GeoSELECT.ru



Международное частное право / Реферат: Инвестиции в свободные экономические зоны (Международное частное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инвестиции в свободные экономические зоны (Международное частное право)



ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(на 5 листах)


Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 18 января 2001 г. N 58
"Обзор практики разрешения арбитражными судами споров,
связанных с защитой иностранных инвесторов"

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обсудил Обзор
практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой
иностранных инвесторов, и в соответствии со статьей 16 Федерального
конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев



Обзор
практики разрешения арбитражными судами споров,
связанных с защитой иностранных инвесторов
(касательно свободных экономических зон)

Раздел 2. Деятельность иностранных инвесторов: гарантии, преференции,
ограничения в области гражданского, налогового, таможенного
и иного законодательства Российской Федерации


1. Иностранным предпринимателям предоставляются налоговые льготы
согласно нормативным актам о создании свободных экономических зон
В арбитражный суд обратился таможенный орган Российской Федерации с
иском к иностранному предпринимателю о взыскании таможенных платежей.
Иностранный предприниматель ввез на территорию Калининградской области
автомобили "Ауди-100", "Фольксваген-Гольф" и "БМВ-316", задекларированные и
выпущенные в таможенном режиме свободной таможенной зоны без уплаты
таможенных платежей. Автомобили прошли таможенное оформление в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.98 N 281 "Об
установлении на 1998 год количественных ограничений на отдельные виды
товаров, ввозимых из других стран на территорию Особой экономической зоны в
Калининградской области".
Данным постановлением ограничен ввоз легковых автомобилей старше пяти
лет - до 10 тысяч штук.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 19 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" таможенная
пошлина относится к федеральным налогам.
Таможенный орган полагает, что автомобили ввезены индивидуальным
предпринимателем сверх установленных количественных ограничений и ответчик
неправомерно воспользовался установленной льготой по налогу (льготой по
уплате таможенной пошлины).
Однако, даже если согласиться с доводами истца, оснований для взыскания
таможенной пошлины и сопутствующих таможенных платежей не имеется.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой
экономической зоне в Калининградской области" установлено, что товары,
ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от
ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном
оформлении товаров. Второй абзац пункта 1 названного постановления гласит,
что применение количественных ограничений осуществляется в порядке
фактического проведения операций по ввозу товаров в указанном таможенном
режиме до полного их использования. То есть Законом и постановлением
установлен особый порядок предоставления данной налоговой льготы: в момент
пересечения товаром границы и таможенного оформления товара.
Обязанность по применению количественных ограничений и контролю при
пересечении границы квотируемыми товарами возложена на таможенные органы в
соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской
Федерации от 28.08.96 N 521 "О квотах на ввозимые товары в Особую
экономическую зону в Калининградской области", действовавшим на момент
ввоза ответчиком на территорию Российской Федерации автомобилей, и
подтверждена впоследствии распоряжением Государственного таможенного
комитета Российской Федерации от 17.08.98 N 01-1493 "О применении
таможенных режимов в Калининградской области".
В соответствии со статьей 22 Гражданского кодекса Российской Федерации
перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации производится в соответствии с их таможенным режимом.
Статья 25 Таможенного кодекса Российской Федерации предоставляет право
выбора таможенного режима лицу, перемещающему товары и транспортные
средства через таможенную границу.
Как было указано выше, автомобили ввезены ответчиком по грузовым
таможенным декларациям в таможенном режиме свободной таможенной зоны (пункт
9 статьи 23 Таможенного кодекса Российской Федерации). Заявляя иск о
взыскании таможенной пошлины и других таможенных платежей, таможня не
указала, под какой таможенный режим должны быть помещены ввезенные
ответчиком автомобили. Кроме того, у таможенного органа нет права
самостоятельно изменять таможенный режим уже ввезенных товаров. Вопрос об
определении таможенного режима ввезенных ответчиком автомобилей является
принципиальным по рассматриваемому делу, поскольку ряд установленных
статьей 23 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенных режимов
предусматривает льготы по уплате таможенной пошлины.
Таможенная пошлина также не может быть взыскана и по следующим
основаниям.
Критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к
законодателю был неоднократно сформулирован в постановлениях
Конституционного Суда Российской Федерации и нашел отражение в Налоговом
кодексе Российской Федерации. Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса
Российской Федерации устанавливает, что акты законодательства о налогах и
сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал,
какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Пунктом 7
той же статьи определено, что противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Суд первой инстанции, оценив представленные по настоящему делу документы
в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, признал, что таможня не доказала факт ввоза сверх
лимита именно спорных автомобилей, и отказал таможенному органу в
удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции посчитал, что указанные нормы Налогового
кодекса Российской Федерации устанавливают дополнительные гарантии прав
налогоплательщика, имеют обратную силу на основании пункта 3 статьи 5 этого
Кодекса и подлежат применению при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не нашел
оснований для отмены решения суда первой инстанции и оставил решение без
изменения.

2. Международные региональные тарифные преференции к иностранным
инвесторам применяются лишь при условии происхождения инвестора из
государства - участника Соглашения о таких преференциях
Таможенный орган Российской Федерации обратился в арбитражный суд с
иском к иностранной фирме, имеющей филиал в Российской Федерации, о
взыскании доначисленных таможенных платежей (ввозная пошлина и налог на
добавленную стоимость) после выпуска товара в свободное обращение.
Иностранная фирма возражала против решений таможни, ссылаясь на решение
Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых
Государств от 18.10.96.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было
отказано.
Отказывая таможне в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из
того, что ввозимый иностранным предпринимателем товар произведен на
территории Украины, а поскольку она является государством - участником СНГ,
то на этот товар согласно пункту 9 Правил определения страны происхождения
товаров от 24.09.93 предоставляются льготы по таможенным платежам.
Кроме того, суд сделал вывод о том, что нарушен порядок опубликования
решения Совета глав правительств государств - участников СНГ от 18.10.96 о
новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров.
Как видно из материалов дела, судом не было учтено, что главами
правительств государств - участников СНГ 15.04.94 заключено Соглашение о
создании зоны свободной торговли, в пункте 1 статьи 3 которого установлены
тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из государств,
образующих вместе с Российской Федерации зону свободной торговли, а в
пункте 4 этой статьи предусмотрено, что страна происхождения товара
определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения
товаров.
В связи с заключением Соглашения о создании зоны свободной торговли
главы правительств государств - участников СНГ приняли решение от 15.04.94,
в пункте 1 которого изложена новая редакция пунктов 9 и 10 Правил
определения страны происхождения товаров, а в пункте 2 установлено, что эти
Правила с учетом внесенных изменений применяются только для участников
Соглашения о создании зоны свободной торговли.
В последующем решением Совета глав правительств государств - участников
СНГ от 18.10.96 принята новая редакция пункта 9 Правил определения страны
происхождения товаров. Однако пункт 2 упомянутого решения от 15.04.94,
согласно которому Правила применяются только для участников Соглашения о
создании зоны свободной торговли, остался без изменения, то есть этот пункт
действовал с 15.04.94.
В данном случае товар ввозился по заключенному договору иностранной
фирмой, зарегистрированной в государстве, не входящем в зону свободной
торговли. Однако часть стоимости товара, как это следует из платежного
поручения, перечислена третьей фирме. Сведений о том, что эта фирма
зарегистрирована на Украине и денежные средства поступили резиденту
Украины, в деле не имеется. Никаких иных сведений о том, что товар
украинского происхождения, в деле также не имеется, но есть материалы о
происхождении товара из стран Балтии, которые не входят в зону свободной
торговли.
Суд первой инстанции эти обстоятельства не исследовал. Их выяснение
имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку
льготы по таможенным платежам предоставляются только участникам Соглашения
о создании зоны свободной торговли.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции решение суда первой
инстанции отменил и направил дело на новое рассмотрение.

3. Предприятие с иностранными инвестициями не может быть лишено
таможенных преференций при отсутствии доказательств его противоправного
поведения
Совместное предприятие с иностранными инвестициями предъявило к таможне
иск о признании недействительным постановления по делу о нарушении
таможенных правил.
Иностранная компания ввозила для совместного предприятия (кондитерской
фабрики) сахар-песок с Украины. Декларировался товар совместным
предприятием. При этом декларантом к таможенному оформлению были
представлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные
Торгово-промышленной палатой Украины, на основании чего в графе 16 грузовых
таможенных деклараций товар был заявлен как происходящий из государства
Украина. Так как Украина является участницей Соглашения о создании зоны
свободной торговли, это служило основанием для освобождения товара от
уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
При проведении таможней в 1998 году проверки по вопросам, связанным с
осуществлением импортных операций и исполнением таможенного
законодательства в 1996 году, было установлено, что упомянутые сертификаты
о происхождении товара не соответствуют действительности. Эти документы
были выданы на сахар, полученный из сахара-сырца, странами происхождения
которого являлись Бразилия, Куба, Доминиканская Республика, Таиланд.
В связи с этим обстоятельством таможней принято постановление по делу о
нарушении таможенных правил и совместное предприятие привлечено к
ответственности по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации в
виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы неуплаченных таможенных
платежей.
При принятии постановления таможенный орган исходил из того, что в
соответствии с пунктом 1 Правил определения страны происхождения товаров,
утвержденных решением Совета глав правительств государств - участников СНГ
от 24.09.93 (с последующими изменениями), страной происхождения товара
считается государство, где этот товар был полностью произведен или
подвергнут достаточной переработке.
Согласно пункту 5 названных правил под достаточной понимается такая
переработка, когда изменение товарной позиции на уровне любого из первых
четырех знаков приводит к изменению классификационного кода товара.
Из Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности СНГ (группы
17 "Сахар и кондитерские изделия из сахара") следует, что сахар-сырец и
сахар белый имеют классификационные коды, совпадающие на уровне первых
четырех знаков, а поэтому спорный товар нельзя считать подвергнутым
достаточной переработке и происходящим с территории Украины, в связи с чем
преференциальный режим к нему не применим.
Между тем о недостоверности сертификатов совместному предприятию не было
известно, и его действия по заявлению в таможенных декларациях сведений об
украинском происхождении сахара были основаны на подлинных документах,
выданных уполномоченным органом Украины и заводом-изготовителем.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", а
также пунктам 18 и 19 Правил определения страны происхождения товаров в
случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или
содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения
товара, таможенные органы вправе обратиться к уполномоченным организациям,
выдавшим сертификат, или к другим компетентным организациям страны,
указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить
дополнительные или уточняющие сведения.
Как видно из материалов дела, при таможенном оформлении сахара на день
его ввоза на территорию Российской Федерации у таможни не было сомнений в
достоверности сертификатов, не имелось сведений о стране происхождения
товара и никаких дополнительных действий по проверке этих сведений ею не
предпринималось.
О недействительности сертификатов таможне стало известно из письма
Торгово-промышленной палаты Украины, полученного по ее запросу, по
истечении более чем года после таможенного оформления товара.
При таких обстоятельствах следует признать, что совместное предприятие
не совершало противоправных действий, посягающих на установленный порядок
таможенного оформления и исчисления таможенных платежей, за которые оно
могло быть привлечено к административной ответственности.
Арбитражный суд исковое требование совместного предприятия удовлетворил.




Реферат на тему: Иностранные инвестиции

Белорусский Государственный Университет
Факультет международных отношений



Кафедра международного частного
права



РЕФЕРАТ ПО КУРСУ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО»

НА ТЕМУ:

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРАВЕ



Выполнил: студент 4 курса

отделения МП,



Минск, 2002



ПЛАН



1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 3

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН 8

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
21

4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
35

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41



1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В научной литературе существует немало определений инвестиций. В
научной литературе общепризнано следующее определение инвестиций – это
вложения в любые экономические объекты и процессы: средства производства,
запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий
капитал[1]. Юридическая квалификация данного термина в соответствии со
статьей 1 Инвестиционного Кодекса РБ – это любое имущество, включая
денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты
интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве
собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые
инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли
(дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Большинство авторов, определяя иностранные инвестиции сходятся на
том, что они являются собственностью иностранных инвесторов, выступающей в
различных формах и видах, вывезенной из одного государства и вложенной в
какое-либо дело на территории другого государства. причем инвестиции
рассматриваются в самом широком смысле. Это не только средства, вложенные в
капитальное строительство, в ценные бумаги предприятий и правительств, но и
кредиты в различных формах и даже безвозмездные перечисления средств,
имеющие целью достижение социального эффекта.
Субъектами иностранных инвестиций могут выступать: иностранные
государства; международные организации; иностранные юридические и
физические лица; граждане принимающих инвестиций государств, имеющие
постоянное место жительства за границей.
В качестве объектов иностранных инвестиций Инвестиционный Кодекс в
статье 4 называет: недвижимое имущество, в том числе предприятие как
имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.
Законодательными актами государства обычно определяются объекты,
находящиеся только в государственной собственности, что не исключает
инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.
акции, облигации, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные
бумаги; предприятия и организации принимающей страны; здания, сооружения,
имущество местных юридических и физических лиц; научно-техническая
продукция; права на интеллектуальные ценности; права на использование
земли, природных ресурсов и сама земля; иное имущество, а также
имущественные и неимущественные права.
Выделяют две основные формы иностранных частных инвестиций: прямую и
портфельную.
Прямые инвестиции - создание предприятий или их филиалов полностью
или частично принадлежащих иностранным инвесторам, приобретения прав
собственности в таких предприятиях, а также владение акциями капитала в них
с целью непосредственно управления деятельностью предприятий.
Портфельные инвестиции - такое вложение средств в предприятия,
ценные бумаги, имущество и т.п., при котором инвестор не имеет целью
непосредственное участие в управлении предприятием или воздействие на
экономику страны.
Надо отметить, что портфельные инвестиции осуществляются как правило
в денежной форме, тогда как прямые осуществляются также в форме поставки
товаров, сырья, оборудования, технологий, в виде управленческого опыта и
т.п.
Инвестиции международных организаций и иностранных правительств
осуществляются обычно в виде займов и кредитов (как связанных, так и не
связанных).
Привлекая иностранные инвестиции любое государство должно стараться
гармонично включить их в общий инвестиционный процесс так, чтобы они
эффективно работали вместе в внутренними инвестициями, внутренним
производственным потенциалом страны. Этой цели служит инвестиционная
политика государства. Она базируется на оптимизации производства для
удовлетворения человеческих потребностей и на минимизации использования
природных ресурсов и имеет как внутренние, так и внешние источники.
Для нормального функционирования экономики необходим постоянный приток
средств для осуществления расширенного воспроизводства. Чтобы обеспечить
количественный и качественный рост инвестиций необходима соответствующая
инвестиционная политика. Количественный рост обеспечивается
последовательной внутренней инвестиционной политикой (мобилизация средств
за счет сокращения непроизводительных расходов). Качественный рост
обеспечивается проведением как внутренней (привлечение и использование
достижений науки и техники), так и внешней инвестиционной политики
(привлечение иностранных инвестиций высокого технического состава и
свойства). При этом привлекаются инвестиции различных форм, путем создания
юридического лица;
приобретения имущества или имущественных прав: доли в уставном фонде
юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты
интеллектуальной собственности; концессий; оборудования[2];
и из различных источников:

1) государственная собственность;
2) частная собственность:
а) ссудная форма - в виде займов и кредитов;
б) предпринимательская форма - в виде прямых и портфельных
инвестиций.

Государственные инвестиции идут в основном в инфраструктуру в широком
смысле слова. Осуществив капитальные вложения в здравоохранение,
образование, науку, экологию, производственную и социально-бытовую
инфраструктуру,
государство создает благоприятный климат для вложения частного капитала
в производство, т.е. государство является непосредственным инициатором и
участником инвестиционного процесса.
Как уже отмечалось выше, иностранные инвестиции рассматриваются как
собственность иностранных инвесторов. Чтобы привлечь инвестиции необходимо
обеспечить инвесторам определенные гарантии по свободному владению,
пользованию и распоряжению своей собственностью. При этом важно найти
разумный баланс между интересами государства, местных субъектов
хозяйствования и иностранных инвесторов.
В понятие гарантий входит прежде всего налаживание нормальных
рыночных отношений в стране, т.к. инвесторы-собственники смогут реализовать
все свои правомочия только при условии существования рынков капитала,
товаров, услуг, рабочей силы как на национальном, так и на международном
уровнях, при наличии субъектов хозяйствования различных форм собственности
на этих рынках. Во-вторых, это наличие определенной политической и
социальной стабильности в обществе. В-третьих, это наличие соответствующей
правовой базы (национально-правовой и международно-правовой) и устойчивости
законодательных актов[3]. Законодательство призвано определить порядок
доступа иностранных инвестиций в экономику, в определенные ее отрасли,
гарантировать инвестора от политических рисков, предоставить таможенные,
налоговые и другие льготы (чтобы компенсировать недостатки экономической и
политической ситуации, сохранив экономику привлекательной для
инвестирования), дать инвестору относительную свободу перевода прибылей и
доходов от инвестиций за границу и вложенного капитала.
Самое трудное, пожалуй - создание нормальных рыночных отношений,
т.к. для этого необходимо осуществление целого комплекса мероприятий,
связанных с созданием института собственности (в различных формах и видах),
регламентацией отношений между различными субъектами хозяйствования и между
ними и государством;
соответствующего торгового, финансового, налогового, банковского,
таможенного механизма, механизма страхования и т.д.; со структурной
перестройкой экономики и созданием нового аппарата управления. Все это
требует значительных затрат средств и времени.
Государство, которому приходится решать подобные проблемы, как
правило прибегает сначала к помощи международных организаций. Эти
организации финансируют в основном расходы на инфраструктуру, на
урегулирование платежного баланса, на поддержку курса национальной валюты,
закупку товаров первой необходимости, а также выделяют средства под
реализацию правительственных программ. То есть вложения идут, в основном,
на макроуровне, при этом средства международных организаций довольно
ограничены. Но кроме материальных выгод членство в таких организациях как
МВФ и МБРР дает и другие преимущества. Займы международной валютно-
финансовой организации являются гарантией платежеспособности страны. Если
эта организация не провозглашает страну несостоятельным должником, не
ограничивает ее возможности получения у нее ссуд, а тем более в случае
продолжения кредитования данной страны, то частный капитал, правительство
иностранных государств, другие межправительственные кредитные институты
считают для себя сравнительно безопасным кредитование и инвестирование в
экономику этой страны. А поскольку возможности международных рынков
капитала намного превышают ресурсы отдельных международных организаций, то
страна в дополнение к ссудам последних получает возможность мобилизовать
ресурсы во много раз превышающие ее финансирования через данные институты.
Вследствие отмеченных качеств международных валютно-финансовых организаций
включение любой страны в мировое хозяйство, мировой инвестиционный процесс
без сотрудничества с ними практически невозможно.
Вслед за капиталом международных финансовых организаций в страну
начинается приток средств по межправительственным кредитным соглашениям
через кредитные линии, открываемые иностранным государствам. Как правило,
это льготные, долгосрочные кредиты. Местные инвесторы представляют свои
проекты, которые рассматриваются местными органами власти, кредитующей
стороной и в случае положительного решения финансируются за счет кредита.
Часто для получения таких кредитов инвесторам надо получить гарантию своего
правительства.
Конечно, такие кредиты оказывают определенную материальную поддержку,
но в большей мере носят политический характер и часто имеют целью
финансирование производителей стран-кредиторов, т.к. зачастую условия
кредита предусматривают обязательную закупку товаров, оборудование и т.п. в
стране-кредиторе при использовании средств кредита на финансирование того
или иного проекта.
Кроме того, эти кредиты также могут служить показателем относительной
безопасности инвестирования в экономику тех или иных стран для частных
инвесторов, а также показателем надежности местных производителей[4] (если
они сумели эффективно распорядится взятыми средствами и в срок погасить
кредит).
Интересная особенность условий кредитов международных организаций
состоит в том, что все закупки товаров, работ и услуг в рамках проектов,
финансируемых этими организациями должны осуществляться через процедуру
международных конкурсных торгов. Это условие является обязательным[5].
Такие процедуры используют такие крупные финансовые доноры как Мировой Банк
и Европейский Банк Реконструкции и Развития. Эти процедуры не позволяют
государству-заемщику или предприятию этого государства неэффективно
распорядиться полученными кредитными средствами, и в тоже время
активизируют деятельность иностранных частных компаний в такой стране.
Привлеченные крупными заказами и гарантией платежа ( средства кредита не
поступают непосредственно к заемщику, а списываются со счетов Мирового
Банка при фактическом использовании кредита ) иностранные компании приходят
на рынки стран-заемщиков и часто их деятельность продолжается там и после
выполнения такого заказа. Но теперь эти компании вкладывают уже собственные
средства, т.е. в страну поступают прямые иностранные инвестиции, которые не
формируют внешнего долга, как в случае с кредитами.
Таким образом, два вышеуказанных внешних источника финансирования
создают определенные предпосылки для притока иностранного частного
капитала. Это наиболее значительный из всех внешних источников, способный
реально повлиять на экономическое развитие страны, импортирующей капитал.
Именно на привлечение капитала направлены усилия нуждающихся в инвестициях
стран. Некоторые условия, создаваемые правительствами для привлечения
частных инвестиций уже были указаны выше. Кроме того, привлекательной для
инвестирования страну делают дешевая рабочая сила, богатые природные
ресурсы, отсутствие жесткого экологического
регулирования и т.п., т.е. те факторы, которые способствуют снижению
издержек производства. Таким условиям обычно удовлетворяют развивающие
страны. Однако в последнее время наметилась тенденция уменьшения
потребления сырья, материалов на производство единицы продукции, инвестиции
переключаются на высокотехнологичные отрасли, вложение в которые дает
долгосрочные преимущества в конкуренции. Для развития таких отраслей
необходимы квалифицированные специалисты, высокоразвитая производственная
инфраструктура. Этим требованиям соответствуют лишь развитые в
экономическом отношении страны. Поэтому неудивительно, что сегодня из всего
вывозимого странами капитала на развивающиеся страны приходится в среднем
лишь 33% новых инвестиций. Вследствие вышеуказанных тенденций происходит
объективно обусловленное снижение общей заинтересованности западных фирм в
развивающихся странах как в источниках сырья и дешевой рабочей силы. Но в
тоже время, в условиях насыщенности мирового рынка товарами, они стали
рассматриваться как новые рынки сбыта промышленной продукции. Отсюда
возрастает интерес к формированию в развивающихся странах обрабатывающих
отраслей и производств, способных расширить емкость их рынка, и
соответственно этому происходит рост инвестиций в эти отрасли развивающихся
стран.



2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН

Проблема привлечения иностранных инвестиций стоит в развитых в
промышленном отношении странах не столь остро, как в развивающихся или в
странах с переходной экономикой. Страны с развитой рыночной экономикой
обычно не имеют специального национального законодательства по
регулированию иностранных инвестиций. Они имеют достаточные внутренние
источники инвестирования и в то же время активно импортируют иностранный
капитал. Регулирование же иностранных инвестиций осуществления посредством
законодательных актов общего характера, относящихся ко всем субъектам
хозяйствования, а также через специальные международные двусторонние
договора. С целью ускоренного развития отдельных отраслей и регионов эти
страны активно используют свободные экономические зоны различных типов.
Льготы, предоставляемые для предприятий и организаций в этих зонах являются
факторам, привлекающим иностранные инвестиции, однако ставка именно на
иностранные инвестиции для решения различных проблем (для чего и создаются
СЭЗ) не делается. Инвесторов в этих странах привлекают высокая политическая
и коммерческая безопасность, развитая инфраструктуру, квалифицированные
кадры, но им приходится сталкиваться с проблемой жесткой конкуренции,
высокими требованиями к экологии и другими проблемами. Может быть, поэтому,
негативные последствия деятельности иностранных инвесторов в развитых
странах незначительны.
В инвестиционных отношениях, в т.ч. связанных и с иностранным
инвестированием, активное участие принимает государство. Оно принимает меры
по разработке и реализации долгосрочной стратегии инвестиционной политики,
обеспечивает условия для предотвращения морального устаревания
производственной структуры, эффективного использования ввозимого капитала,
устанавливает экономические нормативы, определяет средства правовой защиты
интересов участников процесса инвестирования. При этом привлечение и
использование иностранных инвестиций регулируется с помощью законов,
нормативных актов, предписаний, создаваемых на различных уровнях
госаппарата. Через систему налоговых ставок, санкций и льгот, кредиты и
амортизационной политики государство обеспечивает целенаправленный прилив
иностранных инвестиций и реализацию приоритетных направлений инвестиционной
политики. Эффективным рычагом привлечения иностранного капитала является
также повышение центральными банками стран учетных ставок для коммерческих
банков до определенного уровня.
Ответственность за реализацию внешнеэкономической политики в
отношении иностранных инвестиций обычно возлагается на глав государств и
правительств. В ряде стран создаются соответствующие государственные органы
по управлению и регулированию иностранного инвестирования. Так, в аппарате
Президента США есть специальные управления, занимающиеся разработкой и
реализацией политики в области иностранных инвестиций. В Японии при премьер-
министре действует Совет по сделкам с иностранным капиталом. Во Франции
функционирует Инвестиционный комитет.
Что касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой, то
из-за острой нехватки внутренних источников инвестирования и большой
потребностью в финансовых и прочих ресурсах, им приходится решать гораздо
более сложные задачи. С одной стороны они стремятся привлечь как можно
больше иностранных инвестиций (что само по себе требует решения целого
комплекса непростых проблем), с другой - снизить до минимума негативное
воздействие этих инвестиций, сохранив привлекательность страны для
инвестирования.
Каждая страна по-своему решает эти проблемы.

Бразилия.

Страны Латинской Америки уже давно являются сферой приложения
иностранного капитала. Бразилия привлекает иностранных инвесторов своими
богатейшими природными ресурсами, относительно дешевой рабочей силой,
емкостью внутреннего рынка. В то же время для освоения огромных территорий,
для создания собственной промышленной базы, для относительно ровного
развития
всех регионов страны Бразилия нуждалась и нуждается в значительном
притоке иностранного капитала (из-за слабости собственных источников
инвестиций).
Так как объективные предпосылки для притока иностранных инвестиций в
стране существовали, то для их привлечения необходимо было создание
определенной законодательной базы, дававшей бы гарантии инвесторам от
некоммерческих рисков и создававшей бы благоприятный правовой климат для
иностранных инвестиций. В 1945 г. были приняты нормативные акты, которые
ставили иностранный капитал в одинаковые условия с национальным,
гарантировали ему неограниченные возможности перевода доходов и прибылей и
репатриации первоначальных инвестиций за границу[6]. В сочетании с
ресурсами Бразилии, капиталами и организаторским и управленческим опытом
иностранных инвесторов эти акты позволили иностранным предпринимателям
получать быструю отдачу от вложений и быстро возвращать первоначально
вложенный капитал. Все это дало желаемый эффект: массовый приток частного
капитала (особенно капитала из США). К тому же окончание второй мировой
войны активизировало деятельность инвесторов.
Задача привлечения иностранного капитала, казалось бы, была решена.
Но ведь инвестиции привлекаются не ради самих инвестиций. Многие проблемы,
которые страна хотела решить с их помощью оставались нерешенными. Выгоды от
инвестиций извлекали преимущественно иностранцы. Законодательство 1945 года
было впоследствии названо "насосом для откачки природных богатств
Бразилии". Но до определенного момента негативные последствия иностранных
инвестиций перекрывались позитивным воздействием. Когда произошло
относительное насыщение экономики инвестициями назрела необходимость более
жесткого регулирования иностранного капитала, соотнесения деятельности
инвесторов с национальными интересами и интересами местных производителей.
В 1962 г. был принят новый закон, регулирующий деятельность
иностранных инвесторов. Он дал четкое определение иностранных инвестиций,
включив в это понятие все денежные средства и материальные ценности,
ввезенные в страну и направленные в сферу экономической деятельности[7].
Непременный критерий иностранных инвестиций: они должны быть собственностью
иностранных юридических или физических лиц. Закон предоставляет
иностранному капиталу "национальный режим" без каких-либо существенных
ограничений.
Регулирует деятельность иностранных инвесторов Управление по
контролю денежных средств, находящихся в обращении. Инвестор должен
зарегистрировать свои инвестиции в Управлении и заключить с ним специальное
соглашение, регулирующее права и обязанности сторон. Инвестор может
переводить прибыль за границу только после предоставления документов об
уплате всех налогов. Сумма прибыли, переведенной за границу в течение года
не должна превышать 12% от первоначально инвестированного капитала, иначе
она облагается повышенным налогом (до 60%)[8]. За нарушение порядка
перевода прибылей и репатриации капитала предусматриваются штрафы и
уголовно-правовые санкции.
При значительном дефиците торгового баланса Управление может
ограничить импорт и переводимый за границу доход от иностранных инвестиций.
Льготы по переводу денежных средств предоставляются в зависимости от
важности отрасли экономики, в которой задействованы инвестиции, а также
когда эти средства пойдут на оплату патентов, товарных марок, торговых
знаков. Перевод за границу средств филиалами или дочерними компаниями,
находящимся в Бразилии своим головным фирмам запрещен.
Все возможные операции проводятся только через специальные органы.
Все юридические и физические лица должны обращаться в Управление с
заявлением и обоснованиям валютных операций за получением разрешения на их
проведение.
Ввозимые машины и оборудование облагаются пошлинами в зависимости от
особенности территорий, где они будут работать, от степени концентрации
производства в нем и т.п. (в зависимости от условий налог может возрастать
или уменьшаться на 30%).
При нарушение таможенных или валютных формальностей Управление может
штрафовать виновных в размере 10-кратной стоимости ценностей.
Кредитные учреждения Бразилии могут кредитовать предприятия с
иностранными инвестициями только с разрешения правительства и должны
отдавать преимущество тем предприятиям, где доля национального капитала
больше. Финансовые и инвестиционные компании Бразилии могут работать только
с теми акциями и облигациями филиалов иностранных компаний, которые
обеспечивают право решающего голоса.
В Бразилии разрешена деятельность иностранных банков, которая
основывается на принципах взаимности, т.е. вводятся ограничения аналогичные
тем, которые применяются к банкам Бразилии в той или иной стране. Эти банки
не могут иметь более 30% акций бразильских банков или обладать в них правом
решающего голоса.
Помимо Управления регулированием иностранного капитала занимаются
Государственная экономическая комиссия и Контрольная инспекция,
Национальный валютный совет.
Кроме наличия специального законодательства немаловажную роль в
создании соответствующего правового климата для иностранных инвестиций
играют законы общего характера, регулирующее вопросы создания и
функционирования предприятий и организаций различных организационно-
правовых форм. Это позволяет инвестору определить какая форма в наибольшей
степени подходит для его целей.
Несмотря на довольно жесткое регулирование, высокие налоги
(иностранный акционер уплачивает в виде различных налогов 60-79% полученной
прибыли), ограничения на приобретение недвижимости и т.п., рынок Бразилии,
ее экономика остаются привлекательными для иностранных инвестиций, которые
сегодня в гораздо большей степени служат интересам экономического и
социального развития страны. В 1991 г. в Бразилии насчитывалось около 5000
предприятий с иностранными инвестициями. По данным Центрального Банка
Бразилии общая сумма иностранных инвестиций на середину 1989 г. составила
свыше 27 млрд. долларов США[9]. Большая часть иностранных инвестиций
поступают из США, ФРГ, Японии, Швейцарии, Великобритании, Италии, Франции и
Канады. Наибольший приток иностранного капитала приходится на
машиностроение, металлургию,
химию и нефтехимию.


Аргентина.

Законодательную базу, регулирующую иностранные инвестиции в стране
составляют: закон N 20.557 "Иностранные капиталовложения" от 7 сентября
1973 г., Закон 20.575 "Регистр иностранных капиталовложений" от 28 ноября
1973 г., Декрет N 413 от 5 февраля 1974 г.[10], разъясняющий применение
Закона "Иностранные капиталовложения". Эти акты составляют систему
регулирования сложного комплекса отношений, возникающих в связи с
иностранными инвестициями. К такой системе Аргентина пришла не сразу.
Вышеуказанным законодательным актам предшествовали Закон "Правовой
режим иностранных инвестиций" 1958 г. и Декрет 1959 г. по применению этого
Закона (в настоящее время они утратили силу).
Закон 1958 г. предоставлял иностранным инвестициям "национальный
режим, уравнивая иностранных инвесторов с местными вкладчиками капиталов в
правовом положении. Закон предусматривал разрешительный порядок допуска
иностранных инвестиций, определял сферы приложения и условия
инвестирования, порядок регистрации, а также льготы иностранным инвесторам
(в отношении таможенных пошлин, налогообложения, валютного режима и системы
кредитования). Декрет же определял государственные органы, непосредственно
ответственные за исполнение Закона. Министерство экономики, как орган
уполномоченный на исполнение Закона, создавая совещательные комиссии с
участием представителей других государственных органов, в компетенцию
которых входило решение вопросов по инвестированию иностранного капитала.
Однако практика показала, что эти нормативные акты лишь в самом
общем виде и далеко не полно регулировали комплекс отношений, связанный с
инвестированием иностранных капиталов в экономику Аргентины.
Поэтому был разработан и принят новый Закон - "Иностранные
капиталовложения", который полно и детально регламентирует большой круг
вопросов, возникающих в связи с иностранным инвестированием. Он отражает
как политику правительства в отношении иностранных инвестиций, так и
состояние и потребности экономики Аргентины, отдельных ее отраслей. При
разработке закона был учтен опыт других государств и таких международных
организаций как Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и
Организация Андского договора.
В 1-ой главе Закона "Сфера применения" дается подробное определение
иностранных инвестиций, перечисляются все формы прямого и портфельного
инвестирования, которые допускаются с разрешения правительства в
определяемых им же отраслях экономики страны.
Во 2-й главе "Классификация" дается определение предприятий с
участием иностранного капитала, смешанных предприятий с участием
национального и иностранного капитала, определения национального и
иностранного инвесторов, их национальности.
В категорию "предприятия с иностранным капиталом" включаются
предприятия, в которых доля аргентинского капитала составляет менее 51%
общей суммы капитала[11].
"Предприятия с участием национального и иностранного капитала"
определяются как предприятия с долей национального капитала
(государственного или частного) составляет от 51% до 80%[12]. В этой
категории национальному капиталу принадлежит право решающего голоса по
управлению предприятием.
"Предприятия с национальным капиталом" - те, в которых национальные
инвесторы имеют более 80% капитала предприятия и безусловное право принятия
решений по всем вопросам деятельности предприятия.
"Иностранный инвестор" - любое физическое или юридическое лицо
неаргентинской национальности, являющееся владельцем капитала, подлежащего
инвестированию или уже инвестированного в предприятие какой-либо из
упомянутых категорий.
"Национальный инвестор" - любое аргентинское юридическое или
физическое лицо, возникшее в соответствии с аргентинским законодательством
и владеющее капиталом предприятия того или иного рода[13].
В соответствии с Гражданским Кодексом Аргентины национальность лиц
определяется по месту их инкорпорации.
3-я глава "Условия инвестирования" посвящена регламентированию
наиболее важных вопросов иностранного инвестирования. Для осуществления
вложения прямых инвестиций необходимо предварительно обратиться с
заявлением в Министерство экономики, которое изучает предложение инвестора
и проводит с ним переговоры. В результате заключаются "контракты о
капиталовложении". Сторонами контракта являются аргентинское государство в
лице уполномоченного органа и иностранный инвестор. Контракт должен быть
еще одобрен правительством или Конгрессом страны. Если предполагается
создание предприятия с долей аргентинского капитала 51-80%, то условия
контракта подлежат одобрению правительства, если менее 51% - Конгресса.
Закон придает большое значение контракту как документу, являющемуся
"юридической основой инвестирования". В связи с этим в Законе строго
фиксируются условия, которые должен содержать контракт в первую очередь. Он
должен включать условия инвестирования в отношении конкретной отрасли и
географического района страны (определяются правительством). Инвестиции
должны содействовать лучшему использованию природных и людских ресурсов,
улучшению условий жизни местного населения. Кроме того, инвесторы обязаны
принимать все необходимые меры для предотвращения или ограничения
загрязнения окружающей среды. Продукция или услуги, которые будут
произведены в результате инвестиций должны способствовать замене импортной
продукции или быть статьей экспорта.
При любом движении денежных средств в процессе вложения капитала
(перевод сумм за границу в виде прибыли, процентов, дивидендов, репатриации
капиталов, погашения импорта или других расходов, платежный баланс страны
должен иметь положительное сальдо. Иностранный инвестор должен использовать
на создаваемом предприятии передовую технику и технологию, вести научные
разработки в соответствующих областях, применительно к местным условиям.
На предприятиях всех видов должен использоваться аргентинский
руководящий, научный, технический и административный персонал в масштабах,
определяемых в каждом конкретном случае Министерством экономики.
Инвестирование иностранного капитала должно осуществляться таким образом,
чтобы не вытеснять с внутреннего рынка предприятия с национальным
капиталом.
Министерство экономики должно отдавать предпочтение тем заявлениям о
разрешении капиталовложений, в которых инвесторы предлагают программу
превращение созданного предприятия в предприятие с национальным капиталом в
течение 10 лет. Для национального капитала в таком предприятии в первые 5
лет должна составлять не менее 20%, а в оставшиеся 5 лет ежегодно
увеличиваться на 15%[14].
Если инвестирование иностранного капитала разрешено в отрасли, где
происходит истощение природных ресурсов, то проблема компенсации за их
использование решается в виде уплаты дополнительных налогов, в соответствии
с законодательством. Во всех случаях участие иностранного капитала должно
быть представлено акциями, квотами, долями, номинальным капиталом в
Акционерных обществах. Передача акций одних иностранных инвесторов другим
не может быть осуществлена без предварительного разрешения государственных
органов.

Предоставление привилегий и льгот осуществляется Министерством
экономики. Они предоставляются только тем инвесторам, которые кроме
выполнения указанных выше условий осуществляют важные для экономики страны
мероприятия:
- использование незанятой национальной рабочей силы и организация
подготовки кадров;
- использование национальных технологий, разработанных в стране;
- использование национального сырья, полуфабрикатов, основных
средств производства;
- содействие географической децентрализации в размещении
производственных сил и отраслей экономики;
- обязательство производить вклады прибылей в Национальный банк
развития или другие аналогичные банковские учреждения страны;
- обязательство реинвестировать часть полученной прибыли в развитии
производства.
Привилегии и льготы фиксируются в контракте о капиталовложениях как
обязательства государства в лице уполномоченного органа.
Закон определяет капитал, подлежащий репатриации как сумму
первоначально разрешенную к инвестированию и действительно вложенную в
стране и зарегистрированную в валюте происхождения или другой валюте, плюс
реинвестиции, разрешенные в соответствии с Законом. Пересчет на валюту
происхождения осуществляется по курсу, действующему на момент определения
суммы подлежащего репатриации капитала.
Репатриация капитала происходит в соответствии с положениями
контракта о капиталовложении. Этот процесс не должен влиять на
функционирование предприятия и ежегодная квота репатриации не должна
превышать 20% инвестированного капитала. Начало репатриации возможно лишь
по истечении 5 лет с момента одобрения контракта о капиталовложениях.
Репатриация осуществляется под руководством и контролем Министерства
экономики. Каждая квота репатриации определяется государственными органами
на основе документов, которые представляет иностранный инвестор. перевод
сумм производится в валюте, в которой был зарегистрирован капитал по курсу
на момент перевода.
Иностранные инвесторы могут переводить прибыль за границу в размере,
оговоренном в контракте о капиталовложениях. Сумма, однако, не должна
превышать 12,5% прибыли от инвестиций[15]. Перевод осуществляется в валюте
зарегистрированного капитала после уплаты всех налогов и сборов. Можно
реинвестировать прибыль в то же предприятие, что осуществляется на тех же
условиях, что и первоначальное инвестирование. Ежегодные прибыли за
исключением 12,5% считаются окончательно инвестированными в стране и не
могут быть переведены за границу. Эти прибыли могут быть инвестированы или
реинвестированы как местный капитал без права репатриации и перевода
полученных от таких инвестиций прибыли.
Общий режим правового регулирования иностранных инвестиций
зафиксирован в Законе как режим не более благоприятный, чем тот, который
применяется к национальным инвесторам. Кроме того, Закон включает
положения, регламентирующие вопросы регистрации иностранных инвестиций,
кредитовании и ответственности за нарушение Закона.
Закон "Иностранные капиталовложения" детально регламентируется
декретом N 413. В нем содержатся положения и нормы, необходимые для
организации инвестирования иностранных капиталов в экономику страны,
относящиеся к технике применения основного Закона.
Декрет включает 50 статей и разделен на 6 глав:
1) "Определения и разъяснения положений" - дает необходимые
уточнения и разъяснения терминов и определений, применяемых в основном
Законе.
2) Вторая глава посвящена непосредственным вопросам инвестирования,
тут содержаться требования к основным средствам производства и финансово-
бухгалтерским документам.
3) и 4) главы регулируют отношения, складывающиеся между
иностранными инвесторами и другими субъектами, участвующими в процессе
инвестирования.
5) "Орган, осуществляющий применение Закона" - тут регламентируется
деятельность Государственного секретариата при Министерстве экономики, его
функции, компетенция и структура.
6) "Регистр" - регламентируется создание при Государственном
секретариате регистра иностранных капиталовложений, состоящего из 2-х
секций.
Особенностью регулирования иностранных инвестиций является то, что
наряду с принятием законов об иностранных инвестициях в ряде стран
Латинской Америки принимаются специальные отраслевые кодексы. Например,
Нефтяной кодекс 1958 г. и Горный закон 1965 г. (Мексика), Горный кодекс
1966 г. и Нефтяной кодекс 1967 г. (Аргентина)[16].

Япония.

После окончания второй мировой войны разрушенная войной экономика
Японии остро нуждалась в иностранном капитале для восстановления и развития
своего хозяйства. Для привлечения инвестиций требовались значительные
экономические и политические реформы, которые и были проведены под
контролем оккупационных властей США. Эти реформы заложили основы развития
японской экономики и современной инвестиционной политики, которая была
окончательно сформирована к 1980 г.
В целом политику Японии в отношении иностранных инвестиций можно
назвать либеральной. Это не удивительно: бедная природными ресурсами Япония
была вынуждена делать ставку на развитие экспортных отраслей, а для того,
чтобы продукция была конкурентноспособной на мировом рынке необходимо было
привлекать современные промышленные технологии, привлекать передовой
управленческий опыт, специалистов для обучения квалифицированных кадров,
создавать в стране соответствующую инфраструктуру. На это и была направлена
политика по привлечению иностранных инвестиций. Однако надо заметить, что
большая заслуга в успехе Японии принадлежит американскому капиталу и
реформам под руководством США, давшим хороший стартовый импульс.
Современная политика в отношении иностранных инвестиций основывается
на том, что все компании, создаваемые с участием иностранных инвестиций
являются юридическими лицами Японии и им предоставляется "национальный
режим". Процедура доступа иностранных инвестиций в экономику Японии весьма
проста. Она основана на принципе уведомления через банк Японии о содержании
сделки по инвестированию и автоматического одобрения Министерством финансов
и каким-либо отраслевым министерством в течение 30 дней[17]. Значительную
долю иностранных инвестиций в Японию составляли контракты на передачу
технологии (лицензионные соглашения о коммерческом использовании патента;
об использовании торговой марки; о передаче промышленной технологии; о
промышленной кооперации; о предоставлении специальных технических услуг).
Иностранный частный капитал Японии предпочитает привлекать в виде
портфельных инвестиций. К прямым же инвестициям сегодня законодательство
относит и приобретение акций компании свыше 10%, и предоставление кредита
свыше 200 млн. иен сроком больше года. Хотя ограничений на прямое
инвестирование не предусматривается.
Сегодня в Японии осуществляется программа по созданию сети
технополисов. Это центры, где соединяются наука, образование, бизнес для
наиболее эффективного процесса создания и внедрения самых современных
технологий, когда бизнес и наука тесно сотрудничают друг с другом. Для
реализации этих программ привлекаются и иностранные компании, специалисты,
научно-исследовательские центры.
Инвесторов привлекает в Японию наличие развитой инфраструктуры в
широком смысле, политическая и экономическая стабильность, возможность
вложений в высокотехнологичные отрасли, дающие долгосрочные конкурентные
преимущества, квалифицированная и более дешевая по сравнению с США и ФРГ
рабочая сила.

Китай.

В конце 1978 г. в КНР была принята новая инвестиционная политика,
рассчитанная на длительный период модернизации китайской экономики с
широким использованием как внутренних, так и иностранных инвестиций.
Привлечение в страну иностранного капитала является наиважнейшим аспектом
новой инвестиционной и внешнеэкономической политикой. Китай ставит задачу
привлечения как ссудного, так и предпринимательского иностранного капитала.
Использование ссудного капитала в виде кредитов и займов иностранных
государств должно повлечь за собой укрепление государственной собственности
путем создания новых и обновлена действующих государственных предприятий.
Но особая роль отводится
использованию преимуществ предпринимательской формы иностранного
капитала в виде прямых частных инвестиций и созданию в КНР государственно-
капиталистических предприятий. То есть привлечение ссудного капитала ведет
к созданию национальной собственности, а прямые инвестиции - смешанной
(совместной) или полностью иностранной частной собственности в экономике
страны.
С 1979 г. в Китае было принято множество законов и нормативно-
правовых актов, составивших правовую базу для привлечения иностранных
инвестиций. При этом совместное предприятие с китайским и иностранным
капиталом определено как ведущая форма международного экономического
сотрудничества в КНР.
Право иностранных инвесторов вкладывать средства в экономику КНР и
пользоваться при этом защитой законов КНР заложено в конституции 1982 г.
Надо отметить, что значительная часть законов, принятых с 1979 г. была
направлена на формирование рыночной экономики, создание условий становления
и развития рынка инвестиций в Китае.
СП в Китае являются юридическими лицами КНР, а значит им
предоставлен "национальный режим". Особенностью является то, что СП должно
создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, где в
уставном капитале иностранному инвестору принадлежит не менее 25%[18].
Необходимое сырье, топливо и оборудование СП должны закупать прежде всего в
Китае, а в случае отсутствия — на международном рынке. Закон поощряет
реинвестиции и вклады иностранных партнеров в Банк Китая в инвалюте.
Страхование предприятий осуществляется китайскими страховыми компаниями.
Приоритетными отраслями для привлечения иностранных инвестиций в КНР
являются: энергетика, промышленность стройматериалов, химия и металлургия;
машино- и приборостроение, производство оборудования для добычи нефти на
морском дне; электроника, производство ЭВМ и средств связи; легкая,
пищевая, текстильная, фармацевтическая промышленность; производство
медоборудования; сельское хозяйство; туризм и сфера услуг.
При этом в экономику Китая могут быть привлечены только "надлежащие"
инвестиции, т.е. экономически эффективная деятельность СП должна непременно
базироваться на применении передовой техники и технологии, научных методах
управления, увеличении объемов и ассортимента продукции, повышении качества
товаров, экономии энергии, сырья, материалов, расширении экспортного
производства и увеличении валютных доходов, а также возможности подготовки
высококвалифицированного технического и управленческого персонала из числа
китайских граждан[19].
Четко определяется форма организации, структура уставного капитала
СП и различные виды средств инвестирования, а также четко регламентированы
отношения между СП, другими субъектами хозяйствования и государственными
органами при создании и осуществлении деятельности СП, оговорены права
пользования земельными участками в городской и сельской местности.
Немаловажной является возможность разрешения различных споров,
возникающих между иностранным инвестором и местным партнером. Поэтому в
Китае созданы соответствующие судебные и арбитражные органы,
предусматривается также возможность рассмотрения споров в стране ответчика
или в третьем государстве.
Среди принятых в Китае законов, направленных на создание
благоприятного климата для иностранных инвестиций можно отметить
Постановление Государственного Совета КНР "О поощрении иностранных
инвестиций". Государство поощряет иностранные юридические и физические лица
создавать в Китае не только СП, но и кооперативные предприятия с
иностранным и китайским участием, создание предприятий на 100%
принадлежащих иностранцам. Государство предоставляет особые льготы всем
перечисленным выше категориям предприятий в отношении налогообложения,
таможенных пошлин, получения кредитов и др. льгот.
Особенностью политики КНР в отношении иностранных инвестиций
является то, что при стремлении привлечь иностранный капитал, при
предоставлении разнообразных льгот существует жесткое административное
регулирование иностранных инвестиций. Оно осуществляется на двух уровнях:
центральном и местном. Центральные органы: Государственный Совет КНР,
Комитет по контролю за иностранными инвестициям

Новинки рефератов ::

Реферат: Восстановление и использование закономерностей в планировании тренировок (Физкультура)


Реферат: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Философия образования (Философия)


Реферат: Анализ операций умножения и деления в конкретной модели АЛУ (Радиоэлектроника)


Реферат: Правила поведения при взрывах (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Принятие финансового решения (Финансы)


Реферат: Мошенничество (Право)


Реферат: Информационное обеспечение менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Відлига в СРСР (История)


Реферат: Классификация текстов и методы перевода (Иностранные языки)


Реферат: Освоение человеком космоса (Авиация)


Реферат: Формы и виды кредита (Деньги и кредит)


Реферат: Компьютерные вирусы (Компьютеры)


Реферат: Отчет о практике ЗАО АРЭК предприятие Республики Казахстан (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие новых жанров искусства, как технической революции (Культурология)


Реферат: Шпаргалки по физике (Физика)


Реферат: 1915 год и Армения (История)


Реферат: Балканский кризис (История)


Реферат: Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Теплоснабжение промышленного района города (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист