GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Жизненный цикл фирмы (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Жизненный цикл фирмы (Менеджмент)



Министерство образования РФ

Воронежский архитектурно-строительный университет
Кафедра ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ



КУРСОВАЯ РАБОТА



ПО КУРСУ « МЕНЕДЖМЕНТ »



На тему: « Жизненный цикл фирмы»



| | Выполнил: студент IV курса ФЗО |
| |Специальности ЭУС |
| |Сидоров Владимир |
| | Код 99 – 28 – 640 |
| | |
| | |
| |Проверил: _____________________ |



Воронеж 2002 г
ПЛАН.

Вступление.
1.Методологическая основа цикла.
2.Основа экономического цикла.
2.1 Материальные основы экономического цикла –обновление активных
элементов основного капитала.
2.2 Финансовый цикл фирмы
3. Жизненный цикл фирмы:
3.1 Возникновение фирмы
3.2 Становление фирмы
3.3 Развитие фирмы
3.4 Умирание фирмы (или переход в новое качество)
3.5 Фаза жизненного цикла – динамика производства.



Вступление.
В данной курсовой работе рассмотрены жизненный цикл организации
(материальная основа, фазы цикла, средний срок жизни экономической
организации, переход организации в новое качество). Для того чтобы
определить этапы существования фирмы, нужно обозначить, что мы понимаем под
словом « фирма», без которой невозможно понять работу экономической
системы, Например, предполагается, что слово "фирма" может в экономической
теории, использоваться, совсем, не так, как его употребляют "обычные люди"
[Robinson Joan, Economics is a Serious Subject Cambridge, Eng.: W. Heffer &
Sons, 1931, p. 12]. Поскольку в экономической теории проявляется явная
тенденция начинать анализ с отдельной фирмы, а не с отрасли [Kaldor
Nicholas, The Equilibrium of the Firm // EconomicJournal 44, March 1934, p.
60--76], тем больше необходимость не только в ясном определении слова
"фирма", но и в установлении отличия, если оно существует, от того, как
употребляется это слово в "реальном мире".
ФИРМА (от итал . firma - подпись),.
1) тип предприятия...
2) Фирменное наименование (фирма), наименование юридического лица,
индивидуализирующее его в гражданском обороте. Фирменное наименование
подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических
лиц. Объект промышленной собственности в России в большинстве случаев -
акционерное общество.
При переходе к рыночной экономике, Россия отвела значительную роль
акционерным обществам, позволяющим участвовать в инвестиционным процессе
наряду с предпринимателями и значительному количеству простых граждан, а
так же способствующим перераспределению капиталов в экономике страны по
наиболее продуктивным сферам хозяйствования. Акционерное общество является
в настоящее время преобладающей по своему количеству организационно-
правовой формой коммерческих организации. Таким образом, в данной работе
под словом « фирма» мы подразумеваем организации, которые преобразует
исходные ресурсы в конечный продукт.
При внимательном рассмотрении поведения “долгоживущей” фирмы можно
заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически.
Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Если мы приглядимся
к формам неживой, живой и общественной материи, то либо обнаружим
цикличность в чистом виде, либо увидим, что формы материи развиваются в
основном поступательно и это развитие идет по спирали: от простых форм к
более сложным, к отрицанию отрицания в конечном итоге. Но что такое эти
витки раскручивающейся спирали? - Последовательно сменяющие друг друга
циклы.

1. Методологическая основа цикла.
Методологическая основа цикла - теория обретения равновесия комплекса
со средой. Массовое обновление основного капитала - материальная основа
экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение,
становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы
жизненного цикла. Факторы, влияющие на средний срок жизни экономической
организации. Слияния, поглощения компаний, образование финансово-
монополистических и финансово-промышленных групп. Капитал в качестве
основного строительного материала построения больших организаций (общий
подход). Выше уже был сделан вывод о том, что теория обретения равновесия
комплекса со средой может служить методологической основой для изучения
жизненного цикла организации. Предмет анализа в данной работе являются
экономические организации, среда существования которых делится на
внутреннюю и внешнюю. Это дает нам основание уточнить основной
методологический принцип, лежащий в основе изучения жизненного цикла
экономических организаций.
Речь должна идти об обретении экономическим субъектом динамического
равновесия как с внешней средой (здесь и тип ведущей экономической
организации, обуславливающий конкретную комбинацию рынка, контрактную
систему и отношения внутрифирменной иерархии, и прочие неэкономические
составляющие внешней среды, в которой функционирует наш экономический
субъект), так и с внутренней средой организации (параметры, задаваемые
менеджерами: фирменная идеология, структура, фирменная стратегия,
корпоративная культура, управление персоналом, внутрифирменный учет и
финансовые потоки, издержки и т. д.).
Именно динамический характер равновесия делает такую организационную
структуру, как фирма, устойчивой, дает ей возможность существовать во
времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние,
это может означать только одно - процесс разрушения фирмы и ее последующую
ликвидацию.
Почему существуют фирмы, что определяет число фирм и их специализацию
(приобретаемые ими ресурсы и выпускаемые продукты), эти вопросы не
интересуют большинство экономистов.
Это отсутствие интереса совершенно поразительно, тем более, если
учесть, что большинство людей в Соединенных Штатах, Великобритании и других
западных странах заняты в фирмах, что большая часть производства
осуществляется фирмами и что эффективность всей экономической системы в
очень большой степени зависит от того, что происходит внутри этих
экономических молекул.


2. Основа экономического цикла.
2.1 Материальные основы экономического цикла –обновление активных
элементов основного капитала.
Экономическая жизнь развивается циклически. Это доказано и эмпирически,
и теоретически. Известно, что товарное хозяйство неотделимо от
экономического цикла и не может существовать вне его. Выделяют короткие,
средние и длинные волны в развитии экономического цикла.
По мнению многих экономистов наиболее обоснованной трактовкой
материальной основы экономического цикла (коротких и средних волн) является
массовое обновление активных элементов основного капитала.
Почему речь идет о массовом характере такого обновления? Это связано,
прежде всего, с невосполнимостью потерь от морального износа второго рода.
Напомним, что, наряду с физическим износом активные элементы основного
капитала подвержены и моральному износу (потери собственной стоимости вне
связи с физическим износом). Выделяют два вида морального износа.
Первый - когда предприниматель несет потери в результате роста
производительной силы труда, при создании тех же самых элементов основного
капитала. С потерями такого рода фирма вполне может смириться и будет
осуществлять эксплуатацию данных средств производства до полного их
физического износа.
Моральный износ второго рода связан с потерями, которые возникают в
результате появления принципиально новых, более производительных средств
производства. В этом случае возможен только один выход - досрочная замена
средств производства до их полного физического износа. Но такие средства
появляются в определенный момент и все предприниматели (или их активное
большинство) реагируют на эту ситуацию, что и придает их действиям массовый
характер.
Кроме этого, речь идет об активных элементах основного капитала, а не
обо всем основном капитале. Это связано с тем, что многие элементы
основного капитала не участвуют непосредственно в процессе производства и
срок их эксплуатации в несколько раз превышает срок службы активных
элементов), речь идет о производственной инфраструктуре). Таким образом,
эти объекты капитала влияют не на короткую и среднюю волны, а на длинную и,
следовательно, остаются за чертой нашего анализа.
Нам представляется обоснованным связывать именно с экономическим циклом
и жизненный цикл экономической организации (фирмы).
2.2 Финансовый цикл фирмы.
Важным дополнением к сказанному стоит признать связь массового
обновления основного капитала (активных элементов), а, следовательно, и
жизненного цикла экономического субъекта с финансовым циклом фирмы.
Напомним, что он начинается с реализации инвестиционного проекта, затем
фирма достигает порога рентабельности (нулевой прибыли), далее накапливает
запас финансовой прочности и реализует новый инвестиционный проект (если
предыдущий инвестиционный проект неудачен, то фирму ждут очень тяжелые
времена с высокой вероятностью банкротства, прекращения собственного
существования).
Как уже говорилось, фирмы “живут” от нескольких дней до нескольких
десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм
имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего
десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего
мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс.
новых компаний, в 60-х - 220 тыс., в 70-х - 350 тыс.). Однако “смертность”
их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной
экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не
более 20, (половина гибнет в первый год.)
3. Жизненный цикл фирмы:
3.1 Возникновение фирмы.
Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более
эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития
фирма ведет себя как "серая мышка" - подбирает зернышки, которые упускают
из виду более крупные рыночные структуры.
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной
борьбы.
Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы.
Первая стратегия-силовая, действующая в сфере крупного производства товаров
и услуг. Вы занялись крупномасштабным бизнесом. Это автоматически означает,
что у вас должны быть сравнительно доступные цены и невысокие издержки.
Если вы ориентированы на массового покупателя, цены должны быть для него
приемлемыми. При этом вы обеспечиваете средний уровень качества. Если
качество вашего товара низкое, бизнес становится ненадежным. Потребитель
сразу же отворачивается от низкокачественного продукта, если у него либо
возросли доходы, либо появилась лучшая альтернатива. Очень высокое качество
продукции требует увеличения издержек и как следствие - продажной цены.
Круг потенциальных потребителей в этом случае сужается. Таким образом, вы
сосредотачиваетесь на производстве продукции среднего качества и средних (и
даже немного ниже) ценовых параметров. В результате вы попали в ситуацию
очень высокой конкуренции с фирмами, занимающими эту же позицию. Так как
обслуживаете один и тот же массовый сегмент рынка.
Вторая стратегия. Если вы сосредоточились в сфере мелкого бизнеса
(маленькие мастерские, кафе и т. д.), то вам необходимо придерживаться
приспособительной стратегии. Достоинства вашей фирмы будут принципиально
иные, чем у крупных предприятий. Задачи таких фирм: удовлетворять
индивидуальные потребности конкретного человека. Преимущества такой формы
бизнеса - гибкость. Если товар или услуги такой фирмы не совпадают с
серийным, тиражным производством, то крупные фирмы никогда не будут
заниматься такими пустяками и, соответственно, никогда не будут вашими
конкурентами.
Третья стратегия нишевая. Есть два принципиальных пути вырваться за
пределы локального бизнеса. Первый путь - глубокая специализация
производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные запросы
потребителя, которые есть только у одного слоя, но зато вы умеете это
делать лучше всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры
фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках
продукта, что дает возможность свободного отношения к ценам. Вы
пожертвовали массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это
ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее очень сложно. Вы относительно
защищены от конкуренции.
Четвертая стратегия - инновационная. Не вы приспосабливаетесь к рынку,
а рынок становится совсем иным после вашего прихода. У вас большие
потенциальные возможности расширения. Основная трудность на этом пути: как
ее сделать, эту прорывную инновацию. Плата за осуществление прорыва -
высокая степень риска.
Возможны переходные стратегии, и возможны смеси стратегий разных по
принципу: если вы в рамках своей фирмы выделяете структурное подразделение,
обладающее значительной самостоятельностью, оно вполне может подчиняться
другим принципам, чем фирма в целом. Но самой фирме быть и крупной и
специализированной, и еще какой - либо невозможно. Фирмы могут сочетать в
себе признаки разных стратегий, но та как это делается в коктейле «Кровавая
Мэри» - компоненты не смешиваются.
Рассмотрим развитие каждой стратегии. Удобнее начать с крупного бизнеса,
который определяет ситуацию на рынке. В чем преимущества крупного бизнеса?
Не будем повторять всем известные из классической экономики преимущества
крупного предприятия, но главное, что хочу подчеркнуть накладные расходы
разного вида. В любом учебнике вы найдете, что средние издержки с
увеличением размера предприятия сокращаются. Этому способствуют не только
технологические причины, но и выгоды от специализации и совместного
производства разных товаров. У крупных предприятий больше возможности для
рекламной и маркетинговой деятельности, шире сеть сбыта. При выпуске
массового товара необходимо донести информацию до очень большого круга
потребителей (для каждого среднего прохожего), что возможно только при
значительных капиталовложениях в информационную сеть и под силу только
большим компаниям.
Если мы имеем две компании, занимающиеся выпуском одинакового массового
товара - маленькую и большую, то последняя будет работать эффективнее
поскольку, ее безусловные постоянные издержки ниже.
Второй причиной, почему крупная компания работает эффективнее потому, что
так устроен спрос. Исследования показали, что 60 % спроса на товар
находится в узком диапазоне качественных характеристик. Следовательно, если
продукты однотипные, то их выгодно производить на одном предприятии -на
конвейере. Усредненность ценовых и качественных запросов массового
потребителя создает объективную основу крупного производства. Получается,
что в сфере массового серийного производства сравниться с крупным
производителем не может никто.
Но дальше у крупных компаний возникают проблемы. С одной стороны, она будет
эффективна только тогда, когда привлечет к себе массового покупателя. С
другой стороны, с точки зрения конкретного покупателя,
индивидуализированный продукт всегда предпочтительнее, чем массовый. Ваша
задача выиграть в конкурентной борьбе за массового покупателя. Ваш
стандартный товар должен чем - то привлечь, приманить покупателя. Вот
известная шуточка, которую любил Генри Форд: «Покупатель волен выбрать
фордовскую машину любого цвета при условии, что он согласиться, что она
будет черной». Вряд ли у покупателей не было возможности приобрести
красные, синие или белые машины других фирм. Знаменитая фордовская модель Т
выпускалась только черного цвета, потому что эта краска была самой
дешевой. Покупатель мирился с этим, предпочитая ее ради сенсационной
дешевизны и надежности первых фордов.
Другой пример – «Макдональдс» стал мировой империей, торгуя тремя основными
продуктами - гамбургер, Кока – кола и жареная картошка. В других кафе
ассортимент был значительно богаче. Производственный конвейер
«Макдональдса» позволил сделать продукцию в три раза дешевле, чем у
конкурентов. Выигрыш в эффективности позволил привлечь покупателя.
Важно понять основной принцип. Крупное предприятие обязано работать на
большое количество потребителей, только тогда оно будет эффективным. Но
потребитель сопротивляется, его надо привлечь искусственно ценой,
качеством, ассортиментом, рекламой и т. п. В итоге потребитель будет
добровольно и радостно покупать то, чего ему не нужно. Здесь же возникает
проблема постоянного клиента. Если у фирмы широкая сфера клиентов, то часть
из них являются настоящими приверженцами этой продукции.
Рыночные ниши крупных компаний в значительной степени перекрываются.
Взаимоотношения с конкурентами именно у крупной фирмы самые напряженные.
Принципиальное значение имеет, является ли фирма лидером в этой отрасли.
Если компании удается захватить крупный сегмент рынка, они потом
оказываются удивительно живучими. Например, фирма «Дженерал электрик»
существует уже более ста лет.
Что происходит с фирмами, которые рядом с лидером. Их положение, как
правило, очень неустойчиво. У лидера есть ряд неоспоримых преимущества -
большой технический опыт, хорошая репутация у потребителя, опыт
обслуживания рынка. При этом емкость рынка ограничена. Если компании -
лидеру удается насытить данный сегмент рынка своей продукцией, то
поступление на рынок дополнительного продукта вызовет ухудшение ценовых
условий, что больнее отразиться на слабой фирме.
3.2 Становление фирмы.
Для становления крупной фирмы нужны три направления инвестиций-в крупное
производство, в сбытовую сеть и в дееспособный менеджмент.
Отношение к сбыту - очень важный вопрос для развития фирмы. Функции
сбыта - подведение реального питания к фирме. Фирма сейчас же задохнется
без спроса на свою продукцию. Задача: собрать как можно больший спрос с
территории и направить его в данную фирму. Контролируемая сеть сбыта у
российских предприятий развита плохо. Стандартная цепочка: производитель,
оптовик, розница. Мотивы производителя - продвинуть свой собственный товар,
мотивы оптовика - продвинуть тот товар, который окажется более выгодным.
Пример с нашими производителями мороженого. Торговая сбытовая фирма «
Рамзай» была на четверть профинансирована московским комбинатом «Айс –
Фили», однако продукцию этого предприятия «Рамзай» сейчас не продает.
Другой пример: портативные приемники «Sony» плохо продавались в больших
магазинах, пока фирма не создала собственные отделы. Для крупного
производителя контролируемая сбытовая сеть - значительная составляющая
успеха.
Главная проблема в области менеджмента на крупном предприятии состоит в
том, что теряется единство рискующего и принимающего решение. Часто
конкретное решение принимает специалист, не являющийся владельцем фирмы. В
ряде случаев фирма не может принимать рискованные быстрые решения. У
хозяина главный мотив - интересы компании, у менеджера - его собственная
репутация, он может скрывать свои ошибки.
Главный риск крупного предприятия - решиться вложить крупный капитал в
рассмотренные нами три сферы. Классический пример с органической химией.
Компании «BASF» «Byer» и «Hehst» стали лидерами в конце 19 века, несмотря
на то, что анилиновые красители были изобретены в Англии. Однако германские
фирмы вложили мощные инвестиции и заняли ведущие позиции на рынке.
Английские фирмы не решились на крупные капиталовложения. Пропорции
капиталовложений зависят от конкретных отраслей. Например, в фармацевтике,
идут равные доли в производство и менеджмент и вдвое большие доли в сеть
сбыта.

3.3 Развитие фирмы.
Фирмы не только воюют. Сотрудничество фирм плодотворно в сфере сбыта,
если они выпускают стандартную или смежную продукцию взаимное усиление.
Когда началось продвижение продукта, ищите союзников, тех, кто своим
корыстным интересом поможет вашему успеху.
Питер Друкер в своей последней книге "Задачи менеджмента в XXI веке"
подразделил фирмы на несколько групп:
1) Фирма - лев
В чем проблемы фирмы льва? К сожалению, счастье не вечно. Даже, если вы
вышли на рынок с динамичным продуктом, у каждого продукта есть цикл жизни.
Через некоторое время продукт перестает быть динамичным. Существует ли
лекарство от этого? Создание технологической платформы позволяет продлить
цикл жизни производства. До определенного момента вы выпускаете разные
продукты в рамках единого направления. Направление будет жить дольше, чем
конкретный товар, но не бесконечно. В результате в жизни фирмы – льва
наступает момент, когда она начинает диверсифицироваться. Само по себе это
не опасно. Лев просто превращается в слона, который обладает двумя видами
диверсификации - в области выпуска продукта и географической.
Диверсификация продуктовая (выпуск разных продуктов) позволяет
застраховаться от полного провала, так одновременно все продукты в полосу
спада попасть не могут. Крупное предприятие сильно тем, что раскладывает
постоянные издержки по разным продуктам. Однако когда изделия совершенно
разные, например выпуск таблеток и шампуней, то издержки на выпуск каждого
товара будут разные. Диверсификация продуктовая хороша тем, что помогает
избежать убытков, связанных с циклом жизни продукта, но плоха тем, что
подрывает стратегические преимущества крупного предприятия. Диверсификация
географическая подразумевает производство одного вида товаров или услуг на
разных рынках. Конъюнктура на разных рынках отличается, тогда, как усилия
направлены на продвижения одного и того же товара. Это выгодная позиция.
2) Фирма - слон. На этапе зрелости, когда главная задача - обеспечить
устойчивость бизнеса, "хитрая лиса" превращается в "могучего слона" -
широко диверсифицированную компанию, успешно занимающуюся несколькими
видами бизнеса одновременно.
Фирмы - слоны очень стабильны, они долгоживущие. Что особенно выгодно в
позиции фирмы - слона? Часто они предлагают комплексное решение.
Диверсификация тогда выгодна, когда она разумна. Фирма предлагает не просто
отдельные, ставшие популярными нововведения, а логически взаимосвязанный
комплекс. Системное решение в этой области порой лучше любых других
успехов. К примеру, возьмем историю фирмы «IBM». Технология для этой фирмы
оказалась менее важна, чем методы сбыта и продажи. Они постоянно продавали
больше, чем их конкуренты, имеющие лучшую технологию, так как знали, как
лучше объяснить все клиенту, как помочь ему с внедрением, как привязать к
себе клиента после покупки. Фирма в данном случае чужие достижения
использует лучше, чем свои. Происходит введение инновации на фоне широкой
палитры предложения. Эта стратегия называется «тактика ловкого второго».
Слон в принципе вечен. Современная наука не знает объективных причин
гибели слонов. Переход таких фирм в худшее состояние обусловлено, как
правило, субъективными ошибками. При выпуске множества различных продуктов
вы не можете во всех областях быть первым. Появляются отсталые сектора.
Появляется проблема избыточной диверсификации. Любые инвестиции в новое
направление сразу не показывают, успешно это вложение или нет. Должно
пройти определенное время, более того, нормально, чтобы сначала были
неудачи. Представьте себе, в какую ловушку это затягивает руководящего
работника фирмы. Часто опасность потерять авторитет заставляет скрывать
провалы нового направления.
В итоге, фирма - слон превращается в неповоротливого бегемота. Его главные
признаки: утрата динамизма, падение прибыли либо убыточность и излишняя
диверсификация. Фирма уже не определяет ситуацию на рынке, а пассивно
реагирует на происходящие изменения. Фирма перестает двигаться вперед, а
занимается спасением то одного, то другого убыточного направления. Чтобы
ситуацию исправить, нужны хирургические меры. Специальная культура
дезинвестиций - избавление от неприбыльных производств. Например, -
«Новомосковскбытхим». Это очень сложно и связано с социальными проблемами,
а, кроме того, не популярно у руководства фирмы. Часто сокращаемые
подразделения - это сокращаемые хорошо знакомые люди, в результате чего
возникают психологические проблемы. Такие меры принял Брынцалов на своем
предприятии. Он лично автогеном резал установки синтеза, потому что
производство субстанций на тот момент было крайне не выгодным. На западе
эта процедура более цивилизована, там существуют специальные кризисные
«чудо - менеджеры», чья задача обрубать отсталые отрасли предприятия. Этап
ее развития - специализация в узкой сфере - это уже "хитрая лиса"
3) Фирма –лиса.
Теперь рассмотрим развитие фирмы, которая двинулась по пути
специализации. Здесь и появляется фирма - лиса. Мы выяснили чуть раньше,
что фирма эта средних размеров. Слишком большие фирмы работают на массового
потребителя, а у слишком маленьких не хватит сил, чтобы стать специалистом
в какой - то области.
Преимущества фирмы - лисы. Во - первых, более высокие цены и удельные
прибыли. Специализированное производство ориентировано на два типа
клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых условиях, либо если вы
работаете на особо богатых людей. Например, Билл Клинтон играет в гольф
русской клюшкой фирмы «TZAR». Клюшки из титана может делать только эта
фирма. Другой пример. Каждое произведение для высшего класса -это штучный
товар, с очень специфическими свойствами, которые нужны далеко не всем.
Часто специализированная продукция является не готовой, а промежуточной.
Флакон для духов. Такие товары, не являясь главным компонентом расходов при
производстве продукта, часто определяют его имидж.
Второе преимущество фирмы - лисы - лояльность потребителя. Придав своей
продукции запоминающиеся, а лучше неповторимые черты, фирма привязывает
клиента к своей марке.
Третье преимущество заключается в том, что вы выходите на особую группу
потребителя, которая для стандартного продукта вообще недоступна.
Классический пример этого типа - контактные линзы. Женщины иногда согласны
носить очки, но всегда охотно купят контактные линзы. Последнее, что очень
важно для (лисьей) стратегии - специализация защищает вас от конкурентов.
Они должны повторить ваш ход, что часто не возможно. С другой стороны,
специализированный продукт рассчитан на немногих, поэтому он не только
трудно копируем, но его еще и не выгодно копировать крупному производителю.
Пример. Датская фирма «Бюль энд Кир» контролирует 85 % европейского рынка
аппаратов для измерения глазного давления. Ее позиции во многом превосходят
присутствие там ее основного конкурента - японского электронного гиганта
«Toshiba» Одним из объяснений такой ситуации является узость рыночного
сегмента. Весь рынок аппаратов измерения глазного давления оценивается в 5
млн. долларов. Для продающей свои изделия на десятки миллиардов «Toshiba»
он даже не второстепенен по значению, а пренебрежительно мал. Поэтому
крупная фирма, не будет вторгаться в узкую нишу, где фирма - лиса окажет
ожесточенное сопротивление. Очень опасно лисе задремать на своем уровне.
3.4 Умирание фирмы (или переход в новое качество).
Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место
принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме
возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической
организации.
Возможности развития в организационном плане предоставляются самые
разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-
монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется
новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как
более высокой иерархией (увеличивается количество “этажей” управления и,
соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание
финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).
Не следует думать, что стадия отмирания организации является
необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется
организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от
банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не
сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень
важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе,
которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным).
Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном
состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут
пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но
достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний,
болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия
на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и
суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто
не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере,
в качестве самостоятельного участника рынка.
В данном разделе нас интересует общая постановка проблемы и общий
подход к ее решению. Принципиальным в этой связи представляется, что
“основной строительный материал” организаций, переходящих в новое качество
(развивающихся), - это капитал.
Необходимое уточнение - собственный капитал, который у современных
крупнейших концернов составляет миллиарды долларов, что, безусловно,
открывает самые широкие возможности для фирмы.
Например, собственный капитал в середине 90-х годов составил: “General
Motors” - 12,823 млрд. дол., “Ford Motors” - 21,659 млрд. дол., “Ecsson” -
37,415 млрд. дол., “Royal Datch Shell” - 56.375 млрд. дол., “Toyota” -
49,028 млрд. дол., “General Electric” - 26,387 млрд. дол., “IBM” - 24,413
млрд. дол. Именно наличие значительного собственного капитала и позволило
ряду крупных фирм пережить огромные убытки 1992 года .
Возрастание капитала позволяет развиваться фирме, переходить в новое
качество, осваивать новые товары, захватывать новые рынки.
Мы рассмотрели основные проблемы данного раздела.
Вновь наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла.
Принципиальной представляется и “вилка”, которая возникает на четвертой
фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество
(укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то
переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это
реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса),
неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.
3.5 Фаза жизненного цикла –динамика производства.
Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики
объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема
производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к
переходу в новое качество. Не решение данной проблемы - движение в
направлении умирания экономической организации, коей является фирма.
Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут похвастаться, что
после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос.
Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше
ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями
в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е.
за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты
предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Приведем пример. В 1992 году крупнейшие компании Запада понесли такие
убытки: “General Motors” - 23, 498 млрд. дол., “Ford Motors” - 7,385 млрд.
дол., “IBM” - 4,965 млрд. дол., “IRI” (Италия) - 3,811 млрд. дол., “Nissan”
(Япония) - 448 млн. дол. (только в 1999 году данная корпорация после
нескольких лет убытков приняла решение продать более трети своих акций, что
означает передачу контроля над ее бизнесом другой компании, вероятно,
французскому концерну “Reno”), “Dupont de Nemur” - 3,927 млрд. дол.,
“Philips” (Нидерланды) - 511 млн. дол. Но это - элита мирового бизнеса, т.
к. перечисленные компании входили в 1992 году в число 30 крупнейших мировых
производителей.
Уже в 1994 году данные компании имели следующие прибыли: “General
Motors” - 4,9 млрд. дол., “Ford Motors” - 5,3 млрд. дол., “IBM” - 3,0 млрд.
дол., “Dupont de Nemur” - 2,73 млрд. дол., “Philips” - 1,168 млрд. дол.
Убытки вновь имели “IRI” - 1,095 млрд. дол. и “Nissan” - 1,671 млрд. дол.
В настоящий момент все эти компании функционируют, большинство
достаточно успешно. Исключение, как уже говорилось, составляет японская
автомобилестроительная компания “Nissan”. Итальянская “IRI” по-прежнему
опирается на “государственное плечо”.
Еще более содержательный материал - списки крупнейших американских
компаний, которые составляют основу для расчета индекса “Доу - Джонса” (30
наиболее успешных на данный момент компаний) за последние 100 лет.
В списке 1996 года не было ни одной компании, которая бы присутствовала
в нем до этого года в течение ста предыдущих лет. По убыванию срока
пребывания (в годах):
1) General Electric - 93,
2) Texas Co. - 79,
3) Westinghouse Electric - 75,
4) General Motors - 72 ...
Заключение.
Главный вывод, который мы можем здесь сделать: фирма - это реально
существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует
не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные
рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного
временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от
дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).
Основными факторами, влияющими на средний срок жизни экономической
организации (фирмы) являются: размер фирмы, отрасль приложения, тип товара,
степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной
интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и
мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия,
имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и
проч.) и многие другие.



Список литературы.

1. Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. - М.: Мир, 1982.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985.

3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь.
Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х
т. - Т. 2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1994.

5..Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.:ИНФРА-М, 1997. - 344 с

6.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-
практика./ Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД,1994. - 320 с.

7. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие.-С.-Пб.:
Специальная литература, 1995.

8. Глушков В.М. и др. Беседы об управлении. - М.: Наука, 1972.

9. Жизнин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом. Американский опыт. -
Минск: Предпринимательство, 1990.

10. .”Сборник нормативных документов. Аренда. Малые предприятия.
Акционерные общества”. МП “Круг”,1990 г.

11..Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер.
с англ. - М.: Экономика. – 1989.с.

12..Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента : Управление в системе
цивилизованного предпринимательства : Учеб.пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996.-
224с.






Реферат на тему: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
___________________________________________________
__________________________________________
______________________________



КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕНЕДЖМЕНТУ


ТЕМА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ
И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ



Студентки факультета
"Управление персоналом"
группа УП1
Протасовой В.А.



Москва, 2000 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е


ВВЕДЕНИЕ. 3-4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Принцип системности и комплексности 5-8

2. Принцип правовой защищенности управленческого решения 9-9

3. Принцип оптимизации управления 9-12

4. Принцип делегирования полномочий
12-16

5. Принцип соответствия
16-17

6. Принцип автоматического замещения отсутствующего 17-18

7. Принцип первого руководителя 18-19

8. Принцип одноразового ввода информации 19-20

9. Принцип новых задач 20-21

10. Принцип повышения квалификации 21-23

11. Принцип "Монтера Мечникова" 23-24

12. Принцип цели 25-26

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ 27-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ЛИТЕРАТУРА 31



В В Е Д Е Н И Е


Управление - искусство, подобно медицине или инженерному делу,
которое должно полагаться на лежащую в его основе науку -
концепции, теории, принципы и методы.

Герольд Кунц,
Президент Международной
Академии управления

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений,
принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы,
изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде
чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и
искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть
фундаментальные основы управления - его принципы. Дом начинают строить не с
крыши, а с его фундамента.
Основными задачами науки управления являются изучение и практическое
применение принципов развития всей совокупности управленческих целей,
разработке планов, создании экономических и организационных условий для
эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими
закономерностями является необходимым условием совершенствования управления
общественным и частным производством, улучшения экономической
инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.
Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управление -
человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях,
которые определяют его отношение к действительности, на нормах
нравственности и морали. Принципы управления объективны, т.е. не зависят от
воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через
сложнейшую систему субъективно-объектных отношений, и в этом основная
трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя
считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть
немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь
подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую
систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее
воздействие.
Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на
диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации.
При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех
явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами
принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в
стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию
и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время
меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип
управления при неизменности его сути называется в разных странах, в
различных национальных школах менеджмента по-своему.
Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на
личность и для оптимального управления любым социумом - официальным
(производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным
(семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов
особенно актуальна и важна, несомненно только, что социальные объекты
управления наиболее сложные и ответственные. Хотя природную основу личности
составляют ее генетические, биологические особенности (человек формируется
примерно на 15 % в зависимости от факторов наследственности и на 85 % - от
своего окружения), все же определяющими факторами являются ее социальные
свойства: взгляды, потребности, способности, интересы, морально-этические
убеждения и т.п. социальная структура личности формируется в сфере
производственной, общественной деятельности, а также в сфере семьи и быта.
Особо сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа
людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных
контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов
коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности
на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные отношения,
установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно
воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач
без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из
видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все
случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных,
продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Итак, принципы управления определяют закономерности формирования
управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив,
формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии
и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не
может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство
основывается на солидной теоретической базе, накопленной на тысячи лет
человеческих цивилизаций, - на принципах, законах управления. Принципы
управления должны определят не очевидные, а более глубокие, именно
принципиальные закономерности и одновременно служить руководством к
практическим действиям. Принципы управления реализуются через сознание,
интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно
обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать
эти человеческие качества.
В руководстве персоналом необходим не только "технократический"
административный подход (понятие "экономический человек"), но и социально-
этический подход, учитывающий социальный - человеческий фактор, который
ставится на одно из первых мест в японской системе управления.
Вот, например, философские принципы управления японских компаний:
1. Постановка крупной цели, понятной всем, плоть до рабочих.
2. Патернализм - воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены
одной семьи.
3. Пожизненный наем служащих, когда им гарантируется рабочее место до
ухода на пенсию.
4. Уважение к старшему по возрасту и по должности, беспрекословное
подчинение ему.
5. Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые
куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для
управляющих.
6. Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и
талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого.
Не будем подробно останавливаться на принципах японского,
американского, европейского менеджмента, а постараемся обобщить опыт
международного менеджмента (учтя опыт управленческой деятельности СССР) и
выделить основную группу наиболее общих эффективных принципов управления
современных организаций.
Рассмотрим важнейшие из принципов управления предприятия в целом, не
останавливаясь подробно на кадровой политике.



1. ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ И КОМПЛЕКСНОСТИ.

Система, подразумевающая объединение частей в целое, свойства которого
могут отличаться от свойств входящих в нее частей. Любая организация есть
система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип
системности.
Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во
времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее
входящих.
Например, прибыль промышленной фирмы при прочих равных внешних
условиях изменяется в зависимости от эффективности работы входящих в нее
подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации
и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями
руководства, личными взаимоотношениями и т.д.
В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше,
чем группы, в которую входят 17 сотрудников. Считается, что рабочая группа
(руководитель плюс взаимодействующие между собой исполнители) с точки
зрения эффективности и оперативности руководства, взаимодействия членов и
экономии средств должна иметь численной не менее 5 и не более 9 человек
(так называемы закон "7 плюс-минус 2").
Эмерджентность - означает несовпадение цели организации с целями
входящих в нее частей. Например, цель корпорации состоит в получении
максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу. Подсистема
"персонал" руководствуется целью максимизации оплаты труда при минимизации
энергетических затрат. В умении сглаживать подобные противоречия и состоит
искусство руководителей.
Система "государство", цель которого - получение максимального объема
налоговых поступлений. Цель же подсистемы "народ" - максимизация доходов ее
частей, а значит, минимизация налоговых отчислений. Очевидно, что цели
системы и подсистемы не совпадают - при необоснованно большом повышении
ставок налогов население будет скрывать доходы, что приведет к сокращению
налоговой базы государства.
Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в
системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата. В
управлении организацией синергичность означает сознательную
однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в
стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск
источников увеличения синергии.
Синергетика изучает законы упорядоченности и самоорганизации частей
системы из состояния хаоса. Повышение синергии в организации осуществляется
прежде всего посредством грамотной работы с персоналом. Менеджменту
необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих
(образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их
этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании
которой и строится эффективная система управления организацией.
Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы,
направленные на умножение эффективности системы. Например, реконструкция
производства позволила фирме добиться резкого увеличения прибыли, дала
возможность увеличить долю средств, направляемых на инвестиции, увеличила
объемы и номенклатуру выпускаемой продукции. В дальнейшем по мере
усложнения организационной структуры в компании растет бюрократический
аппарат, замедляется реакция на новые требования рынка и условия внешней
среды и ее рыночные позиции быстро (мультипликативно) ухудшаются. Таким
образом, мультипликативность может быть как положительной, так и
отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие
деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию
хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности
системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации
(и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры
организации целям и задачам, качество персонала. Когда деструктивные
процессы в организации начинают нарастать, очень важно не суетиться,
избегать быстрых и часто опрометчивых решений, а попытаться подстроиться
под ход деструктивного процесса, понять его драматургию и смысл. Очень
важно четко осознавать время, когда необходимо принимать ответственные
решения. Опытные руководители обладают этим качеством.
Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при
обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт
управления показывает, что для повышения устойчивости работ, как правило,
приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и
значительно реже - добавлять новые. На устойчивость работы организации
влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с
партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо
быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми
целями и задачами.
Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым
внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой
деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру,
когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник)
имеет возможность взаимодействовать с каждым.
Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из
какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются
командами из центра и пользуются заранее определенными правами. В
коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер;
на предприятиях - администрация, аппарат управления; в стране -
государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности
единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий
автономиям, происходит децентрализация управления. Об этом более подробно
будет рассмотрено ниже.
Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей
системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы
совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В
России, например, регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший
объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены
отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений),
которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера,
Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных
тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне
предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и
потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может
принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним
подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.
Если в долгосрочной перспективе конфликтов не возникает, можно
говорить о хорошей совместимости работы.
В противном случае необходимо перестраивать организацию, изменять
"правила игры", систему ресурсного распределения. Проблемы совместимости в
больших системах должны решаться с помощью централизованных механизмов,
преодолевающих силы отталкивания, или механизмов адаптации, превращающих
центробежные силы в центростремительные. Проблемам психологической
совместимости членов коллектива групп также посвящено большое число научных
работ.
Свойство "обратных связей" . Фундаментальное свойство больших систем -
установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что
информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее
подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих).
Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим
образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной
деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются
во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с
поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются
управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае
необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к
новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные
связи нередко играют и негативные системные роли. Например, в подсистеме
"персонал" размер вознаграждения влияет на трудовые усилия и полученные
работниками результаты. Если вознаграждение за труд несоизмеримо с
усилиями, система начинает саморазрушаться, снижаются стимулы к выполнению
рабочих заданий и результаты труда (объем продукции, ее качество) также
снижаются.
Итак, основные цели и задачи системного подхода заключается в
следующем:
- снижение эмерджентности;
- повышение синергичности;
- обеспечение положительной мультипликативности в организации;
- обеспечение устойчивости функционирования организации;
- обеспечение адаптивности работы организации;
- обеспечение совместимости работы подсистем организации (например,
подсистемы "персонал" с подсистемой "руководство", подсистемы
"сбыт" с подсистемой "покупатели" и т.д.);
- обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как
внутри подсистем, так и между подсистемами.
Принцип системности и комплексности подразумевает умение видеть
наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем,
входящих в организацию.
Прекрасный пример использования комплексной системы в трудовых
отношениях - опыт японских корпораций. Во многом именно на ней зиждется так
называемой "японское чудо" - стремительный рывок в развитии промышленности
и вхождение Японии в ряды наиболее развитых стран мира. Комплексная система
трудовых отношений (или, как ее называют японцы, "пять великих систем")
построена следующим образом (см. схему).
Система пожизненного найма (СПН) в ее классическом виде применяется
на крупных предприятиях и в государственной службе Японии. Пожизненный найм
предполагает джентльменское соглашение между работодателем и наемным
работником, смысл которого состоит в том, сто сотрудник материально
заинтересован в работе на данном предприятии и пожизненно связал с ним свою
судьбу. Его мотивацию обеспечивают в свою очередь система оплаты труды
(СОТ) и система кадровой ротации (СКР).
Система оплаты труда (СОТ) строится на следующих принципах:
- чем дольше сотрудник работает в организации, тем выше его
заработная плата (она растет за счет квалификации и опыта со
временем);
- чем выше квалификация, тем выше заработная плата;
- чем выше реальный трудовой вклад, тем выше заработная плата;
- зависимость оклада (для служащих) от результатов деятельности в
целом;
- низкая дифференциация в оплате труда (в среднем 1:4 - 1:5);
- периодические (2-3 раза в год) выплачиваются премии (бонусы),
размер которых зависит от квалификации работника и финансового
состояния предприятия;
- премии по итогам работы за год выплачиваются в зависимости от
результатов работы предприятия и размера индивидуальной заработной
платы;
- единовременное пособие при выходе на пенсию имеет достаточно
ощутимый размер (до 80 месячных окладов);
- работники имеют возможность брать кредиты у предприятия;
- реальная социальная помощь (медицинские страховки, страхование на
случай смерти)



Суть системы кадровой ротации (СКР) состоит в том, что работник через
каждые 2-3 года перемещается по горизонтали и вертикали. Таким образом, у
него накапливается опыт, появляются новые знания, повышается заработок.
Ротация проводится, как правило, без согласия работника. Выпускники
престижных вузов начинают работу в корпорации с должностей, не требующих
высокой квалификации. Профессиональное образование строится на основе
системы подготовки на рабочих местах (СПРМ).

Суть системы репутация (СР) заключается в том, что на каждого
работника корпорации составляется письменная характеристика, в которой
отмечаются все его достоинства и недостатки. Она помогает работнику
объективно оценивать себя, стимулирует к повышению квалификации, более
быстрому перемещению по служебной лестнице, переквалификации (через систему
СПРМ) и повышению заработной платы.

Ценность "пяти японских систем" заключается в том, что они
представляют собой неразрывный комплекс взаимосвязанных и
взаимообусловливающих друг друга подсистем, работающих на единые цели:
обеспечение высокой производительности труда, экономический рост страны и
высокий уровень жизни населения. Общинное сознание японцев, их традиции,
культура, мораль и нравственность помогают наиболее эффективно использовать
все преимущества этой системы.



2. ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.
Этот принцип требует от руководителей предприятий знания действующего
законодательства и принятия управленческих решений только с учетом
соответствия этих решений действующим правовым актам.

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным
риском, а в России после ее вступления в конкурентные рыночные отношения и
при не устоявшихся еще правовых нормах - особенно. Взаимодействие между
производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от
многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы,
меняются кодексы. Государственная Дума России поражает мир удивительной
законотворческой плодовитостью, рождаются бесчисленные указы Президента и
решения Правительства. Предсказать направление и результат действия этих
законов, указов и регламентов очень сложно. Но как бы ни относились
руководители предприятий и фирм к этим правовым актам, но выполнять или
хотя бы считаться с ними необходимо - иначе неминуемы крупные штрафы или
решения о полном прекращении работы предприятия.
Нельзя путать деловой риск с риском преступить закон, тем более что,
несмотря на трудности, противоречия, бесконечные дискуссии, правовое
пространство страны постоянно расширяется, вводятся в действие все новые и
новые законодательные акты. Такие федеральные законы, как о защите прав
потребителей, антимонопольной политике и конкуренции, о стандартизации,
сертификации продукции и услуг, о рекламе и т.п. уже дают ощутимые
результаты.
С переходом России к открытой экономике, с повышение роли
международных связей (к 1996 г. в России несколько десятков тысяч
предприятий и организаций участвовали во внешнеэкономической деятельности)
стало необходимым знать и постоянно изучать законодательные акты стран -
партнеров по бизнесу. И в первую очередь учитывать действующие торговые
ограничения этих стран: величину таможенного тарифа, т.е. налог на ввозимые
товары; размеры квот - количественный предел товаров, разрешенные на ввоз в
страну; систему эмбарго, т.е. перечень запрещенных видов импорта;
существующую систему валютного контроля; нетарифные барьеры (отдельные
страны налагают жесткий запрет на ввоз товаров, не соответствующих принятым
в стране стандартам) и т.д.

3. ПРИНЦИП ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Любая управляемая система эволюционно развивается, совершенствуется, в
ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация.
Источником, причиной развития являются внутренние противоречия системы.
Противоречия как диалектическая категория являются необходимым и
существенным фактором развития, любого поступательного движения. Но
накопление противоречий может привести к хаосу, потере управления, к
регрессу. Своевременная обработка информации о внутренних процессах в
системе и ее осмысление позволяют принимать разумные управленческие
решения, совершенствовать внутрисистемные связи, повышать эффективность
взаимодействия с внешней средой. Оптимизация управления позволяет
совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его
функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному
устранению внутрисистемных негативных процессов. Это важный принцип
управления можно сформулировать так - оптимизация управления повышает
эффективность управляемой системы.
Эффективность управляемой системы зависит и от степени ее открытости,
восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта - он
действует только в открытом состоянии). Очевидно, что организации не могут
существовать автономно - для осуществления их деятельности необходимы
снабжение, сб

Новинки рефератов ::

Реферат: Лекции по гражданскому процессу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Microsoft Exel (Программирование)


Реферат: Механизм государственного управления (Политология)


Реферат: Усыновление (Гражданское право и процесс)


Реферат: Вопросы,ответы и шпоры по общепрофессиональным экзаменам (Менеджмент)


Реферат: Управленческое обследование внешних и внутренних сторон организации (Менеджмент)


Реферат: Урок как основная форма обучения в школе (Педагогика)


Реферат: Совершенствование математических способностей в коррекционной школе (Педагогика)


Реферат: Боспорское царство (История)


Реферат: Розвиток господарства України у період Хрущовщини (История)


Реферат: Социальные роли личностей (Социология)


Реферат: Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г. (Государство и право)


Реферат: Управление персоналом подбор кадров (Управление)


Реферат: Проблемы обеспечения продовольствием и перенаселение Земли (Биология)


Реферат: Adjectives (Иностранные языки)


Реферат: История международного морского права (Международное частное право)


Реферат: Исторический Таллин (История)


Реферат: Понятие и признаки государства (Государство и право)


Реферат: Выдающиеся личности в истории вычислительной техники. Августа Ада Лавлейс (Программирование)


Реферат: Химия меди (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист