GeoSELECT.ru



Банковское дело / Реферат: Механизм денежно-кредитного регулирования (Банковское дело)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Механизм денежно-кредитного регулирования (Банковское дело)



Министерство образования и науки Украины
Восточноукраинский национальный университет
им. В.Даля

финансово-экономический факультет
кафедра: банковского дела



Контрольная работа

по дисциплине: введение в специальность
Тема: Механизм денежно-кредитного регулирования


| |Выполнил: | |студент 1-го курса |
| | | |группы ЕКз-421 |
| | | |Своеволин Ю.В. |
| | | | |
| |Проверила: | | |
| | | |Титова Т.И. |



Луганск 2002
Вариант 14
Тема: Механизм денежно-кредитного регулирования


План

1. Денежно-кредитная система
1.1. Структура денежно-кредитной системы
1.2. Механизм функционирования кредитной системы
1.3. Классификация банковских кредитов и принципы банковского
кредитования
2. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг
2.1. Рынок ссудных капиталов
2.2. Рынок ценных бумаг
Список использованной литературы

1. Денежно-кредитная система


1.1. Структура денежно-кредитной системы

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С
одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных
отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных
средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в
связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени
приобретения новых партий сырья, материалов и т. д., а также в связи с
сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для
расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и
сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений
возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они
имеют на данный момент. Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью
особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.
При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется
на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный
исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех
экономических взаимосвязей.
Различают два понятия кредитной системы:
- совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования
(функциональная форма);
- совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих
свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду
(институциональная форма).
В первом аспекте кредитная система представлена банковским,
потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом.
Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы
кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные
учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном)
понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы
являются банки. Однако, кредитная система - более широкое и емкое понятие,
чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в
стране.
Как было сказано выше, кредитная система государства складывается из
банковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, т. е.
небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать
временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой
практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены
инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами,
сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти
учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские
операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание
различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами,
ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.
Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую
систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой
рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.
Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или
совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка,
например Федеральная резервная система США). За ним законодательно
закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых
функций в области кредитно-денежной политики. Второй уровень двухуровневой
банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную
часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские
операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки
организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности
делятся на государственные, акционерные, кооперативные.
Основными функциями коммерческих банков являются:
- мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в
капитал;
- кредитование предприятий, государства и населения;
- выпуск кредитных денег;
- осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
- эмиссионно-учредительская функция;
- консультирование, представление экономической и финансовой
информации.
Что же такое коммерческий банк? Банк - это коммерческое предприятие,
целью которого является максимизация прибыли, увеличивающей собственный
капитал банка, что способствует обогащению его владельцев. Однако банк
должен всегда соотносить прибыльность с соображениями безопасности и
ликвидности. Банк, предоставляющий слишком много ссуд или оказывающийся не
в состоянии обеспечить ликвидность, необходимую в некоторых непредвиденных
ситуациях, может оказаться неплатежеспособным. Работа в пределах реально
имеющихся ресурсов, что является основополагающим принципом деятельности
коммерческого банка, означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не
только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными
вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов
специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам
тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на
короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их
преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек
расплачиваться по своим обязательствам (т. е. его ликвидность) оказывается
под угрозой.
Логично предположить, что банки не могут отдать взаймы все имеющиеся у
них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги
в любой момент. Однако банковский опыт показывает, что банки могут не
только предоставить в кредит почти все средства на депозитах, но и
удовлетворить требования своих вкладчиков. Тем не менее, для обеспечения
собственной безопасности банки оставляют себе определенную фиксированную
часть депозитов незадействованной. Эти фонды именуются банковскими
резервами.
Важным направлением в деятельности коммерческих банков становится
работа по привлечению средств населения, им удается успешно конкурировать с
крупнейшим монополистом в этой области – Сбербанком [1].
Многие коммерческие банки в работе с населением используют не только
традиционные виды вкладов и услуг из практики Сбербанка, предлагая клиентам
более выгодные условия, но и нашли новые формы организации сбережений и
привлечения средств граждан. Например, перечисление заработной платы
работников предприятий-учредителей или других клиентов на счета в банке
позволило организовать новый вид банковской деятельности - самокредитование
клиентов, т. е. за счет сумм, хранящихся на текущих счетах рабочих и
служащих, предприятия получают возможность удовлетворить свою потребность в
заемных средствах по льготной ставке процента по ссуде. В выгоде также
остаются и частные вкладчики, поскольку банки стараются выплачивать более
высокие проценты по текущим счетам, чем Сбербанк, производить индексацию
вкладов в соответствии с темпами инфляции, предоставляют возможность
воспользоваться овердрафтным кредитом [1].
Традиционно банк рассматривается как финансовое учреждение, которое
принимает вклады и выдает коммерческие ссуды. Эти традиционные банковские
операции относятся либо к пассивным, либо к активным. Пассивные операции -
операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов
(депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия
собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных
операций, являются основой непосредственной банковской деятельности.
Активные операции - операции по размещению средств. В результате активных
операций банки получают дебетовые проценты, которые должны быть выше
кредитовых процентов, выплачиваемых банком по пассивным операциям. Разница
между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) - одна из важнейших
традиционных статей дохода банка (банковская прибыль формируется и за счет
комиссионных сборов за банковские услуги).
Депозитные операции - это срочные и бессрочные вложения клиентов
банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады),
предназначаются для осуществления текущих платежей - наличными или через
банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид
депозитных вкладов - срочные вклады (с определенными сроками погашения). По
этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от
срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться
средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на
срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы,
предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.
К пассивным операциям относятся и различные сберегательные операции.
Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем
клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка) [2].
Активные операции банков - это операции по выдаче (размещению)
различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита,
выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам,
обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда
может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае
для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов,
характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой
момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды.
Функция кредитования предприятий, государства и населения имеет важное
экономическое значение. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных
капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни
затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая
денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам.
Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров
длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку
государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки также
кредитуют финансовую деятельность правительства.

1.2. Механизм функционирования кредитной системы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-
финансовых институтов, действующих на кредитном рынке и осуществляющих
аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке реализуются две
основные формы кредита: коммерческий кредит и банковский. Они отличаются
друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной
процента и сферой функционирования.
Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием
другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита
является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Как правило,
объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал, который
обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы
производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит
в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель
такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них
прибыли. Процент по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем по
банковскому кредиту. [3]
Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-
финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству,
иностранным клиентам в виде денежных ссуд.
Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по
направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения.
Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более
эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Различна также
динамика банковского и коммерческого кредитов. Так, объем коммерческого
кредита зависит от роста и спада производства и товарооборота, спрос же на
банковский кредит в основном определяется состоянием долгов в различных
секторах экономики.
В настоящее время существует несколько форм банковского кредита.
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями,
банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для
приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с
помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (например
автомобили, мебель и т. д.).
Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья,
либо покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и
специализированные кредитно-финансовые институты. Наиболее высокий уровень
развития ипотечного кредита - в США, Канаде, Англии [5].
Государственный кредит следует разделять на собственно государственный
кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты
государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют
различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует
денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке
капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.
При этом государственные облигации покупают население, юридические лица,
различные предприятия и компании.
Международный кредит носит как частный, так и государственный
характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных
экономических и валютно-финансовых отношений.
Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся
стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают
индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.
Одной из важных составляющих кредитного рынка является рынок
межбанковских кредитов (МБК). Значение рынка МБК состоит в том, что
коммерческие банки могут пополнять свои кредитные ресурсы за счет ресурсов
других банков. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в
финансовом отношении коммерческие банки, у которых всегда есть излишек
ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их
в других банках-заемщиках. Кроме солидных, финансово устойчивых банков,
свободными кредитными ресурсами обладают банки, находящиеся в стадии
развития, так как они пока еще испытывают недостаток в клиентуре.
Сроки возмещения кредитных ресурсов самые различные. В международной
практике наиболее распространены депозиты сроком 1, 3 и 6 месяцев. Ставка
МБК, как правило, ниже процентных ставок по кредитам, предоставленным
хозяйственникам. Причиной привлечения кредитных ресурсов банком-заемщиком
из других банков являются удовлетворение потребности своих клиентов в
заемных средствах, т. е. расширение своих кредитных вложений, и
необходимость регулирования банковской ликвидности.
Межбанковские кредиты начинают играть все большую роль в формировании
ресурсов коммерческих банков. Однако у них имеются существенные недостатки
- отсутствие оперативности в перераспределении средств, ограниченность в
размерах и сроках. Ликвидировать эти недостатки можно благодаря привлечению
ресурсов Национального Банка как кредитора “в последней инстанции” или, как
еще говорят, кредитора “последней руки”. Именно этот банк осуществляет
денежно-кредитное регулирование экономики страны и в зависимости от
направления кредитной политики строит свои отношения с коммерческими
банками. Центральный банк проводит по отношению к коммерческим банкам
политику, направленную на расширение или сокращение ими объемов кредитных
вложений. При этом используются такие инструменты, как изменение уровня
учетной ставки, размера минимальных требований по обязательному
резервированию части привлеченных банками ресурсов, объема операций,
проводимых на открытом рынке. Использование НБ того или иного метода
регулирования или же их совокупность зависит от степени развития рыночных
отношений в данной стране.

1.3. Классификация банковских кредитов и принципы банковского кредитования

В рыночных условиях хозяйствования основной формой кредита является
банковский кредит, т. е. кредит, предоставляемый коммерческими банками
разных типов и видов. Субъектами кредитных отношений в области банковского
кредита являются предприятия и организации, население, государство и сами
банки. Как известно, в кредитной сделке субъекты кредитных отношений всегда
выступают как кредиторы и заемщики. Кредиторами являются лица (юридические
и физические), предоставившие свои временно свободные средства в
распоряжение заемщика на определенный срок [7].
Заемщик - сторона кредитных отношений, получающая средства в
пользование (в ссуду) и обязанная их возвратить в установленный срок. Что
касается банковского кредита, то субъекты кредитных сделок здесь
обязательно выступают в двух лицах, т. е. как кредитор и как заемщик. Это
связано с тем, что банки работают в основном на привлеченных средствах и,
следовательно, по отношению к предприятиям и организациям, населению,
государству - владельцам этих средств, помещенных на счетах в банке,
выступают в качестве заемщиков. Перераспределяя сосредоточенные у себя
ресурсы в пользу нуждающихся в них, банки выступают как кредиторы. То же
самое наблюдается и относительно другой стороны кредитных сделок -
населения, хозяйства, государства; помещая на счетах в банке свои денежные
средства, они выступают в роли кредитора, а испрашивая ссуду, превращаются
в заемщиков [7].
Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды
кредитов, которые можно классифицировать по различным признакам. Прежде
всего по основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению,
государственным органам власти.
По срокам пользования кредиты бывают до востребования и срочные.
Последние, в свою очередь, подразделяются на: краткосрочные (до 1
года); среднесрочные (от 1 до 3 лет); долгосрочные (свыше 3 лет).
Как правило, кредиты, формирующие оборотные фонды, являются
краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных
фондов, относятся к средне- и долгосрочным кредитам [8].
По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие.
По обеспечению: необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные,
которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на
залоговые, гарантированные и застрахованные.
По способу выдачи банковские ссуды можно разграничить на ссуды
компенсационные и платежные. В первом случае кредит направляется на
расчетный счет заемщика для возмещения последнему его собственных средств,
вложенных в товарно-материальные ценности, либо в затраты. Во втором случае
банковская ссуда направляется непосредственно на оплату расчетно-денежных
документов, предъявленных заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям.
По методам погашения различают банковские ссуды, погашаемые в
рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну
определенную дату).
Основные факторы, которые современные коммерческие банки в России
учитывают при установлении платы за кредит, следующие:
- базовая ставка процента по ссудам, предоставляемым коммерческим
банкам;
- средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту, т. е. за
ресурсы, покупаемые у других коммерческих банков для своих активных
операций;
- средняя процентная ставка, уплачиваемая банком своим клиентам по
депозитным счетам различного вида;
- структура кредитных ресурсов банка (чем выше доля привлеченных
средств, тем дороже должен быть кредит);
- спрос на кредит со стороны хозяйственников (чем меньше спрос, тем
дешевле кредит);
- срок, на который испрашивается кредит, и вид кредита, а точнее
степень его риска для банка в зависимости от обеспечения.
Банковское кредитование предприятий и других организационно-правовых
структур на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом
соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу,
главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и
содержание кредита, а также требования объективных экономических законов, в
том числе и в области кредитных отношений.
К принципам кредитования относятся: срочность возврата,
дифференцированность, обеспеченность и платность. Совокупное применение на
практике принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как
общегосударственные интересы, так и интересы субъектов кредитной сделки:
банка и заемщика.

2. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг


2.1. Рынок ссудных капиталов

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого
в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Необходимость
кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в
процессе воспроизводства. На одних участках высвобождаются свободные
денежные средства, выступающие источниками ссудного капитала, на других -
возникает потребность в них. Именно на этой основе, на взаимной выгоде
участников процесса воспроизводства рождается, существует и развивается
ссудный капитал [6].
Из каких же источников формируется ссудный капитал? Во-первых, из
денежных средств, высвобождающихся из кругооборота капитала. А именно:
- средства для восстановления основного капитала в виде амортизации;
- часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в связи с
несовпадением времени поступления выручки и осуществления затрат;
- прибыль, накапливаемая для расширения и обновления производства.
Во-вторых, из денежных доходов и сбережений населения. В послевоенный
период общей тенденцией развитых стран становится активное использование
сбережений в виде вкладов, страховок, покупки ценных бумаг. Это явилось
результатом некоторого повышения заработной платы, а также изменения в
структуре потребления. Выросла доля расходов на предметы длительного
пользования, на жилищное строительство, образование, что требует
предварительного накопления средств.
В-третьих, из денежных накоплений государства, величина которых
зависит от размеров госсобственности и доли валового национального
продукта, перераспределяемого через госбюджет.
Ссудный капитал является своеобразным товаром, потребительная
стоимость которого состоит в способности функционировать в качестве
капитала (здания, сооружения, оборудование, товары) и приносить доход в
форме прибыли. Часть этой прибыли направляется на оплату ссудного капитала
и выступает как его цена или ссудный процент.
Ссудный капитал выступает в форме денег, однако между этими
категориями есть существенные различия. Качественно отличается ссудный
капитал от денег тем, что является формой самовозрастающей стоимости.
Деньги же как стоимостной эквивалент не дают прироста стоимости.
Различаются они также и количественно. Масса ссудных капиталов превышает
количество денег в обращении, поскольку одна денежная единица многократно
выступает как ссудный капитал.
Итак, главной чертой ссудного капитала как экономической категории
является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его
специфического качества - способности приносить прибыль в виде процента.
Ссудный процент выступает как цена ссудного капитала. Его экономическую
природу определяют производственные отношения. Процент является оплатой
потребительной стоимости ссудного капитала, тогда как цены обычных товаров
представляют собой денежное выражение их стоимости. К. Маркс называл
процент «иррациональной формой цены». Процент в количественном измерении
меньше, чем ссудный капитал, который находясь в денежной форме не нужно еще
в чем-то выражать.
Процент выражает отношения между кредиторами и заемщиками в процессе
производства. Источником ссудного процента является прибыль. Количественным
выражением процента является его ставка.
Ставка процента - это отношение годового дохода, полученного на
ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита, умноженное на 100.
Ссудный процент не может быть больше прибыли, а ставка процента - больше
нормы прибыли. В противном случае экономический результат для заемщика
будет отрицательным.
Механизм приведения денежного рынка в равновесие выглядит следующим
образом:
1. Процентные ставки и активы с фиксированным доходом находятся в
обратной зависимости;
2. Отклонения на денежном рынке изменяют цены облигаций и меняют
уровень процентной ставки;
3. Изменение процентной ставки влияет на готовность людей иметь деньги
в том или ином размере;
4. Изменившаяся готовность людей хранить деньги восстанавливает
равновесие на рынке;
5. Равновесная процентная ставка уравнивает между собой количество
предлагаемых и требуемых денег.

2.2. Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется
эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг (банки,
специальные кредитные институты и фондовая биржа) аккумулирующая денежные
накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на
производственное и непроизводственное вложение капиталов. Различают
первичный рынок ценных бумаг, где осуществляется эмиссия и первичное
размещение ценных бумаг, и вторичный, где производится купля-продажа
(обращение) ранее выпущенных ценных бумаг [9].
Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и
уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор
государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования
инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками
(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,
личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов
на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом
жилье).

Список использованной литературы

1. «Банковское дело» под редакцией Лаврушкина О. И. Москва, «Финансы и
статистика», 1998 г.
2. «Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт» 2-е
издание. Москва, «Финансы и статистика», 1995 г.
3. «Основы банковской деятельности в условиях перехода к рынку» под
редакцией Тимохина С. Казань, КФЭИ, 1995 г.
4. Астаков М. «Рынок ценных бумаг и его участники». Москва, 1996 г.
5. Буренин А. Н. «Рынок ценных бумаг и производных финансовых
инструментов». Москва, 1998 г.
6. Василишен Э. Н. «Регулирование деятельности коммерческого банка».
Москва, 1997 г.
7. Килячков А. А., Чалдаева Л. А. «Практикум по российскому рынку ценных
бумаг». Москва, 1997 г.
8. Мартынова О. И. «Банки на рынке ценных бумаг», Москва, 1994 г.
9. Шадрин А. «Перспективы трансформации российского финансового рынка».
Журнал «Рынок ценных бумаг», № 1-2 1998 г.




Реферат на тему: Мировая торговля


1.1 Принципы равноправной международной торговли.

За последние годы украинская экономика претерпела множество самых разных
изменений. Какие-то из них пошли ей на пользу, а какие-то нет. При переходе
к рыночным отношениям необходимы четкие и продуманные решения. К
сожалению, Правительство Украины во главе с Президентом не всегда принимало
именно такие решения. В связи с переходом к рынку необходима интеграция
украинской экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую
либерализацию внешнеэкономической деятельности. Для того чтобы страна,
ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующие
условия:
1)Страны, либерализирующую торговлю, должны находиться в фундаментальном
равновесии, и либерализация торговли не должна его нарушать (под
фундаментальным равновесием понимается стабильность экономического
положения страны, критериями которого являются "умеренные" темпы инфляции,
"приемлемый" уровень безработицы и равновесие платежного баланса. Первые
два элемента составляют показатели внутреннего равновесия, последний
внешнего). Однако, как известно, ослабление торговых барьеров обостряет
проблему внутреннего и внешнего баланса. Отсюда возникает необходимость
протекционизма, которую признавал еще А. Смит.
2) Существование международной гармонии интересов. Через свободу торговли,
которая теоретически выгодна всем, эта гармония интересов и осуществляется.
Но дело осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, более развитые
страны имеют больший выигрыш от свободы торговли. Во-вторых, поскольку
военные интересы доминируют над экономическими, одних только экономических
факторов мало для установления или восстановления гармонии, которая на
практике не прослеживается.
3) Равенство возможностей, обеспечиваемое постоянством масштабов
производства и совершенной конкуренцией. Это условие подразумевает
отсутствие всякой дискриминации и получения одними производителями
преимуществ перед другими, а также беспрепятственное передвижение товаров и
факторов производства. На деле при наличии экономии от масштабов и при
закреплении технологического превосходства свобода торговли означает,
односторонние преимущества для крупных фирм и передовых стран и приводит к
менее рациональному распределению мировых ресурсов по сравнению с
протекционизмом. В рамках той или иной страны правительство должно
ограничивать монополистические методы ведения конкурентной борьбы и
предоставлять особые льготы малым предприятиям, не способным в одиночку
противостоять соперникам-гигантам.
4) Наличие эффективной международной финансовой системы. Времена золотого
стандарта с автоматическим регулированием внешнего баланса прошли, а в
условиях политической и экономической нестабильности, естественным для
правительств является стремление создать резервы конвертируемой валюты, что
достигается за счет положительного внешнего баланса. Если страна не имеет
структурного избытка внешнего баланса и не желает мириться с высоким
уровнем безработицы, ей остается один путь - создать избыток текущего
баланса путем введения ограничений на импорт товаров и экспорт капиталов.
5) Выигрыш от торговли должен равномерно распределяться между странами. Для
соблюдения этого требования все страны должны находиться в примерно равных
стартовых условиях в отношении производительности и доходов. Если же эти
условия нарушаются, то торговля сама по себе не может привести к
выравниванию доходов между странами. Более того, преимущества в уровне
производительности и доходов превращают свободу торговли в эффективный
способ роста благосостояния и мощи одних стран и регионов за счет других.
Выступать за то, чтобы страны, находящиеся на разных уровнях развития,
осуществляли открытую финансовую и торговую политику +значит способствовать
сохранению сложившегося неравенства между странами.
1.2 Возможности экспорт ориентированного развития.
Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству определяет две
крайние модели стратегии развития: внешне - и внутренне ориентированные.
Внешне ориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть
направленной на присоединение к мировому сообществу, основывается на
использовании таких положи тельных эффектов, как расширение возможностей
для комбинирования ресурсов, повышения конкурентоспособности и
диверсификации продукции, уровня подготовки и квалификации трудовых
ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для
следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях
ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.
Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет
стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные
средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае
расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит в
Украине.
Важна и специализация страны, избравшей экспортную ориентацию. Ведь
форсированный вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых
рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны:
ресурсы переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это
означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности,
функции которой перейдут к импорту. Именно такие перспективы открывает
собой свобода торговли Украины. Выбор в пользу быстрого и полномасштабного
включения Украины в мировое хозяйство усиливает стремление сократить сроки
технологического перевооружения, незамедлительно подключиться к мировым
финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощная сырьевая
база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой
уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере
фундаментальных научных исследований. Однако все эти преимущества и ресурсы
нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не
оправдаться, в частности, расчеты на демонополизирующий эффект импорта,
поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям не
так уж трудно достичь "взаимопонимания", которое может получить и
организационное оформление в виде совместных предприятий, к тому же
поощряемых принимающей страной. Выгоды от либерализации внешней сферы
неотделимы от создания дополнительной конкуренции на внутреннем рынке, что
плохо сочетается с необходимостью временно оградить отечественную
промышленность от внешней конкуренции. Надежды на то, что средства,
требуемые для оплаты массового импорта передовой технологии, может дать
экспорт сырья, невелики. Они ограничены не только величиной экспортных
сырьевых ресурсов, но и емкостью рынков самих западных стран, неспособных
поглотить тот наплыв из Украины и других бывших советских республик,
который необходим для получения реального эффекта от экспортоорентированной
стратегии. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков
видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с
дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Надо
полагать, что с ростом притока товаров из Украины и других постукраинских
государств страны запада не остановятся перед введением жестких
протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры.
Приоритет внешне ориентированных стратегий, в пользу которых высказываются
многие украинские экономисты, не оправдан. Но не правы и те, кто слишком
опасается внешней зависимости. И те, и другие переоценивают скорее
универсальность стратегий, приверженцами которых они являются. Выбор
стратегии определяется как внешними, так и внутренними факторами. Как
известно, лучше не та стратегия, которая обещает большой эффект, а та,
которую можно реализовать. Последнее в значительной мере зависит от того,
насколько данная политика разделяется теми, кто будет ее проводить в жизнь,
то есть от внутренних факторов.
1.3 Приоритеты внутренней интеграции.
При переходе от экономики командного типа (плановой и закрытой) к экономике
свободной (рыночной и открытой) возникает вопрос: какие отношения
"освобождать" в первую очередь - внешние или внутренние? Если внешние, то
экономика, оставаясь плановой, становится открытой (плановая и открытая).
Если внутренние, то она приобретает свойства рыночной, сохраняя свою
закрытость (рыночная и закрытая). До настоящего времени из трех возможных
путей перехода "открытая плановая" модель, "прыжковая" трансформация и
"закрытая рыночная" экономика - были последовательно опробованы два
первых. Сначала предприятиям разрешили торговать на внешнем рынке, но
оставили запрет на торговлю между собой. Затем запреты на торговлю между
предприятиями были сняты, а движение к рынку наряду с интеграцией в мировую
экономику было провозглашено новым магистральным путем развития общества.
Экономические преобразования, к сожалению, начались именно с "открывания"
экономики, а не с действительного движения к рынку. Даже в период, когда
задачи внутреннего и внешнего освобождения экономики занимали одинаковое
место в официально заявленной шкале приоритетов, фактически либерализация
во внешней сфере шла опережающими темпами по сравнению со сферой
внутренней. Тем самым был задан неверный тон всему процессу включения
экономики в мировое хозяйство. Реальные экономические отношения, за
которыми стоят настоящие деньги, начали складываться у предприятий не между
собой, а с зарубежными партнерами. Такой процесс никак нельзя назвать
интегрированием экономики в мировое хозяйство. Вернее, в мировую экономику
при этом интегрируется не народное (национальное) хозяйство, а отдельные
пред приятия, каждое на свой страх и риск. Что же касается хозяйства в
целом, то оно не столько интегрируется в мировую экономику, сколько
"растворяется" в ней. "Открытая плановая" экономика показала свою
неработоспособность в качестве переходной от командной к свободной модели.
В равной мере тщетны надежды на всестороннюю одновременную либерализацию.
В случае "шоковой" либерализации внешние связи, обеспечивающие товары и
деньги более высокого качества, вытесняют нарождающиеся, но еще слабые
внутренние экономические отношения также, как при "открытой плановой"
переходной модели они вытесняют умирающие и уже ослабевшие административно
установленные связи. Полностью экспортоорентированная стратегия развития
для Украины, очевидно, исключается. Но речь не может идти об изоляции от
внешнего мира. Многие отрасли украинской промышленности находятся в сильной
зависимости от импорта оборудования. Очевидно, что предпочтительной в этих
условиях должна стать некая смешанная, избирательная стратегия развития.
Данная стратегия должна обеспечить сохранение хозяйственного национального
комплекса как единого целого, что в условиях внутреннего (переход от плана
к рынку) и внешнего (переход от закрытой к открытой модели) освобождения
экономики составляет основной национальный экономический интерес Украины, а
значит, и центральную проблему ее национальной экономической безопасности.
Среди рассмотренных нами моделей переходного периода не опробованной
остается "закрытая рыночная" экономика +модель, которая известна мировой
истории. Слово "закрытая" не следует понимать буквально. Речь идет не об
изоляции от внешнего мира, а об избирательном и контролируемом вхождении в
мировой рынок, о том, что основу интеграции экономики Украины в мировую
экономику и сотрудничества с зарубежными странами должно составить
формирование внутреннего рынка. При этом задача создания внутренне
свободной экономики должна иметь приоритет над задачей создания экономики
свободной внешне.
1.4 Товарная структура.
1.4.1 Экспорт и его динамика
Товарная структура украинской внешней торговли на протяжении многих лет
практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих
наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя
примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список
товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы,
ограничивается только 10 позициями, включая, прежде всего нефть, газ,
цветные и драгоценные металлы, алмазы. Объем экспорта за 1994 г. составил
48 млрд. долларов и увеличился на 8,4 % по сравнению с предыдущим годом.
Произошли определенные изменения в географической структуре экспорта. Доля
промышленно развитых стран возросла с 60 до 67 %, развивающихся стран
несколько снизилась - с 14 до 12 %. Увеличение объема экспорта в 1994 году
по сравнению с предыдущим годом было достигнуто за счет прироста физических
объемов вывоза основных сырьевых товаров и материалов. В 1994 году по
данным Госкомстата УК, на долю товливно-энергетических ресурсов в экспорте
приходилось 44,7 % общего объема экспорта (в 1993 году - 46,7 %), на черные
и цветные металлы и изделия из них - 20,2 % (16,4 %), продукцию химической
промышленности - 7,6 % (6 %), лесоматериалы и целлюлоза - бумажные изделия
- 4,3 % (4,2 %). Удельный вес машин и оборудования составил всего 5,3 %
(6,7 %). За год их экспортные поставки сократились на 11,8 %. Важным
фактором, повлиявшим на объемы экспорта, стало изменение соотношения
внутренних и мировых цен на отдельные товары. При этом на некоторые виды
продукции перерабатывающей промышленности цены внутри страны приблизились
или перешагнули рубеж цен на мировых рынках. За первое полугодие 1995 года
по сравнению с тем же периодом 1994 года экспорт товаров возрос на
29,7%.Увеличению стоимости объема украинского экспорта товаров
способствовала сложившаяся с начала 1995 года благоприятная конъюнктура на
мировых рынках, и, прежде всего рост цен на товары, обеспечивающие Украине
основную массу валютных поступлений. В этом же направлении воздействовал
физический рост экспортных поставок. На рост экспорта также оказывала
влияние так называемая политика реального курса рубля. Вместе с тем мера по
установлению определенного коридора курсу рубля, направленная на его
стабилизацию, привела к снижению рентабельности экспорта, не
заинтересованности производителей в его продвижении. Почти по всем
важнейшим топливно-сырьевым товарам произошло физическое увеличение
поставок. Вместе с ростом средних экспортных цен оба этих фактора
обусловили существенный стоимостной рост украинского экспорта в первом
полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года. Расчеты
показывают, что средние экспортные цены Украины за сопоставимые периоды
времени выросли: на нефть +примерно на 26%,нефтепродукты +на 16%,природный
газ +на 7%,каменный уголь +на 3%, кокс +на 16%.В течение первого полугодия
1995 года в экспорте Украины значительно увеличилась доля черных и цветных
металлов, причем как в физическом выражении, так и по стоимости, прежде
всего под влиянием мировых цен. С одной стороны, на фоне спада в экономике
и сокращения внутреннего
спроса на отечественную продукцию экспортная сфера превратилась в наиболее
динамичный и крупный сектор народного хозяйства, через который реализуется
около пятой части валового внутреннего продукта страны. С другой стороны,
расширение украинского экспорта происходит в крайне противоречивой и
сложной обстановке: высокие в сравнении с другими национальными
макроэкономическими показателями темпы прироста украинского экспорта не
являются таковыми, если их сопоставить с динамикой международной торговли.
Так, в 1994 г. при увеличении вывоза из Украины примерно на 12% мировой
экспорт вырос на 23%,т.е. развивался почти вдвое быстрее. Фактически
Украина не сумела в полной мере воспользоваться расширением спроса на
внешних рынках. В качестве причин этого можно назвать возросшую
международную конкуренцию и дискриминацию украинских экспортеров за
рубежом. В последнее время начинает казаться, что после длительного периода
одиночного плавания на просторах мирового рынка украинские экспортеры,
наконец-то, почувствовали отеческую заботу государства о своей судьбе.
Подобная забота, безусловно, вполне уместна и своевременна. Государство
предприняло следующие важные шаги в поддержку экспортеров. Принципиальной
вехой на этом пути стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности", шестая глава
которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой
деятельности и её стимулированию.30 ноября Президент Украины подписал указ
"О первоочередных мерах по поддержке экспортеров", предусматривающий
возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств
федерального бюджета. В развитие вышеупомянутого Указа было принято
постановление Правительства Украинской Федерации от 20 января 1996 г. "О
дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг",
конкретизировавшее основные направления государственной финансовой,
налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец,
Правительством Украины утверждена Федеральная программа развития экспорта,
определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть
до 2005 г., а также основные средства достижения поставленных целей.
Сегодня, наверное, сложно с высокой степенью вероятности предсказывать
будущее украинского экспорта, но есть надежда, что заинтересованное участие
государства поможет экспортной отрасли в сжатые сроки обрести современное
качество и сохранить обретенные им стабильность и динамизм. С учетом всей
совокупности факторов, влияющих на развитие экспорта, в Федеральной
программе выделены три принципиальных этапа формирования новой, более
эффективной модели участия Украины в международном разделении труда. Первый
(1996-1997 гг.) и второй (1998-2000 гг.) этапы предусматривают не столько
расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на
основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и
мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента вывозимой
продукции. Решающим со всех точек зрения является третий этап (2001-
2005 гг.), в течение которого будет обеспечена диверсификация украинского
экспорта, в том числе за счет широкого выхода на внешние рынки
отечественных поставщиков готовой, в первую очередь наукоемкой, продукции.
Доля последней в структуре экспорта страны предположительно достигнет 10-
15% и приблизится к уровню промышленно развитых государств. Таким образом,
у Украины, как у великой торгующей державы, ещё есть шанс. Однако для этого
развитие промышленного экспорта необходимо рассматривать как задачу
общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу
органов федеральной и местной власти, предпринимательских союзов и
общественных организаций, непосредственно экспортеров. Общими усилиями
Украина сумеет занять достойное место в международном разделении труда,
способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства.
1.4.2 Импорт и его динамика.
За 1994 год объем импорта Украины составил 28,2 млрд. долларов, что на 5,2%
выше уровня 1993 года. В его общем объеме на долю промышленно развитых
стран приходилось 69% (в 1993 г.+61%).Основу импорта Украины составляли
изделия машиностроения. В 1994 году закупки машин и оборудования возросли
на 5,8% и составили 34% от общего объема импортных поставок, а стоимость
ввезенного оборудования достигла 9,6 млрд. долларов. Существенно возросла
доля продовольствия и сырья для его производства +29,2% против 22,2% в 1993
году. Удельный вес импортируемых химических продуктов составлял 10,7% (в
1993 г.+6,2%),изделий легкой промышленности 6,8% (13,2%),черных и цветных
металлов и изделий из них 3,5% (то есть на уровне 1993 г.). Определенное
влияние на сдерживание импорта оказывали следующие факторы: +политика,
направленная на сокращение расходов бюджета и отмена с 1 января 1994 года
дотационных коэффициентов на импортируемые товары, а также льгот по уплате
НДС и таможенных пошлин; +динамика курса рубля (ускорение падения во второй
половине 1994 года); +введение с 1 июля 1994 года нового импортного
таможенного тарифа с повышенными ставками; +повышение акцизов на отдельные
виды товаров. Приближение уровня внутренних цен к ценам мирового рынка с
учетом процесса инфляции и падения внутреннего производства приводит к
резкому усилению конкуренции импортных товаров на отечественном рынке. В
первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года импорт
товаров возрос на 16,8 % . В это время в структуре украинского импорта на
две товарные группы +машины и оборудование (33 %) и продовольствие (22 %)
+приходилось 3/5 всего импорта. Во внешней торговле Украины важную роль
играет импорт продовольствия и, прежде всего мяса, мясопродуктов и
консервов, на которые приходится свыше 5 % всего Украинского импорта,
ввезенного в первом полугодии 1995 года, напитков алкогольных и
безалкогольных - 2,8 %, сахара белого - 1,3 %, масла сливочного - 1,2 %,
рыбы свежей и мороженой, филе рыб - 0,5 %. В сопоставимые периоды отмечен
рост закупок этих продуктов питания. 1.5 Основные принципы торговой
политики УК. На объемы, структуру и региональное распределение украинского
экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по
регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают
задачам украинской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ.
Однако есть и негативные стороны + недоработанность многих аспектов
нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии
отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может
служить изданный в 1995 году закон "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности". Отношения УК с иностранными государствами в
области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств,
вытекающих из международных договоров Украины. В целях интеграции экономики
Украины в мировую экономику Украинская Федерация в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в
международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах
со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая
политика Украины осуществляется посредством таможенно - тарифного
регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного
регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования)
внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и
установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт
и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные
ограничения вводятся в исключительных целях:
1) обеспечения национальной безопасности УК;
2) выполнения международных обязательств УК с учетом состояния на
внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка УК.
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного
контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные,
ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в
отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются
защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление,
которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время
Правительство Украины уделяет большое внимание проекту Федеральной
программы развития экспорта Украины, основной целью которой является
увеличение стоимостного объема украинского экспорта, расширение его
номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких
товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает
образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за
счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на
добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоорентированных
проектов. Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры
содействия развитию машиино-технического экспорта. Программой предусмотрено
умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития
экспортных производств. Среди других важных решений, касающихся
стимулирования украинских производителей экспортных товаров, необходимо
также отметить проект постановления Правительства УК " О создании системы
кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных
кредитов".



Список использованной литературы:

1.Международные экономические отношения. Под ред. Б.П.Супруновича.+М.
"ГФА",1995.
2.Основы внешнеэкономических знаний.Отв.ред.И.П.Фаминский.+М.:
"Международные отношения",1994.




Новинки рефератов ::

Реферат: Культорологічні теорії (Культурология)


Реферат: Визуальный HTML-редактор DreamWeaver. Разработка Web-дизайна (Программирование)


Реферат: Жуковский Василий Андреевич (Исторические личности)


Реферат: Военный коммунизм, политика, сущность (История)


Реферат: Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся (Педагогика)


Реферат: Международно-правовая охрана прав на "Промышленную собственность" (Контрольная) (Международное частное право)


Реферат: Иван III правитель и полководец (Исторические личности)


Реферат: Чрезвычайные ситуации мирного времени (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами (Сельское хозяйство)


Реферат: Электроника (Радиоэлектроника)


Реферат: США и Канада в АТР: набор рефератов (Международные отношения)


Реферат: Чиновничество в России. XIX век (История)


Реферат: Основы бухучета (Аудит)


Реферат: Матричная структура управления (Менеджмент)


Реферат: Местное самоуправление (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ме163В. Немецкий реактивный самолет (Авиация)


Реферат: Возникновение жизни на Земле (Естествознание)


Реферат: Анкета по социологии: Проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде (Социология)


Реферат: Астат (Химия)


Реферат: Правовой режим мирового океана (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист