GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Военно-психологические вопросы в сочинениях Джона Б. Уотсона - как основоположника бихевиоризма (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Военно-психологические вопросы в сочинениях Джона Б. Уотсона - как основоположника бихевиоризма (Психология)



В
ПЛАН


Введение. 4
Природа навыков. 7
Образование навыков у взрослого. 11
Закрепление навыков. 13
Заключение. 16
Список литературы. 18
"...если бы все факты были в его руках , то психолог
поведения после наблюдения над индивидом, выполняющим
какое-либо действие, был бы в состоянии сказать,
каково то положение, которое вызвало его действие(
предсказание); там ,где организованное общество
предписывает индивиду или группе поступать
определенным, особым образом, психолог поведения мог
бы так устроить положение или стимул, чтобы
последовал определенный поступок (управление);
другими словами, психология, как наука о поведении,
занимается предсказанием и управлением действиями
человека, а не анализом его "сознания".



Дж. Б. Уотсон.

Введение.

Теоретическим лидером поведенческой психологии стал Джон
Б.Уотсон (1878-1958 г.г.).Его научная биография поучительна в том плане,
что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются
влияния, определившие развитие основных идей направления в целом. Он
обучался в Чикагском университете-главном центре функционализма. Его
учителем по психологии был Энджелл. Именно к бихевиоризму перешли проблемы,
которые в школе Энджелла остались нерешенными Уотсон увлекался
экспериментальной психологией, но его испытуемыми были не люди, а
животные*. Он работал некоторое время с Робертом Иерксом (1876-1956).
Совместно они изобретали средства определения способно-стей животных к
различению зрительных раздражителей. По необходимо-сти здесь использовался
объективный метод.
Итак, научный микросоциум, в котором созревал Уотсон,
представлял в лице Энджелла, Леба, Чериса различные направления
сомкнувшиеся в мышлении Уотсона: функционализм, детерминизм, поиски
объективных методов изучения психики животных. К этому необходимо
присоединить воспринятую Уотсоном в Чикаго философскую установку философии
Уотсон обучался у Джона Дьюи. И хотя сам Уотсон впоследствии в авто-
биографии писал, что он никогда не мог понять, чему же все-таки учит
Дьюи, прагматизм наряду с неореализмом явился философской подоплекой
бихевиористской программы.
Итак,"стимул - реакция"-прозвучал девиз бихевиоризма, основные
идеи которого Уотсон изложил в своей статье "Психология. Какой ее
видит бихевиорист". Эта статья, опубликованная в 1913 г. в "Психологическом
обозрении", в дальнейшем была названа "бихевиористским манифестом".
Программа бихевиоризма сводилась к нескольким четко сформированным
пунктам: предмет психологии-поведение. Оно построено из секреторных и
мышечных реакций без остаточно детерминированных внешними стимулами. Анализ
поведения должен носить строго объективный характер и ограничиться, как и
во всех остальных естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.
Подобно тому, как астрономия разделалась с астрологией,
нейрология с френологией, химия с алхимией, психологии, призывал Уотсон ,
надлежит отвергнуть представление о сознании, как бестелесном, причудливо
действующем внутреннем агенте, о котором известно лишь из показаний
интроспекции.
Все традиционные понятия о внутренних, психических процессах
необходимо перевести на новый, бихевиористский язык, а это значит свести к
объективно-наблюдаемым стимул-реактивным отношениям. Первой попыткой
представить психологию с точки зрения бихевиоризма была книга Уотсона
"Поведение. Введение в сравнительную психологию " 1914 г. Резонанс
уотсоновских идей в американской психологии был очень велик. В 1915 г. в
возрасте 37-и лет он был избран президентом Американской психологической
ассоциации. К тому времени он уже воспринял основные положения учений И.П.
Павлова и В.М. Бехтерева. Влияние этих учений на бихевиоризм бесспорно. Но
в соответствии с позитивистской методологией Уотсон и его последователи
устраняли из психологии какие бы то ни было представления о физиологических
механизмах поведения. Отвергался также восходящий к Сеченову принцип
сигнальности, как отображения свойств внешних объектов в форме
чувствования. Антифизиологизм и отрицание роли образа в регуляции
поведения остались определяющими признаками программы Уотсона .Послужив в
период первой мировой войны в военно-воздушных силах, Уотсон после
демобилизации вновь занялся эксперементально-психологическими
исследованиями, но уже не на белых крысах, а на людях, реализуя свою идею о
том , что поведение всех живых существ подчинено одним и тем же законам,
что поэтому человека также можно практиковать , как стимул-реактивную
машину. Он приступил к изучению эмоций.
Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх,
отвра-щение и др. эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на ос-
нове условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими
базальными аффектами.
Подробно развито это положение в книге "Психология с точки
зрения бихевиориста" 1919 г.
Принцип "обусловливания" (условно-рефлекторной детерминации)
Уотсон распространил также и на мышление, предложив "периферическую
теорию", согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному)
проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными
сигналами обозначаемых ими объектов. Говоря уотсоновским языком, мышление-
это "навык гортани", и его органом служит не мозг, а гортань. В
молодости Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в
науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Теперь,
развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе
бихевиористской программы. Согласно Уотсону , манипулируя внешними
раздражителями, можно "изготовить" человека любого склада, с любыми
константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств
,но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений- всей
многогранности ее внутренней жизни.
Дайте мне , обещал Уотсон, дюжину нормальных детей и
специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую ,что, взяв любого
из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого
типа -доктора, юриста, артиста . купца или же нищего и вора-
безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям,
призванию, а также расе его предшественников.
Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского
движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен
создать научное направление. "Взрыв", произведенный Уотсоном, явился
синтезом элементов, рассеянных в идейной атмосфере начала 20-х годов
нашего века.

Природа навыков.

На предыдущих страницах мы имели дело с наследственным активом
человека- его научными образами действиями. Из нашего исследования
выяснилось, что если бы человеку пришлось приспособляться при помощи
только своего врожденного снаряжения, то поведение его не имело бы той
сложности и разнообразия, которые , как мы знаем, существуют у взрослого.
В навыках мы столкнемся с высшим и более разнообразным уровнем
функционирования. По некоторым причинам по отношению к навыкам сложилось
неправильное воззрение. Многие смотрят на этот термин несколько мрачно- как
на включающий что-то неизбежное, неизменное и даже, некоторым образом,
роковое. Они думают при этом о привычках к наркотикам или алкоголизму или
другим патологическим проявлениям деятельности. Лучше устранить такие
неправильные воззрения, так как в нашем смысле навыки представляют собой
броню человеческой органи- зации.
Между чистым инстинктно-рефлекторным уровнем деятельности
,какой мы видим при рождении и уровнем, представляемым определенными
навыками того типа, который мы сейчас рассмотрим, имеется еще стадия
деятельности, основанной на навыках, заслуживающая большего внимания, чем
то , которое ей уделялось до сих пор. Только когда ребенок начинает
общаться с предметами и вообще манипулировать ими , ползать или ходить с
места на место и усваивать речевые навыки, он становится полноценным
человеком. Но нельзя себе представить , чтобы еще раньше достижения этого
уровня не усваивалась масса индивидуальных приобретений. Мы обсуждали эту
фазу деятельности в разных местах- при соединении и разъединении реакций с
эмоционалными стимулами, а также в связи с положительными и отрицательными
реакциями развивающимися в очень раннем возрасте. Остается обратить на них
особое внимание в связи с навыками. Шаблон деятельности несложен, и по
этой причине о нем часто говорят как о возникновении новых инстинктивных
частичных деятельностей. По нашему взгляду, они относятся к типу условных
рефлексов и , следовательно, благоприобретены. Всю деятельность на этом
уровне следовало бы изучать гораздо подробнее, так как педагогическая
сторона ее очень важна для родителей и учителей. Здесь не место очень
долго распространятся о ней . Но существует мнение, что часто ребенок
складывается или переламывается как раз в этой стадии. Стоит только
напомнить о массе предметов, связывающихся с реакцией страха, или о
способе, которым восьмидесятидневный ребенок научается управлять теми,
кто за ним ухаживает, при помощи плача или пуская в ход ярость. Мы
напоминаем здесь эти ситуации, ставя их в другой связи, с целью
подчеркнуть, что навыки того типа, который мы сейчас будем рассматривать,
не развиваются раннее всех других.
Природа навыков.-Каждый определенный образ действия видимого или
скрытого характера, не относящийся к наследственному снаряжению, следует
рассматривать как навык. Это индивидуально приобретенное или заученное
действие. Мы уже отмечали, что с момента рождения младенец,
когда не спит, движет почти беспрестанно руками, кистями, ногами,
глазами, головой и даже всем туловищем. Стимулируйте его каким-либо
способом, и эти движения станут наиболее частыми и амплитуда их возрастет.
Под влиянием внутренне-органической стимуляции вроде повышенной
деятельности сокращений гладких мускулов при голоде и жажде и , в
особенности, секреции эндокринных желез при ярости, страхе и другой
эмоциональной деятельности, эти движения делаются гораздо более
многочисленными. При боли также увеличивается число движений. На основании
нашего эксперементального изучения навыков можно заключить, что от
автономной системы зависят те беспокойные, ищущие или избегающие движения
тела , как целого, которые ведут к тому . что организм развертывает свой
инстинктивный репертуар, из которого складываются навыки. Не так просто
ответить на вопрос, доставляют ли когда-либо органы внешнего
восприятия(нос, глаза, уши) при отсутствии автономной деятельности такое
побудительное влечение. Психологи вообще утверждают, что движение,
внезапное появление крупных предметов, разнообразные шумы и, в общем,
пользование рецепторами с расстояния впрочем, могут повысить число и
амплитуду этих побудительных движений. Следует, напомнить, что такие
стимулы возбуждают симпатическую нервную систему, которая действует на
гладкие мускулы и железы. Приводящие импульсы, возвращающиеся от органов,
быть может и вызывают ищущую деятельность поперечно-полосатых мускулов. Всю
серию включенных здесь вопросов можно сконцентрировать, если спросить,
могло ли бы гипотетическое лишенное внутренностей животное , зависящее
только от рефлекторных дуг, оканчивающихся в поперечно-полосатых мускулах,
когда-либо развить такую деятельность, которая повела бы к образованию
навыков. Наше мнение, что навыки не образовались бы. Одинаково кажется
вероятным, что если они раз образовались у нормального животного ,их
можно было бы тем же способом привести в действие и у выпотрошенного, если
бы таковое каким-либо образом можно было бы сохранить в живых. По счастью
нам не приходиться отвечать на такой вопрос, так как мы имеем дело с
животным, как целым, и так как самое краткое наблюдение обнаружит, что
деятельность, благодаря которой строятся навыки у человеческого существа,
имеется при рождении и , по всей вероятности, еще до рождения. Конечно,
элементы или единичные действия, из которых образуется каждый навык, могут
быть замечены или при рождении или вскоре после этого. Мы упомянем о
сокращении и сгибании пальцев, верхней и нижней части рук, о поднятии и
опускании головы, нагибании туловища в ту или другую сторону, хорошо
координированных движениях ног и множестве других. Мы вынуждены заключить ,
что для навыков не требуются еще новые элементарные движения. Число
имеющихся при рождении достаточно и больше того , какое когда-либо будет
связано в сложные единые действия. Ввиду того , что многие психологические
сочинения свободно говорят об образовании "новых путей" для навыков, хорошо
, кажется обратить внимание на простой математический факт , что число
перестановок и сочетаний , скажем, из сотни единичных действий будет
ошеломляющей цифрой. Такие спекуляции, однако, бесцельны. Следует только
изучить пяти- или шести- дневного младенца, чтобы основательно убедиться в
том , что у него нет потребности в образовании новых рефлекторных дуг, для
того чтобы соответствовать всем позднейшим координациям. Новый или
выученный элемент в навыке- это связывание воедино, или объединение,
отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую единую
деятельность. И под единой деятельностью мы понимаем только обыденные
жизненные действия: протянуть руку за предметом, стимулирующим глаз,
поднять предмет и отправить его в рот или положить на стол; или
поднять молоток правой рукой, а гвоздь левой, держать гвоздь левой и
ударять правой молотком, пока гвоздь не начал входить, затем отнять
левую руку и завершить процесс, забивая гвоздь до конца. Это, конечно
простые и элементарные действия, как будто очень отличные от постройки
модели аэроплана или сочинения повести, поскольку дело касается сложности,
но для ребенка нужно больше времени пока он научится вбить гвоздь,
чем нужно взрослому инженеру для постройки аэроплана. Инстинкт и навык,
несомненно , строятся из тех же самых элементарных рефлексов. Они
отличаются по происхождению шаблона (числа локализации включенных
рефлекторных дуг) и по порядку (соотношение во времени) развертывания
элементов, составляющих шаблон. В инстинкте шаблон и порядок наследственны.

Мы, следовательно, можем определить навык, как мы определяем инстинкт,
то есть, как сложную систему рефлексов, которые функционируют в сериальном
порядке, когда дитя и взрослый сталкиваются с соответствующим стимулом,
поскольку мы добавляем к нашему положению, что в навыках шаблон и порядок
благоприобретены, тогда как в инстинкте они наследственны. Из этого
определения следовало бы ,что, поскольку это касается наблюдением над
отдельным действием взрослого, мы не могли бы отличить инстинкт от
навыка, так что здесь вновь требуется генетический метод, чтобы
определить отношения между обоими. Следует отметит , что обыкновенно
инстинктивная реакция связана довольно прочно с определенным особым
стимулом или ситуацией, тогда как в приобретенной деятельности один и тот
же предмет может вызвать у образованного человека буквально сотни
различных действий, в зависимости от мелких различий в их постановке от
его потребностей в данный момент. Подумайте о числе поступков, которые
могут быть вызваны у одного и того же индивида видом куска обработанного
дерева, кожи, камня, мрамора или металла.

Образование навыков у взрослого.


Процесс образования навыков у взрослого в различных отношениях
отличается от только что изученного у ребенка. Более тонкие мышцы его
подвижных членов еще не координированы в общеполезные системы навыков,
действиям не хватает определенности и резкости. Его обучение хватанию
леденца и торможение хватания свечи являются приобретениями, которые
послужат ему не только в этих особых ситуациях, но также и почти во всех
навыках, которые он в будующем будет образовывать. С некоторой
уверенностью можно сказать, что действительно имеют место процессы
нейро-физиологического роста, так как обычно утверждается, что движение
плеч, локтей, кистевого сустава и кисти выступают много раньше более тонких
движений пальцев. Мы отчасти убедились в этом при нашем изучении
противопоставления большого и первого пальцев. Это более раннее развитие
крупных мускулов принимается во внимание на первых ступенях при обучении
детей письму посредством пользования сначала более грубыми движениями и
постепенного перехода к более тонким. Сомнительно , правилен ли такой
педагогический прием, так как , когда дети достигают возраста обучения
письму , тонкие движения пальцев, несомненно уже возможны: ребенку просто
приходится обучаться двойной серии навыков. В истории психологии было рано
доказано, что реакция на разностный контакт у ребенка тоньше , чем у
взрослого. Это происходит вследствие того, что у ребенка развиты все
приводящие окончания, а так как рука его меньше , чем у взрослого, то
окончания расположены теснее. Тот же аргумент, конечно, и в отношениях
кинэстетических окончаний в мускулах. Впрочем здесь мы вновь вступаем
скорее в область проблем, чем установленных фактов. У взрослого многие
тысячи опытов , подобных только что нами рассмотренным, привели к известной
организации, и большинство навыков, которым он еще должен обучиться ,
пользуется , хотя бы отчасти, организацией , приобретенной при
образовании прежних навыков. Это является некоторым образом его силой и
в то же время его слабостью. Наши привычные способы пользования нашими
мускулами так фиксируют их , что необычные или совершенно новые виды
деятельности усваиваются с большей трудностью , чем если бы наши мускулы не
были закреплены в таких привычных формах . Тридцатипятилетнему человеку
трудно научиться хорошо нырять или в совершенстве пользоваться своим
кистевым суставом для отбивания теннисного мяча.; для женщины практически
невозможно стать балериной или научиться танцевать на носках, если она не
начала упражняться в возрасте десяти лет или раньше.
Мы , однако, увидим далее при изучении влияния возраста на
образование навыков, что представление о неупругости мускулов в среднем
возрасте преувеличено. Несомненно имеется разница в возможностях
приобретения у взрослого и у подростка , но мы обсудим этот вопрос
далее.
Наблюдая 120-дневного ребенка , мы видели, что инстинктивные
факторы приходят в действие, как только он становиться в положение , к
которому он не был приспособлен. У человека в подобном положении появляется
вместо детской случайной деятельности привычная единая преж-де заученная
деятельность. Предположите, что мы пытаемся обучить его игре в теннис. Он
точно схватит рэккет, но может быть в неправильном месте. Он орудует ей
довольно неуклюже , может быть так , как он бы действовал битой для
бейсбола или доской - одним словом так , как ему в прошлом чаще всего
приходилось орудовать с предметами такого типа. В общем , будучи поставлен
в новое положение, он пробует сначала одно старое действие, затем другое.
Если эти отказываются служить , то появляются дробные и частичные реакции.
Положение в любое время может стать эмоциональным, в особенности когда его
прежняя организация неспособна ему помочь . Тогда он возвращается обратно
к детским типам реакций; он может бросить предмет на пол, топтать его ,
тянуть ,вертеть его и наугад обрабатывать каждую часть его и, наконец, в
ярости своей ,сломать его. Случайно, но редко, детские реакции приводят к
приспособлению, так как при эмоциональном возбуждении освобождается большее
число случайных действий , чем тогда , когда индивидуум работает при
организованном объединенном уровне. Обычно взрослые, как мы упоминали, в
новых положениях действует упорядоченно. Взрослый сначала берется за
наиболее простые вещи, объединяет их, как может, а каждое сочетание
облегчает следующий шаг, пока задача не разрешена.

Закрепление навыков.

В настоящее время не имеется удовлетворительного способа для
изображения формирования навыков при помощи терминов причины и следствия.
Такому изложению посвящено много монографий и отдельных глав, но хотя нам,
как мы увидим дальше, известно много факторов , влияющих на образование
навыков , мы все же не можем подробнее установить всю последовательность
явлений при усвоении какого-либо индивидуального навыка. В начале навыка
появляются, как мы видели , так называемые случайные движения( если у
субъекта не возникает ни положительных , ни отрицательных наклонностей к
реакциям, то не может образоваться никакой навык). Между этими случайными
движениями имеется одна группа или комбинация, которая завершает
приспособление; это- "успешная". Все прочие с поверхностной точки зрения,
кажутся не нужными. Но следует напомнить, что реакции организма
обусловливаются его снаряжением. При столкновении с задачей решение которой
не может быть выполнено непосредственным инстинктивным актом ,
принадлежащим к раннее сложившимся навыкам, весь организм начинает работать
каждой своей частью , но без согласованности. Действует не только руки ,
ноги и туловище, но также и сердце , желудок, легкие и железы. Мы знаем,
что когда новый навык уже установлен, то организм, как целое действует
гладко, каждая частичная реакция связана с каждой другой частичной
реакцией, причем все стремиться сделать выполнимой правильную работу группы
движений, приводящих к конечному приспособлению. Образование самого
простого навыка является чрезвычайно сложным делом. Мы склонны думать ,
что успешное действие представляет собой лишь небольшую группу движений,
включающих, например ,только кисти и пальцы. Это неверно. Даже такое
простое , по-видимому, дело, как успешный выстрел из ружья, требует много
способствующих движений во всем теле. Когда правая рука приподнимает ружье,
все части тела приготовляются вступить в дело- принимаются известные
позиции, чтобы укрепить тело, мускулы спины напрягаются сильнее, левые
кисть и рука начинают принимать нужное положение, чтобы схватить конец
дула, плечевые мышцы сокращаются, и наконец , за момент до выстрела
задерживается дыхание, а когда нажимается собачка, то туловище уже готово
выдержать отдачу.
Выполнение такой подогнанной точно и последовательной группы
действий , работающих совместно . в результате которых стрелок попадает в
цель или в дичь, требует естественно вначале производства большого числа
"бесполезных" движений. Но , вероятно, при каждой последующей попытке
попасть в цель некоторые из таких частичных реакций сливаются так, чтобы
способствовать последующим движениям. Вся стадия заучивания, следовательно,
активна, и что-нибудь приобретается каждый раз. Когда индивидуум производит
процесс. Поэтому так называемые бесполезные движения бесполезны только с
точки зрения завершенного навыка. Все они необходимы ввиду того , что
успешные движения не могли бы появиться ни при одной пробе , если бы только
им не предшествовали те самые действия, которые в действительности им
предшествовали.
Некоторые из попыток причинного объяснения процесса закрепления таковы
: 1)в большинстве случаев, где случайная деятельность приводит к успешному
концу, успешной группой действий оказывается последняя по времени
появления; поэтому при следующей попытке последняя из групп, действовавших
в предыдущей пробе (успешная), окажется, таким образом, такой которая
выполнялась по времени наиболее близко . и . следовательно, при равных
условиях, она вероятнее всего при второй пробе появится вначале, или по
крайней мере, очень рано. 2) Вследствие того обстоятельства, сто случайные
движения бесконечно разнообразны . только успешное
действие является таким . которое производиться каждый раз , когда
дается стимул. Оно становиться , следовательно , и наиболее часто
выполняемым движением. 3) На основании того, конечная группа действий
всегда доставляет пищу, воду, удаляет раздражающий предмет, ослабляет
эмоциональное напряжение и т.д., новое состояние ( достигнутое в результате
деятельности конечной группы) связано с повышенным обменом. Можно себе
представить, что кровеносные сосуды всех нейро-мускульных элементов.
Которые только что были в действии при завершении приспособления,
несколько расширены , вследствие чего они полнее используют повышенное и
улучшенное снабжение кровью, чем группы , функционирующие раньше. 4)
Возможно, что когда функционирует конечная группа движений и приспособление
завершается, то ситуация, в общем , становится такой ,что вызывает эмоцию;
возбуждается внутренняя секреция желез, которая оказывает усиливающее
действие. Можно предположить, что только что действовавшие элементы с их
большим расширением кровеносных сосудов испытывают несколько большее
"усиление" (может быть повышенный обмен как результат усиленного притока
крови к активным частям) от автокоидных веществ, чем те группы, которые
функционировали раньше. Здесь рисуют себе, конечно, возможное действие
адренина в смысле нейтрализации продуктов утомления. Следует вновь
подчеркнуть, что все это лишь немногим отличается от голых спекуляций.
Однако то обстоятельство, что мы не обязаны принять одно из готовых
объяснений этой проблемы, не должно бы никоим образом вредить нашему
усердию при изучении других факторов, участвующих в образовании навыков.

Заключение.

Бихевиоризм(или поведенческая психология) родился не так, как
обыкновенное продолжение определенного направления в науке. А именно так
представляют свою историю бихевиористы. Однако известно, что задачей этого
течения было не просто завершение опытов Моргана и Торндайка над животными.
Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской
жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в
психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией
общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке,
через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию,
и таким образом, использовать человеческий материал в интересах
господствующего класса.
Основным понятием бихевиоризма является известная формула -
"стимул- реакция". В рамках этого понятия укладываются все виды поведения -
от животных до социальных. Поведение животного и человека бихевиористы
рассматривают , как сумму реакций организма на внешние раздражители
-стимулы. По мнению Д. Уотсона , а это четко прослеживается в его научных
трудах, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможность
предугадывать поведение людей. Более того, на этой основе можно
моделировать такие ситуации, которые приводят к определенным типам
поведения. Соответственно этому положению бихевиористов в военной
психологии человек рассматривается как машина , как автомат, имеющий
постоянные параметры. Человек превращен в человеческий фактор в системе
человек-машина. Он берется не как личность , а как компонент системы ,
имеющий чисто технические показатели. Проблема изучения человеческого
фактора включает широкий круг вопросов- от порогов чувствительности до
состояния напряженности нервно -психических функций. Причем главные
соображения и решения , касающиеся человеческого компонента в системе
человек-машина. Должны исходить из характера задач и целей, стоящих перед
вооруженными силами, а не из того , что за человеком приходиться оставлять
какие-то функции. Представители бихевиоризма называют свою теорию
эволюционной , поскольку отрицать может только теория открыто выступающая
против фактов.
Эволюционизм бихевиористов ясно виден в решении проблем навыка .
Навык, по их мнению, это система реакций приобретенных на основе
немногочисленных врожденных простых реакций. Навык отличается от простой
врожденной реакции лишь качественно. Воспитание, образование человека -
это , по их утверждению , основной путь социального строительства
рассматривается как процесс формирования навыков. Поскольку качественного
своеобразия в характере сложных реакций нет, значит и в развитии человека
нет качественного роста, Бихевиористическая теория навыка полностью была
принята на вооружение военной психологией. Эта теория является основанием
принятой в вооруженных силах методики тренировки военнослужащих. Военно-
психологическое понимание самого процесса обучения закономерно приводит к
тому, что от военного обучения не требуется качественного роста солдата ,
роста военнослужащего как личности. Военное обучение преследует лишь цель
выработать систему необходимых навыков.

Список литературы.

1. "История психологии." К. Ярошевский.
2. "Психология, как наука о поведении." Д. Уотсон. / Москва,1926 г./
3. "Военная психология- методология, теория, проблемы." /Часть 1.
Москва .ВУ /
4. "Процесс учения у человека." Э. Торндайк. / Ципедгиз. Москва, 1935
г. /
5. "Наследственность" Д. Уотсон. / А.О. 1905 г./
-----------------------

Военный Университет



Контрольная работа

по курсу истории психологии



Тема:



Исполнил: майор Садырин Ю.Л.
факультет 2, курс 1, группа 4.



Москва – 1998 г.






Реферат на тему: Воздействие рекламы на телевидении на сознание потребителей
Министерство экономического развития и торговли РФ

Российский государственный торгово-экономический университет
Кафедра социологии и политологии



Программа социологического исследования на тему:

”Воздействие рекламы на телевидении
на сознание потребителей.”



Автор: студент 3 курса

факультета КиМ гр. КР-35

Пырин Алексей Владимирович



Научный руководитель Потапов В. П.



Москва 2004



Содержание:
I. Методологический раздел
1.1 Актуальность
темы...................................................................
....................................2
1.2 Проблемная
ситуация...............................................................
...................................3
1.3 Научная разработанность
темы...................................................................
............3
1.4 Логический анализ
понятий................................................................
......................4
1.5 Цель
исследования...........................................................
.............................................5
1.6 Задачи
исследования...........................................................
.........................................5
1.7 Предмет
исследования...........................................................
......................................6
1.8 Объект
исследования...........................................................
........................................6
1.9 Гипотезы
исследования...........................................................
....................................6

II. Методический раздел
2.1 Методы сбора первичной
информации.................................................................7

2.2 Место, время проведения исследования, название инструментария.........7
2.3 Характеристика
инструментария..............................................................
...............7
2.4
Выборка.....................................................................
........................................................7
2.5 Метод обработки эмпирических
данных..............................................................7
2.6 Практическая значимость
исследования...............................................................7

2.7
Анкета......................................................................
.................................................... 8-12
2.8 Рабочий план проведения
исследования.............................................................13
2.9
Библиография................................................................
................................................14

III. Аналитический
раздел......................................................................
.......................15
Заключение..................................................................
...........................................................17



I.Методологический раздел

1.1.Актуальность темы

В середине двадцатого века началось серьёзное изучение того, без чего
уже трудно представить нашу жизнь – без рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой
повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или
учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные
объявления, рассказывающие о товарах или услугах. Невозможно себе
представить, чтобы 10-15 лет назад во время просмотра кинофильма, зритель
подвергался воздействию рекламы, предлагающей купить, попробовать, вложить
и т.п. Это может радовать, раздражать, но по данным социологов реальность
такова: от воздействия рекламы в мире ежегодно сходят с ума 2783 человека.
Люди не осознают пока опасности и продолжают смотреть «забавную рекламу».
Еще несколько лет тому назад пара рекламных роликов и клипов на телеэкране
не представляли собой никакой угрозы. На сегодняшний же день, когда 18(!)%
эфирного времени «забито» рекламой, эта тема остро встала среди социологов
и психологов.



1.2.Проблемная ситуация

Противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что реклама на
телевидении – вещь, несомненно, полезная в деятельности рекламодателя,
однако в то же время она может оказывать пагубное воздействие на здоровье и
психику людей, а дальнейшее развитие рекламы может коренным образом
изменить социальные отношения в обществе.
Определенные категории людей относятся к рекламе по разному, это
обусловлено: воспитанием, образованием, различным социальным положением.
Для повышения эффективности рекламной компании необходимо чтобы реклама
стала более адресной, ориентированной на конкретные сегменты рынка. То есть
не на массу людей в целом, а на конкретные категории лиц, коими и являются
в данном исследовании социальные группы. Для этого необходимо детальное
изучение проблемы.


1.3.Научная разработанность темы.
Восприятие телевидения телезрителем и телевизионщиком различны.
Профессионал или эксперт, как правило, имеют более или менее определенную и
структурированную систему критериев и оценок. Телезритель же оценивает тот
или иной рекламный ролик не аналитически-отвлеченно, а с позиции своего
"жизненного пространства" – очень личного и уникального в своей
целостности. Мы все живем в информационном поле, постоянно выбирая из него
те потоки информации, которые считаем необходимыми, полезными. Но есть
много другой информации, которую мы можем считать бесполезной и даже
вредной для себя, – тогда мы ее просто игнорируем. Для исследователей,
занимающихся изучением роли телевидения в обыденной жизни человека, одна из
задач сводится к тому, чтобы определить систему индикаторов, которые, с
одной стороны, достаточно хорошо агрегировали бы в себе особенности
"жизненного мира" человека, а с другой стороны, имели бы значимую связь с
установками человека в отношении телевидения – его отношение к рекламе,
объёму её размещения на телевидении.
Климов И. (Фонд общественного мнения -
www.fom.ru)



1.4.Логический анализ понятий
Ключевые понятия:
1.Воздействие
2.Влияние
3.Реклама
4.Сознание
5.Потребители

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:
1. Влияние – действие, оказываемое кем-нибудь, чем-нибудь на кого – что-
нибудь. (Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.,1990г., стр.90).
2. Реклама – это не персонифицированная передача, обычно оплачиваемая и
обычно имеющая характер убеждения о продукции, услугах или идеях известными
рекламодателями посредствам различных носителей.
3. Телевидение- это масштаб аудитории, недостижимый для других каналов и
средств распространения рекламы, а так же максимальные возможности
эмоционального воздействия на целевые группы.

4. Сознание – умение, способность правильно разбираться в окружающей
действительности, определять своё поведение. (В.П. Крутецкий «Психология
для ВУЗов», С.-П., 1998г., стр. 104).
5. Потребитель - любое лицо или группа лиц, которым адресуется реклама или
которых она может достичь. (Международный кодекс рекламной практики.
Международная торговая палата).



Структурная операционализация понятий:
Реклама:
Формы рекламы на телевидении :
. прямая реклама на ТВ – ролики в рекламных блоках
. спонсорство – ТВ реклама, интегрированная в передачу в виде рекламных
заставок, размещения логотипа и т.д.
. product placement – органичное внедрение ТВ рекламы товара в сюжетную
ткань фильма (или любого продукта индустрии развлечений)
Модели размещения рекламы на телевидении:
. Фиксированное размещение

. Размещение по рейтингам

Потребители:
|1. Пол |Мужской |
| |Женский |
|2. Возраст |18-32 |
| |33-47 |
| |48-60 |
| |61 и старше |
|3. Образование |Высшее |
| |Среднее |
| |Неполное среднее |
|4. Уровень доходов |0т 11000 и выше |
| |6000 до 10000 р. |
| |от 2000 – 6000 р. |
| |до 2000 р. |
|5. Семейное положение|Состоит в браке |
| |Не состоит в браке |
|6. Профессия |Учитель |
| |Врач |
| |Государственный служащий |
| |Банкир |
| |Другая профессия. |
|7. Занятость |Имеют работу |
| |Безработные |
| |Учащиеся |
|8. Интересы |Семья |
| |Автомобили |
| |Деньги |
| |Компьютер |
| |Другое |

Влияние:
- положительное
- нейтральное
- отрицательное



1.5.Цель исследования
Определить негативное влияние рекламы на телевидении на сознание людей
различных социальных групп.


1.6.Задачи исследования
. Увидеть, происходят ли изменения отношений людей друг к другу и к
окружающей среде под влиянием рекламы;
. Определить степень влияния рекламы на человека, как на личность;
. Определить отношение людей к рекламе;
0. Определить помогает ли реклама ориентироваться покупателю на рынке
товаров и услуг;
1. Определить зависимость выбора покупателей от рекламы при выборе и
покупке товара.



1.7.Предмет исследования
Предметом исследования является влияние рекламы на сознание людей.

1.8.Объект исследования
Объектом исследования являются жители Центрального административного
округа г. Москвы различного социального положения.

1.9.Гипотезы исследования
1. Предположим, что реклама негативно влияет на отношение людей друг к
другу и к окружающей среде. Группа потребителей, на поведение которых
возможно оказание влияние – 25%;
2. Предположим, 25% респондентов считают то, что реклама негативно влияет
на человека как на личность, 65% - не влияет, на 10% потребителей реклама
влияет с положительной стороны;
3. Предположим, что 25% респондентов относятся к рекламе положительно,
60% - нейтрально, а остальные 15% - отрицательно;
4. Предположим, что 50% респондентов реклама помогает ориентироваться
покупателю на рынке товаров и услуг;
5. Предположим, что реклама на телевидении навязывает товар 35%
потребителей товаров.



II.Методический раздел

2.1.Методы сбора первичной социологической информации
Метод сбора социологической информации – опрос. Вид опроса –
анкетирование.

2.2.Место, время проведения исследования, название инструментария
Анкетирование проводилось в Центральном административном округе г.
Москвы, с 1 по 12 мая. Анкета: «Воздействие рекламы на сознание людей».

2.3.Характеристика инструментария
Всего вопросов – 23
по содержанию: о фактах поведения- 5
№ 1,2,7,13,17
о фактах сознания - 14
№ 3,4,5,6,8,9,10,11.12,14,15,16,18,19
о личности респондента- 4
№ 20,21,22,23
по форме: закрытых -19
открытых – 5
по оформлению: линейных -23


2.4.Выборка
Было опрошено 50 человек, из них:
21 человек в возрасте от 18 до 32 лет (42% от общего %
опрошенных)
19 человек в возрасте от 33 до 49 лет (38% от общего %
опрошенных)
7 человек в возрасте от 50 до 60 лет (14% от общего %
опрошенных)
3 человека в возрасте от 61 года и старше. (6%)
22 респондента – мужчины
28 респондентов - женщины

Тип выборки – стихийная. Единицей наблюдения является группа людей,
проживающих г.Москве. География опроса ЦАО г. Москвы.

2.5.Метод обработки эмпирических данных
Метод обработки эмпирических данных – ручной.


2.6.Практическая значимость исследования
Исследование имеет определенное практическое значение для специалистов
в области маркетинга и рекламы. Результаты исследования могут быть
применены при планировании рекламных кампаний, составлении бюджета
рекламных кампаний. А также рационализации издержек и повышения
эффективности рекламных кампаний.



Анкета:
Воздействие рекламы на сознание людей
Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой выразить свое
отношение к актуальной проблеме воздействия рекламы на сознание человека.
Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы в обобщённом виде для
научно- практических целей.

Автор анкеты: Пырин А.В.

1.Меняются ли ваши отношения с окружающими под влиянием рекламы?
1) Да
2) Нет
3) затрудняюсь ответить

2. Что меняется в ваших отношениях с окружающими Вас людьми?:
______________________________________________________

3.К каким, на Ваш взгляд, социальным последствиям может привести дальнейшее
развитие рекламных технологий (отметьте не более 3 вариантов)?
1) Улучшение состояния экономики
2) Дополнительный источник дохода для государства
3) Безразличие к судьбам людей
4) Падение культуры
5) Деградация человека
6) Расширение кругозора потребителей рекламы
7) Другой вариант…………………………………………………….
8) Затрудняюсь ответить

4.Влияет ли реклама на человека как на личность?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить

5.В чём, по вашему мнению, это может выражаться?
____________________________________________________

6.Как Вы думаете, реклама оказывает негативное влияние на Ваше здоровье или
психику?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить

7.Сколько времени ежедневно у вас занимает просмотр телепередач, фильмов?
1) До 1 часа
2) 1-3 часа
3) Более 3 часов
4) Я не смотрю телевизор вообще

8.Как Вы относитесь к рекламе?
1) Положительно
2) Нейтрально
3) Отрицательно
4) Затрудняюсь ответить

9.Бывали ли ситуации, когда прокрутка того или иного рекламного ролика
вызывала у Вас какие-либо эмоции (раздражение, смех), воспоминания?
1) Да, и очень часто
2) Да, иногда
3) Нет, никогда

10.Многие ли рекламные ролики или плакаты вызывают у вас негативную
реакцию?
1) Да, практически все
2) Да, многие
3) Нет, многие даже нравятся
4) Затрудняюсь ответить

11.Реклама – глупа?
1) Да
2) Нет, не согласен (согласна)
3) Другое__________________________
4) Затрудняюсь ответить

12.Реклама диктует людям стиль жизни?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить

13.«Бегаете» ли вы от рекламы по каналам?
1) Да, всегда
2) Да, иногда
3) Нет, мне интересно посмотреть и рекламу
4) Затрудняюсь ответить

14.Оцените по пятибалльной шкале, насколько сильно Вас раздражает реклама
на этих носителях (1 – совсем не раздражает, 5 – очень сильно):

В газетах [ ]
В журналах [ ]
На телевидении [ ]
На радио [ ]
На рекламных щитах на улице [ ]
Мерчендайзинг [ ]

15.Помогает ли Вам реклама ориентироваться при покупке товаров и услуг?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить

16.Помогает ли Вам реклама узнавать о новых товарах, услугах, технологиях?
1) Да
2) Нет
3) Затрудняюсь ответить

17. Насколько сильно на Вас влияет реклама, когда вы принимаете решение о
покупке товара (по 5 -ти бальной шкале)?
1) не влияет совсем,
2) почти не влияет,
3) немного влияет,
4) сильно влияет,
5) постоянно ориентируюсь на рекламу
6) Затрудняюсь ответить

18.Слышали ли Вы об эффекте 25 кадра?
1) Да, и я всерьез задумался об этом
2) Да, но не очень-то в это верю
3) Что-то, вроде, слышал
4) Нет
5) Затрудняюсь ответить

19.Часто ли вам в голову западает какой-нибудь слоган (фраза) или картинка
из рекламы?
1) Да
2) Нет
3) Не могу вспомнить


20.Укажите Ваш возраст.
от 18 до 31 года.
от 32 до 47 лет.
от 48 до 60 лет.
от 61 года и старше

21.Ваш пол:
Мужской
Женский



22.Образование:
Неполное среднее
Среднее
Среднее специальное
Неполное высшее и высшее

23. Ваш род занятий? (В данном вопросе можно отметить только одну позицию.
Выберите ту позицию, которую Вы считаете соответствующей своему основному
роду занятий в момент опроса.)

1) технический работник
2) служащий (работник аппарата предприятия, учреждения)
3) интеллигенция, не занятая на производстве (учитель, врач, научный
работник, журналист и т.д.)
4) предприниматель, бизнесмен
5) студент
6) пенсионер
7) военнослужащий
8) сотрудник органов охраны общественного порядка
9) домохозяйка
10) безработный
11) другое _____________________________

Спасибо за сотрудничество.



2.8.Рабочий план проведения исследования

|мероприятие |сроки |ответственный |
|Согласование финансовых и |16 – 19 апреля |Пырин А.В. |
|организационных вопросов |2004г. | |
|исследования | | |
|Разработка программы и |20 - 29 апреля |Пырин А.В. |
|инструментария исследования |2004г. | |
|Тиражирование анкет |30 апреля 2004г. |Пырин А.В. |
|Проведение полевого |1 - 10 мая 2004г. |Пырин А.В. |
|исследования | | |
|Сбор и обработка анкет |11 – 12 апреля |Пырин А.В. |
| |2004г. | |
|Анализ, обобщение полученной|13 – 18 мая 2004г. | Пырин А.В.|
|информации | | |
|Подготовка отчета по итогам |19 – 22 мая 2004г. |Пырин А.В. |
|исследования | | |
|Презентация итогов |23 мая 2004г. |Пырин А.В. |
|исследования | | |
|Внедрение результатов |24 мая 2004г. |Пырин А.В. |
|исследования в практику | | |



2.9.Библиография
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.-1990
2. Ядов В.А. Социологическое исследование: методолоия, программы, методы. –
М.1997
3. Горшков М.К.., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование.
М., Политиздат - 1990.
4. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991
5. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. С-П, 1995
6. проф. Феофанова / перевод с англ., общая ред. Современная реклама., М.,
1995.
7.Делл Денисон, Линда Тоби, Учебник по рекламе, М., Современное слово,1997.
8.www.infoyar.ru

III.Аналитический раздел
1. По итогам исследования можно сделать вывод, что реклама напрямую не
влияет на отношения людей друг с другом. Лишь в возрастной группе от 18 до
31 года наблюдается подражание актёрам рекламных роликов, плакатов в
поведении и отношении к окружающим. Гипотеза полностью не подтвердилась.
Изменение поведения по отношению к окружающим признают только 18%
респондентов

Таблица 1. Изменение отношения людей друг к другу под воздействием
рекламы
| Возраст |Отношение к окружающим(%) |
| | Меняется| Не меняется |Затрудняются |
| | | |ответить |
|18 - 31 |8% |12% |22% |
|32 – 47 |8% |16% |14% |
|48 – 60 |2% |12% |0% |
| 61 и старше |0 |6% |0 |

2. В ходе проведения исследования выяснилось, что реклама влияет в,
основном, на людей в возрасте от 18 до 32 лет. Они стремятся к тому,
поведению, которое навязывает им реклама. Меняются взгляды на социальные и
гражданские ценности. Гипотеза подтвердилась полностью.

Таблица 2. Степень влияния рекламы на человека как на личность
|Возраст |Влияние рекламы на человека(%) |
| | Признают| Не признают |Затрудняются |
| | | |ответить |
|18 - 31 |18% |16% |8% |
|32 – 47 |12% |22% |4% |
|48 – 60 |2% |12% |0% |
| 61 и старше |2% |4% |0% |

3. Зависимость отношения потребителей к рекламе от возраста –
прямопропорциональна. С увеличением возраста потребителей повышается их
отрицательное отношение к рекламе. Следовательно, положительное отношение
уменьшается. Гипотеза полностью подтверждается, т.к. 22% опрошенных
относятся к рекламе положительно, 68% относятся к рекламе нейтрально, а 10%
отрицательно.

Таблица 3. Отношение потребителей к рекламе (в % от числа
опрошенных).
|Возраст |положительное |нейтральное |отрицательное |
|18 - 31 |12% |28% |2% |
|32 – 47 |10% |24% |4% |
|48 – 60 |0% |12% |2% |
|61 и старше |0% |4% |2% |

4. Большинство респондентов ответили, что реклама помогает им узнавать
о новых товарах, услугах технологиях. 72% респондентов реклама помогает
ориентироваться на рынке товаров и услуг. Результаты по гипотезе номер 4
правильными и оптимистичными.

Таблица 4. Помогает ли реклама ориентироваться потребителю на рынке товаров
и услуг (в % от числа опрошенных по возрастным группам).
|Возраст |Помогает |Не помогает |
|18-31 |34% |8% |
|32-47 |32% |6% |
|48-60 |6% |8% |
|60 и старше|0% |6% |

5. Существует скрытая зависимость потребителей от рекламы, которую можно
качественно определить, проводя масштабные исследования с большим
количеством респондентов. Большинство респондентов признаёт навязывание
телерекламой различных групп рекламируемых товаров, что уменьшает
возможность самостоятельного выбора товаров и услуг.

Таблица 5. Зависимость потребителей от воздействия рекламы при выборе и
покупке товаров и услуг ( в % от числа опрошенных по возрастным группам).

|Возраст | | Не влияет|Затрудняются |
| |Влияет | |ответить |
|18 - 31 |34% |6% |8% |
|32 – 47 |24% |2% |4% |
|48 – 60 |6% |8% |2% |
|61 и старше |0% |6% |0% |



Заключение.
По итогам социологического исследования можно сделать вывод, что под
воздействием рекламных сообщений изменения отношений с окружающими
происходят в возрастной группе от 18-47 лет у 18% опрошенных (от общего
числа респондентов). В этой же возрастной группе происходит наибольшее
влияние рекламы ( на 30% респондентов от числа опрошенных) на психологию
человека.
Положительно к рекламе относятся 22% опрошенных, нейтрально 68%, а
отрицательно 10%. Таким образом, гипотеза о том, что не все потребители
относятся к рекламе негативно подтверждается результатами исследования.
На рынке товаров и услуг реклама помогает ориентироваться 72%
респондентов. Можно сказать, что гипотеза №4 верна.
Прямая зависимость от рекламных сообщений при выборе и покупке товаров
или услуг существует у 66% потребителей. Также можно говорить о скрытой
зависимости потребителей от рекламы, которую они не признают.
Реклама как инструмент рынка и социальный институт воздействует на
человека, как единицу биологическую и социальную. В этой связи она должна
нести разные аспекты информации, в комплексе воздействуя на чувства и мысли
человека, опираясь на его социальный и физиологический опыт. Только при
соблюдении этих условий рекламное сообщение может дать желаемый результат.
В противном случае работа по созданию рекламного сообщения превратится в
творческое самовыражение рекламиста и экспроприацию рекламодателя.







Новинки рефератов ::

Реферат: Лаврентий Берия - представитель советской элиты (Государство и право)


Реферат: История открытия элементарных частиц (Физика)


Реферат: Статья: "пойду ли я на дискотеку" (Культурология)


Реферат: Хлор (Химия)


Реферат: Законодательство республики Беларусь (Право)


Реферат: ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Педагогика)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Культура как социальное явление (Культурология)


Реферат: Архиваторы для Windows 9x (Программирование)


Реферат: Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности (Психология)


Реферат: Разработка приложений в рамках COM (Программирование)


Реферат: Бронзовый век (4000 –500 г.г. до н.э.) (История)


Реферат: Педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению (Педагогика)


Реферат: Buh uchet (Аудит)


Реферат: Решения смешанной задачи для уравнения гиперболического типа методом сеток (Математика)


Реферат: Шпоры по культурологии, архитектура (Культурология)


Реферат: Кредитная система (Финансы)


Реферат: Исполнительная власть: ее место и функции в системе разделения властей (Государство и право)


Реферат: Реализация норм права: понятие и формы (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист