GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Право международной безопасности (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Право международной безопасности (Международное публичное право)



СОДЕРЖАНИЕ

Введение
I. Понятие права международной безопасности, источники
II. Роль международного права в предотвращении войны
III. Коллективная безопасность
IV. Разоружение и ограничение вооружения
V. Меры по укреплению доверия, сужению материальной базы и
пространственной сферы военных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы



Введение

Вопрос о войне и мире – коренной вопрос современных международных
отношений. Проблема обеспечения международной безопасности в широком ее
понимании есть проблема обеспечения мира и предотвращения войны.[1]
Современное международное право, являясь правом мира, призвано служить этой
цели.
Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в
первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов
и норм современного международного права. Объективная необходимость
сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс
формирования и функционирования новой отрасли общего международного права –
права международной безопасности.[2]
Следует иметь ввиду изменения в объекте правового регулирования,
проишедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью
конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза
безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых
межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и
столкновениями.
В наше время тема безопасности очень актуальна и понятно, почему. В
современную эпоху постоянных военных конфликтов просто необходим механизм
их урегулирования, а особенно предотвращения. Генеральный секретарь ООН
Бутрос Бутрос-Гали отмечал, что без мира не может быть развития и в
обществе станет назревать конфликт. А без демократии невозможно достигнуть
сколько-нибудь существенного развития; при отсутствии развития мир не может
сохраняться в течение длительного периода времени.[3]
В моей работе речь пойдет о праве международной безопасности. Я дам
его понятие, расскажу об источниках, роли права международной безопасности,
покажу, каким образом оно развивалось и как сейчас поддерживается
международная безопасность.



ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ.

Право международной безопасности представляет систему принципов и
норм, регулирующих военно- политические отношения государств и других
субъектов международного права в целях предотвращения применения военной
силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.[4]
Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в
области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу
которых, в частности, относятся следующие :
1. Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных
межгосударственных отношений.
2. Ядерная война не может быть средством достижения политических,
экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому
существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового
уничтожения.
3. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е.,
затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.
4. Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного
государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку
вооружений.
5. Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность
Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы
свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем
характере международной безопасности ,а с другой – о неразрывной связи
безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего
международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и
развитием.[5]
Как и любая отрасль международного права опирается на общие принципы
международного права, особенно на принцип неприменения силы или угрозы
силой, принцип мирного разрешения споров, принцип территориальной
целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких,
как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба
и др.
У права международной безопасности есть одна особенность – это то,
что его принципы при регулировании международных отношений тесно
переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного
права и образуют таким образом вторичную структуру, обслуживающую по
существу, всю систему современного международного права. Эта возможность
дает основание говорить о том, что право международной безопасности
является комплексной отраслью современного международного права.
Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и
средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл.I, гл. VI, гл. VII).
Поддерживать международный мира и безопасность и с этой целью принимать
эффективные коллективные меры … – главные из целей Организации Объединенных
Наций (ст.1)[6]
Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие
принципиально новые нормативные положения и ориентированные на
конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории
источников права международной безопасности. Например, «О неприменении силы
в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия»
(1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.)
Важное место в комплексе источников права международной безопасности
занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры. Их можно
разделить на 4 группы :
1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном
отношении. Это : Договор об Антарктике (1959г.), Договор о
нераспространении ядерного оружия (1968г.), Договор о безъядерной зоне в
южной части Тихого океана (1985г.) и др.
2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и
качественном отношениях. Это: Договор о запрещении испытаний ядерного
оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.),
Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия
(1996г.)Договор Между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении
стратегических наступательных вооружений (1993г.)
3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и
предписывающие из уничтожение. Таковы : Конвенция о запрещении
разработки, производства и применения химического оружия и его
уничтожении (1993г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет
средней и меньшей дальности (1987г.)
4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного
(несанкционированного) возникновения войны. Это – Соглашение о линиях
прямой связи между СССР и США (1963, 1971гг.), и др.
Среди источников также особого внимания заслуживают документы, принятые в
рамках СБСЕ .[7]



РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ВОЙНЫ
В наше время международное право решает проблемы угрозы миру и
разрабатывает для этого арсенал конкретных средств. Это совокупность
правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение
вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или
коллективно.
К этим средствам можно отнести мирные средства разрешения
споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного
нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры
по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация
отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти
средства являются международно-правовыми, т.к. они регламентированы
договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного
международного права.
В числе таких договоров – подписанное 22 июня 1973г. Соглашение между
СССР и США о предотвращении ядерной войны.[8]
Цели политики обеих стран по этому Соглашению – «устранение опасности
ядерной войны и применения ядерного оружия…,предотвращение возникновения
ситуаций, способное вызвать опасное обострение их отношений, избежание
военных конфронтаций…[9]».
Говоря о средствах обеспечения международной безопасности, нужно
сказать, что все-таки наиболее важно создание системы коллективной
безопасности на универсальной и региональной основах, и меры по достижению
всеобщего разоружения. Именно эти средства в большей мере обеспечивают
равную и всеобщую безопасность.
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий
государств всего мира или определенного географического региона,
предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления
актов агрессии или других нарушений мира.[10]
Во всеобщей заинтересованности всех государств в коллективных
действиях в целях обеспечения безопасности нет ничего странного. Ведь любой
конфликт внутри страны может «перекинуться» на территорию другого
государства, локальный конфликт – перерасти в мировую войну. Поэтому
существуют определенные системы поддержания коллективной безопасности. В
настоящее время их выделено две.
Универсальная система коллективной безопасности – была основана на
нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с
решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз
государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных
Наций от 1января 1942г. Т.Е. государства, совершенно различные в своих
взглядах объединились на основе общей проблемы.
В послевоенный период была создана всемирная система коллективной
безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения
от бедствий и войны». Система коллективных мероприятий, предусмотренная
Уставом ООН, охватывает : меры по запрещению угрозы силой или ее применения
(п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры
разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных
организаций безопасности (гл. VIII) . временные меры по пресечению
нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования
вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42).[11]
Функция поддержания международного мира и безопасности возложена на
Генеральную Ассамблею И Совет Безопасности ООН, их компетенция четко
разграничена.
ООН также проводит операции по поддержанию мира. Их задача :
1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими
сторонами с целью их примирения
2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня
3. Содействие поддержанию законности и правопорядка
4. Предоставление гуманитарной помощи
5. Наблюдение за ситуацией
Во всех случаях операции должны строго выдерживать принципы :
1. Принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и
осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на
проведение операции
2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-
членами, приемлемыми для сторон
3. Финансирование международным сообществом
4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий,
вытекающих из мандата, предоставленного СБ
5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы
(только для самообороны)[12]



Региональные системы коллективной безопасности – представлены организациями
на отдельных контитентах и в регионах. ООН разрешает деятельность таких
организаций «при условии, что …их деятельность совместима с целями и
принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех
государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы – те
же, существуют лишь некоторые ограничения – деятельность организации должна
затрагивать интересы только региональных государств, и решать вопросы на
территории своего региона.
К компетенции их можно отнести урегулирование споров между собой.
(п.2 ст.52 Устава ООН).
Можно назвать некоторые документы из этой области : 1949г.-
Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор – 1955г.; СБСЕ –
Заключительный акт (1975г.)
Если говорить о некоторых континентах в отдельности, то нужно
отметить региональные организации:
- на Европейском континенте – НАТО с 1949г., ОБСЕ – с 1955г.. С 1955 по
1991гг. – Организация Варшавского Договора
- на Евроазиатском континенте – СНГ – с 1992г. (Устав СНГ 1993г., Договор о
коллективной безопасности 1992г. и др.)[13]
Я считаю нужным отдельно остановиться на Коллективной безопасности в
рамках СНГ.
Государства – участники, в соответствии с взятыми обязательствами,
должны поддерживать международные мир и безопасность. В случае угрозы миру
проводятся совместные консультации с целью ее устранения.
Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН и
Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992г. Этот договор носит
сугубо оборонительный характер, открыт для государств, в нем
заинтересованных и его поддерживающих.
Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20
марта 1992г. незамедлительно информировать СБСЕ и ОБСЕ о решении проводить
миротворческую деятельность.



РАЗОРУЖЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ

Процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный
инструмент обеспечения безопасности и стабильности . В условиях, когда
процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе
приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения
оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный
процесс.[14]
Я бы хотела рассмотреть действующие международные договоры и
соглашения относительно разоружения.
Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963г.
представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении
испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под
водой. Этот договор имел универсальный характер. Другой договор был
подписан в июне 1996г. – Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных
испытаний. В ст.1 определены «основные обязательства» .Я кратко их
перечислю:
1. Запрещение любых взрывов
2. Неучастие во взрывах
Для достижения цели и объекта Договора учреждается Организация по Договору
(ст. II). Члены – все участники. Местонахождения – г. Вена
Органы Организации : Конференция государств-участников,
Исполнительный совет, Технический секретариат
Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации
Исполнительного совета сроком на 4 года.
Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами
Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах,
а также меры укрепления доверия.
Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля
1968г.(универсальный) . В этом договоре определены позиции государств,
обладающих ядерным оружием, и им необладающих. Также говориться о
прекращении гонки вооружений.
Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств.
(Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести :
Договор об Антарктике 1956г., Договор о космосе 1967г., и др.
Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее
важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении
систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г. и дополнительный протокол к
нему от 3 июля 1974г., ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и
меньшей дальности от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем
сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3
января 1993г. и др.
Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия.
Женевский протокол 1925г. – это запрещение применения на войне удушливых,
ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля
1972г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и
об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является
бессрочной.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и
применения химического оружия и о его уничтожении – открыта для подписания
в январе 1993г. Каждый участник обязуется никогда, ни при каких
обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не
накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или
косвенно кому бы то ни было. Все государства обязаны уничтожить уже
имеющееся у них оружие. РФ в числе первых подписала эту Конвенцию, а ФЗ от
5 ноября 1997г. ратифицировала ее.


МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ, СУЖЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СФЕРЫ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.
Меры укрепления доверия в качестве института права международной
безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную
деятельность государств посредством установления мер информационного и
контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения
внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также
обеспечения процесса разоружения.[15]
Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием
ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и
предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.
Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения,
в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между
СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет
подводных лодок 1988г. и др.)
Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на
региональном уровне.
В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам
укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.
Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно
контактировать между собой (посещение авиабаз ,обмены и контакты ученых,
военных).
Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом
международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как
метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным
соглашением.
Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной
стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то
ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих
конкретные обязательства государств в области : проведения независимого
политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое
содействие международному миру.[16]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения мне хотелось бы сделать некоторые выводы.
Безопасность необходима всегда и всем – это ясно – ведь без нее жизнь
просто недопустима, а если и возможна, то нормальным такое существование
точно не назвать.
Это было ясно всегда и поэтому системы и средства поддержания
безопасности стали разрабатываться давно. И все время они менялись. Но
реалии современной жизни не привели к отказу от тех норм, процедур и
институтов, которые лежали в основе международных отношений. Многое
меняется. Поэтому системы безопасности надо приспосабливать под
складывающуюся ситуацию .
Я считаю, что только сотрудничество всех государств и неукоснительное
соблюдение Закона может обеспечить безопасность вообще и международную, в
частности.



-----------------------
[1] Международное право под ред. Тункина Г.И. М.,1982, стр.303

[2] Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр.299
[3] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994,
М.,1994, стр.1
[4] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,
стр.431
[5] Международное публичное право под. ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.333-
335
[6] Международное право в документах, М., 1982, стр. 3
[7] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И., М.,1999,
стр.431-433
[8] там же , стр.434
[9] Международное право в документах, М.,1982, стр.715
[10] Международное право под ред. Тункина Г.И., М.,1982,стр.307
[11] Международное право под ред.Игнатенко Г.В. , М.,1995, стр.303-304
[12] Международное право под ред.Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,
стр.435-436
[13] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А., М., 1999,
стр.342-343
[14] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994г.
М.,1994г., стр.6-7
[15] Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр. 311
[16] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.353-
354






Реферат на тему: Право международных организаций

МГЮА



Международное Публичное Право


Контрольная работа

Тема №4 Право международных организаций



Москва 2004



1. Понятие, социальная природа и история возникновения международных
организаций, их роль и значение в современном мире.

Международные организации - сравнительно "молодой" субъект международных
отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что "знание" о международных
организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.
Мечты о такой форме организации человеческого общества можно обнаружить в
трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было
составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на
обеспечение международной безопасности, а в начале двадцатого столетия
появилось более 80 таких проектов.
Международные организации как элитарный идеал наиболее разумной и
справедливой организации социальной жизни рассматривались многими
выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского
парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам
предполагал, что создание международного суда может стать универсальным
средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант
предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных
государств".
В середине девятнадцатого столетия появились первые международные
межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано
двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате
буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к
национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической
революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности
государств.
Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы
проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю
связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения
этих двух противоположных тенденций - желания развиваться в рамках
суверенного государства и невозможности делать это без широкого
сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению
такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные
межправительственные организации. Последние, в свою очередь,
эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к
оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается
спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по
Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по
международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в
XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации
(например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и
административные союзы.
Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой
развития межправительственных организаций. Первая мировая война задержала
развитие международных организаций и привела к роспуску многих из них. В то
же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой
цивилизации стимулировало появление проектов создания международных
организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей
эффективным инструментом политического
международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания
безопасности государств.
С позиций сегодняшнего дня неудачи Лиги Наций объясняются причинами
двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919-1939
годов не содействовала позитивным акциям новой международной политической
структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не
интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление
националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или
доминирующему положению в мире. Крайними полюсами этой тенденции можно
назвать национал-социалистическую Германию и коммунистический Советский
Союз. Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций
был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные
ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития
межгосударственных отношений.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем
организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными
темпами.
Вторая мировая война в силу ее масштаба дала мощный толчок
правительственной и общественной инициативе во многих государствах по
разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности.
На правительственном уровне вопрос о создании организации международной
безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать,
что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть
войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое
внимание и вопросу о том, как строить мир, занимались разработкой принципов
и планов будущей глобальной международной организации.
В научной литературе серьезные разногласия вызывает вопрос о том, кто из
союзников и в каком документе первым предложил создание Организации
Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую
хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские
исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию
от 4 декабря 1941 года.
Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны и
равновелики.
Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием,
годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными
организациями надежд, которые возлагались на них как самими государствами,
так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала эпоха 1989-1990
годов. Крутые перемены связаны с падением Берлинской стены и утратой
политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота
в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.
Сейчас возникла необходимость по-новому организовать совместную жизнь
народов. Вопрос о ее принципах и целях уже поставлен. К сожалению, ответы
на него часто носят утопический характер. Участились региональные
конфликты, связанные с национализмом и стремлением к суверенитету. К ним
добавляются религиозные и этнические страсти, социальные различия и
культурные противоречия, территориальные притязания и стремление к
политической и экономической власти.
Важно создать конструктивную многостороннюю базу международного
сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного
сосуществования, стабилизировать их, сделать контролируемыми и
жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов.
Приоритетными направлениями в этой области являются:
полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная
дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение
безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством
создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь
разработанных международным сообществом в последние годы концепций.

2. Принципы деятельности и основные институты права международных
организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.

Международная межправительственная организация - это добровольное
объединение суверенных государств или международных организаций, созданное
на основе межгосударственного договора или резолюции международной
организации общей компетенции для координации деятельности государств в
конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных
и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее
членов.
Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.
1. Создание в соответствии с международным правом.
Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность
противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации
должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок.
Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если
их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно
международному праву неправомерным.
2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные
организации создаются на основе международного договора (конвенции,
соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является
поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации.
Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в
последние годы полноправными участниками международных организаций являются
также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является
полноправным членом многих международных рыболовных организаций.
Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями
других организаций, имеющих более общую компетенцию;
3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.
Международные организации создаются для координации усилий государств в той
или иной области.
Международные организации призваны объединять усилия государств в
политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская
организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой
(МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд
организаций уполномочен координировать деятельность государств практически
во всех областях (ООН, СНГ).
Международные организации становятся посредниками между государствами-
членами.
4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является
одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы
подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от
многочисленных других форм международного сотрудничества,
Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице
суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных
органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда
один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.
Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный
директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные
органы с различным правовым статусом и компетенцией.
5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой
организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях
высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти
документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть
имплементированы соответствующей международной организацией. Государства
вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и
организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С")
Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с
предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими,
экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с
положениями Устава этой организации.
6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Именно
сама организация как субъект международного публичного и частного права
вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом
случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли
организация использует свою автономную волю.
Правосубъектность международных организаций.
Правосубъектность международной организации включает следующие четыре
элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б)
дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять
права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного
правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои
действия.
Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций
является наличие у них собственной воли. Источником воли международной
организации является учредительный акт как продукт согласования воль
государств-учредителей.
Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций
являются следующие качества.
1. Признание качества международной личности со стороны субъектов
международного права. Сущность данного критерия заключается
в том, что государства-члены и соответствующие международные организации
признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей
межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять
организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам
все межправительственные организации являются юридическими лицами.
Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в таком объеме, в
каком это необходимо для выполнения их функций.
2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий
правосубъектности межправительственных организаций означает, что
организации обладают такими правами и обязанностями которые отличны от прав
и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном
уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности
организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов
путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение
развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в
сохранении, увеличении и распространении знаний.
3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная
организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или
резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры,
финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право
организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительственные
организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих
функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-
нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не
являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в
ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания
международного мира и безопасности.
4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособность международных
организаций можно отнести к числу главных критериев международной
правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного
права составляет его способность к выработке норм международного права.
В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации
имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В
принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что
вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между
государствами и международными организациями или между международными
организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что
международная организация обладает такой правоспособностью заключать
договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее
целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной
организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.
5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс
международной организации включает деятельность, направленную на создание
правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или
отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в
том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные
учреждения), не обладает "законодательными" полномочиями. Это, в частности,
означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной
организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть
признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-
вторых, как норма, обязательная для данного государства.
Правотворчество международной организации не является беспредельным. Oбъeм
и вид правотворчества организации определен в учредительном договоре.
Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и
направления правотворческой деятельности международных организаций
отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных
международной организации в области правотворчества, можно выяснить только
на основе анализа ее учредительного акта.
В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами,
международная организация может выступать в различных ролях. В частности,
на начальных фазах правотворческого процесса международная организация
может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении
определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта
текста подобного договора;
в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью
согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции,
осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем
межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции
депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области
интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.
6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов
невозможна нормальная практическая деятельность любой международной
организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется
специальным соглашением, а в других - национальным законодательством.
Однако в общей форме право на привилегии и иммунитета закрепляется в
учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории
каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые
необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы
Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни
находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от
обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или
отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47
Соглашения об учреждении ЕБРР).
7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение
международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм
международного права свидетельствует о независимом;
характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним
из важных признаков правосубъектности.
При этом основными средствами являются институты международного контроля и
ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции
осуществляются двумя способами: путем представления докладов государствами-
членами и наблюдением и обследованием: контролируемого объекта или ситуации
на месте.
Наиболее распространенной формой контроля является предоставление докладов
государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-
член представлять Организации в те сроки и в той форме, которые определяет
Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях
и статистических данных, касающихся его учреждений и деятельности в области
образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и
конвенций Генеральной конференции (ст. VIII).
8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные
образования, международные организации являются субъектами международно-
правовой ответственности.
Международные организации, например, должны нести ответственность за
противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций
может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами.
Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в
случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений,
заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во
внутренние дела субъектов международного права.
Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае
нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных
сумм и т.д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами,
где находятся их штаб-квартиры, за противоправные действия, например, за
необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение
санитарных норм.
Членство в международных организациях.
Как правило, в учредительных актах организаций содержатся следующие
положения о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих
организаций.
1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины
характерно разделение членов международных организаций на две категории:
полноправные и неполноправные члены. К полноправным, по их мнению,
относятся государства, а к неполноправным - несамоуправляемые территории и
даже некоторые суверенные государства. Российские юристы выступают за
ликвидацию института ассоциированных членов как несовместимого Декларацией
ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14
декабря 1960г.
2. Условие вступления в организацию. Учредительные акты практически всех
организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех
государств, разделяющих принципы этой организации. Как правило, члены
организации подразделяются на две категории: первоначальные члены и другие
члены.
Первоначальные члены - это государства, участвовавшие в разработке и
принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько
более льготные условия вступления. В частности любой первоначальный член
может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о
своем формальном принятии обязательств вытекающих из учредительного акта
такой организации. Другие государства могут быть приняты большинством в две
трети голосов.
Членами организации могут быть государства, другие международные
организации, автономные территории, зависимые территории.
В соответствии с общепризнанным принципом международного права -
суверенного равенства - любое государство имеет право принадлежать или не
принадлежать к международным организациям. В этой связи ограничение в
приеме государств в любую организацию является нарушением международного
нрава.
Членами организации могут быть другие международные организации. Например,
ЕС является членом Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО).
3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и
деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности
государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и
коллективные.
Любой член организации можёт обладать индивидуальными правами и
обязанностями как партнер такой организации (например, в качестве стороны
соглашения о штаб-квартире, соглашения о сотрудничестве) или член
организации. По мнению Г. Шермерса и Блоккера, членство в международной
организации носит двоякий характер: с одной стороны, государства
функционируют как отдельные части механизма организации, с другой, являются
ее важными партнерами. Таким образом, организация работает на своих членов
и со своими членами.
Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в
учредительных актах или решениях международной организации. Например, часто
организация является депозитарием соглашения. К таким обязанностям
относится обязанность каждого члена регулярно платить членские взносы, в
определенный срок представлять отчеты о выполнении конвенций или
учредительного акта.
Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в
учредительном акте или резолюциях международных организаций. Такого рода
права и обязанности имеют общих адресатов, т.е. обращены всем членам или
двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные
действия, затрагивающие интересы всех участников организации.
Права и обязанности государств-членов можно объединить в три
группы: а) права и обязанности,вытекающие из общепризнанных принципов и
норм международного права; б) права и обязанности, непосредственно
касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности
организации; в) права и обязанности, связанные с соблюдением основных
положений учредительного акта организации.

3. Специализированные учреждения ООН: связь и соотношение с
правосубъектностью ООН.

В соответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается
учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для
осуществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100
таких органов. По правовому статусу их можно объединить в три группы: а)
органы, являющиеся по своему статусу международными организациями;
б) постоянные органы; в) временные органы.
В первую группу входят Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН
(ПРООН). Они в полной мере соответствуют признакам межправительственных
организаций, хотя и являются автономными органами Генеральной Ассамблеи.
Вторую группу составляют, в частности. Конференция по разоружению (создана
в 1961 г, входят более 40 государств). Комитет по использованию
космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г., входят около 60
государств), Межправительственный комитет по науке и технике в целях
развития (создан в 1979 г., является комитетом полного состава), Всемирный
продовольственный совет (создан в 1974 г., входят около 40 государств),
Комиссия международного права (учреждена в 1947 г., входят представители
более 30 государств), Комиссия ООН по праву международной торговли (создана
в 1966 г., входят 36 государств).
В третью группу можно отнести вспомогательные органы ad hoc, например
Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации (создан в
1974 г.), Специальный комитет против апартеида (создан в 1962 г.).
Специальный комитет по Индийскому океану (создан в 1972 г.). Они занимаются
сравнительно узким кругом проблем, эпизодически собираются на свои
заседания и ликвидируются после подготовки соответствующих международно-
правовых документов или решения проблем, составляющих предмет их
деятельности.
Функции любого вспомогательного органа ООН носят ограниченный характер. Они
выполняют строго очерченную их учредительным актом работу. Деятельность
этих органов полностью определяется главным органом, они находятся в полном
подчинении и под исключительным контролем этого главного органа, указания
которого для них обязательны. Это означает, что главный орган может
отменить любое решение вспомогательного органа или ограничить функции и
полномочия вспомогательного органа, изъять из его компетенции тот или иной
вопрос, сам может рассмотреть данный вопрос.
Разумеется, статус и значимость вспомогательных органов ООН не адекватны.
Одни из них являются практически межправительственными организациями, а
другие - автономными межправительственными органами.

Задача

Охарактеризовать соотношение деятельности международных межгосударственных
организаций (ООН, ОБСЕ, СНГ) с основными принципами международного права.

Основные принципы современного международного права - это основополагающие
императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие
закономерностям развития международных отношений нашей эпохи,
обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов
международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами
принуждения. они обязательны для всех без исключения государств и других
субъектов международного права. Исходя из этой особенности, положения
Устава ООН (п. б ст. 2) дают право органам ООН обеспечивать, чтобы все
государства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с
требованиями принципов; они пользуются приматом относительно всех остальных
норм системы международного права: ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской
конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о
праве международных договоров между государствами и международными
организациями или между международными организациями 1986 г. разъясняют,
что отклонение от нормы, содержащей принцип международного права,
недопустимо и что она может быть отменена только последующей нормой общего
международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных
положений является признание норм, не соответствующих принципам,
недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися
защитой международного права; принципы в исключение из общих правил
действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, что
позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого
принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий;
только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются
как международные преступления. Следствием этого является применение к
нарушителям таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые
перечислены в ст. 5, 6, 40-47 Устава ООН и включают разрыв экономических,
дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы.
Принципы международного права находят свое выражение в деятельности
международных межгосударственных организаций.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой.
В настоящее время запрет на применение силы или угрозы силой закреплен в
Уставе ООН - универсальном договоре, что свидетельствует о превращении
нормы многосторонней в норму универсальную. Устав ООН содержит также
систему норм, призванных гарантировать соблюдение требований принципа (см.
гл. VII Устава). Некоторые элементы принципа, связанные с ответственностью,
содержатся в Уставах международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.
Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Определив,
что применение силы государством является актом агрессии (ст. 39 Устава
ООН), он заключает соглашения с государствами-членами ООН о предоставлении
в его распоряжение воинских формирований, техники, срёдств обслуживания.
Ратифицированные в соответствии с конституционной процедурой каждого
государства, эти соглашения приобретают характер источника международного
права (ст. 43 Устава ООН).
Российская Федерация в 1995 г. приняла Закон "О порядке предоставления
Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в
деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и
безопасности", ст. 2 которого говорит об участии Российской Федерации в
международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил,
осуществляемых по решению Совета Безопасности, принятому в соответствии с
Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В
ст. 11 специально оговаривается, что правовым основанием для Российской
Федерации является особое соглашение с СБ ООН о выделении российских
контингентов и помощи, как это отмечается и в ст. 43 Устава ООН.
Принцип территориальной целостности государств.
Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силы против территориальной
целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток
расчленения государственной территории, если это не связано с применением
международных санкции.
Обязанности государств, политических универсальных и региональных
организаций, других субъектов заключаются в следующем: они не должны
посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на
государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны
воздерживать от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести
существенные ущерб территории государства или ее составным частям или
ресурсам.
Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в
случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры,
допускаемые международным правом, могут обратиться в Совет Безопасности и
Генеральную Ассамблею ООН, региональные организации, созданные в
соответствии со ст. 52-54 Устава ООН. Понятие территориальной целостности
не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым
государствами по договоренности, с согласия населяющего их народа,
выраженного посредством плебисцита.
Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности
государства в качестве санкции за совершение международного преступления;
так, в результате второй мировой войны был установлен особый режим
управления Западным Берлином, территория Германии была разделена на зоны,
управляемые от имени четырех держав - участниц антигитлеровской коалиции.
Принцип нерушимости государственных границ определяет сотрудничество
государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в
связи с границами.
Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными
нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской
Федерации, установленный Законом "О государственной границе Российской
Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию
России, Шенгенское соглашение 1990 г., заключенное 9 государствами Европы,
напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами
государств - участников Соглашения. Правом государства является
установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с
прохождением границы физическими лицами, транспортными средствами,
товарами.
В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в
запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания
зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности)
границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между
некоторыми странами СНГ.
Нарушение границ считается международным преступлением, в связи с чем
возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в
частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других
санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета
виновного государства.
Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным
контролем.
Формирование принципа всеобщего и полного разоружения как правовой нормы
началось с включения в Устав ООН права Генеральной Ассамблеи обращаться к
государствам-членам с рекомендациями по поводу разоружения и регулирования
вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в каком он
существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул практически
всех известных договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении.
Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех
государств -договоры. Первым среди них является Московский договор о
запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве
и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является
скорейшее—достижение соглашения о всеобщем и строгом разоружении под
строгим международным контролем в соответствии с целями ООН.
Механизм соблюдения договоров по разоружению складывается из трех основных
элементов: 1) национальных средств и методов разоружения и контроля за
разоружением со стороны других участников, 2) средств и методов,
предусмотренных самим договором для данного вида вооружений, 3)
универсальных институтов, например. Совета
Безопасности ООН, к которому апеллирует большинство договоров, конвенций по
разоружению.
Принцип мирного разрешения международных споров является функциональным
принципом международного права. Конкретизация принципа, согласованное
понимание и толкование его положений, а также соображения по поводу его
развития предпринимаются через систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее
деклараций и резолюций, таких, как Декларация о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.), Манильская
декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., и региональных
актов, например. Итоговый документ Совещания в Валлетте "Принципы
урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию
споров" 1991 г.
В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение может
угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет Безопасности
ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру
урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу
государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41
Устава ООН.
Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных споров
является входящий в его структуру достаточно обширный перечень способов
мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только Устав ООН
содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33 называет
двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся
традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.
Все известные региональные организации имеют органы мирного разрешения
споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация африканского
единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Лига
арабских государств - юридический коми тет, кроме которого споры может
разрешать также Совет Лиги; Организация по безопасности и сотрудничеству в
Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по примирению.
Принцип суверенного равенства государств.
Основным источником принципа равноправия является Устав ООН, закрепивший
его в писаной форме в п. 1 ст. 2, практически все правомерные международные
договоры и обычаи рецепируют положения принципа или основываются на нем.
Как и другие принципы, он конкретизируется также в морально-политических и
других видах социальных норм, регулирующих отношения государств, - в
Декларации о принципах, касающихся дружественных отношений государств (1970
г.), Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Итоговом
документе Мадридской встречи СБСЕ 1983 г. В случае нарушения принципа,
например, при заключении неравноправных договоров, дискриминации при
реализации внешней функции, возможно применение санкций в виде ответных
мер, адекватных нарушению.
Принцип невмешательства во внутренние дела государств.
Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной форме,
подтвердил существование практики невмешательства государства в дела, по
существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и ограничил
круг субъектов вмешательства только органами ООН.
Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение принципа,
давления на государство, дает последнему или сообществу право на ответные
действия, предпринимаемые индивидуально или через международные механизмы
ООН и региональных организаций.
Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на
ее ограничение в интересах международного сотрудничества - для защиты
окружающей среды, защиты прав и основных свобод человека, общей
безопасности, решения глобальных проблем. Подобные самоограничения
необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств,
особенно в упомянутых областях сотрудничества.
Наиболее полное выражение, причем только в отношении договоров, принцип
получил в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в ст.
38 Статута Международного суда ООН, где говорится о применении наряду с
писаными также и обычно-правовых норм.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств защищается
такими международными механизмами, как институционные и третейские суды,
взаимные консультации и др. Он особенно важен для всего сообщества, т.е.
обеспечивает единый стабильный миропорядок через единообразное применение
договоров и обычаев.
Принцип равноправия и самоопределения народов и наций.
Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован в Уставе ООН, затем - в
универсальном кодифицирующем договоре - Пактах о правах человека 1966 г.
Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы,
выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержание
принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть
принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и
народам, в развитии опиралась на морально-политические нормы, содержащиеся
в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и Декларации о принципах
1970 г.
Существующий, таким образом, сравнительно недолго принцип имеет весомые
результаты — за время его действия практически решена поставленная Уставом
ООН задача деколонизации планеты, получили независимость около ста
государств, к 2000 г., по материалам ООН, в колониальной зависимости не
должно остаться ни одной территории, ни одного народа или нации.
В связи с таким положением принцип претерпевает некоторые сущностные
изменения - если раньше на первый план выдвигалась задача борьбы с
колониализмом, ущемляющим политические, экономические, национально-
культурные права неоформленной государственн

Новинки рефератов ::

Реферат: Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана (История)


Реферат: Семья и личность (Педагогика)


Реферат: Деловая стратегия (Менеджмент)


Реферат: Национально-освободительная война сирийского и ливанских народов в 1919-1927 (История)


Реферат: Формирование современной, отечественной этики бизнеса (Психология)


Реферат: Виды магнитных дисковых накопителей (Программирование)


Реферат: Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы (Педагогика)


Реферат: Ноутбук (Программирование)


Реферат: Народные и церковные праздники старой Москвы (История)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Волокна (Химия)


Реферат: Норманнская теория (История)


Реферат: Механическое оборудование электровозов (Транспорт)


Реферат: Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России (Военная кафедра)


Реферат: Кризис в отнощениях России и Японии (Международные отношения)


Реферат: Старообрядчество в Олонецкой губернии (Религия)


Реферат: Пятая побочная подгруппа Периодической системы элементов Д.И. Менделеева (Химия)


Реферат: Насекомые (Биология)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (Менеджмент)


Реферат: Определение хлоридов в сточных водах (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист