GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Партия "Яблоко" (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Партия "Яблоко" (Государство и право)



Средняя школа №115



Реферат по теме:
Партия «Яблоко»



Выполнил:
Ученик 11г класса
Берсенёв. А



Красноярск 2001
План:

Вступление 3


Г.А.Явлинский и партия «Яблоко» 7


Роль Явлинского и его партии в перестройке 9


Цели партии 13


Война в Чечне и необходимость военной реформы 14


Заключение 17


Список литературы: 18



Вступление

Слово «партия» имеет латинское происхождение. Политическая партия – это
часть какого-либо общественного класса, его наиболее активная, сознательная
и организованная часть, которая борется за власть или за участие в
осуществлении власти.
Важным элементом политической партии является общественное движение, то
есть определенная общественно – политическая активность части граждан.
Общественно – политическая активность имеет разные уровни, степени, формы.
Наиболее элементарные формы активности – это простой интерес к политике.
Более активная форма – участие и выступления в митингах, участие в
различных массовых движениях, регулярное голосование на выборах. Высшей
формой общественно – политической активности граждан можно считать членство
в политической партии. Разные формы общественной активности могут
преследовать разные цели: за республику или за монархию, за капитализм или
социализм. Такие цели могут быть разными и касаться политических,
экономических, социальных, идеологических, культурных, международных и
других проблем. Степень активности людей, вовлекаемых в такие движения,
тоже различна в зависимости от конкретной цели, страны и времени. Чтобы не
отрываться от «своего» общественного движения и не попасть в кризис, партия
должна ставить ясные и понятные задачи, а не слишком далекие, перспективные
цели, к которым не готово население, должно строго улавливать момент
возникновения и усиления новых движений.
Вторым элементом политической партии являются идейно - политические
течения. Так как партия дает политическое выражение различным потребностям
и интересам, партия неизбежно принимает или формулирует некоторую систему
политических, моральных и идейных ценностей. Наиболее устойчивыми являются
партии, которые черпают эти ценности в реальной действительности. В данном
случае самое опасное – взять на вооружение иллюзии, нереально существующие
концепции. Например, иллюзию о том, что весь народ стоит на позициях
«марксизма - ленинизма», «научного социализма» и т. д.
С этой точки зрения четко различаются идеологические и прагматические
партии. Первые главное внимание уделяют разработке идеального общества,
идеологических проблем и их распространению среди своих членов и
сторонников. Вторые преимущественное внимание уделяют практической
политике, руководствуются прагматическими соображениями.
Характерным фактором партии является ее представительный характер. В
обществе есть много институтов, которые представляют те или иные интересы,
взгляды стремления. Особенность партии в том, что она дает этим интересам
политическое измерение, политическое выражение. Это и функция партии, но
такая функция, которая отражает некоторую сущность партии. Без
представительства нет и партии, как ее нет и без других элементов.
Третьим элементом партии является организация. Организацией можно
назвать некоторую структуру, некоторое множество или объединение людей,
сохраняющее определенную устойчивость. Только в том случае, если объективно
существующим проявлениям общественно – политической активности граждан
удастся найти и предложить соответствующие им устойчивые организационные
формы, создаются реальные условия для возникновения партии.
Политические и психологические условия могут потребовать очень жесткой,
централизованной партийной структуры, но существуют партии, имеющие весьма
неопределенную структуру. То же касается и политических задач. В некоторых
случаях политику партии можно осуществлять только через строго
централизованную структуру. В других ситуациях чрезмерная централизация и
жесткая дисциплина дает негативный результат, отучает членов партии от
инициативности, творческого поиска. Таким образом, названные условия
определяют организационную структуру, внутрипартийное отношение и сам
характер партийных работников. Нет оптимальной модели организации для всех
стран, условий и этапов. Есть действенная форма организации для конкретных
условий.
Для того, чтобы понять роль и место партии в жизни общества, необходимо
выявить ее функции. В современных условиях выделяются следующие функции
партии:
- социально – политическое просвещение и сплочение граждан на основе
общности интересов;
- разъяснение массам политической и социально – экономической ситуации, в
которой живет общество, предложение платформы действий. В этих целях
партия взаимодействует с другими политическими силами;
- участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства;
- формирование в парламенте партийной фракции как звена между партией и
органами власти. Через фракцию партия выступает со своими
законодательными инициативами;
- разработка принципов и форм отношений с другими партиями, формирование
избирательных блоков;
- организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их
политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.
- осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической
властью;
- подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства;
- работа с молодежью с целью вовлечения в активную политическую и социально
– экономическую деятельность.
Полнота реализации этих функций различна в разных обществах. Она
зависит от уровня развития общества, социально – классовой сущности партии,
профессиональных качеств ее лидеров.


Г.А.Явлинский и партия «Яблоко»

Партия «Яблоко» почти как все остальные Российские партии
сформировалась вокруг своего лидера – Григория Алексеевича Явлинского. С
1985 года он был Членом КПСС и вышел в дни ГКЧП 20 августа 1991 г.
Во время попытки государственного переворота в августе 1991 года
Явлинский находился в Белом Доме, а 22 августа 1991 года вместе с
правоохранительными органами ездил в качестве понятого от общественности (
по решению участников защиты Белого дома ими должны были быть известные
общественные деятели) арестовывать министра внутренних дел СССР Бориса Пуго
(к их приезду Пуго и его супруга совершили покушение на самоубийства и были
смертельно ранены).
В сентябре 1993 года по поводу Указа Ельцина о роспуске парламента и
ответных попыток Верховного Совета отстранить Ельцина от власти заявил, что
"решения Президента, безусловно, незаконны, но действия Верховного Совета
нелегитимны", предложив конфликтующим сторонам "обоюдный отказ от шагов,
предпринятых 21 и 22 сентября" и "назначение даты одновременных досрочных
выборов президента и парламента" на начало 1994 года (то есть программу
компромисса, сходную с последовавшими позже предложениями председателя
Конституционного суда Валерия Зорькина).
25 сентября 1993 года Явлинский подписал "Программу 14-ти"
(А.Владиславлев, С.Глазьев, А.Денисов, И.Дискин, И.Клочков, В.Липицкий,
Н.Рыжков, В.Третьяков, Н.Федоров, Е.Яковлев и др.), в которой предлагалось
проведение одновременных досрочных выборов парламента и президента на
основе модифицированного "нулевого варианта": решения всех органов власти с
21 сентября, "затрагивающие конституционные вопросы", приостанавливаются, а
деятельность Верховного Совета и его комиссий сводится до новых выборов к
контрольным функциям и рассмотрению законодательных инициатив
правительства. Однако на пресс-конференции 28 сентября 1993 года заявил,
что компромисс "по Зорькину" уже нереален и что, по его мнению, от
парламента следует добиваться, главным образом, сдачи огнестрельного
оружия, а от президентской команды - одновременных выборов с переносом их с
декабря на февраль-март 1994 года. Посещал с посреднической миссией Белый
Дом.
После событий 3 октября 1993 года, когда сторонники парламента и
Александра Руцкого захватили мэрию и штурмовали "Останкино", а Е.Гайдар
призвал безоружных граждан прийти защищать здание Моссовета, Явлинский не
поддержал этой идеи, но потребовал решительного подавления мятежа.
Верховный Совет тогда, как известно, был распущен, и Явлинский
участвовал в выборах в Государственную Думу 1993 года в качестве главы
избирательного блока "Яблоко" (блок получил 7,86% голосов и 27 мест в
Государственной Думе).
Явлинский участвовал в избирательной кампании 1995 года как лидер
ЯБЛОКА (блок получил 6,89% голосов и 46 мест в Государственной Думе).
В 1996 году Явлинский был выдвинут кандидатом на пост Президента РФ от
демократической оппозиции, набрал 7,4%
В 1993 г. Явлинский заявлял, что в России нельзя побороть инфляцию
только путем ужесточения кредитно-фискальной политики. По его мнению, для
этого были необходимы политическая стабилизация, институциональные
преобразования основ российской экономики, изменение отношений партнеров
внутри рублевой зоны и изменение организационного устройства финансовой
системы. Выступал за осторожное проведение экономической политики. Суть его
программ - развитие реформ при сохранении демократии.
Несмотря на то, что фракция ЯБЛОКО неоднократно выступала за отставку
правительства Черномырдина, Явлинский - единственный из ведущих российских
политиков приостановил критику деятельности его кабинета после отставки
Черномырдина 23 марта 1998 года. Явлинский заявил, что требовал не просто
отставки В.С.Черномырдина, а "изменения важных элементов экономической
политики, внутренней политики страны". ЯБЛОКО — единственная фракция в
Государственной Думе, ни один член которой не поддержал кандидатуру
С.В.Кириенко на пост Председателя правительства РФ во всех трех
голосованиях.

Роль Явлинского и его партии в перестройке


В 1989 году Явлинский приглашен на должность заведующего сводного
экономического отдела Совета Министров СССР, когда Абалкин занял пост
заместителя Председателя Совета Министров СССР.
Идеология экономического развития, отстаиваемая Явлинским, не получила
поддержки у премьера Н.Рыжкова, и в окончательный вариант правительственной
программы Рыжкова-Абалкина не вошла. В результате зимой-весной 1990 года
Явлинский вместе с молодыми экономистами Алексеем Михайловым и Михаилом
Задорновым разработали проект реформирования экономики СССР в рыночную под
названием "400 дней доверия". В ней была расписана по дням программа
последовательности действий Президента на соответствующий период.
Программа Явлинского-Задорного-Михайлова попала в чужие руки и под
названием "500 дней" была предложена Б.Ельцину, тогда Председателю
Верховного Совета РСФСР, как программа реформирования экономики России, а
не всего СССР. После ознакомления с ней Ельцина и Председателя Сомина РСФСР
Ивана Силаева, Явлинский назначается на пост заместителя Председателя
Совмина РСФСР и председателем Государственной комиссии по экономической
реформе с поручением продолжить работу над программой (реформы (по его
собственному определению, это пост "заместителя царя по революциям"). Тогда
же по инициативе Явлинского была достигнута договоренность между Горбачевым-
Ельциным-Рыжковым-Силаевом о разработке совместных мер по проведению
экономических реформ. Их подготовка была поручена Явлинскому и академику
С.Шаталину.
К 1 сентября 1990 г. Программа "500 дней" и 20 проектов законов к ней
были готовы, утверждены ВС РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного
Совета СССР. Программа вызвала сопротивление у Председателя министров
Н.Рыжкова, который вышел с альтернативным проектом "Основные направления
развития" и пригрозил своей отставкой.
Учитывая изменение позиции Михаилом Горбачевым, который в Верховном
Совете СССР выступил за объединение программы Явлинского-Шаталина и
Абалкина-Рыжкова (что, по мнению обеих сторон, было невозможно), Верховный
Совет СССР отверг "500 дней". Из компромисса между "500 днями" и "Основными
направлениями родилась программа Президента СССР, с которой Явлинский не
мог согласиться.
Одновременно, российское правительство не выполнило взятых на себя
обязательств: после утверждений "500 дней" и несмотря на то, что
подавляющее большинство их руководителей поддержали программу, а некоторые
республики даже приняли программу в своих Верховных Советах, несмотря на
начавшие поступать рабочие планы действий, согласованных с основным курсом,
не были выполнены основные условия программы.
Организационные условия: не были проведены изменения в организационной
структуре управления экономикой, перераспределения экономической власти и
полномочий от центра к республикам, не произведено обновления высшего
экономического эшелона власти страны на основе компетентности,
профессионализма и личной порядочности.
Экономические условия: не были созданы предпосылки для стабилизации
финансового положения и предотвращения гиперинфляции, дальнейшего разрыва
хозяйственных связей республик и падения уровня жизни. В частности, эта
линия была заложена в повышении цен на зерно в июле 1990 года, а также тем,
что дальнейшее административное повышение оптовых закупочных и розничных
цен с компенсациями было объявлено за семь месяцев. (Правительство РСФСР
значительно подняло закупочные цены на мясо. Это привело к тому, что Совет
Министров СССР моментально отреагировал и принял соответствующее решение в
масштабах всей страны. Явлинский отказался поставить свою визу
постановлении о повышении закупочных цен на мясо, зерно и другую
сельскохозяйственную продукцию, а также постановлении о всероссийской афере
“Чеки - урожай-90”.)
К осени 1991 г. Правительство РСФСР приняло несколько популистских
решений, которые исключали возможность исполнения "500 дней". За полтора
месяца явочным порядком фактически развернулась реализация проекта
Программы правительства СССР Рыжкова. На заседании ВС РСФСР 17 октября
Явлинский заявил, что как курс перехода на рынок "500 дней" будет
действовать все равно, однако "вход в рынок данном случае будет не через
стабилизацию, а через усиливающуюся инфляцию" (стенограмма Совместного
заседания Палаты представителей и палаты национальностей Верховного Совета
РСФСР (17.10.1990).
Понимая невозможность осуществления экономической политики, для
проведения которой был утвержден в должности, Явлинский в октябре подал в
отставку и был освобожден от должности 31.12.1990 г. Впоследствии он
подчеркивал, что осуществление "500 дней" позволило бы сохранить СССР.
Помимо работы над программой "500 дней" за три с половиной месяцев
команда Явлинского подготовила первый закон о приватизации (закон “О
порядке приобретения гражданами имущества у государства”) и весь пакет
сопровождающих постановлений, впоследствии значительно ухудшенный Верховным
Советом; разработана отвечающая времени структура правительства с
несколькими новыми комитетами, например, Антимонопольным, по управлению
государственным имуществом и т.д., полностью разработана техническая
сторона постановления “Об акционерных обществах”, действующего до недавнего
времени.
В апреле 1991 г. Госдепартамент США официально пригласил Явлинского на
заседании совета экспертов "большой семерки" со статусом участника.
Выступление Явлинского на "семерке" положило основу для началу работы над
программой перехода советской экономики к рынку и интеграции в мировое
экономической сообщество. Работу ведут ЭПИцентром (некоммерческом научно-
исследовательском институте экономических и политических исследований ,
который Явлинский возглавляет до сих пор) и ученые Гарвардского
университета (США) при политической поддержке М.Горбачева и закончена в
июле 1991 года. Программа получила название "Согласие на шанс" и была
обнародована на очередной встрече "семерки" в Лондоне. Впоследствии
Горбачев отказался от ее реализации.

Цели партии

обеспечить необратимость демократического развития страны, добиться
существенного повышения реальных доходов россиян, ликвидировать нищету,
сделать важнейшими приоритетами государственной политики образование и
науку.
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
. создание эффективной системы управления государством;
. снижение уровня коррупции и преступности;
. создание эффективной судебной системы;
. облегчение налогового бремени;
. легализация теневой экономики;
. прекращение бегства капитала;
. привлечение долгосрочных инвестиций в экономику;
. укрепление гарантий частной собственности;
. обеспечение стабильности на Северном Кавказе;
. переход к профессиональной армии.
Кроме того, важнейшей задачей считаю (это Явлинский писал) повышение
роли России в мире и укрепление ее престижа на международной арене.
Достижение этих целей требует реализации целого комплекса реформ.

Война в Чечне и необходимость военной реформы

Сразу после начала Чеченской войны Явлинский заявил о ее преступном
характере и необходимости ее немедленного урегулирования. Фракция выдвигала
несколько законопроектов, направленных на ее прекращение. Он дважды
предлагал план мирного урегулирования, на условиях которого чеченская
сторона была готова сложить оружие.
В конце 1994 года осудил начало военных действий в Чечне. Ездил в Чечню
со своими товарищами по фракции с целью освобождения захваченных войсками
Джохара Дудаева российских пленных - он предложил в качестве заложника под
освобождение военнопленных (поездка увенчалась частичным успехом - было
освобождено 7 солдат из 14. Остальных Дудаев передал ген. Грачеву на
условиях сохранения мира).
Партия Яблоко также выступала против антетеррористической компании
начатой под руководством В.В.Путиным. И также как и в первый раз предлагала
сесть за стол переговоров.
Вот что писал Г.Явлинский в президентской программе (2000-2004):
Необходима комплексная реформа, цель которой – сокращение армии до
800–600 тыс. человек при сохранении ядерного щита и росте мобильности армии
на профессиональной основе. Такие вооруженные силы будут способны
эффективно обеспечивать защиту России от любых внешних угроз.
Комплексное реформирование вооруженных сил предусматривает следующие
мероприятия:
1. Сокращение армии и ее переход на контрактную профессиональную
основу. До перехода на профессиональную армию должно быть достигнуто
оптимальное сочетание контрактников и призывников. Для этого необходим
закон об альтернативной гражданской службе, который смог бы реально
воплотить соответствующее требование Конституции РФ.
2. Залогом правового и гражданского порядка в Вооруженных силах я
считаю занятие должности министра обороны гражданским лицом.
Гражданский министр обороны будет рассматривать военные потребности с
более полным учетом экономических и политических реалий. Позиции
вооруженных сил перед гражданским министром представляют Генштаб,
командование видов и управления. Если они не согласны с министром, то
могут апеллировать к президенту и парламенту и отстаивать свое мнение.
Несогласие же с военным министром обороны, как правило, незамедлительно
сурово пресекается и обычно стоит офицерам карьеры. Военный министр
заинтересован в приукрашивании положения армии, что может привести к
просчетам типа войны в Чечне. Регулярная смена министров необходима для
нормального развития ведомства: снятие гражданского министра не бьет по
престижу армии.
3. Переход от количества к качеству. Сокращение вооруженных сил
должно компенсироваться повышением их боеспособности. Главный акцент в
военной реформе ставится на улучшение условий жизни и службы военных,
повышение уровня боевой подготовки войск, оснащение армии современным
оружием и комплектование её на профессиональной основе.
4. Сохранение в рядах ВС “золотого фонда” российских офицеров –
носителей высокого профессионализма и продолжателей лучших традиций
отечественной армии. Для этого необходимы следующие меры:
n сокращение численности личного состава в большей мере за счет
рядового состава, особенно в технически оснащенных видах ВС (РВСН, ВМФ и
ВВС);
. увеличение денежного содержания военнослужащих до такого уровня,
чтобы они могли обеспечивать себе достойную жизнь;
. прекращение практики многомесячной невыплаты денежного содержания;
. безусловное обеспечение военнослужащих и членов их семей нормальным
жильем.
5.Увеличение эффективности расходов на армию за счет:
. пересмотра раздутой системы запаса ВС;
. создания разных категорий резервистов;
. иностранной помощи военной реформе под разоружение и снижение
численности войск;
. перераспределения бюджетных средств с целью выведения социальных
расходов по военнослужащим из военных бюджетов.
6. В случае создания Европой системы противоракетной обороны я как
Президент России буду настаивать на использовании ими российских
ракетных технологий. Это даст заказы нашим заводам, обеспечит
финансирование ВПК.

Заключение


Яблоку как правило отводилась роль партии на экспорт, то есть партии
которую не стыдно было показать мировому сообществу. Только Г.Явлинский и
А.Чубайс могли вести диалог с западной элитой. Яблоко как и её лидер не
имели большой «политической силы» в результате чего не могли добиться
больших успехов своих начинаниях. Возможно когда-нибудь она и наберёт
большинство в парламенте т.к. данной партии есть высокий потенциал роста
ведь она основана на средний класс который будет расти, но это будет не
скоро а сейчас – это просто показательная партия американского стиля,
которая занимается многими идеалистическими программами (На заседании
Национального Совета 18 апреля Г. Явлинский предложил программу из семи
неотложных мер, которые могут существенно улучшить положение пенсионеров.)
И политиканскими акциями (запреты о ввозе отработанного ядерного топлива
или защита НТВ).

Список литературы:


1.Политология на Российском фоне. В. В. Рябов, Москва, 1993 г., «Луч».
2.Политические партии России, М., Фонд права, 1995 г.
3.Президентская программа Григория Явлинского (2000 - 2004)
4.http://www.yavlinsky.ru/







Реферат на тему: Пасынки революции

Департамент образования и науки Костромской области.



РЕФЕРАТ


Предмет: Введение в Современное Обществознание.

Тема: Пасынки революции.



Выполнил
учащийся гр. №1
Лесников С.Ю.


Профессиональное училище №21.



П Л А Н.

1. Введение.
2. Блок.
3. Мятеж.
4. Заключение.



В Е Д Е Н И Е.

Совсем недавно казалось, что вопрос «Кто был кто?» по отношению к прошлому
неуместен: все было раз и навсегда поделены на «хороших» и «плохих»,
«прогрессивных» и «реакционных». Но стоило пошатнуться былым представлениям-
и нас охватила лихорадка исторического познания. Пришла пора пристальнее
вглядеться в многоликий мир политических партий в России начала ХХ века.
Этой теме посвящено много литературы. Люди, объединявшиеся в партии,
мечтали изменить мир, многие из них готовили революцию и участвовали в ней.
Одни остались ей верны, другие разочаровались и отступили. Они шли разными
путями, искали и ошибались, но нередко бывали правы и прозорливы.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Левые социалисты-революционеры (интернационалисты)-партия образовалась из
оппозиционного течения, возникшего среди эсеров в годы первой мировой
войны, и конституировалась в ноябре1917 года сохранив традиционный
эсеровский девиз: « В борьбе обретешь ты право свое!».Лидеры- М.
Спиридонова, М . Натансон, Б. Камков, С. Мстиславский и другие.
Левые эсеры- наиболее радикальные из демократических идеологов крестьянства
–участвовали в Октябрьской революции, входили в Петроградский и местные
Военно-революционные комитеты , имели по трети мест на 11-У Всероссийских
съездах Советов во ВЦИК. В декабре 1917 года, заключив правительственный
блок с большевиками, получили семь наркомовских портфелей. В марте 1918
года, в связи с неприятием Брестского мирного договора, вышли из
коалиционного правительства. Акция 6 июля 1918 года поставила партию на
грань катастрофы. Она потеряла десятки тысяч членов, миллионы избирателей.
От нее отделились группы, образовавшие партии революционных коммунистов и
народников- коммунистов, часть партии ушла в подполье- «камковцы»,
«спиридоновцы». К концу 1922 года партия прекратила свое существование.



1. БЛОК.

Кто такие левые эсеры? Наверное, правильно было бы сказать, что это
последовательные эсеры. В то время, как социалисты- революционеры после
февраля отказались от своих позиций, левые эсеры остались верны старому
народническому знамени.
На III съезде социалистов- революционеров (май- июнь 1917 года), когда
партия, что называется на подъеме, во весь голос заявило о себе левое
крыло, насчитывавшее 42 человека. Обнаружились принципиальные расхождения
по принципиальным вопросам: о земле (левые настаивали на скорейшем
выполнении давних эсеровских требований- без выкупа передать землю
крестьянам, правые уклонялись и маневрировали), о власти (левые были против
коалиции с кадетами), о мире (левые стояли на интернационалистических
позициях, правые поддерживали лозунг войны до победного конца). После
июльского кризиса фракция левых эсеров выступила с декларацией, в которой
резко отмежевывалась от политики своего ЦК и заявляла о намерении, «не
порывая организационной связи с партией, определенно и твердо ограничиться
от политики, усвоенной руководящим большинством». Левые активизировались в
Риге, Ревеле, Новгороде, Таганроге, Саратове, Минске, Пскове, Одессе,
Московской, Тверской и Костромской губерниях. Еще с весны они занимали
твердые позиции в Воронеже, Харькове, Кронштадте, Казани. Общенациональный
кризис, как это всегда бывает, ускорил размежевание.
Однако еще днем 25 октября 1917 года, то есть за несколько часов до
открытия II Всероссийского съезда Советов, левые не имели собственной
фракции. Она была организована вечером, уже во время работы съезда, и с ее
руководством ЦК РСДРП и начал переговоры о блоке, об участии в Советском
правительстве, о совместных действиях. Организационная неоформленность
левых эсеров, неопределенность их статуса помешали в тот момент заключению
правительственного блока.
По- видимому, этим объясняется, что первая попытка диалога окончилась
неудачей: 26 октября Б.Д. Камков, В.А. Карелин, В.Б. Спиро отклонили
предложение большевиков об участии в Совете Народных Комиссаров. Левые
эсеры требовали образования правительства из представителей всех
социалистических партий и, возможно, надеясь избежать окончательного
разрыва с собственной партией, с революционной демократией, покинувшей
съезд. Кроме того, они считали, что два- три министерских портфеля- это
слишком мало, чтобы выявить собственное лицо, не затеряться, не оказаться
«просителями в большевистской передней».

В то же время, к чести левых эсеров они не ушли со съезда Советов, как того
требовал ЦК социалистов- революционеров. Более того, они приняли участие в
работе ВЦИК, высказались в поддержку программы Совнаркома по вопросам мира,
земли, рабочего контроля.
Несомненно, отказ войти в СНК не был окончательным. Понимая это, большевики
четко обозначили платформу возможного соглашения, ясно дали понять, что
готовы передать левым эсерам чрезвычайно важный пост наркома земледелия и
пополнить левоэсеровскими делегатами только что сформированный ВЦИК.
Возможность и необходимость дальнейших переговоров и соглашения
основывались прежде всего на том, что, по словам Ленина, не было «коренного
расхождения интересов наемных рабочих с интересами трудящихся и
эксплуатируемых крестьян».
С каждым часом в руководстве ПЛСР усиливалось понимание, что изоляция от
большевиков гибельна и равнозначна «изоляции от жизни». Особую активность
проявляла М.А. Спиридонова. Еще в дни корниловского мятежа она налаживала
связи с секретариатом ЦК РСДРП(б), резко критиковала политику эсеров, не
раз заявляла, что единственное спасение революции- в переходе власти к
рабочим и крестьянам. В канун Октября и в дни переворота она звала своих
единомышленников в атакующие колонны, во время поездки по югу страны
(Харьков, Александров, Бердянск, Одесса) в начале ноября 1917 года
агитировала за власть Советов. К голосу Спиридоновой прислушивались с
необычайным вниманием: она была признанным руководителем, душой, совестью
левого крыла партии социалистов- революционеров.
В то же время большевики демонстрировали искреннюю готовность к
сотрудничеству. 4 ноября 1917 года на пленуме ВЦИК они выразили сожаление,
что представители левых эсеров не принимают участия в правительстве. В.И.
Ленин предложил Колегаеву возглавить наркомат земледелия. Обладая третью
мандатов, левые эсеры получили пропорциональное количество мест в
президиуме ВЦИК, в его постоянных комиссиях. Руководство отделами-
важнейшими рабочими органами ВЦИК- правящая партия сочла возможным
разделить с левыми эсерами на паритетных началах. Так, иногородний отдел
возглавили Свердлов и Алгасов, агитационный- Володарский и Каховская, по
национальному вопросу- Урицкий и Прошьян. Казалось бы, все условия для
правительственного блока были налицо.
Партийный состав съезда (100 левых и 49 правых эсеров, 29 большевиков и так
далее) создавал неустойчивое равновесие. Левые эсеры, поначалу заявив о
«нежелании связывать себя с правительством Октябрьского переворота»,
настаивая на организации «однородного социалистического правительства»,
вместе с тем внесли резолюцию, которая одобряла программу II съезда Советов
рабочих и солдатских депутатов, декреты о земле и мире, провозглашала
необходимость объединения вновь избранного исполкома Советов крестьянских
депутатов и ВЦИК II созыва. Большевикам удалось переломить настроение
делегатов. Обычно это событие связывается с заключительным словом Ленина по
аграрному вопросу, когда он заявил: «Нам говорят, что мы против
социализации земли и что поэтому мы не сумеем договориться с левыми
эсерами. Мы отвечаем на это: да, мы против эсерной социализации земли, но
это не помешает нам быть в честном союзе с левыми эсерами. Сегодня или
завтра левые эсеры выдвигают своего министра земледелия и, если оно
проведет закон о социализации, мы не будем голосовать против. Мы
воздержимся».(Ленин В.И. ПСС, т. 35, стр. 101).
Речь Ленина, резолюции и телеграммы, поступавшие от провинциальных Советов,
все нарастающая решимость делегатов с мест, готовых идти с большевиками и
крайне раздосадованных проволочками, заставили президиум съезда высказаться
за ускорение переговоров о слиянии ВЦИК и Исполкома, который предстояло
сформировать на чрезвычайном крестьянском съезде. Вечером 15 ноября
открылось совместное заседание ВЦИК, Петроградского Совета крестьянских
депутатов. Объединение высших органов Советов состоялось. Сильную, яркую
речь произнесла Спиридонова, выразившая уверенность, что только в союзе в
рабочими российские крестьяне сумеют добиться свободы, равенства, земли.
Обратимся к фактам. На начало 1918 года в Совнаркоме фракция левых эсеров
располагала третью голосов, что соответствовало раскладу партийных сил во
ВЦИК. Особая роль принадлежала в СНК Прошьяну. Как считал Ленин, не
оборвись трагически жизнь Прошьяна, его новое сближение «с коммунизмом было
бы неизбежно». Позиции Прошьяна разделяли Алгасов, Колегаев. Гораздо
труднее складывались деловые отношения большевиков с Карелиным, Штейнбергом
и Трутовским.
Левые эсеры были также представлены в правительстве Советской Украины (Е.П.
Терлецкий и др.). А. Егоров, М.А Муравьев, Ю.В. Саблин, В.Б. Спиро занимали
ответственные должности в Красной Армии, на флоте; П.А. Александрович (В.А.
Дмитриевский), В.Д. Волчков- в ВЧК. Мы почти ничего не знаем о деятельности
левых эсеров в наркоматах, ВЧК, в местных Советах.
На IV съезде Советов ПЛСР имела 20% голосов, выступив против Бреста, она,
по замечанию Ленина, «заведомо разошлась с крестьянством». Однако на V
съезде Советов левые эсеры получили уже около трети мандатов, увеличив
представительство на половину. За счет чего? Анализ выступлений левых
эсеров показывает, что ни разу они не поднимали голоса в защиту кулачества,
наоборот, много раз выступали против.
Чем руководствовались левые эсеры, протестуя против продовольственной
диктатуры? Прежде всего предлагая передать осуществление продовольственной
политики в руки местных советов. Кроме того, в декрете о продовольственной
диктатуре говорилось не только о «деревенской буржуазии», о «кулаках», но и
«держателях хлеба» вообще.
Левые эсеры были за борьбу с кулаками, но опасались, что удар придется по
мелкому и среднему крестьянству: декрет обязывал «каждого... владельца
хлеба» сдать его, объявлял «всех ... имеющих излишки и не вывозящих на
ссыпные пункты ... врагами народа».
Противопоставление деревенской бедноты «трудовому крестьянству» казалось
левым эсерам бессмысленным и даже кощунственным. Комитеты бедноты
именовались ими не иначе, как «комитетами лодырей». Надо признать, что
весьма часто люди, входившие в комбеды (типа деда Щукаря или Игнашки
Сапронова), давали к этому повод.



II. МЯТЕЖ.

V съезд Советов, вдохновенная речь Спиридоновой с призывом к срыву
Брестского мира и священной войне против германского империализма, убийство
немецкого посла графа Мирбаха, совершенное Блюмкиным и Андреевым, отряд ВЧК
под командованием левого эсера Попова, аресты Дзержинского и др. видных
большевиков- фактура 6 июля 1918 года- точка зрения советской историографии
по поводу этого события вполне устоялась. Но вот в Париже в 1985 году
выходит работа Ю. Фельштинского «Большевики и левые эсеры (октябрь 1917-
июль 1918). На пути к однопартийной диктатуре». По версии автора, мятеж-
следствие чекистской провокации.
Был ли мятеж антисоветским? Тут надо различать объективную оценку и
субъективные побуждения. Несомненно, убийство Мирбаха поставило страну на
грань войны с Германией, учитывая соотношение сил, сомневаться в исходе
подобного столкновения не приходиться. Левые эсеры вовсе не собирались
свергать власть Советов, которую они, хотя и с оговорками, поддерживали в
Октябре и в сотрудничестве с большевиками основательно окрепли в
последующие месяцы.
Был ли мятеж направлен против большевиков? И на этот вопрос трудно ответить
однозначно. Как показывала следственная комиссия Спиридонова, « во всех
постановлениях ЦК партии свержение большевистского правительства ни разу не
намечалось».
Был ли мятеж акцией, в которую оказалась втянутой вся партия? Изучение
материалов центральных и областных архивов показало: нет ни одного
бесспорного свидетельства, что левые эсеры загодя и целенаправленно
готовили широкое, четко спланированное выступление в общероссийском
масштабе. Ни единого! Более того, многие лидеры ПЛСР, ее многочисленная
фракция на съезде Советов (не говоря уже о рядовых членах партии) узнали о
выступлении из газет. Что это было? Спонтанная акция, за которую несет
ответственность часть ЦК, или, как точнее и эмоциональнее определял Ленин,
«безумно- историческая авантюра»? С точки зрения военной, у левых эсеров и
в мыслях не было какого- либо наступления (что, собственно, и составляет
существо любого мятежа с целью захвата власти).
Отряд Попова располагался всего в километре от Кремля и Большого театра,
где проходил V съезд Советов, но не делал никаких попыток атаковать их. Да
и сами аресты большевиков выглядят оборонительными мерами. Скажем
Дзержинского левые эсеры вынуждены были арестовать, чтобы не быть
арестованными самими.
Долгое время считалось, что после 6 июля 1918 года партия левых эсеров
канула в небытие. Тут скорее всего имел место привычный валовой подход: для
нас партия- не партия, если за ней не идут миллионы или она не представлена
в парламенте. Преодоление «вала» ведет к тому, что в последствии все чаще
историки относят распад и гибель этой партии к началу 20-х годов.
Зимой 1919 года в Москве ВЧК были арестованы и осуждены 50 левых эсеров, в
том числе Спиридонова, Трутовский и другие. В марте левые эсеры
организовали выступления в Петрограде. ЧК арестовало 35 активистов,
обнаружила их подпольную типографию. Выступления происходили также в
Пскове, Туле, Казани, Брянске, Орле, Гомеле, Астрахани и других городах.
Всего в первой половине 1919 года было раскрыто 45 левоэсеровских
организаций; один этот факт опровергает утверждение о гибели ПЛСР сразу
после 6 июля 1918 года. Партия продолжала существовать, но в ней шли
процессы внутренней дифференциации.
К концу 1922 года руководящий центр левых эсеров в России практически
распался: часть лидеров находилась в заключении или ссылке, часть
эмигрировала, часть отошла от политической деятельности. Многие в разное
время вступили в РКП(б)- Б.Ф. Малкин, Д.А. Магеровский, А.Л. Колегаев, А.А
Биценко, В.А. Алгасов и другие. Активно поддерживали большевиков С.Д.
Мстиславский, П.П. Прошьян, М.А. Спиридонова, А.М. Устинов, П.И. Шишко.
Были, разумеется, и сотни других.
Стоит напомнить, что осенью 1917 года по приказу Керенского были брошены в
«Кресты» Прошьян, Устинов и Шишко, что Биценко с оружием в руках сражалась
за власть Советов в Москве, что Алгасов и Устинов входили в Петроградский
ВРК, а в группе наркомов- левых эсеров, состоявшей из семи человек, шесть
являлись членами ЦК ПЛСР.
Разные судьбы- это разные жизни и разные смерти.
Мстиславский стал известным писателем и умер в 1943 году. Натансон умер в
1919 году, Шрейдер и Штейнберг эмигрировали. Устинов, Биценко, Малкин,
Колегаев, Алгасов в разное время вступили в РКП(б), были на советской
работе, в 1937- 1938 годах репрессированы. Спиридонова дожила до 1941 года
и была расстреляна в Орловском централе при подходе немцев. Тяжелейший удел
достался Камкову, Карелину, Трутовскому- ссылки и тюрьмы. Что и говорить,
пасынки революции.



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В 1923 году начался распад меньшевистской партии. В июле были созданы
инициативные группы по ее роспуску- в Саратове, Запорожье, Таганроге; в
августе в Тбилиси Всегрузинский съезд меньшевиков объявил о роспуске
партии. В середине 1924 года были распущены Украинская, Ленинградская,
Уральская, Брянская, Донская и другие организации. Осенью 1924 года в
Москве прекратилась пропагандистская и иная деятельность меньшевиков среди
рабочих.
Жаль, что до недавних пор отечественная историография следовала принципу
древних: «Горе побежденным!» В ней, как в сказке для детей, действующие
лица делились на хороших и плохих. Причем политическая ущербность
меньшевиков в литературе и кино была особенно легко узнаваемой. Их
отличали, как заметил один публицист, брызганье слюной при разговоре,
перхоть на вороте пиджака и постоянно падающее с переносицы пенсне. Похоже,
перестройка внесла коррективы и в эту традицию. Пришло, наконец время,
отложив кисть с исключительно черной краской, рисовать более реалистические
портреты побежденных деятелей победившей революции.






Новинки рефератов ::

Реферат: Гуманизм в коррекционном обучении (Педагогика)


Реферат: Ринок цінних паперів та перспективи розвитку в Україні (Деньги и кредит)


Реферат: Гуманизация образования (Педагогика)


Реферат: Налог на добавленную стоимость в Украине (Налоги)


Реферат: Разработка Интерфейса Пользователя АСУ в Среде Delphi (Программирование)


Реферат: ЛИЗИНГ: правовые основы и проблемы развития правового регулирования в РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Воспитание искусством в Афинах (Педагогика)


Реферат: Кладка перемычек (Строительство)


Реферат: Миссия, цели и стратегия компании Microsoft (Менеджмент)


Реферат: Особенности памяти (Педагогика)


Реферат: Типология политических режимов (Философия)


Реферат: Скифы (История)


Реферат: Вокруг Петровского дворца (Искусство и культура)


Реферат: Антибольшевистские правительства (История)


Реферат: Роль конкуренции в экосистемах (Биология)


Реферат: GREAT BRITAIN, Science (Иностранные языки)


Реферат: Архитектура сотовых сетей связи и сети абонентского доступа (Радиоэлектроника)


Реферат: Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада (Педагогика)


Реферат: Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения (Культурология)


Реферат: Генетика (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист