GeoSELECT.ru



Военная кафедра / Реферат: Ставка на ядерные силы (Военная кафедра)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ставка на ядерные силы (Военная кафедра)


Ставропольский Филиал Ростовского Военного Института

Ракетных Войск



РЕФЕРАТ


Тема: «Ставка на ядерные силы»



Выполнил: мл. сержант
Андрианов Я.В.


Проверил:



Ставрополь

2000 г.
СТАВКА НА ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

Россия гарантированно обеспечит собственную безопасность, поддерживая
арсенал в 5 тысяч боеголовок


"На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать
испанских партий... Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные
партии... он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в
шахматы второй раз в жизни". Этот курьезный эпизод из бессмертного
произведения Ильфа и Петрова приходит на память в связи с делами, куда
более серьезными, а именно: откровениями некоторых высоких военачальников
на темы военной доктрины, ядерной стратегии и программы развития
стратегических ядерных сил (СЯС) России.


РЕВИЗИЯ РАВНОВЕСИЯ


Суть этой новой доктрины и всего курса сводится к тому, что СЯС не
защитят Россию и ее союзников от неядерных угроз ни в локальных конфликтах,
ни в крупных региональных войнах, подобных операции НАТО на Балканах в 1999
г. Поэтому акцент в военной политике и финансировании должен отныне
сместиться на создание крупных группировок сил общего назначения (СОН) для
действий в локальных войнах на юге при сохранении и укреплении СОН против
вероятных мощных региональных противников на западе.
А для сдерживания ядерной угрозы со стороны США и других ядерных
держав не нужно-де ни примерного паритета, ни стабильного стратегического
равновесия. Вполне достаточно минимальных СЯС - на уровне около 1500 единиц
по боеголовкам через 10-15 лет (см.: "НГ", 15.07.2000 и "НВО" # 26, 2000
г.). Главное, как утверждается, не состояние военно-стратегического баланса
с США, а способность российских СЯС в ударе возмездия причинить какой-то
запланированный неприемлемый объем ущерба противнику.
К возможному удивлению нынешних приверженцев этой концепции никаким
первооткрытием она не является. В мировой военной науке ее называют
"минимальным сдерживанием" (minimal deterrence), и появилась она еще в 70-е
гг. в трудах либеральных американских специалистов как альтернатива
сверхвысоким потенциалам многократного взаимного ядерного уничтожения,
накопленным к тому времени в США и СССР. На эту тему написаны библиотеки
спецлитературы, а в практической военной политике ее проводили и до сих пор
проводят в отношении Советского Союза/России такие страны, как
Великобритания, Франция и Китай. В обозримый период Китай рассчитывает
приобрести подобный потенциал против США, Индия - против Китая, а Пакистан
- против Индии. Если по пути ракетно-ядерного распространения пойдут также
КНДР, Иран, Ирак и другие "подозреваемые" страны, то они скорее всего будут
использовать эту же стратегию против своих могущественных противников.
С виду эта концепция имеет очевидные преимущества, позволяющие не
участвовать в расточительной гонке ядерных вооружений и экономить большие
ресурсы, сохраняя минимальную гарантию безопасности на самый крайний случай
(потому эту концепцию еще называют "предельное сдерживание" - ultimate
deterrence). Если определить уровень "заданного ущерба" скромно, а
вероятные условия конфликта либерально (длительное время подготовки к
войне, отсутствие внезапности нападения, максимальная живучесть ядерных
средств и комплекса управления, срабатывание всех систем для нанесения
встречного или ответно-встречного удара), то можно выйти на сравнительно
небольшой размер потребных СЯС. Но, как говорится, бесплатный сыр - только
в мышеловке, и за эти преимущества надо платить немалую цену в других
аспектах.
Проблема, как будет показано ниже, состоит в том, что, во-первых,
намеченный путь развития российских СЯС не приведет через 10-15 лет к
оптимальному потенциалу "минимального сдерживания". А во-вторых, сама эта
концепция в более широком плане не соответствует военным потребностям и
интересам безопасности РФ на перспективу.


ТРИАДА ДЛЯ БЕДНЫХ


Первая проблема "минимального сдерживания" состоит в том, что оно все-
таки не дает возможности полностью абстрагироваться от военного соотношения
сил, даже если поставить ограниченные и "автономные" задачи перед своими
СЯС. Ведь если переходить на эту позицию односторонним порядком, то у
оппонента, как ранее у обеих сторон, первоочередной целью ядерных сил
останется максимальное поражение наших СЯС, чтобы снизить свой урон от
ответного удара. Стратегические силы и их системы управления и
предупреждения не могут быть полностью неуязвимы для ядерного удара, мощь и
эффективность которых определяется характеристиками его СЯС и их
оперативными планами.
В этом смысле, имея, скажем, 1500 боеголовок на своих СЯС, России не
безразлично - будет ли у США (а в перспективе и у других держав) 2000 или
3500, или 5000 ядерных боеголовок и на каких системах они размещены. По
своей исходной разрушительной мощи 1500 боеголовок, безусловно,
колоссальный потенциал. Но что от них останется в случае гипотетического
первого удара США, в расчете на который и измеряется прежде всего
достаточность сдерживания? В этой связи большую тревогу вызывают не только
и даже не столько планы по одностороннему сокращению, сколько по
реструктурированию российских СЯС в пределах 1500 боеголовок.
Традиционно в 60-80-е гг. у СССР около 70% СЯС по боеголовкам
размещалось на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) наземного
базирования, примерно 25% приходилось на баллистические ракеты подводных
лодок (БРПЛ) и 5% на тяжелые бомбардировщики (ТБ). Уже по Договору СНВ-2 от
1993 г. предполагалось изменить это соотношение за счет ликвидации МБР с
разделяющимися головными частями (РГЧ). Теперь, судя по всему, решили пойти
еще дальше: из 1500 боеголовок всего около 10-15% должны стоять на МБР (в
рамках СНВ-2), причем в стационарных шахтных пусковых установках, а
остальное - на подводных лодках и авиации. Соответственно, свертывается
программа производства новой МБР "Тополь-М", а сами РВСН будут
разукрупняться и превратятся из вида вооруженных сил в род войск, а со
временем вольются в ВВС.
Таким образом, российские СЯС трансформируются под американскую модель
СЯС. Но с "небольшими" отличиями. Во-первых, структура американской триады
формировалась под влиянием особенностей их технического развития и
геостратегического положения (свободный выход в океаны, господство на море
и в воздушном пространстве над ним, зарубежные базы ВВС и ВМС и пр.). У
СССР военно-техническая и геостратегическая специфика резко отличалась, и
после распада СССР и всех изменений 90-х гг. стала еще более, а не менее
контрастировать с американской. Во-вторых, при свертывании единственной
отработанной, надежной системы МБР "Тополь-М" (в этом одном классе
вооружений, особенно в грунтово-мобильном варианте, Россия впереди США на
20 лет, не говоря уже о других странах) нет никакой уверенности в
перспективах новой системы БРПЛ и нового класса подводных лодок для них.
Еще более туманно будущее тяжелых бомбардировщиков и их вооружения. На деле
уровень российских СЯС может опуститься много ниже 1500 боеголовок. Иными
словами, намечаемый план даст России через 10-15 лет весьма жалкое подобие
американской триады, эта модель, как костюм с совершенно другой фигуры,
будет трещать и рваться на России по всем швам.
При переносе упора на морскую и воздушную составляющие (см.: "НВО", #
26, 2000), более 85% всех сил будет размещено всего на десятке военно-
морских и авиационных баз и 2-3 подводных лодках в океане, а остальное - в
паре сотен стартовых шахт. При использовании носителей с коротким подлетным
временем (от 12 до 30 мин.) и высокой точностью нацеливания при достаточной
мощности боеголовок (как на МБР "Пискипер" или БРПЛ "Трайдент-2") удар США
по командным пунктам и системам предупреждения, ракетным позициям,
аэродромам и базам подводных лодок может уничтожить более 90% российских
сил. Для всего этого понадобилось бы не более 50 МБР "Пискипер" или 2-3
ракетоносца "Огайо-Трайдент" (из 14). Кроме того, эффективные системы
противовоздушной и противолодочной обороны (ПВО и ПЛО) могут разделаться с
теми считанными бомбардировщиками и подводными лодками, которые избегнут
уничтожения в пунктах базирования.
Морские и авиационные компоненты триады будут также весьма уязвимы для
поражения обычными средствами противника в ходе обычных боевых действий,
которые по теории могут предшествовать ядерному конфликту. (Это имеет
исключительную важность в свете концепции использования ядерного оружия
первыми, о чем речь пойдет ниже.) Базы флота и аэродромы вместе с
размещенными там ПЛАРБ и ТБ являются первоочередными объектами неядерных
ударов, а в море и в воздухе ПЛО и ПВО противника будет действовать без
разбора и по тактическим, и по стратегическим подводным лодкам и самолетам.
Если верна версия флотского командования о подводном столкновении как о
первопричине гибели АПЛ "Курск", то это еще один пример того, насколько
скрытно и "плотно" могут сопровождать иностранные лодки российские
подводные атомоходы даже вблизи наших территориальных вод. Еще более
беззащитны бомбардировщики для перехвата истребителями под управлением
самолетов типа АВАКС.


ПРЕДПОЧТЕНИЕ СЛАБОСТИ


Что же касается уязвимости мобильных пусковых установок при применении
средств их маскировки и быстрого перемещения после пролета разведывательных
спутников - то опыт войны в Персидском заливе 1991 г. при идеальных во всех
отношениях условиях (рельеф, отсутствие растительности, сухой климат,
полное господство в воздухе) весьма противоречив: ни одного подтвержденного
попадания в иракские тактические мобильные ракеты типа "Скад" (или Р-11М).
Не лучше показатели войны на Балканах 1999 г.: 13 подбитых с воздуха
сербских танков из 300 единиц их бронетехники на крошечной территории
Косово после двухмесячных авиаударов НАТО по незащищающемуся противнику.
В пользу "перехода на море" выдвигаются и просто смехотворные доводы:
мол, удар наземных МБР сразу вызовет ответ по соответствующей стране, а с
моря - еще надо разобраться в адресе отправителя. Ясно, что при российском
ответном ядерном ударе нет никакого смысла "играть в прятки", а при первом
ударе РФ из Атлантики или Арктики США вряд ли спутают российские ракеты с
английскими или французскими, других же там просто нет. На Тихом океане
Россия скоро не будет иметь стратегических ракетоносцев, и в любом случае
непонятно: зачем ей при ударе БРПЛ "переводить стрелки" на единственную
страну, кроме США, имеющую там такие средства - Китай?
Конечно, из всего сказанного не следует, что при таком соотношении сил
противник обдуманно решится на нападение в надежде избежать ядерного
возмездия - чисто военный риск был бы все же чудовищно велик, не говоря уже
о политической невероятности такого шага. Но в острой кризисной ситуации,
на которую по существу и рассчитано ядерное сдерживание (кому до него дело
в спокойной мирной жизни?), Москва может испугаться, что потеряет все свои
СЯС, если позволит США с их огромным ракетно-ядерным превосходством нанести
упреждающий удар. А Вашингтон побоится, что Россия из страха за живучесть
своих СЯС на стартах не выдержит и первой нажмет "кнопку", если этому не
помешает американский привентивный залп. Тем более что обе державы
официально и открыто оставляют за собой право на инициативу в применении
ядерного оружия. У кого первого не выдержат нервы?
Итак, первый важный вывод состоит в том, что даже если условно принять
концепцию "минимального сдерживания", намечаемая программа строительства
СЯС не даст ей адекватной материальной базы. Уж если последовательно
воплощать эту весьма спорную стратегию в жизнь и максимально экономить
ресурсы, то нужно было бы делать еще больший упор на самой сильной стороне
российских СЯС. Речь идет о ракетных силах наземного базирования - самом
органичном для России виде СЯС, с помощью которых была в 1957 г.
ликвидирована недосягаемость США, а двадцать лет спустя был достигнут
стратегический паритет, в котором СССР/Россия всегда опережал весь мир.
Расширение производства МБР "Тополь-М" до 20-30 единиц в год дало бы через
10-15 лет группировку в составе 300-450 МБР шахтного и мобильного
базирования, способную при оснащении системами РГЧ нести 1000-2500
боеголовок. Для них легче всего и дешевле обеспечить живучую и эффективную
систему управления и предупреждения. Их способность ответно-встречного
удара сдерживала бы маловероятный вариант полностью внезапного нападения, а
после развертывания "в поле" мобильные ракеты подстраховывали бы МБР в
шахтах от удара высокоточных ядерных и обычных средств.
Если уж экономить, то в первую очередь за счет более слабых
составляющих СЯС, в которых РФ никогда не сравняется с США и их союзниками,
и вообще отказаться от триады как от "роскоши" времен холодной войны.
Прежде всего перестать тратить деньги на стратегическую авиацию и готовить
ее реально для неядерных задач в составе СОН (включая нанесение ударов
высокоточным обычным оружием). Если придется экономить еще больше - то не
строить новые ПЛАРБ и не создавать под них новые ракеты. Вместо этого
разумнее максимально продлить срок службы нынешних стратегических подводных
лодок проекта 667 БДРМ ("Дельта-4" или "Дельфин") и возобновить
производство нужного для них количества ракет типа Р-29РМУ (РСМ-54), чтобы
дотянуть эти силы до 2015 г. А после перейти на наземную составляющую в
шахтном и мобильном вариантах. Между тем ограниченные судостроительные
ресурсы флота лучше сосредоточить на многоцелевых АПЛ, без новых
стратегических ракетоносцев СЯС в крайнем случае обойдутся, а вот ВМФ без
многоцелевого атомного подводного флота будет не много стоить через 10-15
лет.
То обстоятельство, что в рамках "минимального сдерживания" намечают
прямо противоположный курс - пожертвовать самым сильным компонентом и
сделать упор на самых слабых составляющих, нельзя объяснить рациональными
резонами обороны и безопасности. Скорее всего тут действуют мотивы
ведомственного и личного характера. А чтобы исключить публичную дискуссию
по этому важнейшему вопросу национальной безопасности, на все опущена
плотная завеса секретности.



АНАТОМИЯ СДЕРЖИВАНИЯ


"Минимальное сдерживание" несовместимо с другим важнейшим элементом
современной военной доктрины России, который устанавливает, что ядерное
оружие призвано сдерживать не только ядерное нападение, но и
широкомасштабную агрессию с применением сил общего назначения. Согласно
новой доктрине, Россия оставляет за собой право на применение ядерного
оружия первой "в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного
оружия в критических для национальной безопасности РФ ситуациях". Основное
официальное объяснение состоит в том, что ослабление российских сил общего
назначения заставляет увеличить упор на ядерное оружие в качестве более
дешевого средства, нивелирующего своей огромной абсолютной мощью
относительные преимущества вероятного противника по СОН. В этой концепции
тоже нет ничего нового, она называется "расширенным сдерживанием" (enhanced
deterrence) и была частью стратегии НАТО с 50-х гг. по настоящее время.
Ответный ядерный удар после ядерной агрессии другой стороны - не блеф,
а вполне кредитоспособная концепция, если СЯС имеют достаточную живучесть.
Ядерная агрессия, по определению, повлечет такой урон у страны-жертвы, что
ей уже нечего будет терять. В то же время ее возмездие причинит агрессору
ущерб, намного превосходящий какой-либо выигрыш от его первого удара. Зная
это, противник никогда не решится на нападение - то есть сдерживание будет
работать.
Ядерный удар в ответ на нападение с использованием только сил общего
назначения - весьма неоднозначная концепция. Очевидно, что она основывается
по меньшей мере на двух предпосылках. Во-первых, противник должен быть
много сильнее по наступательным силам общего назначения, иначе нет нужды
прибегать для обороны к столь опасному и непредсказуемому классу оружия,
как ядерное. Во-вторых, противник должен не иметь ядерного оружия или быть
намного слабее в этой категории, в ином случае применение против него
такого оружия повлечет сокрушительный ответный удар. Любая стратегия
призвана определить пути для достижения поставленных доктриной целей - она
не может быть чистым блефом, предполагающим готовность к коллективному
самоубийству (наподобие стратегии угонщика самолета с гранатой).
На Юге и Востоке "расширенное сдерживание" пока не соответствует
характеру угроз. В военном отношении, о котором идет здесь речь, главная
проблема стоит перед Россией на Западе. Агрессия НАТО на Балканах в 1999 г.
впервые после 1945 г. сделала сценарий большой войны в Европе из
стратегической абстракции суровой реальностью и к тому же
продемонстрировала модель новых техногенных войн ХХI века, которые обязаны
принимать в расчет ответственные военные планировщики. При этом НАТО
намного превосходит и будет превосходить Россию по обычным силам. Все дело
однако в том, что и по ядерным вооружениям США и их союзники ничуть не
уступают России сейчас, а в будущем станут все больше преобладать.
В 50-60-е гг., когда у СССР и ОВД было огромное превосходство по
обычным силам, Запад опирался на концепцию использования ядерного оружия
первым для сдерживания широкомасштабного обычного нападения. Но НАТО все-
таки имела при этом изрядные преимущества в ядерных вооружениях - как
стратегических, так и тактических передового базирования, - которые делали
эту концепцию, хоть теоретически, достаточно состоятельной. В отличие от
этого никаких преимуществ над НАТО по ядерному потенциалу Россия ныне не
имеет и в обозримый период иметь не будет. Пока у нее есть определенное
преобладание по числу тактических ядерных средств, но и оно через несколько
лет исчезнет из-за устаревания существующих систем и крайне ограниченного
внедрения новых вооружений. Ориентация на "минимальное сдерживание"
доктринально закрепляет растущее количественное и качественное отставание
РФ от США и их союзников по ядерным силам.
На основе таких СЯС "расширенное сдерживание" совершенно
некредитоспособно. Ведь "в критической ситуации" первый ядерный удар РФ с
использованием ТЯО скорее всего немедленно вызвал бы сокрушительный ответ
превосходящих тактических и стратегических сил противника, в том числе
разоружающий залп по российским СЯС, не имеющим достаточной живучести.
Первый удар России сразу с применением СЯС, как уже отмечалось, не дал бы
ничего иного, кроме уничтожающего ядерного возмездия по всем гражданским и
военным целям. Иными словами, такое сдерживание может не сработать,
поскольку противник не поверит в готовность страны, подвергшейся неядерному
нападению, покончить жизнь самоубийством вместе с врагами. А в худшем
случае эта стратегия спровоцирует противника на упреждающий удар, если он
поверит в готовность страны-жертвы применить ядерное оружие первой.
Для компенсации относительной слабости на уровне СОН за счет
"расширенного сдерживания" необходимы стратегические силы как минимум на
уровне устойчивого равновесия с силами оппонента. Это предполагает не
только примерное количественное равенство, но и приемлемое соотношение как
по контрсиловому потенциалу (способности разоружающего удара по СЯС
противника), так и по противоценностному потенциалу (способности
уничтожения административно-промышленных центров). Такие СЯС сделают вполне
кредитоспособной угрозу российского избирательного применения ТЯО по
объектам, с использованием которых совершается неядерная агрессия:
аэродромам и кораблям противника, его пунктам управления и системе
материального обеспечения войск, если такие точки не находятся в крупных
городах. Тогда уже перед другой стороной встанет ужасная дилемма:
прекратить агрессию и признать свое поражение или ответить ядерным ударом,
который не способен будет поразить российские СЯС, но повлечет эскалацию с
катастрофическими последствиями для всех.
Перераспределяя ресурсы с развития СЯС на силы общего назначения для
отражения нападения по "балканской модели" (дополнительно к созданию
группировок для локальных войн на юге), Россия может через 10-15 лет
увидеть, что в очередной раз "из двух зол выбрала оба". Имея СОН, которые
все равно будут намного уступать силам НАТО - ввиду колоссальной стоимости
новейших систем обычного оружия, - Россия подорвет свой ядерный потенциал,
свернув СЯС до уровня "минимального сдерживания". С подобными вооруженными
силами сдерживание НАТО (а в будущем, возможно, и угрозы на востоке) будет
не более, а менее действенным. Что касается локальных конфликтов, то, как
показал опыт той же Югославии в 1999 г., без эффективных сил ядерного
сдерживания локальный конфликт акциями противника и его зарубежных
покровителей может легко перерасти в региональный, а затем и в
широкомасштабную войну.


ПЕРЕГОВОРЫ БЕЗ ОПОРЫ


Окончание холодной войны, распад коммунистической системы и самого
СССР, резкое экономическое, политическое и военное ослабление России в
течение 90-х гг. не могли не отразиться на роли России и стратегических
переговоров с нею во внешней политике США. В их приоритетах безопасности
все большее место занимают другие вопросы, и прежде всего распространение
ракетно-ядерного оружия. Вашингтон все меньше заботят проблемы ограничения
наступательных стратегических вооружений (перспективы СНВ-2 и СНВ-3), и они
все больше склоняются к созданию национальной системы ПРО для защиты от
третьих ядерных держав и выходу из Договора по ПРО 1972 г., который стал
фундаментом всего режима и процесса ограничения и сокращения ядерных
арсеналов. Эти тенденции, видимо, усилятся в США с приходом администрации
Буша.
Под данным углом зрения российская концепция "минимального
сдерживания" как будто специально появилась, чтобы придать максимальное
ускорение движению США в эту сторону. Действительно, зачем Вашингтону
беспокоиться по поводу СНВ-2 и СНВ-3, если Россия в любом случае решила в
одностороннем порядке сократить свои СЯС до уровня 1500 или менее
боеголовок и к тому же перестроить их под жалкое подобие американской
триады, то есть добровольно и безвозмездно выполнить то, чего США тридцать
лет пытались добиться в ходе упорных переговоров и ради чего шли на
серьезные уступки по Договорам СНВ-1 и СНВ-2? Что касается Договора по ПРО,
то и тут США утратят осязаемые стимулы к сдержанности - ведь в случае их
выхода из Договора Россия вряд ли сможет предпринять что-либо неудобное для
американской безопасности.
Наземные МБР (особенно мобильные) имеют наибольшую возможность
быстрого наращивания как по числу ракет, так и по боеголовкам (за счет
развертывания РГЧ) с целью повышения потенциала преодоления ПРО и
выравнивания баланса по наступательным силам. Если этот компонент будет
свернут, то возможность оснащения малого числа шахтных МБР многозарядными
головными частями не будет беспокоить США. Ведь они способны без напряжения
поддерживать свои СЯС на уровне 3500 или 5000 боеголовок, то есть сохранять
3- или 4-кратное количественное превосходство над РФ, не говоря уже о
качественной стороне.
Опираясь на "минимальное сдерживание", Россия полностью утратит
контроль над стратегическим курсом США, а заодно с этим лишится и последних
рычагов воздействия на американскую внешнюю и военную политику.
Соответственно и международное влияние, роль и статус России снизятся до
уровня третьих ядерных держав и даже ниже того, учитывая отсутствие у нее
ядерных союзников и геостратегическую уязвимость на западе, юге и востоке.

ИНВЕСТИЦИИ В БЕЗОПАСНОСТЬ


При оптимальном курсе военной реформы обеспечение ядерного сдерживания
на должном уровне вполне по средствам России. Во всяком случае, это более
доступно, чем гонка с НАТО по новейшим системам СОН или подготовка
одновременно к нескольким локальным войнам типа чеченской и афганской.
Чисто количественный уровень СЯС по боеголовкам сам по себе, конечно,
- недостаточная характеристика эффективности сдерживания: не менее важны
качественные характеристики сил. Но никто не станет спорить, что при прочих
равных условиях и при оптимальном планировании структуры, состава,
оперативного режима, систем управления и предупреждения СЯС - большее
количество ядерных средств дает более мощное сдерживание в пределах
ограничений, согласованных на переговорах с другой стороной.
Если систематизировать конкретные задачи ядерного сдерживания,
поставленные перед российскими СЯС по мере повышения их потребностей, то
они выглядят так: сдерживание ядерной агрессии (в пределе - "минимальное
сдерживание"); сдерживание США от выхода из Договора 1972 г. и
развертывания НПРО; сдерживание США от возобновления гонки наступательных
стратегических вооружений (последние две задачи связаны с сохранением
договорного режима и процесса в этой сфере); сдерживание широкомасштабной
обычной агрессии ("расширенное сдерживание" во взаимодействии с
достаточными силами ТЯО).
В ближайшие 10-15 лет США будет нетрудно поддерживать стратегические
силы на уровне 5000 боеголовок при структуре и составе, оптимальных для
американской технической и геостратегической специфики. Даже сократив их до
потолка СНВ-2 в 3500 боеголовок, США оставят себе техническую возможность
при желании быстро (за несколько месяцев - год) нарастить их до исходного
рубежа и даже выше него.
Судя по доступной открытой информации, намечаемый ныне курс развития
российских СЯС даст около 1500 боеголовок через 10-15 лет, более 90%
которых будут весьма уязвимы на базах, в море и в воздухе. Такой потенциал
обеспечит выполнение только первой задачи - "минимального сдерживания" - в
отношении третьих ядерных держав, и с очень серьезными оговорками - в
отношении США. Более оптимальное построение сил РФ с главным упором на
грунтово-мобильные и шахтные МБР надежно обеспечило бы первую задачу и по
США. Это стоило бы около 17 млрд. руб. инвестиций ежегодно (НИОКР, закупки
вооружений, капстроительство) в течение последующих 10 лет или около 8%
военного бюджета РФ (с дополнительными ассигнованиями) на 2001 г.
Выполнение и первой задачи, и сдерживания США от развертывания НПРО
требует через 10-15 лет иметь российские СЯС как минимум на уровне 2000-
2500 боеголовок с упором на наземную и морскую составляющие. Это обошлось
бы в 20 млрд. руб. ежегодных инвестиций или примерно в 10% военного бюджета
в текущем объеме (оценки стоимости вариантов взяты из открытой части
выступления президента РФ Владимира Путина в Госдуме при ратификации СНВ-2
14.03.2000).
Обеспечение дополнительно функции сдерживания США от возобновления
гонки наступательных вооружений предполагает при тех же условиях иметь СЯС
РФ на уровне 3000-3500 боеголовок и ежегодно выделять на их развитие до 37
млрд. руб. или 17% военных ассигнований. И наконец, самая ресурсоемкая
четвертая задача - сдерживание от неядерной агрессии - соответствовала бы
сохранению на будущее полномасштабной триады на уровне 5000-6000 боеголовок
и инвестиционных затрат в 50 млрд. руб. в год (вместе с развитием ТЯО), то
есть около 23% военного бюджета РФ.
Учитывая расходы на содержание Вооруженных сил и на развитие сил
общего назначения, 23% на СЯС - это, конечно, немало. Впрочем, и это не
недоступно для РФ. Если будет выполнена установка президентов Ельцина и
Путина на повышение расходов на оборону до 3,5% ВВП и при этом (за счет
сокращения численности армии и флота примерно до 800 тыс. военнослужащих)
соотношение расходов на содержание и инвестиции изменится с 70:30% на
50:50%, то даже столь мощные СЯС потребовали бы на свое развитие не более
35% инвестиционных средств, оставив остальное на силы общего назначения.
Это было бы, в свете всего вышесказанного, вполне рациональным и самым
сильным курсом военной политики России.
Скажем больше: реальная и убедительная готовность РФ выделять
соответствующие средства на ядерное сдерживание, вполне вероятно, избавила
бы страну от необходимости фактически идти на такие затраты. Ведь тогда США
сохранили бы заинтересованность в реализации СНВ-2 и достижении нового
соглашения по СНВ-3 и при этом не решились бы на односторонний разрыв
Договора по ПРО. Они или отказались бы от планов развертывания НПРО, или
добивались бы согласованного пересмотра отдельных статей Договора - пойдя
ради этого на взаимное сокращение СЯС до уровня 1500 боеголовок и даже ниже
того. Соответственно и фактические расходы РФ на СЯС были бы в 2-3 раза
меньше для выполнения первых трех задач сдерживания. Что касается
расширенного сдерживания, то и его будет гораздо легче обеспечить за счет
ТЯО, если на стратегическом уровне сохранится устойчивое равновесие РФ с
США. К тому же поддержание тесного взаимодействия России и НАТО в сфере
разоружения значительно снизит остроту стратегических проблем нашей страны
и на западе, и на востоке.

-----------------------
Старт ракеты РС-12М2 (SS-27) подвижного грунтового ракетного комплекса
"Тополь-М"






Реферат на тему: Статус военнослужащих

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"


Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года


Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность
военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой
и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей.



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ



ГЛАВА I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Статус военнослужащих.


1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных
государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих,
установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными
законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.


2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с
некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.


На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной
защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с
необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых
условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером
обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы,
гарантии и компенсации.


Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное
время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной
службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах,
регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и
гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое
положение военнослужащих.


Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования
мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством
Российской Федерации.


4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и
использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными
законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.


5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы
государственной власти), органы местного самоуправления и организации
вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы,
гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной
службы, и членам их семей.



Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих.


1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу
по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и
военной службе. К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений
профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы,
проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие
военную службу по контракту);

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента
Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по
призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального
образования до заключения с ними контракта (далее - военнослужащие,
проходящие военную службу по призыву).


Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента
Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к
офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не
предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.


Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными
конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.


2. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и
утрачивают его с окончанием военной службы.


На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих
распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим
Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.


3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях
Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и
государств - участников Содружества независимых государств до принятия
указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и
перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования,
организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР,
сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим
Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в
установленном порядке соответствующих международных договоров Российской
Федерации.


4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях
государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также
военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в
порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.


5. Льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены
настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, устанавливаются:


. военнослужащим и членам их семей;


. гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах,
Объединенных вооруженных силах государств - участников Содружества
независимых государств, и членам их семей;


. гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР,
пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках
гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности,
других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.


К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на
которых распространяются указанные льготы, гарантии и компенсации, если
иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся:


. супруга (супруг);


. несовершеннолетние дети;


. дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18
лет;


. дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях
по очной форме обучения;


. лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.


6. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам
Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях
других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам,
исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения
и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации.


7. Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам,
обучающимся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, дополнительные образовательные программы которых имеют целью
военную подготовку, регулируются федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.


8. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а
также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус
военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование
обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в
соответствии с нормами международного права.


За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие,
материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются)
супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с
ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до
полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников,
интернирования военнослужащих или их освобождения.


9. Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей,
имеющие право на льготы, гарантии и компенсации в соответствии с настоящим
Федеральным законом, пользуются льготами, гарантиями и компенсациями,
установленными для граждан федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления. Если указанные лица одновременно имеют право на
получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким
основаниям, то им предоставляются по их выбору льгота, гарантия и
компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо
предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей.


1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая
система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов
обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских
званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном
исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной
службы.


2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей является функцией государства и предусматривает
закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот,
гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а
также правовой механизм их реализации.


3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной
власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание
условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и
ее роли в обществе.


4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы
государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды
общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а
также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры).
Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации могут также содействовать общественные объединения.


5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных
Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Должностные лица органов государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении
обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.


При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими
контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении
военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение
обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется
органами государственной власти, правоохранительными органами и органами
военного управления.


Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется
генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему
прокурорами.



Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих.


1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция
Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий
Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, а также нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации.


2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой
защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные
настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий
Федеральный закон.



ГЛАВА II.

ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И
ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ


Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих.


1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе
вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц,
уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а
также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации,
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом
гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
- общевоинские уставы).


2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия,
посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище,
имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие
их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут
ответственность в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.


3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе
в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только
по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими
уставами.


О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они
проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного
управления и органы военной прокуратуры.



Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства.


1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом
необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и
обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.


Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их
выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную
службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих
за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на
изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность,
в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий
прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их
семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным
основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной
службы.


3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении
с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом
населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в
соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.



Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании.


1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений
и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе
разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать
приказы командира.


2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной
службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории
воинской части.


3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение
исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования
вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.



Статья 8. Свобода совести и вероисповедания.


1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в
богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.


2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей
военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои
служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.


3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа
используются военнослужащими индивидуально.


4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей
военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью
отправления религиозных обрядов.


5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается.
Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по
просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения
командира.



Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными
объединениями.


1. Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право
избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других
формах осуществления местного самоуправления.


Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, определяются
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.


2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных,
объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их
деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.


Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих
регулируются федеральным законом.



Статья 10. Право на труд.


1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими
военной службы.


2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту:


. назначение на высшие воинские должности с учетом условий
заключенного ими контракта в соответствии с полученной
квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и
на конкурсной основе;


. повышение квалификации с учетом интересов военной службы и их
собственного выбора;


. увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в
соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы,
который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной
службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность
военной службы) или общей продолжительности военной службы в
льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности
военной службы, а также общей продолжительности военной службы в
льготном исчислении определяется Правительством Российской
Федерации.


Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и
служебной необходимостью.


3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в
их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы
государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета
один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан
на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную
службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один
день военной службы за два дня работы.


Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях,
связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в
специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с
особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные
должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством
Российской Федерации.


4. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в
общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются
весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест
дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли
трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности
трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а
также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по
состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту
военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их
дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают
трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному
страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих, если они
утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное
пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством
Российской Федерации.


5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера,
приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными
климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или
за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских
должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации.


Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством
Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются
Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная
служба).


6. Супруги военнослужащих при прочих равных условиях имеют
преимущественное право на поступление на работу в государственные
организации, воинские части и на оставление на работе в государственных
организациях, воинских частях при сокращении численности или штата
работников, а также на первоочередное направление для профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от
производства с выплатой в период обучения средней заработной платы.


7. Военнослужащие не вправе:


. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением
педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не
препятствует исполнению обязанностей военной службы;


. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через
доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими
организациями, за исключением случаев, когда непосредственное
участие в управлении указанными организациями входит в должностные
обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим
и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской
деятельности, используя свое служебное положение;


. использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей
военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а
также другое государственное имущество, за исключением случаев
использования указанного имущества за установленную плату, в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации;


. получать гонорары за публикации и выступления, связанные с
исполнением обязанностей военной службы;


. получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки,
денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с
исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных
подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми
военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с
общевоинскими уставами;


. принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды
иностранных государств, международных и иностранных организаций;


. выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и
юридических лиц, за исключением служебных командировок,
осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской
Федерации или на взаимной основе по договоренности органов
государственной власти с соответствующими органами государственной
власти иностранных государств либо международными организациями;


. использовать служебное положение в интересах политических партий и
общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для
пропаганды отношения к ним.


8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных
исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях,
установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые
нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.


9. Военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца
(матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране
семьи, материнства и детства.



Статья 11. Служебное время и право на отдых.


1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением
случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать
нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей
военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного
служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей
продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления
указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх
установленной продолжительности еженедельного служебного времени
суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток
отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных
военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и
предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о
порядке прохождения военной службы.


2. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части в
соответствии с требованиями общевоинских уставов. При этом указанным
военнослужащим ежедневно, за исключением случаев, определяемых
общевоинскими уставами, предоставляется не менее восьми часов для сна и
двух часов для личных потребностей.


3. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие
мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской
Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти,
в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся
при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного
служебного времени. Порядок и условия предоставления отдыха,
компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях,
определяются Положением о порядке прохождения военной службы.


4. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных
образовательных учреждениях профессионального образования и учебных
воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно.
Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести
суток отдыха в месяц.


Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а
при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы
отдых предоставляется в другие дни недели.


5. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно
предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска
устанавливается: военнослужащим, общая продолжительность военной службы
которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;


. военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в
льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;


. военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в
льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;


. военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в
льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.


Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в
год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом
Положением о порядке прохождения военной службы.


Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего
Севера, приравненных к ним местностях и других местностях; с
неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе
отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей
военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и
здоровья, продолжительность основного отпуска ув

Новинки рефератов ::

Реферат: Демография России (Социология)


Реферат: Механизм денежно-кредитного регулирования (Банковское дело)


Реферат: Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Права человека (Теория государства и права)


Реферат: Облік витрат на оплату праці (Бухгалтерский учет)


Реферат: Детская психика (Психология)


Реферат: Кредитний ризик комерційного банку та шляхи його мiнiмiзацiЇ (Банковское дело)


Реферат: Новейшая разрядно-импульсная технология укладки бетона (Технология)


Реферат: Конституционное право Российской Федерации (шпаргалка) (Право)


Реферат: Сталь и чугун (Химия)


Реферат: Лизинг в Казахстане (Предпринимательство)


Реферат: Музыки ХХ века (Музыка)


Реферат: Битники и хиппи - история движения (Музыка)


Реферат: Грибы и их целебная сила (Биология)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Гипотеза как форма развития знания (Философия)


Реферат: Аналіз продуктивності праці та її оплати в промислових виробництвах (Аудит)


Реферат: Принцип работы CD-ROM (Программирование)


Реферат: Источники правового регулирования банковской деятельности (Право)


Реферат: Казахстан в средневековье (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист