GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Образование как социальный институт (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование как социальный институт (Социология)



Московский государственный
университет
Им. М.В.
Ломоносова



Реферат

на тему:

Образование как социальный
институт



Работу
выполнила студентка 4-го


курса,
социологического фак-та


Гугучия Лана



Москва, 2001г.



План реферата



Стр.


1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3

2. эволюция института образования ………………………………………..3

3. функции института образования в обществе ……………………………5

4. заключение …………………………………………………………………10



1. система формального образования как объект
социологического изучения


В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение
человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного
члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов
выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных
знаний и культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как
относительно самостоятельную систему, "функцией которой является
систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на
овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными
ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых
определяется социально-экономическим и политическим строем общества,
уровнем его материально-технического развития
В социологии принято проводить различие между формальным и
неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает,
во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций
(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном
индустриальном обществе система образования подчиняется определенному
официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых
знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы
формального образования определяется господствующими в обществе культурными
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое
воплощение в проводимой государством политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает прежде всего
система формального образования, отождествляемая с процессом образования в
целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая
роль. Что же касается термина "неформальное образование", то под ним
понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам,
которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной
средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к
культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и
т.д. Неформальное образование также является важной составной частью
социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли,
способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального
образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее,
говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду
прежде всего систему формального образования.



2. эволюция системы образования


Для того, чтобы лучше понять роль и место социального
института образования в современном индустриальном обществе, специфику
выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы
образования.
В примитивных, первобытных обществах образование являлось
составной частью социально-производственного процесса. В те далекие времена
не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,
опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. "В жизни
подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к
усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и
способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения
детей к практическим делам племени[1]. Характерно, что приобщение детей к
трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет,
а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и
рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в
приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались
мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался
особой церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение
которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои
способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях,
танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов
общественного разделения труда, появлением государственной власти и
сословного неравенства начинается обособление института образования.
Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей
получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем
образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых
платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии,
музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение
детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда
подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу,
ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал
профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.
Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая
им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в
воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более
организованная система образования, когда христианская церковь создает в
Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий
и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.
Несколько позже культурно-образовательные функции университетов
расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции,
предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики,
математики, логики. Характерной особенностью системы формального
образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно
ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.
Подлинная революция в системе образования происходит в обществе
индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится
массовым, доступным для широких слоев населения.
Такая радикальная трансформация института образования была
вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями
в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение
получают средние и специальные школы, растет число высших учебных
заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится
необходимым условием получения профессии в основных отраслях
промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на
период после Второй мировой войны, когда происходит техническое
перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный
скачок в развитии промышленности, науки и техники.
Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов,
колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей
квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых
обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч
специалистов с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабов
достигло развитие системы высшего образования в США, где общее количество
студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а
4,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное
образование.
Не только массовость и общедоступность характеризуют современную
систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых
свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была
ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры,
опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт
образования становится важнейшим фактором культурного и социального
изменения. Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и
образовательной революции по той причине, что система образования
становится ключевым фактором общественного прогресса. Во всех промышленно
развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными реформами
в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее
эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых
информационных технологий и гуманизации образовательного процесса. Наиболее
существенными особенностями современной системы образования являются
следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую
(начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку
непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь
важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и
переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования окаэывает
на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее
социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком
образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,
который зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам институт образования призван
обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его
функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных
фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и
подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных
позиций в обществе[2].
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи,
но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,
навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе
требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную
задачу и призван решать институт образования, организация которого
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг
задач, выполняемых институтом образования в современном обществе,
значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества -
подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в
социальной структуре общества, что является одним из важнейших
функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не
общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями -
училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

3. функции института образования в обществе

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе
институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы
акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования.

Наиболее важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее
существенная из них. Она заключается в том, что посредством института
образования происходит передача от поколения к поколению ценностей
культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания,
достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила
поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На
протяжении всей истории человечества образование являлось главным
источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует
забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-
этнические особенности, а стало быть, система образования играет
исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры,
ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится
носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций,
жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,
молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в
социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе,
принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у
молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно
научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными
гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и
воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе
ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного
обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена
от государства, под контролем которого находится система формального
образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется
либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных
заведениях.
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального
образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом,
что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные
образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи
возводится в ранг государственной политики в области образования, так как
бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях
требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся
осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и
в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают
учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,
другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения
социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом
образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда
различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной
структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре
той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь
профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и
властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и
высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой
современного института образования. Эта функция реализуется двумя
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия
общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью
происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего
образования и производства, результатом которой является ускорение научно-
технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных
ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в
стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования,
так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы,
обеспечивают повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может быть
предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1)
руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта
структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину,
поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя
школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с
присущими им особенностями управления и педагогической деятельности,
контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической
точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным
социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и
ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное
взаимодействие в процессе образования.

Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают
руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники
департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь
от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить
внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе
образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать
ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса:
определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения,
обеспечить материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п.
Они несут ответственность за формирование преподавательского корпуса,
определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и
сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего
управленческого звена формируют государственную политику в области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль
над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных
заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и
деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление
процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения
применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное
руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимае
учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя
сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной
области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.),
обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть
методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным
приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение
задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь
исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются
самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии,
и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются
выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми
трудными подростками.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере
связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно
оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело
в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность
знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и
сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося
мотиватором учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся
знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной
стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы:
отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств -
определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу
образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении
общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением
престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах
социологических опросов и посвященной анализу социального положения
учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно
понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля
лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей
профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,
некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по
отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация
учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно
изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и
радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% -
с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным
беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная
неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная
причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали
и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы,
которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить
финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для
социальной востребованности образования и знаний, которые будут
способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя.
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из
факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее
- 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20
лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на
предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти
позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов
вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в
нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии
в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в
1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы
оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его
"высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и
"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились:
уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе
"низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о
резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж
учительской профессии высоким, около половины, 46% — "средним", а 51% -
"низким "и "очень низким".
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре
образовательного процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и
др.). Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная
система образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы
согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию,
овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных
фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и
принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие
продвижения ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная
сдача экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует
система санкций - неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и
записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В
вузе система санкций более формализована: отлынивающий от занятий студент
может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи
сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий
курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно,
и определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение
добросовестной учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в
учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и
льготы, которые он дает при поступлении в средние и высшие учебные
заведения, повышенная или именная стипендии в вузе, диплом с отличием,
рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.
Решающее место в системе социального взаимодействия,
характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между
учителем и учеником. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям
неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый
занимает господствующее положение, второй - положение подчиненного.
Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует учебный
процесс и управляет им, является источником знаний для учеников, моральным
авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной группе)
порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное
подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль
взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального
образования вплоть до последнего времени. Содержательной основой
авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное
понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к
ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний и
культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику
определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль ученика
сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую давал
ему педагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный
стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую
популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое
индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма,
уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны
общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового
типа специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист.
Этот специалист должен не только обладать большими познаниями в
соответствующей области, но и быть творческой, инициативной личностью,
умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать множество
факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с ее
социальными и культурными последствиями.
Новый, демократический стиль в построении образовательного
процесса характеризуется следующими особенностями:
1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных
задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию,
а заключается в овладении разнообразной информацией;
3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный
обмен информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную
работу ученика;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;
5) характер отношении между участниками - попеременное доминирование или
равенство учителя и ученика;
6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал,
а любой носитель ценной информации .
Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая
модель образовательного процесса может успешно применяться в процессе
обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию,
желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть
отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе
повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в
их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного
стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля,
предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением
помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников
интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.
Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей,
безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного
процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между ними
является важнейшим звеном процесса перестройки образования на
гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда
общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и
демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда
возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской
профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на
получение образования.


4. Заключение


В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь
высшая, не является в полной мере демократическим заведением. Некоторые
социологи даже приписывают институту образования консервативные функции,
поскольку он воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство,
а высшую школу называют элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако
при этом нужно помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое
общество имеет свой средний образовательный стандарт, соответствующий его
объективным потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав
мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки
обязательного среднего образования. Кроме того в ряде западных стран
(Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без
вступительных экзаменов, что является достаточно убедительным
свидетельством демократизации системы высшего образования. Аналогичные
эксперименты начинают практиковаться и в нашей стране.
В современном обществе более образованные социальные слои
занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение
индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую
зависимость от уровня его образования. Таким образом образование является
одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения
успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения,
совершенствование системы образования оказывают сильнейшее воздействие на
социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.



-----------------------
[1] Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.
Новоибирск, 1991. С.110, 111
[2] Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути
модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51





Реферат на тему: Общая социология для 1 курса

Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса.

Литература:
1) Социология / Г. В. Осипов и др. М:Мысль,1990.
2) Марксиско - Ленинская социология. / Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во
Московского ун-та,1989
3) Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).
4) Краткий словарь по социологии.-М.:Политиздат,1988
5) Предмет и структура социологической науки, социологические
исследования,1981.№-1.с.90.
6) Основа социологии. Изд. Саратовского университета,1992.

План.

1). Социология как наука об обществе
2) Объект и предмет социологической науки.
3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Социология как наука об обществе

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и
греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”-
есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество,
выразить свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот
понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом
в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формиривалась в xix
веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали
ученые, пишущие на французском, немецком. английском языках. Огюст Конт (
1798 - 1857 ) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали
необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную
дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические,
лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником
теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой,
как и естественно - научные теории, должна была основываться только на
методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять
умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что
социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле.
Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию,
господствовала в литературе до конца XIX века.
В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал
выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими
аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается
и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.
Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был
Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и филосфов, создатель
так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан
переход социология от науки тождественной обществознанию к наук, связанной
с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни,
т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.
Институализация социология в нашей стране началась после принятия
постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии
общественных наук “, где специальным пунктом было записано “ .. одной из
первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском
и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический
институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в
России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с
Питиримом Сорокиным.
В этот период издается обширная социологическая литература
теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения
русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в
развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На
дискуссию представителей немарксиской социологической мысли ( М.
Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма
решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического
материализма: Популярный учебник марксиской социология М. - 1923 ), в
которой социология отждествлялась с историческим материализмом и
преврашалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого
курс а “ История ВКПб “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке
была упразднена социология ,на конкретное изучение процессов, явлений
социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена
буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марексизмом, но и
враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены.
Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного
обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.
Принципы, теория и методы познания и освоения соцтальной
действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом
и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень
науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена
лженаукой.
Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социология : началось
возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а
социология как наука - нет. Социология была поглощена философией,
конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой
философской гносиологией, выводились за пределы соц знания. Стремясь
сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были
вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального
развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что
труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий
характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц
по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения
власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.
Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика,
социология труда, социология политики, социология семьи, социология
религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для
ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей
и пропагандистов революционно буржуазной социология.
Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к
середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по
социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А.
Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические
учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН
СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году
была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт
конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических
исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал
издаваться журнал “ Соц иссл “. Но развитие социологии постоянно
тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии
“ Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в
насаждение буржуазных теоретических концепцый, было принято решение о
создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие
“социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная
социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.
Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился
семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об
обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли
марксиско - ленинской социология в решении узловых и социальных проблем
советского общества) Сегодня на западе в США социологии уделяется большое
внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология , 250
факультетов выпускают людей с социологическим образованием.
В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000
людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового
образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

Объект и предмет социологической науки.

Объектом социологического познания является общество, но определить
только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться
объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго
статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и
предмета познания.
Объект познанния - все то, на что направлена деятельность
исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.
Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть
объектом исследования самых различных наук ( физики, химии , биологии,
социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной
науки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. )
берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой
данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Явление безработицы
экономисты
юристы
психологи
социологи
Каждая наука отличается от другой предметом. Так, ффизика, химия,
экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество,
которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но
каждая из них изучает:
Свою особую сторону или среду объективной реальности
Специфические только для данной науки законы и закономерности этой
реальности
Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей
Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного
мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те
закономерности ффункционирования изучаемого объекта, которые являются
специфическими для данной науке и никакой больше.
Социология довольно поздно отпочковалась от философии во
Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США
именно по той причине ,что отождевствлялись объект и предмет
социаологического познания. До настоящего времени многим социологам самых
различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще
присущ.
Так что же является предметом социологии ? По Конту, социология - это
единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это
под воздействием социальной жизни.
Сен - Симон Предмет социология - социальные обязанности, группы, соц.
институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между
ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.
Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление
человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи
с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой
общественной системы.
Сорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом
. с одной стороны , и явления , возникающие из этого процесса
взаимодействия , с другой”.
Добавляет : “...межддучеловеческие взаимодействия”, т.е дает границы.
Общество - это социальный организм, состоящий из сложного,
взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных
общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого
комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной
жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее
воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.
Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.
Например: В настоящее время - люди тоже, что и год, и два и три назад, а
состояние государства изменилось. Почему ? Произошли изменения отношений.
Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с
другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса
взаимодействия, с другой.
Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы
жизнедеятельности людей, то получится:
Предмет социологии-социальная сторона жизни общества.
Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и
отношений, которые носят название социальных.
Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими
разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его
экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни,
уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по -
поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу ,
внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими
субъектами.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе)
всегда организованы особым образом, то объект социологического познания
выступает как социальная система.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем,
исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на
уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах
их действия и формах проявления в различных социальных системах для
целенаправленного управления ими.
Итак: Объект социологического познания , его особенности связаны с понятием
социального ,социальных связей и отношений и способа их организации.
Предмет социологической науки - социальные закономерности.
Социология - наука о законах становления , функционирования , развития
общества в целом , социальных отношений и социальных общностей ,
механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также
между общностями и личностью (Ядов).
Социология в системе общественных и гуманитарных наук.
Зададимся вопросом : Имеются ли достаточные основания для создания особой
науки - социология , ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия
между людьми ?
Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов:
Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает
представляет ли он явление sui generis свойства которого не имеются в
других классах явлений
Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология , и
потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней
Попытаемся ответить на эти вопросы.
Практическая и теоретическая важность социологии.
Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия
несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически
заинтересованы.
Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если
мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах
наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних
вопроса.
Рассмотрим их следующим образом

а) Социология и физико-химические науки

Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-
химическим и биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет
их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами
физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь
место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде
того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “
война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “
продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение
сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение - распадение
сил ”
Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий ? Всего
лишь неточное сравнение.
Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в
которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих
взаимоотношений.
Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда -
социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.
Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии
индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия
социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна
совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0,
увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1-
Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или
элементы этой группы ” и т. п.
Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для
раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди
перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и
становятся только материальной массой.
Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое
рассеяние энергии есть в то же время и преступление ?
То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения
людей, а изучение людей как обычных физических тел.
Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей
и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его
содержания.

б)Социология и биология, в частности, экология.

Мир человеческих взаимодействий не изучается такими
биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология.
имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями данными в
пределах или внутри человеческого организма.
Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука
изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле
совокупности условий существования ( органических и неорганических ).
Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на
две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных
друг к другу ( животные сообщества ).
и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к
другу ( растительное сообщество)
Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений,
аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются
факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы
взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )
Не поглащается ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если
люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не
обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между
человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением -
тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако
напротив, 300 - и фито - социология не только не делают излишней homo-
социологию, но и требуют ее существования.

в)Социология и психология

1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и
объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав,
строение и процессы индивидуальной психики и сознания.
Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не
может отождествляться с социологией.
Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект
изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления
человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “
неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа,
театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает
иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “,
которые изучает социология.
Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а
более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее
разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между
людьми.
Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со
- изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей.

Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали,
искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но
каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих
взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга.
Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей
в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных
благ.
Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей
Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного
взаимодействия
Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена
эстетическими реакциями ( между актером и зрителями, между художником и
толпой и т.д. )
Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А
со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим.
со является наукой об обществе, его явлениях и процессах
она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества,
которая выступает как теория и методология всех других общественных и
гуманитарных наук
все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны
жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный
аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной
сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей
техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального
измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются
всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая
система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-
экономические, социально-политические и т. д. )

Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно
проиллюстрировать следующей формулой
Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих,
будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая
то общее, что присуще всем этим объектам.
Со занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных
наук, она дает научно обоснованную об обществе и его структурах,
обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его
различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным
дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к
анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным
биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике,
слектронике, учению о свете и т. д.

д) Социология и история

В системе общественных наук есть дисциплина, с кот орой связь социологии
является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история
И история, и со имеет объектом и предметом своих исследований общество и
его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят
социальную действительность..


Социологический факультет
Лекция №2

Функция, структура и метод социологии

План

XV. Функции социологии
XVI. Структура социологии
XVII. Метод социологической науки

I. Функции социологии.
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей
с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность
общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной
науки.
Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития
социальной сферы жизни общества и человека.
Таким образом социология, изучая общественную жизнь
во-первых: решает научные проблемы, связанные с формированием знания о
социальной действительности , описанием, объяснением и пониманием процессов
социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии,
методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции,
разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:
1) “что познается?” — объект;
2) “как познается?” — метод;
т.е. связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют
теоретическую, фундаментальную социологию.
во-вторых: изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной
действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного
воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.
Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они
перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.
Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные
фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества,
найти пути, средства преобразования этого общества в положительном
направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой
деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда,
культуры и т.д. и отвечает на вопрос
“для чего?”:
(для социального развития, для формирования правового общества, для
социального управления и т.д.)
Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и
прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад
в решение как научных, так и практических задач.
Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут
быть ориентированы и на решение практических задач.
С учетом этих двух аспектов функции социологии могут быть представлены и
сгруппированы следующим образом:
|Фундаментальные |— Познавательная: |
| |1) дескриптивная (описательная) |
| |2) диагностическая |
| |3) прогностическая (попытка предвидеть) |
| |4) моделирования социальных объектов

Новинки рефератов ::

Реферат: Есть ли особенности у женской речи? (Культурология)


Реферат: Изучение теории и технологии выплавки шарикоподшипниковой стали марки ШХ4 (Металлургия)


Реферат: Военный коммунизм, политика, сущность (История)


Реферат: Влияние визуалной самоподачи образа Я на конфликтностьсть субъекта общения (Психология)


Реферат: Нейро-физиологические механизмы эмоций (Психология)


Реферат: Понятие бизнес проекта (Инвестиции)


Реферат: Методика документальной проверки учетной документации движения денежных средств, синтетического и аналитического учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов (Педагогика)


Реферат: Организация селекционного процесса по выведению нового сорта черешни (Сельское хозяйство)


Реферат: Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста (Психология)


Реферат: Обеспечение комфортности жизнедеятельности людей, как способ повышения уровня их защищенности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Как дарить и принимать подарки (Психология)


Реферат: Героизм и передвижничество (Искусство и культура)


Реферат: Куликовская битва (История)


Реферат: Финансовые аспекты страховой медицины (Страхование)


Реферат: Защита прав потребителей по Российскому законодательству (Гражданское право и процесс)


Реферат: Что имел в виду Н. Макиавелли, когда в "Государстве" провозглашал "Государь по возможности не должен избегать добра, но и не удаляться от зла" (Политология)


Реферат: Методы количественного обнаружения в образцах экологически опасных радионуклидов (Химия)


Реферат: Договор поставки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Полиплоидия и получение полиплоидов (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист