GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ (Педагогика)



ТЕМА: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.


План

1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка
дошкольника.
2. Классификация методов обучения.
3. Методика использования приемов обучения в разных возрастных группах
детского сада.
4. Литература.

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка –
дошкольника.


В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют
разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка,
вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это
чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях,
поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает
овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности,
заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном
искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами
художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной
деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог
должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить
эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать
эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и
воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их
выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского
изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от
окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности,
основное назначение которой – образное отражение действительности.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей
дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание
действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного
зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить
какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться,
запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное
расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм
пространственного расположения предметов окружающего мира, различных
величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия при организации восприятия предметов и
явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин
(ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное
пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает,
клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали
конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с
материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами,
выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Обучение изобразительной деятельности без формирования таких
мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.
На основе сходства предметов по форме возникает общность способов
изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек,
неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части
круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины
кругообразными движениями.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения
до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое
действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей:
усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе
наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при
рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно
влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности,
умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки,
умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и
конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их
свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят
сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному
воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное
творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит,
конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы
его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества
проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной
жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного
воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей
воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить
начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать
товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у
детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств,
которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и
физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо
приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными
умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам
оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества –
желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее
будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную
умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых
качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются
умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия,
навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям
и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что
она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные
условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно
переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического
отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при
восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы:
чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных
способностей большое значение имеет знакомство с произведениями
изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках,
скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают
эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления
жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке,
аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.


Классификация методов обучения.


Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и
приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание,
сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в
той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию
понимают систему действий педагога, организующего практическую и
познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение
содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском
саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из
которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью
которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного
возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия
предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога
(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической
деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют
методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.

Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами
новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает
следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он
включает в себя:
> прием повтора;
> работа на черновиках;
> выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком
- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить
часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть
использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим
только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы
в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как
следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием –
пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного
характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д.
Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным
движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический
прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество
педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется
информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием
действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой,
играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое
обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру
и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения
применяется только в том случае, данная форма встречается впервые. Во всех



Организация учебного и игрового процесса.


Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной
грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:



I. Компьютерный зал.
1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения 4-8 шт.
2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения 1 шт.
3. Принтер цветной струйный HP или EPSON 1 шт.
4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта 1 шт.

Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и
звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII имеется защитный экран, либо
мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, компьютерный зал оформлен
кактусами, имеет вентилятор, аквариумы с водой для поддержания воздушного
режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.

II. Игровой зал - зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной
релаксации.
1. Раздаточный материал на каждого ребенка.
2. Дидактические игры.
3. Разнообразные игрушки.
4. Средообразующие модульные предметы.
5. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.
6. Мягкая мебель.
Зал оформлен обилием разнообразных цветов.

IV. Техническое помещение.

V. Сан. узел.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению
программы "Практического применения компьютера в детском саду" проводится
диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она
позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и
интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому
ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень
сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Диагностика проводится 3 раза в год.
В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень
развития ребенка.

1) Изучение личности:
. изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
изучение самоконтроля.
2) Изучение познавательной сферы:
2. оценка уровня общего психического развития;
3. изучение объема произвольного внимания;
4. изучение устойчивости и распределения внимания;
5. изучение зрительной и слуховой памяти;
6. изучение оригинальности воображения;
7. изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;
8. изучение умственной работоспособности.
3) Изучение физического развития:
9. изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;
10. изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития
речи:
11. изучение грамматического строя речи;
12. изучение звуковой стороны речи;
13. изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
14. изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения
прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной,
интеллектуальной и физической готовности к школе.
1) Изучение личности:
15. изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать
и точно выполнять указания взрослого;
16. изучение целенаправленности деятельности.
2) Изучение познавательной сферы:
17. оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами
первой диагностики);
18. изучение общей способности к обучению;
19. изучение устойчивости внимания;
20. изучение объема памяти;
21. изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;
22. изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-
логическим мышлением.
3) Изучение физического развития:
23. изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.

В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических
процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким,
неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с
ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих
вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и
проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней
обстановке.
Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого
занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также
результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют
право свободного доступа к этим тетрадям.
Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия, игры,
ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники так и без него):
1. Реши кроссворд "Компьютерный мир".
2. Математический КВН.
3. Развлечение "Звуковая дорожка".
4. Страна "Воображалия".
5. Путешествие с Вини-Пухом. (Выбор самых внимательных детей и награждение
памятными эмблемами.)
6. Итоговое развлечение "Какими были, какими стали!" (Повторение любимых
физ. минуток, игр, награждение памятными подарками, сладкими призами.)


Примеры занятий.



ЗАНЯТИЕ "СОБЕРИ КАРТИНКУ".


ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 1", "МАЛЫШ 2".


1 ЭТАП.


Игра "Собери картинку"


Детям предлагается собрать картинку из частей и посмотреть, что
получится. (У детей получаются гномики разных цветов).


Физ. минутка. Игра "Гномик"


Спрятался ловко в моем кулачке маленький гномик в большом колпачке.
Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем, маленький гномик
покинет свой дом. (дети зовут так, как сказано) За маленьким гномиком,
давай-ка, все движения повторяй-ка, раз и два и три ну-ка, повтори! (дети
повторяют движения).
А гномики нам прислали картинки не просто так. Они хотят познакомить
нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же
картинки на компьютере.

Знакомство с "мышью".

1. Осматривание "мыши".
2. Почему она так называется.
3. Положение руки при работе с "мышью" и способ управления.
4. Тренировка детей.

2 ЭТАП.

Педагог объясняет детям, как раскрашивать гномиков с помощью цветных
карандашей и собирать картинки из частей с помощью "мыши".

Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ребенку в
работе с "мышью".

3 ЭТАП.

Итог занятия, повторение названия манипулятора "мышь", его назначение,
способ управления.

Пальчиковая гимнастика:

Мы сегодня поиграли, Активное сгибание и
Наши пальчики устали. разгибание пальцев.
Пусть немного отдохнут, Встряхнуть руками перед А потом играть
начнут. собой.
Дружно локти отведем, Энергично отвести локти Снова мы играть
начнем. назад.
Руки подняли и покачали Плавные покачивания
это деревья в лесу, поднятыми вверх руками
Руки нагнули,
кисти встряхнули, Встряхивание рук
ветер сбивает росу. перед собой.
В стороны руки,
плавно помашем,
это к нам птицы летят. Горизонтальные одно-
Как они сядут, тоже покажем, временные движения
крылья сложили назад. руками вправо, влево.


Гимнастика для глаз:

Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

Прощание в кругу.

Дети прощаются с разной интонацией и высотой голоса.

Оборудование:

разрезные картинки по количеству детей.



ЗАНЯТИЕ "МЫ РИСУЕМ АККУРАТНО"


ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 1"


1 ЭТАП.

К нам пришла игрушка от Незнайки. Незнайка просит вас помочь ему
выполнить задание Знайки. Нужно подобрать парную картинку к картинке.
На доске картины: цветы, спицы, сумка, мяч, нитки, ноты и т.п.
Воспитатель показывает другую картинку (скрипка, кошелек, пчела,
шарик, нитки, иголки и т.п.), дети находят этой картинке пару на доске и
обосновывают свой выбор.
А у Незнайки есть компьютерный друг - художник, которому тоже нужно
помочь разложить картинки по парам, но с этим справятся только внимательные
ребята, сообразительные, вы такие? Я сейчас проверю.

Игра "На что это похоже".

Детям предлагаются карточки с изображением круга, прямоугольника,
треугольника, волнистой линией и т.п. Дети называют предметы, на которые
могут быть похожи эти изображения.

2 ЭТАП.

Дети на компьютере раскрашивают гномика, и работают по программе
"Подбери пару" (Малыш 1)

3 ЭТАП.

Все сегодня справились, теперь поиграем с Незнайкой (посмотреть
глазками на него, смотреть в ту сторону, куда двигается Незнайка)

Физ. минутка "Синица":

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок!
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень
Прыгать ей совсем не лень!

Прощаемся в колонне, шепотом, громко.

Оборудование: Схемы, картинки к игре "На что похоже" картинки парные,
Незнайка.



ЗАНЯТИЕ "ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ"



ИГРА НА КОМПЬЮТЕРЕ "МАЛЫШ 3".


1 ЭТАП.


Игра "Что изменилось" (с картинками).
Детям предлагается посмотреть на фланелеграф в течение пяти секунд,
где выставлены 4-5 героев сказок и запомнить их. Дети отворачиваются или
закрывают глаза, а педагог меняет местами картинки, добавляет новые или
убирает некоторые. Дети, открыв глаза, должны назвать все изменения (3-4
раза).

Гимнастика для глаз: дети смотрят на свои картинки, 3-4 раза на картинку
воспитателя наблюдают глазами за движением картинок.


2 ЭТАП.

Объяснение программы, самостоятельная работа детей.
В ходе программы при переходе с одного уровня на другой проводится
индивидуально гимнастика для глаз (массаж глаз, закрыть глаза, посмотреть в
разные стороны и т.п.)
Уровень выбирается индивидуально для каждого ребенка.


3 ЭТАП.

Расслабление ( лежа на спине болтать руками и ногами - "жуки",
качаться как мячики, гимнастика для глаз лежа на спине, поворот на живот,
встать не сгибая ног (2-3 раза).

Игра "Силачи и слабаки"

На слово "силачи" дети разводят ноги в стороны, сгибают руки в локтях,
напрягают мышцы. На слово "слабаки" - расслабляются и падают на ковер.

Игра "Пожалуйста"

Ведущий предлагает выполнить разнообразные движения, но дети должны их
повторить только, если произнесено слово "пожалуйста".
Варианты: повторять движения, если в произнесенной фразе есть число,
название животного, имя человека, заранее оговоренное. (Разные движения +
сидеть скрестив ноги, делая круговые вращения глазами, произносить звуки "У-
И, ЧУ-ЧИ" в разные стороны).

Оборудование: картинки.


ЛИТЕРАТУРА


1. Б.П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.
2. Димитр Павлов. Методические разработки по использованию компьютера в
образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт
усовершенствования учителей, 1992.
3. А. Зарецкий, А. Труханов, Л. Зарецкая. Энциклопедия профессора Фортрана.
4. З. М. Бугуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста.
5. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1990.
6. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. Математика для дошкольников.
Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992.




Реферат на тему: Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы
Министерство образования и науки РБ
Витебский государственный университет



Кафедра хорового дирижирования и вокала



Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах
общеобразовательной школы



Дипломная работа



Научный руководитель: кандидат психологических наук
Доцент Гребельник. С.Г.



г. Витебск 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................
............................................. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной
школы.......................................................................
............................................. 7
§ 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке общеобразовательной школе
с 1917 года
............................................................................
..................... 7
§ 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогичес-ких
идей Д.Б.Кабалевского
...........................................................................
10
Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной
формы в старших классах средней общеобразовательной школы ........ 12
§ 1. Методики изучения музыкальных произведений
............................. 13
§ 2. Методы изучения МПКФ в старших классах и
их
классификация...............................................................
.................................. 17
§ 2.1. Методы изучения МПКФ, решающие образовательно-
воспитательные задачи
............................................................................
...... 19
§ 2.2. Методы изучения МПКФ, развивающиев музыкальное мышление
старшеклассников
............................................................................
............... 21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Применение метода «Создание шедевров» в старших классах и
исследование его эффективности
................................................................. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
............................................................................
................... 34
ЛИТЕРАТУРА
............................................................................
..................... 36
ПРИЛОЖЕНИЕ
1...........................................................................
................. 38 МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
................................................................. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
2...........................................................................
................ 44

ВВЕДЕНИЕ.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего
человека». В последнее время эти слова Сухомлинского стали скорее
украшением кабинетов, чем смыслом уроков музыки. А ведь цель уроков музыки:
влюбить детей в искусство!
Разрыв между «неслышащим» знанием и красотой музыки – самая большая
проблема музыкального образования. Можно ли пересказывать содержание музыки
словами? Вероятно, и эту пока еще нерешенную проблему с полным правом можно
отнести к разряду «вечных». Но особенную остроту она приобрела в последнее
время, когда ведутся острые дебаты о предмете «Музыка в школе». Так, в
проекте «Концепции художественно-эстетического образования в национальной
школе Беларуси» (авторы Н.Н. Гришнанович, А.Д. Савельев и др.) среди
проблем преподавания художественно-эстетического цикла названы следующие:
. преобразование научного типа преподавания в ущерб эмоциональному и
сенсорному обучению;
. отсутствие педагогики искусства, преподавание его бессистемно, не
опирается на закономерности художественного развитию ученика, что вдет к
быстрой потере интереса к искусству, ученики перестают видеть в занятиях
смысл;
. учениками не изучаются понятия образных языков искусства; не развивается
их художественное мышление до способности образа творческой деятельности
и заинтересованных отношений с духовным светом художественных
произведений.
Цель музыкального воспитания, сформулированная еще Д.Б. Кабалевским,
актуальная и ныне: «… ввести учащихся в мир большого искусства, научить их
любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря,
воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры».
Более того, авторы новых программ опираются также на нее, но проблемы
остаются прежние: диктуя учителям, чему они должны обучить детей, не
оговаривается как и чем они смогли бы их увлечь в своем предмете.
Особенно это проблема касается музыкальных произведений крупной формы.
Нельзя всерьез говорить об освоении учащихся духовных богатств наиболее
развитых форм и жанров музыки, если к окончанию школы ученик не прослушал
целиком ни одной оперы., концерта, в лучшем случае «прошел» одну симфонию,
одну-две сонаты. Нельзя также научить ребенка любить и понимать музыку без
взаимодействия знаний о ней и глубокого постижения ее как живого искусства.
Наблюдение уроков музыки, анкетирование и интервьюирование школьников 6
– 8х классов, а также беседы с учителями музыки (см. приложение 2) привели
к еще более удручающим результатам: 70 % школьников считают этот предмет
необязательным в школе, 95 % учащихся плохо разбираются в стилях и
направлениях музыки (как классической, так и музыки XX века), около 80 % не
испытывают не только потребности, но даже интереса к «серьезной» музыке.
Наконец, ни один (!) школьник не смог исполнить (напеть, сыграть) любую
(!!) тему из оперы, симфонии или концерта, с указанием автора и названием
произведения. Выход из сложившейся ситуации мы видим в привлечении
всестороннего внимания к исследуемой нами проблеме со стороны методистов,
психологов, учителей. Поэтому темой исследования мы выбрали методы изучения
музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней
образовательной школы.
Таким образом, объектом нашего исследования становится изучение
школьниками старших классов музыкальных произведений крупной формы (далее –
МПКФ) в общеобразовательной школе, а предметом исследования – существующие
в настоящее время методы изучения МПКФ и эффективность их использования.
Цель данной работы: выделить из всей группы методов работы с МПКФ на уроках
музыки те, которые наиболее эффективно решают задачи музыкального
воспитания (образовательные, воспитательные, развивающие), а также те,
которые могут быть применены в любой по сложности программе по музыке в
общеобразовательной школе.
Исходя из вышесказанного, нами было выдвинута гипотеза о том, что
наиболее эффективными среди всех методов изучения МПКФ будут те, которые
решают развивающие задачи (и главным образом, развивающие музыкальное
мышление детей). С целью подтверждения этой гипотезы мы провели
исследование следующими методами: анализ педагогической психологической
литературы по этому вопросу. Также нами было проведено практическое
исследование эффективности группы методов на уроках музыки первой четверти
6 – 8 классов СШ №18 г. Орши. Кроме этого в работе были использованы
результаты наблюдений уроков музыки СШ № 18 г. Орши, а также
результаты анкетирования и интервьюирования учащихся 6 – 8 классов этой
школы. Нами был разработан и проведен урок в 7 «А» классе СШ № 18 г. Орши,
основанный целиком на одном из самых эффективных, с нашей точки зрения,
методе – методе «создания шедевров». В работе были использованы и
методические находки учителя музыки СШ № 18 Дежиковой Людмилы Геннадьевны.
Метод изучения музыкального произведения – такой способ работы с
музыкальным произведением, в процессе которого ученик, наиболее полно
воспринимает фактическое, акустическое, синтаксическое, драматургическое и
идейно-концептуальное содержание его как целого [13.С. 47-48].
В данной работе речь пойдет об изучении музыкальных произведений крупной
формы. К таким произведениям Ю. Холопов относит те произведения, которые
соответствуют следующим критериям:
1) масштабность, т.е. объем произведения и его структура, которые не должны
быть ниже простых форм;
2) тематизм, т.е. наличие не менее одной яркой структурно-оформительной
темы;
3) количество частей – не менее одной [29. С 30].
Согласно этим критериям, к МПКФ изучаемым в школе, можно отнести следующие:
циклические произведения: вокальные, инструментальные; крупные вокально-
инструментальные – опера, оратория, кантата; крупные инструментально-
сонатно-симфонический цикл, концерт, трио, квартет, квинтет; музыка
инструментально-сценическая – балет, балетные сюиты.
Одной из важнейших задач нашего исследования является изучение возможности
с помощью существующих в настоящее время методов изучения МПКФ целиком, а
не фрагментарно. Не менее важной задачей исследования мы считаем и
возможности методов в деле личностно-ориентированного образования и
воспитания. Третьей задачей нашего исследования является примерная
классификация методов изучения МПКФ с точки зрения тех задач, которые эти
методы решают в музыкальном воспитании школьников.

Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной школы.

В нижеследующей главе мы хотели бы осветить подходы к изучению МПКФ в
общеобразовательной школе, начиная с 1917 г., т.е. начиная с реформы школы,
сделавшей ее массовой. Какое место занимали тогда и занимают сейчас МПКФ в
системе музыкального воспитания, кто занимался проблемами изучения МПКФ в
школе, какие взгляды на методы изучения МПКФ существуют в экспериментальных
программах.


§ 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке в общеобразовательной школе с
1917 года.


1917–1929 годы. В октябре 1917 года была утверждена «Декларация о единой
трудовой школе», где наряду с другими предметами официальное внимание
уделялось вопросу эстетического воспитания. С этого времени эстетическое
воспитание становится обязательным в школе. В народном комиссариате
просвещения в то же время был образован специальный музыкальный отдел
(МУЗО), разработавший требования к преподаванию музыки в школе. Занятия
музыкой в школе преследовали следующие цели:
1) развитие музыкальных способностей, умений детей;
2) развитие эстетического чувства.
В этой же программе давались и основные пути осуществления музыкального
воспитания:
а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);
б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных способностей и
умений (пение);
в) усвоение нужных знаний (грамотность).
Однако основной формой знакомства с МПКФ в то время были концерты народных
школ музыкального просвещения (открытые в Петрограде и Москве с 1918 года),
реже классные демонстрации фортепианной литературы.
С 1922 года реформой музыкального образования были созданы 3 ступени
музыкально-педагогической «платформы» – школы, техникумы, консерватории. В
школах музыкального просвещения дети не только слушали музыкальные
произведения (в том числе и крупных форм), но и исполняли их в хоровых и
оркестровых коллективах, и таким образом достаточно глубоко их изучали.
Особый вклад в деле изучения МПКФ внесли педагоги Летней трудовой
колонии «Бодрая жизнь» Станислав Георгиевич и Валентина Николаевна Шацкие.
Так, на вечерах, посвященных слушанию музыки исполнение произведений
сопровождалось рассказом о композиторах и их творчестве, таким образом,
дети узнавали сведения и о стилях, жанрах, идейных концепциях произведения.
В колонии существовали хор и оркестр народных инструментов, в репертуаре
которых были и произведения крупной формы.
1930–1960е годы. С этого времени музыкальное воспитание официально стало
осуществляться по двум параллельным каналам:
1) общеобразовательная школа, в которой с 1-го по 7-й классы
предусматриваются уроки музыки;
2) различные формы внешкольного музыкального образования.
Фактически, для образовательных школ были разработаны программы по
пению, однако на уроках музыки решались и задачи по привитию навыков
слушания и элементарного анализа музыкальных произведений. На практике до 4-
го класса уроки музыки вел учитель-неспециалист, поэтому они проводились
зачастую неквалифицированно. Урок музыки постепенно превращался в урок
пения, а проблемы слушания, восприятия и, тем более, анализа произведения
становились острее, решение их откладывалось. Поэтому в 1947 году был
создан научно-исследовательский институт художественного восприятия
Академией педагогических наук РСФСР (НИИ ХВ АПН РСФСР), где в секторе
музыки и танца во главе с В.И. Шацкой объединили свои усилия ведущие ученые
и деятели музыкального воспитания О.А.Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л.
Гродзенская, М.А. Руммер, Д.Л. Локшин, И.Д. Орлова, В.Г. Соколов и др.
Проблемы музыкального воспитания в процессе слушания музыки много трудов в
то время посвятили Н.В. Шацкая, Н.Л. Гродзенская. Надежда Львовна
Гродзенская занималась также методикой организации слушания произведения,
изучения произведений различных жанров и форм. Она смогла решить и такую
важнейшую проблему, как насыщенность урока звучащей музыкой, остающейся в
памяти учеников надолго.
1970 – 1980е годы. В эти годы начинается экспериментальная педагогическая
деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского – выдающегося советского
композитора и педагога. Им была создана принципиально новая программа для
общеобразовательной школы.
С точки зрения нашей работы, как в методике музыкального воспитания в
целом, так и в деле изучения МПКФ в новой программе был сделан огромный шаг
вперед. Так, школьники начинают входить в мир серьезной музыки уже в первом
классе. Слушая фрагменты МПКФ, они через тему «Три кита в музыке» выходят
на следующую тему -- «Интонация», которая позволит уже в начальных классах
изучать индивидуальные яркие стили композиторов. В старших классах
возможности детей уже позволяют изучать целые МПКФ в рамках новых тем
программы.
Уже тогда, в 1977 году, Д.Б. Кабалевский предупреждал будущих своих
последователей о возможных ошибках, в частности – о том, что предлагаемый
им репертуар не должен точно повторяться из года в год, и может
дополняться, меняться в зависимости от творческого подхода учителя к
работе. Единственное, что требовалось от учителя – не разрушать
тематическое строение программы.

§ 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогических идей
Д.Б. Кабалевского.

Многие искажения замысла Д. Кабалевского связаны с двумя причинами:
1) системообразующим фактором в сознании многих учителей и методистов
стала тема «Три кита в музыке» (а не «Интонация»);
2) формальный подход к тематизму, как самоценному знанию.
Сегодня наметилось несколько тенденций развития соотношения знаний о
музыке и освоения самой музыки. Одна из них основное внимание уделяет
разучиванию песенного репертуара, отработке вокально-хоровых навыков,
освоению элементов музыкальной грамоты.
Вторая тенденция сводится к стремлению не разводить знаний о музыке и
знания музыки. Урок музыки фактически превращается в урок эстетики.
Для третьей тенденции характерно стремление разработать самостоятельную
логику музыкального материала, опираясь на принцип тематизма, указанный
Кабалевским. С точки зрения такого освоения музыки в центре ее внимания –
то особенное, то своеобразие видения мира, его воплощение в языке
искусства, которое мы называем стилем. Вершинами процесса развития
музыкального искусства в этой связи являются музыкально-художественные
стили – миры композиторов-классиков.
Стилевой принцип организации музыкального материала имеет логику не
менее стройную и убедительную, чем логика тематизма. Подобно тому, как
«зерно-интонация» определяет содержание и форму музыкального произведения,
так и от «зерна-информации» всей звуковой картины мира зависит ее
содержание и форма. Таким «зерном-информацией» становится композиторский
стиль и его соотношение с другими композиторскими стилями. Таким образом,
организация музыкального материала включает в себя три основных уровня:
«целостная картина музыки» опирается на «индивидуальный композиторский
стиль», а тот, в свою очередь, на «целостное произведение», и в частности
МПКФ.
Такой подход к логике музыкального материала мы нашли в
экспериментальных программах «Музыка» Ю.Б. Алиева, «К вершинам искусства»
М. Красильниковой, Е. Школяра «Музыка» Л.С. Лисянской.
Итак:
1) на протяжении всего периода существования общеобразовательной школы в
рамках предмета «Музыка» предполагалось изучение МПКФ. В начале лишь как
слушание, затем как слушание с пояснением учителя или лектора, в
последствии как слушание с анализом самими учащимися, наконец, охват
учащимися всей музыкальной картины мира с постижением особенностей
входящей в нее частей -- стилей эпох, стилей композиторов, особенностей
МПКФ в рамках этих стилей;
2) назрела необходимость вооружить учителя музыки такими методами изучения
МПКФ, которые смогли бы наиболее полноценно решить все вышеуказанные
задачи музыкального воспитания, одновременно оставаясь в рамках
действующей программы по музыке для средних общеобразовательных школ.

ГЛАВА II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших
классах средней общеобразовательной школы.

Каждый раз, когда в жизнь общеобразовательной школы входит новая
программа по музыке, особенно остро стоит вопрос о методическом вооружении
учителя музыки. В проекте «Концепции художественно-эстетического
образования в национальной школе Беларуси» (см. введение) в пункте 3.1.
сформулированы основные принципы художественно-эстетического образования:
1) принцип художественности;
2) принцип творческой активности учителя и учеников;
3) принцип интереса учащихся;
4) принцип связи с жизнью;
5) принцип взаимосвязи искусств;
6) принцип развития творческих способностей, интегрирующим качеством
которых является художественное мышление;
7) принцип целостности всей системы художественно-эстетического
образования.
В этом же документе в V разделе говорится, что четвертый возрастной этап
– 6-8-е классы – «является концептуальным этапом в развитии музыкального
мышления». На этом этапе раскрывается и шлифуется умение целостного и
сравнительного самостоятельного анализа художественных образов. Учащиеся
осмысленно включаются в создание или интерпретацию художественных образов в
различных видах творческой деятельности. Их притягивает не только процесс,
но и результат их деятельности. Все позиции в обучении приходят в
равновесие: они «композиторы», «слушатели», «исполнители», «критики».
Ведущий мотив эстетической деятельности – развитый художественно
познавательный интерес. Ориентируясь на задачи духовного развития программа
по искусству должна включать тематический, проблемно-поисковый материал
исторически-культурного, художественно-социологического, художественно-
психологического и эстетического характера.
Приоритетами становятся задания на открытие духовного смысла художественных
произведений, духовной связи между композиторами, эпохами, личностями
творцов и воспринимающих искусство.
Ведущие методы работы: проблемно-поисковый, творческие задания,
сравнительного и целостного анализа, эмоциональной драматургии,
художественного обобщения, литературно-музыкальные композиции,
художественного контраста, анализа творческой работы [«Народная газета» от
17 июня 1992 г.].
Исходя из вышесказанного мы рассматривали возможности учителя в
реализации принципов, указанных в «Концепции», в рамках тех новых методик,
которые появились в последние десятилетия. Поэтому в данной главе мы хотели
бы изложить взгляды различных авторов на проблему изучения
старшеклассниками МПКФ и выделить при этом те, которые наиболее эффективно
реализуют принципы современного художественно-эстетического образования.
Ниже также будут освещены практически примененные методы, использованные в
ходе эксперимента и наблюдаемые на уроках музыки.

§ 1. Методики изучения музыкальных произведений.

Задача методики – показать учителю путь реализации учебной программы в
процессе занятий с учащимися. Основой методики изучения любого музыкального
произведения является существующая в общей музыковедческой литературе
«Модель систем и методов изучения произведения», в которой преломляется
«Модель произведения как единство содержания и формы» [17. С.78]. при этом
эти методы оказываются ближе к содержанию, другие – к форме, третьи –
выразит идею их взаимопроникновения:
Содержание:
- Концептуальный анализ (идейно-смысловой).
- Образно-драматургический анализ.
- Тематический анализ.
- Интонационный анализ.
- Анализ средств выразительности.
- Акустические методы (материально-физический субстрат).
Форма.
Из этой модели вырастает модель целостного анализа музыкального
произведения, как основного этапа изучения произведения.
Т.В. Челышева в книге «Методика школьного музыкального воспитания» (М 1996
– стр. 22-23) предлагает изучать произведения при помощи ответов на «блок»
вопросов, примерно соответствующим возрастным этапам:
1 «блок» – первый класс:
«1 Принадлежность к одной из трех сфер: песня, танце, маршу, песенности,
танцевальности, маршевости».
Следующий «блок» и следующий этап – 2–5-е классы
«2. Средства выразительности (элементы музыкальной речи), которые
помогли разобраться в этой музыке: характер движения мелодии, темп, лад,
динамика, тембр, характер сопровождения, форма.»,
«3. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра»,

«4. Национальная принадлежность музыки. Народная или написана
композитором.»,
«5. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация .
Развитие музыки. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. ».
Наконец, третий «блок» – 6–8-е классы:
«6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке. Для чего создано это
произведение.»,
«7. Изобразительность музыки.»,
«8. Черты характера человека, выраженные в музыке, его настроения,
чувства.»,
«9. О каких событиях рассказывает музыка.»,
«10. При каких жизненных обстоятельствах могла звучать эта музыка».
Близка этой методика Л.С. Лисянской (г. Москва). За весь курс ею
предлагаются 60-70 произведений различных авторов, различных авторов,
различных жанров и форм. В начальной школе дети изучают эти произведения,
отыскивая в них ответы на вопросы 1-3. С 4-го класса звучат уже части МПКФ
и поиск ответов на вопросы 4-5. К 6-8 классу усвоен и полностью разобран
тематизм, образы и форма этих произведений (в том числе и МПКФ), и вопросы
1-4 теряют свою актуальность. Теперь дети слушают произведения целиком,
следя за развитием композиторско-исполнительского замысла на протяжении
всего произведения, целостно их анализируя. Широко применяется видеозапись
опер, балетов, при просмотре которых дети анализируют взаимосвязь
композиторского замысла и исполнительско-сценического воплощения.
Однако, возможности современных школ не так широки и порою изучение
симфонической музыки начинается с исполнения ее на фортепиано или баяне.
Поэтому в школе в действии остается методика Н.Л. Гродзенской,
разработанная еще в 50-е годы в НИИ ХВ АПН РСФСР. Ее суть – прохождение
произведений в «сонатной форме». «Вступление» – небольшая беседа перед
слушанием музыки; «Экспозиция» – слушание; «Разработка» – анализ
прозвучавшего; «Реприза» – слушание музыки осознанное, на более высоком
эмоциональном уровне; «Кода» – закрепление тем в памяти. Время урока,
однако, позволяет таким образом изучить лишь часть, фрагмент МКПФ, но не
целиком. Плюсы данной методики – слушание музыки целенаправленно,
обеспечивается хорошее запоминание тем, развиваются музыкальная память,
внимание, расширяется кругозор учащихся, виды деятельности сменяют друг с
друга, комплексно решая задачи урока, а главное – оптимально сочетаются
затрат ресурсов при массовом обучении. Среди минусов методики мы отметили –
шаблонность каждого урока, отсутствие самостоятельности, активности
учащихся, отсутствие индивидуализации обучения, вербальная перегрузка.
При решении этой проблемы и возникла одна новая методика у ряда авторов.
Она базируется на предыдущей, но выводит старшеклассников на качественно
новый уровень подхода к изучению МПКФ. По мнению ряда авторов (М.
Красильниковой, К.Португалова, Т. Вендровой, Ю. Алиева и др.) школьника
надо ввести в особое состояние эмоционально-психологической готовности
постижения музыки. И тогда процесс познания музыки выглядит следующим
образом:
1- введение учащихся в состояние эмоционально-психологического настроя,
ассоциирование их с «композитором», постановка композиторского замысла,
показ тем с их анализом и возможностью их предполагаемого звучания
(перевод в состояние «исполнителя»);
2- слушание музыки (целых МПКФ);
3- анализ прослушанного целостный и сравнительный (состояние «критика»);
закрепление тем, как главных носителей образа, концепции, идеи. В рамках
всех вышеперечисленных методик были разработаны и пути их реализации на
уроках музыки. Таким образом, мы подошли к методам изучения МПКФ на уроках
музыки в старших классах.

§2. Методы изучения МПКФ в старших классах и их классификация.

В данном параграфе мы предлагаем примерную классификацию существующих в
настоящее время методов работы с МПКФ в старших классах. Традиционная
классификация методов обучения по источнику информации (словесные,
наглядные, практические), предложенная в дидактике Н.В. Верзилиной, Е.И.
Перовским оказалась бессильна в столкновении с классификацией методов
изучения музыки. Методы работы с музыкальными произведениями
многофункциональны, разнонаправлены, а некоторые из них приближаются по
количеству приемов к методикам.
Изучив метологическую литературу, мы выделили следующие методы изучения
МПКФ в старших классах:
1. «метод размышления о музыке» (Д.Б. Кабалевский);
2. «проблемный метод» (Ю.Б. Алиев);
3. «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» (Д.Б.
Кабалевский) или «метод перспективы и ретроспективы» (Э.Б. Абдуллин);
4. «метод музыкальных обобщений» (Э.Б. Абдуллин);
5. «метод создания художественного контекста» (Л. Горелова);
6. «метод эмоциональной драматургии» (Э.Б. Абдуллин);
7. «метод переинтонирования» (М. Красильникова);
8. «метод создания шедевров» (М. Красильникова);
9. «метод жизненных ассоциаций» (С. Португалов);
10. «метод наложения» (С. Португалов, Д. Депшкова);
11. «полифонический метод» (Д. Депшкова).
Обратившись к педагогической и психологической литературе, мы обнаружили
ряд подходов к разработке критериев классификации:
технологический, т.е. отнесение метода к педагогическим технологиям, в
частности, практикуемый в последнее время отход от объяснительно-
иллюстрированной технологии в пользу развивающих, проблемных, личностно-
ориентированных.
Второй критерий – психологический: значимость метода изучения МПКФ с точки
зрения подростковой психологии. И здесь И.С. Кон подчеркивал два аспекта:
1. «искусство должно помочь школьнику реализовать свои растущие
потребности хотя бы в воображении»;
2. учет «группового аффекта» – быть «как все». Следовательно, требуется
выделить методы, способствующие развиваться и саморазвиваться любому
старшекласснику, при этом параллельно с социально значимой группой.
С точки зрения методики музыкального воспитания мы выбирали еще один
критерий: интонационная насыщенность, преобладающая над вербальной, т.е.
постижение музыки на интонационно-стилевой основе, и соответствующий
анализ.
Так мы выделили две группы методов. В первую группу вошли методы
вербально насыщенные, фактически относящиеся к объяснительно-
иллюстративной технологии обучения (и предполагающие объектность позиции
школьников), способствующие решению образовательных воспитательных задач. К
этой группе относятся: «метод забегания вперед и возвращения к
пройденному» (Д.Б. Кабалевский) или «метод перспективы и ретроспективы»,
«метод музыкальных обобщений», «метод эмоциональной драматургии», «метод
создания художественного контекста», «метод жизненных ассоциаций», «метод
наложения», «полифонический метод».
Во вторую группу вошли методы, близкие по количеству приемов к методике
и имеющие следующие признаки: интонационная насыщенность, близость
технологиям проблемного и развивающего обучения (предполагаемая
субъектность позиции школьника), решение при помощи метода развивающих
задач (и в первую очередь – музыкальное мышление). В эту группу вошли:
«метод переинтонирования», «метод создания шедевров», «проблемный метод».
§ 2.1. Методы изучения МПКФ, решающие образова-тельно-воспитательные
задачи

В методике музыкального воспитания решение образовательно-
воспитательных задач средствами МПКФ занимает одно из ведущих мест. Все
методы, излагаемые ниже, способствуют усвоению знаний о музыке, самой
музыки (тематизма), формированию навыков эмоционально-осознанного
воприятития музыки, расширению кругозора, воспитанию культуры слушания и
формированию эстетического вкуса. Мы не считаем их малоэффективными и не
хотим умалять их достоинств. Наоборот, они помогают учителю максимально
активизировать внимание школьников к изучаемому произведению и каждый раз
творчески подходить к изучению МПКФ.

Итак, «метод размышления о музыке» направлен на личностное,
индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого
метода подразумевает выбор проблеммы, которую способно решить музыка и
поиск ответа на нее самими учениками;
- «метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает
преемственные связи между темами программы, формирует целостное
представление о музыке у школьников.
Установление связей предполагается на трех уровнях: между годами
обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:
- «метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми
«ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы,
а также на достижение целостности урока на основе темы
четверти;
- «метод эмоциональной драматургии» направлен на активизацию
эмоционального отношения к музыке. На основе принципов
эмоционального контраста или последовательного обогащения,
развития одного эмоционального тона решается задача
соотнесения предлагаемого в программе варианта построение
урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся,
определяется наилучшая последовательность форм и видов
музыкальных занятий в условиях данного класса;
- «метод создания художественного контекста» направлен на
развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за
пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды
искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы),
создание богатой художественно-педагогической среды;
- близок вышеописанному «метод жизненных ассоциаций»,
направленный на создание у учащихся особенно
эмоционального состояния, близкого состоянию героя
музыкального произведения. Введение учащихся в такое
состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря
привлечению смешанных видов искусства, предшествующих
появлению произведения, а также при помощи проведения
уроков в непривычной атмосфере;
- «метод наложения» направлен на рассредоточение внимания
между музыкальным и литературным текстом, налагающимися
один на другой. Метод основан на эффекте кино -- действия
литературного героя как бы подкрепляются силой
эмоционального воздействия музыки;
- «полифонический метод» направлен на удержание музыкального
внимания на длительном протяжении времени, одновременно
решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально-
смысловой драматургии (практическое применение данного
метода мы наблюдали в 8 классе СШ № 18 г. Орши на
уроке Дежиковой Людмилы Геннадьевны). Урок, посвященный
токкате и фуге ре минор И.С. Баха был проведен в форме
фуги – токката и фуга звучали троекратно: в исполнении Э
Давутса на органе, в исполнении М. Клоудермана с
использованием синтезатора и в исполнении В. Мэй на
скрипке в сопровождении эстрадного симфонического
оркестра. Каждое новое исполнение накладывалось на
окончание предыдущего подобно теме фуги. Метод использован
для анализа исполнительских интерпретаций).
На уроках музыки мы должны научить ребенка видеть за крупными
произведениями не литературный текст, легший в его основу, но Человека,
создавшего эту музыку. Нужны методы, помогающие старшеклассникам
разобраться в глубинных стилистически интонационных особенностях музыки,
помогающие постигать логику МПКФ и вскрывать их значение в целостном
музыкальном мире. Назрела и необходимость в методах, способствующих
творческому раскрытию школьников, реализации их «Я» в самом демократичном
виде искусства – музыке. И, конечно же, нужны методы, благодаря которым
старшеклассники смогут воспринимать не только классические МПКФ, но и
современные крупные произведения. Для этого перейдем к описанию следующей
группы методов.

§ 2.2. Методы изучения МПКФ, развивающие музыкальное мышление
старшеклассников.

На уроках музыки мы должны решать следующие развивающие задачи:развитие
способностей (особенно музыкально-творческих), внимания, музыкального
слуха, певческого голоса, памяти, воображения, мышления. Развитие
творческих способностей – особенно острая проблема методики музыкального
воспитания. А ведь подросток – это «ребенок, считающий себя взрослым»,
который стремится к самореализации всеми известными ему способами. И урок
музыки должен дать ему такую возможность. А для этого необходимо развитое
музыкальное мышление.
Психология рассматривает мышление как «процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности. В процессе мышления отражаются
существенные свойства предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерности
развития» [10.С. 170]
Говоря о музыкальном мышлении, мы подразумеваем процесс отражения
существенных свойств музыкальных явлений, их взаимосвязи, закономерности
развития. Перед нами также стоит задача развития самостоятельности
мышления, выражающейся в умении использовать общественный опыт, но при этом
сохранять независимость собственной мысли. Также в пр

Новинки рефератов ::

Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство (Мифология)


Реферат: Компрессоры (Технология)


Реферат: Продовольственная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Конспект лекций по дисциплине "Метрология и стандартизация". Часть 1. Метрология (Технология)


Реферат: Получение препарата РНК-азы из автолизных дрожжей. Мощность производства 80,3 кг (год (Курсовая) (Технология)


Реферат: Видеоконференции в сети INTERNET (Программирование)


Реферат: Основные принципы политической деятельности государя в концепции Макиавелли (Политология)


Реферат: Вычисления площади произвольного многоугольника (Программирование)


Реферат: Разработка в педагогике проблемы целей воспитания (Педагогика)


Реферат: Поле запаха в немецком языке на примере романа П.Зюскинда ПАРФЮМЕР (Иностранные языки)


Реферат: Авиценна - великий медик (Исторические личности)


Реферат: Контрольная работа по овощеводству (Сельское хозяйство)


Реферат: История летнего сада (История)


Реферат: Кожухотрубный конденсатор (Технология)


Реферат: Проблемы социализации учащихся:курение, алкоголизм, наркомания (Социология)


Реферат: Пищевая ценность овощей (Кулинария)


Реферат: Описание графического формата TGA (Программирование)


Реферат: Куда идет Россия (История)


Реферат: Действия населения при стихийных бедствиях и опасных природных явлениях: факторы опасности, оповещения, действие населения: (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист