GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Теория социальной мобильности Питирима Сорокина (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Теория социальной мобильности Питирима Сорокина (Социология)





План:

1. Питирим Сорокин как великий ученый и организатор науки.

2. Теория социальной мобильности:

А) положение личности в социальном пространстве;

Б) формы и типы социальной мобильности;

В) основные каналы социальной мобильности.

3. Выводы.



К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки
появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру
в изучении социальных отношений, «обладающего даром соединять различные
подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, что было к этому
времени достигнуто социологами различных направлений.»[1]
С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на
необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены
изживших себя средств. Со временем эти поиски привели к синтезу всех
областей знания, в наиболее полном виде представленному в фундаментальном
труде ученого «Человек. Цивилизация. Общество» (1947 г.).
Наибольшее влияние на формирование мировоззрения Питирима Сорокина
оказали взгляды таких социологов, как М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Э.
Дюркгейм. У них Сорокин заимствовал идею эволюции.
«К концу второго десятилетия ХХ века П.А. Сорокин убеждается в том,
что идея эволюции вошла в фазу кризиса, преодоление которого возможно лишь
на путях строго научного подхода к социальным явлениям.»[2]
Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное
исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы
все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества,
учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и
социальной стратификации и многие другие.
Содержание творческой жизни П.А. Сорокина, главный смысл которой
состоял в служении науке, отличается богатством видов деятельности, каждый
из которых имел свой особый самостоятельный статус.
К Питириму Сорокину в полной мере можно отнести слова его учителя М.М.
Ковалевского: «Он относится к числу тех умственных и нравственных вождей
человечества, которые по праву могут считаться его великими типами, так как
в свое время являются самыми крупными выразителями прогрессивных течений
общественности, ибо кто жил для лучших людей своего времени, жил для всех
времен.»1

Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть
перемещение индивида внутри социального пространства. Другим определением
социальной мобильности является любой переход индивида, социальной группы
или ценности с одной социальной позиции на другую.
Прежде всего я хочу показать, что я понимаю под социальным
пространством.
Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства
геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом
пространстве (например, начальник и его подчиненный), в социальном
пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся
очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два
руководителя фирмы), могут быть очень близки социально. Человек может
преодолеть тысячи километров геометрического пространства, не изменив
своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же
геометрическом пространстве, он может изменить свое социальное положение.
Все это свидетельствует, что социальное и геометрическое пространство
очень отличаются друг от друга. То же можно сказать и о производных от этих
двух понятий – «геометрическая и социальная дистанция», «подъем в
геометрическом и в социальном пространстве», «перемещение из одного
положения в другое в геометрическом и в социальном пространстве» и т.д.
Для того, чтобы дать определение социальному пространству, нужно
вспомнить, что геометрическое пространство обычно представляется нам в виде
некой «вселенной», в которой располагаются физические тела. «Местоположение
в этой вселенной определяется путем определения положения того или иного
объекта относительно других.»[3] Подобным образом социальное пространство
есть некая вселенная, состоящая из населения земли. Там, где нет
человеческих особей или живет всего лишь один человек, там нет социального
пространства, поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения
к другим. Она может находиться только в геометрическом пространстве, но не
в социальном. Соответственно, «определить положение человека или какого-
либо социального явления в социальном пространстве означает определить его
(их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за
«точки отсчета».[4] Сам выбор «точек отсчета зависит от нас: ими могут быть
отдельные люди, группы или совокупности групп.
Определение более или менее удовлетворительного геометрического
положение требует учета целой системы пространственных координат
геометрической вселенной. То же относится и к определению «социального
положения» индивида.
Простого указания степени родства одного человека по отношению к
другому явно недостаточно. Указание его отношений к десятку или сотне людей
дает уже больше, но все еще не может определить положения человека во всей
социальной вселенной. Это было бы сходным с определением местоположения
объекта в геометрическом пространстве путем детального указания положения
различных объектов вокруг него, но без указания широты и долготы этих
объектов. На нашей планете живет шесть миллиардов людей. Указание на
отношение человека к нескольким десяткам людей может не дать ничего.
Поэтому социальная практика уже выработала другой, более надежный и простой
метод, сходный с системой координат, используемый для определения
геометрического положения объекта в геометрическом пространстве. Этот метод
включает в себя следующие части:
1) «указание отношений человека к определенным группам;
2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции;
3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в
человечество».[5]
Чтобы определить социальное положение человека, нужно знать его
происхождение, семейное положение, гражданство, национальность, отношение к
религии, профессию, принадлежность к политическим партиям. Также необходимо
знать положение человека в пределах группы населения. Когда это положение
определено, тогда можно считать и социальное положение индивида
определенным.
Таким образом:
1) социальное пространство – это народонаселение Земли;
2) социальное положение – «это совокупность связей социального
пространства со всеми группами населения, внутри каждой из этих
групп, то есть с ее членами»;[6]
3) положение человека в социальной вселенной определяется путем
установления этих связей;
4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри
каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую
определить социальное положение любого индивида.
Из всего этого следует, что люди, принадлежащие к одинаковым
социальным группам и выполняющие одинаковую функцию в группе, находятся в
одинаковом социальном положении. Те, у кого есть какие-либо отличия,
находятся в разном социальном положении.
Говоря о социальном пространстве, я бы хотела упомянуть о его
параметрах.
В отличие от трехмерного геометрического пространства, социальное
пространство многомерно, т.к. существует более трех вариантов группировки
людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом
(группирование населения по принадлежности к государству, национальности,
религии, полу, возрасту, профессии, экономическому статусу и т.д.)
Для упрощения можно сократить число параметров до двух основных
классов, при условии разделения каждого класса на несколько подклассов.
«Эти два основных класса можно определить как вертикальный и горизонтальный
параметр социального пространства».[7]

Нетрудно найти несколько индивидов, принадлежащих к одним и тем же
социальным группам (например, все они могут быть православными,
демократами, занятыми в торговле и т.д.), и тем не менее по «вертикали» их
социальное положение может быть совершенно различным. Внутри группы
православных один из них может быть митрополитом, тогда как другие всего
лишь рядовыми прихожанами. Внутри группы демократов один может занимать
крупный пост в партии, другие же рядовые избиратели. Один может быть
президентом торговой фирмы, другие – рядовыми тружениками. И если по
горизонтали их социальное положение кажется идентичным, то по вертикали
наблюдается существенная разница. Мы часто употребляем такие выражения, как
«подниматься по социальной лестнице», «опуститься по социальной лестнице»,
«быть наверху социальной пирамиды», «опуститься на дно общества»,
«социальные ранги и иерархии» и т.д. «Взаимосвязи как индивидов, так и
групп, могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на
разных ступенях иерархической лестницы».[8] Продвижение по социальной
лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз
– социальным спуском. Перемещение из группы в группу может быть не связано
с подъемом или спуском по социальной лестнице, но может быть и обусловлено
вертикальными перемещениями.
Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает
явления в социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование,
авторитет и послушание, повышение и понижение по службе. Все эти явления и
соответствующие им взаимосвязи представлены в виде вертикальной социальной
мобильности.
Нужно еще раз напомнить, что под социальной мобильностью понимается
любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной
социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной
мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной
мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или
социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на
одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью
подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида
или социального объекта из одного социального пласта в другой. В
зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной
мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный
спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение
индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и «создание такими
индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт
на уровень с уже существующими группами этого пласта».[9] Нисходящие
течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с
более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом
исходной группы; другая форма проявляется в деградации социальной группы в
целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее
социального единства.
С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и
всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается
социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его
восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени.
Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число
индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном
направлении за определенный промежуток времени. Пропорция таких индивидов
ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.
Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности
в определенной социальной сфере (например, в экономике), можно получить
совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного
общества.
Теперь я бы хотела рассказать об общих принципах вертикальной
мобильности.
«Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых
были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная
мобильность в ее трех основных ипостасях – экономической, политической и
профессиональной».[10] Ближе всех приближается к абсолютно неподвижному
обществу так называемое кастовое общество в Индии. Здесь вертикальная
мобильность очень слаба, но не отсутствует совсем. История показывает, что
при сравнительно развитой кастовой системе случалось, что члены самой
высокой касты брахманов, короли свергались или осуждались за преступление.
И напротив, даже лесные отшельники завоевывали королевства. Изгнанники
после должного покаяния восстанавливались в правах, а рожденные в низших
слоях общества могли войти в касту брахманов – вершину социального конуса
Индии.
«Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная
мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального
слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления».[11]
Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе не было бы
социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором нет пола и потолка,
отделяющего один этаж от другого. Внутри общества существует своего рода
«сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх,
оставляя других на нижних слоях и наоборот.
«Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности
изменяется от общества к обществу, т.е. в пространстве».[12] Чтобы
убедиться в этом, достаточно сравнить индийское кастовое общество и
американское. «Среди президентов США 14 (т.е. 48,3%) вышли из бедных или
средних семей».[13] В Индии правители определены фактом рождения; есть
только несколько «выскочек», которые достигли высокого положения,
поднимаясь с самых низших слоев. Это суть показатель колебания политической
мобильности от страны к стране.
«Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности колеблются в
рамках одного и того же общества в разные периоды его истории».[14] В ходе
истории любой страны или социальной группы, существуют периоды, когда
вертикальная мобильность увеличивается как количественно, так и
качественно, однако существуют периоды, когда она уменьшается.
За один или два года русской революции были уничтожены почти все
представители самых богатых слоев; почти вся политическая аристократия была
низвергнута на низшую ступень; большая часть предпринимателей и почти весь
ранг специалистов-профессионалов были низложены.
С другой стороны, в течение 5-6 лет большинство людей, которые до
революции были «ничем», стали «всем» и поднялись на вершину политической,
экономической и профессиональной аристократии. Никогда в нормальные периоды
русское общество не знало столь сильной вертикальной мобильности.
«В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного
направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности
и всеобщности. Это предположение действительно для любой страны, для
истории больших социальных организмов и для всей истории человечества».[15]
Например, в средневековых гильдиях даже самый высокий слой был доступен для
проникновения любым ученикам и подмастерьям, но с начала ХVI в.
просматривается тенденция к изоляции и кастовости. Буржуазия и так
называемый средний класс были открытыми в начале своей истории, но позднее
проявили ту же тенденцию.
Очевидно, что тенденция к социальной исключительности и прочности на
поздних этапах развития многих социальных организмов, была типичной.
Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом обществе и
между слоями должны существовать некие лифты и лестницы, то я считаю важным
показать эти каналы социальной циркуляции.
Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы
социальной мобильности. Их много, но я бы хотела рассмотреть важнейшие из
них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные
организации.
Армия играет важную роль особенно в военное время, то есть в периоды
межгосударственных и гражданских войн. Мужество и стратегический талант
солдат независимо от их социального положения высоко ценятся в такие
периоды. Война подвергает испытанию и талант простого солдата, и
способности привилегированных классов. Опасность, грозящая государству,
принуждает последнего ставить солдата в положение, отвечающее его истинным
способностям. Вместо наград их ждет повышение по службе. Крупные потери
среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких
чинов. В ходе войны эти люди повышаются в звании прежде всего при наличии
таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего
продвижения по службе.
Армия всегда играла специфическую роль «социальной лестницы»,
благодаря которой простолюдины становились генералами, принцами, монархами,
диктаторами. В то же время многие урожденные аристократы, принцы и короли
утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальные положения и даже
лишались жизни.
В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной
циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное
время.
Вторым каналом вертикальной циркуляции является церковь. Но она
выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная
значимость. «В периоды упадка или в начале существования той или иной
конфессии ее роль как канала социальной мобильности малозначима и
несущественна. В периоды наиболее интенсивного роста эта роль также
уменьшается из-за тенденции к социальной эзотеричности высших церковных
страт и из-за мощного притока знати в эти слои вследствие легкости данного
пути и для продвижения по социальной лестнице».[16] История христианской
церкви подтверждает это. Церковь переместила большое количество людей с
низов до вершин общества: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом;
папа Григорий VII – сын плотника; могущественный архиепископ Парижа Морис
Саллийский – сын крестьянина. Все они всего лишь некоторые примеры тех, кто
возвысился благодаря церковной лестнице.
Церковь одновременно была и средством нисходящего движения. Достаточно
вспомнить тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников,
разоренных и уничтоженных. Известно, что среди них было немало королей,
герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов, занимающих
высокое социальное положение.
Институты образования и воспитания во все времена были средствами
вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем
его членам, школьная система представляет собой социальный лифт, движущийся
с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные
школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет
собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания,
перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Но даже в таких
обществах некоторым индивидам из низших слоев удавалось проникнуть в этот
школьный лифт и благодаря ему возвыситься.
Например, в Китае школы были открыты для всех классов. Лучшие ученики
независимо от их социального статуса отбирались и переводились в высшие
школы, а затем в университеты; из университетов они попадали на высокие
правительственные позиции, а самые талантливые – в высшие социальные ранги.
Таким образом, китайская школа постоянно повышала людей простого
происхождения до высших рангов и препятствовала продвижению людей,
происходящих из высших слоев, которые не могли удовлетворить требованиям
школьной селекции.
Политические организации, начиная с правительства и кончая
политическими партиями, также играют роль лифта. Человек, поступивший на
должность или ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается при
помощи этого лифта, так как во многих странах существует автоматическое
продвижение лиц по службе с течением времени. Чиновник или клерк всегда
имеют шанс быстрого продвижения, если их служба оказывается более ценной.
Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги,
крестьянства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций.
Политические организации сейчас играют особенно важную роль. Многие
функции, которые раньше принадлежали церкви, правительству и другим
социальным организациям, берут на себя политические партии. Подавляющее
большинство политических лидеров, правителей, государственных деятелей,
сенаторов и прочих должностных лиц современных стран достигли своих позиций
по каналу политических партий. Особенно это относится к тем из них, кто
родился в нижнем социальном слое.
Некоторые из профессиональных организаций также играют большую роль в
вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные,
творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был
относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие
способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение
внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной
лестнице. Многие ученые, писатели, юристы , актеры, певцы, архитекторы,
скульпторы, врачи и прочие творцы простого происхождения поднялись
социально благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях
средних слоев, достигших еще больших социальных позиций. «4% наиболее
известных ученых России (академиков), достигших высокого социального
положения, вышли из крестьянской среды».[17] Здесь также нужно упомянуть
печать, особенно газеты, СМИ, как специфический вид профессиональных
институтов, как важный канал вертикальной циркуляции.
Следующим каналом являются организации по созданию материальных
ценностей. Они всегда выполняли роль канала подъема или падения в
вертикальной социальной плоскости. Уже во многих первобытных племенах
лидерами становились те, кто был богат. Накопление богатств приводило к
социальному продвижению людей. Такова была ситуация среди дописьменных
племен. Такова она и в наше время.
Одновременно с возрастанием роли денег в средневековой Европе люди
простого происхождения, но которые «делали деньги», начали подниматься по
социальной лестнице. Средний класс, и особенно процветающие
предприниматели, быстро продвигался и вытеснил аристократию по крови,
церковную и интеллектуальную элиту. Нет необходимости говорить, что в
настоящее время накопление богатств – один из самых простых и действенных
способов социального продвижения.
Среди других каналов вертикальной циркуляции можно упомянуть семью и
брак (особенно с представителем другого социального статуса). Такой брак
обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к
социальной деградации. Таким образом некоторые люди сделали себе карьеру,
другие же – разрушили ее.
В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к
«социальному падению» одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое
положение.
Помимо этих каналов, без сомнения, существует множество других, но они
менее значимы. Чем все предыдущие.
Во все периоды каждый их вышеупомянутых институтов играл в той или
иной степени важную для определенного общества и в конкретный момент
истории роль.
Изменяя свою форму и масштабы, каналы вертикальной циркуляции
существуют в любом стратифицированном обществе, и они столь же необходимы
ему, как сосуды для кровообращения человеческому организму.



Социальная стратификация и мобильность всегда были одной из главных
тем сорокинских научных изысканий. Из под его пера вышло много трудов,
посвященных этим проблемам. На сегодняшний день проблема социальной
мобильности очень актуальна, так как мы имеем возможность каждый день
наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой,
изменениями социального пространства индивида, мы каждый день сталкиваемся
с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем
свое социальное положение.
На мой взгляд, сегодня важнейшим, главенствующим каналом социальной
мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Мы живем
по принципу «у кого собственность, у того и власть», то есть с помощью
денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной
целью людей стало накопление богатства, впрочем, так было всегда. В идеале,
у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря
своему таланту и способностям. Но, к сожалению, все совершенно иначе.
Главенствующую роль заняли деньги, на сегодня они являются основным каналом
вертикальной циркуляции.
Я считаю работы Питирима Сорокина о социальной мобильности и
социальной стратификации наиболее важными за всю историю русской
социологии. Он затронул самые главные проблемы общества, которые до него
еще никто не затрагивал. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим
Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают
иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной
социологии.



Список литературы:



1. Кукушкина Е.И. «Питирим Сорокин – ученый, педагог, организатор
науки и общественный деятель»// Вестник МГУ, серия 18
«социологическая политология», 1999г., №3.
2. Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии», М., 1994г.
3. Сорокин П.А. «Система социологии», т.2, М. 1993г.
4. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М., 1992г.



-----------------------
1Кукушкина Е.И. «Питирим Сорокин – ученый, педагог, организатор науки и
общественный деятель» // Вестник МГУ, серия 18, 1999 г., №3, с.124.

2. Там же, с. 129.



1. Кукушкина Е.И. «Питирим Сорокин – ученый, педагог, организатор науки и
общественный деятель» // Вестник МГУ, серия 18, 1999 г. №3, с.137.



1. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992 г., с.298.
2. Сорокин П.А. «Система социологии», т.2, М. 1993 г., с.571.
1. Сорокин П.А. «Система социологии», т.2, М. 1993 г., с. 587.
1. Сорокин П.А. «Система социологии», т.2, М. 1993г., с. 583.
2. Там же, с.587.

1. Сорокин П.А. «Система социологии», т.2, М. 1993г., с.591.
1. Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии», М. 1994г., с.48.
1. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.377.
2. Там же, с.379.
1. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», с.379.
2. Там же, с.380.
3. Там же, с.386.
1. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», с.387.
1. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с. 394.
1. Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., с.400.





Реферат на тему: Теория социальной работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2
Глава 1.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1.1. Социальная работа – ее сущность…………………… 3
1.2. Объекты социальной работы…………………………………… 5
1.3. Субъекты социальной работы………………………………… 11

Глава 2.
Одинокие люди как объект социальной работы………….21
Заключение……………………………………………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………………………………………………
…27



ВВЕДЕНИЕ
Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно.
Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за
той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, обра-зования детей, их
отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто.
Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволен-
ность.
Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли
уверенность, надежду на лучшие переме-ны.
Но ведь кто-то должен помочь этим людям.
Важно знать: куда можно обратиться со своими проблема-ми.
Анализ проблемы социальной работы предполагает полу-чение ответа на
вопросы : Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить , что
является субъектом социа-льной работы и кто является объектом.
Вопрос формирования системы социальной помощи и под-держки в России в 90-
х годах рассматривает М.В.Фирсов 1 , а структуру и функции в обществе
рассматривается рядом авторов, ученых МГСУ2 .
1 – М.В.Фирсов. Социальная работа в России: теория,история,
общественная практика.- М.,»Союз»,1996г., с. 344-356.
2 – Теория и методика социальной работы . Учебное пособие –
М.,Союз,1994г.,ч.1,с.130-137


ГЛАВА 1

1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – ЕЕ СУЩНОСТЬ.

На протяжении уже 9 лет в Российской Федерации
динамично развивается новый вид профессиональной
деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего
образования, - социальная работа.
Авторы «Общедоступного словаря по психологии, социологии и
социальной работе», изданного в г.Барнауле1 определяют социальную работу
как «разновидность социа-льной деятельности, имеющей своей целью
оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жиз-ни
общества в процессе совместного удовлетворения пот-ребностей, поддержания
жизнеобеспечения и деятельного существования личности».
Н.С.Данакин определяет социальную работу как «содейст-вие людям в решении
их личных проблем»2.
Более конкретное определение социальной работы дано в американском
словаре: «Социальная работа – это про-фессиональный вид деятельности,
направленный на ока-зание помощи отдельному человеку, группе или общности в
решении их социальных проблем, в усилении или восста -
_______________________________________________________
1 Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе –
Барнаул,1991 – С.69
2 Теория и методика /технология/ социальной работы:
Учебная программа – Москва,1992- С.9



новлении способности социального функционирования и создание общественных
условий, способствующих дости-жению этих целей».
Интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению
сущностного содержания социальной работы, можно предположить, что оно
включает в себя три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или
группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки,
консультирования, реабилитации, патро-нажа и использования других видов
социальных услуг;
2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации ;
3/ целенаправленное влияние на формирование и реализа-цию социально
-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального
с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека,
создать систему поддержки людей.
Становление социальной работы как специального института и особой
профессии вызвано не только возрос-шими запросами населения на социальную
поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией,
обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более
опосредованными усло-виями их удовлетворения.
Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет
судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического
развития страны и благо-состояния народа. Вот почему социальная работа
сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может
оставаться в стороне.

2. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Тоталитарное государство во второй половине 80-х годов впервые публично
обнажило свои язвы, опубликовав статистические данные о масштабах и
тенденции роста таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм,
подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей,
социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность,
бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого
дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого
социализма».
А когда Россия с большим опозданием от развитых стран мира решительно
встала на путь построения рыночных отношений все негативные тенденции
прошлых лет не толь-ко углубились , но появились и новые: безработица,
детская беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в
результате военных действий и межнацио-нальных конфликтов.
Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы
являются социальные отношения, и в связи с его многогранностью в нем можно
выделить целый ряд направлений:
1. Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида
/одиночество, социальная изоля-ция/ и заканчивая различными
организационными проб-лемами / рост беженцев, бездомных/.
2. Социально- экологические проблемы – охрана окружаю-щей среды,
экологические катастрофы.
3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в
России 90% населения оказа-лось за чертой бедности.
4. Проблемы социальной стратификации. Социальное рас-слоение, неравенство в
обществе, ведущее к разде-лению общества на «высшие» и «низшие» классы,
эконо-мической эксплуатации.
5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей –
аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании,
алкоголя и т.д..
6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут
выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке
чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в
античеловеческих ценностях.
7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная
напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности,
демократии или авторитарности зависит социальная активность населе-ния.
Решение всех этих задач, стоящих перед социальной работой, достигается
разными способами, но ясно одно: то, что все вопросы сосредоточены на
людях.
Таким образом, можно сказать, что объектом социаль- ной работы , в
первую очередь, является конкретный индивид – равноправный с социальным
работником человек, его нужды и потребности, его право быть защищенным и
достойно жить.
Рассмотрим некоторые из них.


А ПЕНСИОНЕРЫ и ИНВАЛИДЫ
Демографическая ситуация последних десятилетий ха-рактеризуется
значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения.
Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной
цивили-зации привлекает внимание к положению пожилых в совре-менном мире.
Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей.
Проблемы их социаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в
современных условиях.
Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой
социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией
Российской Федерации. Однако изменение социального статуса челове-ка в
старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и
общественной деятельности, испытывание затруднений в социально-бытовой
и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные
социальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых
людей и инвалидов.
В решении этой проблемы первостепенное значение приоб-ретает
совершенствование системы социальной реабили-тации и социальной помощи
престарелым и инвалидам.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на
современном этапе является оказание социальной помощи.
Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в
виде услуг или льгот, предостав-ляемое с учетом законодательно
установленных государ-ством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в
современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание
уровня жизни за счет повышения размеров пенсий.
Одной из эффективных мер социальной реабилитации пожилых людей и
инвалидов является их трудовая занятость.
В условиях перехода к рыночным отношениям резко обострились проблемы
инвалидов, связанные с их трудоустройством. Законодательством предусмотрен
комплекс мер , направленных на решение проблем трудовой занятости
инвалидов. Среди них : развитие сети специализированных предприятий
общества инвалидов, совмещенных со службами медицинского обеспечения и
реабилитационного процесса; трудоустройство инвалидов на условиях
сокращенного рабочего дня или недели, предоставление дополнительных
перерывов в работе; расширение возможностей трудовой деятельности –
индивидуальной, по месту проживания и т.д..
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной
реабилитации инвалидов.
В связи с ухудшением важнейших социально- гигиенических и социально-
экономических показателей здоровья число инвалидов в Российской Федерации
ежегодно увеличивается на 800-900 тыс..
Введение нового понятия «инвалидности», ориентированного на оценку
состояния здоровья, ставит неотложную задачу совершенствования деятельности
медико-социальной экспертизы.
Эти учреждения должны обеспечивать разработку индивидуальных программ
реабилитации, в которых должны быть определены конкретные объемы, виды и
сроки осуществления реабилитационных мер, а также виды необходимой
социальной помощи.
Вместе с тем анализ проблем социальной реабилитации и помощи пожилым
людям и инвалидам свидетельствует о том, что темпы формирования целостной и
взаимосвязанной системы социальной защиты и социальной поддержки этих слоев
общества не обеспечивают нормальных условий жизнедеятельности и интеграции
их в общество. Необходимость увеличения расходов на социальные программы в
современных условиях резко возрастает.
Б Семья – главный объект социальной работы.
В семье , в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые
предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от
того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит
детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре
внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его
деятельности.
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в
социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей ;
военнослужащих срочной службы с детьми ;семьи с детьми-инвалидами;
многодетные семьи; с малолетними детьми в возрасте до трех лет;
студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей и
т.д..
За последние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в
материальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди
многодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условно
разделить на экономические и социальные. Экономические – такие как потеря
работы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда-
являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются
такие как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих
супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень,
бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой
семье, часто неуравновешен, психологически подавлен . Очень часто дети
именно из таких семей – трудные дети , из их числа рекрутируются юные
правонарушители.
Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и
воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда
они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов
власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать
помощь семьям.
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и
многие другие проблемы – все это заботы социальной работы.
Задача социальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и
взаимопомощи.



1.3.СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
А/Главный субъект социальной работы – государство с его органами
исполнительной власти как местного, так и регионального уровня.
Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные
интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией.
Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации:
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда ,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных
служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты».1
Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению
ситуации, известны.
В начале 90-х годов начала развиваться система нестационарного
социального обслуживания. К организации нового вида деятельности –
социальной работы и созданию сети учреждений подтолкнули экономический
кризис и рост социальных проблем в обществе.
В 1994 году Правительством Российской Федерации провозглашаются
основные направления деятельности в области социальной политики.
1 – Конституция РФ, ст.7 – М.,Юридическая литература,1996г.,с.6

Среди мер в области поддержки и защиты нетрудоспособных и
малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного
обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские
товары/, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным ,
инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.
В 1995 году выходит целый пакет Федеральных Законов :
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/май/,»Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»/апрель/,
Федеральный Закон «О ветеранах» /декабрь/, Федеральный закон «Об
улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих,
погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в
РСФСР»/май/, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» /май/. Они стали основой законодательной базы в сфере
социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской
Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень гарантированных
государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого
возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями
социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-
бытовые, санитарно-гигиенические, социально-медицинские,
консультативные, социально-патронажные на дому и др.
Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами
обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной
категории нуждающихся.
С принятием концепции развития социального обслужи-вания населения в
Российской Федерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход
от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты,
принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота
государства, «включающая как устранение причин, препятствующих
человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосос-
тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную
жизненную ситуацию».
Б/ Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты
населения в г.Москве.

В системе государственного управления особое место занимают проблемы
местных органов власти, органов местного саморегулирования. Главной же
задачей местных органов власти является проведение постоянной , плано-
мерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности
населения, реализации его интеллек-туального , творческого потенциала и
обеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.
Появившиеся взгляды на уменьшение роли государственного влияния на
социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны.
Но с другой стороны, жизнь доказала необходимость повышения
самостоятельности региональных и местных органов исполнительной власти в
вопросах социальной защиты населения.
Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром
возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные
программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.
Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти
представляет оценка населением эффективности работы государственных и
муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня
жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-
экономических и политических условиях в значительной мере определяются
эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций,
непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг.
Только 5,3% населения довольны работой магазинов, 3%- работой городского
транспорта, качеством воспитания и обучения детей в школе – 3,7%.
Учитывая мнение населения префектурой внесены значительные коррективы в
Программу социальной защиты населения, реализуемую за счет внебюджетных
источников.
Таким образом, функционирование системы социальной защиты населения,
которое происходит в условиях нарастания социально-экономических проблем в
обществе, все более переносится на региональный и муниципальный уровень.
В/ Специалист по социальной работе как субъект.
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого
века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых
войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость
стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой статуса самостоятельной профессии
произошло не сразу. Еще в 1915 году американец Флекснер высказал мнение,
что социальная работа не может квалифицироваться как профессия, потому что
она не имеет предмета научного познания1.
Однако по мере расширения в мире практики и методов подготовки социальных
работников, число сторонников признания социальной работы как новой
профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/ обосновал такой подход тем, что социальная
работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста,
психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше
выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик,
определяющих социальную работу как профессию:
вера в государственные услуги общества, саморегулирование, профессиональная
автономия и специализированная база знаний.
Социальные работники отличаются прежде всего своим когнитивным опытом,
стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех из них, которые ведут индивидуальную
социальную работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими
пациентами.
Эти и люди работают, руководствуясь научными принципами /
специализированное умение, техника работы/.
1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51


Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном
справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями:
выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-
медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной
помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья;
устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в
т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и
социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных
государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию
необходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-
педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,
воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным
поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в
опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной
помощи и многое другое.
Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко
возросли из-за изменений , происходящих в семье, демографических процессах.
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях и
пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед социальными работниками новые задачи,
усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в
проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной
подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия… это –
судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем……»
Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают
суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к
своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.
Г/ Роль общественных и благотворительных организаций как субъектов
социальной работы.
Поначалу благотворительная и общественная деятельность в нашей стране
проходила в условиях правового вакуума.
Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году
закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
был принят Государственной Думой.
Значение закона – в признании государством эти организаций как особо
социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества
проблем.
Наиболее многочисленны среди российских общественных организаций
объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями,
родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены
какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того эти
организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся
граждан.
Переход от исключительно государственной системы социальной защиты к
смешанной, включающей общественную и частную благотворительность, может и
должен гаранти-ровать подлинную защиту граждан.
Д/Специалист по социальной работе как субъект.
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого
века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых
войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость
стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой статуса самостоятельной профессии
произошло не сразу. Еще в 1915 году американец Флекснер высказал мнение,
что социальная работа не может квалифицироваться как профессия, потому что
она не имеет предмета научного познания1.
Однако по мере расширения в мире практики и методов подготовки социальных
работников, число сторонников признания социальной работы как новой
профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/ обосновал такой подход тем, что социальная
работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста,
психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше
выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик,
определяющих социальную работу как профессию:
1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51



вера в государственные услуги общества, саморегулирование, профессиональная
автономия и специализированная база знаний.
Социальные работники отличаются прежде всего своим когнитивным опытом,
стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех из них, которые ведут индивидуальную
социальную работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими
пациентами.
Эти и люди работают, руководствуясь научными принципами /
специализированное умение, техника работы/.
Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном
справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями:
выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-
медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной
помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья;
устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в
т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и
социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных
государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию
необходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-
педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,
воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным
поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в
опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной
помощи и многое другое.
Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко
возросли из-за изменений , происходящих в семье, демографических процессах.
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях и
пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед социальными работниками новые задачи,
усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в
проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной
подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия… это –
судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем……»
Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают
суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к
своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.

И все же, учитывая объектно- субъектный характер социальной работы,
важнейшим субъектом является человек, который при квалифицированной помощи
социального работника , может найти в себе внутренние потенциалы для помощи
самому себе.


ГЛАВА 2

ОДИНОКИЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается
значительное увеличение численности одиноких пожилых людей. Это вытекает из
увеличения численности пожилых людей вообще. Тенденция к росту численности
престарелых требует коренного изменения социальной политики в отношении
этой, наиболее социально- незащищенной категории общества, освоения новых
технологий социальной работы с ними.
Народонаселение планеты стареет. Причем довольно быстрыми, вызывающими
тревогу темпами. Если в 1950 году 60- летнюю границу перешагнули 200
миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то год 2001-й встретит каждый
десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2 млрд. человек.
В России, согласно переписи 1989 года, 10126 тысяч – люди одинокие.
Одинокие люди являются важнейшим объектом социальной работы.
Уже говорилось о негативных последствиях социальных, экономических
изменений в период рыночных отношений для личности. Характерным
проявлением этих последствий становится одиночество человека, которое
охватывает все большую часть населения. Конечно, одиночество, в известной
мере, естественное чувство. Но когда оно затягивается, начинается переход
от этой меры к чему-то неестественному, болезненному , всегда встает вопрос
о необходимости лечения такого одиночества.
Социальный работник должен хорошо ориентироваться в методиках терапии
одиночества для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае
выбрать наиболее оптимальную модель, которая будет способствовать
практическому результату. Терапия одиночества должна удовлетворять трем
принципам: 1/ изучение индивида в среде; 2/ понимание психосоциального
становления личности как пожизненного процесса; 3/ учет социокуль-турных
факторов формирования индивида.

Профилактика одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин
ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно
знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение.
Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают нашу
сегодняшнюю разобщенность.
Фактор «личной автономии».
Цивилизация , к которой мы принадлежим, формирует у каждого
представление о его собственном «Я» как о чем-то отдельном и
самодостаточном. В какие-то периоды жизни мы начинаем более остро
чувствовать кровную и духовную связь с предками.
Фактор урбанизации – распадается на несколько моментов. Возьмем два из
них. Первый- повышение уровня благосостояния людей. Пожилые люди иногда по-
доброму вспоминают эпоху коммунальных квартир. Забываются трудности, зато
помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки… Второй момент –
избыточность принудительных контактов, неизбежных в больших городах.
Горожанин в изнурительной спешке устает от мелькающих «объектов» и сам
интерес к человечеству у него начинает падать. А ведь утратив интерес к
другим, мы делаемся равнодушными и к себе.
Фактор массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации /радио,телевидение/ представляют
возможность получать почти всю значимую информацию, не покидая собственной
квартиры. Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального
собеседника. И некоторые считают , что этого вполне достаточно, но в
действительности для полноценного общения, мы думаем, требуется
периодическое обновление круга собеседников.
Фактор «информационного взрыва».
Сегодняшний переизбыток информации делает каждого из нас в какой-то
области некомпетентными, даже люди одной профессии специализированы столь
узко, что подчас не могут нас ни подменить, ни даже понять друг друга.
Так как же вернуть людей к полноценному общению?
Среди мер, противостоящих «факторам разобщения» , свое место найдут,
очевидно, и специально психологи-ческие методы работы с людьми.
Чтобы справиться с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо
поставленная, разветвленная психологи-ческая служба. Она должна защитить
пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и
информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель-
вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в
исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в
атмосфере духовности.
Общение- неотъемлемая часть практически каждого из видов
профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий,
представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с
людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры,
образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д..
Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к
собеседнику,заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в
свои силы.
Необходимо отметить , что рассматривая общение как средство от
одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть
универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных,
образовательных и других факторов.
Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России,
получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков
обучаются люди, страдающие от одиночества.
Следующим фактором профилактики одиночества является удовлетворение
потребности человека в уедине-нии. Уединении не прекращает общения, но лишь
концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах
общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл
классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между
уединением и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их
нельзя.
Социальные работники оперируют системным , социологическим подходом к
рассматриваемой проблеме.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит
благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения,
особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную
атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям.
Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие
факторов, ведущих к одиночеству ,этому должно соответствовать и
многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять
в изменении ситуации, а не личности человека.
Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более
целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах
различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом
районе необходимо регулярно проводить социологи-ческие исследования
проблем. Для систематизации инфор-мации создать единый банк данных по
району.
Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания
и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две
задачи – изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и
внедрение новых форм и методов обслуживания.
Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить
материально- техническую базу социальных служб.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Конституция Российской Федерации –М.,Юридическая
литература,1996г.
1. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ
« О социальном обслуживании

Новинки рефератов ::

Реферат: И.Е. Репин в истории русской живописи (Культурология)


Реферат: Норма права. Понятие, структура, виды (Государство и право)


Реферат: Нигерия (География)


Реферат: Разработка управленческих решений (Менеджмент)


Реферат: Культура России 19 века (Культурология)


Реферат: Следящие системы (Коммуникации и связь)


Реферат: Договор морской перевозки грузов (Международное частное право)


Реферат: Социология и ее изучение в высшей школе (Социология)


Реферат: Теорема Безу (Математика)


Реферат: Бизнес-план АТС (Менеджмент)


Реферат: Австралия и Океания (География)


Реферат: Учет оплаты труда и расчетов с персоналом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Политическая история Полоцкого княжества 12 века (История)


Реферат: Конфликт и стратегия поведения (Психология)


Реферат: В.С. Пикуль (Литература : русская)


Реферат: Новейшая история Китая (История)


Реферат: Промышленность Симбирской губернии в 19 веке (История)


Реферат: Авиационная промышленность Республики Татарстан (Транспорт)


Реферат: Антикризисное управление в банке (Банковское дело)


Реферат: Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъективизации производственной деятельности. Б.ДОРЕ (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист