GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Сущность человеческой деятельности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сущность человеческой деятельности (Психология)




Московский технический университет связи и информатики



Доклад по курсу “Психология и педагогика” на тему:



Москва 2000



Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе
деятельности происходит формирование и самореализация личности.
В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении
активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической
деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т. д. В более
узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.
Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют
деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например,
«Заслуженный деятель культуры»). В литературе вы можете встретить и слово
«деяние», которое означает действие, поступок. Чаще всего оно употребляется
для обозначения не любого действия (например, человек поднялся на лифте —
можно ли это назвать деянием?), а только общественно значимого. В науках,
изучающих человека и общество, понятие «деятельность» наполняется более
специальным содержанием.

Деятельность человека и поведение животных

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой,
другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях
(двигательной активности). Труднее обнаружить внутреннюю (психическую)
активность, которая как бы включена в поведение. Например, известно немало
фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан
случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени
прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.
Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей
среде. При этом они могут употреблять природные предметы в качестве орудий
и даже изготовлять их с помощью своих естественных органов. Они используют
эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для
удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных
определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут.
(Вспомните, как используют природные предметы обезьяны, бобры, птицы,
другие живые существа.)
От приспособительного поведения животных отличается практически
преобразовательная деятельность человека. Человек не ограничивается
приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя
приспособительное поведение занимает большое место в его жизни (вспомните,
например, влияние географических условий на жизнь людей, значение правовых
и нравственных норм, обычаев, традиций, которые регулируют жизнь человека).
Однако приспособление — не предел человеческих возможностей. Только
человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не
ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для
этого используются не только природные предметы, но, прежде всего,
средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность
человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник
прячется в засаде или крадется к жертве — его поведение сообразуется с
целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание
человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже
целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными
качествами и внешними условиями. В основе этого поведения — биологическая
программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется
исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений)
программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет
целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося
опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения).
Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Структура деятельности

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и
объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект —
это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности)
воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности).
Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом — объект. Для
Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения
страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая
деятельность. Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа
людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные
материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность
субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер
воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста
является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может
быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело,
закаляет его, воспитывает свою волю, занимается самообразованием и т. д.).
Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства ее
достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую
деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение
которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде
чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно
ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет
(многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или
храм, казарма или дворец). Его образ может быть показан в рисунке, чертеже,
объемной модели, но прежде он возник в сознании архитектора.
Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их
результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в
результате его педагогической деятельности.
Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в
результате определенным образом направленной деятельности.
Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний,
можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из
него лук. Пока не появились современные строительные материалы, не могла
возникнуть цель построить высотные дома. Правда, мог появиться сказочный
образ, например, ковра-самолета. Но какая деятельность могла создать такой
ковер в действительности? Следовательно, целью деятельности может быть не
любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным
возможностям окружающего мира и самого субъекта. При этом человек может
знать или не знать свои возможности, знать или не знать свойства предметов
окружающего мира. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект
деятельности знает, каковы реальные средства и условия достижения цели.
«Кого считать умным?» — спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абуль-Фарадж.
И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от
средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы,
орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны
семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить
учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы
учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят:
«Палить из пушки по воробьям», это значит, что средства не соответствуют
цели. Вспомним и басни: медведь, чтобы избавить хозяина от досаждавшего ему
комара, прихлопнул первого дубиной.
А можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться
нечестными средствами? Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи
Возрождения Никколо Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно
государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому
пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы
средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят,
ибо чернь прельщается видимостью и успехом». Он считал, что для достижения
цели можно обманывать, «при надобности не чураться зла».
Итак, победителей не судят? Цель оправдывает средства? А вот другая
точка зрения. Ее выразил русский писатель Н. С. Лесков: «Никакая
благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого
счастья». Значит, для достижения благородной цели годятся не любые меры, а
только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми
средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно
отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В
справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества.
(Можете ли вы привести исторические примеры, подтверждающие эту мысль?)
Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым
они стремятся. Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести
поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома,
гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата
своих действий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким
образом, он получил обратный удар. Использованное им средство породило
совсем иные обстоятельства, чем было задумано.
Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность
состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя
разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др.
Деятельность космонавтов включает ;) себя наблюдения за Землей, наладку
приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д.
Деятельность земледельца — вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В
действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, прополка
имеет целью создать условия роста культурных растений.
Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при
этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в
виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к
себе.
Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям
работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен,
аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть,
выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой
деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из
действий, то поведение — из поступков.
(Вспомните критерии нравственной и правовой оценки поступков. Подумайте,
какие поступки может совершить человек в процессе той или иной
деятельности.)

Мотивы деятельности


Слово «мотив» французского происхождения, в психологии означает то, что
побуждает деятельность. Нас интересует вопрос: что движет человеческой
деятельностью?
Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох
давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а
следовательно — развитием общества.
Одни из них объясняли развитие влиянием географической среды. Так,
французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические
условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и
склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух
зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе.
А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об
урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической
власти, законах, торговле и т. п.
Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «идеи
правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих
личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. Иной
взгляд заключался в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд
развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.
Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что
деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных
факторов.
Значение материального производства в развитии общества обосновывал К.
Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься
философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь
жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно
Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность
людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими
интересами.
Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений
каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных
причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал,
что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные
исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако
многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор
движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-
технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику
и технологию.
Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его
к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.
Поэтому можно сказать, что мотивы — это побуждения к деятельности,
связанные с удовлетворением потребностей. А потребность — это переживаемая
и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания
организма человека и развития его личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод —
это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность
справиться с задачей создает нужду в знаниях, которые необходимы для ее
решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.
Потребности человека можно разделить на три группы. Первая — это
переживание нужды в дыхании, питании, воде, в нормальном теплообмене,
движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с
биологической организацией человека, с его принадлежностью к природе. Иными
словами, это те же потребности, что есть и у животных. Немецкий писатель Г.
Бёлль (1917—1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен
тем, что уравнивает и человека и животное».
Вторая группа — социальные потребности, порожденные обществом. В них
воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с
другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании
ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности
«для себя» (потребность настаивать на своих правах) и «для других»
(потребность выполнять свои обязанности). О первых русский писатель А. Н.
Радищев говорил: «Все начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения,
делаем с прилежанием, рачением, хорошо». А примером второй потребности
может быть герой рассказа Ю. Нагибина «Иван»: «Если определить его главную
устремленность — он всегда кому-то помогал... Помогать было его
призванием... Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-
то, нежели для самого себя».
Третья группа потребностей — идеальные: познавать окружающий мир в целом
и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение
своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности.
Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Понять
смысл жизни помогает не только знание, но и искусство, которое иными
средствами, чем наука, помогает человеку найти себя и свое предназначение.
У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в
этом случае они разнообразны: кому-то — кино, кому-то — танцы, а кому-то —
поболеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается
наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны.
Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных
становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает
жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток,
утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И
прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой
имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и
обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и
приятное общество, разделяющее его трапезу. У большинства людей социальные
потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает
нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в
обществе.
В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное,
идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет
ниже).
Приведенная классификация потребностей не единственная в научной
литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским
психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:
— физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,
жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;
— экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально —
существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве
условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных
случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;
— социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о
другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;
— престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании,
достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
— духовные: в самоактуализации, самовыражении.
Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные
(врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности
каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены
предыдущие.
Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются
социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация человека на
определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать
определенным образом относительно данного объекта. Например, таким объектом
может быть семья.
В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя,
индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или,
напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят
его действия, его поведение.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это
устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить
их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это
слово тоже латинского происхождения, означающее буквально — имеет значение,
важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не
столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия,
которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего,
материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий
(учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит
распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или
иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным
группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет
свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию,
иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к
какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой
группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом
других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит,
интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в
обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются
важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В
обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые,
интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на
экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное
выражение актуальные потребности людей.
Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Г.
Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что
действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и
лишь они играют главную роль».
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характеризуют
сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют
самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и
бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия
сознания.
Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939), изучавший роль
бессознательного, придавал ему большое значение: «Многое в Я безусловно
бессознательно, именно то, что следует назвать «ядром Я». Под
бессознательным в психологии обычно понимаются обусловленные воздействиями
состояния, в которых человек не дает себе отчета.
В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой
бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и
переживаний людей. Швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что
бессознательное— источник творческой фантазии духа, оно существует не
только в личности, но и в общественной психологии.
На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т.
е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно
осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности,
направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в
агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего
состояние влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его
действия. Вспомним слова князя из «Русалки» А. С. Пушкина: «Невольно к этим
грустным берегам меня влечет неведомая сила». Герой драмы не осознает,
какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.
Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования
мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают
место осознанным мотивам.
Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в
зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные,
аффективные и традиционные.
Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и
продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение
ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом
случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и
побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.
Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанным определением
своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но
смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид
следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных
предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам,
заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную
или иную ценность определенного поведения.
Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида
(слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально:
душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно
кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание —
ярость, ужас, отчаяние и т. п.). Оно может быть реагированием на совершенно
необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он
стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении,
преданности и т. п.
Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это
автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда
усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране нехватки какого-
либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой
возможности создать у себя запас этого продукта).
М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются
нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга.
Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, смысл их
деятельности.




Реферат на тему: Сущность, структура и функции семьи

[pic]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ
ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ
ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА: Сущность, структура и функции семьи



Работу выполнил
АБДРАХМАНОВ Р.Р.
студент 203 группы ФАКУЛЬТЕТА
СОЦ. ПСИХОЛОГИИ



МОСКВА 1998
ПЛАН РЕФЕРАТА

1. Сущность, структура и функции семьи
2. Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
3. Роли отца и матери в семье
4. Общение в семье
5. Развод
6. Заключение



БИБЛИОГРАФИЯ

1. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986
2. ДАВЛИЕВ И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство 1984
3. ОСИПОВ Г.В., КОВАЛЕНКО Ю.П. «Социология», М., 1990
4. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985
5. ХАРЧЕВ А.Г., МАЦКОВСКИЙ М.С. «Современная семья и её проблемы
М.,1978
6. МАРКОВИЧ Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993



Введение
Данная работа не претендует на звание лучшей в данной области
социологии (т.е. в социологии семьи)–так как по этой проблеме много
написано и произведено большое количество исследований. Автор же ставил
перед собой несколько иную цель: чтобы при написании реферата хотя бы
немного самому разобраться во всем многообразии семейной жизни. Поэтому
работа, на мой взгляд, написана несколько сумбурно и без явной логики
изложения.

Сущность структура и функции семьи
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма
организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных
связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями
и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее
хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется
материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения
людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы
и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от
уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура
общества, следовательно тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет
собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не
только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть как и персональные (отношения между
матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между
супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом
поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-
потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях
численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и
качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная
функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей
страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не
меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем
или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000
человек населения, состоящего из 2х детных семей, через 25-30 лет теряют
треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения
России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по
причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,
тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит
отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может
оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой
точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,
создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с
позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с
патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения
неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на
данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть
позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты
семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего
бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок
получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать
труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,
учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт
общения с деньгами.
Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются
отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не
исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья,
жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится
оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое
отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-
психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима
питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит
средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг
происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д.
это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном
отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в
целом и каждого её членов.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее
членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных
отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют
авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и
демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и
эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее
положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов
поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли,
когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был
хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую
самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число
женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении
семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны
это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с
другой–привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а
эмоциональные стороны межличностных отношений.

Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной
организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и
полигамию. Моногамная семья–такая, где на одного мужчину приходится одна
жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В
зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.
Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья,
представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.
Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае когда кто то из
детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и
более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих
супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную
семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие
детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2 или более супружеских
пар составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.( )
Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения
Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и
Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три
региона: с преобладанием малых семей–Прибалтийские страны, Украина и
большая часть России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию,
Грузию, Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней
Азии, Армению, Азербайджан.
Семья проходит ряд этапов из которых складывается жизненный цикл семьи.
Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование
семьи–вступление в первый брак; начало деторождения–рождение первого
ребенка; окончание деторождения–рождение последнего ребенка; «пустое
гнездо»–вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
прекращение существования семьи–смерть одного из супругов.
Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая
исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).
Из таблицы А видно, что жизненный цикл семьи раньше начинается в Индии
(средний возраст женщины при этом 14,6 лет), так же как и кончается. Пример
США показывает зависимость развитости общества и увеличения жизненного
цикла семьи.



Таблица 1: фазы жизненного цикла в отдельных странах
|ФАЗА ЦИКЛА |Возраст женщины в начале фазы |
|СТРАНА |США |ИНДИЯ |ЯПОНИЯ |
|ГОДЫ ПЕРЕПИСЕЙ |1890 |1959 |1956 |1960 |
|Вступление в первый брак|22,0 |20,2 |14,6 |24,4 |
|Рождение первого ребенка|23,0 |21,6 |18,2 |26,3 |
|Рождение последнего |31,9 |25,8 |37,0 |28,7 |
|ребенка | | | | |
|Вступление в брак |55,3 |47,1 |53,0 |54,5 |
|последнего ребенка | | | | |
|Смерть супруга |53,3 |63,6 |39,5 |69,1 |


Таблица из Г.О. Осипова и Ю.П. Коваленко, «Социология»,М., !990-
287стр.

Роль отца и матери в семье
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье.
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать
мужем, отцом, как и каждая женщина–матерью и женой. Человек всегда думает о
том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено,
что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак,
мужчина берет на себя огромную ответственность–быть отцом, опорой в семье.
Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще
семейной жизнью руководит женщина–жена, мать. Авторитет отца значительно
упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных
квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд
почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже
работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец–это сила, ум и опора семьи в житейских
вопросах.
Отцовство–также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.
Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же
не готовые к нему. Ребенок–большое испытание на прочность семьи. В
практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после
его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома,
избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии,
недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно,
но не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается
несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-
настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины–матерями. Молодые
люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у
мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников,
свое продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и
школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит
мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к
тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость,
замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны
восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае
воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения
уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и
обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи
родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д.–вот
первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как
доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает
детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи
детям в о всех его делах, должен быть другом своему ребенку.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом
копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру
разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как
крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к
противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись,
считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец
отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных
семьях детям–увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость,
падает успеваемость.
Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим
институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию
детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он
ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие
дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д.–это прежде всего обязанность
отца.
Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство,
и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию
детей и домашним делам.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье.
Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок
отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось
психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором
эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли
«мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку
с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки
относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться.
Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо
обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что
не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян,
выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких
нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила
голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде
в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других
обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет,
совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и
психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным
для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.
Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки
душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным
влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Мать - это зеркало в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать
опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате?
Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.
Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет,
стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя
домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки
мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой
нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день–на производстве и
дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются
на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и
семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно
и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и
чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и
побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Общение в семье
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и
женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение
в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их
взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр
общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе,
домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя
обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой,
и так далее.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их
взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,
неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера
являются плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования показывают, что при нормальных
взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими
огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не
скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего
только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через
противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно
понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю,
что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует
напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам...».
В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из
которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного
трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких,
дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать,
делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может
получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми.
Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и
несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В
результате это способствует разрушению семьи.
Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу.
Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.
Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу,
добрые слова.
Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим
последствиям. Психологами установлено, что существует связь между
супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие
взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к
ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению
работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью.
Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость,
уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение
признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким
образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и
дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности
ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже
в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного
развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями,
характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной
чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в
общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем
с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых
детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с
матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие
духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В
таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с
другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях.
Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к
полноценному общению.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей
способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают
характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит
и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Развод
В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на
развод. По статистике на 1990 год ещё в бывшем СССР ежегодно расторгалось
примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их общего
количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом,
соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот
показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так
в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности. Так
если посмотреть таблицу 2, мы видим, что наименьшее количество разводов
приходится на регионы, где ещё сильны патриархально-религиозные традиции.
Это среднеазиатские и кавказские республики.
По мере роста числа разводов возможность того, что они будут
компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15
% женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается
количество неполных семей.

[pic]
Таблица из Г.О. Осипова и Ю.П. Коваленко, «Социология»,М., 1990, 296 стр.

Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от
зла. Для того, чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг
вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как
изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми?
Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу
разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не
зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь
небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ
разведённых.
По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе
женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама
может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Супруга
порой говорит: «Почему я должна ему подсказывать?» или «Почему он сам не
может догадаться?». При этом женщина не задумывается, что она сама не
идеальна и достойна совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой
совершенный идеал, который в реальной жизни и не встречается.
Слов нет, что пьяница муж - несчастье для семьи, жены и детей.
Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи,
не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего
необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.
Но ведь не всегда пьяница-муж был пьяницей. Ведь были же сначала
встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести - была
жизнь. И какова была вначале позиция жены по отношению к выпивкам мужа?
Была ли она достаточно требовательной, могла ли умно и тонко сочетать
ограничительные и запретные меры, чтобы уберечь семью от порока. Может
причины пьянства следует искать во взаимоотношениях между супругами.
Кроме пьянства причинами по которой жёны подают на развод могут быть -
измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим
поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не
терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.
Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена
жены или его любовь к другой женщине.
Но основной причиной разводов, на мой взгляд, является
неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов
наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни
молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые
старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.
Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к
способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых.
Подобное «лёгкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому,
что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака
существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов
не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка
стимулирует развод.
Причина развода может послужить нежелание одного из супругов иметь
ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.
Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в
одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда
удаётся. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели
бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли
одиночество. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик
сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем
женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних
женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что
разводы отрицательно сказываются на здоровье разведённых людей.
Многие мужчины, как и многие женщины легко идут на развод, но потом
очень тяжело переживают его последствия.
В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем
больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод
сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям
наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают
родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не
многие понимают к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в
его дальнейшей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей.
Они мало при этом думают о судьбе своих детей.
Дети из распавшихся семей - это как бы сироты при живых отцах или
матерях. В том, что дети остаются без отца чаще вина обоих родителей.
Кроме моральных минусов у развода есть ещё и материальные отрицательные
стороны. При уходе мужа из семьи, у жены с ребёнком возникают трудности
денежного характера, особенно, если заработная плата у жены маленькая, а
детей больше одного. Уход из семьи также бьёт по карману мужчине, ведь
теперь ему приходится платить алименты. Также возникают проблемы с жильём,
приходится разменивать квартиру, делить вместе нажитое имущество.
Таким образом–развод во многих случаях зло, чем добро. Но возможность
воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча распавшихся пар. В
жизни часто случается, когда «блудный муж» возвращается к своей жене и
детям, а разведённые женщины говорили о своих мужьях, что мол если он
изменит своё поведение к лучшему, то приму. В глубине души каждый из
супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого, прежде всего самим
людям, вступившим в брак, надо учиться взаимопониманию, преодолевать
мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На
государственном же уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и
расширять систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-
психологическую службу помощи семье и одиноким людям.



Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью
общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и
материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,
следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей,
которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой
связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная
функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду,
уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким
будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество,
построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом
случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных
факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в
семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых
является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы,
которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в
семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо
пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от
общества.






Новинки рефератов ::

Реферат: Тибетская Книга Мертвых (Мифология)


Реферат: Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов (Педагогика)


Реферат: Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры (Культурология)


Реферат: Шина AGP (Информатика)


Реферат: Исторический Таллин (История)


Реферат: Ответственность за торговля наркотиками (Право)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк (Искусство и культура)


Реферат: Договор поставки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Изучение радиоактивного излучения (Естествознание)


Реферат: Типология политических режимов (Философия)


Реферат: Экскурсия по Эрмитажу (Искусство и культура)


Реферат: Отчет по бухгалтерскому учету общий, общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биржа (Биржевое дело)


Реферат: Контрольная (Геология)


Реферат: Иисус Христос: жизнь, судьба, учение, мысли (Исторические личности)


Реферат: Антропогенез (История)


Реферат: Педагогические взгляды Толстого (Педагогика)


Реферат: Шпаргалки растениеводство (Предпринимательство)


Реферат: Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года (Право)


Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист