GeoSELECT.ru



История / Реферат: Геродот (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Геродот (История)



Оглавление.

1. Введение………………………………2


2. Жизнь и странствия Геродота………..3


3. Тема и композиция труда Геродота….6


4. Стилистические особенности «Истории» Геродота……………………………….9


5. Список литературы……………….…10



Введение.

Среди многочисленных и разнообразных наук, завещанных нам античным миром,
история с особой наглядностью хранит следы этой преемственности: уже к
концу V в. до н.э. исторический жанр достигает высочайшего развития в
произведении афинского историка Фукидида. Однако в начале своего развития
история была прежде всего жанром художественной прозы, соединяя в себе две,
казалось бы, столь разнородные стороны человеческой деятельности, как науку
и искусство. Благодаря последнему обстоятельству сочинения греческих и
римских историков тем более привлекают внимание читателей. Особое место в
истории европейской науки занимает творение Геродота: оно является первым
памятником исторической мысли и одновременно первым памятником
художественной прозы. Цицерон метко определил значение творческого подвига
гениального греческого писателя, назвав его "отцом истории" (Cic. De leg.
1,1): с той поры этот почетный титул прочно закрепился за Геродотом.
Однако, когда Геродот начал писать свой труд, рождение исторической науки
было уже совершившимся фактом[1]. Она возникла в первой половине VI в. до
н.э. в Ионии, и в частности в Милете, выдающемся центре греческой культуры
архаической эпохи. Один из самых образованных авторов древности, греческий
географ Страбон замечает: "Ранее всех появились поэтические жанры и
достигли высокого развития и славы. Затем, подражая им, но освободившись от
метра, сохраняя, однако, все остальные отличия поэзии, написали свои
произведения писатели круга Кадма, Ферекида, Гекатея". Называя милетян
Кадма и Гекатея наиболее выдающимися прозаиками раннего периода, Страбон
обращает внимание на то, что греческая проза появилась намного позже поэзии
(на этом основании грамматики стоической школы считали прозу выродившейся
поэзией).
Главная причина позднего развития жанра исторического повествования
заключалась в том, что условия для его развития появились только на рубеже
VII-VI вв. до н.э., когда в Элладе происходят глубинные социальные
преобразования, явившиеся результатом ожесточенной классовой борьбы в
греческих полисах. Эти процессы с особой силой проявились в Ионии. В своем
социальном и экономическом развитии ионийские города вырываются далеко
вперед по сравнению с государствами материка[2].
Новое общество ощущает потребность в более детальной ориентации в
окружающем мире, продиктованную практическими задачами. Оно интересуется
как своим прошлым, так и тем, как живут иные далекие страны, и этой ясно
выраженной потребности удовлетворяет возникающая проза. Так как
литературный процесс в это время перестает быть формой коллективного
самовыражения общины, в зарождающейся греческой прозе перед нами выступают
авторы в своем индивидуальном облике.
Древнейшие произведения греческой прозы носили название ?????, что значит
"слово", "рассказ". Геродот употребляет этот термин, обозначая им
обладающие тематическим единством части своего труда, а также весь труд.
Позднее этот термин приобрел много значений, но вначале он употреблялся для
противопоставления прозаического слова поэтическому и вообще поэзии,
например в одах Пиндара. В качестве литературного жанра логос отличался от
басни, сказки и мифа.
Несмотря на то что термин "логограф" нельзя признать удачным, наука все
же не располагает другим сколько-нибудь удовлетворительным обозначением
группы ранних греческих историков, писавших до Геродота и Фукидида или
бывших их современниками[3]. Необходимо сразу же оговориться, что сочинение
Геродота принципиально ничем особым не отличалось от сочинений его
предшественников и современников: различие состояло лишь в уровне
литературной одаренности и широте замысла.


ЖИЗНЬ И СТРАНСТВИЯ ГЕРОДОТА

Уже в древности труд Геродота относили к самым замечательным
произведениям историографии. Аристотель в "Поэтике" (IX), устанавливая
принципиальное отличие истории от поэзии, приводит в пример Геродота,
считая его, очевидно, наиболее выдающимся историком. Причиной были не
только его научные заслуги, но и блестящий талант рассказчика, мастера
художественной прозы, сумевшего из самых разнообразных материалов –
собственных наблюдений и изысканий, легенд, мифов, исторических анекдотов,
устных рассказов, документальных данных, трудов своих предшественников и
т.п. создать яркое и цельное по своему характеру произведение. Оно было
делом всей его жизни, и в нем он рассказал о событиях величайшего мирового
значения – греко-персидских войнах, предопределивших весь ход исторического
процесса в Элладе. В то же время труд Геродота удивительно верно и полно
отражает черты греческого национального характера той далекой поры.
Прожитая им жизнь, а особенно обширные и длительные путешествия наложили
свой отпечаток на его произведение. К сожалению, биографические данные о
нем являются крайне скудными: по существу мы располагаем только краткими,
малосодержательными и не очень точными справками в статьях словаря Суды.
Некоторое представление о его путешествиях можно получить из его труда.
Время его рождения обычно устанавливается на основании цитаты из сочинения
писательницы Памфилы, жившей при императоре Нероне. Она сообщает, что к
началу Пелопоннесской войны Геродоту было 53 года. Так как эта война
началась в 431 г. до н.э., мы получаем 484 г. до н.э. как дату рождения
историка[4].
То, что Пелопоннесская война началась еще при жизни Геродота, видно из
рассказа о вторжении спартанцев в Аттику в начале войны и опустошениях,
которые они там учинили (IX 73). Так как Геродот знает о выселении жителей
Эгины в 431 г. до н.э. (VI 91), но ни словом не упоминает об их истреблении
в 424 г., становится ясно, как остроумно заключил Якоби, что к этому
времени историка уже не было в живых.
Он не упоминает и о персидском царе Дарии II, правившем с 425 г. до н.э.,
что при живом интересе "отца истории" к Востоку, и особенно к Персии, вряд
ли могло бы иметь место, если бы этот царь вступил на престол при его
жизни. Следовательно, Геродот умер между 431 – 425 гг. до н.э. Указанные
даты его жизни подтверждаются и общими соображениями, вытекающими из
содержания его труда. Описывая события греко-персидских войн, он часто
ссылается на устные рассказы участников и очевидцев, людей старшего
поколения.
Родина Геродота, малоазиатский город Галикарнасс, был основан греками
дорического племени, но там жили и многие представители местного племени
карийцев, смешавшиеся с греками. Карийское имя носил отец Геродота Ликс и
дядя его (или двоюродный брат) Паниасид. Последнего предание причисляет к
выдающимся эпическим поэтам, и это дает основание предполагать, что занятие
литературным творчеством было традиционным в семье историка[5]. В
Галикарнассе он с детского возраста наблюдал, как прибывают в гавань
корабли из самых отдаленных стран Востока и Запада, и это могло заронить в
его душу желание познать далекие и неведомые страны.
В молодом возрасте он принял участие в политической борьбе, выступив
против Лигдамида, тирана Галикарнасса. В этой борьбе погиб его дядя
Паниасид, сам же Геродот оказался вынужденным покинуть родину.
Он прибыл на остров Самос, который был одним из самых богатых и развитых
ионийских государств. Мощный флот Самоса в недавнем прошлом контролировал
морские пути в Западном Средиземноморье. Живя там, любознательный и
общительный галикарнассец быстро освоился с интересами тамошней жизни. В
своем труде он обнаруживает прекрасную осведомленность в местной истории.
Наиболее ярко это проявляется в его рассказе о гибели самосского тирана
Поликрата, в связи с которой он приводит различные варианты традиции. Он
знает даже, где Поликрат принимал прибывшего к нему вестника от персидского
наместника Оройта, как протекала беседа. К этому гостеприимному острову,
приютившему его в трудную минуту жизни, он относился с особой любовью,
поэтому он назвал его "наиболее выдающимся из греческих и варварских
государств" (III 139).
Вскоре предприимчивый галикарнассец покинул Самос и отправился в
дальнейшие путешествия. Для него началась жизнь, полная странствий: он
путешествовал по суше и плыл на корабле (желая точнее узнать об египетском
божестве Геракле, он отплыл в финикийский город Тир) (II 44). Когда, в
каком порядке и на какие средства он совершал свои путешествия, при данном
состоянии источников установить нельзя. Они длились, по-видимому, не менее
10 лет, если учитывать дальность его путешествия и тогдашние транспортные
средства. Поскольку около 445 г. он уже читал в Афинах части своего труда и
получил за это награду, можно допустить, что время путешествий Геродота
падает на 455-445 гг[6].
Более всего Геродота привлекал Восток, культурные достижения которого
вызывали у него нескрываемое восхищение. Он объездил огромное пространство
от Ливии до Вавилона, Ассирии и Акбатан (I 98; V 89 – наибольшую из
крепостных стен Акбатан он сравнивает с обводной стеной в Афинах). Особенно
его поразило виденное в Египте, где он пробыл три месяца, поднявшись вверх
по Нилу до острова Элефантины. Отсюда он отправился в дальнейшие
путешествия. Обширную информацию в Египте он собирал как от местных греков
и смешанного грекотуземного населения, так и от жрецов (пользуясь,
разумеется, услугами переводчиков: в Египте их оказалось так много, что он
принял их за особое сословие).
Второй район путешествий Геродота обнимает собой Малую Азию, Геллеспонт и
Северное Причерноморье до милетской колонии Ольвии, расположенной в устье
Днепро-Бугского лимана. Труд его обнаруживает хорошее знакомство автора с
Эфесом, долиной Меандра, Сардами, Тевтранией, Илионом, Лесбосом,
Геллеспонтом. Об Ольвии он рассказывает как очевидец, называя имена людей,
с которыми он там беседовал. Третьим районом путешествий Геродота были
греческие государства Балканского полуострова и островов Эгейского моря. Он
прекрасно ориентируется в районах Аттики и в самих Афинах (ср., например, V
77, где он как очевидец описывает посвящения на афинском акрополе), был в
Фивах (V 59: "Кадмейские письмена я сам видел в храме Аполлона Исменского в
беотийских Фивах") и Дельфах. Ему хорошо известны посвящения Креза в
Дельфы, их местоположение: среди них он называет золотую кропильницу с
надписью, сделанной спартанцами, в которой они называют себя
жертвователями. "На самом деле и эта чаша – дар Креза, а надпись начертал
один из дельфийцев в угоду лакедемонянам: имя его я знаю, но не назову" (I
51). Как справедливо отмечает С. Я. Лурье, такую информацию мог иметь
писатель, ставший в Дельфах своим человеком. По-видимому, Геродот объездил
и Пелопоннес, побывав на Истме, где он видел захваченную греками в бою
финикийскую трирему, посвященную богам (VIII 121), в Сикионе, где он
посетил святилище Адраста (V 67), в Тегее (ср. IX 70, где говорится о
посвящениях в храме Афины Алей). Он побывал и на островах – Делосе (II
170), Фасосе, Закинфе и многих других.
Не оставил он без внимания и север Балканского полуострова. Характер
описаний, относящихся к Македонии и Фракии, таков, что они могли быть
сделаны только очевидцем (ср. V 17). К правящей династии Македонии автор
проявляет особую симпатию, всячески стараясь завуалировать персофильскую
позицию царей Македонии в греко-персидских войнах. Как человек, охотно и
много странствовавший, а также близкий к правящим политическим кругам в
Афинах, Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии.
Стремясь упрочить влияние Афинского морского союза на юге Италии и
одновременно сплотить всех эллинов вокруг Афин, Перикл в середине 40-х
годов V в. до н.э. задумал основать на месте разрушенного кротонцами города
Сибариса колонию афинян и их союзников. К участию в этом предприятии
приглашались все желающие. За деятельное участие в руководстве основанием
Фурий Геродот был прозван фурийцем, и это имя сохранилось за ним у ряда
античных авторов[7]. Вместе с Геродотом участие в основании колонии приняли
философ Протагор, афинский политический деятель Ксенократ, милетский
архитектор Гипподам. Вероятно, уже живя в Фуриях, историк совершил
путешествия по западной части Средиземноморья л побывал в Сицилии
(Сиракусах – VII 153).
В Фуриях, однако, вскоре началась борьба между проафинскими и
проспартанскими элементами. Геродот нигде не упоминает этой колонии, но
хорошо знает местность, где она была основана. Он называет Сибарис (V 44-
45; VI 21), Метапонт (IV 15), знаком с местными сюжетами Кротона (история
Демокеда – III 129-138), Тарента (Арион – I 24). Мы находим у него
сравнение Скифии с югом Италии (IV 99).
Обстоятельства смерти Геродота точно неизвестны. Не исключено, что из
Фурий он вернулся в Афины, где и умер, как предполагает Майрс.


ТЕМА И КОМПОЗИЦИЯ ТРУДА ГЕРОДОТА

В античности произведение Геродота обычно цитировали как "Истории" (так
оно названо в Линдосской хронике). Предполагают, что свой труд он выпустил
в свет в Фуриях, но точных данных на этот счет традиция не сохранила.
Аристотель в "Риторике" следующим образом цитирует начало труда Геродота:
«Геродот фуриец представляет нижеследующее изыскание». У Аристотеля Геродот
называет себя фурийцем, но за точность цитирования здесь поручиться нельзя.
Во всех дошедших до нас рукописях это же начало сохранилось в следующей
редакции: «Это есть изложение исследования Геродота галикарнассца». Так как
Аристотель даже переставил слова, можно допустить, что он цитировал это
начало по памяти. Плутарх в своем трактате "О злонравии Геродота" пишет:
"Человеку, который считает себя галикарнассцем, хотя другие и называют его
фурийцем...". Отсюда видно, что Плутарх был склонен цитировать начало труда
Геродота в том виде, как оно сохранилось до нашего времени. Так как Плутарх
был выдающимся ученым и библиофилом (он обладал одной из лучших библиотек в
Греции), следует считать, что у него был проверенный экземпляр труда
Геродота, восходящий к авторскому оригиналу и редакции.
В этом знаменитом введении Геродот говорит о теме своего труда: "Это есть
изложение исследования Геродота галикарнассца, [представленное] для того,
чтобы от времени не изгладилось в памяти все, что совершено людьми, а также
чтобы не заглохла слава о великих и достойных удивления деяниях,
совершенных частью эллинами, частью варварами, что касается как всего
остального, так и причины, по которой между ними возникла война".
Смысл этого знаменитого введения Майрс интерпретирует следующим образом:
1. То, что совершено людьми, обладает ценностью для человечества и
достойно того, чтобы спасти его от забвения.
2. Великие подвиги не являются монополией какого-либо одного народа, и
это относится также к греко-персидским войнам, которые имеет здесь в виду
Геродот.
3. Эти подвиги не являются случайностью, но имеют свои причины, которым
должно быть дано объяснение. Настоящее обусловлено прошлым, а прошлое имеет
ценность для настоящего, как опыт, могущий быть использованным в будущем.
Ставя перед собой задачу описать "совершенное людьми", Геродот следовал
эпической поэзии, воспевавшей - славу мужей. Но главная цель труда
Геродота, подчеркнутая в конце цитированного введения, заключалась в
описании войны между эллинами и варварами, т.е. греко-персидских войн.
Замысел этот обладал особой привлекательностью и новизной. Пришел ли он к
этой идее до того, как приступить к созданию своего труда, или же он
подходил к ней постепенно, по мере накопления материала? Иными словами,
какова история труда Геродота?
Якоби (которому в данном вопросе следует и С. Я. Лурье) убедительно
доказывал, что труд Геродота не был составлен по заранее продуманному
плану, но постепенно вырастал и оформлялся по мере накопления материала.
Основанием для такого предположения служит то обстоятельство, что сам
Геродот придавал значение самостоятельных произведений тем частям своего
труда, которые обладают тематическим единством. Он постоянно ссылается на
отдельные логосы – египетский, скифский и т.п., которые, как предполагают
некоторые исследователи, были написаны им до создания своего универсального
труда. Среди них мы встречаем две ссылки на ассирийский логос (I 106, 184),
которого труд Геродота не содержит. Возможно, что Геродот закончил его, но
не включил в окончательную редакцию своего труда, так как он выпадал из
общей схемы: Ассирия не успела стать объектом персидских завоеваний, будучи
задолго до образования персидской державы разгромлена войсками мидян (а
Геродот поочередно описывает те страны, которые захватили Ахемениды начиная
с основателя династии Кира до похода Ксеркса на Элладу). Иногда Геродот
отсылает читателя к определенным частям своего труда, основываясь на своем
авторском делении (V 36: "Как было показано мною в первом логосе"; ср.
также I 175; II 38; VI 39), но выяснить, каким оно было, не представляется
возможным. По-видимому, Геродот готовил части своего труда таким образом,
что они обладали известной самостоятельностью. Но поручиться за то, что он
с самого начала работы имел уже готовый план всего произведения, как оно
сохранилось до нашего времени, нельзя.
Сейчас уже трудно себе представить, как технически осуществлялась работа
"отца истории" над своим произведением. Вряд ли все, что мы находим в его
труде, было написано автором по памяти. Скорее всего, бывая в разных
странах и городах, Геродот составлял для себя краткие заметки. Позднее они
подвергались литературной обработке, и так возникали логосы. Первоначально
собранный материал дополнялся на основании других источников (литературных,
документальных, устных рассказов и т.п.). В составе египетского логоса мы
можем выделить сюжеты, развернутые до размера новеллы (как, например,
рассказ о сокровищнице Рампсинита – II 121) и оставшиеся краткими заметками
(как рассказ о царице Нитокрис – II 100).
Композиционно все произведение Геродота делится на две части. Первая,
заканчивающаяся главой 27 пятой книги, излагает историю Лидии в связи с
походами Кира, подробно рассказывает о Египте, ставшем объектом
завоевательного похода сына Кира Камбиса, повествует о внутренней истории
Персии в связи с воцарением Дария; далее описывается поход Дария против
скифов (и поэтому детально рассказывается о Скифии). К этой же части труда
примыкают ливийский (персы собирались завоевать Ливию) и фракийский логосы.
Вся первая часть представляет собой как бы разросшееся введение, в котором
преобладают этнографические и географические экскурсы. Разделы ее в
значительной мере самостоятельны: мы ясно выделяем здесь лидийский,
египетский, скифский, киренский, ливийский и фракийский логосы.
Вторая часть, которую следует считать главной, посвящена истории греко-
персидских войн. Она распадается на три раздела. Первый излагает события
ионийского восстания (V 28 – VI 32), второй рассказывает о походе Дария,
"мстившего" материковым грекам за помощь, оказанную восставшим ионийцам
("афиняне и эретрийцы оказали им помощь кораблями, и эти корабли положили
начало бедам, выпавшим на долю эллинам и варварам" – VI 97), третий
содержит историю похода Ксеркса. Описанием сражения при Сесте труд Геродота
заканчивается, вернее, обрывается. Является ли это результатом
несовершенства литературной техники или же Геродот просто не успел его
закончить – решить этот вопрос со всей определенностью нельзя, но есть
основания предполагать, что Геродот собирался продолжать свой труд. В VII
213 он обещает рассказать о смерти предателя Эфиальта в "последующих
логосах", но сделать этого, по-видимому, не успел.
В эту схему, саму по себе довольно сложную и разветвленную, включены
многочисленные отступления и экскурсы, которые Геродот сам называет
"добавлениями" и говорит о них, как о характерном признаке своего труда с
самого его начала (IV 30). Благодаря этим отступлениям его труд содержит
колоссальное богатство материала. Перед читателем открывается обширный мир
древних цивилизаций Востока и Запада, в который автор проникает с наивным и
жадным любопытством ионийского грека, пытающегося осмыслить со своей
эллинской точки зрения все то, что он видит и слышит. Удивительные
происшествия, случаи из жизни великих людей и правителей (или даже
обыкновенных смертных), странные с точки зрения грека обычаи варварских
народов, колоссальные сооружения, поразительные явления природы, невиданные
животные и растения – обо всем старается автор рассказать, не упуская из
виду главную сюжетную линию, образующую обрамление.


СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "ИСТОРИИ" ГЕРОДОТА

С художественной точки зрения стиль Геродота принято называть
новеллистическим. Принять форму новеллы мог исторический факт, предание,
легенда, сказка и даже басня. К характерным чертам новеллы у Геродота
относятся ее историческое обрамление, сжатость формы, отточенная, меткая и
часто афористическая речь, логическая и художественная полнозначность
деталей. Мы сталкиваемся здесь с рельефно очерченными характерами, перед
нами выступают иногда типические фигуры в типических обстоятельствах
(например, придворные, предостерегающие своих властителей, – Санданис у
Креза – I 71, Артабан у Ксеркса – VII 8, Артабаз у Мардония – IX 41). С
народными устными рассказами Геродота связывает помимо синтаксических
особенностей языка и пристрастие к вещим снам, чудесным предзнаменованиям,
излюбленным числам. Кроме устного народного творчества, влияние которого на
Геродота было очень сильным, он испытал на себе и влияние ионийской
литературной традиции, в частности того жанра, который в древности
назывался "милетскими рассказами".
Сюжетной законченностью и высокими художественными достоинствами обладают
новеллы о сокровищнице Рампсинита (II 121), о Солоне и Крезе (I 29), о жене
перса Интаферна (III 118), о Периандре и его сыне Ликофроне (III 50), о
Поликрате (III 125), о Кипселе и Периандре (V 92), о происхождении
спартанского царя Демарата (VI 61), проникнутая тонким юмором новелла о
сватовстве к Агаристе (VI 126), новелла о Ксерксе, его брате Масисте и
Артаинте (IX 108), которую С. Я. Лурье (указ, соч., с. 203) назвал "жутким
романом".
Одним из наиболее ярких образцов новеллистического искусства Геродота
может служить новелла о лидийском царе Кандавле, его жене и хитром
оруженосце Гигесе (I 7 – 13). Она особенно интересна тем, что мы можем
указать на ее источник – народную лидийскую легенду-сказку, объяснявшую
происхождение сказочных богатств лидийского царя Гигеса. В варианте,
близком, по-видимому, к фольклорному, она приведена в "Государстве" Платона
(II, 359 D). Там рассказывается, как пастух Гигес приобрел волшебное
кольцо, которое делало его невидимым. Сумев обольстить жену лидийского
царя, он вместе с ней убил последнего и захватил власть в государстве.
Геродот отбросил сказочный элемент, и действие его новеллы носит
реалистический характер. Лидийский царь Кандавл решил похвалиться красотой
своей жены, показав ее обнаженной своему телохранителю Гигесу, и
оскорбленная женщина заставила Гигеса убить ее супруга и жениться на ней.
Сжатость формы не помешала вылепить яркие и полнокровные образы: перед нами
как живые выступают глупый и хвастливый царь Кандавл, его хитрый
оруженосец, пылкая, решительная и гордая жена Кандавла – настоящая
лидийская Клитемнестра.
Не менее замечателен тонкий юмор, разлитый по всей новеяле, проникнутой
поистине аттической солью: он придает ей особую привлекательность.
Растерявшийся вначале, но затем быстро оценивший обстановку Гигес забавен,
еще более смешон Кандавл, с настойчивостью глупца добивавшийся
осуществления своего замысла, приведшего его к столь печальному концу. Юмор
подчеркнут авторскими ремарками ("суждено, видно, было Кандавлу попасть в
беду"), трижды повторяется своеобразная альтернатива, предложенная женой
Кандавла Гигесу ("или, убив Кандавла, получить и меня и лидийское царство,
или самому сейчас же умереть").
Заметно ироническое отношение грека к некоторым восточным обычаям. Стыд,
который вызывало у варваров обнаженное тело, мог показаться греку,
проводившему большую часть дня обнаженным на палестре, нелепым и смешным
предрассудком.
Вся новелла носит ясный отпечаток драматизации. Мы находим в ней пролог,
действие, развязку. Историческое обрамление ее напоминает логографов:
исследуется генеалогия лидийских царей, возводимая к Гераклу. Характерна и
интонация новеллы, рассчитанная на устное произношение, нанизывающее
построение фраз, свойственное народным сказкам ("...воцарился Кандавл, сын
Мирса... Этот вот Кандавл был страстно влюблен в свою жену... любя ее, он
считал...").
Черты народной сказки в еще большей степени свойственны новелле о
сокровищнице Рампсинита. Для оживления рассказа Геродот чередует веселые
сцены с мрачными, жестокими происшествиями – например, ужасное вынужденное
братоубийство со сценой спаивания сторожей. Он стремится рассказать об
удивительном, поражающем воображение, и с наивным простодушием готов
удивляться всему: и победам олимпиоников (VI 36, 103; VIII 47), и победам
полководцев (IX 64), открытию искусства дифирамба наравне с пайкой металлов
(I 23, 25).
Манера исторического повествования Геродота неотделима от его
новеллистического стиля. Античная историография до самого конца своего
существования чаще всего ставила перед собой иные задачи, чем современная:
ее больше занимала художественная сторона, чем достоверность сообщаемых
фактов и научность их интерпретации. Лишь в редких случаях она поднимается
до истинного понимания причин событий, научного анализа или широких
обобщений. Труд Геродота не составляет исключения из этого правила.
Исторические деятели, выведенные в нем, выступают перед нами произносящими
речи, спорящими, советующимися с богами. Характерным примером такой
драматизации может служить рассказ о подготовке похода Ксеркса. Он
открывается сценой совещания при царе, на котором выступают самые знатные
персы (VII 8). Мы встречаем среди них сторонников похода (Мардоний) и его
противников (Артабан). Речи царя и лиц, выступающих в совете, построены с
большим искусством, содержат обильную аргументацию и украшены сравнениями,
делающими доводы выступающих особенно убедительными. Ксеркс гневно
отчитывает Артабана, не советующего выступать в поход. Однако ночью Ксерксу
снится вещий сон, побуждающий его не отменять похода. Сон этот повторяется.
Тогда Ксеркс призывает Артабана и приказывает ему надеть его, Ксеркса,
платье, усесться на трон и затем улечься спать на царское ложе – не
приснится ли и ему такой же сон. Артабан вынужден исполнить царский приказ,
ему снится все тот же губительный сон. Под влиянием этого сна Артабан
меняет свое мнение. Наконец, Ксерксу снится еще один вещий сон, который
маги толкуют в том смысле, что Ксеркс поработит весь мир. Так богиня
безумия Ата заставляет Ксеркса совершить тот дерзостный поступок (поход на
Элладу), за который он будет наказан богами.
Необходимо, однако, отметить, что изложение истории похода Ксеркса,
сохраняя черты новеллистического стиля, стоит уже ближе к научно-
повествовательному рассказу в том его виде, как он представлен в античной
историографии.



Список Литературы.

1. Геродот. История. В 9-ти кн./ Пер. Г.А. Стратановского. – М.:
ООО"Издательство АСТ", "Ладомир", 2001.
2. Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М.:
ИВИ РАН, 1999. С.231—289.
3. Казус. Индивидуальное и уникальное в истории М.: Изд-во РГГУ, 1999.
С.17—41.


-----------------------
[1] Термин "история" (???????) был ионийским по происхождению и означал
"исследование". Лишь позднее он приобрел значение "исторического
исследования", "повествования".

[2] Языком ранней греческой прозы становится ионийский диалект в его
литературной стилизованной форме. На нем писали и те, для которых он не был
родным, как например Гелланик с Лесбоса. Галикарнасс же, родина Геродота,
хотя и был дорийской колонией, к V в. до н.э. испытал сильное ионийское
влияние: до нас дошли надписи из Галикарнасса на ионийском диалекте.

[3] Термин "логографы" был введен в широкий научный обиход в середине XIX
в. и удержался, несмотря на то что были высказаны веские соображения,
заставившие такого крупного исследователя, как Якоби, отказаться от него.

[4] Свидетельство Памфилы не вполне надежно, так как оно опирается, по-
видимому, на хронологические комбинации александрийских грамматиков,
приурочивших самый значительный факт биографии историка – участие в
заселении общегреческой колонии Фурии (444 г. до н.э.) – к его "акмэ", т.е.
сорокалетнему возрасту.

[5] Эпическая поэзия оказала сильнейшее влияние на труд Геродота: не
случайно анонимный критик (Псевдо-Лонгин) называет его "самым гомерическим"
писателем
[6] . Геродот был в Египте после битвы при Папремисе (ок. 462 – 459 гг.),
что видно из его описания поля битвы и черепов, там обнаруженных. Но он не
мог приехать туда во время восстания 463 – 456 гг., ибо из его описания
ясно вытекает, что весь Египет находился в это время под властью персов. К
445 г. относит это путешествие Браун.
[7] . Именно это имеет в виду Страбон (XIV, 2,16), когда говорит о том, что
Геродота прозвали фурийцем, а вовсе не рукописную традицию, как ошибочно
полагает Якоби.





Реферат на тему: Герои Великой Отечественной Войны


Реферат



По Истории и культуре народов



На тему: «Герои Великой Отечественной Войны»



Выполнен


Учениками 9 «К» класса


Средней Школы №12


Балыбердиным Владимиром


и Тугеевой Светланой



Воробьев Иван Александрович



Одним из немногих туляков, дважды удостоенных высокого звания Героя
Советского Союза, является Иван Алексеевич Воробьев. Он родился 26 августа
1921 года в деревне Горбачеве Одоевского района Тульской области, в семье
крестьянина.
Детство и юность Ивана Алексеевича пришлись на бурные годы первых
пятилеток, когда закладывался фундамент будущей победы над фашизмом. Среди
молодежи этого времени были в большом почете и уважении профессии летчиков,
танкистов, полярных исследователей. Как и тысячи юношей Иван Воробьев
начинает жизнь с рабочей закалки и в 1938 г. становится электромонтером на
Ефремовском заводе СК. Затем, закончив Тульский аэроклуб, поступает в
Тамбовскую военную авиационную школу пилотов.
С августа 1942 года И.А. Воробьев находился на фронтах Великой
Отечественной войны.
Летом 1942 г., когда враг рвался к Сталинграду, летчик И.А. Воробьев
наносит свои бомбовые удары по фашистам. За образцовое выполнение заданий
командования в боях на территории Украины и в Крыму, 19 августа 1944 г. ему
было присвоено звание Героя Советского Союза.
На территории Германии гвардии майор И.А. Воробьев действовал уже как
летчик-штурмовик. 29 июня 1945 г. отважному туляку второй раз было
присвоено звание Героя Советского Союза.
За время Великой Отечественной войны гвардии майор Воробьев сделал 220
боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолетов противника. На родине
нашего славного земляка в деревне Горбачево Одоевского района в 1947 г. был
установлен бронзовый бюст, который впоследствии перенесен в районный центр
- поселок Одоев.
После войны Воробьев И.А. продолжал служить в рядах Советской Армии,
командовал эскадрильей и авиационным полком.
В 1952 г. окончил Военно-воздушную академию. С 1958 г. на
преподавательской работе. С 1973 г. полковник И.А. Воробьев - в запасе. Жил
в г. Киеве. Умер в 1991



Александр Матросов


С легендой о Александре Матросове я познакомился еще в детском садике.
Тогда я выучил стихотворение "Подвиг Александра Матросова" и читал его с
большим выражением на каждом детском утреннике и имел большой успех. Таким
образом, память об этом подвиге осталась у меня на всю жизнь. Но все мы
взрослеем и проходим жизненные университеты, появляются опыт и знания. И
порой начинаются появляться потайные мысли: зачем бросаться на амбразуру
дзота, если есть авиация, танки, артиллерия. В крайнем случаи можно и
обойти с флангов или выйти с тыла. Еще больше сомнения в необходимость
подвига добавила наша родная Советская армия, точнее служба в ее
героических рядах. Практические знания по применению огнестрельного
вооружения, долгие дни и ночи стрельбищ на полигонах, реальные занятия с
различными системами автоматов и пулеметов доказали невозможность
совершения сего героического поступка. Вы когда-нибудь пробовали с
автомата в упор расстреливать мишень? А с крупнокалиберного пулемета? Если
да, то прекрасно помните, что от нее остаются прекрасные заготовки для
зубочисток. Неужели вы думаете, что, пардон за термин, человеческое мясо
прочнее? Любой человек, попавший по прицельный огонь пулемета, превращается
за пару секунд в фарш для мясорубки. Кто воевал, тот знает.


Трудно признавать, но все героические подвиги подобного рода,
многотысячно описываемые в литературных произведениях и кинофильмах, лишены
под собой реальной основы. Даже если бы кому-нибудь в голову и пришла мысль
совершить такой неоднозначный и бесполезный поступок (я имею в виду в
состоянии аффекта), то практической пользы от него нет никакого. Ровно
через секунду-другую огневая точка заработала бы и поднявшиеся цепи бойцов
были бы в упор расстреляны. Много ли пробежишь за пару секунд.


Но ведь подвиги были и многочисленные, как же так? Есть рассказы
очевидцев, да и в немецких мемуарах много примеров. Все так, только на эти
факты надо посмотреть несколько с другой точки, но это несколько попозже.
Вернемся к нашему герою Александру Матросову.


Как и любая легенда, героическая жизнь Александра Матросова имеет две
версии: одну официальную и одну настоящую. Сначала познакомимся с той, что
мы учили в школе и знали всю свою сознательную и несознательную жизнь:

Матросов Александр Матвеевич (1924г., Днепропетровск, - 23.2.1943г.,
около деревни Чернушки Локнянского района Псковской области), Герой
Советского Союза (19.6.1943г., посмертно). Член ВЛКСМ с 1942г. Матросов
воспитывался в Ивановском детдоме Ульяновской области и в Уфимской детской
трудовой колонии. В октябре 1942г. призван в армию и направлен курсантом в
пехотное училище. В ноябре 1942г. добровольно отправился на фронт и был
зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской
стрелковой дивизии. 23 февраля 1943г. в бою за деревню Чернушки закрыл
своим телом амбразуру дзота, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8
сентября 1943г. имя Александра Матросова было присвоено 254-му полку с
зачислением в списки 1-й роты полка. В Уфе Матросову поставлен памятник.


Вас ничего не смущает? Правильно, Уфа! Родился в Днепропетровске,
воспитывался в Ульяновске, погиб под Псковом. А причем здесь Уфа?
Нахождение в колонии, пусть хоть и детской, не является очень уж знаковым
моментом. Но видно что-то историков Башкирии насторожило и они досконально
изучили все моменты биографии Александра Матросова. И пришли к довольно
сенсационным выводам:

Матросов Александр Матвеевич (Мухамедьянов Шакирьян Юнусович), 5.02.
1924г., д.Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Учалинского р-на
республики Башкортостан, - 27.02.1943г., д.Чернушки Локнянского района
Псковской области, похоронен в г. Великие Луки, Герой Советского Союза
(1943г., посмертно), гвардии рядовой. В 1932г. остался без матери у
инвалида-отца. В голодном 1933г. покинул родную деревню. Воспитывался в
Мелекесском (ныне Димитровоград), Ивановском детдомах Ульяновской области
(1934г.-1935г.). После окончании в Ивановском детдоме 7-летней школы
работал на вагоно-ремонтном заводе в Куйбышеве. Выехал в Саратов. За
нарушение паспортного режима в октябре 1940г. был направлен в Уфимскую
детскую трудовую колонию. В сентябре 1942г. призван в Красную Армию. С
октября 1942г. курсант Краснохолмского военно-пехотного училища (под
Оренбургом). В январе 1943г. отправлен на Калининский фронт в 91-ю
Тихоокеанскую комсомольскую морскую бригаду им. И.В.Сталина (позже
получившую наименование 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской
стрелковой дивизии). Был ординарцем командира роты. 27 февраля 1943г. в бою
за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и
обеспечил успех атаки роты. 8 сентября 1943г. имя Матросова присвоено 254-
му гвардейскому стрелковому полку 56-й гвардейской стрелковой дивизии.
Александр Матросов навечно зачислен в списки 1-й роты 254-й гвардейского
стрелкового полка. В Уфе в 1951 году установлен памятник Александру
Матросову.


Прочитайте еще раз официальную биографию и неофициальную, если ее так
можно назвать. Чувствуете разницу. Несколько несовпадений по датам и
событиям заставляют задуматься о самом подвиге и о том времени. Реальные
события бывают так замаскированы, что только умение читать между строк
может помочь их осветить.


Пребывание в детской трудовой колонии не добавляет героического шарма
Матросову и этот эпизод тщательно скрывался, что в свою очередь породило
несколько версий об уголовном прошлом. Но не надо забывать то время, за
нарушение паспортного режима тоже сажали, а несовершеннолетнему
единственный путь - детская трудовая колония. Реальным подтверждением этому
является дальнейшее присутствие Матросова в колонии после достижения 18
лет. По некоторым сведениям, он остался работать в должности помощника
воспитателя. Едва ли бывшего уголовника почтили такой честью, а уж стать
курсантом военного училища? Для таких прямая дорога в штрафбат и на
передовую.


Вся история о Александре Матросове пронизана героикой повествования и
добровольностью самопожертвования. Эта добровольность иногда была уж очень
некстати. По официальной версии: "В октябре 1942г. призван в армию и
направлен курсантом в пехотное училище. В ноябре 1942г. добровольно
отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый
полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии." Кто хоть один день служил в
армии, тот прекрасно знает, что любая добровольность выполняется только по
приказу. Для примера вспомните добровольцев-интернационалистов в
Афганистане. И с местом прохождения службы официальные историки тоже
напутали. Только в январе Александр Матросов попал в 91-ю Тихоокеанскую
комсомольскую морскую бригаду им. И.В.Сталина 6-го добровольческого
стрелкового корпуса имени И.В. Сталина. Если внимательно посмотреть на
период сентябрь 1942-февраль1943г., вспомнить наиболее кровопролитные
сражения этого периода (Сталинградская битва) и громадные людские потери,
то становиться понятно, что заставило бросить в бой будущего офицера. И с
датой гибели фронтовые корреспонденты перестарались. Погиб он 27 февраля, а
написали 23 февраля. Для чего поменяли даты объяснять наверное не надо (для
тех, кто спал на уроках истории - 23 февраля день рождения Рабоче-
Крестьянской Красной Армии).


В первом донесении о подвиге Матросова сообщалось: "В бою за деревню
Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический
поступок - закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение
наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается". Подвиг
Матросова был использован находившимся случайно при части военным
корреспондентом. При этом командир полка узнал о подвиге из газет. Несмотря
на то, что Матросов был далеко не первым, кто совершил подобный акт
самопожертвования, именно его имя было использовано советской пропагандой
для прославления героизма советских солдат. Он лишь был объявлен первым.
Разбираться, кто был первым, в то время не было возможности. Всё
диктовалось критическим положением на фронтах и необходимостью мобилизации
всех ресурсов для сопротивления врагу. Героев Советского Союза из этого
списка получили далеко не все. А в конце войны такие подвиги, уже публично
не превозносили и на передке стали относиться, как к безрассудству. И надо
признать герой подходил по всем параметрам. 19-летний комсомолец,
симпатичный, кумир для последующих поколений.


Как указал в Приказе N 269 от 8 сентября 1943г. И. В. Сталин: "Великий
подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и
героизма для всех воинов Красной Армии". В условиях, когда огневые точки
противника подавлялись не артиллерией и авиацией, а просто заваливались
горами трупов, подвиг Матросова требовал продолжения. Этот подвиг повторили
свыше 300 человек. Первым, кто пожертвовал собой таким образом, был
политрук танковой роты Александр Панкратов. Это произошло 24 августа 1941г.
года в ходе оборонительного боя в районе Новгорода. У Матросова были 44
предшественника. До конца 1943 года аналогичные подвиги совершили еще 38
бойцов, в 1944 году - 87 и в 1945-м - 46, включая случай с Архипом Манитой,
который пожертвовал собой на улицах Берлина в преддверии Победы.

Александр Матросов и 133 военнослужащих стали Героями Советского Союза.


Правительство Италии наградило посмертно медалью "За военную доблесть"
гражданина СССР Георгия Колозяна, воевавшего в партизанской бригаде "Гундо
Боскалья": летом 1944-го он погиб, заслонив грудью вражеский пулемет.


Пятеро, совершив подвиг, остались живы, а один из них - Леонид
Кондратьев - в дальнейшем после госпиталя вернулся на фронт и погиб в
апреле 43-го года на Кубани, незадолго до этого ему было присвоено звание
Героя Советского Союза. Александр Матросов был первым в стране, кого
приказом наркома обороны навечно зачислили в списки воинской части.


Но вернемся к самому началу повествования. Как же произошел сам
подвиг? Теоретически и практически доказано, что сам подвиг в том виде, в
котором его описывала патриотическая пресса, состояться не мог. Рассмотрим
наиболее достоверную версию произошедшего: Александр Матросов оказался
рядом с дотом или дзотом противника (ДОТ - долговременная огневая точка,
состоит из артиллерийских орудий и пулеметов, ДЗОТ - деревянно-земляная
огневая точка, вооружение - один или несколько пулеметов). Из-за дальнего
расстояния бросить гранаты а амбразуру дзота не получилось, они разорвались
рядом, не причинив вреда. Что бы попробовать расстрелять находившихся в
укрытии фашистов, Матросов подобрался поближе и попал в "мертвую зону".
Оставаясь недосягаемым для немцев, ему было трудно с большого угла попасть
через амбразуру. Израсходовав боекомплект, он оказался в трудной ситуации:
отползти не мог (попал бы под перекрестный огонь), а немцы его вполне могли
бы взять в плен. Единственный выход - обеспечить продвижение своих войск.
Для этого он подбирается к амбразуре дзота и бросается ...не на саму
амбразуру, а на ствол пулемета сверху. Навалившись телом на пулемет, он
вдавливает его в землю, не давая фашистам вести огонь. Дальше возможны два
варианта событий: первая - немцы втаскивают через амбразуру Матросова
внутрь, расстреливают и выносят труп наружу, вторая - расстреливают из
личного оружия Матросова прямо через проем и сбрасывают тело с амбразуры
дзота. Сам эпизод борьбы, освобождения пулемета занимает некоторое время,
которое и используют однополчане Матросова. По свидетельству очевидцев,
тело Матросова было найдено около дзота. Так исторически сложилось, что в
памяти народа остался лишь подвиг Александра Матросова. Но для истории все
подвиги равны. Все погибшие в борьбе с оккупантами являются героями, без
различия чинов, национальностей, мотивов. Они все герои.



|Её звали Таня |


Очень трудно разбираться в героических поступках. Не покидает ощущение, что
своим невольным вмешательством ты бросаешь легкую тень недоверия и
подозрения. Пытаясь осмыслить чужие подвиги, ты невольно ставишь себя на
место героя и задаешься одним вопросом - а ты смог бы повторить такое? Еще
труднее анализировать чужой поступок, если вообще неизвестно - а был ли он.
Нет ни главного героя, ни самого поступка, вся биография большой миф.


Зоя Космодемьянская была первой женщиной, которой присвоили звание
Героя Советского союза во время Великой Отечественной войны. И не просто
присвоили, а создали самую большую легенду за всю историю войны. Кто не
знает Зою Космодемьянскую. Знают все … и, как не странно, не знает чникто.

Что же знают все:


Космодемьянская Зоя Анатольевна, родилась 13 сентября 1923 года в селе
село Осиновые Гаи Тамбовской области, погибла 29 ноября 1941 года в деревне
Петрищево Верейского района Московской области. Звание Героя Советского
Союза присвоено 16 февраля 1942 г., посмертно. В 1938 году вступила в
ВЛКСМ. Ученица 201-й московской средней школы. В октябре 1941 добровольно
вступила в истребительный партизанский отряд. У деревне Обухово Наро-
Фоминского района перешла с группой комсомольцев-партизан линию фронта. В
конце ноября 1941 года Космодемьянская поймана при выполнении боевого
задания и после пыток казнена немцами. Стала первой женщиной - Героем
Советского Союза и героиней массированной пропагандистской кампании.
Утверждалось, что перед смертью Космодемьянская произнесла речь,
закончившуюся словами: "Да здравствует товарищ Сталин". Ее именем названы
многие улицы, колхозы, пионерские организации.


Эти данные у всех отложились еще со школьной скамьи, но они никак не
могут ответить на вопросы, которые не раз возникали у некоторых:

- Как было доказано, что девушка схваченная в Петрищево и есть Зоя
Космодемьянская

- Куда делась диверсионная группа, в состав которой входила Таня-Зоя

- Как именно была поймана Таня-Зоя

- Были ли немцы в Петрищево в момент неудачного поджога

- Где была повешена Таня-Зоя.


Ноябрь 1941 года. Немцы в 30 километрах от Москвы. Наспех собранные
дивизии народного ополчения грудью встали на защиту Москвы и преградили
путь обескровленным дивизиям врага. Машины блицкрига буксовали в сотнях
тысяч трупов ополченцев. Все кто мог держать оружие - направляли в окопы, а
кто не мог - за линию фронта применять тактику выжженной земли. Выжигалось
все, что хоть как-то могло задержать немецкое наступление. Именно поэтому у
комсомольцев-диверсантов не было не оружия, ни гранат и мин, а только
бутылки бензина. Они были простым пушечным мясом, которое быстро сгорало в
топке войны. Если командованию не жалко своих диверсантов, будет ли оно
жалеть мирных жителей, чьи дома должны сгореть и не достаться немцам, пусть
даже теоретически. Мирные жители оказались на временно занятой территории,
а значит пособники оккупантов, поэтому нечего с ними разбираться. Мирные
жители, в основном старики, женщины и дети были ни в чем не виноваты, это
превратности войны. Пока через тоже самое Петрищево прошла линия фронта,
большая часть деревни была разрушена и все оставшиеся в живых жители
ютились в нескольких избах. Зиму 1941 года все помнят своей лютой стужей. В
такой мороз остаться без дома - верная смерть.


Члены диверсионной группы получили задание сжечь деревню. Если кто-то
думает, что девушка-партизанка спокойно лежала на краю опушки леса и в
бинокль наблюдала за всеми передвижениями в деревне, то глубоко ошибается.
В такой мороз особенно не полежишь. Основная задача - добежать до первого
попавшегося дома, поджечь его, а кто там, это уж как повезет. Никого не
волнует, есть ли в деревне немцы или их вообще нет. Главное - выполнить
задание.


За выполнением этого задания и была поймана комсомолка-диверсантка,
впоследствии назвавшейся Таней. Кем она была поймана, установить не
удалось. Но если до сих пор в немецких архивах не найдены документы, что
это были солдаты вермахта, то это были не они. Мирных жителей можно понять
- они боролись за свою жизнь.


Почему же до сих пор достоверно не известно настоящее имя девушки?
Ответ прост своей трагичностью. Все диверсионные группы, заброшенные в этот
район, погибли и документально установить, кем же была эта Таня, не
представляется возможным. Но такие мелочи никого не волновали, стране нужны
Герои. Когда известия о повешенной партизанке дошли до органов
политуправления, они и направили в Петрищево, после его освобождения,
корреспондентов газет даже не фронтовых, а центральных - "Правды" и
"Комсомольской правды". Корреспондентам все случившееся в Петрищеве тоже
очень понравилось. 27 января 1942 года Петром Лидовым в "Правде" был
опубликован материал "Таня". В тот же день был опубликован материал С.
Любимова в "Комсомольской правде" "Мы не забудем тебя, Таня". 18 февраля
1942 года Петр Лидов опубликовал в "Правде" материал "Кто была Таня".
Высшее руководство страны материал одобрило и ей было незамедлительно
присвоено звание Героя Советского Союза, был создан ее культ, события в
Петрищеве приукрасили, перетолковали и извратили, с годами создали
мемориал, в ее честь называли школы, ее знали все.


Правда, иногда доходило до казуса: "Директор и учителя школы № 201 г.
Москвы имени Зои Космодемьянской сообщили, что в организации и проведении
экскурсий к месту казни и могиле Зои Космодемьянской следовало бы устранить
имеющиеся недостатки. В деревню Петрищево, где зверски замучена фашистами
Зоя, приходит много экскурсий, большинство из которых - это дети,
подростки. Но этими экскурсиями никто не руководит. Экскурсии сопровождает
Воронина Е. П., 72 лет, в доме которой размещался штаб, где допрашивали и
пытали Зою, и гражданка Кулик П. Я., у которой находилась Зоя до казни. В
своих объяснениях о действиях Зои по заданию партизанского отряда они
отмечают ее смелость, мужество и стойкость. В то же время говорят: "Если бы
она и дальше продолжала к нам ходить, то принесла бы много убытка деревне,
сожгла бы много домов и скота". По их мнению, это, пожалуй, Зое и не
следовало бы делать. Объясняя о том, как Зоя была схвачена и попала в плен,
они говорят: мы очень ждали, что Зою обязательно освободят партизаны, и
были очень удивлены, когда этого не случилось. Такое объяснение не
способствует правильному воспитанию молодежи".


Только в перестроечное время стали доходить глухие данные, что не все
ладно в "королевстве датском". По воспоминаниям немногих оставшихся местных
жителей, Таня-Зоя не была арестована немцами, а захвачена крестьянами,
которые были возмущены тем, что она поджигала их дома и хозяйственные
постройки. Крестьяне доставили ее в комендатуру, находившуюся в другом селе
(там, где она была схвачена, немцев вообще не было). После освобождения
большинство жителей Петрищева и прилегающих деревень, имеющих хоть какое-то
отношение к данному инциденту, были вывезены в неизвестном направлении.
Первым вопрос о достоверности подвига поднял писатель Александр Жовтис,
поместивший в "Аргументах и фактах" рассказ писателя Николая Иванова.
Жители Петрищева якобы застали Зою за поджогом мирной крестьянской избы и,
изрядно избив, обратились к немцам на предмет свершения правосудия. А
немцев на постое в Петрищеве будто бы не было, но, вняв просьбе населения
деревни, они явились из села рядом и защитили народ от произвола партизан,
чем невольно завоевали их симпатию.


Но откуда появилась Зоя Космодемьянская? Постепенно все превратилось
в трагифарс. В. Леонидов пишет: "Немцы ушли. Через некоторое время в
деревню приехала комиссия, с нею 10 женщин. Выкопали Таню. Никто в трупе не
определил своей дочери, ее снова закопали. В газетах появились фотографии
издевательств над Таней, девушке присвоили звание Героя Советского Союза.
Вскоре после этого указа приехала комиссия с другими женщинами. Вторично
вытащили из могилы Таню. Началось представление. Каждая женщина в Тане
опознавала свою дочь. Слезы, причитания по погибшей. А потом, на удивление
всех жителей деревни, завязалась драка за право признать погибшую своей
дочерью. Всех разогнала длинная и худая женщина, впоследствии оказавшаяся
Космодемьянской. Так Таня стала Зоей".


В этом рассказе есть несколько знаковых моментов, которые складываются
в очень уж неоднозначную версию.

Первое - первый раз приехала комиссия с 10-ю кандидатками на должность
матери-героини. Статьи Лидова и Любимова создали громкую легенду, а
пропавших без вести девочек-партизанок было ох как много. В прессе часто
публиковали трофейную фотографию неизвестной комсомолки с петлей на шее.
Почему же никто не опознал свою дочь, а корреспонденты не сделали
посмертный снимок. Ответ один - тело было в таком состоянии, что посчитали
за лучшее его зарыть. Но вопрос не мог долго висеть в воздухе. Присвоили
звание Героя Советского Союза, а это пенсии, льготы, слава, награды.
Поэтому и ехали второй раз будущие матери-героини не восстанавливать
историческую справедливость и опознать свое родное дитя, а заявить о себе
как о матери-героини. Поэтому и получилось цирковое представление. Так
страна обрела Зою Космодемьянскую.


Второе - за что ее повесили, и не просто повесили, а пытали с особой
жестокостью. Таня-Зоя не нанесла никакого урона немецкой армии и была
слишком молода, что бы ей доверяли секретные сведения. Схватили ли ее
вместе с Верой Волошиной или была еще третья девушка, настоящая Зоя
Космодемьянская, которую и отправили в концлагерь? Объяснить факт казни и
пыток можно лишь одним предположением: девушки изрядно пожгли дома и в
Петрищево и соседних деревнях. Достоверно мы ни когда не узнаем все правды,
уж очень много вопросов. А жаль.


P.S. Брат Зои Космодемьянской Александр (1925г. - 13.4.1945г.), гвардии
старший лейтенант, танкист, погиб под Фирбруденкругом в Земландии, и ему
посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (1945г.).



|Николай Гастелло |


Когда возникают такие вопросы, хочется зажать голову руками и бежать,
бежать, бежать прочь от назойливых вопросов.
В наградном листе экипажа Гастелло написано:

"26 июня летчик капитан Гастелло Н. Ф. с экипажем - Бурденок, Скоробогатый
и Калинин - повел ДБ-3 бомбить ворвавшихся фашистов по дороге Молодечно-
Радошковичи. У Радошкович показалась вереница танков противника. Гастелло,
сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие танки, и, расстреливая из
пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время
фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое
попадание, самолет, объятый пламенем, не мог уйти на свою базу. Гастелло
развернул горящий самолет и повел его в самую гущу вражеских танков. Столб
огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Дорогой ценой заплатили
немецкие фашисты за смерть летчика героического экипажа".

Основанием для составления наградного листа служили рапорты старшего
лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, видевших подвиг своими глазами.
Только вот старший лейтенант Воробьев прибыл в полк только 10 июля 1941. А
как же рапорты, донесения остальных?. Кто-то же должен быть очевидцем. В
том то и дело, что очевидцев тоже сбивали и сбивали пачками. Помните, как в
один день там же у Радошковичей сбили 15 самолетов. Поэтому на газетных
страницах свои тараны Гастелло осуществлял то 26-го, то 28 июня, а по
версии "Красной звезды", и вообще 3 июля. Уже 25 июля Николаю Гастелло
присваивается звание Герой Советского Союза. 28 августа 1941 года подвиг
экипажа Гастелло был повторен экипажем младшего лейтенанта Вдовенко.
Приказом МО СССР № 63 от 03.04.1958 г. Герои Советского Союза летчик
младший.лейтенант Вдовенко Иван Тимофеевич и штурман лейтенантт Гомоненко
Никита Васильевич - навечно зачислены в списки 3 авиационной эскадрильи 121
гвардейского полка. Подвиг Гастелло повторил и летчик капитан Н.Т.Хрусталев
5 ноября 1941 г и многие, многие другие.


Такой легендарный момент не мог остаться неисследованным и за дело
взялись историки и археологи.

"Спустя 10 лет после радошковичского тарана, в ознаменование героической
даты зампредседателя Совмина БССР тов.Киселев отдает распоряжение секретарю
ЦК КПБ тов.Гусарову (по ходатайству директора музея ВОВ) произвести более
тщательное исследование места подвига и смерти Героя Советского Союза
капитана Гастелло, осуществить раскопки могилы и сбор частей самолета.
Представительная экспедиция в составе научных сотрудников, фотографа,
специалистов авиадела и судмедэкспертов выдвинулась в Радошковичи для
усиления и без того жирной точки над "i".

Долго ли, коротко ли корпели исследователи над расконсервацией братской
могилы, однако полученный накануне грядущего перезахоронения Гастелло
результат оказался соизмерим разве что со столбняком. Никакого экипажа
Гастелло в районе раскопок не было! По восстановленной надписи на
документе, хранившемся в пластмассовом футлярчике, было установлено, что
здесь покоится прах старшего лейтенанта Григория Реутова. Последующей
проверкой все вопросы были сняты окончательно. Реутов, 1918 года рождения,
проходил службу в должности воздушного стрелка-радиста в 42-й авиационной
воздушной дивизии, и, по данным отдела по учету потерь Советской Армии,
значился пропавшим без вести с 26.06.41 г. Благодаря этим данным было
установлено, что вместе с ним на борту находились капитан Александр Маслов
(командир экипажа), лейтенант Владимир Балашов и младший сержант Бахтурас
Бейскабаев. Выполнявший 26 июня 1941 года боевое задание экипаж самолета ДБ-
3Ф в полк уже не вернулся, и командование, не имея никаких сведений,
посчитало летчиков без вести пропавшими. Агитаторы и политинформаторы были
парализованы. Какой Маслов? Откуда? Где народный герой Гастелло? Впрочем,
было слишком поздно менять идеалы. В школах штудировались литературные
формы героического эпоса, именем Гастелло были названы сотни колхозов,
улиц, пионерских дружин и т.п. Проще было повесить на неприятное открытие
амбарный замок секретности. Мало того, в 1976 году на месте гибели экипажа
Маслова был установлен величественный памятник... капитану Гастелло...
Много позже удалось установить, что бомбардировщики капитана Маслова ушли в
район Радошковичей двумя часами раньше самолетов Гастелло. Тем не менее и
те, и другие оказались в самом эпицентре обстрела. Не исключено, что именно
падающий самолет Маслова и привлек внимание коллег Гастелло, поскольку
Маслов действительно предпринял попытку тарана. По некоторым оценкам, до
шоссе и, следовательно, до главного скопления техники не хватило 180 м.
Поэтому особого ущерба рухнувший самолет фашистам не причинил. Тем не менее
российское руководство спустя 55 лет после прецедента адекватно
отреагировало на всплывшие на поверхность истории новые сведения: указом
президента Ельцина Александр Маслов посмертно удостоен звания Герой России.
Все же остальные сломя голову бросились искать место падения самолета
Гастелло.

В 25 километрах от Радошковичей, среди труднопроходимых болот обосновалась
деревня Мацки. За всю историю своего существования Мацки прославились,
пожалуй, лишь тем, что 26 июня 1941 года прямо на огород одного из жителей
приземлился катапультировавшийся из горящего самолета советский летчик.
Самолет, к слову, рухнул неподалеку в болото. Свидетель этого момента, один
из героев кинодокументального расследования режиссера Анатолия Алая "Два
капитана" (на тот момент ему было 15 лет), отчетливо помнит, что тотчас к
дому подкатила немецкая штабная машина, летчика нейтрализовали и увезли в
неизвестном направлении. На этом следы пилота теряются.

Анатолию Алаю, предпринимающему энергичные действия по "бомбардировке"
архивов, удалось- таки обнаружить очень любопытный документ, чудом
уцелевший после тотального истребления всего, что могло бы
скомпрометировать имя Гастелло. В руки Анатолия Ивановича попал порядком
потрепанный именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового
состава 42-й авиационной дивизии с 22.06. по 28.06.41 г. Под №3 в числе
прочих значится экипаж 207-го полка в составе командира эскадрильи капитана
Гастелло, стрелков-бомбардиров лейтенантов Бурденюка и Скоробогатова и
воздушного стрелка-радиста младшего сержанта Калинина. Ничего особенного,
если бы не "примечание". "Один человек из состава экипажа выпрыгнул с
парашютом из горящего самолета. Кто - неизвестно". Однако из-за технических
особенностей строения самолета десантироваться в обход командира даже при
желании не мог никто. Иными словами, только Гастелло, став на крыло, мог
выпрыгнуть из горящей машины и приземлиться на огороде Агейчиков. Остальным
"пассажирам" ДБ-3Ф времени на сборы уже не оставалось.

Свидетели утверждают, что в районе Мацков был сбит только один самолет (а
не 15, как в Радошковичах), и поэтому ошибки быть не может. Спустя
некоторое время после войны среди развалившегося корпуса самолета были
обнаружены вещдоки - смертный медальон Калинина и письмо с фамилией
Скоробогатова. Идентифицировать труп Гастелло не удалось.

В начале 70-х исследователь огненных таранов Б.Васильев обнаружил в архивах
подписанное Жуковым представление к высшей награде воинов, отличившихся в
боях против японцев на Халхин-Голе. Значилась здесь и фамилия военкома
бомбардировочного полка Михаила Ююкина, который, как оказалось, был первым
"воздушным наставником" Гастелло. Еще позже стало известно, что в последнем
для Ююкина бою участвовал и его ученик. Попав в заградительный огонь,
самолет мгновенно загорелся. Командир приказал экипажу покинуть машину, а
сам, тяжело раненный, протаранил японский дзот.

Правда, Ююкина так и не наградили, поскольку члены экипажа спаслись,
приземлившись на вражеской территории. Продолжая логическую цепочку, нельзя
было представлять к высшей награде кого бы то ни было из состава экипажа
Гастелло, стопроцентно зная, что кто-то из летчиков попал в руки фашистов.
Тем более если пленником оказался сам Гастелло. В своих мемуарах маршал
авиации Скрипко вспоминает, что будучи командиром дальнебомбардировочного
корпуса, зная о штабном документе, подписал представления о награде, не
имея на это никакого морального права. Ситуация иного выбора не оставляла -
о подвиге Гастелло знала уже вся страна.

Парадоксально, но большинство Героев Советского Союза получили свои звания
посмертно, то есть на основании свидетельских показаний очевидцев. Более
двухсот Героев пропали без вести, и их судьба так и осталась неизвестна.
Биографии некоторых военных кумиров строились на исключительности
героической личности. Так, упоминая имя Гастелло, советские идеологи
считали своим долгом напомнить, что отец Николая Францевича переносил
бревно с вождем мирового пролетариата на первом коммунистическом
субботнике.

Гастелло не виноват, что стал идолом советской пропаганды. Равно как не
виноват Маслов, на 55 лет канувший в безвестность. Два капитана, два боевых
друга, две трагические развязки

Новинки рефератов ::

Реферат: История агломерационного производства (Металлургия)


Реферат: Договор перевозки грузов автомобильным транспортом (Гражданское право и процесс)


Реферат: Экономическая эффективность производства кормов в ОАО "Молодая гвардия" (Сельское хозяйство)


Реферат: Основы Политологии (Политология)


Реферат: Налоговая ответственность предприятий организаций за нарушение налогового законодательства (Налоги)


Реферат: Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури (Искусство и культура)


Реферат: Модернизация мини-колбасного цеха (Ботаника)


Реферат: Классификация страхования ответственности и сегментация страхового рынка (Страхование)


Реферат: Общность идей Мора и Кампанеллы (Литература : зарубежная)


Реферат: Даосизм в Китае (Философия)


Реферат: Автотранспортные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Баскетбол в школе (Физкультура)


Реферат: Редкие растения, краткая характеристика (Биология)


Реферат: Компьютерная преступность и компьютерная безопасность (Уголовное право и процесс)


Реферат: Баня и сауна (Спорт)


Реферат: Налог на прибыль предприятия (Налоги)


Реферат: Венский конгресс (История)


Реферат: Институт семьи и брака в традиционном обществе (Социология)


Реферат: Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения (Педагогика)


Реферат: Культы (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист