GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Блатная музыка (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Блатная музыка (Культурология)



Министерство образования РФ
Международный университет бизнеса и новых технологий



Блатная музыка
реферат по русскому языку
и культуре речи



Студента БУ-11
Молотова А. А.



Ярославль, 2004
План


1. Введение
2. Происхождение слова «Блатная»
3. Происхождение слова «Музыка»
4. Заключение



1. Введение

Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в
конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно
впервые зафиксировано в 1908 году. И. А. Бодуэн де Куртенэ в статье,
посвященной изучению арго, иначе его и не называет, как блатная музыка.
Любопытно, что в этой небольшой статье (всего две страницы) словосочетание
блатная музыка встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оно стало
употребляться в лингвистической литературе в качестве синонима к термину
арго.

2. Происхождение слова «Блатная»

Из двух компонентов фразеологизма блатная музыка более новым является
слово блатная. Одна из первых фиксаций слова блат (вернее, его
производного) наблюдается в очерке А. И. Куприна «Вор» (1895 г.). Появление
этого очерка совпадает с периодом наиболее интенсивных заимствований в
русское арго из немецкого, польского и еврейских языков (именно они
способствовали переходу лексемы блат в русское арго, являясь при этом либо
языками-источниками, либо языками-посредниками). И первоначально в русском
арго слово блат обозначало «любое преступление, независимо от его
характера». Кража, убийство, разбой, мошенничество - все это определялось
словом блат. Позднее арготизм блат получил значение «преступный мир», а
производная лексема блатной имела значения «профессиональный преступник»,
«преступный; относящийся к преступному миру».

3. Происхождение слова «Музыка»

До конца XIX в. арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо
байковым языком.
У читателя, вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян -
«музыкальный инструмент». Действительно, уж очень заманчивая лексическая
цепочка: байковый язык - баять - баян - музыка. Но слово баян ничего общего
с языком преступников не имеет. Музыкальный термин баян, названный по имени
древнерусского поэта Бояна гармонистом А. Ф. Орланским-Титаренко, появился
примерно в конце XIX века, тогда как арготизм музыка возник гораздо раньше.

Но все-таки, почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно
действует на эмоции? Да, арго воздействует и на чувства деклассированных
элементов, и на чувства законопослушного населения. Но не это явилось
определяющим при появлении на свет лексемы музыка, т. е. данное слово
образовалось не при помощи метафоры. Думается, что возникновение его
гораздо сложнее.
Музыка - «язык преступников» - слово довольно странное, даже для арго,
в котором имеются различные словесные неожиданности. Но в лексике
преступного мира был еще и более причудливый фразеологизм (активно он
употреблялся в середине XIX в.) - ходить по музыке - «совершать
преступления». Но какая связь между «ходить по музыке» и «совершать
преступления»? Казалось бы, никакой. Однако, если верно определить в арго
важнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а также
связи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все
встанет на свои места.
Нам кажется, что слово музыка в арго появилось благодаря звуковой
мимикрии. Данный способ словопроизводства очень распространен в арго. Язык
«рисует» самые неожиданные образы. Так, в дореволюционном арго при помощи
звуковой мимикрии образованы слова олешка - «лакей», мишука, мишура -
«мешок», башкир - «большеголовый человек» (от башка), петя -
«пятисотрублевый кредитный билет»; в современном арго - алик - «алкоголик»,
баптист - «бабник», балбес - от балабас - «продукты, содержащие большое
количество жира», марго - «маргарин», червяк - «червонец», чех - «чеченец».

Несомненно, что музыка - это слово, также образованное с помощью
звуковой мимикрии. Но какая лексема явилась его основой, первым кирпичиком?
Каких-либо производных арготизмов от слова музыка в составе
дореволюционного арго нами не обнаружено. Из фонетически близких к
арготизму музыка можно причислить следующие слова: маз - «преступник»,
«мошенник», «старый опытный вор», «атаман разбойничьей шайки», «вор-
карманник», «помощник вора-карманника»; мазурик - те же значения, кроме
третьего и четвертого; маза - «учитель воров»; мазье - «мошенники, воры»;
мазура несчастная - «плохой вор»; мазиха - «женщина, принадлежащая к
преступному миру», «дама (игральная карта)»; мазурить, мазурничать -
«воровать из карманов». Как видим, в этих словах отчетливо прослеживается
корень маз. Заметим также, что все эти слова обозначают либо представителей
преступного мира, либо их преступные действия. И слово музыка, насколько
это явствует из фразеологизма ходить по музыке, также обозначало
преступление. (Любопытная деталь - арготизм блат почти повторил историю
слова музыка: блат - сначала имело значение «любое преступление», затем -
«язык преступного мира»; ходить на блат - «совершать преступления».)
Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней
- мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С.
В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней:
«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и
даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом -
мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А.
Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), - утверждал он,- так они
называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и
Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.
Боготаскатели - «офени, занимающиеся перепродажей икон». Итак,
заметим: мазыки - иконописцы, боготаскатели - скупщики икон. Вероятно, у
офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) - «скупать у иконописцев
иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,- часто
мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое
значение - «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не
характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему
музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже
знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое
наполнение - «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово
маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений -
«крестьянин», «человек», «офеня», «я».
Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-
профессионального языка офеней в сильнейшей степени повлияла на арго.
Деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов:
клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем слоем населения, который
пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в
собственном смысле (нищих, бродяг, воров),- справедливо утверждал В. М.
Жирмунский,- в создании и распространении арго существенное участие
принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как
указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы.
Тесная связь преступного мира с офенями отражена даже в тюремном
фольклоре. Из всех социальных групп торговцев только офеня удостоился такой
«чести». Вот отрывок из блатной песни:


Кругом темно, все потемнело,
И спит Москва во мгле ночной.
Уныло песенку заводит
В тюрьме преступник молодой:
«Мне быть преступником с рожденья
Сама назначила судьба.
Я был торговец, был офеней
И торговал я завсегда».

Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по
фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене
болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В
начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене - «совершать
преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».
Автор этих строк однажды в Горьком услышал от носителя арготизмов
(преступника-рецидивиста), что блатной язык был придуман купцом по имени
Офеня.
Но не только офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и
прасолы (прахи) - «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним из
названий преступника в Поволжье явилось слово прах.
Получается любопытная лексическая параллель: в условно-
профессиональном языке «ходебщиков» маз (мас) - «офеня», в арго маз,
мазурик - «преступник»; прасол (прах) - «скупщик хлеба и скота», а в арго
прах - «преступник».
Что же осталось в арго в настоящее время от когда-то этимо-логически
родственных слов маз, мазурик, музыка? В современном арго и сейчас
употребляются слова маз, маза - «главарь воровской группы». Арготизм маза
имеет и еще одно значение - «шайка, сплоченная воровская группа»;
фразеологизм держать мазу означает «заступаться друг за друга,
поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных элементов не
употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном арго
фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент -
музыка (от него образован арготизм музыкант - «знаток арго»).

4. Заключение

И все таки, какая связь между «ходить по музыке» и «совершать
преступления»? Если верно определить в арго важнейшие способы
словопроизводства, то все встанет на свои места.



Библиография


1. Грачев М. А. Блатная музыка // Русская речь. -1995. - №5







Реферат на тему: Богатыри

[pic]
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СВЯЗИ


КАФЕДРА №8



Реферат по теме
(ОБРАЗ БЫЛИННОГО БОГАТЫРЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА 19 В.(

Выполнил:
курсант
КАПУСТИН А.В.
Проверил:
преподаватель
ВАРАКИНА Г.В.

Рязань 2003г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

[pic]



Васнецов – история создания «БОГАТЫРЕЙ» 3


Николай Константинович Рерих - "Богатырский фриз" 8


Список литературы 19



Васнецов – история создания «БОГАТЫРЕЙ»


| |
|[pic] |



Дата создания: 1881 г. - 1898 г.

Автор: Васнецов В.М.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея

Материал, техника: холст, масло

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник
посвящал бы значительную часть своей творческой жизни.

В числе таких картин "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном,
выразившим наиболее полно и совершенно лучшие стороны его огромного
дарования.

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался
будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные
сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную
душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его
поэтической натуры.

Эти настроения и чувства поддерживала и питала величественная, со сказочным
оттенком, суровая природа родного Вятского края с ее дремучими,
непроходимыми лесами и окружающий бытовой уклад, бережно хранивший многие и
многие давние преданья и отголоски старины. С живым интересом приглядывался
юный Васнецов к народным обрядам и к обычаям своих земляков.


Впечатления детства, такие яркие и своеобразные, оставили неизгладимый след
в его сознании: народные предания он ощущал, как живую историю, эпических
героев видел перед собой во плоти и крови, восхищался ими, как реальными
историческими личностями.


Позднее, уже в Петербурге, в Академии художеств, углублению и развитию
этого страстного интереса молодого художника к родной старине и к прошлому
своего народа много способствовало общее увлечение историей, народным бытом
и искусством, характерное для шестидесятых-семидесятых годов прошлого века.
В это время русские ученые Афанасьев, Гильфердинг и Киреевский опубликовали
свои собрания народных сказок, песен и былин; композиторы Балакирев,
Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков создали гениальные переложения
народного песенного творчества.

Уже в 1871 году Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря",
положив тем самым начало знаменитому "богатырскому циклу", завершившемуся
через четверть века "Тремя богатырями", венцом великого подвига художника
во славу русского искусства.


В последующие годы художник не раз снова и снова подступал к излюбленной
теме и разрабатывал эскизы для будущей картины. В 1876 году Васнецов
написал маслом Алешу Поповича с бородой и делал этюды с натуры для Ильи
Муромца, а в 1882 и 1883 годах с увлечением работал над пейзажными этюдами,
которые были им потом использованы для картины.


В живописной подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату С. И.
Мамонтову, талантливому самородку и знатоку искусства, подолгу жили и
плодотворно работали в восьмидесятые - девяностые годы прошлого века многие
выдающиеся русские художники - Поленов, Репин, Серов, Остроухов, Левитан,
Коровин, Врубель. Постоянным абрамцевским завсегдатаем был и Виктор
Михайлович Васнецов. Здесь, в Абрамцеве, на огромном холсте, установленном
в специально сооруженном для художников так называемом "Яшкином доме", и
началась его работа по воплощению на полотне грандиозного эпического
замысла.


"Я всегда был убежден, - говорит В. М. Васнецов, - что в жанровых и
исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении
искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа,
внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть" и будущим. Только
больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох
тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".



Васнецов был преданным сыном своего народа, он страстно любил историю
родной страны и гордился ею. Он призывал художников с возможным
совершенством и полнотой изобразить и выразить "красоту, мощь и смысл наших
родных образов, нашей русской природы и человека нашей настоящей жизни,
нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру" и суметь "в своем истинно
национальном отразить вечное, непреходящее".


Свое глубочайшее художественное проникновение в сущность народного
характера он мастерски выразил в могучих образах трех славных русских
богатырей.


Уже работа над предшествующими картинами "После побоища Игоря Святославича
с половцами" (1880) и "Витязь на распутье" (1882) дала Васнецову большой
опыт художественной разработки образов родной истории. Но несмотря на
многие блестящие опыты воплощения в живописных образах былинно-эпических
сюжетов, "Богатыри" потребовали от В. М. Васнецова огромного творческого
напряжения.


Один из близких друзей художника - жена С. И. Мамонтова, Елизавета
Григорьевна, - писала из Абрамцева летом 1881 года: "Васнецов. весь ушел в
своих "Богатырей", его видим только по вечерам, он очень усердно пишет".


В следующем году Васнецов сообщает своему почитаемому учителю П. П.
Чистякову:


"Картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском
выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого".
Фигуры почти в натуру - удачнее других мне кажется Илья. Хотелось бы вам
показать начало - исполнять такую картину - ох, дело нелегкое. Хотелось бы
сделать дело добросовестно, а удастся ли?"


Для образного воплощения любимых народом героев Васнецов сумел найти такие
художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и
Илью Муромца "из-под славного города из-под Мурома", и "сына богатого гостя
Рязанского" Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, "что из красна-города из
Ростова". Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты
в своем индивидуальном своеобразии.


Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли,
зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.


Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания
мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую
родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.


Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них
неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за ''честь и
свободу родной земли.


В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты
русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее
от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под
могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко
глядят они с полотна.


Очень хорош - в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей -
пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми
облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим
буйные гривы лошадей.


Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической
достоверностью детали картины - одежда богатырей, их вооружение, убранство
коней - подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону
"археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и
исторической правдивости этого подлинно народного полотна.


Николай Константинович Рерих - "Богатырский фриз"


Во время своих многочисленных странствий Николай Константинович Рерих
постоянно изучал жизнь и культуру других народов. Но куда бы ни забросила
его судьба - в Финляндию или Монголию, Англию иди Китай, Соединенные Штаты
или Индию, - он всюду возвращался к излюбленной своей теме - теме
богатырства русского народа.

Героические образы русской истории захватили воображение Рериха уже с
детства. На склоне лет, ведя дневник, художник вспоминал: "В нашей
изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть
Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты, полюбились эти
рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про
Святослава, про изгоя Ростислава... Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу
с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка
Окаянного... Повести были собраны занимательно, но с верным изложением
исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся
от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на
эту картину: "Не замай". В юные годы, путешествуя по родной земле, Николай
Константинович поэтическим взором художника в самой жизни видел истинных
богатырей. На Ильмень-озере он встречает рыбаков, которые поражают его
своей силой и выносливостью, и он восторженно пишет о них как о диковинном
народе. Тут же, среди ильменских рыбаков, он видит и "сущую Марфу
Посадницу". В воображении художника воскресают и другие картины прошлого:
ладьи варяжские, вольные струги Садко и новгородской рати. Образы
богатырей, рожденные воображением, вдохновленные увиденным на родной земле
и дополненные различным историческим материалом, воплощаются художником в
картинах, очерках, стихах.

В студенческие годы Рерих задумывает живописную серию "Как перевелись
богатыри на Руси". Он пишет картины "Утро богатырства Киевского" и "Вечер
богатырства Киевского", помышляет создать полотна


"Илья Муромец" п "Садко". Позже в его искусство входят образы Вольги,
Микулы Селяниновича и других героев народного эпоса.

Оказавшись вдали от России, Рерих в самые трудные годы раздумий о судьбах
мира и Родины не раз вновь и вновь возвращается к дорогой ему теме, и с
особенным волнением - в годы второй мировой войны.

Неоднократно пишет он о талантливости русского народа, о том, что ему
суждено великое будущее, что он является оплотом мира и прогресса всего
человечества. В обращении "Друзьям-художникам" читаем: "Знатоки говорят,
что русский народ есть наследник чудесного будущего. Пишут теперь, что мир
всего мира зависит от русской мощи, от русского решения. Европейские
журналы пестрят изображениями жизни народов Союза...". А когда война
обрушилась на поля России, появились глубоко патриотические заметки в
[pic]
дневнике: "Оборона Родины", "В грозе и молнии". В эти же годы художник
создает и ряд замечательных полотен, запечатлевающих образы русских
богатырей: "Микула Селянинович", "Святогор", "Богатыри проснулись",
"Единоборство Мстислава с Редедею", "Настасья Микулична" и другие.

Постоянный интерес Рериха к героическим образам был закономерным. Как
историк он неоднократно обращался к прошлому и в нем искал ответ на вопросы
о движущих силах истории, о настоящем и будущем России. "Человеку, не
умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем",- любил повторять
художник.

Особую ценность в прошлом представляли для него история народа и его
культура. В искусстве народном, в фольклоре он видел духовные

[pic]


богатства России, выражение мудрости народного мышления. И эта сокрытая
сила являлась для художника основой исторического прогресса.

В огромном наследии Рериха среди работ на темы героического эпоса
наибольший интерес представляет так называемый "Богатырский фриз". Он был
создан еще в 1910 году в Петербурге для столовой в доме Ф.Г.Баженова (ул.
Марата, 72). Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно - 2,03 м.
Общая длина больших панно - 25,75 м. Кроме того, над окнами на оконных
наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего
размера.

Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, -
"Баян" и "Витязь". Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его
слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей
серии в целом, служили своеобразным прологом к ней.

По левую руку от дверного проема находились большие полотна - "Вольга" и
"Микула".

Микула изображен могучим пахарем. Он - как бы неотъемлемая часть земли и
властно проводит по ней богатырские борозды. "Великий пахарь выоривает
(вспахивает) красоту всенародную", - писал художник о Микуле Селяниновиче.
Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю,
фигура Микулы занимает ее центр, ритмы плавные, мягкие.

По-другому строится композиция "Вольга". Дружина княжича изображена в
движении, направленном слева направо по горизонтальной линии. Художник не
акцентирует внимания на каком-то одном образе. Пересекающиеся линии копий,
беспокойные силуэты всадников создают
[pic]
сложный ритм.



Оба панно задуманы как парные, тематически связанные между собою, что
подчеркивает контрастность в их образном решении. В Государственной
Третьяковской галерее хранится набросок композиции этих панно. Обе сцены
расположены па одном листе и отделены друг от друга только чертой. В
интерьере панно разделены камином.

На противопоставлении: на контрастном подчеркивании образов

[pic]



строятся также два других произведения - "Илья Муромец" и "Соловей-
разбойник". Илья Муромец, как и в былине, олицетворяет защитника земли
русской. Подобно Микуле Селяниновичу, он неразрывно связан с землей. За его
фигурой простираются синие озера и реки, холмы и белокаменные города.
Соловей-разбойник показан совершенно иначе: оп забился в избушку на курьих
ножках, которая словно подчеркивает его обреченность.

Эти панно в интерьере располагались по сторонам от большого оконного
проема. Кроме того, над окном помещалось длинное узкое панно "Городище" с
романтизированным, типично рериховским пейзажем древней русской земли,
которое композиционно и по смыслу связывало их.

Самое большое панно - "Садко". Его длина - 7 метров. Садко не богатырь. Он
не совершал воинских подвигов. В былинах повествуется о нем как о певце,
гусляре, пленившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском.
Отсюда - двойственный характер былины - фантастический и совершенно
реалистический. Если предшественников Рериха обычно интересовала сказочная
сторона былины, то сам он выбирает ее реалистический аспект. Весело плывут
по синим водам Волхова ладьи Садко. Он отправляется со своей дружиной в
далекий путь. На берегу раскинулся "Господин Великий Новгород" с
крепостными стенами и башнями. На пристани слева дружно разгружаются
торговые ладьи. Рерих рисует, по существу, идеальную картину жизни богатого
торгового города, гдо нет распрей и где все трудятся на общее благо.

"Садко" отличается от других полотен не только по своему идейному
содержанию, но и по колориту, праздничному, радостному. Во всех полотнах
фриза доминируют пейзажные фоны, решенные в основном на сочетании синих,
зеленых, коричневых цветов. Центральное панно построено на контрастных,
декоративно-красочных сопоставлениях синего, красного, белого.
Дополнительный декоративный элемент вносят нарядные одежды



[pic]



Садко и его дружины, роспись на кораблях.

Рерих в этой своей работе обратился к наиболее значительным памятникам
русского эпоса. В трактовке образов он близок народным представлениям о
богатырях, и в этом отношении он был в начале XX века, пожалуй, наиболее
последовательным продолжателем традиций В.М. Васнецова. Это тем
знаменательнее, что между произведениями Васнецова и Рериха в разработке
богатырской тематики есть еще одно очень важное звено - произведения
М.А.Врубеля, и прежде всего его большое живописное панно "Богатырь" (1898).
Но если Васнецов и Рерих во многом следуют известным литературным сюжетам,
то Врубель на основе общих представлений о русских богатырях сам творит
сказочный образ.

Такой метод был не чужд и
[pic]
Рериху. Ко времени создания



"Богатырского фриза" он был уже зрелым мастером монументально-декоративной
живописи. Подобно Врубелю, для большинства своих композиций Рерих сам
сочинял сюжеты, не лишенные подчас сложной символики, а иногда и мистики.
Таковы "Сокровище ангелов", "Пещное действо", "Царица Небесная над рекой
жизни" и другие. Однако над "Богатырским фризом" он работал по-иному.

В интересе Рериха к фольклорным сюжетам и в их трактовке проявилась не
только преемственность традиций, но и программность некоторых других
взглядов художника. Призывая современников собирать и изучать произведения
народного творчества, Рерих сам очень бережно относился к этому бесконечно
ценному для него наследию и стремился как можно полнее перенести красоту
творении прошлого на свои полотна. Вместе с тем, будучи живописцем начала
XX века, Рерих, естественно, вносит много нового в свою работу по сравнению
с мастерами предшествующего поколения. Для анализа можно сопоставить такие
близкие на первый взгляд работы художников, как "Витязь на распутье" В.
Васнецова и "Илья Муромец" Рериха.

Васнецов строит свое произведение по законам станковой картины второй
половины XIX века. Это сказывается во всем: в естественных для глаза
масштабных соотношениях между фигурой и пейзажем, в привычном для живописи
передвижников перспективном сокращении, в светотеневой моделировке форм, в
колорите, близком по своему цветовому звучанию природе.

В основе произведения Рериха также лежит работа с натуры. Но он использует
при этом многие изобразительные приемы монументально-декоративной живописи
начала XX века. Нова композиция в его панно. Поместив на первом плане
фигуру богатыря и дав ее в естественном ракурсе, художник при изображении
пейзажа использует точку зрения как бы с птичьего полета, и это дает ему
возможность показать необозримые просторы родной земли, создать емкий,
обобщающий образ родины. Колорит панно декоративен, на обобщении строится
рисунок. В Третьяковской галерее хранится лист с наброском первоначальной
композиции "Ильи Муромца", где четко прорисованы силуэты


[pic]



курганов и дальних городов. В картине все это еще более усилено.

Парные панно "Баян" и "Витязь" по своей тематике также могут вызвать в
памяти одну из поздних картин В. Васнецова "Баян" (1910). Но и они,
разумеется, исполнены в совершенно иной живописно-пластической системе.
Полотна имеют четкое, кулисное расположение планов. В этом отношении они
близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра.
Произведениям присущи некоторая фресковая условность цвета и плоскостность
форм. Рерих не пользовался светотеневой моделировкой, достигая ощущения
объемности другим путем.

Благодаря многослойности живописи достигнуто богатство различных оттенков
цвета, усилилась его светоносность. Синий подмалевок записан не полностью.
Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг
изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность
палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей
монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по
рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели -
созданию монументально-декоративного образа. Подобные же приемы характерны
и для других полотен. Весь фриз в целом по своему образному строю
воспринимается как своеобразная богатырская симфония в живописи.

"Богатырский фриз", воскрешающий былинные образы, заключает в себе и ярко
ыраженную философскую концепцию художника. Полотна создавались в очень
трудный для России период. Художник работал над ними с 1907 по 1910 год, то
есть после разгрома первой русской революции, когда свирепствовала реакция
и многие представители интеллигенции переживали период отчаяния и неверия в
будущее. Рериху был свойствен исторический оптимизм. В "Богатырском фризе"
в образах былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его
трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым смело
прогнозировал его будущее.

Рерих многое сделал в свое время для развития монументально-декоративного
искусства. Думая об эпохе грядущего Возрождения, об искусстве этого
счастливого будущего, он представлял его всеобъемлющим, повсеместно
входящим в жизнь, мечтал о развитии всех видов творчества, и особенно
монументально-декоративного. В одной из статей он писал, что плафоны и
стены общественных зданий должны "расцвечать" "не пауки и сырость", а
"живопись лучших художников, вдохновляемых широким размахом задачи".

Рерих не мог реализовать эти мечты в дореволюционной России. Его
единственная осуществленная монументально-декоративная работа, не связанная
с церковными росписями,- "Богатырский фриз". Но и он, выполненный для
частного дома, был скрыт от народа. В советское время дом Бажанова был
отдан под общественные учреждения, и "Богатырский фриз" смогли увидеть
наконец многие зрители.

В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были
повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало
панно "Вольга". Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также
утраченным правый нижний угол холста размером 52x36 см.

В 1964 году "Богатырский фриз" был передан в Государственный Русский музей.
Большую работу но его восстановлению провел старший художник-реставратор
К.Б.Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал
прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпеq красочного слоя и
тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на
юбилейной выставке художника осенью 1974 года. Сбереженные и сохраненные
народом в тяжелые годы воины, они вошли в его жизнь, в то будущее, о
котором страстно мечтал художник и которому посвятил все свое творчество.

При взгляде на эти произведения невольно вспоминаются слова самого
художника, обращенные к одному из корреспондентов: "Вы определяете мое
искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг,
героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность
жизни, для творчества необходим... Сердце требует песнь о прекрасном.
Сердце творит в труде, в искании высшего качества".


Список литературы



1. Усытина "Русские художники от А до Я" АСТ-ЛТД, 1996.
2. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. изд-во АГНИ, САМАРА, 1997 г.,
3. М.Алпатов "Искуство", "Просвещение", М. 1969 г.
4. Шедевры русской живописи Виталий Манин , 2000 г.Издательство: Белый
Город;
5. Русские художники XII - XX веков. Энциклопедия 1999 г.Издательства:
Азбука,
6. Три века русской живописи 1994 г. Издательство: Китеж;
7. 100 художников XX века 1999 г Издательство: Урал LTD;
8. Сокровища Русского музея Твердый переплет, 64 стр., 1999 г.

Издательство: П - 2; Серия: Многоликий Петербург.






Новинки рефератов ::

Реферат: Лидерство. Управление персоналом (Менеджмент)


Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)


Реферат: Национально-освободительное движение на Украине в 1-ой половине XIX века (История)


Реферат: Показникові та логарифмічні рівняння, нерівності та їх системи в шкільному курсі математики (Педагогика)


Реферат: Архитектура Москвы (Педагогика)


Реферат: Гражданин и государство (Социология)


Реферат: Ростовская финифть (Искусство и культура)


Реферат: Насекомые (Биология)


Реферат: Статистика на Excel (Программирование)


Реферат: Реверсная магнитная фокусирующая система мощного многолучевого клистрона (Радиоэлектроника)


Реферат: Бизнес-план "Организация компьютерной сервисной фирмы" (Менеджмент)


Реферат: Научный метод в естественной и гуманитарной культурах (Искусство и культура)


Реферат: Контрольная работа (Математика)


Реферат: Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста (Физкультура)


Реферат: Защита информации: цифровая подпись (Программирование)


Реферат: Обучение дошкольников правилам дорожного движения (Педагогика)


Реферат: Античное гражданское общество (История)


Реферат: Ответы к государственным экзаменам для эколого-биологического факультета ПетрГУ (Биология)


Реферат: Россия - светское государство (Право)


Реферат: Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист