GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Аутогенная тренировка (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аутогенная тренировка (Психология)



Кировская государственная медицинская академия

Кафедра гуманитарных и социальных наук



Реферат по психологии:



Выполнила:


Чудиновских Ю.А.

Группа Л-217


Киров 2000



План:
I. История создания.

II.Теоретико- практические основы аутогенной тренировки.

III. Обоснование метода и частных приемов аутогенной тренировки.
1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.
2. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации.
3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ.

IV. Клинические варианты АТ.
1.Классическая методика И. Шульца.
2. Другие модификации аутогенной тренировки.

V. Применение в клинике.

VI. Применение АТ у здоровых людей.

VII. Заключение.



I. История создания аутогенной тренировки.
На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов
укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних
воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые
определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. Реактивность
организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов
адаптационного реагирования и управления этими процессами.
Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены
выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока
еще гипотетичны.
Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии , метод самовнушения,
предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных
приемов , сочетающихся с выраженной эффективностью психологического
воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности,
коррекции отклонений в эмоциональной и вегето- сосудистой сфере, повышению
эффективности лечения.
Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций
, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей
реализации психифизиологических резервов организмам позволили использовать
в разнообразных отраслях медицины. С АТ связаны проблемы управления и
адаптации поведения.
Широко распространено мнение, что АТ- отпрыск гипноза, успокаивающее
средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд
модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию,
стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния .
Метод активно включается в пстхотерапию при полном сохранениии самоконтроля
и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов
сохраняются всю жизнь. Активный характер АГТ выгодно отличает ее от
гипоноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто
сопровождается чувством зависимости от врача.
Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей
сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом
невропатологов и психиатров (1963) АГТ была включена в комплексную
психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническпя и
психигигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал
действенности АГТ.
Наиболее эффективен метод при лечении неврозов, функциональных расстройств,
заболеваний , связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ
способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги,
эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные
физиологические функции. Под влиянием АГТ улучшается настроение,
нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной
регуляции различных систем организма, происходит активизация личности
болиного , более продуктивно осуществляется органическое лечение.
II.Теоретико-практические основы аутогенной тренировки.
1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.
Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация на фоне
которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии.
Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы :
психо- соматическое, при котором отреагирование осуществляется во
внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направленна во внешнюю
сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных
механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и
коррекции возникающих отклонений составляют основную цель
психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.
Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение.
Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается
самовнушением и служит базой на котором основывается дальнейшее
самовнушение. Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли
соматического компанента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем
специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит
к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода
регуляцию функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное
реагирование.
Физиологические эффекты в целом и механизмы нервной регуляции конкретных
функций под ее влиянием весьма сложны и малоизучены.
Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АГТ
сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной
напряженности.
Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения
саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для
овладения методами АГТ является управление по расслаблению мышц, т.е.
управление в целенаправленной двигательной активности.
И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и « все
сознательные движения вытекающие из этих актов , называемые произвольными в
строгом смысле только отражение.» Процесс движения подчиняется воле,
сопровождается ощущениями, отражается в сознании, а также является
заученным под влиянием условий , создаваемых жизнью. А обучающий характер
является одним из основных принциповАГТ. Многие поразительные феномены
обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к
загадочному.
Учение Сеченова об отражательной роли мозга бло поддержано и развито в
трудах Павлова и его школы. Обоснованные принципы невризма, детерминизма,
учение об условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к
вопрсу об произвольных и непроизвольных реакциях.
Было доказано , что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и
синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов
( проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен , ассоциативный
процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и
образных представлний в установлении двусторонних связей кинестетических
клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов.
Идеомоторная тренировка как один из главных компанентов входит в многие
модификации аутотренинга.
Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями,
тонусом мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство.
Известно, что мышечное напряжение является компанентом страха и других
отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются
вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные
эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной
мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях,
состоянии покоя , уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл
волового расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на
фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.
Сложный сигнал или образ , вызванный при повторении в тренировке ведет к
образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации желаемых
сдвигов, повышении уровня саморегуляции.
Непроизвольное можно сделать произвольным , но только с помощью второй
сигнальной системы.
Ограниченные значения в понимании механизмов внушения имеют устойчивые
фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной
степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной
из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые
психифизиологические фуекции в обход сознательного контроля.
Лурия , проводив нейрофизиологические и психифизиологические исследования
сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств
регуляции поведения человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции
до уровня сложных произвольных действий и осуществляет контроль за
протеканием внешних, сознательных форм человеческой деятельности.
Существеннон значение для психотерапии имеютположения о регуляторном
влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую
нейродинамику.
Теорию функциональных систем Анохина также необходимо учитывать в изучении
механизмов воздействия АГТ на организм и личность. Эта теория продолжает
учение Павлова и вводит качественно новые понятия о специфических
механизмах динамической активности в целостную систему поведенческого акта.
Анохин обосновал, что совокупность отдельных эффекторных проявлений или их
сочетаний не образуют поведенческого акта, а лишь их согласованность в
интегративной деятельности мозга определяет суммарное выражение и сам
феномен поведенческого акта. Поведенческий акт определяется конкретным
результатом, на достижение которого направлен этот акт. В структуру
поведенческого акта должна быть вкл.чена цель, без которой невозможно
объяснение адаптивной деятельности организма .С учетом данной теории
изучение структуры любого поведенческого акта , в основе которого лежат
мотивации и трансформированный прошлый опыт пациента должно всегда
предшествовать психотерапевтическому воздействию. Именно представления о
системной организации физиологических, психических, поведенческих реакциях
должны найти отражение в решении целого ряда вопросов психотерапии, в
раскрытии механизмов АГТ.

2.Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации.
Словесный сигнал или образ , вызванный словом, при систематическом
повторении в процессе АГТ ведет к образованию условных кортико-висцеральных
реакций. Давно доказана связь функционального состояния с тонусом поперечно-
полосатой и гладкой мускулатуры.
( Тренированная мышечная релаксация является и пусковым, и базисным
элементом АГТ.
( Во время релаксации наступает некоторое снижение АД, замедляется
сердечная деятельность, дыхание становится более медленным и поверхностным.
Постепенно можно приобрести навыки целенаправленного управления
деятельностью сердца.
( АД у лиц у лиц с гипертонией нормализуется за счет систолического
давления, у лиц с гипотонией почти не изменяется.
( При выполнении первого упражнения температура тыла кисти увеличилась на
1,5(, а ректальная понизилась на 0,8(С.
( Кривая кожно-гальванического рефлекса осталась плоской.
( Можно также наблюдать понижение перистальтической активности ЖКТ, что
сопровождается редукцией боли, увеличением кровотока и моторики желудка,
понижением кислотности желудачного сока.
( Релаксация часто сопровождается сонливостью, которая может переходить в
сон.
( электрическая активность головного мозга у одних близка к той, которая
бывает во время бодрствования, у вторых приобретает особенности
просоночных состояний, у третьих напоминает напряженное бодрствование.
. Во время мышечной релексациичаще наблюдаются изменения ЭЭГ, указывающие
на преобладание тормозных процессов в коре , а в период максималього
сосредоточенного внимания ЭЭГ процессы , свидетельствующие о
концентрации внимания, бодрствовании коры.
. В состоянии релаксации увеличивается объем кровотока.(

В состоянии релаксации происходит изменение лабильности нейронов, в
результате появляются новые свойства и происходят парадоксальные реакции.
Вероятно состояние релаксации – это переходное состояние между сном и
бодрствованием- гипнотическое фазовое состояние. Вызвано оно самовнушением
и при этом состоянии торможение в одних областях может сочетаться с
концентрированным возбуждением в других. Процессы торможения распределяются
в коре избирательно. Благодаря этому возникает контроль за переживанием и
осуществлением дальнейших самовнушений.
Каждое движение состоит из рецепторного и моторного компанентов.
Релаксация весьма специфический процесс, при котором существенно
изменгяются соотношения рецепции и моторики и отражение их в сознании.
Принимая все раздражения от экстеро- и интерорецепторов ретикулярная
формация (РФ)не только осуществляет переработку, но и специфически
активирует кору в зависимости от характера поступающего раздражения. РФ
имеет самые непосредственные связи с висцеральным мозгом, интегрирующим
раздражения от органов чувств и внутренней среды организма человека,
которые определяют психологические феномены состояния и самочувствия.
Корковая деятельность может оказывать определенные влияния на активационно-
регуляторные механизмы субкортикальных структур, обеспечивающих ее же
функционирование.
Эволюционно сложившиеся связи коры , вегетативной, висцералоной,
эндокринной, эмоциональных систем ( через системы прямых и обратных связей)
позволили предполагать, что воздействие на одну из этих систем неизбежно
должно вызывать определенные изменения в функционировании остальных.

( Расслабление мускулатуры от различных факторов сопровождается снижением
эмоциональной реактивностии ослаблением невротической симптоматики.

АГТ предполагает активное вовлечение сознания в терапевтический процесс и
осуществляется именно на основании активации сознания. Она направлена на
максимальное использование стимуляцию резервных возможностей интегративной
деятельности корына основе перестройки субкоординационных нервно-
регуляторных корково-подкорковых механизмов.

( Ряд испытуемых научились самовнушением вызывать изменение ЧСС, общую
мышечную каталепсию с восковой гобкостью, усиливать способность
визуальзации представлений, просыпаться в заданное время, влиять на
скорость восприятия и время простой реакции.
( Присамовнушении можно достгнуть повышение внимания, скорость восприятия.
( В процессе АГТ может быть достигнута глубокая анестезия.

3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ.
Основные нейропсихологическе эффекты связаныс развитием способности к
образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной
способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и
формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями.
Особенно демонстративно влияние АГТ на память. В процессе АГТ повышается
способность к запоминанию иностранных слов, появляется гипермнезия.
С помощью АГТ можно целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние
с Эффектами автоматической речи и автоматического письма. Возможно также
погружение в состояние общей каталепсии.
( АГТ повышает скорость сенсомоторного регулирования, способствует
концентрации внемания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации
настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности,
внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной
адаптации и общительности.
( АГТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных
возможностей личности и организма человека.
( Краткосрочный отдых в аутогенном расслаблении ведет к быстрому
восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических
нагрузках.

В эволюционном аспекте формирование внешних психических функций и разума ,
реализующих преимущественно внешние коммуникативные и регуляторные функции,
не могло не привести к изменению структуры и функции связей внутренней
гомеостатической регуляции.

Практика медицины будущего связана с проблемами адаптивного реагирования и
сознательного управления этими процессами. Возможно нет неуправляемых
функций, а есть функции, задача опроизволивания которых раньше не
ставилась.

Действенность самовнушения при АГТ вероятно объясняется тем, что оно
проводится в состоянии релаксации и сопровождается развитием легкого
гипнотического фазового состояния. В этом состоянии следовой раздражитель
может приобрести большую силу воздействия , имеет значение и то, что
самовнушения многократно повторяются для регулирования непроизвольных
вегетативных функций, необходимо много раз вызывать представления,
направленные на эту функцию. Повторяется путь от представления к ВЦ,
регулирующий функцию. Этот механизм играет существенную роль в патогенезе
неврозов.
Во время АГТ снижается поток интеро – и экстерорецепции импульсов ,
поступающих в РФ , ведет к ослаблению оказываемого ею тонического влияния
на кору ГМ и к снижению уровня бодрствования. В зависимости от солдержания
самовнушения кора оказывает тормозящее или возбуждающее действие на РФ. В
результате повышается или понижается активность функциональных систем ГМ.
Психика человека имеет свое гомеостатическое состояние, стабильность
которого обеспечивается осознаваемым целенаправленным самовоздействием и с
помощью некоторых неосознаваемых механизмов.

( Такое большое внимание к изложению теоретических основ и механизмов
необходимо для понимания сути процессов происходящих в ходе АГТ и для
осознанного и более эффективного применения метода. ((
IV. Клинические варианты АТ.
Общепризнанным создателем метода аутогенной тренировки является Иоганнес
Генрих Шульц. По своему характеру является синтетическим методом,
объединившим в себе ряд эмпирических и научно обоснованных открытий,
сделанных в различных областях психхотерапии.
Можно выделить пять основных источников , с которыми в той или иной степени
она связана и на основе которых сформировалась в ее современном виде: это
практика использования самовнушения так называемой малой нансийской школой
( Ch.Baudon, E. Coue), эмпирические находки древнеиндийской системы йогов и
исследования ощущений людей при гипнотическом внушении
( I. Shultz), психофизиологические исследования нервно- мышечного
компонента эмоций ( Е.Jakobson), рациональная психотерапия.


Основные составляющие элементы психотерапевтического воздействия и

источники аутогенной тренировки.

Метод Джейкобсона

|Тренированная |
|Мышечная |
|релаксация |



Йогиз м
Методика Куэ

Самовнушение
|Асаны |
|Регуляция мышечного |
|тонуса |
|Дыхательная |
|гимнастика. |


Аутогенная тренировка



Гипноз Рациональная психотерапия
Внушение Интеллектуальная
Эффекты активация личности
Тяжести и тепла

Коллективная психотерапия Условно-рефлекторная терапия
Эффекты гетеро- и взаимо- Принципы функциональной
Индукции в группе тренировки
Рассмотрим каждый из этих источников более подробно.
1)самовнушение
2)индийская система йоги
3)гипноз
4)активная регуляция мышечного тонуса
5)рациональная психотерапия
6)коллективная психотерапия
7)условно-рефлекторная психотерапия


1. Классическая методика И.Шульца.
Перед началом упражнений тренирующемуся в доступной форме объясняют
физиологические основы метода и ожидаемый эффект.
Тренировку можно проводить в любое время дня.
Первые сеансы проводят в теплом тихом помещении, пр неярком свете, в
дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на эти факторы и
может проводить сеансы даже в автобусе хорошо владея методикой. Важно
принять удобное положение, исключить мышечное напряжение. Тренировку
проводят либо сидя, либо полусидя, либо лежа. Для большей сосредоточенности
следует закрыть глаза.
Классическая методика Шульца включает следующие упражнения:
1) упражнение на вызывание ощущения тяжести.
3-4 раза в день следует повторять: « Моя правая рука очень тяжела» ,- по 5-
6 повторений, и 1 раз: « Я совсем спокоен».
Когда ощущение возникает легко и проявляется отчетливо, упражнение усвоено.
2) упражнение на вызывание ощущения тепла.
Сначала следует вызвать ощущение тяжести, потом 5-6 раз сказать: «моя
правая рука теплая» и 1 раз: «Я совсем спокоен».
3)управление ритмом сердечной деятельности.
Необходимо мысленно научится считать АД и ЧСС. Вначале – лежа , правую руку
приложить к левой лучевой артерии или к сердцу. Под локоть подложить
подушки. Сначала вызвать ощущение тяжести и тепла. Затем 5-6 раз повторить:
«Сердце бьется спокойно и ровно» и 1 раз: « Я совсем спокоен».
4) овладение регуляцией ритма дыхания.
Предварительно выполняют 1,2, 3 упражнения, затем 5-6 раз повторяют: «Дышу
спокойно и ровно» и 1 раз « Я совсем спокоен».
5) Упражнение на вызывание тепла в эпигастральной области.
Сначала 1-4 упражнения, затем 5-6 раз сказать: « Мое солнечное сплетение
излучает тепло» и 1 раз: « Я совсем спокоен».
6) упражнение направленное на вызывание ощущени прохлады в области лба
Сначала 1-5 упражнения, затем 5-6 раз повторить: « Мой лоб прохладен» и 1
раз: « Я совсем спокоен».
Когда эти упражнения хорошо освоены, некоторые формулы можно заменять: «
Спокойствие…», « Тепло…», «Тяжесть…», «Сердце и дыхание спокойны»,
« Лоб прохладен», «Солнечное сплетение теплое».
В конце сеанса – руки сгибают и разгибают в локтевом суставе 3 раза ,
сопровождая это глубоким вздохом- выдохом, следует широко открыть глаза.
Каждое новое упражнение тренинга повторяют для усвоения в течение 2 недель
по 3-4 раза ежедневно. На освоение всей методики требуется 12 недель.
Это приведены упражнени стандартной «низшей» ступени. К высшей ступени –
аутогенной медитации (самосрзерцанию) , относится управление научением ярко
визуализировать представления и погружать себя в « нирвану». Но это
направлени методики на нашло ширкого клинического применения.
Для достижения высшей ступени рекомендуется:
1) упражнения при которых предлагается закрыть глаза и отводить глазные
яблоки вверх и смотреть не открывая глаз в точку, расположенную в средней
части лба.
2) Упражнение на визуализацию предствлений, цвета, образов
3) Вызывание грозоподобного состояния интенсивного погружения, во время
которого абстрактные понятия вызывали бы соответствующие зрительные
образы.
4) Вызывание состояния сновидного расщеплени сознания во время которого
человек сам себе задает вопросы и получает ответы в виде зрительных
сновидных образов.

Проведение аутогенной тренировки по Шульцу требует много времени. Для
сокращения временных затрат можно сочетать внушение с самовнушением. Врач
говорит: « Вы сейчас спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках, руки
станут тяжелыми и теплыми». Затем он предлагает пациенту вызвать
соответствующие представления. Процесс лечения удается ускорить, затрачивая
6 недель.
2. Другие модификации АТ
Сочетание элементов внушения и самовнушения составляет суть
другихмодификаций АТ.
1) методика Луте “Аутогенная тренировка обратной связью”.
Суть данного варианта заключаетя в дополнительном применении технических
средств позволяющих тренирующемуся следить за температурой , ЭМГ, ЧСС,
пневмографией и плетизмограммой во время тренировки.
Луте структурирует так систему АГТ:
1)Станадартные аутогенные упражнения;2) Аутогенная медитация; 3)Аутогенная
модификация включающая специальные упражнения для органов и формулы-
намерения;4) аутогеная нейтрализация , включающая АГ отреагирование и АГ
вербализацию.
Предложенные приемы подобны методам психологической десенсибилизации и
терапии памяти.
2)Клейнсорг и Клумбиес рекомендуют пользоваться развернутыми формулами и
сочетати в сеансах АГТ элементы Индивидуального и коллективного проведения.
3)Мюллер и Хегеман рекомендовали лицам с повелительной формой самовнушения
вызывать внутреннее сопротивление, строить формулы в виде пожеланий.
Например: “ Пусть я стану совершенно спокоен”.
5) В модификации Ромена рекомендуются упражнения:

I- направлено на вызывание релаксации и овладения ритмом дыхания.
II – вызывание ощущения тепла в руках и ногах, туловище, голове.
III – ощущение прохлады
IV - овладение ритмом сердечной деятельности .
V. Применение в клинике.
1. пограничные состояния и неврозы.
Термин «невроз» объединяет широкий круг страданий, имеющих функциональную
природу и связанных с нарушениями деятельности нервной системы без
органических структурных нарушений. Неврозы возникают на почве
патогенетических конфликтов.
Лечебное воздействие аутогенной тренировки лучше реализуется при лечении
неврастении, особенно при терапии психогенных сексуальных расстройств.
Включаемые в проявления неврастении нарушения сна можно было бы
расматривать как самостоятельную форму синдрома , т.к. трудно найти
заболевание пр котором функция сна оставалась бы интактной. Этот синдром
хорошо курируется АГТ. Нормализация функции сна наблюдается уже в процессе
освоения базисных упражнений. Высока эффективность при лечении диссомний
применения приемов мышечной релаксации и дыхательных упражнений.
Повышенная эмоциональная лабильности обычно не требует длительных курсов
АГТ. При эмоциональной лабильности возникают два типа нарушений: снижение
устойчивости доминантных состояний и склонность к отрицательным эмоциям.
Человек не способен испытывать две разнонапрвленные эмоции одновременно,
поэтому показаны упражнения, которые тренируют эмоционально волевые
процессы, приемы отвлечения и переключения внимания.
2. истерии.
При психотерапии истерии не следует затрагивать истерические формы
реагирования, имеющие для пациентоа большую значимость и болезненно –
адаптивный характер. Эта категори больных тяжело расстается с болезненными
синдромами, что следует учитывать в процессе АГТ. Сочетание гипноза с
элементами аутотренинга в ряде случаев позволяет стабилизировать ремиссию и
предотвратить рецидивы истерии.
3. Невроз навязчивых состояний.
Навязчивые явления могут транзиторно прооявляться и у больных с
психоневротическими нарушениями , и у здоровых людей при усталости,
неуверенности и, чувстве боязни.
При навязчивых состояниях хорошее действие оказывают методы отвлечения,
психологической десенсибилизации при 1-3 мес. курсе. АГТ противопоказана
при дисморфофобиях , клаустрофобиях и боязни людных мест.
4. Психопатии
5. Токсикомании
Некоторые ученые отмечают, что у больных алкоголизмом снижаются волевые
качества и считают, что терапия заболевания должна включать тренировку
различных сторон психики. Требуется воссоздать разрушенные заболеванием
такие свойства личности, как уверенность в себе и своих силах, упорство и
настойчивость в достижении целей.
Коллективная психотерапия алкоголизма проводится по методике эмоционалино-
стрессовой гипнотерапии, на начальных этапах АГТ действительно могут
вызвать « гипноидное состояние. Однако по мере достижения ремиссии
целесообразно преходить к активным формам аутотренинга, целью которых
является подавление влечения к алкоголю, переключение стремлений и
интересов, мобилизация волевых усилий, закрепление отвращения к алкоголю.
Позитивное влияние АГТ пр алкоголизме обуславливается нормализацией
вегетативных нарушений, снижением эмоционального напряжения, закреплением
выработанных в процессе терапии условно-рефлекторных связей. Эффективнеость
АГТ обратно пропорциональна степени зависимости от спиртного и часто не
препятствует рецидивам , если проводится без специальной адаптации.
Формулы самовнушений во всех случаях носят ярко выраженный характер, но
всегда рекомендуется индифферентная окраска и интонация, а также внушение
не отрицания алкоголя ,а безразличия к нему. АГТ при алкоголизме требует
полного курса.
Также достаточно эффективным считается применение АГТ при лечении других
токсикоманий, злоупотреблений барбитуратами, транквилизаторами, при
никотиноманиях.
6.соматические заболевания.
Прежде всего наиболее эффективно применение АГТ в лечении кортико-
висцеральных нарушений ( гипертония, ИБС и др). В этиопатогенезе
заболеваний сердечно- сосудистой системы определяющее значение имеет
нервный фактор, а именно – перенапряжение нервной системы и кортико-
висцеральные нарушения. Действие этого фактора можно нейтрализовать путем
АГТ.
При психотерапии СЗ следует выделить психоневрологический синдром,
сопутствующий заболеванию, определить методы и, использование которых будет
наиболее успешным. Действие АГТ не ограничивается только узкими
психологическими эффектами, оно имеет целенаправленное воздействие на
физиологическое состояние органов и тканей, реализуемое посредством
вегетативно-сосудистой саморегуляции, составляет второй компанент активной
психосоматической терапии с помощью АГТ.
7.Применение АГТ в хирургии.
Важность учета предоперационного состояния больного, необходимость
выявления и коррекции невротических реакций, особенно тревоги и страха, а
также депрессивных тенденций для исключения постоперационных психических
расстройств известна. Нервно- эмоциональные нарушения могут существенно
ухудшать прогноз и повышать постоперационную летальность. Применением
методов АГТ можно избежать перечисленных отрицательных эффектов в лечении
хирургических болезней.
Простота и доступность приемов АГТ, их эффективность, позволяют
рекомендовать метод к использованию в хирургии.

VI. Применение у здоровых людей.
1. Снижение чувства тревоги, волнения, эмоциональной напряженности.
Существующие независимо от нас эмоции отражают наше отношение к
окружающему, позволяет оценивать происходящее сточки зрения значимости для
организма. Тесно взаимосвязаны с ориентировочной реакцией и биологически
целесообразны , т.к. мобилизуют организм к условиям деятельности в новых
условиях.
Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения
эмоциональной напряженности, чувства тревоги , психогенного беспокойства,
волнения во время публичного выступления, в спорте, при операции.
Для мышечной релаксации овладевают 1 и 2 стандартными упражнениями.
Лицам , страдающим страхом перед публичным выступлением рекомендуется
вызывать образы, связанные с ассоциацией покоя. Перед выступлением следует
сказать: «Я спокоен». Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести
на ведущую ногу, мышцы остальных конечностей и лица расслабить, принять
спокойную непринужденную позу.
2. Регуляция сна.
АГТ позволяет засыпать и пробуждаться в заданное время.
Для вызывания сна проводится первое упражнение без выведения из состояния
покоя. Релаксация переходит в сон.
Для пробуждения применяют самовнушение.
3.Краткосрочный отдых.
Для быстрого восстановления сил рекомендовано погружение в релаксацию на 5-
15 минут с самовнушением бодрствования.
4.Активизация сил организма.
С помощью АГТ возможно устранение сонливости, вызов чувства бодрости,
подготовка к действию. Для этих целей возможно самовнушение стенических
эффектов: гнева, ярости, вызывания соответствующих образных представлений
и сопутствующим им соматических проявлений. Например, вызывание образов,
связанных у данной личности с активной деятельностью; для лечения гипотонии-
внушение ощущений от адреналина ( по механизму обратной связи
адреналоподобная система активизирует эффект).
Возможно прямое самовнушение чувства бодрости по окончании сеанса АГТ.
5. Укрепление воли, коррекция поведения, характерологических особенностей и
мобилизация личностных ресурсов.
Для укрепления волевой активности применяют метод самовнушения в состоянии
релаксации. Формулы индивидуальны, но краткие и в утвердительной ферме.
Например: « Намерения тверды», « Намеченное выполню».
Для борьбы с вредными привычками, корректировки нежелательных
характерологических особенностей применяются формулы: « Уверен в себе», « Я
людям приятен», « Говорю тихим голосом», « Спокоен, всегда спокоен». (
повторять следует 5-10 раз в покое или прибегая к элементам внушения).
Применеие АГТ позволяет ускорить обучение и повысить эффективность работы.
При этом удается повысить скорость ответных реакций, установить внимание,
улучшить оперирование данными, способность распознавать сигналы, а также
стабилизирует эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях.
АГТ способствует подготовке человека к пребыванию в экстремальной
обстановке , например, в условиях космического полета, понижает
эмоциональную напряженность ситуационно обусловленную, повышает скорость
адаптации.
С помощью АГТ можно также влиять на концентрацию внимания, объем памяти и
влиять на биоритмы.

VII. Заключение.
За свою тысячелетнюю историю медицина превратилась в самостоятельную науку,
ряд достижений которых ошеломляет и достоин восхищения. Только за последнее
время побеждены многие заболевания, ранее унесшие тысячи жизней, сделаны
сотни фундаментальных открытий, получено много новых препаратов. Но… в
области психотерапии по – прежнему остается много неизвестного,
гипотетичного и эмпирического. И в этой области медицина все еще остается
искусством. А как в любом искусстве, настойчивость, выдержка, увлеченность,
глубокие знания и интуиция составляют непременное условие успеха.





Реферат на тему: Аутогенная тренировка
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА.



ПЛАН РАБОТЫ:

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
3. ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
4. КОГДА И В КАКОЙ ПОЗЕ ДЕЛАЮТ УПРАЖНЕНИЯ
5. СНЯТИЕ САМОВНУШЕНИЯ
6. ТЕХНИКА ТРЕНИРОВКИ
7. ФОРМУЛЫ ЦЕЛИ
8. НЕДОСТАТКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



1. ВВЕДЕНИЕ.

В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам,
таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно
сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две
трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-
за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения
физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека
предъявляются более высокие, чем прежде, требования. Современный человек
испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает
сам. Он взвинчивает себя и окружающих, сам загоняет себя в стрессовые
ситуации. Рано или поздно следствием становятся болезни.
Не нужно особо пояснять, какие психологические нагрузки выпадают на
долю практикующего психолога, и как важно для него сохранить свое здоровье
на благо и себя и своих пациентов. Последствием нарушения сферы
саморегуляции здесь могут стать синдром хронической усталости,
сопровождающийся бессонницей, угнетенным настроение. Или психическое
выгорание – физическое, эмоциональное и умственное истощение –
эмоциональное опустошение, деперсонализация (цинизм к пациенту), редукция
профессиональных достижений – сознание неуспеха. А так же психосоматические
расстройства.
Работа по саморегуляции для психолога необходима, возможно, в гораздо
большей степени, чем для многих других профессий. Она затрагивает четыре
основные сферы:
1) Эмоциональные процессы
2) Интроцепцию – телесные процессы и ощущения.
3) Когнитивные процессы
4) Поведенческую сферу.
Психологу необходимо работать со всеми сферами. Существует большое
количество техник в различных направлениях психологии и телесно -
ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения,
негативных эмоций и ощущений. Необходимы экстереоризация – вывод
внутреннего во вне (эмоции, самооценка, телесные ощущения), децентрация –
смещение внимания с себя на что-либо (например на животных), кроме того
существуют многочисленные техники релаксации. На одной из таких техник мы
бы хотели остановиться подробнее в данной работе. Речь пойдет об аутогенной
тренировке.

2. ИСТОКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ.
Аутогенная (от греч.autos – сам и genos – возникающий) тренировка –
метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом И.Шульцем в
1932г. при этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение
тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления
– релаксации. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные
функции организма. До 1910 года Шульц работал в Бреслау в пользовавшейся
большой популярностью клинике гипноза. Здесь зародился его интерес к той
области науки, которая известна сегодня под названием психосоматической
медицины. Уже в появившейся в 1920 году работе «Образование слоев в
гипнотической духовной жизни» просматривается основная концепция
аутотренинга. Участвовавшие в его экспериментах лица «с абсолютной
регулярностью» переживали в состоянии гипноза два состояния: «характерную
тяжесть», особенно в конечностях и характерную «теплоту». Тяжесть связана с
ослаблением тонуса стенок кровеносных сосудов. Отсюда родилась мысль
вызывать состояние аутогипноза путем самовнушения ощущений тяжести в теле.
в 1932 году Шульц выставил на суд общественности большую монографию
«Аутогенная тренировка, концентрированная саморелаксация». За этим первым
изданием последовали многочисленные другие, а также переводы на другие
языки.
Аутогенная тренировки является методом саморегуляции психических и
вегетативных функций. Поэтому она не только нашла лечебное применение, но и
стала использоваться в педагогике, спорте, на промышленных предприятиях.
С лечебной целью аутогенная тренировка может быть применена в качестве
симптоматического средства для устранения различных обратимых нарушений, в
первую очередь у больных неврозами.
При лечении аутогенной тренировкой бессонницы, связанной с трудностью
засыпания, вызывается состояние покоя и релаксации. Из этого состояния
больной сам себя не выводит, и оно быстро переходит в сон. Особенно хорошо
поддаются лечению нарушения сна, вызванные доминированием в сознании тех
или иных переживаний. Здоровые люди, занимавшиеся аутогенной тренировкой,
отмечают, что она позволяет им, вызвав состояние релаксации, быстро
засыпать даже в неблагоприятной и необычной обстановке при наличии помех.
При состояниях тревожного ожидания у больных неврозами, эмоциональной
напряженности, предоперационных волнениях, страхе (невроз страха, фобии)
вызывается мышечная релаксация и проводятся систематические самовнушения
(формулы: «Я спокоен, всегда спокоен»). Таким образом удается предупредить,
устранить или смягчить тревогу.
Аутогенная тренировка применяется как в групповой терапии, так и в
индивидуальной работе пациента под наблюдением ведущего тренировку
психолога, или самостоятельно.
Однако, тема нашей работы – саморегуляция, поэтому групповые методы мы
рассматривать не будем. Остановимся подробнее, как с помощью аутогенной
тренировки вернуть себе хорошую форму.

3. ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающее во время аутогенной
тренировки, сопровождается ослаблением тонуса не только поперчнополосатой,
но и гладкой мускулатуры, а также уменьшением эмоциональной напряженности.
В этом отношении аутогенная тренировка может быть отнесена к методам
релаксации (мышечного расслабления).
Во время релаксации наступает некоторое снижение артериального
давления, замедление частоты пульса (в среднем на 4-6 ударов в минуту);
дыхание становится более медленным и поверхностным. Состояние релаксации
характеризуется легкой сонливостью, которая может переходить в сон.
Исследование электрической активности головного мозга показало, что в
начале релаксации отчетливо выступает (-ритм. В дальнейшем в одних случаях
отмечается снижение электрической активности мозга, в других – появление
медленных волн различной частоты (от 2 до 7 в секунду) и амплитуды (от 25
до 100мкВ). Они были либо единичными, любо следовали целыми сериями,
появляясь периодически. Во время самовнушений (вызывания представлений
тепла) отмечалась депрессия фонового ритма, главным образом в начале
самовнушений.
Диффузный характер изменений электрической активности, как во время
релаксации, так и в момент самовнушений, говорит о влиянии ретикулярной
формации. Релаксация, уменьшая поток интероцептивных импульсов, ведет к
снижению реактивности гипоталамуса и тем самым к уменьшению эмоциональной
возбудимости.
Состояние покоя и релаксации является гипнотическим фазовым. В связи с
чем особую силу приобретают самовнушения. Особенностью релаксации является
то, что на вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние
может быть избирательным по направленности, благодаря чему возможны
контроль за своими переживаниями и осуществление дальнейших самовнушений.
Возможность произвольного изменения температуры кожи на несколько
градусов с помощью аутогенной тренировки отмечает ряд авторов. Анестезия
может быть вызвана в 50% лиц, занимающихся аутогенной тренировкой. Можно
учиться путем самовнушения произвольно ускорять частоту сокращений сердца,
например, с 68 до 144 в минуту и замедлять ее до 46 в минуту.
С помощью аутогенной тренировки можно резко повысить способность к
визуализации представлений. В состоянии релаксации иногда удается вызвать
гипермнезию. Так, испытуемые смогли полностью вспомнить стихотворение,
которое учили в детстве, в то время как пред этим в бодрствующем состоянии
им удавалось вспомнить лишь 1-2 строчки этого стихотворения.
При помощи аутогенной тренировки можно научиться погружать себя в
аутогипнотическое состояние, во время которого путем самовнушения вызывать
автоматическую речь (глоссолалию) и автоматическое письмо (внушая себе:
«моя рука пишет сама собой, без моего участия»), влиять на время простой
реакции. Быстрый переход от одного поясного времени в другое вызывает
необходимость перестройки циклических ритмов организма (ритма сна –
бодрствования, приема пищи, физиологических отправлений). Было показано,
что лица, овладевшие техникой аутогенной тренировки, могут путем
самовнушения значительно ускорять и облегчать перестройку этих циклических
процессов.
При помощи аутогенной тренировки можно научиться просыпаться в строго
заданное время. Иногда удается путем самовнушения выработать «сторожевой
пункт» во время естественного сна, обеспечивающий возможность восприятия
речи. Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные
переживания. Так, например, одновременно с чувством тяжести может
возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты –
ощущение чуждости или отсутствия конечности, иногда ее увеличения, в
состоянии каталепсии – чувство невесомости тела. В генезе
деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение
изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением,
изменением сосудистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне
гипнотического фазового состояния.
Опыт аутогенной тренировки показал, что, для того, чтобы повлиять на
вегетативную функцию, не поддающуюся произвольной регуляции, очень важно
длительно и многократно вызывать представления, направленные на эту
функцию. Тогда как бы проторяется путь от этого представления к
вегетативным центрам, регулирующим эту функцию.

4. КОГДА И В КАКОЙ ПОЗЕ ДЕЛАЮТ УПРАЖНЕНИЯ.

Шульц постоянно указывает на о, что «только точный систематический и
методический подход обеспечит успех метода в рамках его возможностей».
Выбрать наиболее благоприятное для себя время каждый может сам. Чаще всего
последнее упражнение совпадает со временем отхода ко сну. Вечерняя
тренировка абсолютно необходима.
В начале курса на первое упражнение отводится примерно две минуты. К
окончанию курса можно посвящать каждому из них уже по пять минут. Если к
упражнениям добавляются еще формулы цели, то оно может длиться до десяти
минут. При освоении аутотренинга надо, как правило, делать упражнения три
раза в день. Если вы довольны результатами, то можно автоматически
переходить к поддерживающему режиму. Однако тренироваться надо хотя бы раз
в день. Обычно первые 3 недели занятия длятся до1-2 минут не дольше,
последующие - 2-5 минут или немного дольше.
Упражнения на расслабление необходимо проводить в соответствующей позе
– позе извозчика. Для ее принятия надо в сидячем положении выпрямиться,
расправить позвоночник и свободно осесть всем телом. При этом нельзя
допускать сдавливания живота и нагибаться слишком далеко вперед. Голова
свободно свисает на грудь. Руки без напряжения лежат на коленях. Они не
должны соприкасаться, потому что это чаще всего мешает сосредоточиться и
отвлекает. Локти слегка согнуты, ноги немного раздвинуты. Голень составляет
с бедром угол около 90 градусов, то есть ноги стоят на полу вертикально.
Глаза закрыты. Язык свободный и тяжелый, нижняя челюсть свободно отвисает,
но рот закрыт.
Многим больше всего нравится упражняться лежа. Самая распространенная
поза при этом – лечь удобно на спину и подложить что-нибудь под голову,
чтобы она была слегка приподнята. Локти здесь также слегка согнуты, ладони
лежат на уровне бедер. Если кто-то испытывает в этой позе тянущие боли или
неудобство в области грудной клетки, можно положить подушку под плечи.
Ступни ног в расслабленном состоянии должны быть немного разведены. Если
они направлены вертикально вверх, это свидетельствует о скрытом напряжении.

Обычно труднее добиться результата, если все время тренироваться в
разных положениях. К позе необходимо привыкнуть.
От умения расслабляться в течение дня зависит наше самочувствие.
Человек, чье тело находится в физическом напряжении, закрепощен и душевно,
и его взаимоотношения с внешним миром зачастую тоже натянутые.

5. СНЯТИЕ САМОВНУШЕНИЯ.

Мысли, представления, а еще в большей степени формулы цели имеют
тенденцию претворяться в жизнь. Таким образом, если мы в соответствии с
первой формулой представляем себе, что «правая (левая) рука тяжелая», то в
ней наступают изменения, симптомы которых впоследствии необходимо «снять».
Здесь необходимо строго следовать указаниям Шульца. Даже если вы вообще
ничего не почувствовали, снятие внушения необходимо в любом случае. Формулы
снятия звучат так:
«Руки напряжены», или:»Разогнуть и согнуть руки», «Глубоко вздохнуть»,
«Открыть глаза».
При этом надо энергично согнуть и разогнуть руки. Видимо, достаточно
просто напрячь и расслабить несколько раз мышцы поочередно на обеих руках.
Действие будет то же самое, что и при сгибании и разгибании рук. Снятие
действует хуже, если сначала открыть глаза, а потом напрячь мышцы рук и
глубоко подышать. В этих случаях может продолжительное время чувствоваться
тяжесть и онемение рук. Некоторые участники курсов сообщали, что ощущение
тяжести сохраняется в течение нескольких часов или даже дней. Анализ
показал, что снятие внушения было произведено не правильно.
Чем решительнее, энергичнее и тщательнее проводиться снятие, тем
эффективнее выход из аутогенного погружения. Если вы заснули во время
выполнения упражнения в постели, то снятие не требуется.
Аналогичным образом обстоит дело, если вам в процессе выполнения
упражнений дома что-то помешало, например, звонок в дверь или телефон. В
этом случае человек переживает краткий шок, который делает ненужным снятие
внушения.

6. ТЕХНИКА ТРЕНИРОВКИ.

Каждая тренировка начинается с сосредоточения на спокойствии, которое
известно из всех видов медитации. Все методики расслабления начинаются с
настройки на спокойствие, которая не является сама по себе упражнением
аутогенной тренировки и которую Шульц называл «целеуказующей интермедией».
Цель: 1. Сужение сознания, фильтрация внешних ощущений, подавление
внутренних раздражителей (обрывков мыслей).
2. Успокоение.
Формула звучит так:
«Я совершенно спокоен» (1-2 раза)
Если вы перед тренировкой нервничали или были возбуждены, то
рекомендуется следующая формула:
«Я совершенно спокоен и расслаблен» 1-4 раза.
Следует выбрать одну из формул и попытаться представить ее себе как
можно нагляднее. При этом необходимо представлять, что желанное спокойствие
уже наступило. Необходимо быть внимательным, не слишком наблюдать за своим
состоянием и не пытаться оценивать свои успехи. Нежно вести себя пассивно,
не включая волю.
В процессе тренировки нужно будет последовательно овладеть шестью
упражнениями. Овладение каждым из них занимает 10-14 дней, т.е. всего для
овладения техникой потребуется около 2-3 месяцев. После этого желательно
самостоятельно продолжать тренировку хотя бы по одному разу в день еще в
течение 4-6 месяцев, чтобы в совершенстве овладеть техникой и быть
способным быстро, автоматически, в любой обстановке оказать влияние на
соответствующую функцию организма.
Упражнение 1. – вызывание ощущения тяжести.
Мысленно повторяют без всякого напряжения формулу:
1). «Правая (у левшей – левая) рука тяжелая» - 6 раз
2). «Я совершенно спокоен» - 1 раз.
Иногда для контроля можно попытаться чуть-чуть приподнять руку, чтобы
убедиться в появлении ощущения тяжести. Упражнение повторяют 10-14 дней.
После первых 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится все
более отчетливым. Далее оно распространяется на обе руки, на обе ноги и,
наконец, на все тело. Тогда соответственно внушают себе: «Обе руки… обе
ноги… все тело стало тяжелым».
Когда освоено первое упражнение, то есть удается вызвать ощущение
тяжести, переходят ко второму.
Упражнение 2 – вызывание ощущения тепла.
Мысленно повторяют:
1). «тело тяжелое» (вызывается ощущение тяжести и мышечного
расслабления) – 1-2 раза
2) «Я совершенно спокоен» - 1раз
3) «Правая (левая) рука теплая – 5раз.
В процессе тренировок, по мере того как ощущение тепла возникает во
второй руке, далее в ногах и затем во всем теле, переходят к формулам «обе
руки теплые», «руки и ноги теплые», «тело теплое». Упражнение считается
усвоенным, когда ощущение тепла вызывается легко и отчетливо.

Упражнение 3 – регуляция ритма сердечной деятельности.
Вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла, как в упражнении 2
(однократное повторение соответствующей формулы). Затем мысленно 5-6 раз
повторяют формулу: «Сердце бьется спокойно и мощно». Предварительно
рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиения. Если этого умения
нет, то при выполнении упражнения первые дни рекомендуют класть правую руку
на область сердца, чтобы ощущать сердечный толчок (под локоть руки
подкладывается подушечка, чтобы рука лежала повыше). Упражнение считается
усвоенным, когда удается влиять на ритм сердечной деятельности.

Упражнение 4 – регуляция дыхания.

Вызывается ощущение, появляющееся при выполнении упражнений 1-3, -
тяжести, покоя и т.д. затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «дыхание
спокойное» или, чтобы подчеркнуть, что акт дыхания протекает при этом
автоматически, без напряжения, можно применить формулу: «дышится спокойно».

Упражнение 5 – влияние на органы брюшной полости.
Подмечается, что солнечное сплетение находится примерно на середине
расстояния между нижним краем грудины и пупком. Вызываются такие же
ощущения, как при выполнении упражнения 1-4. затем мысленно 5-6 раз
повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое, излучает тепло».
При появлении отчетливого ощущения тепла в эпигастральной области
упражнение считается усвоенным.

Упражнение 6 – вызывание ощущения прохлады в области лба.
Вначале вызываются ощущения, соответствующие описанным 5 упражнениям.
Затем 5-6 раз мысленно повторяют формулу: «Лоб приятно прохладный» или «лоб
слегка прохладный» (не холодный!). упражнение усвоено, когда вы научитесь
вызывать отчетливое ощущение легкой прохлады в области лба.

Упражнение для шеи и затылка.
Встречаются случаи, когда избавиться от головной боли путем выполнения
упражнения для головы не удается или затруднительно. Уже Шульц советовал в
этом случае воздействовать на затылок. Он рассматривал упражнение для шеи и
затылка как альтернативу упражнению для головы. Однако, поскольку боли в
затылке встречаются очень часто, можно рассматривать это упражнение как
седьмую стадию аутотренинга, а иногда и делать его перед упражнением
головы.
Его цель – путем создания ощущения тепла избавиться от напряжений в
задней части головы и таким путем ликвидировать боль в затылке.
Формула внушения может звучать следующим образом:
«Шея и затылок расслабленные, мягкие и приятно теплые» или «Затылок
расслабленный, мягкий и теплый (как будто кто-то там дышит)», или «Лоб
приятно прохладный, голова легкая и ясная, затылок приятно теплый».
Не следует путать: лоб всегда приятно прохладный, а затылок и шея,
наоборот, всегда мягкие и теплые. Большинство головных болей удается снять
путем упражнения для затылка, однако при сильных болях это упражнение
приходится делать дольше, чем обычно, порой до одного часа.

Когда то, или иное упражнение хорошо освоено, длинные формулы
самовнушения заменяются краткими: « спокойствие», «тяжесть», «тепло»,
«сердце и дыхание спокойное», «солнечное сплетение теплое», «лоб
прохладный».
После окончания упражнений сидят спокойно, первые 2 недели тренировок
30-60секунд, в дальнейшем – дольше (сколько захочется). После этого всегда
дают «отбой» - снятие внушения было описано нами выше.
Первые недели сеансы лучше проводить в тишине, при неярком свете,
последующие – при нерезком шуме, с тем чтобы привыкнуть сосредоточиваться в
любой обстановке (сеансы можно проводить во время езды в автобусе или
поезде).
Эти шесть упражнений Шульца относятся к «низшей ступени» аутогенной
тренировки, позволяющей избирательно воздействовать на некоторые
вегетативные и психические процессы. К «высшей ступени», или аутогенной
медитации (самосозерцанию), он относит упражнения, направленные на
вызывание состояния нирваны со способностью к произвольной яркой
визуализации представлений, а также разнообразного сновидного расщепления
сознания, во время которого занимающийся сам себе задает вопросы и получает
ответы в виде сновидных образов. К ним, по его мнению, могут переходить те,
кто не менее 6-12 месяцев занимался аутогенной тренировкой. Эти упражнения
не нашли широкого терапевтического применения, но так же хороши для
саморегуляции.

7. ФОРМУЛЫ ЦЕЛИ.

Успехи тренирующихся в значительной степени зависят от, так
называемых, формул цели.
Мы подвержены внушениям. Все, что проникает в подсознание, может снова
всплыть в виде желания. Сознание не имеет к этому никакого отношения.
Внушение в конечном счете – это всегда самовнушение. Это относится и к
гипнозу. Мы можем понизить активность коры мозга, когда с помощью
аутотренинга погружаемся в себя и особенно в период, непосредственно
предшествующий засыпанию, как рекомендуют многие методики, берущие свое
начало от Шульца. При этом мы автоматически приходим в состояние
измененного внимания, которое называется гипноидным и имеет некоторые
схожие черты с гипнозом.
Сильные же мотивировки (мотивированные цели) иногда оказывают
воздействие и без большой подготовки. С помощью формул цели в аутотренинге
мы можем сознательно мотивировать свое подсознание. Так, на пример, с
помощью формул цели каждый может приобрести себе внутренний будильник или
усовершенствовать его. Можно сказать себе:
«После крепкого (спокойного) сна я проснусь в пять часов».
Формулы цели в аутотренинге очень схожи с постгипнотическими
внушениями. Он действительно могут обладать «гипнотической силой» и при
умелом использовании могут оказывать почти такое же влияние, как и
постгипнотические внушения.
Шесть основных упражнений гармонизируют функции органов тела. Тем же,
кто еще не вполне доволен своими успехами в аутотренинге, можно с большой
пользой использовать силу своих представлений с помощью самовнушения. Для
этого необходимо пользоваться формулами цели.
В целом для закрепления формул внушения лучше всего использовать
вечернюю тренировку перед сном. Как только организм начинает
«переключаться» в другой режим, достаточно только сказать себе:
«Спокойствие – тяжесть – тепло – сердце и дыхание спокойны и равномерны –
по солнечному сплетению (по телу) разливается тепло – лоб приятно
прохладный», а затем от 10 до 30 раз с максимальной интенсивностью внушать
себе формулы цели. Они должны быть буквально «вбиты» в подсознание, чтобы
затем могли из его глубин оказывать нужное воздействие. Чем глубже мы
погружаемся в себя, чем больше отключаемся от внешних раздражителей, тем
лучше укореняются в мозгу формулы цели.
Здесь остается большой простор для индивидуальности. Укоренению
внушений в подсознание может способствовать произнесение формул цели в фазе
выдоха. Некоторые соединяют этот процесс с сердцебиением, произнося с
каждым ударом сердца один слог формулы.
Если во время упражнения вам, например, мешает шум, то можно
проговаривать формулу скороговоркой. Это позволяет лучше
сконцентрироваться. Действенность формулы слегка ослабляется, но она все же
присутствует. Еще Фрейд указывал на то, что постоянное повторение может
служить хорошим средством, чтобы внедрить что-то в подсознание.
Не обязательно после короткого перерыва в тренировках повторять все
основные упражнения с самого начала. Зачастую достаточно перед формулой
цели повторить: «Спокойствие – тяжесть – тепло и т.д.», чтобы автоматически
сработал рефлекс. Более того, те, кто постоянно делают упражнения в одном и
том же месте, подмечают, что достаточно принять привычную для тренировки
позу, чтобы проявился нужный эффект.
В целом можно порекомендовать в течение одной тренировки внушать себе
только одну формулу цели.
Самое важное, чтобы был сильный мотив. Кроме того, формула цели должна
быть краткой и иметь по возможности позитивную форму.
Однако еще Шульц неоднократно указывал на то, то пользу могут
приносить и запреты, и заповеди. Формулы цели должны соответствовать
особенностям личности. С этим тесно связано и требование, чтобы формула
цели соответствовала ситуации. Таким образом, ее иногда можно видоизменять
даже во время тренировки.
Ритмически построенные формулы, как правило, запоминаются лучше. Есть
существенная разница между фразами «Я сплю ночью крепко и спокойно» и
«Ночью я сплю крепко и спокойно». Ритмично построенная фраза действует
интенсивнее и позволяет лучше сконцентрироваться.
Это же относится и к рифмованным формулам. Иногда они кажутся
несколько надуманными, но поскольку речь идет о формулах собственного
сочинения, можно воздержаться от критики.
Еще действеннее могут оказаться формулы, построенные по принципу
аллитерации, например, «слово становится силой». После окончания упражнения
с формулами цели такая фраза произносится в конце 3-5 раз.

8. НЕДОСТАТНИ МЕТОДА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ.

Недостатком метода является то, что требуется значительное время для
его осуществления. Около ј тренирующихся прерывают преждевременно
тренировку или потому, что им не удается сосредоточить внимание на ее
выполнении, или вследствие скептического отношения к ней и скрытого
сопротивления, или в результате недостатка выдержки, неспособности к
длительному волевому усилию. Дети до10 лет обычно не могут освоить эту
методику.
Целесообразно применять в комплексе с аутогенной тренировкой другие
методы. Могут быть использованы мотивированное самовнушение, релаксационная
гимнастика

Новинки рефератов ::

Реферат: Акты органов местного самоуправления (Право)


Реферат: Организация выполнения задачи командиром инженерно-саперного взвода по проделыванию проходов в минно-взрывных заграждениях перед переднем краем обороны противника (Военная кафедра)


Реферат: Кубанские казаки в ВОВ (История)


Реферат: Учет товарно-материальных запасов (Аудит)


Реферат: Макросередовище організації і необхідність його вивчення і врахування в стратегії розвитку (Менеджмент)


Реферат: Галицко-Волынское княжество (Галицько – Волинське князівство) (История)


Реферат: Джон Кейнс (Исторические личности)


Реферат: Андрей Курбский (История)


Реферат: А.С. Пушкин на Кавказе (Литература : русская)


Реферат: Культура ислама (Культурология)


Реферат: Правовой режим военного мореплавания (Международное публичное право)


Реферат: Демократизация взаимоотношений учитель-ученик (Педагогика)


Реферат: Денежное обращение и кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Американский период творчества П.А. Сорокина (Социология)


Реферат: Владимир Высоцкий (Музыка)


Реферат: Металлические материалы (Металлургия)


Реферат: Бухучет (Аудит)


Реферат: Особенности заключения внешнеэкономических сделок (Международное частное право)


Реферат: Понятие информационных технологий (Программирование)


Реферат: Разработка игровой программы на языке программирования Turbo Pascal (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист