GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Валентин Распутин (биография) (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Валентин Распутин (биография) (Литература)


Валентин Распутин.
Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.
Биография Распутина – в его творчестве: Здесь даны и родословная писателя ,
и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился Валентин Распутин.
Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских краёв , а другой
ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни , но теперь не
осталось ни одной , обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться
пережить уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное
существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены
мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб
всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя.
Дедушка по отцу , в котором просматривалась примесь коренной сибирской
породы , этакая тунгуссковатость , и бабушка с её чисто русским, ликовым
лицом , суховатым и удлинённым , - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё
бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.

Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за украденной у него сумки с
казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах
Распутина.

Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту
одарённость мать мальчика , если приняла решение учить сына дальше – при
трёх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привёзший мальчика
в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки
в деревнях , через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят
километров,-окликали и наперебой поили чаем.

После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет
Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным
корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя
внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у
Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).

Окончив университет в 1959 году , Распутин несколько лет работал в газетах
Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и
магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в
его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу
на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал
«Крёстным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в
1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.)
, заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи
и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в
ряд лучших современных русских писателей.

В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа» , «Что передать вороне» , «Век живи
- век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся
остротой и современностью проблем , вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и
публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995 году вышел в
свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г.
рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно – негаданно», «Отчие приделы».
Живёт и работает в Иркутске.

Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее
в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому.
Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера.
Люди оторванные от своих корней , превращаются в духовных «архаровцев».
«Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое
свидетельство исчезающего мира деревни.

Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было
от доброго десятка имен его сверстников , которые все почти в одно время
появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона,
объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным
жанром стала повесть , жизненным материалом – деревня – как правило , за
уральским хребтом и на севере – вологодская , архангельская, костромская
области. Героем – человек этой деревни – тот , что и доселе живёт на земле
своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин
покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.

Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным и эстетическим
устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не
бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его
творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк
«Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось , что имя его чаще
повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда
очерковых публикаций – книжек появилась первая , получившая всесоюзное
звучание , повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.) , так было и со
следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с
Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).

Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник» , в 1989 году
была удостоена Государственной премии СССР.

В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой ,
таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира
человека.

Валентин Распутин – художник болеющий за человека , врачующий его раны.

Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней , чем высокое
, достойное времени, нравственное утверждение человека» , - говорит
писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но и
главное направление художественных исканий всей советской литературы.

В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без разбега и как
истинный мастер слова.

Дочитывая его повесть , думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях
этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения ,
будто бы автор чего – то не сказал о них или сказал не так. Прочитав
повесть не возникает желания чем – то дополнить автора , нет подозрения в
каких – то вольных или невольных недомолвках , нет прерывности в линии
поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё
решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений,
законченности сюжета, мысли, чувства.

В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого
существования , которым недомолвки и различные вариации попросту
несвойственны , не в природе этих событий.

В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.

Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни – рождение человека –
навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит
своего рождения , не знает и не помнит своего раннего младенчества , смерть
же факт сознательный.

Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек преклонного возраста
, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную
близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение
человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из
нас…

Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц , как
это сделал Распутин в «Последнем сроке».

«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и
дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под
восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она
заканчивается.

Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к
неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна
умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются
вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в
сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её
жизнь , жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой
типичной для её поколения , для всего послереволюционного крестьянства
женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в её непрерывных раздумьях
, когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и
бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос
мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда , когда трое из детей
покидают мать в самый канун её смерти…

Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной жизнью , которая
подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости,
письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд , которым
создано всё вокруг неё…

На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее
расставание с родным домом, годы одинокой жизни.

К старухе матери из разных городов и сёл собрались , чтобы проститься с ней
, её взрослые дети – каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при
смерти , вот – вот умрёт и дети перед нею – только дети, и всеми владеет
чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы не
встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем
чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет
значения. Но только становится матери лучше , стоит ей как бы воскреснуть
и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои
взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались
смерти , «последнего часа», матери. Разъехались дочери Люся и Варвара по
своим делам и заботам надеясь на благополучный исход.

Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний час», а ради
живых, эта долгая смерть нужна была чтобы показать нам сполна характеры
каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии
смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.

Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов.

И здесь, в этой повести даётся безупречное соотношение между живым и
умирающим. Между настоящим и прошлым , к которому старуха Анна и дети её
то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и
завершены. «Живи и помни» – повесть продолжающая тему жизни и смерти.
Главная героиня в этой повести Настёна Гуськова. И в этой повести смерть ,
но смерть

Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть её не в срок, и не
во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из «Последнего срока»,
и поэтому гибель Настёны воспринимается нами как что-то несправедливое ,
как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам
нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настёны – Андрей
Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы Великой Отечественной войны
Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню
Атамановку. Изначально он как будто не сомневается : вот он побудет дома ,
повидает близких , а дальше ему одна дорога – смерть. Он её заслужил , он
её не боится. Но это логика труса, предателя , прикрывая свою трусость
желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознаёт , что всё что он думал,
не так и не то. Просто он боится смерти , боится страшно и безудержно. Его
страх смерти и есть та единственная слабость и сила толкнувшая его на побег
с войны.

Достигнув Атамановки, скрываясь в её окрестностях Андрей живёт в состоянии
глухой и всё более ожесточенной войны с окружающим его миром : лесом,
рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми
наблюдает издалека. В этой иступлённости с которой он преследует коз,
просматривается не только желание насытится едой, но и желание из
преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей
силе над слабыми и ни в чём не повинным созданиями. Он не добил раненое
животное , а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения
этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и
смертью Гуськов постепенно начинает «озверевать». Сначала воя из желания
передразнить волка, повадившегося в зимовье, постепенно Гуськов чувствует ,
что именно в этот «тонкий и длинный, режущий по живому , жалобный и
убийственный стон» способен хоть как – то облегчить, выразить его
зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь , отсутствие общения
с людьми, жизнь в тайге среди зверей всё это постепенно превращает его в
зверя. Настёна с каждой встречей всё меньше узнавала мужа. Этой женщине
светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть
одновременно. Она чувствовала, глядя на мужа «что она сразу же покрывается
противной звериной шерстью и что при желании она может по звериному же и
завыть».

Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настёна вдруг, в одночасье обнаружила,
что её муж, её любимый, её суженный, долгожданный и желанный вернулся, но
вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым,
хотя был участником событий, которыми живут души народные и её Настина
душа простая жила.

У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у
Настёны дезертиром вернулся , преступником…

Встреча с мужем для Настёны была долгожданной и желанной, но превратилась в
«воровскую и жуткую». Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание
встречи.

Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса – как быть? Перед
каким неописуемо сложным испытанием поставила её жизнь. Трагедия всегда
заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настёны .
Застигло её глубокое, чистое от природы, но ещё не сформировавшееся чувство
врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведёт к единственному
верному и возможному психологическому руслу – самоубийству.

Самоубийство Настёны удесятеряет вину Андрея. Нет, она не простила Андрею
его вины , но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как
искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и
наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг которым в её
представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой.

А. Гуськов став дезертиром не вдруг , а идя к этому всем своим неизменным ,
жестоким , эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью,
бесхарактерностью, животным страхом смерти. Не мысля себе пути назад,
единственный выход видит в том,

чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не
надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настёны – это не
только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не
остаётся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово
непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой,
освободительной войне. Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати
с небольших домах, война в душе каждого её жителя , и значит они не могут
не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования
рядом со своим. А то, что дезертир из их среды , из их деревни ещё больше
усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов,
догадываясь о том что сын его где – то здесь рядом, и тот жесток и
непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает , что прозойдёт
если отец и сын встретятся лицом к лицу где – нибудь в тайге? Может быть
тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам
бы вынес исполнил бы смертный приговор дезертиру , чтобы очистить свою
совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он
принадлежит.

«Живи и помни» – поясной поклон нынешнего поколения всем , кто прошёл и
выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений.
Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком обращено в
день сегодняшний. Оно завёт сегодняшнего читателя жить честно и прямо.
Служить родине самоотверженно , по закону того истинного благородства,
которое в родстве со своим народом неотделённости от него и состоит. А нет
первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведёт неизбежно к
полному поражению, трагедии, позору.

Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, думают
ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они
очень даже общечеловечны.

В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает перед нами,
читателями , эту общечеловечность своих героев. «Что должен чувствовать
человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он снова
очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. В новь и
вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека,
истоком и целью его существования , его отношение с обществом и природой.
Только теперь – это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими
проблемами, и в центре внимания писателя – уже не два и не три человека , а
судьба целой деревни которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых
созидательных забот века 19-го.

Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят
плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется и разольётся,
затопит многие земли , в том числе и Матёру. Вся деревня должна выселится
на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть «Прощание с Матёрой» невольно
оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема
преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь
рост стали перед народом, который только – только залечил сияющие раны и
боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее. При
решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и
хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана
окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо – это и многое
другое поставлено во главу угла в повести «Прощание с Матёрой» эта попытка
взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так
сказать, берега которому суждено будет стать дном будущего моря. Это не
только допустимое но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего
развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и
её подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля , их верование ,
традиции, устой , могилы предков. «Матёра» – это земля вскормившая
поколения селян и обухоженная ими, политая потом их , благодатная эта земля
будущее новых поколений селян – вдруг стала для духовно выхолощенных
«товарищей» вроде Жука – безликой «территории». Сами же матёрцы стали
«граждане затопляемые». Вот и беседуют, размышляют за чаем старушки как оно
там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов,
плодородна ли будет земля . С болезнью следят за легко оторвавшемся от
своего родного гнезда Андреем.

В книгу Героя Социалистического Труда В. Г. Распутина входит повесть
«Прощание с Матёрой» , «Пожар» , составившие волнующую диалогию о
трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и
гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих пор
разрушительные последствия неразумного хозяйствования , хищнического
отношения к природным богатствам и людям.

Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести
«Прощание с Матёрой». Хозяин понимает, что прощание с миром деревни
неизбежно. « Кому – то надо начинать последнюю верность , с кого – то надо
начинать». Всё что живёт на свете, имеет один смысл – смысл службы. И
всякая служба имеет «конец». Прозе Распутина свойственна глубокое
внутреннее напряжение при внешней отстранённости автора, что приближает её
к языку библейских притч.

«Прощание с Матёрой» опубликовано в 1976 году в журнале «наш современник»,
а затем вышло в однотомнике с другими произведениями Распутина в
издательстве «Молодая гвардия». Повесть «Пожар» опубликованная журналом «
наш современник» в 1989 году удостоено Государственной премии СССР.

В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за
пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни , вращённости с
русской природой и речью , душевностью и целомудрие в воскрешение добрых
начал.



Использованная литература:

1. «Строгая литература» – Б. Пайкин

2. «Общность цели» - Н. Машовец

3. Валентин Распутин «Повести» «Молодая гвардия» 1976г.

4. В. Распутин «Пожар» и «Прощание с матёрой». «Советский писатель» 1990г.

5. Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина». Москва «Голос»
1999год……………………………………







Реферат на тему: Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века

Реферат



По предмету: Литература
На тему: Великая Отечественная война в литературе ХХ
века
Выполнил: ученик: 11 класса Колесников Игорь Игоревич
Проверила: Сурабянц Римма Григорьевна



С. Георгиевское
2005 год
План:


1. Вступление.
2. Памятник русскому солдату в поэме «Василий Тёркин».
3. «Молодая гвардия» А.Фадеева.
4. «Сашка» В.Кондратьева.
5. Тема войны в произведениях В. Быкова.
6. «Горячий снег» Ю.Бондарева.
7. Заключение.



Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

/ А. Твардовский/



Во все времена
бессмертной Земли
помните!
к мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
встречайте трепетную весну,
люди земли.
убейте
войну,
прокляните
войну,
Люди земли!

/Р. Рождественский/



Тема моего реферата выбрана не случайно. В 2005 году исполняется 60 лет со
дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В своём
реферате я хочу рассказать о подвигах советских писателей, которые они
совершали наровне с обычными солдатами, не жалевшими пота и крови ради
спасения страны от фашистской угрозы…
… Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения,
знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с
годами боль утрат, зарубцевались раны. Давно отстроено, восстановлено
разрушенное войной. Но почему наши писатели, поэты обращались и обращаются
к тем давним дням? Может быть, память сердца не даёт им покоя… Война по –
прежнему живёт в памяти нашего народа, а не только в художественной
литературе. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия.
Главным героем военной прозы становится рядовой участник войны, её
незаметный труженик. Этот герой был молод, не любил рассуждать о героизме,
но честно выполнял свои воинские обязанности и оказывался способным на
подвиг не на словах, а на деле.
Мне нравятся повести и романы Юрия Бондарева: «Последние залпы»,
«Батальоны просят огня», «Горячий снег».Читая эти книги, понимаешь, как и
во имя чего выстоял человек, каков запас его нравственной прочности, каким
был духовный мир сражающегося народа.
Капитан Новиков (в повести «Последние залпы») попал на фронт с первого
курса института. Он рано узнал нелёгкую правду войны и поэтому ненавидит
красивые, живо – бодрые слова. Он не будет приукрашивать обстановку, если
предстоит трудный бой. Не станет утешать умирающего солдата, а скажет
только: «Я тебя не забуду». Новиков, не колеблясь, пошлёт трусливого бойца
на самый опасный участок.
« Он часто не признавал ничего нарочито ласкового, - пишет о нём Ю.
Бондарев, - был слишком молод и слишком много видел недоброго на войне,
человеческих страданий, отпущенных судьбой его поколению… Всё, что могло
быть прекрасным в мирной человеческой жизни, - он оставлял на после войны,
на будущее».
Этот человек не выделялся ничем среди других. Да и ситуация, в которой
изображён герой, хотя и драматична, но в тоже время и обычна для военных
условий. Но, раскрывая внутренний мир Новикова, автор показывает, какая
огромная нравственная сила требуется на вой не человеку, чтобы просто
честно выполнить свой долг, чтобы не испугаться смерти, чтобы выстоять
перед подлостью и шкурничеством другого. Подвигом был каждый час жизни
этого человека, потому что он проходил бок о бок с постоянной
необходимостью жертвовать собой.
Конечно же, главным героем военной литературы всегда был народ и
человек из народа. В первые послевоенные годы писатели, как мне кажется,
отдавали предпочтение «легендарным» героям, ярким, сильным, необыкновенным
личностям. Это герои А. Фадеева («Молодая гвардия»), Б. Полевого(«Повесть о
настоящем человеке»), Э. Казакевича(«Звезда») и другие. Герои этих книг
находятся в острых, порой невероятных ситуациях, когда требуется от
человека огромная отвага, особая выдержка или полководческая прозорливость.
Я верю таким писателям, которые сами были фронтовиками или военными
корреспондентами: К. Симонову, М. Шолохову, Г. Бакланову, В. Быкову, А.
Твардовскому, Б. Васильеву, К. Воробьёву, В. Кондратьеву. Они лично
убедились, что перед угрозой смерти люди ведут себя по – разному. Одни
мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества.
Другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минуту резко
отделяется добро от зла, чистота от подлости, героизм от предательства. С
людей слетают все их красивые одёжки, и они предстают такими, каковы на
самом деле.
«В этой войне мы не только победили фашизм и отстояли будущее
человечества, - пишет Василь Быков.- В ней мы ещё осознали свою силу и
поняли, на что сами способны…. В1945 году миру стало понятно: в советском
народе живёт титан, с которым нельзя не считаться и невозможно до конца
знать, на что этот народ способен».
В большинстве своих рассказов и повестей В. Быков ставит действующих лиц
в такие обстоятельства, когда они один на один остаются со своей совестью.
Может статься так, что никто и не узнает о том, как они вели себя в трудную
минуту, в «минуту, страшнее которой уже не будет».
Никто не заставляет Витьку Свиста («Журавлиный крик») бросаться под
фашистский танк. А юный необстрелянный Глечик имеет полную возможность
последовать примеру ловкого и хитрого Овсеева и попытаться спастись. Но оба
они предпочитают погибнуть, чем ценой предательства получить право на
жизнь.
Человек сам несёт ответственность за своё поведение, и высший суд – это
суд его собственной совести. «Никто не тиранит человека больше, чем он сам
себя», - говорит герой «Третьей ракеты» Лукьянов.
Современная литература о войне в произведениях лучших писателей России
обращалась к наиболее тяжёлым периодам в ходе Великой Отечественной, к
критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу
воюющего солдата.
В повести В. Кондратьева «Сашка» развёрнута психологическая картина
фронтовых будней под Ржевом. С осени 1941 года по март 1943 года здесь
велись ожесточённые бои с группой немецких армий «Центр». Памятью этих
изнуряющих, затяжных боёв подсказано А.Твардовскому одно из самых горьких
военных стихотворений «Я убит подо Ржевом …»
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю
Наш ли Ржев наконец?
… Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
От «я» рассказ переходит к солдатскому «мы»:
… Что недаром боролись
Мы за родину-мать,
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.
Двадцатилетний Сашка воюет под Ржевом. Остался ли он в живых, как далеко
прошёл дорогами войны, чем отличился, мы так и не узнали. Сашка переживал
свою первую любовь к медсестре, приводил своего первого пленного,
отправлялся на нейтральную полосу за валенками для командира, которые
присмотрел ещё в бою «местного значения»
на мёртвом немце.
В грязи, холоде и голоде, в дни, когда мало кто из стоявших на одном
рубеже с ним мечтал или надеялся дожить до победы, Сашка по совести решает
поставленные перед ним жизнью нравственные проблемы и выходит из испытаний
возмужавшим и духовно окрепшим.
После чтения таких произведений невольно задумываешься вновь о характере
советского воина, о поведении его на войне. И, конечно, вспоминается
прекрасно выписанный, жизненно и художественно достоверный образ Андрея
Княжко из романа Ю. Бондарева «Берег». Майские дни 1945 года, мир празднует
победу над гитлеровской Германией. Перед оставшимися в живых открылись пути
в ту жизнь, о которой они мечтали четыре суровых, кровавых года. В те дни
радость жизни, счастье жить в условиях мира ощущалась с особой силой, а
мысль о смерти казалась невероятной. И вдруг так неожиданна, нелепа среди
тишины внезапная атака фашистских самоходок. Снова бой, снова жертвы.
Андрей Княжко идёт на смерть(по другому и не скажешь!), желая предотвратить
дальнейшее кровопролитие. Он хочет спасти перепуганных и жалких немецких
юнцов из «Вервольфа», засевших в здании лесничества: «Выстрелов не было.
Воющие крики людей не затихали в лесничестве. Княжко, невысокий, узкий в
талии, спокойный с виду, сам теперь похожий на мальчика, шёл по поляне,
размеренно и гибко ступал сапожками по траве, размахивая носовым платком»
В поединке благородства и человеколюбия, живым олицетворением которого
выступает русский лейтенант, с человеконенавистничеством, воплощённым в
командире «Вервольфа» - рыжем эсэсовце, побеждает Княжко. Автор так
великолепно описывает этого героя, его внешность, подтянутость, что каждый
раз при появлении его во взводе рождалось ощущение чего – то хрупкого,
сверкающего, «как узкий лучик на зелёной воде». И этот лучик, короткая и
прекрасная жизнь погибшего лейтенанта, светит из далёкого прошлого людям
нашего поколения. Роман «Берег» проникнут нравственной атмосферой добра,
которое несла немецкому народу наша армия.
Война не забываема в сердце солдата, но не просто как воспоминание, пусть и
трагически – возвышенное, но как память, как живой долг настоящего и
будущего перед прошлым, как» окрыляющий подвиг войны».
Священная земля отцов – наше великое Отечество, обильно политое кровью.
«Оно ежели все памятники поставит, как и положено, по тем боям, что тут
были, так и пахать «негде будет», - говорит один из героев Евгения Носова.
И мы, нынешнее поколение, должны помнить, «какой ценой завоёвано счастье»
жить в мире, радоваться чистому небу и яркому солнцу.
Глава «Литература периода Великой Отечественной войны» в академической
истории русской советской литературы начиналась так: «Двадцать второго июня
тысяча девятьсот сорок первого года гитлеровская Германия напала на
Советский Союз. Мирная созидательная деятельность советского народа была
прервана. По призыву партии и правительства вся страна поднялась на борьбу
с фашисткой агрессией, сплотилась в единый боевой лагерь. В развитии нашей
литературы, как и в жизни всего советского народа, Отечественная война
составила новый исторический период. Отвечая требованиям времени,
литература перестроилась на военный лад.» Примелькавшиеся, стертые от
бесчисленных повторений формулировки часто воспринимаются как бесспорные.
Вроде бы так оно и было. А на самом деле так, да не так, все было куда
сложнее. Уже хотя бы потому, что внезапность, которая выдвигалась Сталиным
как главная причина наших тяжких поражений первого года войны, была весьма
относительной. Внезапной была не война сама по себе, а наша вопреки всем
широковещательным утверждениям руководителей партии и правительства
неготовность к ним.
Во вторую половину тридцатых годов неотвратимо надвигавшаяся война стала
осознаваемой многими исторической реальностью, едва ли не главной темой
тогдашней пропаганды, породила большой массив так называемой «оборонной»
литературы. Стоит перечитать стихи молодых поэтов той поры: «Слышишь как
порохом пахнуть стали Передовые статьи и стихи!» (К. Симонов); «Нам лечь,
где лечь, И там не встать, где лечь» (П. Коган); «Военный год стучится в
двери Моей страны. Он входит в дверь»(М. Кульчицкий); «А если скажет нам
война: “Пора” – Отложим недописанные книги...»(Б. Смоленский), - чтобы
убедиться, что молодые поэты тогда остро и отчетливо слышали «далекий
грохот, подпочвенный, неясный гул» приближающейся войны, «последнего
решительного» - так это тогда воспринималось, - видели в военном
противоборстве с фашизмом историческую миссию своего поколения. Надо
отметить, что в рамках этой «оборонной»темы сразу же наметились два
противоположных подхода (трансформируясь и видоизменяясь, они давали себя
знать и во время войны, и долгие годы после Победы, создавая поле высокого
идеологического и эстетического напряжения). «На чужой территории», «малой
кровью», «могучим молниеносным ударом», «и в воде мы не утоним, и в огне
мы не сгорим» - это стало проворным лейтмотивом выходивших романов и
повестей, это показывали в кино, декламировали и пели по радио, записывали
на грампластинках (напомню выпущенные неслыханными для того времени
тиражами печально известные) повесть Н. Шпанова «Первый удар» и роман П.
Павленко «На востоке», кинофильм «Послезавтра война», где в считанные дни,
если не часы, наш потенциальный противник терпел сокрушительное поражение,
государство и армия агрессора разваливались как карточный домик).
Справедливости ради надо сказать, что шапкозакидательство возникло не по
инициативе художников - пусть и тех, что все готовы на все, - оно было
порождено сталинской военно-политической доктриной, которая привела к
позорным поражениям, поставила страну на край гибели, за нее пришлось
расплачиваться миллионами загубленных человеческих жизней.
Выступая с докладом перед московскими писателями двадцать второго июня
тысяча девятьсот сорок второго года, через двенадцать месяцев после начала
войны, А. Сурков с неслыханной тогда прямотой и резкостью говорил о том
вреде, который принесла фанфарная поэзия и барабанная литература (
разумеется, разговор об их военно-политических и пропагандистских
источниках был невозможен... До войны мы часто дезориентировали читателя
насчет подлинного характера будущих испытаний. Мы слишком «облегченно»
изображали войну. Война в нашей поэзии выглядела как парад на Красной
площади. По чисто подметенной брусчатке рубит шаг пехота, идут танки и
артиллерия всех калибров. Идут люди веселые, сытые. Звучит непрекращающееся
«ура»... До войны мы читателю подавали будущую войну в пестрой конфетной
обертке, а когда эта конфетная обертка двадцать второго июня развернулась,
из нее вылез скорпион, который больно укусил нас за сердце, - скорпион
реальности, трудной большой войны. «Никем непобедимым пришлось долго и
унизительно пятиться. Воюющему соотечественнику пришлось справляться не
только с танками, которые на него лезли, с самолетами, которые валили на
его голову тысячи тонн рваного железа, но и вытравлять из души конфетную
«идеологию», которой мы его обкормили. Война в Испании, наши «малые» войны
- Халкин-Голский конфликт, финская компания, в которых выявилось, что мы
вовсе не так могучи и умелы, как об этом громко трубили с самых высоких
трибун, что победы даже над явно более слабым противником даются нам отнюдь
не 'малой кровью', настроили некоторых писателей, главным образом тех, кому
довелось побывать под огнем, понюхать пороха современной войны, на
серьезный лад, вызвали у них отталкивание от шапкозакидательства, от
победных литавр, от угодливой лакировки. Эта тенденция отчетливо проявилась
в «Испанском дневнике» М. Кольцова, в написанных К. Симоновым после Халкин-
Гола книге стихов «соседям по юрте» пьесе «Парень из нашего города»,
ставшей самым популярным сценическим произведением первого года
Отечественной войны, в стихах А. Суркова и А. Твардовского, навеянных
впечатлением финской кампании. Другое дело, что даже эти писатели, не
отвернувшийся от суровой правды войны, никто из них, - не могли себе
представить, каким тяжелым и жестоким испытанием будет надвигающееся на нас
испытание, в самом страшном сне не могло им привидеться, что война будет
продолжаться долгих, казавшихся бесконечными четыре года, что враг дойдет
до Москвы и Ленинграда, до Сталинграда и Кавказа. Хлебнув в первые дни
войны во время отступления на Западном фронте горячего до слез, Симонов
напишет полные тоски и боли строки, которые будут опубликованы только через
четверть века: «Да, война не такая, какой мы писали ее, - Это горькая
шутка...» Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Когда к
одному из недавних юбилеев победы над фашистской Германией надумали
выпустить книжкой сводки Совинформбюро, то, перечитав их, от этой идеи
отказались - очень уж многое требовало серьезных уточнений исправлений,
опровержений. Власти предержащие правды боялись, неприглядную правду
старались припудрить, даже скрыть (о сдаче врагу некоторых крупных городов
Совинформбюро не сообщало), но правды жаждал воюющий народ, она была ему
необходима, чтобы самоотверженно сражаться, надо осознать масштаб нависшей
над страной опасности. Так страшно началась для нас война, на таком краю, в
двух шагах от пропасти, мы оказались, что выбраться можно было только прямо
глядя жестокой правде в глаза, до конца осознав ту всю меру своей
ответственности за исход войны. В ноябре сорок первого года И. Эренбург
писал: '...Многие у нас привыкли (наверное, Эренбург имел в виду: нас
приучили) к тому, что за них кто-то думает. Теперь не то время. Теперь
каждый должен взять на свои плечи всю тяжесть ответственности. Во вражеском
окружении, в разведке, в строю каждый обязан думать, решать, действовать'.
Лирическая поэзия, самый чуткий сейсмограф душевного состояния общества,
сразу же обнаружил эту жгучую потребность в правде, без которой невозможно,
немыслимо чувство ответственности. Вдумаемся в смысл не стертых даже от
многократного цитирования строк «Василия Теркина» - они направлены против
успокаивающей лжи, тогда эта внутренняя полемика воспринималась особенно
остро, выглядела вызывающей:
А всего много пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька…
Донести до народа правду – это была одна из главных задач писателей –
фронтовиков. Одним из таких правдивых произведений о войне стала поэма А.Т.
Твардовского «Василий Тёркин».
Но со времен фронта я отметил "Василия Теркина" как удивительную удачу.
Твардовский сумел написать вещь своевременную, мужественную и
неогрязненную. А. Солженицын.
Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию
Теркину. Памятник литературному герою вещь вообще редкая, а в нашей стране
в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по
праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или
иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто
находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые
трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале. Многие из
них не обрели даже своей могилы (как -то показывали по телевизору) . Пусть
же памятник Василию Теркину будет и им надгробием.
В библиотеке, куда я пришел, чтобы взять поэму, мне досталось очень
интересное издание: вместе с текстом были помещены письма читателей
"Василия Теркина" с 1942 по 1970 годы и ответ читателям "Как был написан
"Василий Теркин". Перелистывая эти разнообразные письма читателей, я
убедился, что поэма Твардовского была действительно народной, вернее,
солдатской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из
многих книг предпочли больше всего ее да "Война и мир" Толстого. В своем
небольшом сочинении мне бы хотелось остановиться прежде всего на том, что
же мне лично больше всего нравится в поэме и ее герое. Больше всего мне
нравится в произведении Александра Трифоновича язык, легкий, образный,
народный. Стихи его так и запоминаются сами. По душе необычность книги, то,
что она как бы без начала и конца. Словно ты вновь встретился со старым
другом, которого тебе представлять не надо. А потом расстался с ним. Что
же, это жизнь... И то, что автор предлагает:
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.
Это, думается, делает героя и ближе, и понятнее. Очень правильно и то, что
поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Одного сбитого
самолета да взятого языка вполне достаточно. А ведь, по признанию самого
Твардовского, он чуть было не увлекся "сюжетностью". Хотел "заставить"
Теркина перейти линию фронта и действовать в тылу у противника на
Смоленщине ( кстати, родине самого автора). Но чувство меры не дало этого
сделать. Недаром же Александр Исаевич Солженицын в своих литературных
воспоминаниях "Бодался теленок с дубом" восхищался этим чувством меры у
Твардовского. Он, в частности, писал, что, не имея свободы сказать полную
правду о войне, Твардовский останавливался перед каждой ложью чуть не на
последнем миллиметре, но нигде этого барьера не переступил. Оттого и вышло
чудо! Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих
любимых литературных героев, я бы сказал: "Он очень по душе мне
жизнелюбием. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто "не
заколдован от осколка -дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет и
голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и
радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим
людям. А может быть, и мне самому... Теркин не может не радовать своим
жизнелюбием. Ведь он
В кухне - с места, с места - в бой.
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот
вынужденная стоянка, "а мороз - ни стать, ни сесть..." И Теркин заиграл на
чужой гармони.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его
то шутливые, то очень серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где
"перемокшая" пехота мечтает уже даже о том, "хоть бы смерть, да на сухом".
"Третьи сутки кукиш кажет в животе кишка кишке". Сыплет дождик, злой кашель
терзает грудь. И даже прикурить нельзя: размокли спички. Солдаты все
клянут, и кажется им, что "хуже нет уже беды". А Теркин усмехается и
начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует
локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да
что там. Вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел:
"Москва моя", тогда и можно было кручиниться. А нынче немец уже не тот,
"этой песни прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что
ведь и прошлый год, когда совсем тошно было, находил ведь Василий слова,
что помогали товарищам. Такой уж в нем был талант. Такой талант, что лежа в
мокроте, засмеялись товарищи, легче им стало.
Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой наш герой
раненый лежит и замерзает. И чудится ему, что пришла к нему Смерть. И стало
спорить трудно ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя... И
чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость, то мерзнуть, то
рыть окопы, то бояться, что убьют тебя? Но не такой Василий, чтобы легко
сдаться "Косой".
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда,
шепчет он. И воин побеждает Смерть.
Нынче прошло время лубочных героев книг и фильмов, о любителях которых с
издевкой писал Твардовский, что эти писатели всегда рады "заключить", "что,
мол, горе не беда"
Что с удачей постоянно
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!
Писатель постоянно подчеркивает, что "страшный бой идет, кровавый, смертный
бой..."
Сегодня мы начинаем узнавать правду о неисчислимых потерях, которые понес
наш народ в войне, часто совершенно напрасных. Сегодня мы начинаем узнавать
правду о причинах, целях и ходе войны, победой в которой, по мнению А.
Солженицына, нам не стоит так уж гордиться. Но среди этой горькой правды
свое место займет и простой русский солдат Василий Теркин.

Ещё одним очень правдивым произведением является «Молодая гвардия»
А.Фадеева…
Великая Отечественная война началась в 1941 году .В июне немцы без
объявления войны вторглись на территорию Советского Союза.
После стольких покорившихся стран фашисты были полностью уверены в
скорейшей победе. Однако они сильно ошибались.
Война пришла в Донбасс, Таганрог, Ростов-на-Дону осенью и, из всей
Украины, лишь Ворошиловградская область оставалась свободной. Но, несмотря
на войну и разрушения, молодость брала своё. До того, как немцы не пришли в
Краснодон, молодёжь вела свою беспечную жизнь. Они веселились, мечтали,
планировали будущую жизнь.
Но вот войска ворвались в их жизнь. Всё чаще стал слышен рёв моторов,
выстрелы и взрывы. Ребята уже безошибочно отличали советские и фашистские
самолёты, дежурили на шахтах, на крышах школ и больниц, и всё же любовь к
Родине, чувство долга и ответственности за её судьбу призывали юношей и
девушек делать нечто большее для защиты родной земли.
Самые смелые, отважные, сообразительные и мужественные ребята и девушки
объединились в антифашистскую организацию – “Молодая гвардия”. Они давали
клятву верности и обещали мстить за кровь и смерть советских людей. В
начале “Молодая гвардия” состояла человек из тридцати. Командиром её был
лейтенант красной армии Иван Туркенич, а из молодых самым главным был Олег
Кошевой – юноша с великолепными организаторскими способностями, серьёзный,
сильный духом, ответственный.
“Молодая Гвардия” расклеивала листовки, развешивала по всему городу
заминированные красные флаги, поддерживая тем самым дух русских.
Представители “Молодой гвардии” крали и продавали немецкие новогодние
подарки. Они соорудили радиопередатчик, тайно прослушивали то, что
действительно происходило на фронте, рассказывали об услышанном людям.
Ульяна Громова по поручению “Молодой гвардии” ведала работой против
вербовки и угона молодёжи. Она писала и выпускала листовки, устраивала на
работу тех, кому грозил угон, иногда Уля даже прятала по хуторам сбежавших.
Она, как и многие молодогвардейцы, скрывала от родных свою
принадлежность к “Молодой гвардии”, родители потеряли своё сильное влияние
на девушку, а отец как-то даже стеснялся Ули и в её присутствии больше
молчал.
У Ули были очень красивые большие чёрные глаза, окаймлённые длинными
ресницами, чёрные, волнистые, тяжёлые косы сбегали до талии. Эта красивая
стройная девушка обладала сильным характером, спокойствием. Она была
честной, мужественной, никогда не пряталась от опасности.
Но фашистам необходимо было раскрыть и уничтожить “Молодую гвардию”,
которая так сильно им мешала. Они ничего не знали о ней, и поэтому
запускали так называемый “частый бредень”, то есть отлавливали десятки
людей из города и района, пытали и допрашивали их, пытаясь хоть что-нибудь
узнать об этой организации, но немцы и предположить не могли, что такие
сложные операции, такие героические поступки совершают юноши и девушки,
едва достигшие двадцати лет.
Но после того, как молодогвардейцы украли новогодние подарки, немцы
специально следили за тем, кто продаст эти подарки и выследили мальчика,
которого действительно отправила на рынок “Молодая гвардия”. Мальчик не
выдержал долгих мучений и выдал трёх членов организации, одним из которых
был Стахович. Этот молодой человек был стоек, самолюбив, умён, но при
встрече с опасностью становился трусом. Он - то и выдавал членов “Молодой
гвардии”. Все остальные держались стойко, переносили жуткие муки молча,
скрипя зубами, они достойно отвечали на вопросы немцев, и никто из них не
сдался, не выдал товарищей, не нарушил клятву.
В свои неполные двадцать лет они перенесли, узнали, и сделали столько,
сколько множество людей не сделало за всю жизнь.
Всех молодогвардейцев, за исключением Олега Кошевого и Любы Шевцовой,
которых расстреляли, всех зарыли заживо в шурфе шахты №5. Перед своей
могилой, перед лицом смерти юноши и девушки пели Интернационал.
Этих людей-героев помнят, уважают и любят до сих пор. Они подают пример
отваги и смелости, призывают любить и защищать свою Родину до последнего
вздоха.
На мой взгляд, говоря о военных произведениях, нельзя забыть и повесть
В. Кондратьева «Сашка».
То, что Кондратьев начал писать о войне, было не только литературной
задачей, а смыслом и оправданием его нынешней жизни, выполнением долга
перед погибшими на Ржевской земле однополчан.
Повесть “Сашка” сразу обратила на себя внимание и критика, и читателей и
поставила автора в первый ряд военных писателей.
Сашка добывает валенки для ротного; раненный Сашка возвращается в роту
проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненному;
Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать; встреча с Зиной;
Сашка выручает Лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с
разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на
человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другими
людьми.
К.Симонов писал в предисловии к “Сашке” В.Кондратьева: “Это история
человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на
самой трудной должности – солдат”.
Писательский взгляд движется не от события к событию, а скорее,
сосредоточен на том, что заполняет обычные дни между событиями.
Время повести – ранняя весна 1942 года, место – под Ржевом, где идут
ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все
Сашка да Сашка, так он молод, уже два месяца находится на ”передке”.
Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать пленного,
утешит тяжело раненного солдата и приведет к нему санитаров, спасет от
трибунала горячего лейтенанта Володьку. Эта нехитрая фабула повести,
однако, дала возможность автору показать удивительный характер советского
солдата и создать произведение глубоко идейно- художественного содержания.
Автору удалось создать обаятельный образ человека, воплотившего лучшие
человеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определенность героя
проявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к нему
доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок.
Об этом свидетельствует эпизод пленения немца. Он постоянно в действии, в
движении, многое видит вокруг себя, думает, размышляет.
Один из главных эпизодов повести – отказ Сашки расстреливать пленного
немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ – не
стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он
отвечает просто: “Люди же мы, а не фашисты…” В этом он непоколебим. Простые
его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости
человечности.
Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не
искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство
ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему
было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили:
он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не
захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно
он в чем-то виновен. Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет
нарушить данное ему слово. “Цена человеческой жизни не умалилась в его
сознании”. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет
пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает
их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается
комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. “И
отвернул глаза капитан”, отменил свое приказание. Сашка же испытывает
необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и “церкву разрушенную”, и
“синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо” и думает: “коли живой
останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай
этот самым памятным, самым незабывным…”
Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие,
жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного
достоинства – все это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев
открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и
воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки - это история
человека, показавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на
самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то
не хватало бы не в литературе, а просто -напросто в жизни. Вместе с ним у
меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К.Симонов.
И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности
рождается у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы,
братства, человечности, доброты.
В Сашке Кондратьева воплотились самые лучшие черты народного
мировосприятия: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях,
выносливость, трудолюбие, гуманизм и глубочайшая вера в победу.
Очень хорошо передал атмосферу войны знаменитый белорусский писатель
Василь Быков.
В.Быков начал войну семнадцатилетним юношей. После окончания Саратовского
пехотного училища он воевал командиром взвода. Приходилось и наступать, и
отступать, и обороняться, окружать и выходить из окружения. В 1944г. Семья
получила извещение, что командир взвода В. Быков погиб смертью храбрых в
бою. Но взводный выжил и воевал дальше в Румынии, Венгрии, Австрии, был
награжден. 19 июня 1945 года ему исполнился 21 год.
Спустя годы В. Быков снова вернулся на войну, чтобы увидеть её, как прежде
– в упор: вокруг себя и в своем герое. Чтобы услышать тяжелое дыхание
человека, бегущего рядом вверх по склону высоты в атаку, склониться над
молодым лейтенантом, умирающим в одиночестве посреди голого поля, увидеть
звезды в небе со дна окопа… . Он предпочел остаться на войне во имя тех,
кого уже давно нет, но кто продолжает жить в памяти солдата, в памяти
народа.
Среди произведений о войне книги Быкова занимают особое место. Свою точку
зрения на этот вопрос он высказал в статье «Живая память поколений». В ней
он писал: «Сороковые годы дали нашей литературе ряд замечательных образов
героев: мы привыкли за много лет к мужественному неунывающему рядовому В.
Теркину, к несгибаемому в своем священном стремлении стать в строй бойцов
Мересьеву, к мужественным разведчикам Э. Казакевича.» Однако « правда о
войне, о подвиге народа была высказана далеко не вся.» Эту неполноту можно
было как-то понять, оправдать(писатели «шли по горячим следам событий», не
имели ни времени, ни возможностей для осмысления всех проявлений войны), но
согласиться, примириться с нею – значило бы для Быкова изменить своему
опыту, памяти, совести. Все изменилось, когда вернулись с войны и получили
образования ее рядовые участники. Среди них был и Василий Быков, будущий
писатель.
В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических
событий, но зато ему удалось с потрясающей глубиной передать ощущения
рядового солдата на большой войне. Этот герой не содержал ни чего, что
отделяло бы его от других, обозначало бы его превосходство. Он сознавал
себя частицей защищающегося народа. Война представала тягчайшим бременем,
общей бедой и несчастьем, страшным ударом по всему нормальному и
человеческому, и этот удар нужно было отразить. Но сделать это очень
трудно, и потому в повестях Быкова так велика тяжесть войны. И тем дороже
выдвинутый этой прозой герой – человек, не убирающий плеча из-под общей
ноши, не отворачивающий лица от правды, человек, выстаивающий до конца.
В повести «Журавлиный крик» шестеро солдат у железнодорожного переезда
должны держать оборону в течение суток, обеспечивая отход батальона. Они
вступили в неравный бой, не ища для себя спасенья. Первым заметил немецких
мотоциклистов Фишер, он почувствовал: «пришло время, когда определяется
весь смысл его жизни». Ему хотелось, чтобы старшина изменил о нем мнение.
Очевидно, в эту ночь «не мудреная мерка солдатских достоинств,
принадлежащих старшине, в какой-то мере стало жизненным эталоном для
Фишера». Его выстрелы предупредили старшину Карпенко и остальных, и он
вправе был позаботиться о себе. Но Фишер не знал, что убежать или затаиться
в его положении – вполне пристойно и честно. Ему представилось строгое
скуластое лицо старшины, он почти наяву услышал презрительный окрик: « Эх
ты, растяпа! » И тогда весь мир для него ограничился укоризненным взглядом
сурового старшины и этой цепочкой мотоциклов. И он дождался переднего,
выстрелил, попал, и тотчас очередь из автомата размозжила ему голову.
Мотив действительно безыскусен: интеллигент, близорукий книжник, боится
упреков в нерасторопности и трусости больше, чем смертельной опасности, он
хочет соответствовать меркам старшины, то есть общей мерки долга, тягот,
риска. Он хочет быть вровень с другими, иначе ему – стыдно.
После Фишера, в самый разгар боя на переезде гибнут Карпенко и Свист. О
себе Карпенко не очень тревожился: он сделает все, что от него потребуется.
Это надежный служака, не избалованный жизнью. Его действия в бою
предрешены. А смерть Свиста наступила вследствие неравного единоборства с
немецким танком: он бросил одну за другой гранаты под гусеницы, но отбежать
не успел.
Повесть заканчивается, когда Василий Глечик, самый юный из шестерых, еще
жив, но, судя по всему, обречен. Мысль о том чтобы оставить позицию,
спастись, была для него неприемлемой. Нельзя нарушить приказ комбата, его
нужно выполнить любой ценой, и, конечно, присяга и долг перед родиной.
Писатель дал почувствовать, как горько, когда обрывается такая чистая и
молодая, верующая в добро жизнь. До Глечика донеслись странные печальные
звуки. Он увидел, как за исчезающей стаей летел отставший, видно, подбитый
журавль; отчаянный крик птицы безудержной тоской захлестнул сердце юноши.
Этот журавлиный крик – полная печали и мужества песня прощания с павшими и
призывный клич, возвещающий о смертельной опасности, и этот мальчик
потрясенно открыл для себя: ему скоро предстоит умереть и ничего изменить
нельзя. Он схватил единственную гранату и занял свою последнюю позицию. Без
приказа. Хорошо зная, что это конец. Не желая умирать и, не умея выживать
любой ценой. Это была героическая позиция.
Герои повести «Журавлиный крик» при всем разнообразии своих характеров
схожи в главном. Все они сражаются до конца, своей кровью, своей жизнью
обеспечивая организованный отход батальона. Через их трагическую судьбу
очень убедительно показывается трагедия первых военных лет и реалистически
раскрывается неброское во внешних своих проявлениях мужество солдат,
которые в конечном итоге обеспечили нашу победу.
Очень тяжёлое для сердца, но и очень реалистичное произведение Ю.
Бондарева «Горячий снег», не может оставить равнодушным никого…
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске. В
годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл
длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. После войны с 1946 по 1951 год
он учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с
1949 года. А первый сборник рассказов "На большой реке" вышел в 1953 году.
С середины 60-х годов писатель работает над
созданием фильмов по своим произведениям; в частности, он был одним из
создателей сценария киноэпопеи "Освобождение".
Юрий Бондарев также является лауреатом Ленинской и Государственных
премий СССР и РСФСР. Его произведения переведены на многие иностранные
языки. Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое
место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических
задач, поставленных ещё в его первых повестях "Батальоны просят огня" и
"Последние залпы". Эти три книги о войне целостный и развивающийся мир,
достигший в "Горячем снеге" наибольшей полноты и образной силы. Первые
повести, самостоятельные во всех отношениях, были вместе с тем как бы
подготовкой к роману, быть может ещё не задуманному, но живущему в глубине
памяти писателя.
События романа "Горячий снег" разворачиваются под Сталинградом, южнее
блокированной советскими войсками 6-

Новинки рефератов ::

Реферат: Христианство (Религия)


Реферат: Типи небезпечних природних явищ та катастроф (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Основы социально-психологических методов управления (Социология)


Реферат: Комбинированный урок по природоведению (Естествознание)


Реферат: Войны древнего Израиля (История)


Реферат: "СтранныйТургенев" (Литература)


Реферат: Шпоры к экзамену (Деньги и кредит)


Реферат: Правовые основы торгового обслуживания населения (Государство и право)


Реферат: Социализация личности, ее этапы и формы (Социология)


Реферат: Типы политических систем (Политология)


Реферат: Вечный двигатель. Стоит ли его изобретать? (Естествознание)


Реферат: Динозавры, факты и теории (Биология)


Реферат: Задачи по семейному праву условие-вопрос-решение (Контрольная) (Право)


Реферат: Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции (Педагогика)


Реферат: Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов при налогообложении прибыли (Налоги)


Реферат: История агломерационного производства (Металлургия)


Реферат: Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года (Право)


Реферат: Проектирование участка по изготовлению широкодиапазонного генератора импульсов (Радиоэлектроника)


Реферат: Порядок проведения инвентаризации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Стратегия Эволюции (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист