GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные организации и самоорганизации. "Социальные институты" (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные организации и самоорганизации. "Социальные институты" (Социология)


| |
|Украинская государственная строительная корпорация |
|"Укрстрой" |
|николаевский строительный колледж |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|по социологии на тему: |
|"Социальные организации и самоорганизации" |
|"Социальные институты" |
| |
| |
| |
| |
|(литература взята на "фонарь") |
| |
| |
|Преподаватель: |
|Андриенко Г.С. |
|Студент:группы КСМ - 56 |
|Пигарёв С.Н. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | | | | |Николаев 1998 г. | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |

ПЛАН


1. Вся жизнь в организациях.
2. Группы и организации.
3. Харизматические ассоциации.
4. Учреждения тотального типа.



1. Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме.
Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и
другие; все они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы
попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю
школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы.
После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми,
мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело с такими
организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки,
магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнутся с
организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не
исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых.
Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол
судьбы. Им занимается похоронные бюро, банки, юридические конторы,
налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного.
Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах
забота о здоровье, обучении, оказании помощи пожилым и т.п. осуществлялись
в семье или членами семьи.
Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает
потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно
рассмотреть сущность организаций и их формы.
2. Между членами первичных групп (семья, группа друзей ) устанавливаются
личные отношения, затрачивающие многие стороны их индивидуальностей. В
отличие от этого вторичные группы образуют для достижения определенных
целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними
почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной
группы является организация - большая социальная группа, сформированная
для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские
фирмы, университеты, почтамп, армия и т.п. - этот список можно продолжить
бесконечно.
3. В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя
образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например
некоторые группы, подобны организациям, так как они существуют для
достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные
группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер,
отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмом;
члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой.
Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики.
Сущность харизматической группы в непостоянстве их организационной
структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например,
должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор,
пока существует группа вне зависимости от её состава в любое данное время.
Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к
лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - всё
зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы.
Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группы
также нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуют
устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированных
организаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляют
свою власть.
Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они
сохраняются до тех пор, пока лидеры обладают притягательной силой. Однако,
поскольку лидеры не бессмертны, складываются правила, в соответствии с
которыми избираются их преёмники. Рано или поздно эти последователи
убеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточно
одной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группы
зарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогами
своих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определённых
правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц. Таким
образом происходит формирование значительно более упорядоченной
организации.
Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Это
происходит во множестве групп. Например, Росс (1980) исследовал три
организации, которые были образованы для оказания помощи населению городов
Среднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многих
отношениях отличались друг от друга, поразительно, что прежде, чем стать
организациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации"
каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерах
их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когда
лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих
целей и совместных усилий; таким образом, они получали признание со стороны
других. Это приводило к третьей стадии, названной "институтонализацией",
когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этому
времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами
группы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что в
результате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной;
для осуществления её целей требовалось меньшее число людей,
поэтому группа уменьшалась.
При обсуждении специфики перехода от групповой к организационной
структуре, у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форм
организаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм -
добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямо
противоположна ей - тотальная организация.
4. Добровольные ассоциации распространенны во всём мире. К
ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или
Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской
социологической ассоциации и Американского института планирования, а также
ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб
собаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов среди
парикмахеров Америки.
Добровольной ассоциации свойственны три основных черты:
1. она образована для защиты общих интересов её членов;
2. членство является добровольным - оно не предусматривает
предъявления требова-
ний к определённым людям (что наблюдается при призыве на военную службу) и
его не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результате
лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной
ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не
устраивает деятельность лидеров;
3. организация этого типа не связана с местными,
государственными или федеральными правительственными органами (Силлс,
1968).
США считаются страной добровольных ассоциаций. По подсчётам
экспертов, более 75% взрослых американцев входят по крайней мере в одну
добровольную группу (Силлс, 1968). Ещё в 1835г. Алексис де Токвиль писал,
что "ни в одной стране мира принцип ассоциации не применяется так успешно и
не охватывает столько людей, как в Америке" (1835/1945). Члены добровольных
ассоциаций работают бесплатно. Там отсутствуют твёрдая структура и система
принудительной власти. Способность привлекать людей и собирать деньги -
основная причина их большого влияния в американском обществе.
Добровольные ассоциации часто превращаются в сложные
организации, называемые бюрократией. В качестве примеров можно привести
Армию спасения, бойскаутов и Общество Красного Креста. Мы рассмотрим
характерные особенности бюрократии дальше, но перед этим выясним
особенности организации тотального типа, принципы деятельности которой
прямо противоположны добровольной ассоциации.
5. Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-
то общих интересов её членов. Учреждения тотального типа формируются для
содействия общественному благу, сущность которого формулируется
государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких
учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п.
Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они
находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют надзор над
многими сторонами их жизни, включая питание, жильё и даже индивидуальную
заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости
обитателей этих заведений от охранников издаётся множество постановлений. В
результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех - кто
им подчиняется.
Эрвин Гофман (1961), который ввёл термин "тотальные
учреждения", выделил несколько типов таких организаций:
1. больницы, дома и санатории для людей, которые не
могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные);
2. тюрьмы (и концентрационные лагеря),
предназначенные для людей, считающихся опасными для общества;
3. военные казармы, морские судна, закрытые
учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для
определённых целей;
4. мужские и женские монастыри и другие убежища,
куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам.
Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в
тотальное учреждение с помощью сложных или жёстких ритуалов. Это делается
для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам
заведения.
Гоффман описывает, как новые курсанты или "увальни",
знакомятся с жизнью военного училища:
"Полный разрыв с прошлым должен быть достигнут за
относительно короткий срок. Поэтому в течение двух месяцев "увальню" не
разрешается уходить с территории военной базы или поддерживать социальные
контакты с гражданскими лицами. Эта полная изоляция способствует созданию
скорее серой безликой массы, чем группы индивидов с разными взглядами и
статусами. В первый же день курсанту выдаётся военная форма, на обсуждение
уровня благосостояния и семейных связей налагается табу. Хотя курсантам
платят очень мало, им запрещено получать деньги из дома. Роль курсанта
должна вытеснить все другие роли, к которым привык индивид. Сохраняются
лишь немногие черты, раскрывающие перед внешним миром прошлый социальный
статус человека"
Жизнь в таких условиях создаёт крепкие связи между обитателями таких
учреждений. Их язык, ритуалы и опыт становятся страстно защищаемой
субкультурой. Вероятно, эта глубокая взаимосвязь - одно из немногих средств
их самозащиты от тирании. Однако в особо унизительных ситуациях наблюдался
противоположный результат. Беттлгейм (1947) рассказал, что жертвы зверств в
нацистских концентрационных лагерях иногда заимствовали мировоззрения своих
палачей, отождествляли себя с ними и проявляли садистские наклонности по
отношению к себе. Это явление известно под названием "идентификация с
агрессором".



Литература
1. Нейл смелзер "социология" Москва 1994 г. ст.168.
2. "Социология" Москва издательство "Мысль" 1990 г.
3. Человек и общество. Современный мир. Купцова В.И. Москва 1994г.



Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные
связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные
связи называются институциональными , а социальные системы - социальными
институтами . Последние действуют от имени общества как целого .
Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их
характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения
потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .
Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции
социального управления и социального контроля как одного из элементов
управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам
обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб
социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые
и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие
социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в
отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к
одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их
потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными
способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы
ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом .
Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения
членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы
передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и
способы деятельности .
Социальные институты руководят поведением членов общности через
систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты
играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В
каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в
определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений ,
свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода ,
на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например ,
литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска
новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать
новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их
внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней ,
содержательной .
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными материальными средствами и
осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -
это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как
социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц
, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с
содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов
поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию .
Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях ,
характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката,
следователя и т. д. ) .
Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию
социальной деятельности и социальных отношений посредством
взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов
поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания
решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт
характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями ,
обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также
системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление
отклоняющегося поведения .
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их
помощью устанавливается и поддерживается политическая власть .
Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения
благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее
деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы
воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм
. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-
культурные институты , как система образования , здравоохранение ,
социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все
еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .
Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на
основе которых складываются социальные общности , представляют собой
упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система
принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей ,
которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и
направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы
удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в
процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между
стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и
общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться ,
говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении
нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм
, агрессивные действия и т. п. ).



ЛИТЕРАТУРА


Российский экономический журнал № 1 1992 г.





Реферат на тему: Социальные причины пьянства

Казанский государственный
технологический университет

Кафедра государственного управления, истории и социологии



Реферат на тему:
“СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА”



Работу выполнила: студентка группы 97-61
Фасхетдинова З. Р.
Проверил: к. философских н.,
доцент Салагаев А. Л.



КАЗАНЬ 1999

Введение
«Человечество могло бы достигнуть
невероятных успехов, если бы оно было более
трезвым».
Гете.
Хотя люди буквально с первых дней знакомства со спиртными напитками
знают о его беспримерном коварстве, многие, очень многие все же попадаются
в его умело расставленные сети. Попадаются потому, что так уж устроен
алкоголь, умеющий заставить любить себя, несмотря на свою распутную,
больную и преступную природу.
Один мудрец, имя которого я, к сожалению, запамятовала, сказал: «Вино
сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества. Вначале человек становится
похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он
приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать.
Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в
своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей,
валяется в грязи».
Дело в том, что пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных
взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно
нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности
людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно
молодежи. Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает
деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения
[1].
На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее
действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния
алкоголя, разрабатываются разнообразные меры по устранению многочисленных
вредных последствий пьянства и алкоголизма, и в первую очередь меры по
спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа
жертв пристрастия к спиртному – больных алкоголизмом. Многовековая история
антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях
разных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их
физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи
спиртных напитков и т. п. Тем не менее потребление алкоголя продолжало
неуклонно расти, охватывая все новые группы и слои населения.
Можно предположить, что неуклонный рост потребления алкогольных
напитков в мире является следствием, с одной стороны, слабой эффективности
используемых человечеством мер со столь опасным социальным явлением, с
другой – значительным усилением действия причин и условий, вызывающих
приобщение широких масс населения к алкоголю.
Недостаточная теоретическая разработанность вопросов, связанных с
распространением алкогольного потребления, односторонность в объяснении
причин пьянства и алкоголизма до недавнего времени оказывали отрицательное
влияние на содержание и направленность антиалкогольной борьбы, на ее
стратегию и тактику.
Практика антиалкогольной борьбы показывает, что решение конкретных
вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможно без
глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и
способствующих распространению пьянства и алкоголизма.
Что порождает алкогольное потребление
В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных
напитков, роль пережитков в сознании и поведении людей велика. Веками
формировавшиеся взгляды на алкоголь и многочисленные питейные традиции и
обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают
сильным фактором приобщения к алкоголю. Однако при оценке реальной роли
данного фактора в причинном комплексе алкогольного потребления следует
иметь ввиду, что причины живучести питейных традиций и обычаев нужно искать
не только в сфере общественной психологии и социологии. Они имеют основание
и в материально-бытовой сфере жизни широких слоев населения,
обуславливаются действием целого ряда социально-экономических причин.
Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и алкоголизма кроме всего
прочего объясняются и неблагоприятным воздействием на людей конкретно-
исторической обстановки.
Примерами такого рода диспропорций могут служить несоответствие между
возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его
разумного использования (безделье), «скатывание» по социальной лестнице,
безработица, социально-экономическая нестабильность в государстве, войны
и т. п.
Рассматривая роль указанных социальных факторов в возникновении
пьянства, следует учитывать, что имеющиеся в жизни нашего общества
объективные трудности и недостатки сами по себе автоматически его не
вызывают. Однако они создают определенные предпосылки, психологическую
предрасположенность к отклонениям от норм морали, в том числе к
употреблению алкоголя.
В отличие от социально-экономических факторов причинного комплекса
пьянства социально-психологические чаще всего влияют на приобщение людей к
алкоголю непосредственно.
Тяготение людей к алкоголю возникает и в связи с ослаблением стимулов
к тем или иным видам жизнедеятельности, с утратой чувства собственного
уважения, авторитета, престижа и т. п. «В человеческой жизни, - замечает по
этому поводу известный хирург Н. М. Амосов, - есть еще один сильный стимул
– престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких
достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход
для утверждения своей личности в других сферах. Возникают пороки,
изменяющие психологическую напряженность и создающие иллюзию удовольствия»
[2]. Распространенным способом иллюзорного самоутверждения, к сожалению,
часто является потребление алкогольных напитков.
Рассмотрение причинного комплекса приобщения широких масс населения к
алкоголю предполагает изучение личностных характеристик и особенностей
индивида. Без этого трудно, например, объяснить далеко не одинаковую
приверженность к алкоголю людей, живущих в сравнительно одинаковых условиях
и в равной мере испытывающих воздействие неблагоприятных объективных
факторов. Это позволяет также ответить на вопрос, почему среди
систематически употребляющих алкогольные напитки определенная часть
становится на путь алкоголизма.
Станет человек на путь злоупотребления спиртными напитками или нет,
зависит, по мнению многих ученых, прежде всего от уровня его социального
развития и характера жизнедеятельности. Совокупность социальных
характеристик человека (общественная активность, профессиональная
деятельность, культурное развитие, идейная и нравственная зрелость и т.
д.), обуславливая характер его реакции на действие неблагоприятных
факторов, во многом определяет выбор средств достижения душевного комфорта.

В то же время, как свидетельствуют результаты научных исследований, в
распространении алкогольного потребления, особенно в развитии пристрастия к
алкоголю, определяющую роль играют и особенности организма человека
(наследственная, конституционная, обменная, психологические и др.).
При оценке роли биологического фактора в развитии алкоголизма следует
исходить прежде всего из того, что развитие и проявление
психофизиологических качеств человека, предрасполагающих к употреблению
алкоголя, в решающей степени зависит от характера социальных условий в
жизнедеятельности людей. Психофизиологические качества человеческого
существа есть лишь материальная основа для формирования личности; каким же
этот человек станет с точки зрения его социальных качеств – зависит от
сложных и длительных взаимодействий данного человека с окружающей его
социальной средой.
При характеристике культурных интересов и запросов любителей
спиртного, содержания их досуга нельзя не учитывать обратного влияния
пьянства, ибо под воздействием систематического, длительного потребления
алкоголя многие социальные качества личности значительно ухудшаются. И тем
не менее именно социальные качества личности, ее потребности и интересы,
сформированные в раннем возрасте, служат основной, определяющей отношение
людей к алкогольному потреблению.
Результаты многих исследований убеждают: если у совершеннолетних из-за
низкого уровня общей культуры, отсутствия навыков полноценного проведения
досуга возникает проблема "как убить время", их спутником непременно
оказывается алкоголь, компенсируя тем самым недостаток социально приемлемых
средств и способов проведения досуга.
В ходе различных исследований установлена и определена связь между
распространенностью пьянства и родом занятий, характером и условиями
трудовой деятельности. Так, среди рабочих больше других злоупотребляют
спиртными напитками работники малоквалифицированного труда.
Представляется, что на потребление алкоголя влияют и некоторые
побочные издержки научно-технической революции. Процессы урбанизации и
вызванная этим массовая миграция населения меняют превычный уклад жизни
людей, нарушают социальные связи, ослабляют действие сложившихся механизмов
социально нравственной регуляции поведения.
При изучении причин распространения алкогольного потребления следует
учитывать еще один очень важный момент – под воздействием социально-
экономических преобразований, в структуре причинного комплекса пьянства
произошли значительные сдвиги: ослабевает влияние на алкогольное
потребление факторов материально-бытового характера и резко увеличивается
влияние социально-психологических. К последним помимо утвердившегося в
общественном мнении терпимого отношения к проявлениям пьянства следует
отнести прежде всего возросшую престижность потребления алкоголя как форма
общения, широкую распространенность в массовом сознании взглядов и
установок на алкоголь как неотъемлемый атрибут веселого
времяпрепровождения, средство снятия напряженности и самоутверждения.
Подобные в морально-психологической атмосфере вокруг алкогольного
потребления способствовали заметному ускорению процесса приобщения к
алкоголю женщин и молодежи, тех слоев населения, которые раньше
воздерживались от алкоголя.

Мотивы употребления алкогольных напитков подростками.
В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления
алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира все
большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди
молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления
спиртных напитков с подростками, выявления факторов, способствующих
развитию злоупотребления алкоголем подростками. Много исследований,
посвященных изучению этих вопросов, проведено за рубежом.
Полученные данные свидетельствуют о широком распространении
употребления алкоголя за рубежом. Например, в США 91% 16-летних учащихся в
штате Нью-Йорк употребляют алкогольные напитки, а 92% мальчиков и 85%
девочек в возрасте до 14 лет эпизодически употребляют алкоголь.
Основные мотивы, побуждающие подростков употреблять алкоголь,
представлены в таблице [3].
|Мотивы |Процент положительных ответов |
|(подростки 12-16 лет). | |
| |На нем.яз|На |На |
| | |франц.яз |итал.яз. |
|Самоутверждение |56,9 |52,1 |65,8 |
|В том числе: | | | |
|«Потому, что мне это нравится» |36,9 |34,7 |48,6 |
|«Потому что приятно быть немного пьяным»| | | |
| |8,2 |12,7 |12,1 |
|«Потому что мне скучно» |11,8 |4,7 |5,2 |
|Символическое участие (давление со | | | |
|стороны молодых людей того же возраста) | | | |
|В том числе: |31,1 |35,2 |18,7 |
|«Потому что мои друзья тоже пьют» | | | |
|«Чтобы друзья не считали меня мокрой |10,9 |15,5 |8,2 |
|курицей» | | | |
|«Потому что большинство взрослых тоже |6,5 |7,1 |3,0 |
|пьют» | | | |
|«Чтобы легче общаться с другими людьми» |9,2 |6,5 |4,3 |
|Снятие психического напряжения | | | |
|В том числе: |4,5 |6,2 |3,2 |
|«Чтобы придать себе смелости и |12,0 |12,8 |15,4 |
|уверенности» | | | |
|«Чтобы быть спокойнее» | | | |
|«Чтобы было легче разговаривать с |3,8 |4,6 |5,8 |
|людьми» |5,7 |6,1 |7,7 |
| | | | |
| |2,5 |2,2 |1,9 |
|Всего |2019 |773 |465 |

Поговорим о причинах, приводящих несовершеннолетних к употреблению
алкоголя.
С точки зрения современной психологии, формирование и психическое
развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех
компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами,
отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми
общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой
понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как
устроено и т. п.) деятельность.
Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет
важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает
усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип
отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается
на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как
правило, живут именно в таких семьях. Среди семей подростков, часто
употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков
констатируется в 27-50% случаев.
Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих
алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке,
конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый
психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в
душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного
психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием
друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до
них.
В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в
семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. Характер употребления
алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка.
Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и
подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на
отца, алкоголизм девочки на – мать, поэтому трезвенническое поведение
матери при злоупотреблении алкоголем отцом в подавляющем большинстве
случаев не становится подражанием для сына.
Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу
"ненормальных" условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в
семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и
нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве
своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто
употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и
свою прямую задачу – воспитание детей. Налицо "социальное сиротство" –
отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В
тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в
основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть,
следить за здоровьем ребенка. Внимание же духовному развитию ребенка, к его
досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уж об
активном формировании склонностей и интересов подростка.
Отсутствие внимания к детям со стороны родителей обуславливается и
другими факторами. В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора и
внимания к ребенку, чем в полных. Оказывает влияние на внимание к детям в
семье и такой фактор, как уровень образования. С повышением уровня
образования родителей возрастает и внимание, уделяемое ими своим детям. Это
можно объяснить тем, что уровень образования родителей определяет в какой-
то мере и уровень общей культуры семьи, широту кругозора, разносторонность
интересов. Алкоголизм это позволяет не только следить за развитием
склонностей и интересов ребенка, но и направляет его.
Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относительное
значение для развития злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. С
ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухудшается и
психологический климат в ней, возрастает напряженность во взаимоотношениях
между членами семьи.
Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с
психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у
подростков "групп риска" своеобразного стиля или образа жизни с характерным
отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко
асоциальной шкалой жизненных ценностей. Образ жизни подростков "групп
риска" играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем.
Подростки "групп риска" отличаются, прежде всего, пренебрежительным
отношением к своим социальным функциям и обязанностям, обучению. Другой
существенной особенностью является наличие "лишнего времени". Свободное
время – это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если
его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков
"группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой
досуг. Это третья характерная черта их стиля поведения.
Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени
подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто
сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями
типично для подростков. Считается, что причина образования групп в
подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности
социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим к
себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют свои
особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся
подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не
руководил. Во-вторых, внутри таких групп срабатываются специфические
групповые нормы, ценности и способы поведения. Члены такой группы молодежи
(компании) ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они
чувствуют обязанность исполнять их и связанны с ними. В-третьих, между
уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная
взаимосвязь: личности членов группы формируют и определяют групповые нормы,
а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы.
И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки,
близкие по уровню развития, запросам и интересам.
Многие исследователи отмечают, что подросток, независимо от своего
опыта потребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще
употребляют алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее
социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие
специфические психические проявления, как стремление к самостоятельности
(реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования).
По данным [3], более половины подростков, часто употребляющих алкоголь, на
вопрос, что сыграло главную роль в приобщении их к алкогольным напиткам, на
первое место по значимости ставят влияние выпивающих друзей и товарищей.
Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально
неустойчивых "проблемных семей".
Заключение
Свое заключение хотелось бы начать словами Аристотеля, который,
умело подчеркнув, сказал, что пьянство – это добровольное безумие. Ведь и
на самом деле это так.
Алкоголь – не только опасный, но еще и коварный враг человека. Попав
в организм, он не торопится его покинуть ни в день выпивки, ни в
последующие. Медленно, но верно зеленый змий копит свои силы, словно
подстерегая удобный момент для того, чтобы открыто себя проявить. Он бьет
не сразу, но чаще всего наверняка. За злоупотребление алкоголем родителей
тяжело расплачиваются дети.
К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение,
снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной
неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и
переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть
психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других,
особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения,
показателем "мужества", "взрослости".
Список литературы:
1. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения. М.:
Мысль, 1986г., 157с.
2. Рожнов В. Е. По следам зеленого змия. М.: НПБ, 1969г., 160с.
3. Копыт Н. Я., Скворцов Е. С. Алкоголь и подростки. М.: Медицина,
1985г., 48с.
4. Левин Б. М., Левин М. Б. Мнимые потребности. М.: Политиздат, 1968г.,
128с.
5. Заиграев Г. Г., Констатиновский В. А. Пьянство: меры борьбы и
профилактики. М.: Знание, 1985г., 64с.




Новинки рефератов ::

Реферат: Современные методы остеосинтеза (Биология)


Реферат: Коммерческий кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Конфликты в педагогических коллективах (Психология)


Реферат: Российские РСЗО (Военная кафедра)


Реферат: Лидер (Политология)


Реферат: Великий шелковый путь на территории Казахстана (История)


Реферат: Владимир Мономах (История)


Реферат: Личные права и свободы человека России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Облава (История)


Реферат: Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4)) (Технология)


Реферат: Отчёт по производственному занятию по посещении Минского Мото Вело Завода (Транспорт)


Реферат: Личностные и профессиональные требования к специалисту службы маркетинга (Менеджмент)


Реферат: Правовий статус підприємств (Хозяйственное право)


Реферат: Социальные типы (Социология)


Реферат: Институт семьи и брака в традиционном обществе (Социология)


Реферат: Порошковая металлургия и свойства металлических порошков (Металлургия)


Реферат: Абсолютная монархия во Франции (История)


Реферат: Коровье бешенство (Биология)


Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: История АО "Металлургический завод "Серп и молот" (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист