GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Воспитательная проблематика фольклора (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воспитательная проблематика фольклора (Музыка)


Министерство образования Российской Федерации
Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева

Кафедра теории и методики музыки



Дипломная работа


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА
ЧУВАШСКОГО ФОЛЬКЛОРА


Выполнила:
студентка V курса гр.Б
очного отделения
музыкально-педагогического
факультета
Лукина Ольга Николаевна

Научный руководитель:
доктор пед. наук, доцент
Кузнецова Людмила Васильевна



Чебоксары - 2003
СОДЕРЖАНИЕ



стр.

|Введение……………………………………………………………………... |3-6 |
|Глава 1.|Чувашский фольклор: культурно-образовательные аспекты ... |7-38 |
|1.1. |Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной | |
| |культуры………………………………………………………….. |7 |
|1.2. |Система жанров чувашского музыкально-поэтического | |
| |фольклора и их краткая характеристика……………………….. |13 |
|1.3. |Чувашский фольклор как педагогический феномен…………... |24 |
|Глава 2.|Чувашский фольклор в школе………………………………….. |39-52 |
|2.1. |Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального | |
| |фольклора………………………………………………….. |39 |
|2.2. |Опыт использования чувашского музыкального фольклора в | |
| |урочной деятельности учителя музыки….………………….…. |47 |
|Заключение…………………………………………………………………... |54 |
|Литература…………………………………………………………………… |58 |
|Приложение………………………………………………………………….. |62 |



ВВЕДЕНИЕ

Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая
действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека,
формирует его взгляды и чувства [2;79].
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер
ее социального воздействия представляются важнейшими критериями,
определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-
культурных ценностей.
Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные
музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема
формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать
высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных.
Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным
слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень
важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого
необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки
различных культур и с музыкальной культурой своего народа.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –
осознается современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач
нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей
подрастающего поколения [27;3].
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь
развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о
далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического
воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим
звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.
Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику
музыкального творчества и культуру других народов. Поэтому в различных
учебных и воспитательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и
музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы
фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.
В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. Это
особенно заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала звучать
родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение,
родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и
танцевальные элементы – все это комплексно используется на уроках музыки.
Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у
учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя,
слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.
Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в
неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке,
которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному
самосознанию.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования.
Ведь уже в детском саду дети могут петь, а в начальной школе всем хочется
петь, так как желание петь заложено в детях генетически, следовательно,
первыми песнями должны быть материнские, народные.
Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто
значителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным
средством познания жизни для детей. Педагогическое наследие просветителя
И.Я. Яковлева - народность музыкально-эстетического воспитания и традиции
народного искусства, ремесел в художественном, трудовом воспитании внесли
значительный вклад в осмысление художественно-эстетических ценностей.
Педагогическое осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия
чувашского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной
культуры, формированию педагогической культуры.
На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора
чувашского народа указывали в своих трудах известный ученый-педагог,
академик Г.Н. Волков, музыковеды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие
историки и исследователи прошлых лет (С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П.
Павлов). Историко-педагогические аспекты включения чувашского фольклора в
учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д.
Кудакова, Л.В.Кузнецовой, Т.Н. Петровой.
Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к
народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство
формирования национального самосознания учащихся.
В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как главный
путь гуманизации общества.
Эти положения теории и практики обусловили выбор проблемы нашего
исследования: каковы педагогические условия внедрения чувашского
музыкального фольклора в школьную музыкальную практику?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект нашего исследования – народное искусство в образовательном
процессе.
Предмет исследования – процесс включения чувашского музыкального
фольклора в воспитательную работу с учащимися.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были
поставлены следующие задачи:
- рассмотреть чувашский музыкальный фольклор в общекультурном
аспекте;
- охарактеризовать жанры чувашского музыкально-поэтического
фольклора;
- выявить воспитательный потенциал чувашского детского музыкального
фольклора, использовать его в процессе музыкального воспитания в
школе;
- разработать тематические уроки и на основе собственного опыта
выявить и обосновать формы и методы использования чувашского
фольклора на уроках музыки.
Для решения задач исследования нами используются следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;
- анализ передового педагогического опыта;
- наблюдение;
- беседа;
- анализ творческой деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент.
Базой исследования стали общеобразовательная школа №13 города
Новочебоксарска и Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С.Лебедева
города Чебоксары.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Глава 1. ЧУВАШСКИЙ ФОЛЬКЛОР:
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

1.1 ЧУВАШСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В определении понятия «фольклор» в современной этнографической науке
существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к фольклору
относят явления не только духовной, но и материальной культуры народа.
Другие же придерживаются более традиционной позиции и настаивают на
ограничении объема этого понятия, включая в него главным образом «словесное
поэтическое творчество».
Мы же придерживаемся той точки зрения, что народная музыкально-
поэтическое творчество, рассматриваемое как часть более общего целого,
называемого фольклором или как собственно музыкально-поэтический фольклор,
есть по преимуществу вокальное (песенное), инструментальное, вокально-
инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа.
Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и
«лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает
«народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое
народом и для народа [36;6].
Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. «В
произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние
созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых
народов единственным ключом для понимания мудрости». Народная мудрость в
сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические
образы как реальная жизнь с ее нуждами, горестями, печалями, радостями и
обязательно в стремлении к красоте.
Во все времена естественным для любого народа было стремление к
красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек
– часть природы) - красивый поэтический слог в песнях, слившийся с
мелодией, вышивка, узор, как повторение красок и линий природы и т.д.
Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе и людям
на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу руководил его
помыслами в творчестве, но и духовность, нравственность, вера в силу
красоты перед силами зла (красота как оберег). Мы часто поражаемся, как при
лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться
жизни: пел веселые песни, плясал, ткал яркие узоры, лепил, вытесывал,
украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками.
Во всем этом чувствуется праздничное ощущение мира.
Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не
только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины
соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание
его определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом традиции
и преемственности, что делает народное искусство частью современной
культуры, ее живым феноменом. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного
человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому».
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в
будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет
идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам.
Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений
современности [30;5].
Народное искусство — это могучее средство воспитания человека, это
национальная гордость народа. Предмет гордости каждого человека, ощущающего
себя частицей своего народа, — не национально замкнутое народное искусство,
а то, что вошло в мировую сокровищницу достижений ума и рук человека, то
есть значимое с общечеловеческих позиций.
В своей книге «Народное искусство как часть культуры» М.А. Некрасова,
определяя народное искусство, выделила следующие особенности:
- индивидуальное восприятие мира растворяется в общем;
- индивидуальность выражается через «школы»;
- наличие канонов;
- традиционность;
- наличие ярко выраженного эстетического ядра;
- универсальность.
Для нашей работы считаем необходимым выделить из этого ряда некоторые
особенности, наиболее, с нашей точки зрения, характерные в восприятии
детьми народного искусства любого народа.
1. «Традиционность». Народное искусство постоянно воспроизводит
национальный характер от поколения к поколению, «отсюда
преемственность творчества, традиции оказываются основной силой,
формирующей культурную память». «Культурная память» – это народные
художественные образы, идущие от поклонения силам природы, от
любования и восхищения ею, в них единство слова, музыки, движений,
орнамента; понимание красоты жилища, костюма, различных предметов,
самой жизни в ансамблевом единстве, гармонии, во взаимосвязи, т.е.
это сам народ с его историей.
Традиционная народная религия с почитанием природы и всех ее сил
соединяла в одно целое весь мир: духовный и материальный. Отсюда идет
образный параллелизм в народной поэзии, текстах народных песен: часто
первые две строки — образы материального мира (деревья, птицы, окружающие
человека предметы), следующие две строки — переживания, судьба, жизнь
человека. Например:
Куда летишь, ласточка, сквозь дождь,
Сквозь оба крылышка капли проливая?
Куда идешь, родной, в далекий путь,
Из обоих глаз слезы проливая?
Народные музыкальные традиции тоже «культурная память» народа, не
опредмеченная, но живущая, пока жив человек, тем более, что одним из
главных признаков бытования народной музыки является устная природа. От
поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы, праздники,
гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что хотелось
передать в дар следующему поколению. В этом усматривается воспитательная
сторона, так как люди передавали друг другу красоту их мироощущения, чтобы
дети тоже видели это, «жили и воспитывались по законам красоты».
2. Наличие ярко выраженного этнического ядра. Чувашская народная
музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения,
национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание
отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное
к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и
близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни. Обычно такие
песни сосредоточенные, философски-этические пели взрослые, мужчины и
женщины, а дети слушали.
Песня является одним из основных традиционных жанров национального
музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый
музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения.
Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является
бесценным средством этнопедагогики.
Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования
Н.В.Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию
человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то,
о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется. [31;6].
Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления
профессиональных сочинителей музыки – композиторов. Песни и наигрыши
украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной
составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение
веков одни из песен забывались, другие возрождались. Чувашская народная
музыка сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных
музыкальных культур.
Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества
чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость
молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой
жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности
национальной эстетики, психологии и нравственности [17;3].
Песни создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей
частью нам неизвестны. Они записывались, и передавались из поколения в
поколение, иногда на продолжении целых столетий. "Предки передали ее", "От
дедов пришла она", - говорят чуваши о песне. Музыка и песня украшают жизнь
чувашина, облагораживают отношения людей друг с другом. В песнях отражаются
вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
В музыке издавна чувашин видел источник здоровья, радости и счастья,
поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания
человека.
Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах,
сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говориться,
например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она
была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и
горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня
грустит…"
В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала
народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она
трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и
произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу
непобедимую силу и вечную молодость.
И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о
песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу -
вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него
песня - язык души. [13;14]
Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность
чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос у них редко
бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей
нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не
один десяток народных песен" [11;70].
Песня в жизни чувашей занимает огромное место. Чувашская народная
музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на многих
языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и
увеселений [14;124].
Первыми собирателями и исследователями чувашской народной песни были
русские - А. Ф. Риттих и В. А. Мошков. Они публикуют первые чувашские
мелодии, записанные ими, в конце 19 века. Настоящая же работа по
записыванию и исследованию чувашского фольклора началась лишь после Великой
Октябрьской социалистической революции, когда это стало делом чувашских
исследователей В. П. Воробьева, Г. Г. Лискова, С. М. Максимова, Ф. П.
Павлова, Т. П. Парамонова, равно как и современных композиторов и
музыковедов — Ф. С. Васильева, Ю. А. Илюхина, М. Г. Кондратьева,
Ф.М.Лукина, Г.Я.Хирбю и др.
Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально-
эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно
на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание
В.А.Сухомлинский, когда писал: «У чувашей есть много народных песен,
заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения,
особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в
привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны,
это - память о добре и доброте, с другой - поддержание родительского
авторитета» [35;77].
Народная песня является частью духовной культуры человека и
человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь
ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни:
в игре, в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в
будни и праздники.
Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным чувашским
народом по сей день.


1.2 СИСТЕМА ЖАНРОВ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА И ИХ
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Традиционные народные праздники и обряды принято делить на
календарные – связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые
– обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной
группы в другую, вступлением в брак, смертью и т.д. [25;175].
Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури, приуроченным ко
времени зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник, вобрав в себя
элементы русских святок и святочных гаданий, слился с христианским
Рождеством. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным
духам – покровителям скота. Отсюда и название праздника, от «сур?х ырри» -
«овечий дух». Во время празднества дети и молодежь группами обходили
подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота,
пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.
Зимний цикл завершался праздником З?варни (Масленица), знаменовавший
наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании
песен, приговоров и обрядов четко проявляется его аграрная природа и культ
солнца. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было
принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. В
завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи з?варни» («з?варни
карч?к?»).
Весенний цикл открывался многодневным праздником жертвоприношений
солнцу, богу и умершим предкам М?нкун (совпавший затем с православной
Пасхой), который начинался с кал?м кун и завершался с?рен (или вир?м) –
обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по
деревне с рябиновыми прутиками и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь,
одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «с?рен!».
Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами.
В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.
Следующая серия обрядов непосредственно была связана с полевыми
работами. Весенний сев начинался обрядом В?рл?х к?ларни. Накануне его
мылись в бане, надевали чистое белье.
С заботой об урожае связан и обряд З?м?р чяк – моление о дожде, где
участвовали все жители деревни. Они купались в воде, обливали друг друга
водой.
Окончание весеннего сева завершалось Ака п?тти – молениями кашей о
хорошем урожае и сохранности от стихийных бедствий. Когда на полосе
оставалось пройти последнюю борозду и прикрыть последние засеянные семена,
глава семьи молился Зулти Тур? о ниспослании хорошего урожая. Несколько
ложек каши, варёные яйца зарывали в борозду и запахивали её.
Все весенние работы завершались праздником Акатуй – «свадьбой плуга»,
связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского
начала) с землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно
религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со
временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными
скачками, борьбой, молодежными увеселениями.
Лето чуваши начинали примерно со второй половины мая месяцем
«летним», с которым связан обряд Зинзе (вирьялы) или Уяв (анатри), когда
запрещалось заниматься земледелием, так как земля была «беременной» после
посева.
Праздник зинзе или уяв сопровождался массовыми гуляниями, хороводами,
свадьбами. Тематика песен, игр и хороводов – бытовая; исполнялись
молодежные лирические песни. Особенностью этого праздника является запрет
на многие домашние и сельскохозяйственные работы, связанные с землей.
В дни праздника зинзе (уява) или после его окончания проводились
массовые полевые моления – уй-чяк, сопровождавшиеся крупными
жертвоприношениями скота: быков, коров, телят, овец и домашней птицы.
К концу XIX в. обряды зинзе (уява) были совмещены с семицко-троицкой
обрядностью. Сроки Семика и Троицы были определены достаточно четко –
Троицу отмечали спустя семь недель после Пасхи, а Семик чуваши начинали в
четверг, предшествующий Троице («главный Семик») и заканчивали в четверг
следующей недели («малый Семик»). Обряды, совершавшиеся в это время, имели
в своей основе древние, различные по происхождению народные обычаи и
культы.
В основе организованных действий, связанных с Семиком, лежали годовые
поминальные обряды. Поминовение умерших начиналось дома, затем шли на
кладбище «провожать» покойных на телегах, украшенных зеленью. На могиле
вновь устраивалось поминовение с едой и питьем. Семик стал праздником
весны, возвращение земли к жизни, пробуждения и расцвета сил
растительности. До Петрова дня (до паровой пахоты под озимые) продолжались
веселые молодежные гуляния и ярмарки.
Семицко-троицкие праздники связаны с культом растительности. Накануне
Троицы мылись в бане особым набором трав (77 различных растений, обладающих
целительными свойствами), в период зинзе (уява) запрещалось рвать зелень по
представлениям чувашей, до Семика нужно было искупаться в реке семь раз.
Праздником, открывавшим у чувашей цикл уборочных работ, являлся
Петров день. В этот день вся деревня собиралась на последний хоровод вокруг
прощального костра. После этого начинался сенокос. В традиционных обрядах и
обычаях чувашей, связанных с сенокосной порой, сохранился обряд ут?зи.
Первый выход на сенокос напоминал большой праздник: все выходили в лучших
нарядах. Скошенное и высушенное сено складывали в большие кучи по числу
жителей деревни и бросали жребий, каждому доставалась своя доля.
Распределенное сено складывали в большие копна (капан). Обычно сено
оставляли на лугах до зимы.
Завершение уборки хлебов отмечалось молением духу-хранителю овина
(ав?н п?тти). Перед началом потребления хлеба нового урожая устраивали цикл
осенних благодарственных молений – с?ра чуклени, - жертвоприношение в честь
нового хлеба, ав?н п?тти – овинная каша, и ав?н с?ри – овинное пиво. На
ав?н п?тти закалывали петуха, варили кашу, приносили в жертву хлеб нового
урожая, последний необмолоченный хлеб. На праздник приглашали
родственников, друзей, знакомых.
Осенние поминки – автан с?ри (петушиное пиво) – имели более
торжественный характер, чем летние. На них закалывались домашние птицы,
обязательно петух. К рассвету устраивались проводы «покойного» с песнями и
плясками, все заканчивалось очистительным обрядом и мытьем в бане.
Таким образом, весь октябрь и ноябрь проходили благодарственные
моления и обряды, получившие название в народном календаре:
юпа уй?х? – месяц поминовения усопших;
чук уй?х? – месяц жертвоприношений, где поминальной обрядности отводилось
главное место.
Одновременно с земледельческими поминальными обрядами нередко
совершались скотоводческие обряды – карта п?тти в честь духов – хранителей
домашнего скота.
Накануне готовились юсманы – жертвенные блины из пшеницы или ячменя
нового урожая (до 100 шт.) Варилась каша на скотном дворе. По прочтении
молитвы ложку каши бросали в огонь. Глава семьи обращался в своей молитве с
просьбой к покровителю сохранить стадо. В этот день досыта кормили скот,
держали его на вольном выпасе.
Во время страды часто устраивали помочи - ниме, - который не имеет
определенных сроков проведения. Из уважаемых людей назначался ниме пуз? –
глава помочи, который с утра приглашал всех селян пойти на помощь к
нуждающемуся односельчанину, объезжая всю деревню на запряженной лошади.
Обычно ниме проводится в течение дня. Вечером в доме хозяина собираются все
участники ниме. Тяжелая работа завершалась праздничным застольем.
Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались
во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и
нескольких селений, собирались на открытом воздухе на хороводы уяв (в?й?).
Зимой устраивались посиделки (ларни, улах) в избах, где временно
отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом
юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т.д. В
середине зимы проводился праздник «х?р с?ри» - девичье пиво. Девушки в
складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами
устраивали молодежную пирушку.
Основой общественного и семейного быта чувашей в прошлом явились
родовые отношения и их пережитки. В наибольшей степени это проявилось в
организации и проведении свадеб. Характерным для чувашей были сроки
празднеств – весеннее время, после сева яровых, когда земля должна была
находиться в покое, а люди могли отдыхать от полевых работ.
У чувашей были распространены три формы заключения брака:
1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни);
2) свадьба «уходом» (х?р тухса кайни);
3) похищение невесты, часто с ее согласия (х?р в?рлани).
Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем
невеста прощалась с родней; ее одевали в девичью одежду, накрывали
покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (х?р й?рри). Поезд жениха
встречали у ворот с хлебом- солью и пивом. После старшего из дружек (м?н
к?ря) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. На следующий день
поезд жениха отъезжал. Невеста ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял
ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены. Веселье в доме
жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь
молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю,
молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским
головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила
жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.
Родильный обряд у чувашей был обставлен элементами магии: детям на
шею либо на одежду вешали различные амулеты, бабка-повитуха, принимавшая
роды, действовала с помощью различных заговоров. Первого ребенка молодая
жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков – на топорище,
у девочек – на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.
В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела
авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората –
младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.
Похоронный обряд, типично христианский, имел некоторые языческие
традиции: исходя из представлений загробной жизни, чуваши вместе с покойным
клали в гроб предметы, которые могли пригодиться в потусторонней жизни.
Обычно на могиле устанавливали крест, но иногда ставили столбы с семейной
тамгой и грубо вырезанными на вершине изображением человеческого лица
(юпа).
Определенное своеобразие семейному и общественному быту чувашей
придавало соблюдение различных обрядов, связанных с их религиозными
представлениями. Так, веря в очистительную силу огня, чуваши совершали
специальные обряды перенесения огня из старого жилища в новое, особенно при
зажигании первого огня в доме, построенном для молодой семьи. Почитали
«хозяина дома» – «х?рт зурт», - и «хозяина двора» – «карта пуз?» – духов
хранителей жилища и хозяйства.
Все перечисленные выше праздники и обряды имели свой круг песен, то
есть большинство чувашских народных песен приурочено к тем или иным обрядам
и праздникам. Такие песни так и называются обрядовыми.
Обрядовые песни распадаются на два цикла: календарные и семейно-
бытовые. Календарный цикл соответствует годовому кругу занятий
земледельцев. Основные жанры песен в нем:

|Календарные события |Жанры |
|М?нкун — праздник весеннего равноденствия, обряды |м?нкун юррисем |
|поминовения | |
|с?рен — очистительный обряд |с?рен юррисем |
|уяв (зинзе) – праздник созревания растительности, |уяв (в?й?) юррисем |
|хороводы и игры | |
|Зим?к — летние поминовения (молодежь водит хороводы) |зим?к юррисем |
|ут? зий? — сенокос | ут?зи юррисем |
|к?рхи с?ра — обряды освящения нового урожая |к?рхи с?ра юррисем, |
| |к?реке юррисем |
|юпа ирттерни—осенние поминки |юпа юррисем |
|улах — зимние посиделки |улах юррисем |
|х?р с?ри, к?шарни — зимние праздники молодежи |х?р с?ри юррисем, |
| |к?шарни юррисем |
|Сурхури, нартукан — праздники в дни зимнего |сурхури (нартукан) |
|солнцеворота |юррисем |
|З?варни — проводы зимы, масленица |з?варни юррисем |

Семейно-бытовой цикл составляют:

|События |жанры |
|ача зурални — обряды по случаю |ача зуралн? чух калан? |
|рождения ребенка |к?в? (юр?) |
|Колыбельные |с?пка юррисем |
|туй й?ркисем — свадебные обряды |туй юррисем, х?р й?рри- |
| |сем, з?н? х?та юррисем |
|Салтака ?сатни — обряды проводов |салтак (некрут) юррисем |
|рекрутов | |
|виле пытарни — похоронные обряды |сас? к?ларнисем |

Подобное рассмотрение жанровых особенностей чувашского фольклора идет
параллельно с рассмотрением календарно-обрядовой системы (народный
календарь, общинные, семейно-бытовые обряды).
Далее рассмотрим жанры музыкального фольклора с точки зрения
функциональности (хотя и выше рассмотренное нами имеет функциональность).
Нам представляется удобной для восприятия, как учителями, так и школьниками
классификация, предложенная Ю.Д.Кудаковым.
Коротко охарактеризуем некоторые направления этой классификации.
Трудовые песни возникли в процессе труда. Они задавали нужный ритм в
телодвижении работающих в группе людей, помогали повышать результативность
труда. Например, песни бурлаков, забойщиков свай состоят из слов как
отдельных участников трудового процесса так и группы лиц. Они отражают
настроение работающих. В песнях тех кто тянет канат, содержатся слова-
пожелания, чтобы дело было прибыльно; в песнях тех кто строит мост, желание
увидеть мост красивым и крепким, чтобы он радовал и соединял сердца людей.
В песнях молотящих хлеб или отбивающих холст, мнущих кудель или валяющих
сукно раскрывается трудовой процесс: как выращивается хлеб, ткется полотно,
шьется одежда. В этих песнях отражаются мечты и чаяния чуваш.
Обрядовые песни – песни глубокой древности. Они делятся на две
группы: песни обрядов, проводимых ежегодно и песни обрядов, проводимых
ежедневно. Эти песни развивались параллельно с обрядами: связаны с
землепашеством, скотоводством, охраной здоровья. Обряды были проникнуты
суеверием, имели магическое значение, им подчинялись, их проводили, их
соблюдали с целью облегчить жизнь. Обрядовые песни позже утратили свое
магическое значение, стали лирическими песнями. Такие обряды проводились
каждый год: рождество, масленица, сэрень (старинный весенний праздник,
первоначально имитировавший изгнание злых духов из селения), троица,
девичник стали толчком к появлению обрядовых песен.
Особое место занимают обрядовые песни в честь ребенка, его купания,
крещения, игр, совершеннолетия, юбилеев и др.
Повседневные обрядовые песни связаны с обрядом проведения свадеб и
обрядом поминания усопших. В свадебных песнях значительное место у чуваш
отводится красоте и трудолюбию невесты, ее характеру; процессу венчания,
подаркам, благословению и т.д. Например, в благословении, в плаче невесты
звучат различные чувства: грусть - тоска, шутки – смех, радость, пожелания
крепкого здоровья, советы быть добрыми и трудолюбивыми. Сама свадьба у
чуваш – это хорошо поставленная многоактная опера, содержащая искусное
исполнение различного содержания народных песен, искрометных танцев,
исполняемых в сопровождении различных народных музыкальных инструментов.
Частушки дружки можно назвать импровизированной поэмой, выражающей
эзоповым (иносказательным) языком значение свадьбы, настроение и мечты
людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты.
В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и
обычаи народа. В них встречаются и образы, напоминающие мифы и легенды,
волшебные сказки, также в частушках широко используются иносказания,
загадки, считалки, красивые и образные обороты и выражения, диалоги и т.п.
Свадебные песни агитируют играть свадьбу хорошо и весело, подчеркивают
большое значение свадебного обряда для молодой семьи, рассказывают о
надеждах молодой пары на счастливую жизнь. В песнях поется о том, что
молодые должны быть здоровыми, высокими, красивыми, трудолюбивыми. В песне
дружки и друзей жениха жених всегда красивый, трудолюбивый, добрый, он
мечтает разумно вести хозяйство. В песнях подруг невесты невеста – умелица
(“Если возьмется, железо обломает; если ударит ногой, может гору разрушить;
из трех зерен сшила рубашку”). В свадебных песнях высмеиваются жених и
невеста и жители деревни: жених мечтал о светлой и высокой невесте, а
достается ему черненькая. В песнях подруг невесты жених старый и ленивый,
неопрятный. Порицали и вдовцов. Есть в свадебных песнях и куплеты,
характеризующие невесту неумехой (“Пошла нарвать капустных листьев, а
принесла лопух”). Этими озорными и шутливыми песнями народная мудрость учит
молодых быть трудолюбивыми, жить в мире и согласии.
Плач невесты (хяхлев) – самая грустная песня среди свадебных песен. В
этих песнях невеста сетует на то, что выдают ее замуж рано или за
нелюбимого, что ей предстоит разлука с отцом - матерью, с отчим домом, с
подругами, жить предстоит в чужом доме, а свою жизнь в семье будущего мужа
представляет горестной и тяжелой. Просит жениха почитать ее, уважать.
В поминальных песнях родственники горюют об усопшем, образно
сравнивая явления живой и неживой природы, поют о невозможности возврата
покойного родственника к живым (“Не вернуться, алея, как утренняя заря,
краснея как ясное солнышко, весело щебеча, как ласточка”).
Песни о старинном укладе жизни, о социальной несправедливости,
частушки, баллады менее тесно связаны с обрядовыми песнями. Поэтому в них
больше народной философии и чувства красоты, выразившиеся в мечтах о
хорошей жизни и счастливом будущем. Среди повседневных обрядовых песен
самую большую группу составляют лирические песни застолья, очень красивые,
богатые по содержанию и идее. Песни, исполняемые на пирах, - это гимны
труду земледельца, размышления о смысле жизни. В них умение ходить за
сохой, пахать, сеять считается фундаментом и стержнем жизни, содержится
совет заниматься земледелием вместе с народом, а молодежи – продолжать это
дело.
Гости славят старых: за то, что долго живут, за то, что трудятся, за
то, что хозяйство ведут, за то, что род прибавляется, за то, что дают
молодым мудрое наставление беречь честь рода. Поют о своей мечте вырастить
детей, благодарят хозяев дома и их родственников за гостеприимство,
приглашают к себе в гости. Такое общение людей между собой помогало им
преодолевать и легче переносить жизненные невзгоды, беречь честь, жить
дружно.
В песнях посиделок (улах) хорошо отражается настроение молодежи. На
посиделках молодые девушки и парни рукодельничали (девушки), веселились,
смеялись, знакомились. Парень в представлении девушки должен быть хорошо
одетым, добрым, красивым. Если парень добрый, то и девушка довольна. Когда
девушка в разлуке со своим парнем, то у нее душа горит, она не знает, как
унять тоску. Девушкам не нравятся те парни, которые легкомысленно относятся
к жизни и любви, неаккуратны и ленивы. Парни тоже ищут себе в подруги
красивых девушек, наблюдают за ними на посиделках, мечтают взять их в жены.
Хороводные (игровые) песни очень звучны и мелодичны, говорят о высокой
эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа. В этих песнях
молодежь радуется пробуждению природы, приходу красивой весенней поры,
наступлению времени праздников. По вечерам девушки выходили на улицу и
вызывали специальной песней друзей и подруг на хороводные гуляния и игры.
Таким образом, рассмотренная нами жанровая система и характеристика
чувашского музыкального фольклора позволяет увидеть предназначенность его
как для детей так и для взрослых. И если взрослый фольклор на уроке музыки
и внеклассных праздниках более всего будет предлагаться детям для слушания-
восприятия, или знакомства, то детский фольклор (рожденный самими детьми –
игры, считалки, и т.д.; созданные для детей) мы будем использовать в
музыкально-исполнительской деятельности.



1.3 Чувашский фольклор как педагогический феномен.

Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько
существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю
историю, все его лучшие качества [7;11].
Каждый народ стремится донести в будущее, как метко сказал Гумер
Баширов, свою самую яркую звезду, самое дорогое духовное богатство – веками
накопленную мудрость. Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые
яркие звезды чувашского народа, его самое дорогое духовное богатство [5;4].
Красота слов, песен и вышивки создает интересную гармонию в чувашской
системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад чувашского
народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.
У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к
прекрасному. Ее характерная особенность – в тесной связи эстетического
воспитания с трудовым. Эстетика, создаваемая в труде, была одним из
важнейших средств развития личности.
Содержание эстетического воспитания включает в себя а) развитее
способности понимания красоты в окружающей действительности, б) выработку
эстетического вкуса, в) привитие подрастающему поколению творческих умений
и навыков в области прекрасного, г) укрепление единства между эстетическим
развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитанием и трудовой
подготовкой.
Дети уже в раннем возрасте способны эстетически воспринимать
прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой
интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы,
потешки, песни, стихи, сказки, «приятные гармонические цветовые сочетания,
доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое».
Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей
всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее
сложный жанр - сказки. В сказках дети слышали поговорки и пословицы,
загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые
запоминались детьми и могли исполняться и отдельно.
В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается
красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту,
трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами,
враждебными человеку.
Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили
свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют вес
средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них,
определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы
представляют их значение в обобщенном виде [5;14].
Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми
своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные
поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на
детей. У многих сказочных персонажей есть постоянные эпитеты: п?р пич?
х?вел, теп?р пич? — уйах, тил?-тус, yпa-утаман, кашк?р-кашаман, кикирик-
автан, зил-урхамах, хура ?не — з?лен хяре и др.— одна щека — солнце, другая
— месяц, лисичка-подруженька, медведь-атаман, волк-кашаман (не перев.),
кикирик-петух, ветер-аргамак, черная корова— хвост, как змея и др. Подобные
эпитеты способствуют раскрытию эстетических образов героев сказок. В
характерах и «поведении» лисы, медведя, волка, собаки, кошки и т. п.—
врагов и друзей человека — воплощены, разумеется, человеческие характеры,
но в то же время в сказках повествуется о повадках и особенностях
естественной жизни данных животных, входящих в самое содержание их
эстетических образов. Естественно, что детьми раннего возраста легче
воспринимается последнее, а с возрастом они начинают осмысливать и первое,
что, в свою очередь, еще более повышает воспитательное значение сказок.
Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми. В
герое обычно весьма ярко и выпукло показываются те черты характера, которые
сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие,
остроумие и т. п. Эти черты раскрываются во многих событиях и разных
положениях.
У чуваш есть сказки, специальное назначение которых — позабавить
слушателя. Это такие сказки, которые условно можно было бы назвать
«пузх?рл?» - «перевертыши» («Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?»,
«Сармандей» и др.) и «в?з?-х?ррис?р» - «бесконечные», наподобие русских
сказок про белого бычка или поповской собаки. Например: «У одного была
умная кошка. Она умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил юпа
(памятный столб) и на нем написал: «У одного была умная кошка. Она умерла.
Хозяин ее похоронил, на могиле поставил юпа и на нем написал: «У одного
была умная кошка...» и т. — до тех пор, пока слушатели смехом и шумом не
лишат рассказчика возможности продолжать сказку. Аналогичных сказок много,
и мастерство рассказчика состоит в том, чтобы различными вариациями
интонации как можно дольше поддерживать интерес к этой сказке, хотя и
лишенной смысла. Однако в многообразии сказок различных жанров и подобные
сказки приобретают определенное значение как средство эстетического
воздействия.
Роль коротких сказок о животных в эстетическом воспитании малышей
повышается тем, что они у чуваш издавна сопровождаются теневыми
миниатюрами. Порою своеобразно драматизированные маленькие сказочки
перерастали в кукольные спектакли с участием самих детей.
Если в младшем возрасте эстетическое воспитание строилось на
последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких
и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более
старшего возраста использовались большие и сложные сказки о неведомо
дальних краях, о жизни других народов и т. п.
Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в
нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили
пословицами и поговорками.
Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к
старшим: «Ватта курсан, з?л?ке ил» - «Увидишь старого, сними шапку», «Ват
зынна хир?з ан кала» - «Не перечь старому человеку».
Скромность необходима каждому человеку: «Х?вна ан мухта - сана зынсем
мухтачч?р» - «Сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят», «Ал?к пат?нче
выр?н пур чухне т?пеле кайса лармазз?» - «Когда есть место у дверей, не
садятся на передние скамьи».
Друг, товарищ должен быть честным, хорошим человеком. Поэтому
молодежи даются советы:
«Усал хызз?н ан кай» или «Усал?н й?рне ан пус, тезз?» - «Не следуй за
негодяем», «Усалтан тар, ыр? патне пыр» - «Беги от дурного, иди к доброму».
Пословиц и поговорок, определяющих поведение молодых людей, большое
множество. В них изложены требования ко всем сторонам жизни и деятельности
молодежи.
У чувашей загадка называется «тупмалли юмах», «сутмалли юмах», что
означает буквально «сказка, требующая отгадки», «слово, за которым, если
его не разгадать, последует продажа». Продажа – это наказание за неумение
разгадать загадку назначением жениха или невесты из среды самых
непривлекательных лиц.
Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно
содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию
личности:
Чего хочешь – того не купишь,
Чего не надо – того не продашь.
Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею.
Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и
нравственное воспитание.
Загадками широко пользовались дети и молодежь во время игр, праздников
и отдыха, в перерывах между делом. Взрослые ими в своей среде почти не
пользовались, загадки для них были педагогическим средством, необходимым в
воспитании детей.
Эстетическое восприятие сказок, загадок и пословиц, их
выразительных средств, яркость языка рассказчика обогащает словарный состав
воспитуемых, делает их язык выразительным.
Таким образом, эффективность эстетического воздействия произведений
устного народного творчества на детей зависит от многих причин, в числе
которых первое место принадлежит умению воспитателя отбирать
соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям слушателей материал,
его способности надлежащим образом обставить самый процесс рассказывания
применением наглядности, его мастерству выразительно рассказывать, наконец,
его умению привлекать самих детей к внесению элементов игр и драматизации в
этот процесс рассказывания, т.е. умению опираться на творческую активность
детей [5;19].

Эстетическому воспитанию способствовали сам быт чуваш и предметы быта
(домашнего обихода): резные украшения изб, деревянной посуды, вышитые
полотенца, узорные ткани скатерти и покрывал и т.д. Наблюдение и восприятие
детьми предметов быта было эффективным средством эстетического воспитания.
Подростками дети начинали принимать участие в изготовлении различных
украшений для дома, девочки помогали в наведении порядка в избе: мели,
мыли, чистили, белили и т.д.
Девочку с шести-семи лет начинали обучать вышиванию, показывали
простейшие виды швов, учили переснимывать рисунки. Семи—восьмилетние
девочки начинали вязать кружева, носки, чулки, перчатки и варежки, в
которые входили элементы национального орнамента как непременная составная
часть. Уже в их оформлении проявлялось художественное чутье девочек. Но
самым эффективным образом развитию этого чутья, естественно, содействовало
вышивание.
Особенно много вышивала девушка. Выйдя замуж, она почти не имела
возможности заниматься вышиванием, за исключением тех редких случаев, когда
шила мужу праздничную рубашку или простыми рисунками украшала одежду детей.
Поэтому чувашская девушка стремилась изготовить до замужества столько
вышивок, чтобы хватило на всю жизнь. Свадьба была буквально выставкой и
публичным смотром художественных изделий невесты. На свадьбе повсюду
развешивались вышитые изделия, предметы узорного тканья и т. п.
Многочисленные зрители критически оценивали эти изделия [5;40].
Мальчики с национальным орнаментом знакомились большей частью
созерцательно: наблюдали, как вышивают их сверстницы, старшие, мать. Если
вышивание у девочек с самого начала носило деловой, так сказать, характер,
то мальчики пользовались орнаментом только в оформлении игрушек (за
исключением, может быть, орнаментировки лаптей). В играх и игрушках
мальчиков выжигание, вырезывание, выпиливание различных орнаментов занимало
немалое место: ими украшались игрушечные телеги, упряжь, мельница и т. д.
Вырезывание и выпиливание были «мужским вышиванием», им обучали мальчиков
старшие братья или отец.
Песни, наряду с вышивками, были самым эффективным средством привития
детям любви к прекрасному. Ведущий чувашский ученый, этнопедагог
Г.Н.Волков, характеризуя чувашские традиции в эстетическом воспитании,
подчеркивал: «В народном творчестве суждений о красоте почти нет. Народ пел
красивые песни, создавал красивые орудия труда и одежду, прекрасны были
народные праздники. Красоту народ ценил в деле, в действии, в
действительности слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать.
Прекрасное - не самоцель, оно неотъемлемая часть жизни народа».
Чувашская народная песня является, несомненно, бесценным музыкально-
педагогическим материалом, отражающим в своем содержании формировавшийся
веками исторический синтез нравственного и эстетического. Она представляет
собой уникальное единство художественной формы и нравственно-эстетического
содержания.
Ценность чувашской народной песни мы видим в ее правдивости и глубине
содержания, в выразительности формы. В центре внимания песен - человек во
всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал
народа, и в этом проявляется их эстетическая закономерность. В чувашской
народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание
которых морально возвышает и обогащает личность. А это всегда находит
понимание у различного слушателя, что в значительной степени способствует
проявлению ее воспитательного воздействия [5;23].
С раннего возраста дети слышали песни: пела мать, укачивая ребенка,
пела сестра, убирая избу, пела бабушка, сидя за прялкой, тихо напевал
(?н?рлен?) отец за какой-либо работой. Много было различных песен,
исполняемых в процессе трудовой деятельности. Было много молодежных песен:
хороводные (вай? юррисем), посиделочные (улах юррисем). песни, которые
исполнялись на праздниках молодежи (сурхури, х?р с?ри юррисем) и т. д. Пели
гости (х?на юрри); пели на свадьбах (туй юрри, салма юрри, з?н? х?та юрри).
Дети не могли проходить мимо этого большого песенного богатства.
Подражая старшим, они исполняли некоторые нетрудные песни, пели свои
детские песни.
Раннее приобщение детей к народному песенному творчеству прививало им
любовь к родным мелодиям, содействовало тому, что чувашский народ
становился музыкальным.
Детские песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это
своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией,
так характерной для настоящего народного искусства – это было в обычаях, в
традициях народа. В них наиболее ярко отражены национальные особенности и
комплексность выражения национального характера: слово, музыка, действие. С
педагогических позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они
воспитывают чувство красоты, гордости за эту красоту.
Одним из ярких праздников не только для взрослых, но особенно для
детей была свадьба как обряд, в котором песни, танцы, игры исполнялись
всеми. Дети выпрашивали в песнях выкуп за невесту, и, наверное, благодаря
присутствию на свадьбе детей атмосфера была особенной – празднично-игровой,
с шутками, потешками. При этом дети пели свои песни, детские, импровизируя
на ходу действия. А взрослые подбадривали их, поощряли маленькими
подарками.
Сфера применения традиционного детского фольклора не ограничивалось
лишь детским окружением. Издавна у чуваш была своя народная система
музыкального воспитания, которая прежде всего предполагала ранее приобщение
детей к песенному богатству чувашского народа. Это закладывалось в семье,
где, как правило, все пели и песня была своего рода нравственным началом
становления человека.
Известные семь заповедей воспитания у чуваш удивительно зафиксированы
в народных песнях, которые окружают детей с самого раннего возраста. Среди
них те, что исполняются самими детьми, то есть собственно детский фольклор
и то, что передают, внушают взрослые, но не как прямо направленные
педагогические воздействия, а в музыкальной форме. Тема трудолюбия,
здоровья, ума, дружбы, доброты, честности, целомудрия звучат во многих
народных песнях. Труд как деятельность часто носил коллективный характер,
поэтому его начало и завершение обставлялись торжественно, с художественным
оформлением (одежда, песня, драматургия). Зазывные песни «Нимене» («На
помочь») в детской художественной среде звучат в исполнении как взрослых,
так и детей.
Здоровье считалось главным добром в жизни человека, поэтому, как
заметил академик Г.Н. Волков, словосочетание «ырл?х-сывл?х» в чувашском
языке выступало всегда и сегодня оно является пожеланием добра «ырл?х-
сывл?х сунат?п» – «желаю всего хорошего».
Хусан хулинче хут хакл?.
Ч?мп?р хулинче ч?н хакл?.
Зут зантал?кра м?н хакл?,
Ырл?хпа сывл?х пит хакл?!

В Казани-городе бумага цениться,
В Симбирске-городе ремень ценится;
На всем белом свете что ценится?
Добро со здоровьем очень ценятся!
Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о
нравственности. Песни неоценимы в умственном воспитании подрастающего
поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым
интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для
раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей
действительности.
Завр?найса ут?, ай, зулмашк?н
Зава аври кирл? те, ай, в?рене;
Маттур та юрлама – маттур кирл?,
К?з?нтен пузтарн? та ?с кирл?.
Размашисто сено, ай, косить –
Косовище нужно да, ай, кленовое,
Задорно да петь – задор нужен,
Сызмала накопленный да разум нужен.
Главной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и
это позволило человеку чувствовать себя защищенным и одновременно сильным.
У детей на слуху были эти песни, хотя они их не пели. Высокие нравственные
примеры отношений старших к родным и близким были всегда для детей
облагорожены поэтическим содержанием песен:
Ах, пит йыв?р, ах пит йыв?р
Ат?лтан чул к?ларма;
Ах, пит йыв?р, ах пит йыв?р,
Т?вансенчен уйр?лма.

Ах, как тяжело, ах, как тяжело

Из Волги камни доставать.
Ах, как тяжело, ах, как тяжело
С родными расставаться.
Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей
и предметов. Они предназначены младенцу, поет их преимущественно мать.
Колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю
человечества.
В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о Родине, о важности
труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно
поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. В этой же
песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать
ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар – принесет калач [9;91].
Ачине – паппине,
Лапт?к, лапт?к с?пкине.
Ашш? кайн? пасара,
Кулач илсе килет-ха,
Ам?ш кайн? зырлана,
Зырла татса кллет-ха.
Паппа ту, паппа ту,
Няня зинче паппа ту.
Деточке поспать,
Покачать колыбельку.
Папка пошел на базар,
Калач купив, вернётся;
Мамка пошла по ягоды,
Ягод нарвав, вернётся.
Засыпай, засыпай,
На постельке засыпай.
Г.Н. Волков, исследуя проблему педагогического воздействия чувашских
народных песен на детей, выделил два момента: отбор песен самими детьми –
естественный отбор и отбор песен для детей воспитателями, взрослыми –
педагогически целесообразный. Для детей особенно привлекательными были
песни, «отличительными признаками которых является забавность, ритмичность,
увлекательность, … веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых
условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их
подальше от общественных бедствий и социального зла» [8;325].
Русский музыкант и этнограф В.А. Мошков в своих произведениях о
народах Повол

Новинки рефератов ::

Реферат: Обработка металлов давлением (Металлургия)


Реферат: Социология - Наука об обществе (Социология)


Реферат: Общая характеристика процесса научения (Биология)


Реферат: Учет и аудит денежных средств, расчетов и кредитов (Аудит)


Реферат: Технология производства калийных удобрений (Технология)


Реферат: Учет, анализ и аудит налогообложения промышленных предприятий налогом на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет)


Реферат: Разложение феодализма и генезис капитализма в западной Европе в XVI-последней трети XVIII в. (История)


Реферат: АвтоЛИСП - реализация языка программирования (Компьютеры)


Реферат: Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии (Искусство и культура)


Реферат: Анализ криптостойкости методов защиты информации в операционных системах Microsoft Window 9x (Программирование)


Реферат: Взаимоотношения детей в совместной деятельности (Психология)


Реферат: Реклама турагенства (География)


Реферат: Билеты по предпринимательскому праву (Предпринимательство)


Реферат: Комплексная механизация и автоматизация (Транспорт)


Реферат: Культура Казахстана 19 века (История)


Реферат: Сексуальная культура (Педагогика)


Реферат: Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова (Искусство и культура)


Реферат: Систематизация законодательства (Теория государства и права)


Реферат: Прогнозирование численности населения (Социология)


Реферат: Основные принципы международной политики (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист