|
Реферат: Молодежь в современном Российском обществе (Социология)
Молодежь в современном российском обществе. 1. Молодежь и становление новой России 2. Молодежь в сфере криминального влияния. 3. Проблемы наркомании среди молодежи.
1. Молодежь и становление новой России.
Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики. Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально- экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности. Среди факторов социологического определения "молодежь" исследователи устойчиво выделяют: - возростные границы и социально-психологические особенности. - специфику социального статуса, социально-культурное поведение. - процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации. Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом. С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше, чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек. Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Число убийств и самоубийств в РФ (1990-1995 гг.)
|Годы |Убиты (тыс.человек) |Самоубийства (тыс. человек) | |1990 |21.1 |39.2 | |1993 |45.1 |56.1 | |1994 |47.8 |61.9 | |1995 |45.1 |60.9 |
Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.
Поданным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госчреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии. В 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек. Причина - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем. Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения. В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и крименализация молодежи. В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 году она составила - 35.5%, в 1997 году - 35%, от общей численности безработных. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы. Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду потому.
2. Молодежь в сфере криминального влияния.
Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Уральский регион и прежде всего Свердловская область за последние пять лет зарекомендовали себя, как зоны повышенной криминагенности. Здесь расположены крупные пенитенциарные учреждения, в которых отбывают заключение большие массы заключенных, в том числе несовершеннолетних. "Криминальные разборки" местных мафиозных кланов в Екатеринбурге долгое время были в фокусе всей страны. С этой точки зрения, анализ форм криминального влияния на молодежь в регионе, где оно получило значительное распространение, представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом отношении. В Свердловской области ежегодно совершается молодежью и подростками около 10 тысяч преступлений. Только за пять лет (1990- 1994 гг.), увеличение числа преступлений составило более 170%. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Резкий скачек молодежной и подростковой преступности наблюдался в 1992 - 1993 гг. Другой аспект распространения криминального влияния связан с тем, в какой степени молодежи приходится испытывать на себе воздействие молодежной и подростковой преступности. 78% от числа опрошенных молодых людей сталкивались за последние два года с различного рода правонарушениями среди молодежи и подростков. Лишь каждый пятый дал отрицательный ответ. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.
3. Проблема наркомании среди молодежи.
Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение. Тяжесть социальных последствий обостряется, если учесть то, что наркомания - молодежная проблема.
Список используемой литературы. 1. Социологические исследования. (Социс) 1998 г. 2. Российский экономический журнал. 1998 г. 3. Социологический журнал. 1998 г.
Реферат на тему: Молодежь и время
Технический лицей.
Реферат по теме «Молодежь и время»
Выполнил:
Иванцивский М.В. Гр. Л11-2
Руководитель: Эстрайх В.А.
Новосибирск-98
1. Молодежный Вавилон – М.: Мол. гвардия, 1989. – 219[5] с. – ( Свободная трибуна ) 2. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. – Л.: Знание, 1991. – 32 с.
Время и молодежь. Все люди меняются со временем, но особенно эти изменения заметны на молодеже. Каждое последующее поколение не отличалось бы от предыдущего, если бы не было развития, прогресса. За счет течения времени, между двумя поколениями молодежи большая разница, потому что за время подрастания нового поколения молодежи, окружающий мир заметно изменяется, и их юношеские годы протекают уже в другой атмосфере, чем у предыдущего поколения молодежи. Особенно сильно заметна разница между поколениями молодежи в XX веке – веке интенсивного развития технологий. Если еще в 50-е годы молодежь проводила свой досуг гуляя по улице и играя на музыкальных инструментах, то уже в 80-е годы появился магнитофон, который просто вытеснил музыкальные инструменты из жизни рядового подростка. Появились ночные клубы, дискотеки, в которых молодежь стала проводить свой досуг. Но 30 лет - это большой промежуток времени. Возьмем два последующих поколения: родители и дети. Чаще всего родители не понимают своих детей, не понимают ни музыки, которую они слушают, ни мотивы их поведения, потому что они выросли в другой атмосфере, с другими порядками и правилами. От поколения к поколению меняется все: одежда, стиль разговора, музыка, манеры и многое другое. Но с течением времени сущность проблем у молодежи не меняется. Это такие проблемы, как: - отношения друг с другом - отношения с родителями - проведение досуга - выбор места учебы - многие другие проблемы Давайте посмотрим, в какой атмосфере живет подросток 90-х. Подросток 90-х очень сильно подвержен влиянию улицы, и, пожалуй, доля уличного воспитания превышает долю домашнего. Так же подросток 90-х подвержен большому количеству стрессов, часть подростков страдает от депрессии. За последние годы вырос процент смертности среди молодежи, а так же процент самоубийств. Выросло количество преступлений совершаемых подростками. В жизни подростка 90-х присутствует деление на так называемые молодежные течения: неформалы, гопы и другие. Часто между этими течениями происходят стычки и драки. Большой процент подростков 90-х курит и пьет, и этот процент увеличивается с каждым годом. Некоторые подростки начинают курить еще с 8- 10 лет. «Неформальная волна» В начале 70-х годов советская общественность с изрядным удивлением обнаружила на улицах городов приметы тех самых дикостей и чудачеств молодых людей, о которых до этого привыкла читать лишь в международных разделах газет, под рубрикой «Их нравы». Выводы последовали незамедлительно. Любые отклонения от официально принятых стандартов на идеологическое содержание текстов песен и музыкального сопровождения, убеждений совести и поведения, даже внешнего вида подвергались строгому осуждению с последующим «принятием мер воздействия». Был предпринят ряд шумных кампаний, пригвоздивших к позорному столбу молодежную рок-музыку и самодеятельную песню, выставки художников-авангардистов и клубы любителей фантастики, начинания неофициальной педагогики — подростковые клубы. Сам термин «молодежная субкультура» вошел в язык в качестве примера идеологических диверсий противника в методические пособия. Между тем вопреки такому массированному, организационному давлению своеобразие даже чисто внешних проявлений молодежной среды не исчезало, а, наоборот, увеличивалось, принимая порой действительно искаженные формы. Возникли многочисленные «тусовки» молодых людей, фанатически приверженных тому или иному музыкальному кумиру или спортивной команде. Множились разнообразные семантические средства — одежда, сленг, вся значковая атрибутика, песни, музыка, манеры и т.п., - с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь. Подвергнутые осмеянию, а иногда и просто содранные по- живому, все эти цепочки, ленточки, заклепки и шнурки, «бредовые» идеи и нешуточные страсти исчезали... чтобы возникли другие, не менее претенциозные и непонятные их родителям. Чем же вызван столь бурный рост самодеятельных неформальных объединений молодежи? Одна из версий - эти молодежные группировки - явление глобальное и свойственное практически всем странам, вставшим на путь индустриального развития, так что приливы и отливы молодежного протеста следует воспринимать в контексте изменений, постигших мировое сообщество. Другая версия говорит о том, что исчислять историю неформального движения нужно от сатурналий в Древнем Риме, включая средневековых вагантов и скоморохов, вплоть до так называемой «золотой молодежи» 70-х... Есть и другие на менее интересные версии, однако однозначно ответить на вопрос, откуда пришли к нам неформалы невозможно. Одной из причин возникновения неформалитета являются потребности в суверенитете личности, в самовыражении, в признании права на собственный выбор, путь и решение. Известно, скажем, что наиболее доступной формой самовыражения школьников является внешность: одежда, прическа, манера, словечки, песни и т. д. Она же служит наиболее скорым способом опознания своих. Педагоги и родители, отдавая много сил на то, чтобы привести детей в «нормальный» вид, лишь укрепляют стену отчуждения. Между тем преодолевается она другими средствами: подобное лечится подобным. Терпимость, поощрение выдумки и фантазии создают подросткам возможность выбора, прививают вкус. Существование нескольких вариантов снимает психологическую напряженность, гасит стремление человека реализовывать себя лишь с одной группой. Огромное воздействие на формирование молодого поколения оказывает положение семьи и детства в нашем обществе — этих островов человечности, которыми держится жизнь. Но в подавляющем большинстве случаев подростки обречены на коллективные формы раннего воспитания в наших запущенных детских садах. Отсюда — деиндивидуализация, эмоциональное сиротство детей на фоне конфликтности и агрессивности старших. Таким образом, можно сказать, хотя не все с этим будут согласны, что с развитием технического процесса, с появлением все большего количества техники в домах и в жизни подростков, молодежь «портиться» и теряет моральные устои. Но есть и другие подростки, которые интересуются информатикой, математикой, физикой, проявляют интерес к театру и книгам. Они как правело, составляют около половины всех подростков, однако некоторая часть из них, довольно значительная, замкнуты в себе или мало общаются с окружающими их людьми. Что можно сделать в сложившейся ситуации? Скорее всего, антипропаганда курения и употребления спиртных напитков ни к чему не приведет, это просто слова, которые если повлияют, то на очень незначительную часть подростков. Штрафы и другие меры наказания ни к чему хорошему не приведут, как говорится: запретный плод слаще всех других. Остается только один выход: заинтересовать молодежь. Но каким образом можно это реализовать? В первую очередь, нужно изменить подход к преподаванию всех дисциплин. Важно, что бы учащийся мог увидеть, «потрогать» результат своей деятельности, что бы он мог понять важность изучения данного материала. Большую помощь в наглядном изображении результатов труда может оказать компьютер, именно введение компьютеров в процесс обучения, по всем дисциплинам, повысит заинтересованность учащихся в прохождении материала. Поможет раскрыть его творческие способности, и как , в следствии этого, повысит его производительность в научной деятельности.
| |