GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогические категории и понятия (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогические категории и понятия (Педагогика)


Вариант 1



1. Педагогические категории и понятия


1.1. Выпишите из научной литературы различные определения
педагогических категорий и понятий. Покажите взаимосвязь между
ними и обоснуйте их иерархию. Предложите способ систематизации
педагогических категорий и понятий.


1.2. Приведите систематизированные примеры используемых в педагогике
категорий и понятий, которые заимствованы из философии,
социологии, экономики, психологии, физиологии, антропологии.


1.3. Обоснуйте, используя педагогическую литературу, особенности
понятийного аппарата педагогической науки.


2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается
по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры
педагогических ситуаций из области профессионального обучения и
воспитания, подтверждающие данную формулу.


3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему
профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее
актуальность, определите объект и предмет исследования в данной
проблеме, предложите гипотезу ее решения.



1. Педагогические категории и понятия


Выпишем из научной литературы различные определения педагогических
категорий и понятий. Покажем взаимосвязь между ними и обоснуем их иерархию.


Для более точного ответа на задание определимся с основными терминами:

Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся
наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и
типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они
пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Понятие – форма научного знания, отражающая объективно существенное в
вещах и явлениях и закрепляемая специальными терминами.

БЕЗРУКОВА В.С.

Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его
другим, обеспечивающий развитие человека.

Образование – это специально организованная система внешних условий,
создаваемых в обществе для развития человека.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений
во взаимодействии педагога и учащихся.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих
поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих
развитие.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта
поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта
поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения физических и духовных сил
человека.

Развитие подразделяется на физическое, физиологическое, психическое,
социальное, духовное.

ХАРЛАМОВ И.Ф.

Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью
общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными
отношениями.

Воспитание в узком смысле – формирование идеальных социальных,
нравственных и эстетических отношений.

Обучение – овладения ЗУ, способами творческой деятельности,
мировоззренческими идеями

Под развитием следует понимать взаимосвязь количественных и
качественных изменений, которые происходят в сознании человека.

Формирование выступает как результат развития личности и означает ее
становление, преображение совокупности свойств.



БАбАнский ю.к.

Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития
личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания

Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и
результат целенаправленного влияния на развитие личности.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся.

Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных
знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе
мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении
образования играет обучение.

Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних,
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
(Подразделяется на психическое, физическое, общее).

Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием
среды и воспитания.

ИЛЬИНА Т.А.

Воспитание в широком смысле охватывает действие всех сил общества.

Воспитание в узком смысле – синоним воспитательной работы.
Воспитательная работа – специально организуемая педагогами деятельность
во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств
личности.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося
в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

Образование – процесс и результат не только обучения, но и
самообразования и воздействия средств массовой информации, в результате
чего человек усваивает у него формируется познавательные умения.

Развитие – широкий процесс становления и формирования личности под
воздействием внешних и внутренних факторов. Ведущую роль играют обучение и
воспитание.

Формирование – особая форма развития человека в процессе его
жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных
воздействий.

ПОДЛАСЫЙ И.П.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования
личности.

В широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старших
поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения,
способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все
созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В широком педагогическом смысле – специально организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на
воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в
учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.

В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со
стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных
знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической
ориентации, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый
процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение
знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных
сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков
самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает
формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков,
способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений
в организме человека.

Формирование – процесс становления человека как социального существа
под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных,
экономических, идеологических, психологических и т.д.


СЕЛИВАНОВ В.С.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Обучение – двусторонний процесс совместной, целенаправленной
деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных
знаний, умений и навыков.

Образование – это процесс и результат приобретения систематизированных
знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.



Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им
необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма
обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические,
нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет
воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом
воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем,
воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично
перекрываются.

Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как
эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга,
следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеют
воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и
вместе с тем относительно точного определения современной педагогики — это
наука о воспитании человека.

Рассматривая понятия формирование и развитие с точки зрения различных
авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятия являются еще
не установившимися педагогическими категориями. Анализируя эти понятия
хорошо видно, что воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор
влияющий на формирование и развитие.
Границы понятия «формирование» еще не определены, они могут чрезмерно
сузиться, либо расшириться до безграничных пределов. Формирование
подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня
зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается, происходят
изменения в различных направлениях формирования жизни. Соответственно,
сложно определенно сказать что должно стать целью формирования личности.
Так же не определены границы применения в педагогике понятия –
развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями,
переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к
сложному, от низшего к высшему. Для углубленного изучения этого процесса
наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития,
выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие
стороны.

Можно сделать вывод, что основными категориями педагогики являются:
воспитание, образование, обучение. Это понятия, через которые даются
определения педагогическим процессам и явлениям. Ниже представлена схема,
на которой видно, что в отдельности можно описать любую категорию, но, в то
же время, каждая верхняя категория не может существовать без нижних.



ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ


При кажущемся многообразии мира его объекты и связи выстроены по единым
законам, которые просматриваются в построении всех учебных дисциплин.
Особое место в них имеет учебная задача.
Для обучения учащихся посредством системы учебных задач требуется
материал, выстроенный по логике объективного исторического развития
предмета познания. Это должен быть учебный материал, скоординированный по
всем учебным предметам на единой понятийной основе.
Под понятием подразумевается форма мышления, отражающая существенные
свойства, связи и отношения предметов и явлений, т.е. это мысль, в которой
обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и,
в совокупности, специфическим для них признаками.

Педагогика как наука является теоретической формой освоения
действительности. Она представляет собой систему различных теорий, каждая
из которых находит свое отражение в системе понятий. Совокупность системы
понятий образует понятийно-терминологическую систему педагогики.
Система понятий активно отражает педагогическую реальность. Она сама
выступает как исходная реальность, наделенная своими определяющими
признаками.
Обе эти системы в своем единстве образуют логику науки, которая
определяет структуру понятийной системы, ее эмпирические и теоретические
элементы в их ролях и отношениях, соответствующую особенностям науки и пути
развития ее теории.
По степени развития понятийно-терминологического аппарата науки можно
судить о степени развития адекватной ему теории. Критериями развитой теории
является четкая многоаспектная понятийная система, отражающая многообразие
сторон, отношений развивающихся объектов и многообразие возникающих в связи
с этим познавательных задач, т.е. объективных и субъективных источников
многоаспектности понятий. Многоаспектное отражение развитой теории в
понятийной сфере позволят более ясно обозначить предмет познания и
построить последовательную концепцию о нем. В развитой теории система
понятий обладает относительной устойчивостью предмета познания и его
понятийного отражения.
Для построения понятийно-терминологической схемы (модели) педагогики и
ее отдельных областей необходимо определить основные системообразующие
понятия и их взаимосвязи. Это даст возможность перейти к качественной
оценке отдельных областей и направлений педагогики, выявить критерии,
характеризующие степень разработанности педагогической теории,
прогнозировать пути ее дальнейшего развития.

Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые
обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности.
Определение – такая логическая операция посредством которой:
- раскрывается содержание некоторого понятия;
- описывается значение некоторого слова;
- некий объект характеризуется способом, который позволяет его
отличить от других объектов.

Есть еще один важный аспект использования определения. В сознании
каждого человека имеется некоторый набор понятий и соответствующий ему
словарный запас.
Для того чтобы правильно дать определение необходимо знать правила
логических операций:

1). Правило соразмерности
Определение должно быть соразмерным, т.е. значение определенного должно
совпадать с определяющим выражением. Иначе говоря, эти понятия должны
находиться в отношении тождества.

2). Правило предостерегающее от порочного круга
Определение не должно заключать в себе круга, т.е. термины должны
определяться через другие понятия. Круг в определении означает, что при
определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое в свою очередь
определяется при помощи первого.
Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное

определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

3). Правило ясности
Определение должно указывать известные признаки, не нуждающиеся в

определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие

определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и

которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке. Т.е. должны
быть известны смыслы и значения терминов.

4). Правило понятности
Определения должны учитывать знания читателя или слушателя, поэтому
следует определить неизвестные понятия через известные.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки
предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его
используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез,
абстрагирование и обобщение.

- Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по
существенным или несущественным признакам.


- Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное
выделение в них признаков.


- Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа.


- Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета
(существенных) и отвлечение от других (несущественных).


- Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором
понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного
многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже
познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с
помощью слова.



2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается
по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры
педагогических ситуаций из области профессионального обучения и
воспитания, подтверждающие данную формулу.



Для ответа на поставленный вопрос определимся какое отношение к
воспитанию человека имеют педагогические понятия.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного
воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях
подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и
образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как
целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие,
оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и
интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования
существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является
развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения
им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его
отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под
психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также
потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть
развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие –
развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных
факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и
сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека,
общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,
географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей
степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность
государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает
организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают
формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процесс её становления под
влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и
внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с
применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно
заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть
определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые
качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов
формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит
определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства,
ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое
общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,
возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там,
где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и
ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание,
человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Независимо от того какую информацию получает человек, он ее анализирует
сознательно или подсознательно, следовательно это приводит к тому, что
человек выносит свою точку зрения на данную ситуацию, и, соответственно,
работает над своим самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Эти
факторы, в свою очередь, определяют само понятие воспитание человека. Из
этого следует, что воспитание только теоретически можно разделить на
составные части для простоты его изучения, на самом деле все эти части
взаимосвязаны между собой и неразделимы для личности.
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей
суммой влияний, которым он подвергается. Коллектив является воспитателем
личности.
Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно
виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан
воспитанию, своему детству. Человек плох только потому, что находился в
плохой социальной структуре, в плохих условиях.



3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему
профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее
актуальность, определите объект и предмет исследования в данной
проблеме, предложите гипотезу ее решения.



По данному заданию предлагается разобрать актуальную проблему
профессиональной педагогики в современных условиях. Для этого рассмотрим
точки зрения Правительства РФ в области образования, используя Выступление
Министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова на заседании
Правительства Российской Федерации 5 июня 2003 года.



Проблема подготовки рабочих кадров.

Говоря о подготовке рабочих кадров, следует прежде всего отметить, что
в Российской Федерации, как ранее в СССР и в других странах мира,
подготовка рабочих кадров осуществляется по двум направлениям:
непосредственно на производстве предприятиями и в государственной системе
начального профессионального образования - НПО.
В советские времена существовала система присвоения разрядов
непосредственно на заводе. Человек приходил на предприятие, не имея
специального образования, работал, по ходу учился, потом сдавал экзамен, и
ему присваивался определенный разряд. Другими словами, существовала система
внутризаводской, внутрифирменной подготовки рабочих. В те времена доля
подготовки рабочих через ПТУ составляла примерно 10-15 процентов. То есть
85-90 процентов рабочих в России готовилось непосредственно на
производстве. Сейчас большинство наших предприятий оказались в тяжелом
состоянии: им иногда не хватает денег на заработную плату, тем более на
материальную базу, и совсем не остается средств на повышение квалификации
рабочих. Да еще на рынке труда переизбыток рабочей силы. В результате
многие предприятия не вкладывают деньги в собственную подготовку рабочих
кадров. Сегодня примерно половина квалифицированных рабочих готовится через
ПТУ. Половина - на производстве.
Проблемы объема и структуры подготовки рабочих в НПО.
Сейчас в России 3843 профессиональных училищ и лицеев, в которых
обучается 1,6 млн учащихся. 36% учреждений НПО финансируются субъектами
Российской Федерации. За последние 12 лет закрыто почти 500 училищ,
численность учащихся НПО сократилась на 200 тысяч человек. Среди учащихся
ПТУ около 80% - выпускники 9 класса, и 20% - выпускники 11 класса. В целом
по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основном в вузах идут
2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы идут лишь 1/3 выпускников
9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приема молодежи в высшие
учебные заведения.
Структура подготовки рабочих кадров в современных экономических
условиях также требует серьезных изменений. Сейчас финансирует подготовку
в основном Федеральный уровень, формируются планы приема в учреждения НПО
Министерством образования России на основе заявок субъектов Российской
Федерации. Готовит рабочих – ПТУ, как правило, на основе своей сложившейся
структуры подготовки рабочих, а потребитель – производство, фактически
устранен как от механизмов финансирования, так и от формирования планов
приема.
Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время
профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций
существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке
труда. И здесь эту проблему можно решать по следующим направлениям:
Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки
рабочих кадров по всем специальностям: соответствующие образовательные
стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и
Минтрудом профессиональных стандартов.
Во-вторых, требует существенного улучшения учебно-лабораторная и
материальная база учреждений НПО, без этого немыслима качественная
подготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПО
планируется реализовать двумя путями:
V Передача учреждений НПО в субъекты РФ на условиях софинансирования с
регионами и работодателями и реализовать специальную программу
развития материально-технической базы начального профессионального
образования.

V Ключевым направлением обновления должна стать разработка и реализация
механизмов использования материальной базы работодателей для
подготовки для них кадров в учреждениях НПО.
Если раньше была административная система закрепления за ПТУ базовых
предприятий, то в новых условиях такое административное закрепление
уже не работает. А новые механизмы еще не созданы. Кроме того, если,
например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-то
оборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь
даже за прохождение практик на бывшем базовом предприятии с ПТУ
требуют денег, ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник
ПТУ придет именно к нему по окончании учебы.
Важнейшим направлением здесь должно стать развитие на региональном и
местном уровнях реальных механизмов социального партнерства –
администраций, работодателей и системы образования.
В этих условиях необходимо предусмотреть ряд мер, как правовых, так и
экономических, чтобы планирующаяся массовая передача учреждений НПО в
субъекты Российской Федерации не привела бы к массовому закрытию или
перепрофилированию учреждений НПО – или из-за недостаточности средств в
субъектах РФ, или из-за желания по-другому распорядиться свалившейся на них
собственностью этих учреждений.
Решению проблем укрепления материальной базы и социальной поддержки
учащихся НПО стало бы возвращение налоговых льгот на производимую учащимися
НПО продукцию. Принятие нового Налогового кодекса два года назад в
значительной мере лишило ПТУ возможности привлечения средств от их
собственной производственной деятельности.
Объектом исследования в данной проблеме являются квалифицированные
рабочие кадры.
Предмет исследования – организация начального профессионального
образования в современных условиях.



ЛИТЕРАТУРА



1. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. Для инж.-пед. спец./ Екатеринбург.
Обл. ин-т развития регионального образования. – Екатеринбург: Изд-во
Свердл. Инж.-пед. ин-та, 1993. – 320 с.


2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В
2кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.


3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания:
Учею пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А.
Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.


4. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Тр./ Отв. Ред.
Е.В. Ткаченко. – вып. 1-3 – Екатеринбург, 1995.


5. Выступление Министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова на
заседании Правительства Российской Федерации 5 июня 2003 года.



Министерство образования Российской Федерации
Российский государственный профессионально-педагогический университет



Контрольная работа


По дисциплине

«Общая и профессиональная педагогика»


номер зачетной книжки



Выполнил:
студент группы

Проверил:
_______________



г. Екатеринбург
2003г.
-----------------------

Обучение



Образование



Воспитание



Развитие



Формирование







Реферат на тему: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка



ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

БЕЗУГЛОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.



Научный руководитель: кандидат
педагогических наук, доцент
Бережная И.Ф.



ВОРОНЕЖ 2004

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………

.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОД-
РОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-
СТРАННОГО ЯЗЫКА.



1.1 ………….???
1.2. Формирование общечеловеческих ценностей
как психолого-педагогическая проблема……..
1.3. Влияние возрастных и индивидуальных осо-
бенностей на процесс формирования общече-
ловеческих ценностей у подростков………….


ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОР-
МИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-
СТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………………………



2.1. Возможности иностранного языка в формировании общечеловеческих
ценностей у подростков……………………………………………..
2.2. Технология формирования общечеловеческих
ценностей у подростков при изучении ино-
странного языка…………………………………
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы
по формированию общечеловеческих ценно-
стей у подростков……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..



ВВЕДЕНИЕ


Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-
экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период
социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне как
социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение
российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям
социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У
выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в
умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в
большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления
есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и
процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические
отношения, расширение информационных потоков и пр. К сожалению, эти
процессы оказывают влияние не только на подростков, но и на детей 6 -10 –
летнего возраста. У них появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко
возросла детская и подростковая преступность, получила распространение
наркомания.
В современной России осознается падение нравственности молодежи, что
означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных
обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы,
социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-
нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое
переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике,
социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный
срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и
совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы
аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение
ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-
воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными
заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями,
гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.
Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной
сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности
всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие
представители человечества. Становление человека предполагает не только
развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы
общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о
внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную
значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы
гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить
сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе
устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных
ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно
образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует
формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует
на все сферы жизни.
Изучение литературы по теме исследования показывает, что проблема
развития общечеловеческих ценностных ориентаций в полном объеме как
целостное педагогическое явление в его историческом, социальном,
психологическом и технологическом плане не была предметом специального
изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях и такой
важный в теоретическом и практическом отношении аспект как педагогические
основы развития ценностных ориентаций в школе на примере отдельно взятого
учебного предмета. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает
сомнения.
Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке
и экспериментальной проверке выявленных педагогических условий формирования
общечеловеческих ценностей у подростков на занятиях иностранного языка.
Объектом исследования является урок французского языка как средство
формирования общечеловеческих ценностей.
Предметом исследования являются педагогические условия,
способствующие формированию общечеловеческих ценностей в процессе изучения
французского языка у подростков.
Задачи исследования:
1. уточнить понятия общечеловеческих ценностей;
2. рассмотреть основные подходы к структурным элементам
человеческих ценностей;
3. выявить значение изучения иностранного языка для формирования
общечеловеческих ценностей у подростков;
4. определить наиболее эффективные пути и методы формирования
общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного
языка;
5. определить совокупность педагогических условий, необходимых
при формировании общечеловеческих ценностей у подростков при изучении
иностранного языка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто
предположение о том, что формирование общечеловеческих ценностей у
подростков будет осуществляться эффективно, если:
- задача формирования общечеловеческих ценностей у подростков
будет выделена как значимая и существенная в процессе организации учебного
процесса;
- при создании условий для развития общечеловеческих ценностных
качеств будет учитываться тот факт, что они как сложные психологические
образования формируются не сразу, а путем постепенного усложнения умений,
навыков и привычек и их интеграции в более сложные личностные образования -
общечеловеческие ценностные качества;
- в процессе воспитательно-образовательной работы будут
учитываться разработанные и научно обоснованные рекомендации, формы и
методы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей у
школьников (пословицы, поговорки, игры, стихи, аутентичный текстовой
материал и т.д.).
В дипломной работе использованы педагогические и
психологические методы исследования в соответствии с целями и задачами, а
также особенностями предмета исследования. Ведущими методами являются:
изучение и теоретический анализ психологической и педагогической
литературы; педагогическое наблюдение, изучение школьной документации и
продуктов деятельности учащихся. Значительное место в исследовании занимает
анализ собственного педагогического опыта.
Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа
осуществлялась на базе Гимназии № 2.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
определяется тем, что в работе сформулированы теоретические положения,
которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективного
формирования общечеловеческих ценностей у подростков; уточнена общая
структура общечеловеческих ценностей; обоснована зависимость формирования
общечеловеческих ценностей у подростков от педагогической компетенции
учителя.



ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.


1.1. психолого-педагогическая проблема
Одной из основных в современном мире стала идея
утверждения гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни.
Сюда входят и принципы воспитания подрастающего поколения. Дети стали
невольными свидетелями социального расслоения общества, постоянной угрозы
безработицы родителей, войн, преступности, упадка культуры и
нравственности. В этой связи создание основ для формирования
гуманистических ориентаций в практике обучения и воспитания – вопрос
жизненно необходимый.
Гуманистические ценностные ориентации – это
стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем
человеческой сущности. Но нельзя считать это явлением педагогической мысли
лишь нашего времени. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в
глубинные истоки человеческой культуры. Еще в глубокой древности задавались
вопросы. Не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть
истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Спустя столетия ученые
пришли к выводу, что эти три категории вопросов тесно связаны между собой.
Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, ученые нашли для
них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне
объяснимо, ведь добро является нравственной ценностью, истина –
познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» стало одним из
наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания.
Изучение ценностных ориентаций занимает важное место
в современных науках (социологии, психологии, истории, педагогике…).
Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Фактически они
являются лишь «двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые
выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в
их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений почитания,
предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые – как выражение того же
отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены
на язык идеального, мыслимого и представляемого» [132,462].
Исследуя различные концепции, мы стремимся доказать принцип приоритета
общечеловеческих ценностей. Конечно, далеко не все идеи равноценны в
учениях о ценности, но все гуманистическое, творческое, оригинальное в них
достойно самого пристального внимания. Считается, что теория ценности
(«аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX
в. Но стремление теоретически постигнуть ценностное отношение возникло
задолго до этого. Суждения о различных видах ценности – благе, красоте,
добре, святости – можно встретить и у классиков античной философии, и у
теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Возрождения, и в работах
ученых нового времени. Аристотель поставил одну из важнейших для аксиологии
проблем: о соотношении различных субъективных оценок и объективной
ценности, он констатирует различие ценностных отношений в зависимости от
возраста и этичесих качеств людей: « …вполне разумно, чтобы разные вещи
казались ценными детям и мужам, дурным и добрым». Однако «ценным является и
доставляет удовольствие то, что таково для добропорядочного», действующего
в соответствии с добродетелью. То есть «…добродетельный человек как
таковой» [8,278], является мерой истинной ценности.
На закате античности усилился интерес к человеческой индивидуальности и
субъективности. Диоген Лаэртский, например, в своих трудах не только дал
расширенное истолкование общечеловеческих ценностей, но и высказал
рекомендации о правильном, в его понимании, воспитании детей [38,235].
Древний период философии ценности дает хорошую возможность проследить
закономерности ее возникновения и первоначального развития. Философская
мысль, в каком бы регионе она ни зародилась, непременно выступает как
ценностное мироотношение и как самосознание этого отношения. Так теоретико-
ценностные представления появляются в философской мысли древнейших
цивилизаций – Индии, Китая, Греции. На Американском континенте возникла
философия, в которой одной из центральных проблем была проблема «ценности
всего существующего» [69,196].
При всей пестроте и разноречивости концепций, сложившихся за несколько
столетий истории аксиологии, главный итог этой истории нельзя не признать
позитивным: он состоит в утверждении аксиологией своего места в ряду
гуманитарных наук.
Во второй половине XX века едва ли не центральное место занимало
соотношение добра и зла. Этому посвящено много специальных исследований –
Э. Фромма, Х. Арендт, Э. Беккера С. Лаймена и т. д.
Огромное значение для обогащения ценностного миропредставления имело
принятие Русью христианства, органичное освоение христианских ценностей,
вплетающихся в ценности древнеславянской культуры. В 80 годах XVIII в. В
России был впервые употреблен термин «эстетика», что обозначало «значение
красоты» как «теория свободных или изящных наук». В эти десятилетия одно за
другим выходят монографические исследования философов, социологов,
культурологов, психологов, специалистов по этике и эстетике,
рассматривавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценностей. Почти
треть этих работ посвящена практическому применению теории общечеловеческих
ценностей в конкретных гуманитарных науках, и, в частности, в педагогике.
Проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения
волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания.
Так что же значит этот обобщающий многие понятия термин – ценность? Во
всех языках есть слова, обозначающие объект ценностного отношения,
субъективное его переживание и понимание – ценность, оценка, достоинство и
т.д. В русском языке слова «ценность» и «оценка», вероятно, связаны со
словом «цена». По мнению лингвистов, цена значит: «возмездие, воздаяние,
вира, штраф, которым искупался ущерб (кража, убийство); отсюда вообще цена,
стоимость чего либо; ценить – высоко ставить, придавать
достоинство»[99,46]. Во многих языках мира «ценность» и «стоимость» имеют
одно и то же значение. Многие философы и лингвисты делали попытки
анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был
проведен К.Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность»
на санскритском, латинском, готском, английском, французском и многих
других языках, К.Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur»
(ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И,
действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительную
стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их
полезными или приятными для человека…» [75,307].
Не останавливаясь подробно на классических работах К.Д. Ушинского, Л.Н.
Толстого, и более поздних С.Т. Шацкого, М.М. Пистрарка, В.А. Сухомлинского,
отметим, что педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих
взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика
является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами,
потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто
формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным
отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются с опорой на
гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь,
совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По
существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной
целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и
ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных
ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.

ХХХХХХХХХ
Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма»,
«нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, стандарты
поведения, регламентирующие отношения людей. В современной науке
культурным образцом считается объект, с которым человек сообразует
некоторые элементы своего сознания и поведения, например, правила дорожного
движения или правила поведения за столом, правила чтения (во франц. языке)
и т. д. По характеру использования можно выделить пять типов культурных
образцов: шаблон, ограничение, способ, символ и ценность. По уровню
сложности выделяют элементарные, культурные и конструктивные образцы, хотя,
в общем, все их можно отнести к разряду общечеловеческих образцов, или
ценностей [96]. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной
жизни, все социальные структуры и отношения.
В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных
явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство –
отношение». Одни авторы (А.Д. Александров, В.П. Тугаринов) полагают, что
ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств
удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и
интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем
самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и
явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле,
приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых
социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные
явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их
потребности» [4,44].
Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть
отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта
социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их
мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с
ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение
этой объективной значимости в его сознании и есть оценка [110].
Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень
культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению
А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой
истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства
интересы»[44,166].
Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих
ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта
ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее
духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не
только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая
общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация,
народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как
индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений:
межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.
Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-
первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда
обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих
отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт,
идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или
отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем
соответствующих экономических, политических, правовых, моральных,
нравственных, религиозных или эстетических ценностей [28,57].
Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает
человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам
человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует
человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие
ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В.
Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного
человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности
[39,173].
Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет
ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде
«общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю
традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности –
одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно
попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р.
Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец,
регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать
соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле
«общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за
ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и
устремления» [124,55].
Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую
деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие
культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по-
разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида
ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных,
с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или
совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом,
наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта,
влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.
Множество подходов к определению специфики и содержания
общечеловеческих ценностей располагаются, так или иначе, между крайностями
субъективно-релятивистских и объективно-абсолютистских концепций.
Представители первой из них выводят ценность из биопсихологической природы
человека, считая индивидуальные желания, потребности и интересы исходным и
единственным источником ценностей, а их переживание человеком – основным
способом их бытия. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства,
желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров
опыта»[164,210].
Сторонники второй, объективистской, группы аксиологических концепций
считают, что ценности объективны и абсолютны и представляют собой идеальные
сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и
времени. Эти ценности не зависят от сознания и опыта человека, представляя
для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования. Этой
концепции придерживались М. Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и
др. Они пытались определить составляющие структуры теории ценностей.
Наиболее точно основные моменты этой теории отметил Н.О. Лосский. Во-
первых, это включение в состав ценности бытия переживания, значения и
идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к одному из этих
элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру ценности не как
рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к идеалу, что,
собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только такое, «не
статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование ценностей в
эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в качестве
основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом, даже
очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций
показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к
определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое»,
«желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от
понятий «отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности.

1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-
педагогическая проблема
Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно
тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.
Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей
знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил
ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в
побуждении их к самовоспитанию [55].
В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного
образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди
людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того,
что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о
человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о
приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы
говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие.
Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном
аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о
воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его
помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы
развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством
развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»
[17,75].
Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта,
социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость»,
«красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для
всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека.
Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на
создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что
обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при
их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным
функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого
раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор [21].
В современном образовании происходит ориентация на индивида, на
развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного
обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует
воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения
общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом
и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике
особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития.
Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки
конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на
развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально-
творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура.
Именно культура выступает связующим фактором между социальным и
генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного
общества.[108,14].
О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное
первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира
ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец
и другие.
Одним из главных призваний отечественного образования является, по
нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал
тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее
значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова
и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное
мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого
человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект
педагогического сознания, включает:
1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной
сфере;
2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;
3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;
4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;
5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических
возможностей [63,24].
Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования
придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том
и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать
человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи,
для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в
решение которых он включается [112].
В российском обществе большую популярность всегда имели концепции
«разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями
«служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся
уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции
отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал
его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего
плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных
форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями
уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех
вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как
«доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал
предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к
воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой
интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци
большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и
«деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания
[92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается,
прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и
других, которые относили к основным качествам индивида – уважение
человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и
придавали им большое значение.

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная
причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а
в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на
которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4].
Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование
без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей
полуобразованных, самомнительных и

Новинки рефератов ::

Реферат: Легитимность власти (Политология)


Реферат: История доказательства Великой теоремы Ферма (Педагогика)


Реферат: Разработка программы диагностики и тестирования аппаратных средств ПК (Компьютеры)


Реферат: Методы контроля в производстве интегральных микросхем (Технология)


Реферат: Стивен Спилберг (Искусство и культура)


Реферат: Оконный блок с раздельным переплетом, фрамугами и форточками (Технология)


Реферат: Логопедия (Педагогика)


Реферат: Использование Excel (Программирование)


Реферат: Интенсивная технология возделывания озимой пшеницы (Сельское хозяйство)


Реферат: Гражданско-правовые сделки, расторжение трудового договора по инициативе работодателя (Право)


Реферат: Взаимоотношения в коллективе (Психология)


Реферат: Мотив (Социология)


Реферат: Царь Эдип (Исторические личности)


Реферат: Рабочая программа по специальности Система машин в лесном хозяйстве и лесной промышленности (Ботаника)


Реферат: Мотивація робітників в сучасних умовах (Менеджмент)


Реферат: И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года) (Исторические личности)


Реферат: Припинення адміністративних правопорушень (Административное право)


Реферат: Австралия (География)


Реферат: Вексель как инструмент финансового рынка (Деньги и кредит)


Реферат: Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист