GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Домашняя учебная работа учащегося (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Домашняя учебная работа учащегося (Педагогика)



ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ



1. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении
знаниями. Специальные исследования показывают, что проблема повышения
эффективности обучения может быть успешно решена только при условии,
если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо
организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической
печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом
опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий,
и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят
никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще
всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что
как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каждое
последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в
нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на
необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как
бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание,
и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы
перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их
последующее повторение, то есть рассредоточенное усвоение, что также
требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение
имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует
формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством
разумной и содержательной организации внешкольного времени. Указывая на
необходимость домашней учебной работы, Н.К.Крупская писала: Уроки на дом
имеют большое значение. Правильно организованные, они придают к
самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают
овладевать знаниями, навыками. Таким образом, домашняя учебная работа
школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и
выступает одной из существенных форм его организации. В чем же
заключается ее сущность? Домашняя учебная работа учащихся состоит в
самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более
глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике,
развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных
умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по
овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными
признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и
самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику.

б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила
по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание
хронологической таблицы по истории и т.д.).

в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим
предметам.

г) выполнение творческих работ по литературе.

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.

е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.

ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и
биологии.

з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние
задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по
отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке
практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной
трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих
способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная
дозировка объема и степени сложности домашних заданий, предупреждающая
перегрузку учащихся. В частности, в 1-м классе их выполнение не должно
занимать более 1 часа, во 2-м - 1,5 часа, в 3-4-м классах — 2 часов, в 5-6-
м классах – 2,5часов, в 7-8-м классах – 3 часов, в 9-11-м классах – 3,5
часов.

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная
практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются
существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних
заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого
материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не
осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом
домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее
время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением
домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному
усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий
многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения
теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого
учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых
заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между
теоретическим материалом и практическими упражнениями. Отрицательно
сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя,
стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают
слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко
обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой
подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки
позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных занятий,
рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального
внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы
в этой связи встают перед школой? Первая заключается в том, чтобы и
учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систему тех правил и требований,
которые предъявляются к домашней учебной работе. Вторая относится к
внедрению этих правил в практику выполнения домашних заданий школьниками.
Остановимся на освещении этих проблем.

3. Правила домашней учебной работы школьников. Качество и культура
учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включают в себя
соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на
психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности
по овладению изучаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил:
Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний
должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего
осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво
учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз в
течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается
"глубоко проторенный след", а знания сохраняются на долгое время. Психолог
М.Н.Шардаков приводил сравнительные данные об эффективности
концентрированного и рассредоточенного запоминания, которые были получены в
процессе экспериментальной работы во 2, 4 и 6-м классах.

Для запоминания давался Отрывок из стихотворения, однако, одна группа
ребят заучивала его концентрированно, вторая же работала над стихотворением
в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый
из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворение. Если
школьник испытывал затруднение, ему напоминали первые слова стихотворения.
Оказалось, что больше напоминаний приходилось делать тем учащимся, которые
применяли прием концентрированного заучивания. Те же ребята, которые
пользовались способом распределенного во времени запоминания, нуждались в
подсказке гораздо реже. Второе: Домашние задания необходимо вьполнять в
день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал
интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это доказано
психологическими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909)
давал обучающимся задание заучить 13 лишенных смысла слов и не требовал в
дальнейшем повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час
испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа —
только 28%. Это психологическое явление находит свое объяснение в
физиологии. И.П.Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые
нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего
проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и
забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия
изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний,
усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их
восприятия. Именно поэтому и необходимо выполнять домашние задания в день
их получения. Например, если урок истории или геометрии в 7-м классе был в
понедельник, а следующий - в пятницу, то, естественно, учить материал надо
не в четверг, а в понедельник. Это, однако, не исключает необходимости
повторения и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных
занятий. Данное положение было нами проверено. Один из седьмых классов
повторял уроки истории и иностранного языка в день восприятия
(понедельник), а другой — накануне следующего урока по этим предметам
(четверг). Тексты идентичные. Число повторений и условия подготовки -
одинаковы. Полученные при этом результаты показали, что учебный материал,
закрепленный в день его восприятия, сохраняется в памяти более
продолжительное время, хотя на следующем уроке воспроизводится в меньшем
объеме. То, что повторяется накануне урока, на следующий день
воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но
сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и
закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его
восприятия с последующим повторением накануне очередного урока. Третье:
Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать
психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение
изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель,
которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело,
когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое — когда
поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости
и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала. Этот настрой
(установка) побуждает ученика к прилежной работе, проявлению умственных и
волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего
учения. Чтобы сделать этот настрой (установку) более действенным,
определенную и детально продуманную цель полезно проговорить несколько раз
вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в
мысленную "программу действий". В дальнейшем, когда установка закрепится,
необходимость в таком проговаривании отпадает. Четвертое: Если домашнее
задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение
различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над
учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться
припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво
прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила,
выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно
применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух
или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и
т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз
поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения
изучаемого материала. Указанная методика относится главным образом к
младшим и средним классам. В старших классах значительно видоизменяется:
наряду с учебником учащиеся часто используют дополнительные источники
знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу,
исторические документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и
здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в
старших классах и применение приемов самоконтроля. Больше того, при
значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении
знаний становится еще выше.

Указывая на большую роль активного воспроизведения знаний и самоконтроля
в процессе усвоения изучаемого материала, К.Д.Ушинский подчеркивал, что в
этом случае достигается более высокая степень сосредоточенности внимания
на осмыслении и усвоении знаний, и поэтому они быстрее и прочнее
запоминаются. Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению,
встречаются), которые (то в силу слабой памяти, то по причине
недостаточного внимания на занятиях) перед изучением материала дома не в
состоянии ничего "вспомнить" из того, что объяснялось учителем на уроке? В
этом случае необходимо рекомендовать, чтобы при первом чтении (первичном
восприятии материала) они попытались выделить и осмыслить основные вопросы
темы, а воспроизведение (пересказ вслух или про себя, ответы на вопросы
учебника и т.д.) начинали после повторного чтения учебника. Свою специфику
имеет работа по усвоению и воспроизведению значительного по объему и
сравнительно трудного учебного материала. Такой материал целесообразно
расчленять на смысловые части и каждую часть повторять и воспроизводить
отдельно в определенную единицу времени, отделяя усвоение одной части от
другой кратковременным отдыхом продолжительностью 5-10 минут. Большое
значение в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на
запоминание, всестороннее осмысление и длительное сохранение в памяти
изучаемого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой
психологической установкой, он не только проявляет упорство и
настойчивость в овладении знаниями, но и подбирает соответствующие приемы
учения, стремясь самостоятельно преодолеть трудности, более старательно
выполнять упражнения. Психологические исследования показывают, что
сохранение знаний в памяти зависит также от их содержания. Быстрее
забываются формулировки, определения и описательный материал. Более
продолжительно сохраняются знания, основанные на понимании закономерностей
и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь не следует, что при усвоении
изучаемого материала нужно обращать основное внимание на запоминание
правил и выводов. Как раз наоборот, исследования Н.А.Менчинской
свидетельствуют, что необходимо направлять учащихся на глубокое и
всестороннее продумывание внутренней логики знаний, на усвоение причин и
взаимозависимостей, которые характеризуют то или иное явление с тем, чтобы
выводы и обобщения заучивались не механически, а выступали в сознании
школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала. Пятое:
Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно
просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке,
и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их
выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней
работы с тренировочными упражнениями в классе и содействует
самостоятельному выполнению письменных заданий.

Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по
написанию сочинений, изложений, пересказов и других творческих заданий.
Эта работа оказывается более эффективной, если она рассредоточивается во
времени и расчленяется на ряд этапов. На первом этапе ученик вдумчиво
прочитывает и осмысливает необходимый материал по учебнику и
дополнительной литературе. В процессе этой работы делаются выписки
наиболее важных мест изучаемых источников, которые могут быть
процитированы при написании, к примеру, сочинения, а также фиксируются
собственные мысли, возникающие по ходу чтения. Второй этап работы обычно
посвящается составлению плана сочинения. На третьем этапе осуществляется
непосредственное написание творческой работы. На заключительном, четвертом
этапе проводится доработка сочинения и его окончательное оформление. Вся
эта работа обычно занимает полторы-две недели. 12 минут для отдыха и
психологического переключения на другой вид деятельности. Установлено, что
после восприятия, и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления
в сознании продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это
"скрытое затвердевание" знаний происходит в течение 10-20 минут, что и
вызывает необходимость указанного выше перерыва. Седьмое: Во время
перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя
подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности смотреть
телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего
совершать спокойную прогулку на свежем воздухе, выполнять легкую
физическую работу. В этой связи представляют интерес данные, полученные
нами в результате проведенного эксперимента. Четырем группам учащихся 7-го
класса давалось задание на усвоение материала по физике с применением
приемов воспроизведения изучаемых знаний. Первая группа учащихся читала
учебник и сразу же воспроизводила материал. Учащиеся второй группы после
чтения учебника делали перерыв в 10 минут и в это время смотрели небольшой
диафильм. Третья группа после работы с учебником совершала 10-минутную
прогулку. Четвертая группа устроила перерыв на 20 минут и в это время
выполняла несложную физическую работу. Заметим, что воспроизведение
изучаемого материала осуществлялось после однократного вдумчивого чтения
учебника. Лучшие результаты усвоения были в двух последних группах,
которые после работы с учебником не подвергались сильным психическим
воздействиям и делали спокойную прогулку или занимались легкой физической
работой. Это объясняется физиологическими закономерностями и, в частности,
законом нервной индукции (от лат. inductio — возбуждение). Суть его
заключается в том, что последующее за восприятием изучаемого материала
сильное раздражение вызывает в мозге появление нового очага возбуждения,
приводящего к затормаживанию только что сформировавшихся нервных связей.
Восьмое: Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно
и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его
простоте имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оно
содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных
заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения. На это
правило, в частности, обращал внимание в свое время американский педагог
Г.М.Уипл. Не считайте, это правило слишком мелочным. Если у вас образуется
привычка к месту работы, вам будет достаточно только сесть за ваш стол,
чтобы тотчас же почувствовать желание приняться за дело. Девятое: После
подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо
сделать 20 — 30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на
завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя, таким
образом, рассредоточенное усвоение знаний. И, наконец, десятое правило.
Соблюдение его способствует более прочному усвоению (запоминанию)
изучаемого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед
сном уделяли 8—10 минут беглому просмотру (повторению) изученного
материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным
раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает условия
для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах
(нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубоким усвоением
изучаемого материала. Таковы наиболее существенные правила умственного
труда, которые следует знать учащимся и которым они должны придерживаться
в процессе домашней учебной работы.

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.
Большое многообразие и сложность правил домашнего учения обусловливают
необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся
соответствующих умений и навыков. Школьникам следует помочь овладеть
умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и
практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения
изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы
и отдыха и т.д. Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе опытно-
экспериментальных данных, полученных нами. Как известно, при организации
познавательной деятельности существенное значение имеет формирование у
учащихся соответствующих потребностей и мотивов, которые бы стимулировали
их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувствовали
необходимость в овладении знаниями и проявили интерес к практическому
усвоению правил рациональной организации умственного труда. Учитывая это,
мы обратили серьезное внимание на определение целей предстоящей работы. В
классах были проведены совместные собрания учащихся и родителей, и перед
ними была поставлена задача: в течение учебной четверти добиться, чтобы
каждый ученик научился соблюдать правила умственного труда в процессе
домашней работы и на этой основе улучшал свою успеваемость. Эта задача
облекалась в яркую форму. Во многих классах она проводилась под девизом:
"Учиться на совесть", "За прочные знания" и др. В одном из классов ребята
наметили провести "Операцию Д.З." (домашнее задание). Значительное место в
воспитательной работе заняло проведение содержательных разъяснительных
бесед с учащимися и родителями на темы: "О долге и обязанностях школьников
в учении", "Общие правила выполнения домашних заданий", "О значении режима
дня для успешного учения", "Приемы воспроизведения изучаемого материала как
условие его усвоения" и т.д. Чтобы разъяснительная работа была более
разнообразной и интересной, перед учащимися и родителями выступали учителя,
классные руководители, директора школ в их заместители. На тему об
улучшении домашней работы оформлялись стенды, выпускались бюллетени-молнии
эта проблема не раз обсуждалась на классных ученических собраниях. Много
внимания уделялось воспитательной работе с активом. Мы считали, что, прежде
всего активисты должны включиться в работу по овладению культурой
умственного труда повышению качества домашней учебной работы с тем, чтобы
создать впору в самом ученическом коллективе для реализации поставленных
задач. Работа с активом предполагала групповые и индивидуальные беседы.
Особое значение имели встречи директоров школ с активистами. Они помогали
лучшим учащимся глубже уяснить свои задачи в повышении успеваемости.
Подчеркнем, что эффект работы с активистами зависит от ее системы и
конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач - это может
внести некоторую неуверенность. Гораздо лучше выносить на обсуждение
конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дисциплины на уроках; что
нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении
подсказок и списывания домашних заданий и т.д. — и определять, как
активисты должны их решать. Полезно также каждую неделю проводить с
активистами "летучки" по подведению итогов их работы, выявлению недочетов,
и анализу успехов. Как видим, разъяснительная работа была не только
разнообразной по своему содержанию, но и отличалась широкой масштабностью в
течение продолжительного времени. Она обогащала учащихся званиями,
воздействовала на их сознание и чувства. Нельзя, однако, переоценивать ее
значение в формировании навыков домашнего учения, а также ее влияния на
волевую сферу учащихся. Тут нужна иная методика. Выработка навыков и
укрепление воли ребят требуют применения упражнений и продолжительного
контроля за их работой. В психолого-педагогических исследованиях показано,
что процесс усвоения умений и навыков имеет свою определенную структуру: с
одной стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по
образу, а с другой - нужен постоянный самоконтроль учащихся за своей
работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы сформировать у
школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила умственного
труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их
всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно
было показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и
добиваться успехов в учении с этой целью с учащимися поводились
практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам.
Проходили они под руководством учителей. Вначале школьникам напоминали
правила умственного труда, а затем им предлагалось выполнить домашнее
задание с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и
добросовестной работе, после выполнения задания проводили беглую проверку
знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся указывалось,
чтобы они не забыли использовать приемы рассредоточенного во времени
запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого
материала. Практические занятия проводились главным образом по математике,
русскому и белорусскому языкам, изучение которых обычно вызывает
определенные затруднения у ребят. Школьники оставались на них по желанию.
Но на второй день все видели, что "добровольцы" уверенно отвечают на уроке
и получают хорошие оценки. Поэтому очередные практические занятия, как
правило, проходили при полном составе класса. В решении поставленной задачи
большую роль играет правильно налаженный педагогический контроль. В школах
и сейчас немало делается по осуществлению контроля за учебной работой
учащихся. Но подходят к нему не совсем верно. Контроль осуществляется
главным образом за тем, как учащиеся усвоили заданный материал. Что же
касается самого процесса усвоения и закрепления знаний в системе домашней
работы, то он фактически в большинстве школ остается вне контроля.
Получается, что контролю подвергается не сама учебная работа (а именно это
должно быть главной целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему такой
контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних заданий,
а нередко вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. В самом
деле, зачастую школьники не умеют учиться или у них не хватает волевых
усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной и
действенной помощи со стороны учителя, в его тактичном контроле. А
поскольку такой помощи не бывает, то при проверке знаний отдельные
учащиеся, естественно, получают "двойки". Между тем один опытный педагог
писал: "Хороший учитель тот, у кого трудно получить двойку и легко
пятерку". Но в таком случае центр педагогических усилий школы должен быть
перенесен на повышение качества уроков, на совершенствование домашней
работы учащихся и контроль за ее ходом. По этому пути мы и направили
учителей. Обратили серьезное внимание на контроль за самим процессом
домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Учителя и
классные руководители посещали ребят на дому и проверяли, как они соблюдают
режим труда и отдыха, как готовят домашние задания. К этой работе были
подключены активисты, а также родители. В ряде случаев учителя обнаруживали
серьезные недочеты: у многих ребят не было постоянного рабочего места,
многие не применяли приемов самоконтроля за усвоением учебного материала и
т.д. Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний давало
возможность улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам,
формировать у них умение самостоятельной работы и оказывать на них
действенное влияние. Но всякая работа нуждается в периодическом подведении
итогов. Коллективы классов отчитывались о выполнении поставленной задачи
перед директором школы, на родительских собраниях, на специально
организованных встречах с представителями промышленных предприятий и т.д.
Это содействовало формированию общественного мнения и давало возможность и
учащимся, и учителям анализировать и выявлять имеющиеся недостатки, видеть
результаты проделанного. В итоге такой целенаправленной и продолжительной
работы нам удалось закрепить у ребят умения и навыки выполнения домашних
заданий и добиться значительного повышения успеваемости. Эта проблема
оставалась главной и в последующей учебно-воспитательной работе, однако,
она уже не требовала такой концентрации педагогических усилий.
Сформированные у учащихся умения и навыки домашней учебной работы
поддерживались и совершенствовались с помощью эпизодических воспитательных
мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые выступали в
качестве подкрепляющих педагогических средств. Нельзя представлять
рассмотренную работу в виде некоего рецепта или шаблона, годного для
применения в любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к
определению ее содержания в организационных форм, позволяющих добиваться
успехов в формировании у учащихся умений и навыков домашнего учения. К
сожалению, подобной системы в проведении данной работы во многих школах не
бывает.



СОДЕРЖАНИЕ



1. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении
знаниями.



2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников.



3. Правила домашней учебной работы школьников.



4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.



Список используемой литературы



И.Ф. Харламов «Педагогика», Минск, 1998г.



П.И. Пидкасистый «Педагогика», Учебное пособие, Москва, 1998г.




Реферат на тему: Дополнительное профессиональное образование

План:

Вступление
2

I. Главная часть:
1) Дополнительное профессиональное образование 3
2) “Компромиссный” выбор профессии
5
3) Последипломное образование
6
4) Аспирантура
8
5) Теория человеческого капитала
10
III. Заключение
13
IV. Список использованной литературы.
14



Введение.
В данном докладе я рассмотрел сложившуюся ситуацию в нашей стране
относительно вопроса о дополнительном профессиональном образовании, а также
о последипломном образовании как в гуманитарных, так и в технических вузах.
Данная проблема актуальна, так как в нашем веке "космических"
технологий ценность однажды полученных знаний неизменно устаревает (имеется
в виду область знаний, применение которых направленно на материальное
производство, на управление персоналом и т.п.) или оказывается
недостаточной ввиду появления новых технологий, новых открытий. Человек 80-
х годов без переучивания, доработки знаний практически не годен в работе,
предполагающей большой объем передаваемой и принимаемой информации,
использование машин, требующей знание основ психологии и т.п. Такой человек
годен (если здоровье позволяет) лишь для грубой физической работы, а ведь
её объем постоянно сокращается. Человечество входит в новый XXI век, где
главной ценностью будет информация. Для успешного существования в этом веке
необходимо хорошо разбираться в современных технологиях и быть в курсе
новых открытий. С каждым годом прогресс человечества набирает темпы. За
каких – нибудь 20 – 30 лет в жизни людей происходят кардинальные
изменения. Самый доступный пример – развитие компьютерных технологий. В
1981 году появился первый персональный компьютер массового производства и
вот, спустя 18 лет, компьютеры стали неотъемлимой частью жизни
человечества, сейчас без них немыслимо существование. У компьютеров есть
самое важное свойство будущего века – они позволяют за короткий срок
получить доступ и переработать большое количество информации. Именно
поэтому можно смело утверждать, что развитие компьютерных технологий будет
ещё больше наращивать темпы. Образование – это тоже информация. "Чем больше
ты знаешь, чем лучше ты разбираешься в каком – то конкретном вопросе – тем
ты ценнее" – вот девиз следующего века.
Так давайте просвещаться, получать ещё и ещё больше знаний – ведь мы
хотим стать полноправными членами общества будущего!



Дополнительное профессиональное образование[1].
Как известно, сегодня во всех странах мира сложилась практика
переподготовки и повышения квалификации специалистов разных возрастных
уровней. И это закономерно: требования столь быстро изменяющегося мира
таковы, что для полноценного выполнения тех или иных видов деятельности
однажды полученного образования не хватает. В переходные периоды развития
общества эта закономерность проявляется значительно острее. Не явилолсь
исключением в этом плане и современная Россия. Переподготовка и повышение
квалификации различных специалистов объединены у нас в одно общее понятие
дополнительного профессионального образования (ДПО). Отметим и то
обстоятельство, что система ДПО в основном ориентирована на уже взрослых
людей.
В новой структуре системы высшего образования дополнительное
образование начинает выступать органичной частью, которая «доводит»
специалиста до работника с более узким профилем работы после того, как он
нашел себя на рынке труда. Этот уже принципиально другая ситуация, и это
показывает важность реформирования системы высшего и дополнительного
образования.
Ход реализации социально - экономических реформ в Российской
Федерации, напрямую связанный с уровнем профессионализма кадров всех
отраслей материального и духовного производства, потребовал коренных
изменений в подходах к организации и функционированию системы
дополнительного профессионального образования.
В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации
«Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», основное
внимание в предстоящий период должно уделяться подготовке, переподготовке и
повышению квалификации кадров в области экономических и управленнческих
проблем, в том числе – обучению руководителей и специалистов в зарубежных
странах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О
подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства
Российской Федерации» в настоящее время осуществляются необходимые
структурные и организационные мероприятия: в частности, ликвидированы
крупные отраслевые системы повышения квалификации (31 образовательное
учреждение); в результате переподготовка и повышение квалификации кадров по
проблемам экономических реформ будут сосредоточены в ведущих высших
экономических учебных заведениях России. Главной задчей в этих условиях
является становление региональных систем дополнительного образования и
обеспечение их работы в новом качестве. Для обеспечения дальнейшего
развития региональных систем ДПО уже создана необходимая нормативно –
правовая база. Разработан, согласован со всеми федеральными органами
исполнительной власти и, в соответствие с распоряжением Правительства
России, внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О
дополнительном профессиональном образовании». Одной из основных в этом
проекте является статья 5, согласно которой за гражданами закрепляется
право на дополнительное профессиональное образование путем создания
соответствующих социально – экономических и правовых условий. В частности
введено положение, по которому предприятия и организации ежегодно планируют
средства на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в
объеме не менее 2% от расходов на оплату труда работников, включаемые в
себестоимость продукции (работ, услуг).
В связи с проводимыми реформами в ближайшии годы предстоит
переподготовить и повысить квалификацию более чем 20 млн. руководителей и
специалистов, а также отдельных граждан, включая такие социально – значимые
категории, как безработные (1 млн.), бывшие военнослужащие (200 тыс. в
год), внутренние мигранты (1,5 – 2 млн.), не нашедшие по специальности
выпускники вузов и техникумов (0,3 млн. в год), что потребует увеличить
мощности действующей системы в 3 – 4 раза.
На основе предложений субъектов Российской Федерации и в целях
реализации региональной политики в этой области была разработана и
утверждена Министерством общего и профессионального образования РФ
межведомственная целевая программа "Развитие системы повышения квалификации
и профессиональной переподготовки специалистов в России на 1997 – 2000
годы". При её разработке использовались соответствующие материалы по
развитию ДПО в ряде регионов России. Эта работа выявила отсутствие систем
ДПО в 80% регионов, что свидетельствует о необходимости активизации усилий
в этом направлении.

А теперь всё по порядку. Сначала необходимо разобраться в психологии,
в причинах, побудивших человека сделать выбор в пользу образования высшего
уровня (первого, второго и т. д .)

“Компромиссный” выбор профессии[2].
Проведенные в 1995 - 1997 годах психолого-социологические
исследования студентов показали, что далеко не все студенты вполне
осознанно выбрали ту специальность, которой обучаются. Причем их
количество, судя по посещаемости занятий и по собственным высказываниям,
значительно на первом курсе (чем относительно ниже уровень вступительных
экзаменов, тем больше таких студентов). На втором – число, нежелающих
учиться конкретной специальности, достигает апогея, происходит отсев совсем
случайных людей. Потом количество студентов, говорящих, что они выбрали
данную специальность случайно или компромиссно, снижается; к концу 4 –
началу пятого курса остается всего 2 – 3 человека на студенческую группу, у
которых явно просматривается отрицательное отношение к будущей профессии. И
лишь 3 – 4 человека на группу абсолютно уверенны в правильности выбранного
пути: они читают много дополнительной литературы, творчески выполняют
курсовые и дипломные работы, внутренне готовят себя к работе по выбранной
специальности. Остальная же, явно большая, часть студенческой группы
скромно отмалчивается или вяло отзывается о своей будущей профессии. На
вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься, окончив университет?» наиболее
характерен ответ «Зарабатывать деньги». То есть такие люди пойдут работать
туда, где больше платят за меньший труд, скорее всего из них не получаться
настоящие профессионалы своего дела. Также становиться очевидным, что на
последипломное образование, скорее всего, пойдут те 3 – 4 человека, которые
по-настоящему увлечены своей будущей профессией.
Проблема компромиссного выбора очень актуальна в наше время.
Приходится выбирать не то, что хочется, а то, что доступно. Студент,
сделавший компромиссный выбор, – это будущий плохой работник. Включается
защитный механизм психики – рационализация. Человек логически пытается
оправдать свой нерациональный выбор. Это оправдательное объяснение, как
правило, не соответствует действительности. В итоге общество получает
неполноценных работников. Единственный выход из такой ситуации (люди,
закончившие одно высшее образование, вряд ли будут заниматься грубой
физической работой) – переучиваться, получать второе высшее образование по
специальности, которая по душе, по скаладу характера.
В следующей главе моего доклада я хотел бы поподробнее остановиться
на последипломном образовании для выпускников технических вузов, а также
условия получения определенных научных степеней. Также я бы хотел детально
разобрать все аспекты поступления в аспирантуру, реальное состояние и
тенденции.

Последипломное образование[3].
Приведем краткие определения понятий, характеризующих выпускников
последипломного уровня исследовательского технического университета.
Магистр наук. Это специалист с высшим последипломным образованием,
имеющий подготовку высокого уровня, достаточную для выполнения
профессионально - прикладной, научно-исследовательской, педагогической,
научно-организационной, и иной деятельности в области полученного
образования и в смежных областях, требующих применения профессиональных и
научных знаний.
Специалист со степенью инженера — выпускник исследовательского
технического университета с последипломным образованием, получивший
подготовку высокого уровня, достаточную для выполнения профессионально-
прикладной, научной, инженерно-инновационной, инженерно-организационной,
системно-аналитической и иной практической деятельности в области
полученного образования и в смежных, в том числе новых, нетрадиционных
областях.
Доктор философии. Специалист с высшим последипломным образованием,
получивший профессиональную и фундаментальную подготовку высокого уровня,
достаточную для выполнения научной, педагогической, научно-инновационной,
научно-организационной, профессионально-прикладной и иной практической
деятельности в области полученного образования и в смежных областях,
требующих применения профессиональных и научных знаний и научных методов.
Все три названные категории выпускников последипломного уровня
относятся к шестой образовательной ступени Международной Стандартной
Классификации Образования ЮНЕСКО.
А сейчас коротко о необходимых условиях получения соответствующих
степеней:
Подготовка магистра наук
Продолжительность обучения — 1,5 - 2 года после получения базового
образования. Общие затраты учебного времени при двухгодичной подготовке и
недельной трудоемкости (48 часов) составляет 3072 часа. (Под трудоемкостью
учебной работы здесь подразумевается суммарное число часов аудиторной и
самостоятельной работы студента).
На научно-исследовательскую работу и непосредственно на подготовку
диссертации затрачивается около 42% трудоемкости. Таким образом, на научно-
исследадательскую работу отводится 1290 часов. Исследовательская работа по
теме диссертации выполняется в течение всего обучения (остающиеся 1782 часа
отводятся на теоретическое обучение). Эти трудозатраты эквивалентны
изучению девяти дисциплин с недельной трудоемкостью каждой 12 часов.
Подготовка специалиста со степенью инженера.
Реализуется как последипломное образование, т.е. после получения диплома о
высшем образовании. Продолжительность обучения после базового — года. На
научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации затрачивается
около 30% трудоемкости. На стажировки (практику, интернатуру) выделяется
около 16 недель, что составляет порядка 20% общей трудоемкости. Остающееся
время отводится на теоретическое обучение. По трудоемкости это эквивалентно
изучению 11 дисциплин с недельными трудозатратами на каждую из них по 10
часов. Наряду с системно аналитической подготовкой, а также подготовкой в
области профессиональных инженерных знаний изучению подлежат такие области
как менеджмент, маркетинг, организация управления производством,
руководство коллективами деловое администрирование и др.
Подготовка доктора философии.
Продолжительность обучения после завершения базового образования — 3-
4 года. Минимальная (при трехлетней продолжительности) трудоемкость
подготовки составляет 4608 часов. Из них около 45% выделяются на научно-
исследовательскую работу и подготовку диссертации. Остающееся время
отводится на теоретическое обучение, эквивалентное по трудозатратам
изучению 11 дисциплин с недельной трудоемкостью каждой из них 12 часов.
Отличие от традиционной аспирантуры состоит в существенном увеличение
образовательного компонента. При этом, если у поступающего на программу
доктора философии уже имеется степень магистра, либо он перешел на
программу доктора философии после частичного прохождения магистерской
программы, то часть учебных дисциплин может перезачитываться с сокращением
сроков обучения — соответственно суммарной трудоемкости этих дисциплин.
Подобного рода перезачеты делаются и при переходе с программы магистра на
программу специалиста со степенью инженера.

Представленные здесь характеристики учебного процесса следует
рассматривать как предварительные. Они нуждаются во всестороннем анализе и
дальнейших уточнениях по мере накопления экспериментального материала.

Аспирантура[4].
Аспирантура осуществляет подготовку специалистов высшей категории.
Кузницей этих кадров всё в больших масштабах становиться высшей школы, так
как аспирантура академических и отраслевых исследовательских институтов
приходит в упадок.
Если говорить о тенденции формирования качественного состава
аспирантов, то следует начать с того, что в аспирантуру вузов сегодня
конкурс очень низкий - за три прошедших года (1993 – 1995) всего 1,6
человек на место.
Так, почти все опрошенные (96,7 %) стали аспирантами с первой
попытки.
Подобная лёгкость поступления в аспирантуру объясняется, скорее
всего, не столько одаренностью будущих аспирантов, сколько низким
конкурсом: лишь у 20% опрошенных конкурс составлял 2 человека на место, у
8,7% - 3 человека на место, у 5,4% - три человека на место.Подавляющее
большинсто аспирантов не имели конкурентов при поступлении в аспирантуру.
Сегодня в аспирантуру поступают прямо со студенческой скамьи, не имея
за плечами опыта профессиональной деятельности. Было бы неправомерно
утверждать, что это отрицательная тенденция, поскольку чем раньше выявлена
и реализована потребность человека к интеллектуальной деятельности, тем
лучше. К сожалению, условия поступления в аспирантуру могут превратиться в
простую формальность.
На основе анализа мотивации поступления в аспирантуру можно
заключить, что подавляющее большинство опрошенных привело в аспирантуру
желание заниматься в будущем научной либо преподовательской работой. Вместе
с тем примерно 30% опрошенных обосновали своё решение поступить в
аспирантуру более прозаическими соображениями, в том числе такими, как: «с
кандидатским дипломом легче устроиться на работу», «просто престижно
учиться в аспирантуре», «нужна отсрочка от службы в армии» и т. п.

А в заключении главы мне хочется сделать основные выводы:
. Вузовская аспирантура переживает ряд значительных изменений. Это
связано прежде всего с резким омоложениеи аспирантуры.
. Аспиранты находятся в очень стесненных материальных условиях. У многих
аспирантов нет возможности знакомиться с новейшей научной литературой
по специальности, они не могут должным образом пользоваться
лабораторной базой, компьютерной техникой ограничены в возможностях
научных коммуникаций.
Улучшению сложившейся ситуации будут способствовать следующие меры:
. Для повышения качества подготовки кадров целесообразно улучшить отбор
поступающих в аспирантуру, сделать его более строгим (лучше меньше,
да лучше)
. Вероятно, 3 года для подготовки диссертации – чрезмерный срок,
расслабляющий аспирантов. Целесообразно сократить период учёбы в
очной аспирантуре до 1,5 – 2 лет и одновременно интенсифицировать
учебный процесс.
. Следует выбирать темы диссертационных работ так, чтобы они составляли
часть плановых работ кафедр, отделов, лабораторий вузов.
. Аспирантам должна предоставляться возможность полноправно участвовать
в преподавательской деятельности
. Аспиранты должны получать получать приоритетное право на пользование
лабораторным оборудованием, вычислительной техникой и т.д.
. Необходимо сделать аспирантуру более доступной (в материальном плане)
для действительно одаренных людей.

И в последней главе своего доклада мне хотелось бы с экономической
точки зрения разобрать проблему ДПО. А целесообразно ли ли оно и, если да,
то насколько?

Теория человеческого капитала[5].
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.
Окончив школу одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не
поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей
профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт, человек
идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране. Но тем не менее
функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн
писал,что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с
их достоинствами.
Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого
капитала". Эта теория была разработана в 60-е годы американскими
экономистами Мансером и особенно Беккером. В 1992 году последний получил
Нобелевскую премию за эту теорию.
Суть теории человеческого капитала заключается в том, что инвестиции
в образование создают человеческий капитал подобно тому, как затраты на на
оборудование создают основной капитал. Люди – потребители стремятся
максимизировать доходы своей жизни.
Цепочка: образование > мастерство > производительность труда, качество >
заработки
Перед затратами на обучение люди должны сопоставить затраты
и выгоды.
v v
v
неявные явные более
высокие
затраты затраты
доходы,
(упущенные (оплата ожидаемые

зароботки) обучения) в
будущем.
Выгоды и затраты относятся к разным периода времени, поэтому каждый
человек должен сопоставить ценность затрат сегодняшних завтрашних выгод.
Ключевым моментом здесь является дисконтирование, то есть приведение к
настоящему моменту времени будущих выгод и затрат. Инвестиции в
человеческий капитал осуществляются до момента достижения такого уровня
образования, при котором предельные выгоды как раз покрывают предельные
затраты на образование. В момент равновесия норма отдачи на последний
рубль, вложенный в образование, длжна быть равна норме отдачи на другие
виды вложения.
Согласно теории Беккера сегодняшняя ценность ожидаемых выгод более
высокого зароботка может быть представлена формулой:
N B(t)
P = S ——
t=1 t

(1+i)
P – сегодняшняя цена ожидаемых затрат
B(t) – ожидаемый дополнительный (как результат
обучения) годовой заработок в году t
i – рыночная норма отдачи на капиталовложения, как
процентная ставка
N – продолжительность предстоящей трудовой жизни
Во время обучения люди специализируются на накоплении человеческого
капитала, и это связано с 3 обстоятельствами :
V капиталоотдача на инвестиции высока за счет долгой будущей деятельности,
неявные затраты незначительны
V с каждым годом обучения работник становиться всё более дорогостоящим
ввиду приближения пенсионного возраста
V со временем человеческий капитал обесценивается, ибо на него так же
действует физический и моральный износ

Пример: расчет экономической эффективности лбразования в условиях
неизменяемого уровня цен.
Предположим, что 25-летний немецкий инженер с годовым заработком
48.000 марок получает возможность в течении одного года повысить
квалификацию. Стоимость обучения – 20.000 марок. Перспектива – назначение
на пост начальника отдела. Вопрс: на сколько выше должна быть зарплата
начальника отдела? (Норма отдачи – 15% в год).

В случае повышения квалификации затраты:
1) упущенные заработки 48.000 марок
2) плата за обучение 20.000 марок
Т.е. общие затраты на образование = 68.000 марок
В будущем этот человек будет зарабатывать на х тыс. марок больше.
[pic]

[pic]
В данном выражении слагаемое в скобках стремиться к нулю при N стремящемся
к бесконечности. Следовательно, когда N достаточно высоко, им можно
пренебречь.
Ориентировочно инженеру ещё работать 40 лет.
[pic] - пренебрегаем
[pic]
Зная, что инвестиции в образование эффективны, когда затраты не
превышают доходы,
[pic] ( х = 10,2
Ответ: квалификацию целесообразно повышать, если заработная плата
начальника отдела выше заработной платы инженера хотя бы на 10,2 тысяч
марок.
Заключение.
Поводя итоги проделанной мной работы, хочется сказать, что я пытался
сделать её как можно лучше, я пытался наиболее полно осветить ситуацию с
дополнительным высшим (профессиональном) образованием, а также ситуацию с
последипломным образованием. К сожалению, чувствовалась нехватка свежей
литературы, последних данных от Министерства общего и профессионального
образования РФ. И дело не только ограничености моего доступа к новой
литературе, проблема также в плохой освещённости проблемы в литературе. Но
в целом, я надеюсь, общая картина моей темы была отражена в данной работе.
Опять же необходимо учесть, что данные, представленные в такого рода
работах (как и в социологии вообще – такая уж наука), неизбежно устаревают
с каждым новым днем. Общество очень подвижно и изменчиво, особенно в наше
время реформ.
России необходимо решать проблемы финансирования образования. Во всех
развитых странах четко прослеживается тенденции к увеличению субсидирования
образования, у нас же наоборот. Но это не потому, что у нас неумное
правительство - кризис обязывает. Необходимы толковые экономисты во главе с
прогрессивным правительством. Через четыре с небольшим года (я надеюсь) я
смогу сделать нечто большее, чем просто наблюдение и анализ упадка
экономики, а, следовательно, и жизни страны в целом.
Самым главным и неизменным выводом этого доклада можно
считать:"Учиться, учиться и ещё раз учиться". Это вечная истина приобретает
особую актуальность сейчас, что я пытался доказать выше.
Ученье – свет, а неученье – это в прошлом. Пусть это станет простой
истиной для всех людей.



Список использованной литературы:
1. Журнал "Бизнес – образование" №1/96
2. Книга "Социология образования: прикладной аспект", изд. "Юристъ",
Москва, 1997 год
3. Журнал "Высшее образование в России" №1/98
4. Книга "Педагогика и психология высшей школы", изд. "Феникс", Нижний
Новгород, 1998 год
5. Тетрадь по экономической теории за 1999 год
-----------------------
[1] Журнал "Высшее образование в России" №1, 1998
[2] книга "Педагогика и психология высшей школы"
[3] журнал "Бизнес - образование" № 1/96
[4] книга "Социология образования: прикладной аспект"
[5] тетрадь с лекциями по предмету "Экономическая теория"

-----------------------

[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Латвия. Сердце Балтии (География)


Реферат: Коллективная форма организации начального обучения русскому языку (Педагогика)


Реферат: Компьютерная подготовка (Программирование)


Реферат: Структура семьи (Социология)


Реферат: Акмеизм (Литература : русская)


Реферат: Анри де Тулуз - Лотрек (1864-1901) (Искусство и культура)


Реферат: Атлантида (История)


Реферат: Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства (Социология)


Реферат: Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция (Психология)


Реферат: Подготовка и использование жидкого навоза (Сельское хозяйство)


Реферат: Кто делает историю: отдельные личности или народ? (Культурология)


Реферат: Шпоры по Гражданскому праву (часть 1 и 2) (Право)


Реферат: Организация работы грузовой станции (Транспорт)


Реферат: Бухгалтерский учет товаров и их реализация в оптово-розничном предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Японская культура (Культурология)


Реферат: Сравнение восточных и западных типов цивилизаций (История)


Реферат: Спутниковая система ГЛОНАСС (Авиация)


Реферат: Авторизация и манипуляция в процессах управления (Радиоэлектроника)


Реферат: Межрегиональные ассоциации как фактор региональной политики РФ (Политология)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист