GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Образование в Германии (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование в Германии (Педагогика)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена


Кафедра педагогики и психологии факультета начального обучения.

Реферат по сравнительной педагогике на тему:



ОБРАЗОВАНИЕ

В ГЕРМАНИИ.



студентки IV курса 2 гр.
Четвертных Светланы



Санкт-Петербург
1998



ПЛАН.



Введение. …
3

История возникновения современной
системы образования. … 3

Обзор образовательной системы Германии. … 4

Система школьного образования. … 5

Система профессионального образования. … 9

Система высшего образования. … 11

Подготовка учителей. … 15

Библиография. …
16



ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире одной из наиболее развитых стран считается
Германия. До 1991 года она была расколота на две страны: социалистическую -
ГДР и капиталистическую - ФРГ. В них сложились разные системы образования,
но после воссоединения Германии возникла необходимость уровнять эти
системы. Реформа образования коснулась прежде всего бывшей ГДР и еще не
завершена, все процессы находятся в развитии. Именно поэтому я в своей
работе постараюсь рассмотреть системы бывших ГДР и ФРГ и нынешнюю систему
Германии во взаимосвязи.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Вплоть до середины прошлого века Германия представляла собой
конгломерат множества мелких княжеств. Даже в конце 18 века их число
достигало 297 на 30 млн. жителей. Феодальная раздробленность страны
тормозила ее социально-экономическое развитие, и Германия длительное время
значительно отставала от других стран Европы, в частности от Франции и
Англии.
Ведущую роль в развитии Германии играла Пруссия - военно-
крепостническое государство, политика которого отличалась крайней
реакционностью и воинственностью.
Бурное социально-экономическое развитие страны в 70-ых годах 19 века,
вызванное объединением германских княжеств в единое государство под ведущим
началом Пруссии и выдвинувшее Германию на одно из первых мест Европы по
объему промышленного производства, послужило толчком к расширению сферы
образования. В этот период были приняты законы об обязательном обучении
детей до 14 лет, заметно выросли как сеть школ, так и контингент учащихся.
Основные черты современной средней школы в Германии сформировались еще
во времена Веймарской республики, уже тогда произошло разделение на полную
народную, реальную школы и гимназию, однако их доступность ограничивалась
тем, что два последних вида школы, дававшие более качественное образование,
были платными. В 50-е гг. было начато преобразование школьной системы,
сделавшее ее доступной для всех.

ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ.

Бывшая ФРГ располагает разнообразной по формам системой образования,
предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном
образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют
государственные предписания, касающиеся программ обучения.
Текущее управление образованием находится в компетенции земельных
правительств, что, однако, не исключает общего руководства со стороны
центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной
политики, выделяет средства на расширение вузов.
Политика федеральных органов и земель в области образования
согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных
программ, взаимного признания дипломов.
В каждой федеральной земле (в том числе в новых) принят свой закон об
образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального
закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных
правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько
одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен
выбирать их. Таким образом достигается многовариантность образования,
обеспечивается плюрализм мнений и суждений. Преподавание не только в вузе,
но и в средней школе строится на основе сочетания обязательных предметов и
тех, которые можно выбирать по желанию. Система образования ФРГ
интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в
реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения
стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.
После воссоединения Германии началась активная работа по
реформированию образования в так называемых новых землях. Образовательная
система бывшей ГДР, особенно ее высшая школа, была в значительной мере
создана по советскому образцу. Для нее были характерны: большое число
плановых показателей, чрезмерная идеологизация образования,
перенасыщенность вспомогательным персоналом и обслуживающими структурами
(собственные детские сады, дома отдыха). После объединения Германии среднее
образование было передано в ведение вновь созданных федеральных
земель. На основе действующего в ФРГ общего закона об образовании в каждой
из земель был принят свой закон. Отсутствие опыта федеральной демократии
привело к тому, что эти законы оказались не слишком согласованными между
собой, имеют ряд противоречий с общефедеральным законом, которые необходимо
устранить.

СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ.

Сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число
детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей
возраста 3 - 5 лет.
Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течении
9, а в некоторых землях 10 лет.
Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: 1 - 4
классы, в некоторых землях 1 - 6 классы. В начальных классах, особенно в
первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык,
арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в
комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык,
краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.
Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в 4 - 6 классах
решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной
народной, реальной школе или гимназии. Это зависит не от материального
достатка его родителей, а от его способностей и желания.
Обучение в полной народной школе продолжается до 9 или 10 класса.
Этот вид учебного заведения нацелен прежде всего на получение профессии:
уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее,
чем занятия по другим предметам.
В полной народной школе религия, история, обществоведение, родной язык
занимают 33% всего учебного времени. На естествознание (биологию, начальные
сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неделю.
Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка)
занимают 22% учебного времени.
Контингент полной народной школы с годами снижается, из-за возрастания
числа учеников, желающих получить широкое образование, дающее лучшие
перспективы для карьеры.
Образовательная система ФРГ не создает тупиковых ситуаций в смысле
продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении
ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут
получить свидетельство реальной школы. Последняя отличается от полной
народной более высоким качеством обучения, широким спектром преподаваемых
дисциплин, а также возможностью выбора уклона (математико-естественно-
научного, языкового, общественно-экономи-ческого и др.).
Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как
«теоретико - практическая». В отличие от полной народной школы в реальной
преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский
язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. В старших
классах вводится один - два предмета по выбору, что дает возможность
учащимся специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие
учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.
Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на
поступление в профессиональные училища; реальная школа вместе с тем
открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой
ступени, а при сдаче дополнительных экзаменов — в гимназии. Аттестат
гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет
поступить в вуз.
Гимназии - единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему
образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков
соответствующего возраста. В течении учебы происходит отсев школьников,
который особенно велик после 10 класса, на переходе из средней на старшую
ступень гимназии (11 - 13 классы). Оканчивают гимназию в 13 классе лишь
половина из тех, кто поступил в нее.
Гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся на
классические, естественно-математические и современных языков. Есть также
инженерные, экономические и педагогические гимназии. Обязательные предметы
для всех типов гимназий - немецкий язык, история, география, математика,
биология, физкультура, музыка и религия. В классических гимназиях
обязательно изучение латинского, греческого и одного из современных языков.
В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия.
В старших классах вводятся предметы по выбору ( от 2 до 7 часов в
неделю).В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный
характер.
В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают
«общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их
существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много
религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы
более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем
государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные
педагогические альтернативы.
В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы
среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех
видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они
существуют как бы друг над другом: окончание 10 класса приравнивается к
окончанию полной народной школы, причем 9 класс разделяется на выпускной
класс полной народной школы и 9 класс (начальный) реальной школы. Выпускник
10 класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а 11 - 12
классы имеют статус гимназической ступени обучения. Первое полугодие 10
класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев,
так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии,
составляет около 16 %.
Постепенно вводится более дифференцированная система обучения - с
гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с
различными уклонами в обучении.



СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ.

Государственная система профессионального образования обязательна для
выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее
большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без
отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе
продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в
этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания,
связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы,
окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы
повышенного типа.
Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна.
Она включает множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские,
сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1 - 4 года. Эти школы
готовят квалифицированных работников главным образом для сферы
обслуживания.
Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для
окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2 -
3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации
(техники) и инженеры широкого профиля.
Система профессионального образования Германии высоко оценивается во
всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном
учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе,
занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под
полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор.
80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве
учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического
обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в
профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно
только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает
право на поступление в вуз.
Несмотря на достоинства профессионального обучения в ФРГ, в настоящее
время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой
промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей
наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест
стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки
офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается
обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего
числа претендентов на профессиональное образование превышает число учебных
мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах.
В восточных землях в системе профессионального образования в настоящее
время происходят некоторые изменения. После объединения страны число
учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной
стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой
причиной стало то, что предприятия, при которых находились
профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются,
а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и
лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на
профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать
профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в
старых землях систем профессионального образования.
Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью
образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование (хотя и
в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и
практического обучения).
Принята программа помощи профессиональному образованию в новых землях
с целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные места.
Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных
предприятий на мелкие и средние, которые, как и в старых землях, должны
составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших
фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики
профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые и средние предприятия в
содействии профессиональному образованию, предусмотрены дотации на каждого
ученика.
Опекунский совет, в ведении которого находится вся собственность
бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных предприятий,
предусматривает в контрактах на продажу заводов и фабрик в частные руки
сохранение определенного количества мест. В целом оптимальным средством
расширения числа учебных мест для учащихся профессиональных училищ
является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ.

Система высшего образования Германии включает более 250 вузов. Ее
основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и
специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока
только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические
вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются
преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано
несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на
подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором
профессионала.
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в
подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до
половины специалистов в области информатики, в сфере организации
производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают
теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы.
Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели
обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными
фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с
университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают
значительного внимания с точки зрения возможности заимствования
положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет
медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года)
образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а
после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов
учатся в вузах с гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых
недельных часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет
успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым
является выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения,
просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные
работы в нашем понимании отсутствуют.
В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая
присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном
заведении.
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего
образования В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание
учебной и научной работы. Вузы занимают центральное место в научно-
исследовательском «ландшафте».
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в
тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в
том числе промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование
исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного
научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных
учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем
самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала
страны.
Политика федерального правительства нацелена на усиление
сотрудничества вузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена
форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной
отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз
для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены
объединения.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах,
но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это
характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели
обязаны периодически сами проходить практику на фирме.
При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для
ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях.
Значительный интерес к вузовским разработкам проявляют представители не
только мелкого бизнеса, но и крупных компаний.
Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными
научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными,
совместного использования материально-технической базы и т. д.
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в
том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для
студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем
половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая
- как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде
дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны
представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии
их содержать).
Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их
перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных
мест. Несмотря на демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов
неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить
качественное образование.
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях.
Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало
значительное число плановых показателей, одним из которых было число
студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их
доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12
% (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли
реализовать свои намерения.
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их
расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет
создания так называемых специальных высших школ, приравненных к
университетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой
степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы
высшего образования предусматривается, что в новых землях Германии правом
создания ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться
исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами
специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется
интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав
университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из
профессиональных училищ (наилучших из них), повышая таким образом их
статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ.

В Германии подготовка будущих учителей во всех землях проходит 2 фазы:
первая (6 - 8 семестров) включает изучение общеобразовательных предметов,
теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин; вторая -
стажировка - для учителей обязательной школы - от 18 месяцев до 3 лет,
гимназии - 2 года и завершается экзаменом, после которого студент
назначается на должность штатного преподавателя.
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты
проходят психологию и педагогику.
Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за
учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей,
присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как
обычные учителя.
Специфика воспитательной и учебной работы требует от учителя непрерывного
совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний,
поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации и
переподготовки учителей.



БИБЛИОГРАФИЯ.

Демин А.А. Лавров С.Б.. ФРГ сегодня. Л., 1973 г..
Коваленко Ю.И.. Профессиональное образование в ФРГ. М., 1988 г..
Лысова Е.Б.. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. Ж.
«Педагогика» 1994 №3.
Малькова З.А. Вульфсон Б.Л.. Современная школа и педагогика в
капиталистических странах. М., 1975 г..
Никандров Н.Д.. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978
г..
Писарева Л.И.. Тенденция развития современной школы ФРГ. Ж. «Педагогика»
1991 №2.
Сергеева Н.Б.. Впечатления о современной немецкой школе. Ж. «Педагогика»
1993 №2.
Тихонова М.Г.. Объединенная Германия: образовательная политика. Ж.
«Педагогика» 1994 №5.







Реферат на тему: Образование в средневековой Германии

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный технический университет
Институт международных образовательных программ
Кафедра "Управление международным образованием"



Доклад


Образование в средневековой Германии



Выполнила: студентка группы 3142/2
_______ Иванова А.В.

Руководитель:________
Емельянов В.В.



Санкт-Петербург
2001


В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных
учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырчкие
школы.
Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего
высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и
обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования
именовали малыми школами, повышенного образования — большими школами.
Учились только мальчики и юноши (в малых школах — 7—10-летние, в больших
школах — более взрослые). В малых школах один учитель (схоласт,
дидаскол, магнисколаа) обучал всем предметам. По мере увеличения количества
учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В
больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.
Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом
церковных учебных заведений. Наиболее известны ми были школы Галле,
Рейхене, Фульде в Германии и ряд других.
В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживают
упадок. В числе причин этого можно назвать разорительные набеги норманнов,
конкуренцию монастырских школ. Однако в Х в. рост сети епископальных и
кафедральных школ возобновился.
Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом
анахоретов. Орден был создан монахом Бенедиктом Нурсийским (480—533) в 529
г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви
к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В
монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членов ордена. В этом случае
родители отдавали 7-летних мальчиков ("посвященные дети") на попечение
ученых монахов. Затем было организовано и обучение мирян, т. е. внешняя
школа. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие
столетия стала единственным языком ученых и преподавания.
В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались
наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в.,
например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св.
Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Особую известность
приобрели в это время школы бенедиктинцев в Рогенсбурге, Тюрлингене,
Гессене в Германии.
К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Средневековое
общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и
излишествах.
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них
изучали Библию, богословскую литературу. Так, в школах повышенного типа,
руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия,
предпочитали изучать Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа или Вергилия
и т. д.
По тем же причинам почти в полном пренебрежении было физическое
воспитание. Христианские учителя руководствовались Догматом: "Тело — враг
души".
Впрочем, нельзя говорить, что школа совсем забыла, что имеет дело с
детьми. Порой устраивались "дни веселья", когда разрешались игры, борьба и
пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы
во время многочисленных церковных праздников.
В школах царили жестокие наказания: голод, карцер, избиения. До XI в.
учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, позже — по голому телу. В
XIV—XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич. В XV в. этот бич стал вдвое
длиннее, чем в предшествующее время. Наказания рассматривались как
естественное и богоугодное_дело_.
Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным
образованием. В школах бенедиктинцев три года н обучали началам грамоты,
пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа
аналогичных школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и
давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли
начала астрономии.
Церковные школы, где давалось повышенное образование, исчислялись
единицами. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе
семи свободных искусств.
Канон семи свободных искусств обычно включал следующие дисциплины:
грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику
(включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с
элементами физики), музыку, арифметику.
Программа семи свободных искусств делилась на две части:
низшую — тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую — квадривиум
(арифметика, география, астрономия, музыка). Особенно основательно
изучались дисциплины — базовые для будущих священнослужителей (грамматика и
музыка).
Грамматика являлась главным учебным предметом. Изучение латыни
начиналось с элементарных правил, освоения простейших фраз (правила были
весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII в.).
После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали
короткие литературные тексты (например, басни). Далее приступали к правилам
стихосложения, читали поэтические сочинения. Учитель рассказывал о личности
поэта кратко сообщал содержание его произведений. Выбор литературы было
крайне консервативен. Изучались прежде всего сочинения отцов церкви
(например, Пруденция, Седулея). В программу входили сочинения
древнеримских' авторов — Сенеки, Катана, Орозия и некоторых других.
Классическая греческая литература изучалась в латинском переводе,
поскольку греческий язык был исключен из программ, так же как и новейшие
языки.
Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно
мыслить, строить аргументы и доказательства, т. е. часто выступала и как
логика; вторая — построению фраз, искусству красноречия, которое высоко
ценилось служителями культа и аристократией.
Изучение философии и диалектики опиралось прежде всего на произведения
Аристотеля. Заучивали также тексты святого Августина и других отцов церкви.
В первые века средневековья риторику изучали по Квинтилиану и Цицерону,
затем — по Алкуину, с Х в. — вновь по Квинтилиану.
География и геометрия давали представление об устройстве обитаемого
пространства с помощью чисел. Число не отделялось от пространственной
формы. Каждая цифра соответствовала своей геометрической фигуре. В
соотношении фигур и чисел искали глубокий нравственно-философский смысл.
Собственно геометрию изучали по скудным отрывкам из Евклида. Географическая
наука была развита крайне слабо. Ученых-географов было мало, например, Адам
Бременский (ум. в 1076 г.). Основные географические сведения черпали из
арабских источников.
Астрономия носила прежде всего прикладной характер и была связана с
вычислениями череды многочисленных церковных праздников. Школяры должны
были назубок знать "Цизио-ланус" — праздничный церковный календарь из 24
стихов.'Изучали Пто-лемееву систему мира. В силу неразвитости собственных
астрономических знаний в обучении использовали труды арабских астрономов.
На их основе были созданы первые трактаты европейских ученых (например,
"астрономические таблицы" Альфонса Кастильского (XII в.).
В музыкальном образовании предпочтение отдавалось духовной и светской
музыке. Ее воспринимали как отражение гармонии между природой и человеком,
обществом и Богом. Инструментальной музыке обучали с помощью дог,
означенных буквами алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.
Программа по арифметике включала не только и не столько овладение
четырьмя арифметическими действиями, так как считалось, что мир устроен
Богом с помощью чисел, и потому им приписывались чудесные свойства.
Универсальными_методами обучения были заучивание и воспроизведение
образцов. Усидчивость почиталась наилучшим способом овладения христианским
школьным знанием. В итоге церковные школы раннего средневековья принесли
немного пользы. Детям из низших слоев, т. е. абсолютному большинству
населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был
крайне низким. Достаточно сказать, что в университетах XIII—XV вв. нередко
обучали первогодков элементарной латинской грамоте, поскольку те не могли
овладеть eю в школе. На протяжении XII — XV вв. школьное образование
постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Это выразилось прежде
всего в создании т. н. городских школ и университетов. Создание светских
учебных заведении было тесно связано с ростом городов, укреплением
социальных позиций горожан, которые нуждались в близком их жизненным
потребностям образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного
образования.
Первые городские школы появились во второй половине XII — начале XIII в.
в Любеке, Гамбурге и т. д.
Городские школы рождались также из системы ученичества, цеховых и
гильдейских школ, школ счета для детей торговце., и ремесленников. Цеховые
школы возникали в XIII—XIV вв. Они содержались на средства цехов и давали
общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и
естествознания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была у
возникших в то же время гильдейских школ.
Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и
родном языках, а также аналогичные учебные заведения для девочек.
Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви.
Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных
конкурентов церковного образования. Поначалу городские школы находились под
контролем церкви. Церковники урезали программы, утверждали учителей.
Постепенно, однако, города избавлялись от подобной опеки, отвоевывали себе
право определять программу и назначать преподавателей.
Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого
именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое
объявление: "Кто желает научиться быстро читать и писать, тот может этому
здесь выучиться за небольшое вознаграждение". Ректор сам подбирал себе
помощников. Учителями становились поначалу прежде всего духовники, позже —
бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой
(оплата была нерегулярной и меньше, чем в церковных школах). По истечении
контракта педагогов могли уволить, и те подыскивали работу в другом месте.
В результате , возникла особая социальная группа — бродячие учителя.
Программа городских школ по сравнению с программой церковных имела более
прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы
делопроизводства, география, техника, естественные науки.
Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов

Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII
в. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные
центры, которые затем становятся первыми университетами.
Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание
обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на
факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике,
физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и
греческого языков.
От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные
(ординарные) и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том
же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов.
Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Наряду
с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием
студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему
диспута. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, т. е. отвечал на вопросы
и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил
бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем
угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались
животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов
вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.
Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку
пустых слов". В XIV — XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой
увеличивалась. Схоластика все больше превращалась в формальную
бессодержательную философию. "Научными штудиями" схоластов могли быть,
например, дискуссии на темы:" Сколько чертей помещается на кончике иглы",
"Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу" и пр.





Новинки рефератов ::

Реферат: Делопроизводство, корреспонденция (Контрольная) (Менеджмент)


Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Курсовик КУЕіТТ (Транспорт)


Реферат: История развития Беларуси (История)


Реферат: Содержание экологического образования и его основные компоненты (Педагогика)


Реферат: Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса (Психология)


Реферат: Учет и аудит текущих операций и расчетов (Бухгалтерский учет)


Реферат: БУДДА: Победить самого себя (Религия)


Реферат: Управление структурой капитала: учетно-аналитический аспект (Аудит)


Реферат: Взаимодействие человека и организации (Менеджмент)


Реферат: Контрольная работа (Гражданское право и процесс)


Реферат: Риторика Давньої Греції (Риторика)


Реферат: Алкоголизация общества (Психология)


Реферат: Естествознание (Биология)


Реферат: Правовое регулирование инвестиционной деятельности (Право)


Реферат: Сборник экзаменационных вопросов и билетов по праву и подпредметам - первый семестр 2001 года (Право)


Реферат: Кожухотрубный конденсатор (Технология)


Реферат: Sports (Иностранные языки)


Реферат: Петр I, его наружность, привычки, образ жизни и характер (Исторические личности)


Реферат: Позитивное право как источник правовой морали (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист