GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Русские фашисты (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Русские фашисты (Социология)



Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса.

Литература:
1) Социология / Г. В. Осипов и др. М:Мысль,1990.
2) Марксиско - Ленинская социология. / Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во
Московского ун-та,1989
3) Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).
4) Краткий словарь по социологии.-М.:Политиздат,1988
5) Предмет и структура социологической науки, социологические
исследования,1981.№-1.с.90.
6) Основа социологии. Изд. Саратовского университета,1992.

План.

1). Социология как наука об обществе
2) Объект и предмет социологической науки.
3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Социология как наука об обществе

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и
греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”-
есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество,
выразить свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот
понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом
в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формиривалась в xix
веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали
ученые, пишущие на французском, немецком. английском языках. Огюст Конт (
1798 - 1857 ) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали
необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную
дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические,
лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником
теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой,
как и естественно - научные теории, должна была основываться только на
методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять
умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что
социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле.
Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию,
господствовала в литературе до конца XIX века.
В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал
выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими
аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается
и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.
Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был
Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и филосфов, создатель
так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан
переход социология от науки тождественной обществознанию к наук, связанной
с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни,
т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.
Институализация социология в нашей стране началась после принятия
постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии
общественных наук “, где специальным пунктом было записано “ .. одной из
первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском
и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический
институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в
России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с
Питиримом Сорокиным.
В этот период издается обширная социологическая литература
теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения
русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в
развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На
дискуссию представителей немарксиской социологической мысли ( М.
Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма
решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического
материализма: Популярный учебник марксиской социология М. - 1923 ), в
которой социология отждествлялась с историческим материализмом и
преврашалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого
курс а “ История ВКПб “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке
была упразднена социология ,на конкретное изучение процессов, явлений
социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена
буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марексизмом, но и
враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены.
Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного
обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.
Принципы, теория и методы познания и освоения соцтальной
действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом
и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень
науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена
лженаукой.
Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социология : началось
возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а
социология как наука - нет. Социология была поглощена философией,
конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой
философской гносиологией, выводились за пределы соц знания. Стремясь
сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были
вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального
развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что
труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий
характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц
по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения
власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.
Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика,
социология труда, социология политики, социология семьи, социология
религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для
ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей
и пропагандистов революционно буржуазной социология.
Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к
середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по
социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А.
Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические
учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН
СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году
была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт
конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических
исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал
издаваться журнал “ Соц иссл “. Но развитие социологии постоянно
тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии
“ Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в
насаждение буржуазных теоретических концепцый, было принято решение о
создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие
“социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная
социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.
Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился
семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об
обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли
марксиско - ленинской социология в решении узловых и социальных проблем
советского общества) Сегодня на западе в США социологии уделяется большое
внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология , 250
факультетов выпускают людей с социологическим образованием.
В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000
людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового
образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

Объект и предмет социологической науки.

Объектом социологического познания является общество, но определить
только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться
объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго
статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и
предмета познания.
Объект познанния - все то, на что направлена деятельность
исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.
Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть
объектом исследования самых различных наук ( физики, химии , биологии,
социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной
науки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. )
берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой
данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Явление безработицы
экономисты
юристы
психологи
социологи
Каждая наука отличается от другой предметом. Так, ффизика, химия,
экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество,
которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но
каждая из них изучает:
Свою особую сторону или среду объективной реальности
Специфические только для данной науки законы и закономерности этой
реальности
Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей
Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного
мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те
закономерности ффункционирования изучаемого объекта, которые являются
специфическими для данной науке и никакой больше.
Социология довольно поздно отпочковалась от философии во
Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США
именно по той причине ,что отождевствлялись объект и предмет
социаологического познания. До настоящего времени многим социологам самых
различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще
присущ.
Так что же является предметом социологии ? По Конту, социология - это
единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это
под воздействием социальной жизни.
Сен - Симон Предмет социология - социальные обязанности, группы, соц.
институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между
ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.
Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление
человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи
с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой
общественной системы.
Сорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом
. с одной стороны , и явления , возникающие из этого процесса
взаимодействия , с другой”.
Добавляет : “...межддучеловеческие взаимодействия”, т.е дает границы.
Общество - это социальный организм, состоящий из сложного,
взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных
общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого
комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной
жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее
воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.
Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.
Например: В настоящее время - люди тоже, что и год, и два и три назад, а
состояние государства изменилось. Почему ? Произошли изменения отношений.
Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с
другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса
взаимодействия, с другой.
Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы
жизнедеятельности людей, то получится:
Предмет социологии-социальная сторона жизни общества.
Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и
отношений, которые носят название социальных.
Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими
разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его
экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни,
уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по -
поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу ,
внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими
субъектами.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе)
всегда организованы особым образом, то объект социологического познания
выступает как социальная система.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем,
исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на
уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах
их действия и формах проявления в различных социальных системах для
целенаправленного управления ими.
Итак: Объект социологического познания , его особенности связаны с понятием
социального ,социальных связей и отношений и способа их организации.
Предмет социологической науки - социальные закономерности.
Социология - наука о законах становления , функционирования , развития
общества в целом , социальных отношений и социальных общностей ,
механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также
между общностями и личностью (Ядов).
Социология в системе общественных и гуманитарных наук.
Зададимся вопросом : Имеются ли достаточные основания для создания особой
науки - социология , ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия
между людьми ?
Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов:
Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает
представляет ли он явление sui generis свойства которого не имеются в
других классах явлений
Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология , и
потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней
Попытаемся ответить на эти вопросы.
Практическая и теоретическая важность социологии.
Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия
несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически
заинтересованы.
Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если
мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах
наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних
вопроса.
Рассмотрим их следующим образом

а) Социология и физико-химические науки

Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-
химическим и биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет
их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами
физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь
место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде
того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “
война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “
продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение
сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение - распадение
сил ”
Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий ? Всего
лишь неточное сравнение.
Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в
которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих
взаимоотношений.
Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда -
социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.
Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии
индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия
социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна
совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0,
увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1-
Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или
элементы этой группы ” и т. п.
Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для
раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди
перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и
становятся только материальной массой.
Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое
рассеяние энергии есть в то же время и преступление ?
То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения
людей, а изучение людей как обычных физических тел.
Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей
и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его
содержания.

б)Социология и биология, в частности, экология.

Мир человеческих взаимодействий не изучается такими
биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология.
имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями данными в
пределах или внутри человеческого организма.
Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука
изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле
совокупности условий существования ( органических и неорганических ).
Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на
две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных
друг к другу ( животные сообщества ).
и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к
другу ( растительное сообщество)
Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений,
аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются
факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы
взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )
Не поглащается ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если
люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не
обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между
человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением -
тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако
напротив, 300 - и фито - социология не только не делают излишней homo-
социологию, но и требуют ее существования.

в)Социология и психология

1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и
объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав,
строение и процессы индивидуальной психики и сознания.
Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не
может отождествляться с социологией.
Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект
изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления
человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “
неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа,
театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает
иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “,
которые изучает социология.
Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а
более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее
разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между
людьми.
Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со
- изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей.

Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали,
искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но
каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих
взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга.
Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей
в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных
благ.
Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей
Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного
взаимодействия
Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена
эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и
толпой и т.д. )
Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А
со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим.
со является наукой об обществе, его явлениях и процессах
она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества,
которая выступает как теория и методология всех других общественных и
гуманитарных наук
все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны
жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный
аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной
сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей
техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального
измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются
всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая
система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-
экономические, социально-политические и т. д. )

Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно
проиллюстрировать следующей формулой
Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих,
будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая
то общее, что присуще всем этим объектам.
Со занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных
наук, она дает научно обоснованную об обществе и его структурах,
обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его
различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным
дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к
анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным
биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике,
слектронике, учению о свете и т. д.

д) Социология и история

В системе общественных наук есть дисциплина, с кот орой связь социологии
является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история
И история, и со имеет объектом и предметом своих исследований общество и
его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят
социальную действительность..


Социологический факультет
Лекция №2

Функция, структура и метод социологии

План

XV. Функции социологии
XVI. Структура социологии
XVII. Метод социологической науки

I. Функции социологии.
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей
с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность
общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной
науки.
Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития
социальной сферы жизни общества и человека.
Таким образом социология, изучая общественную жизнь
во-первых: решает научные проблемы, связанные с формированием знания о
социальной действительности , описанием, объяснением и пониманием процессов
социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии,
методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции,
разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:
1) “что познается?” — объект;
2) “как познается?” — метод;
т.е. связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют
теоретическую, фундаментальную социологию.
во-вторых: изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной
действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного
воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.
Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они
перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.
Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные
фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества,
найти пути, средства преобразования этого общества в положительном
направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой
деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда,
культуры и т.д. и отвечает на вопрос
“для чего?”:
(для социального развития, для формирования правового общества, для
социального управления и т.д.)
Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и
прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад
в решение как научных, так и практических задач.
Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут
быть ориентированы и на решение практических задач.
С учетом этих двух аспектов функции социологии могут быть представлены и
сгруппированы следующим образом:
|Фундаментальные |— Познавательная: |
| |1) дескриптивная (описательная) |
| |2) диагностическая |
| |3) прогностическая (попытка предвидеть) |
| |4) моделирования социальных объектов |
|Прикладные |— Прогнозная |
| |— Социального проектирования и |
| |конструирования |
| |— Организационно-технологическая |
| |— Управленческая |
| |— Инструментальная |

Познавательная функция

Социология изучает социальное.
Раскроем это понятие, т.к. оно является для социологии ключевым.
Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей
общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в
процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и
проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе,
к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных
отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается
отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный
аспект.
Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного
индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо
от их физического присутствия.
Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и
роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных
отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. Вот что такое —
социальное.
Социология призвана именно это изучать.
С одной стороны социальное — это непосредственное выражение общественной
практики, с другой — оно продверженно постоянному изменению из-за
воздействия на него этой самой общественной практики.
Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого,
существенного и в то же время постоянно меняющегося, анализ соотношения
постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.
В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный
социальный факт, который надо осознать в интересах практики.
Социальный факт — это единичное общественно значимое событие, типическое
для данной сферы общественной жизни.
Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть
выражение познавательной функции социологии.
1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе,
субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального
явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления.
Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной)
и диагностической одновременно в данном случае.
2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект,
но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться
спрогнозировать, предвидеть этот процесс.
Например, знать, скажем, не только то, на сколько в данной группе,
коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать,
чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути.
Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки
— экономические, демографические, психологические.
3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и
методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа
социологической информации.

Прогностическая функция.

Науке вообще свойственна прогностическая функция.
Наука способна построить краткосрочный или долгосрочный прогноз на основе:
— знания качества и сущности реальности;
— знания законов функционирования этой реальности;
— знания законов развития реальности
Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно
важно, т.к. оно показывает:
— необходимость определенных изменений;
— возможность осуществления этих изменений.
Социология в данном случае опирается с одной стороны:
– на знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;
с другой:
– на знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.
Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного гос.
предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований
государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ,
прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на
изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с
учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих,
какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и
т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта.
И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего
состояния субъекта в прогнозируемый период. (как изменится социальная
структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития
будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.
Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества
в создании условий сознательной выработки и осуществления научно
обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения
общества.
Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза
на сознание людей и их деятельность, что может привести к его
“самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования
требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив
развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы
развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их
качественные изменения.
Выделяют 2 типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются
экстраполяция (предсказание) и целеполагание:
– поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих
тенденций с учетом управляющих воздействий)
– нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние,
пути и средства его достижения).
Классификация прогнозов по срокам прогнозов:
– краткосрочные
– среднесрочные
– долгосрочные
Есть классификация по роли: Например: Прогнозы-предупреждения и т.д.
Средства и методы, используемые для прогнозирования:
– статистический анализ;
– построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;
– метод экспертных оценок основных тенденций;
– математическое моделирование.
– и т. д.
Наилучший эффект – сочетание различных методов
Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:
– развитие социальной структуры общества;
– социальные проблемы труда;
– социальные проблемы семьи;
– социальные проблемы образования;
и т. д.
– социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).
Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций
(лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие
идеологические функции.
Функции социального проектирования и конструирования
Социальное проектирование (от лат. projectus – выступающий вперед) – научно
обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или
качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм
социального управления.
При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, несмотря
на то каким является объект: собственно социальным (больница, школа),
производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т.
е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного
обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей
социального проектирования, а именно:
– социально-экономической эффективности;
– экологической оптимальности;
– социальной интегрированности;
– социально-организационной управляемости;
– общественной активности.
Это I этап.
Затем II этап: выявляется круг актуальных социальных проблем, решение
которых необходимо для достижения каждой подцели.
III этап: Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.
Содержание социального проектирования фиксируется в двух формах:
1). как система социальных параметров проектируемого объекта и их
количественных показателей;
2). как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию
проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.
При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным
является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и
используется на практике.
Организационно-технологическая функция
Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих
порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного
результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса
или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем.
Повышение производительности труда, совершенствование организации
управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через
средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание
социальных технологий.
Организационно-технологическая функция является как бы продолжение функции
социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального
результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по
ее осуществлению.
С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция
становится все более и более распространенной.
Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических
закономерностях.
Управленческая функция
Научные результаты социологии —
— рекомендации;
— предложения;
— методики;
— оценки различных характеристик субъекта, его практики;
— все это исходный материал для разработки и принятия управленческих
решений.
Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение но тем или иным
социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу — необходима
социологическая деятельность.
Например: Управленческое решение, связанное с изменением режима работы в
трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и
косвенных факторов, которые возникают:
— в сфере трудовой деятельности;
— в сфере быта, досуга и т.п.
Управленческая функция социологии проявляется:
— в социальном планировании;
— при разработке социальных показателей и нормативов;
— и т. п.

Инструментальная функция
Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои
подходы и приемы анализа социальной реальности.
С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его
конкретном состоянии;
с помощью других — разрабатываются пути его преобразования.
Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии направлена на
разработку методов и инструментария по
— поиску
— регистрации
— обработке
— анализу
— обобщению
первичной социологической информации.
Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в
социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка,
совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке
исследовательского инструментария социального познания занимает
значительное место в социологии.

II. Структура социологии.
Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.
Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и
продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и
многоцелевое назначение социологии как науки.
Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:
I. Теоретико-методологические основы социологии.
II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.),
т.е. вся проблематика.
III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и
обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический
арсенал науки.
IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по
организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в
народном хозяйстве и управлении.
По I части:
Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы
социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с
экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания
представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого
социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими
знаниями вести изучение социального явления нельзя.
По II части:
Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или
массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении
выделяются два момента:
1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой
коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление
социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно
систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает
сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.
2) знание природы самого состояния социального явления как момента и
предела в его развитии.
По III части:
Специфика познавательной деятельности — теория и методы социологического
исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о
состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.
По IV части:
Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая
функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии.
Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого
предприятия, работники социологических служб, властных структур.

III. Метод социологической науки.
Гегель говорил: “Вся философия резюмируется в методе”.
Так и в социологии — специфика объекта и предмета науки обусловила
специфику ее метода.
Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо
получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ,
то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является
социологической исследование.
Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Он
включает в себя:
1) Теоретическую часть
(— разработка программы исследования,
— обоснование цели и задач,
— определение гипотез и этапов исследования).
2) Инструментальную часть (процедурная часть)
(— набор инструментов сбора информации
— выбор метода сбора информации
— определение результативной выборки
— возможность обработки информации
— получение характеристик состояния исследуемой реальности).
Социологический факультет
Лекция №3 ( + см. лекцию по МГ )

Категории, понятия и законы социологической науки

План

I. Система основных категорий (понятий ) в социологии
II. Cоциальные законы: сущность, классификация

Социологический факультет

Литература:

М-л социология. Под ред. Н.Н. Дряхлова. М. Изд-во мос ф-та, 1989. стр. 55-
83, 186-194, 249-256
Социология Г. В. Осипов М. Мысль, 1990 стр. 50-79, 119-185.
Социальная структура советского общества: история и современность - М.
Политиздат 1987
Краткий словарь по социологии - М. Политиздат 1988

План

1) Социальное как предметная с ущность социологической науки.
2) Социальные структуры и отношения.

Категории, понятия и законы социологической науки.

I. Система основных категорий (понятий) в социологии.
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество.
Например: “Группа студентов” — социальное явление.
Его качества:
1) это люди, которые учатся;
2) имеют среднее или среднеспециальное образование;
3) определенный возраст (до 35 лет);
4) определенный уровень интеллекта;
и т.д.
Эти качества социального явления бесконечно многообразны и находятся в
постоянном движении.
Пример: — “группа студентов дневного отделения”
— одни качественные характеристики;
— “группа студентов вечернего отделения”;
— “группа студентов технического вуза”;
— “группа студентов гуманитарного вуза;
и т.д.
Конкретные состояния социального явления
— другие качественные характеристики.
Все характеристики подвижны и предстают самыми различными оттенками
“целого”, т.е. самого социального явления в целом.
Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального
явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях,
понятиях и законах социологии.
Для описания конкретного состояния того или иного социального явления
необходима вся система знаний:
1) как относительно социального вообще;
2) так и относительно специальной области данного социального явления
вплоть до его конкретного состояния;
Содержание объекта и предмета всякой науки получает развернутое отражение в
системе категорий, понятий и законов данной науки. Они образуют
теоретический остов всего объема знаний науки и одновременно являются
необходимым инструментом для познания, анализа и оценки конкретного объекта
исследования.
Из сказанного сделаем вывод:
В познании любого социального явления в социологии необходимо учитывать два
взаимосвязанных момента (противоречия).
1) Признание индивидуальности, конкретности изучаемого социального явления
( в нашем примере группы студентов).
2) Выделение существенных характеристик социального явления, связанных с
проявлением статистических закономерностей распределения признаков, общих
для данного класса социальных явлений, которые проявляют себя в
определенных условиях и дают основание делать выводы о закономерном
характере развития, функционирования и структуре как данного социального
явления, так и всего класса родственных явлений.
Здесь применима теория вероятности и закон больших чисел:
Чем выше вероятность проявления какого-то признака, тем достовернее и
обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его
качественных и количественных характеристиках.
Поэтому и система категорий и законов социологии будет тем конструктивнее и
эффективнее, если она учитывает эти два момента социального познания.
Итак. категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество
объективной реальности, которая является объектом данной науки.
Специфика объекта и предмета науки определяет специфику категорий (понятий)
данной науки.
Категорийный или понятийный аппарат — это один из главнейших вопросов для
всякой науки. Именно в этом концентрируется выработанное общественное
знание.
То, на сколько разработан категорийный аппарат характеризует уровень
познания в той или иной науке. И наоборот — углубление познаний в науке
обогащают категории и понятия.
Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является
категория “социального”.
Социальное по своему содержанию — это отражение организации и
жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно
аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д.
Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:
— как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов
достигнутому уровню социального прогресса;
— способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс,
общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их
целостном единстве;
— выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и
прогнозов общественного развития;
— детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в
деятельности социальных общностей и личностей;
— оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей
и жизненных позиций людей, их образ жизни;
— выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их
соответствия реальной практике и интересам общества и человека.
Говоря о “социальном”, я хочу напомнить: на 1-ой лекции мы говорили, что
это понятие ключевое для социологии и записывали его определение:
Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей
общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в
процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и
проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе,
к явлениям и процессам общественной жизни.
Но мне бы хотелось, чтобы вы четче представляли эту область человеческих
отношений и поэтому хочу обратить ваше внимание на следующее:
Историческая справка:
К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах использовали два термина:
— общественный
— социальный
Понятие “общественный”, “общественные отношения” и т.д. употреблялись,
когда речь шла об обществе в целом (экономической, политической, духовной и
т. д. сферах).
Оно часто отождествлялось с понятием “гражданское”.
Понятие “социальный употреблялось при исследовании природы отношений людей
друг к другу, к факторам и условиям жизнедеятельности, положению и роли
человека в обществе и т. п.
Разрабатывая теорию исторического материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс
главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон жизнедеятельности
общества и потому использовали термин “общественные отношения”.
В дальнейшем ученые-марксисты упустили из виду это обстоятельство и стали
отождествлять понятия “общественное” и “социальное”.
А когда социология была заменена историческим материализмом, специфический
объект социологических знаний, социальные связи и отношения, был утрачен.
Однако в странах Западной Европы и США понятие “социальное” традиционно
использовалось в узком значении.
А для того, чтобы обозначить явления и процессы, относящиеся к обществу в
целом, было введено понятие “социетальный”, используемое для характеристики
общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических,
политических, социальных, духовных).
У нас же в стране использовались понятия “общественное” и “гражданское”.
Первое – как синоним “социального”, второе – как термин юридической науки,
т. е. истинное смысловое значение социального было утрачено вместе и с
самой наукой социологией.
(Конец исторической справки).
Социальная сфера – сфера воспроизводства субъекта, т. е. воспроизводства
субъекта для будущего и поддержания его существования в настоящем, для
того, чтобы можно было плодотворно функционировать в сферах
производственной, политической, культурно-духовной.
Мир системат,: целостен.
Всякое целое есть множество каких-то элементов и они составляют систему, а
значит имеют структуру связи.
Аналогично:
Общество есть целое, а общество есть множество, но не просто людей, а их
связей, которое образует множество и целое.
Категории Явления
“Целое”
“Множество”
“Структура”
“Функция”
“Социальная роль”
“Позиция”
Таким образом, мы получили социальную структуру общества.
Чтобы изучить общество, надо познать его структуру, а значит отношения и их
связи.
Как говорил Маяковский: “Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь
нужно”.
Аналогично – если есть социальные отношения, значит это нужно.
Социальные отношения функциональны.
Т.е. у каждого члена общества есть свои функции (у журналиста, врача,
учителя, металлурга, пенсионера, мужа, жены и т. д.).
Это определяет “социальную роль” – это нормативно одобренный образ
поведения.
“Позиция” – место, которое занимает индивид, т. е. то как он относится к
своей роли, функциям.
Мы рассмотрели понятие “социальное”.
Следующая, не менее важная категория в социологии, с которой согласуются
все остальные группы и ряды категорий и понятий, является категория
“социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо
социального субъекта (социальная общность, семья, трудовой коллектив,
личность и т. п.) или какого-то социального процесса (образ жизни, общение,
борьба за осуществление социальных интересов и т. п.) оно связано с
выявлением социального в его конкретном осуществлении.
Здесь исключительное значение играют знания о каждой из предметных
областей.
Эти знания, а и соответствующие понятия, категорийный аппарат
накапливаются и систематизируются в специальных социологических теориях.
Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий
социологии занимают категории (понятия), отражающие специфику сбора и
обработки социальной информации, организации и поведения социологического
исследования.
Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и
организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”,
“методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и
т. д.
Четвертый раздел социологии имеет свой понятийный аппарат: “социальная
инженерия”, “социальное проектирование”, “социальные технологии”, и т. п.
Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания
социологии для преобразования жизнедеятельности социального субъекта.
Как видим, система категорий и понятий в социологии имеют сложный характер
строения и субординационную зависимость понятий.

II. Социологические законы: сущность, классификация
Ядро всякой науки составляют ее законы.
Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее
всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях.
Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных
явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или
их действий. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их
равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов.
Исследовать социальные законы и закономерности – значит установить
существенные и необходимые связи между различными элементами социальной
сферы.
Классификация законов.
Законы различаются по времени действия
|Общие – действующие во всех |Специфические — действующие в |
|общественных системах. |рамках одной или нескольких |
|(Закон стоимости и |общественных систем. |
|товарно-денежных отношений). |(Закон перехода от одного типа |
| |общества к другому) |

Законы различаются по степени общности.
|Законы — характеризующие развитие|Законы — определяющие развитие |
|социальной сферы в целом. |отдельных элементов социальной |
| |сферы: классов, групп, наций и |
| |т.д. |

Законы различаются по способу их проявления:
|Динамические — определяют |Статистические (стохастические) —|
|направление, факторы и формы |отражают тенденции при сохранении|
|социальных изменений, фиксируют |стабильности данного социального |
|жесткую, однозначную связь между |целого, обуславливают связь |
|последовательностью событий в |явлений и процессов не жестко, а |
|конкретных условиях |с определенной степенью |
| |вероятности. Фиксирует лишь |
| |индивидуальные отклонения от |
| |заданной динамическим законом |
| |линии движения. Характеризуют не |
| |поведение каждого объекта в |
| |исследуемом классе явлений, а |
| |некоторое свойство или признак, |
| |присущий классу объектов в целом.|
| |Устанавливают тенденцию поведения|
| |данного класса объектов в |
| |соответствии с их общими |
| |свойствами и признаками. |

|Причинные — фиксируют|Функциональные — | |
|строго |отражают эмпирически | |
|детерминированные |наблюдаемые и строго | |
|связи развития |повторяющиеся | |
|социальных явлений |взаимные зависимости | |
|(для повышения |между социальными | |
|рождаемости надо |явлениями. | |
|улучшить соц.-быт. | | |
|условия жизни). | | |
|Пример: способ |Пример: Зависимость |Пример: |
|производства при |производительности |демографические |
|переходе от одной |труда от |процессы, процессы |
|соц.-эконом. Формации|квалификации; знаний |текучести кадров. |
|к другой |от активности на |Рост экономической |
|Или закон об |занятиях. |самостоятельности |
|определяющей роли | |женщин повышает |
|бытия по отношению к | |вероятность разводов.|
|сознанию. | | |

| | |Законы |Законы |
| | |развития |функционирования |
| | |(развития |(распределения |
| | |самоуправления|ролевых функций в|
| | |). |семье) |
| | |Закон развития| |
| | |обуславливает | |
| | |переход от | |
| | |одного | |
| | |качества соц. | |
| | |объекта к | |
| | |другом. | |

Типологизация социальных законов по формам связей (5 категорий)
I категория. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся)
сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е. если есть
явление А, то обязательно должно быть и явление Б.
(Пример: При тоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция).
II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают
динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка
взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего
состояния структуры на последующее носит характер закона развития.
III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между
социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но
подвижны ее элементы. Эти законы характеризуют вариабельность системы,
возможность принимать различные состояния.
Если законы развития обуславливают переход от одного качества социального
объекта к другому, то законы функционирования оздают предпосылки для этого
перехода.
(Пример: Чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют
учебным материалом).
IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными
явлениями.
(Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является
улучшение социально-бытовых условий для женщин).
V категория. Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными
явлениями.
(Пример: Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность
разводов.
Рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии).
Социальные действия характеризуются случайной величиной. Эти случайные
величины в совокупности образуют некую среднюю равнодействующую величину,
которая выступает как форма проявления социального закона.
Социальная закономерность не может проявляться иначе как в средней,
общественной, массовой закономерности при взаимодействии индивидуальных
уклонений в ту или другую сторону.
Для выявления средней равнодействующей необходимо:
1). Установить направленность действий сходных групп людей в одинаковых
условиях;
2). Установить систему социальных связей, рамками которых эта деятельность
обусловливается;
3). Установить степень повторяемости и устойчивости социальных действий и
взаимодействий групп личностей в условиях данной социальной системы
функционирования.
Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы
наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или
другом направлении, получаем результирующие, т.е. закономерность.
Поэтому из Генеральной совокупности берется выборочная совокупность и по
ней делается предсказание по всей совокупности.
Если выборка сделана точно, то закономерность выводится исключительно
точно.
Таким образом, социология как наука опирается на сложную иерархическую
систему законов, характеризующих особенность бытия в его различных
проявлениях.
Социологический факультет
Лекция №4

Социальное как предметная сущность социологического анализа. Социальные
структуры и отношения.

Литература:

М-л социология. Под ред. Н.Н. Дряхлова. М. Изд-во мос ф-та, 1989. стр. 55-
83, 186-194, 249-256
Социология Г. В. Осипов М. Мысль, 1990 стр. 50-79, 119-185.
Социальная структура советского общества: история и современность - М.
Политиздат 1987
Краткий словарь по социологии - М. Политиздат 1988

План

1) Социальное как предметная с ущность социологической науки.
2) Социальные структуры и отношения.

Социальное как предметная сущность социологического анализа. Социальные
структуры и отношения.

I. Социальное как предметная общность соц. науки.
1. Когда речь идет о производственных процессах, то рассматриваются
взаимодействия людей и различных социальных групп и общностей по поводу
производства и обмена потребительных благ ( формируется взаимная
зависимость между людьми в обществе по поводу их участия в общественном
труде, распределении и потреблении его результатов ( складывается и
функционирует система экономических отношений общества.
2. Люди в силу необходимости определенной организации жизнедеятельности
общества вступают во взаимодействие и взаимозависимость друг с другом по
поводу организации и осуществления политической власти ( формируется и
действует политическая сфера жизни общества (складываются политические
отношения).
3. Люди вступают во взаимодействие по поводу производства и распределения в
обществе духовных ценностей – знаний, ориентаций, норм, принципов и т. п. (
формируется культурно-духовная сфера жизни общества (складываются культурно-
духовные отношения).
4. Что представляет собой социальная сторона или сфера жизнедеятельности
общества?
Необходимость социального как особого явления жизни общества заключена в
сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического
процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует
свои системы и органы: 1). По функ

Новинки рефератов ::

Реферат: История перестрахования (Страхование)


Реферат: Разработка научно обоснованной системы применения удобрений для полевого севооборота Прикубанского района учхоза Кубань (Сельское хозяйство)


Реферат: Приобретение гражданства Российской Федерации (Государство и право)


Реферат: Галичина - соціокультурна, історична, політична частка України (История)


Реферат: Лидер в моем представлении (Менеджмент)


Реферат: Казахстан в начале XX века (История)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Курортный район Санкт-Петербурга (Социология)


Реферат: Учет поступления и выбытия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: ПЭВМ (Цифровые устройства)


Реферат: Духовная культура тюрков (История)


Реферат: Внешняя политика России во второй половине 19 века (История)


Реферат: Word 97 (Компьютеры)


Реферат: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Доклад) (Исторические личности)


Реферат: Збигнев Бжезинский: Великая шахматная доска (Политология)


Реферат: Организация предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Наука БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: RlinC (Литература : русская)


Реферат: Лобачевский и неевклидова геометрия (Математика)


Реферат: Франклин Гиддингс "Основания социологии" (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист