GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальное партнерство (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальное партнерство (Социология)


Санкт-Петербургский Государственный Университет


Факультет социологии


Отделение экономики и социологии труда



Реферат



Социальное партнерство в России на современном этапе



Санкт-Петербург, 2002г.

Содержание


Введение


Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства,
работодателей и профсоюзов


Особенности развития социального партнерства в России


Зарубежный опыт в сфере социального партнерства


Заключение


Список литературы



Введение


Радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными
процессами конструирования демократического политико-правового механизма
управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным
противоборством утверждается разделение властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Социально-трудовая сфера наполняется различными
формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных
организаций и движений с государством и его структурами. В социально-
экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная
система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории
идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования становятся
актуальными в практической политике России.
Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм
экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития
принципов социального государства, одним из факторов достижения которых
является становление современных социально-трудовых отношений и системы
социального партнерства между человеком и государством, работником и
работодателем, производителем и потребителем.
Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в
стране состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты
отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы
и институтов реализации социального партнерства.
Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы
социального партнерства в нашей стране на современном этапе. Для этого
предствляется необходимым показать трехсторонний характер системы
социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на
основе опыта некоторых зарубежных стран.



1. Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства,
работодателей и профсоюзов.
Социальное партнерство можно определить как систему институтов, механизмов
и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в
переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных
работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них
компромисса ради реализации как корпоративных, так и общесоциальных
целей[1]. Социальное партнерство выступает как специфический тип
общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной
экономикой и характеризующийся следующими чертами:
1. Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с
тождественными интересами и принципиально различные,
противоположные социальные, экономические, политические интересы.
2. Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск,
достижение социального консенсуса, при котором собственник может
обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а
наемный работник – достойное образование.
3. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все
важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем
достигается социальная стабильность общества, его прогресс,
социально-экономическое развитие.
Переходный характер российской экономики во многом определяет содержание и
формы социально-трудовых отношений на уровне предприятий, отраслей,
регионов и страны в целом.
Предприятие, будучи основным субъектом экономики, является одновременно и
первичным уровнем, на котором должны реализовываться отношения социального
партнерства между работодателем и работниками в лице представляющего их
интересы профсоюза. Традиционно эти отношения закреплялись коллективными
договорами, однако в повседневной жизни многое решалось в ходе
неофициальных контактов между директором и председателем профкома.
В последние годы советского периода уровень проработки колдоговоров
существенно возрос: с их помощью регулировались многие социальные вопросы,
а также вопросы охраны труда (обеспечение спецодеждой, продуктами,
выводящими токсины из организма работника) и др.
Профсоюзы выполняли роль социального подразделения администрации
предприятия, но при этом их не подпускали к обсуждению вопросов оплаты
труда; она в то время жестко регулировалась Министерством труда СССР.
Профсоюзы воспринимались как «приводной ремень партии» и на уровне
предприятия входили в традиционный «треугольник» (директор-партком-
профком).
С началом реформ взаимоотношения государства, работодателей и профсоюзов
стали строиться на принципе социального партнерства, появились
соответствующие институты (Российская трехсторонняя комиссия, Генеральное
соглашение) На региональном уровне развитие партнерских отношений
несколько отставало от федерального, и до 1995 г. в большинств регионов они
носили двухсторонний характер (профсоюзы - государство). Первое
региональное соглашение было заключено в 1991 г.
Приватизационная кампания, инициированная правительством, привела к тому,
что у директорского корпуса появились интересы, отличные от интересов
возглавляемых ими трудовых коллективов. Принятие федеральных
законодательных актов, регулирующих взаимоотношения трех сторон,
подталкивало работодателей к созданию объединений.
Профсоюзы выдвигали требования о создании объединений работодателей как на
региональном,так и на федеральном уровнях. Их аргументы сводились в
основном к тому, что с ликвидацией отраслевых министерств им стало не с кем
подписывать отраслевые тарифные соглашения. Государство в лице министерств
перестало быть такой стороной, передав управление предприятиями новым
собственникам. Зачастую ими оказывались директора, многие из которых до
самого последнего времени открещивались от термина «работодатель», не желая
(а порой и будучи не в состоянии) выполнять соответствующие обязательства.
Формирование объединений работодателей не стоит расценивать как
волеизъявление самих представителей директорского корпуса; во многом оно
явилось вынужденной уступкой давлению как со стороны государства, которому
надо было на кого-то переложить долю ответственности за управление
производством, так и со стороны профсоюзов, желающих видеть реального
партнера, с которым можно подписывать договор.
Таким образом, институты трипартизма в регионах в основном сложились.
Однако интересы участвующих в них работодателей далеко не всегда отвечают
целям социального партнерства. На заседаниях региональных трехсторонних
комиссий присутствуют не только избранные представители от сторон, но и от-
ветственные работники подразделений администрации области, председатели
отраслевых профкомов, руководители предприятий. Складывается впечатление,
что работодатели рассматривают эти заседания как аналог прежнему
партактиву, где в роли партийного Руководителя выступает возглавляющий
комиссию представитель областной администрации. От его «веса»зависит
авторитет комиссии, а также ее возможности влиять на принятие
управленческих решений, касающихся положения дел на предприятиях (так, в
Новгородской области были приняты решения, обязывающие руководство
предприятий выплачивать заработную плату до распределения дивидендов
держателям акций). В Самарской области, где комиссию возглавляет
губернатор, она имеет право, например, объявлять о банкротстве предприятий.
Экономические интересы заставляют работодателей принимать участие в работе
трехсторонних комиссий и стремиться приобрести в этой структуре
определенный статус. Другими словами, директора входят во всевозможные
союзы и асссоциации работодателей для лоббирования интересов своих
предприятий как производственники и товаропроизводители, но не как
участники социального диалога.
Это дает основание сделать вывод, что социальное партнерство (с точки
зрения решения именно социальных вопросов) выступает как некая виртуальная
реальность. Действующие же механизмы, которые хоть и названы комиссиями
социального партнерства, на деле имеют иные цели и выполняют иные функции.
«Мы объединяемся не для защиты от профсоюзов», - типичная позиция
представителей директорского корпуса. Используя, правда не очень активно,
структуры социального партнерства, они стремятся к взаимодействию
предприятий прежде всего в интересах восстановления управляемости отраслями
и преодоления экономических трудностей.
Тем не менее, несмотря на сложности и недоработки, у трех сторон
социального диалога сложилось понимание необходимости принятия общих для
всех правил игры, повышения ответственности за их выполнение. Например, в
соглашении Новгородской области на 1998-2000гг. впервые появилась глава,
предусматривающая ответственность сторон за уклонение от участия в
переговорах, невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств,
непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров.

2. Особенности развития социального партнерства в России
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации
определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»,
федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»,
«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и
соглашениях», рядом других законодательных актов. В соответствии с ними
действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-
трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На
протяжении ряда лет подписываются Генеральное соглашение[2], отраслевые,
межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты,
устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные
гарантии и льготы для работников отрасли). Так, в 1995 г. были заключены
или продолжали действовать 55 отраслевых, 77 региональных и 1044
территориальных соглашений, 119 тыс. коллективных договоров на предприятиях
и в учреждениях[3]. Постепенно складывается система цивилизованных процедур
разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система
примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.
Одноко в России пока рано говорить о законченном характере системы
социального партнерства: его организационная структура далека от целостного
вида. В настоящее время заложена лишь основа всей системы – РТК, призванная
«устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-
экономической политики с учетом интересов трех действующих в
производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон:
государства, наемных рабочих и работодателей»[4]. РТК наделена необходимыми
полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации
коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению
выполнения соглашений.
Кроме того, успешному развитию социально-трудовых отношений препятствует
высокий уровень социальной напряженности в сфере труда. Несмотря на
сравнительно невысокую забастовочную активность продолжает возрастать
количество коллективных трудовых споров и их участников (за 9 месяцев 1996
г. - соответственно 10,8 тыс. и 2,4 млн. против 10,5 тыс. и 1,3 млн. за
весь 1995 г.). Однако гораздо важнее то, что социально-трудовые отношения в
целом остаются по сути отношениями конфронтационными и не перешли в стадию
соревновательных и тем более партнерских отношений работодателя и
работника. Разрешение возникающих противоречий в подавляющем большинстве
случаев происходит с применением силовых методов, а не цивилизованных
переговорных процедур.
Таким образом, в целом можно выделить следующие основные особенности
системы социального партнерства в России:
> «размытость» субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося
класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45
ассоциациям и внутренним и международным союзам. Профсоюзное движение
находится в стадии формирования;
> отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и
предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и
соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют
правовые процедуры переговоров между работниками и наемными
работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то
есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не
определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности,
представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным
ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с
объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными
министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не
обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных
договоренностей;
> узкая сфера договорно-правового регулирования коллективных трудовых
отношений. Так, из 2,3 млн. объектов единого государственного регистра
предприятий и организаций колдоговоры имеют лишь 118,8 тыс. Конечно,
свыше половины зарегистрированных предприятий относятся к категории
мелких и единоличных. Однако даже среди 660 тыс. предприятий,
учитываемых органами по труду, доля охваченных договорным
регулированием составляет всего 17%, в том числе среди государственных
предприятий - 36,6, среди муниципальных - 29,5, среди
совместных,.частных, кооперативных и малых - 12,9, среди прочих -
11,1%.
> заключение коллективных договоров и соглашений не гарантирует их
добросовестное выполнение, что связано с недостаточной
разработанностью правовых механизмов регулирования социально-трудовых
отношений, неумения и нежелания социальных партнеров добиваться
компромисса.
> декларативный характер отраслевых тарифных соглашений: многие из них
остаются на бумаге, т.к. за работодателя их подписывают министерства и
ведомства, не имеющие на то достаточных полномочий от
приватизированных предприятий. Например, в горнометаллургическом
комплексе отраслевое соглашение в 1995 г. было заключено между
Комитетом по металлургии и отраслевым профсоюзом. Вместе с тем только
43 АО (примерно десятая часть) делегировали право подписи Комитету,
который тем самым уже не может в полной мере выступать стороной,
представляющей работодателя. Сходная ситуация наблюдается в оборонном
комплексе, управлении воздушным движением и др.
> недостаточная материальная база социального партнерства. Следует
активизировать усилия государственной власти, деловых кругов,
благотворительных фондов и т.д;
> отсутствие теоретической и социально-психологической подготовки к
восприятию социального партнерства (ментальное восприятие, система
пропагандистско-идеологического обеспечения реформ).
Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых
отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него
задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль
- способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею
ее коллективно-договорного регулирования.
В рамках формирования системы социального партнерства как составной части
гражданского общества и социальной политики государства необходимо
значительное усиление роли договорных отношений в разрешении большинства
социальных проблем. Все важнейшие вопросы социальной политики -
совершенствование системы оплаты труда и сферы социального обслуживания,
обеспечение эффективной занятости, развитие системы переподготовки кадров и
повышения квалификации рабочих и служащих, улучшение условий и охраны
труда, защита трудовых прав граждан - должны регулироваться, как правило,
на основе договоренностей между социальными партнерами. Это требует
сбалансированности прав и обязательств каждой из сторон при заключении
договоров и соглашений, повышения ответственности за их выполнение.
Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель
Российского объединения работодателей В.Колмогоров подчеркнул:
«Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации
решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы»[5].
Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных
комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело
характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего
завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных
соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии
(РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они
не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства
сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений – отсутствие
нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей
законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по
проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается
государственных программ, которые могут (или должны) привести к
стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их
подготовке не допускаются.

3. Зарубежный опыт в сфере социального партнерства

Государственное вмешательство во взаимоотношения рабочих работодателей, при
их согласии на такое вмешательство, получило название трипартизма.
Трипартизм выработал две основные модели государственных действий: "до" и
"после" трудового конфликта. Вторая модель характерна для Великобритании,
США, Канады и некоторых дру. гих стран, где государство традиционно
осуществляло лишь минимальное регулирование экономики. Первая же модель
характерна скорее для стран континентальной Европы (и других, заимствующих
их опыт), где государство всегда более решительно руководило частным
сектором.
По второй модели вмешательство государства осуществляется по закону на той
стадии, когда конфликт между работодателями и профсоюзами уже налицо и
готов вылиться в действия, подрывающие стабильность общества. По первой же
модели государство стремится упредить неблагоприятные события и заранее
добиться такого соглашения между сторонами, которое позволило бы обеспечить
социальный мир по крайней мере на срок действия соглашения..
По этому пути идет и современная Россия, где стороны заключают
предварительные соглашения по актуальным социально-экономическим вопросам с
тем, чтобы снизить возможность обострения отношений между ними в будущем и
облегчать разрешение конфликтов, если (и когда) они возникнут.
Государственное вмешательство особенно уместно в случаях, когда возникают
трудности для достижения соглашения между профсоюзами, работодателями (в
иных же случаях более подходят двусторонние соглашения). Нужно, чтобы
участники были представительны, а государство кроме того, способно
выполнить принятые им на себя обязательства.
Наиболее последовательно принцип трипартизма действует в Голландии, где
государственные органы, отвечающие за сферу труда и социальных отношений,
включают в свой состав представителей профсоюзов и работодателей или же
создают совещательные органы с их участием Так, указанные представители
включены в Социально-экономический совет (где со стороны государства
действуют 15 независимых экспертов) в Центральное бюро занятости Минтруда и
28 его региональных отделений, в Совет по социальному страхованию. В
Голландии же (с неодинаковым успехом) в разные годы заключались Генеральные
соглашенил между тремя сторонами. Наличие трехсторонних консультативных ор-
ганов не препятствует созданию двусторонних организаций. В той же Голландии
действует Фонд труда, в котором сотрудничают некоторые профсоюзы и
предпринимательские структуры.
Трехсторонние органы созданы в Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Польше.
Они на постоянной основе обсуждают проекты трудового законодательства и
вопросы, относящиеся к социальной политике, оформляют ежегодные соглашения
(кроме Польши), определяют минимальную зарплату. В ряде случаев эти органы
рассматривают коллективные споры, вопросы реструктуризации и приватизации
предприятий, борьбы с безработицей.
В Японии на трехсторонней основе устанавливаются ставки минимальной оплаты
труда - как по отдельным профессиям, так и по районам страны. В 1990 г. в
стране действовало 446 таких ставок. Министерство труда Японии - ведущее
ведомство, объединяющее представителей профсоюзов и работодателей в
Центральной комиссии по трудовым отношениям.
Однако наличие постоянного консультационного органа не гарантирует, что
стороны обязательно придут к соглашению. Так, в Португалии такой орган
(созданный в 1986 г.) служит лишь для обмена мнениями между несогласными
сторонами.
В некоторых странах консультативные органы, представляющие три стороны,
собираются лишь по мере возникновения неотложных вопросов, то есть не на
постоянной основе (Индия, Пакистан). В других странах, где трипартизм
показал лишь ограниченные преимущества посравнению с традиционными формами
социального партнерства, наблюдается сокращение сферы его применения. Так,
в Швеции организация предпринимателей вышла из некоторых консультативных
органов, действовавших на основе трипартизма.
Бывают случаи, когда приходящие к власти политические партии привлекают
профсоюзы и союзы предпринимателей к переговорам относительно поддержки
курса будущего правительства; одновременно стороны договариваются о
политике зарплаты, социальном обеспечении и тому подобных проблемах. Такого
рода разовые консультации характерны для стран, где к власти приходят
демократические правительства (Уругвай, 1984-1985гг.).

Таким образом, приведенные выше примеры из зарубежного опыта подтверждают,
что в России социальное партнерство еще находится на стадии развития, и
необходимо использовать потенциал страны с тем, чтобы социальное
партнерство вышло на международный уровень.

Заключение
В России социальное партнерство, по существу, представляет собой
трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени:
изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность
которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми
нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в
большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на
«работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей
предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-
прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений,
хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием»
старых, отлаженных связей.
Признаваемая всеми необходимость совершенствования правового поля
социального партнерства выдвигает па первый план проблему улучшения
механизмов исполнения законов. Законов принято немало, по они не
выполняются, и прежде всего из-за нестабильной экономической ситуации. Спад
производства, кризис, разразившийся в августе 1998 г., не способствуют
развитию системы социального партнерства. Институты социального партнерства
как формы созданы, но в них отсутствует содержание, из-за кризиса сторонам
уже нечего делить. Как отметил директор Московского офиса Международного
бюро труда: «Социальный диалог без экономического развития недостижим».
Усилия государства и профсоюзов, направленные на создание объединение
работодателей, выглядят как проявление стратегии выживания. Работодатель,
используя эту ситуацию, лоббирует свои производственные и экономические
интересы в рамках институтов социального партнерства. каждая сторона
старается выжить за счет других.
Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит
адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника
на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых
прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов,
часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.
Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства,
предполагающем диалог не только с профсоюзами, но и с другими
объединениями, представляющими интересы трудяшихся, снижают авторитет
профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает
система социального партнерства в целом, принципы которого Правительство
декларирует, но мало что делает для их осуществления.
Список литературы

1. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд,
1999, №11.
2. Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные
соглашения// Общество и экономика, 1998, №10-11.
3. Комаровский В., Садовская Е. Объединение работодателей в системе
социального партнерства: опыт развитых стран и России// МЭиМО, 1997, № 5.
4. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. М.: Издательство «Мысль», 1996.
5. Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999.
-----------------------
[1] Социальное партнерство .М.: Издательство «Экономика», 1999, с. 193.
[2] Генеральное соглашение – правовой акт, «устанавливающий общие принципы
регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и
заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей, Правительством РФ.»См: Социальное партнерство.
М.: Издательство «Экономика», 1999, с. 51.
[3] В данном параграфе использованы данные Министерства труда и социального
развития РФ.
[4] Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999, с. 169.
[5] Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд,
1999, №.11, с.72.






Реферат на тему: Социальное партнерство


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра государственного управления, истории и социологии



РЕФЕРАТ
по социальному менеджменту
на тему:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО



.



Г. Казань

2000 год


Содержание:


Введение
3


История социального партнерства и его определение
4


Становление социального партнерства в РФ
6


Система социального партнерства в РТ
9


Заключение
12


Список используемой литературы
13



Введение


Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую
трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в
обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих
противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога,
цивилизованных переговоров.
По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы
рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не как
пассивный объект благодеятельности со стороны государства и общества, а в
качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно
реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов
исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.
Утверждение самоуправления, развития самодеятельности населения и
т.п., позволяют перейти к реализации принципа «социального участия», суть
которого в делегировании государством части своих полномочий администрациям
муниципальным, объединениям организаций, хозяйствующим субъектам.
Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-
трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегрального
стратегического достижения согласия в обществе.
Цель моего реферата: показать значение социального партнерства в
развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России и
Республике Татарстан.
Исходя из цели, я поставила перед собой в работе следующие задачи:
- проследить историю развития социального партнерства;
- рассмотреть подходы к определению социального партнерства;
- выявить особенности становления социального партнерства в РФ;
- определить характерные черты системы социального партнерства в РТ.
С тех пор, как система социального партнерства в нашей стране стала
последовательно и целенаправленно формироваться, проблемы его развития
широко освещаются. Этой теме посвящены многие книги и публикации. Я в своей
работе в основном использовала также статьи представителей профсоюзов и
государственных органов.



История социального партнерства и его определение


Социальное партнерство – сравнительно молодо. Как эффективное
средство регулирования отношений между большими группами людей и слоями
населения на Западе используется лишь в последние десятилетия.
Сам термин появился после первой мировой войны. Рождение теории
социальных реформ – противовес теории классовой борьбы, претендовавшей с
середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса.
«Отцы» этой концепции опирались на этику Фейрбаха, на концепцию
«гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и других
теоретиков социал-демократического пути развития.
Еще в прошлом веке работодатель, как в России, так и на Западе, чтобы
избежать забастовок и не снижать массу прибыли шел на договоренность с
рабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению
«рабочей аристократии».
Главная причина снижения радикализма – качественные изменения,
произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм,
возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость
сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали
не стачки и забастовки, а переговорный процесс.
На активизацию разработок теории и практики социального партнерства
оказала влияние победа Октябрьская революция. «Остальной мир», чтобы
исключить то, что произошло в России, вынужден был нанять стратегию и
тактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий
пришлось создавать специальные организации – профсоюзы и их организации.
Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация
труда. Но международная организация – это внешний фактор. Главный фактором
возникновения социального партнерства является внутренний, отражающий
реальные изменения в сфере производства.
На Западе этим фактором стала НТР. В результате общество получило
новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно
НТР предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой стали
высокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобрела
социально-психологическая составляющая отношений между участниками
производственного процесса. Появилась необходимость в гуманизации
отношений между ними, в социальном диалоге.
Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:
1. Гармоническо-утопический. Сторонники этого подхода считают, что
наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не
наличие противоречий, а органическое единство всех участников
производственного процесса является объективным экономическим
законом»[1], - утверждают разработчики подхода Каменецкий и
Патришев.
Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении
оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения – объединение
интересов в единое целое в принципе недостижимо.
2. Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития
социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как
«способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп,
разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения
согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.
Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более
того невозможно.
3. Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство –
это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс
реализации интересов.
Я считаю, что третий подход наиболее точно раскрывает понятие
социального партнерства.
«Социальное партнерство – специфический тип общественных отношений,
присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Характеризуется
следующими чертами:
1. Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с
тождественными интересами и принципиально различные,
противоположные социальные, экономические, политические интересы.
2. Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск,
достижение социального консенсуса, при котором собственник может
обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а
наемный работник – достойное образование.
3. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все
важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем
достигается социальная стабильность общества, его прогресс,
социально-экономическое развитие.»[2]
Социальное партнерство – это метод цивилизованного решения социально-
трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной
стабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию, отсекая все
деструктивное, потенциально взрывоопасное.

Становление социального партнерства в РФ
В России кризисные явления обострили социально-трудовые отношения,
привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали перерастать в
забастовки. Это делает необходимым поиск путей урегулирования социально-
трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному партнерству
можно рассматривать двояко: социальное партнерство – это условие и
компонент развития рыночных отношений.
Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования
зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в
процессе развития социального партнерства.
Последовательно и целенаправленно система социального партнерства в
России начала формироваться в 1992 году.
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации
определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»,
федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»,
«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и
соглашениях», рядом других законодательных актов.
Организационная структура социального партнерства в стране далека от
целостного вида. Возведена лишь «крыша» – Российская трехсторонняя комиссия
(РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она «призвана
устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-
экономической политики с учетом интересов трех действующих в
производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон:
государства, наемных рабочих и работодателей»[3]. РТК наделена необходимыми
полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации
коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению
выполнения соглашений.
Генеральное соглашение – правовой акт, «устанавливающий общие принципы
регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и
заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей, Правительством РФ.»[4]
На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и
российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые
(межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и
др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников
отрасли.
Важное место в системе социального партнерства отведено службе по
урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят
соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по
урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов
исполнительной власти субъектов РФ.

Особенности системы социального партнерства в РФ:

- размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося
класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45
ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение
находится в стадии формирования;
- отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и
предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и
соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют
правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками,
но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть
отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен
правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности,
представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным
ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с
объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными
министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не
обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных
договоренностей;
- сужается материальная база социального партнерства. Следует
активизировать усилия государственной власти, деловых кругов,
благотворительных фондов и т.д;
- рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает
социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения
проявляется в формировании широких многофункциональных движений,
сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с
отстаиванием определенного пути развития;
- преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой
мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с
государством;
- в России не было, да и не могло быть теоретической и социально-
психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна
система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ.
Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель
Российского объединения работодателей В. Колмогоров подчеркнул:
«Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации
решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы»[5].
Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных
комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело
характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего
завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных
соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии
(РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они
не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального
партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений –
отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и
соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение
диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов.
Что же касается государственных программ, которые могут (или должны)
привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни
работодатели к их подготовке не допускаются.
Система социального партнерства в РТ

Правовой основой системы социального партнерства являются
международные нормы, Конституции РТ и РФ, законы и нормативно-правовые акты
РФ и РТ.
Ст. 12 Конституции РТ гласит: « экономические отношения строятся на
социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и
производителем, работником и работодателем». В Конституции РТ права
профсоюзов зафиксированы более детально, чем в Конституции РФ.
В ст. 6 Конституции РТ профсоюзам гарантируется право участвовать в
управлении государственными делами через своих представителей в выборных
органах. Профсоюзам удалось закрепить право законодательной инициативы в
Верховном Совете по вопросам трудовых отношений и социальной защите (ст.94
Конституции РТ). В результате были разработаны и приняты законы «О
коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах».
В 1991 году на республиканском уровне впервые заключено двухстороннее
соглашение (правительство – профсоюзы), в 1992-1994 гг. – трехстороннее
соглашение (правительство – профсоюзы – Ассоциация промышленных
предприятий), в 1995 году к стороне работодателей присоединилась Торгово-
промышленная палата республики. Ассоциация промышленных предприятий,
Торгово-промышленная палата, Кабмин РТ, Федерация профсоюзов образовали
Трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений.
Федерация Профсоюзов РТ координирует действия 19 отраслевых
профсоюзов, 21 профкома, находящегося на профсоюзном обслуживании
республиканского совета профсоюзов, 138 городских и районных комитетов
профсоюзов, около 10000 первичных профсоюзных организаций, объединяющих 1,5
миллиона членов профсоюзов[6].
Представители сторон в комиссии проводят глубокой анализ ситуации,
сложившейся в области труда. Последовательно по мере урегулирования
разногласий, формируются проекты генерального, отраслевых и специальных
соглашений, которые потом становятся основой для заключения коллективных
договоров.
Генеральные соглашения заключаются каждый год между Ассоциацией
промышленных предприятий, Торгово-промышленной палатой, Кабмином РТ,
Федерацией профсоюзов для определения единой социально-экономической
политики. Все генеральные соглашения имеют разделы о рынке рабочей силы,
оплате труда, расширении и увеличении гарантий социальной защиты населения,
охране труда и экологии.
На уровне региона активно заключается отраслевые соглашения между
республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзами, отраслевыми органами
хозяйственного управления РТ для решения социально-экономических вопросов с
учетом специфики отрасли.
В связи с переносом центра тяжести решения социальных проблем с
республиканского на территориальное управление (город, район) стала
распространяться практика заключения соглашений между главами администрации
и координационными советами профкомов для решения социально-экономических
вопросов с учетом специфики территории.
Также специальные соглашения между отраслевыми райкомами профсоюзов и
соответствующими хозяйственными отделами для решения социально-
экономических вопросов с учетом специфики отрасли и местных условий.
В результате многие социально значимые проблемы разрешаются за счет
средств местных бюджетов.
Заключение коллективных договоров – способ социальной защиты
трудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов (II место в
России)[7]. Между профкомами и администрацией для решения социально-
экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.
В коллективный договор включаются такие вопросы:
1. Форма, система и размер оплаты труда.
2. Механизм регулирования оплаты труда, исходя из уровня цен.
3. Занятость, переобучение.
4. Продолжительность рабочего времени, отпусков.
5. Улучшение условий и охраны труда.
6. Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование.
7. Экологическая безопасность и охрана здоровья.
8. Льготы.
9. Социальное партнерство, обеспечение нормальных условий
функционирования работников.
10. Отказ от забастовок по условиям договора.
11. Контроль за выполнением договора.
Договора заключаются на срок от 1 до 3 лет.
Необходимо отметить, что снизилась активность работников в участии
заключения коллективных договоров. Основная причина – невыполнение многих
обязательств предыдущих коллективных договоров, особенно по своевременной
выплате зарплаты. У работников одно требование – повысить уровень оплаты
труда в связи с ростом цен. Остальные льготы трудящихся и обязательства
администрации на фоне невыполнения этого пункта выглядят ненужными.
Еще одно направление взаимоотношений профсоюзов с государством, а
точнее с представительной властью – это формирование социального
законодательства. В Швеции таких законов 19, в Татарстане – 8.
Одним из первых стал Закон «О занятости населения». В результате в РТ
сохранился один из самых низких уровней безработицы в течение 1994-1998 гг.
(1,34-2,12%). Следующий блок законов социальной направленности: «О
минимальной заработной плате», «О прожиточном минимуме», «О минимальном
потребительском бюджете». Путем повышения минимальной зарплаты до уровня
прожиточного минимума поддерживался жизненных уровень работников.
В РТ социальному партнерству мешает отсутствие класса собственников-
работодателей. Нет и классических наемных работников, так как большинство
пока занято в государственных предприятиях.
Развитие социального партнерства зависит от темпов разгосударствления
- акционирования и приватизации. В РТ в соответствии с принятой программой
приватизации около 1 тыс. подлежат разгосударствлению из числа 20 тыс.
Зачастую у руководителей нового поколения следующая позиция: раз
работники – владельцы акций, то есть собственники, то с кем же они хотят
заключать договор? Профсоюзы не нужны. Но через 2-3 года акции
сосредотачиваются у относительной небольшой прослойки рабочих.
Развитие социального партнерства требует дальнейшего совершенствования
законодательства о социальном партнерстве. Речь идет в первую очередь о
законе «Об объединении работодателей». Важными представляются также законы
о рынках труда, жилья, ценных бумагах, совершенствования оплаты труда.
Заключение

Социальное партнерство – это необходимый элемент становления правового
государства без конфронтации.
В России социальное партнерство, по существу, являет собой
трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени:
изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых
регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами.
Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве
случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало
что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей
профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным
механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива
большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.
Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали
«предприятие-регион-центр» проблем больше, чем между социальными партнерами
одного уровня. Ситуация в стране больше напоминает партнерство
корпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и работодателя с
целью «выбить» из региональной комиссии разного рода помощь, налоговые
льготы и т.п. для «своего» предприятия. Это дополняется «региональным
лоббированием» интересов в РТК, через «своих» депутатов в Госдуме и
«своего» представителя в Совете Федерации.
Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит
адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника
на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых
прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов,
часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.
Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства,
предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другими
объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет
профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает
система социального партнерства в целом, принципы которого
правительственная сторона декларирует, но мало что делает для их
осуществления.


Список использованной литературы:

1. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань:
Медицина, 2000 – 40 с.
2. Анисимов В., Макеев В. Правовая база социального компромисса //
Человек и труд. – 1998. – Вып.1. – С.84-86.
3. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и
труд. – 1999. - Вып.11. – С.68-73.
4. Гайнуллина Ф. И., Мирсияпов Т. А. Профсоюзы Татарстана: история,
современность, перспективы. – Казань: Издательство КГУ, 1997 – 10
с.
5. Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен
конца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996 – 148 с.
6. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль»,
1996 – 206 с.
7. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Экономика», 1999 – 236
с.



-----------------------
[1] Актуальные проблемы современного профсоюзного движения – Казань:
Медицина, 2000 – С 4.
2 Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 193.


[2] Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 169.
[3] Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 51.

[4] Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд.
– 1999. - Вып.11. – С72.

[5] Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен
конца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996 – С. 39.

[6] Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань:
Медицина, 2000 – С. 8.






Новинки рефератов ::

Реферат: Даосизм, конфуцианство, синаизм (Религия)


Реферат: A/S Kaija (Страхование)


Реферат: Металлоконструкции (Технология)


Реферат: Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Французская Буржуазная революция (История)


Реферат: Аналитическое определение некоторых механических параметров конструкции электропривода протеза (Технология)


Реферат: Відлига в СРСР (История)


Реферат: Важнейшие природы соединения алюминия (Металлургия)


Реферат: Концепция повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления по развитию социальной сферы в городе Энске (Управление)


Реферат: Ответ на запрос Засвияжского РОВД г. Ульяновска (Уголовное право и процесс)


Реферат: Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов (Педагогика)


Реферат: Пенсионная реформа в РФ на современном этапе развития (Страхование)


Реферат: Билеты к экзамену (География)


Реферат: Растения: Гигантская секвойя, Лимонное дерево (Биология)


Реферат: Лекции по деловому этикету (Менеджмент)


Реферат: История украинской журналистики (Литература)


Реферат: Японский и американский менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Проблема человека в философии (Философия)


Реферат: Политика как общественное явление (Политология)


Реферат: Женское предпринимательство (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист