GeoSELECT.ru



История / Реферат: Реформа Столыпина (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Реформа Столыпина (История)




СОДЕРЖАНИЕ



|Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19-го - | |
|начале 20-го века………………………………………………………. |3 |
|Работа Столыпина в I и II Думах………………………………………. |5 |
|Работа Столыпина в III Думе…………………………………………... |7 |
|Столыпинская реформа, её основные направления. …………………. |9 |
|Результаты реформы……………………………………………………. |14 |
|Заключение………………………………………………………..……… |16 |
|Список литературы……………………………………………………… |18 |
| | |
| | |
| | |
| | |



Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19-го - начале 20-го
века.

На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего
развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь
капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во второй
эшелон стран, такие страны называли "молодыми хищниками". В эту группу
входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.
Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому
способствовала уже развитая Европа; она оказывала помощь, делилась опытом,
а также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема
90х- годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов,
затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года
экономика России сделала еще один резкий скачок. Объем промышленного
производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил
новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия
разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства.
В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения
были замещены крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь,
Проднефть и т.д.). Одновременно шло укрепление банковой системы (Русско-
Азиатский, Петербургский международный банки).
Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось
как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных
пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы
влияния, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран второго
эшелона.
Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной
эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко
практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины.
Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию
крестьянского хозяйства.
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее
экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного
общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали
существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия
занимала ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла
сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни
страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие
чего и оставались аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало
главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою
однородность, сближаясь с буржуазией.
Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто
социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% -середняки, 50% -
бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия.
В начале XX века класс наемных рабочих насчитывал 16.8 млн. человек.
Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в
город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса
стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн.
человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в
70-х годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного
строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.
Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и
неограниченный". До 1905 года высшим государственным органом в России был
государственный совет, постановления которого имели рекомендательный
характер для царя.
Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный
вопрос. 57% населения России были иностранного происхождения, и они
подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В
этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и
сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения
эмигрировали в ближайшие страны запада, там нанимались на работу. Заметную
часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с
царизмом.
В России начала нарастать революционная ситуация (1905-1907). Из
всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические,
так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить
экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный
человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр
Аркадьевич Столыпин.

Работа Столыпинав I и II Думах.

Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года.
Депутаты I Думы были приняты царем, обратившимся к ним с речью в Зимнем
дворце, на другой день - 27 апреля. Роспуск I думы произошел в день
назначения Столыпина премьером - 8 июля 1906 года.
За короткое время своего существования Дума закидала правительство
запросами. Обсуждались вопросы о конфискации земель у помещиков,
отстранение администрации, отмены смертной казни для политических
заключенных, нужно сказать, что не только в Думе , но и в кабинете
министров не было согласия. Столыпин не считал, что сила правительства
проявится лишь в том случае, если оно будет выносить свои решения
"объединенным" министерством и этим облегчит работу государю.
24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа,
которая состояла из двух частей – репрессивной и реформисткой. В ней
говорилось, что правительство противопоставит насилию силу. В местностях,
объявленных на военном положении, вводились военно-полевые суды
(«скорорешительные»). В центре реформисткой программы был знаменитый указ 9
ноября 1906года, о возможности выхода из общины. Цель данного закона,
который подписал смертный приговор извечной крестьянской общине – повернуть
аграрную проблему другой стороной, вместо того чтобы экспрпиприировать
землю у помещиков, обезземеливалась община, так как принадлежавшие общине
земли распределялись между крестьянами. Однако требовалось разрешение
последних на разрушение этого института, только укрепившегося в ходе
революционных событий. За то время пока составлялись крестьянские запросы и
проходили земельные бунты - община утвердилась как настоящий орган
крестьянского самоуправления.
Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний I Думы,
автоматически появился на собравшемся заседании II Думы 20 февраля 1907
года. Нужно отметить, что предвыборная компания прошла не без вмешательства
и давления на избирателей со стороны властей. Сенатские "разъяснения"
исключили из числа избирателей большие группы крестьян и рабочих.
Преследовались левые выборщики, запрещались избирательные собрания, масса
манипуляций была предпринята и пущена в ход по части рассылок избирательных
повесток, назначение дня и места выборов. Но несмотря на это, и на то что
выборы проходили в обстановке спада революционного движения, II Дума
оказалась более левой, чем первая.
Уже 6 марта Столыпин выступил перед депутатами с правительственной
программой. Список открывал знаменитый указ 9 ноября, далее перечислялись
другие аграрные мероприятия. Во всей остальной части речи Столыпие четко
дал понять, что правительство, для реализации этой программы, готово
совместно с законодательными учреждениями приложить все усилия, пояснив,
какое правительство он имеет в виду: правительство, которое «хранит
исторические заветы России», то есть самодержавно-монархическую власть.
3 июня Николай II сам объявил о роспуске Думы и назначил созыв на 1
ноября 1907 года. Избавившись от оппозиционной думы, Столыпин мог проводить
политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости
обновить страну и укрепить власть. Почва для этого была подготовлена новым
избирательным законом.
Страх перед революцией, консерватизм и общие интересы сплотили
помещиков и буржуазию. Это дало Столыпину больше шансов на проведение
успокоительных мероприятий и некоторых реформ.
Таким образом, результатом столыпинского аграрного бонапартизма,
выраженного в указе от ноября 1906 года, который дополняет и завершает
бонапартизм политический, стала III Дума.

Работа Столыпина в III Думе.

16 ноября 1907 года Столыпин выступает перед Думой с
правительственной декларацией. Первая и основная задача, как он говорил,
это не реформы, а борьба с революцией, которая может сорвать все, что было
задумано им. Еще надо было разобраться с аграрной реформой, которая долгое
время оставалась не решенной. После принятия указа 9 ноября Думой, проект
закона с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного
совета и также был принят, после чего по дате его утверждения царем стал
именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию
это был либеральный буржуазный закон, который способствовал развитию
капитализма в деревне.
Конечно же это был прогрессивный закон, но он обеспечивал прогресс по
худшему, прусскому образцу, когда можно было пойти по американскому пути
развития сельского хозяйства, который предусматривал развитие
сельского хозяйства путем наделения крестьян фермами, где они станут
полновластными хозяевами. Смысл закона раскрывался в его первой статье, где
говорилось, что каждый домохозяин, владевший землей на общинном праве,
может потребовать "укрепления" этой земли в его частную собственность. Он
мог оставить за собой излишки, если крестьянин мог за них заплатить по
выкупной цене 1861 года. Выход из общины рассматривал сельский сход, если
же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским
начальником. Дополнением к закону 14 июня 1910 года усиливавшим его
насильственный характер, был принятый обеими палатами закон о
землеустройстве, называвшийся законом 29 мая 1911 года. В соответствии с
ним, для проведения землеустройства не требовалось предварительного
закрепления земли за дворохозяевами. Крестьянские банки и процесс
переселения также разрушали общину. В 1906 году Крестьянскому банку было
передано несколько гектаров удельных и казенных земель, но свой главный
земельный фонд банк создавал за счет скупки помещичьих земель. В задачу
переселенческого управления входила задача разрядить земельную тесноту,
которая наблюдалась в центральных районах России. Основными районами
переселения явились Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия. Но реформа не
удалась. Она не достигла ни политических, ни экономических целей, которые
перед ней ставились. У крестьян не было достаточно материальных средств для
того чтобы поднять свое хозяйство, чтобы купить новую технику, которая
позволила бы повысить производительность. Столыпинский аграрный курс
провалился и политически. Дело в том, что крестьяне не смогли забыть о
помещичьей земле, даже "кулаки", грабя общинную землю, держали в уме и
помещичью. К тому же таких сильных хозяев было всего 5% сельского
населения. Ко всему прочему, социальная напряженность в деревне не спала, а
усилилась до предела. Опасность состояла в том, что брожение ушло в глубь и
был неизбежен новый взрыв. Крах столыпинской аграрной реформы был
обусловлен главным объективным фактором - тем, что она проводилась в
условиях сохранения помещичьего землевладения. Только ликвидация
помещичьего хозяйства могла спасти реформу Столыпина.
Столыпин не ограничивался реформами в сельском хозяйстве, он
обдумывал реформы местного управления, образования для малоимущих и
крестьян. Речь, в которой затрагивались эти вопросы прозвучала в Думе 9
ноября 1908 года. Вскоре в Думе возник "Польский вопрос", он появился в
1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных
губерний в Государственный совет. Еще в 1909 году группа членов
Государственного совета внесла законодательное предложение, его целью было
сокращение депутатов от западных губерний. Дело в том, что все депутаты
были поляки, так как в их руках были сосредоточены крупные землевладения, а
выборы в государственный совет производились по земельному цензу.
Предлагалось, разделить девять губерний на три избирательных округа.
Русские выборщики выбирали по два человека от округа, а поляки по одному.
Таким образом от девяти губерний выбиралось бы шесть русских и три поляка.
Столыпину эта идея очень понравилась:
Получалось вдвойне хорошо - с одной стороны, либеральная форма, а с
другой - реализация любимого лозунга " Россия для русских". 1 июня 1908
года законопроект был передан в государственный совет, а 17 июля стал
законом - с некоторыми изменениями.

Столыпинская реформа, её основные направления.

Реформа 1861 года - первый этап перехода к индивидуализации
землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к
прогрессу частной собственности. В 80-90-е годы правительство стремилось к
насаждению общинных структур в деревне, что противоречило в будущем
свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности могли
реформы, начатые П.А.Столыпиным. Его концепция "предлагала путь
развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы
хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными". Составные
элементы его программ - переход к хуторам, использование
кооперации, развитие мелиорации, С введение трехступенчатого
сельскохозяйственного образования, организации дешевого кредита для
крестьян, образования земледельческой партии, которые реально представляла
интересы мелкого землевладения.
Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной,
устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и
достижения на этой основе экономического роста. По мере прогресса
крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на
рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли должно произойти
естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй
России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских
хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по
размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти
интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.
Столыпин делает ставку на "крепких и сильных" крестьян. Однако он не
требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и
землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически
жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ
пользования землей, который наиболее его устраивал. Аграрная реформа
состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой
мероприятий. Рассмотрим основные направления реформ.

Деятельность Крестьянского банка.
С размахом проводилась Банком покупка земель с последующей
перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по
увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит
крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент
по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже
покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917
год 1457,5 млрд. Банк активно воздействовал на формы землевладения: для
крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи
снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли
составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были
единоличными крестьянами.

Разрушение общины и развитие частной собственности.
Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая
система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики.
Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта
единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне
могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из
общины, не считаясь с ее волей. Земельный надел стал собственностью не
семьи, а отдельного домохозяина.
Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых
крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации
собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер
индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.
Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой
приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита
- ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного -
способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.
В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а
действительно выделилось 20% - 2008,4 тыс. домохозяев. Широкое
распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1
января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня
1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь формально
считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной
трети от всех общинных дворов.

Переселение крестьян в Сибирь.
По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было
предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало
немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых
местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку
дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.
Масштабы данного мероприятия обусловили и трудности в его осуществлении.
Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и
вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев.
Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный
период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном
развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации
увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение
посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то
время как в части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь
также обгоняла европейскую часть России.

Кооперативное движение.
Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос
крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение
получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа.
На первом этапе преобладали административные формы регулирования
отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов
мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки
на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы,
правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе
сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал,
развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть
институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных банков
и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских
хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13
тысяч.
Кредитные отношения дали сильный импульс развитию
производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на
кооперативных началах создавали молочные и масленые артели,
сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские
артельные молочные заводы.

Агрокулыпурные мероприятия.
Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни
являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего
большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы
реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая
помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян,
которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному
производству, демократизации и внедрению прогрессивных форм
сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и
прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования.
Аграрные реформы Столыпина привели к увеличению удельного веса
"средних слоев" в крестьянском землепользовании. Это хорошо видно из
данных, приведенных в таблице. В период реформы крестьяне активно покупали
землю и увеличивали свой земельный фонд ежегодно на 2 млн. десятин. Также
крестьянское землепользование существенно увеличивалось за счет аренды
помещичьих и казенных земель.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА МЕЖДУ


ГРУППАМИ КРЕСТЬЯН - ПОКУПАТЕЛЕЙ


|Период |Безземельные |Имеющие на мужскую душу |
| | |До 3 десятин |Свыше 3 десятин |
|1885-1903 |10,9 |61,5 |27,6 |
|1906-1912 |16,3 |68,4 |13,3 |



Результаты реформы.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного
производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта
сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал
все более активный характер. В результате удалось не только вывести
сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту
экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства
составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства
благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в
сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.
Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к
росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного
индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот
сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.
Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в
предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была
крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов
животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4%
общего мирового экспорта.
Но в то же время не были решены проблемы голода и аграрного
перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и
культурной отсталости. По расчетам И.Д. Кондратьева в США в среднем на
ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской
России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал
900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в
России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были
сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55
пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в
Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе
интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного
крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-
экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований -
к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически
прогрессивный сектор экономики.
Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны)
прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его
начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 -1913 годов было
сделано немало.



Заключение.

Какие уроки можем мы извлечь из опыта столыпинской реформы?
Во-первых, Столыпин начал свои реформы с большим опозданием (не в
1861 году, а только в 1906).
Во-вторых, переход от натурального типа экономики к рыночному в
условиях административно - командной системы возможен, прежде всего, на
основе активной деятельности государства. При этом особую роль
должна сыграть финансово-кредитная деятельность государства. Примером
этому может служить правительство, которое сумело с поражающей быстротой и
размахом переориентировать мощный бюрократический аппарат империи на
энергичную работу. При этом "локальная экономико-хозяйственная
рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего
общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм". Так
действовали министерство финансов. Крестьянский Банк, Министерство
земледелия, другие государственные институты.
В-третьих, там, где господствовали административные принципы
управления экономикой и уравнительные способы распределения, всегда будет
существовать сильная оппозиция преобразованиям. Следовательно, необходимо
иметь социальную опору в лице инициативных и квалифицированных слоев
населения.
Революция показала огромный социально-экономический и
политический разрыв между народом и властью. Стране требовались радикальные
реформы, которых не последовало. Можно сказать, что страна в период
столыпинских реформ переживала не конституционный, а революционный кризис.
Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только
наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования.
Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли
изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ
были половинчатыми.
Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел
осуществить реорганизацию недемократическим путем и вопреки ему Струве
писал: "Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его
остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, то время
как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей
неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее
фасад. Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при
существовании такой системы, которая была в России, все его проекты
"раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его
начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как:
смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость -
Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой вклад в развитие страны.



Список литературы


|Сборник речей // Петр Аркадьевич Столыпин. «Нам нужна великая Россия».|
|Москва. 1990. |
|Аврех А.Я.// П.А .Столыпин и судьбы реформ в России. Москва, 1991 |
|Бок М.П. // П.А. Столыпин, Воспоминания об отце. Москва, 1992. |
|Верт Н. // История советского государства. Москва. 1992 |
|Казарезов В.В. // 0 Петре Аркадьевиче Столыпине. Москва, 1991. |
|Корелин А.П. // Краткое пособие по истории. Москва, 1992 |
|Курлов П.Т. // Гибель императорской России. Москва, 1992. |
|Ковальченко И. Д.// Столыпинская аграная реформа. Москва, 1992. |
|Островский И. В. // П.А. Столыпин и его время. Новосибирск, 1992 |
|Зырянов П.Н. // Петр Аркадьевич Столыпин. Москва, 1990 |





Реферат на тему: Реформа системы государственного управления при Петре I

Тема: Реформа системы государственного управления

в ј XVIII в. при Петре I.



Содержание

|Введение. |3 |
|1. Реформа центрального управления |7 |
|2. Реформа местного управления |12 |
|3. Реформа городского управления |15 |
|Заключение. |17 |
|Литература. |21 |
Введение.


В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Северной
войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются
регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления,
происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.
Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации,
развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная
регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.
Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных
волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она
широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила.
Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места
для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных
распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в
такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его
создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты
занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок и т.д.
Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм
использовал и специально созданные для этой цели карательные органы -
Преображенский приказ, Тайную канцелярию и др.
В первой четверти XVIII в. возникает и вторая опора абсолютной монархии
- бюрократический аппарат государственного управления.

Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская
дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных
учреждений.
Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с
развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная
монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и
отмены крепостного права.
Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная
администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных
потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с
населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая
неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были
разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало
невозможным эффективное использование их администрации для взимания
налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел,
представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных
делах, также не отвечала требованиям Петра.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой
экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной,
корпоративной и частной жизни. Петр 1 проводил политику дальнейшего
закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в.
Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной
регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп.
Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из
разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.
Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не
только потому, что именно в этот период была создана профессиональная
полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны
жизни, регламентируя их.
Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в
Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления,
которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными
потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе
государственной власти не считался с российскими традициями и широко
переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам
структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных
реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного
аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и
быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий
разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер,
исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои
частные и конкретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной
машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как
тенденция, хотя и четко выраженная
В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ,
связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления,
областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация
вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления
Петра I и имели огромное прогрессивное значение.
Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие в
первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:
1699-1710 гг. - частичные преобразования;
1710-1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и
управления, создание Сената, появление новой столицы;
1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления,
проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и
финансово-налоговой.


1. Реформа центрального управления

Последнее упоминание о последнем заседании Боярской думы относится к
1704 г. Возникшая в 1699г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее
административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное
значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии
Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший
приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым,
ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя
канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое
существование).
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание
Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22
февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который
начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий
Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих
пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным
или постоянным. 2 марта 1711г. царь издал несколько указов: о компетенции
Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и
других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:
• "Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести
и всего имения, то ж и ябедникам да последует"
• "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо
напрасные, оставить".

• "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".
Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего
девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования
Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и
близости к царю.
С 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г.
он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий
как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О
должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы.
Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк:
вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за
администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило
канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным аппаратом.
Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и
средств государственного контроля. А для надзора за деятельностью
администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому
должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность
фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате
должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело
ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. сделан был более сильный
нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано
порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не
помогло, через год обязанности и генерального прокурора и

обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в
Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а "кто из сенаторов бранился
или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в
крепость, давая, разумеется, знать государю".
Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного
генерал-прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в
своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами
и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах
государственных".
Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять
созданную им специальную систему организованного недоверия и
доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.
Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как
отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали
действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII
в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719
гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на
определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий
уровень централизации.
Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок
работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника,
четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик
и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство
дел новым порядком.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ,
в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий
были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший
правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации
автономии церкви.
В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была
учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в
центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли
двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-
коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций
управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и
финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного
дела.
В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента,
коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и
должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой
области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав
деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший
состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее
развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в
петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на
гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов,
чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным
дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое
начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило
начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и
выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком
бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в
четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в
своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента,
инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали
профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его
сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.


2. Реформа местного управления

Петр1 в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему
местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы
управления. Так, указом 10 марта

1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными
администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г.
этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить
контроль за старой администрацией.
18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к
ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему
местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем
необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась
прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров.
Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь
губерний:
Московская включала в свой состав 39 городов,
Ингерманландская (позднее С.- Петербургская) - 29 городов (еще два
города этой губернии - Ям-бург и Копорье были отданы во владение князю
Меншикову),
К Киевской губернии было приписано 56 городов,
К Смоленской - 17 городов,
К Архангелогородской (позднее Архангельской) - 20 городов,
К Казанской - 71 городской и сельский населенный пункт,
К Азовской губернии, кроме 52 городов, были отнесены 25 городов,
приписных к корабельным делам
К Сибирской губернии было приписано 26 городов, "да к Вятке 4
пригородка".
В 1711 г. группа городов Азовской губернии, приписанная к корабельным
делам в Воронеже, стала Воронежской губернией. Губерний стало 9. В 1713-
1714 гг. число губерний возросло до 11.
Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она
сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы.
По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций,
во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
Провинции делились на округа - дистрикты. Администрация провинций
подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-
контора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом
из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление
было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии
ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.
Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям
самодержавной власти, была в то же время следствием развития
бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего периода.
Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении Петр
намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к
сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких
губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах
разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим
штатом чиновников. Прежняя система "приказ-уезд" была удвоена: "приказ (или
канцелярия) - губерния - провинция - уезд".

Губернатору подчинялись четыре его непосредственных подчиненных:

обер-комендант - отвечал за военные дела,

обер-комиссар - за денежные сборы
обер-правиантмейстер - за хлебные сборы,
ландрихтер - за судебные дела.
Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское
управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными
дворянами, частично назначаемых сверху.
Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно территориальных),
их количество было сокращено.
Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного
управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-
губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции
управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло
осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших
тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в
которых управление осуществляла прежняя городская администрация.


3. Реформа городского управления

Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур,
приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в
которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр 1,
желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу
Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали
формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало
оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был
учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское
сословие в России".
По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на
регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь,
делились на две гильдии:
Первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих
судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера.
Вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие
торговцы.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой
городского населения ("обретающиеся в наймах, в черных работах и тем
подобные") выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить
магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.
По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых
состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все
остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с
целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места
проживания.
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как
проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении
числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и
лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что
корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной
организации.

Заключение.

В результате Петровских реформ к концу первой четверти

XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти
сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны
получил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган
исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными
законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего
предшественника - Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осуществления
исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г.
во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался
контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-
прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он
осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные
учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась
система фискалов, возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов
входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц,
нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система,
сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильно
различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов
зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и
надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12
коллегий.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и
бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение
ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и
компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами
в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от
приказной системы.
К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен
опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло
отражение в петровской "Табели о рангах" (1722).
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое
начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило
начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и
выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком
бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в
четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в
своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента,
инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали
профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его
сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала
осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом.
Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием,
специальной подготовкой.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на
местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и
количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,
сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При
губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось
тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем
коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось
50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в
свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной
канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация
была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных
офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за
выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся
земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству
было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда)
в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы
полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором
податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
В итоге административных преобразований в России было завершено
оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и
бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него
чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в
20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте: власть монархов есть
самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает. Внешним выражением
утвердившегося в России абсолютизма является принятие

в 1721 г. Петром 1 титула императора и наименования "Великий".
К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата
управления и его централизация. Новая государственная машина в целом
работала гораздо эффективнее старой. Но в нее была заложена "мина
замедленного действия" - отечественная бюрократия. Е.В. Анисимов в книге
"Время петровских времен" пишет:
"Бюрократия - необходимый элемент структуры государства нового времени.
Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не
ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник не
ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание
бюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в
ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии". (Указ. соч. С. 275)
Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную
иерархию учреждений от Сената - в центре до воеводской канцелярии - в
уездах.



Литература.


1. История государственного управления в России:

Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой.

–М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. –279с.
2. Соловьев С.М. Об истории новой России.

– М.: Просвещение, 1993.
3. Павленко Н.И. Петр Великий.

–М.: Мысль, 1990.




Новинки рефератов ::

Реферат: Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века (История)


Реферат: Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы (Педагогика)


Реферат: Нобелевские лауреаты в области физики (Физика)


Реферат: Анализ организации и ремонтных работ на примере моторного цеха ПАТП-7 (Транспорт)


Реферат: Страхование гражданской ответственности таможенных брокеров (Страхование)


Реферат: Автоматическая коммутация (Радиоэлектроника)


Реферат: Разработка технологического процесса восстановления шатуна автомобиля ЗИЛ-130 (Транспорт)


Реферат: Вечный двигатель - perpetuum mobile (Физика)


Реферат: Курс лекций по социальной психологии (Психология)


Реферат: Гидро-климатические условия на космических снимках (Авиация)


Реферат: Бухгалтерский учет в России: основные направления развития (Бухгалтерский учет)


Реферат: Многозубные инструменты (Технология)


Реферат: Война 1812 года (История)


Реферат: Верховный Суд США (Государство и право)


Реферат: Аминокислоты, белки (Химия)


Реферат: Информационная технология (Технология)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (2005г.) (Международное частное право)


Реферат: Реактивные двигатели, устройство, принцип работы ( Космонавтика)


Реферат: Выдающиеся психологи Отечества. Выготский Л.С. (1896-1934) (Психология)


Реферат: Методическое руководство по проведению занятия по русскому языку в рамках аудиовизуального курса для студентов-иностранцев с использованием видеозаписи мультфильма "Мороз Иванович". (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист