GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Роль скандала в культуре (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль скандала в культуре (Психология)




Роль скандала в культуре

Выполнил студент группы ИУ7-41 Ковернинский А.И.

Приняла Акимова И.А.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Скандалы, как факт повседневной жизни.

2. Скандалист - герой чувственной культуры (на примерах из истории
культуры).

3. Безумцы или расчетливые циники?

4. Холодные нарциссы, будящие страсти толпы.

5. Спасти людей от косности.



СКАНДА’Л, -а, м . 1. Случай, происшествие, позорящее его
участников. Политический с.

2. Происшествие, ссора, нарушающая порядок...
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Скандалы... Каждый день средства массовой информации пересказывают нам
действия известных людей, которые скандализируют общество. Даже сегодня,
незадолго до того, как я начал писать, все российские СМИ наперебой
пересказывали скандал, учиненный колоритнейшим представителем российской
политической субкультуры Владимиром Жириновским.
Главу фракции ЛДПР не пускали к Могиле Неизвестного солдата, где
возлагал венки Президент, после чего Владимир Вольфович вступил в стычку с
журналистами канала “2х2” , снимавшими препирательства с охраной, и силой
затолкал корреспондентку в свой “Мерседес”.
Это достаточно характерный пример того, что скандалы стали
неотъемлемой частью не только жизни искусства - богема всегда считала своим
общественным долгом эпатировать “обывателя” различными выходками - но и
политической жизни. Нельзя сказать, что в нашей стране скандалы происходят
столь часто вследствие того, что много лет господствующая идеология
старалась поддерживать иллюзию спокойной и мирной жизни, и теперь люди
почувствовав свободу, но не умея с ней обращаться, направляют свою энергию
“не в мирных целях”. Нет. В развитых странах с давними демократическими
традициями скандалы оказывают столь же большое влияние на общественное
сознание.
Скандалисты стали героями современной культуры. Вспомним, например,
Мадонну, ни одно выступление которой не обходится без скандала.
Кристально честные герои остались где-то далеко в пред- и
послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня даже
если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже он
рассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом
“Криминальном чтиве” Квентина Тарантино).
Показателен один американский фильм 1991 года, “С меня хватит”. Майкл
Дуглас играет в нем среднего американца, одного из “неудачников большого
города”, он разведен с женой и хочет навестить своего ребенка. Он
оказывается настолько нервирован своими проблемами, что начинает крушить
все на своем пути.
Когда он по дороге зашел пообедать в “МакДональдс”, ему слишком долго
не подавали гамбургер. И вот он вытаскивает пистолет и стреляет в воздух.
Посетители и персонал, думая, что совершается ограбление, бросаются на пол.
А он, в свою очередь начинает успокаивать их, говоря, что просто хотел
получить свой гамбургер. Он забирает пакет из дрожащих рук продавщицы и
спокойно уходит.
Специально в качестве героя фильма выбран абсолютно обычный человек,
не какой-нибудь экстремист - в споре с фашиствующим владельцем оружейного
магазина происходит драка, и герой убивает его.
Скандал - для героя фильма это попытка очиститься от “безумия 90-х”.
В другом фильме, “Прирожденных убийцах” режиссера Оливера Стоуна
(кстати, сам фильм обрел скандальную славу и попал в ограничительные списки
в разных странах за откровенность сцен насилия) тема скандалиста, человека,
бросающего вызов обществу и становящегося кумиром для многих тысяч
поклонников, раскрыта образно и глубоко.
Микки и Мэлори - парочка, путешествующая по Америке и совершающая
жестокие и бессмысленные убийства. Они всегда оставляют одного свидетеля в
живых для того, чтобы он рассказал всем о них. Они становятся
сверхзнаменитыми, у них появляются поклонники, их фото на обложках
журналов и передовицах газет, выпускаются майки с их портретами... Они
герои, они нашли “свою нишу” в современной культуре. У них берут интервью.
Возникает ощущение, что они ничем не отличаются от звезд шоу-бизнеса.
Массовые убийства также возбуждают интерес, как откровенные фотографии
Мадонны.
О том, что героями “чувственной культуры” становятся авантюристы,
мошенники, воры, то есть те, кто идет поперек принятым нормам, “плохие
ребята” согласно американской идиоме, следовательно, и скандалисты, писал
еще Питирим Сорокин. В самом деле, в культуре, где центром является
божественная личность, а не человек, невозможно представить себе личностей,
преднамеренно эпатирующих общество. Конечно, например, в Средние века, в
идеалистической культуре Европы встречается достаточно примеров личностей,
своими злодействами намного превосходивших знаменитого маркиза де Сада, но
тяжелейшие преступления их не выносились за пределы феодальных замков,
только слухи расползались по округе; более того, в большинстве своем, сами
злодеи стремятся не только скрыть свои действия от других, но и укрыться от
собственной совести, в перерывах между кровавыми оргиями совершая подвиги
молитвы и покаяния.
Итак, скандал является неотъемлемой частью современной культуры,
указывая на ее лишенность символичности, приземленность, материализм.
Необходимо поподробнее рассмотреть частности, которые существовали в
специфической практике скандалов в разные исторические периоды.
Рассмотрим Древний Рим - выбран именно этот пример, поскольку именно в
Римской цивилизации можно подробно проследить развитие античной культуры от
древних верований латинов, через греческую классику к изнеженности
эллинизма, всеобщему упадку и в финале торжеству Христианства.
В Риме эпохи Республики скандалист не может стать героем. Общественные
деятели всячески дорожат своей репутацией. “Жена Цезаря вне подозрений”, -
эта крылатая фраза была произнесена Юлием Цезарем после происшествия,
потрясшего Рим. В праздник Доброй Богини, когда все мужчины должны были
покинуть дома, в которых женщины совершали таинственные обряды. Молодой
человек из богатого рода пробрался в дом Цезаря, переодевшись служанкой.
Цезарь впоследствии всячески старался замять скандал, естественно молодой
человек, опасаясь наказания также молчал. Сейчас бы произошло несколько
другое - всего вероятнее, что этот молодой человек был бы приглашен в
различные ток-шоу, чтобы поделиться впечатлениями, и стал бы популярен.
Таким образом, даже на закате Республики скандал не может стать
механизмом, создающим героя.
В эпоху Империи происходит, выражаясь языком древних авторов “падение
нравов”. Культура из идеалистической становится чувственной. В “Энеиде”
Вергилия, написанной при Августе в начале имперского правления, перед нами
действуют герои и боги Олимпа, через несколько десятков лет в “Сатириконе”
Петрония героями являются воры, проститутки, нувориши-вольноотпущенники.
Профанация старых ценностей становится всеобщей. Римляне пресыщены, и самым
изысканным зрелищем являются теперь не гладиаторские бои, а публичное
попрание священных ценностей римской государственности.
Императоры становятся творцами скандалов. Нельзя не упомянуть Гая
Калигулу, деспота известного своей бессмысленной жестокостью, нервными
припадками, безумной жаждой власти и безумными беспричинными страхами.
Римский сенат тогда был лишь номинальным собранием представителей римской
аристократии. Калигула прославился тем, что ввел своего коня в сенат,
сделав его одним из сенаторов. Произошедший скандал явился профанацией
традиционных римских ценностей. Все акты государства оглашались именем
”Сената и народа Рима”. Сенат был унижен.
Если Калигулу ненавидел народ, то другой император-скандалист Нерон
долгое время был популярен среди простых людей, особенно в провинции. В
первые пять лет он провел либеральные реформы, ограничивающие всесилие
аристократии и новых богачей. Эксцентрическое поведение Нерона
воспринималось простыми людьми хорошо, так как не походило на чванство
аристократов и в особенности разбогатевших вольноотпущенников. В отличие от
Калигулы, разрушающего все ценности, кроме цезаризма, - “Или жить по-
цезарски, или никак”, - девиз Гая Калигулы - Нерон приносит авторитет
цезаря в жертву своему индивидуализму и страсти к искусству. Император,
выступающий как актер, император в маске, император, участвующий в бегах
колесниц на колеснице, запряженной десятью лошадьми и падающий с нее на
повороте... Все это выглядело несколько странно, вызывало презрение со
стороны знати, но подчас нравилось народу. “Хлеба и зрелищ”. Благополучие
первых лет правления Нерона было обеспечено финансовыми успехами.
Император, выступающий как актер, к тому же актер не плохой, но
посредственный - это было новое острое, скандальное, изысканное зрелище для
римской толпы.
Римская религия к тому времени не находила отклика в сердцах римлян:
большинство из них либо было атеистами, либо верило в астрологию и
практиковало восточные культы. Но ритуалы ее были непреложны, поскольку их
выполнение означало признание римского могущества. Поэтому отказ христиан
поклониться идолам, в особенности статуям обожествленных императоров
воспринимался, как действия, порочащие римский государственный строй.
Христиане превратили скандал (публичный отказ от поклонения языческим
богам, сопряженный с проповедью веры в Христа) из средства достижения
неких мирских целей в средство для достижения целей духовных (мученической
смерти за Христа).
С падением Римской империи чувственная культура поздней империи
уступила место символичной Христианской культуре и скандалы уже не играют
роли. (О Средних веках см. выше). Церковность, наполнявшая все стороны
жизни превращает скандалы из действия, разрушающего порядок, в действие,
пусть грубое, но утверждающее высший Божественный порядок. Сюда могут быть
отнесены поступки многих святых, становившимися “юродивыми Христа ради”,
совершающих безумные поступки с целью своим вызывающим поведением показать,
что внешнее благопристойность, показное благочестие отнюдь ни есть
показатель близости к Богу. Святые, которые кажутся безумными, но точными
словами обличающие “сильных мира сего”.
Нечто похожее представляют собой абсурдные действия учителей японского
буддистского течения дзэн. Метод дзэн направлен на освобождение ума от
каких бы то ни было условностей с целью нахождения абсолютной истины.
Известны многие случаи скандального поведения адептов дзен. Например,
такой: когда ученики молились статуе Будды, учитель подошел к ней и разбил
ее. Он совершил святотатство? В дзэне это трактуется по-другому. Своим
поступком учитель гораздо более наглядно, чем словесным убеждением,
показал, что ученики должны освободиться от всех условностей, в том числе и
от поклонения статуе ради достижения абсолютного знания. Поклонение
учеников (добро в обычном понимании) и поступок учителя (зло) в понимании
дзэна ничто по сравнению с истиной, которая находится за гранью добра и
зла.
В эпоху Возрождения на смену торжественному григорианскому хоралу
приходят “взволнованные” произведения Монтеверди, на смену рассказам о
чудесах и жизни святых приходят эротические и плутовские рассказы,
объединенные в сборники (“Декамерон” Джованни Боккаччо, “Гептамерон”
Маргариты Наварской, “Гаргантюа и Пантагрюэль” Франсуа Рабле ); вместо
святых героями становятся распутные монахи, купцы, “веселые вдовы”, молодые
повесы. Скандал, любовное приключение, плутовство вновь становятся чертами
эпохи.
Профанация символического мышления Позднего Средневековья происходит в
разных сферах. Скандалом становится изображение Рафаэлем своей любовницы
Форнарины обнаженной - искусство того времени предпочитает, чтобы
изображению обнаженного тела соответствовал некий библейский или античный
контекст, чтобы была изображена не определенная обнаженная женщина, но
символичный персонаж.
Роскошь и разврат Папского двора в Риме, столь поразившая Мартина
Лютера, думавшего найти там источники благочестия. Виттенбергские тезисы,
вывешенные бывшим монахом-августинцем на дверях церкви, стали скандалом,
определившим судьбы Европы на столетия вперед.
Позднее в XVII- XVIII веках скандальность зачастую становится уже
способом добиться успеха. Авантюристы просто наводняют Европу и Россию.
Джакомо Казанова, Граф Калиостро - люди, в которых причудливо смешивались
эротизм, авантюризм и мистицизм (не только Калиостро, но и Казанова уделяли
большое внимание оккультизму). Их мемуары и воспоминания о них их
современников рисуют множество пикантных и скандальных историй, в которые
попадают они. Интересно мнение самого Казановы о своей роли в обществе того
времени. Венецианец заявляет, что он всегда предпочитал ловить дураков и не
оставаться в дураках, стричь овец и не давать обстричь себя в этом мире,
который, по его мнению, всегда хочет быть обманутым. Однако он всегда
решительно возражал против того, чтобы из-за этих принципов его считали
ординарным представителем традиционной грабительской черни, которая грубо и
откровенно ворует из карманов, вместо того, чтобы элегантной комбинацией
выманить деньги у дураков. Для него веселиться за счет глупцов, облегчать
их кошельки и “наставлять рога” мужьям было своего рода миссией посланца
Божественной справедливости, направленной на то, чтобы наказывать земную
глупость.
Если Казанова и Калиостро сделали свою скандальную славу путем для
достижения успеха, то их современник, Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де
Сад, наоборот, благодаря своим выходкам, низвергается из аристократического
общества в бесконечные тюремные заключения и в финале в дом умалишенных.
Фигура Сада, память о котором была скрыта за многочисленными
домыслами и легендами, за ярлыками “садист”, “садистский” , чьи
литературные произведения были изданы лишь в начале XX века, а некоторые
только после 2-ой мировой войны, является одной из ключевых для
рассмотрения темы скандалов. Прежде всего потому, что сам Сад выше всего
ставил не преступление, зло, скандал ради некоей цели, но совершенно
бесцельные. Преступление ради преступления, искусство ради искусства... Как
в сущности похожи эти два экстремальных лозунга. Сад интересен тем, что
смешал их. Сад размыл границы своего литературного мира, воплощая свои
фантазии в жизнь, и, с другой стороны, свою собственную жизнь превратил в
произведение искусства (К творчеству Сада неустанно обращается последующая
французская литература (Ш. Бодлер, Г. Аполлинер, Лотреамон), кинематограф,
драматургия - "Маркиза де Сад” японского писателя и драматурга Ю. Мишимы (о
нем будет упомянуто после). “Сад заслуживает внимания не как скандалист и
сексуальный извращенец и не как писатель, а по причине взаимозависимости
этих двух сторон его личности “ (4). О молодом Саде известно то, что он вел
обычную жизнь богатого повесы, был известен своей расточительностью,
участвовал в Семилетней войне.
Жестокие забавы были достаточно распространены среди высших классов
того времени. Поэтому к Саду привлекли внимание не его жестокости, но то, с
каким, выражаясь современным судебным языком “особым цинизмом” он совершал
их. Злоключения его начинаются с того, что 3 апреля 1768 года (в день Св.
Пасхи) некая нищенка Роза Келлер крича от боли является в полицейский
участок, где признается, что маркиз избивал ее плетью. Далее следует
небольшое тюремное заключение, затем череда жалоб от проституток,
периодические заключения в тюрьмы (самое известное - в Бастилию, где Сад
2 июля 1789 года (накануне взятия Бастилии) кричит толпе из окна камеры,
что в Бастилии убивают заключенных, и призывая восставших к штурму тюрьмы).
Потом переход на сторону якобинцев. Во времена Наполеона за сатирическую
пьесу о нравах императорского двора Сада заключают в госпиталь для
душевнобольных, где он и остается до самой смерти. Итак, перед нами жизнь в
постоянной оппозиции. Сначала к дореволюционному порядку, затем к диктатуре
якобинцев (Сад сидел в тюрьме и при них), затем к Наполеону. Более того,
Сад оппозиционен даже к части современной ему эротической ( ! ) литературы.
Ретиф де Ла Бретонн называет его не иначе, как “гнусным”. Между писателями
завязалась настоящая литературная дуэль на страницах парижской печати.
В XIX веке скандалы уже становятся уже почти необходимым элементом
культуры. С ними тесно связано понятие дендизма. Зародившись в Англии,
дендизм приобретает черты романтического бунтарства. Он ориентирован на
экстравагантность поведения, оскорбляющего, скандализирующего светское
общество, и на романтический культ индивидуализма. Оскорбительная манера
держаться, “неприличная” развязность жестов, демонстративный шокинг - все
формы разрушения светских запретов воспринимались, как поэтические. Такой
стиль жизни был свойственен Байрону. С другой стороны, существовала и иная
интерпретация дендизма. Здесь презрение к общественным нормам выливалось в
презрение “утонченного индивидуалиста” по отношению к грубости “светской
толпы”.
На исходе века происходит скандал, оказавший сильное влияние на
культуру, и потрясший людей того времени. Речь идет о суде и заключении О.
Уайльда за “содомию и оскорбление общественной морали”. Имя писателя
оказалось на какое-то время вычеркнуто из литературы. Но этот скандал
интересен тем, что явился переломным в творчестве столь крупной фигуры
европейской литературы конца ХIX века, как О. Уайльд. Если до суда Уайльд
культивировал образ эстета, то в тюрьме и после нее он обращается к
“эстетике страдания”, к описаниям страданий всеми покинутой души (“Баллада
о Редингтонской тюрьме”, “De Profundis” ).
В России конца XIX - начала ХХ века скандал, оскорбление мещанской
пошлости, становится распространенной манерой поведения так называемых
“декадентов”. Настоящей “чемпионкой” по скандалам стала поэтесса Зинаида
Гиппиус. Один из самых известных - на обеде в честь религиозного общества
Гиппиус, обращаясь к сидевшему рядом епископу произнесла: “Ах! Принесли бы
сейчас жаренного младенца!” Епископ был шокирован.
Безусловно, нельзя не упомянуть такого “хулигана”, как Владимир
Маяковский, А. Вертинский, например, вспоминает о нем следующее: “ Во всей
его манере держаться, в фигуре, осанке и жестах чувствовались
непередаваемое презрение к окружающим и явный вызов обществу. Он был
непримирим и беспощаден во всех своих суждениях и ошибках (6) . А о богеме
того времени в целом: “Мы, объявившие себя футуристами, носили желтые кофты
с черными широкими полосками, на голове цилиндр, а в петлице деревянные
ложки. Мы размалевывали себе лица, как индейцы, и гуляли по Кузнецкому,
собирая вокруг себя толпы. Мы появлялись в ресторанах, кафе и кабаре и
читали там свои заумные стихи, сокрушая и ломая все веками сложившиеся
вкусы и понятия” (6)
В ХХ веке скандал становится неотъемлемой частью культуры. Нельзя не
упомянуть движение дадаистов, каждая выставка которых - а проходили они в
основном в кафе - заканчивалась уничтожением возмущенной публикой картин и
объектов и последующим избиением художников. Самой известной акцией
дадистов явился знаменитый объект “Писсуар” Марселя Дюшана, выставленный
им, что вызвало неимоверный скандал.
Сюрреалисты, многие из которых в прошлом были дадистами также
восприняли скандал как средство пропаганды своих эстетических концепций.
Достаточно вспомнить, что один из основателей движения Андре Бретон считал
идеальным сюрреалистической акцией (Находясь в толпе, наугад разрядить два
револьвера), чтобы было видно как по душе было этой публике всякого рода
хулиганство. Позднее отколовшийся от других сюрреалистов Сальвадор Дали
прекрасно владел техникой скандала с целью “конструирования” собственного
имиджа. Художник мог спокойно предстать на пресс конференции голым, читать
лекции в скафандре, неустанно объявлять себя гением. Сальвадор Дали стал не
просто эксцентричным живописцем, вызывающим споры критики, но и героем
массовой культуры. В Москве, например, практически на любом книжном
развале, где есть альбомы с репродукциями вы увидите альбом Дали. Тысячи
людей часами стояли в очередях на выставку в ЦДХ, где экспонировались даже
не картины, а гравюры метра. Существует торговая марка “Сальвадор Дали”,
под логотипом которой ежегодно производится парфюмерии, галстуков,
ювелирных изделий на многие миллионы долларов. “Авида долларз” - “жадный до
долларов” - такое прозвище дали Дали испанские художники. Даже после смерти
великого скандалиста его имя приносит прибыль.
Кино, газеты, а затем телевидение - средства массовой информации в ХХ
веке стали создавать кумиров массовой культуры. Мир быстро меняется. Каждое
новое поколение отвергает в большей или меньшей степени идеалы, которым
поклонялось предыдущее. В молодежной культуре, во многом построенной на
отрицании, скандал стал важным элементом. Сексуальная революция,
распространение употребления наркотиков, движение хиппи в 60-х годах
вызвали к жизни большое число рок-идолов, многие из которых пожинают лавры
своей радикальности по сию пору. Также и панк движение породило своих
кумиров, которые впоследствии вполне вписались в истэблишмент.
Примером взаимосвязи скандала, искусства и коммерции может служить
хотя бы появление Дэвида Боуи на лондонском Вокзале Виктории в черном,
отвечающего восторженной толпе фанатов фашистским приветствием, что вызвало
скандал в СМИ и предшествовало “раскрутке” нового альбома Боуи.
В наши дни скандал также идет на руку “звездам”. Английский актер Хью
Грант был застигнут полицией в собственной машине с проституткой на улице в
Лос-Анджелесе. В результате скандала он потерял контракт на 20 млн.
долларов, но, как было подсчитано потом, если бы время, которое уделило
этому событию телевидение и место, которое уделили газеты, было бы
использовано для рекламы, то ее цена составила бы 180 млн. долларов. Таким
образом, Хью Грант как бы получил на 160 млн. долларов бесплатной рекламы.
CRN (Coefficient of Recognizing of Name - Коэффициент Узнаваемости
Имени) - важное понятие, в том числе и в современной культуре. Светская
хроника, сплетни, скандалы - неотъемлемые составляющие бульварной прессы.
Скандал привлекает к личности влияние множества читателей, слушателей,
зрителей. Следовательно, CRN повышается. Лицо, манера одеваться манера
вести себя тиражируются и, следовательно, приносят прибыль. Многие
процветающие сегодня модельеры на Западе сделали себе имя во времена
экстремизма, скандальности моды панков.
“Будь Бодлер естественным, он, несомненно, затерялся бы в толпе. Боль
неудовлетворенность. Порок - для него все это средства, с помощью которых
он пытается добиться привилегированного места в мироздании. Ему
известно, в какой мере он может довериться их < людей > мнению,
пококетничать, когда чувствуешь их пренебрежение, имея возможность в любой
момент взвиться, словно птица, оставить у них в руках свой образ, а самому
вновь стать воплощенной свободой, неподвластной ничьему мнению” (7)
Многие скандальные личности подобны Бодлеру - их вызов обществу некая
упреждающая мера, они часто ждут от людей подвоха, боятся, что их не
поймут, над ними посмеются, их унизят, и, обладая значительной долей
нарциссизма, сами начинают презирать “толпу”, возмущать ее своим
поведением. “Я, Сальвадор, останусь там, где мне назначено быть, - наверху,
без никого, один на один с химерой, окутанной смутным флером. что
значит высокое? Высокое - антитеза низкому. А что такое низкое? Я отвечу:
хаос, масса, скопище, смесь; это ребенок - росток того темного безумия, что
порождает анархию. Все левое - низкое. А все правое - это высь. Здесь
монархия, иерархия...” (8)
Хотя скандалисты и разрушают общественную мораль, но, сами они как ни
парадоксально, даже в самом своем скандальном творчестве используют приемы,
тяготеющие к упорядоченности и подчас диктатуре (Упоминавшийся ранее
скандал с Д. Боуи; Сад, в языке которого даже при описании самых
разнузданных оргий постоянно встречаются фразы вроде “построить группу”,
скандальный русский писатель Э. Лимонов со своей Национал Большевицкой
Партией).
Сюда же следует отнести и самого скандального писателя в японской
литературе нашего века, и одного из самых скандальных в мировой, Юкио
Мишиму. “Персонажи большинства романов Мишимы оказываются физическими или
психически увечными, их привлекают кровь, ужас, жестокость или извращенный
секс... Идеолог ультраправых кругов Мишима выступал за возрождение
верноподданнических традиций, проповедовал фашистские идеи...” - так
сообщает о нем Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание. Юкио Мишима
создал себе лозунг : “Создать прекрасное произведение искусства и стать
прекрасным самому - одно и то же”. Этот принцип писатель всячески воплощал
в жизнь. Наделенный слабым здоровьем он в достаточно зрелом возрасте начал
заниматься культуризмом, карате, фехтованием на мечах. Мишима создал
ультраправое “Общество щита”, военизированную организацию. Но все это,
равно как и его скандальные литературные произведения были только увертюрой
к спектаклю, который он устроил 25 ноября 1970 года. С детства одержимый
фантазиями о смерти, писатель был еще более вдохновлен своим любимым
литературным произведением “Хагакуре” японского буддийского монаха Ямамото
Цунетомо, в котором сказано: “В ситуации “или-или” выбирай смерть”, а также
“Всего можно достигнуть только фанатизмом”. Каждый скандал для Мишимы стал
своего рода прелюдией смерти, каждый раз совершая тот или иной эпатирующий
поступок, Мишима, бывший очень стеснительным, как бы идет на смерть, он
умирает в скандале, чтобы превратиться в сверхчеловека. 25 ноября должен
был стать для Мишимы днем наивысшего блаженства. В 11 утра во дворе
токийской базы Сил самообороны (Японии запрещается иметь армию после 2-ой
Мировой войны) появился писатель с двумя соратниками по “Обществу щита”.
Будучи проведенным в кабинет генерала, начальника базы, Мишима выхватил
меч, отбил защиту охраны - в это время его сподвижники вязали генерала - и
забаррикадировался в кабинете. Мишима вышел на балкон для того, чтобы
обратиться с речью к солдатам. “Самураи вы или нет?! Мужчины вы или нет?!
Ведь вы воины! Зачем же вы защищаете конституцию, которая запрещает
существование армии?” - надсаживал голос Мишима. Солдаты кричали в ответ:
“Идиот!”, “Слезай оттуда!”, “Отпусти генерала!” Так и не закончив речи,
Мишима спустился и вернулся в комнату. “Они даже не слушали меня”, -
проронил он. Через некоторое время писатель, трижды прокричав “Да
здравствует император!”, совершил харакири. Смерть, согласно Юкио Мишиме,
причем смерть на виду у тысяч людей стала художественной акцией.
При всей противоречивости своих проявлений скандал всегда находится на
острие культурной жизни. Как бы ни презирали общество скандалисты, как бы
ни старались спрятаться за свою агрессивность, бежать в свое уединение, они
совершают то же, что и учитель дзен в приведенном примере, то же, что и
юродивые в Древней Руси и Средневековой Европе - они спасают общество от
косности, ханжества.
Список использованной литературы

1. Питирим Сорокин. Избранные работы
2. Амфитеатров. Нерон. Зверь из бездны.
3. Мошенники и авантюристы (В серии “Энциклопедия тайн и сенсаций)
4. Симона де Бовуар. Нужно ли аутодафе? (В сборнике “Маркиз де Сад и ХХ
век”)
5. М. Лотман. Русский дендизм (в книге “Беседы о русской культуре”)
6. Н. Вертинский. Дорогой длинною...
7. П. Сартр . Бодлер.
8. Сальвадор Дали. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим.
9. М. Шепель. Имиджелогия. Секреты личного обаяния.
10. Ямамото Цунетомо. Хагакуре Нюмон с комментариями Юкио Мишимы.
11. Мишима. Золотой храм. (Использованы биографические данные и
предисловие)




Реферат на тему: Роль социального взаимодействия в развитии мышления подростка

Университет Российской Академии Образования
Челябинский филиал
Психолого-педагогический факультет



КУРСОВАЯ РАБОТА


ПО: «ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ»


Тема: «Роль социального взаимодействия в развитии мышления подростка»



2000

Содержание:

Введение 2
I глава. Развитие возрастной психологии в мире 4
а) Развитие отечественной возрастной психологии 4
б) Вопросы возрастной психологии в трудах зарубежных
психологов 8
II глава. Развитие мышления у подростков 14
а) Мышление подростка 14
б) Социальная ситуация развития мышления у подростка 21
в) Агенты социализации как компонент социального
взаимодействия подростков 25
III глава. Методы изучения психики 32
а) Сравнительный метод 32
б) Лонгетюдный метод 32
в) Комплексный метод 33
Заключение 36
Список использованной литературы 37

ВВЕДЕНИЕ

Из курса общей психологии известно, что по мере усложнения
человеческой деятельности и накопления научных данных в структуре
психологической науки, как и других наук, идет непрерывный процесс
изменений, обусловленный различными, и, прежде всего социальными факторами.
Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации ее отдельных
отраслей и направлений, с другой – в интеграции различных отраслей и
направлений исследований как внутри данной науки, так и на стыке ее с
другими, смежными науками.
Возрастная психология, как более или менее обособленная отрасль
психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление
возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности
в течение жизни. Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных
характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, внутри
самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология
дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка,
психология старшего школьника (или: ранней юности), психология взрослого
человека и, наконец, психология преклонного возраста. Естественно, что если
в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более
детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста,
то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления
сравнительных характеристик нескольких возрастных "срезов".
С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX-начало XX
веков) рамки возрастных границ объекта исследований существенно
раздвинулись.
Исследования психологии взрослых людей постепенно распространялись, с
одной стороны, на юношей, подростков, младших школьников и затем
дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные
потенциальные возможности детей, а главное – вскрыть те периоды жизни
ребенка, которые наиболее благоприятны для развития различных функций,
интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.
В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание –
процесс единый и неделимый. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать
процесс гармонического развития личности, как и на каком этапе можно и
нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и
нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека,
остается пока далеко не решенным. Поиски решения этого вопроса – одна из
важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.
Современные экономические условия, породили необходимость овладения
учащимися не только системой глубоких и прочных знаний, но и приемами
самостоятельного приобретения знаний. Да, современный человек может быть
воистину образованным и отвечать требованиям бурного развития науки и
производства, если он непрерывно пополняет свои знания.
А это возможно при овладении приемами самоорганизации познавательной
деятельности, переработки знаковой (текстовой) информации. Вопросы,
вытекающие из необходимости решения этих задач, входят в содержание
современных психолого-педагогических исследований.
I ГЛАВА. РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В МИРЕ

а) Развитие отечественной возрастной психологии.
Задолго до возникновения детской психологии как самостоятельной науки
вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы
лучших представителей мировой культуры.
В истории становления и развития возрастной и педагогической
психологии в России видное место занимают труды К.Д. Ушинского (1824-1871),
великого русского педагога и психолога, посвятившего большое количество
исследований психологии младшего школьника.
В своих работах К.Д. Ушинский показал, какое значение в учебной
деятельности имеют память, внимание, речь, мышление, чувства и другие
психические процессы. Центральной психолого-педагогической проблемой ученый
считал развитие мышления, от которого, по его мнению, зависит результат
обучения.
Заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что на основе научных знаний,
которыми располагали его современники, ученый сумел сделать не только
психолого-педагогические выводы, но и выдвинул целостную психологическую
концепцию человека.
На дальнейшее развитие возрастной и педагогической психологии оказала
решающее влияние Великая Октябрьская социалистическая революция. На
повестку дня была поставлена задача осуществления общественного воспитания
детей с раннего возраста.
Большую роль в развертывании конкретных исследований по возрастной
психологии и разработке объективных методов изучения развития личности
ребенка сыграли в этот период П.Ф. Лессафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев,
Н.Н. Рыбников, Н.А. Сикорский и др.
В 20-е-начале 30-х гг. в возрастной психологии были представлены как
биологизаторское, так и социогенетические направления и борьба за ее
перестройку носила весьма острый характер. В декабре 1927 – январе 1928 г.
состоялся Всероссийский психологический съезд, на котором критиковалось
биологизаторское направление, а несколько позже и социогенетический подход
к пониманию психики.
Попытки подойти к проблемам возрастной и педагогической психологии
сделал П.П. Блонский (1884-1941). В своих работах "Психологические очерки",
"Память и мышление", "Развитие мышления школьника он не останавливался на
объяснении психологических явлений, а стремился дать им педагогический
выход.
П.П. Блонский обращает внимание на увеличение запаса понятий в
детском мышлении, начиная с первых лет учебы в школе. Он показывает, какие
возможности в плане расширения объема мышления и изменения его качеств таят
в себе различные школьные предметы. В процессе развития мышление все более
отвлекается от наглядности, отделяется от восприятия.
Рассматривая разные стороны понимания как результат мыслительной
деятельности, П.П. Блонский делает выводы, относящиеся к школьной практике.
Ценность работ П.П. Блонского заключается в том, что, используя
специальную методику исследования представлений, памяти и мышления, он
делает ценные для учителя выводы об особенностях этих процессов на
различных возрастных этапах.
В начале 30-х гг. произошли большие достижения в формировании
теоретических основ отечественной психологии. К их числу, прежде всего,
относится разработанная Л.С. Выготским (1896-1934), при участии А.Р. Лурия
(1902-1977) и А.Н. Леонтьева (1903-1979), теория культурно-исторического
развития психики, которая стала противостоять биологизаторскому
направлению, имевшему глубокие корни в зарубежных исследованиях.
Рождение ребенка, утверждал ученый, является концом биологического
типа его существования и представляет собой качественный переход к новому
типу развития – социальному. Условием жизни ребенка при этом является
деятельность других людей, взаимодействуют с ним. Деятельность ребенка и
его общение со взрослыми Выготский включил в число движущих сил развития и
определил их как факторы, формирующие психическую жизнь человека.
Выготский пытался понять влияние воздействий окружающей среды на
формирование психики. Решая эту проблему, он исходил из положения, что
условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие
ребенка. Ее развитие, прежде всего, зависит от того, в каких
взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Среда, говорил Выготский,
по-разному воздействует на ребенка.
Согласно его теории развития высших психических функций, "всякая
функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух
планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми,
как категория интерпсихическая, затем – внутри ребенка, как категория
интрапсихическая."
В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие
ребенка как результат воздействия "внешней", социальной среды, Выготский
подчеркивал, что среду надо рассматривать не как "обстановку развития",
которая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются
количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее
возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка,
они преломляются.
Становление человека как индивида и личности, по Выготскому,
предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но
неразрывно связанных друг с другом рядов развития, - натурального и
социального.
"Следует признать, что к началу каждого возрастного периода
складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста,
исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и
окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы
и назовем социальной ситуацией развития представляет собой исходный момент
для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного
периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот пут, следуя по
которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из
социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь,
по которому социальное становится индивидуальным.
Здесь возникают 2 главных вопроса психологии развития: 1) какова
конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и 2) какие
психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного
возраста?
Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то,
что теперь "в драму развития вступает новое действующее лицо, новый
качественно своеобразный фактор – личность самого подростка. В связи с
возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо
более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие,
которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору
для своего дальнейшего развития".
Идеи А.С. Выготского оказали сильное влияние, как на общую, так и на
возрастную психологию. (А.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В.
Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).
б) Вопросы возрастной и педагогической психологии в трудах зарубежных
психологов.
В конце XIX-начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении
теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторского
направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными
особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом.
В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности)
психического развития ребенка, то есть независимости от воспитания.
Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо
затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных,
наследственно обусловленных психических качеств.
Американский психолог С. Холл (1844-1924), опираясь на
биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном
развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему
возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя
большой фактический, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях
детей. Ему принадлежала идея создания особой комплексной дисциплины, куда,
по мнению Холла, должны включаться психологические, физиологические, а
также педагогические знания о ребенке. Впоследствии эта дисциплина,
возникшая в начале XX в., получила название педологии.
Многие психологи принадлежали к биологизаторскому направлению в
психологии. Развитие они рассматривали только как количественное изменение.
Умственное развитие понималось ими как созревание способностей,
особенностей характера, интересов, склонностей, с которыми человек родился.
Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее
вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития.
На развитие наследственно переданных способностей и черт характера,
по мнению, педологов, действует и среда, под которой понималась, прежде
всего, семья, рассматривавшаяся вне истории, оторванно от жизни общества.
Взаимодействие наследственности и среды исследовалось независимо от
конкретных условий жизни, от обучения и активности самого ребенка.
Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский
психолог Э. Клапаред (1873-1940). Он придавал большое значение в поведении
ребенка интересам, мотивам потребностям. Ученый глубоко изучил особенности
детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о
синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении
осознания ребенком различия и сходства.
Много работ Э. Клапаред посвятил внедрению психологии в
педагогическую практику. В книге "Психология ребенка и экспериментальная
педагогика" он указывает на то, что учителю необходимо знание
педагогической психологии, задачи которой состоят в том, чтобы научить
ребенка учиться, развить его характер, любовь к труду, содействовать
формированию положительных качеств личности.
В конце XIX-начале XX вв. значительно обострились социальные
противоречия в капиталистическом мире. Этот период характеризуется
повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий так
называемого социологического направления в психологии. В социологических
теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий
окружающей его среды. К этому направлению можно отнести таких французских
психологов, как Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш. Блондель, П. Жане и др.
Родоначальником французского социологического направления в
психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858-1917). По его
мнению, психическое развитие – это воспитывание, усвоение верований, чувств
других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной
деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный
человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию,
которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в
биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.
П. Жане (1859-1947) интересовал вопрос о соотношении биологического и
социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально
обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы
многообразных связей с природой и обществом. Под связями П. Жане понимал
действия, которые есть не что иное, как формы отношения человека к миру.
Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях
сотрудничества. Внешние взаимоотношения между людьми являются, по мнению
ученого, принципом развития психики каждого человека. Основываясь на этих
положениях, П. Жане выделяет 4 уровня психического развития ребенка.
Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций, где
значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их
социальная обусловленность.
Второй уровень – развитие перцептивных действий. Здесь формируется
устойчивость восприятия предметной действительности. Третий уровень –
социально-личностный, то есть такой, когда ребенок может согласовывать свои
действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал
большое значение. Если на более ранних этапах поведение ограничивается
простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным.
Четвертый уровень – интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне
развивается речь ребенка, с помощью которой он проговаривает совершаемые
действия, так как окружающие требуют от него отчета. Овладение речью дает
условия для развития мышления детей.
Характеризуя социологическое направление в зарубежной психологии,
отечественной психологии отмечают, что оно является идеалистическим даже в
том случае, если его представители исходят из тезиса о социально-
историческом развитии психики. Причина этого, согласно С.Л. Рубинштейну,
состоит в том, что социологическое направление "либо психологизирует
общественное сознание, ошибочно трактуя его как результат воздействия
отдельных индивидуальных сознаний, либо, наоборот, представляет содержание
индивидуального сознания просто как проекцию в психику человека
объективного содержания коллективных представлений, идеологии, понятий,
сложившихся в результате общественно-исторического развития."
В целом ни биологизаторское, ни социологическое направление в
психологии не смогли обеспечить правильного решения проблем психического
развития.
Попытку снять их односторонность сделал немецкий психолог В. Штерн
(1871-1938). В книге "Психология раннего детства" он раскрывает основные
теоретические положения психического развития ребенка: "Душевное развитие
не есть простое выступление прирожденных свойств и не простое восприятие
внешних воздействий, а результат "конвергенции" внутренних данных с
внешними условиями развития". Согласно теории конвергенции, процесс
развития психики определяется взаимодействием двух факторов –
наследственности и среды. При этом наследственности отводится определяющая
роль а среде – лишь роль условий, реализующих наследственно
предопределенные особенности психики, что в принципе не выходило за рамки
традиционного противопоставления двух факторов и не решало проблему.
Швейцарский психолог Ж. Плаже (1896-1980) является создателем
женевской школы психологов по изучению интеллектуального развития ребенка.
Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения
действий детей.
Развитие мышления детей в теории Ж. Плаже делится на досоциальный и
социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей,
отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого
человека, что определяется биологическими свойствами детской природы.
В своих работах Ж. Плаже неоднократно указывает влияние социальных
факторов на структуру и функционирование мышления ребенка. Ученый отмечает,
что оно не может быть выведено только из врожденных психологических
факторов и из воздействия физической среды, а должно быть понято из
отношений ребенка и окружающей его социальной среды, показывая влияние
которой Плаже использует такие понятия, как принуждение, давление и т.д. Но
роль социальных воздействий, по мнению ученого, незначительна.
Он не учитывает того обстоятельства, что деятельность ребенка уже в
раннем детстве приобретает социальный характер, осуществляется в общении с
другими людьми, которые ставят перед ним все новые и новые задачи и от
которых он усваивает выработанные обществом способы их решения.
Переходный возраст (12-15 лет) характеризуется, по Плаже, тем, что у
подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от
объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных
действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая
эмоции. Плаже указывает на два таких момента. Прежде всего, достижение его
мышлением фазы формальных операций вызывает у подростка и юноши особое
тяготение к общим теориям, формулам и т.д. Склонность к теоретизированию
становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно
преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии,
формулы счастья и любви.
Вторая особенность юношеской психики, связанной с формально-
операционным мышлением, - изменение отношений категорий возможности и
действительности. Ребенок мыслит прежде всего о действительности, у юноши
на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только
его эмоциональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что
формальная мысль по самой своей природе видит в действительности только
часть сферы возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только
реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления
неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в
понятия, формулы и т.д. Отсюда – своеобразный эгоцентризм юношеского
мышления: ассимилируя всь окружающей мир в свои универсальные теории,
юноша, по словам Плаже, ведет себя так, как если бы мир должен был
подчиняться системам, а не системы – действительности.
Концепция Плаже получила широкое научное признание. Но социальный мир
выступает у Плаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные
операции рассматриваются практические вне связи с предметной деятельностью
ребенка, характером его общения и т.д.
Прогрессивное направление в современной зарубежной психологии
представлено Дж. Брунером (р. 1915). В своих работах ("Психология
познания", "К теории обучения" и др.) он ставит вопросы о соотношении
обучения и формирования личности. Ученый утверждает, что обучение не
зависит от развития, поэтому любому ребенку на любой стадии развития можно
преподать любой предмет в достаточно полноценной форме.
Ученый стремится выяснить роль школьного обучения в формировании
интеллекта детей. Развитие каждого ребенка он обуславливает изменением его
места в системе социальных отношений – поступлением в школу, где ребенку
предъявляют определенные и жесткие требования к познавательной
деятельности. Вне школы, отмечает Дж. Брунер, интеллектуальное развитие
прекращается после 10 лет.
В своих экспериментах психолого-педагогических исследованиях ученый
выясняет роль вырабатываемых обществом способов действий ("усилителей") в
развитии детского интеллекта, а также ставит задачу их создания и наиболее
эффективного использования. Дж. Брунер провел фундаментальное сравнительное
исследование интеллектуального развития детей в условиях разных культур и
сделал вывод, что его уровень и специфика зависят от культуры общества, в
котором ребенок живет.
Таким образом, развитие зарубежной возрастной и педагогической
психологии характеризуется сменой многочисленных теорий, отличающихся
различными методологическими принципами. Зарубежные психологи обнаруживают
значительный интерес к философской основе отечественной психологии и все
возрастающее стремление к объяснению накопленного экспериментального
материала.
II ГЛАВА. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКА
а) Мышление подростка.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет
собой форму творческого отражения человек действительности, порождающую
такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный
момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как
творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания
состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в
которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо
задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное
преобразование действительности.
Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в нее действий и операций
преобразовательного и познавательного характера. В психологии выделяют и
исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов
деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. На рисунке
представлены основные виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь
которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к
опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для
мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий,
направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и
ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь
готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований
теоретического характера.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что
материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются
не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или
непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или
извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно
преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно
увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет
собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в
работе писателей, художников, артистов.



Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и
теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют, но
выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как
раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое
понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее
точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное
мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое
не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида
мышления наше восприятие в действительности не было бы столь глубоким и
разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно
является на деле.
Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-
образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно
связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без
него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к
действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его
кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для
теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти).
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей
дошкольного и младшего возраста, а у взрослых – среди людей, занятых
практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей
разного ранга и уровня, у людей так называемых "операторных профессий", у
всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах свой
деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не
взаимодействуя.
Наконец, последний из обозначенных на схеме видов мышления – это
наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс
подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную
деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основным
условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные
действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко
представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным
производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.
Разница между теоретическим и практическим видами мышлениями, по
мнению Б.М. Теплова, состоит в том, что "они по-разному связаны с
практикой… Работа практического мышления в основном направлена на
разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического
мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей". И
теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связано с
практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой
непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу
нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно
проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как
опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах
его работы.
Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той
же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей
доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и
различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они
предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все
названные виды мышления не уступают друг другу.
Рассмотрим теперт наиболее известные теории, объясняющие процесс
мышления. Эти концепции можно разделить на две большие группы: те, которые
исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под
влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу
которых положено представление о том, что умственные способности в основном
формируются и развиваются прижизненно. Приведем особенности обеих групп
концепций.
1. Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и сам
интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих
восприятие и переработку информации с целью получения нового знания.
Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у
человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь
(развиваясь) в процессе взросления организма. Эта идея априорно
существующих интеллектуальных способностей характерна для многих работ в
области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее
отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой
способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной
действительности и есть основа интеллекта.
2. В противоположность этому генетические концепции интеллекта
предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность
и необходимость их прижизненного развития. Генетические концепции объясняют
мышление исходя из воздействий внешней среды, из идеи собственного,
внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.
Своеобразные концепции мышления были представлены в следующих
направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной
психологии, ассоциативной по характеру и интроспективной по основному
методу; в гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только
отрицанием элементности психических процессов и признанием доминирования их
целостности над составом их элементов, в том числе и в мышлении; в
бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как
субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное); в
психоанализе, который мышление, как и все другие процессы, подчинил
мотивации.
Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с XVII
века. В это время и в течение следующего, довольно длительного периода
истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в
качестве единственного его вида, подлежашего изучению, рассматривалось
понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно
называют логическим (неправильно потому, что логика присутствует в любом
другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном). Сама способность

Новинки рефератов ::

Реферат: Торговое соглашение (Банковское дело)


Реферат: Научный креационизм (Теория сотворения). Обновленная и улучшенная версия (Биология)


Реферат: Great Britain and Kazakhstan (Иностранные языки)


Реферат: Идеология власти средневекового Востока - общее и особенное (История)


Реферат: Выдающиеся психологи Отечества. Выготский Л.С. (1896-1934) (Психология)


Реферат: А.Д. Сахаров (Исторические личности)


Реферат: Кредитно-денежная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Основные права и свободы Российских граждан (Право)


Реферат: Анаболические стероиды (Спорт)


Реферат: Обзор системы налогообложения в Российской Федерации (Налоги)


Реферат: Петр Великий - человек и государственный деятель (История)


Реферат: Культура Галицько-Волинського князівство (История)


Реферат: Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова (Религия)


Реферат: Страхование водного транспорта (Страхование)


Реферат: Организация и обслуживание рабочих мест (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Методика испытания кухонного процессора (Технология)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Получение взятки (Уголовное право и процесс)


Реферат: Проблема моделирования на ЭВМ основных функций человеческого мышления (Философия)


Реферат: Неотложная медицинская помощь при ранениях (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист