GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Конфликт (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конфликт (Естествознание)


Тема: Конфликт.



Содержание


|Введение. |2 |
|Природа конфликта. |5 |
|Происхождение конфликтов. |7 |
|Природа человека и социальный конфликт. |8 |
|Движущие силы и мотивация конфликта. |11 |
|Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 |
|Заключение. |19 |
|Литература. |20 |
Введение.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с
конфликтами разного рода.
Например, вы и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это
благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется
ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее
складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в
выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут
развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и
каков будет характер этих отношений впоследствии?
На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о
конфликтах, о том, что такое конфликт.
Другой пример приведем из отношений между большими группами людей.
Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный
экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей
местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного
образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях
мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к
прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и
к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов.
Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный
конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.
Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием
экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода
конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение
точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и
общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют
всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию
поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое
конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает
культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и
более устойчивой в психологическом отношении.
Изучать конфликты нужно еще для того, чтобы научиться понимать
политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических
играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и
участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается
выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в
том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или
назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и
политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя
в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в
конфликтных ситуациях.
Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает
из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том,
как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о
методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический
деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей
этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические
знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом
уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между
государствами.
А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы
избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых
невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать
сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных
общественно-политических ситуациях.


Природа конфликта.

Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе,
своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и
потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том,
что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей,
которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием
конфликта.
Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой
проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных
момента:
во-первых, степень значимости более широкой системы связей,
преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его
дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной
ситуации;
во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти
на риск ради их осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность
учитывать интересы оппонента.
Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены
следующим образом:
1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте;
степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.


3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу;
возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения
исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной
стороны.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе
отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей
справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все
структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми
иными отношениями.
8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров
конфликтующих сторон;
10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом
опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.
11. Новый этап социального взаимодействия.

Происхождение конфликтов.

Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Как правило сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и
подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего
рода спускового механизма выводящего наружу это чувство
неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,
стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты
интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной
жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное
выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать
исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в
действиях политических структур и институтов.

Природа человека и социальный конфликт.

Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень
ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько
иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, о
их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о
возможностях регулирования конфликтов.
Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих
мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в
рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего, понимание
конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это
такое? И в чем состоит его собственная природа?
С древних времен до наших дней сталкиваются между собой, по меньшей
мере, две точки зрения при ответе на этот вопрос.
Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к его
знаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейской
науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное
устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации
совместной жизни людей.
Аристотель утверждал: «государство - продукт естественного
возникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе,
человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто ... живет
вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо
сверхчеловек".


«Очевидно, - утверждает Аристотель, - государство существует по природе
и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись
в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его
отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему
целому».
Как видно из приведенных высказываний. Аристотель в решении главного
вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает
приоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное начало,
это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого.
Государство, право, справедливость, по Аристотелю, - разные стороны
государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от
природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется.
Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом
решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э которого иногда
называют первым социалистическим мыслителем.
К решению вопроса о соотношении общества и личности в пользу человека
как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо
позже.
Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и
социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на
позиции общественного договора, был английский социальный мыслитель Томас
Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан,
или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Если Аристотель считал, что государство существует от природы и что
человек по природе своей - существо общественное, политическое, то Гоббс
полагает, что естественное состояние общества это «война всех против всех».
Он считает, что «природа создала людей равными в отношении физических и
умственных способностей», но это равенство людей от природы само по себе не
есть благо.


Движущие силы и мотивация конфликта.

Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и
развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам,
которые в известной степени определяют способ их действия, и наконец, по
мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику
конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.
Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут
служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности,
способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны
действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.
Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия.
Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления,
которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно
сложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных
противостоянием. В более специфической литературе по анализу конфликтов мы
можем встретить преимущественно две точки зрения на природу конфликта.
Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая - ценностной. В
теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он
всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности,
будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического
доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первый
план здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы
организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные
стереотипы.
Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт
при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ
осмысления этого процесса, характер его представления в сознании
действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным
правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в
аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.
В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к
тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что
представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих
жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки
зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации,
выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции
к потребностям, интересам и ценностям.
Суть дела в том, что в конфликте одна совокупность потребностей,
интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной
стороной. При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликта
могут действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликт
будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном
включении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всех
трех уровней мотивации: и потребностей, и ценностей, и интересов. Но на
практике дело может обстоять таким образом, что в конфликт может быть
включен лишь один уровень мотивации: только потребности или только
ценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельной
линии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и
ценностей.
Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в
какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт.
Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой
из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального
действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта.
Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться
власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок
общества как некоего социального целого.
Выделим следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от
простых к все более сложным субъектам действия: 1. Межиндивидуальные
конфликты.
2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:
а) группы интересов,
б) группы этно-национального характера,
в) группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.
6. Конфликты между государственными образованиями.
7. Конфликт между культурами или типами культур.
Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может
выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту
конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со
всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих
сил.

Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд
здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно,
что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии
лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем
враждебность людей друг к другу.
Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш
практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных
ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более
благоприятным.
Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин
люди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что
многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее
исключением, чем правилом.
При этом сами войны были результатом конфликтов между народами,
странами и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские
войны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в
результате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда
находились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию.
Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами,
полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители
попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания
рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и
национальным интересам.

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей,
народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все
хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-
своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями.
Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и
анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в
качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих
сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и
стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.
Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и
вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХвв. проблема конфликтов стала предметом
изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное
направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучение
конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и
многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и
практических знаний, накопленных в рамках данного направления
социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения
накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической
науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь
надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой
разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с
другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.
Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются
прежде всего в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны
воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется
метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю
вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.
Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы
конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта
с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает
опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного
сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примирения
в конфликте и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный
процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в
ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех
решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог,
исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей
совокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этом
заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны
гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших
результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с
помощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту. По
поводу обнаружения пристрастий со стороны исследователя среди социологов,
изучающих конфликты, нет единой точки зрения.
Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это отразится
на достоверности информации и на возможности получения материалов от обеих
сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую
социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его
школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на
стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому,
чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий
и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего
движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на
самом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна принадлежит
группа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций по
современному демократическому и рабочему движению в России. Что касается
сбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшие
результаты дает метод участия в переговорных процессах. Применительно к
конфликтам производственного характера следует обратить внимание на методы
инновационных и деловых игр. Успешная разработка таких методов
осуществляется В.С. Дудченко и Л.А. Дудченко.


Заключение.

Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в
контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами
объяснения социокультурных изменений в современном обществе.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер.
Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в
которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.
По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии,
в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где
наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон,
сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.
Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют
во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают
в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных
уровнях и в разных ситуациях.


Литература.

1. Брушлинский А.В. "Общая психология"
Москва, Просвещение, 1986
2. Веренко И.С. "Конфликтология"
Москва, концерн Swiss,1990
3. Готтсданкер Р. " Основы психологического эксперимента"
Издательство Московского Университета,1982
4. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии общения"
Москва, Просвещение, 1987
5. Здравомыслов А.Г. "Социология конфликта"
Москва, АО Аспект пресс 1994





Реферат на тему: Концепции современного естествознания

1. Что такое «Естествознание», какие дисциплины составляют
данную науку?

Существует два определения понятия естествознания:
1)Естествознание - это наука о Природе как единой целостности.
2)Естествознание - это совокупность наук о Природе, рассматриваемых
как единое целое. На первый взгляд, эти два определения различны. На самом
деле между этими двумя определениями большого различия нет, ибо под
"совокупностью наук" подразумевается не просто сумма разрозненных наук, а
единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг
друга. Это одна наука.
Точное естествознание - это вполне оформленное точное знание обо
всем, что действительно существует или может существовать во вселенной.
Естествознание интересует все понятия: от устройства и происхождения
Вселенной, до познания молекулярных механизмов существования уникального
Земного явления - жизни.
В систему естественных наук помимо основных наук: физики, химии,
биологии включается так же и множество других - география, геология,
астрономия и даже науки, стоящие на границе между естественными и
гуманитарными науками, например, психология, целью которой является
изучение поведения человека и животных.
Отличием естествознания как науки от специальных естественных наук
является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с
позиций нескольких наук, "выискивая" наиболее общие закономерности и
тенденции, рассматривает Природу как бы сверху.
Цели естествознания:
1)Выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех
физических, химических и биологических явлений.
2)Более глубокое и точное познание самих этих явлений.

2. Революции в естествознании, их сущность, исторический
период их возникновения

Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом
количественного накопления знаний об окружающем природном мире. И если
процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для
натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века
характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки
появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень
знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.
Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование
научных революций. Причем революция в науке – это, как правило, не
кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют
определенного времени. Поэтому в любой научной революции можно
хронологически выделить некоторый более или менее длительный исторический
период, в течение которого она происходит, Периоды научных революций,
отмечал всемирно известный физик Луи де Бройль, «всегда характеризуют
решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний».
Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно
нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о
его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы,
методы его познания. Глобальная научная революция может происходить
первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту
науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера
науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее
представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие
области знаний и на миропонимание в целом.
Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след
в культурной истории человечества. Это был период конца XV – XVI вв.,
ознаменовавший переход от Средневековья к Новому времени и получивший
название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением
культурных ценностей античности, расцветом искусства, утверждением идей
гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессм
науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием
появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая
Коперника (1473 – 1543), которое он развил в своем труде “Об обращениях
небесных сфер” (1543).
Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившегося жизнью
за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно
(1548 – 1600). Но он пошел дальше Коперника, отрицая наличие центра
Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил
о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу и окружающим
его планетам. Причем многие из бесчисленных миров, считал он, обитаемы и,
по сравнению с Землей, “если не больше и не лучше, то во всяком случае не
меньше и не хуже”.
Инквизиция имела серьезные причины бояться распространения образа
мыслей и учения Бруно. В 1592 году он был арестован и в течение восьми лет
находился в тбрьме, подвергаясь вопросам со стороны инквизиции. 17 февраля
1600г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжен на костре на Площади
цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса
познаний человеком мира. На научном небосводе уже взошла звезда Галилея.
Вторая научная революция.
Трагическая гибель Джордано Бруно произошла на рубеже двух эпох:
эпохи Возрождения и эпохи Нового времени. Последняя охватывает три столетия
– XVII, XVIII, XIX вв. В этом трехсотлетнем периоде особую роль сыграл XVII
век, ознаменовавшийся рождением современной науки, у истоков которой стояли
такие выдающиеся ученые, как Галилей, Кеплер, Ньютон.
В учении Галилео Галилея (1564 – 1642) были заложены основы нового
механистического естествознания. Как свидетельствуют А. Эйнштейн и Л.
Инфельд, «самая фундаментальная проблема, остававшаяся в течение тысячи лет
неразрешенной из-за сложности – это проблема движения».
Галилей сформулировал принцип, получивший впоследствии наименование
принципа инерции. Большое значение для становления механики как науки имело
исследование Галилеем свободного падения тел. Он установил, что скорость
свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а
пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения.
Галилей открыл, что траектория брошенного тела, движущегося под
воздействием начального толчка и земного притяжения является параболой.
Галилею принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха,
открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о
сопротивлении материалов.
С астрологическими наблюдениями Галилея, описанными им в сочинении
«Звездный вестник», ознакомился и дал высокую оценку один из крупнейших
математиков и астрономов Иоганн Кеплер (1571 – 1630). Эта оценка
астрономических исследований Галилея содержалась в работе Кеплера
«Рассуждение о «Звездном вестнике». Кеплер занимался поисками законов
небесной механики и составлением звездных таблиц. На основе обобщения
данных астрономических наблюдений он установил 3 закона движения планет
относительно Солнца. Также Кеплер разработал теорию солнечных и лунных
затмений, предложил способы их предсказания, уточнил величину расстояния
между Землей и Солнцем, составил так называемые Рудольфовы таблицы. С
помощью этих таблиц можно было в любой момент времени с высокой степенью
точности определить положение планет. Кеплеру принадлежит также решение
важных для практики стереометрических задач.
Вторая научная революция завершилась творчеством одного из величайших
ученых в истории человечества, каковым был Исаак Ньютон (1643 – 1727). Его
научное наследие чрезвычайно разнообразно. В него входит и создание
(параллельно с Лейбницем, но независимо от него) дифференциального и
интегрального исчисления, и открытие трех основных законов движения,
которые легли в основу механики. Данная система законов движения была
дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которому
все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они
находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам
и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.
Пожалуй, ни одно из всех ранее сделанных научных открытий не оказало
такого громадного влияния на дальнейшее развитие естествознания, как
открытие закона всемирного тяготения. Огромное впечатление на ученых
производил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествознанием. Это был
поистине универсальный закон природы, которому подчинялось все – малое и
большое, земное и небесное. Этот закон явился основой создания небесной
механики – науки, изучающей движение тел Солнечной системы.
Начало процессу стихийной диалектизации естественных наук,
составившему суть третьей революции в естествознании, положила работа
немецкого ученого и философа Иммануила Канта (1724 – 1804) «Всеобщая
естественная история и теория неба». В этом труде, опубликованном в 1755
г., была сделана попытка исторического объяснения происхождения Солнечной
системы из некоторой первоначальной, бесформенной туманной массы, некогда
равномерно заполнявшей мировое пространство.
Вплоть до конца XIX в. на базе классической механики Галилея –
Ньютона развивались все естественные науки. Затем вслед за механикой
теоретическим науками стали химия, термодинамика, учение об электричестве.
Теоретизация химии связана в первую очередь с исследованиями англичанина
Джона Дальтона, сознательно положившего в основу теоретического объяснения
химических изменений вещества атомистическую идею и придавшего этой идее
вид конкретной научной гипотезы. Это стало началом химического этапа
развития атомистики. В 1861 г. русский химик А.М. Бутлеров сформулировал
основные положения теории химического строения молекул, а в 1869 г. Д.И.
Менделеев открыл Периодический закон химических элементов. Он догадывался,
что причины периодической зависимости элементов надо искать во внутреннем
строении атомов.
Трудами большой группы ученых (Н. Карно, Ю.Р. Майера, Г. Гельмгольца,
Р. Клаузиуса, У. Томсона, В. Нернста и других) были установлены основные
законы термодинамики. М. Фарадей и Дж.К. Максвелл заложили начало учения об
электромагнитном поле. Для развития теоретического мышления в биологии
важное значение имели клеточная теория Т. Шванна, М. Шлейдена, Я.Э.
Пуркинье и эволюционное учение Ч.Дарвина. Биология XIX в. (вместе с
геологией) ярко продемонстрировала значение эволюционных идей.
Выдающиеся заслуги в развитии биологии принадлежат русским ученым
П.Ф. Горянинову (одному из создателей клеточной теории строения
организмов), эволюционистам К.Ф. Рулье, А.Н. Бекетову и И.И. Мечникову.
Основополагающие открытия в физиологии высшей нервной деятельности совершил
И.М. Сеченов (1829 – 1905). Его учение о механизмах деятельности
головного мозга было развито работами великого исследователя И.П. Павлова.
И.М. Сеченов доказал, что в основе психических явлений лежат
физиологические процессы. Если Р. Декарт осознал рефлекторный характер
непроизвольных движений, управляемых спинным мозгом, то И.М. Сеченов первым
высказал идею о рефлекторном характере произвольных движений, управляемых
головным мозгом. Продолжением этой идеи явилось открытие И.П. Павловым
(1855 – 1935) условных рефлексов. И.М. Сеченов доказал, что раздражение
определенных центров в головном мозгу тормозит деятельность центров
спинного мозга. Благодаря И.М. Сеченову головной мозг стал предметом
экспериментального исследования, а психические явления начали получать
материалистическое объяснение в конкретной научной форме.
В начале ХХ века в физике и естествознании в целом произошла еще одна
крупнейшая революция, приведшая к признанию релятивистской и
квантовомеханической картины мира. Этому способствовали открытия:
электромагнитных волн (Г. Герц), рентгеновских лучей (В. Рентген),
радиоактивности (А. Беккерель), радия (М. Кюри-Складовская и П. Кюри),
светового давления (П.Н. Лебедев), первых положений квантовой теории (М.
Планк) и других явлений.

3. Значение естествознания для личностного развития человека,
специалиста XXI века


Ограничение области знания лишь небольшой группой


людей ослабляет философский дух народов и ведет


к духовному обнищанию.


А.Эйнштейн



В современном «постиндустриальном» обществе в научные разработки и
технологическую деятельность вовлечены миллионы людей. Работа их определяет
судьбы миллиардов, поэтому без глубокого освоения идей, языка и методов
современной науки невозможно разумно управляемое развитие человеческой
цивилизации. Экологический кризис, поставивший человечество на грань
катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив –
недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний,
породившим благодатную почву для принятия безответственных решений,
бесконтрольного производства человеческих потребностей далеко не высшего
порядка и их удовлетворению в ущерб окружающей природе.


Человечество на пороге нового тысячелетия находится в состоянии
настоящей революции в области коммуникации и информации, подготовившей и
смену мировоззрения. Информация превратилась в глобальный и, в принципе,
неистощимый ресурс человечества, вступающего в новую эру развития
цивилизации – эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и
неслыханных возможностей феномена управления. Многие решения, определяющие
будущее, зависят от адекватной интерпретации научных открытий. Наука – не
набор непреложных истин и научный метод – лишь один из способов познания
природы. Когда-то Ньютон заметил: «Тот, кто копается в глубоких шахтах
знания, должен, как каждый землекоп, время от времени подниматься на
поверхность подышать свежим воздухом», имея в виду, что «углубление шахт
знания» может привести их неустойчивости.


Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью нашего
времени. Один из самых известных физиков нашего столетия Макс Борн как-то
сказал: «Нынешние политические и милитаристические ужасы, полный распад
этики – всему этому я был свидетелем на протяжении моей жизни. Если даже
род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-
то разновидности оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией
диктаторов и понукаемых с помощью машин и электронных компьютеров». Поэтому
в обучении важны и современные знания, и соответствующая им ответственность
и мораль. Велика в этом роль естествознания как попытки найти логически
безупречный ответ на главный вопрос – происхождение мироздания и
человечества.


4. Уровни организации живой материи


Авторами теории уровней организации живого являются Браун и Селларс.
Они называли эти уровни классами сложности.

I уровень – молекулярно-генетический. В его состав входят:
1. Химические элементы
2. Углеводы
3. Аминокислоты
4. Белки
5. Липиды (воски и жиры)
6. Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК)
II уровень – клеточный.
Впервые термин клетка ввел Р.Гук. Клетка – это основная структурная и
функциональная единица живого. Причем все клетки делятся на две группы:
прокариоты (безядерные) и эукариоты (ядерные).
III уровень – тканевой.
Ткань – это группа физически объединенных клеток и межклеточного
вещества для выполнения определенной функции. Виды ткани:
- эпителиальная;
- соединительная;
- мышечная;
- нервная.
IV уровень – органный.
Орган – это относительно крупная функциональная единица, которая
объединяет различные ткани в некоторые комплексы. Органы объединяются в
системы органов для выполнения определенной функции. Внутренние органы
характерны только для животных и человека (у растений отсутствуют).
V уровень – организменный.
Организм – это особая внутренняя среда, существующая во внешней среде
в постоянном обмене веществ с ней.
VI уровень – популяционный.
Популяция – это совокупность организмов с единым генофондом,
занимающих определенную территорию (ареал).
VII уровень – биоценотический.
Биоценоз – это целостная группа популяций с общей территорией
обитания, отличающейся от других соседних территорий химическим составом
почвы, воды и рядом других физических показателей: климатом, влажностью и
т.д.
VIII уровень – биогеоценотический.
Биогеоценоз – единство биоценоза с неживой природой, т.е. живых
существ со средой обитания: с температурными, географическими, атмосферными
условиями.

IX уровень – биосферный.


5.Учение В.И. Вернадского о биосфере, основные его положения

Центральным пунктом изучения в теории Вернадского является понятие о
живом веществе, т.е. совокупности всех живых организмов. Кроме живого
вещества Вернадский выделял еще косное вещество (воздух, вода, минералы).
Между живым веществом и косным находятся биокосные вещества (остатки живых
организмов, например, навоз).
Отличия живого вещества от косного заключаются в следующем:
1) изменения и процессы в живом веществе происходят быстрее, чем в
косных телах, поэтому для характеристики изменений в живом
веществе используется понятие исторического времени, а в неживых
телах геологического времени. 1 секунда геологического времени =
100 тысяч лет исторического;
2) в живых организмах существует непрерывный ток атомов: из живых в
неживое, и наоборот;
3) только в живых организмах происходят качественные изменения в ходе
геологического времени, т.е. эволюция;
4) живые организмы изменяются в зависимости от окружающей среды.
Вернадский выдвинул предположение, что живые организмы сами по себе
эволюционируют. Он поставил вопрос: «Есть ли у жизни начало?», на который
он отвечает в поддерживаемой им концепции вечной жизни о том, что Земля
существует вечно, и поэтому жизнь на ней не имеет начала.
Согласно данной теории биосфера выполняет несколько функций:
1) кислородная, т.к. часть биосферы выделяет кислород;
2) почвообразующая;
3) хемосинтезирующая – синтез органических веществ из неорганических,
возможный только в бактериях (например, только бактерии способны
аккумулировать азот из воздуха);
4) круговорот веществ (атомов) в природе, в котором участвует вся
атмосфера в целом;
5) структурная – некоторые живые организмы способны изменять облик
Земли и т.д.
По Вернадскому работа живого вещества в биосфере может быть выражена
в двух основных формах:
- химическая или биохимическая ( I род геологической деятельности );
- механическая ( II род геологической деятельности).
I род геологической деятельности проявляется в обмене веществ внутри
живых организмов, в результате которого происходит постоянных кругооборот
атомов.
При этом большое значение имеет количество пропускаемых веществ через
тот или иной живой организм. По некоторым данным установлено, что через
организм человека за всю его жизнь проходит около: 75 т воды, 17 т
углеводов, 2,5 т белка, 1,5 т жира.
Сущность II рода геологической деятельности проявляется только в тех
экосистемах, где хорошо развит почвенный покров, который позволяет
создавать норы, укрытия, т.е. разрыхлять почву.
Вернадский для понимания работы живого вещества в биосфере ввел 3
биогеохимических принципа:
1) биогенная миграция атомов всегда стремится к максимальному
значению. Это выражается в способности некоторых живых организмов
неограниченно размножаться;
2) эволюция видов в ходе геологического времени ведет к образованию
таких организмов, которые увеличивают миграцию атомов;
3) заселение планеты должно быть максимально возможным для всего
живого вещества.
С появлением человека, по учению Вернадского, биосфера переходит в
качественно новую сферу – ноосферу, т.е. сферу человеческого разума.
Для этого должны быть выполнены следующие условия:
1) заселение человеком всей планеты;
2) резкое преобразование средств связи и обмена между странами;
3) усиление связей, в т.ч. политических, между всеми странами;
4) начало преобладания роли человека над другими геологическими
процессами, протекающими в земной коре;
5) расширение границ биосферы и выход в космос;
6) открытие новых источников энергии;
7) равенство людей всех рас и религий;
8) увеличение роли народных масс в решении вопросов внутренней и
внешней политики;
9) свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных,
философских и политических построений, а также создание в
государстве благоприятных условий для свободного развития научной
мысли;
10) продуманная система народного образования и повышения
благосостояния трудящихся; создание реальной возможности не
допустить голода, нищеты;
11) разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее
способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные
потребности;
12) исключение войн из жизни общества.

6. Органические вещества, их классификация, значение
в живой природе

До начала XIX столетия все известные вещества делили по их
происхождению на две группы: вещества минеральные и вещества органические.
Многие ученые тех времен считали, что органические вещества могут
образоваться только в живых организмах при помощи «жизненной силы». Такие
идеалистические взгляды назывались виталистическими. Виталистические
взгляды о невозможности синтезировать органические вещества из
неорганических задерживали развитие химии.
Большой удар взглядам виталистов нанес немецкий химик Ф. Велер. Он
получил органические вещества из неорганических: в 1824 г. – щавелевую
кислоту, а в 1828 г. – мочевину.
Дальнейшие органические синтезы (в 1845 г. немецкий ученый Г. Кольбе
искусственным путем получил уксусную кислоту, в 1854 г. французский ученый
М. Бертло синтезировал жиры, а в 1861 г. русский ученый А.М. Бутлеров
получил сахаристое вещество) полностью опровергли утверждение виталистов о
том, что органические вещества могут образоваться только в живых
организмах.
Почему же тогда органические вещества рассматривают в специальном
курсе, который традиционно называют органической химией? Одной из причин
этого является тот факт, что в состав молекул всех органических веществ
входит углерод, тогда как в неорганической химии подобного примера нет.
(Однако это определение не является абсолютно точным, т.к., например,
оксиды углерода (IV и II), угольная кислота, карбонаты, карбиды и некоторые
другие соединения, в состав молекул которых входит углерод, по характеру
свойств относят к неорганическим веществам.)
Насчитывается около 6,5 млн. органических веществ, и их число
продолжает расти. Это объясняется тем, что атомы углерода способны
соединяться между собой и образовывать различные цепи практически любого
размера. Неорганических веществ известно же всего около 500 000.
Самая краткая классификация органических соединений выглядит
следующим образом:
предельные углеводороды (алканы или парафины);
циклопарафины (циклоалканы);
непредельные углеводороды (этилен и его гомологи, алкадиены, каучуки,
ацетилен и его гомологи);
ароматические углеводороды (арены);
спирты;
фенолы;
альдегиды;
карбоновые кислоты;
сложные эфиры;
жиры;
углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза);
амины;
аминокислоты;
белки.
Ценный вклад в развитие органической химии внес русский ученый
А.М. Бутлеров, который создал теорию химическог строения органических
соединений. На основе этой теории органическая химия стала быстро
развиваться как отдельная отрасль науки. В сравнительно короткий срок было
синтезировано множество органических соединений, и возникли совершенно
новые отрасли химической промышленности. Русский ученый Н.Н. Зинин в 1842
г. разработал промышленный метод получения анилина из бензола. Этот метод
стал основой для производства синтетических красителей. Огромную роль в
развитии органической химии и химической промышленности сыграли также С.В.
Лебедев, В.В. Марковников, Н.Д. Зелинский.
В наши дни особая роль принадлежит органической химии в разработке
методов производства веществ, заменяющих жиры и масла, а также
предназначенных для переработки сельскохозяйственных продуктов, нефти,
природного газа и каменного угля.

7. Синтетическая теория эволюции, ее сущность, основные
положения

Экспериментальное изучение факторов и причин, вызывающих
приспособительное преобразование популяций, и обобщение их с учетом
достижений генетики, экологии, математического моделирования и других наук
стали основой синтетической теории эволюции (СТЭ), представляющей
современный дарвинизм. СТЭ заменила организмоцентристский подход в
понимании единицы эволюции популяционным. В основе эволюции лежат
противоречия не в системе «организм – абиотическая среда», а в системе
«популяция – биогеоценоз». Элементарным эволюционным явлением признаются
наследственные изменения популяций, которые вследствие спонтанных мутаций
существуют в виде смеси различных генотипов. Наследуемые изменения, мутации
многообразны: генные, хромосомные, геномные и другие. Важны частота
возникновения мутаций, четкость их выражения, биологическая значимость
новых признаков и т.д. СТЭ детализировала понимание того, что именно
естественный отбор превращает случайные наследственные изменения в
направленный процесс эволюции по пути все более эффективного приспособления
организмов к среде. Принципиальное значение имеют исследования
эволюциониста и эколога И.И. Шмальгаузена о функциях ведущего,
стабилизирующего и дизруптивного видов естественного отбора. Ведущий отбор
приводит к возникновению новой нормы реакции, свойственной виду, в конечном
счете к изменениям вида. Стабилизирующая форма отбора отбрасывает
изменения, выходящие за пределы колебаний условий данной среды, и повышает
устойчивость уже существующей или только еще устанавливающейся нормы.
Стабилизирующий отбор осуществляется при переходе из среды с большой
амплитудой условий в стабильную обстановку. Дизруптивная форма отбора
приводит к естественному вымиранию особей со средним проявлением какого-
либо признака и выживанием особей с крайними проявлениями признаков. Учение
о разных формах отбора внесло уточнения в представления о роли
ненаследуемых модификаций в эволюционном процессе.
При изменяющихся условиях среды организмы отвечают на них адаптивными
модификациями при сохранении их генотипа. Если новые условия сохраняются
длительное время, то в конечном счете происходит наследственная
стабилизация фенотипа, который первоначально был выражен адаптивной
модификацией. При этом имеет место не переход модификации в адекватное
наследственное изменение, а сложная перестройка генотипа, в процессе
которой меняется норма реакции и появляются возможности новых
приспособительных модификаций. Изложенные взгляды требуют пересмотра
прежних представлений о том, что модификации не имеют эволюционного
значения.
Синтетическая теория эволюции более доказательна, опирается на
широкое применение экспериментальных методов, на воспроизводимые опыты. Она
продолжает развиваться, совершенствуясь в процессе практического применения
для выработки обоснованных способов управления эволюционным процессом с
учетом многообразных экологических проблем современности.
Среди доказательств синтетической теории эволюции можно выделить
следующие:
1. Данные палеонтологии
1. Ископаемые переходные формы – формы организмов сочетающие в
себе признаки более старых и более молодых групп.
2. Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, эволюционно
связанные друг с другом.
3. Последовательность ископаемых форм – ископаемые организмы,
жившие в один и тот же период.
Данные биогеографии
Данные этой науки позволяют заметить, что чем дальше друг от друга
изолированы участки суши, тем сильнее их различия в видовом составе,
например, Австралия. В некоторых частях планеты были найдены реликты, т.е.
живые ископаемые: ящерица гаттерия, кистеперая рыба латимерия, растение
гинкго.
Данные морфологии и анатомии
Глубокое морфологическое и анатомическое сходство может показать
родство сравниваемых групп. Существуют также некоторые специфические
подходы:
- наличие рудиментарных органов (органы или структуры, сравнительно
недоразвитые, но у предковых форм выполняющие важную функцию:
ушные мышцы, третье веко, копчик, слепая кишка);
- атавизмы – возвращение рудиментарных органов к размерам предковых
форм.
Данные эмбриологии
Существуют два основных доказательства:
- выявление зародышевого сходства на основе закона К. Бэра;
- принцип реакпитуляции, установленный Дарвином и Геккелем.
Данные систематики
Наличие переходных форм. Например, между животными и растениями –
эвглена зеленая; между червями и членистоногими – перипатус.
Данные экологии
Экология вскрывает значение приспособленности организмов к условиям
окружающей среды и появление таких приспособлений в ходе эволюции.
Данные генетики и селекции
Генетика определила механизмы наследственности и изменчивости, т.е.
сам механизм эволюции. Селекция позволяет в искусственных условиях
проследить действие факторов эволюции.
Данные молекулярной биологии
Позволяют судить о сходстве строения основных молекул, составляющих
живой организм, и протекания процессов во всех живых организмах.
Элементарный эволюционный материал, согласно СТЭ – генетически
различные особи или группы особей. В СТЭ все изменения признаны
наследственными, причем наследуется не сама информация, а код
наследственной информации, т.е. пределы развития данного признака – норма
реакции. Если признак проявляется в пределах нормы реакции, то
наследственность называется фенотипической. Если проявление признака
происходит вне пределов нормы реакции, то такая изменчивость – мутационная.

Выделяют 3 основных фактора эволюции:
1) мутационный процесс. Значение фактора: появление элементарного
эволюционного материала;
2) изоляция – возникновение любых барьеров, препятствующих
свободному скрещиванию. Значение фактора: нарушение свободного
скрещивания, что ведет к закреплению различий между популяциями
одного вида;
3) популяционные волны – колебание численности особей, составляющих
популяцию. Значение фактора: популяционные волны подставляют под
действие естественного отбора редкие мутации и, наоборот,
уничтожают наиболее часто встречающиеся, что ведет к смене
генотипа популяции.
Основная движущая сила эволюции – естественный отбор. Он имеет 2-е
предпосылки:
1) гетерогенность особей;
2) избыточная численность потомства.
Список использованной литературы

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. –
Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997. – 832с.
2. Концепции современного естествознания / под ред. С.И. Самыгина. -
Ростов/нД: «Феликс», 1997. - 448с.
3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.:
Гардарики, 1999. – 476с.
4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-11. – М.: Просвещение, 1992. –
160с.
5. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС,
1998. – 232с.







Новинки рефератов ::

Реферат: О вопросе клонирования в современном естествознании (Биология)


Реферат: Многокаскадные усилители (Радиоэлектроника)


Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников (Педагогика)


Реферат: Природные пожары, их характеристика,особенности лесных пожаров (Военная кафедра)


Реферат: Коммунікативна атака (Педагогика)


Реферат: Cовершенствование организации перевозок контейнеров (Транспорт)


Реферат: Ангола после обретения независимости (Доклад) (Политология)


Реферат: Конституционный статус человека и гражданина РФ (Право)


Реферат: Система образования (Республики Казахстан) (Культурология)


Реферат: Алгоритмы (Программирование)


Реферат: База данных - Бактериологическая испытательная лаборатория Боханского района (Программирование)


Реферат: И.С. Шмелев (Исторические личности)


Реферат: Учет кредитов, займов и средств целевого финансирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Размещение промышленности в городе (Архитектура)


Реферат: Німеччина в ІХ–ХІ веках (История)


Реферат: Империя. Российская империя (История)


Реферат: Конструкция окон (Технология)


Реферат: Организация и менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Голодомор 32-33 років (голод на Украине в 32-33 гг.) (История)


Реферат: Ислам (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист