GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культура Украины в I половине XIX столетия (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Украины в I половине XIX столетия (История)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по истории Украины на тему:
«КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В I ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ»

студентки 1-го курса
заочного отделения
группы «А»
ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ



Донецк – 2001
ПЛАН


Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в западно-
украинских землях.

Глава 2. Культурное возрождение Украины в начале XIX века в Российской
империи.

Глава 3. Новые направления в образовании, искусстве, архитектуре.
Глава 1. Культурное возрождение Украины в начале ХIХ веке в западно-
украинских землях.

В это время украинский этнос на западно-украинских землях представляло
большей частью крестьянство. Оно сохраняло родной язык и этнический
характер традиционно-бытовой культуры, проявляло себя и активной
общественной силой. Многочисленные выступления против повинностей носили
вооруженный, антигосударственный характер. Такими же были и массовые
бегства крестьян, и подпалы господских имений, да и крестьянские волнения,
которые не раз вспыхивали с небывалой силой в разных местностях Восточной
Галиции, Северной Буковины, Закарпатья.
Они подавлялись только с помощью военных частей и специальных
карательных отрядов. А судебные процессы сельских и городских обществ с
помещиками, коллективные жалобы в административные органы свидетельствовали
не только о тяжелой доле народа, но и про гибкость системы, которая
принимала конституцию и пробовала управлять законом.
Существенным было то, что в процессе борьбы росла и развивалась
солидарность трудового селянства, как внутри общин, так и между ними,
вырастали сознательные крестьянские ватажки. Особенно страшным был тот дух
непокорности, который жил в душе народа.
Отношение народа к власти находило проявление и в его устном
поэтическом творчестве. Вопреки официальной политике, галичские,
буковинские, закарпатские крестьяне своей традиционной культурой и
самоназванием “русин”, “руснак” удостоверяли чувство духовной связи со всем
украинским народом. Этим отрицается утверждение современного польского
исследователя Яна Козика о том, что люди Галиции в первой половине ХІХ века
не имел национального сознания. (1)
Очевидно, что социальная активность и антифеодальная направленность
народа влияла на формирование общественной мысли на западно-украинских
землях. Понятно, что украинское панство и церковная греко-католическая
иерархия этому расположению духа сочувствия не вызвали. Однако, и они не
могли не призадуматься над тем, что ассимиляция украинцев, возрождение
самобытности, культуры – это потеря грунта под собственными ногами. Это
понимало низшее духовенство, которое повседневно сталкивалось с
простонародьем.
Уже в конце ХVІІІ века здесь поднимались вопросы о необходимости
обучения на родном языке. А в 1816г. в Перемышли возникло общество с целью
подготовки книжек для народа образовательного и религиозного содержания.
Там же для подготовки сельских учителей в 1818г. была основана дьяко-
учительская школа. Но этой работе совершали всяческие препятствия
официальные власти и в особенности отчаянное сопротивление - помещики. Они
отдавали в рекруты дьяков-учителей, совершали расправу над крестьянами,
которые поддерживали школу и посылали в нее своих детей.
На интерес жизнью народа, его образованием, традиционно-бытовой
культурой имели влияние идеи просвещения, наполеоновской войны,
революционное польское движение, пропагандированные романтизмом постулаты
народности, интенсивное развертывание народоведческой робот в славянских
странах.
Отголосок всех этих событий, идейных тенденций достигал и западно-
украинских земель. Это отразилось на характере мышления и деятельности
определенной части интеллигенции. Именно на это указывает Я. Головацкий в
письме к Осипу Бодянскому в ноябре 1844г. Он говорит про обстоятельства
зарождения народоведческого движения в Галиции: «Ні геній не пробудив
здрімалу народність, ні жодне важке проісшествіє не потрясло народом, хіба
грім, котрий у сусідстві загремів або приклад других словенських народів
прочумав і нас» (2)
Пример культурного самоутверждения славянских народов послужил, в
частности, толчком к научному исследованию украинского языка, написанию его
грамматики, складыванию словарей. Такая работа уже довольно широкого
разворачивалась в 20-х годах ХІХ века. Ее результатом были филологические
работы Ивана Могильницкого и огромный, на то время, шеститомный словарь
Ивана Лавривского, чистовая рукопись которого датирована 1826г.
Польские и австрийские члены правительства считали непригодной к
употреблению украинский язык в народных школах, так как она есть
“необразованным наречием” русского или польского языка. (3) Ведь И.
Могильницкий в своем трактате “Сведение о русском языке” с научной
аргументацией показал историческую глубину и самобытность украинского
языка, его общность для населения всей Украины, пригодность для
литературного употребления. В связи с этим ученый рассматривает Восточную
Галицию как “знакомиту часть Малой Руси”, определяет равноправие
украинского языка в семье славянских языков, трактует язык как одну из
важнейших признаков народа. (4)
Положительно сказалась в Галиции деятельность Зориана Доленги-
Ходаковского, его народоведческие странствия по этому краю, его знаменитая
статья “О Славянщине перед христианством”, напечатанная в Кременце в 1818г.
Высокая оценка им произведений устной народной поэзии оказывала содействие
усилению внимания в Галиции к фольклору. (5)
В 1822-1823гг. На страницах двух выпусков альманаха “Львовский
пилигрим” впервые в Галиции были напечатаны подборка украинских и польских
песен, статьи про народные песни, написанные профессором Львовского
университета Карлом Гютнером и будущим галичским историком Денисом
Зубрицким.
Отдельные представители западно-украинской интеллигенции обнаружили
живой интерес к развитию новой украинской литературы на Приднепровье, к
русской литературе и науки, поддерживали личные связи со славянскими
деятелями науки и культуры.
В начале 30-х годов возникает кружок “Русская троица”, который был
создан М. Шашкевичем, И. Вагилевичем и Я. Головацким. Организатором кружка
был М. Шашкевич, который не был равнодушным к народной поэзии. Он принес
живой интерес к ней и в муры львовской семинарии, в которую вступил в
1829г. Во Львове он стал одним из участников общего собирательного
фольклорного движения 20-30-х годов. Уже в начале пребывания в семинарии М.
Шашкевич сблизился со своим ровесником И. Вагилевичем, который принес из
родного карпатского села увлечения народно-поэтичным словом. В 1831г. в
семинарию вступил Я. Головацкий.
Своей разносторонней деятельностью “Русская троица” осуществила
переход от фольклорно-этнографического этапа национального движения к
культурническому, сделала первые шаги в направлении политического решения
национальных проблем.
Члены кружка находились под влиянием идей романтизма, произведений
историков, этнографов и литераторов Приднепровской Украины, поэтому
стремились поднять народный дух, просветить народ.
Исследователь истории этой организации Р. Кирчев справедливо замечает,
что все сделанное “Русской троицей” в области этнографии и фольклористики,
- большая и очень важная часть обще-украинского народоведческого задела І
половины ХІХ ст. Не регионального галичского или западно-украинского, а
именно всеукраинского. (6)
В конце 1836г. в Будапеште увидела мир “Русалка Дністрова” – сборник
литературных, фольклорных работ членов “Русской троицы”. Это было
новаторское произведение и по форме, и по смыслу. Он написан на народном
украинском языке, фонетическим правописанием, “гражданским” шрифтом. Это
делало сборник понятным украинскому читателю. Три идеи пронизывают сборник:
признание единства украинского народа, разделенного границами разных
государств, и призыв к его возобновлению; положительное отношение к
общественным движениям и установкам народных предводителей восстаний;
пропаганда идеи собственной государственности и политической независимости.
Буржуазная революция 1848г. в Западной Европе – “Весна народов” – и
реформы в Австрийской империи.
В 1848г. волна революционного духа охватила всю западную половину
европейского материка. В Австрийской империи это движение откликнулось
более громко, чем в других странах: восстала Венгрия, восстали славянские
народы Австрии, которые были подготовлены предшествующим культурническим и
общественным движением. Сначала это были чехи и словаки, которые создали
федеративный сейм в Праге. Борьба порабощенных народов Центральной и
Восточной Европы за свободу и дала название революции – “Весна народов”.
Венское правительство быстро пошло навстречу требованиям народов
империи. По отношению к Галиции эта скорость была большей, потому что
Австрия рассчитывала найти в русинах во время революции противовес более
настроенным полякам. Цесарские милости посыпались на украинцев как из рога
благосостояния. Сразу же было уничтожено крепостное право. Для народа
Галиции была написана конституция. То есть русины получили сразу полноту не
только гражданских, но и политических прав. Был снова открыт Львовский
университет, и на кафедрах богословия, украинской словесности и украинской
истории снова началось преподавание на украинском языке.
13 апреля 1848г. был создан поляками Центральный Народный Совет как
орган самоуправления для координации всех революционных действий в г.
Львове.
15 апреля 1848г. была ликвидирована барщина в Галиции, на пять месяцев
раньше, чем в самои Австрии.
Для противопоставления Центральному Народному Совету в начале мая
1848г. был создан украинцами Главный Русский Совет во главе с Григорием
Ефимовичем. В мае 1848г. Главный Русский Совет передал петиции губернатору
графу Франсу Стадиону с требованием распределения Западной и Восточной
Галиции и объединение последней с Закарпатьем и Буковиной, как отдельной
Украинской провинции. (7)
В этом же 1848г. во Львове вышла в печать первая украинская газета
“Зоря Галичская”, а также была созданная культурно-просветительская
организация “Галицько-Руська матиця”.
Главный Русский Совет через “Звезду Галичскую” пропагандировала свою
программу политической деятельности, которая потом надолго оставалась
программой передовой части галичской интеллигенции. В ней шла речь о “добре
и счастье народа” в демократическом значении этого слова. В особенности
подчеркивалось то, что под добром и счастьем имеется в виду защита прав
веры и религиозного обряда. Далее идет “развитие и подъем народности во
всех ее частях”, то есть усовершенствование языка, введение его в школах,
издание газет и книг на украинском языке. И, наконец, охрана
конституционной свободы и попытка искать пути улучшения жизнь лишь в
границах конституции. (8)
Реформы в Австрии завершились в 1848г. отменой барщины, принятием
конституции и созывом парламента.


Глава 2. Культурное возрождение в Украине в начале XIX века под властью
Российской империи

Украинское национальное возрождение так же как и возрождение других
славянских народов, имело своим источником с одной стороны исторические
традиции, а с другой – пробуждение чувств своей народности. Оно началось в
конце XVIII века как противовес тяжелому политическому и социально-
экономическому положению и культурному упадку, в котором оказался в это
время украинский народ.
В начале ХІХ века центром культурной жизни на Левобережной Украине
становится Харьков. Здесь в 1805г. по инициативе местного общественного
деятеля Василия Каразина на средства местного дворянства и купечества был
основан университет, который собрал вокруг себя лучшие культурные силы
украинского общества. Ректором университета стал известный украинский поэт
Петр Гулак-Артемовский. В Харькове начали выходить журналы «Украинский
вестник», «Украинский журнал» и др. Во главе литературного движения стоял
Григорий Билета. Харьковский университет и те интеллектуальные силы,
которые образовались вокруг него, положили начало духовному возрождению
украинского общества. Позднее, в связи с основание в 1834г. университета
Св. Владимира интеллектуальный центр Украины переместился в Киев.
Состав, ставший основой для формирования первого поколения украинской
интеллигенции, в первую очередь создавался из обедневших дворян,
происходивших из старой казацкой старшины, сыновей священников, мещан и
казаков. Очень редко встречались выходцы из крестьян.
Большую роль в усилении интереса к историческому прошлому украинского
народа сыграли события 1800г., когда имперская канцелярия поставила под
сомнение право потомков старшин на статус дворян. На почве защиты
дворянских интересов возникает целое движение, которое опирается на
исторические традиции и все свои требования основывает на историко-правовых
доказательствах. Это вызывает особый интерес к истории казацкой Украины.
Как отмечает историк украинского дворянства Д. Миллер: «Все эти люди,
которые воспитали свой патриотизм на изучение истории Украины, которые
собирали летописи и разные документы из истории края. На свои занятия
дворянским вопросом они смотрят как на подвиг, начатый для слава
отечества». (9)
Борьба за признание прав на дворянство растянулась на десятилетия и
закончилась более или менее положительно только после царского указа
1835г., однако свое дело в вопросе оживления украинских исторических
традиций она выполнила успешно.
В этот период появляются серьезные исторические исследования. Так, в
1822г. вышла в свет основательно документированная четырехтомная «История
Малоросии» Дмитрия Бантыш-Камеронского, а также «История Русов». Еще раньше
разработкой украинской истории занимались Афанасий Шафонский, Михаил
Антоновский, Андриан Чека, Михаил Марков и ряд вторых. Они кладут начало
научному исследованию украинского прошлого, популяризируют его среди
широких слоев украинского общества.
В первых десятилетиях ХІХ века много молодых интеллигентов начинают
ходит по селам, где ищут, собирают, а затем и публикуют украинский
фольклор. Так известный украинский историк Костомаров вспоминал, как он
молодым ходил в этнографические экспедиции по селам в окрестности Харькова,
слушал рассказы, пословицы, записывал интересные слова и высказывания,
вступал в разговоры, расспрашивал людей о жизни, просил их спеть свои
песни. (10)
В 1819г. выходит в свет первый сборник украинских исторических дум,
собранных князем Николаем Церетели под названием «Попытка собрания старых
малороссийских песен». В 1827г. появляется публикация «Малороссийские
народные пески» профессора Московского университета Михаила Максимовича, в
1832-38 годах Измаил Средневский издает в Харькове свою «Запорожскую
Старину», в которой собраны исторические думы и песни.
Усиливается внимание и к украинскому языку. Так, в 1818г. Алексей
Павлович пишет «Грамматику малороссийского наречия», а в 1823г. появляется
словарь Ивана Войцеховича.
Все это готовит почву для развития украинского языка, появления
произведений, написанных народным языком. Самым первым произведением,
написанным на украинском языке была «Енеїда» Котляревского, которую он
рассматривал как курьезный литературный эксперимент. Ее появление в 1798г.
ознаменовало собой рождение украинского языка как литературного, а также
положило начало современной украинской литературе. Продолжателем этого дела
становится И. Гулак-Аретемовский, который в 1834г. написал «Малоросійські
рассказы Грицька Основ'яненка». Появление этого произведения было расценено
как начало украинской прозы. Стараясь дойти до более широкого читателя,
некоторые украинские писатели начинают обращаться к Московским и
Петербургским журналам, которые с охотой публиковали их произведения, в том
числе и на украинском языке.
Среди этой плеяды украинских писателей и поэтов особое место
принадлежит Т.Г. Шевченко – выходца из крепостных крестьян Киевщины. Судьба
закинула его в Петербург вместе с другими крепостными-слугами господина.
Передовые люди России – художник Карл Брюллов, поэт Василий Жуковский,
композитор Михаил Виельгорский, поэт Евгений Гребенка и др. – выкупили
Шевченко из крепостничества и помогли вступит в Петербургскую академию
искусств. Во время обучения Т. Шевченко включился в общественно-
политическое движение, воспринял освободительные идеи декабристов и
революционных демократов. Его революционные взгляды впервые нашли мир в
сборнике “Кобзарь” (1840г.) и поэме “Гайдамак” (1841г.). Выход в свет
сборника «Кобзарь» становится событием уникального значения в истории
украинской литературы. Благодаря ему, по оценке критиков, украинский язык
достиг литературного совершенства. Поэзия Т.Г. Шевченко будила среди его
современников новые мысли и чувства, заставляя другими глазами смотреть на
свой народ. Историк Костомаров писал: «Шевченкова муза сорвала покровы,
которые закрывали от нас жизнь народа и видеть его было страшно, сладко,
больно…» (11)
Рассматривая социально-экономическое развитие Украины в первой
половине XIX века, необходимо отметить, что основным содержанием этого
периода был распад феодально-крепостнической системы и зарождение в ее
недрах совершенно нового вида товарно-денежных отношений. Идет перестройка
экономических отношений в сельском хозяйстве, начинает развиваться
промышленность, появляется рынок свободной рабочей силы. Усиливается
расслоение среди крестьян, в украинском обществе появляются новые
социальные слои населения. Украинская интеллигенция начинает объединять
свои усилия, постепенно переходя от культурничества к политическим формам
протеста против царского самодержавия.
Этот, переходный от одной формы хозяйствования к другой, период в
жизни украинского общества, усиливаемый феодальной эксплуатацией, вызывает
активный протест украинского народа, заставляя его с оружием в руках
бороться за свои права. Все эти процессы с небывалой остротой ставят перед
царским правительством и австро-венгерской монархией вопрос об отмене
крепостного права.
Формирование украинской политической элиты в ХІХ ст.
Под влиянием обострения противоречий в Европе между абсолютизмом и
демократией в І половине ХІХ века усилилось гражданское и общественное
движение и в Украине. Вершиной его стало возникновение в конце 1845г. в
Киеве Кирилло-Мефодиевского братства. Его основателями были: профессор
истории Киевского университета М. Костомаров, чиновник канцелярии генерал-
губернатора М. Гулак и учитель Полтавского кадетского корпуса В.
Белозерский. В скором времени к ним присоединился П. Кулиш – писатель и
этнограф, а за ним и Т.Г. Шевченко, к этому времени уже видающийся поэт.
Программные положения братства изложены в «Книге бытия украинского
народа» и в «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия». Самая
форма организации была заимствована в церковных братств. Программа
отстаивала общечеловеческие ценности – справедливость, свободу, равенство и
братство. Предлагалось также создать федерацию славянских государств с
центром в Киеве. Основные идеи этой программы были разработаны
Костомаровым. Он писал в своей прокламации «К братьям украинцам»: «Мы
считаем, что все славяне должны объединяться, но так, чтобы каждый создал
свою отдельную республику и управлял своими делами независим от остальных,
чтобы каждый народ имел свой язык, свою литературу и свой собственный
строй» (12)
Ведущую роль национальных идей в организации защищал П. Кулиш,
Т. Шевченко вместе с М. Гулаком отстаивал необходимость свержения
самодержавия, а христианские и общечеловеческие идеи пропагандировал М.
Костомаров.
По доносу одного из студентов, в начале 1847г. всех участников
братства без всякого суда было сослано. Наиболее тяжело был наказан Т.Г.
Шевченко – его отдалили в солдаты без права писать и заслали на Аральское
море.
Кирило-Мефодиевское братство учло уроки мирового опыта и использовало
идеи западноевропейского вольнодумства в своих национальных условиях. Им
были сформулированы основные постулаты украинского возрождения, определены
формы и методы достижения поставленной цели. Деятельность братства стала
началом перехода от культурнического к политическому этапу борьбы за
государственность Украины. Это была попытка новой национальной элиты
определить место и роль украинского народа в современном историческом
контексте.


Глава 3. Новые направления в образовании, искусстве и архитектуре

Начальное и среднее образование
В начале ХІХ века были проведены реформы в области просвещения. Они
имели своей целью приспособить обучение и воспитание к новым потребностям
социально-экономического и политического развития России при непременном
сохранении самодержавно-крепостнических порядков. И в дальнейшем царизм
придерживался подобного реакционного курса.
Новая система образования состояла из четырех ступеней, преемственно
связанных между собой. Ее основу составляли приходские училища, которые
содержались за счет благотворительных пожертвований.
В начальных церковно-приходских школах детей обучали чтению, письму,
основам арифметики и правописания. Преподавание велось на русском языке. В
середине XIX века на той части Украины, которая входила в состав Российской
империи, действовали 1300 начальных школ. В них обучались 67 тыс. детей (1
учащийся приходился на 200 жителей). (13)
Второй ступенью были двухклассные (с 1828г. - трехклассные) уездные
училища. В них обучались преимущественно дети дворян и чиновников. Они
изучали русский язык, географию, историю, арифметику, естествознание,
физику и рисование.
Ярко выраженные сословный характер имели гимназии, куда принимали
почти исключительно детей дворян и чиновников. В середине XIX века на
Украине было 19 гимназий, в которых обучались четыре тысячи человек.
Промежуточное положение между гимназиями и университетами занимали
лицеи. На Украине их было три: Ришельевский в Одессе, Кременецкий на Волыни
и Нежинский.
В ряде школ Полтавщины и Черниговщины продолжали действовать школы,
которые содержались на средства родителей. В них дьяки обучали детей чтению
букваря, часослова и псалтыри, а также церковному пению. Преподавание здесь
велось преимущественно на украинском языке.
Таким образом, в развитии просвещения в Украине имелись определенные
положительные сдвиги. Однако подавляющее большинство населения Украины
оставалось неграмотным. Это являлось непосредственным результатом
реакционной политики в этой области. Отсутствие необходимых средств и
сословный характер образования, его русификация, удушающая опека помещиков
и чиновников, а также многое другое обрекало народное просвещение в
Российской империи на застой.
В состоянии настоящего упадка состояло образование в Западной Украине.
В Галиции проводилась политика онемечивания и полонизации украинцев, на
Буковине – онемечивания и румынизации, на Закарпатье – мадьяризация.
Австрийская монархия и правящие классы не допускали в школах преподавания
на украинском языке, подчинили их римско-католической церкви, переложили
расходы по содержанию школ на плечи крестьянства. При этом в обучение
повсеместно был введен немецкий язык. Лишь в отдельных селах еще
существовали православные приходские школы.
Немногочисленные средние школы и гимназии были предназначены для детей
помещиков, духовенства и чиновников. Занятия в них велись на латинском и
немецком языках.
Развитие высшей школы и науки.
В XIX веке на Украине были открыты новые университеты. Они являлись
основными центрами науки и подготовки педагогических кадров. Так,
Харьковский университет был создан в 1805г. Первоначально он имел 4
факультета: словесный, этико-политический, физико-математический и
медицинский. За полвека в его стенах получили образование около 3 тысяч
человек (преимущественно дети дворян и чиновников).
Обучение в Харьковском университете велось на русском языке. Однако,
среди прогрессивно настроенных его преподавателей зрели мысли о
предоставлении украинской молодежи права обучаться на родном языке. Так,
родоначальник отечественного славяноведения профессор И.Я. Срезневский
смело выступал против русификаторской политики царизма. Он писал: «В
настоящее время нечего доказывать, что язык украинский … есть язык, а не
наречие русского или польского, как указывали некоторые, и многие уверены,
что этот язык есть один из богатейших языков славянских…». Это мужественное
заявление было сделано в 30-е годы в условиях разгула крепостнической
реакции и великодержавного шовинизма.
В 1834г. открыт Киевский университет, первым ректором которого являлся
известный ученый М.А. Максимович. Он поощрял и сам лично принимал
деятельное участие в изучении памятников старины и собирании украинского
фольклора. М.А. Максимович подготовил и опубликовал три сборника украинских
песен.
Развитие университетского образования способствовало прогрессу
отечественной науки. Ряд научных трудов по математике, физике и астрономии
создал профессор, ректор Харьковского университета Т.Ф. Осиповский. Крупные
открытия в области математического анализа и математической физики были
сделаны М.В. Острогардстким.
В 40-е годы XIX века в Киеве начала действовать Временная комиссия по
собиранию, изучению и публикации документов об историческом прошлом
Украины. Вышли в свет исследования по украинской истории. Среди них особое
место занимают многочисленные труды Н.И. Костомарова, в которых он
критиковал «казенную историю», отстаивал самобытность украинского народа,
его право на свободное национальное развитие.
Искусство
В изобразительном искусстве первой половины XIX века начинается
переход от академического классицизма к реализму. Это нашло конкретное
выражение в портретах В.А. Тропинина, пейзажах И.М. сошенко, зарисовках
природы и быта украинских крестьян В.И. Штернберга.
Основоположником критического реализма и народности в украинской
живописи являетяс Т.Г. Шевченко. В многочисленных картинах и гравюрах от
правдиво отразил тяжелую жизнь крепостнического крестьянства, солдат-
рекрутов, обездоленных женщин и детей. Т.Г. Шевченко выполнил серию
прекрасных портретов и пейзажей, воссоздал в живописи многие страницы
исторического прошлого Украины.
Пейзажные, бытовые и портретные полотна на украинскую тему были
выполнены И.Н. Крамским, В.Е. Маковским, И.К. Айвазовским и другими
известными русскими художниками.
В украинской живописи широкое распространение получил бытовой жанр,
который непосредственно отражал различные стороны народной жизни. Подъем
исторического жанра был обусловлен ростом интереса к прошлому Украины.
Продолжалось становление пейзажного жанра.
Творчество западноукраинских художников, которые получили образование
в Кракове, Вене и Мюнхене, развивалось под влиянием академических традиций.
Но постепенно и в их живописи утвердились принципы реализма.
Театр.
В начале XIX века наряду с домашними, любительскими труппами возникли
постоянные профессиональные театры в Одессе, Киеве, Полтаве, Харькове и
других городах. Театральные коллективы на Левобережье были преимущественно
русскими, на Правобережной Украине – русскими и польскими, в Галиции –
немецкими и польскими. Начало украинскому профессиональному театру было
положено в Полтаве. Здесь в 1819г. при участии М.С. Щепкина были поставлены
пьесы «Наталка-Полтавка», «Москаль-Чарівник».
Выдающимся оперным певцом и композитором стал С.С. Гулак-Артемовский.
В 1862г. он создал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем».
В жизни простого люда по-прежнему важное место занимали песни и думы в
исполнении бандуристов, лирников и кобзарей. Среди них особенно прославился
уроженец с. Сокиренцы на Черниговщине Остап Вересай. Сын крепостного,
незрячий с четырехлетнего возраста, он около 70 лет странствовал по Украине
и пел под аккомпанемент кобзы. Своим искусством Остап Вересай пробуждал
добрые чувства, воодушевлял народ на борьбу за справедливость.
Становление украинского национального театра проходило в условиях
постоянных административных и цензурных притеснений царского правительства.
Несмотря на это театральное искусство достигло высокого уровня. Творцами
украинской драматической классики стали М.Л. Кропивницкий, М.П. Старицкий,
И.К. Карпенко-Карый (Тобилевич). Они написали многочисленные драмы,
трагедии, водевили, либретто оперетт и опер, в которых поднимались важные
проблемы жизни украинского народа.
В тесной связи с театральным искусством развивалась музыка. Украинские
композиторы традиционно увлекались профессиональной обработкой фольклора и
написанием песен на стихи отечественных и зарубежных поэтов.
Архитектура
Первая половина XIX века характеризуется в украинской архитектуре
значительным возрастанием объема строительства, распространением и
утверждением нового стиля – классицизма. На развитии украинской архитектуры
в настоящее время сказались общие класические тенденции европейской и в
особенности стилистическая направленность архитектуры, с которой она была
тесно связана.
Классицизм сказался на структуре зданий, более четкой организации их
внутреннего простора, а также на новом понимании комфорта (высота
помещений, освещение, вентиляция и т.п.). Пластические формы, которые
создавала резкие контрасты света и тени, скульптурные украшения,
характерные для украинского барокко, уступают местом спокойной глади стены,
а живописные силуэты бань храмов приобретают сферические формы. Четкость
замысла, присущее сооружениям этой поры, переносится и на планирование и
застройку городов, где появляются прямые улицы, прямоугольные кварталы и
площади. Кроме мотивов античной классики в украинской культуре этого
периода заметное и романтическое направление с использованием форм
готического стиля, а на юге Украины и в Крыма – мотивов народной молдавской
архитектуры и мусульманских сооружений.
Развитие архитектуры большой мерой предопределяется прогрессом
строительной техники. В настоящее время постепенно внедряются в
строительство металлические конструкции, устанавливаются общие стандарты на
размеры кирпича, улучшается и его качество. Тем не менее, как и раньше,
было распространенное и деревянное строительство. Широко вводится
тынкование стен известью.
Сложным был вопрос о типизации частных жилых зданий. Если в конце
XVIII столетия очень распространенный был тип традиционного крестьянского
дома “на две половины”, то теперь увеличиваются его размеры и усложняется
планирование. Господские дома в городе имели предпокои, приемную, столовую,
зал, гостиную, спальню. Некоторые хозяева устраивали в жилом доме также
магазины или комнаты для приезжих. Постепенно выработался тип и так
называемого прибыльного дома, который собственники сдавали в аренду.
Появляются двух и трехэтажные жилые сооружения.
Правительство, не вмешиваясь в подробности планирования жилых домов,
вменило в обязанность их собственников строить фасады, которые выходят на
улицу по типовыми проектам.
СНОСКИ

Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 284.
Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 285.
Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 286.
Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 286.
Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 287.
Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 288.
Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 290.
Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – С. 290.
Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ-
пресс, 1994. – С.117.
Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ-
пресс, 1994. – С.117.
Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ-
пресс, 1994. – С.118.
Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ-
пресс, 1994. – С.119.
Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ-
пресс, 1994. – С.134.



ЛИТЕРАТУРА

Кормич Л.І., Багацький В.В. Історія України від найдавніших часів і до 21
століття: навчальний посібник. – Харків: ООО «Одісей», 2001. – 480с.
Курс лекций по истории Украины. / Под общ. ред. В.А. Носкова – Донецк: ЕАИ-
пресс, 1994. – 416с.
Історія українського мистецтва. У 6 т. – К.: Мистецтво, 1969. – Т.4. – кн.1





Реферат на тему: Культура древней Греции


СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 1
ВСТУПЛЕНИЕ 2
ЗОДЧЕСТВО 3
ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ 4
ЛИТЕРАТУРА 5
ПИСЬМЕННОСТЬ 6
ИСКУССТВО "ТЕМНЫХ ВЕКОВ"(XI-IX вв.) 6
КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII - VI вв.) 8
ПИСЬМЕННОСТЬ 8
ПОЭЗИЯ 9
ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА 12
ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ 13
ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В V ВЕКЕ 14
ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК 14
Медицина. 14
Математика. 15
Историография. 15
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА 16
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 17
ТРАГЕДИЯ 18
КОМЕДИЯ 19
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА 20
Искусство Ранней классики. 20
Искусство Высокой классики. 22
ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э. 25
РИТОРИКА 25
Ораторское искусство Греции IV века. 25
Архитектура. 27
Скульптура. 28
Живопись. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33


ВСТУПЛЕНИЕ


Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в
культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали
опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского
искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после
падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В
этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые
соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8
вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в –
первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. –
эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходила
далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах,
значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на
Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов
Александра Македонского греческая художественная культура распространилась
по всему Ближнему Востоку.
Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в
период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия,
полисы (города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободные
ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами
общества. Результатом этого был и особо, более демократический характер
идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего
Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла
художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были
пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали
проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних
греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в
частности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальное
представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих
художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в
искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей
концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен.
Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая
система реалистических принципов; наряду с культовыми развились
многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-
воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и
заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность
человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической
структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились
принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим
декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще
разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют
скульптурные фризы и фронтоны храмов, образцы монументальной живописи,
статуи, созданные с расчетом на архитектурное окружение.
Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт
древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те
периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, и
античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готике и
барокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного
человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме,
которая была найдена древними греками.


ЗОДЧЕСТВО


Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники
ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о
появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-
XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских
дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного
земледельца.
Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы
материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также
повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней
(продомоса, главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты.
Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической
кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство
архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы,
фолосы.
Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями других видов
искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор
внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и
полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими
композициями.


ИСКУССТВО ВАЗОПИСИ


На протяжении XX-XIIвв. быстро развивалось искусство вазовой росписи.
Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян
был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами
еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях
страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя
растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых
районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко
характеризующие вазопись каждого центра.
Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании
искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются
многоцветные росписи в домах гора жан Акротии, исполненные несколькими
мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально
отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других
древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в
условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов
условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны
немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX-
XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать
чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно
примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление
изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники
не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные
фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что
даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.



ЛИТЕРАТУРА


Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям
древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни.
С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-
эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине
II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились
профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв.
заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических
событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей
истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую
легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была
записана в IX-VIII вв.
В XIV-XIII вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со
своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения,
стихотворным размером-гекзаметром, обширным за пасом постоянных характерных
эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало
способствовало строго объективному отбору произведений, которые народ
удержал в своей памяти.
Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические
поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе
поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск
после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса
пластическому творчеству Греции XVIII-XIIвв. Их объединяет сила и
жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое
литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его
роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является
драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.
Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого
времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и
мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть
до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера
тура.


ПИСЬМЕННОСТЬ


Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную
роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать
рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак
этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые
знаки, правда немногие, создали под влиянием египетского иерографического
письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а
часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо,
сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор
остается разгаданным.
После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности
- слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А,
несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего
рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном
счислении. Записи слоговым письмом В велись по-прежнему слева направо,
однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные
специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям,
отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на
глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или
чернилами на сосудах.
Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали
служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан.


ИСКУССТВО "ТЕМНЫХ ВЕКОВ"(XI-IX вв.)


Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при
загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в
конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с
половиной и даже четыре столетия.
Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные
масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже
XIII-XII вв., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий
период. Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия,
охватившая основные районы материковой и островной Греции в течении так
называемого субмикенского периода (1125-1025 гг.). Основная отличительная
его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой
скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения
Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до
нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление.
Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного
изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в
них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного
убранства, унаследованных от микенского искусства.
Общая численность изделий из металла, дошедших от этого периода, крайне
невелика. Крупные предметы, например оружие, встречаются крайне редко.
Преобладают мелкие поделки вроде фибул или колец. Судя по всему, население
Греции страдало от хронического недостатка металла, прежде всего бронзы,
которая в XII - первой половине XI в. еще оставалась основной всей
греческой индустрии. Объяснение этого дефицита следует, по-видимому, искать
в том состоянии изоляции от внешнего мира, в котором балканская Греция
оказалась еще до начала субмикенского периода. Отрезанные от внешних
источников сырья и не располагавшие достаточными внутренними ресурсами
металла, греческие общины вынуждены были ввести режим строжайшей экономии.
Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые изделия
из железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки бронзовых
ножей с железными вкладышами. Можно предположить, что ко второй половине XI
в. техника обработки железа в какой-то степени была уже освоена самими
греками. Однако очаги железной индустрии были еще крайне немногочисленны и
едва ли могли обеспечить достаточным количеством металла все население
страны. Решающий шаг в этом направлении был сделан лишь в X столетии.
Аналогичный разрыв с микенскими традициями наблюдается и в сфере
культа. Даже в наиболее крупных греческих святилищах, {существовавших как
микенскую эпоху, так и в более поздние времена (начиная примерно с IX-VIII
вв.), отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности: остатки
построек, вотивные статуэтки, даже керамика. Такую ситуацию,
свидетельствующую о замирании религиозной жизни, археологи обнаруживают, в
частности, в Дельфах, на Делосе, в святилище Геры на Самосе и в некоторых
других местах. Исключение из общего правила составляет только Крит, где
почитание богов в традиционных формах минойского ритуала, как кажется, не
прерывалось на протяжении всего периода.
Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и
регресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу социально-
экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в
XII-XI вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию
первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной
черте, с которой когда-то (вw XVII столетии) начиналось становление
микенской цивилизации.


КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (VIII - VI вв.)



ПИСЬМЕННОСТЬ


Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VIвв. по
праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти
заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма
микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел
твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как
и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было
доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-
профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан
полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В
отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для
ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления
религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине
универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом
могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или
философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди
населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи
на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере
приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них, например
широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о.
Питекусса, датируется третьей четвертью VIIIв., что позволяет отнести
заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине
того же VIIIв., либо даже к концу предшествующего IX столетия.
Практически в это же время (вторая половина VIIIв.) были созданы и,
скорее всего, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального
героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история
греческой литературы.


ПОЭЗИЯ


Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VIвв.) отличается
чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из
более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос
героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос
дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и
"Теогония".
Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим
литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь
подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую,
т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику.
Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического
периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко
выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к
конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным
психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских
поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что
делает его "Илиаду" и "Одиссею" ktema eis aei, произведением навеки, вечной
ценностью" [N.5].
Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее"
стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой
половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и
рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе
сними, образовать единую связнуюлетопись мифологического предания, так
называемый эпический "кикл" (цикл,круг). Античная традиция приписывала
многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и
стилистическую связь с гомеровским эпосом.[N.4, c.68]
Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий
перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта.
Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме
"Труды и дни".
Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей
и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за
Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики.
Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой
уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени
откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас
от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж
многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три
строки).
В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме
индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого
замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи,
ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь
явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная
личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам.
Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные
и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических
порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших
сограждан к умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и
повиновению законам. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат исполненные
суровой решимости строки из "воинственных элегий" спартанского поэта
Тиртея:

Славное дело - в передних рядах со врагами сражаясь,
Храброму мужу в бою смерть за отчизну принять.
.........................
Гордостью будет служить и для города и для народа
Тот, кто, шагнув широко, в первый продвинется ряд,
И преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,
Жизни своей не щадя и многомощной души.
(фр. 9. Пер. В.В. Латышева).

Если Тиртей делает в своих стихах главный упор на чувство
самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть за отечество
(призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая
в VII-VIвв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой
выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем прославленный
государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех
гражданских добродетелей чувство меры, или умение во всем соблюдать
"золотую середину". В его понимании только умеренность и благоразумие
способны удержать граждан от алчности и пресыщения богатством,
предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и установить в
государстве "благозаконие" (евномию).
В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах
сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его
взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее
настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и
решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был
известный нам Гесиод, который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение
богов", попробовал представить существующий миропорядок в его, так сказать,
историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому
и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.



ЗОДЧЕСТВО И СКУЛЬПТУРА


В VII-VIвв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали
возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В
VIв. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной,
вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда
одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились
основные конструкционные и художественные особенности двух главных
архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на
Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и
ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой
Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами
дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как
суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считаться храм Аполлона в
Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в
Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой
вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были
представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе
(прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из "семи чудес
света"), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета.
Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко
выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и
в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре,
причем в обоих случаях можно с уверенностью говорить о социальной
обусловленности этой важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой,
напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель и вместе с
тем символ тесно сплоченного гражданского коллектива, то образ свободного
индивида, являющегося неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в
каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические
группы. Их первые, еще крайне несовершенные в художественном отношении
образцы появляются приблизительно в середине VIIв. до н.э. Одиночная
скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами:
изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно
облегающий тело хитон девушки - коры.
Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела,
добиваясь все большего жизненного сходства, греческие скульпторы VIв.
научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.
При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры
почти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая
прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно
лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или
психических особенностей.


ВАЗОВАЯ ЖИВОПИСЬ


Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства
была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на
самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем
скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или
государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным,
многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия
и эксперименты. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенное
тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VIвв.
Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли
греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики

Новинки рефератов ::

Реферат: Закон Украины «О гражданстве» (Право)


Реферат: Современные деньги: сущность, формы, эволюция (Деньги и кредит)


Реферат: Статья 213 УК РФ в редакции ФЗ от 08.12.2003 (Уголовное право и процесс)


Реферат: Вторая Половина Палеозоя (Биология)


Реферат: История моды (Культурология)


Реферат: Гражданская война (История)


Реферат: Земля - объект охраны окружающей среды (Экологическое право)


Реферат: Учет затрат производственной деятельности (Контрольная) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета (История)


Реферат: Великая императрица (История)


Реферат: Московские газеты 19 века (Журналистика)


Реферат: Звезды (Астрономия)


Реферат: Адреса компьютеров в Internet (Программирование)


Реферат: Херсонес Таврический (История)


Реферат: Характеристика Австралии (География)


Реферат: Лекции по курсу истории Отечества (История)


Реферат: Радиотехнические цепи и сигналы (Радиоэлектроника)


Реферат: Комбинированное действие солей тория, свинца и гамма-излучения на мужские половые клетки лабораторных мышей (Биология)


Реферат: Мир управления проектами (Менеджмент)


Реферат: Конституционное право- ведущая отрасль Российского права (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист