GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура 18 века (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура 18 века (Культурология)




ВСЕРОСИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.



« Искусство России в ХVIII веке »



Овсянников Константин Сергеевич



г. Москва
1998 г.



ПЛАН РАБОТЫ



1. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII века.
2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ.
3. ТЕСТ.



1. XVIII век был знаменателен для России заметными
переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились
его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного
выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике
русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах
XVII века , в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской
культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа
невозможно было полагаться на старые художественные кадры ,для которых
новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу
иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство ,но и
были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения
профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в
Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во
Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом
этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со
стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве
нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако
поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров
протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались
традиционные представления, законы средневекового творчества в форме
монументально-декоративных росписей и иконописи.
Идея основания в России своей школы разных
художеств появилась еще при Петре –I, который дал указание о разработке
проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем
удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в
различных местах и городах. Это была и Петербургская типография,и
Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития
художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И
в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных
художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.И. Шувалова
(президент Академии 1757 г.-1763 г.) сюда прибыла группа московских и
петербургских юношей , склонных к художествам. Преподавание в Академии
вели и иностранные учителя : скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф.
Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г.
Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую
императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и
законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде
выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на
весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф.
Шубин, Ф. Гордеев ,художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием
Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу
превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей ,которой
удостаивались лучшие выпускники.
Русское искусство, как мы увидим ниже , продолжающее
в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему
оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и
факт этот сам по себе весьма знаменателен.
Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития
русской архитектуры XVIII века. В стране ,с запозданием выходившей на
общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей
неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии
развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через
которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность
переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское
искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям ,
еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко,
классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование
всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в
феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой,
капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в
целом.
Эпицентром передовых веяний в архитектуре и
градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница
века, задуманная .как образец новой культуры. Будущая столица возводилась
на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной
планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт
иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы
всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось
широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали
деревянные конструкции так называемого «прусского образца» т.е.
облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных,
общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились
необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было
широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением
такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала
45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его
инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен. строившихся
зданий без существенного снижения прочности зданий. Например , во дворце А.
Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в
полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено
производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по
голландской рецептуре . Все это не замедлило дать результаты. Город был
создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился
каменным. К концу царствования Петра-1 он уже удивлял приезжих
иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге
автор имел основание записать: « сей град столько распространен,
приукрашен и возвеличен , что перед многими великими и древностью
превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество». В
Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и
ставший градообразующий его основой. План П.М.Еропкина (1737) и
последующие за ним проекты закрепили эту закономерность развития города.
Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади . Они получили
географические очертания с обостройкой их протяженными фасадами гостиных
домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая
площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая
тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте
Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и
церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто
национальные мотивы пятиглавия . ярусности, башнеобразности, отчего
силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и
несвойственные ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская
столица Петербург становится символическим воплощением образа самой
абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также
обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были
основанные в первой половине века «города- крепости» и «города-заводы».
Особое значение имел опыт строительства Таганрога ,Воронежа, Азова,
перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.
Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и
иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной
архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео
(1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при
дворе французского короля Людовика XIV , однако архитектурно-строительный
опыт приобрел в России ; будучи одаренным художником , он сумел проявить
себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России
положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г.
Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в
Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских
ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И.
Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге , но в наивысшей степени его
талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762
г. ) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и
многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины
XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким
иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-
1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием
«стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что
Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся:
Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины
Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.)
,относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине
(1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова .
А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе
элементы барокко-пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.
Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре
был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К
известным его произведениям ,где с наибольшей отчетливостью проявился
стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге,
выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).
Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого
здания соответствовали все возрастающему престижу русского искусства.
Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву
считается Баженов В.И. (1737-1799 г.).Начальные познания в зодчестве он
получил в архитектурной школе Д.В.Ухтомского и в гимназии Московского
университета. Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания
профессора Римской национальной академии искусств, членство в
Флорентийской и Болонской академиях художеств-поистине мировое признание
его таланта . По возвращении в Петербург (1765 г.) В.И. Баженова избрали
академиком Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-
президентом. К первым работам В.И. Баженова относятся строительство
здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не
разгаданный проект Смольного института ( не осуществлен). С 1767 г. все
внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение –
проектирование и строительство колоссального сооружения – Большого
Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. В
связи с этим в 1768 г. была создана специальная Экспедиция кремлевского
строения , главным архитектором которой был назначен В.И. Баженов. В его
архитектурную команду вошли известнейшие проектировщики того времени, одним
из которых был величайший впоследствии архитектор – М.Ф.Казаков. Новый
дворец был задуман таким грандиозным (соответственно престижу великого
государства), что мог скрыть за собой древние строения Соборной площади, а
это бы нарушило традиционный облик Кремля, именно по этому своей
"Инструкцией к строительству..." сам Баженов провозгласил необходимость
сбережения древних построек Кремля. В 1772 г. были завершены все проектные
работы, а 1. июня 1773 г. произведена официальная закладка дворца. В.И.
Баженов писал : «народы европейские, узрев восставший из недр земных новый
Кремль, объяты будут удивлением величавости и огромности оного и не увидят
уже красот своих собственных великолепий ». Однако дальше
торжественной закладки строительство дворца дело не пошло, и в 1775 г. была
даже распущена архитектурная команда В.И. Баженова. Широко
разрекламированный проект и строительство дворца были средством укрепления
государственного престижа Екатерины II , которая стремилась показать . что
Россия под ее властью способна вести изнурительную войну и одновременно
затевать грандиозное строительство. И тем не менее , несмотря на то , что
выдающийся замысел В.И.Баженова осуществлен не был . его значение для
русской культуры было весьма велико, и прежде всего для окончательного
утверждения классицизма как основного стилистического направления в
развитии отечественного зодчества. Кроме того, на проекте перестройки
Кремля, прошли профессиональную подготовку многие известные мастера.
Отказ от строительства ,В.И.Баженов перенес стоически, неудачи не сломили
зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений по заказам
московского дворянства. К наиболее значимым строениям этого периода стоит
отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786
г.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшей степени
оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова
Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма.
Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни
Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением
творчества В.И.Баженова предстает проект строительства Михайловского замка
в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со значительными
изменениями дворец был достроен архитектором В.Ф. Бренном. Еще один
выдающийся русский архитектор – Казаков М.Ф. Свое образование он получил
в архитектурной школе Д.В.Ухтомского в Москве, большую роль в развитии
природного дарования М.Ф.Казакова сыграла работа в Твери ,а затем
семилетнее пребывание а архитектурной команде В.И. Баженова в период
работы над проектом Большого Кремлевского дворца. Творческим кредо
сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом проявлении.
Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле,
искусно сооруженное им в 1776 – 1787 г. Можно предположить , что характер
архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой
неосуществленного Кремлевского дворца В.И. Баженова. Следующим крупным
общественным зданием , возведенным Казаковым в Москве, было
четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это
здание является прекрасным образцом классицизма , соответствующее
престижу русской науки , имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное
место в архитектуре московского классицизма и в творчестве М.Ф.Казакова
занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания,
мастерски перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена
церковь Филлипа Метрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 г.). В
строительстве мастер так же использовал классическую круглую композицию
применительно к православному храму. Еще очень и очень многие выдающиеся
русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их
стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в
один ряд с западноевропейскими странами.

2. В XVIII веке в России происходил небывалый размах
развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой
еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики
принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в
освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую
службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший
скульптурный класс Академии. Школу Н.Жилле ,заложившую основы классического
ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины
XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев,
М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Марос и другие. Рассмотрим
наиболее известные работы и стилевые тенденции этих и некоторых других
выдающихся скульпторов того времени. Наиболее полно овладевает принципами
зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне
классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей
формы от работ других мастеров. После окончания Академии художеств Мартос
для совершенствования мастерства едет в Рим. Где непосредственно
соприкасается с античной скульптурой. Мартос – мастер широкого диапазона,
обращавшийся к разнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в
разработке темы классического надгробия и городского монумента. Он был
известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал
заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере
раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным
произведением – он нашел новые пути соединения монументальной пластики не
только с классическими зданиями, но и с пространственным городским
ансамблем, превзойдя всех своих предшественников. Последователен в своей
эволюции к классицизму был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению
с другими мастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская
струя, придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его
наследии - это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в
которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении
величавой тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера. В этом же
контексте развивалось и искусство скульптора Федота Шубина (1740-1805 гг.)
.Благодаря своему упорству и способностям он оказывается в Петербургской
Академии художеств, где начинается блестящий расцвет его таланта. Ф.Шубин
становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил
множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А.М.Голицина,
З.П.Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу
XVIII-века намечались и новые формы образного выражения в виде
сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом
отношении бюсты П.В.Завадовского и А.А.Безбородко (1798 г.), также
выполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и
другая тенденция- усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле
нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые
работы Шубина: бюсты Г.А.Потемкина (1791 г.) , Е.М.Чулкова (1792 г.) ,
М.В.Ломоносова (1793 г.), и др. Ф.Шубин показал своих современников в
неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души.
Шубинский талант обусловил объективность и глубину его произведений,
отразивших все многообразие и противоречивость эпохи. Художником одного
творения (созданного для России ) можно назвать французского скульптора
Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа
«Медный всадник» принесла ему славу великого мастера. Стремление к
максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности
истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны,
вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех
препятствий и враждебных сил , которые приходилось преодолевать Петру –I.
В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих
деяний Петра, но и преобразованной им России. Еще множество прекрасных
мастеров творило в этот период, и как бы подводя итог этой эпохи. хотелось
бы отметить,что XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию
русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную,
ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать
традиции народного творчества.
Во второй половине XVII столетия вместе с другими
видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В
определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые
происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового
времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в
художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему
отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план
выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись
утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века
получает значительное распространение в других городах и усадьбах.
Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во
всех слоях общества.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII
века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к
всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко,
а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже
давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности,
на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко
выраженный национальный характер. В этот период в России творили
величайшие мастера своего дела – представители отечественной
художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением
в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи
нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко
воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под
конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний
период, уже представляют собой вполне европейские по характеру
изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII
века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои
собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях
модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне
неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие
произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи
Иоанновны ( предположительно 1714 г.). Пожалуй, самым сильным
произведением, после возвращения Никитина из Италии, является портрет
государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-е.г.). Помимо возросшей
грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность
выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность
присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская
самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в
картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично
закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному обвинению и
сослан в Тобольск. К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество
другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра
он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень
знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины –
«Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное
произведение Матвеева – « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение
Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто
выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю
свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно
отличали этого художника.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается
значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено
основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми
жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и
современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения
русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством
портрета. Творчество Ф.С.Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых
обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно
зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения
– портреты Г.Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е.Б.Юсуповой (1756-1761 гг.)
свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля
есть и в коронационном портрете Екатерины-II (1763 г.) , ставшей образцом
для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов
вышло из-под кисти художника – поэт В.И.Майков (1769-1770 гг.), почти все
семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М.А.Воронцова и дети
(1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах
Ф.С.Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной
значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши
В.Е.Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н.Орловой. Современником
Рокотова был Д.Г.Левицкий (1735-1822 гг.). Около 20 лет Левицкий
возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в
воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень
высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире,
чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и
парадное изображение в рост. Неудивительно , что круг его заказчиков
весьма обширен. Это и богач Демидов. чью картину он нарисовал в 1773 г., и
светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.) ,и итальянская актриса Анна
Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает
работа над портретом Екатерины -II ,получившим отражение в «Видении
Мурзы» Г.Р.Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не
могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к
своим изображениям.
В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает
плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и
Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с
кружком, возглавляемый Н.А.Львовым , и неоднократно портретировал близких к
этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и
пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И.Б.Лампи,
Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского
дворянства. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных,
Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его
известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся
портреты Екатерины-II,ее многочисленных внуков, министра финансов
А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского
занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря
грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к
костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей
пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет
М.И.Лопухиной (1797 г.),и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и
изображение дочери Екатерины-II и А.Г.Потемкина – Е.Г.Темкиной (1798 г.).
Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему
миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и
семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из
всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего
XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по
законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в
преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа,
исторического и бытового жанров.


4. ТЕСТ.
1. Барокко – пластическое богатство, изощренность декоративных деталей.
2. Рококо - прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с
экзотическими мотивами.
3. Классицизм – спокойствие, сдержанность и четкость.
4. В.И.Баженов – Дом Пашкова, проект перестройки Кремля в Москве.
5. М.Ф.Казаков - Здание Сената, университета в Москве.
6. В.В.Растрелли – Петродворец.
7. В.В.Растрелли - Смольный монастырь.
8. И.Е.Старов - Таврический дворец.
9. Трезини - Петропавловская крепость.


Список используемой литературы


1. История Русской архитектуры. Стройиздат. 1984 г. В.И.Пилявский,
А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков.
2. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.
3. История архитектуры. Высшая школа 1987 г. В.Н. Ткачев.
4. Русская архитектура первой половины XVIII века. 1954 г. А.Н.Петров.
История русской архитектуры. Сов. Художник. 1956 г.
История русского искусства. В 6 т. 1956 г.
Энциклопедический словарь русского художника. Педагогика. 1983 г.







Реферат на тему: Культура 18 века России
Культура 18 века России

Содержание



Содержание 2


Введение 3


Общая оценка русской культуры 18 века 4


Просвещение 5


Русская наука. М. В. Ломоносов. 8


Музыка 18 века 12


Народное творчество 18 века 16


Культура дворянства. 18


Заключение 22


Список использованной литературы 23



Введение


"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие
мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В
историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и
общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-
монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение
материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли
яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской
деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро
и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и
Радищева.
В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII
и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени
насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским
завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить
Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности,
нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь
общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой
схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной
победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми,
аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает
право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в
системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной
жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала
своего прошлого.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в
то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за
длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности
Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в
общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные
школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и
живописи, в театре и музыке.
К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Общая оценка русской культуры 18 века


О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт,
что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области
устной традиции и приобретает значение высокого профессионального
искусства.
Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был
обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского
общества, осуществленными в эпоху Петра I.
Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и
общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи
средневекового церковно-схоластического мировоззрения.
Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали
укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи
Русского государства.
Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские
музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём
вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в
течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные
богатства западноевропейской музыки.
В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века
выделяются три основных периода:

. первая четверть века, связанная с реформами Петра;
. эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной
культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства
и вместе с тем усилением сословного гнета;
. последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная
большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий,
заметной демократизацией русской культуры и ростом русского
просветительства.


Просвещение


На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс.
учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем
ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в.
насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а
во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России
же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был
чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых,
крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и
возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и
22-летние мужчины.
Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.
Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и
«Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных
программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие
курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и
геометрии.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые
солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей,
преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее
рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того
времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии,
фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной
солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе
— вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно
пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной мудрости». Солдатские дети
составляли основную массу студентов Московского и Петербургского
университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные
школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе
(Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).
Второй тип школ в России XVIII в.— это закрытые дворянские учебные
заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных
девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5
тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском,
Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и
флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились
первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики
участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными
заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные:
Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском
университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне,
воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались
наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт
отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы
давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на
народное образование, но и на нужды «общественного призрения» — больницы,
богадельни и пр.
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и
школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду
только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые
для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали.
Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю
священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и
нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Небольшое
количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские,
штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г.
Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в
них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в
подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.
Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты —
Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до
1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и
Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически
действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского,
юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо
наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и
русскую словесность.
Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал
газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем
работали различные литературные и научные общества. Из стен университета
вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие
декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.
Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в
XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и
другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе
оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная
правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле
носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения»
были «девизом царизма в Европе»[1]. Однако гений народа смог проявиться не
благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особенно
наглядно видно на примере М. В. Ломоносова.

Русская наука. М. В. Ломоносов.


Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В. Ломоносова: со
школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от
родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук
не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский
университет и, по меткому определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим
университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из
основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном,
геолог, историк, поэт и лингвист.
Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной
России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью
судьбы. Предшествовавшее развитие русского общества подготовило великие
достижения XVIII в., когда русская наука, освобождаясь от пут
средневековья, переживала своеобразное Возрождение. Ф. Энгельс
характеризовал Возрождение как эпоху, «которая нуждалась в титанах н
которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по
многосторонности и учености»[2]. Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в
таких титанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои
имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоносов, математики
Эйлер и Бернулли.
Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую
академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но не их грудами
и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука. Она
создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М.
В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С.
П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков;
токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И.
Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины»,
солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик
Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой техники в
крепостной России.
Значительны были достижения русской научной мысли, и среди них
особенно выделяются гениальные догадки и открытия М. В. Ломоносова.
Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все явления
окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям,
к познанию тайн природы. Он развил атомно-молекулярную гипотезу строения
вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической
химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый
Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и
для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали
правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых
колебательных движений Земли; ученый заложил основы сравнительно-
исторического метода в геологии. От глубоких недр Земли, «куда рукам и оку
досягнуть возбраняет натура» и куда приходится «проникать разумом»,
Ломоносов обращается к далеким звездам; мировое пространство, «обширность
безмерных мест» влечет его к себе и как ученого и как поэта. Открытие
Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой
науки — астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши
дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.
М. В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора также и в области
наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические
труды по праву занимают видное место в русской науке. Он боролся с теорией
Байера и Миллера о норманском происхождении Руси, на основе критического
изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя Российская
история», в котором писал, что не с призвания варягов начинается история
нашей Родины, а что русский народ и язык простираются в «глубокую
древность»[3]. Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.
Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена
Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского
языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу
русской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушкиным. Ломоносов
много сделал и для развития русского искусства. Он возродил забытое с XII
в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и
скульпторов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.
Труды Ломоносова намного опередили его время; все величие научного
подвига этого «архангелогородского мужика» было осознано в полной мере
значительно позже. Но и при жизни Ломоносова труды его получили известность
за границей, он был избран членом Шведской и почетным членом Болонской
академий наук. Великий математик Л. Эйлер назвал его «гениальным человеком,
который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и всей
науке».
Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили
золотой вклад русской науки в мировую. Основоположник русской
минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Севергин много
сделал для развития идей Ломоносова в минералогии и геологии. Трудами
русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. «Описание земли
Камчатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка.
Имена С. И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на географических
картах Севера нашей Родины. Исследования выдающегося натуралиста,
путешественника и этнографа И. И. Лепехина открыли для русской науки
богатства Поволжья, Урала и Сибири. Кратка, но выразительна характеристика
из его жизнеописания: «Ума был быстрого, в суждениях тверд, в исследованиях
точен, в наблюдениях верен».
Академия наук в 60—70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших
огромные территории. Для того чтобы яснее представить себе деятельность
этих экспедиций и их значение для науки, остановимся на одной из них,
руководимой академиком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась по
течению Волги в Астрахань, обследовав Оренбургские степи, повернула к
северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную Двину
и добралась до Архангельска. Пройдя по побережью океана, она через
Олонецкий край в декабре 1772 г. вернулась в Петербург.
Экспедиция вела тщательные записи, которые легли в основу «Дневных
записок» Лепехина. Мы находим здесь описание животного и растительного
мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и
быта народов. Свое исследование Лепехин снабдил рисунками. Имя академика
Лепехина сделалось известным не только в России, но и за границей. В 1767
г. он получил ученую степень доктора медицины в Страсбургском университете,
в 1776 г. стал членом Берлинского общества испытателей природы. «Записки»
Лепехина были, не в пример многим другим научным сочинениям того времени,
написаны на русском, а не на латинском или немецком языке. Лепехин
занимался и педагогической деятельностью. В течение 16 лет он состоял
инспектором академической гимназии и отдавал много времени и сил заботам о
ее учениках. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время
исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии
для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова,
участвовал в составлении этимологического словаря.
Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в
России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал — «Санкт-
Петербургские врачебные ведомости».
Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической
науки в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических
источников. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев
работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно
изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой
Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М. В.
Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах XVIII в.
свою «Историю Российскую от древнейших времен». «История» Щербатова
проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и
дворянские привилегии. Напуганный Крестьянской войной под предводительством
Е. И. Пугачева, автор осуждает народные движения, хотя и понимает
неизбежность их. Другой дворянский историк — И. Н. Болтин, вдумчивый и
проницательный ученый и критик, занимался историей не только дворянства, но
и купечества, духовенства, ремесленников. В своих трудах он возвеличивал
крепостнический строй, самодержавную власть царя и власть помещиков над
крепостными.
Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские
ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских
ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную
мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной
Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение.
Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За
рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически,
от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и
Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.
Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся
деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский
естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В.
Франклин.
Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием
трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от
нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не
должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы
да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется
теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.
Свои общественно-политические взгляды и художественные представления
народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.

Музыка 18 века


Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа.
Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в
основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной,
танцевальной.
На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во
дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных
празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках.
Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых,
особых, специфических форм музицирования.
Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в
жанрах парадной, торжественной музыки.
В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные
песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.
В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным
выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.
Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой
музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и
ораториях конца века.
Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.
Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно
укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт,
стали излюбленными в дворянском обществе.
Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских
ассамблей.
В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе
приобретают иной характер.
Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные
представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели
искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду
галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под
аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.
Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра
I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые
театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной
участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления
театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа
музыкантов.
Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский
театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр
становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда
искусство завоевывает все более широкое общественное признание.
Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального
самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное
значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого
русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература;
расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же
Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П.
Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве
знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко,
А. П. Антропова и И. П. Аргунова.
В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного
искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные
жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе
клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в
дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные
концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские
музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся
традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для
последующего возникновения русской композиторской школы.
Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII
века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче
всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов
XVIII века.
Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность
различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты
при дворе становятся обычным явлением.
Большим успехом камерное музицирование пользовалось в
аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и
роль придворного оркестра.
В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы
музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая
дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.
Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в
конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А.
Хандошкин.
Последняя треть XVIII века характеризуется значительной
демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит
далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается
музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка
становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее
музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской
мещанской среде.
Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит
оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени
приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав
зрителей.
Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи
отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь
достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых
русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в
Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого
впоследствии возник Большой театр.
Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко
развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.
Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П.
Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.
Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу
репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы
французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие
произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.
А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского
театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-
1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.
Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался
особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.
В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно
широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии
Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.
К концу XVIII века все более систематический характер приобретает
концертная жизнь.
Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у
публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.
Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В.
Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей
педагогической деятельности.
Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни
создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры.
Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу
русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному
вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.
К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся
все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия
теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К
концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых
национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного
театра, концертной жизни.
Опера XVIII века.
Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера
занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее
развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом
музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и
лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении,
в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой
она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.
В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные
проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном
неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-
комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской
общественной жизни.
На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических
персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.
Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества,
бичевала пороки скотининых и простаковых.
Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную
тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых
значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.
Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью
свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской
композиторской школы.
Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую
профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.
В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой
классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она
оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее
обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в
творчестве композиторов-классиков.



Народное творчество 18 века


Новинки рефератов ::

Реферат: Современное состояние энергетики (Предпринимательство)


Реферат: Виды предпринимательства (Предпринимательство)


Реферат: Программирование алгоритмов линейной структуры (Компьютеры)


Реферат: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Доклад) (Исторические личности)


Реферат: Масляный насос (Транспорт)


Реферат: Япония (География)


Реферат: Анализ прибыли и рентабельности (Аудит)


Реферат: Движущие силы антропогенеза (Биология)


Реферат: Современные музыкальные направления и жанры (Музыка)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Преобразования фигур (Математика)


Реферат: Электродинамика (Физика)


Реферат: Основы права (Право)


Реферат: Дыхательная система человека (Биология)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за IV квартал 2001 года (Бухгалтерский учет)


Реферат: Налоговая система нэпа (Финансы)


Реферат: История Мордовии (История)


Реферат: Религиозно – философские взгляды Лютера (Культурология)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Сущность, функции и формы кредита (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист