GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культура России IX-XVI века (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура России IX-XVI века (История)




Культура руси до монгольского нашествия


Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность
материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их
материально-трудовой практики. Это результат его творческих усилий,
включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.
Периодизация истории русской культуры
Руси домонгольского времени, культуру ХШ-XV вв. - времени формирования
Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII
столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как
средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская
культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры.
Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура
первой четверти ХУШ в., середины - второй половины XVIII в., первой
половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особеиносги развили русской культуры IX-XVII вв.
1. Медленно совершенствуются ироизводительных сипы, господствует
натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных
отношений.
2. характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-
земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного
человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт
был самым надежным гарантом. Отсюда авторитет старины, того, что
многократно повторялось; следование образцам.
3. отаичительной чертой средневековой культуры является
господство в вдеологш релтиозного мировоззрения
4. для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения
многве факты и явления еще не получили.

Русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской
культуры (однотипностью социально-экономического развшия Руси и европейских
стран, сходством социальной структуры и христианские вечные ценности)

Истоки русского культурного развития. Культура Киевской Руси унаследовала
культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она
испытала несомненное
влияние кочевых народов и Византни.
Традиции Византни - одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира -
оплодотворили народную, осиованную на языческом мировоззрении культуру
Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй пояовиие ХП - начале ХШ в. русская культура стала испытала
определенное влияние западно-европейскиой романской традиции. Монголо-
татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление
культурных связей Руси.


В культуре домоигольской Руси можно выделить три периода: культуру
восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и
княжеств периода раздробленности.


Письмеяность. Принято христианства способствовало дальнейшему развитию
письменности, просвещения. братья-миссионеры из греческого г. Салоники
Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Во второй половине IХ в. Кирилл и
Мефодий, как считают сейчас большинство
специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою
очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма -
так появилась нынешняя азбука, "кириллица", которой мы пользуемся до сих
пор (была упрощена Петром Г, затем в 1918 г.).
О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на
которых имеются различные надписи, женщины подписывали пряслица , сапожник
вырезал на колодке
имена своих заказчиков.
Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах
древних соборов. "Господи помози" "Якиме стоя успе", "Кузьма-порося".
Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогаа
историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.
В Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено
более 700 грамот- в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и др
городах.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые
при Ярославе Мудром школы в Киеве. Дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из
первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество.
до нас дошли около 150 книг.
Древнейшая среди них — "Остромирово Евангелие". Оно было написано в 1056-
1057 гг. для новгородского посадника Остромира,

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как
религиозного, так и светского содержания. ("Александрия", рассказывавшая о
подвигах и жизни Александра Македонского, а также "Повесть о разорении
Иерусалима" Иосифа Флавия, византийские хроники и др.)В отличие от
европейских стран, тле литературный языком была латынь, на Руси писали ва
родном языке.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись.
Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали
созданию самой знаменитой летописи Древней Руси-совести временных лет",
составленной монахом Киево-Печерского
монастыря Нестором в начале ХП в.
Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая
военная хроника воспринимается "Псковская летопись"; описанием княжеских
усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли ("Ипатьевская летопись"):
летопись Новгорода - это своеобразная городская хроника. Идея единой и
сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-
Суздальской земли ("Лаврентьевская летопись"). Различные летописные
сочинения обычно назывались либо по месту, гда они хранились, либо по имени
автора или ученого, их обнаружившего.
Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали
жизнеописания русских святых "жития" князей Бориса и Глеба
Среди публицистических сочинений одно "Слово о законе и благодати"
киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.),
Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать "Поучение
детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника. Самое
выдающееся произведение периода удельной раздробленности - бессмертное
"Слово о полку Игореве"
Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное
творчество, -былины,

Ремесло. число городов 300, работали ремесленники более 60 специальностей.
занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. было
широко развито производство кирпича, многоцветаой керамики, предметов
обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия
—кольчуг, колющих мечей, сабель.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до
нас от домонгольского времени. До конца Х в. на Русине было монументального
каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в
конце Х в., - это двадцатипятигаавая церковь в честь Богородицы в Киеве,
называемая также Десятинной церковью.
В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037),
имевший 13 куполов. Тоща же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.
Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, Чернигове и др. На
территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в.,
Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы
возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см,
который назывался плинфой Тип храма, пришедший из Византии, называют
крестовоткупольным. Четыре, шесть или более
столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол.
В период раздробленности складывались различные архитектурно-
художественные школы. Большинство храмов ХП - начала ХШ в. одноглавые.
Мозаичные изображения уступали место фрескам.
В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы .
В Новгороде - известняк. соборы Юрьева и Антоньев монастырь, церковь Спаса
на Нередице.
Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным
материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см.. Успенский
н Дмигровский соборы во Владимире Золотые ворота; церковь Покрова на реке
Нерль соборы Переяславпя- Залесского. Суздаля, Юрьева-Польского.

Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность,
ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой
этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине
здания.

Живопись и скулы
Фреска- это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора,
керамики, смальты. В Древней Руси Мозаичные изображения набирались из
смальты - специального стекловидного материала.(огромная фигура молящейся
за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской)
Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески - изображение,
образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны
греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение
Богоматери с младенцем на руках Х1-Х11 вв. "Владимирской Богоматери" и
стала своеобразным символом, являлись принадлежностью храмов и были
довольно большими
Русских иконописцев Х1 в. - Алимпий, Описей, Георгай и др. местные
художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и
цветовой гаммой.
Широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении
стен храмов.
если развитие экономики, социально-политяческая борьба позволяют судить об
общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает
результат этого процесса.

Складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык,
относи-

тельное политическое единство, общая территория, близость материальной и
духовной культуры.
[pic]




Реферат на тему: Культура России в конце 19 века

1. Культура пореформенной России.


Вторая половина XIX века

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического
периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь
общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный
и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту
культурных потребностей.
Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного
уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения
культурой значительных общественных слоев.
Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в
сфере материального производства, способствовала ускорению процесса
демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера
образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно
выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась
читательская среда, изменился социальный облик читателя.
Однако капиталистическая эпоха в истории России была
непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация
существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной
политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило
своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.
Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было
равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в
общественно-политической борьбе.
Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни,
аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала
сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем
идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни.
Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог
формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности
национального развития.
Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская
буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была
прогрессивной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в.,
когда «новые общественно-экономические отношения и их противоречия... были
еще в зародышевом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах
буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая
направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую
значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.
Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических
связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал
усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и
общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного
процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной
близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно
подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал
один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья
Чавчавадзе,— вырастила русская литература».
Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие
национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских
писателей, художников, композиторов.

2. Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов


Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и
первых лет после падения крепостного права внес много изменений в
культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время
духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное
время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В.
Шелгунов,—спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала
работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическая
общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую
очередь народного образования.

3. Общественно-политическая мысль

Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский и
судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения
буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых,
злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархии
было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании
сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями
которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.
В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной
жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических
идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований,
борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа,
известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических
принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу
для развития художественной культуры.

3. Художественная культура


В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные
произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в
сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства
заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой
нравственности и демократической направленности. «Серьезную
содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и
музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).
Искусство критического реализма, который становится основным
художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того
времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось
раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60
—70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и
искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк
и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в
живописи и т. д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом
определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были
заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г.
Чернышевского.
В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение
социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной
литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального
бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к
существующей действительности были характерны для произведений русских
писателей первых пореформенных десятилетий.
Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие
великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские
писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое
поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы,
принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном
процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились
острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства
(очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).
С общественным подъемом связано появление демократического романа, в
котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского
«Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и быте
рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным
произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»,
опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых
людях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имел
огромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи.
Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов было
появление так называемого антинигилистического романа («Некуда» Н. С.
Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.)
6O-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского
классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую
культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 —
1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в
других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и
демократов.
Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое,
всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в
человека были главной темой писателя.
Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова
(1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии
Некрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшее
произведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой дана
реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова
выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные
сбросить оковы крепостного рабства.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого
(1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике
«великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и
Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных
литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна
Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов,
выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали,
нравам, устоям.
Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами
отечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание к
животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального
актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных
антреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной
общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры
стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д.
Так, появились в Москве Артистический кружок — общественно-художественная
организация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г.
Рубинштейна, В. Ф. Одоевского первый народный театр на Политехнической
выставке (1872).
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и
Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и
театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый
демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все
более становился органической частью общественно-культурной жизни,
охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие
слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в
общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано
с именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признаком
зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия
Островского — замечательное явление национально - художественной культуры.
С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого
театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.
Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий
сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна
(1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития
музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных
талантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. В
Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве
(организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие
начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и
преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная
школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения
музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского,
композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной' музыки (Л.
Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной
культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А.
Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-
1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это
название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.
Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под
воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики
и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление
передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко
использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и
способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис
Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «могучей кучки» много
сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х
годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И.
Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи,
оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного,
симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии,
романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает
редкостной силой эмоционального воздействия.
Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем
творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'к
борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим
жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности,
особенно сильные в его последних произведениях.
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была
его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из
литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй
половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, —
все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и
все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного,
определенного содержания».
Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед
живописыо
60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства
определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.
«Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, —
писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей,
неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни».
С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г.
Перова (1833—1882) (картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы
покойника», «Тройка» и др.).
Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для
возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).
Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в
Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников»,
имевшая успех.
Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве
второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения
революционно-демократической эстетики определили программность творчества
передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических
проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая
живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-
важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их
полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н.
А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»].
Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники
сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту
полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их
работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление
бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К.
Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников
(1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой
великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.
Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий
психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный
портрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее
лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин).
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е.
Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды
и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в
эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти
идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы
современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г
народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая
эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу,
зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и
характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию
блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина
является портрет М. П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической
тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они
использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать
эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было
изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали
исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую
драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I
допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его
Иван», 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с
творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших
социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы
против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в
исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро
стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская
трактовка исторических тем была следствием новых представлений об
историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали
общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М.
Антокольский (1843 — 1902), сыгравший большую роль в развитии русской
реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений («Иван
Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый» и др.). А. М.
Опекушин (1838 —1923) — один из представителей монументальной скульптуры -
был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому
русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне
1880 г. и стало событием огромного культурного значения.

Заключение

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они
составили культурное наследие страны. Культурное наследие является
важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом
развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно
отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества,
создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения
культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без
сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях
культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.



Список использованной литературы:

1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры.
– М., 1990
2. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993
3. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) .

-----------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рязанская Радиотехническая Академия



Реферат
Тема: «Культура России в конце 19 века»



Выполнил:
Ст. гр.
351 Игнатов Д. А.



Рязань 2003г.






Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Значение срока в Гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Есть ли особенности у женской речи? (Культурология)


Реферат: Лабараторные работы по генерированию (Цифровые устройства)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Моя организация (Менеджмент)


Реферат: Вычислительная техника (Программирование)


Реферат: Синдром гибридного дисгенеза у Drosophila melanogaster (Биология)


Реферат: Иван Крамской (Искусство и культура)


Реферат: Бизнес-план "Создание фирмы по производству узлов для ЭВМ" (Программирование)


Реферат: Совершенствование систем электроснабжения подземных потребителей шахт. Расчет схемы электроснабжения ЦПП до участка и выбор фазокомпенсирующих устройств (Технология)


Реферат: Мотивация трудовой деятельности (Контрольная) (Социология)


Реферат: Расчет ректификационных колонн, обеспечивающих отделение о-ксилола от равновесных м- и п-ксилолов (Химия)


Реферат: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОМЕНСКОГО (Педагогика)


Реферат: Начало войны 1812 года (История)


Реферат: Московское государство XVI-XVII веков (История)


Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов (Психология)


Реферат: Виховання учнів у науковій літературі (Педагогика)


Реферат: Французское искусство XVII века (Искусство и культура)


Реферат: Контрольная по страховому делу (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист