GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского (Педагогика)



Коломенский педагогический институт



Реферат


студента 332 группы
технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
по философии и истории образования на тему :



Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского



1998 год



План реферата

Введение.

2. Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского.

3. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского.

а) состояние образования и школы
б) обучение и воспитание (его задачи и содержание)
в) о методах обучения и воспитания
г) дисциплина учащихся
д) учебники и книги для чтения
е) об учителе

4. Значение педагогической теории Н. Г. Чернышевского.

5. Заключение.

6. Библиографический список.



Введение

Николай Гаврилович Чернышевский вошел в историю развития
человеческой культуры как символ отваги, самоотверженности, преданности
делу.
В своих сочинениях Чернышевский отводил видное место
педагогическим вопросам, рассматривая их в неразрывной связи со своими
философскими и политическими воззрениями. Им были затронуты и освещены
многие общие и целый ряд совершенно конкретных вопросов обучения и
воспитания.
Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории
педагогики, однако в его сочинениях представлена цельная система
революционно - демократических взглядов по вопросам народного
образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.
Цель данного реферата - на основе анализа работ Чернышевского
осветить основные положения его педагогической теории и тем самым
показать историческое значение педагогического наследия Н. Г.
Чернышевского.



Жизнь и деятельность Н. Г. Чернышевского

Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович
Чернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника.

До 14-летнего возраста он воспитывался и обучался дома.
Чернышевский с ранних лет пристрастился к чтению и стал “пожирателем
книг”, каким оставался в течении всей своей жизни.
В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования
в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики).
Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии (духовная
карьера совершенно не привлекала Чернышевского) он в 1846 году уехал в
Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачислен
студентом университета.
По окончании университета в июне 1850 года Чернышевский вернулся в
Саратов и с января 1851 года начал работать преподавателем словесности в
гимназии.
Весной 1853 года Чернышевский вступил в брак с дочерью саратовского
врача Ольгой Сократовной Васильевой.
Скоро после женитьбы вместе с молодой женой он переехал в
Петербург.
Осенью 1853 года Чернышевский начал сдавать экзамены, а к концу
года в основном была готова и диссертация на тему “Эстетическое
отношение искусства к действительности”.
Диссертация звала работников искусства к справедливому отражению в
их произведениях действительной жизни. Она звала к активной борьбе со
всем тем, что омрачало жизнь народа. / Смирнов В. З. Педагогические идеи
Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 5-
11/.
С 1854 г. Чернышевский становится редактором журнала “Современник”
. В своих научных работах, литературно - критических статьях много
внимания он уделял вопросам образования, воспитания и школьного
обучения. В работах Чернышевского содержались основные положения
революционно-демократической педагогики, представлявшей собой вершину
педагогической мысли домарксова периода. В них давался ответ по таким
кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи
воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и
разделении труда умственного и физического, роль наследственности и
среды в формировании личности, биологическое и социальное развитие
человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и
дижакточеские принципы построения школьного обучения и др. / Егоров С.
Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.: Просвещение,
1986. - С. 179-180/.
7 июля 1862 года Чернышевский был арестован по обвинению в
противогосударственной деятельности. 7 февраля 1864 года сенат
приговорил лишить Чернышевского всех прав состояния и сослать на
каторжные работы в рудниках сроком 14 лет, а затем поселить в Сибири
навсегда.
В 1889 году благодаря усиленным хлопотам сына Чернышевскому
разрешено было вернуться в Саратов.
Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать
надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую
деятельность, создать ряд новых работ. Но этой надежде не суждено было
осуществится. 17 октября 1889 года на 61-м году жизни перестало биться
сердце пламенного патриота, борца за свободу и счастье трудового народа,
великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 18-28/.



Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского

Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей В.
Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии,
особенно Л. Фейербаха. Свои теоретические воззрения Чернышевский
целиком подчинял делу борьбы за освобождение трудящихся от рабства. Из
всех утопистов он наиболее близко подошел к научному социализму, свои
надежды возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно
связан с революционным демократизмом. /Константинов Н. А., Медынский Е.
Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.204/.
Чернышевский развивал дальше свои теоретические воззрения по
сравнению с Белинским и Герценом. Он давал более глубокое
материалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории.
Чернышевский прямо говорил: все, что существует, есть материя, без
материи нет и не может быть сознания.
Чернышевский (как и Добролюбов) исходил из идеи единства
человеческого организма и психической деятельности человека. Вместе с
тем он прекрасно понимал, что такое единство не исключает, а
предполагает конкретные различия между ними. “На человека надобно
смотреть как на одно существо , имеющее только одну натуру, чтобы не
разрывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным
натурам” - говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С.,
Кирпичникова Е. Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970.
-С. 118/.
После общей характеристики теоретического воззрения
Чернышевского перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей.


Состояние образования и школы

Обращаясь к воспитанию как к одному из главнейших факторов ,
обуславливающих развитие и формирование человеческой личности,
Чернышевский с особой силой отмечал то неблагополучие в области
воспитания, которое наблюдалось в условиях самодержавно-крепостнического
строя в России, те пороки , какими была проникнута “просветительная”
политика правительства крепостников и официальная система воспитания. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 41/.
Касаясь состояния грамотности в России, в статье “Суеверие и
правила логики” он с болью в душе писал: “В целой Западной Европе ,
имеющей около 200 миллионов жителей (в России тогда насчитывалось 65-70
миллионов ), не найдется столько безграмотных людей , как в одной нашей
родине ” / НГ Чернышевский , Полн. Собр. Соч., т. 5, ГИХЛ, 1950, стр.
695./.
К тому же, говорил Чернышевский далее , большинство грамотных в
городах. Значит, какая же безграмотность , тьма-тьмущая в деревнях
среди трудового крестьянства.
Где же причина такого тяжелого положения с грамотностью? В той же
статье Чернышевский указывал, что есть люди, которые пытаются отыскать
причину этого неблагополучия в природе русского человека. В
действительности , утверждал Чернышевский, наблюдается как раз обратное,
именно чрезвычайно сильное стремление в народе к просвещению, “но
обстоятельства (и учреждения) слишком не благоприятствуют его
осуществлению”.
Те же мысли Чернышевский продолжал развивать и в статье “Ясная
поляна”, когда касался “недоумения” Л.Н. Толстого по поводу того , что
“народ постоянно противодействует тем усилиям, которые употребляет для
его образования общество и правительство“. Приведу цитату. “Кроме того,
что иногда (очень редко) случается упорное сопротивление со стороны
народа образованию, по какой-нибудь случайной ошибке народа или его
просветителей, есть еще один факт, который мог бы ввести редакцию “Ясной
поляны” в заблуждение насчет существенных отношений народа к
образованию. Этот факт уже не исключительный, а общий, и проходит через
всю историю просвещения. Он состоит в то, что когда кто бы то ни был , -
сам ли народ, т. е. , большинство простолюдинов, - образованное ли
общество, правительство ли задумает какую-нибудь реформу в народном
образовании , реформа на первых порах встречает более или менее сильную
оппозицию , - но не исключительно в народе, а точно так же и в
образованном обществе (если ею занимается оно) и в некоторых членах
самого правительства (если реформу задумает правительство).”/
Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР,
1940. -C. 158/.
То есть Чернышевский хотел сказать что, во-первых, народ никогда не
против образования, что если наблюдается подобное отношение к
образованию со стороны отдельных лиц, то на основе этого нельзя делать
обобщений и судить о народе в целом; во-вторых, когда крестьяне не
посылают своих детей в школу , если она есть поблизости, то не в силу
якобы врожденного консерватизма в их натуре, а в силу своей материальной
необеспеченности.
Что же касается способов обучения, то они , по характеристике
Чернышевского, стояли на таком низком уровне , что мало чем отличались
от дрессировки, вследствие чего убивали в детях любознательность,
притупляли их ум и заглушали всякое малейшее проявление
самостоятельности детского мышления.
Неудовлетворительное состояние школьного преподавания, по его
мнению в значительной степени объяснялось отсталостью педагогической
теории и реакционной сущностью официальной педагогики , являвшейся
теоретической основой современной ему системы обучения. Но главную,
основную причину он видел в неблагоприятных обстоятельствах , который
тормозили развитие просвещения в целом. Под этими обстоятельствами
подразумевались социально-экономические условия крепостной России. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 44-47/.


Обучение и воспитание (его задачи и содержание)

Очень существенным является вопрос о задачах воспитания.
Предшественники Чернышевского - Радищев, Белинский и Герцен - выдвигали
идею подготовки человека - борца, революционера. Эта идея горячо
поддерживалась Чернышевским и получила свое выражение в сформулированной
им цели воспитания, сводившейся к тому, чтобы подготовлять человека,
всегда думающего об общей пользе, активного участника в “гражданских
делах”.
Идеал человека, активного общественного деятеля, Чернышевскому
представлялся как личность высоко идейная и всесторонне развитая в
физическом и духовном отношениях.
Требование о всестороннем развитии личности, по Чернышевскому,
диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, правильным ,
материалистическим взглядом на природу человека как на единое,
неразделенное целое двух присущих ей сторон: телесной и духовной, и, во-
вторых , правильно понятыми “настоятельными жизненными потребностями”.
Надо сказать, что самую главную общую жизненную потребность
Чернышевский видел в том, чтобы каждый человек в полную меру своих сил и
способностей мог трудиться, мог приносить максимум пользы общему благу.
Руководствуясь общей задачей - всестороннего развития человека,
Чернышевский выдвигает некоторые требования к общеобразовательной школе
. В частности он говорил что школа должна позаботиться о том , чтобы
всем содержанием и организацией своей работы, всеми разнообразными
средствами содействовать всемерному укреплению и развитию физических сил
и здоровья учащихся и сделать их вполне образованными людьми.
Чернышевский очень строго подходил к отбору и содержанию учебных
предметов. Он считал что отбор предметов должен происходить опираясь на
современное состояние науки и настоящие, а не кажущиеся потребности
современной жизни.
Как материалист Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение
естественных наук . Он рассматривал их как могучее средство воспитания
правильных представлений о явлениях окружающей природы , как средство
борьбы с суевериями и предрассудками.
Но при всей высокой оценке наук о природе, Чернышевский
первостепенную роль отводил все же наукам о человеке. Среди наук о
человеке на первый план он ставил родной язык, литературу и историю.
“Изучить родной язык необходимо это не подлежит спору, - писал
Чернышевский в статье “Высший курс русской грамматики , составленный
Владимиром Стоюниным” . - Но с какой целью и в каком направлении должен
каждый из них изучать его?” - спрашивал он и тут же отвечал: “ Конечно,
для того, чтоб уметь употреблять его для выражения своих мыслей”.
Разумеется , свои мысли надо уметь выражать устно и письменно и вполне
грамотно. И в этом отношении очень важная роль принадлежит грамматике.
Но для того чтобы учащиеся общеобразовательной средней школы
овладели родным языком в такой степени, чтобы могли свободно
пользоваться им для устного и письменного выражения своих мыслей, притом
для вполне грамотного выражения, нужно ли изучать целый ряд
филологических тонкостей: законы родного языка, его историческое
развитие и место и т.д. Чернышевский придерживался в этом вопросе
отрицательной точки зрения.
В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особо
видное место художественной литературе и музыке.
Прекрасное и красота в человеке, писал Чернышевский, немыслимы без
представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека.
Среди средств физического воспитания Чернышевский отводил видное место
ежедневно проводимым физическим упражнениям, а также прогулкам.
Физические упражнения и другие средства развития и закаливания
организма он расценивал положительно и с точки зрения воспитания воли. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 53-66/.


О методах обучения и воспитания

В методике учебной работы Чернышевский придает решающее значение
развитию мысли. Уметь думать , самостоятельным путем добывать знания,
формировать свое мировоззрение - вот, что интересует Чернышевского.
Чернышевский как и Добролюбов, придает большое значение воспитанию.
Чернышевский пишет: “Разве воспитание не нужная вещь , и даже более,
разве оно не неизбежно необходимо?”. Воспитывать - это значит
воздействовать на мысль, чувство и волю, которые взаимосвязаны.
Воспитывать во время обучения вовсе не обозначает прибегать к
патетическим речам, декламации и т. д. Само познание доставляет большой
материал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце,
оживляя и радуя.
“Однако одного воспитания мало. Оно должно дополняться
самовоспитанием и самообразованием. Чернышевский рекомендовал своим
детям широко заниматься самовоспитанием и самообразованием. Мы
приобретаем знания не только из школы, но и из жизни, из дружеских
разговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет” -
говорил Чернышевский. / Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е.
Н., История педагогики и современность. Ленинград, 1970. -С. 130 - 137/.
Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевский
видное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельной
работе учащихся. “ Если наши дети хотят быть людьми в самом деле
образованными , они должны приобретать образование самостоятельными
знаниями”, - писал Чернышевский.
Самостоятельные занятия оценивались им очень высоко по ряду
причин. В них Чернышевский видел не только средство закрепления, но и
расширения того круга знаний, какой получали учащиеся от устного
изложения материала учителем и вообще в школе. В них он видел и одно из
важных средств развития самостоятельного мышления учащихся, а также
привития навыков и умения самостоятельно работать над повышением уровня
своих знаний.
Процесс обучения является т процессом воспитания. Эту мысль
Чернышевский подчеркивал неоднократно. Своей практикой он показал, что
это достигается путем тщательного отбора материала для каждого
очередного занятия, подбора таких фактов и всяких иных данных, которые
даже без особых комментариев заставляют учащихся думать в определенном
направлении, помогают поднимать и укреплять определенные убеждения и
нравственные чувства. Он показал, как в процессе преподавания при помощи
фиксирования внимания на главном, наиболее существенном, и других
приемов достигается вместе с образовательной и воспитательная цель. /
Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 66-68/.


Дисциплина учащихся

Вопрос о школьной дисциплине и телесных наказаниях занимал одно из
видных мест в педагогической теории на протяжении многих веков.
Чернышевский не оставил без внимания этот и этот вопрос. Он не выступил
по этому вопросу с обстоятельной статьей, как это сделал Добролюбов. Он
ограничился отдельными , правда , довольно определенными, замечаниями на
этот счет в некоторых своих работах (“Ясная поляна”, “Статья в
“Земледельческой газете”...”, ” Собрание чудес...”, “Очерк научных
понятий ...” и др.). Он говорил, что мелочные шалости детей - пустяки,
что они не могут служить для квалификации поведения учащихся как
недисциплинированного , что не угрозы, не насилия и различные наказания,
а удовлетворение здоровой любознательности детей , привлекательная
постановка обучения, пример педагога и другие средства должны служить
основанием школьной дисциплины. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н.
Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.
68 - 69/.
В заключении приведу цитату из работы Чернышевского “Очерк научных
понятий по некоторым вопросам всеобщей истории”. “Нет надобности ни в
каком насилии для того , чтобы дети и подрастающие юноши или девушки
развивались именно так , как желают старшие: у них самих есть очень
сильное стремление к этому; для воспитания их нужно не принуждение, а
только доброжелательное содействие тому, чего сами они желают; не
мешайте детям становиться умными , честными людьми - таково основное
требование нынешней педагогики; насколько умеете, помогайте их развитию,
прибавляет она , но знайте, что меньше вреда им будет от недостатка
содействия, чем от насилия; если вы не умеете действовать на них иначе,
как принуждением, то лучше для них будет оставаться вовсе без вашего
содействия, чем получать его в принудительной форме”./ Чернышевский Н.
Г. Избранные педагогические высказывания. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. -C. 192/.


Учебники и книги для чтения

В занятиях учащихся вообще и в самостоятельном (внеклассном) чтении
в особенности огромная роль принадлежит книге. Отмечая это, Чернышевский
обращал внимание на тот факт, что большинство учебников и книг для
чтения, которыми пользовалась тогда школа, являлось неудовлетворительным
, зачастую явно порочным.
Главные недостатки и пороки большинства учебников и книг для чтения
заключалось, по мнению Чернышевского, в том, что, во-первых, они были
пусты, бессодержательны, во-вторых, они были насыщены нравственными
сентенциями , имеющими своей целью укрепить в детях ложную, вредную
верноподданническую мораль; в-третьих, события и факты освещались в них
часто искаженно и, как правило, языком сухим или слишком водянистым, но
тоже бесцветным.
Более или менее удовлетворительных книг, официально
рекомендованных, было крайне мало. К ним Чернышевский относил, например,
“Руководство начальной геометрии” Остроградского, которое , по его
мнению, отличалось тем, что содержание материала соответствовало
современному уровню науки, что изложено оно ясно и стройно.
Само собой понятно, что новое образование нуждалось в новых
учебниках и книгах для чтения. С точки зрения Чернышевского, учебники и
книги для детского и юношеского чтения должны отличаться новым идейным
содержанием. По цензурным условиям он не мог прямо и откровенно
говорить, что это означало. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.
69-70/.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что по мнению Чернышевского
учебники и книги для чтения, независимо от того, какой предмет явление
или событие освещают, не должны допускать какого бы то ни было
отступления от истины.
Много внимания уделял Чернышевский языку учебников и детских книг.
Он осуждал всякие ненужные длинноты, фигурные выражения, всякую
неточность в выражениях, а также допускаемые иногда под предлогом
доступности упрощенство и вульгаризацию литературного языка.
В учебниках и книгах для чтения каждое событие, каждый факт,
каждое имя должны, по Чернышевскому, занять то место, какое по праву
принадлежит им в науке, в жизни. Создание новых учебников и книг для
чтения, охватывающих различные области знания - дело очень важное и
полезное, но довольно сложное и не всякому автору доступное.
Чернышевский считал, что успех в этом деле могу обеспечить те люди,
которые имеют твердые и непогрешимые убеждения, в совершенстве владеют
своим предметом, хорошо понимают педагогическое назначение своего труда
и умеют писать грамотно, интересно, просто и доступно для детей. / Там
же. - С. 71-72/.


Об учителе

Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники,
книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же
главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало
прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда,
тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и,
наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно
сельского.
Предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны.
Выполнить эти задачи по-настоящему сможет только хороший учитель, т. е.
такой, который имеет высокие и обширные познания (общие и специальные) и
по своим общечеловеческим качествам является тем, кем хочет сделать
своего воспитанника , или по крайней мере искренно и всеми силами к
этому стремится. Если всякому порядочному работнику, то тем более
учителю надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогда
не пользоваться негуманными мерами воздействия на него.
Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерству
учителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в том
направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень
совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда
все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда
всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой.
Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но
не единственной обязанностью учителя. Чернышевский считал, что учитель,
правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими
силами и способностями служить благу родины и народа, не может
ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в
свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения
среди населения.
На своем примере работы в Саратовской гимназии он показал, что
учитель должен быть не только педагогом, но и просветителем. Помимо
классных и внеклассных занятий с гимназистами, он выступал перед
взрослой аудиторией с докладами и лекциями на разнообразные темы, он
пытался и в условиях суровой царской цензуры распространять полезные
знания и передовые идеи.
Чернышевский настаивал на изменении отношения к учителю, на
коренном улучшении его материального и правового положения и, наконец на
предоставлении ему как можно большей самостоятельности в проводимых с
детьми занятиях. Он был враг всего того, что сковывало здоровую
творческую инициативу учителя. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г.
Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-
педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С.
72 - 74/.



Значение педагогической теории Чернышевского

Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды
Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-
демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно
разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной
работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании
самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности
сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие
революционных демократов по своей идейно-политической направленности и
научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло
выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему
воспитания и обучения.
Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского
оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного
образования в России. Многое из этого педагогического наследия не
потеряло актуального значения и для нашего времени. /Константинов Н. А.,
Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,
1982. - C.215/.



Заключение

Педагогическое наследие Н. Г. Чернышевского - ценный вклад в
золотой фонд передовой русской и мировой педагогики. По своей
политической остроте, свежести мысли, научной глубине и революционно-
демократической направленности оно стояло на самой высокой ступени в
домарксистский период в истории педагогики.
В работах Чернышевского содержались основные положения
революционно-демократической педагогики. В них давался ответ по таким
кардинальным для педагогики и школы вопросам, как: цель и задачи
воспитания и образования, проблема всестороннего развития личности и
разделение труда умственного и физического, роль наследственности и
среды в формировании личности, биологическое и социальное в развитии
человека, содержание и методы общеобразовательной школы, идейные и
дидактические принципы построения школьного учебника и др.
Педагогическое наследие Чернышевского сыграло выдающуюся роль в
истории борьбы прогрессивных сил человечества за передовую, наиболее
совершенную систему воспитания, за ее высоко гуманные основы.



РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 332 группы технологического факультета
Иванова Юрия Владимировича
по философии и истории образования на тему:
“Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского”.

Прочитав данный реферат, можно с уверенностью сказать, что Иванов
Ю.В. довольно серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы.
Реферат имеет подробный план, основное внимание в котором уделяется
теме реферата, а именно педагогическим идеям Н. Г. Чернышевского.
Иванов Ю. В. начинает свой реферат с введения и краткой
биографической справки в которой он описывает некоторые важные события
жизни Чернышевского. Следующий пункт плана полностью посвящен
раскрываемой теме. Этот пункт состоит и нескольких подпунктов каждый из
которых посвящен отдельному вопросу педагогической теории Чернышевского.
Надо сказать, что некоторые вопросы раскрыты Ивановым очень подробно и
умело (“Состояние образования в школе”, “О методах обучения и
воспитания”, “Об учителе”), а некоторые немного недоработаны (“Учебники
и книги для чтения”, “Дисциплина учащихся” ).
По ходу изложения темы Иванов Ю. В. делает ссылки на литературные источники
список которых приведен в конце реферата.
В некоторых местах реферата Иванов обобщает сказанное и делает свои выводы,
что свидетельствует о глубоком и тщательном изучении им данной темы.
В заключительной части реферата Иванов Ю.В. излагает важность и
историческое значение педагогического наследия Чернышевского и подводит
итоги.
По мнению рецензента реферат написан логично, стройно, не содержит ничего
лишнего, тема раскрыта полностью. Реферат заслуживает отличной оценки.



Рецензент



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
министерства просвещения РСФСР, 1957.


Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания. -М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940.


Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. - М.:
Московский государственный заочный педагогический институт, 1991.


Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова Е. Н., История педагогики и
современность. Ленинград, 1970.


Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.
-М.: Просвещение, 1982.


Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России -М.:
Просвещение, 1986.







Реферат на тему: Педагогические идеи Яна Амоса Коменского
МГУ им. М.В.Ломоносова
Факультет философии



Педагогические идеи
Яна Амоса Коменского



Студентки 3 курса
с/о
Ткач Л.Б.



Москва 2004

Содержание



Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2



Принцип природосообразности……………………………………….. 4



Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7



Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11



Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19


Использованная литература……………………………………………… 22



Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия)
в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и
Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был
проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался
педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше,
Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский
стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены
все важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что
он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок
установления справедливых и дружественных отношений между людьми и
народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его
гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные
образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной
этим выдающимся педагогом.
Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности,
дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной
работе.



Принцип природосообразности



Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие
утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в
научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке
Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует
учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и
законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в
«Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические
знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования
педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик
подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы –
целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему
предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна
быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет
человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания
сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему
правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из
тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их
к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания
«как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным
процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а
сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности
ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения,
серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем
природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»
педагогика естественного и свободного развития природных сил и
способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает
грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о
рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную
обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие
педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»
человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на
рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время
взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для
каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

|детство - от рождения до 6 лет включительно |
|отрочество - от 6 до 12 лет |
|юность - от 12 до 18 лет |
|возмужалость - от 18 до 24 лет |


В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство
характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -
языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более
высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и
способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным
особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень
образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он
подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества
предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,
местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или
гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой
области - академия.
В плане содержания образования этот принцип последовательного
изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый
возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и
исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской
школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает
учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь
путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том
роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени
– тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены
основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в
виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и
условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе
родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской
школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам
человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также
изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает
всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали,
история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки
преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы
средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все
содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному
мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь,
действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске
«естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на
целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю
работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость»,
которую ученик брал памятью и напряжением воли.


Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, -
сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,
католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и
естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский,
должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него - избежать
«соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его
сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных
интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению
его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею
всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного
века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как
неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью
над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая
практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –
это «искусство», а путь к искусству - «научное образование», дающее знание
об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя
жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой
проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный
дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности,
добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве
и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога»,
«ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и
готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в
педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей
системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности
человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-
нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она
предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному,
ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею
педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития
человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична,
пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в
перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных,
мужественных, великодушных людей».

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с
непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его
духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный
процесс.

На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические
представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить
внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В
системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально
выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике
средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость,
умеренность, мужество, справедливость.

В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский
стремился к формированию нравственности и благочестия – непрестанной
духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся,
постоянно осуществляя честное».

В таком ключе - человек сам выстраивает свой внутренний мир –
предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность».
Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего
человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.),
нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям,
готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно
большему числу людей и др.). Его инструментами являются и наставление, и
«примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация
упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,
деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,
полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для
воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как
нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких
человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев
и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Коменский
ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной
сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается
преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных
чувств, влечений, сохранить душевное равновесие.

При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к
человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это
отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его
антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным
Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то
же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной
позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной
испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять
строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость,
которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание
в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства
бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной
бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по
принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики
любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,
куда подобает,… и сами к тому же стремились».

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как
гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является
ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей
растущего человека.

Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в
нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее
развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих
природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в
системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия
педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей
субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического
процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в
самовоспитание.

Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником
уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,
самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,
самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника
обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,
«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется
в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,
органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.



Дидактические принципы Яна Коменского

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы
обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении
Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах
обучения, или дидактическими принципами.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на
необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность
этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Итак,
1) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не
пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и
основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует
сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует
формализм.
Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий
догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую
творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение
сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать
юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,
фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать
вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли
ручейки (знания)».
Коменский также считает основным свойством сознательного знания не
только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь
ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую
это принести повседневную пользу в общежитии».
Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное
обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании
юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только
учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и
что он делает».
Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,
с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах
вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения
самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения
Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об
изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд
указаний о том, как ее укоренить.
Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении
с леностью».
Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают,
как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще
менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого
просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского, нужно трудом.
Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский
считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством
теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал
сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал
все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в
наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для
достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства».


2) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и
явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает
золотым правилом обучения.
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда,
когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран
она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху
господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению,
и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым
ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
В основе учения Коменского о наглядности лежит основное положение:
«Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание
вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное
доказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам
учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали
все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким
образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством
самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания,
осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их
изображения».
4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела,
тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие
объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».
То есть, Коменский считал наглядность не только принципом обучающим,
но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал
необходимым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.
Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель
сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько
ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса
обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний
Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует
овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и
методической последовательности.
Последовательность и систематичность в первую очередь касаются
следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить
логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности
построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом;
какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения
и т.п.
Итак, какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение
должно вестись последовательно»?
Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен
точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».
Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний
учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы».
Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно
с начала и до завершения».
Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значит
всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом
что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.
Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».
Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил
для реализации этих требований.
1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый
год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,
которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,
точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до
конца не будет усвоен учащимися.
4. «Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый
материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более
легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более
близкого к более отдаленному» и т.д.
«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать
всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к
разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями
просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».


4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически
проводимые упражнения и повторения.
Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали
формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения
новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение
знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению,
упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию
предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в
практической деятельности.
Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти
должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает
против механического запоминания в пользу логического и указывает:
«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно
закреплено памятью».
Также большое внимание Коменский требует уделять физическому
воспитанию учащихся.
Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский
выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в
обучении:
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых
и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».
В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во
всех упражнениях».
«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо
понятно».
На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить
«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить
в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить
правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять.
Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...»
По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:
«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны
учеников»
«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им
правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь
возможность тотчас исправить ошибки».
«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее
отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».
«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики
усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над
ним».
«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так
сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая
бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением
говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет
особенно полезно в жизни».
Коменский разработал такие требования для принципа обучения и
повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»
2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им
предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках,
проводимых по нашему методу».
4. «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от
учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в
конце недели устраивать повторения».
Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение
полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний
учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила поныне
сохраняют свое теоретическое и практическое значение.


Семейное воспитание в педагогике Коменского

Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. “Показав, что
райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие
леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это
попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы
те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной
нравственной и святой жизни”.
“Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие
родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей
деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно
уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для
обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера.
Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями
... ”.
Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя
Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость,
умеренность, мужество и справедлив

Новинки рефератов ::

Реферат: Бортнянский Дмитрий Степанович (Музыка)


Реферат: Развитие комбикормовой промышленности (Ботаника)


Реферат: Ислам-вера и образ жизни (Религия)


Реферат: Социальное партнерство (Социология)


Реферат: Контрольная работа по Праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основы конституционного права Франции (Государство и право)


Реферат: Карл Фрідріх Гаусс (Математика)


Реферат: Шпаргалки по физике (Физика)


Реферат: Алмаз (Химия)


Реферат: Творчество О.Э. Мандельштама (Литература : русская)


Реферат: Природные источники углеводородов (Химия)


Реферат: Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение (История)


Реферат: Альбрехт Дюрер (Исторические личности)


Реферат: Конституционный процесс в Украине. Конституция Украины 1996 года (История)


Реферат: Билеты по техническому обслуживанию автомобилей (Транспорт)


Реферат: СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ (Менеджмент)


Реферат: Творчество Марка Шагала (Искусство и культура)


Реферат: Статья: "пойду ли я на дискотеку" (Культурология)


Реферат: Учет и анализ оплаты труда в организации ООО "..." (Бухгалтерский учет)


Реферат: История Рогнединского района (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист