GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Что есть истина? (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Что есть истина? (Философия)



Архангельский Государственный Технический Университет



Кафедра Философии



Реферат на тему:


Что есть истина?



Выполнил студент МФ-2-7

Ганьков Г. Н.
Проверил преподаватель:
Козлов М. И.



Архангельск 2000



План.

1. Красота и ценность истины.
2. Истина, заблуждение и ложь.
3. Относительная и абсолютная истина.
4. Конкретность истины.
5. О критериях истинного знания.



1. Красота и ценность истины.

Извечна гармония истины и красоты. В глубокой древности египетские
мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным
камнем, называющуюся истиной. Неувядаемая красота, гармония и благородство
Парфенона – древнегреческого храма богини мудрости Афины Паллады
символизируют могущество мудрости и непобедимость истины. В мифологическом
образе истина – прекрасная гордая и благородная женщина; иногда это богиня
любви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями – вечным символом
мира.
Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно
Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину
так, говорил Л. Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую
истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.
Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий
нравственно-эстетический смысл. Когда, например, Ф. М. Достоевский
утверждал, что красота спасет мир, то он, конечно, был далек от каких бы
то ни было религиозно-мистических мотивов (в чем его порой обвиняют), но
говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо
утилитарный, прагматический смысл. Действительная истина не может быть
ущербной. Простая полезность ее не может служить нравственному возвышению
человечества.
Духом бескорыстного искания истины полна история цивилизации. Для
подвижников науки, искусства искание истины всегда составляло и составляет
смысл всей жизни. Память о них хранят благородные потомки. История помнит
искателей истины, рисковавших ради нее репутацией, подвергавшихся травле,
обвинявшихся в шарлатанстве, умиравших нищими. Такова судьба многих
новаторов, пионеров науки. Верно сказано – не может быть апостолом истины
тот, кто не имеет смелости быть ее мучеником.
Истина – величайшая социальная и личная ценность. Она ускоренна в
жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-
психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее
только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной
справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание
правды и защита интересов народов составляли смысл существования, кто
сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к
счастью и прогрессу.

2. Истина, заблуждение и ложь.

Обычно истину определяют как соответствия знанию объекту. Истина –
это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его
чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нем и
характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина
существует не как объективная, духовная реальность в ее информационном и
ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.
Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта
познания.
Знание есть отражение и существует в виде чувственного или
понятийного образца – вплоть до теории как целостной системы. Известно,
что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и
прошлого, запечатленного в каких-то средах, несущих информацию. А будущее
– может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценить как истинную
идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли, ориентированной на
будущее? Видимо, нет. Разумеется замысел строится на знании прошлого и
настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можно ли
сказать о самом замысле, что он истинен? Или здесь скорее адекватны такие
понятия, как целесообразное, реализуемое, полезное – общественно полезное
или полезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности?
Замысел оценивается не в терминах истинности или ложности, а в целях
целесообразности и реализуемости.
Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта
познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть
сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание
чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий,
учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике его развития.
То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее
развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим
изменением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать
свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы
познание с самого своего возникновения не было бы истинным отражением
действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать
окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования
человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого
положения.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения. Процесс познания – негладкий путь. По словам Д. И. Писарева,
для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто
человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.
История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за
истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой
нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.
Заблуждение – это содержание сознания не соответствующее реальности,
но принимаемое за истинное. Так, например, в религиозном сознании вымысел
принимается за реальность. История познавательной деятельности
человечества показывает, что и заблуждения отражают, – правда,
односторонне – объективную действительность, имеют реальный источник,
«земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно
ничего не отражающего – пусть и очень опосредствованно или даже предельно
извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да,
истинны, но лишь отдаленно – они взяты из жизни и преобразованы силой
фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные
силой воображения причудливые узоры. В целом же такие образы не есть нечто
истинное.
Бытует мнение, будто заблуждения – досадные случайности. Однако они
неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за
дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной
практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум,
устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения,
обусловленные как и его исторической ограниченностью, так и претензиями,
превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и
относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем,
стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В
научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых
выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с
геоцентрической теорией Птолемея или с трактовкой Ньютоном пространства и
времени.
Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и
социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно –
психологического феномена. Ложь – это искажение действительного состояния
дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как
измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что
было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление.
Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения
различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений,
дискуссий, так же невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок
занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике
ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов,
суждений, оценок. Как утверждал Галилей, избегнуть ошибок при наблюдении
просто невозможно.
Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как
на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек
стремится все вперед и вперед, говорил Гете, он блуждает. Заблуждения в
науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.
Сказанное верно в основном по отношению к естественнонаучному
познанию. Несколько иначе, и гораздо сложнее, обстоит дело в социальном
познании. Особенно показательна в этом отношении такая наука, как история,
которая в силу недоступности, неповторимости своего предмета – прошлого,
зависимости исследователя от доступности источников, их полноты,
достоверности и др., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой
господствующих классов, более всего склонна к искажениям истины, к
заблуждениям и ошибкам субъективного плана. На этом основании она не раз
подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки.
Особенно подвержена «ошибкам» история в руках антинародной власти,
принуждающей ученых сознательно отказываться от истины в пользу интересов
власть имущих. Хотя каждый «летописец» несет моральную ответственность
перед обществом за достоверность фактов, однако хорошо известно, что ни в
одной области знания нет такой их фальсификации, как в области
общественной. Д. И. Писарев писал, что в истории было много услужливых
медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящего человечества
увесистыми булыжниками. Люди нередко молчали об опасной правде и говорили
выгодную ложь. Что только они ни делали в угоду своим интересам, страстям,
порокам, тайным замыслам: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали
документы и т. д. Поэтому в социальном познании к фактам требуется особо
тщательный подход, их критический анализ. При изучении общественных
явлений необходимо брать не отдельные факты, а относящуюся к
рассматриваемому вопросу всю их совокупность. Иначе неизбежно возникает
подозрение, и вполне законное, в том, что факты выбраны или подобраны
произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости
исторических явлений в их целом преподносится, как говорил В. И. Ленин,
субъективная стряпня для оправдания, быть может, грязного дела. Анализ
фактов необходимо доводить до раскрытия истины и объективных причин,
обусловивших то или иное социальное событие. Поэтому заведомо ложные
«исследования» должны подвергаться этически ориентированному контролю со
стороны общества.
Подлинный человек науки должен иметь смелость высказать истину и
спорные положения, если он не сомневается в их достоверности,
безотносительно к давлению вненаучных факторов. Время реабилитирует перед
судом научной мысли любое учение, если оно истинно.
Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат
познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной
монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде
спрятана в карман». Но система научных знаний, да и житейский опыт – не
склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы
движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного,
приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути
вещей. Нельзя «представлять себе истину в виде мертвого покоя, в виде
простой картины (образа)… без стремления, без движения…». Однако истина
отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и
результата.
Истина вторична. И в этом смысле она – «дитя эпохи». Понятие
конечной или неизменной истины – всего лишь призрак. Любой объект познания
неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан
бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Считалось, к
примеру, что химический состав, свойства и состояние воды изучены
досконально. Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с
неведомыми ранее свойствами. Каждая ступень познания ограничена уровнем
развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики,
а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых
обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной
степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые
достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний
заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому
относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не
исчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях,
которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть
ограниченно верное знание о чем-либо.
Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед – это открытие и
новой тайны, и новых горизонтов незнания. Это процесс уходящий в
бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию
абсолютной истины, пытаясь максимально сузить «сферу влияния»
относительного в содержании научного знания. Однако даже постоянное
расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может
полностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует
впадать в крайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое
научное положение – всего лишь гипотеза. Получается, что научное знание
представляет собой всего лишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок,
лишенных устойчивой опоры достоверности.
Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что
имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание
абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля
Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных
фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех
областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так,
судья не имеет право рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление,
либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать
человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления.
Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее
лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные
данные о заболевании человека. К абсолютным истинам относятся достоверно
установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т. п.
Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и
достоверностью, не встречают более доказательных возражений. Иными
словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении – в
смысле завершенности охвата, совпадения и сущности и всех форм ее
проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается
из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг солнца»
и т. п. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не
опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно
подтверждается жизнью.
Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее,
предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми
уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в
виде ряда последовательных приближений к истине, каждое из которых точнее,
чем предыдущее.
Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине:
поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное.
И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно - относительна.
В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно
возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного.
Например, каждая последующая научная теория является по сравнению с
предшествующей более полной и глубоким знанием. Но новые научные истины
вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественников, а
дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и
глубоких истин. Прежняя теория истолковывается в составе новой как её
частный случай.
Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в ещё
большей мере – истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично
реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением
абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности ещё непознанного, об
относительности нашего знания.


3. Конкретность истины.

Конкретность истины – один из основных принципов диалектического
подхода к познанию – предполагает точный учет всех условий, в которых
находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное
на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных,
существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность
тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия
места, времени и т. д., в которых они сформулированы. Суждение, верно
отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому
же объекту в иных обстоятельствах. Верное отражение одного из моментов
реальности может стать своей противоположностью – заблуждением, если не
учитывать определенных условий места, времени в роли отражаемого в составе
целого. Например, отдельный орган невозможно осмыслить вне целого
организма, человека – вне общества. Суждение «вода кипит при 100 градусах
по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет об обычной воде и
нормальном давлении. Это положение утратит истинность, если взять так
называемую тяжелую воду и изменить давление.
Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивидуальными
способностями, имеет свой уникальный «контекст жизни». В силу этого наряду
с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной
истины, истина всегда конкретна. Истинны ли, к примеру, принципы
классической механики? Да, истинны применительно к макротелам и
сравнительно небольшим скоростям движения. За этими пределами они
перестают быть истинными. «…Всякую истину, если её сделать «чрезмерной» …
если её преувеличить, если её распространить за пределы её действительной
применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при
указанных условиях, превращается в абсурд» - В. И. Ленин.
Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими
формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий,
что никак несовместимо с догматизмом. Особенную важность конкретно
исторический подход приобретает при анализе процесса общественного
развития, поскольку последний совершается неравномерно и к тому же имеет
свою специфику в различных странах.

4. О критериях истинного знания.

Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для
отличения истины от заблуждения и ошибок?
Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины
ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего
разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример
такой истины – «квадрат имеет четыре стороны». Подобного рода истины –
результат «естественного света разума». Как свет обнаруживает себя самого
и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой и заблуждения.
Такое понимание критерия истинности полно глубокомыслия. Оно
опирается на веру в силу логики нашего мышления, достоверность восприятия
им реальности. На этом во многом построен наш опыт. Это сильная позиция в
борьбе против всякого рода блужданий разума в потемках вымышленного.
Очевидность ощущаемого и мысленного играет не последнюю роль в
установлении истины, но не может, однако, служить единственным её
критерием.
Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и
ясными истины. Вроде бы что может быть более ясным и очевидным, чем
неподвижность Земли! И тысячелетиями человечество нисколько не сомневалось
в этой «непреложной истине». Ясность и очевидность – субъективные
состояния сознания, заслужившие всяческого уважения за свою огромную
жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более
«прочное».
Несомненно, что психологически важны не только ясность и очевидность
мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность
не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли
способно роковым образом ввести в заблуждение. Так, Джемс описал, как в
результате воздействия веселящего газа некий человек уверился, что он
знает «тайну Вселенной». Когда действие газа прекращалось, он, помня, что
«знает» эту тайну, не мог сказать, в чем именно она заключается. И вот
наконец ему удалось зафиксировать на бумаге эту важную информацию до
прекращения действия газа. Очнувшись от дурмана, он с удивлением прочел:
«Повсюду пахнет нефтью».
Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то,
что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой
резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это
само может служить важной гарантией против заблуждения.
Однако ещё Демокрит заметил, что вопрос об истинности не разрешается
большинством голосов. Из истории науки мы знаем, что первооткрыватели, как
правило, отстаивая свою истину, оставались в одиночестве. Вспомним хотя бы
Коперника: он один был прав, тогда как остальные пребывали в заблуждении
относительно вращения Земли вокруг Солнца. Смешно было ставить на
голосование в научном сообществе вопрос об истинности или ложности того
или иного утверждения.
Существует в некоторых философских системах такой критерий истины,
как принцип прагматизма, определяющий значение истины её практической
полезностью. Истинные идеи – это те, которые успешно «работают». «Истиной
прагматизм признает то, - и это единственный его критерий истины – что
лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к
каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, -
причем ничего не должно быть опущено. Ели религиозные идеи выполняют эти
условия, если, в частности, окажется, что понятие о боге удовлетворяет им,
то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие…» - В. Джемс.
То есть, исходя из понимания истины как практически полезного, прагматизм
даже бога выводит «для практики».
Критерий истины не найти в мышлении самом по себе, нет его и в
действительности, взятой вне субъекта. Критерий истины заключается в
практике. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной
истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике
должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь,
посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или
недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто
схоластический вопрос» - К. Маркс.
Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое
положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо
ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается
термином «реализуемость». Посредством реализации идеи в практическом
действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя
тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В
знании истина то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, то есть
результативно осуществлено в практике.
В качестве критерия истины практика «работает» не только в своей
чувственной «наготе» – как предметная физическая деятельность, в частности
в эксперименте. Она выступает и в опосредствованной форме – как логика,
закалившаяся в горниле практике. Можно сказать, что логика – это
опосредствованная практика. Степень совершенства человеческого мышления
определяется мерой соответствия и его содержания содержанию объективной
реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в
логике практических действий и всей системе духовной культуры. Реальный
процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении
отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли
при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией
не только её правильности, но и истинности. В этом заключена великая
познавательная сила логического мышления. Последним же основанием
достоверности нашего знания является возможность на его базе практического
созидания.
Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить
или опровергнуть какое бы то ни было представление знания. «Атом неделим»
- истина это или заблуждение? В течение многих веков это считалось
истиной, и практика подтверждала это. С точки зрения, например, античной
практики (и даже вплоть до конца 19 в.) атом действительно был неделим,
так же как в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока
остаются неделимыми. Таков уровень современной практики. Практика –
«хитрая» особа: она не только подтверждает истину и разоблачает
заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за
пределами её исторически ограниченных возможностей. Однако сама практика
постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе
развития именно научного познания. Практика многогранна – от эмпирического
жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. Одно дело практика
первобытного человека, добывавшего огонь трением, другое – средневековых
алхимиков, искавших способ превращения различных металлов в золото.
Современные физические эксперименты с помощью приборов огромной
разрешающей способности, расчет на ЭВМ – это тоже практика. В процессе
развития истинного знания, увеличение его объема наука и практика все
больше выступает в нераздельном единстве.
Данное положение становится закономерностью не только в области
естественнонаучного познания, но так же и социального, особенно на
современном этапе развития общества, когда в общественно-исторической
практике людей все большая доля принадлежит субъективному, человеческому
факторам. Развитие социально-исторического процесса, организация
общественной практики все более и более осуществляется на основе научного
познания социальных закономерностей.



Список литературы.

1. Спиркин А. Г. Основы философии: учебное пособие для вузов.
2. «Краткий словарь по философии» – М 1979.
3. Радугина А. О. Философия. М. Владос, 1995







Реферат на тему: Что есть философия



Реферат

Что есть философия



Выполнила:



Новосибирск
1999
“Философия есть эпоха,
схваченная мыслью”. Г.Гегель.
Философия – это общая теория
мира и существования человека в нем.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных
сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия)
и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда
находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает
тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества.
Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более
2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней
культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной
Греции. Этот период в истории человеческой цивилизации Карл Ясперс назвал
“осевым временем”, в которое зародились философские учения и некоторые из
этих учений стали впоследствии религиями.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть
“любовь к софии”, что часто и весьма не точно переводят как “любовь к
мудрости”. В действительности древнегреческое понятие “софия” значительно
более емкое и сложное, чем просто “мудрость”. Если бы в представлении
Платона, закрепившего в европейской терминологии слово “философия”, философ
был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно
это слово “философ”, говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на
слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не
благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое
“великое и приличествующее лишь божеству” объективное качество разумно
устроенного и гармоничного мира.
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин,
а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека,
который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю
психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой
формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу,
тождественна всей культуре того времени. Но к ХХ веку, веку не бывалой
дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке,
у философии уже не осталось “своей земли”. Она потеряла свою былую
магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой
противопоставляется другая крайность, то есть позиция согласно которой
философия не только не “окончилась”, но, наоборот, почти так же, как в
античности, приобрела синтетическую функцию. Философия впервые в истории
осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую
религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала
влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия
получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только
общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической
жизни. Если мы не будем открыто признавать эту руководящую роль
философского мышления, если мы согласимся, что некогда царственное здание
философского знания по кирпичику распалось в пользу частных наук, то мы тем
самым лишимся единства нашего духовного мира, которое одно только способно
поддерживать нас в наших практических действиях.
Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в
сравнении ее с мифологическим постижением действительности. Мифология –
мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из
стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о
возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии
заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир.
Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и
являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального
бытия в сознании человека родового общества. Основные черты мифологического
мировоззрения сводятся к следующему:
1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих
коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь
окружающий мир.
2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой
деятельности.
3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно
оперирует образами, но не понятиями.
4. Авторитарность, т. е. обоснование происходящего через авторитет.
Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном
отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании
субъектом самого себя как активного деятеля.
Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого
мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех
сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую
устойчивость во всех изменениях.
Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм,
идеальных стандартов таких типов. И. Кант предложил несколько основных
философских вопросов, в своей совокупности составляющих предмет
философского знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3)
что я должен делать? 4) что такое человек? Причем четвертый вопрос Кант
считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Для
Канта, человек - это существо, способное к познанию, вере в Бога и
нравственному поведению. Загадка здесь в том, что эти способности исключают
друг друга, и поэтому необходимо выяснить, каким образом эти конфликтующие
способности соединяются в человеческом сознании, какова их иерархия?
Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое
распространение. Эти вопросы таковы. Базовый вопрос - “как соотносятся
мышление и материя?” – разделяется на два относительно самостоятельных:
“что первично – материя или сознание?” и “как соотносится познающее
мышление к миру вне нас?”. Принято считать, что эти вопросы суть выражение
на языке философии наиважнейших для человека проблем: “как соотносятся душа
и тело?”, “есть ли жизнь после смерти?”, “возможно ли совпадение целей и
результатов человеческой деятельности?”
Философия, как тип духовной деятельности существует, как уже сказано,
около трех тысячелетий. И во все времена не было недостатка в людях,
отрицавших ее общественную значимость. Обвиняли философов по разному, но
суть обвинений была неизменна: они не приносят прямой пользы обществу.
Отчасти такие обвинения следует признать справедливыми. “Потребляет”
философское знание сравнительно малый круг людей, обладающих высоким
образованием и причастных к принятию решений. Иными словами, философия
обращается к интеллектуальной и политической элите. Или, как ядовито сказал
Вольтер: “Философия – это не для сапожников”.
Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и
опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия
глобальных, стратегических решений, определяющих направленность
человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии –
исследование предельных оснований человеческой деятельности. “Предельными
основаниями” обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их
носителями, но тем не менее обуславливающие их сознание. “Предельные
основания” определяют стратегию деятельности, иначе говоря, “смысл жизни”.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания
предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли,
какую она играет в жизнедеятельности общества и личности. К числу основных
функций философии относятся: методологическая, гносеологическая,
мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная,
практически-деятельная. Рассмотрим подробнее методологическую и
мировоззренческую функции.
Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что
философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре
общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как
осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы
действительности, представляет собой отражение именно этой определенной
стороны человеческого бытия. Философия же, рассматривая в самой обобщенной
форме отношение человека к миру и к самому себе, рассматривает не отдельные
сферы бытия человека как таковые, а их взаимосвязь через призму раскрытия
природы и сущности мира, природы и сущности человека и их взаимосвязи.
Поэтому основные положения философии являются общезначимыми, имеют
методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в
процессе осознания человеком своего отношения ко всем сферам
действительности и к самому себе.
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих
принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер
отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической
деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме
представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их
бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных
философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем
не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению
специфики именно философского осмысления действительности и места в ней
человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех
форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности
человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет
общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность
познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что
отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и
сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания
человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры
мира и состояния, в котором он находится.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она,
вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и
возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на
формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей
и смысла жизни.
Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его
характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на
его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда
базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе
знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к
объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта.
Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на
этимологию слова – и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.
Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его
содержания, представляющего собой результат отражения действительности в
сознании людей, но и с точки зрения взаимосвязи знания о мире и о человеке
с социальным субъектом, с основанным на этом знании его отношения к
действительности. При таком подходе на первый план выдвигается значение
знания для жизнедеятельности человека. Поэтому под мировоззрением следует
понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту
систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение
присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений,
определяющего характер отношения человека к миру и к себе, сознания целей и
смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно-
практического освоения мира.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям
науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее
изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или
иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и
мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с
наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к
логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая
единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию
с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному
знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто
легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для
многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так
чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным
знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы
гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе
ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?
Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом
существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое
время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых
занята исследованием своей области явлений, он определил философию как
учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее
теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями
частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания
“госпожой наук”, считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей
против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное
для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин
по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение
многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов
титулами “королева наук” и “наука наук”.
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей
науки. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или
казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и
нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных
наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности
всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной
и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний,
зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности
философии. В это время возникло и приобрело влияние философское
течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности
философии, ее научность, одним словом развенчивающее “королеву наук” в
“служанки”. В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это
суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не
сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки
познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.
Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей
посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы,
будоражившие умы в течение столетий.
Ко всему прочему отличием философского знания от других является
то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие,
какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-
философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные
функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,
интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих
закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о
которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского
разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования
гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез
о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными
методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская
мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,
формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания.
Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики,
она создает философские “эскизы” тех или иных природных или общественных
реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При
этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых,
логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет
функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения
познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной
степенью изученности тех или иных явлений, наличием “белых пятен”
познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел
предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.
Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в
общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих
закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не
вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный
мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы
познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,
осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и
формируются в сфере философии.
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть
много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя
однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.
Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая
себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический
потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Бертран
Рассел по этому поводу сказал, что все точные знания принадлежат науке, все
догматы по неточным знаниям – религии, а между ними - “ничья земля”,
подвергаемая атакам со всех сторон. Это и есть философия.
Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен
однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между
философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с
одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не
ставится и непроходимой преграды.
Также нельзя жестко разграничивать и эстетическую и моральную
ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры.
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический интерес
при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но
не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и
многомерное явление общественной жизни. Философия стремиться ответить на
вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом
процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют
самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной
жизни.
Термин культура весьма многозначен. В специальной и художественной
литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной
жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и
воспитанности человека, в отличие от необразованности и невоспитанности.
Для эстетики культура – это многочисленные произведения профессионального
искусства и народного творчества. Впервые этот термин был применен римским
оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное
воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть
“культура ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем
В каждой исторической эпохе существовала своя трактовка культуры.
Например, в средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным
совершенствованием человека. Культура – это богоподобие человека,
самопознание, его служение богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под
культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому
идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и
деятельный.
В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего
высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его
идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми
и народами. Зло есть то, что разрушает мировую гармонию. Напротив, Добро –
это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное
предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В
русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во
всех ее проявлениях – образ жизни и традиции, формы экономической жизни. В
культуре России очень большую роль играет духовное начало, культ добра и
справедливости. Россия находится на пересечении двух потоков мировой
истории и культуры – Востока и Запада. Именно поэтому она “обречена” на
диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного
обогащения благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны
культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности
культуры с позиции философии.
Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”,
“уход”, “обработка”, “почитание” и т.п. В основе культуры лежит
деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта
деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и
следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только
живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также
отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший
социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу
новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и
способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в
себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);
предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между
людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это все,
созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это “вторая
природа”, существующая наряду с обычной природой. В свой реальности она
представляет собой комплекс достижений человечества.
С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-
первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника,
жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.
Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и
методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное
сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть
и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов
(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести
политическую культуру как единство политического сознания и политической
деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства,
каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов,
нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л.
Франка, культура – это “осадок духовной жизни человечества”.
В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая
сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На
протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было
православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило
огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном
искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и
государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль,
на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее
функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая
позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в
первую очередь наука и иные формы познания – мифы, искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целям
преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция
символизирует выделенность человека из остального животного мира и
возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что культура есть “вместилище”
ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека – идей,
идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие
ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и
других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в
формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных
поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям
общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с
точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой
культуры.
Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие
цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. Но, хотя
эти понятия в чем-то близки, такое применение неверно. Цивилизация – это
определенная крупная эпоха в истории человечества, ступень в развитии
человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание конкретной
исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных
ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.
В аспекте культуры также нужно сказать о взаимодействии философии и
религии. Сегодня вопросы религии, ее места в современном обществе, ее роли
в нем, ее поразительной “живучести” привлекают всеобщее внимание и
заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Культура и религия –
исторически обусловленные социальные явления. Можно сказать, что религия
имеет какие-то очень глубокие корни и не является “заблуждением”, с которым
легко может справиться наука. Религия тесно связана с внелогичной формой
сознания, она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако
религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее задач на много
шире. Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это
знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах – одной, где
решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства,
сострадание, любовь к ближнему. У гармонично развитых людей оба источника
знания – и логического, и внелогического – находятся в известном равновесии
и определяют поведение. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в
фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное
восприятие его.
Религия, как и философия, является одной из форм общественного
сознания. Религиозное сознание представляет собой “компенсатор” социальной
слабости человека. Оно характеризуется верой в сверхъестественное и
мышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознании
является Бог как якобы Творец и Спаситель мира и человека. Отражение мира в
данной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий и
верований, чувств и побуждений, культовых действий.
Философское же сознание доступно, как правило, лишь наиболее
образованной части общества. Оно включает в себя не только точные знания,
но и мудрость человека как обобщение его жизненного опыта. В отличие от
точных наук, философии всегда присуще личностное отношение к явлениям
общественной жизни. Ни одна из наук не исследует сложнейшие
мировоззренческие вопросы о смысле жизни человека, о его смерти и
бессмертии, о призвании человека в обществе. Для философии же все это есть
одна из важнейших ее задач.
Кратко говоря, философия развивает у человека способность к
теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. В этом
смысле, как заметил Г. Гегель, “для добывания хлеба насущного нет средства
хуже, чем философия”. Она есть прежде всего искусство мышления, призванное
помочь человеку обрести мудрость, или “добрый разум” как важную
интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том,
чтобы, говоря словами Гераклита, “говорить истину и, прислушиваясь к голосу
природы, поступать согласно ней”. Мудрым является тот, кто не только
правильно мыслит, но и правильно поступает.
Итак, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной
культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и
индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование
мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия
есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого
общества.

Список литературы:
1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1998.
2. Введение в философию: Тексты лекций / Новосибирский институт
народного хозяйства; под ред. Фигуровской. – Новосибирск, 1993.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-
Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.





Новинки рефератов ::

Реферат: Казахстан в начале XX века (История)


Реферат: Проектирование цеха ремонта поршневых компрессоров (Технология)


Реферат: Развод: причины и последствия (Социология)


Реферат: Понятие и классификация договоров в римском праве (Право)


Реферат: История учета в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: "Вторая опора" ЕС: проблемы построения и подходы. (История)


Реферат: Потребность карпа в кормах (Зоология)


Реферат: Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927) (Литература)


Реферат: Оборудование для мерсеризации ткани (Технология)


Реферат: Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Э. Дега и К. Моне (Искусство и культура)


Реферат: Состояние и основные пути улучшения использования трудовых ресурсов на примере АО "Прогресс" Саратовская область Питерский район (Сельское хозяйство)


Реферат: Договор долевого участия в строительстве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Здоровый образ жизни и психология (Психология)


Реферат: Приемы и методы в аудите (Бухгалтерский учет)


Реферат: История Московского Государственного Строительного Университета (бывшего МИСИ) (История)


Реферат: Автоматизация процесса бурения (Технология)


Реферат: Законная сила судебного решения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Африканская национальная кухня (Кулинария)


Реферат: Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского (Литература)


Реферат: Социальный портрет женщины-военнослужащей (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист