GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социализация (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социализация (Социология)



Введение.
Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие
можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем
сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей
среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовых нормально
функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится
труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период
времени, в течении которого новорожденный обучается и приспособляется к
взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один
сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное
на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.
Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни у
человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него
включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается
жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений.
Такой экологической ниши нет ни одного из видов. В последнее время
специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю свою
жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил
название социализации.

Что такое социализация.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет
юноша переходил в разряд в взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и
образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже
сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует
ранее прекращение детства.


В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает
учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками
период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.


Подготовка к самостоятельной жизни является не только более
продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное
образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество
смогло только в ХХ веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого
ресурсы. Всеобщее среднее образование – серьезное достижение нашего
времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах
тратит на образование до1/3 своего национального дохода. Раньше ничего
такого не было: В традиционном обществе обучение происходило стихийно.
Только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы,
лицеи, гимназии, университеты.


Иногда полагают, что значение социализации именно этим и
ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение
элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение
данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и
заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и
культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженым пониманием
социализации.


Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-
либо другое обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное
для приобретения новых знаний. Молодой человек слушает лекции, читает
книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и
сдает экзамен. В завершении он получает сертификат, удостоверяющий его
квалификацию в определенной области знания. Такого рода обучение может
продолжаться 5 лет, а может 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение
жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель, никакая школа не научит
человека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым
партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится
обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая это
не в лабораторных, а в реальных условиях.


Невозможно обучить социальной роли по книжкам или методами деловой
игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или
король воспитывает себе приемника многие годы; исполнителя этой роли
воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую
приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная
роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения,
незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она
связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к
социализации применим термин не “обучение”, а “освоение”. Он шире по
содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.


Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а
целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной
лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости
человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и
т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа
биологического превращается в существо социальное. Социализация
рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило на
коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые
этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и
какие прошло человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической
эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего
развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо
полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.



Феральные люди.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных
предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и их родителей.
Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши
животных, тем не менее гораздо подготовлено социального опыта. Если бы это
было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и
символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря
на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень
высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые
полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах,
человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Их
уверенность поколебалась встреча так называемыми феральными людьми.
Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные
в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл
Линней. Одичавших, не оцивилизованных людей называют еще «маугли» или
«детьми джунглей». В Индии были обнаружены две девочки – восьмилетняя
Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме
в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели
нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были
изолированы от нормальной социальной среды.
У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства.
Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению
на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно
ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали
сильный страх перед огнем и не когда не смеялись. «Маугли» доказали, что
оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События
отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых
пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу
не помогает запас генов, унаследованных от родителей.
Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь
элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но этого
не произошло, если бы не генное наследство, биологическая
предрасположенность к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить,
улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они
прожили не более 10 лет.

Значение детства.
Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому,
что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой
такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо
манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать
вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров
ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления
людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились
родителей, рано пошли трудится, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не
менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные этапы, но удлинить
или сократить процесс социализации в целом нельзя.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70%
формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся
необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в
тоже время это самый незащищенный ее этап. Дети изолированные от общества,
в социальном плане проигрывают, хотя многие взрослые сознательно ищут
одиночества и изоляции, чтобы предаваться углубленным размышлениям и
созерцанию. Чаще когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на
длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая
трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани
Таким образом, начальная социализация и продолженная – качественно
разные этапы. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого
накапливаются социальные навыки.


Биологические предпосылки детства.
У животных размножение – важнейшее средство выжить и приспособится к
среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на продолжение рода.
Треска мечет до 4 миллионов икринок и потомство не охраняет. Колюшка
откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем
выше уровень развития животного, сложнее его морфологическая структура и
строение мозга, тем меньше у него потомство и тем бережнее к нему
отношение. Устрица откладывает до 500 миллионов яиц в год, из них выживает
меньше десятка. Горилла рожает детеныша один раз в 5 лет. Риск потерять
единственного ребенка в результате нападения хищника, нехватки пищи или
болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать:
укрывать своих чад в безопасном месте, переселять туда, где больше пищи,
ухаживать за их шерсть и кожей, призывать сородичей на помощь.
У высших животных формируется особое явление – материнство, которое у
людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становиться
сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен –
отцовство. У него нет биологических корней. Материнство и отцовство вместе
создают еще одно явление – родительство, которое по мере развития общества
превращается в специальный социальный институт.
Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию
обезъян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторной функций и
условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом потребовало
интенсивного потребления кислорода и переноса через плаценту значительной
энергии. Следствием является укрепление скелета и увеличение мозга.
Таким образом, забота и уход о потомстве не в меньшей степени повлияли
на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение ордий труда и
«приручение» огня. Вынашивание потомства – самый ранний этап социализации,
который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном
итоге, уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру
воспитания, не обходим был взрослым в большой мере, чем самим детям. Он
существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.
Чем больше увеличивается размеры мозга, тем больше времени требовалось
на то, чтобы научить им пользоваться. Увеличилась продолжительность
детства, потомство приходилось обучать тому, что не передалось от природы:
какие травы можно собирать, а какие нельзя, как нужно спасаться от врагов,
как следует охотиться. Посмотрите на кошку или собаку – их никто не обучал
разбирать в травах. Их знания носят инстинктивный характер. Но у человека,
по мере увеличения мозга, сокращалось количество инстинктов и их место
занимали социально приобретенные навыки. Природное начало сужалось,
социальное – расширялось. Оно потребовало особого периода – детства, когда
родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество
по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось
обучать, тем большее время для этого требовалось.
В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно повлиял
переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует
меньшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хранению
увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще
большего родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже
успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Другой фактор удлинения детства – возникновение семьи. Появление
моногамии – устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания
хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла
сохранить потомство: добыть пищу, охранять территорию от врагов, передавать
знания. Отсюда произрастет институт отцовства и начинается история
социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница – возникновение
института отцовства и на его основе – формирование института родительства.
Завершилось история инстинктов, началась история институтов.
Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как
исторически первая его форма относится не сфере производства, как мы
привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает
вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический
уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей
всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.
С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу
двух важнейших периодов жизни людей: 1) детства – период первичного
обучения и социализации, 2) старости – завершающего этапа жизни, период
наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.
Итак, биологические предпосылки детства вызревали очень медленно на
протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы подымаемся по эволюционной
спирали, тем необходимей становится потребность в специальном периоде
обучения и социализации. У человека она наибольшая. Но в рамках
человеческой истории детство продолжается удлиняться и функции его
становятся все более значимыми.

Социальные предпосылки детства.
Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку
детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли
существенны между ними различия? И так ли необходима специальная подготовка
для перехода из одного в другой?
Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической
силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять,
отношением к опасности и риску, соотношение рассудочных и эмоциональных
компонентов, объем приобретенных знаний, способностью учиться на
собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных
ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность.
Тем не менее главного мы не назвали – выполнение социальных ролей.
Дети – единственная категория населения, не имеющих социальных статусов и
социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский
пол», «сын/дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в
полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и
не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не
может быть профессиональных, экономических и политических статусов и ролей.
Им не знакомо то, что составляется суть статусов – круг прав и
обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона,
парламентария, или прихожанина. Они не знают, что такое ответственность.
Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые
рассказывали.
Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не
позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они
играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У
детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а
девчонки – в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не
считать игровой метод обучения в бизнесе.
Итак, два мира – детский и взрослый различаются с точки зрения
социализации. Они находятся на разных концах этого процесса. Главное
различие – степень овладения социальными ролями.

Агенты и виды социализации.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать,
что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и
есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение
культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер,
бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих
нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей,
лидеров молодежных группировок;
2) агентов вторичной социализации – представителей администрации
школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви,
государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и
т.д.
Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и
вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и
вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения
человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к
опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий
учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних
этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным
личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан
формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником
нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной,
а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в
роли вторичного социализатора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они
выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства
существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной
социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец
выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора,
воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм
и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов
социализации выступают люди и учреждения.

Родительство.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и
детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в
самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и
злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период
младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю
жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья
черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими
отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и
пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых
существ – от птиц и до млекопитающих родительская забота запрограммирована
генетически. Однако для человеческих существ это справедливо на половину.
Родительство – прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически
только у людей детей намерено подкидывают или передают на воспитание в
другую семью либо отдают под опеку государства. Только человеческие
существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему
санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушения, либо поощряют за
соблюдение отношений родительства.
Уже в глубокой древности, судя по сохранившемся источникам, детей
убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали,
колечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры
оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ
Аристотель считал, что детей-колек кормить вовсе не обязательно, а
древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых
младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами
возвели в ранг государственной политики. За долго до них первобытные
племена освобождались от детей в период засухи, голода и недоедания.
Уничтожение детей получило специальное название инфантицида. Средневековье
пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и
равнодушии к детям. Русский «Домстрой» - свод житейских правил и
наставлений XVI века – проникнут духом беспрекословного повиновения детей
родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано жаловаться на
родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а
убийство родителей – смертной казнью.
Как это не странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX
века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед
детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед
родителями. Таким образом, на протяжении всей истории человечества
наблюдалось ассиметрия в отношениях между родителями и детьми:
ответственность одних была преувеличена, а ответственность других
принижена.
Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они
вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и
взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех
цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени резко
сократилось, а их ценность резко возросло. Мысль о том, должны жить ради
своих детей, а те в свою очередь, ради будущих детей, вернуло человечество
в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку
социализации. Подобный принцип характеризует существование большинства
видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество
создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы
ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального
контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших,
лишение родительских прав).

Юность.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят
подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют
тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (
одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой
определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному
полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к
не обдуманному риску и не умение оценить степень его опасности,
подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и
содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, нерпизнание
всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и
независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется
молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными
чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый
период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание
заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного
послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному
послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми,
они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы
двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система
ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией
родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период
заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние –
мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления
своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно
наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с
переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к
негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего
вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет
социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная
самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных
оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им
нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными
обстоятельствами:
- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать
героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан
их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то,
что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых
потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их
психофизиологическим повзрослением;
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и
усилившейся зависимость от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в
социально-экономическом положении тинейджеров. Социальный статусы родителей
и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут
моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность
имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые –
собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели,
потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны,
они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками
правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются
собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они –
лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно
важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но
родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров –
меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая
меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с таким глобальными
мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте
решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше
ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в
количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность,
употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие на
личностью. Многие тинейджеры бросают школу, в результате нарушается
естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается
на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки
и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах
уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление
алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть роль взрослых.
Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус
школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного
успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут
признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи –
институтов, где их продолжают считать детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и
установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое
бесправие тинейджеров.

Зрелый возраст.
В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие).
Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим
взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение
пропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст
характеризует расцвет человеческой личности.
Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом
социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов
человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессии,
прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или
замужество, создание семьи, рождение детей.
Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянутся в
следствие прохождения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21-23 лет или
ускорится по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя
граница зрелого возраста не определена, то его верхняя граница обозначена
выходом на пенсию.
Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и
зрелого – служит экономическая, социальная и политическая
самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В
прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в
студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные
периоды истории – войны и революции – молодежь быстрее достигает
общественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышению
военной значимости молодежи как источника рекрутов. Напротив, в спокойный
период истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов
социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать
молодой человек, претендующий на статус взрослого:
- сам себя обеспечивать средствами существования;
- распоряжаться деньгами независимо от других;
- быть самостоятельным в выборе образа жизни;
- проживать независимо от родителей.
В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в
возрасте от15 до 30 лет соответствуют четырем приведенным критериям и
поэтому в праве называться взрослыми.
Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые и другие
признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к
голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации,
лишь вступление в брак служит значительным критерием взрослости. Семья –
единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении все
жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного
цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни
родителей, взрослый человек – субъект (по отношению к детям) и объект (по
отношению к другому супругу) социализации одновременно. Он перестает
служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи
могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми
из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена
выступают агентами социализации друг для друга.
Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает
иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей,
переходят в новое качественное состояние – из объектов воспитания они
становятся его субъектами. Ина первых порах происходит мучительный процесс
овладения новой социальной ролью: молодожены обращаются к родителям,
друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и
устройство быта – как пеленать и кормить малютку, как починить
водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой
социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние
друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о
лидерстве в семье, отношение к новой роде и новым друзьям. Здесь нет
субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе,
поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение
партнера.
Взрослая жизнь – самый активный период социализации, так как именно в
это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной
ситуации. Впервые уровнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и
средств и средств их удовлетворения.
Старость.
Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или
непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С
выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается
нужность стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую
функцию – быть производителями материальных ценностей. Из производителя он
превратился в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек
зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в
отличие от ребенка старик не являются целью жизни не для кого. Родители
ищут эмоциональное удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими
пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик – это
человек, переставший служить и целью жизни, для своих выросших детей, как
ребенок, и средством жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре
семьи и в социальной жизни общества.
Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые
социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами,
конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в
системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в
межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на
работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе
последних; по ведению домашнего хозяйства им оставляют простейшие функции
(подмети пол, сходить в магазин), а принципиальные вопросы молодые
оставляют за собой; проводить эффективное образование и социализацию в
современном обществе пожилые не могут потому, что их знания по сравнению с
молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры признаются архаичными.
Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового
статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также
отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения,
трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток
свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают
пожилого человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение
человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации. В
результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах
существования. Ощущения себя в положении социального иждивенца часто
выражается в чувстве социального унижения.
До сих пор десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе
потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности,
предлагая «просто отдыхать». Невостребованная потребность, резкая смена
ценностных ориентаций и установок изменяют личность. Процесс старения
многократно усиливается под воздействие психологического груза. Обостряются
физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в
традиционных обществах (правда, не во всех) старые люди, бывало, покидали
насиженные места и уходили умирать в одиночестве. В современном обществе
сделать такой переход менее болезненным могут дополнительная работа
пенсионеров в общественном производстве, привлечение их к активной
общественной и политической деятельности.
Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается
способность адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем
больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают:
старики становятся ворчливее, раздражительнее и угрюмее. Но известно и
другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний ее
день.
Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям:
вынужденное увеличение и бытовых нагрузок, материальная зависимость от
родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности,
боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными,
малоподвижными и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере)
неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач
больше прежнего).
Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают
потому, что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным
группам, а именно – наличие жизненных планов. Жизненный план –
идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит
предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений.
В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты,
смутных желаний, в зрелом – четко выстроенной должностной карьеры, а в
пожилом возрасте они исчезают.
Благодаря жизненным планам социализация их стихийного и неуправляемого
процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый
индивид сверяет с поставленной целью то, чего он реально достиг, и вносит
необходимые поправки. Но пожилой человек подобного уже сделать не может –
впереди у него нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы
ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у
пожилых нет того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы
деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.




Реферат на тему: Социализация личности

Содержание

Введение

1. Сущность процесса социализации личности
2. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности
3. Проблемы формирования личности в процессе социализации

Заключение
Список литературы



Введение

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество
передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает
нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и
умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является
утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а
Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.
Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях.
Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных
участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были
предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения.
Российское общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия»
нанесла непоправимый удар по социальной сфере.
В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации в общем и
в российском обществе последнего времени. Нами будут использоваться учебные
пособия и материалы исследований из периодической печати.



1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида,
наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это
единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех
социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей,
интересов и т.д.
Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на
основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством
которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы,
ценности, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование
социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек
становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация
– это процесс становления социального «Я».
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество
передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает
их в зависимости от своих качеств.
Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего
социального места.
В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.
На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты
социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за
передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения,
которые влияют на процесс социализации и направляют его.[1]
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых
группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее
окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи,
сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают
влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и
институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные
учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении
может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы
и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко
специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в
соответствии со своими функциями.[2]
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными
циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг
друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и
правил поведения.[3]
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и
правилам поведения в замен старых.
Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию,
идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той
или иной общнотсти. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение
ребенка.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения.
Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы,
однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется
с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на
восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с
внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков.
Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает
совесть.
Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на
формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер
поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к
ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва,
нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности,
которыми она руководствуется в процессе социализации.



2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное)
поведение.
Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не
соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются.
Термин «девиация» употребляется в социологии в узком и широком значении.
В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или
действия, которые не соответствуют писанным или неписанным нормам. Этим
термином чаще всего в социологии обозначают сферу нравственных пороков,
отступление от принципов норм, марали и права. В этом смысле к
отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию и преступность.[4]
В узком смысле девинтным поведением называют поведение, отклоняющееся от
культурных неписанных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных
законодательных норм называется деликветным поведением.
Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда
оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе.
Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие –
одобряются. Например, в советском обществе спекуляция была наказуема, в
современной России – благое дело.
Деликветное поведение абсолютно, поскольку существуют однозначно
установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.[5]
К основным формам отклоняющегося поведения принято относить пьянство,
наркоманию, проституцию и т.д. Возрастание девиантного поведения в том или
ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе целостных оснований этого
общества, конфликте между личностями и общественными интересами.
Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытки уйти от общества,
убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние
неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
Любое общество на определенном этапе развития диктует своим гражданам
характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому диктату
подвержены дети и молодежь. Их сознание адаптируется согласно общему фону
общественной жизни.
Человека можно обмануть один, два раза, но потом он обретает навык
отличать правду от лжи. Особенно опасно для общества симптоматическое
раздвоение личности. На психологическом уровне – это инфекционное
заболевание, которое трудно поддается лечению.
Прививая личности зачатки правовой культуры, не следует забывать что
динамика ценностных миров включает напряжение созидательного и
бессознательного, рационального и интуитивного, глубоко проникающего в суть
процессов и поверхностно-рационализирующего по поводу нравственных
многообразных отношений в обществе.[6]
Исследования морального сознания молодежи показывают, что молодые
воспринимают жизнь сегодняшней России драматичной. В сознании нарастает
скепсис в оценки настоящего и ностальгия по прошлому.
Свободу молодежь воспринимает как возможность перемещения человека.
Студенты еще не понимают, что свобода перемещения в настоящее время
ограничивается другими рычагами – отсутствие на это денег.
Радует то, что верховной ценностью молодые называют «равенство всех перед
законом», необходимость вознаграждения за добро и возмездности за зло,
Ценность принципа оплаты по труду, по таланту.
К сожалению нарастает количество таких студентов, которые отдают
преимущество тому, что бы Россия стала подо властной США. В этом большую
роль играет обманчивое пропагандирование американского образа жизни.
Адекватная оценка состояния общества США более кризисная и взрывоопасная,
чем российского.
Тревожным можно назвать и отношение студентов к войне. Многие (каждый
второй) отмечают, что война – это гибель людей и в то же время фактор,
обусловливающий прогресс техники.
В повседневном нравственном сознании студентов преобладает прагматизм,
они выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не
чувствуют уверенности в будущем.
Характерно то, что у девушек правовая культура развита намного сильнее,
чем у юношей. Они выражают большее беспокойство по поводу негативных
явлений в обществе.
Девушки-студентки не столь примирительно относятся к сексуальным
меньшинствам, тем, кто торгуют собой (проститутки, охранники). Они на
стороне строя, который защищает жизнь их тревожат вопросы самосохранения
общества и снижение его качественных характеристик, рост преступности,
угроза безработицы, увеличение числа беспризорных детей и бомжей,
нарастание алкоголизма, наркомании, проституции, угроза СПИДа.[7]
Опросы показывают, что мужчины более терпимы к социальным меньшинствам и
проституции. Недаром социологи отмечают закономерность, состоящую в том,
что в критические периоды истории проявляется большая терпимость общества к
всевозможным отклонениям от норм и традиций.
Воспитывать подрастающее поколение нужно. Но не следует забывать, что
человек – существо мыслящее. На экзамене студент будет говорить, что
законы, нормы и правила необходимо соблюдать. Им будет осознаваться теория
правовой культуры. Но он встретиться с трудностью в практической реализации
этого навыка, столкнувшись с обществом.
С понятием «рынок» в России получило развитие прагматическое отношение к
обществу, которое в рынке усматривает власть наживы и спекуляции.
В целом можно сказать, что реформа общества не подготовлена теоретически,
организационно, морально, культурно, социально, экономически, политически.
Невозможно развитие правовой культуры в обществе, где законы не
соблюдаются большинством, где предвыборные обещания не выполняются и власть
не несет ответственности за не стабильность в государстве.
Особенно опасно то, что раздвоение личности (разногласие между словом и
делом) наблюдается у главы государства. В таком обществе нормы морали и
права на бессознательном уровне индивидов сталкиваются с противоречиями.
Следовательно, часть людей, те, у кого прагматизм и инстинкт самосохранения
доминируют, будут перешагивать эти нормы, не зависимо от того, что
внутреннее состояние их не всегда будет удовлетворено.
Другая часть людей, те, у которых доминируют совесть и стыд, будут
подвержены девиации, отстраняясь от общества, которое не воспринимается
ими.
Таким образом, мы можем сказать, что российское общество находится в
критической ситуации, которая не способствует формированию правовой
культуры личности.



3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с
помощью обобществления личности.
Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность
перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к
определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя
причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма,
любви к животному и растительному миру.
В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно
возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и
образовательной сферы.[8]
Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на
самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной
деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы
личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя
институциональные формы образования как инструмент самореализации,
самоактуализации, самосовершенствования.
Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной
экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его
интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.
Основным субъектом самообразования является личность, которая
удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и
социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых
личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и
нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности
группы, которую выбирает.
Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности
(социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный
на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного,
образовательного, профессионального и научного уровней, получение
удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.
В рамках социально-философской характеристики самообразование – это то,
что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса
«самосоциализации».[9]
Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную
самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации
личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется
в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов которой
является самообразование.
В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации
посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с
потребностями личности.
В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет
социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально-
политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает
равенство возможностей на получение образования и профессиональной
подготовке.
В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует
понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных
организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре
образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.
В статье Здоровского настораживает то, что проблемой, требующей изучения,
выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и
ее критерии, то есть – уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация
на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и
«индивидуализация».
Авторы ниже отмечают, что другой проблемой выступают потребности,
интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее
различных групп населения российского общества.
На наш взгляд ориентация на социальные группы при решении вопроса о
самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может
сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.
Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной
личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям
населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой
криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование
будут получать люди, близкие к криминалу.
Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность
образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Поэтому поводу
можно понять обеспокоенность директора Международного института
планирования образования ЮНЕСКО Жака Аллака, который считает, что
«правительство… должно финансировать все уровни и типы как формальной, так
и неформальной системы образования и профессиональной подготовки для тех,
кто хочет и способен воспользоваться ими, но не может за них заплатить».
Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации.
Однако, не только сфера права является показателем цивилизованности
общества. Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление
девиантного поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще
всплывает вопрос о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы
ее снижения.
Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять
бюджет, способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы
официально иметь от нее выгоду.
Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие
ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в
настоящее время криминализируется и деградирует.
Подготовлен Национальный доклад ООН о развитии человеческого потенциала
за 2002 – 2003 годы. В докладе подчеркивается, что на человеческое развитие
государство воздействует прежде всего своей бюджетной политикой.
ООН рекомендует России переориентировать бюджетную политику на решение
социальных, гуманитарных и интеллектуальных целей. В докладе говорится, что
на науку в России в последние годы направляется 1,6 процента ВВП, в
развитом мире – не менее 2,2 процента. Н образование в развитом мире
направляется 6 %, в России – около 3 %. На охрану здоровья развитые страны
направляют 8-14 %, в России – 2,4 – 3,5 %.[10]
Доклад отмечает, что в Росси существует недопустимо огромный разрыв
доходах 10 процентов богатых и бедных групп населения.
В нынешней Росси, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью
люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на
те ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм,
справедливость, свобода.
Свобода требуется и для самообразования. Если человек для того, чтобы
выжить, вынужден работать по 14 – 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой
от профессии), он легко дисквалифицируется.
Психологи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком
не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает
его психику и ведет к срыву.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация – это процесс посредством которого индивидом усваиваются
основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование
социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек
становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Анализ литературы показывает, что до тех пор пока людям не будут платить
достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения
правового государства и гражданского общества. Бедность вынуждает людей
искать дополнительные заработки (часто незаконные).
Парадоксально слышать от Президента фразу «Нужно строить гражданское
общество». Это напрямую касается социализации. Если же расшифровать
высказывание «неадекватная реакция общества на происходящее», то это
получается как призыв к гражданской войне.
Маленький октябренок давал клятву: «Обязуюсь быть честным …». Его
социализация была принудительной. Однако и в настоящей России личность
ограничивается в свободе выбора при помощи бюджетной политики создаются
условия, ведущие население России к моральному разложению.



ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая
проблема. // Социологические исследования. 1997. №10
2. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997
3. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. //
Социологические исследования. 1997. №10
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997
5. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997
6. Российская Федерация сегодня. – 2004. - №5



-----------------------
[1] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997 С.117
[2] Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997 С.213
[3] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997 С.119
[4] Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997 С.231
[5] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997 С.120
[6] Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические
исследования. 1997. №10 С.69
[7] Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические
исследования. 1997. №10 С.73
[8] Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая
проблема. // Социологические исследования. 1997. №10 С.79
[9] Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая
проблема. // Социологические исследования. 1997. №10 С.81
[10] Российская Федерация сегодня. – 2004. - №5 С.8





Новинки рефератов ::

Реферат: Парижский Университет - Средние Века (Философия)


Реферат: Стрекозы (Биология)


Реферат: Иностранцы в Германии (Иностранные языки)


Реферат: Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (Гражданское право и процесс)


Реферат: Процесс осуществления экспортно-импортных операций в МТ (Международные отношения)


Реферат: Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях (Биология)


Реферат: Кредиты (Деньги и кредит)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)


Реферат: История Канады (История)


Реферат: Национальная религия Японии - синтоизм (Религия)


Реферат: Дисидентство на Украине (Дисидентський рух в Україні) (История)


Реферат: Лабораторная установка для испытания моделей корпусов жидкостных ракет (Технология)


Реферат: Политический процесс (Политология)


Реферат: Статистика (Статистика)


Реферат: Современные дизельные, судовые и тяжелые моторные топлива (Химия)


Реферат: Бизнес–план Могилевского завода (Предпринимательство)


Реферат: Сущность и содержание воспитания (Педагогика)


Реферат: Традиционные верования и мировоззрения народов ханты и манси (Культурология)


Реферат: Баптизм (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист