GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Компоненты лекторского мастерства (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Компоненты лекторского мастерства (Педагогика)



Содержание

1. Роль лекции в учебном процессе.........................................
2. Методы построения и проведения лекций....................
3. Использование на лекции вспомогательных
средств...................................................................
..................................
4. Подготовка и совершенствование лекций...................
5. Стиль лекции и поведении лектора....................................
Список использованных источников..............................
1. Роль лекции в учебном процессе

Лекция- традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная
дидактическая цель- формирование ориентировочной основы для последующего
усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном
дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и
мировоззренческие функции, вводит студента в творческую лабораторию
лектора.
Лекция - методологическая и организационная основа для всех форм
учебных занятий, в том числе самостоятельных. Методологическая основа - так
как вводит студента в науку вообще, придает учебному курсу
концептуальность, а организационная - так как все другие формы учебных
занятий так или иначе “завязаны” на лекцию, чаще всего логически следуют за
ней, опираются на нее содержательно и тематически.
В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника
информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым
курсам, в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не
нашлись отражения в учебниках, отдельные разделы и темы курсов очень сложны
для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может
методически помочь студентам в освоении сложного материала.
По силе личного эмоционального воздействия лектора, его контакта с
аудиторией, производимого впечатления, общего влияния на студентов
лекционный способ передачи учебного материала наиболее удачен. Лекция
раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику,
дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки
связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает
профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других
видов занятий.
Хотя основа материала лекций и учебника одинакова, лекция, безусловно,
имеет неоспоримое преимущество перед учебником: в ней дается новейшее
освещение научных вопросов, приводятся самые современные данные о
достижениях науки, техники и производства, которых в учебнике может и не
быть. Помимо этого, лекция и учебник различаются объемом материала: если
учебник приводит подробности, детали, то в лекции их, как правило, нет. В
отдельных случаях, например при создании совершенно новых курсов, лекция
может оказаться единственной формой передачи студентам знаний, поскольку
она опережает процесс создания учебника, который обычно длиться несколько
лет.
Содержание лекции устанавливается на основе учебной программы данной
дисциплины. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора материала,
умело использовать наглядные пособия, технические средства и вычислительную
технику.
Конкретное содержание лекций может быть разнообразным. Оно включает:
изложение той или иной области науки в ее основном содержании: освещение
задач, методов и успехов науки и научной практики; рассмотрение различных
общих и конкретных проблем науки, техники и культуры; освещение путей
научных изысканий; анализ исторических явлений; критика и научная оценка
состояния теории и практики.
Существенно важным для лекции является изложение материалов личного
творчества лектора. Это повышает у студентов интерес к предмету,
активизирует их мысленную работу.
Лекция в высшей школе - это не простой пересказ учебника или других
литературных источников, это личное научно-педагогическое творчество
преподавателя в определенной области знания. Настоящий преподаватель,
педагог по призванию, готовиться к лекциям не накануне или за час-два до их
проведения, а всегда, в течение всей своей деятельности, всю жизнь.
В лекциях преподаватель, наряду с систематическим изложением
фундаментальных основ науки, высказывает свои научные идеи, свое отношение
к предмету изучения, свое творческое понимание его сущности и перспектив
развития. Каждая лекция требует его личного анализа развития научных
положений, исторического подхода к ним и в то же время непременного
освещения их современного состояния, с критическим подходом и раскрытием
противоречий в развитии науки и практике ее приложений. Подготовка к лекции
требует самого тщательного отбора материала - главного, основного и
существенного, привлечения ярких и выразительных примеров, иллюстрирующих
положения науки. От лекции требуется также, чтобы она будила и направляла
самостоятельную мыслительную деятельность студентов, формировала из
мировоззрение. А это значит, что преподаватель должен не только всесторонне
знать предмет обучения, но и глубоко понимать соответствующие
педагогические и психологические проблемы. Быть философски вооруженным.
На лекции аудитория ждет от преподавателя живого, яркого,
содержательного сообщения. Здесь от него требуется в дополнение к знаниям и
профессиональному опыту широкая эрудиция, логика аргументации, увлеченность
своей областью знаний и внутренняя потребность зажечь ею своих младших
коллег- студентов. А это значит, что лектору необходимо не только
воздействовать на разум, но и на чувства своих слушателей, т.е. обладать
известными навыками красноречия.
На всех лекциях всегда можно установить, как состояние излагаемого
учебного материала, так и его понимание и усвоение студентами по таким,
например, признакам как внимание, интерес, вопросы к лектору и т.д. На
хороших лекциях процесс рассмотрения учебной информации вполне управляем, и
та обратная связь, которая для этого необходима, реально существует. На
посредственных же и слабых лекциях обратная связь проявляется по-иному, там
действительно студенты только делают вид, что слушают, а иногда и не
скрывают, что не слушают, занимаясь иными, посторонними делами. Посещение
таких лекций действительно носит только формальный характер. Но такое
положение, как известно возникает на любых занятиях, если они плохо
организованы и бессодержательны. Только на лекциях такая острота состояния
отношений между аудиторией и педагогом выражается сильнее, так как и здесь
действует только преподаватель, а студенты лишь воспринимают и усваивают
лекцию, оценивая и лекцию и педагога. На каждой лекции, по сути дела,
преподаватель держит экзамен перед аудиторией. Ясно, сколь важным является
вопрос о качестве изложения лекционного материала. На лекциях нужны
дерзания ученого, открытия новых страниц науки, тогда и обратная связь
будет такой, какой ей надлежит быть.
Необходимо учитывать и тот факт, что излагаемый не лекции материал,
хотя и воспринимается и в определенной мере усваивается, но еще не
закрепляется в прочные знания. Для этого существуют практические,
лабораторные, семинарские занятия и непременная самостоятельная работа
студентов над лекционным и дополнительным материалом.



2. Методы построения и проведения лекций

Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и
расположения излагаемого материала: О чем говорит лектор? Какие основные
положения он выдвигает? Какая между ними связь?
Каждая лекция требует такого построения, чтобы студенты могли
конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и
взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями.
Все отдельные лекции лекционного курса требуют поэтому взаимосвязи,
последовательности и единства цели. Существенно важной является связь
лекционного материала с другими курсами и видами обучения.
Все лекции в высшей школе нуждаются в логической организации
выражения, содержания, т.е. в четком раскрытии, объяснении явлений, событий
закономерностей от частного к общему, от фактов к их обобщениям. Лекционный
материал также требует включения, наряду с индукцией и дедукцией, анализа и
синтеза.
Как правило отдельная лекция состоит из трех основных частей:
введения, изложения содержательной части и заключения:
1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая
характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда
установление связи с предыдущими темами.
2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор
фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения.
Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с
практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов
рассмотрения. Область применения.
3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для
самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы.
Таким же образом распределяются лекции в лекционных курсах: вводные,
излагающие содержание и заключительные.
Вводной лекции принадлежит особая роль. Ее материал подготавливает
студентов к восприятию основной информации по данной дисциплине. Здесь
рассматриваются задачи, поставленные перед конкретной областью науки,
техники и производства. Методически вводная лекция должна быть построена
так, чтобы у студентов появился интерес к данной науке, сложилось о ней
цельное представление. От того, как пройдет вводная лекция, во многом
зависят дальнейшие взаимоотношения со студентами. По первой лекции можно
судить, установилась ли обратная связь преподавателя со студентами.
Студенты всегда проявляют интерес к вводной лекции. Их в равной
степени интересуют и новая дисциплина, и новый лектор. Однако, если
студенты после вводной лекции разойдутся без вопросов, без обмена
впечатлениями, значит преподавателю не удалось пробудить интерес к
предмету. В дальнейшем это будет мешать самостоятельным занятиям студентов.
На вводной лекции устанавливается связь лекционного материала с
учебником. Форма изложения определяется индивидуальными особенностями,
методической подготовленностью, педагогической квалификацией преподавателя,
его знанием современного производства, а также содержанием и задачами
лекции, наличием наглядных пособий и технических средств, степенью
подготовленности студентов.
На заключительной лекции подводят итоги работы по всему курсу,
внимание студентов обращают на практическую реализацию полученных знаний,
рекомендуют литературу для дальнейшего изучения различных проблем данной
области науки, работы над курсовым проектом, использования в научно-
исследовательской работе.
Обзорные лекции не являются повторением пройденного, они проводятся с
целью углубления содержания лекционного материала и приведения его в четкую
систему знаний.
Большое научное и образовательное значение имеют лекции спецкурсов по
узкому кругу вопросов, с более глубоким научным содержанием. Главная их
задача - поиски новых путей в решении тех или иных научных проблем.
Особенно большой интерес представляют т.е. спецкурсы, где преподаватель
излагает результаты собственной научной или производственной деятельности.
Методически лекция должна отвечать таким основным требованиям: быть на
современном уровне науки и техники; иметь законченный характер освещения
определенной темы; обладать внутренней убежденностью, силой логической
аргументации и вызывать у слушателей определенный интерес познания;
содержать хорошо продуманные иллюстрированные примеры; давать направление
для самостоятельной работы студентов; быть доступной для восприятия
соответствующей аудиторией. Причем под доступностью лекции понимается
обращение к границе высших интеллектуальных возможностей студентов.
Лектор не может не считаться с общим уровнем подготовки и развитием
студентов, но в то же время ему не следует ориентироваться как на слабо
подготовленных студентов, так и на особо одаренных студентов. Ориентиром,
очевидно, должны быть студенты, успевающие по данному предмету,
представляющие основной состав лекционных потоков.
В лекционных курсах необходимо последовательно, от лекции к лекции
повышать уровень научного изложения и наблюдать, чтобы лекции были
посильны и интересны большинству студентов. Особенно велика развивающая
роль лекций как формы научного мышления на первых курсах обучения. Здесь
наряду с учебной информацией лекция организует и направляет самостоятельную
работу студентов, вызывает потребность дополнительного приобретения знаний
путем самообразования. Поэтому на первых курсах необходимо основное
педагогическое и психологическое внимание уделять системности лекционного
изложения и рекомендациям для самостоятельной работы. Развивающая роль
лекционного преподавания на первых курсах нуждается в большей доступности
изложения материала, в более четкой форме логического построения, в
замедленном функционировании основных положений и выводов. На первых курсах
нужны конкретные указания о связи лекций с учебниками, пособиями, заданиями
и другой самостоятельной работой. Существенно необходимо на младших курсах
приучить студентов вести записи лекций, так как правильное конспектирование
не только фиксирует основное содержание лекций, но и активизирует
восприятие лекционного материала и организует внимание студентов к
предмету.
В процессе обучения у студентов вырабатывается способность усваивать
необходимое количество учебной информации и анализировать достаточно
сложный учебный материал. Поэтому на старших курсах лекции должны содержать
более обобщенную информацию, с меньшей детализацией и ссылками на факты.
Как на младших, так и на старших курсах не рекомендуется ни упрощать, ни
усложнять излишне лекции. С методической, воспитательной точки зрения
лекции значительно обогащаются вопросами, поставленными лектором перед
аудиторией для ответов на семинарах, практических занятиях. Показателем
активного восприятия лекции являются вопросы студентов к преподавателю и
выражение их собственных взглядов в связи с поставленными лектором
проблемами.
Педагогическая эффективность лекции, интерес к ним определяется также
применением вспомогательных средств - демонстрацией эксперимента,
наглядностью, а также использованием технических средств обучения.



Использование на лекции вспомогательных
средств.

Иллюстративному материалу в лекции отводится подчиненная роль.
Демонстрационные плакаты желательно делать крупными, неяркими, без
второстепенных деталей, которые рассеивают внимание студентов. И хотя
плакаты помогают выделить в лекции главное, не нужно их вывешивать заранее
- это отвлекает внимание аудитории.
Эффективность лекции может быть повышена за счет рационального
использования технических средств , которые сокращают затраты времени на
чисто техническую работу, связанную с воспроизведением и прочтением
(надиктовыванием) плана лекции, рекомендуемой литературы, построением
диаграмм, графиков, записью определений, цитат. Комплекты технических
средств нужно готовить к каждой лекции заблаговременно, не перегружая ими
аудиторию.
Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом
демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и
направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному
запоминанию.
Более экономным, по сравнению с лекционным экспериментом, является
использование наглядных пособий. Если лектор хорошо владеет рисунком и
чертежом, то весьма полезно выполнять их на доске, не говоря уже о записи
расчетов и формул. Психологически обосновано применение цветных мелков. В
последнее время широкое использование на лекциях получают кадропроектор, а
также демонстрация теле- и кинофильмов и фонофильмов. Наибольший успех
обеспечивает фрагментный показ фильмов, так как демонстрация полнометражных
фильмов превращает ее в учебный киносеанс, который имеет свои задачи.
В некоторых учебных заведениях в последнее время лекционные занятия
стали проводиться в специальных аудиториях, оснащенных техническими
средствами обучения. В этих аудиториях наиболее четко осуществляется связь
лекционного материала с наглядностью, а также экономиться время лектора.
Однако проведение лекций в автоматизированных аудиториях, с широким
использованием средств наглядности значительно изменяет методику
лекционного преподавания. Педагогический эффект достигается единством
системы информационного обеспечения и технических средств обучения.



4. Подготовка и совершенствование лекций.

Непременным начальным условием подготовки к лекции является знание
аудитории, всех ее основных особенностей. Даже на одних и тех же курсах, но
в разных потоках, аудитория может оказаться иной как по характеру
подготовки, интересам, так и психологическим особенностям.
Каждому преподавателю вышей школы и особенно читающему лекциями не
только надо иметь некоторое представление о данной аудитории, но и уметь ее
моделировать по значительному числу параметров. Кстати, говоря, студенты
всегда моделируют своих педагогов и после двух-трех занятий знают свойства
и особенности каждого из них и весьма часто умеют пользоваться такими
моделями в своих интересах. Это хорошо, что студенты моделируют
преподавателей, так как это позволяет каждому преподавателю узнать свою
модель и соответственно перестроить ее или внести необходимые коррективы.
Важнейшей задачей лекционного преподавания является соединение в
лекции научного и учебного начал. А это значит, что при подготовке к
лекции, исходя из ее целей задач, четко определяется ее научное содержание
и соответствующие дидактические средства активного усвоения. Определяется,
какие разделы программы, как с помощью каких связях и отношениях должно
находиться содержание данной лекции с предшествующим и последующим
материалом, с другими предметами и видами обучения. Соответственно
преподавателем просматривается научная литература, учебники, методические
пособия. В отношении учебников, очевидно, рациональным будет взгляд тех
преподавателей, которые перед лекцией их просматривают, но только, чтобы не
использовать их в лекции, а излагать более оригинальный материал.
Подготовка к лекции требует разработки плана ее проведения с перечнем
основного содержания, с подразделением на разделы, примерным расчетом
времени, с указанием необходимых иллюстраций, примеров, используемых
учебных средств, таблиц, цитат, лекционного эксперимента, рекомендуемой для
студента литературы- обязательной и дополнительной. Более целесообразно, по
мнению многих преподавателей, иметь конспект лекции, составленный в
тезисной форме, с тем чтобы основные положения лекции, выводы, формулировки
излагать в несколько замедленном темпе для систематических записей
студентами.
Особенное внимание следует обращать на подготовку к первой лекции, к
первой встрече со студентами. От того, как будет подготовлена и прочитана
первая лекция, многое будет относиться и ко всему курсу лекционного
преподавания. Поэтому первую лекцию большинство преподавателей обычно
посвящает рассмотрению наиболее интересных, главных направлений в данной
области науки. Это справедливо, так как именно здесь начинается не только
моделирование преподавателя как ученого педагога, но и формирование
отношения студентов к изучаемому предмету.
Начинающим преподавателям высшей школы в дополнение к плану
рекомендуется написание полного текста лекции. Особенно это необходимо по
новым, оригинальным курсам, требующим четкости определений, изложения
материала в строгой последовательности. Написание полного текста -
серьезная и ответственная научно-методическая работа преподавателя и в тоже
время наиболее полная подготовка к их проведению. Написанные в определенной
системе лекции - это ценный материал для будущего учебника, учебного
пособия, методических статей, а также необходимый материал для обновления и
совершенствования самого лекционного содержания. Начинающим лекторам
рекомендуется также прослушивать свои лекции на магнитной пленке.



5. Стиль лекции и поведении лектора.

Преподавателю высшей школы, находящемуся на кафедре, необходимо
сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора.
Настоящий ученый-педагог излагает свой предмет с убежденных позиций, с
характерной увлеченностью. Что является одним из непременных условий
возбуждения интереса у слушателей. Не менее существенным условием
квалифицированного чтения лекций является знание предмета и его жизненного
преломления в объеме значительно большем, чем в излагаемом курсе. Однако не
только знание предмета требуется для лекции, необходимое педагогическое и
психологическое понимание путей превращения сообщаемых сведений в знания
слушателей, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные
положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью и
эмоциональностью.
Студенты должны знать язык науки, уметь понимать его и объясняться на
нем, изучая соответствующую область знания. Поэтому на лекциях всегда
требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет
восприниматься.
Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического
общения. Известный психолог А.А. Леонтьев определил следующие условия, при
которых достигается полноценное лекционное общение:
1) быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;
2) правильное планирование содержание лекции;
3) нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести
содержание материала до слушателей;
4) обеспечение четкого контакта со слушателями.
Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический
и нравственный. Логический контакт - это контакт мысли преподавателя и
студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточении внимания
студентов, в восприятии и понимании ими излагаемого материала, а также во
внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия
преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт
обеспечивает содружество преподавателя и студентов. При отсутствии этого
контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо
затруднен, либо вовсе невозможен.
Аудитория встречает лектора или с напряженным вниманием и полной
готовностью работать, мыслить вместе с ним, или же с равнодушием, заранее
зная, что лекции будут бесцветными, полным пересказом учебника. Иногда
аудитория занимает выжидательную позицию, а нередко настраивается к
предмету и лектору отрицательно. На первой лекции многое зависит от того,
как преподаватель “подает себя”, т.е. создает свой положительный образ.
Если, входя в аудиторию, преподаватель “не видит” студентов, не
пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они
подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимание
на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли заинтересуются
предметом и настроятся на серьезную работу.
Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов
подчеркнуть перед аудиторий свое "интеллектуальное превосходство", излагать
материал нарочито усложненным языком. Столь же нецелесообразным является
излишнее упрощение лекционного языка, что может привести к примитивизации и
даже вульгаризации научного понимания.
Знание преподавателем сущности предмета, понимание им диалектических
основ развития науки, которой он занимается, ее связи с жизнью -
необходимые, но не достаточные условия эффективности учебного процесса.
Преподаватель обязан обладать умением показывать своим слушателям
истинность выдвигаемых теоретических положений, учить применять полученные
знания на практике.
На лекции необходима активизация мышления студентов, повышение их
интереса к изучаемой области науки. Для достижения этой цели многие
преподаватели ставят перед слушателями острые вопросы, проблемы для их
самостоятельной оценки, критически разбирают различные направления в науке,
освещают разные точки зрения отдельных ученых. Особенно все это становится
ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы
самого преподавателя.
Распространено несколько типов лекций в высшей школе. основные из них:
академическая, повествовательная, аналитическая, лекция-беседа и
популярная. Все эти лекции излагаются лектором преимущественно в виде живой
речи. Рекомендуется лекцию начинать спокойно, умеренно громким голосом,
варьировать звуковую громкость изложения, подчеркивая основное и
существенное, замедляя речь там, где приводятся формулировки, выводы,
задаются вопросы, ставятся проблемы. Есть такое правило, что "лекции надо
читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо,
чтобы слушали". Например, темп речи, 60-80 слов в минуту считается
нормальным.
Известно, что лекционное преподавание требует четкости и сжатости
выражений, выразительности речи, безусловной языковой и грамматической
правильности. Лекции в высшей школе не допускают речевой небрежности и
засорения ее ненужными вводными словами, жаргонами, вульгаризмами.
Успех подачи материала во многом зависит от знания лектором правил
формальной логики и их умелого применения. В логике каждое суждение,
подлежащее доказательству, подчиняется определенным законам. Оно должно
формулироваться четко и недвусмысленно, не изменяясь на протяжении всего
доказательства.
Восприятие в процессе изложения материала на лекции имеет
вероятностный характер: слушающий, как правило, мысленно опережает
говорящего, стараясь предугадать окончание фразы. Но постоянное угадывание
снижает внимание слушателя. Каждый текст информацию (около 30%) и
избыточную часть. Избыточность призвана обеспечить устойчивость, надежность
восприятия. Специалисты установили, что соотношение избыточности и
информативности для каждой аудитории в одной и той же лекции различно. Для
устного выступления оптимальным считается соотношение 1:3. Если же весь
текст избыточен, смысл сообщения теряется.
Естественная динамика лекции включает четыре фазы (рис. 1): начало
восприятия - 4-5 мин (1); оптимальная активность восприятия - 25-30 мин
(2); фаза усилий - 10-15 мин (3); фаза выраженного утомления (4).

[pic]
Рисунок 1.- Активность студентов на лекции

Обычно педагог реагирует на последнюю фазу, и это неправильно.
Необходимо меры принимать раньше - в фазе усилий. Здесь надо разнообразить
материал лекции, переключаться на материал, обеспечивающий повышенный
интерес, изменять степень напряжения слушателей. Фазы усилий и утомления
наступают ранее там, где нет атмосферы интереса и доверия. Скучные и
однообразные лекции затормаживают мыслительную деятельность студентов.
На лекциях необходимо рациональное чередование повышенного внимания,
мыслительного напряжения и ослабления их путем соответствующей разрядки.
Лекция по самому сложному, абстрактному предмету допускает юмор,
иронические замечания лектора в соответствии, конечно, с содержанием. Но
остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованного и тонкого умения их
подачи. Все чрезмерное приводит к противоположности, и лекция легко может
потерять свое научное значение.
В учебном процессе, в том числе на лекциях, важно другое -
доброжелательная атмосфера познания, взаимное доверие, одобрение,
творческая обстановка. Опытный педагог-лектор вносит в свою речь живые
образные сравнения, метафоры, чтобы его мысли воспринимались доходчиво,
убедительно с интересом. В некоторых лекциях нельзя обойтись без цитат,
например при изложении общественно-политических, исторических, литературных
проблем. Но имеют смысл только тогда, когда они дополняют и укрепляют
излагаемый положения.
Существенный интерес для каждого преподавателя, желающего стать
хорошим лектором, мастером красноречия, представляют образцы не только
лекционного преподавания, но и ораторского искусства. На лекциях в высшей
школе преподавателю надо смотреть в аудиторию, как бы обращаясь персонально
то к одному, то к другому студенту и ко всем вместе. Надо также сочетать
голос, темп, интонацию, мимику и жестикуляцию, но все должно быть
соответственно и соответствии с содержанием. Преподавателю высшей школы
равно необходимо систематически работать над накоплением и углублением
своих знаний и над совершенствованием своего педагогического, в том числе и
лекторского, мастерства.
Говоря о педагогических и психологических качествах лектора, надо
обращать внимание на развитие воли и умение подчинить себе аудиторию.
Сначала надо заставлять себя не бояться аудитории. При хорошей подготовке
это скоро перейдет в привычку, затем создается уверенность в своих знаниях,
а это уже важнейшее условие для воздействия не аудиторию.
Ко всему сказанному следует добавить, что лектор не должен быть
скованным в своих движениях, но и не быть излишне суетливым с неоправданной
или театрализованной жестикуляцией. Но как и всяким средством, жестом и
мимикой надо уметь владеть, не заслоняя ими звуковую речь, а усиливая ее
смысловую емкость и выразительность. Слушатели больше ценят спокойное
поведение лектора, его уверенность, собранность и простоту.
Очень большое значение имеет для лекции ее начало - первая фаза. От
нее исходит интерес, здесь лектор берет в руки аудиторию. Большая выдержка
и умение владеть собой требуется от лектора при всяких противоречиях с
аудиторией и возникновении отвлекающих причин. В таких случаях следует
продолжать чтение лекции, стремясь ликвидировать противоречия уместными
замечаниями, тем или иным изменением создавшейся обстановки. Лектору
необходимо всегда наблюдать за аудиторией, держать всех слушателей в поле
своего зрения, внимательно слушать и слышать аудиторию восстанавливать
необходимую обстановку при всяких отвлекающих обстоятельствах.
Лектор у всех на виду, поэтому немаловажное значение имеет его
внешность. Она воспринимается аудиторией как совокупность физических,
функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному
отражению. Причем на первое место выступают те признаки, которые наиболее
важны для аудитории в данной обстановке. В лекторе ничто не должно
отвлекать внимание студентов от темы (одежда, прическа, украшения),
вызывать излишнее любопытство, а уж тем более удивление или насмешку.
Заслуживают внимания некоторые правила поведения лектора перед
студенческой аудиторией, сформулированные А.А. Космодемьянским:
1. Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого
рода причины (так называемые “особые” случаи), скрывающие точное начало и
окончание лекции. Лекция - самое важное в жизни преподавателя высшей школы.
2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда
лектор обязан соблюдать:
технику записи на доске - последовательность и четкость записей, хороший
мел, влажная тряпка и пр.;
правильность и строгость языка лекции - избегать жаргонных словечек,
канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.;
постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее;
иметь ввиду ответ на очень важный для студентов вопрос “А зачем это
нужно?”;
не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые
лектор плохо знает;
не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не
верит и в жизни не исполняет;
не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая
внутренний мир студентов;
не следует важничать перед студенческой аудиторией.
Существует взгляд, что лекция есть коллективное направленное мышление
студентов и педагога и главная задача - сделать это мышление активным и
плодотворным. А это обеспечивается знанием, опытом и педагогическим
мастерством преподавателя.
Список использованных источников

1. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.:
Высш. шк, 1974.- 384 с.
2. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для
начинающего преподавателя технического вуза).- М.: Высш. шк., 1990.- 112 с.

-----------------------

3
6

9
10
12
19







Реферат на тему: Компьютер в детском саду


Компьютер в детском саду.


Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою,
хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на занятиях в
детских садах только начинается. Но это новшество требует тщательного
изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков.
Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования,
проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к
утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз,
боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники,
которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.
Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изображения
на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.
Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов
среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития.
Именно в возрасте 5—6 лет формируется нормальная рефракция глаза,
происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или
близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия
зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий
уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком
расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.
д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется
работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное
внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка.
Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного
воздействия на здоровье.
С этой целью в НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и
подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР и НИИ физиологии
детей и подростков АПН СССР были проведены наблюдения за состоянием
здоровья и работоспособности детей шести лет одного из детских садов
Москвы, в учебно-воспитательном процессе которого использовался компьютерно-
игровой комплекс (КИК) «Электроник». В сосстав КИК входит ЭВМ БК 0010 с
видеотерминалом цветного изображения. Занятия проходят в специально
оборудованном компьютерном зале. Содержание программного обеспечения
занятий разработано НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Анализ
используемых игровых программ показал, что все они соответствовали
возрастным возможностям детей.
Для оценки влияния игровых занятий с использованием КИК до и после
этих занятий у детей определялись функциональное состояние зрительного
анализатора, центральной нервной системы (ЦНС) и умственная
работоспособность. В процессе игровой деятельности проводились
хронометражные наблюдения за поведением дошкольников, в том числе и за
характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования
умственной работоспособности в течение всего дня пребывания в детском саду.
Результаты показали: доля непосредственного общения дошкольников с экраном
дисплея во время занятий высока и составляет 78—82 %. Для определения
допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-
минутных занятий с компьютером. Продолжительность игровых занятий в 5 минут
не вызывала неблагоприятных изменений в организме детей: функциональное
состояние ЦНС и зрительного анализатора практически не изменялось. При 10-
минутной игре внешние признаки утомления (двигательное беспокойство,
отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры — на
последней минуте. Однако
были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5 %
случаев) и отмечено ухудшение показателей состояния аккомодационного
аппарата глаза (в 20 % случаев), что особенно нежелательно для детей этого
возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игровых занятий с
компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления.
В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая
четкое рассматривание предметов на близком расстоянии, Это может привести к
развитию близорукости.
При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10—12-й
минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и
усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал
интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей
зрительного анализатора и ЦНС,
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно
допустимая длительность игровых занятий на ЭВМ для детей шести лет не
должна превышать 10 минут.
Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в
функциональном состоянии отмечались преимущественно в понедельник и
пятницу. Так, к концу недели снижался уровень умственной работоспособности
дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с
выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие
состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина
отмечалась и в понедельник. Таким образом, в качестве наиболее
благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей
седьмого года жизни могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг.
Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут
заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости
(три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись.
Выраженное утомление диагностировалось и в том случае, если занятия с
компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период,
отведенный для прогулки.
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения
здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за
компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или
преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь
которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол),
оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку.
Наши исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев
использовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два
раза чаще, чем в группах, где не было занятий с ВДТ. Ребенок должен сидеть
за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была
перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное
расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом
недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко
ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на
экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений
рядом стоящих предметов.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это
снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть
использованы легкие шторы или жалюзи.
Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300
лк, а экрана — не более 200 лк.
При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия:
уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается
количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне
рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке
кабинета полимерными материалами.
Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и
ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления
статического электричества и ухудшения химического и ионного состава
воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная
уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка
полов после занятий.
Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуального
развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом.
Компьютерно-игровой комплекс действует с января 1989 года. Он размещен
в комнате площадью 40 м2, смежной с физкультурным залом. Установка
комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии (в составе
главного энергетика и инженера-электроника, инспектора по технике
безопасности, представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции,
офтальмолога и психоневролога). Комплект учебной вычислительной техники
«Электроника КУВТ-86» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих мест «Электроника
БК-ОО10Ш» (на базе цветных телевизоров «Электроника Ц-431», с
интерпретатором языка «Бейсик», 72-кла-вишный). Клавишный вариант
конструкции БК-0010 оказался неприемлемым для применения в дошкольном
учреждении из-за невозможности использования символьных накладок для
учебных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений к
стандартной клавиатуре не дали желаемого результата. Поэтому клавишная
аппаратура была переделана вручную на мембранную с символьными накладками.
На занятиях используются развивающие , и обучающие программы,
разработанные ЦНИИ «Электроника» МЭП СССР совместно с лабораторией игры НИИ
дошкольного воспитания АПН СССР.
Занятия проводятся со старшими дошкольниками один раз в неделю по
подгруппам в 8—10 человек (предельное нахождение детей у дисплея 15 мин).
Пока одна подгруппа находится в компьютерно-игровом зале, другая занимается
в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом чередуется
умственная и физическая нагрузка. Кроме того, создается положительная
эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом
усваивать необходимые знания.
Каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная
(объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры)
и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз,
общеразвивающие упражнения).
Все работы по созданию условий в компьютерно-игровом зале и занятия с
детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью заключен
договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского
медицинского института.
Медицинский контроль включает:
1. Изучение влияний на уровне организма как целостной системы; анализ
адаптационных возможностей организма (АВО) по методике А. В. Або-ленской
(«Педиатрия».— 1989..— № 6).
2. Изучение реакции организма на уровне клетки; анализ особенностей
высшей нервной деятельности; динамический контроль за состоянием детей на
клиническом уровне.
3. Разработку доступных методов контроля за здоровьем детей (типа
прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных
сдвигов.
Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет
констатировать:
1. Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств,
кожу при занятиях, регламентированных временными методическими
рекомендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с
применением компьютеров...», не установлено.
2. Выявлены некоторые, сдвиги адаптационных возможностей организма
(АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО после
игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При
исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е.
психоэмоциональное напряжение (ожидание неизвестного) по'сле игры
снимается. Отсюда следует, что, возможно, главным стрессовым фактором
является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при
постоянных занятиях исчезает.
3. Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных
возможностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.
Таким образом, полученные медицинские данные позволяют сделать
следующие выводы:
— занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для детей
старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);
— нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в
сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит
элемент напряженности у детей);
— при работе с видеотерминалами перспективно использование
физкультурной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов
(типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.
В течение года нами опробовано около 40 игр, предложенных в
комплектах «Знайка». В перспективном планировании работы в компьютерно-
игро- вом зале обязательно учитывались программные задачи на
данный период,
степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий
игр («математика», «изобразительное творчество», «конструирование» и т.
д.).
Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-
игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:
1. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они
с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного
решения.
.2. Психологическая готовность дошкольников к использованию
компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей
системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной
компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня
воспитательно-образовательной работы.
3. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих
возрастным возможностям.
4. Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение
знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
Так, например, игры «Водители» и «Дорожные знаки» представляют значительные
трудности для детей-шестилеток, которые ранее не посещали детский сад или
поступили к нам из других дошкольных учреждений. Наши воспитанники, как
правило, легко справляются с заданиями, так .как имеют возможность еще в
младших группах освоить все необходимые знаки и символы в автогородке.
5. Игры серий «Математика» и «Азбука в картинках» помогают детям лучше
усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретение новых
знаний. Так, например, благодаря огромному интересу к компьютерным
математическим играм, все дети, старшей группы в кратчайший срок усвоили
цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»).
6. Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры
имеет правильная постановка игровой задачи.
С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок,
позволяющих повысить интерес детей (для игр «Построй домик», «Шарики»,
«Садик», «Дом» и т. д.).
7. Непременным условием организации компьютерных игр является высокий
уровень сформированности творческой игры. Именно в творческой игре у
ребенка развирается способность наделять тот или иной предмет каким-то
игровым значением, что необходимо для осмысленного оперирования символами
на экране дисплея,
8. Следует подчеркнуть, что режиссерские игры, а также игры из серии
«Изобразительное творчество» имеют много общего в способах и этапах
выполнения задания. Поэтому, освоив последовательность выполнения действий
в одной игре (например, «Космос»), дети легко переносят их в другие
(«Город», «Море»),
9. Замечено, что дети лучше справляются с заданием, если работают за
компьютером парами, Работа «один на один» является усложнением задания,
10. Параллельно с обычными группами в компьютерно-игровом зале
занимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и
задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько хуже,
но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая
подобных вопросов на обычных занятиях.
11. Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютерные
игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой
деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных
вопросах воспитательно-образовательной работы.
Компьютерная техника используется не только для игр детей. Благодаря
множительному печатному устройству к каждому педсовету выпускается
«Педагогический вестник». Кроме того, в соответствии с научным договором с
медицинским институтом внедряется программа индивидуального прогноза
здоровья ребенка. Суть данной методики в следующем: путем
автоматизированного (компьютерного) тестирования родителей (о состоянии
здоровья малыша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т. д.)
определяется предрасположенность ребенка к каким-либо заболеваниям,
прогнозируется вероятная патология и даются конкретные рекомендации по
профилактическим физкультурно оздоровительным мероприятиям. Причем все
данные о детях закладываются в память компьютера и могут в любое время
воссоздаваться для контроля и сравнения результатов.

Приведем примерный конспект занятия по игре «Построй домик».
Воспитатель обращается к детям : «Посмотрите, какую интересную
книгу я для вас приготовила. Как она называется? («Три поросенка».)
Кто помнит, о ком эта книга? Как звали поросят ?: Почему Ниф-Нифа и Нуф-
Нуфа называют глупыми поросятами? В каком доме они спаслись от волка?
Хотите прослушать продолжение этой интересной сказки?
Некоторое время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа в его
крепком каменном доме. Но со временем поросята подросли, и им стало тесно
даже в этом просторном помещении. Решили два глупых поросенка построить
себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в него кирпичи
и поехали на строительную площадку. Но поросята очень торопились и ехали по
кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись до стройки, они увидели,
что все кирпичи раскололись, осколки растерялись по дороге. Прикладывали
поросята один кирпич к другому, прикладывали, да все равно дырки
получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить кирпичи и построить
домики, чтобы не замерзли поросята зимой».
После краткого объяснения способов работы с клавиатурой дети
приступают к выполнению задания. Построив домик, ребенок получает
поощрительную карточку с изображением поросенка и, если позволяет время,
приступает к повторному строительству.


Примерный комплекс упражнений для глаз


Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими
разработками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, доступны детям. Однако мы
считаем, что для повышения интереса к упражнениям и качественного
выполнения их желательно проводить в игровой форме.
«Поиграем с матрешками» Упражнения выполняются стоя, у каждого
ребенка в руках матрешка.
1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой
красивый у нее платочек (2—-3 сек).
Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2—3 сек)». Повторить 4
раза.
2. «Матрешки у нас веселые, любят . бегать, прыгать. Вы за ними
внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх,
присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы
будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко
зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4
раза.


О роли интереса в приобщении
старших дошкольников к компьютеру

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни
и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к
воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и
зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах
убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и
особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С.
Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и
обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но,
как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога
(воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного
результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями
добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает
компьютер на ребенка. И если сегодня уже можно говорить о допустимости
использования компьютера в работе с детьми дошкольного возраста, то
теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще
требуют всестороннего и глубокого изучения.
Предлагаемая вашему вниманию статья отражает результаты эксперимента,
проводимого кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена и Центра гармоничного
развития детей дошкольного возраста «Сказка» (С.-Петербург) на протяжении
ряда лет.
В ходе эксперимента осуществлялось теоретическое осмысление целей,
задач, принципов использования компьютера в педагогическом процессе,
разрабатывались и апробировались практические основы и методика работы,
определялись критерии оценки эффективности применения компьютера.
Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью
использования компьютера в дошкольном учреждении всестороннее развитие
ребенка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной
действительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального
отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах
деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения
поставленных целей. Адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку
вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности
обучения с помощью компьютера и использования его в игровой деятельности.
Ведущая роль в процессе адаптации ребенка к компьютеру принадлежит
интересу к нему и деятельности с ним, причем особенно важны возникновение
интереса и его развитие на этапе знакомства с компьютером, поскольку без
этого не произойдет переход на более высокий уровень овладения им (Н.
Чудова).
Интерес к компьютеру у детей старшего дошкольного возраста проявляется
в устойчивом положительном отношении к нему, в желании и стремлении
действовать с ним, в предпочтении этого вида деятельности другим.
Нам могут возразить: все дети, знакомясь с компьютером и узнавая его
возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ним.
Действительно, подобное имеет место — это не что иное, как реакция на
новизну, рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов), но, как и любой рефлекс,
такой интерес без соответствующего подкрепления быстро сходит на нет, и
повторное его возбуждение требует больших усилий. Более того, наш опыт
показывает, что при неправильной организации и методике проведения
знакомства с компьютером интерес не только не возникает, но и уступает
место такому нежелательному эмоциональному состоянию, как страх.
Следовательно, первоначальная реакция на компьютер и действия с ним не
может служить достаточным основанием для формирования адекватного
положительного отношения, она является лишь отправной точкой для развития
интереса к компьютеру.
В зависимости от длительности и устойчивости проявления интереса
определяются основные ступени (уровни) его развития. Это:
1) поверхностный интерес к особенностям внешнего вида объекта, его
наиболее впечатляющим действиям («реакция на новизну»);
2) ситуативный интерес, проявляющийся кратковременно, эпизодически при
непосредственном контакте и угасающий с его прекращением;
3) интерес, проявляющийся в положительном, достаточно устойчивом
отношении к компьютеру и действиям с ним и существующий наравне с интересом
к другим объектам и явлениям окружающего мира;
4) элементарный познавательный интерес, в котором, в отличие от
предыдущего, определяющую роль играет познавательный мотив — настойчивое
желание больше узнать о компьютере, освоить новые способы действия с ним;
интерес, проявляющийся как выраженное предпочтение деятельности с
компьютером другим видам деятельности .
Однако последовательное изменение отношения ребенка к компьютеру,
проходящее через все ступени, не является абсолютной закономерностью. В
соответствии с особенностями мыслительной деятельности, личностными
качествами, склонностями и предрасположенностью к подобного рода
деятельности тенденция в динамике изменений интереса может осуществляться
по одному из следующих направлений.
1. Нейтральное отношение. Ребенок не проявляет интереса к компьютеру
ни при знакомстве с ним, ни в дальнейшем. Такие дети вообще отличаются
низким уровнем развития познавательной активности и, как правило, не
проявляют интереса и к другим видам деятельности. (Однако следует помнить,
что некоторые дети не готовы к овладению именно этим видом деятельности,
они еще не созрели до уровня, позволяющего им самостоятельно контактировать
с компьютером, значит, отсутствие интереса будет проявляться у них только
по отношению к компьютеру.)
2. Постепенное снижение интереса. Чаще всего наблюдается у детей, не
готовых к подобной деятельности. Характерно, что угасание интереса не
всегда означает неразвитость мотива-ционно-потребностной сферы, но может
свидетельствовать о склонности ребенка к другим видам деятельности.
Первоначальный интерес к компьютеру может быть достаточно сильным, но,
удовлетворив потребность в новых впечатлениях, доступных ребенку по уровню
его развития, он неизбежно снижается.
3. Стабильный интерес. Может характеризоваться различными уровнями.
Особое внимание педагогов должны вызывать дети, проявляющие стабильный
интерес высокого уровня. Изучение особенностей их мыслительной
деятельности, склонностей и личностных качеств позволяет не только найти
индивидуальный подход к ним, но и выявить (что вполне реально) их
дальнейшую профессиональную ориентацию.
4. Постепенное повышение интереса. Детей этой группы характеризует
достаточно развитая познавательная потребность, выражающаяся в активном
заинтересованном отношении к новому, в стремлении к новым знаниям, в
пытливости, любознательности.
Определение направления развития интереса имеет большой практический
смысл. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют : преобладающими
являются второе и четвертое направления. Объединение детей с разными
тенденциями в отношении к действительности, с разными потребностями в
уровнях познавательной активности в одну группу не позволит достичь
желаемого результата, т.е. качественного усвоения детьми необходимой
информации. Ди

Новинки рефератов ::

Реферат: Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) (Культурология)


Реферат: Бизнес-план (Менеджмент)


Реферат: Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит ? (Социология)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Особенности конституции США (Право)


Реферат: Техническая эксплуатация автомобилей. Расчет вероятности безотказной работы деталей ЦПГ (Технология)


Реферат: Революция 1905 года (История)


Реферат: Види страхування життя і їх місце в особовому страхуванні (Страхование)


Реферат: Эпический театр Бертольда Брехта (Искусство и культура)


Реферат: Коррозия меди в 5М изопропанольных растворах НС1 (Химия)


Реферат: История России (шпаргалка) (Государство и право)


Реферат: Автоматизированные системы ведения истории болезни (Программирование)


Реферат: Понятие охраны труда в трудовом праве России (Государство и право)


Реферат: Вторая Мировая Война (История)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: Монополистическая конкуренция и олигополия (Гражданское право и процесс)


Реферат: ГОСТ (Технология)


Реферат: Металлоконструкции (Технология)


Реферат: Лизинговые операции коммерченских банков (Деньги и кредит)


Реферат: Ремонт и наладка силового электрооборудования токарно-винторезного станка 163 модели (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист