GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Женщина и карьера (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Женщина и карьера (Психология)


Содержание:

Введение.
- 2
1. С разных планет… - 3

2. Под гнетом стереотипов. - 4
3. Элегантный способ толкания локтями. - 5
4. Женщины думают иначе. - 6
5. Значение имиджа. -
8
6. Некоторые статистические наблюдения. - 11
Портрет идеальной бизнес-леди. - 16



Введение


В сознании многих мужчин до сих пор господствует следующий образ
идеальной женщины: босая, беременная, на кухне. Очевидно, исторически
сложилось мнение, что женщину должно быть видно, но не слышно.
Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Современная
женщина уже не может представить себя только лишь в роли домохозяйки.
Каждый вправе относиться к этому по-своему, но конец XX века - это начало
эры unisex 'а. Универсальная одежда, универсальные прически, универсальное
поведение. Смешение полов и их ролевых функций. Мужчины отстаивают свое
право воспитывать детей и заниматься домашним хозяйством, женщина -
зарабатывать деньги и обеспечивать семью.
Исторически сложилось так, что мужчине не привыкать занимать
командные позиции. Женщина же испытывает пока по этому поводу массу
комплексов. Осознав, что может справляться с работой, считавшейся ранее
чисто мужской, она порой не чувствует в себе сил отказаться от стереотипов,
которые были восприняты ею с детства.
Но если женщина решила подняться по социальной лестнице, то она
должна приготовиться к нелегким испытаниям, ведь ей придется осваивать
доселе чужую территорию. И чем выше она будет подниматься, тем меньше
вокруг неё будет представительниц "слабого" пола. А чтобы не чувствовать
себя в чужой тарелке, необходимо изучить правила делового поведения в мире
мужчин.



С разных планет…


Девочек и мальчиков воспитывают по-разному. С тех пор, как счастливой
матери торжественно объявляется, что у нее родилась девочка, она начинает
представлять, как будет наряжать ее в платьица, заплетать косички и
покупать кукол. Внешнему виду мальчиков и привитию им приятных манер
традиционно уделяется не так много внимания.
В результате этого мальчики, в большинстве своем предоставленные сами
себе, предпочитают играть в войну, казаков-разбойников и мушкетеров. А
тихие, скромные девочки - в дочки-матери, школу и больницу.
Даже двенадцатилетние мальчишки знают, что они нуждаются в
десяти других, чтобы образовать футбольную команду, что нужно выиграть,
несмотря на то, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер.
Поэтому, в процессе игр они добровольно объединяются в коллективы с
единственной целью - победить. У девочек же конкуренция отсутствует: не
результат, а сам процесс игры доставляет им удовольствие.
Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе
команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды
спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не
узнает, что означает "командный дух", они не учатся объединяться в группы и
побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не
вызывают симпатии!
Психолог Пэт Хейм считает, что бизнес организован по принципу
спортивной игры. Мужчины полагают, что достижение успеха невозможно без
четкой организации. Они создают иерархическую структуру, во главе которой
находится босс. Он дает указания и контролирует ход игры, распределяет
игроков, учитывает их возможности, подготовку и опыт и без сожаления
расстается с лишними или неподходящими "бойцами".
Хоккей, футбол и бейсбол - игры не женские. Женщина привыкла видеть
вокруг себя равных и не считает себя окруженной противниками.
Со временем мальчики привыкают к игре в команде, конкуренции и
достижению цели. А девочки - к сотрудничеству, взаимопониманию и
взаимопомощи. С этим багажом они и приходят в мир взрослых.
С самого детства мужчины настроены на то, что они будут работать,
чтобы, по меньшей мере, суметь прокормить семью. Только незначительная
часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из
них надеется найти кого-то, кто будет их содержать. Разница в настрое и
направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся
еще в детстве, огромна.



Под гнётом стереотипов


Чтобы добиться успеха в «мужском мире», у женщины должны
присутствовать некоторые черты лидера. Возникает вопрос: «А кто такой
лидер?» Это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны
члены группы, именно он задает стандарт поведения, определяя цели и задачи
группы, имеет психологическое право принудить подчиненных выполнять
поставленные перед ними задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И,
наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за
группу людей и за её действия. Безусловно, лидер должен обладать
интеллектом. Он даже может быть необразован с точки зрения
абстрактного знания, но умение управлять людьми или социальный
интеллект ему необходим точно. Очень важно то, что большинство
лидеров склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясь
внешнему давлению. Интеллектуальная независимость - вот что отличает
настоящего лидера. Кроме того, он эмоционально стабилен. На языке
психологов это ценное качество называется “инфарктоустойчивостью “ -
отсутствием страха и тревоги. Невротизм лидеру противопоказан.
Наверное, в воображении уже возникает образ преуспевающего
мужчины, уверенного в себе руководителя или бизнесмена ... Так и
было до недавнего времени, пока на жизненной арене не появились
деловые женщины, яркие личности, инициативные, энергичные, не боящиеся
трудностей, но, несмотря на это, представления о «домашней женщине» всё
ещё господствуют в обществе.
И, возможно, именно эти стереотипы и мифы сдерживают движение
вперед, такие как: женщина - существо слабое и хрупкое. Ей не по силам
состязаться с мужчинами; женщина слишком эмоциональна для мира бизнеса. Она
способна не только устроить бурю в стакане, но и затопить офис своими
слезами; женщина и логика - понятия несовместимые; женщины полагаются на
свою интуицию и действуют импульсивно.
Большинство из этих стереотипов придумано мужчинами. Но даже наличие
в них истины не лишает женщину шанса, приходя в по-мужски устроенную
систему, блеснуть своими преимуществами: интуицией, способностью добиваться
согласия, умением налаживать процесс работы.



Элегантный способ толкания локтями


Прежде чем начать продвижение по служебной лестнице, необходимо
завоевать уважение коллег-мужчин, стать "своим парнем". Понятие "игра в
одной команде" для мужчин не означает доброжелательного отношения друг к
другу и отсутствия отрицательных эмоций. Стремясь к общей цели, мужчины не
слишком-то торопятся сойти со своей иерархической ступени. "Защитники",
"нападающие" и "вратари" словно очерчивают вокруг себя круг, границы
которого ревностно охраняют: "Это мой проект, здесь я принимаю решение".
Что бы сделала женщина, увидев, что её сослуживица испытывает трудности в
выполнении своей работы? Наверняка, предложила бы ей свою помощь. Мужчины
же привыкли справляться сами. Так что не стоит спешить помогать им из
благородных побуждений - лучше сосредоточиться на выполнении собственных
обязанностей. Во многом от умения показать себя хорошим, полезным командным
игроком зависит дальнейшая карьера. Необходимо, чтобы коллеги-мужчины
восприняли женщину как товарища на поле, а не как случайно затесавшийся
элемент.
Битва за место под солнцем, то есть конкуренция - в крови у
представителей мужского пола. Борьба за власть, деньги, женщин не терпит
сантиментов. Выбитые зубы, сломанные носы и благородные шрамы - тому
подтверждение. Но женщине подобные украшения просто не идут. Толкаться,
«отбирая мяч», для нее более чем неестественно. Однако именно так ведут
себя на работе мужчины.
Очень часто они могут не передать важную информацию, "забыть"
включить в график отпусков или элементарно "настучать". Но не стоит
воспринимать это как личное оскорбление. Ведь для мужчины совершенно не
важно, кто в данный момент перед ним находится. При этом женщине ни в коем
случае не следует отвечать на удар ударом. Хотя бы потому, что есть способы
добиваться желаемого, уважая интересы других. И они порой гораздо
эффективнее, чем прямое нападение. Так, настаивая на своем, совсем не
обязательно пускать в ход психологические уловки или переходить на личные
оскорбления, лучше спорить спокойно и аргументировано, не выходить из себя
и оставить излишние эмоции для занятий аэробикой. Здесь не поймут скандалы,
слезы и истерики. Даже более того, мужчины могут потерять уважение.
Отклоняя чью-либо просьбу, женщина не должна испытывать чувства вины.
В конце концов, каждый имеет право на собственное мнение. И если она
считает, что вправе занимать более высокую должность или получать зарплату,
соответствующую выполняемой работе, то эффективнее прямо сказать об этом
начальнику и не апеллировать к тому, что «дома - семеро по лавкам». К тому
же, услышанное "нет" - не причина для затаенных обид и мщения. Даже если
не удается настоять на своем, ничего зазорного в этом нет: победа и
поражение всегда ходят рядом в конкурентной борьбе. Любую неудачу стоит
воспринимать не как провал, а как досадную оплошность. Главное, не вешать
нос и продумать возможную попытку взять реванш.
В общем, мужской коллектив - это не райское местечко, но и не
Голгофа. Просто коллеги-мужчины привыкли все делать по-другому и не видят
необходимости меняться, считая, что бизнес - это их область деятельности, а
не ваша. И так как бизнес строится пока по мужским законам, есть смысл
разобраться в "их" правилах игры. Хотя бы для того, чтобы затем изменить их
согласно вашим жизненным принципам


Женщины думают иначе


Ни один мужчина не может по-настоящему понять женскую психику.
Однако женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин.
Одна из лучших книг, которая попала мне в руки во время поиска
обоснованной информации об отношении полов друг к другу, написана двумя
женщинами, которые были удостоены ученой степени Гарвардской школы
бизнеса. Это д-р Маргарет Хеннинг и д-р Анн Жардэн. Расскажу вкратце о
некоторых субъективно отобранных мной результатах их исследований.

- Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только
через десять лет работы на фирме они задумываются о более высоком
положении, но для запланированной карьеры это слишком поздно!

- Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того чтобы что-то
предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.
- Они не признают и не воспринимают каких-либо взаимных, лояльных
отношений, типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций,
возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в
своей деятельности мужчинами.
- Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию.
Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.

- Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со
своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как
продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два
понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется
"здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной целью, о
результатах достижения которой может судить только сама женщина.

- Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную
часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личного
характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную и
профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком разграничении
личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно
выбирают тот или иной путь.
- Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже автоматически
имеют "генеральский жезл в ранце". Женщины же,
напротив, своей работой должны постоянно доказывать, что они занимаются
своим делом, хотя все и предполагают обратное.

- Следующим типичным различием в мышлении мужчины и
женщины является их оценка риска. Для мужчины риск означает
потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс.
Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них
он означает потерю, опасность, боль, поэтому по возможности они его
избегают.
- Женщины склонны в противоположность мужчинам в своем ролевом
поведении придерживаться взгляда: "Я именно такая, какая есть, нравится
это другим или нет!"
- Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в
происходящее «часть себя», поэтому особенно болезненно реагируют на
критику и личные оскорбления.

В заключение оба автора обобщают результаты исследований, которые
представляются им наиболее существенными.
По причинам совместных ожиданий и раннего опыта мужчинам удается
договариваться между собой и терпеть
друг друга. Все это женщины находят непостижимым.
Групповое поведение мужчин является в действительности
таким
феноменом, который заставляет женщин творить примерно следующее:
"Как только могут двое мужчин, абсолютно не переносящих друг друга,
сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают друг другу,
в то время как другие знают, как обстоит дело в действительности?
Как они могут быть такими лицемерами?" Этот вопрос многие объясняет.

Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, члены
которого заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с другой - о
собственном выживании. Соответствующая ситуация в отношении прибыли
и выживания определяет чаще всего положение каждого отдельного
члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигрыша, необходимо
соблюдать благоразумие. Чего ради преднамеренно наживать врагов, если
можно продвинуться вперед и приобрести друзей?
Женщины же заботятся о сохранении хороших отношений, так как эти
отношения являются для них самоцелью. На основании этом женщины
часто оказываются в ловушке нетерпимости, которую можно
определить следующим образом: "Этот человек мне не нравится, я не могу
с ним работать".



Значение имиджа

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...
А.С. Пушкин
Ни для кого не секрет, что в мире деловых людей чрезвычайно высоко
ценится серьезное отношение к своему имиджу и к поддержанию благоприятного
имиджа своей фирмы. И это не удивительно, ведь одними из важнейших
составляющих бизнеса являются межличностные контакты. Успех же общения
напрямую зависит от умения людей подать себя и оставить хорошее
впечатление.
Можно знать наизусть все книги Дейла Карнеги, однако пятно на юбке
или слишком яркая губная помада сведут на нет все попытки воздействовать на
делового партнера. Можно быть семи пядей во лбу и очень хорошо разбираться
в предмете своего дела, однако очаровательные кудряшки станут камнем
преткновения на пути вверх по служебной лестнице. В то время как знание и
применение хотя бы основных законов бизнес-имиджа и делового этикета
способны превратить женщину в истинную бизнес-леди (конечно, при наличии у
неё известной доли деловой хватки).
Итак, что такое имидж? Оставив в стороне все сложные социо-
психологические и философские концепции и определения, его можно разложить
на вполне конкретные составляющие. Это - одежда, прическа, макияж, походка,
манеры, речь, место работы, квартира, машина, дача, муж, дети, домашние
животные (впрочем, как и отсутствие любой живности дома), привычки,
вкусовые пристрастия, отношение к алкоголю, литературные предпочтения (или
отсутствие таковых), любовь (или равнодушие) к искусству и т.д. - все это
работает на ваш имидж (или против него). От одного этого перечисления
голова может пойти кругом и может возникнуть впечатление, что ни одной
женщине со всем этим не справиться. Однако не стоит опускать руки и
возлагать надежды на имиджмейкера (впрочем, если позволяют финансовые
возможности, то почему бы и нет?). Женщине присуще природное чутье
(интуиция, шестое чувство) как нужно выглядеть и вести себя. В этом у неё
огромное преимущество перед представителями сильного пола.
Одним из кирпичиков здания имиджа является одежда. Мы привыкли
акцентировать внимание на второй части расхожего выражения: "Встречают по
одежке, а провожают по уму". Конечно, отчасти это верно. Но зачем
дожидаться, пока партнеры и собеседники оценят все тонкости блестящего ума?
Не лучше ли сразу предъявить им визитную карточку своей серьезности и
респектабельности? Ведь первое благоприятное впечатление будет только
способствовать оценке способностей по достоинству. Кроме того, стиль одежды
женщины может повлиять на отношение к ней начальства и на то, выполнение
каких поручений будет ей доверено. Конечно, мужчинам (в силу присущей им
консервативности) гораздо проще постоянно носить некую бизнес-униформу. Для
женщин же одежда - это, прежде всего, способ самовыражения. И хотя им и
приходится принимать правила коллектива, иногда возникает потребность
выделиться, и непременно в чем-то оранжевом или лиловом. Однако нелишнее
помнить, что в начальственную голову при этом может закрасться следующая
мысль: "А могу ли я доверить важного клиента вон той в цветочек?"
В общем, работая в солидной фирме или желая занять в ней вакантное
местечко – лучше одеваться так, чтоб не шокировать окружающих и не
оскорблять своим видом имиджа фирмы. Всяческие "последние писки моды"
способны лишь вызвать недоумение среди сотрудников (и это в лучшем случае).
А вот беспроигрышным вариантом всегда была и остается классика. Пара-тройка
безупречных костюмов, несколько элегантных, но строгих блузок и
классические туфли - этого почти достаточно для создания нужного образа.
Очень важно овладеть искусством подбирать элементы одежды и аксессуары. С
помощью этого можно создавать самые различные композиции, побеждая
однообразие.
Никакого эффекта от самой что ни на есть респектабельной одежды не будет,
если нет прически. При этом деловой женщине вовсе не обязательно
демонстрировать всю красоту своих волос, распуская их по плечам или
накручивая сногсшибательные локоны. Правила этикета делового мира
предписывают женщине иметь не короткую стрижку и не сложную прическу, а
волосы средней длины (не ниже линии плеч). Цвет волос нужно выбирать в
зависимости от целей и намерений. Безусловно, красные, фиолетовые и им
подобные оттенки будут играть только против. Зато известно, что женщина-
руководитель с темными волосами невольно вызывает уважение к себе,
белокурые же пользуются популярностью и благожелательным отношением со
стороны подчиненных.
По поводу отношения к одежде в мире деловых людей мне вспоминается одна
любопытная история. Русская переводчица, работавшая в американской штаб-
квартире ООН, рассказывала, что внешний вид сотрудников является там
объектом постоянного контроля со стороны специальных служащих. Так, у входа
в здание стоят женщины, которые останавливают и отправляют домой всех тех,
кто, по их мнению, одет неподобающе. Причем это может происходить с одним
человеком 2-3 раза за день до тех пор, пока его одежда не примет надлежащий
вид. Все женщины там обязаны даже в 30-градусную жару носить колготки,
закрытые туфли-лодочки на каблуках, менять хотя бы один раз в день блузку.
Не допускаются платья, кофты, брюки, длинные юбки и прочие любимые нашими
соотечественницами предметы гардероба. Возможно, и нам бы стоило взять с
них пример.
Правильно выполненный и соответствующий случаю макияж может не только
подчеркнуть природное обаяние, но и стать одним из факторов успешной
карьеры. И, напротив, появившись однажды в офисе с лицом а ля "женщина-
вамп", существует риск нарваться на нелицеприятные замечания.
Стоит ли повторять прописную истину, что ни одежда, ни прическа, ни макияж
не сделают женщину респектабельной, если она не может отучить себя грызть
ногти или шмыгать носом. Вспоминается героиня Одри Хэпберн: хорошие манеры
превратили уличную девчонку в настоящую леди! Походка, мимика и жесты точно
так же поддаются изменениям, как одежда или прическа.
И, наконец: все компоненты выбранного имиджа только тогда сочетаются друг с
другом и воспринимаются естественно, когда они одухотворены собственно
внутренним содержанием. И если стремление к успеху является искренним и
подкрепляется ежедневным трудом, то женщине вряд ли придется насиловать
себя, привыкая к новому имиджу. Просто на определенном этапе своей карьеры
она поймет, что уже является той самой бизнес-леди, образ которой так долго
будоражил её сознание.


Некоторые статистические наблюдения

Авторы упомянутой книги, Хеннинг и Жарден, взяли интервью у 25
преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-
президентов больших фирм. Их, прежде всего, интересовал вопрос:
почему эти женщины смогли сделать карьеру? Основные результаты, на мой
взгляд, сводится к нескольким пунктам:
1. Из 25 руководительниц 20 были единственным или старшим
в семье ребенком
2. Все 25 опрошенных имели хорошие отношения со своими отцами
и вместе с ними принимали участие в необычно широкой традиционно
мужской сфере деятельности, причем начиная с самого раннего возраста.

3. 25 женщин вспомнили о том, что имели счастливое детство, и
что в их глазах родители играли особую роль.
Решающее значение имело, очевидно, то, что в
семьях было особое отношение к этим детям, как к первенцам. А ощущение
этого положения глубоко запечатлевается в детской душе.
4. Отцы и дочери разделяли интересы, которые, как считается,
традиционно больше присущи отцам и сыновьям: физические нагрузки,
спортивные состязания, агрессивные стремления к успеху, готовность к
конкуренции и твердая установка на победу.

5. Эти преуспевающие женщины очень рано научились у своих отцов
трезво оценивать степень риска, т.е. сознательно взвешивать свои шансы на
успех или проигрыш. Этим все опрошенные женщины существенно отличались от
подавляющего большинства женщин, для которых риск означает потери.
6. Все 25 женщин во время учёбы в школе были лучшими ученицами и
«вожаками».
7.Основополагающими предпосылками любого успеха являются
стремление к нему, ориентация на удачи. Этими качествами обладали все 25
женщин, то было результатом их воспитания. Все опрошенные
придерживались мнения, что затраченные на это усилия были не напрасны, так
как они приобрели уважение и признание своих родителей.

8. Все участницы опроса учились с большим прилежанием. Стратегия,
которую они разработали для себя, состояла в том, что они ставили
перед собой цель, определяли приоритеты и разрабатывали программу
действии, которая позволяла им выявлять ложные пути и избегать их.
Иначе говоря, уже в то время их поведение не отличалось от поведения
преуспевающего, стремящегося достичь вершин менеджера. Они не тратили
много времени на мужчин и вообще подразделяли их на два типа: помощники,
подобные их отцам, и остальные.

9. Все 25 женщин еще на ранней стадии своей профессиональной
деятельности решили на свой страх и риск осуществить карьеру в одной
фирме. Они очень рано пришли к выводу, что женщина только тогда
может достичь ответственной и высокой должности руководителя, если с
выполняемой работой она будет справляться на уровень лучше, чем любой
сотрудник-мужчина этой фирмы.
10. Эти женщины придерживались мнения, что развитие хороших
деловых отношений с мужчинами зависит от того, насколько им удастся
"стереть" половые различия и от того, чтобы их общение
концентрировалось на выполняемых функциях или задачах. Это означает,
что они стремились приуменьшить тот факт, что они были
женщинами.
11. Они придавали большое значение тому, чтобы не вступать в
интимные отношения с мужчинами, работающими на этой же фирме, или с
теми, с которыми они поддерживали деловые отношения.
12. С мужчинами, которые были их непосредственными руководителями,
у этих женщин складывались хорошие и прочные дружеские отношения.
Они все без исключения начинали в качестве личных секретарш или
ассистенток своего шефа. И когда последние достигали очередной
ступеньки в своей карьере, на более высокий уровень поднимались и они.
И всегда это происходило по предложению их руководителей, которые
помогали каждой, подбадривали, воодушевляли, были их учителями и опорой
на фирме. Эти руководители восхищались их деловыми качествами и
стремлением к успеху, считая, что в частном предпринимательстве
женщины должны двигаться вперед.

13. В остальном стратегия всех женщин состояла в том, чтобы
соответствовать требованиям определенной должности выше среднего.
14. Когда эти женщины достигали уровня начальника отдела и
имели в своем подчинении множество мужчин, они могли справиться и с
этой проблемой. Одна из 25 опрошенных сказала: "Я пришла к выводу, что
должна попытаться не замечать проблем, связанных с отношениями мужчин
и женщин, и сконцентрировать свое внимание на том, чтобы мой отдел
был местом, где мужчины могли бы хорошо работать, повышать свою
квалификацию и продвигаться вверх".

Вышеприведенные факты характеризуют, в основном, процесс моральной
подготовки женщин к движению по служебной лестнице. Следующие данные,
которые приводит кандидат психологических наук, Алла Чирикова, отражают в
большей степени то, как женщины оценивают себя в бизнесе - свои достижения
и перспективы.
Отобранные для интервью представительницы женского бизнеса являлись
вице-президентами фирм, входящих в каталог "Элита российского бизнеса" и
президентами фирм, ставших победителями конкурса среди 200 фирм Москвы и
вошедших в список "Золотого бизнеса".
Как показывает интервью, в отличие от мужчин-бизнесменов женщины-
менеджеры склонны более позитивно оценивать собственные достижения, и
убеждены, что им удалось многое из того, что они задумывали. Женщины-
менеджеры при оценке достижений своих фирм не испытывают чувство особого
удовлетворения, но свой собственный прогресс их вполне устраивает: «Лично
для себя я достигла того, что хотела», - замечает одна из женщин.
«Относительно же компании - существует целый ряд объективных причин, почему
мы много чего не сделали вовремя».
В целом позитивное восприятие себя и высокая оценка уровня своих
достижений не приводит к отказу "изменения" у себя тех свойств, которые
мешают успешному бизнесу. Среди личностных качеств, тормозящих работу с
людьми, 75% женщин назвали излишнюю мягкость; желательным вектором
изменения - формирование психологической дистанции с персоналом.
Исследование мужской бизнес-элиты показало, что их оценка качеств, мешающих
бизнесу, также находится в зоне влияния, но соотношение жесткости-мягкости
составляет 25 и 35%, то есть мужчины жалуются на свою мягкость, по
сравнению с женщинами, почти в два с лишним раза реже.
Также среди черт, мешающих бизнесу, назывались: отсутствие
пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишняя
эмоциональность, переходящая в несдержанность; доверчивость, стремление
сделать хорошо для всех.
Обобщенная оценка приведенных качеств позволяет предположить, повышенная
эмоциональность воспринимается как тормоз для общего дела. Но хотелось бы
заметить, что именно она обеспечивает женщинам-менеджерам преимущества,
которые они не всегда осознают.
Черты, способствующие успеху в бизнесе женщин-менеджеров, в обобщенном
виде можно представить следующие образом:
-умение налаживать контакты с людьми, любовь к людям;
- добросовестность и ответственность;
- умение доводить начатое до конца;
- стремление все понять самой и научиться;
- интуиция;
- удачливость;
- хитрость.
Если сравнить выделяемый перечень качеств, способствующих успеху
женщины в бизнесе, с тем же набором преимуществ, выделяемых мужчинами, то
можно заметить, что эти оценки совпадают только в 20-25% случаев. Например,
у мужчин лидирующее положение занимает "умение принимать нетривиальные
решения". Для них характернее выделять качества, в становлении которых есть
собственные усилия, для женщин ведущими качествами являются те, которые
предопределены ситуацией и судьбой и составляют "фатальные преимущества".
Мужчины, напротив, делают упор на осознание своих возможностей и действий в
соответствии с ними.
К числу женских преимуществ относится в первую очередь: "калейдоскопное
мышление", это умение отойти от устоявшихся стереотипов и взглянуть на
проблему под новым углом, используя всю собранную предварительно
информацию.
Адекватность самооценки гораздо более важный психологический "допуск" к
занятию менеджерской позиции в фирме, чем может показаться на первый
взгляд. Именно адекватность помогает воспринимать поражения и не винить в
этом других, а также обусловливает умение преодолевать трудности и
смириться со сравнительно долгим ожиданием результатов своих усилий.
Историческая склонность женщин к воспитательному поведению позволяет
активизировать потенциал тех работников в фирме, которые, на первый взгляд,
не могут быть эффективными.
В ходе интервью выявилась такая интересная особенность, как приоритет
действия над анализом. Только две женщины из 15 отнесли себя к людям
аналитического склада, остальные отметили у себя повышенную склонность к
действию, правда, с предварительным взвешиванием вариантов осуществления
этого действия.
"Наверное, я по жизни такой мотор, толкач", - говорит о себе одна из
них. "Я по фирме бегаю бегом, не могу медленно", - разделяет ее оценку
другая. "Я мечтаю, а что мечтаю, что хочу - я делаю. Была бы цель - достичь
можно всего", утверждает третья. "Я люблю действовать сама и люблю людей,
действующих вокруг себя, главное - чтобы делали с головой", - убеждена одна
из вице-президентов.
Также весьма парадоксален результат анализа: только 29% обследованных
бизнес-леди относят себя к людям рационального типа. Остальные настаивают
на большой доле интуитивных стратегий. Даже среди тех 29% женщин, которые
настаивали на своей рациональности и четкости, сформировалась точка зрения,
что рациональность помогает в реализации деловых задач, но подбор людей для
работы осуществляется интуитивно.
Каковы же мотивы женского предпринимательства: деньги или
самоутверждение? Вывод, который можно сделать в результате интервью
показывает, что современные деловые женщины более материалистичны, нежели
мужчины. Как показал ценностно-нормативный анализ, наиболее выраженными в
мотивационной структуре женщин-предпринимательниц, являются три вида
мотивов: самореализация (40%), интерес (35%), деньги (30%). Это означает,
что реализация себя в деле и вызов судьбе, как возможность проверить
собственные силы, а, следовательно, и дальнейшее накопление материальной
базы являются "локомотивами" женского бизнеса в России. Также весьма
существенно в мотивации представлены: "забота о тех, кто рядом" (25%),
профессиональный рост (20%) и самоутверждение (15%). Если предположить, что
во время диалога увеличивается желание выстроить "приемлемый" образ себя, а
зависимость от оценки у женщин достаточно высока, то реально "материальная
надежность" может занимать еще более высокую ступеньку. Длительное
наблюдение за женщинами, занявшими лидирующую позицию в бизнесе (в течение
2-3 лет), дает основание предположить, что женская мотивация в большей
степени, нежели у мужчин, имеет подвижный характер. И изменяется под
влиянием определенных факторов: состояние фирмы, состав команды, финансовое
давление, самооценка, представление о степени реализации целей и т.д.
Однако деньги, интерес и самореализация - повторяющиеся выборы, которые
совершают сложные перемещения внутри замкнутого треугольника.



Портрет идеальной бизнес-леди


В качестве итога мне хочется привести психологический портрет идеальной
деловой женщины, который бы отражал все рассмотренные выше аспекты. С
некоторых сторон его осветили М. Хеннинг и А. Жарден.
Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна,
интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но
прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная
опека подчинённых. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна в
себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления.
Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли (“
руководитель, деловая женщина”) на другую (“дочь, мать, жена”), уверенна
в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей.
И ещё одно немаловажное условие, а может быть, и самое важное:
проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении
жизненных целей может быть решена только совместными усилиями с
мужчинами. Женщина-лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже
противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно
оберегая свою территорию от соперника противоположного пола, тем
более что ранее эта территория принадлежала ему. Это заведомо
бесперспективный ход, путём которого женщина лишает себя “опыта
предыдущего поколения”, что неверно по сути.
Врождённые качества - необходимое, но недостаточное условие для
настоящего лидера.
А вместо того, чтобы подолгу мусолить проблему, подолгу
анализировать её, женщине надо смотреть в будущее, думать, как
избежать повторения ошибки в дальнейшем. Не надо также бояться
говорить с человеком прямо: любой откровенный разговор только
прибавит очков.
Быть руководителем в России - двойная ответственность. К сожалению,
культура отношений между начальником и подчинённым у нас, мягко
говоря, отличается от западной модели.



Список использованной литературы:
1. «Что такое психология» Ж.. Годфруа, Москва, Мир, 1992.
2. Анастасия Гареева, журнал «Всё для офиса» № 17, 1997.
3. Анастасия Гареева, журнал «Всё для офиса» № 19, 1997.
4. Алла Чирикова, журнал «Психология и бизнес», 1998.
5. Исследования М. Хеннинг и А. Жарден из разных источников.





Реферат на тему: Жестокое обращение с детьми


Содержание:

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44



Введение

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое
не соответствует общепринятым или официально установленным социальным
нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон
рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по
отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого
направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного
поведения. В нашей работе мы будем рассматривать жестокое обращение с
детьми с точки зрения теорий девиантности, поскольку именно в жестоком
обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят
причину отклоняющегося поведения детей и подростков.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к
проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило
необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и
поиска, более эффективных мер социального контроля – превентивных,
профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует
вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов,
юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с
детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути
своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке
социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком
смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности
жестокого обращения с детьми.

Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с
детьми».



Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества


1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка

В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-
нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, –
возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной
среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция,
нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков,
находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее
встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.

Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными
проблемами в развитии приведет в ближайшее время к увеличению доли
социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и
дальнейшему обострению социально-экономических проблем.

В то же время современная педагогическая практика при всех ее проблемах,
трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов
социализации личности, ее становления и развития, антиподом которых
становится девиантное развитие. Комплексное решение проблемы профилактики
девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов,
психологов в условиях организованного детского коллектива.

Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных
семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях
интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром
пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических,
психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к
вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне
решать вопросы:

. своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития ребенка;

. социализации и адаптации подростка в социум;

. формирование культурной среды;

. снятие эмоционального напряжения и агрессии посредством социо-культурной
терапии;

. привитие интереса к самообслуживающему труду на базе современной бытовой
техники;

. обучения здоровому образу жизни при интенсивных занятиях общефизической
подготовкой.

Вследствие этого основные вопросы, которые рассматривает современная
педагогика анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми
несовершеннолетних, определяются следующим образом:

. виктимность ребенка как следствие психофизиологических особенностей
подросткового периода как определенный криз, связанный с переходом от
отрочества к зрелому, осознанному определению себя в обществе;

. осознанная или малоосознанная, но, как правило, не совпадающая с
общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную
от общественного мнения, позицию, провоцирующее неприятие со стороны
большей части общества;

. неприятие подростково-юношеской средой ценностей общества, в котором она
внутренне существует, но основы жизни, которой не хочет принимать;

. приспособление несовершеннолетних к «правилам жестких игр, в которые
играют взрослые» Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения
у детей-жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи//
Мир психологии,1998.[44с.14], когда наркотизация, проституция,
криминализация несовершеннолетних – это удобные формы инструментального
использования детей и подростков циничной и расчетливой взрослой, как
правило, асоциальной средой.

Во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое,
личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной
ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и
взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и
осуществляется его жизнедеятельность. В связи с этим необходимо рассмотреть
базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями
социального функционирования ребенка в основных сферах его
жизнедеятельности: семье, школе, ближайшем окружении сверстников, его малом
и большом социуме. Социальные факторы в детстве играют ведущую роль в
особенностях становления ребенка как личности, т.е., в характере его
социализации в широком смысле этого понятия.

Однако, анализ современных тенденций показывает, что все большее число
детей школьного возраста оказываются вне школы.

Основные причины этого явления, безусловно, имеют как общие, так и
региональные особенности, так в Курганской области эти данные выглядят
следующим образом [36, с.79]:Cборник тезисов международной конференции:
-М.: Новый отсчет,2001.

. материальное положение – 45 %;

. социально-педагогическая запущенность – 33 %;

. болезнь – 17%;

. другие причины – 5%.

Проведенное Беляничевым В.В. Сборник тезисов международной конференции.
[36, с.83-84] изучение средовой адаптации у детей с делинквентным
поведением в г. Щексна, Вологодской области. Позволили определить, что
большинство детей с деликвентным поведением – это дети из неблагополучных
семей с безнадзорностью и гипоопекой (94%), со стойким периодом не только
школьной, но и социальной дезадаптации с асоциальным поведением с 10-12
лет.

Структура нарушений поведения характеризовалась следующими особенностями:

. бродяжничество – 196 чел. (95%);

. воровство – 194 чел. (94%);

. хулиганские действия – 127 чел. (60%);

. ранняя алкоголизация и наркотизация – 65 чел. (41%);

. сексуальные девиации – 10 чел. (4,5%).

Результативность деятельности по определению причин жесткого обращения с
детьми, во многом зависит от достоверности информации о количестве таких
детей.


1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения

Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон
общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия,
направленные на причинение страдания, физического или психологического
вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других
людей или общностей.

Психологически за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность –
эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание
непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она
является основной причиной жесткого обращения с детьми отличается от
агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать
сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная
агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями
негативного комплекса типа гнева, ненависти и т.п.

В психологии существует несколько десятков различного рода теорий,
объясняющих те или иные аспекты агрессивности, – от врожденных
биологических инстинктов до специальных форм социального научения,
необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире.

Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в
том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на
самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство
своей значимости, необходимое для нормального существования.
Ольшанский Д.В. Психология масс-СПб.:Питер,2001.[29] пишет, что
блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например при
навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу
власти или престижа, или на территорию другого человека и частично
захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее
принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по
психологическим причинам приобретая экстатический характер и становится для
его участников самоцелью.

Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и
восстаний, «важнейший лежащий в их основе фактор – чувство полного
блокирования всех надежд»[1]. Факторы, предшествующие агрессии – известны:

. постоянная и массовая безработица;

. неинтересная и низкооплачиваемая работа;

. напряженные отношения между населением и властью.

К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относят:

1) физиологические условия – алкоголь, наркотики.

2) психологические условия – уже упоминавшееся ощущение фрустрации,
«невозможности исполнения никаких надежд»,

3) ситуационные условия в виде наличия лидеров, подходящих средств
проявления агрессии (пресловутый «булыжник – орудие пролетариата») и т.
п.

4) провокационные действия властей или их отдельных представителей, иногда
могущие спровоцировать агрессию.

Для развития агрессии обычно требуются:

1) некоторый конкретный повод, подчеркивающий психологическую безнадежность
ситуации для людей;

2) люди, готовые поддержать это ощущение безнадежности, но, одновременно,
«качнуть» толпу против тех, кто в этом может быть обвинен;

3) конкретный объект агрессии – представитель власти, угнетающего
большинства или просто символ властного института.

Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного поведения
различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и
инструментальная агрессия:

Экспрессивная агрессия – это устрашающе-агрессивное поведение, главной
целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные
намерения, запугать оппонентов. Это не всегда и не обязательно выражается в
непосредственно разрушительных действиях.

Импульсивная агрессия – обычно спровоцированное в результате действия
какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее
агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый
(«импульсный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных
«приливов» и «отливов» агрессивного поведения.

Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью
лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной
формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой
наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что
иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее
немедленных, любой ценой, жертв и разрушений.

Соответственно, общим законам подчиняются и механизмы формирования
агрессивного ребенка в основе, которого лежит стиль воспитания, называемого
исследователями «строгим стилем» воспитания. Колосова С. Агрессия и
агрессивность.» Школьный психолог,2000г.,» [18, №26].

«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на
личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало
отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную
эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том,
что при определенных обстоятельствах применение наказания может
способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с
помощью наказания.

Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и
зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит
к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют
себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание,
напротив, стойко ассоциируется с агрессией.

Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями
детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных
побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий
эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.

В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что
применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает
как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде
наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не
столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает
ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей
малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими
родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и
жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет
абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Так
А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь на П. Лич // Педагог в
гуманистической воспитательной системе школы.,// пишут [30, c.108]: «Ни
одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования
показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их
наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь.
Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему
почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим».
Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых
действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание
воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».


Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе


2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность

Социальный портрет современной семьи в развитом обществе характеризуется
достаточно устойчивыми тенденциями:[2]

. рост числа семей с 1-2 детьми, когда практически не воспроизводится
репродуктивная функция семьи;

. уменьшением числа ежегодно заключаемых браков (1990 год – 8,9 в
перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);

. увеличение числа разводов (1990 год – 3,8 на 1000 населения; в 1995 –
4,6; 1997 г. – 3,79).

. снижение суммарного коэффициента рождаемости сократился с 2,0 до 1,28 и
рост доли однодетных семей с 29,7% до 31%.

В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла
доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет.

Социальная динамика современной семьи характеризуется негативными
тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся в
особо трудных жизненных обстоятельствах. Это подтверждается следующими
статистическими данными. Стабильно растет внебрачная рождаемость, которая
достигла 25,3% детей от всех родившихся. Тревожной является социальная
статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое
обращение с ними.

В рамках этих кризисных явлений укорачивается период полноценной и
оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского
авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной
нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой
социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению
ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся
ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические
характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения,
которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную
революции.

В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с
детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на
ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание
(невербальные отношения).

Для здоровой семьи характерна:

. сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;

. гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи
с определенными «образцами» отношений и поведения;

. сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые
составляют основу «семейной памяти».

Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга
родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» –
это семья:

. с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;

. семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;

. семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи,
родственниками по материнской и отцовской линиям.

В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно
у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными
причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться
«хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и
вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф
международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе
(проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:

. общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота,
юмор, радость от общения;

. в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное
перекладывание вины;

. активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-
либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны
школы, служб социальной защиты, просто соседей;

. по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и
паники;

. часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на
эмоциональном уровне;

. постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;

. между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и
другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает
противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.

Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких
семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут
тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей
отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор
на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса
наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей
против другого.

Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с
застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в
тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или
наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к.
за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить
распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать
к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих
ожиданий от взрослых.

Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным
поведением членов семьи характерны:

. сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с
криминологической и наркологической отягощенностью;

. нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или
поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.

Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы
психологического давления:

. разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;

. заброшенность и насилие;

. чувство вины и стыда за поведение членов семьи.

Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» –
аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными
требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими.
В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов
поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не
встречают отпора.

Большой интерес для исследования агрессивности ребенка как фактора
определяющего жестокость в обращении с ребенком представляют ответы детей
младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?».
Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания.
При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и
частоте) Колосова С. Агрессия и агрессивность// Школьный
психолог,2000г.,[18, №27]:

. первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями),
оберегающие вещи и порядок в доме;

. второе место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;

. третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;

. четвертое место – запреты нравственного характера, касающиеся как
внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать
книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная
идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи»)
оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И
даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к
родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно
нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о
трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из
поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях
психики ребенка.

Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а
сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку
представляют собой крайнее выражение психологического насилия.

Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный на
воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка
повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о
своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.

Все вы

Новинки рефератов ::

Реферат: Легированные стали (Технология)


Реферат: Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранных языков (Педагогика)


Реферат: Развитие продуктивного мышления на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Процессы глобализации в экономике (Социология)


Реферат: Возникновение Волжской Булгарии (История)


Реферат: Абиогинез. Возникновение жизни на Земле (Биология)


Реферат: В.С. Пикуль (Литература : русская)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Аудит)


Реферат: Невербальные элементы в общении (Социология)


Реферат: Учет основных средств организации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Даосизм в Китае (Философия)


Реферат: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИЗНАКАМ ВНЕШНОСТИ. Словесный портрет (Шпаргалка) (Криминалистика)


Реферат: Десятично-двоичный сумматор (Программирование)


Реферат: Внеземные цивилизации (Астрономия)


Реферат: Умственная отсталость (Педагогика)


Реферат: Арбитраж (Гражданское право и процесс)


Реферат: Воспитание трудовых навыков в уголке природы (Педагогика)


Реферат: Макс Шелер "Ordo Amoris" (Мифология)


Реферат: Модели принятия решений (Менеджмент)


Реферат: Возникновение и основные этапы политической истории Волжско-камской Булгарии (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист