GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)



“Развод. Почему?”

“Ревность и измены как феномены супружеской жизнь.”

Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов
при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно
четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.
Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви.
Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак,
нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена
же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами.
Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и
устойчивыми отношениями , чаще - в конфликтных проблемных семьях , а также
в семьях с критическими , практически разрушенными отношениями супругов.
Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков что
свидетельствует скорее о незрелости , легкомыслии супругов, о непонимании
семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”. Огромную
роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все
времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой
его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть
и уважать в женщине прежде всех человека , друга и личность.
Кроме того супружеская верность во многом зависит от добрачного
поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче
нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой
опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку
сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому
партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих
обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов
с интересами семьи. Но признавать чувство долга - это еще не все. По этому
поводу очень точно писал Н.А. Добролюбов “ Не того можно назвать человеком
истинно нравственным, что только терпит над собой веление долга, как какое-
то тяжелое иго ..., а именно того , кто заботится слить требование долга с
потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в
свою плоть и кровь внутренним процессом самого сознания и саморазвития так,
чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли
внутреннее наслаждение“. Таким образом , верность, преданность - это
нравственный долг перед другим партнером.
Существует мнение о том, что измена, случайная связь заставляет человека
понять , что в семье была любовь, измена вдруг высвечивает это. По
некоторым исследованием, 75% мужчин не находят в случайном партнере того,
что ожидали, и начинают больше ценить свою жену. Среди неверных жен число
таких, кто не испытал ничего, кроме разочарования и угрызения совести,
оказалось еще больше - 90%. Супруг осознает, что совершил страшную ошибку,
что предал близкого человека и впредь будет дорожить своим очагом.
И все же в большинстве случаев измена не идет на пользу любви. Измену
наверное простить труднее всего. И трудно. даже невозможно забыть. Даже
супруги с солидным семейным стажем признаются, что воспоминание об измене
одного из них сохраняет горечь на долгие годы. И горечь и неприязнь к тому,
кто в какой-то момент предал семью, любовь.
Измена разрушает семью, неважно, кто изменил, муж или жена. Простить ее
или не простить зависит от человека, от того, сколько любви сохранилось в
душе, сможет ли, если не забыть, то глубоко запрятать обиду нанесенную
изменой.
Когда живешь с человеком, вместе с ним строишь семью, свой дом, в котором
будут расти дети, нужно быть уверенным в этом человеке. Уверенным, что он
не предаст, не изменит. Измена, как неожиданный удар наотмашь, выбивает
почву из-под ног. Не каждый в состоянии после такого удара оправиться.
Вряд ли можно утверждать, что измену совершает только безнравственный
человек. Если в семье ненормальные отношения, подозрения, ревность,
скандалы, отсутствует доброта, сочувствие, понимание, то рано или поздно
это приведет к тому, что один из супругов невольно начинает искать человека
, который его понимает и уважает в нем личность.
В каждом конкретном случае необходимо иметь в виду мотивы, толкающие
мужчину или женщину на измену. С одной стороны, это может быть тщеславие,
ощущение личной “свободы”, распущенность смещение нравственных ценностей, с
другой стороны - слабохарактерность, склонность к подчинению, социальная
незрелость, неустойчивая жизненная позиция. В зависимости от этого и мера
осуждения супружеской неверности должна быть разной. Эта мера будет
зависеть и от того, насколько глубока причиненная изменой боль и обида; как
преподнесена была - цинично, случайно ли, осторожно, с равнодушием, в
присутствии других людей и т.д.; как была воспринята пострадавшим от измены
супругом - бурной реакцией, скандалом, эмоционально или спокойно,
рационально.
В современных исследованиях делаются попытки проанализировать причины
супружеской неверности. Приведем здесь одну из классификаций.
Новая любовь. Эта причина супружеской неверности характерна для браков,
где любовь была незначительной или вовсе отсутствовала (рассудочные,
рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, страхе
одиночества).
Возмездие. При помощи измены реализуется желание отомстить за неверность
супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.
Поруганная любовь. В брачных отношениях отсутствует взаимность. Один из
супругов страдает от неприятия его любви, безответственности чувства. Это
побуждает утолить чувство в другом партнерстве, где возможна взаимность.
Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его
чувство, сочувствует безответно любящему его человеку.
Поиск новых любовных переживаний, как правило , характерен для супругов со
значительным стажем , когда чувства поблекли. Либо в семьях с такой
нормалью, когда от жизни берется все возможное. Вариантом может быть
подражание “красивой жизни” зарубежных образцов, сексуальной свободе.
Воспоминание. С помощью супружеской неверности человек компенсирует
недостаток любовных отношений, который возникает из-за влияния длительных
разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.
Тотальный распад семьи. измена здесь фактически результат создания новой
семьи, когда первая семья воспринимается нежизнеспособной.
Случайная связь, когда измена не характеризуется регулярностью и глубокими
любовными переживаниями. Обычно она бывает спровоцирована определенными
обстоятельствами ( настойчивость “партнера”, “удобным случаем” и т.д.).


В браке щекотливые моменты иногда лучше обойти молчанием. И в случае
измены даже неправдивое “Да” или “Нет” может спасти семью и сегодня и в
будущем. Чрезмерная искренность, желание рассказать правду о своем
мимолетном увлечении, о физической измене может вызвать у супруга тяжелую
депрессию. Находясь под гнетом своего поступка , “преступления” стремится
очистить совесть, исповедоваться раскрывать душу “пострадавшему”. И вот тут-
то все и начинается. Для того, кто слушает исповедь, она словно гром среди
ясного неба. А “грешник” после исповеди становится свидетелем страданий
человека, которому изменил. Принцип “лучше горькая правда, чем сладка ложь”
в таких случаях не срабатывает. Ничего хорошего здесь ждать не приходится.
Тот, кому изменили, до конца жизни может потерять психическое равновесие и
только боль, как заноза будет ныть в сердце.


Надо сказать, что измена - суровое испытание для любого человека, для
любого супружеского союза. Тот, кто к ней относится легко, с безразличием -
скорее всего не любит или вряд ли вообще способен любить. Когда измена
происходит на фоне конфликтных отношений, она воспринимается как
естественное следствие. Переживание измены зависит от того. насколько часто
встречался с подобными ситуациями.
Попустительство, безнадежность или непримиримость - это крайности в
восприятии супружеской неверности. Прежде чем делать выводы, необходимо
внимательно и по возможности объективно взглянуть на ситуацию измены. Если
это ошибка человека, пусть жестокая, ее надо уметь простить (кстати, жены
прощают чаще; мужья возбуждаю дела о разводе по причине неверности жены).
Если измена вызвана искаженными взаимоотношениями в семье, в них надо
разобраться. Т.е. в любом случае надо искать причины, а не обвинять других.

Первый ребенок

Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно.
Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка,
волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую
панику.
Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение -
испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же
год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин. не
выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался
сильнее всех других чувств.
Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним,
должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит
себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену,
муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и
домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье
неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним,
ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И как
следствие перечисленного , у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он
может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять
свобода, никаких забот, никакого крика , опять он - любимый, единственный,
ухоженный...
С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто
даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А
если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых
беспокойств родителям не доставляют, а такой ,что требует бессонных ночей,
и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время
матери, все часы суток.
Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу непришитой вешалки
или неглаженной рубашки в то время, как ребенок надрывается от крика или у
мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые
чувства. И молодая мама, невыспавшаяся, уставшая, вполне возможно,
отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось
бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон ... но поймите и
ее.
Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход
только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при
этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.
Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться
причиной ссор и разногласий молодых родителей.


Влечение, гармония

Супружество без обоюдного влечения, без гармоничной физической близости,
без радости, которую доставляет такая близость обоим супругам - постройка
часто зыбкая, чреватая неожиданными осложнениями.
К неопределенной и расплывчатой формулировке “Не сошлись характерами”
прибегают молодые супруги, решившие расторгнуть свой брак из-за неполадок в
интимной жизни.
По данным социологов именно из-за недоудовлетворенности в интимной жизни
расходятся довольно часто.
Иногда дисгармония в интимных отношениях не носит явно выраженного
характера, но и она нежелательна, потому что смутная неудовлетворенность
порождает раздражение, подавленность, губит радость.
Как не важна гармония в интимной жизни, семейное счастье не сводится лишь
к ней одной. Чтобы полностью удовлетворить человеческую потребность в
общении, нужно многое: понимание, ощущение собственной полноценности,
привязанность, уважение. уверенность в том, кто рядом. Без всего этого со
временем одна гармония в интимных отношениях перестает удовлетворять
супругов. Доказательств сколько угодно. Вот, к примеру: разводящиеся -
недавно пылко влюбленные, не размыкавшие объятий. Куда все подевалось? Ушло
безвозвратно. Вот вам и “любовь- лишь ряд прикосновений...”
Интимная связь без искреннего чувства - обычный физиологический акт, не
имеющий никакой привлекательности.
Молодые супруги обычно думают, что все шероховатости их интимной жизни
сгладятся сами собой. Однако врожденного инстинкта продолжения рода и
жизненного опыта часто бывает недостаточно, чтобы достичь гармонии в
интимной стороне жизни. О каких-то вещах можно догадаться, конечно, самим.
Ну, например, что супруги должны стараться выглядеть привлекательными в
глазах друг друга. Привлекательными во всех отношения. Согласитесь, что
ссоры, неряшество, грубость не способствует физическому влечению. В хорошем
браке супруги всегда, в любом возрасте остаются чуть-чуть любовниками.
Мнение, что физическая привлекательность не обязательна, что лишь на
основе полового влечения всегда можно реализовать физиологическую
потребность, ошибочно. Супруги должны быть уверены, что нравятся друг
другу, в том что они оба стремятся к близости, которая принесет им полное
удовлетворение.
Ложась в постель с накрученными на бегу волосами, с намазанным ночным
кремом лицом, жена совершает грубейшую ошибку.
Мужчина, которого не слишком-то интересует настроение жены, который
учитывает только свое собственное желание, тоже сильно рискует. Он,
наверное не знает, что только обоюдное желание доставляет радость. А если
женщина огорчена , чем-то расстроена, нездорова, переутомлена и муж все
эти обстоятельства игнорирует, и не раз, не два, а регулярно, то произойдет
непоправимое: жена станет инстинктивно избегать близости с мужем, отдалится
от него.
Молодые супруги должны помнить, что достаточно гармонии в интимной жизни
удается иногда не сразу. Нужно определенное, время чтобы узнать особенности
характера, темпераметра, привычек друг друга, чтобы чувствовать наедине
уверенно и спокойно, чтобы отсутствовали всякие сомнения в правильности
поступков и действий.
Молодые супруги разомкнули объятия - не торопитесь отворачиваться друг от
друга. Не хватайтесь сразу же за газету , за книгу, не стоит сразу
погружаться в сон или заводить разговор о том, что приготовить завтра на
обед. Пусть волна нежности продлиться в словах, в улыбках, во взглядах.
Такие минуты дополняют и скрепляют близость.

Седельников С.С.
‘’Социальные последствия развода”

Существенное негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде
случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в “преддверие”
развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов
возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.
По результатам одного из опросов 45% мужчин и 35% женщин сожалели после
развода о распаде своего первого брака, 9,5% опрошенных мужчин и 8,5%
женщин вообще хотели восстановить прежнюю семью. В другом исследовании на
вопрос “ Можно ли было предотвратить по Вашему мнению Ваш развод ? ”
утвердительно ответили 67,6% мужчин и 43,6% женщин, что с достаточной
степенью свидетельствует об амбивалентности чувств к бывшему партнеру. Об
этом же свидетельствуют данные, полученные в работе В.В Солодникова,
который, исследуя характер протекания и последствия предразводной ситуации
в молодой семье, обнаружил что 46% из числа всех обследованных семей по
крайней мере один из супругов (чаще муж) на момент подачи заявления о
расторжении брака испытывает скорее позитивные чувства к партнеру, а в
каждой пятой супружеской паре (21%) оба супруга сохранили эмоциональную
привязанность друг к другу.
Исходя из приведенных данных, правомерно возникает вопрос, не является ли
нежелание вступать в повторный брак после развода следствием более глубоких
причин? Одной из них, например, может быть сохраняющаяся какое-то время
после развода эмоциональная привязанность к бывшему брачному партнеру. Во
всяком случае едва ли такое явление, как рост числа людей, не желающих
после развода вступать в повторный брак, можно объяснить только
приобретенным или негативным опытом и неудачей первого брака.


Дети

Мужчины, высказывая суждения о желательном типе семейного воспитания для
детей разного возраста, склонны отдавать предпочтение воспитания ребенка в
полной семье, даже при условии, что отношения между родителями существенно
дезинтегрированы. У женщин, наоборот, превалирует мнение о том, что ребенку
лучше жить с одним из родителей, чем в неблагополучной семье. Вместе с тем,
в общественном сознание весьма распространено негативное отношение к
воспитанию детей в неполной семье.
На предпочтительный выбор матерью той или иной ориентации, касающейся
желательного характера взаимоотношений отца и ребенка после развода,
оказывают существенное влияние такие факторы, как : а) пол ребенка; б)
возраст детей; в) отношение к бывшему супругу; г) регулярность его общения
с ребенком. Матери мальчиков в большей мере ориентированны на то, чтобы
роль отца в воспитании ребенка выполнял его действительный отец. 45% женщин
этой группы опрошенных считают, что отец должен принимать активное участие
в воспитании своих детей после развода. Среди же матерей девочек такого
рода мнение придерживаются только 29%. Отмеченная ???? женщин скорее
склонна вовсе отказаться от влияния действительного отца на ребенка, либо
допускать лишь их нечастые встречи. Матери детей - школьников в большей
мере , чем матери детей - дошкольников ориентированы на то, чтобы в
воспитании ребенка участвовал его действительный родитель.


Из Смелзера

Иногда, после того, как отзвенели свадебные колокола, миф о
романтической любви может разрушиться...

Безусловно денежные проблемы являются лишь долей из причин конфликтов
между супругами. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с
родственниками, а также религиозные и политические различая могут послужить
другими возможными причинами неудач в супружеской жизни.
По мнению Блада и Вольфе, браки оказываются неустойчивыми, если отношения
супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их
жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу
воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми
конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем
другие проблемы. ( Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и
разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают
в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства).
По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными
различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров,
например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут
стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни.
Независимо от причин уровень разводов в США самый высокий в мире ( В 1981
он достигал 5.5 на каждую 1000 браков).

На уровень разводов оказывают влияние многие факторы. Самыми важными
среди них являются экономические условия. Когда легко найти работу,
молодые люди настроены оптимистически в отношении своей способности
обеспечивать семью. Но чем раньше люди вступают в брак, тем выше
вероятность их развода. Подростки разводятся в два раза чаще, чем люди
вступающие в брак в возрасте 20 с лишним лет. Однако некоторые социологи
считают, что тенденция к возрастанию числа разводов не обусловлена
неустойчивостью браков, а скорее связана с возможностью легко получить
развод. Они отмечают , что число разведенных пар увеличилось больше, чем
количество супругов живущих отдельно. Таким образом, развод, по видимому,
стал распространенным способом улаживания серьезных конфликтов между
супругами, которые существовали всегда.
Изменение отношений к разводам и улучшение экономического положения
женщины, наверное, тоже способствовали разводу некоторых супружеских пар.
Если женщина имеет постоянную работу, ей легчеобеспечить себя и своих
детей, чем в том случае, когда онадолжна рассчитывать только на алементы,
пособия на содержание ребенка и другие государственные дотации. Наличие
пособий, вероятно, выгодно для женщин с низким уровнем образования и
нестремящихся сделать карьеру, но это также способствует распространению
разводов.

Последствия разводов.

Увеличенние числа разводов приводит к тому ,что многие супружеские пары и
их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее
разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черник отмечает, что
разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или
женам , испытывают тревогу , даже если были сами инициаторами развода и
считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на
моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх,
неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей.
Дети более старшего возраста вырожают свое раздражение более
непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух
лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и
одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель,
с которым они живут, снова вступает в брак.
Из Харчева: “Современная семья и ее проблемы”

Развод выполняетпо отношению к браку двоякую роль. Он может выступать
средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия
миежду мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в
брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одног из
супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является
следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов...

Развод перестал быть исключительным и стал обычным, ординарнарным
явлением. Соответственно снижается требовательность при выборе партнера.
Безусловно вопрос о том, какое влияние на этот выбор имеет установка
типа,” в крайнем случае можно развестись”, требует эмперических
доказательств. Однако тот факт, что треть разводов падает на семьи,
существовавшие менее года, еще треть - от года до пяти, что развод стал
проблемой молодых семей, в какой-то мере уже подтверждает сделанный вывод.

Следующее направление влияния разводов на эффективность функционирования
инстинута брака состоит в том, что перспектива развода, вернее опасение,
что муж(жена) воспользуется правом на развод при первом же более или менее
серьезном конфликте, так или иначе отражается на поведении каждого из
супругов и их отношении к своим семейным ролям, на взаимных оценках и
самооценках, на планированнии семьи, по меньшей мере до тех пор, пока и у
мужа, и у жены не появляется чувство стабильности их семей, а,
следовательно,и ориентации не только на сегодняшний и на завтрашний день,
но и на относительно далекое будущее.
Согласно верной гипотезе, разводы увеличивают число людей,не вступающих в
повторый брак, и, что самое главное, которые не хотят этого делать, хотя бы
в ближайшие несколько лет.

Последствия:
Разводы увеличивают количество неполных семей.В них создается
специфическая система отношений между матерью и ребенком,формируются
образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу
нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.
Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов.
Г.Кристиансен и К.Джонсон в результате анализа ряда эмпирических работ
установили следующие типы реакций на развод. Достаточно часто наблюдается
своеобразный шок со стыдом и жалостью к себе. Разведенные пытаются
рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие
проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства,
нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.
Разведенный супруг часто пытается увеличить свою социальную активность.
Друзья и родственники обычно помогают ему в установлении новых контактов.
Нередко после развода человек начинает вести себя в противоречии с
общепринятыми нормами, пытаясь утолить свое горе в пьянстве или
компенсировать потерю семьи увеличением частоты сексуальных контактов.
Отмечены факты взаимоисключающих установок по отношению к своему бывшему
супругу, чередование проявлений ненависти и любви. Поэтому иногда
сексуальная близость между бывшими мужем и женой сохраняются в течении
некоторого времени и после развода. В некоторых случаях они даже вступают в
повторый брак друг с другом.
Проведенные в США эмпиричческие исследования показали, что прочент
повторных браков у разведенных партнеров выше, чем у овдовевших. Одна из
причин этого состоит в том, что люди иногда идут на развод для того, чтобы
юридически оформитьуже сложившееся новое супружество. Кроме того,
ражведенные обычно более обеспокоены тем, чтобы порвать с прошлым и
продемонстрировать посредством повторного брака, что с ними не случилось
ничего серьезного. Наконец, разводобычно происходит в более раннем
возрасте, чем вдовство, и это предоставляет человеку больше возможностей
вступить в следующий брак.
Результат эмпирических исследований зарубежных социологов по вопросу о
последствиях разводов для детей. В одном их этих исследований сравнивались
три группы детей: из счастливых, несчастливых и из разведенных семей. По
всем критериям дети из счастливых семей оказались в лучшем положении.
Однако при сравнении детей из двух других групп выяснилось, что у
подростков из разведенных семей было меньше психических заболеваний, они
реже совершали правонарушения, ьу них были лучше отношения хотя бы с одним
из родителей.
По ряду других показателей (отношения в школе,расположение к дурным
компаниям) дети этих двух групп существенно не различались, но сильно
отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также
сравнение ряда социально-психологических чарактеристик детей, живуших в
семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где
ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать -
ребенок”лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью.
Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим
заболеваниям.
По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из
тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и
санкциям, направленным против развода. Самооценка ребенка существенно
зависит от возраста матери в период развода. У женщин, котрым при
расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижению 12 -
14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, развершихся в
более старшем возрасте, такая самооценка у 45%.В ряде исследований
отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом
и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должго быть
смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку.
По данным Лэндиса ( 60г.) воздействие развода на психику ребенка зависит
от целого ряда факторов:
- субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до
развода;
- возраста ребенка и матери;
- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той
социальной группе, к которой принадлежит семья;
- способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и
обеспечить ему безопасное окружение.


В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в
более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга
обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.

РОЖДАЕМОСТЬ
Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в
изменении рождаемости , и в воспитании детей. Во-первых, вследствие
разводов уменьшается продуктивный период в жизни хенщины. Во-вторых , в
случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого
деторождения (что нежелательно и с медецинской точки зрения). В-третьих,
неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать
отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных
случаях это влияеие можетбыть нетрализовано желанием женщины создать и
укрепить новую семью.
Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к
лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному
воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить ,
если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций,
кроме родительской. Семья умерает, если она перестает делать то, во имя
чего она создается - воспитание детей.


ПРИЧИНЫ:

При исследовании причин разводов его можно рассматривать как изменение
баланса сил, поддерживающих и развивающих брак. К первым относятся морально-
психологические и отчасти экономическая заинтерессованность супругов друг в
друге, а также социальные нормы, ценности, санкции ; ко вторым - проявление
взаимного недовольства и неприязни супругов, чувства антипатии,
раздражения, ненависти, а также внешние факторы, стимулирующие развитие и
обострение внутренних конфликтов ( неприятности на работе , противоречия с
родственниками и соседями).


Отмечается увеличение процента разводов из-за грубости супруга,
алкоголизма психологической несовместимости. По-видимому , это происходит
не потому, что с ростом культурного уровня современного человека,
повышением культуры межличностного общения, уважения к личности и т.д.
случаи грубости , психологической несовместимости, а тем более пьянства
стали больше осщущаться и становятся достаточно веской причиной разводов.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько
реалдьное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений,
сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку же у разных людей
может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт,
должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь постольку результаты
исследования удовлетворенности врядли могут служить показателем реальных
брачно-семейных отношений.
В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для
выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и
ролевым поведением членов семьи. Можно выделить 2 подхода к решению этой
проблемы. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое
поведение в каккой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности.
Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того , что
жена хочет , чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время
как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими
занятиями. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению
определенных хозяйственных функций, чем она это делает на самом деле и т.д.
Такие ситуации достаточно распространены в различных семьях и могут явиться
причиной серьезных семейных конфликтов.
Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей,
ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток
в этом направлении была предпринята известным американским социологом по
изучению семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и
жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров и перечислил
основные ожидания , которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в
его ожидании следущий вид:

Обязанности жены-матери

Рождение и воспитание детей
Создание и поддерживание дома, жилища.
Обслуживание семьи
Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа
Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу
Терпимость к ограниченной сфере деятельноти.
Обязанности мужа-отца

Преданность матери своих детей
Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи
Поддерживание семейной власти и контроля
Принятие основных решений
Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье
Обеспечение алиментов в случае развода



Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не
проходит для супругов бесследно.

Междк тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу
при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и
такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а
другая сторона при этом лишь укрепляется во мнение о собственной
исключительности. Есть, наконец, пары , которым противопоказана совместная
жизнь.






Реферат на тему: Социология

|Северо-Западный филиал |
|Московского гуманитарно-экономического института |
| |
|Факультет: Юридический |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Контрольная работа по дисциплине: |
|«СОЦИОЛОГИЯ» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнила: |
|студентка группы |
|Вариант: III |
| |
|Преподаватель: |
|Оценка:_________________ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|г. Мурманск – 2001 |
| |
| |
| |


Содержание:

1. Как изменилось отношение к социологии в нашей стране?…………………..3
2. Характер взаимодействия субкультуры и конркультуры с доминирующей…4
3. Факторы, влияющие на формирование личности………………………………5
4. Индивидуальные и групповые социальные отклонения с точки зрения
доминирующей культуры и субкультуры………………………………………6
5. Структурные элементы общества……………………………………………….6
6. Виды квазигрупп…………………………………………………………………7
7. Социальный институт……………………………………………………………8
8. Социальная организация…………………………………………………………8
9. Типы социальных изменений……………………………………………………9
10. Этапы протекания конфликта…………………………………………………..9
11. Генеральная совокупность и выборка………………………………………….12
12. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники позитивизма. Суть позитивизма
О. Конта………………………………………………………………………….13
13. Список использованной литературы………………………...………………..15


Контрольная работа.

Задание № 1

Как изменилось отношение к социологии в нашей стране?

Социологическая мысль в Росси развивается как часть общемировой
социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений
западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в
которых отражается своеобразие развития российского общества.
Вспомним двадцатые годы страны. Тогда активно исследовались изменения
в условиях труда и быта трудящихся, изучались бюджет и структура свободного
времени работника, воспроизводство населения и воспитание детей, другие
важные социальные процессы и явления общества. Появились понятия социология
города, деревни, политики искусства, молодежи, социология иных конкретных
объектов. Издавалась литература по отдельным областям социальных знаний.
По существу 40-50г.г. в СССР, в т.ч. в. и России не велось никаких
социологических исследований. Причина была в отрицании значения социологии
как самостоятельной и полноправной науки об обществе, законах его развития
и функционирования.
Лишь в начале 60г.г. с наступлением хрущовской «оттепели» начали
возрождаться конкретные социологические исследования. В 1960г. в Институте
философии Академии наук СССР было организовано первое в стране
социологическое подразделение. Вначале это был сектор исследования новых
форм труда и быта, позже преобразованный в Отдел конкретных социологических
исследований.
Однако данные социологических исследований практически использовались
при решении тех или иных вопросов реальной жизни, а социология все не
признавалась самостоятельной обществоведческой наукой. Тот факт, что
проводилось много конкретных эмпирических исследований разных сторон
социальной жизни, давало основание рассматривать социологию только как
прикладную науку. Вместе с тем по-прежнему считалось, что единственно
научной теорией общества являлся исторический материализм, что сдерживало
развитие социологии.
Так было до конца 80-х г.г., когда в силу ряда сложившихся социально-
политических, экономических и внешнеэкономических обстоятельств СССР
оказался перед объективной необходимостью реформирования общества.
Тогдашнее «партократическое» руководство СССР выбрали не научный, а
волюнтаристический путь решения назревших экономических и экономико-
политических проблем страны.
Не изменилось положение и до настоящего времени. Однако, социологи
продолжают проводить свои исследования хода реформирования российского
общества. В результате выявлены и изучены как позитивные, так и негативные
аспекты происходящих в стране изменений. В частности, обращено внимание на
становление элементов рыночной инфраструктуры, прежде всего банковской и
торговой, ликвидацию в известной мере товарного дефицита, но в то же время
отмечалось сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного
производства, разрушение научного и технического потенциала страны,
значительное снижение жизненного уровня большинства населения, увеличение
преступности, и рост различных форм социальных аномалий. Социальная цена
реформирования оказалась чрезвычайно высокой.
Социологи предлагали и конкретные меры для преодоления негативных и
опасных тенденций. Сделан вывод о том, что главное направление современного
этапа реформирования должно определяться как объективными тенденциями
развития мировой цивилизации, так и потребностями принятия адекватной
российскому евразийскому менталитету модели общественного развития.
Социологи обосновали, что при наличии мощного индустриального,
научного, сырьевого и человеческого потенциала, которым располагает страна,
Россия может осуществить стремительный экономический, научно-технический и
социальный прорыв вперед, и не только сравняться с развитыми странами, но и
занять прочные ведущие позиции в мировой экономико-политической жизни и
научно-технической сфере.
Социологами разработаны основные принципы концепции государственной
национальной политики. Показано, что назревшие вопросы межнациональных
отношений следует решать в русле господствующей в мире тенденции к
экономической и политической интеграции.
Много внимания уделяется разработке проблем общенациональных интересов
и социальных приоритетов.
Как и в недавнем прошлом, работы и выводы социологов признаются
значимыми, по-прежнему остаются невостребованными. Прогнозы же обладают в
ряде случаев достаточной достоверностью.
Сложившееся положение в самой социологической науке необходимо
исправлять. Здесь большая роль принадлежит Российскому гуманитарному
научному фонду и Российскому фонду фундаментальных наук.

Задание № 2

Характер взаимодействий субкультуры и контркультуры с доминирующей.

Под доминирующей культурой в социологии понимают совокупность
ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется
большинство членов данного общества. Данная культура может быть
национальной и этнической в зависимости от того, насколько сложно
организовано данное общество и насколько многолюдной является данная
страна.
Этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся
преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она включает
в себя орудия, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки,
одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды
народного искусства.
Национальная культура включает не только традиционно-бытовую,
профессионально и обыденную культуру, но и специализированные области
культуры. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей,
живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-
родственными отношениями.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций,
обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной
субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных
меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.
Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах
отличающаяся или противостоящая целому – доминирующей, но в главных чертах
согласующаяся и продолжающая культуру нации. Субкультура отличается от
доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения,
прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но
субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд
ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности,
характерные только для нее.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто
отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с
господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит
человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-х годах отрицало
господствующие в обществе ценности: усердный труд, материальный успех и
наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность,
рационализм.
Возникновение контркультуры – явление вполне обычное и
распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит
контркультура, упорядочивает только часть символического пространства
данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений.
Оставшееся пространство делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие
крайне важны доминирующей культуре, хотя к одним она относится с
недоверием, а к другим – с враждебностью. Контркультурами были ранее
христианство в начале новой эры, религиозные секты, средневековые
утопические коммуны, идеология большевиков.

Задание № 3

Факторы, влияющие на формирование личности.

Личность в социологии имеет два значения:
1. Личность – это нормативный тип человека, соответствующий требованиям
общества (модальная личность). Совокупность социально значимых черт
поведения.
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт
общественного
развития и включения индивида в систему общественных отношений по средствам
активной деятельности или общения.

2. Личность – это совокупность статусов и ролей, которые она выполняет в
данной
социальной группе. Личность рассматривается в связи с социальной системой.
Вне социальной системы индивид не может стать личностью.
Выделяют следующие факторы, влияющие на формирование личности:
1. Биологическая наследственность (биологические потребности).
2. Физическое окружение.
3. Культура.
4. Групповой опыт.
5. Уникальный индивидуальный опыт.
Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии
в
контексте двух взаимосвязанных процессов – социализация и идентификация.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования
в данному обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к
культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает
социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной
общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей,
родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы
поведения как свои собственные.

Задание № 4

Индивидуальные и групповые социальные отклонения с точки зрения
доминирующей культуры и субкультуры.

Усвоение социальных норм – основа социализации. Отклоняющееся
поведение в социологии принято называть девиантным. Такое поведение
относительно, так как имеет отношение только к культурным нормам какой-либо
группы и вызывает осуждение, либо одобрение у общества. В отдельных
случаях предусмотрена административная ответственность (уплата штрафа).
Итак, рассмотрим социальные отклонения на примере молодежной или
подростковой субкультуры. Особенно часто девиантное поведение наблюдается у
подростков. Оно встречается среди них чаще, чем в других возрастных
группах. Причины: социальная незрелость, физиологические особенности
формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые
ощущения, любопытство, в недостающей способности прогнозировать
последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым.
Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему
общество и не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере,
в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не
получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между
биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и
требованиям общества – с другой, служит реальным источником девиации.
Доминирующая культура предполагает существование в обществе
общепринятых целей, ценностей, идеалов, стремления к ним. Существуют люди,
признающие общепринятые нормы, но считающие, что способы их достижения
должны быть иными, нетрадиционными. Классическими видами девиантного
поведения для данной культуры признаны преступления, правонарушения.
Отклонениями считают алкоголизм и пьянство. Наркомания — преступление, во
многих странах карается законом. Со временем выяснилось, что отклоняющимся
может быть и творчество, особенно его выдающиеся формы.
В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение,
формы девиаций можно разделить на две группы:
- лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение:
революционеры, террористы, непатриоты, предатели, бродяги, вандалы
и др.
- лица с максимально ободряемыми отклонениями: национальные герои,
спортсмены, ученые, политические лидеры и др.
Таким образом, понятие девиации с включением в нее и творчества, и
других форм нарушения стандартов привело к тому, что громадный блок явлений
и громадная масса людей называются отклоняющимися от нормы. В этом плане
проблема девиации и девиационного поведения являются постоянно
незавершенной.

Задание № 5

Структурные элементы общества

В широком философском смысле обществом обозначают любую совокупность
исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество в
узком значении слова охватывает только совместные формы проживания людей.
Так его понимает современная социология.
Стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди
выстроены по критерию богатства и объему власти. Наверху окажется богатая и
всевластная элита, посередине средний класс, а внизу бедное и бесправное
большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности
пяти фундаментальных институтов:
1. Семья.
2. Производство.
3. Государство.
4. Образования (культура и наука).
5. Религия.

Также можно разделить общество на четыре главные сферы:
1. Экономическая.
2. Политическая.
3. Социальная.
4. Культурная.

- Экономическая сфера – это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки,
потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т.п. То есть то, что
позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении
ресурсы (землю, труд, капитал, управление) и создать такое количество
товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей –
в пище, жилье, досуге и т.п.
- Политическая сфера – это президент и аппарат президента, Правительство и
Федеральное собрание, их аппарат, местные органы власти (областные), армия,
налоговая полиция и таможенные службы, которые все вместе составляют
государство, а также политические партии, не входящие в него.
- Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) – это университеты
и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи, журналы и газеты,
памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные
общины.
- Социальная сфера понимается в двух смыслах – широком и узком - и в
зависимости от этого охватывает разные объемы всего пространства общества.
- В широком значении – это совокупность организаций и учреждений,
отвечающих за благосостояние населения, т.е. магазины, транспорт,
коммунальное и бытовое обслуживание, общепит, связь, учреждения
досуга.
- В узком значении – это только социально незащищенные слои населения
и обслуживающие их учреждения: пенсионеры, безработные,
малообеспеченные, инвалиды, органы социальной защиты и социального
обеспечения.

Соответственно данным сферам общества выделяют четыре института
общества:
1. Институт семьи и брака.
2. Экономические институты.
3. Политические институты.
4. Духовные институты.
Задание № 6

Какие виды квазигрупп можно выделить?

Социальные группы являются более или менее закрытыми объединениями
индивидов, т.е. в них существуют ограничения на вход в группу или на выход
из нее.
Однако, существуют объединения индивидов, в которых нет подобных
ограничений («потенциального барьера»). Такие группы называют
квазигруппами.
В качестве примера квазигрупп можно привести разного рода «тусовки»,
митинги, то есть объединения по интересам (круги общения).
Исчезновение социальной группы сопровождается исчезновением
ограничений и, наоборот, снятие ограничений на вход или выход
свидетельствуют о «растворении» группы в социальной реальности.

Задание № 7

Социальный институт.

Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание
различных видов связей, которые в свою очередь распадаются на экономические
(производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.),
политические, правовые, культурные и т.д. Многие социологи XIX и XX вв. как
на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные
институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов
тем, что фактически все многообразие взаимоотношений и социальных связей,
складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами,
реализуются через социальные институты.
В социологии принято такое определение:
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ – относительно стабильные и интегрированные
совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,
которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия,
образование, экономика, управление.
Также социальный институт можно обозначить как исторически
сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию
взаимоотношения людей.
В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные
типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по
сферам деятельности этих институтов. Выделяют: социально-политические,
социально-экономические, социально-культурные институты, а также институт
семьи с примыкающими институтами брака, развода.
Социальный институт образуется на основе социальных связей,
взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и иных
общностей и призваны организовать их совместную деятельность с целью
удовлетворение тех или иных социальных потребностей.
Социальные институты могут быть рассмотрены как организованные
социальные системы, характеризующиеся своей структурой, интегрированностью
их элементов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод:
Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное
для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом
социальных норм.

Задание № 8

Социальная организация.

Общество немыслимо без организаций – банков, предприятий,
университетов, магазинов, транспортной системы. Все они – разновидности
организации.
Под организацией в социологии понимают такую форму или такой способ
совместной деятельности людей, при которых она выглядит четко
упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Поскольку организации
касаются прежде всего деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья
или технологий, их принято называть социальными организациями.
У организаций есть свое название, устав, цели, сфера деятельности,
порядок работы, штат сотрудников. Но самое главное с точки зрения
социологии – это наличие в них социальной иерархии, статусов, распределения
ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает
общество. Ей свойственны иерархия – вертикальное расположение людей по
рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей,
стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. То
есть, иерархия описывает статистику, а управление – динамику организации.

Задание № 9

Социальные изменения.

Социальное изменение – это переход социальных систем общностей,
институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное
изменение» конкретизируется понятием развития.
Развитие – это необратимое, направленное изменение материальных и
идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному,
от низшего к высшему и т.д.
Выделяют следующие типы социальных изменений и развития:
- эволюционный и революционный,
- прогрессивный и регрессивный,
- имитационный и инновационный.
Эволюционный и революционный процессы рассматриваются как
противоположные типы изменений.
Эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные,
количественные преобразования объектов. Революционные же – как относительно
быстрые, коренные, качественные изменения.

Задание № 10

Этапы протекания конфликта.


Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с
истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со
структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и
социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных
типов:
1. физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
потребности в безопасности;
2. социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня
компетенции;
3. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных
актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи
появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается
восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или
обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или
намечаемом действии человека, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется
переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности,
постановка новых целей и принятие нового плана действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные
пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с
непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена
к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием,
переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может
быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или
долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором
индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2)
подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего
принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент
выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей,
если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный
характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти.
Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с
этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо:
. во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;
. во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная
реакция.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий
следующим образом.
Личностный конфликт.
1. Межличностный конфликт.
2. Межгрупповой конфликт.
3. Конфликт принадлежности.
4. Конфликт с внешней средой.
Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта
целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное
напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого
времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что
забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны
оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или
отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения
целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в
предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из
конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е.
социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это
активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно
разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе
специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем
открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое
воздействие, политическая борьба и т.п

Новинки рефератов ::

Реферат: Юпитер (Астрономия)


Реферат: Дымовые извещатели (Технология)


Реферат: КСЕ (Естествознание)


Реферат: Байрон (Литература : зарубежная)


Реферат: Разработка коллекции мужской одежды на весну – лето 2002 г. под девизом «Закон соответствия» (Искусство и культура)


Реферат: История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ) (Философия)


Реферат: Выписки по философии (Философия)


Реферат: Расчет ректификационных колонн, обеспечивающих отделение о-ксилола от равновесных м- и п-ксилолов (Химия)


Реферат: Налоговое планирование (Аудит)


Реферат: Расчет финансовый предприятия (Аудит)


Реферат: Горячие точки холодной войны (История)


Реферат: Внутрифирменное планирование на предприятиях индустрии гостеприимства (Менеджмент)


Реферат: Авторский договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Орнитофауна плодовых садов (Сельское хозяйство)


Реферат: Социально-психологические методы управления в ОВД: реальность и потенциал практического использования (Социология)


Реферат: Проблемы и состояние страхового сектора в России (Страхование)


Реферат: Жизнь и творчество Ивана Посошкова (Исторические личности)


Реферат: Сетевые ОС (Программирование)


Реферат: Решение проблемы механизации садоводства и виноградарства (Сельское хозяйство)


Реферат: Смысл воспитания (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист