GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Возникновение и общественная природа сознания (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение и общественная природа сознания (Психология)



ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ

I. СУЩНОСТЬ РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется
разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-
исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при
постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле
сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как
осознанное бытие.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и
психикой самого высшего животного. Так, ни в какое сравнение не идет “язык”
животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал
своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной
ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о
прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
В истории человечества благодаря языку произошла перестройка
отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее
адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом,
выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о
таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.
Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в
содержании большинства чувственных впечатлений.
Разница в “языке” животных и языке человека определяет различие и в
мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция
развивается во взаимодействии с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным
свойственно лишь практическое (“ручное”, по Павлову) мышление. Только в
процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту
или иную ситуативную задачу и даже создать “орудие”. Абстрактные способы
мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо
изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах
наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы,
абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб
непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться
(отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия,
которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Так, моряки начинают
экстренно чинить небольшую пробоину в судне, а летчик ищет ближайший
аэродром, если у него осталось мало горючего. Люди отнюдь не рабы данной
ситуации, они способны предвидеть будущее.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их
непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к
абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной
ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия
среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать
соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое
существенное отличие психики человека от психики животного.
Второе отличие человека от животного заключается в его способности
создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-
действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет
орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою
роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как
орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для
подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или
спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Таким образом, животные
не живут в мире постоянных вещей. Предмет приобретает определенное значение
лишь в конкретной ситуации деятельности. Кроме того, орудийная деятельность
животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны
могут -наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут
действовать совместно, помогая друг другу.
В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному
плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире
относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими
людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его
другим людям.
Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача
общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный
опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида
раздражитель. 'И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных
ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек. присваивает
общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в
поведении отдельного человека Психику человека в наибольшей мере развиваем
передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает
способами употребления орудий, способами общения. Психические функции
человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом
орудиями культурного развития человечества. У человека развиваются высшие,
собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное
внимание, абстрактное мышление).
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен
способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым,
весьма существенным различием между животными и человеком является различие
в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются ;
безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности
могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому,
что воздействует, положительные или отрицательные эмоции. Однако только в
человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и
радость другого человека, только человек может наслаждаться картинами
природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо
жизненного факта.
Важнейшие отличия психики человека от психики животных заключаются в
условиях, их развития. Если на протяжении . развития животного мира
развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие
собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам
общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без
общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств,
не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к
абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом
свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них
нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от
животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся
одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек
только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.
Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ
развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках
возникновения сознания, безусловно, предок человека обладал способностью к
предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций.
Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные
орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у
современных человекообразных обезьян.
Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных:
человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой
общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что
позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать
взаимопомощь друг другу.
Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада — в
общество, была трудовая деятельность, т. е. такая деятельность, которая
совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

II. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВЕННАЯ
ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных
отношений, общества, развивающиеся общественные отношения влияли на
совершенствование трудовой деятельности. Этот сдвиг в развитии предка
человека произошел из-за резкого изменения условий жизни. Катастрофическое
изменение среды вызвало большие затруднения в удовлетворении потребностей -
уменьшились возможности легкого добывания пищи, ухудшился климат. Предки
человека должны были или вымереть, или качественно изменить свое поведение.
В силу необходимости обезьяноподобные предки человека должны были
обратиться к осуществлению совместных предтрудовых действий.
Инстинктивное общение предков человека внутри стада по степенно
заменялось общением на основе “производственной” деятельности. Изменение
отношений между членами сообщества совместная деятельность, взаимный обмен
продуктами деятельности - способствует превращению стада в общество. Таким
образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека является
возникновение труда и образование человеческого общества.
В труде развивалось и сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду
форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых
свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе
преобразование окружающей реальности.
Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия
приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния
среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более
сложный характер - начиная от удачно подобранных осколков камней с острыми
краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудиями. За
такими орудиями- закрепляются постоянные операции: колоть, резать, рубить.
Именно в связи с этим возникает качественное отличие среды человека от
среды животного. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных
вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми
орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности
предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт
другому в виде операций, действий, деятельности.
В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое
орудие, а следовательно, и на собственную деятельность. Деятельность
отдельного человека включена в деятельность всего общества, поэтому
деятельность человека направляется на удовлетворение общественных
потребностей, а не индивидуальных. В создавшихся условиях проявляется
необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности.
Деятельность человека становится сознательной деятельностью.
На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный
характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей.
Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень
отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность
изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может
выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше
отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность
может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое но
уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации
труда, является важнейшим условием в формировании сознательной
деятельности.
Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою
собственную природу. Например под влиянием труда закреплялись новые функции
руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно
совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и
предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти
руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как
орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела
к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в
специализированный орган активного осязания. Осязание - специфически
человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть тонкий орган осязания
и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только
укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и
чувствовать определенным образом каждое такое перемещение. Рука является
органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и
давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках
тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом,
сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы,
рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания
о существенных свойствах предметов материального мира.
Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим
функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно
поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о
продукте труда.
Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма.
Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.
Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе
познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и
осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется
эффект действия раздражителя - он более глубоко, более адекватно сознается
человеком.
Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга.
У руки как развивающегося специализированного органа должно было
формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной
не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.
Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному
удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако
общественные отношения людей качественно изменили биологические потребности
и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов
труда породило потребность в предметах труда.
Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества,
формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не
только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции
человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой.
Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым
действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними
создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить
эту потребность.
Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения -
посредством человеческого языка.
Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения
действительности изменяется и сам человек как личность.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ У ЧЕЛОВЕКА

I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТИРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность человека как сознательная активность формируется и
развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит
основой формирования и развития сознания, источником его содержания.
Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений
человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т. е.
приобретает характер совместной деятельности. Ее результаты оказывают
определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей.
Поэтому в деятельности всегда находит свое выражение не только отношение
человека к вещам, но и его отношение к другим людям. Иными словами, в
деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность
формирует его личность.
Участие в целеустремленной общественно полезной деятельности дружного,
организованного коллектива развивает у человека коллективизм,
организованность, умение связать свои интересы с интересами общества.
Понимание ведущего влияния деятельности на формирование личности было
положено А. С. Макаренко в основу разработанной им теории и практики
воспитательной работы. Он писал: “...я требую, чтобы детская жизнь была
организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек...”. В
соответствии с этим требованием вся жизнь коллектива воспитанников была
организована так, что она включала детей в различные виды деятельности,
требующие проявления определенных качеств личности (целеустремленности,
дисциплинированности, честности, ответственности, настойчивости). Например,
ночные походы и дежурства требовали от колонистов преодоления страха,
проявления выдержки и самообладания. Акты смелого поведения, повторяясь,
переходили в привычку. Потребность в определенных поступках, совершаемых в
определенных условиях, порождает привычки, перерастающие в качества
личности.

Следует отметить, что деятельность человека всегда следует отличать от
его активности. Активность - это присущая живому существу способность к
самостоятельной силе реагирования на внешние и внутренние воздействия.
Источником активности живого существа являются его потребности,
побуждающие его действовать определенным образом и в определенном
направлении. Потребность - это состояние живого существа, выражающее его
зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность
по отношению к этим условиям.
Активность человека проявляется в процессе удовлетворения потребностей. И
здесь же обнаруживается различие в формах активности человека и активности
поведения животных. Животное активно в своем поведении благодаря тому, что
его природная организация (строение его тела и органов, фонд инстинктов)
как бы заранее предопределяет круг вещей, которые могут стать объектом его
потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс
удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное
приспособление к среде. Например, врожденная программа поведения бобра
фиксирует не только его строительные потребности, но и запечатлевает в них
объекты их удовлетворения: породы деревьев, из которых будет сооружена
плотина, близость деревьев к воде, способы “лесоповала” (подтачивая дерево,
бобры грызут удаленную от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в
воду).
Таким образом, в потребностях животного непосредственно представлена
природная вещь как стимул его активности.
Иную картину представляют активность человека и источники этой активности
- человеческие потребности. Потребности человека формируются в процессе его
воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. Природная вещь
перестает являться простой добычей, т. е. предметом, имеющим лишь
биологический смысл: быть пищей. С помощью орудии человек способен
видоизменять предмет, приспосабливая его к собственным потребностям,
которые являются продуктом исторического развития. Поэтому у человека
процесс удовлетворения потребностей выступает как активный,
целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной
общественным развитием.
В отличии от активности, направление которой регулируется потребностью,
деятельность человека не определяется целиком потребностью, которая ее
породила. Основанием регулирования деятельностью человека выступает не
потребность, а осознаваемая цель. Цель деятельности - это образ ее
результата, конечного продукта, который осознается человеком, как субъектом
деятельности. Именно наличие сознаваемой цели является основным
отличительным признаком деятельности, в отличии от простой активности
человека.
Исходя из вышесказанного можно считать активность человека
додеятельностной формой его поведения, в деятельность уже непосредственно
деятельностной формой поведения человека.

Ii. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВИДЫ АКТИВНОСТИ
Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека
представляет собой сложный и длительный процесс.
Активность ребенка только постепенно, в ходе развития, под влиянием
воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной
деятельности.
Сначала эта активность имеет характер импульсивного поведения. В первые
дни после рождения поведение ребенка ограничивается несколькими простейшими
врожденными реакциями - оборонительными (сужение зрачка при ярком свете или
громком звуке, крик и двигательное беспокойство при боли), пищевыми
(сосание), лабиринтными (утихание при покачивании) и несколько позже -
ориентировочно-исследовательскими (поворот головы к раздражителю, слежение
за предметом и др.). С одиннадцатого-двенадцатого дня у младенца начинают
формироваться первые условные рефлексы. На их основе развивается в течение
первого года исследовательское поведение (хватание, рассматривание,
манипулирование), с помощью которого ребенок накапливает информацию о
свойствах предметов внешнего мира и осваивает координацию движений. С года
под влиянием обучения и подражания начинает формироваться практическое
поведение. При помощи его ребенок осваивает человеческие способы
употребления вещей н их значение в общественной практике (ложиться спать —
в кроватку; сидеть — на стульчике; играть — мячиком; рисовать —
карандашом).
В единстве с этими формами активности развивается коммуникативное
поведение — главное средство, с помощью которого ребенок добивается
удовлетворения своих потребностей и желаний, осваивает общественные
требования и информацию.
Сначала это поведение реализуется в доречевых формах (крик, мимика,
жестикуляция). С седьмого-восьмого месяца ребенок начинает сначала
пассивно, а затем активно осваивать главное средство человеческого общения,
взаимодействия и обмена информацией — речевое поведение. Освоение речи
создает решающие предпосылки для отделения образов от вещей и действий,
выделения значений, их фиксирования и оперирования ими для регулирования
поведения.
Таким образом к видам активности человека можно отнести:
- врожденные реакции;
- исследовательское поведение;
- практическое поведение;
- коммуникативное поведение;
- речевое поведение.
III. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения
простейшими формами деятельности. Первой из них является игра.
Известно, что игровое поведение наблюдается и у молодых животных. Это -
всевозможная возня, имитация драк, беготня и т. д. У некоторых животных
наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает движущийся клубок и
бросается на него, катает его и хватает, щенок таскает по полу и раздирает
найденную тряпку. Поведение молодых животных в процессе игры можно
рассматривать прежде всего как. реализацию потребности организма в
активности, разрядке накопленной энергии. Об этом свидетельствует то, что
игра у них тормозится при голодании или ограниченном питании, при
воздействии высокой температуры среды, наконец, при воздействии химических
веществ, повышающих температуру тела или угнетающих активность мозга. Если
животное лишить на некоторое время партнеров для игры, то его возбудимость
и игровая активность затем резко повышаются, т. е. происходит как бы
накапливание соответствующей энергии. Это явление называют “игровым
голодом”.
Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет
возникновение побуждений к игре. Но как и откуда появляются формы
поведения, в которых реализуется игровая деятельность? Наблюдения
показывают, что одни из этих форм входят в круг врожденных инстинктивных
действий животного, например охотничье поведение у котенка. Другие же
возникают 'из подражания, например повторение детенышами шимпанзе действий
взрослых обезьян и людей. Третьи отыскиваются самим животным при его
взаимодействии с окружающим миром. Таким образом, источники действий,
совершаемых детенышами, те же, что и у взрослых животных - видовые
инстинкты, подражание, научение. Поэтому совершаемые детенышами действия не
могут не быть аналогичными видовому поведению взрослых. Но у взрослых
животных эти действия служат для удовлетворения определенных реальных
биологических потребностей - в пище, защите от врагов, ориентировке в
среде, для спасения от опасности и т. п. У малышей те же действия
совершаются ради самой “деятельности” и оторваны от их реальных
биологических целей. В этом заключается коренная специфическая особенность
игрового поведения. Его целью является сама осуществляемая “деятельность”,
а не те практические результаты, которые достигаются , с ее помощью.
Иссдедования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации
его активности, формой жизнедеятельности. Как таковая, она связана с
функциональным удовольствием. Ее побудителем является потребность в
активности, а источником - подражание и опыт. Но игровые действия ребенка с
самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей
и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении со
взрослыми и под руководством взрослых. Это обстоятельство определяет
принципиальные особенности игровой деятельности детей, порождает коренные
отличия ее форм, источников, механизмов, функций и результатов от игр
животных.
Параллельно с предметами-орудиями ребенок сталкивается в своей практике
с другим видом вещей - игрушками. Человеческий способ употребления
последних - игра, т. е. изображение с их помощью каких-то других, настоящих
вещей и действий. Взрослые учат детей этому употреблению игрушек. Они
показывают ребенку, как нужно поить куклу, укачивать ее, водить гулять, как
кормить игрушечного медвежонка, возить машину и т. п.
Однако само отношение к игрушке как к изображению “настоящей” вещи
возникает у ребенка только в связи с включением в игровую деятельность
слова.
Маленький ребенок (от года до двух лет) еще не может, например, перенести
действия укачивания, кормления с куклы на палочку. Он не может изобразить
действие без соответствующего предмета или перенести это действие с одного
предмета на другой. Такие операции становятся возможны только по мере
овладения речью. Чтобы начать обращаться со щепкой, как с куклой, ребенок
должен назвать ее, как свою куклу (например, “Катя”). Чтобы он перенес
действия кормления с куклы на лошадку, взрослые должны сказать ему: “Корми
лошадку". Позже слово делает для ребенка возможным и самостоятельный
перенос наблюдаемых действий взрослых над “настоящими” вещами на игрушку.
Усвоив значение слова через практические действия или наблюдение за
действиями взрослых, ребенок переносит вместе со словом эти действия на
игровой предмет. Игра здесь заключается в отделении действий, определяющих
значение предмета, от самого этого предмета и переносе их на другой предмет
игрушку. Благодаря игре происходит практическое отделение значения слова
от внешнего вида вещи и связывание этого значения с действиями над вещью,
ее функцией в человеческой практике.
Чем дальше идет этот процесс, тем больше слова освобождаются от
непосредственной связи с вещами. Значение слова все шире оказывается
представлено внешним действием, а затем и представлением о действии.
Возникает возможность замены реальных действий с вещами действиями
речевыми. К четырем-пяти годам реальные действия при игре с игрушками все
более свертываются и заменяются речевыми. Вместо детального воспроизведения
кормления куклы ребенок один раз подносит к ней ложку и говорит: “Кормлю...
Уже поела”.
К середине третьего года у ребенка возникает противопоставление своих
действий чужим, выделяется “я”, противостоящее миру и другим людям как
носитель деятельности и желаний самого ребенка. Действия в отношении вещей
начинают выступать как функции людей по отношению к вещам. Возникают
ролевые игры. В ролевой игре ребенок воспроизводит наблюдаемые им
общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей. Так, если
двухлетняя девочка, кормя куклу, играет в кормление, то четырехлетний
ребенок, кормя куклу, играет в маму, которая кормит дочку. По мере
расширения социального опыта ребенка сюжеты на бытовые темы (“мама”,
“воспитательница”, “кино”, “детский сад”, “зоопарк”) обогащаются
производственными сюжетами (“летчики”, “космонавты”, “трамвай”, “завод”) и
затем общественно-политическими (“война”, “пионеры” и т. д.). При этом
содержание игры от воспроизведения предметных действий все больше
переключается на изображение отношений людей.
По существу, здесь развивается далее процесс практического овладения
значениями слов и окружающих явлений. И этот процесс уже вовлекает в свой
круг социальные значения функции и отношения человека, как они воплощаются
в наблюдаемом ребенком поведении. (Круг таких наблюдении у сегодняшнего
малыша - слушателя радио, зрителя кино, телевидения и т. д.—очень широк.)
Играя врача, ребенок ведет себя, “как врач”. Карандаш он использует, как
стетоскоп, куклу укладывает, качая головой и произнося: “Надо тебе сделать
укол” и т. д. Его действия управляются представлением о функциях врача, а
не свойствами вещей, которые ребенок в данный момент употребляет. Иными
словами, у ребенка формируется способность регулировать свое поведение
представлением о социальной роли и соответствующих ей действиях. Уже на
развитом этапе ролевых игр ребенок вступает во взаимодействие с другими
детьми. Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом в соответствии с
принятыми ролями (мать—дочка, врач—больной), дети осваивают социальное
поведение, подчиненное требованиям коллектива.
На следующем этапе - игр по правилам - эти черты поведения получают свое
дальнейшее развитие. Причем теперь уже действия регулируются абстрактными
требованиями или правилами. Окружающие люди, участники игры начинают
выступать как носители таких правил. Цель самой деятельности перемещается
на ее социально подкрепляемый результат (выиграть). Здесь, по существу,
начинается уже выход из игры. Оставаясь по общественным признакам игрой
(деятельность все еще не дает полезного продукта), по психологической
структуре деятельность приближается к труду (целью является не сама
деятельность, а ее результат) и учению (целью является освоение игры).
Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и
явлений, закрепленными языковой практикой, и в оперировании этими
значениями. Игра развивает сознавание выполняемых действий именно как
операций (“понарошку”), учит выполнению таких операций на основе
саморегулирования (правила), наконец, расширяет самосознание от восприятия
себя как субъекта предметных действий к восприятию себя как носителя
социальной роли - субъекта человеческих отношений.
Следует выделить, что игровая деятельность развивается на базе освоения
человеком различных видов активности и в тоже время опосредует их развитие,
преобразование в деятельностные формы.
К основным видам игровой деятельности следует отнести:
- игра с предметами;
- игра с игрушками;
- ролевая игра;
- игра по правилам и с выигрышем.
IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рассматривая развитие поведения и деятельности ребенка, мы сталкиваемся с
одним кардинальным фактом. Кроме нескольких элементарных безусловных
рефлексов, все наблюдаемые затем формы поведения и виды деятельности
сначала у ребенка отсутствуют. Практическое и коммуникативное поведение,
ориентировочная и исследовательская деятельность, хватание и
манипулирование, ползание, ходьба, речь и игра, труд и социальные
взаимодействия появляются и начинают развиваться только через определенное
время после рождения. Причем каждая форма поведения и каждый вид
деятельности имеют свои критические периоды возникновения, свои темпы
формирования и свои этапы перестройки и усложнения. Все они являются
фактами развития ребенка, которое связано с определенными врожденными
предпосылками и генетическими программами, ростом и анатомо-физиологическим
созреванием организма, формированием и усложнением функциональных
механизмов его высшей нервной деятельности.
Вместе с тем почти ни одна из этих форм поведения, ни один из этих видов
деятельности не появляются автоматически сами по себе, независимо от
условий внешней среды. Все они зарождаются и развиваются на основе
практического и социального опыта ребенка, в результате его взаимодействия
с окружающими людьми и вещами. Все, что приобретает ребенок в процессе
“превращения в человека”, является фактами научения, т. е. освоения опыта.
Человеческое поведение определяется социальным, а не биологическим
опытом. И социальный опыт не может быть передан биологическим путем. Он
обусловливается не свойствами организма, а особенностями общества, в
котором живет человек. Биологически могут быть переданы по наследству лишь
определенные свойства организма, нужные для практического освоения им
социального опыта, человеческих форм поведения и деятельности. Это
освобождение поведения от жесткой предопределенности врожденными
биологическими свойствами составляет важнейшее преимущество ребенка по
сравнению с детенышем животного. Благодаря такому преимуществу эволюция
видов поведения и способов деятельности человека начала определяться не
биологическим развитием его организма, а историческим развитием общества.
Таким образом, научение выступает как ведущий фактор развития, с помощью
которого у ребенка формируются человеческие формы поведения и отражения
реальности.
Однако во всех видах поведения и деятельности ребенка, которые мы до сих
пор рассматривали, этот конечный результат - освоение общественного опыта —
не совпадал с целями самой деятельности. Ребенок манипулирует вещами не для
того, чтобы чему-то научиться. Когда он делает первые шаги 'и пытается
произнести первые слова, им не движут цели научиться ходить и говорить. Его
действия направлены на удовлетворение непосредственных потребностей в
исследовании, активности, на овладение вещами, на воздействие на
окружающих. Освоение соответствующих действий и информации выступает
поэтому для ребенка не как цель, а лишь как средство удовлетворения
соответствующих потребностей.
Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности.
Это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение
определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая
деятельность субъекта, имеющая своей целью научение, называется учением.
Оно включает в себя: а) усвоение информации о значимых свойствах мира,
необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и
практической деятельности (продукт этого процесса - знания); б) освоение
приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности
(продукт этого процесса - навыки); в) овладение способами использования
указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в
соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого
процесса - умения).
Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются
сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.
Отсюда видно, что учение - специфическая человеческая деятельность. У
животных возможно лишь научение. Да и у человека учение возможно лишь на
той ступени, когда он овладевает способностью регулировать свои действия
сознаваемой идеальной целью. Эта способность достигает достаточного
развития лишь к шести-семи годам, формируясь на базе предшествующих видов
деятельности—игры, речи, практического поведения и др. Первое исходное
условие для формирования учебной деятельности - создание у ребенка
сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений и навыков.
Активными носителями общественного воздействия на развитие ребенка
выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение, направляют
их в рамки общественной практики человечества. Этот активный процесс
направления деятельности и поведения ребенка на освоение им общественного
опыта человечества называют обучением. Взятый с точки зрения его влияния на
развитие личности ребенка, этот процесс называют воспитанием. Основные
средства, с помощью которых осуществляется обучение и воспитание, - это
показ и объяснение, поощрение и наказание, постановка задач и предъявление
требований, проверка и исправление. С помощью этих воздействий взрослые
управляют познавательной и практической деятельностью ребенка, вызывая ее,
направляя, контролируя, корректируя и тем самым формируя.
Как это все делается, какими средствами, на каком материале и с какой
целью, какая информация сообщается и какие действия осваиваются - всеми
этими вопросами занимается особая наука - педагогика.
Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и
умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности.
Она формирует у человека также умение управлять своими психическими
процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и
операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом
учение подготавливает человека к труду.
V. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Труд представляет собой деятельность, направленную на производство
определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых
обществом) продуктов - материальных или идеальных. Трудовая деятельность —
ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило
бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая
деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение
человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и
использование им сил и веществ природы.
Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и
вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, - хлеб и
машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия
(тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги,
чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука,
искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей
(управление, контроль, охрана, воспитание) .
При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для
удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот
нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают
определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама
деятельность принимает форму выполнения определенного общественного
задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей
природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют,
направляют и регулируют.
Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря
разделению труда в современном обществе ни один человек не только не
производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в
производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что
требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен на свой
труд. Потребности личности по внешней видимости удовлетворяются не ее
собственным трудом, а обществом. Как это происходит, определяется системой
производственных отношений, господствующей в обществе. Поэтому производство
любого продукта в обществе является одновременно и производством
определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и
потребления его продуктов.
Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не
биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его
отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для
выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование
высших процессов переработки информации, и прежде всего воображения и
мышления.
Отсюда явствует, что нет нужды придумывать какие-то особые свойства
“духа”, чтобы обосновать источники этих удивительных свойств человеческой
психики. Их необходимость обусловлена закономерностями человеческой
деятельности, т. е. вытекает из самой формы существования человека как
общественно-трудового существа.
Требуя для своего осуществления высших психических функций, коллективная
трудовая деятельность одновременно создает предпосылки и условия для их
формирования в процессе развития человечества.
Возьмем, к примеру, поведение загонщика в первобытной охотничьей орде.
Его действия сами по себе не направлены на овладение добычей. Больше того,
если бы он действовал один, то эти действия привели бы к тому, что он
остался бы голоден - добыча легко бы ускользнула. Поэтому вся его
деятельность приобретает смысл только в сочетании с деятельностью других
людей - охотников. Чтобы достичь цели, загонщик должен учитывать действия
охотников—гнать оленя на них, а не куда попало. Тем самым цель его действия
перестает быть биологически значимой и становится общественно значимой. Она
отражается не в форме внутренних инстинктивных переживаний, а через
восприятие действии над объектами внешней реальности. Так самой практикой
образы объектов и действий над ними отрываются от переживания биологической
потребности, понуждающей к деятельности.
Решающей чертой труда, которая в корне отличает его от простого
присвоения продуктов природы, является то, что он связан с изготовлением и
применением орудий, т. е. использованием воздействия одних вещей на другие.
Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по
отношению друг к другу. И всякий труд представляет собой деятельность,
которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а не их
биологическим значением. Например, чтобы сделать костяной наконечник для
копья, нужно учитывать относительную твердость костей, а не их съедобность.
И действия по изготовлению изделий из кости управляются этими объективными
свойствами костей, а не их вкусом или питательностью.
Таким образом, само практическое общественное трудовое бытие людей
порождает для них новые значения вещей и новое отношение к ним. Сама
коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она
заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту
информацию в особых коммуникативных действиях - речи. Именно коллективная
деятельность заставляет увидеть в других людях соучастников деятельности.
Наконец, она учит направлять свои действия идеальными целями и определять
их общественным опытом.
Но такое отношение к реальности и составляет, основу сознания. Оно
превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и личность
- по отношению к людям. Оно делает человека из раба окружающего мира
господином над ним, позволяет человеку преобразовывать этот мир и
стремиться к отдаленным целям, превращает действия человека в сознательную
планомерную деятельность, а его пребывание на Земле из приспособительного
существования - в активную жизнь, имеющую смысл и высокую цель.

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата
психологии. - Новгород: НЗКШ, 1990.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение, 1986.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - Москва: Политиздат.,
1982.




Реферат на тему: Возникновение и преодоление одиночества

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Чебоксарский филиал



кАФЕДРА «ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»



КУРСОВАЯ РАБОТА



ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ



ТЕМА Возникновение и преодоление одиночества.



Выполнила студентка 2 курса,
группы П-21(з)
Илларионова Т.В.

Научный руководитель:
Ст. пр. Леванова Т.В.



Чебоксары
2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3



Глава 1. Что такое одиночество?…………………………………….. 6



1 Одиночество – психическое заболевание……………….. 14

1. Одиночество – отсутствие общения……………………… 15

Глава 2. Пути преодоления одиночества……………………………. 24

2.1. Измерение степени одиночества…………………………. 24

2.2. Как жить в одиночестве?………………………………….. 26

2.3. Преодоление одиночества путем тренинга……………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….. 37



ВВЕДЕНИЕ
Одиночество – социально психологическое состояние, характеризующееся
узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью
и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь,
заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие –состояния.
Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных
социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические
данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде
развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют
около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких
людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к
ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.
При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы.
Первый тип – «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими
отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга.
Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще
сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со
сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны
обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство
разведенных мужчин и женщин.
Второй тип – «периодически и временно одинокие». Они в достаточной
мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в
близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в
социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими,
они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество
переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие
одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в
браке.
Третий тип – «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они
испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других
связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как
респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся
со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди
них овдовевшие люди.
Возросшая брачно-семейная динамика (в первую очередь нуклеаризация
семей и повышение уровня разводимости), деперсонализации больших городов,
укрепление начал индивидуализма – все это факторы, в первую очередь
влияющие на увеличение масштабов одиночества. Кроме того, социально-
медицинскими факторами, положительно коррелирующими с расширением
одиночества, являются рост психиатрических заболеваний (шизофрении) и
пограничных состояний и распространения аутизма, т.е. болезненной
неспособности к общению в результате дефектов родовспоможения («грубые руки
врача») и воспитания.
Рост числа одиноких людей утверждение одиночества как приемлемого
стиля жизни вызывают становление специфической индустрии услуг для такой
категории населения. Установлено, что одинокие имеют возможность и желание
тратить больше средств на свои увлечения, на туризм и отдых, они чаще
приобретают дорогие товары, в первую очередь спортивно-туристического
предназначения. За рубежом строятся специальные жилые комплексы для
бессемейных; любые их потребности могут быть удовлетворены на рынке услуг.
Разумеется, это относится только к тем людям, для которых одиночество –
сознательный и комфортный выбор, и кто не испытывает потребности в семейных
связях.
В России, согласно переписи 1989 г., 10 126 тыс. – люди одинокие из
них 6805 тыс. – женщины. Одиноким в данном случае считается человек,
живущий один и не поддерживающий регулярной связи с родственниками.
Специфика российского одиночества преимущественно иная. В первую
очередь, это результат высокого уровня смертности мужского населения
(российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертности от
неестественных причин (подсчитано, что примерно каждая третья мать имеет
возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная
дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одинокими или
рискующими остаться одиноким людям, превращают одиночество в его российском
варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.
Одиночество – одна из основных социальных проблем, являющихся
предметом социальной работы, а социальная работа – один из важнейших
инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной
болезни. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические:
личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском
одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения,
психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов
одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения,
формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых
интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и
т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего
поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким
людям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплектность
проблемы и мультифакторность ее возможного решения.



Глава 1. Что такое одиночество?

Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема
одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая
ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению
друг к другу.
О распространенности одиночества среди людей говорят следующие
данные: не более 1 – 2 % опрошенных утверждают, что никогда в жизни не
испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10 – 30 % говорят,
что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.
Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность
своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает
острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.
Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся
плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко
одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных
контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе
разорваны.
Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно
воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека
дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми.
Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида.
Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем
чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если,
например, это чужие или чуждые для индивида люди).
Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет,
проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни,
иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто
общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало
взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни
поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать,
что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими
существуют расхождения.
Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают
симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно
негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные
реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на
чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх
и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.
На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные
отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть.
Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя
одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а
он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает
такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в
условиях полного отсутствия общения с другими людьми.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно
одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей,
не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с
окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви.
Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность,
испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя
малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не
уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко
сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых
чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает
социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем
другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность,
чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и
фрустрированности.
Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, они испытывают
гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только
неприятностей, а от будущего – лишь худшего. Они также считают свою жизнь и
жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут
себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них
нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость.
Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными
отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди
реагируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на
данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем
одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи,
что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что
сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить
себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со
временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если,
наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет
активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы
избавиться от одиночества.
Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которых время
от времени охватывают хронически одинокого человека. Это – отчаяние, тоска,
нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, беспомощность,
панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота к
перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд,
изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащищенность,
покинутость, меланхолия, отчужденность (список получен методом факторного
анализа ответов множества одиноких людей на специальный опросник).
Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и
счастливых. Это – их защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им
самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно
одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или
наркотиками, даже если они сами себя не признают одинокими.
Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на
самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему
свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий
неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.
Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и
чаще, чем другие, меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют на
высказывания партнера по общению.
Таким людям свойственны специфические межличностные проблемы. Они
легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны,
склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко
оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют
людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в
собственных поступках.
Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях,
испытывают затруднения, когда им необходимо кому-то позвонить, договориться
о чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос. Такие люди повышенно
внушаемы или чрезмерно упрямы в разрешении межличностных конфликтов.
Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как
их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им
понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной
общительностью, включая знакомства, представление другим людям, соучастие в
разных делах, раскованность и открытость в общении.
Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чем
неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных
контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с
установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность,
снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в
поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного
общения.
Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе
относится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества
связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества
нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и
никчемности.
Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в
зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах
интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с
людьми, на которые должен идти человек. Стандарты подобного рода обычно
субъективные, точно не определены, но, в общем, неплохо выражаются в
суждениях типа: «мне бы хотелось иметь больше друзей», «Никто по-настоящему
меня не понимает» и т.п. Вместе с тем такие стандарты относительны, они
всегда устанавливаются в сопоставлении с прошлым опытом общения. Небольшое
уменьшение числа друзей или человеческих контактов у того лица, которое
раньше имело их большое количество, может восприниматься как усиление
одиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характере
межличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался и
имел ограниченный круг друзей (т.е. их возрастание до того же самого
уровня, что и у первого человека), будут, вероятно, восприняты как
уменьшение одиночества, т.е. противоположным образом.
Одинокие люди нередко в самих себе причину своего одиночества,
приписывая его к недостаткам характера, отсутствию способностей,

Новинки рефератов ::

Реферат: Соотношение социологии с другими науками (Социология)


Реферат: Двухосный индикаторный стабилизатор телекамер на ВО (Технология)


Реферат: Обеспечение комфортности жизнедеятельности людей, как способ повышения уровня их защищенности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере (Право)


Реферат: Государственное регулирование логистической деятельности (Менеджмент)


Реферат: Государственное муниципальное управление (Государство и право)


Реферат: 6 задач по теории электрических цепей (Радиоэлектроника)


Реферат: Звук (Радиоэлектроника)


Реферат: Московское масонство (История)


Реферат: Расчет механизмов – козлового консольного крана грузоподъемностью 8 тонн (Технология)


Реферат: Прикладная программа Excel (Программирование)


Реферат: Влияние физических и химических факторов на основность алкиламинов (Химия)


Реферат: Психология лиц с нарушением слуха (Психология)


Реферат: Java99: Архитектура и интерфейсы (Компьютеры)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: География растениеводства Российской Федерации (Сельское хозяйство)


Реферат: Мотивация труда в мире и в России (Менеджмент)


Реферат: Понятие, предмет и система уголовного права (Уголовное право и процесс)


Реферат: Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов при налогообложении прибыли (Налоги)


Реферат: Внешнее окружение фирмы (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист