином і яку усиновляє подружжя, один з
якого є громадянином однієї країни, а другий іншої, стає громадянином
однієї з країн батьків за згодою усиновителів.

Зміна громадянства дітей віком від 14 до 16 років у разі зміни
громадянства їх батьків, а також у разі усиновлення, може відбуватися
тільки за згодою дітей у порядку, передбаченому у законі.



Ситуація 9

Сім’я вирішила зайнятися підприємницькою діяльністю, зокрема, наданням
туристичних послуг. З цією метою був підготовлений відповідний пакет
документів для державної реєстрації підприємництва у виконавчому комітеті.

Виконком відмовив їм у реєстрації на підставі недоцільності
організації і функціонування такого підприємства в даному районі міста.

Які види підприємницької діяльності заборонені законодавством?

Чи законне рішення виконкому?

В деяких видах діяльності у зв’язку з підвищеними вимогами до
безпеки робіт та необхідністю централізації функцій управління
підприємництво застосовуватися не може. Перелік таких видів діяльності
встановлює Верховна Рада України за поданням Кабінету Міністрів України.

Крім обмеження суб’єктного складу підприємництва законодавством
України, зокрема Законом “Про підприємництво”, встановлено певні обмеження,
які стосуються здійснення окремих видів підприємницької діяльності. Ці
обмеження полягають

I. По-перше, деякі види підприємництва мають право здійснювати лише певні
суб’єкти (діяльність, пов’язана з обігом наркотичних засобів, певних
прекурсорів та психотропних речовин, виготовленням і реалізацією
військової зброї та боєприпасів до неї, вибухових речовин, видобування
бурштину, охороною окремих особливо важливих об’єктів права державної
власності, перелік яких визначається у встановленому Кабінетом
Міністрів України порядку, а також діяльність, пов’язана з
розробленням, випробуванням, виробництвом та експлуатацією ракет-
носіїв, у тому числі з їх космічними запусками з будь-якою метою, може
здійснюватися тільки державними підприємствами та організаціями, а
проведення ломбардних операцій – також і повними товариствами).

II. По-друге, у забороні здійснювати окремі види діяльності (перелік яких
встановлює Верховна Рада України за поданням Кабінету Міністрів
України) без спеціального дозволу (ліцензії). Зокрема, без
спеціального дозволу (ліцензії), що видається Кабінетом Міністрів
України або уповноваженим органом, не можуть здійснюватися:

. пошук (розвідка) та експлуатація родовищ корисних копалин;

. виробництво, ремонт і реалізація спортивної, мисливської
вогнепальної зброї та боєприпасів до неї, а також холодної
зброї;

. виготовлення і реалізація лікарських засобів; виготовлення і
реалізація особливо небезпечних хімічних речовин, перелік яких
визначається Кабінетом Міністрів України;

. виготовлення пива, алкогольних напоїв, а також виготовлення та
реалізація спирту етилового, коньячного і плодового;

. медична практика;

. ветеринарна практика;

. юридична практика;

. створення та утримання гральних закладів, організація азартних
ігор тощо.

Перелік видів підприємницької діяльності, що підлягають ліцензуванню,
вміщено в ст. 4 Закону України “Про підприємництво”.



Ст. 1 Закону України від 7 лютого 1991р. “Про підприємництво” визначає
підприємництво як самостійну ініціативу, систематичну, на власний ризик
діяльність по виробництву продукції, виконанню робіт, наданню послуг та
заняття торгівлею з метою одержання прибутку.

Суб’єкти підприємницької діяльності (підприємці) мають право без
обмежень приймати рішення і здійснювати самостійно будь-яку діяльність, що
не суперечить чинному законодавству. З цього видно, що у даному випадку
рішення виконкому не законне. Воно суперечить принципам (основним засадам)
підприємницької діяльності, які закріплені в ст. 5 Закону України від 7
лютого 1991р. “Про підприємництво”. До них належать:

. вільний вибір діяльності;

. залучення на добровільних засадах до підприємницької діяльності майна
та коштів юридичних осіб та громадян;

. самостійне формування програми діяльності на вибір постачальників і
споживачів виготовленої продукції, встановлення цін відповідно до
законодавства;

. вільний найом працівників;

. залучення і використання матеріально-технічних, фінансових, трудових,
природних та інших видів ресурсів, використання яких не заборонено або
не обмежене законодавством;

. вільне розпорядження прибутком, що залишається після внесення
платежів, установлених законодавством;

. самостійне здійснення підприємцем – юридичною особою
зовнішньоекономічної діяльності, використання будь-яким підприємцем
належної йому частки валютної виручки на свій розсуд.

Чинне законодавство проголошує свободу підприємницької діяльності.
Одна з ознак підприємницької діяльності – є ініціативність, яка означає, що
підприємець починає свою діяльність відповідно до потреб ринку на свій
розсуд та без будь-яких застережень.



ВИКОРИСТАНА ЛІТЕРАТУРА :

1. Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України
28 червня 1996 року.

2. Закон України “Про громадянство України” від 16 квітня 1997р.

3. Закон України “Про підприємництво” від 26 квітня 1994р.

4. Правознавство: Навчальний посібник / В.І. Бобир, С.Е. Демський, А.М.
Колодій (керівник авт. колективу) та ін.; За ред. В.В. Копєйчикова. –
К.: Юрінком Інтер, 1998.

5. Пилипенко А.Я., Щербина В.С. Основи господарського права України:
Навч. посібник. – 3-тє вид., перероб. і доп. – К.: МАУП, 1998.

6. Господарське законодавство України: Збірник нормативних актів /
Уклад. В.С.Щербина, О.В.Щербина. – К.: МАУП, 1998.







Новинки рефератов ::

Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (Социология)


Реферат: Глобальная история Вселенной от океана «чистой» энергии до Третьей Мировой Ядерной войны (История)


Реферат: Новгородская республика: характеристика органов власти и управления (Государство и право)


Реферат: Октябрьская Революция и Установления Советской власти в Армении (История)


Реферат: Конькобежный спорт (Спорт)


Реферат: Детская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения (Психология)


Реферат: Вавилон (История)


Реферат: Карл Павлович Брюллов (Искусство и культура)


Реферат: техника (Сельское хозяйство)


Реферат: Государственное регулирование занятости населения (Социология)


Реферат: Задачи и функции государства (Право)


Реферат: Определение активности ферментов (Биология)


Реферат: Образовательные ресурсы интернет (Педагогика)


Реферат: Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений (История)


Реферат: Банковская система России (Банковское дело)


Реферат: Александр Ярославович Невский (История)


Реферат: Организация Объединенных Наций (Международное публичное право)


Реферат: Древняя история (История)


Реферат: Аудит процесса реализации в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Наводнения (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист