GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституция Европейского Союза (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция Европейского Союза (Право)



Студентка ПМЮИ 34 группы д/о
Ханджян Рузанна Леровна

Д О К Л А Д
по теме: К о н с т и т у ц и я Е д и н о й Е в р о п ы


План:
1. Что такое ЕС?
2. История развития ЕС
3. Задачи и цели. ЕС сегодня
4. На пути к КЕС
5. Проект КЕС
6. «За» и «против» КЕС
7. Заключение
8. Литература
9. Интернет


Что такое Европейский Союз (ЕС)?
Под влиянием интеграционных тенденций все больше стран планеты в
добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета,
передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных)
образований международного характера. В результате происходит упадок
классической концепции суверенного государства. Это порождает новую форму
межправительственного взаимодействия, которая ограничивает возможности
управления обществом со стороны отдельных государств в пользу управления,
осуществляемого совместно и при соответствующем распределении полномочий. В
данном процессе федерализации межгосударственных отношений самый богатый
опыт имеет ЕС.
ЕС представляет собой союз 15 независимых государств, базирующийся на
Совете Европы и основанный, чтобы увеличить политическое, экономическое и
социальное сотрудничество. На сегодняшний день ЕС является наиболее
эффективной, авторитетной и динамичной из числа подобных надгосударственных
«конструкций».
ЕС изначально был основан на верховенстве закона и демократии. Поэтому
его особенность в том, что союз не является новым государством взамен
существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями.
Т.е. историческое разнообразие стран, регионов и культур должно быть
сохранено. Эта цель четко зафиксирована в положениях Договора о ЕС. Принцип
субсидиарности играет первостепенную роль в этой политике. Следуя этому
принципу, ЕС берет на себя решение только тех задач, которые оно может
урегулировать лучше, чем национальные и местные органы власти государств-
членов. Также данный принцип был обозначен договором в качестве высшего
требования, которым должно руководствоваться Сообщество в достижении целей
ЕС. Договор гласит: «Цели Союза будут достигнуты в соответствии с
положениями настоящего договора,…через уважение принципа субсидиарности…».
Таким образом, страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам,
представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих
общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров,
ратифицированных странами-членами.
Существуют пять институтов, которые собственно и осуществляют
руководство ЕС, исполняя при этом свою конкретную роль:
. Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
. Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
. Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
. Суд (соблюдение закона);
. Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
. Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения
организованного гражданского общества по экономическим и социальным
вопросам);
. Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по
региональной политике, окружающей среде и образованию);
. Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно
плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
. Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем
финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
. Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные
операции).
Также ряд других органов, которые завершают систему: Счетная палата,
Совет Министров и др. В Совете Министров действует система ротации, в
соответствии с которой представитель каждой из стран-членов ЕС поочередно
занимает пост Председателя в течение шести месяцев.
| |01/01 - 30/06 |01/07 - 31/12 |
|2003 |Греция |Италия |
|2004 |Ирландия |Нидерланды |
|2005 |Люксембург |Великобритания |
|2006 |Австрия |Финляндия |


История развития Европейского Союза
Европейская интеграция происходит в несколько этапов и в различных
формах. Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в
политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после
разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры
пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим
способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс
начался 9 мая 1950г. речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел
Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность
Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована
в 1951г. Парижским Договором, установившим Европейское сообщество угля и
стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия,
Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран
расширить процесс на другие сферы.
В 1957г. Римским Договором был установлен Европейское экономическое
сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они,
соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку
внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной
энергии в мирных целях. Таким образом, сначала акцент был сделан на
экономической интеграции.
В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в
результате чего была создана базовая структура с существующими по сей день
основными институтами. И хотя в представлении граждан отныне существовало
лишь одно Европейское Сообщество, три договора все еще сохраняли свою
автономию, они не «слились воедино». Реформа Сообщества, проведенная в 1987
г. с принятием Единого европейского акта, не затронула этот принцип.
Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал
Маастрихтский Договор 1992г., который определил три столпа ЕС: первый - это
Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество
в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и
внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для
единой валюты и большей политической интеграции. Но тоже представляет собой
лишь дополнительный шаг на пути к Европейской Конституции.
И так, на протяжении пятидесяти лет своего существования европейская
интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое. Она помогла
поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести «евро» и укрепить
роль Союза в мире. Задачей нынешнего века будет расширение ЕС и включение
новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы. В Союз уже
в мае 2004 года должны вступить еще десять стран: Кипр (Греческая часть),
Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша,
Словакия и Словения. На сегодняшний же день в ЕС уже объединяет Австрию,
Финляндию, Швецию, Бельгию, Данию, Финляндию, Францию, Германию, Грецию,
Ирландию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Испанию,
Великобританию и Северную Ирландию.
Цели и задачи. Европейский Союз сегодня
За весьма краткий по историческим меркам отрезок времени (50 лет) Союз
превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического
характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной
компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую
деятельность в самых различных сферах общественной жизни.
На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и
задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение
стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в
координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего
рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит
перед собой иные задачи и цели.
Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС,
занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.
Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то
десять лет назад были такие, как:
1. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и
экономической политики, в частности, путем создания без внутренних
границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и
создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью
введение единой валюты;
2. утверждение европейской идентичности на международной арене, в
частности, путем проведения общей внешней политики и политики в
области общественной безопасности, которая могла бы привести в
нужный момент к созданию системы совместной обороны;
3. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем
проведения гражданства Союза;
4. развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и
внутренних дел;
5. сохранение достижений Сообщества и развитие их, чтобы определять в
какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые
договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности
механизмов и институтов ЕС.
Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь
некоторые из ее основных результатов:
- в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение
единой валюты “евро”, издание обширного законодательства применительно к
различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное,
антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);
- в политической области: функционирование весьма работоспособной
системы “европейских” органов власти, которая включает избираемый
непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию,
Совет, Европейский центральный банк, Омбудсмана Европейского Союза и др.;
- в правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института
гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание
Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для
координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых
информационных систем и банков данных (“Шенгенская информационная система”,
централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак” и др.),
установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов
уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний
(фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена
малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и
т.д.
В дополнение к этому (далеко не полному) перечню уже осуществленных
преобразований Европейский Союз сейчас готовится совершить еще один шаг,
который может иметь весьма далеко идущие последствия для всей Европы. Речь
идет о принятии единого Конституционного договора Союза, призванного
заменить собой действующие учредительные документы организации.


На пути к Конституции Европейского Союза (КЕС)?
В сложившиеся интеграционные механизмы ЕС необходимо внести
коррективы. В частности к этому подталкивает предстоящее расширение ЕС
(прием 10-13 новых стран-членов). Громоздкий управленческий аппарат ЕС
сложен и неэффективен. Требуется коренным образом реформировать правовые
устои данной организации, упростить процедуру принятия решений в союзе.
Ранее это происходило в рамках стандартных международно-правовых процедур:
межправительственная конференция; подписание; затем ратификация текста
всеми странами-участницами.
На саммите ЕС в Лаакене в конце 2001 г. была одобрена декларация
«Будущее ЕС» (Лаакенская декларация). Цель данного документа - установить
ориентиры дальнейших преобразований в устройстве ЕС с учетом новых
геополитических реалий и предстоящего расширения состава данной
организации.
Для подготовки и демократического обсуждения пакета реформ согласно
одобренной декларации был образован временный представительный орган,
названный Конвентом ЕС. Задача Конвента разработать рекомендации для
предстоящей в 2004 г. межправительственной конференции. Его решения не
получат обязательной юридической силы, но благодаря составу Конвента,
очевидно, приобретут высокий морально-политический авторитет не только для
стран-членов, но и для рядовых граждан ЕС. В этот совещательный орган
входят представители Европейской комиссии, Европейского парламента,
правительств и парламентов 15 стран-членов ЕС, а также 13 стран-кандидатов.
На протяжении уже практически 2-х лет под руководством бывшего президента
Франции Валери Жискар д’Эстэна Конвент разрабатывал проект будущей КЕС.
В этой связи надо сказать, что Декларация Лаакена войдет в историю тем,
что впервые на столь высоком уровне заявлено о перспективах принятия в
будущем единой КЕС, которая заменит собой действующие учредительные
договоры.
По завершении работы Конвента в 2003 г. Конституционный договор ЕС
планируется представить главам государств (правительств) стран-участниц ЕС,
а затем, после его доработки в ходе межправительственной конференции
(запланирована на 2004 г.) - подписать и отправить на ратификацию в
национальные парламенты. Как и в ходе предыдущих реформ, проект КЕС во
многих странах ЕС, скорее всего, будет вынесен на всенародное голосование
(референдум).
Проект Конституции Европейского Союза
В качестве первого шага в разработке союзной Конституции Конвент
установил ее общую схему (структуру). Для чего был подготовлен
«Предварительный проект Конституционного договора ЕС».
Первое, что обращает на себя внимание – официальное наименование
будущего Конституционного договора: “Договор, учреждающий Конституцию для
Европы”.
Уже в самом названии проявляется сложная природа организации ЕС: с
одной стороны – это объединение государств (Договор), с другой – это союз
народов Европы, обладающий собственным гражданством и многими другими
атрибутами государственности (Конституция).
Структура проекта слагается из преамбулы и трех частей, главная из
которых - часть первая “Конституционное устройство”. По своему значению а,
возможно, и по юридической силе, она будет сопоставима с главой 1 КРФ
“Основы конституционного строя”, однако носит более обширный и детальный
характер.
В разделах данной части (всего их 10) планируется установить и
зафиксировать:
- общие цели и принципы Союза (раздел I “Определение Союза и его
цели”);
- правовое положение человека и гражданина (раздел II “Гражданство
Союза и основные права”);
- порядок разграничения компетенции между Союзом и государствами,
входящими в его состав (раздел III “Компетенция и сферы
деятельности Союза”);
- статус руководящих органов Союза: Европейский совет, Европейский
парламент, Комиссия и др. (раздел IV “Институты Союза”);
- систему правовых актов, правотворческие и правоприменительные
процедуры (раздел V “Осуществление компетенции и деятельности
Союза”);
- гарантии демократического функционирования данной организации
(раздел VI “Демократическая жизнь Союза”);
- правила финансирования деятельности и принятия бюджета (раздел
VII “Финансы Союза”);
- правовые основы внешнеполитической функции Союза (раздел VIII
“Деятельность Союза на мировой арене”, раздел IX “Союз и его
ближайшее окружение”);
- порядок вступления в Союз новых государств-членов и - впервые в
истории данной организации - порядок добровольного выхода стран
из ее состава (раздел X “Принадлежность к Союзу”).
Особенно обращает на себя внимание ст. 42 проекта, предусматривающая
возможность установления “привилегированных отношений между Союзом и
соседними государствами”. Актуальность данной нормы для РФ не вызывает
сомнений
Часть вторая проекта “Сферы политики и реализация мероприятий Союза”
призвана установить порядок принятия решений наднациональными органами
применительно к отдельным сферам компетенции ЕС:
- “сферы внутренней политики и деятельности” (внутренний рынок,
экономическая и валютная политика, внутренняя безопасность и
др.);
- “внешнеполитическая деятельность” (внешнеторговая политика,
помощь развивающимся странам и др.);
- “функционирование Союза” (оборона и, возможно, правила
процедуры).
Структура и содержание данной части установлены пока что лишь в самых
общих чертах.
Последняя часть проекта посвящена порядку вступления в силу, сфере
действия, языкам будущего Конституционного договора Союза - часть третья
“Общие и заключительные положения”.
«За» и «против» Конституции Европейского Союза
Проект КЕС стал объектом споров и разногласий. Наиболее
противоречивыми пунктами в будущей конституции являются численность и
состав руководящих органов ЕС, а также система голосования в Совете
министров. Бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстена, под
руководством которого и был разработан примерный текст КЕС, предлагает
федерализацию, то есть отказ от части национального суверенитета во имя
укрепления единой Европы. Такое предложение включает в себя, в частности,
введение новых должностей в ЕС - министра иностранных дел и президента.
Президент ЕС предполагается, что будет избираться на срок 5 лет
лидерами стран ЕС. С появлением этого поста значение председателя
Европейской комиссии («правительства ЕС» в Брюсселе), заметно бы снизилось.
С критикой этого предложения выступил председатель Европейской Комиссии
Романо Проди, его поддержали малые страны (например, Австрия и Финляндия).

Также планируется, что страны-члены ЕС обязаны будут проводить единую
внешнюю политику, а руководить ею будет министр иностранных дел, который
тоже будет избираться главами государств ЕС. Проект КЕС помимо этого
предполагает контроль Европейской Комиссии над национальными экономиками,
над иммиграционной и юридической политикой членов ЕС. При этом
подразумевается главенство законов ЕС над законами входящих в него стран.
Кроме того, в проекте предложено ограничить число членов Европейской
Комиссии, согласно чему только 15 стран из 25 смогут направлять своего
комиссара в Брюссель. Не устраивает малые страны и отмена шестимесячного
срока пребывания у власти председателя Европейского Совета (теперь
предполагается избрание на два с половиной года с правом переизбрания).
По мнению представителя шведской стороны, члена ЕС по вопросам
окружающей среды Маргарет Валлстрем глава президиума Конвента Жискар
д’Эстен отдает явное предпочтение позиции больших стран ЕС, особенно
Франции и Великобритании. Такое настроение в Швеции отражает общую
тенденцию в ЕС.
Из сторонников существующего проекта КЕС Германская сторона в лице
канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера заявила, что новый проект вряд ли будет лучше
нынешней даже с учетом всех желаемых изменений, поэтому Германия не будет
составлять "списка желаемых изменений".
Немного иначе смотрят на проект новой Конституции в других государствах
ЕС. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр потребовал учесть в проекте
пожелания британского правительства по налоговой, оборонной и внешней
политике. Лондон настаивает на сохранении национального суверенитета в этих
сферах государственной жизни. В остальном же, как говорится, текст проекта
вполне устраивает британское руководство.
Самым сложным вопросом при обсуждении проекта КЕС стал вопрос, как
принимать наиболее важные решения: единогласно или большинством. Принцип
единогласия, существующий в настоящее время в ЕС, предполагает право вето,
который при большом количестве стран-членов может привести к параличу
власти. Президиум Конвента предложил принимать решения квалифицированным
большинством голосов, причем численность стран, проголосовавших "за" должна
быть не меньше 60 % населения Союза. Кстати, один из противников такого
способа принятия решений Великобритания, которая готова подписать будущий
Основной закон ЕС только при условии сохранения за ней права вето.
И так, наиболее противоречивыми пунктами в будущей КЕС до сегодняшнего
дня остаются численность и состав руководящих органов ЕС, а также система
голосования в Совете министров.
Однако обратить внимание также стоит на еще один вызывающий горячие
дебаты аспект конституционного договора. Католические страны (Италия,
Испания, Польша) настаивают на требовании Ватикана, чтобы в основу Союза
лег своего рода общественный договор о том, что ЕС является организацией,
действующей на основе христианских принципов. Т.е. такая христианизация
Европейского конституционного договора может быть рассмотрена как введение
в Европе государственной религии, ограничивающей свободу вероисповедания ее
членов. Более того, христианские ценности могут стать палкой в колесах
сотрудничества с полуазиатской Россией, Турцией, Албанией, Македонией,
Боснией и Герцеговиной.
Заключение
Выбор в пользу единого учредительного документа данной организации
определит собственное положение ЕС в мире, отчасти разъяснит населению цели
и задачи Союза, который, по мнению авторов проекта, должен быть намного
ближе к своим жителям, нежели сейчас. Соответственно, правила
функционирования ЕС должны стать более понятными для его граждан, что
немаловажно для дальнейшего развития европейской интеграции.
Принятие единого Конституционного договора должно повлечь за собой
наделение ЕС в целом достаточно широкой международной правосубъектностью
(ст. 4 проекта). По этому поводу справедливо высказывание канцлера ФРГ
Герхарда Шрёдера: «Без Конституции объединенная Европа станет политически
менее управляема и утратит свое влияние на международной арене".
Наконец, КЕС, по всей видимости, станет новым шагом в развитии
европейского гуманитарного права. Речь идет о возможном придании высшей
юридической силы Хартии ЕС об основных правах 2000 г., а также о возможном
присоединении Союза в качестве отдельной стороны к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Еще один примечательный аспект: существует вероятность, что с принятием
КЕС произойдет смена названия самой организации.
Вариантов, предложенных Конвентом, четыре:
- оставить действующее название (“Европейский Союз”);
- переименовать Союз в “Европейское сообщество”;
- “Соединенные Государства Европы”;
- “Единая Европа” (В октябре нынешнего года Жискар Д'Эстен намекнул на
то, что выбор остановили на Единой Европе. Единой, надо понимать, в
конституционном смысле).

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что подготовка
Конституционного договора ЕС - процесс сложный и длительный. В настоящее
время сделан первый важный шаг - определена предварительная структура
будущего документа. Впоследствии она, скорее всего, претерпит определенные
изменения и, самое главное, должна быть наполнена конкретными юридическими
нормами, над содержанием которых еще предстоит поработать Конвенту.



Литература:
1. Лаакенская декларация («Будущее ЕС») от 15.12.2001г.
2. Предварительный проект Конституционного договора (Конституции) ЕС,
представленный 28.10.2002г. президиумом «Конвента о будущем Союза»
(«Европейского конвента»)
3. Проф. С.Ю. Кашкин и Доц. А.О. Четвериков, «На пути к Европейской
Конституции: Европейский конвент и перспективы разработки
Конституционного договора (Конституции) ЕС» - журнал
«Конституционное право: восточноевропейское обозрение» №1 (42)
2003, стр. 38-41
Интернет:
1. http://eulaw.edu.ru
2. http://europa.eu.int
3. http://www.coe.int
4. http://www.eur.ru
5. http://dw-world.de
6. http://grani.ru







Реферат на тему: Конституция Индии
ПЛАН:



Стр.


1. Характерные черты конституции Индии …………………………………….. 2
2. Основы правового статуса личности …………………………………………. 3
3. Индийский федерализм ………………………………………………………... 4
4. Законодательная власть ……………………………………………………….. 6
5. Исполнительная власть ………………………………………………………... 8
6. Политические партии ………………………………………………………….. 10
7. Судебная власть ……………………………………………………………….. 11
8. Изменение конституции ……………………………………………………….. 12
9. Список используемой литературы ……………………………………………. 13



1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ ИНДИИ


Индия является крупнейшей в мире демократическим федеративным
государством, занимающим второе место по численности населения, которое
приближается к 1 млрд. человек.[1], седьмое – по размерам территории (
Индия почти втрое меньше Китая), девятое место – по объему ВВП, но
приблизительно 115-е место – по доле ВВП на душу населения
Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949
года, через 2 года после достижения Индией независимости (1947 г.),
вступила в силу в 1950 г. и действует поныне.
Конституция Индии 1950 г. - уникальный в мировой практике
конституционный документ, поскольку она:
> Является самой большой по объему конституцией в мире – включает
491 статью;
> Очень подробна и детальна;
> Эклектична: авторы конституции стремились «научиться всему» у всего
мира, сосредоточить в своей конституции все лучшие конституционные
достижения других государств, в силу чего индийская конституция
заимствовала ряд положений конституционных актов бывшей метрополии
– Великобритании, а также конституций СССР, США, Канады, Японии,
Австралии и др.;
> Является очень гибкой (предусматривает очень простой порядок
внесения поправок), в результате чего за 50 лет были изменены сотни
ее различных положений, т. е. Конституция Индии постоянно
«приспосабливается» к существующей ситуации.



Несмотря на объемность и структурную сложность индийской Конституции,
можно выделить наиболее важные характерные ее черты:
> Юридическое закрепление суверенитета Индийской Республики
(преамбула);
> Провозглашение весьма широкого (с учетом индийской специфики)
круга прав, свобод и обязанностей граждан (части 3, 4, 4-А),
служащего одной из основ либерального политического режима в
стране;
> Установление парламентарной республики (ч. 5);
> Закрепление федеративной формы государственного устройства;
> Принципы построения федерации (главный из которых – языковой)
> Ограничивает права находящихся в Индии граждан «враждебных
государств» (упрощает порядок ареста, слежки и т. д.), а также
граждан Индии, добровольно проживающих в этих государствах и
поддерживающих с ними деловые связи («враждебным государством»,
например, является Пакистан);
> Гарантирует права национальных меньшинств;
> Закрепляет «неприкасаемость» и иные виды дискриминации по мотивам
религии, расы, места рождения, касты и др.;
> Закрепляет светский характер государства;
> Гарантирует льготы и дополнительную защиту представителям отсталых
групп населения;
> Провозглашает ряд конституционных принципов-целей: поднять уровень
жизни населения, провести экономическую реформу, в том числе
аграрную, преодолеть пережитки прошлого, демократически решить
национальный вопрос, повысить уровень грамотности, бороться за мир
во всем мире.



2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

Основы правового статуса индийских граждан одинаковы, но
определяются неравными по значению статьями конституции. Социально-
экономические права формулируются в качестве руководящих принципов политики
с вытекающими отсюда особенностями их судебной защиты; другие права
закреплены иными статьями конституции. Фактическое осуществление всех этих
прав, однако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом
зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития
этнических групп.
Основные права обеспечиваются конституционными гарантиями: при их
нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и
последний может принять принудительное решение (низовой суд не может
объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь
осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих
принципах политики, такими гарантиями не обеспечены.
Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, запрещает
дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности,
пола и местности рождения.
Среди социально-экономических прав – право на защиту от эксплуатации,
в числе руководящих принципов политики – право на достаточные средства к
существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на
государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный
минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение.
Политические права включают свободу слова, печати, право на
объединение и другие традиционные политические права и свободы.
Среди личных прав конституция называет неприкосновенность личности
(хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении
чрезвычайного положения длительное превентивное заключение под стражу без
суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и
др. Конституция отменяет феодальные титулы, неприкасаемость (особенно
униженное положение одной из каст).
В конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан
(42-я правка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов
страны, уважение государственного флага и государственного гимна, воинская
обязанность, обязанность следовать идеалам национально-освободительной
борьбы, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к
совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и
др. Многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный
характер.[2]



3. ИНДИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Индия – федеративное государство. Федерация в этой стране исторически
обусловлена, т. к. Индия:
> Занимает очень большую территорию, которой невозможно управлять
только из одного центра;
> Имеет огромное население и занимает по этому показателю второе
место в мире после Китая (в настоящее время – 800 млн. человек);
> Многонациональная страна, в которой проживают десятки крупных
народов (тамилы, бенгальцы и др.) и сотни мелких народностей и
этносов;
> Многоязычная страна, где сосуществуют десятки языков (в каждой
местности – свой);
> Страна, где сосуществуют различные религии и культуры;
> Состоит из различных регионов, каждый из которых имеет свою
историческую судьбу.
Первоначально по Конституции 1950 года деление Индии на штаты было
основано на территориальном принципе без учета национальной специфики и
языка. Сами штаты были неравноправны.
В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и
последующих изменений Конституции прошла реформа федерации, в результате
которой:
> Штаты по территориальному принципу были ликвидированы и вместо них
созданы штаты по национальному и языковому принципу, причем главным
критерием создания штата была территория, население которой
говорило на одном языке (иногда на двух);
> Всем штатам были предоставлены равные права;
> Образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и
обладающие меньшими правами, чем штат
В настоящее время в состав индийской федерации входят: 24 штата, 7
союзных территорий, штат Джамму и Кашмир.
Конституция Индии проводит детальное разграничение полномочий между
Индийским союзом, с одной стороны, и штатами и союзными территориями – с
другой. Основной объем полномочий принадлежит союзному центру, и лишь
некоторые полномочия – субъектам федерации. К сфере исключительной
компетенции федерации («союзный перечень») относятся 97 вопросов с многими
подвопросами: иностранные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело,
почта и телеграф, железные дороги и др. Совместная (совпадающая,
конкурирующая) компетенция включает 47 вопросов: уголовный и гражданский
процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законодательство и др.
Исключительная компетенция штата охватывает 66 вопросов: общественный
порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность,
сельское хозяйство и др.[3]
По вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать
нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области
конкурирующей компетенции закон штата действует только в том случае, если
по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, то имеет
приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по
решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2 / 3 голосов,
может отнести к своей компетенции любой вопрос, включенный конституцией в
сферу исключительного законодательства штатов.
Индийский штат имеет гораздо меньше прав, чем штат в США:
> Индийские штаты не имеют своей конституции (кроме Джамму и
Кашмира);
> Не имеют гражданства;
> Имеют незначительные полномочия;
> Губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-
летний срок президентом Индии.
Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе
занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом
парламента Индии или членом легислатуры штата.
Помимо губернатора в каждом штате имеются законодательное собрание
(легислатура), состоящее из одной или двух палат, и правительство штата.
Губернатор обязан назначать лидера партии, имеющей большинство в
легислатуре штата, судей окружных судов. Судебную систему в штате
возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются
президентом Индии.
Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно
это мелкие острова в Индийском океане, другие небольшие районы в
континентальной Индии. Во главе союзной территории стоит управляющий,
назначаемый президентом страны. Союзная территория может иметь свою
легислатуру и правительство.
Особым статусом в индийской федерации пользуется штат Джамму и Кашмир.
Джамму и Кашмир – самый северный штат Индии, где проживает большое
количество мусульман. Данный штат – предмет территориально спора между
Индией и Пакистаном, также претендующим на этот штат и оккупировавшим часть
его территории. Этот штат:
> Пользуется очень большой автономией от Индии;
> Имеет собственную конституцию;
> Имеет отдельное гражданство.
Штаты не имеют права на выход из Индийского союза, но ряд штатов –
Джамму и Кашмир, Пенджаб (на севере страны) и Тамилнад (на юге) – активно
стремятся к этому, что периодически подрывает стабильность в Индии.



4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Индия – парламентарная республика, где ведущую роль в жизни страны
играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии состоит из
трех частей: президента индии (главы государства); Народной палаты,
призванной служить органам общегосударственного представительства; Совета
штатов как органа выражения интересов штатов.
Народная палата выполняет роль «нижней» палаты и представляет
интересы народа в целом. Ее конституционный состав – 547 депутатов
(народных представителей), из которых:
> 525 избираются от штатов;
> 20 – от союзных территорий;
> 2 – назначаются президентом из числа представителей англо-индийской
общины.
Из общего числа депутатских мест (547) за отсталыми племенами
«бронируется» 38 мест, а за остальными кастами – 78 (то есть резервируется
116 мест, что должно способствовать ликвидации отсталости отдельных слоев
населения).
Срок полномочий Народной палаты – 5 лет. Однако в связи с тем, что
данная палата может быть досрочно распущена, реальный срок ее полномочий
гораздо короче – 1, 2, 3 года.
Народная палата может вынести вотум недоверия правительству. В этом
случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает
Народную палату (чаще происходит второе).
Руководящим органом нижней палаты является спикер, который должен быть
беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает
заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент
палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий,
обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др. Как и
в других странах, в палате создаются партийные фракции, образуются
отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в
основном техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего
лидера[4]. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом
сказывается значительное влияние спикера).
Совет штатов играет роль «верхней» палаты, представляет интересы
штатов, формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем
косвенных выборов. 232 из 244 членов Совета штатов избирается на 6 лет
выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий,
остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые
заслуги а области литературы, искусства, науки или общественной
деятельности. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на 1/ 3
каждые два года. Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент, но
роль его невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет
заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.
Главная функция парламента – законодательствование Законопроекты могут
быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть
законопроектов вносится правительством (публичные билли). Если его
принимают обе палаты в одинаковом тексте, он направляется на подпись
президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям,
он возвращается в палату, принявшую его первой. Совет штатов имеет право в
течение четырех месяцев выразить несогласие с законопроектом, принятым
нижней палатой (право вето). В этом случае обе палаты пытаются прийти к
соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента
созывается совместное заседание обеих палат и спорный вопрос решается
большинством голосов. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не принимает
никакого решения по законопроекту, принятому народной палатой, закон
считается принятым в ее редакции. «Денежный» законопроект должен быть
рассмотрен Советом штатов в 14-дневный срок. Его рекомендации не носят
обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным,
народная палата преодолевает это вето вторичным принятием закона в обычном
порядке – простым большинством.
Наряду с законодательствованием парламент выполняет и другие функции.
Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль за его
деятельностью.



5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Высшим органом исполнительной власти в Индии является правительство
(Совет министров).
Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров и иных
должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров – более
узкая коллегия («президиум») Совета министров. Возглавляет правительство
премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший на выборах в
Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят,
как правило, высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы
в правительстве было как можно больше членов от различных штатов,
национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему
составу правительство обычно очень пестрое. По указанию премьер-министра
президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и
просит о доверии, которое выражается путем голосования. Министры в Индии
должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести
месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с
одобрения президента. Правительство и премьер-министр фактически
возглавляют исполнительную власть в стране.
Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-
е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной
власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия –
парламентарная республика с демократически избираемыми институтами
государственной власти).
Индию нередко называли «супер - премьерминистериальной» республикой.
Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов,
единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской харизмой и
передавал власть по наследству. Такими премьер-министрами были:
> Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и
сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала
Неру;
> Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;
> Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук
М. Неру.
В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение
личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими
убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от
руководства страной.
Президент Индии является главой государства и формально – главой
исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5-летний срок
особой коллегией по выборам президента, в которую входят:
> Все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);
> Представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве,
равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить
парламент и штаты);
Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их
число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с
одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения
страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого
штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента
должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван
уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является
представителем как всей страны, так и населения различных штатов.
Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 350летнего
возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную
палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в
органах федерального правительства или правительства штата, в местных
органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют
должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен
заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же
лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы
Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального
представительства на основе «единственного передаваемого голоса» (single
transferable vote); голосование на таких выборах является тайным».[5]
Президент Индии обладает значительными полномочиями:
> Является составной частью парламента;
> Формально назначает премьер-министра и министров;
> Назначает губернаторов штатов;
> Распускает Народную палату;
> Имеет право издавать указы, имеющие силу закона;
> Обладает правом объявления чрезвычайного положения;
> Введения прямого президентского правления в штатах;
> Объявления чрезвычайного положения в области финансов;
> Играет значительную роль в законодательном процессе
(законодательная инициатива, вето).
Президент несет ответственность в форме импичмента. Любая палата может
возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/ 4 части ее членов и
подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит
расследование, либо отдает об этом распоряжение другим органам. После
этого палата большинством голосов формулирует обвинение. Оно передается
другой палате для решения вопроса об импичменте путем голосования.
Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты,
которой представлено сформулированное обвинение, большинством в 2 / 3
общего числа ее членов.[6]
Другая коллегия, состоящая только из депутатов обеих палат
парламента, избирает вице-президента. Вице-президент замещает президента и
по должности является председателем Совета штатов.



6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Большую роль при выборах парламента и президента, в формировании
правительства играют политические партии.
Долгое время в Индии существовала многопартийная система с
единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский
национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои
общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении
Индией независимости
Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение
первых 30 лет независимости (1947 – 1977), а также в 1980 –1989 гг. и 1991
– 1996 гг., т. е. в общей сложности в течение 45 лет из немногим более чем
50 лет независимого существования страны.. 37 лет премьер-министрами
являлись родственники и потомки основателей партии – Мотилала Неру и
Махатмы Ганди - Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди.
Другие партии правили в Индии только в 1977 –1980 гг., 1989 – 1991 гг.
и с 1996 г.
В настоящее время Индийской национальный конгресс утратил свое
единство, своих лидеров, его влияние в обществе постепенно слабеет.
Одновременно крепнут две крупнейшие оппозиционные партии – Бхарата Джаната
партия и партия Джаната Дал. Первая основана на религиозных идеях, вторая
представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса.
В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не
регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного
права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях,
включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента
утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии,
переходит в другую.[7]
В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной
системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную
систему.



7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Судебную систему Индии составляют:
> Суды панчаятов в деревнях (рассматривают незначительные гражданские
и уголовные дела). В городах (городских районах, кварталах) также
есть суды по незначительным делам, в том числе в связи с
автотранспортными происшествиями. Они называются народными судами.
[8]
> Высшие суды штатов – первая инстанция при рассмотрении сложных дел
и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов. К ним
относятся:
А) суды мунсифов (мунсиф – судья-индус), они рассматривают только
гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий).
В) выше стоят дополнительные суды (судьи, рассматривающие
гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на
решения мунсифов).
С) окружной судья рассматривает апелляции на решения
дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как
судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам.
Судьи назначаются президентом Индии (по его поручению – губернатором
штатов) после консультаций с главным судьей Индии, а также с другими
должностными лицами.
> Верховный суд – высшая судебная инстанция;
Верховный суд состоит из главного судьи (обычно старейшего по
возрасту) и 17 судей.
Члены Верховного суда назначаются президентом из числа виднейших
юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета (ст.
124). По достижении 65-летнего возраста они обязаны уходить в отставку, а
также могут быть уволены за недостойное поведение или смещены приказом
президента по причине профессиональной непригодности. Приказ президента о
смещении члена верховного суда должен быть поддержан решением 2 / 3
присутствующих членов обеих палат Парламента.[9]
Наряду с толкованием Конституции Верховный суд Индии, возглавляющий
судебную систему страны, рассматривает в качестве первой инстанции споры
между федерацией и штатами, а также между штатами. Он является высшей
апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, по просьбе
президента дает заключения по вопросам факта и права, с одобрения
президента республики издает в пределах действующих законов предписания и
правила, касающиеся вопросов судопроизводства. [10]
Верховный суд Индии и высшие суды штатов помимо прочего осуществляют
конституционный контроль.
При рассмотрении любого дела Верховный суд может давать толкования
конституционных положений (ч. 3 ст. 132), а формулируемое им право
обязательно для всех судов страны (ст. 141). Верховный суд может объявить
неконституционным любой закон, противоречащий основному закону Индии. Чаще
всего это касается законодательных актов, нарушающих основные права
граждан.
Право Верховного суда и высших судов штатов на осуществление
конституционного контроля неоднократно пыталась использовать оппозиция
против ряда решений правительства, связанных с осуществлением земельных
реформ, отменой пенсий и особых привилегий бывших правителей княжеств в 50-
е годы, национализацией 14 банков в 1970 г. и т. д. В то же время
практика знает немало прогрессивных решений Верховного суда и Высших судов
штатов, принятых в порядке конституционного контроля, которые расширили
право на свободу слова и печати, на забастовки, минимальную заработную
плату, на юридическую защиту граждан.

8. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия
поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного
закона страны. Большая часть поправок принимается Парламентом сравнительно
простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату
Парламента. Получив одобрение каждой палаты, он передается президенту,
который обязан подписать этот законопроект (ч. 2, ст. 368). После этого
закон о поправке вступает в силу и вставляется в текст Конституции[11] –
то есть индийская конституция – «гибкая».
Довольно высокая степень эффективности действия индийской Конституции
обеспечивается в определенной степени благодаря особой гибкости
конституционного регулирования с применением комбинированного гибко-
жесткого порядка ее изменения. Это касается экономических отношений,
сложного правового статуса человека, многообразия федеративных связей,
избирательного права, а также положения наиболее социально незащищенных
слоев населения с целью предотвращения возможных социальных потрясений.



9. СПИСОК ИСРОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред.
М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000
2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:
Учебник. – М.: Белые альвы, 1996.
3. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.
4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М.:
Юристъ, 1999.
-----------------------
[1] Юрлов Н. Ф. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998. С. 50
[2] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 500.
[3] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 516.
[4] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 506.
[5] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М.:
Юристъ, 1999. С. 372.
[6] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 509.
[7] Там же. С. 502.
[8] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 512.
[9] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. М.
В. Баглая. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 662.
[10] Чиркин В. Е. конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ,
1997. С. 512.
[11] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. М.
В. Баглая. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 650.





Новинки рефератов ::

Реферат: Государственное управление предприятием в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Автоматизация фильтровального отделения установки 39/2 (Депарафинизации масел) (Технология)


Реферат: Аксаков (Литература)


Реферат: МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (Политология)


Реферат: Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни (Философия)


Реферат: Категория справедливости в морали и праве (Психология)


Реферат: Взаимосвязь языков C и ассемблера (Компьютеры)


Реферат: Русская живопись XIX века (Искусство и культура)


Реферат: Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка "Сибирсое ОВК" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Виды формы и функции контроля в обучении (Педагогика)


Реферат: Культура Древней Греции (Культурология)


Реферат: Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга) (Архитектура)


Реферат: Эмиграция первой волны (История)


Реферат: Финал девятой симфонии Бетховена (Музыка)


Реферат: Искусственный интеллект – настоящее и будущее (Психология)


Реферат: Анализ эксплуатационного обслуживания ВЦ средней производительности (Компьютеры)


Реферат: Аристотель об этике (Философия)


Реферат: Разговорные темы по немецкому языку (Иностранные языки)


Реферат: История возникновения тестов интеллекта (Психология)


Реферат: Культура ислама (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист