GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Изменения функций семьи в XX веке (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Изменения функций семьи в XX веке (Психология)




Министерство образования РФ

кафедра экономики и социологии труда



Реферат

Изменения функций семьи в XX веке.



Выполнила:
студентка факультета
естествознания IV курса
2/3 группы
Даркина М.Ю.

Проверила:
кандидат социологических наук
старший преподаватель
кафедры экономики
и социологии труда
Караваева В.А.



Кострома, 2002 г.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно
важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-
значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным
элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
Классическим примером простого социального института является институт
семьи.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором
сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и
которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую
социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных
человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются
основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью
каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.
С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически
изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются
гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и
развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление
определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в
которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные
(духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают
воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как
для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и
индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и
определенные виды экономической деятельности (производительно-
потребительские или только потребительские).
Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы
указывает на то, что характер отношений в семье, структура и форма
исторически изменчивы; отчего и:
сама семья является исторически изменчивой социальной группой.
Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую,
биосоциальную и экономическую основу.
Как парциальная социальная группа семья осуществляет ряд функции,
важнейшими из которых являются:

|Сфера семейной |Общественные функции |Индивидуальные функции |
|деятельности | | |
|Репродуктивная |Биологическое |Удовлетворение потребности в |
| |воспроизводство общества|детях |
|Воспитательная |Социализация молодого |Удовлетворение потребности в |
| |поколения |родительстве. |
|Хозяйственно-бы|Поддержание физического |Получение хозяйственно-бытовых |
|товая |здоровья членов |услуг одними членами семьи от |
| |общества, уход за детьми|других |
|Экономическая |Экономическая поддержка |Получение материальных средств |
| |несовершеннолетних и |одними членами семьи от других |
| |нетрудоспособные членов | |
| |общества | |
|Сфера |Моральная регламентация |Формирование и поддержание |
|первичного |поведения членов семьи в|правовых и моральных санкций за |
|социального |различных сферах, |нарушение социальных норм в |
|контроля |ответственность и |общественной жизни и семейных |
| |обязательства родителей |отношениях |
| |перед детьми | |
|Сфера духовного|Развитие личности членов|Духовное взаимообогащение членов|
|общения |семьи |семьи |
|Социально-стату|Предоставление |Удовлетворение потребности в |
|сная |социального статуса |социальном продвижении |
| |членам семьи. | |
| |Воспроизводство | |
| |социальной структуры | |
|Сфера семейной |Общественные функции |Индивидуальные функции |
|деятельности | | |
|Досуговая |Организация |Удовлетворение потребностей в |
| |рационального досуга. |совместном проведении досуга |
| |Социальный контроль в | |
| |сфере досуга | |
|Эмоциональная |Эмоциональная |Получение индивидами |
| |стабилизация индивидов и|психологической защиты, |
| |их психологическая |эмоциональной поддержки в семье.|
| |терапия |Удовлетворение потребности в |
| | |личном счастье и любви |
|Сексуальная |Сексуальный контроль |Удовлетворение сексуальных |
| | |потребностей |


Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья.
Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией,
ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный
технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках
семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере
освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная
семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций
семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции
семьи.
Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной
общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление
человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли
«биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной
за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она
выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы
отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные
составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997 - 8
новорожденных.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он
становится личностью, и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным
характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения,
взгляды, мировоззрение-ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции
семьи как основной имеет общественный смысл.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и
тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и
эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это
позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной
жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не
только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других
членов семьи в период их нетрудоспособности.
В период социально-экономических преобразований в обществе
-претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей историческом прошлом
являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава
семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в
жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и
репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не
отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной
семьи представлены финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды
формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений
характерны определенные функции, что может быть представлено следующей
таблицей.

0сновные периоды развития семьи и функции членов семьи
|Стадии семьи |Основные функции семьи |
| |Родительские функции |Функции ребенка |
|I. Этап |Осознание партнерских | |
|формирования |отношении, укрепление | |
|семьи |взаимоотношений между | |
| |супругами; создание | |
| |сексуальных отношении, | |
| |удовлетворяющих обоих; | |
| |развитие взаимопонимания, | |
| |которое позволяет каждому | |
| |свободно проявлять свои | |
| |чувства; налаживание | |
| |отношении с родителями и | |
| |другими родственниками, | |
| |удовлетворяющих обе стороны; | |
| |распределение времени между | |
| |домом и работой; выработка | |
| |порядка принятия решений, | |
| |удовлетворяющих обе стороны; | |
| |беседы между супругами о | |
| |будущем семьи | |
|II. Семья, |Привыкание к мысли о |Ребенок зависим от матери и |
|ждущая |беременности и рождении |начинает доверять ей; |
|ребенка, семья|ребенка; подготовка к |появление привязанностей; |
|с младенцем |материнству и отцовству, |овладение навыками |
| |привыкание к роли отца и |простейшего социального |
| |матери; привыкание к новой |взаимодействия; |
| |жизни, связанной с появлением|приспособление к ожиданиям |
| |ребенка; создание в семье |других людей; развитие |
| |атмосферы, благоприятной и |координации движений рук и |
| |для семьи, и для ребенка; |глаз; нахождение удобного |
| |забота о потребностях |ритма смены покоя и действия;|
| |ребенка; распределение |овладение словами, короткими |
| |обязанностей по дому и уходу |фразами, речью |
| |за ребенком, не перегружающее| |
| |ни одного из родителей | |
|III. Семья с |Развитие интересов и |Преодоление противоречия |
|ребенком |потребности ребенка; |между желанием быть всегда с |
|дошкольного |преодоление чувства |объектом своей привязанности |
|возраста |пресыщения материнством |и невозможностью этого; |
| |(отцовством) и раздражения по|привыкание к |
| |поводу хронической нехватки |самостоятельности; выполнение|
| |времени для собственных нужд;|требований взрослого по |
| |поиск квартиры, |соблюдению чистоты |
| |соответствующей потребностям |(опрятность во время еды, |
| |семьи; привыкание к |гигиена половых органов); |
| |чрезвычайно возросшим с |проявление интереса к |
| |появлением в доме ребенка |товарищам по играм; |
| |материальным затратам; |стремление быть как мама или |
| |распределение обязанностей и |как папа |
| |ответственности между | |
| |родителями в постоянно | |
| |меняющихся ситуациях; | |
| |поддержка сексуальных | |
| |отношений, удовлетворяющих | |
| |обоих, и беседы о будущих | |
| |детях; дальнейшее развитие | |
| |взаимоотношений в семье - | |
| |открытых, позволяющих | |
| |супругам говорить на самые | |
| |разные темы; развитие | |
| |отношении с родителями в | |
| |связи с появлением ребенка и | |
| |выполнением ими новой роли; | |
| |сохранение прежнего круга | |
| |друзей и своих увлечений вне | |
| |дома (в зависимости от | |
| |возможностей семьи); | |
| |выработка образа жизни семьи,| |
| |формирование семейных | |
| |традиций, беседы родителей о | |
| |воспитании детей | |
|IV. Семья |Воспитать у детей интерес к |Получение навыков, |
|школьника |научным и практическим |необходимых для школьного |
| |знаниям; поддержка увлечений |образования; стремление быть |
| |ребенка; дальнейшее развитие |полноправным и готовым к |
| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом семьи; |
| |(открытость, откровенность); |постепенный отход от |
| |забота о супружеских |родителей, осознание себя как|
| |отношениях и личной жизни |личности, которую любят и |
| |родителей; |уважают; |
| |сотрудничество с родителями |включение в группу |
| |других школьников |сверстников, совместная с |
| | |ними деятельность; знакомство|
| | |с правилами поведения и |
| | |моралью группы; расширение |
| | |словарного запаса и развитие |
| | |речи, позволяющие четко |
| | |излагать свои мысли; |
| | |осознание значения |
| | |причинно-следственных связей |
| | |и формирование научной |
| | |картины мира |
|V. Семья с |Передача ответственности и |Положительное отношение к |
|ребенком |свободы действии ребенку по |собственному полу и |
|старшего |мере взросления и развития |происходящим физиологическим |
|школьного |его самостоятельности; |изменениям; прояснение для |
|возраста |подготовка к новому периоду |себя роли мужчины и женщины; |
| |жизни семьи; определение |ощущение принадлежности к |
| |функций семьи, распределение |своему поколению; достижение |
| |обязанностей и разделение |эмоциональной независимости, |
| |ответственности между членами|отход от родителей; выбор |
| |семьи; поддержка открытости |профессии, стремление к |
| |во взаимоотношениях между |материальной независимости; |
| |разными поколениями в семье; |подготовка к дружбе со |
| |воспитание взрослеющих детей |сверстником противоположного |
| |на достойных образцах, на |пола, браку, созданию семьи; |
| |собственном примере - |постепенное формирование |
| |взрослого мужчины, любящего |собственного мировоззрения |
| |супруга, но знающего меру | |
| |отца (взрослой женщины, жены,| |
| |матери); понимание и принятие| |
| |индивидуальности ребенка, | |
| |доверие и уважение к нему как| |
| |к уникальной личности | |
|VI. Семья со |Отрыв от взрослеющего | |
|взрослы |ребенка, способность | |
|ребенком, |отказаться от прежней власти | |
|входящим в |над ним; внушение ребенку, | |
|мир. |что в любых жизненных | |
| |ситуациях он всегда получит | |
| |утешение и помощь под | |
| |родительским кровом; создание| |
| |благожелательной -обстановки | |
| |для новых членов семьи, | |
| |пришедших в нее через брачные| |
| |связи; забота о супружеских | |
| |отношениях при новой | |
| |структуре семьи; | |
| |спокойное вступление в новую | |
| |стадию брака и подготовка к | |
| |выполнению роли бабушки и | |
| |дедушки; создание хороших | |
| |отношений между собственной | |
| |семьей и семьей взрослого | |
| |ребенка; уважение | |
| |самостоятельности и | |
| |индивидуальности обеих семей | |
|Партнерские функции |
|VII. Семья |Обновление супружеских | |
|среднего |отношений; приспособление к | |
|возраста |возрастным физиологическим | |
|(«пустое |изменениям; творческое, | |
|гнездо») |радостное использование | |
| |большого количества | |
| |свободного времени; | |
| |укрепление взаимоотношений с | |
| |родственниками и друзьями; | |
| |вхождение в роль бабушки | |
| |(дедушки) | |
|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |
|Постаревшая |отношения к смерти и |развитию собственной семейной|
|семья |одиночеству; изменение дома в|жизни проявление заботы о |
| |соответствии с потребностями |престарелых родителях; помощь|
| |пожилых людей; приспособление|им, если это необходимо, |
| |к жизни на пенсии; воспитание|материальная и духовная; |
| |готовности по мере уменьшения|подготовка к окончательному |
| |собственных сил принять |уходу родителей; подготовка |
| |помощь других людей; |своих детей к потере бабушки |
| |-подчинение своих увлечений и|(дедушки) |
| |дел своему возрасту; | |
| |подготовление к неизбежному | |
| |концу жизни, обретение веры, | |
| |которая поможет спокойно | |
| |дожить годы и спокойно | |
| |умереть | |


Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды
становления и развития семьи функции ее членов меняются.
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их
взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,
родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в
семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.
Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи
говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,
меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.
Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от
«иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных
особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и
внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что
относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на
личные интересы скрепляют семью.
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого
рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например
безработице, росту цен и т. д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996
года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти
цифры имеют тенденцию к росту. И. Ф. Дементьева говорит о возникновении
новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных
материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные
в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у
своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее
деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную
работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться
к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,
способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей
происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не
только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению
интеллектуального потенциала общества.
Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в
институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ
рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания
детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм
родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального
положения, дисгармония воспроизводства населения (Н. Я. Соловьев, В. А.
Сысенко и др.).
Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в
частности Т. П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с
родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для
ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных
отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери.
Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:
ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,
принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет
реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,
внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными
исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным
образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с
обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка
чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.
Снижение рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса
семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),
а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44
конвенции—добавление по РФ, в работах социологов, демографов; К ним
относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и
неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим
«эхом» войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.
В 80-е годы в СССР была создана «Служба семьи» -система учреждений и
общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий
для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной
реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения «Службы семьи»:
особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных;
создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с
недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути
оказания: помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет
особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций -
воспитательную.
Список литературы:
1. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) –
Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
2. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. –
М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных
заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с. (стр. 207-210).
4. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е переработанное и
дополненное / перевод с сербского. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,
1998. – 432 с. (стр. 239-247).
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд.,
переработанное и дополненное. – М.: Центр, 2000. – 244 с. (стр. 150-159).




Реферат на тему: Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов

Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации
Удмуртский Государственный Университет
Факультет романо-германской филологии
Кафедра общей психологии



Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех
школьных возрастных группах



Выполнили студенты гр.423 и 424
Бюркланд Ярослав
Безносов Владимир

Проверил:
Кагиров Артур Юрьевич



Ижевск 1999



Введение.
Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых
особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для
этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого
класса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам было
предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе
убавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств).
Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые
не могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных
признаков мы считаем нужным причислить следующие:
- Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время,
предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных
классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие
от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было
выбрано более удачно.
- Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы
не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные
группы могут представлять объективный срез данной социальной группы.

Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были
выдвинуты следующие гипотезы:
- Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более
старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о
себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для
них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться
на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь
о своих психологических качествах собственное мнение.

- Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет
более свойственно третьему классу, чем остальным двум.

- Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах -
ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах
неразграничение психологических и непсихологических качеств не
должно присутствовать.

С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению –
увеличиваться.


Младший школьный возраст.
Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение
оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с
окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно
относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться,
окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно
выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник
получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также
и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со
стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет
поощрение, награда.
Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте
является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает
его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной
деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед
окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в
ребенке волевые качества.
Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что
сказывается на общей направленности его личности, переживаниях,
представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего
школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся
найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей.
Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и
воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие
школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в
хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в
первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.
В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений
ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется
его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности
младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что,
чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом
смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть
спокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны
девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем
мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не
проявлять определенные эмоции(«не плачь, ты же мальчик!» и т.д.)
В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те,
которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом
отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще
всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У
младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется
даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх
поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных
глазах.
В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение
мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д.
определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие
из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым,
боязнь быт осмеянным и т.п.
Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть
толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в
данный период развития происходит особенно интенсивное формирование
моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной
стороны его личности.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется
определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса
практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью
усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.
Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив,
выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и
деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса,
школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса
характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не
хочу быть злым и т.п.
В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и
новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы
выполнять обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, и
домашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и
отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть
ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку
принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно
поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить
свои умственные процессы этой цели.
В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать
учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует
большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня
была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника
имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие
психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок
иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то,
что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать
двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает
ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.
Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов
о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о
типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и
женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее
важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой
принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения,
связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя
соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и
какой должна быть девочка.


Подростковый возраст.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его
самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением
чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру
и себе.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между
им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не
считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права.
Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми,
но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть
огромное желание в признании его среди взрослых.
В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей
индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых
появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое
положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом
равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка
завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно
переживает если он находит себя хуже других.
В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот
девочкам нужно спокойствие и скромность.
Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки
лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте
происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И
в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной
раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается
«меланхолией» или агрессивным поведением.
В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить
скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности.
Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью.
Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство
индивидуальности».
Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу
«настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины».



Ранняя юность.

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала
полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной
периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст
(14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным
звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания
в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и
внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью
положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга
лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе
взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность
в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится
выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных
критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства
собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном
варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.
Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развите
рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные
сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные
качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с
тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются
собственные теории философии, счастья, любви... Последняя – особенно у
девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше
думают о будущем.
Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную
ценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических и
непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного
возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них
соответствующие чувства и ожидания.
Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со
стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака:
энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).
Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.
Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и
высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых
объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску
универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на
тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства
общества.
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих
способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к
индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие
ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам
артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей
уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных
представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением
жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается
застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем.
Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек
более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в
ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем
у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.
Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных
представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более
«материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество,
выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать:
нерешительность, застенчивость, скромность.
В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие
цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта
юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также
задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем
желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть.
Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и
человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я,
одиночества, непонимания.
Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник
более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие.
Юность – завершающий этап первичной социализации.



Заключение.
В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом,
подтвердились частично.
На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и
результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не
один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность.
Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался
и авторитет учителя.
Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические
качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов
такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество
исключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано с
индивидуальными особенностями, а не с возрастными.
Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что
связано с возрастными особенностями данной группы школьников.
В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как
традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия
устоявшимся представлениям исследованных групп школьников.



Список использованной литературы.

Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва,
1984.
Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского -
Москва, 1973.
Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989.
Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988.




Новинки рефератов ::

Реферат: Право: понятие, сущность (Административное право)


Реферат: Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности (Педагогика)


Реферат: Абсолютизм в России 17-18 век (История)


Реферат: Договор лизинга. Аренда недвижимости. Договор ссуды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ценообразование на экспортную и импортную продукцию (Менеджмент)


Реферат: Учет долгосрочных инвестиций (Аудит)


Реферат: Ермак (История)


Реферат: Автоматизация учета продажи товаров в ООО "Мастер-СД" (Программирование)


Реферат: Лактоза (молочный сахар) (Ботаника)


Реферат: Microsoft Word 97 Новые возможности (Программирование)


Реферат: Инструменты парикмахера (Косметология)


Реферат: Сеть Консультант Плюс (Программирование)


Реферат: Природное и социальное в человеке (Философия)


Реферат: Билеты по предмету ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ за 1-ый семестр 2001 года (Право)


Реферат: Реактивные двигатели, устройство, принцип работы ( Космонавтика)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: Биологическая роль каротиноидов (Химия)


Реферат: Страхові послуги (Страхование)


Реферат: Запровадження християнства на Русі (Религия)


Реферат: Шпаргалки (Финансы)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист