GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Товаропроводящая система (ТПС) (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Товаропроводящая система (ТПС) (Менеджмент)



Товаропроводящая система (ТПС)

Введение



Системы обеспечения рынка запасными частями.

Компания «John Deere», имеющая в Канаде центральный склад запасных
частей и несколько региональных (в нашем случае это собственная сеть
магазинов) с 1993г. применяет единую систему управления запасами «FLAN» на
всех своих складах в стране. Одной из главных задач этой системы является
координация связей между складами, при которой поставка заказанных дилерами
запасных частей осуществляется с ближайших к ним региональных складов, даже
если в момент заказа необходимые детали отсутствуют. В последнем случае
компьютер регионального склада, получивший невыполнимый заказ, немедленно
сообщает о нем по каналам связи центральному складу, где устанавливается, в
каком из ближайших региональных складов имеются необходимые запчасти, и
дается команда на отправку в адрес склада, к которому обратился дилер.
Разработка и внедрение данной системы заняло у специалистов около трех
лет. Преимущества этой системы очевидны: дилеры и магазины получают до 95%
процентов необходимых запчастей с центрального склада в кратчайшие сроки,
что позволяет содержать на своем складе не более одного месячного запаса
запчастей.
Централизованное управление позволяет достигнуть оборачиваемости
запасных частей на центральном складе не менее 10 раз в год. При
номенклатуре в 50-150 тысяч наименований различной степени спроса, такую
оборачиваемость считают вполне удовлетворительной. Заказы на пополнение
запасов каждого склада в системе осуществляется главным вычислительным
центром в автоматизированном режиме и направляется поставщикам, с
компьютерами которых имеется взаимодействие.
Конкуренция заставила всех крупных поставщиков техники обзавестись
такими мощными системами. Наличие данных мощных систем обеспечения
автомобильными запасными частями на любых территориях позволяет без
проблем ежегодно продвигать на рынок новые модели автомобилей. Увеличение
наименований запасных частей в системе, уже работающей с десятками тысяч
наименований, не представляет никаких сложностей, так как система является
надежной опорой для освоение новых рынков. Именно так действуют все
компании, осваивающие российский рынок. Если германские и французские
компании поставляют запасные части российским дилерам прямо со своих
центральных складов, то японские и американские компании используют для
этого региональные склады в Европе. По мере освоения рынка и развития
дилерской сети создаются региональные склады для обслуживания новых
территорий, подключаясь к единым компьютерным системам поставщиков. В
Москве уже существуют региональные склады «Меrcedes» и «Мitsubishi», в то
время как ни у одной российской компании такой системы нет.
Российский рынок запасных частей, техники и сервиса в настоящее время
переживает период быстрого развития. В ближайшее десятилетие ожидается
увеличение парка автомашин в стране вдвое. Ввиду огромного дефицита услуг
по ремонту, техническому обслуживанию и дополнительному оборудованию
техники необходимо увеличение количества малых предприятий для заполнения
этой ниши рынка. Во всех услугах участвуют запасные части и аксессуары к
ним. Основная идея этой работы основана на построении алгоритма работы
модульно-блочной системы, исключающей большое влияние специалистов на
продуктивную работу организации в целом. ТПС должна работать «как автомат
Калашникова», т.е. любой человек, нажавший на курок, выстрелит, при этом,
не подозревая какие химические процессы и механические действия произойдут
в механизме.
На основании своего десятилетнего опыта по снабжению и торговле
автозапчастями я могу сказать, что произойдет конгломерация мелких дилеров
автозапчастей в более крупные организации. Соответственно, при уменьшении
затратной части на организационные вопросы, у этих фирм увеличится рынок
сбыта и оборот товара, связанный с разорением более мелких фирм.
В настоящее время на Московском и региональном рынке работают
несколько крупных компаний с разными условиями подхода к работе. Рассмотрим
их более подробно.
1. ООО «Техком»
21 Розничных магазинов г. Москва, дневная выручка 3 000 000 руб., процент
торговой наценки - 50%. Оптовая торговля: дневная выручка 1 000 000 руб.,
процент наценки 15% . Ассортимент товара в магазинах от 15 000 ед. до 30
000 ед. Оптовый ассортимент составляет 15 000ед. Оптовый склад и магазины
не объеденены в одно звено, директора магазинов могут закупать товар со
стороны, при его отсутствии на оптовом складе. Единые поставщики (если
одному магазину привезли деталь по более выгодной цене, то это становится
достоянием других магазинов и оптового отдела). Торговля осуществляется по
следующим видам автомашин: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, МОСКВИЧ, ИЖ, КРАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ,
УРАЛ, принимаются заказы на автозапчасти для иномарок. За прошедший год
открылись 2 магазина. Свой транспорт по развозке и доставке автозапчастей.
2. ООО «Орех» Розничных магазинов нет. Осуществляет торговлю грузовыми
автозапчастями с двух крупных складов: Дмитровское шоссе, Реутов. Оптовая
торговля: дневная выручка составляет 4 000 000 руб. Процент наценки 15%,
оптовый ассортимент составляет 22 000 позиций (в настоящее время
увеличивается ассортимент по тракторам и разрабатывается система торговли
легковыми автозапчастями. Является Лидером по информационным внедрениям,
одна из лучших программ «Опт-склад». Свой транспорт по развозке и доставке
автозапчастей.
3.ООО «Авто-49» лучшая по динамике развития из рассматриваемых фирм, лучший
склад по хранению товара. Розничных магазинов 10, за последний год открыто
4. Лучшая программа «Опт-склад-магазин», ассортимент товара составляет
17000ед. (одинаков во всех магазинах). Магазины можно открывать в любом
количестве, т.к. ассортимент склада равен ассортименту магазина. Одна из
особенностей программы в том, что оператор головного офиса может видеть в
режиме он-лайн товарные остатки всех магазинов, вследствие этого один
человек может контролировать поставки автозапчастей во все магазины.
Вследствие этого в магазинах на месте директора может работать персонал
низкой квалификации, т.к. оборот товара по магазину контролируется из
единым центром. Коэффициент оборота по товара составляет 0,9 в месяц. С
2001г. активно развивается оптовая торговля. Свой транспорт по доставке в
свои автомагазины и покупателям.
4. ООО «Барс». Розничных магазинов 4, дневная выручка - 300000 руб.,
процент наценки - 45%. Оптовая торговля, дневная выручка 200000 руб.,
основное направление торговли - система выхлопа по всем видам
отечественных автомобилей и ВАЗовские автозапчасти, процент наценки на
товар 12%. Оптовый склад и магазины не обьеденены в единое звено, директора
магазинов имеют право закупать товар со стороны, если его нет в наличие на
оптовом складе. Ассортимент в магазинах поддерживается на уровне 8000-
15000ед. Торговля осуществляется по следующим видам автомашин: ВАЗ, ГАЗ,
УАЗ Единой системы поставщиков не существует. Отдел закупки и сбыта, не
разделены между собой, работа по регионам не ведется. Коэффициент
оборачиваемости средств по магазинам 1,8 в связи с большими товарными
запасами. Свой транспорт по развозке в свои автомагазины и доставке
автозапчастей покупателем….
На основании перечисленных плюсов и минусов, создадим свой
собственный механизм.
ТПС должна состоять из шести крупных блоков:

1. Отдел сбыта
2. Отдел закупки
3. Центральный склад
4. Региональный склад
5. Сеть магазинов
6. АСУ (Автоматизированная система управления)

Службы обеспечения, такие как бухгалтерия, транспортный отдел и т.д. в
данной работе не рассматриваются. Самым главным звеном по контролю,
расходу и получению прибыли, должен стать главный вычислительный центр.



|Региональные |Московский |Собственная |Экспортные |Импортные |
|склады |регион |сеть |поставки |поставки |
| | |магазинов | | |



| АСУ |



| Центральный склад |

Следует помнить, что эффект от автоматизации может быть высоким и
кардинально влияющим на результативность работы всей фирмы целиком, только
в том случае, если АСУ занимаются профессиональные программисты. АСУ должна
выдавать результаты необходимых расчетов не только бухгалтеру, но и
коммерческому директору и руководителям служб для организации управления.
Программный комплекс призван обеспечивать выполнение финансового плана,
позволять анализировать спрос, результаты торговли в разных аспектах,
эффективно управлять запасами, автоматизировать подготовку проектов заказов
на пополнение складов, автоматизировать расчет цен, статистических и
аналитических данных.


Центральный склад

Современный склад запасных частей - главное звено в сбытовой сети.
Это производственный цех по переработке купленных оптовых партий
переменного объема и нестабильного ассортимента из сотен наименований в
мелкооптовые партии переменного объема другого ассортимента из единиц
наименований для отгрузки покупателям.
Экономичное размещение деталей.
Существуют различные методы размещения запасных частей на складе,
обеспечивающие:
. максимальное использование его помещений при рациональном
расположении секций
. предохранять детали от повреждений
. доступность любой ячейки склада для механизмов в крупных складах
. быстро находить необходимых деталей за минимальное время.
Чаще всего запасные части размещаются в соответствии с группировкой
по размерам, поэтому необходимы стеллажи с разными размерами ячеек. На
складах должны быть секции для крупных и мелких деталей; внутри этих секций
детали располагаются по принципу объединения однотипных деталей
(подшипники, сальники) в группы, размещаемые на одном стеллаже, а внутри
групп - по порядку каталожного номера. Кроме того, используется принцип:
чем больше спрос, тем ближе к выходу. Детали ежедневного спроса должны
храниться в непосредственной близости от зоны погрузки или выдачи.
Оборудовать склад лучше разборными стелажами с переменной высотой ячеек.
Для увеличения количества ячеек, улучшения метода хранения, ускорения
отбора деталей специфической формы целесообразно установить на свободных
участках стен, на колоннах и торцах стеллажей стенды со штырями. Стенды
используют для размещения в подвешенном состоянии гибких деталей (тросов
спидометра, прокладок трубопроводов, крупных колец), т.е. деталей, хранение
которых в лежащем положении не рекомендуется из-за их формы, экономично
использовать объемы ячеек и не удобно для отбора. Виды вспомогательного
оборудования зависят от величины грузооборота. Компания «Volvo»,
проанализировав опыт работы своих складов, установила, что 95% времени
обработки запасных частей на складе занимает их сортировка и обработка
документации и только 5% транспортировка внутри склада. Поэтому даже на
региональных складах не применяются дорогостоящие напольные и подвесные
конвейеры, несмотря на интенсивное перемещение деталей. В то время как на
региональных складах запасных частей импортеров автомобилей «FIAT» и
«Wolkswagen» в Финляндии и Дании, «Mersedes» в Москве имеются только самые
необходимые недорогие механизмы для погрузочных разгрузочных работ и
внутрискладской транспортировки: кран-балка, электропогрузчики и ручные
тележки. Управляющие складами считают, что этого оборудования вполне
достаточно. На складе нужны верстаки размером 1х5 метров для распаковки, а
также для комплектования и упаковки деталей. Обязательно нужны весы с
градуировкой до 100 кг, площадка примерно 1мх1м для взвешивания
отправляемых мелкими партиями коробок и указания веса в накладных для
расчета стоимости перевозок. При организации складской обработки запасных
частей особое внимание уделяют размещению грузов в стандартные складские
металлические контейнеры. Это позволит механизировать перемещение груза
внутри склада, максимально использовать помещение за счет штабелирования
контейнеров, обеспечить быстрый доступ к их содержимому. Для фасовки
используют коробки, пластиковые и бумажные пакеты, связки, кольцевые
резинки.
Ярлык с наименованием лучше крепить на полках, а не на коробах, т.к. у
детали должно быть постоянное место, даже если по одному адресу находится
несколько деталей. В программе печати накладных для отбора товара детали
нужно сортировать по адресам хранения, это помогает лучше организовать
работу персонала, исключить лишние перемещения по складу.

Адресная система хранения
Адресная система хранения, для всех складов позволяет избежать потери
времени и товара, обеспечить увеличение оборота, и быстро находить запасные
части даже новому сотруднику после короткого инструктажа. Адрес может иметь
4-5 и более знаков. Надлежит обеспечить автоматическое указание адресов, в
ярлыках, чеках, спецификациях наличия, ведомостях инвентаризации. Вот
самая распространенная адресная система;
Номер ячейки А1739
А,Б,В-категория складов
17-порядковый номер стеллажа
3-порядковый номер вертикальной секции стеллажа
9-порядковый номер полки
Внедрение адресной системы требует всего около одного человеко-месяц и
включает разметку на планах складов, изготовление номеров, их крепления или
нанесения краской, внесение адресов из спецификации в компьютер,
параллельно корректировка программ. Это позволит служащему находить деталь
по названию и адресу не зная ее внешнего вида. Размещение запасных частей
на складах инофирм технологически организованно так, что при отсутствии
всех продавцов и при выходе компьютера из строя комплектовать партии по
заказам, хотя и медленнее, могут другие люди после короткого инструктажа,
имея под рукой ведомость наличия деталей на складе с адресами хранения.

Уменьшение риска неликвидности запасов
Рискованность торговли запасными частями состоит в постоянной,
ежедневной опасности образования неликвидов (нереализуемых запасов
деталей). Они могут образоваться по следующим причинам;
. Падение спроса из-за появление конкуренции.
. Ошибочные закупки излишних количеств.
. Ошибочные закупки деталей устаревшей конструкции.
. Порча деталей из-за повреждения, повышенной влажности.
. Брак, незамененный поставщиком по рекламации.
. Появление новой модификации деталей, заменяющей прежние.
. Изменение технологии ремонта.
. Оприходование по ошибке.
. Пересортица в поставках.
. Несписание реализованных деталей.
. Пересортица из-за неверной раскладки, обнаруженная при поиске другой
детали.
. Потери на складе из-за небрежности указании адресов.
. Разукомплектование узла.
Для уменьшения неликвидности запасов нужно ежемесячно проверять
перечень деталей, не имевших спроса с начала года, вести статистику
поквартальной реализации каждой детали в штуках, чтобы отслеживать
колебание спроса и анализировать причины.
В договорах с поставщиками иметь возможность удовлетворения рекламаций по
количеству и качеству. Только тщательный учет и хорошая организация
управления запасами поможет избавиться от неликвидов. Складская служба
должна готовить руководству для управления следующий перечень документов.
Ежемесячный перечень товаров, не пользовавшихся спросом более месяца, или
двух – критерий устанавливается руководством. Это необходимо для принятия
мер по ускорению реализации, т.е. высвобождению замороженных средств.
Еженедельный или ежемесячный перечень товаров, запас которых снизился
меньше установленного минимума. Это нужно для своевременного размещения
заказов.
Ежеквартальные расчеты оборачиваемости по каждому наименованию. Это
необходимо для принятия мер по оптимизации сроков и объемов поставок.
Ежемесячный перечень товаров, переданных на реализацию и находящихся у
посредников сверх установленных сроков. Это нужно для решения продления
сроков или возврата товара.
Ежеквартальные предложения по списанию испорченных, утерянных, похищенных и
неликвидных товаров.

Удешевление контроля
Удешевление контроля помогает сократить расходы по содержанию запасов.
Тщательный учет каждой находящейся на складе детали слишком дорог.
Экономичное управление запасами предполагает, что нужно меньше
контролировать дешевые товары и сосредотачивать внимание на более
дорогостоящих. Менеджеры нередко обнаруживают, что на проверку гаек они
расходуют столько же времени, сколько на контроль за запасом дорогих узлов
и деталей. Ряд исследований в Англии показал, что на долю дешевых изделий
приходится большая часть проводок в документации контроля запасов, в то
время как в товарообороте и стоимости запасов они составляют очень малую
долю. Так выборочное обследование выявило следующие данные: на запасные
части стоимостью менее 50 рублей за штуку приходилось 30% наименования
хранимых деталей , 40% проводок в документации контроля запасов, но всего
1,6% объема реализации, 5% стоимости запасов. Фирма систематически
проводила инвентаризацию всех товаров, в результате учет малоценных
деталей обходится дороже их стоимости. После прекращения контроля дешевых
деталей издержки по содержанию запасов снизились на 34%. При
инвентаризации физических запасов основное внимание уделяют группам
деталям, на которых приходится наибольшая доля суммарной стоимости
запасов. Что же касается группы малоценных деталей, то принимают на веру
данные карточек учета этих запасов.

Ускорение оборачиваемости товара.
Значительная часть запасных частей содержится на центральном складе,
не потому что они постоянно требуются, а потому что они могут
потребоваться. Некоторые менеджеры складов, опасаясь нехватки товаров,
систематически создают избыточные запасы в целях для подстраховки. Это
приводит к излишним затратам и сокращению прибыли.
Учитывается несколько видов оборачиваемости запасов; оборачиваемость
каждой детали в количественном выражении; оборачиваемость всего запаса по
стоимости; оборачиваемость групп деталей разной степени спроса. К каждому
виду оборачиваемости предъявляются свои требования. Одной из причин низкой
оборачиваемости являются неликвиды. На складах скандинавских импортеров
автомобилей «Ford», «Wolkswagen» бездействующие запасы составляют, по
данным менеджеров, от1 до 10% по сумме и от 3 до 28% по номенклатуре.
При увеличении оборачиваемости возрастают объемы реализации и
прибыль. Стоимость содержания запасных деталей и автотракторной техники на
складах растет из года в год вследствие инфляции, роста стоимости аренды
помещения, расходов на заработную плату, накладных расходов и.т.д., что в
итоге приводит к снижению уровня запасов за счет более частого заказа
запасных частей меньшими партиями. Таблица №1 показывает, что увеличение
оборачиваемости вдвое увеличивает прибыль втрое.

Таблица №1
| | Оборачиваемость запасов |
|Среднегодовой запас |20000 |20000 |
|Объем продаж |20000 |40000 |
|Валовой доход, 24% от продаж |4800 |9600 |
|Издержки прямые, 10% от продаж |2000 |4000 |
|Накладные расходы, 7% от запаса |1400 |1400 |
|Прибыль до уплаты налогов |1400 |4200 |

Однако, если в результате снижения уровня запасов склад потеряет
возможность удовлетворять запросы клиентуры на запасные части, то
потерянная при этом прибыль может превысить содержание соответствующих
запасов.
Задачей стратегии управления запасов является бесперебойная
торговля при наименьших затратах при максимальном удовлетворении спроса.
На период развития рекомендовано ограничиться не более 50% от полной
номенклатуры. Зависимость объема запасов от уровня удовлетворения спроса
показано в таблице №2 (приведены данные анализа, проведенного в Англии).

Таблица №2
|Уровень |Стоимость необходимых |Рост стоимости |
|удовлетворения |запасов, $ |запасов на 1% |
|спроса, % | |роста |
| | |удовлетворения |
| | |спроса, $ |
|72 |98000 |1361 |
|85 |127000 |2231 |
|91 |145000 |3000 |
|96 ориентировочно |190000 |8600 |
|100 ориентировочно |290000 |25000 |

Очевидно, что не выгодно стремиться к чрезмерно высокому уровню
удовлетворения спроса, так как это приведет к хранению значительных запасов
деталей нерегулярного спроса.

Анализ спроса на запасные части
Анализ спроса на отдельные запасные части является одним из элементов
системы управления запасами. Объем спроса покупателей при розничной продаже
подвержен значительным колебаниям и не может рассматриваться в качестве
конкретной величины, поэтому в системах управления запасами учитывается
стохастический характер спроса в розничной торговле. Анализ спроса
проводится по каждому наименованию запасных частей. В таблице №3 приведены
данные анализа спроса на группы автомобилей «Fiat»

Таблица№3
|Группы агрегатов |Доля в |Узлы и детали |Спрос |
| |общем, | |внутри |
| |спросе, % | |группы, |
| | | |% |
|Электрооборудовани|23 |Генератор |43,3 |
|е | |Система зажигания |21,7 |
| | |Система освещения |15,3 |
| | |Указатели поворота и |11,4 |
| | |детали |8,3 |
| | |Система запуска | |
| | |Итого |100 |
|Кузов |20,3 |Оперение |56,0 |
| | |Детали кузова |29,9 |
| | |Стекла |13,4 |
| | |Внутренние детали |0,7 |
| | |Итого |100 |
|Механическая часть|56,7 |Подвеска и колеса |15,9 |
| | |Сцепление |13,5 |
| | |Основные части двигателя |11,6 |
| | |Тормоза |11,4 |
| | |Система распределения |10,5 |
| | |Система выпуска газов |6,7 |
| | |Полуоси |6,5 |
| | |Система охлаждения |5,5 |
| | |Коробка передач |5,4 |
| | |Система смазки |4,5 |
| | |Система питания |4,1 |
| | |Дифференциал |1,6 |
| | |Электроарматура |1,3 |
| | |Рулевое управление |1,1 |
| | |Карданная передача |0,4 |
| | |Итого |100 |
| | |Всего |100 |

Данные таблицы показывают, что наибольшим спросом пользуются
механические детали. Анализ статистических данных позволяет выявить
соотношение между количеством машин данной модели в исследуемом районе и
количеством ремонтов, номенклатурой и количеством заказанных в течение
года запасных деталей, а также их стоимостью и весом. Полученные в
результате анализа данные помогают выяснить средний спрос, частоту замены
деталей и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание.
Наиболее совершенными считаются компьютерные программы анализа,
обеспечивающие получение данных статистики, анализа и прогнозов по каждому
наименованию деталей в различных аспектах. Отобранная и систематизированная
информация, полученная при анализе спроса, служит базой для управления
запасами в сети распределения и сбыта. Чтобы сконцентрировать основное
внимание на тех деталях, которые чаще продаются и дают основную долю объема
сбыта, данные о сбыте разбивают по разным группам деталей, выделенных в
результате анализа спроса. Практикой установлено, что основная стоимость
продажи запасных частей обычно приходится на очень небольшую долю всех
наименований деталей, и экономисты говорят о законе 80/20 когда 20%
номенклатуры дают 80% продаж по сумме.
Распределение номенклатуры запасных частей на группы по степени
спроса выполняется по основным критериям на основании анализа статистики
продаж за ряд лет. Компания «Wolkswagen» делит номенклатуру на четыре
группы.


Таблица№3


|Группа |Количество |Доля в |Доля в объеме |
| |наименований |номенклатуре |продаж |
|A |1000 |2,2% |75% |
|B |3000 |6,7% |20% |
|C |6000 |13,3% |4% |
|D |35000 |77,8% |1% |
|Всего |45000 |100% |100% |

Кроме разделения на группы по степени спроса, применяют деление по
стоимости, установив критерий отбора. Например;
Группа Х-стоимость товаров свыше 1000 руб., группа Y-стоимость от 100 руб.,
до 1000руб. Группы определяются компьютером автоматически на базе
статистики спроса и критериев стоимости. Индекс группы спроса указывается
на прейскуранте, статистике расходов, ведомости излишних товаров. По
индексу можно напечатать необходимые документы для анализа. Очевидно, что
вся деятельность в области маркетинга и управления запасами
концентрируется на деталях тех групп, которые обеспечивают основную массу
товарооборота.

Современная база данных

Для эффективного управления распределением и сбыта должен применяться
анализ всех аспектов деятельности и прогноз сбыта каждой детали на основе
математических методов.

Основные данные;
Номер детали по каталогу, наименование, ед. измерения, вес, объем, код
изготовителя, материал, Группа материалов, количество на одну автомашину,
модели автомашин, для которых деталь предназначена, расчетный срок службы,
какой деталью заменена после снятия с производства, вместо какой детали
введена в конструкцию, возможность восстановления после износа, в какай
комплект или сборку входит, если не поставляется отдельно, количество в
комплекте, вид упаковки, количество в упаковке, вид тары

Складские данные

Фактическое наличие на складе, минимальный запас или точка заказа,
максимальный запас, страховой запас, срок поставки, закупочная цена,
розничная цена, группа скидок, минимальное количество для заказа,
оптимальное количество для заказа, заказано у поставщика, нудовлетваренный
спрос шт., недогружено заказчику шт., какой поставщик поставляет.

Статистические данные

Продано за период, шт., продано за период кг., продано за период
м*3,продано за период в закупочных ценах, продано за период в розничных
ценах, валовой дохода период, продано в году «текущий-1» шт., продано в
году «текущий-2» шт., продано в году Х «до 10 и более лет» шт.


Аналитические данные
Группа спроса, группа стоимости. Фактический коэффициент оборачиваемости
запаса, коэффициент соотношения розничной и закупочной цен, фактический
коэффициент рентабельности за период сбыт на 1000 машин в год.

Ценовые данные

Закупочная цена в валюте, закупочная цена в рублях, розничная цена в
валюте, розничная цена в рублях, признак категории калькуляции розничных
цен, признак категории импортной пошлины, признак категории изменение
розничных цен, признак группы скидок с розничных цен, признак степени
конкуренции, признак показательных цен, коэффициент общего изменения цен,
признак группы цен, признак группы скидок, признак необходимости снижения
цен поставщика, фактический коэффициент пересчета текущий, другие признаки.





Реферат на тему: Требования к помещениям и окружающей среде. Порядок аккредитации испытательной лаборатории
Саратовский государственный технический университет
Кафедра СОД



РЕФЕРАТ
На тему: требования к помещениям и окружающей среде. Порядок аккредитации
испытательной лаборатории.



Выполнил: студент
Гр. ОБД-31
Шилов Юрий

Проверил: доц., к.т.н.
Кокодеева Н.Е.



Саратов 2003г.


РЕФЕРАТ


Объем работы: 21 страницы.
Содержит 1 рисунок, 2 таблицы, 3 используемых источника информации.
Ключевые слова:
АККРЕДИТАЦИЯ, АТТЕСТАТ, БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ, ГОСТ, ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОНТРОЛЬ, МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО
АККРЕДИТАЦИИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ИЛАК), ОБЯЗАННОСТИ, ОЦЕНКА,
ПРОЦЕДУРА, РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ, РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ (РОСА),
СЕРТИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, ЭКСПЕРТ.
В системе сертификации ГОСТ Р аккредитовано около 2 тыс.
лабораторий, в том числе около 60 зарубежных. Более 700 аккредитованных
лабораторий занимаются испытаниями продуктов питания и пищевого сырья;
более 300-испытаниями электротехнических приборов, более 270-продукции
машиностроения.
Взаимное признание результатов испытаний и сертификации как способ
устранения технических барьеров в торговле во многом зависит от
аккредитации: авторитет и независимость аккредитующего органа определяет
доверие к деятельности организации по сертификации и ее результатам.
Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана
с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и
уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Любая
лаборатория, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта
ГОСТ Р 51000.3-96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее
заявлению, имеет право на аккредитацию.
ВВЕДЕНИЕ


Взаимное признание результатов испытаний и сертификации как способ
устранения технических барьеров в торговле во многом зависит от
аккредитации: авторитет и независимость аккредитующего органа определяет
доверие к деятельности организации по сертификации и ее результатам.
В зарубежных странах аккредитация является самостоятельным видом
деятельности, регламентируемым соответствующими нормативными документами,
выполнение требований которых служит гарантией единства и сопоставимости
оценок компетентности аккредитованной организации. А это обеспечивает
доверие к результатам испытаний и сертификации.
В США системы аккредитации испытательных лабораторий существует с
1976 г., во Франции – с 1979г., в Великобритании – с 1981г., в Дании – с
1973г. По одной национальной системе аккредитации действует лишь в Дании,
Швейцарии, Японии, Австралии, Норвегии и Финляндии. В других государствах
существует по несколько систем, особенно многочисленны они в США.
Практика аккредитации в зарубежных странах организуется по-разному.
Например, в Финляндии, Японии, Австралии, Венгрии существует национальный
орган по аккредитации; в Германии действует несколько аккредитующих
организаций при четкой координации их деятельности; в США допускается
аккредитация по разным системам. Такое многообразие приводит к определенным
затруднениям в международных экономических связях, влияющих на
взаимопонимание в области оценки соответствия. В этой связи наметилась
тенденция к согласованию правил аккредитации, созданию единых национальных
систем, что в конечном итоге послужит базой взаимного признания результатов
аккредитации.
Требования к испытательным лабораториям в России регулируются
государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом
соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к
деятельности испытательных лабораторий (EN 45001, EN 45002 и EN 45003). Эти
требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании
испытательной лаборатории; в процессе взаимодействия лаборатории с
аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении
соглашении с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их
также принимают во внимание эксперты, осуществляющие инспекционный контроль
за работой аккредитованной лаборатории.
Большинство отечественных лабораторий отличается от зарубежных
признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные
аккредитованы как независимые. Ситуация, когда признается только
техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что
практически все действующие в настоящее время лаборатории были созданы как
структурные подразделения тех или иных организаций, научно-
исследовательских институтов и предприятий.

СОДЕРЖАНИЕ


РЕФЕРАТ 2


ВВЕДЕНИЕ 3


СОДЕРЖАНИЕ 4


1.Требования к производственным помещениям. 5

1.1 Общие требования 5
1.2 Требования к помещениям и окружающей среде испытательных лабораторий
5

2 Аккредитация испытательной лаборатории 7

2.1 Общие требования к испытательным лабораториям 7
Примечания 12
2.2 Система аккредитации в России 15
2.3 Порядок аккредитации испытательной лаборатории 17
2.4 Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и
международные системы аккредитации. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.Требования к производственным помещениям.


1 Общие требования



Обустройство рабочих мест должно обеспечивать:
- надлежащие условия освещения помещения и рабочего места, отсутствие
отблесков;
- оптимальные параметры микроклимата (температура, относительная
влажность, скорость движения, уровень ионизации воздуха);

Таблица 1-Нормируемые параметры микроклимата для помещений

|Время года |Категория |Температура |Относительная |Скорость |
| |работ согласно|воздуха, |влажность |движения |
| |ГОСТ |град.С |воздуха, % |воздуха, м/с |
| |12.1-005-88 | | | |
| | |оптимальная |оптимальная |оптимальная |
|Холодное |Легкая 1-а |22-24 |40-60 |0,1 |
| |Легкая 1-б |21-23 |40-60 |0,1 |
|Теплое |Легкая 1-а |23-25 |40-60 |0,1 |
| |Легкая 1-б |22-24 |40-60 |0,2 |


- надлежащие эргономичные характеристики основных элементов рабочего
места;
- а также учитывать такие опасные и вредные факторы:
- наличие шума и вибрации;
- мягкое рентгеновское излучение;
- электромагнитное излучение;
- ультрафиолетовое и инфракрасное излучение;
- электростатическое поле между экраном и оператором;
- наличие пыли, озона, окислов азота и аэроионизации;

Таблица 2 - Уровни ионизации воздуха помещений (в соответствие с СН 2152-
80)

|Уровни |Количество ионов в 1 см. куб. воздуха |
| |n+ |n- |
|Минимально необходимые |400 |600 |
|Оптимальные |1500 – 3000 |3000 – 5000 |
|Максимально допустимые |50000 |50000 |


1.2 Требования к помещениям и окружающей среде испытательных
лабораторий


Окружающая среда, в условиях которой проводят испытания, не должна
отрицательно влиять на результаты и искажать требуемую точность измерений.
Помещения для проведения испытаний должны быть защищены от воздействия
таких факторов, как повышенные температуры, пыль, влажность, пар, шум,
вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям применяемых
методик испытаний, санитарных норм и правил, требованиям безопасности труда
и охраны окружающей среды. Помещения должны быть достаточно просторными,
чтобы устранить риск порчи оборудования и возникновения опасных ситуаций,
обеспечить сотрудникам свободу перемещения и точность действий. Помещения
для испытаний должны быть оснащены необходимым оборудованием и источниками
энергии и при необходимости устройствами для регулирования условий, в
которых проводятся испытания. Доступ к зонам испытаний и их использование
должны соответствующим образом контролироваться; должны быть также
определены условия допуска лиц, не относящихся к персоналу данной
лаборатории. Для поддержания порядка и чистоты в испытательной лаборатории
должны предприниматься профилактические меры.
2 Аккредитация испытательной лаборатории


Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана
с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и
уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Любая
лаборатория, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта
ГОСТ Р 51000.3-96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее
заявлению, имеет право на аккредитацию.


2.1 Общие требования к испытательным лабораториям


2.1.1 Стандарт распространяется на все испытания, включая поверку и
калибровку. Стандарт предназначен для применения:
- аккредитующим органом - при аккредитации испытательных лабораторий;
- испытательными лабораториями и другими организациями - при подготовке к
аккредитации и последующей деятельности в соответствии с областью
аккредитации.
2.1.2 Беспристрастность, независимость и неприкосновенность
Испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться
коммерческому, финансовому, административному или другому давлению,
способному оказывать влияние на выводы или оценки. Всякое влияние на
результаты испытаний, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц,
должно быть исключено. Испытательная лаборатория не должна заниматься
деятельностью, способной подорвать доверие в отношении ее независимости в
принятии решений и беспристрастности при проведении испытаний. Оплата труда
персонала, которому поручено проводить испытания, не должна зависеть от
количества испытаний и их результатов. Если изделия испытывают организации,
которые приняли участие в разработке, производстве или реализации этих
изделий (например, изготовители), то должны быть разработаны дополнительные
требования об условиях, обеспечивающих объективность испытаний.
2.1.3 Техническая компетентность
Испытательная лаборатория должна быть компетентной для проведения
соответствующих испытаний. При отсутствии установленного метода испытания
необходимо документально оформить соглашение между заказчиком и
лабораторией о применяемом методе испытания. Испытательная лаборатория
должна иметь:
- организационную структуру, обеспечивающую для каждого сотрудника
конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий (обязанностей и
ответственности);
- технического руководителя, который несет ответственность за выполнение
всех технических задач, связанных с проведением испытаний;
- документированное Положение, содержащее описание организации
деятельности лаборатории, распределение обязанностей сотрудников, а
также другие сведения об организации работы лаборатории (выполняемых
функциях, взаимодействии с другими организациями и др.).
В испытательной лаборатории должна проводиться внутренняя проверка для
оценки своего соответствия требованиям настоящего стандарта. Проверка
должна проводиться компетентными лицами, знакомыми с методами испытаний, их
целями и оценкой результатов.
Испытательная лаборатория должна располагать достаточным числом
специалистов, имеющих соответствующее образование и квалификацию, и
обеспечивать постоянное обучение и повышение квалификации персонала.
Лаборатория должна располагать необходимой документацией и сведениями,
касающимися квалификации, практического опыта и подготовки кадров. Для
каждого специалиста должна иметься должностная инструкция, устанавливающая
функции, обязанности, права и ответственность, квалификационные требования
к образованию, техническим знаниям и опыту работы. Специалисты и эксперты,
непосредственно участвующие в проведении испытаний и оценок, должны быть
аттестованы в установленном порядке на право их проведения.
Испытательная лаборатория должна быть оснащена оборудованием, а также
расходными материалами (химическими реактивами, веществами и др.) для
правильного проведения испытаний и измерений, что требуется для признания
ее компетентности. В исключительных случаях можно использовать на
договорных условиях оборудование, не принадлежащее лаборатории, при
условии, что это оборудование аттестовано, а средства измерений проверены в
установленном порядке. Испытательное оборудование, средства измерений и
методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов
государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных
документов на методы испытаний.
Окружающая среда, в условиях которой проводят испытания, не должна
отрицательно влиять на результаты и искажать требуемую точность измерений.
Помещения для проведения испытаний должны быть защищены от воздействия
таких факторов, как повышенные температуры, пыль, влажность, пар, шум,
вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям применяемых
методик испытаний, санитарных норм и правил, требованиям безопасности труда
и охраны окружающей среды. Помещения должны быть достаточно просторными,
чтобы устранить риск порчи оборудования и возникновения опасных ситуаций,
обеспечить сотрудникам свободу перемещения и точность действий. Помещения
для испытаний должны быть оснащены необходимым оборудованием и источниками
энергии и при необходимости устройствами для регулирования условий, в
которых проводятся испытания. Доступ к зонам испытаний и их использование
должны соответствующим образом контролироваться; должны быть также
определены условия допуска лиц, не относящихся к персоналу данной
лаборатории. Для поддержания порядка и чистоты в испытательной лаборатории
должны предприниматься профилактические меры.
Оборудование лаборатории, в том числе и средства измерений, должно
использоваться по назначению, документация по его эксплуатации и
техническому обслуживанию должна быть доступна. Неисправное оборудование,
которое дает при испытаниях сомнительные результаты, должно быть снято с
эксплуатации и этикетировано соответствующим образом, указывающим на его
непригодность. Такое оборудование следует хранить в специально отведенном
месте до тех пор, пока оно не будет отремонтировано и его пригодность не
будет подтверждена с помощью испытаний (поверки, калибровки). Каждая
единица оборудования для испытания или измерения должна иметь
регистрационную карточку, содержащую следующие сведения:
- наименование оборудования;
- наименование изготовителя (фирмы), тип (марка), заводской и инвентарный
номер;
- даты получения и ввода в эксплуатацию;
- месторасположение в настоящее время - в случае необходимости;
- состояние на момент получения (новое, изношенное, с продленным сроком
действия и т. п.);
- данные о ремонте и обслуживании;
- описание всех повреждений или отказов, переделок или ремонта.
Калибровка измерительного и испытательного оборудования при
необходимости проводится перед вводом его в эксплуатацию и далее в
соответствии с установленной программой. Общая программа калибровки
оборудования должна обеспечивать отслеживаемость измерений, проводимых
лабораторией, на соответствие национальным и международным образцовым
средствам измерений, если таковые существуют. Если подобную отслеживаемость
осуществить невозможно, то испытательная лаборатория должна представить
убедительные доказательства корреляции или точности результатов испытаний
(например, участвуя в соответствующей программе межлабораторных испытаний).
Образцовые средства измерений, имеющиеся в лаборатории, следует
использовать только для калибровки рабочего оборудования и не применять для
других целей. Образцовые средства измерений должны быть калиброваны
компетентным органом, который может обеспечить отслеживаемость их на
соответствие национальным или международным эталонам. При необходимости
испытательное оборудование может подвергаться контролю между периодическими
повторными калибровками. Образцовые вещества должны, по возможности,
отслеживаться на соответствие национальным или международным стандартам
образцовым веществам.
Испытательная лаборатория должна располагать необходимой
документацией по эксплуатации и функционированию соответствующего
оборудования, по обращению с испытуемыми изделиями и их подготовке к
испытаниям (в случае необходимости). Все стандарты, руководства,
инструкции, справочные данные и другие документы, используемые в работе
испытательной лаборатории, должны быть актуализированы и доступны для
персонала. Испытательная лаборатория должна использовать методы и
процедуры, установленные стандартами и (или) техническими условиями, в
соответствии с которыми испытывают изделия. Эти документы должны быть в
распоряжении сотрудников, ответственных за проведение испытаний.
Испытательная лаборатория должна отклонять заявки на проведение испытаний
по методам, которые могут привести к необъективным результатам или имеют
низкую точность. Если в случае необходимости применялись не
стандартизованные методы испытаний и процедуры, лаборатория должна
полностью запротоколировать это. Если результаты получают с помощью
электронной технологии обработки данных, надежность и стабильность системы
должна исключать возможность получения неточных результатов. Система должна
обнаруживать неисправности при выполнении программы и принимать
соответствующие корректирующие меры.
Лаборатория должна иметь внутреннюю систему качества, соответствующую
области аккредитации испытательной лаборатории. Элементы этой системы
должны быть включены в Руководство по качеству, предоставляемое для
пользования персоналу лаборатории. Актуализация Руководства по качеству
возлагается на ответственного сотрудника лаборатории. Лицо или лица,
ответственные за обеспечение качества работы лаборатории, должны
назначаться ее руководителем и иметь прямой доступ к руководству, которому
подотчетна лаборатория. Руководство по качеству включает:
- политику в области обеспечения качества;
- организационную структуру испытательной лаборатории;
- задачи и функциональные обязанности, связанные с обеспечением качества,
доведенные до каждого сотрудника с учетом пределов его служебных
полномочий;
- общие процедуры обеспечения качества;
- процедуры обеспечения качества при проведении каждого испытания;
- методы проверки качества проведения испытаний, применение образцовых
материалов и т. д., если это необходимо;
- организацию обратной связи и корректирующих действий при выявлении
несоответствий результатов испытаний;
- процедуры рассмотрения рекламаций.
Систему обеспечения качества периодически пересматривают руководство
или другие сотрудники по поручению руководства с тем, чтобы внести в нее
необходимые изменения и обеспечить эффективность ее работы. Такие проверки
должны быть зарегистрированы с подробным описанием каждого корректирующего
действия и доведены до сведения персонала.
Работа, проводимая испытательной лабораторией, отражается в
протоколе, показывающем точно, четко и недвусмысленно результаты испытаний
и другую относящуюся к ним информацию. Каждый протокол испытаний должен
содержать, по крайней мере, следующие сведения:
- адрес;
- обозначение протокола (например, порядковый номер) и нумерацию каждой
страницы, а также общее количество наименование, адрес испытательной
лаборатории и место проведения испытания, если оно имеет другой страниц;
- фамилию и адрес заказчика;
- характеристику и обозначение испытуемого образца;
- дату получения образца и дату(ы) проведения испытания;
- обозначение технического задания на проведение испытания, описание
метода и процедуры (при необходимости);
- описание процедуры отбора образцов (выборки);
- любые отклонения, дополнения или исключения их технического задания на
проведение испытаний или другую информацию, относящуюся к определенному
испытанию;
- данные, касающиеся проведения нестандартных методов испытаний или
процедур;
- измерения, наблюдения и полученные результаты, подтверждаемые таблицами,
графиками, чертежами и фотографиями, в случае необходимости, и любые
зарегистрированные отказы;
- констатацию погрешности измерения (в случае необходимости);
- подпись и должность лица (лиц), ответственного(ых) за подготовку
протокола испытаний, и дату его составления;
- заявление о том, что протокол касается только образцов, подвергнутых
испытанию;
- заявление, исключающее возможность частичной перепечатки протокола без
разрешения испытательной лаборатории.
При оформлении протокола испытаний особое внимание должно быть
обращено на изложение результатов испытания и исключение трудностей при их
восприятии пользователем. Содержание протокола по каждому виду проводимых
испытаний может отличаться, однако рубрики должны быть стандартизованы.
Исправления или дополнения в протоколе испытаний после его выпуска
оформляются только в виде отдельного документа, озаглавленного, например:
"Дополнение к протоколу испытаний (порядковый номер или другое
обозначение)"; документы о дополнениях должны содержать те же рубрики,
которые содержатся в протоколе. В протоколе испытаний не следует помещать
оценки, давать советы или рекомендации по результатам испытания. Результаты
испытания должны быть представлены аккуратно, четко, полностью и
недвусмысленно в соответствии с инструкциями, разработанными на применяемый
метод испытания. Количественные результаты должны быть представлены с
указанием расчетной или оценочной погрешности. Результаты испытаний,
полученные при испытаниях выборки из партии, пробы или одной серии
продукции, часто используют для определения свойств данной партии, данной
пробы или данной серии продукции. Экстраполяция результатов испытаний при
определении свойств партии, пробы или одной серии продукции должна быть
включена в отдельный документ.
Испытательная лаборатория должна иметь систему регистрации
результатов испытаний, соответствующую установленным правилам и
обеспечивающую регистрацию первоначальных наблюдений, расчетов, производных
данных, актов поверки и итогового протокола испытаний в течение
установленного срока. Протоколы каждого испытания должны включать
необходимый объем информации, позволяющий удовлетворительно провести
повторные испытания. Регистрация включает данные о персонале,
осуществляющем испытания и работу с образцами. Все протоколы испытаний
хранятся в надлежащем месте с соблюдением конфиденциальности, если законом
не устанавливаются другие требования.
Система обозначения образцов или изделий, предназначенных для
испытаний, предусматривающая наличие документации или маркировку, должна
исключать возникновение путаницы при определении образцов или испытуемых
изделий, а также результатов проведенных испытаний (измерений). Образцы
изделий, поступающие на испытания, должны быть идентифицированы на
соответствие нормативной документации и сопровождаться соответствующим
протоколом отбора. Система регистрации должна гарантировать
конфиденциальность использования образцов или испытуемых изделий, например,
в отношении других заказчиков. При необходимости вводят процедуру,
обеспечивающую хранение изделий на складе. На всех стадиях хранения,
транспортирования и подготовки изделий к испытаниям предпринимают
необходимые меры предосторожности, исключающие порчу изделий в результате
загрязнения, коррозии или чрезмерных нагрузок, отрицательно влияющих на
результаты испытаний. Должны соблюдаться требования, установленные
инструкциями на эксплуатацию изделий. Получение, хранение, возвращение (или
утилизация) образцов производятся по четко установленным правилам.
Персонал испытательной лаборатории должен хранить профессиональную
тайну в отношении информации, полученной при выполнении своих функций.
Испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия,
гарантирующие конфиденциальность в своей деятельности в соответствии с
требованиями заказчиков и безопасность труда своих сотрудников.
Как правило, в соответствии с договором (контрактом) испытательные
лаборатории должны проводить испытания самостоятельно. В исключительных
случаях испытательная лаборатория может передать какую-то часть испытаний
на условиях субподряда другой испытательной лаборатории, отвечающей
настоящим требованиям. При этом испытательная лаборатория должна быть
уверена в том, что ее субподрядчик удовлетворяет критериям компетентности,
которые установлены для испытательных лабораторий. Испытательная
лаборатория должна уведомить заказчика о своем намерении поручить часть
испытаний другой лаборатории. Субподрядчик должен быть одобрен заказчиком.
Испытательная лаборатория должна регистрировать и хранить документацию,
подтверждающую компетентность и соответствие субподрядчиков предъявляемым
требованиям, а также должна вести регистрацию всех работ, выполняемых на
условиях субподряда.

Примечания

a) Субподрядчик должен быть аккредитован соответствующим аккредитующим
органом по установленным правилам или признан (проверен) этим органом.
b) Объем работ по субподрядам должен составлять не более 25% общего объема
работ по испытаниям (в стоимостном выражении), выполняемых
аккредитованной лабораторией-заказчиком в пределах ее области
аккредитации за год, если при аккредитации испытательной лаборатории не
были установлены лимиты на объем выполняемых ею работ по субподряду (в
области аккредитации).
c) В документах, содержащих результаты испытаний, должны быть четко
выделены результаты, которые получены субподрядчиком.
d) Лаборатория-заказчик несет полную ответственность за все работы,
выполненные по субподряду в области аккредитации.
e) Наличие договоров субподряда не может быть основанием для расширения
области аккредитации лабораторий.
2.1.4 Взаимодействие
Испытательная лаборатория должна оказывать содействие заказчику или
его представителю, чтобы они могли оценить возможность выполнения их заявки
на испытание и контролировать ход работ. Это содействие включает:
- предоставление заказчику или его представителю возможности доступа в
соответствующие помещения испытательной лаборатории для наблюдения за
проводимыми испытаниями. При этом не должны быть нарушены правила
конфиденциальности, касающиеся работ, выполняемых для других заказчиков,
и правила безопасности;
- подготовку, упаковку и отправку образцов, проб или других изделий,
необходимых для проведения проверки.
- Испытательная лаборатория должна иметь четко определенную процедуру
рекламации, которая должна быть документирована и предоставлена по
требованию заказчика.
Испытательная лаборатория должна оказывать содействие аккредитующему
органу и его представителям при проведении контроля соответствия
требованиям настоящего стандарта и другим дополнительным требованиям. Это
содействие включает:
- предоставление представителю возможности доступа в соответствующие
помещения испытательной лаборатории для наблюдения за ходом проведения
испытаний;
- проведение контрольных испытаний, позволяющих аккредитующему органу
проверять пригодность лаборатории к проведению испытаний;
- участие в соответствующей программе проверок лабораторий на качество
проведения испытаний или межлабораторных сравнительных испытаний,
которые могут быть организованы аккредитующим органом;
- предоставление аккредитующему органу возможности ознакомления с
результатами своих внутрилабораторных проверок;
- предоставление в аккредитующий орган информации о деятельности
испытательной лаборатории.
В случае необходимости испытательные лаборатории могут принять
участие в разработке национальных, европейских или международных стандартов
в области испытаний. Испытательная лаборатория может принять участие в
информационном обмене с другими лабораториями, работающими в том же
направлении и в той же технической области, что позволит иметь единые
методики испытаний и улучшить качество их проведения. Чтобы обеспечить
требуемую точность и качество испытаний, необходимо регулярно проводить
сравнение их результатов.
2.1.5 Обязанности
Аккредитованная испытательная лаборатория должна:
- удовлетворять требованиям настоящего стандарта и другим критериям,
установленным аккредитирующим органом;
- заявлять об аккредитации только тех испытаний, которые входят в область
аккредитации;
- нести финансовые расходы, связанные с представлением заявки, членством,
участием, оценкой, надзором и другими услугами, периодически
определяемыми аккредитующим органом с учетом соответствующей стоимости;
- не использовать полученную аккредитацию в ущерб аккредитующему органу;
- прекратить деятельность немедленно по истечении срока действия, а также
не ссылаться на аккредитацию в рекламе лаборатории;
- во всех контрактах, заключаемых с заказчиками, указывать, что
аккредитация лаборатории или ее протоколы об испытании не означают
автоматически, что продукция (услуга, процесс) одобряется аккредитующим
органом или другой организацией как соответствующая установленным
требованиям;
- следить за тем, чтобы протокол испытания или часть протокола испытания
не были использованы заказчиком или другой стороной по разрешению
заказчика в целях собственного развития или рекламы, если аккредитующий
орган считает такое использование неправильным. В любом случае протокол
испытаний не может быть частично перепечатан без письменного разрешения
аккредитующего органа и испытательной лаборатории;
- немедленно информировать аккредитующий орган о каких-либо изменениях,
влияющих на соответствие требованиям настоящего стандарта или любого
критерия, определяющего компетентность или область деятельности
испытательной лаборатории.
Ссылаясь на статус аккредитованной испытательной лаборатории в таких
информационных изданиях, как документы, брошюры или объявления,
испытательная лаборатория должна использовать принятую форму:
". . . Испытательная лаборатория аккредитована . . . (аккредитующий орган)
для проведения испытаний . . . (область аккредитации), имеет
регистрационный номер . . .".
Испытательная лаборатория должна требовать от своих заказчиков, чтобы
они при ссылке на нее использовали следующую формулировку: "Испытание
проведено испытательной лабораторией . . . (название), которая
аккредитована . . . (аккредитующий орган) с областью аккредитации . . . и
имеет регистрационный номер . . ." По истечении срока испытательная
лаборатория должна принять меры для прекращения использования этих ссылок.
Испытательная лаборатория может аннулировать аккредитацию, уведомив
об этом аккредитующий орган в письменной форме за месяц (или другой срок,
согласованный между сторонами).
2.2 Система аккредитации в России


Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой
совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации,
аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других
органов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют
действие этой системы. (рис.1)
Рисунок 1.-Российская система аккредитации (РОСА) ГОСТ Р 51000.1-95



Объектами аккредитации являются организации, осуществляющие
деятельность в области оценки соответствия: испытательные лаборатории,
органы по сертификации, контролирующие организации; метрологические службы
юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку
экспертов.
Главные цели аккредитации – обеспечение доверия к организациям путем
подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания
результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.
Система аккредитации устанавливает требования к объектам
аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем
аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавлив

Новинки рефератов ::

Реферат: Логические системы в различных функциональных наборах и их реализация (Компьютеры)


Реферат: Казанский Кремль (История)


Реферат: История развития парашюта (История)


Реферат: Діяльність римських магімтратів (Право)


Реферат: Кофе, кофейные напитки (Кулинария)


Реферат: Украинская православная церковь (Религия)


Реферат: Развитие рок-музыки (Музыка)


Реферат: Наследование (Право)


Реферат: Таблица по биологии (Биология)


Реферат: Героическая оборона Порт-Артура (История)


Реферат: Потребность карпа в кормах (Зоология)


Реферат: Громкоговорители динамики, рупоры и телефоны (Радиоэлектроника)


Реферат: Высшие психические функции (Психология)


Реферат: Проблема занятости и безработицы в г. В. Уфалее (Социология)


Реферат: А С Пушкин - поэт, историк (История)


Реферат: Взаимосвязь результатов работы предприятия и стимулирования труда персонала (Менеджмент)


Реферат: Гипноз (Биология)


Реферат: Позитивное право как источник правовой морали (Право)


Реферат: Британская монархия (Иностранные языки)


Реферат: Искусство и культура в древности (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист