GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Проблема занятости (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблема занятости (Социология)



О Г Л А В Л Е Н И Е.



Введение 2

Сегодняшняя ситуация в области
занятости населения. 4

Внутрифирменная безработица 8

Безработица 9

Государственная политика занятости 11

Заключение 15

Список литературы 17



ВВЕДЕНИЕ.


К числу актуальных задач перестройки управления экономикой следует
отнести разблокирование противоречий, накопившихся в сфере занятости.
Решение этой важной проблемы связывается с усилением социальной
направленности управления. Одним из важнейших социальных аспектов его
радикальной перестройки является создание системы формирования эффективной
занятости. Четкая ориентация на эффективную занятость как главный критерий
политики занятости и один из важнейших показателей социально-экономического
прогресса продиктована новыми требованиями производства к формированию и
реализации трудового потенциала, необходимостью кардинального улучшения
организации использования трудовых ресурсов, отбора, подготовки,
переподготовки и трудоустройства кадров.
Создание системы формирования занятости - результат осознанной
необходимости включения занятости в качестве составного элемента в
систему управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции
нарастания целостности системы управления и т.д. Эффективная занятость
предполагает способность общественной системы хозяйствования обеспечить
экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в
соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического
развития, требованиям интенсификации и динамизма общественного
производства. Обязательным критерием эффективной занятости является
экономичность, воспроизводство которой требует поддержания динамического
соответствия экономических условий хозяйствования внутренней
дифференциации субъекта собственности, согласованию многоуровневой системы
присвоения средств и результатов производства и т.д. Становление системы
эффективной занятости - поступательный процесс овладения обществом
искусством сопряженного управления, совокупностью социально-экономических,
материально-технических и организационно-правовых условий занятости.
Условиям экстенсивного развития экономики соответствовал
хозяйственный механизм, в котором отраслевая система управления
воспроизводством рабочей силы дополнялась территориальной системой
управления трудовыми ресурсами: организацией их распределения,
перераспределения и контроля за использованием. Движение других важнейших
компонентов занятости - рабочих мест и фонда жизненных средств -
образовывало относительно самостоятельные воспроизводственные потоки,
несогласованные в должной мере с тенденцией воспроизводства и размещения
трудовых ресурсов по территории. Это привело к глубоким диспропорциям в
размещении рабочих мест и трудовых ресурсов, сосуществованию районов с
преимущественным трудоизбытком и трудодефицитом, территориальной
дифференциации условий жизни и обеспеченности населения социальными
благами и услугами, к массовым нерациональным по своей направленности
перемещением людей по территории и между отраслями.
В настоящее время существует возможность и необходимость активного
качественного преобразования всей совокупности отношений по привлечению
людей к труду и организации их участия в общественно полезной
деятельности через совершенствование методов регулирования занятости в
соответствии с политикой активизации человеческого фактора. Своеобразие
периода, определяющего пути и средства формирования эффективной
занятости населения, состоит в коренном изменении отношения к человеку, в
осознании необходимости всестороннего учета его интересов. С учетом
новой ситуации и должна формироваться система управления занятостью. Суть
проблемы сводится к тому, чтобы органически встроить эту систему в
хозяйственный механизм и привести сложившиеся формы и методы обеспечения
занятости в соответствие с принципами и целями проводимой в стране
перестройке системы управления экономикой.
Первый этап перестройки ознаменовался принятием ряда законов и
постановлений, качественно меняющих условия занятости в нашей стране.
Впервые в истории развития экономики была осознана необходимость
нарастания масштабов высвобождения рабочей силы, насущная проблема
стимулирования данного процесса в целях создания простора для ускорения
научно-технического прогресса, интенсификации производства, повышения
производительности общественного труда, обеспечения эффективной
территориально-отраслевой перегруппировки рабочей силы. Были заложены
организационно-правовые предпосылки для более полного использования
общественного и личного трудового потенциала, активизации
перераспределения кадров в народном хозяйстве.
Принятые в период перестройки законы и постановления, существенно
изменяющие условия занятости, ознаменовали ослабление жесткой
регламентации вовлечения работников в общественно-полезную деятельность,
придание гибкости и маневренности организационно-правовому механизму
занятости за счет обогащения конкретных форм реализации права на труд по
способностям и принципа его всеобщности путем расширения многообразия форм
организации участия людей в общественно-полезной деятельности, увеличение
реальной свободы населения в выборе рода занятий, способа и меры личного
участия в общественной кооперации труда в зависимости от пола, возраста и
фактической трудоспособности. В результате расширилась "зона" циркуляции
работников между государственной, кооперативной, индивидуальной сферами
занятости, была признана целесообразность, правомерность и эффективность
перераспределения людей между этими сферами.


Сегодняшняя ситуация в области занятости населения.

Опыт минувших годов наглядно обнаружил недостаточную подготовленность
службы занятости к оперативному решению вопроса занятости при массовом
высвобождении работников с предприятий. Практика показала, что
трудоустройство людей с учетом личных и общественных интересов на другие
предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Как пример
можно привести случай, когда крупномасштабное мероприятие по
высвобождению работников, проведенное на транспорте Миннефтепрома при
переводе на новые условия организации оплаты труда, обеспечившие
сокращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью и
неудовлетворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями
в работе трудовых коллективов. Выявилось несоответствие уровня развития
материально-технической базы службы трудоустройства и ее кадрового
обеспечения потребностям оперативного согласования спроса на труд с
предложением рабочей силы, изменившимся условиям хозяйствования и
интересам трудовых коллективов. Это серьезное препятствие на пути
распространения рыночных отношений. Все еще не работает как следует
механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении
работников в связи с ростом производительности труда и продолжают
накапливаться резервы рабочей силы в отраслях материального
производства.
Можно выделить ряд факторов, которые будут сдерживать высвобождение
работников в дальнейшем. Прежде всего это законодательство, сохраняющее
за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от
эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей
к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному
устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся
работников, лиц разных категорий. Наконец, не изжиты и «собесовские»
представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие
праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на
облюбованном рабочем месте, получение за это не заработанных денег. В
результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального
производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для
предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока
преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников,
чем усложняется их трудоустройство. Расширяется круг задач, которые
предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и
профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости
и движения трудоспособного населения, создания банка данных о
потребностях и источниках рабочей силы, информированием всех слоев
населения о потребностях в работниках в профессиональном разрезе и выборе
работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся
молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений,
организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы;
осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп
населения, предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии
с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения
их квалификации или переобучения.
Принципы перестройки системы Госкомтруда и его органов на местах
определяются такими требованиями, как революционный характер ее
преобразований, нацеленность проводимых мероприятий на разрешение
противоречий в занятости и достижения качественно нового ее состояния, на
повышение социальной защищенности человека и социальной эффективности
государственной системы управления трудовыми ресурсами в целом. Сюда же
относятся принципы вычленения в ней приоритетных направлений и первичного
исходного звена.
Совершенствование управления трудовыми ресурсами можно рассматривать
как приоритетное направление в решении задачи создания системы
формирования эффективной занятости. Оно соотносится как конечный желаемый
результат и исходный этап его достижения.
Исходным звеном перестройки системы Госкомтруда является местные органы по
труду и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отработка модели
территориальных служб управления занятостью и трудовыми ресурсами. Дело в
том, что деятельность этих звеньев особенно тесно соприкасается с
интересами первичных хозяйственных подразделений и трудящихся,
непосредственно "улавливает" последствия изменений условий хозяйствования и
занятости, принятия законов, проведения мероприятий по совершенствованию
оплаты труда и организационных структур управления. Им принадлежит
ведущая роль в регулировании развития рынка рабочей силы на территориальном
уровне.
К настоящему времени прошли экспериментальную апробацию разнообразные
способы организации местными органами власти выполнения ряда важных
управленческих задач: улучшение сбалансированности рабочих мест и трудовых
ресурсов, сокращение срока вакантности рабочих мест и времени бездействия
работников при смене места работы и ее подборе, при текучести кадров и
других. Общим для всех апробированных моделей является то, что они
основаны на внедрении оперативного учета наличия и движения трудовых
ресурсов и рабочих мест с использованием современных средств сбора и
обработки информации, экономико-статистических методов и электронно-
вычислительной техники. Это открывает большие возможности комплексному
сбалансированному развитию всех сфер занятости для выработки обоснованных
управленческих решений по наиболее рациональному использованию различных
социально-демографических групп трудоспособного населения. Однако для
обеспечения эффективной занятости условия еще не созданы. Современное
состояние материально-технической базы системы трудоустройства не
соответствует потребностям оперативного решения задач по эффективной
территориально-отраслевой перегруппировке трудовых ресурсов при массовом
высвобождении работников. Во многих городах службы трудоустройства
размещены в плохих помещениях. Это снижает их престиж у населения. Они не
имеют необходимых технических средств: вычислительной техники, ЭВМ,
автоматизированных поисковых систем, дисплеев. Низок уровень квалификации
кадров, работающих с населением, высока их текучесть из-за низкого уровня
оплаты труда. Между тем качество работы службы во многом упирается именно в
технику и кадровое обеспечение без которых нельзя составить банка данных,
трудно пользоваться имеющейся информацией, улучшить качество
обслуживания населения и престиж органов трудоустройства. Поэтому
безотлагательной проблемой является коренное и качественное обновление
материально-технической базы и кадрового обеспечения государственной
системы трудоустройства, переобучения и профориентации, повсеместное
оснащение территориальных служб занятости современными средствами сбора и
обработки информации, компьютерной техникой, в том числе, индивидуального
пользования. Без решения этой задачи нельзя обеспечить заинтересованность
предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство
высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости. В этой связи
представляется необходимой дальнейшая отработка и
уточнение принципов и механизма финансирования системы технического
переоснащения службы трудоустройства с необходимостью централизованного
бюджетного финансирования, основой которого должна стать плата
предприятий за трудовые ресурсы в общероссийский и местные бюджеты или
налог с прибыли.
Вызывает сомнение правомерность принятия порядка финансирования
социальных выплат, связанных с процессом высвобождения и переподготовки.
При увольнении ответственность за социальное обеспечение и переподготовку
высвобожденных работников возложена на предприятия, осуществляющее их
высвобождение и прием на работу. В условиях рынка, когда зарплата должна
быть каждым заработана, такой порядок ставит заведомо трудовые коллективы
в невыгодное положение. Перенесение на них расходов по социальным
выплатам в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на
пути активизации высвобождения работников за пределы предприятий.
При расторжении трудового договора в случае сокращения штатов и
высвобождения людей за пределы предприятий должны быть предусмотрены
альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные
преимущества данному контингенту в очередности получения работы на
других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по собственному
желанию; предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам
предпенсионного возраста с частичной компенсацией потерь
заработка;продлена продолжительность периода социальных выплат и
предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации
трудоустройства по специальности в определенный законом срок;
организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных
органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с
последующей гарантией предоставления работы по специальности и т.п.
Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный
фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению
занятости и реализации права людей на труд.


Внутрифирменная безработица.

Сложившийся в России феномен характеризуется тем, что продолжающийся спад
производства пока не сопровождается адекватным сокращением занятости и
высвобождением работников. По оценке Госкомстата РФ примерно 9% рабочих
мест или 2 млн. работников промышленности были условно безработными
(неполная рабочая неделя, целодневные простои, вынужденные отпуска и
т.д.). Данный факт со всей очевидностью свидетельствует о том, что вопреки
всем ожиданиям масштабы скрытой безработицы в экономике не только не
сократились, но и заметно возросли, использование рабочей силы было
нерациональным, а падение уровня производительности труда стало одной из
характерных черт общего кризиса экономики.
В условиях развитого рыночного хозяйства при отлаженном
антимонопольном законодательстве действует механизм конкуренции, при
котором существует тесная связь динамики объемов производства и
численности занятых. По некоторым данным 20% спада производства может
сопровождаться 10-15% высвобождения персонала. В современной России ныне
иные условия: 80% экономики находится в собственности государства, народное
хозяйство высоко монополизировано, что исключает нормальную конкуренцию.
Монитаристкие методы управления экономикой, оказавшиеся в этих условиях
малоэффективными, позволяют государственным предприятиям перекладывать на
плечи потребителя путем повышения цен любые издержки, включая оплату
лишнего персонала. Как следствие, процессы высвобождения работников
зависят не от объективных обстоятельств (спада объемов производства), а от
произвольных действий правительства и банковских структур (предоставление
льготных кредитов, субсидий государственным предприятиям, что спасает от
банкротства даже самые неэффективные). В результате динамика безработицы
становится малопредсказуемой, поэтому и не оправдались практически все
прогнозы, сулившие безработицу из-за глубокого спада производства.
Среди причин подобного развития событий следует прежде всего назвать
повышение роли трудовых коллективов в управлении государственными
предприятиями, что неизбежно сопряжено с усилением давления на
администрацию "снизу" с целью сохранения численности занятых (или
увеличения зарплаты). Далее, несмотря на увеличение зарплаты, труд все
еще остается относительно дешевым фактором производства, что способствует
росту спроса на него. Наконец, еще не действует в полную силу механизм
банкротства нерентабельных и убыточных предприятий. Последнее означает,
что относительно стабильный уровень занятости в экономике фактически
обеспечивается за счет бюджетных средств. Сохранению внутрифирменной
безработицы также способствует ряд факторов качественного характера:
во-первых, объективная необходимость сохранения трудового потенциала
предприятия, который может быть востребован в результата восстановления
старых хозяйственных связей и налаживании новых;
во-вторых, при наличии возможности предприятию не в тягость (более того,
в иных случаях выгодно) содержать работников с небольшой зарплатой (либо
с частичной оплатой труда в связи с вынужденными отпусками) и даже
«мертвых душ», вкупе понижающих уровень зарплаты до четырехкратного
минимума, который облагается ставкой налога на прибыль (32%);
наконец, в-третьих, представление компенсационных выплат работникам
предприятий, находящимся в вынужденных отпусках, без сохранения зарплаты.
По объективным причинам в связи с задержкой платежей за отгруженную
продукцию или выполнение услуги (работы), трудностями сбыта, отсутствием
сырья и материалов, комплектующих ухудшается финансовое состояние
предприятия, и администрация, отправляя работников в вынужденные отпуска,
обращается в местную службу занятости с просьбой о выделении финансовых
средств на возвратной или безвозвратной основе.


Безработица.

Теперь мы столкнулись с реальным существованием безработицы,
«принципиально недопустимой» в соответствии с установками тоталитарного
государства. Преследуемая антирабочим законодательством и полностью
замалчиваемая в годы застоя, она встала перед нами в полный рост, как
острая социальная проблема в период перестройки. Вместе с гласностью как
снег на голову посыпались сообщения о массовой незанятости в Средней Азии и
других регионах, о сложностях трудоустройства работников министерств и
ведомств в Москве. По данным статистики на территории, относимой к СССР,
на начало 1991 года уже было 13 млн. человек, не занятых в народном
хозяйстве, из них 4 млн. (около 2.5% трудовых ресурсов) - те, кто искали
работу и не смогли ее найти, или, наоборот, уклонялись от всеобщей
занятости. Для рыночной экономики естественна резервная армия труда - это
нормальное состояние экономики. Мы наконец признали сам факт
существования безработицы. Становится очевидным, что обострение проблемы
занятости имеет объективную основу. Эту основу составляют структурные
сдвиги, технологическая перестройка, экономические реформы.
С 1 июля 1991 года обрели силу социальные гарантии безработным
предусмотренные законодательством "О занятости населения РФ". За первый
год регистрацию прошли около 25 тысяч безработных с правом на пособие. Из
них 90% составляют служащие, потерявшие работу в результате сокращения
штатов, реорганизации или ликвидации учреждений; 80% - женщины, около 15%
- молодежь до 30 лет. Средний период безработицы составил около 50 дней и
постепенно растет, особенно для тех, чьи шансы на рынке труда все более
проблематичны в силу рассогласования спроса и предложения. Представителям
рабочих профессий безработица не грозит, так как спрос на них намного
превышает предложение. Что касается специалистов и служащих, то их
трудоустройство затруднено из-за отсутствия соответствующих вакансий.
Среди них особенно пострадали те, кто ранее занимал инженерные должности в
органах управления, науки и научного обслуживания, на предприятиях,
осуществляющих сокращение штатов управленческого аппарата.
Говоря об идеологии, положенной в основу российской политики
занятости, нужно отметить, что законодательство признает безработицу
главным образом как право человека подыскивать себе подходящую работу, а не
как закономерный процесс формирования и функционирования развитого рынка
труда. Закон действует от трудоустройства: человеку, зарегистрированному
в службе занятости, в первую очередь предлагают работу и, если она окажется
подходящей, направляют его туда. Необоснованный с точки зрения
администрации органов занятости отказ от предложенной работы приводит к
тому, что выплата пособия по безработице откладывается. Если подходящей
работы нет, то законодатель стремится занять зарегистрированного
безработного на временных работах, вводя институт, так называемых,
общественных работ или предлагает переквалификацию с гарантией
последующего трудоустройства. И только в крайнем случае, когда все
возможности обеспечить занятость исчерпаны, безработный получает пособие.
Таким образом, предложена к реализации, апробированная на западе социально-
демократическая модель регулирования занятости и безработицы, рассчитанная
на активную политику на рынке труда. Стержнем ее является высокоразвитая
служба трудоустройства, располагающая достаточным банком вакансий, и
система профориентации высвобождаемых работников и безработных. Но
инфраструктура нашего еще только формирующегося рынка труда этим не
располагает. Пока можно говорить о переходном характере безработицы.
Нынешняя безработица еще не отражает общих процессов
функционирования рыночной экономики, она является результатом развала
отживающих хозяйственных и управленческих структур со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Возник целый ряд социально-психологических проблем,6
связанных с изменением социального статуса и материального положения людей,
профиля и места работы, угрозы потери престижа, в том числе в глазах
близких и знакомых. Многие опасаются вполне правомерной неудачи при новом
выборе, особенно в сфере профессионального самоопределения, а также
снижения уровня жизни при опережающем социальные выплаты повышение цен на
предметы потребления и услуги. Все это создает обстановку неуверенности в
будущем, а зачастую и протеста против тех условий и сил, которые привели
людей к безработице. И все же безработица имеет гораздо более глубокие
обоснования, определяющиеся всем ходом социально-экономического
развития. Можно сказать, что она - не только результат перехода к рынку
труда, но и условие эффективной занятости. Безработицу нельзя сводить
лишь к проблеме социальной защиты. Это фактор, воздействующий на повышение
реальной заработной платы и престижа высокопроизводительного эффективного
труда.


Государственная политика занятости.

Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к
рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению
проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно
требует разработки государственной политики занятости и механизма ее
реализации, включая социальную поддержку безработных. Общество, формирующее
в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника
этой системы. В этих условиях содержание полной занятости сводится не к
максимальному вовлечению трудоспособного населения в сферу общественного
производства, а к определенным принципам обеспечения занятости
трудоспособного гражданина, приносящей ему доход как наемному работнику
либо как предпринимателю.
Система регулирования занятости посредством корректировки механизмов
государственного воздействия и саморегулирования прозвана обеспечить
условия для воспроизводства рабочей силы и рабочих мест, их первичного
соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период
перехода к рыночной экономике осложняется в связи с различиями
воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства,
который исходит из демографической базы, то есть связан с циклом
воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который
зависит от экономических и организационно-технических факторов). Этим
определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих
мест.
Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально
сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и
предложения трудоспособного населения. Причем сближение и
сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и
качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на
микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня
является предприятие, как первичное звено экономики, и город
(населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого
характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на
трудовую деятельность. Исходным пунктом правительственной стратегии
занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип
борьбы с безработицей.
Концепция государственной политики занятости должна базироваться на
критериях экономической эффективности и социальной справедливости,
ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и
защиты трудоспособных граждан от хронической и массовой безработицы. В свою
очередь, воздействуя на решение задач в области занятости и социальной
политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует в
создании и поддержании необходимого для экономического возрождения
социально-политического климата. Таким образом, речь идет о формировании
регулирующей функции государства в области занятости населения, которое
не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве
населения, им следует охватить и сферу «занятого» наемного труда
(внутрифирменный рынок труда). Невнимание к этой сфере может сказаться на
уровне занятости и безработицы, постоянно сводя на нет меры по
трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из
среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой
в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает
сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная
проблема при этом заключается не в необходимости резкого снижения
гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении
источников финансирования, главным из которых был государственный бюджет, в
сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного)
капитала. Другая закономерность, обусловленная научно-техническим
прогрессом и его влиянием на факты высвобождения работников,
характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу
снижением уровня занятости и увеличением безработицы. Такое состояние может
продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и
ценовая стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения
эффективности производства не обратятся к резервам производительности
труда.
Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы
регулирования социально-экономическими процессами в обществе,
объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер
по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы и
рабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звена
территорий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может
быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в
той или иной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в
выработке и реализации государственной политики занятости. До середины
1992 года в этом деле задействованными оказались Министерство труда и
занятости, Министерство экономики и Министерство образования.
По моему мнению, состав центральных органов исполнительной власти,
призванных взаимодействовать при разработке и реализации государственной
политики занятости, целесообразно расширить за счет привлечения
Госкомитета РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи
(регулирование распределения выпускников образовательных учреждений и
вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости пенсионеров
и инвалидов), Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов,
привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной политике (конверсия),
Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка малых
предприятий, регулирование условий приватизации предприятий, в том
числе вопрос о рабочих местах), Министерства обороны (сокращение
численности военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной
формой взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной
власти, по моему мнению, может стать Межправительственный консультативный
совет, который необходимо создать при правительстве РФ по вопросам
разработки и реализации государственной политики занятости (с включением в
него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и
возглавить который должен заместитель министра, ответственный за
социальную политику.
Разработка и реализация политики занятости населения во многом
зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости «по
вертикали» и «по горизонтали» индивидуализированных субъектов рыночных
отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работника
(трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого представляют
соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В
современных условиях «ахиллесовой пятой» является слабое взаимодействие
органов государственной службы «по горизонтали» с региональными структурами
исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие
региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с
учреждениями образовательной системы по поводу профессионального
обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной
основе. Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и
организации этого процесса будет способствовать нормальному
функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к требованиям рынка
рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной политики
занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне
безработицу на основе сокращения спада производства, его стабилизации и
последующего роста - может быть достигнута при условии разработки и
реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и
функционирования так называемого внешнего рынка труда.
Экономический механизм включает в себя: прогнозирование предложения
рабочей силы и спроса на нее; финансирование мероприятий по обеспечению
занятости и функционированию рынка труда. Прогнозирование является
исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых
призвана обеспечить регулирующее воздействие на рынок труда - как на
предложение рабочей силы, так и на ее спрос.
Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на
республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы
(бюджетные и внебюджетные) должны быть в их руках.


Заключение.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся к началу 1994 года в области занятости в
России. Общая численность занятых в экономике страны в 1992 году составила
72.3 млн. человек (96.4% общей численности рабочей силы ). На начало
1993 года в органах федеральной службы занятости состояло на учете 1 млн.
неработающих граждан. За 1992 год их численность увеличилась в 2.2 раза. На
1 сентября 1993 года безработных насчитывалось 0.72 млн. человек, что
составило 1% экономически активного населения. Наблюдается неуклонный рост
безработицы, хотя ее уровень остается все еще незначительным ( в конце 1991
года безработных насчитывалось 0.06 млн. человек, в середине 1992 года -
0.18 млн., в конце 1992 года - 0.6 млн.).
Изменения в структуре занятости в 1992 году проявились в первую
очередь в перемещении рабочей силы из государственного сектора в частный:
в первом численность работников сократилась на 7.6 млн. человек, во втором
возросла на 6 млн. (главным образом за счет трансформации
государственной собственности в частную). Численность занятых в
промышленности сократилась на 3 млн. человек, причем сфера услуг
практически полностью поглотила высвобожденных. Таким образом, рост
безработицы в 1992 году был результатом не рационализации использования
труда или структурной перестройки экономики, а кризисным спадом
производства (хотя, если бы данный фактор действовал в полную силу,
масштабы высвобождения занятых могли достичь 14.5 млн. человек).
Ценную информацию о вероятных причинах и характере безработицы дают
официальные данные об изменении состава безработных по причинам
увольнения (отчисления). Существенную часть безработных составляют
высвобожденные работники (41.3%), значительное число работников
увольняется по собственному желанию (38%), серьезным источником безработицы
являются закончившие образовательные учреждения (11.6%).
Дальнейший процесс развития ситуации в области занятости будет во
многом зависеть от общего хода экономических реформ. Если приватизация и
формирование частного сектора встретят сопротивление, и в то же время не
удастся реализовать ограничительную кредитно-денежную политику, тогда
даже при общей либерализации экономики нельзя ждать полного включения
механизма рыночного равновесия, противодействующего инфляции. Основные
экономические проблемы, вероятнее всего, останутся: спад производства и
высокая инфляция, которая будет поддерживаться как со стороны
производства, так и со стороны спроса. Снизится также производительность
труда. Другими словами, углубление общеэкономического кризиса станет
неизбежным. Ситуация на рынке труда будет, по-видимому, относительно
благополучна. Безработица станет постепенно увеличиваться, но обвального
ее роста в ближайшем будущем не произойдет. Усиление социального напряжения
общества будет связано преимущественно не с безработицей, а с падением
уровня жизни значительной части населения вследствие безудержной инфляции
и имущественным расслоением. Одновременно это означает накопление
диспропорций и конфликтов в области занятости, в частности, роста скрытой
безработицы, которую можно сравнить с подавленной инфляцией. Когда в
перспективе будут наконец реализованы назревшие макроэкономические меры
ограничительного характера, цена, которую придется платить за их
отсрочку, может оказаться исключительно высока.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



1. Заславский И. « Труд, занятость, безработица»,1992
2. Еремин Б.А. «Рынок труда и занятость в современной
России» ,1993
3. Власова В.М. «Стабилизация занятости в условиях рынка»,
1992
4. Котляр А.Э. «Перестройка и занятость»,1990
5. Маслова И.С. «Становление системы формирования
эффективной занятости в новых условиях»,1991
6. Бреев Б.Д. «Некоторые аспекты занятости населения на
современном этапе», 1991
7. Котляр А.Э. «Проблемы формирования, распределения и
использования трудовых ресурсов России», 1991
8. Новицкий А.Г. « Актуальные проблемы трудовой активности
населения» , 1992
9. Дадищев А.З. «Проблемы регулирования занятости и
регулирования рынка труда России», 1993
10. « Вопросы экономики» , 12, 1998
11. « Российский экономический журнал», 9, 1998




Реферат на тему: Проблема занятости и безработицы в г. В. Уфалее

Гимназия « Ступени» № 7.



Исследовательская работа.
Тема: «Проблема занятости и безработицы в г. В. Уфалее».



Выполнила: Грачева Н. М.
Ученица 11 «а» класса.
Руководитель:
Колесникова М.Я.



г. В.Уфалей, 2003г.


Содержание.

Введение.
1.0.Труд.
1.1.Рынок труда и его ключевые проблемы.
2.0.Занятые и безработные.
2.1.Безработица.
2.2.Виды занятости (Естественный уровень безработицы).
2.3.Виды безработицы.
2.4.Способы сокращения безработицы.
2.5.Последствия безработицы.
3.0.Государственное регулирование занятости населения.
4.0.Программа содействия занятости населения г. В. Уфалея.
5.0.Выбирающему профессию.
Заключение.
Приложения.



- 3 -



Введение.

Сейчас наиболее остро стоит проблема занятости и безработицы,
как во всей стране, так и в отдельных регионах. Большое значение этой
проблеме уделяется как государством, так и органами отдельных субъектов
федерации и городов.
Изучение этой проблемы в нашем городе так же важно, так как высокий
уровень безработицы приводит к серьёзным последствиям. Люди могут потерять
квалификацию, кроме того, безработица наносит психологическую травму.
Безработица среди молодёжи нередко приводит к росту преступности. Так же в
результате безработицы сокращается производство.
Поэтому важно знать уровень безработицы в нашем городе и принимать
соответствующие меры.



- 4 -


1.1.Труд.



Труд- это деятельность человека, направленная на достижение определённых
целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для
удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Труд делится на две большие категории - производительный труд и
непроизводительный труд. Производительным считается всякий труд, создающий
продукты или предметы, являющиеся товаром. Непроизводительный труд не
создаёт товары, он оказывает услуги. Труд врача, учителя или менеджера –
пример непроизводительного труда, а труд шахтёра, хлебороба или токаря -
образец производительного труда.
Нет никакого различия в значимости производительного труда и
непроизводительного труда. Непроизводительный, т. е. оказывающий услуги,
труд также нужен обществу, как и производительный, создающий товары.
Подобное деление имеет тесную привязку к экономике. Действительно,
она состоит всего из двух главных форм деятельности – создание товаров и
оказание услуг. Помимо них ничего не существует, во всяком случае, для
экономиста. Основное предназначение экономики – создание богатства
общества. Но в богатство входят все товары и не входят никакие услуги. Но
вот другая закономерность: мир развивается таким образом, что сфера услуг
всё больше вытесняет производство товаров, занимая от 60 до 80% объёма
всей экономической активности. И чем более развитым является общество, тем
больше там сектор обслуживания. Но мы – то с вами знаем, что разумно
устроенное общество не может развиваться так, что второстепенное и
неважное вытесняет в нём самое главное, первостепенное. А раз подобного не
происходит, то надо согласиться, что оба вида экономической активности –
создание товаров и оказание услуг, а так же оба вида трудовой активности –
производительный труд и непроизводительный труд – одинаково важны и значимы
для общества.
Только работники занятые производительным трудом создают материальные
ценности, составляющие материальное богатство общества. Затрачивая свою
энергию, шахтёр или токарь получают компенсацию в форме заработной
платы. На эти деньги он оплачивает коммунальные услуги, продукты питания,
одежду, транспортные расходы, веселится и отдыхает. Везде он оставляет
деньги, значительная часть которых оседает в кармане работников, которые
занимаются обслуживанием и не создают материальных ценностей.
Синонимом понятию «труд» является слово «работа». Работой называется
любой вид деятельности, который осуществляется за определённое
вознаграждение.
Вознаграждение имеет два вида: а) материальное, б) нематериальное.
Материальное вознаграждение может быть в двух формах: денежной и
натуральной. За деньги трудятся шахтёры, профессора, бизнесмены и т. д.
Иными словами, наёмные работники и собственники. За натуральную плату
трудился крестьянин и рабочий до революции. В 90-е годы 20-го века
неблагополучные предприятия в России расплачивались с персоналом чайниками
, коврами или велосипедами, это была тоже натуральная выплата
вознаграждения.



- 5 -
1.1.Рынок труда и его ключевые проблемы.

Рынок труда – это социально – экономический механизм взаимодействия
работодателей и наёмных работников по формированию и распределению рабочей
силы.
Рынок труда развивается по законам спроса и предложения.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определённом
количестве работников на данный период времени. Предложение рабочей силы
отражает потребность различных групп трудоспособного населения в получении
работы по найму и на этой основе - источника средств существования.
Обычно разделяют внутренний и внешний рынок труда. На внешнем рынке
труда представлена совокупность соискателей рабочих мест и работодателей,
ищущих работников. Внешний рынок труда регулируется государством и его
органами, например, службой занятости населения, а внутренний –
администрациями предприятий и организаций. На внутреннем рынке труда
устанавливаются правила, регулирующие перемещение работника внутри
предприятия.
Современный РТ со стороны спроса на рабочую силу характеризуется
противоречивыми тенденциями:
-растёт число вакансий по всем группам профессий;
-растёт устойчивый спрос преимущественно на рабочие профессии;
-наряду со спросом на профессии высококвалифицированного труда, наблюдается
также спрос на профессии, не требующие специальной подготовки.

Общая численность занятых экономической деятельностью в РФ составила к
концу 2002 года 65,1 млн. чел в среднегодовом исчислении.
Общая численность безработных снизилась с начала 2002 г. на 718 тыс.
чел. (11,6%) и составила к концу 2002 г. 5,6 млн. чел. При этом численность
безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась на
протяжении всего 2002 г. с 1,1млн. чел. до 1,5 млн. чел.
В результате проведенных мероприятий уровень общей безработицы
составил в 2002 г. 8,9 %, регистрируемой 1,7 %.
Средний возраст безработного на российском рынке труда равен 35
годам, что обосновано высоким уровнем безработицы в возрастных группах 15-
19 лет и 20-24 года. Доля молодёжи до 29 лет в общей численности
безработных достигла в 2002 г. 38%.
Положение на рынке труда остаётся сложным. Основной контингент
безработных составляют молодёжь, женщины, инвалиды, демобилизованные
военнослужащие, беженцы и вынужденные переселенцы. По ряду отраслей теряют
работу инженеры, техники, учёные, преподаватели, квалифицированные рабочие
и специалисты.



- 6 -
2.0. Занятые и безработные.

Часть трудоспособных людей не работают и не склонны трудиться за пределами
своего домашнего хозяйства. Поэтому из трудоспособной части населения
следует выделить экономически активную часть населения или рабочую силу.
Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением. Таким
образом, экономически активное население, или совокупная рабочая сила – это
все те лица, которые могут работать, и намерены работать. Но не все люди,
которые могут и намерены работать, трудятся на государственной службе, в
частных фирмах или заняты своим частным бизнесом. Какая – то часть
экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать
занятых и безработных.
Занятые – это та часть экономически активного населения страны,
которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на
государственной службе или учится.
Это отражено в российском законодательстве. Согласно действующим в
России законом, занятыми считаются граждане:
- работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;
- отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;
- проходящие службу в Вооружённых Силах и органах внутренних дел;
- обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических
училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.
Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди,
которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или
иной причине.
Российское законодательство признаёт безработными граждан, которые:
- не имеют работы и заработка;
- зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
- готовы преступить к работе.
Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть
отнесён к категории безработных. Существуют так называемые добровольно
незанятые, которые не включаются в состав рабочей силы. Они потенциально
имеют возможности работать, но не работают и не ищут работу. К добровольно
незанятым относят, например, пенсионеров, домашних хозяек, выполняющих
неоплачиваемую домашнюю работу и воспитывающих малолетних детей. В эту
категорию входят и безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие её
поиск. Безработными же являются лишь те, кто не утратил трудоспособности,
постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого,
зарегистрировались в службе занятости, периодически проходят
перерегистрацию и осведомляются об имеющихся там вакансиях.
В состав экономически активного населения не включаются и лица,
отбывающие сток заключения в тюрьмах или находящиеся в спецлечебницах. Эти
люди относятся к институциальному населению



- 7 -

2.1.Безработица.

Безработица характеризует неучастие в общественном производстве людей
рабочего возраста, относящихся к трудоспособному населению.
Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают
трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти
работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:
- порождается процессами, происходящими в масштабах всей страны;
- сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, чётко
определить, кого следует считать безработным. Критерии признания
человека безработным обычно устанавливаются законом или
правительственными документами и могут немного различаться по странам.
Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях.
Это:
- трудоспособный возраст, т.е. человек должен быть старше минимального
возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но
младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости.
Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше
60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться
безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
- отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение
некоторого времени;
- доказанное стремление найти работу (например, обращение его в службу
занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на
собеседование сотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно
безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в
стране, т.е. доли безработных в общей численности её рабочей силы.


Уровень Число безработных Число
безработных
= ------------------------------------- =-----
-----------------------------------
безработицы Численность рабочей силы Число граждан,
число

+

имеющих работу безработных

Исходя из этого, мы можем теперь дать новое, более точное определение
термина « рабочая сила».
Рабочая сила – общая численность граждан страны в трудоспособном
возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя
не могут.
Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.
Во – первых, человек – экономический ресурс особого типа. Если он
сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и «положить
в холодильник» до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо,
и тот объём благ,



- 8 -
который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя
компенсировать в будущем.
Во – вторых, даже если человек не работает, он не может перестать
потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество
вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или
превращения вы бандитов. Но направляемые на это средства не становятся
вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к
дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем
рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь
самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт
товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост
безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для
дальнейшего сокращения занятости.
В – четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.
Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно
содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках
работы.
В – пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений,
которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Безработица – явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными
являются 800 млн. чел.



- 9 -
2.2.Виды занятости (Естественный уровень безработицы).

Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как
неизбежную, поэтому полная занятость населения имеет место при наличии в
стране только этих двух форм безработицы. При полной занятости в
производстве занято менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной
занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы
называется естественным уровнем безработицы.
Полная занятость – такой уровень занятости, когда в экономике имеются
только фрикционная и структурная безработица.
Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное явление,
возникшее ещё во времена командной системы, - так называемая «неполная
занятость».
Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально
числится занятым, но заработной платы не получает, т.к. находится в
вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты,
т.к. трудится неполный рабочий день.
Наиболее распространёнными в России проявлениями неполной занятости
являются:
- предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;
- введение сокращённого рабочего дня или сокращение рабочей недели.
Люди, находящиеся в таком положении, формально не стоят на учёте в
службе занятости и не получают пособие по безработице. Если
руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными
их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они
нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.



- 10 -


2.3.Виды безработицы.

Существуют разные виды безработицы, каждый из которых порождается своими
причинами.
Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а
выделять её специфические виды:
- фрикционная;
- структурная;
- циклическая;
- сезонная.

Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих
бурный экономический расцвет. Её причина состоит в том, что работнику,
уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле,
требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно
должно устроить его по роду деятельности, и по уровню оплаты, а нередко – и
по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть,
найти их удаётся обычно не сразу.
Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые
ищут работу в первый раз (молодёжь, женщины, вырастившие детей, и др.).
Такие «новички» также учитываются при определении уровня фрикционной
безработицы.
Что может вести к росту фрикционной безработицы?
Следует выделить несколько основных причин:
1.Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности
и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;
2.Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек
не нашёл работу в своём городе, но не может переселиться в другой город,
где такая работа есть, из–за неразвитости рынка жилья или отсутствия
прописки.
3.Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная
безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю
жизнь в одном и том же населённом пункте, т.е. отличаются пониженной
мобильностью. При таком образе жизни сокращаются перетеки рабочей силы
между регионами.

Структурная безработица возникает в результате технического
прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и
увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами,
структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за
различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда
различных профессий.
Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что
технический прогресс всё время порождает новые товары, технологии и даже
целые отрасли (к ним, например, относится производство персональных
компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). В результате сильно
меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужными боле
профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных.
Изменения в структуре спроса сегодня оказываются всё более
существенными. Американские эксперты, составляя прогноз развития рынка
труда в США до конца века, обнаружили неизбежность серьёзных перемен на
нём. Быстрее сего будет расти число рабочих мест для людей, владеющих
следующими специальностями:
- 11 -
1.бухгалтер и аудитор;
2.специалист по перевоспитанию правонарушителей;
3.инженер – механик;
4.медецинская сестра;
5.специалист по связям компаний с общественностью;
6.програмист для персональных компьютеров и компьютеризированной техники;
7.терапевт, специализирующийся на профессиональных заболеваниях;
8.техник по обслуживанию медицинской аппаратуры.
Структурная безработица, при всей своей болезненности так же может не
волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не
уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности.
Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это
означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы
– циклическая.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий
экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на
отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает
большинство фирм страны, а массовые увольнения начинаются почти
одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в
стране оказывается меньше числа безработных.

Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например всем,
кто обслуживает отдыхающих на курортах. Такая незанятость, конечно,
порождает определённые проблемы, но в ней нет ничего трагического: придёт
новый сезон, и с ним вернётся работа. Более того, сезонно незанятые люди не
вполне подходят под само определение безработного, т.к. часто не занимаются
активным поиском постоянного места работы. Кому – то нравится такой образ
жизни, у других нет нужной квалификации или желания её получить и т.д.



- 12 -


2.4.Способы сокращения безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу её сокращения чрезвычайно
сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой
стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные
методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счёт:
1.улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту
функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они
собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её
безработным;

2.устранение факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого
необходимо, прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение
масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для
переезда из одного населённого пункта в другой.
На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано не
мало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может
существовать его рынок), разрешена торговля жильём, ликвидирована система
прописки.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы
профессионального переобучения и переквалификации.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения
такой задачи приходится использовать много различных мер. Вот некоторые из
них:
1. Создание условий для роста спроса на товары.
Занятость возрастёт, а безработица упадёт в том случае, если товарные рынки
предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять
дополнительных работников.
Серьёзным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является
возможность скачка темпов инфляции.
2. Создание условий для сокращения предложения труда
Очевидно, что, чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче
найти работу даже при том же числе свободных мест. Сократить число
претендентов на эти места и, более того. Высвободить дополнительные
вакансии для безработных вполне реально.
Некоторые облегчения может принести, например, предоставление
возможности досрочного выхода на пенсию работникам, ещё не достигшим
пенсионного возраста.
Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень
ограниченных масштабах, т.к. он влечёт существенное увеличение пенсионных
выплат.
3. Создание условий для роста самозанятости.
Смысл такого рома программ состоит в том, что людям помогают открыть
собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если
им не удастся найти работу по найму.
4. Реализация программ поддержки молодых работников.
Тяжелее

Новинки рефератов ::

Реферат: Великая Китайская стена (История)


Реферат: Пожежна безпека (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Политическая система Испании (Политология)


Реферат: Влияние поверхностного потенциала воды на реологические свойства дисперсных систем (Химия)


Реферат: Институт президентства ФРГ (Право)


Реферат: Городские пути сообщения транспорта (Транспорт)


Реферат: Учет лизинговых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Металлургические процессы при сварке (Технология)


Реферат: Исторический портрет Льва Троцкого (Исторические личности)


Реферат: Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: История Санкт-Петербургской Фондовой биржи (Биржевое дело)


Реферат: Мендель Грегор Иоганн (Биология)


Реферат: Женские образы в литературе XIX века (Литература : русская)


Реферат: Бухгалтерский учет 2003 лекции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Учет и аудит запасов организации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Природа Карпат (Естествознание)


Реферат: Одноэтажное двухпролётное промышленное здание (Архитектура)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Государство, право, мораль (Теория государства и права)


Реферат: Анализ пенсионногозаконодательства Украины и других стран (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист