GeoSELECT.ru



Международное частное право / Реферат: Коллизионные нормы МЧП (Международное частное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Коллизионные нормы МЧП (Международное частное право)



ПЛАН


КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ МЧП
Коллизии как предмет регулирования в МЧП
2
Коллизионная норма: понятие и структура
3
Основные формулы прикрепления (типы коллизионных привязок)
4
Классификация коллизионных норм
6
Понятие автономии воли
7
Квалификация коллизионной нормы. Конфликт квалификаций
8



Коллизии как предмет регулирования в МЧП


Слово «коллизия» в переводе с латинского означает «столкновение». Понятие
«правовая коллизия» имеет множество значений. В самом общем виде оно может
быть определено как ситуация, связанная с конфликтом, конкуренцией двух или
более правовых норм, источников права, систем правового регулирования или
правопорядков в целом. Юристы в любой области права постоянно сталкиваются
с правовыми коллизиями различного вида. Эти коллизии можно подразделить на
две большие группы:
а) коллизии между правовыми системами отдельных государств;
б) внутригосударственные правовые коллизии.

Внутригосударственные правовые коллизии подразделяются:
интерлокальные (территориальные) коллизии — коллизии между правовыми
системами отдельных территориальных единиц, имеющих автономные правовые
системы в рамках одного государства;
интерперсональные коллизии — внутригосударственные коллизии между
кодифицированным законодательством и системами обычного племенного или
религиозного права. Возникают преимущественно в развивающихся странах
(право бывших метрополий коллизирует с местным правом) или странах,
правовая система которых построена на религиозных началах. Различное по
содержанию право применяется в зависимости от религиозной или племенной
принадлежности лица;
3) коллизии между отдельными источниками права одного и того же

государства — это могут быть коллизии между источниками, имеющими разную
юридическую силу, равными по силе источниками права принятыми в разное
время, между источниками внутригосударственного права и международными
договорами данного государства и пр. Любое государство устанавливает
собственную систему правил по разрешению таких коллизий.
В Украине МЧП призвано разрешать коллизии, возникающие между правовыми
системами различных государств. Коллизии между отдельными источниками
национального права, межобластные и интерперсональные коллизии не относятся
непосредственно к предмету МЧП.
Такой подход не является универсальным — в странах англо-американской
правовой семьи в предмет конфликтного или коллизионного права входят все
виды правовых коллизий.
Таким образом, коллизия в МЧП — это такая правовая ситуация, в которой
частноправовое отношение вследствие наличия в нем иностранного элемента
подпадает под действие двух или долее национальных правовых систем.
Правовые системы отдельных государств могут коллидировать по различным
вопросам:
а) право какого государства подлежит применению к правоотношению с целью
его урегулирования (коллизии материального права);
б) право какого государства должно использоваться для квалификаций
фактического спорного правоотношения (предварительный вопрос);
в) право какого государства должно использоваться при толковании
положений коллизионной нормы и терминов права, избранного на основании
данной коллизионной нормы (конфликт квалификаций);
г) право какого государства должно применяться к процессуальным
отношениям, связанным с рассмотрением дел с иностранным элементом и
исполнением судебных решений (коллизии процессуального права);
д) правоприменительный орган какого государства компетентен рассматривать
дела с иностранным элементом (конфликт компетенций).

Коллизионная норма: понятие и структура

Коллизионная норма — это норма, определяющая, право какого государства
подлежит применению к правоотношению, осложненному иностранным элементом.
Коллизионные нормы существенно отличаются по своей структуре от иных норм
права.
Каждая коллизионная норма состоит из двух частей — объема и привязки.
В объеме коллизионной нормы указывается то правоотношение, к которому
применяется данная норма.
Привязка указывает право (своей страны или иностранного государства),
подлежащее применению к данному правоотношению.
Так, часть 1 ст. 570 ГК Украины закрепляет: «Отношения по наследованию
определяются по закону той страны, где наследодатель имел последнее
постоянное место жительства».
Структура данной нормы выглядит следующим образом:
|Отношения по наследованию |объем |
|определяются по закону той страны, где |привязка |
|наследодатель имел последнее постоянное место| |
|жительства | |


Привязки бывают двух видов: • односторонняя привязки — это привязка,
которая прямо называет право страны, подлежащее применению; эта норма чаще
всего встречается во внутреннем законодательстве и указывает на применение
права своей страны (украинская коллизионная норма указывает на применение
украинского права).
Статья 569 ГК Украины: «Требования, на которые исковая давность не
распространяется, определяются по советскому закону».
Часть 3 ст. 570 ГК Украины: «Наследование строений, находящихся в СССР,
во всех случаях определяется по советскому закону»;
• двусторонняя привязка — не называет право конкретного государства, а
содержат общее правило, по которому суд должен избрать право, подлежащее
применению. Таким образом, закрепляется возможность применения либо
отечественного, либо иностранного права (отсюда наименование привязки
«двусторонняя», т.е. не исключающая возможности применения к правоотношению
иностранного права).
Двусторонняя привязка называется формулой прикрепления — она помогает
привязать, прикрепить правоотношение к определенному правопорядку. В
зависимости от конкретных обстоятельств дела (которые рассматриваются как
переменные величины в данной формуле) это может быть правопорядок любого
государства.
Статья 569 ГК Украины гласит: «Право собственности на вещь определяется
по закону страны, где эта вещь находится». Данная статья содержит такую
двустороннюю привязку, как «закон страны местонахождения вещи». С учетом
фактических обстоятельств дела (т.е. фактического места нахождения
имущества, составляющего предмет спора) суд будет осуществлять выбор
правовой системы для регулирования спорных правоотношений. При нахождении
имущества на территории Франции, суд будет применять соответственно
французское право, на территории Великобритании — британское право и т.д.
Мы видим, что путем подстановки в формулу прикрепления неизвестной величины
(конкретного места нахождения имущества) будет изменяться и результат
(применимое к спорному правоотношению право).

Основные формулы прикрепления (типы коллизионных привязок)

На протяжении нескольких веков в МЧП вырабатывались и апробировались на
практике различные формулы прикрепления. В итоге в большинстве стран к
концу XX века были сформулированы и включены во внутреннее
законодательство, а также закреплены на уровне международных норм
определенные типы коллизионных привязок, имеющие по сути универсальный
характер (т.е. используемые в большинстве правовых систем мира).
Рассмотрим подробнее классификацию основных формул прикрепления в МЧП.
1. Личный закон участника правоотношений — означает применение права того
государства, к которому принадлежит участник или участники правоотношения:
а) личный закон физического лица:
закон гражданства — означает применение права того государства,
гражданином которого является участник правоотношения;
закон места жительства — означает применение права того государства, на
территории которого участник проживает.
Применяется для определения дееспособности, регулирования брачно-семейных
или наследственных правоотношений;
б) закон национальности юридического лица — предусматривает

применение права того государства, к которому принадлежит юридическое лицо:
закон страны регистрации (инкорпорации) юридического лица; закон страны
местонахождения (оседлости) юридического лица; закон страны основного места
деятельности юридического лица и пр. Используется для определения
правоспособности иностранных юридических лиц, их правового статуса;
в) различные вариации (комбинации) названных выше критериев:

закон страны продавца — означает применение права того государства, к
которому принадлежит продавец;

закон стороны в договоре, которая осуществляет исполнение, имеющее
решающее значение для содержания данного договора, — означает применение
права того государства, к которому принадлежит данная сторона;
закон страны работодателя;
закон страны общего места жительства или общего гражданства супругов.
2. Закон места нахождения вещи — означает применение права того
государства, на территории которого находится вещь.
Применяется в области права собственности, в наследственном праве.
3. Закон места совершения акта — означает применение права того
государства, на территории которого был совершен акт (заключен или
расторгнут брак, рожден или зарегистрирован ребенок, зарегистрировано
транспортное средство, выдана доверенность, составлено завещание).
Обычно данная привязка используется для определения формы акта.
4. Закон места заключения договора — означает применение права того
государства, где заключен договор.
Применяется в обязательственном праве.
5. Закон места исполнения договора (обязательства) — означает применение
права того государства, где обязательство, вытекающее из договора, подлежит
исполнению.
Часто используется в более узкой трактовке — закон места (фактической
сдачи товара, закон места совершения платежа).
6. Закон места причинения вреда — означает применение права того
государства, на территории которого был причинен вред.
Применяется для регулирования деликтных обязательств.
7. Закон места осуществления деятельности (выполнения работы) - означает
применение права страны, на территории которой осуществляется деятельность
(выполняется работа).
Как правило, применяется в отношении субъектов предпринимательской
деятельности, а также в трудовом праве.
8. Закон суда — означает применение права того государства, суд которого
рассматривает дело с иностранным элементом. Суд применяет свое национальное
право.
Применяется при толковании коллизионных норм, в области гражданского
процесса, а также как дополнительная привязка в других областях МЧП.
9. Закон флага — означает применение права той страны, под флагом которой
плавает судно.
Применяется в морском праве.
10. Закон, наиболее тесно связанный с правоотношением, — означает
применение права того государства, с которым правоотношение наиболее тесно
связано.
Широкие полномочия предоставлены суду, который с учетом всех
обстоятельств дела определяет применимое право (не ограничиваясь тем или
иным формальным критерием).
Данная привязка использовалась первоначально только в обязательственном
праве. Сегодня закон, наиболее тесно связанный с правоотношением,
применяется за рубежом в сфере деликтов, брачно-семейных и трудовых
отношений, наследования или даже как общий коллизионный принцип.
Внутреннее законодательство Украины сегодня не содержит привязок к
закону, наиболее тесно связанному с правоотношением. Однако проект ГК
Украины существенно расширяет сферу применения данной привязки. Право,
наиболее тесно связанное с правоотношением, подлежит применению:
если в соответствии с коллизионными нормами ГК невозможно определить право
страны, подлежащее применению;
если, с учетом всех обстоятельств дела, право, избранное на основании
предписаний коллизионной нормы, имеет незначительную связь с регулируемым
правоотношением;
если иностранное право, избранное на основании коллизионной нормы, не
подлежит применению в соответствии с оговоркой о публичном порядке;
при отсылке к праву государства, основанному на множественности правовых
систем (как дополнительная коллизионная привязка).
Привязка к праву, «наиболее тесно связанному с правоотношением»,
используется в проекте ГК в качестве субсидиарной в области договорных,
трудовых, брачно-семейных отношений.
Существуют и иные, более редкие типы коллизионных привязок, например,
закон страны, в которой ценные бумаги были впервые допущены к листингу,
закон страны валюты долга и пр.

Классификация коллизионных норм

1) В зависимости от источников, в которых закреплены коллизионные нормы,
они подразделяются на:

нормы внутригосударственного права;
нормы международных договоров.
2) По степени обязательности для сторон:
• императивные — стороны не вправе отступать от такой нормы путем
договора.
Например, ч. 1 ст. 566 ГК Украины «Гражданская дееспособность
иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой
он является»;
• диспозитивные — действуют, если стороны не договорились об ином (т.е.
сторонам предоставляется возможность самим избрать применимое право, а если
они этого не сделали, то тогда суд вправе применить формулу прикрепления,
указанную в диспозитивной норме).
Статья 11 Соглашения СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с
осуществлением хозяйственной деятельности»: «...права и обязанности сторон
по сделке определяются по законодательству места совершения сделки, если
иное не предусмотрено соглашением сторон».
Диспозитивные нормы вначале применялись исключительно для регулирования
внешнеэкономических сделок. Сегодня стремительно расширяется сфера их
применения — отношения между супругами, трудовые договоры, завещания.
4) В зависимости от количества привязок:
однозначные (простые) - к одному объему относится только одна привязка;
множественные (сложные) — к одному объему относится несколько привязок. Их
существует несколько разновидностей.
Альтернативные нормы — из нескольких привязок, указанных в коллизионной
норме, для применения избирается одна. Право выбора может осуществляться
судом, сторонами правоотношения совместно, одной стороной правоотношения.
Выбор одной из привязок исключает использование других.
Статья 1640 проекта ГК Украины: «К требованию о возмещении вреда,
причиненного потребителю в связи с приобретением товара или предоставлением
услуг, на выбор потребителя применяется: а) право страны, где находится
место жительства потребителя; б) право страны, в которой находится место
жительства или место нахождения производителя или лица, оказавшего услугу;
в) право страны, в которой потребитель приобрел товар или в которой ему
была оказана услуга».
Кумулятивные нормы — к одному правоотношению последовательно или
одновременно применяются несколько привязок, применение одной из привязок
не исключает использование другой.
Чаще всего в МЧП встречаются нормы с последовательной кумуляцией — к
одному и тому же правоотношению судом может быть последовательно применено
несколько правопорядков.
Договор с Кипром о правовой помощи по гражданским и уголовным делам
закрепляет (ст. 22):
«Завещание признается действительным, если при его составлении было
соблюдено:
а) законодательство государства, на территории которого завещание было
составлено;
б) законодательство государства, гражданином которого наследодатель был в
момент составления завещания или в момент своей смерти;
в) законодательство государства, на территории которого наследодатель
имел в один из указанных моментов местожительство».
В соответствии с данной статьей, завещание, составленное на территории
Кипра украинским гражданином, подпадает одновременно под действие двух
правопорядков — кипрского и украинского. Если по законодательству Украины
завещание является недействительным вследствие несоблюдения его формы, но
при этом соблюдены требования законодательства Кипра, то и украинский суд,
и суд Кипра (в зависимости от места рассмотрения спора) обязаны признать
данное завещание действительным.
Существуют и иные кумулятивные нормы, предполагающие одновременное
применение к правоотношению права двух и более государств.
Статья 29 Договора с Литвой о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским семейным и уголовным делам закрепляет: «Если ребенок
усыновляется супругами, один из которых является гражданином одной
Договаривающейся стороны, а другой — гражданином другой Договаривающейся
стороны, то усыновление должно соответствовать требованиям
законодательства, действующего па территории обоих государств».
5) Основные и дополнительные (субсидиарные) нормы — дополнительная норма
применяется при невозможности следовать основной. Так, ч. 2 ст. 1598
проекта ГК Украины закрепляет, что если в соответствии с п. 1 этой статьи
невозможно определить право страны, подлежащее применению, применяется
право страны, которое имеет наиболее тесную связь с правовыми отношениями.
Данные нормы следует отличать от кумулятивных. Руководствуясь
кумулятивными коллизионными нормами, мы всегда можем установить, правовые
системы каких государств должны быть применены к правоотношению.
Дополнительная (субсидиарная) норма действует при невозможности установить
применимое право, руководствуясь привязкой (привязками), закрепленными в
основной норме. Например, если основная коллизионная норма указывает на
применение закона страны гражданства, а лицо не имеет гражданства или
является бипатридом.
6) Общие и специальные. Как и в других отраслях права нормы МЧП
подразделяются на общие и специальные, и существование специальной нормы
устраняет действие общей.
Примером может служить ст. 5694 ГК Украины, устанавливающая, что к
обязательствам из причинения вреда применяется закон места причинения вреда
(общая норма), но если стороны являются украинскими гражданами или
организациями, то применяется право Украины (специальная норма).
Для специальной коллизионной нормы характерно появление новых,
дополнительных обстоятельств в ее объеме.



Понятие автономии воли

Автономия воли состоит в том, что стороны (сторона) правоотношения
наделяются правом выбрать правопорядок, которым будет регулироваться данное
правоотношение.
Принцип автономии воли действует не во всех сферах МЧП. Реализация
принципа автономии воли возможна только в случае существования
санкционирующей нормы права (наличие такой нормы позволяет говорить о
существовании такой коллизионной привязки, как «право, избранное
участниками (участником) правоотношения»).
Так, ч. 9 ст. 6 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»
закрепляет, что «права и обязанности сторон внешнеэкономических договоров
(контрактов) определяются правом страны, избранным сторонами при заключении
договора или в результате дальнейшего согласования». Договор о правовой
помощи между Украиной и Польшей устанавливает: «Стороны, имеющие трудовые
отношения, могут подчинить их избранному по соглашению между собой
законодательству» (ст. 42 ч. 1).
Автономией воли может наделяться и один из участников правоотношения.
Автономия воли может быть ограниченной — выбранное сторонами право должно
иметь разумную связь с правоотношением — или неограниченной, когда стороны
могут избрать любое право для регулирования правоотношений между ними.
Проект ГК Украины существенно расширяет пределы использования принципа
автономии воли. Принцип автономии воли находит свое отражение не только в
нормах договорного права, но и в области права собственности, деликтов,
семейного и наследственного права.
Кроме того, проект ГК Украины предусматривает общие правила реализации
принципа автономии воли (ст. 1599):
Выбор применимого права не ограничивается выбором права определенного
государства и может включать выбор норм транснационального характера,
например таких, как «общие принципы права», «lex mercatoria» или
аналогичные положения.
Допускается, что такой выбор может быть не только прямо выраженным, но и
вытекать из условий сделки или обстоятельств дела, если иное не
предусмотрено законом.
Выбор права может быть осуществлен применительно к правоотношению в целом
либо к отдельным его частям.
Если иное не установлено законом, выбор сторонами (стороной) права является
неограниченным.
Выбор права или изменение ранее избранного права могут быть осуществлены
сторонами (стороной) в любой момент (на любой стадии развития
правоотношения).


Квалификация коллизионной нормы. Конфликт квалификаций

Под толкованием коллизионной нормы понимают установление ее содержания.
Квалификация является элементом толкования нормы и заключается в ее
юридической оценке (иногда термины «толкование» и «квалификация»
используются в науке МЧП как синонимы). Мы сталкиваемся с необходимостью
толкования любой нормы права, но толкование коллизионной нормы вызывает ряд
проблем.
Понятие конфликт квалификаций впервые нашло отражение в работах немецкого
ученого Кана и французского — Бартена в конце XIX столетия. Ими было
отмечено, что коллизионные нормы разных правовых систем даже при
формулировке их с использованием одинаковой терминологии содержат в себе
скрытые коллизии. Причина этому — несогласованность принципов и терминов в
праве различных стран. Так, термины «юридическое лицо», «недвижимое
имущество», «место заключения сделки», «местонахождение» и
«местопроживание» могут иметь разную правовую трактовку в различных
правовых системах. Некоторые правовые институты могут относиться к
материальному праву в одних странах и к процессуальному -в других (исковая
давность, зачет встречных требований и др.).
Поэтому всегда возникает вопрос: в соответствии с каким правом
(отечественным, иностранным или международным) судья должен осуществлять
квалификацию коллизионной нормы? В теории МЧП традиционно различают:
первичную квалификацию — квалификацию терминов, включенных в объем и
привязку коллизионной нормы;
вторичную квалификацию — толкование норм права, избранного в результате
применения коллизионной нормы (по существу такая квалификация уже не
связана непосредственно с квалификацией самой коллизионной нормы).
Более того, применение коллизионной нормы невозможно без решения т.н.
предварительного вопроса — вопроса о юридической квалификации фактического
правоотношения, которое предстоит урегулировать. Для того чтобы правильно
избрать коллизионную норму, судья должен определить — к какому правовому
институту относится регулируемое отношение. Например, применительно к
отношениям, складывающимся по поводу выморочного имущества, будут
конфликтовать коллизионные нормы права собственности и наследственного
права, вопрос о том, аннулируется ли завещание последующим браком, может
быть отнесен как к наследственному, так и семейному праву.
Квалификация фактического правоотношения и первичная квалификация
(квалификация терминов коллизионной нормы) может осуществляться:
• в соответствии с законом суда;
• на основании правовых понятий, общих для различных правовых систем
(автономная квалификация).
В судебной практике и доктрине предпочтение отдается квалификации в
соответствии с законом суда как наиболее простому способу решения
проблемы,(в ст. 1601 проекта ГК Украины использован аналогичный подход).
Если же юридические институты не известны праву Украины либо известны под
иным наименованием или с иным содержанием, то применяется автономная
квалификация (то есть учитываются и нормы иностранных правовых систем, а
также международного права). Это могут быть такие термины, как вдовья доля,
тюремное заключение за долги, приобретательская давность, компания,
домицилий и пр. Чаще всего автономная квалификация применяется в отношении
коллизионных норм, содержащихся в международном договоре.
Иногда вопросы квалификации понятий решаются в дополнительной
коллизионной норме. Например, в соответствии с. ч. 3 ст. 37 Договора о
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам
между Украиной и Польшей, отнесение имущества к движимому или недвижимому
определяется по закону местонахождения данного имущества. Часть 4 ст. 569
ГК Украины закрепляет, что место совершения сделки определяется по
советскому закону.
В доктрине высказывались предложения о возможности осуществления
первичной квалификации или решения предварительного вопроса согласно праву,
к которому отсылает коллизионная норма. Однако именно толкование
коллизионной нормы помогает правильно установить ту правовою систему,
которая подлежит применению. В момент первичной квалификации эта система,
как правило, еще не известна.
В отношении вторичной квалификации вопрос решается однозначно — она
осуществляется в соответствии с принципами и понятиями избранного права
(данный принцип нашел отражение в ст. 1602 проекта ГК Украины).






Реферат на тему: Компетенция Международного Суда ООН

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине: «Международное право»


Тема: «Компетенция Международного Суда ООН»



Выполнил студент

дневного отделения
группа ОЮ-80901
Чебулаев Дмитрий Михайлович



Научный руководитель

Мирошниченко Елена Николаевна


Дата сдачи_____________
Дата защиты___________
Оценка________________



Г. Пятигорск, 2001 г.


План:



Компетенция Международного Суда

- Международный Суд Организации Объединенных Наций

- Компетенция Международного Суда

- Юрисдикция Международного Суда ООН

- Право, применяемое Судом

- Решения Международного Суда ООН



Компетенция Международного суда ООН.

Международный Суд, согласно пункту 1 статьи 7 Устава ООН,
является одним из главных судебных органов Организации Объединенных Наций.
Исходя из статьи 92 Устава ООН Международный Суд является главным судебным
органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать
любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими
государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства
урегулирования международных споров, одним из которых является судебное
разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.
Организационное оформление третейский способ разрешения
международных споров получил лишь в начале ХХ века, после первой
конференции мира 1899 года в Гааге, созванной по инициативе России.
Державы, участвовавшие в конференции подписали Гаагскую конвенцию о мирном
разрешении международных споров, в соответствии с которой обязались
прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить урегулирование
международных разногласий мирными средствами с целью избежать, насколько
это возможно, применение силы в отношениях между государствами. Участники
Конвенции учредили Постояннуюю Палату Третейского Суда. Хотя Палата была
создана как постоянный орган, она не стала постоянно действующим судом в
полном смысле этого слова. Конвенция предусматривала составление списка из
150-200 лиц (по 4 судьи от каждого договаривающегося государства), из
которого государства могли выбирать одного или более арбитров,
образовывавших состав суда для рассмотрения того или иного конкретного
спора.


Международный Суд Организации Объединенных Наций


В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый
судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН,
Международный Суд является главным судебным органом Организации
Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33
Устава ООН в той части, которая предусматрела в качестве одного из мирных
средств разрешения международных споров возможность организации судебного
разбирательства.
Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН,
неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в
Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции
в Сан-Франциско 1945 года.
За исключением незначительных изменений, большая часть которых
носит чисто формальный характер, Статут Международного Суда тождественен
Статуту Постоянной Палаты Международного Правосудия.
Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в
силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным
органом ООН. Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей
инаугурациооной речи 18 апреля 1946 года, тогдашний председатель
Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: "Уважаемые члены Суда! Я
не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН,
но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа.
Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет
Безопасности - более эффективным, возможно деятельность ЭКОСОС более
постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я
убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с
каждым днем ваши обя занности будут становиться все более важными."[1] Все
члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН
могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной
Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН).
Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников
Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).


Компетенция Международного Суда


Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-
38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута
устанавливат границы компетенции Международного Суда.
Во-первых, компетенция Суда распространяется лишь на споры между
государствами. Суд не может рассматривать споры между частными лицами и
государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между
государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким
образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а
факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной
компетенции было принято после весьма напряженной борьбы с достаточно
многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда на конференции в
Сан-Франциско в первом комитете 4-ой комиссии большинством голосов (31
против 14).
Факультативный характер передачи государствами споров на
разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1
статьи 36 Статута Международного Суда, "к ведению Суда относятся все дела,
которые будут переданы ему сторонами...". Государства -участники Статута
могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по
определенным категориям дел.
В 70-ых - 80-ых годах на целом ряде сессий Генеральной Ассамблеи
ООН дважды с интервалом в несколько лет обсуждался вопрос об усилении роли
и влияния Международного Суда посредством расширения его компетенции и
введения обязательной юрисдикции. На рубеже 70-ых годов с подобной
инициативой выступили западные, на рубеже 80-ых - развивающиеся страны.
В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов
признания за ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить
с соответствующим заявлением либо являться участником двустороннего
международного соглашения, содержащего положения об обязательной
юрисдикции. К числу таких договоров относятся мирные договоры, договоры о
мире и сотрудничестве, о совместной эксплуатации природных ресурсов, о
разграничении морских пространств и некоторые другие. Клаузулу об
обязательной юрисдикции Международного Суда содержат также многочисленная
группа многосторонних и прежде всего универсальных международных
соглашений. Их участниками являются большинство государств.
Таким образом, обязательная юрисдикция Международного Суда в
договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой,
либо по конкретным категориям международных споров.
Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании
обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы
действия последней. На это обращали внимание, в частности, в советсткой
международно-правовой литературе. Так, например, Ф.И. Кожевников и Г.В.
Шармазанашвили отмечают: "... Большинство государств, признав обязательную
юрисдикцию Международго Суда, сделали такие оговорки, которые значительно
ограничивают ее, вызывая осложнения в деятельности Международного Суда"[2].
В юридической литературе обычно выделяются четыре вида оговорок,
которые, по сути дела, являются обычными нормами международго права. Речь
идет об изъятии из обязательной юрисдикции Суда споров, возникающих по
поводу ситуации или фактов, имевших место до принятия заявления; об условии
взаимности; о неподсудности споров, по существу входящих во внутреннюю
компетенцию государства; о частичном изъятии из обязательной юрисдикции
Суда споров, связанных с выполнением и толкованием многосторонних
конвенций.
Все остальные действующие оговорки можно подразделить на пять
видов. Наибольшее значение имеют оговорки о том, что признание обязательной
юрисдикции Международного Суда относится к спорам, по поводу которых
стороны согласились или согласятся прибегнуть к иному способу мирного
урегулирования. Данный вид оговорок встречается особенно часто. Он включен
в текст заявлений подавляющего большинства государств. Положение о
приоритетном использовании иных способов мирного урегулирования крайне
весомо. Оно ограничивает сферу действия обязательной юрисдикции только
такими спорами, в отношении которых не имеется договоренности об
использовании других мирных средств, и вводит границы дополнительности,
субсидиарности обязательной юрисдикции Международного Суда.
Очень важную группу международных конфликтных отношений
исключают из компетенции Суда оговорки, касающиеся событий, связанных с
военными действиями, войной, состоянием войны, военной оккупацией, другими
актами вооруженного насилия, а равно исполнения решений международной
организацией.
Своего рода опосредствованной международным договором является
оговорка, включенная в заявление государств-членов Британского содружества
наций (Австралия, Великобритания, Гамбия, Индия, Канада, Кения, Мальта,
Новая Зеландия), о неподчинении споров, возникающих между ними, юрисдикции
Международного Суда.
Имеется несколько оговорок, направленных против подчинения
обязательной юрисдикции Международго Суда конкретного спора или споров с
отдельными государствами. В частности, Гватемала подчеркнула, что ее спор с
Великобританией о Белизе носит неподсудный характер и может быть разрешен
Судом только на основах справедливости.
Также хотелось бы привести пример с США. В 1946 году США
выступили с заявлением о признании обязательной юрисдикции Международного
Суда ООН, предусматриваемом Статутом Международного Суда ООН. Они сделали
оговорку в отношении споров, которые по существу входят в область
национальной компетенции, как она определяется самими США. Формально
признав обзательную юрисдикцию Суда, они на деле сохранили возможность по
своему усмотрению уклоняться от судебного разбирательства в каждом
конкретном случае.
Наряду с заявлениями государств обязательная юрисдикция
Международного Суда предусматривается целым рядом международных конвенций,
регулирущие некоторые специальные области международных отношений. В них,
как правило, весьма жестко фиксируются условия и порядок передачи на Суд
рассмотрение споров, касающихся толкования или применения этих конвенций. Я
хотел бы сослаться в качестве примера на Факультативный протокол об
обязательном разрешении споров к Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 года. Статья I протокола гласит: "Споры по толкованию или
применению конвенции подлежат обязательной юрисдикции Международного Суда и
соответственно могут передаваться в этот Суд по заявлению любой страны в
споре, являющейся участником настоящего Протокола".
Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания
обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки
наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые
свидетельствуют о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения
межгосударственных споров.
Общепринятым является положение, в соответствие с которым
государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного
спора по существу. Более того, именно на это государство возлагается
обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу.
Нарушение этого положения делает претензию беспредметной и, таким образом,
невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН.
Кроме собственно судебных функций, Суд имеет право давать
консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу
любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН
или согласно этому Уставу. Это прямо следует из статьи 96 Устава ООН и
статьи 65 Статута Международного Суда ООН. В соответствии со статьей 96
Устава право запроса у Международного Суда консультативных заключений по
любому юридическому вопросу принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету
Безопасности. Другие органы ООН, а также и специализированные учреждения
ООН, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на
это, также могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим
вопросам, возникающим в связи с их деятельностью. К их числу относятся:
Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международная организация
труда, ЮНЕСКО и многие др.
Консультативное заключение Международного Суда представляет
собой лишь выражение мнения международных судей по тому или иному
юридическому вопросу международного права. Оно не носит обязательного
характера и не связывает орган, который обратился в Международный Суд за
консультативным заключением.
Имеется большое колличество договоров и конвенций, в
соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем
юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех
или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя
государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более
категорий споров и т. д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).
Государства-участники Статута могут также принимать весьма
широкие обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они могут в
любое время заявить, что признают в отношении каждого государства,
принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем
правовым спорам, касающимся:
1) толкования договоров;
2) любого вопроса международного права;
3) наличие факта, которые, если он будет установлен,
представляет собой нарушение международного обязательства;
4) характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение
международного обязательства.
Такие заявления, как правило, оговариваются условиями,
ограничивающими, например, сроки судопроизводства, определяющими характер
спора и т.д.
На практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с
определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за
законностью решений международных организаций, выступать в роли
апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений
международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом
указанных полномочий достаточно много. В качестве примера можно указать на
решение от 12 ноября 1991 года по делу об арбитражном решении от 31 июля
1989 года (Гвинея-Бисау против Сенегала), которым он отклонил утверждение
истца о недействительности арбитражного решения и его необязательности для
тяжущихся сторон.


Право, применяемое Судом


Согласно статье 38 Статута Международный Суд применяет:
а) международные конвенции и договоры;
б) международный обычай;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных
специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых
норм.
Кроме того, Суд может разрешить дело ex aequo et bono, т.е.
согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны
с этим согласны.


Решения Международного Суда ООН


С образованием Международного Суда ООН было связано немало
надежд и даже иллюзий. Предполагалось, что Международный Суд сможет внести
существенный вклад в реализацию целей Устава ООН. Однако ему не удалось
завоевать достаточно широкого признания со стороны членов мирового
сообщества, на практике государства с настороженностью относятся к
деятельности Суда.
В практической деятельности Международного Суда четко
прослеживаются два периода. Первый из них заканчивается 1966 годом, ставшим
для Международного Суда во многом переломным. Своим решением от 18 июля
1966 года по делу о Юго-Западной Африке Международный Суд нанес урон своему
престижу, дискредитировав себя в глазах общественного мнения, в глазах
государств. Это решение Суда вызвало негодование во всем мире, так как оно
носило откровенно противоправный характер. Международный Суд фактически
пересмотрел решение, принятое им четыре года назад по этому же делу, в
котором он отверг предварительные возражения ЮАР и постановил рассмотреть
дело по существу. Он сделал это без соблюдения статьи 61 Статута и
процедуры, предусмотренной Регламентом. Тем самым он пошел против положений
Статута об обязательности и окончательности решений Суда. Главный судебный
орган ООН отказал в иске Эфиопии и Либерии на том "основании", что
"государства-заявители не могут рассматриваться как доказавшие в своих
исковых требованиях какое-либо юридическое право или интерес в предмете
спора".[3]
По существу, решение Суда прямо противоречило общепризнанным
принципам современного международного права, осуждающим колониализм,
колониализм и расовую дискриминацию, Декларации о предоставлении
независимости колониальным странам и народам, многочисленным рекомендациям
Генеральной Ассамблеи ООН. Отказавшись по чисто формальным основаниям
продолжить разбирательство дела, Международный Суд противопоставил себя
антиколониалистскому блоку государств. Это имело для него тяжелые
последствия.
Таким образом, во второй половине 60-ых годов Международный Суд
ООН пережил кризис доверия. На протяжении нескольких лет он вынужден был
бездействовать, т.к. к его услугам перестали обращаться. Впоследствии
положение начало выправляться.
Второй период продолжается вплоть до настоящего времени. В
практику Международного Суда ООН вносятся существенные коррективы. Суд
берется за разработку более демократичных и перспективных концепций
международного права. Он требует неукоснительного соблюдения международных
обязательств от любых государств, оказавшихся в роли ответчиков. Много
нового вносится в процесс судопроизводства. Суд становится более доступным.
Его международное влияние постепенно нарастает.
Все дела, рассмотренные Международным Судом за этот период можно
с определенной долей условности подразделить на несколько основных
категорий в зависимости от предмета разбирательства. Соответственно в
отдельную категорию попадают дела, связанные с ликвидацией остатков
колониальной системы, реализацию права наций на самоопределение и
пользование своими природными богатствами, возмещение ущерба от
колониальной деятельности. К их числу относятся консультативные заключения
по делу о юридических последствиях для государств, вызываемых
продолжающимся присутствием Южной Африки и Намибии (1970-1971 годы) и по
делу, связанному с Западной Сахарой (1974-1975 годы), а также дела,
возбужденные Науру против Австралии о некоторых районах
залежей фосфатных руд в Науру (1989-...годы) и Португалией против
Австралии о Восточном Тиморе (1991-...годы).
Наиболее многочисленную категорию образуют дела, касающиеся
нарушений государствами своих международных обязательств, а также некоторых
общепризнанных принципов и норм международного права. В нее входят дела
1972-1974 годов о рыбных промыслах (Великобритания против Исландии, ФРГ
против Исландии); 1973-1974 годов о ядерных испытаниях (Австралия против
Франции, Новая Зеландия против Франции); 1979-1981 годов о дипломатическом
и консульском персонале США в Тегеране (США против Ирана); 1984-1991 годов
о действиях военного и полувоенного характера в Никарагуа и против этой
страны (Никарагуа против США); 1986-1987 годов о пограничных и
трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа против Коста-Рики); 1986-
1992 годов о пограничных и трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа
против Гондураса).
Особую категорию составляют дела о делимитации континентального
шельфа между Тунисом и Ливией (1978-1982 годы) и между Ливией и Мальтой
(1982-1985 годы), проведение морской границы в районе залива Мэн между
Канадой и США (1981-1984 годы), пограничном споре между Буркина Фасо и
Республикой Мали (1983-1986 годы), в споре в отношении сухопутных и морских
границ и границей между островами между Сальвадором и Гондурасом (1986 год)
и территориальном споре между Ливией и Чад (1990 -... годы), а также дела
1988-... годов о делимитации спорной границы между Гренландией и Ли-Майеном
(Дания против Норвегии), 1991-... годов о делимитации морской границы между
Гвинеей-Бисау и Сенегалом (Гвинея-Бисаю против Сенегала), 1991-... годов о
проходе через пролив Большой Бельт (Финляндия против Дании), 1991-... годов
о делимитации морской границы и территориальных вопросах между Катаром и
Бахрейном (Катар против Бахрейна).
В порядке апелляционной и квазиапелляционной инстанции
Международный Суд за этот период вынес решения по делам 1971-1972 годов
относительно компетентности Совета ИКАО (Индия против Пакистана) и 1983-
1991 годов об арбитражном решении от 31 июля 1989 года (Гвинея-Бисау против
Синегала) и три консультативных заключения по заявлениям о пересмотре
решений N 158 (1972-1973 годы), 273 (1981-1982 годы) , 333 (1984-1987 годы)
Административного трибунала ООН. В эту же категорию попадает, видимо, дело
1989-... годов о воздушном инцеденте от 3 июля 1988 года (Иран против США).
Часть дел, в частности 1973 года о процессе пакистанских
военнопленных (Пакистан против Индии), 1976-1978 годов о континентальном
шельфе Эгейского моря (Греция против Турции), 1980 года о толковании
соглашения от 25 мая 1951 года между Всемирной организацией здравоохранения
и Египтом, 1984-1985 годов о пересмотре и толковании решения по делу о
континентальном шельфе между Тунисом и Ливией (Тунис против Ливии) и 1988
года о порядке разрешения спора между ООН и США - представляли интерес в
основном с процедурной точки зрения.
Фактически самостоятельные группы дел образуют дело 1987-1989
годов о компании "Элеттроника" (Сша против Италии), связанному с
нацианализацией принадлежащих американскому капиталу итальянских компаний;
консультативное заключение 1989 года о применимости части 22 статьи VI
Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН; дела 1992-... годов, касающихся
вопросов толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года,
возникшего в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливия против
Великобритании; Ливия против США) и ряд других.
Таким образом, несмотря на то, что Международный Суд ООН
обладает юрисдикцией, обязательной только для государств - сторон в споре,
выразивших на это согласие, а также может выносить консультативные
заключения, послужной список нго дел внушителен.
Реестрдел Международного Суда значительно увеличился за
последнее время. Рекордным в этом отношении стал 1992 год: было
зарегистрировано 13 дел. Cегодня на рассмотрение Суда представлено уже 72-
ое дело. Со времени своего учреждения Суд дал 21 консультативное
заключение. А Постоянная Палата Международного Правосудия и Международный
Суд ООН в общем вынесли решение по 101 спорному делу, сделали
консультативные заключения по 48 делам. На данный момент на рассмотрении
Суда находятся 10 спорных дел и 1 дело, по которому Суд может вынести
консультативное заключение.[4]


Участие Международного Суда в

формировании норм международного права

Анализ развития современного международного права и
международных отношений показывает, что Международный Суд превратился в
один из важных центров исследования и толкования современного
международного права. Формулируемые им конценпции, вследствие особого
порядка комплектования этого международного органа, его высокого статуса,
юридической природы выносимых им решений и консультативных заключений
оказывают серьезное воздействие на доктрину международного права и
существенно влияют как на процесс универсализации, так и кодификации
международного права.
Международный Суд не является правотворческим органом. Его
решения не создают и прецедентного права, поскольку они обязательны лишь
для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу (статья 19 Статута).
Суд в своих решениях отмечает, что он не является законодательным органом,
его обязанность заключается в том, чтобы применять право таким, каким оно
есть, а не создавать его. В принципе такая позиция не вызывает сомнений. В
силу специфики межгосударственных споров Международный Суд должен особенно
строго придерживаться буквы закона.
Однако, как мы видим, практически зачение актов суда выходит за
эти формальные рамки. Суд не создает прецедентного права, но благодаря
своей юридической обоснованности и авторитета Суда, сформулированные им
положения пользуются большим влиянием. Суд сам ссылается на свои предыдущие
решения. Более того международные организации и государства с большим
уважением относятся к сформулированным Судом положениям. Государственный
секретарь США Д.Раск высказал даже такую точку зрения: "... Возникает
традиция воспринимать мнения Суда как право и поступать в соответствии с
ним"[5].
Любое судебное решение, а особенно решение Международного суда,
всегда в большей или в меньшей степени носит творческий характер. Так как
применяя нормы к конкретным обстоятельствам, Суд раскрывает, углубляет и
конкретизирует их содержание.
Творческое влияние Международного Cуда на международное право
объясняется не формально-правовым моментом, а потребностью права в
подобного рода деятельности и в отсутствии другого органа, способного ее
осуществить. Консультативные заключения по своему общему влиянию на
международное право мало чем отличаются от его решений, так как они
касаются не основополагающих принципов и норм, а конкретных вопросов.
Международный Суд изложил четкое и недвусмысленное понимание
взаимных прав и обязанностей государств, вытекающих из важнейших
общепризнанных принципов и норм современного международного права:
неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела других
государств, суверенного равенства, права народов и наций на
самоопределение, свободы международного судоходства. Он провел
разграничительную линию между применением силы в международных отношениях и
актами агрессии, уточнил содержание и границы прав государств на
самооборону и коллективную самооборону. Им была сформулирована концепция
параллельного действия обычной и договорной норм международного права.
Международный Суд способствовал укреплению международно-правового режима,
предусматривающего запрет на испытания ядерного оружия в трех средах. Он
оказал непосредственное влияние на становление некоторых узловых положений
международного морского права в их современном понимании, нашедшем
отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Ему принадлежит
заслуга в формировании основ международного права делимитации
континентального шельфа и разграничении морских границ.
Теперь хотелось бы остановиться на проблеме взаимосвязи
деятельности Международного суда и национальных судов. Пока доктрина не
уделяет сколько-нибудь значительного внимания этому вопросу. И такое
положение не случайно. Оно отражает реальное положение вещей. Пока эта
взаимосвязь слабо развита. Тем не менее, на мой взгляд, доктрина
недооценивает ее значение. Уже сегодня взаимосвязь могла бы быть более
активной, что принесло бы несомненную пользу, прежде всего национальным
судам.
Причины такого положения многообразны. Во многих случаях вопрос
об осуществлении решений Международго Суда вообще не возникает, поскольку
его задача сводиться к определению правового положения, например,
подтверждению законности той или иной фактической ситуации, установлению
юридического положения сторон. Далее, передача дела на рассмотрение Суда по
соглашению сторон в значительной мере снимает проблему принуждения
осуществления решений. Все это, на мой взгляд, не исключает необходимости
участия национальных судов в исключительных случаях имплементации решений
Международного Суда. В международной практике можно считать широко
принятыми два правила. Первое заключается в признанании национальными
судами обязательной для себя юридической силы за решениями международных
судов по таким впросам, как статус государства или территории,
правопреемство, юрисдикция, установление фактов и т.д. В пример хотелось бы
привести решение Верховного Суда Норвегии по делу Король против Купера от
24 октября 1953 года. Оно основывалось на решении Международного Суда ООН,
который незадолго до этого подтвердил правомерность границы Норвегии.
Приведу еще один пример. В своем решении по делу: "Права граждан США в
Марокко" 1952 года Международный Суд установил, что консульская юрисдикция
США в Марокко была ограничена спорами между американскими гражданами и что,
соответственно, юрисдикция марокканских судов ограничивалась только в этих
пределах. В дальнейшем суды Марокко при определении своей юрисдикции
ссылались на решение Международного суда и отклоняли возражения против их
компетенции, не соответствовавших решению Международного Суда.
Второе правило включало в себя признание национальным судом
толкования международных договорных и обычных норм, содержащихся в решениях
международных судов. Таким образом, у нас есть все основания для вывода о
том, что решения Международного Суда не могут игнорироваться судами
государств при решении дел, связанных с международным правом.
Следовательно, решения Международного Суда должны иметь прямое значение для
национальных судов в следующих случаях:
1) решения и консультативные решения Международного Суда
используются при установлении и использовании норм международного права в
качестве вспомогательных средств. Если Международный Суд использует решения
национальных судов в качестве вспомогательного средства для определения
правовых норм, то тем более это уместно в отношении актов такого
авторитетного органа, как Международный Суд;
2) решение обязывает государство суда и, следовательно, все
государственные органы, включая судебные, должны руководствоваться им;
3) решения определяют объективный режим, например, линию
прохождения государственной границы. В таком случае не только суды
участвовавших в деле государств, но и третьих стран обязаны исходить из
такого решения.



БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный суд ООН:
организация, цели, практика. Москва, изд. Международные отношения, 1999 г.
2. Крылов С.Б. Международный Суд ООН. Москва, Госюриздат, 1990 г.
3. Международные суды и международное право (сборник обзоров).
Москва, изд. Академии Наук СССР, 1986 г.
4. Международный Суд. Нью-Йорк, издание ООН, Департамент
общественной информации.
5. Полянский Н.Н. Международный Суд. Москва, изд. Академии Наук СССР,
1951 г.
6. Энтин М.Л. Международные судебные учреждения. Москва, изд.
Международные отношения, 1998 г.
7. “Советское государство и право”, 1992 г., N12
8. “Cоветское государство и право”, 1991 г., N11
9. “Советское государство и право”, 1989 г., N8
-----------------------
[1] М. Беджауи, Международный Суд ООН: прошлое и будущее, Московский журнал
Международного права, 1995, N2, стр. 42
[2] И.Ф. Кожевников, Г.В. Шармазанашвили, Международный Суд ООН:
организация, цели, практика, М. , 1971 г., стр. 17

[3] Сборник обзоров, Международные суды и международное право, М.: Академия
наук СССР,1986, стр. 31
[4] М. Беджауи, Международный Суд: прошлое и будущее, Московский журнал
международного права, 1995, N2
[5] Rusk D. The role of I???????????????????????????†??????????nternational
Law in World Affairs, 1964, p. 803





Новинки рефератов ::

Реферат: Законодательная и нормативная регламентация документирования трудовых правоотношений (Государство и право)


Реферат: Становление личности в подростковом и юношеском возрасте (Психология)


Реферат: Пенсионная система России (Страхование)


Реферат: Билеты с ответами за 2003 год (зима) (Транспорт)


Реферат: Гаметициды и их применение в селекции (Сельское хозяйство)


Реферат: Радиотехнические цепи и сигналы (Радиоэлектроника)


Реферат: Патент (Гражданское право и процесс)


Реферат: Олигархия (Политология)


Реферат: Воспитание в древней Греции (История)


Реферат: Проблема искусственного интеллекта (Компьютеры)


Реферат: SWOT-анализ, маркетинговые исследования (Маркетинг)


Реферат: Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь (Бухгалтерский учет)


Реферат: Японский и американский менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Интеграционные процессы в Западной Европе (Международные отношения)


Реферат: Семантические сети (Компьютеры)


Реферат: Солнце (Астрономия)


Реферат: Кроссворд по культурологии (Философия)


Реферат: Творчество и самореализация личности (Культурология)


Реферат: Государственный экзамен по Биологии (Биология)


Реферат: Пакистан в 20м веке (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист