GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Рязанский Кремль (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Рязанский Кремль (Педагогика)



ПЛАН:

I. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ .- 1
II. РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ:

а) ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕМЛЯ -

б) ПО ПЕРЕЯСЛАВСКИМ УКРЕПЛЕНИЯМ -

в) АНСАМБЛЬ КРЕМЛЯ:

1. ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР -

2. УСПЕНСКИЙ СОБОР -

3. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР -

4. АРХИЕРЕЙСКИЙ ДВОР -

5. ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ -

6. ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА -

7. КОЛОКОЛЬНЯ -

8. СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ:
- СПАСО- ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР -
-БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ -

г) РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ КАК МУЗЕЙ ЗАПОВЕДНИК -

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. -
IV. ПРИМЕЧАНИЯ. -
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. -

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


В самом центре России стоит наша древняя Рязань , прекрасная и
неповторимая , неотделимая от великой Руси , России. Прекрасная не потому
лишь , что для каждого человека нет места краше его ''малой родины'' , но
оттого , что по ''лепоте'' своей , узорочью была и будет отличной от других
городов. Даже имя ее доныне загадка , хотя и растолковывалось не раз , нем
воедино слились воинские подвиги и слава древних городов Поочья;
Переславля Рязанского , нынешней Рязани, и великокняжеской столицы - Рязани
(Старой) , располагавшейся на крутояре, над окскими быстринами , в
пятидесяти километрах от Переславля вниз по реке.
Через века пронесла Рязань свой говор свой нрав, свой лик .Сохранила в
сердце своих святых ,пророков , праведников и мучеников, героев, которые,
противостоя злу , не жалели подчас и жизни ’’тишины в отчем доме ради’’.
Но сохранили ли мы в своей памяти славную историю Рязани , продолжаем ли
мы чтить Рязань
как почитали ее рязанцы многие века назад ? Знаем ли мы , что вся история
Рязани , становление ее культуры кровно связано с Православием ? К
сожалению , нельзя дать положительный ответ на этот довольно серьезный
вопрос .
Однако , не смотря на быстрый бег времени , на смену так отличающихся друг
от друга как по традициям , так и по нравственной культуре поколений ,
Рязань продолжает жить в своих памятниках старины , в поветшавших от
времени и «налета» событий , но не утерявших своего значения в жизни
верующих , церквях и монастырях , храмах и соборах , в древнего письма
иконах книгах. И одним из таких замечательнейших памятников старины
является Рязанский Кремль , гармонично вписывающийся в облик окрестных
построек и местного пейзажа . Можно часами ехать по извилистой Оке и
любоваться «парящими» абрисами монументальных кремлевских сооружений ,
величественной колокольней , вскинутым ввысь кубом старинного Успенского
собора с пятью куполами . Кремль как бы парит высоко над бесконечной гладью
вод , стоя на страже веков , говоря людям правду о борьбе человеческих
страстей , громе сражений и жарких схваток .Рязанский Кремль - одно из тех
творений русского зодчества , в котором сплелись вся глубина и сила
духовных и эстетических устремлений той эпохи . Судьба его неотделима от
истории как самой Рязани , так и России в целом .
Однако , основная цель данной работы заключается не только в том , чтобы
ознакомить с достопримечательностями нашего города .
Эта работа по своему существу поднимает на всеобщее обсуждение одну из
важнейших проблем 20-го века - потеря нравственности , потеря интереса к
традициям и культуре предков.
Ведь как показал печальный , если не сказать больше , трагический опыт
этого столетия , отри-цательное отношение к достижениям прошлого ,
истребление памятников древнерусской культуры , национальных святынь ,
запечатлевших думы и чаяния наших предков , приводят к духовной деградации
нации , к потере ею исторической перспективы .
Это не пустые слова , а наша действительность . Достаточно вспомнить , что
еще недавно многие помещения Рязанского Кремля использовались далеко не по
назначению и были запущены до такой степени , что необходимой оказалась
искусная работа мастеров по реставрации многих сооружений Кремля . Да ,
время наносит свой отпечаток , и мы не в силах повернуть его вспять ,
скрыть появившиеся на «челе» Кремля морщины столетий , но наш долг , наша
обязанность перед нашими предками и , в конце концов , перед будущими
поколениями сохранить то , что досталось нам в наследство , соприкосновение
с чем обогащает душу , делает немного добрее , согревает сердца .
К сожалению , нынешняя молодежь не понимает и не ценит этого , да и ,
вообще говоря , не стремится понять . Нет времени , чтобы забыть о
'бренных' делах и задуматься о нравственности. Кто же виноват в этом ? В
первую очередь наше с вами общество . Поскольку радикальные изменения ,
происходящие в жизни общества , в том числе и в сфере образования , требуют
всестороннего осмысления , что , вероятно , недоступно для 'мыслящих' умов
России . Неужели отчуждение молодежи от подлинной духовной культуры ,
национальных камней и традиций , от веры , не вызывает ни у кого вопроса :
«А все ли благополучно в России с воспитанием подрастающего поколения ?Не
упустим ли мы тот момент , когда есть еще возможность возродить заросшую
дорогу к Храму ?» Хотелось бы верить , что это не так .
Каковы же пути преодоления этих , ставших общепринятыми , тенденций
современного общества ? В первую очередь - это повышение интереса к родной
истории , возрождения "желания узнать
и понять - откуда мы и куда идем" , а , что касается сферы воспитания , то
это сближение право-лавной и светской систем образования , что может
послужить основой для целостного воспитания и образования личности ,
способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей , остановить
распад духовного ядра личности , выхолаживание внутренней жизни .Данная
работа имеет именно эту направленность . Поскольку знакомство с Рязанским
Кремлем , с историей его создания , архитектурными особенностями ,
святынями , с судьбой памятников Кремля позволяет не только окунуться в
древность , но и дает возможность понять , какова роль Православия в
культуре русской нации , формировании российского сознания , традиций , в
духовной жизни народа.



РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ


Рязань - один из старейших очагов культуры и искусства центральной
России- расположена в 200 километрах к юго-востоку от Москвы. Современная
Рязань- крупный быстрорастущий промышленный центр. На ее территории и
находится Кремль- древнейшее ядро города, который был заложен в самом конце
ХI века, вблизи реки Оки, большого по тому времени водного торгового пути.
Первоначально город назывался Переяславлем Рязанским. Название Рязань и
значение главного города Рязанского княжества перешло к нему позднее от
более древней столицы- Старой Рязани, располагавшейся на 50 километров
восточнее Переяславля. Ниже по течению Оки и уничтоженной в 1237 году
полчищами Батыя до основания. Об этой трагедии летопись сообщает: «...град
Рязань и земля Рязанская изменися ... и отиде слава ся, и не бе в ней ничто
благо видети токмо дыми пепел.» Старая Рязань постепенно исчезла с лица
земли. Переяславль же в борьбе с другими городами княжества за право стать
стольным городом вышел победителем. Официально Переславль Рязанский был
переименован в Рязань в 1778 году.
В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников
древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает
неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и
колорит. Красивый вид а Кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его
величественные сооружения: Успенский собор (конец ХVII века) и колокольня
(ХVIII-ХIХ века) имеют большое значение не только для истории русской
архитектуры, но и для искусства градостроительства.
К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки Кремля,
относящиеся к ХV веку- последнему периоду расцвета Рязанского княжества:
Христорождественский собор (ХV-ХIХ века, бывший Успенский) и Архангельский
(ХV-ХVII века) дошли до наших дней с большими изменениями .
За Христорождественским и Архангельским соборами расположен уникальный
ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это
Архиерейский дом (ХVII век), Певческий и Консисторский корпусы (ХVII века),
хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов (ХVII-ХIХ
веков), амбары (ХVII век). К юго-западу от Успенского собора находится
комплекс зданий (ХVII-ХIХ века) древнего Спасского монастыря, который
существует на этом месте с ХIV века, а на северо-восточном крае
кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа
(ХVII века)- все, что осталось от монастыря того же названия, основанного
еще в ХV веке. Многие сооружения Кремля, в том числе крепостные стены и
башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но Земля
кремлевская насыщена памятниками археологии.
Частые войны, набеги степных кочевников, пожары сильно опустошали
рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы
теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным
изделиям, мелкой пластике, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и
иным художественным ценностям. Они находятся на территории Кремля в
краеведческом и художественном музеях, а также в других крупных музеях
страны. Шедевры ювелирного искусства из старой Рязани- «княжеские бармы»
(ХI-ХII веков), хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, дают
представление о б очень высоком уровне древней культуры рязанского края.
В настоящее время в музеях Рязанского Кремля можно познакомиться с
культурой и искусством Переславля Рязанского, начиная с его основания и
кончая современной Рязанью.



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЕМЛЯ


А теперь совершим увлекательное путешествие на машине времени, которая
перенесет вас на 800 лет назад, в эпоху Древней Руси. Это была эпоха, когда
в городах цвела блестящая культура: здесь творили гениальные философы и
писатели, зодчие и живописцы, искусные оружейники и золотых дел мастера. То
была пора, когда наш первый историк Нестор создавал летописный свод, чтобы
ответить на вопрос- «откуда есть пошла Русская земля», когда безвестный
автор «Слова о полку Игореве» обратился к русским князьям с горячим
патриотическим призывом к единству, а при впадении реки Нерли в Клязьму
воздвигнули удивительный храм Покрова, до сих пор поражающий своим
совершенством. Именно в эту пору происходило зарождение прекрасного
многострадального града Переславля Рязанского или «города»-кремля.
Переславль Рязанский был заложен черниговским князем Олегом Святославичем-
внуком Ярослава Мудрого. Изгнанный в конце ХI века вместе с братом
Ярославом из черниговской земли. Олег Святославович вынужден был
отправиться в расположенные вдоль Оки муромско- рязанские земли,
доставшиеся ему в наследство. Освоение их вызвало сильную борьбу, особенно
за Муром- один из главных городов на важном торговом пути к камским
болгарам. В 1095 году Изяслав, сын Владимира Мономаха, взял Муром и в нем
посадника князя Олега. В связи с этими событиями впервые в начальной
летописи под 1096 годом упоминается Рязань (Старая Рязань), в которую Олег
Святославович пошел к брату Ярославу за помощью. На пути из Старой Рязани
во Владимир Олег Святославович создал для себя новый опорный пункт-
крепость Переславль Рязанский. Поначалу она представляла собой небольшую
укрепленную территорию в центре северной части кремлевского холма. Здесь
находился двор князя Олега и его дружины, обнесенный, по-видимому,
деревянным частоколом.
Южнорусское происхождение основателя Переславля Рязанского отразилось в
названиях города и рек его окружающих (Переславль, Трубеж, Лыбедь,
Дунайчик).
После 1097 года Олег Святославович возвращается в свою «законную» вотчину,
в Чернигов, а в Рязани (Старой) и Муроме остается Ярослав- родоначальник
рязанских и муромских князей.
Летописных сведений о заложении города Переславля не сохранилось. Но в
архивах Рязани в ХIХ веке были найдены любопытные записи об истории
заложения Переславля Рязанского. Наиболее интересна запись сделанная
полууставом в ХVI века на листе следованной Псалтыри из церкви Николы
Старого, которая была переписана с более ранней Псалтыри в 1562 году
(«Следованная Псалтырь»- книга повседневных христианских песен. В ней
говорится, что Переславль Рязанский был заложен в 1095 году у церкви Николы
Старого на берегу озера Быстрого, не раз упоминавшегося в княжеских
грамотах ХV века. Однако, когда закладывался «город», церкви Николы Старого
еще не было, так как она могла быть построена позже только после
перенесения образа святого Николы «от Кореуня на Рязань в лето 6733 году»,
то есть в 1225 году по новому стилю. Упоминание же автора записи ХVI века
об этой церкви является уточнением исторического места закладки «города»,
понятным его современникам. (Церковь Николы Старого сгорела в 1611 году).
В начале ХIII века, после ожесточенных боев между Рязанскими и Владимиро-
Суздальскими княжествами, в Переславле возникла необходимость сооружения
новой крепости, и в 1208 году рязанский епископ Арсений снова «град
Переславль заложил у озера», то есть освятил закладку. Новая крепость была
большего размера и занимала также северную часть кремлевского холма. В 1955-
1957 годах экспедиция А.Л. Монгайта, проводившая здесь исследования,
обнаружила культурный слой ХII века, свидетельствующий о наличии в Кремле
поселения еще в домонгольское время.
Старая Рязань после разорения ее татаро- монголами в 1237 году пыталась
отстроиться и некоторое время продолжала оставаться стольным городом
княжества. Частые набеги татар и особенно их нападение в 1288 году
заставило вскоре княжеский двор и всех горожан покинуть город. Еще раньше
Старую Рязань оставил епископский двор.
В конце ХIII века, а по другим данным даже в конце ХII века, произошло
важнейшее политическое событие в княжестве- отделение Рязани от
Черниговской епархии и создание независимой Рязанской. Епископская кафедра
была перенесена в Борисоглебский собор «Старого острога» Переславля.
Некоторые исследователи рязанских летописей предполагают, что «Старый
острог» в ХII- ХIII веках был самостоятельной крепостью и назывался Борисов
Глебов городок, который впоследствии слился с Переславлем. Местонахождение
епископской кафедры в непосредственной близости к Переславлю, несомненно,
способствовало его возвышению. Например, известно, что в 1300 году в
Переславле происходил какой-то съезд князей. А в 1301 году московский князь
Даниил, опасавшийся своего «восточного соседа», «приходил ратью на Рязань
и бишася у града Переславля». Он взял в плен рязанского князя Константина,
который позднее был казнен в Москве. Окончательно значение Переславля как
столицы Рязанского княжества утвердилось с середины ХIV века, особенно в
княжестве Олега Ивановича (умер в 1402 году), носившего титул «великого».
Кремль Переславля в ХIV веке, как и в ХIII веке, занимал северную часть
плато. Границы его определяются древними монастырями (обычно они возникали
за стенами «города»): на юго-западе с ХIV века существует Спасский
монастырь и на северо-востоке с ХV века- Духовской. Южная часть
кремлевского холма по-прежнему была занята посадом. За ним на южном краю
плато у Лыбеди располагался городской торг, который с ростом города
распространился на другой берег реки (рис.). Здесь же пересекались дороги
из Москвы, Владимира, Старой Рязани и Пронска.
ХV век- век расцвета Переславля и дальнейшего его укрепления. Размеры
крепости в это время достигли современных границ Кремля. Земляные валы,
стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма, были снова подсыпаны и
увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию, монастыри и посад. С
западной стороны крепости проходил глубокий ров, соединявший полноводные в
то время Лыбедь с Трубежом. В ХV веке на громадных земляных валах стояли
деревянные стены и башни. Сохранившаяся часть крепостных сооружений-
западный земляной вал со рвом, несмотря на разрушение временем, имеет
высоту около 18 метров от дна рва.
К основным постройкам ХV века относят старый Успенский собор, в ХVIII веке
переименованный в Христорождественский, а также старый Архангельский собор.
Почти все постройки Кремля в ХV веке были деревянными.
Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию
искусств и строительства, но и к большему подчинению Москве. Уже в середине
ХV века Рязань была занята московскими наместниками. В начале ХVI века она
еще больше теряет свою самостоятельность. В 1503 году треть земель и
городов княжества по завещанию князя Федора «Третного» перешла к Москве.
Великий князь Московский стал именоваться и князем Рязанским. В 1520 году
последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань
присоединили к Москве. Кремль Переславля Рязанского как административный
центр княжества потерял свое значение. С этого времени начался новый этап в
жизни Переславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится
в Кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте
бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья,
Белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения.
Двор епископа Ионы впоследствии был расширен и плотно застроен. От
каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме
археологических остатков белокаменного подклета палат Ионы и части
белокаменной церкви Иоанна Предтечи (подклет и фрагменты I и II ярусов).
ХVII век для искусства Рязани был самым ярким и плодотворным, несмотря на
тяжелые испытания, особенно в начале века. Смутное время, нашествие поляков
в 1611 году. В это время рязанский воевода Прокопий Ляпунов оказал
действенную помощь Москве в борьбе с интервентами. Не менее тяжелым
оказалось второе нападение польского войска в 1618 году, во главе с отрядом
Сагайдачного, который сжег Переславль. Тогда в Кремле, наскоро
восстановленном, было построено восемь деревянных церквей и дубовая
колокольня у Архангельского собора. Пожар 1647 года и «моровая» язва опять
нанесли Переславлю большой ущерб.
В 1650-х годах были снова отстроены крепостные сооружения Кремля. Кроме
каменной Глебовской башни ХVI века с проезжими воротами на Московскую
дорогу, на земляных валах стояло еще 11 деревянных башен, из них три
проездные.
Каменное строительство ХVII века оставило целый комплекс интересных в
художественном отношении зданий. Это новый храм Иоанна Предтечи, в 1692
году надстроен третий этаж Архиерейского дома, Певческий и Консисторский
корпус.
В ХVII веке была построена Архиерейская гостиница и остальные здания
Архиерейского двора.
К концу 1699 года на территории Кремля воздвигнут самый замечательный и
величественный Успенский собор. К нему уже в ХIХ веке была пристроена
колокольня.
К постройкам ХVII века относят также Богоявленскую церковь, Спасо-
Преображенский собор, Гостиница знати, составляющие комплекс Спасского
монастыря.
Окружающая монастырь ограда сооружена в середине ХVIII века. С восточной
стороны она полностью разобрана, но в земле сохранились фрагменты угловой
северо-восточной башни.
Замечательно своими художественными формами церковь Святого Духа,
построенная также в ХVII веке.
Такова в целом история комплекса Рязанского Кремля, дошедшего до наших
дней.
Все памятники Кремля постоянно изучаются и реставрируются. При этом
открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских
мастеров прошлого. Так заглянем же в древнюю книгу истории. Сопроводим
каждый памятник Кремля на пути его возникновения.



ПО ПЕРЕЯСЛАВСКИМ УКРЕПЛЕНИЯМ



В давние времена «город» был окружен не только валом, но и стенами и
башнями. На том месте, где сейчас стоит соборная колокольня, раньше стояла
Глебовская башня.
«Это была каменная башня 8,5 сажень длины и 6 сажень ширины. В ней были
Глебовские ворота, а в воротах калитка. Ворота запирались железным засовом,
а калитка- маленьким, тоже железным засовом и висячим замком. На стене у
Глебовской башни висел вестовой колокол в 11 пудов.
Если ехать от «города» через Глебовские ворота, то у ворот попадешь на
дубовый мост с перилами, он назывался Глебовским. Сделан он был над
глубоким сухим рвом. По ту сторону моста были опять ворота, с дубовыми
вереями и сосновыми притворами, крытые тесом. Ров этот сухой и сейчас есть,
есть и мост, только не деревянный, а каменный.»[ ]
Над Глебовскими воротами была каменная часовня, в которой располагался
образ Пресвятыя Богородицы. Одигитрия. Образ этот является чудотворным. В
настоящее время он находится в церкви святого Илии пророка.
Про Глебовскую башню ходят следующие легенды. «В 1521 году крымский хан
Магмет Гирей осуществлял набег на русскую землю, перешел Оку и подступил к
Москве. Князь Василий поехал собирать полки, а в Москве остались бояре.
Стал Магмет около Москвы села. Деревни жечь, разорять, бросился народ в
Москву: теснота там поднялась, давка, суматоха, хотели было бояре стрелять
в татар из пушек, да на грех еще пороху не хватило. Подумали бояре и стали
с Магметом переговариваться, а Магмет им говорит, что тогда уйдет он от
Москвы, если дадут они ему грамоту, а чтобы в грамоте той было написано,
что князь московский обязуется платить ему дань. Бояре Магмету такую
грамоту дали, и сейчас же он ушел от Москвы некий литовец, именем Евстафий
Дашкович, он привел с собою днепровских казаков. Задумали они с Магметом
взять Переяславль хитростью: послал Дашкович к переяславцам звать их
покупать пленных; это затем, чтобы как придут они за пленными, под шумок
вместе с ними пробраться в город. А Магмет задумал заманить к себе
московкого наместника. В ту пору в Переяславле уже не князь сидел, а
московский наместник, и им был Хабар Симский. Приказал ему хан явиться к
нему в стан потому де, что великий князь теперь его данник, а Хабар
великого князя холоп и должен и его слушаться, и на грамоту ссылался. А
Хабар не поверил речам татарских послов о грамоте московских бояр и сказал,
чтобы ту грамоту ему показали, и татары дали грамоту ему в руки. А тем
временем Евстафий подошел уже к Переяславлю и, чтобы лучше заманить
переяславцев, выпустил несколько пленных. Пленники побежали в город, татары
бросились за ними, кричат, чтобы отдали им пленных. Переяславцы отдали. В
это самое время пушкарь, немец Иордан, стал стрелять в татар. Татары
испугались, разбежались. Хан рассердился, но Иордан не выдавал пушкаря.
Видит Магмет: хитростью Переяславль не возьмешь, и ушел, а грамота
московских бояр так и осталась у Хабара. Стрелял Иордан, говорят, с
Глебовской башни».[ ]
К северу от Глебовской башни стояла глухая, без ворот Спасская башня, на
том углу, который был обращен к Спасоярскому храму. У нее на крыше была
маковица, опаянная белым железом, и прапор- железный значок вроде флага. На
этой башне был нерукотворный образ Спасителя, который в настоящее время
хранится в Спасоярском храме, у правого клироса.
«Сажень на 114» от Спасской башни стояла Тайничная башня, предположительно
там, где спуск к пароходным пристаням на Трубеж, когда их туда переводят в
период половодья. Это была деревянная четырехугольная башня высотой в 6
сажень, а длиной и шириной в 3,5 сажень. Называлась она Тайничной потому,
что в ней был тайник, деревянный, чтобы ходить за водой на Трубеж.
Тайничная башня была проезжая, с деревянными створчатыми воротами, которые
запирались железным засовом и висячим замком.
«От Тайничной башни было 47,25 сажень до угольной Духовской башни. Эта
башня, тоже деревянная, была восьмиугольная, шириной и длиной по 4,5сажень,
а вышиной 8 сажень; крыша на ней была шатром. Она стояла недалеко от церкви
святого Духа, а от нее на 24,25 сажени стояла Ипацкая проезжая башня.
За Ипацкой башней было еще три башни; все эти башни были глухие без
ворот».[ ] «На 56,25 сажень от третьей глухой башни на том углу Кремля, что
выходит к теперешней Дашковской богадельне, стояла Всесвятская глухая
башня, деревянная, восьмиугольная, с крышей-шатром.
Рядом с Всесвятской башней стояла Рязанская проезжая башня. Крыша у нее
была шатром, сверх шатра был сделан выход, где висел вестовой колокол в 10
пудов. На самой верхушке была маковица и прапор, опаянные белым железом. В
этой башни были «Рязанские» ворота.[ ]
На том месте, где сейчас стоит Успенский собор, до 1692 года стояла
зелейная (пороховая) палата; кроме нее была еще другая палата, в ней
хранилось оружие. Эти палаты были каменные, одна из палат имела железную
дверь, другая- деревянную. Кроме пороха и горючей серы в них хранилось и
оружие: пищали, пистоли, мушкеты, карабины, копья, самопалы, латы и т.д.
Кроме этого оружия, в «городе» Переяславле хранились пушки, а на случай
осады были заготовлены дубовые колья и кирпичный лом.
С той стороны города, где были Спасская, Глебовская и Введенская башни,
около него был «большой острог», позже окруженный стенами с башнями.
Об переяславских укреплениях в старину много заботились: «бывало воеводам
приказывали у города и острога худые места поделать, городовые тайники и
колодезы чистить, чтобы в городе и в остроге в осадное время без воды не
было, и ров около города и острога почистить, чтобы ров был не мелок. Еще
лет 250 тому назад, в 1651 году, много было заделано худых мест в стенах и
башнях».[ ]



ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

Повесть «Хождение Пименова в Царьград», помещенная в летописи под 1389 г.,
вносит много нового в наши представления о Переславле Рязанском. Митрополит
Пимен прибыл в Переславль водным путем, то есть по Оке. Он был встречен у
города «Сынове великого князя Олега Ивановича Рязанского»: затем тут же:
«мало от своего места пришедшим,- повествует рассказчик, - и срете нас с
великою любовию сам князь велики Олег Иванович, и з детми своими, и з
бояры»...»Еремей епископ Рязанский Гречин «встретил митрополита еще до
Переславля на границе рязанского княжества у города Перевитска «и пришедшим
нам ко граду Переславлю, и сретоша нас со кресты, пришед же митрополиту в
соборную церковь и молебна совершив, и пирова у великого князя».
В приведенном выше отрывке из «Хождения Пименова в Царьград» имеются
сведения о древнейшем памятнике Переславля Рязанского- Успенском
соборе.(переименован в Христорождественский)
Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в
конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того
времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках
современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее
существовавший каменный Успенский собор был переименован в
Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел
до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.)
В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый
Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом
(следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча
митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город.
Как известно, сам князь Олег с женой были похоронены в Солотчинском
монастыре, что отмечено даже московским летописным сводом конца ХV в. Его
сын Федор Ольгович, скончавшиуся в 1427 году, был первым среди других
членов княжеской семьи похоронен в Переяславском Успенском соборе; каменные
гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. Существовали в Успенском
(ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в.
О наличии в конце ХV в. в Переяславле соборной церкви во имя Успения мы
имеем прямое свидетельство в виде надписи на покрывале (’’ воздухе ’’): « В
лето 6993 (следовательно, 1485 год) индикта 3 сей воздух создан бысть в
церковь Успения Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском...». Собор
упоминается и в первой половине ХVI в., когда рязанский епископ Иона был
переведен служить в Успенский собор.
При введении патриаршества на Руси рязанский епископ ( Митрофан )
получил в 1589 г. сан архиепископа. По- видимому, в сязи с этим он
предпринял перестройку Успенского собора с целью придать ему большую
торжественность и пышность. В записи, относящейся к 1598 г., можно
прочитать следующее: « Да перед Архиепископли вороты церковь соборная во
имя Успения Пресвятыя Богородицы каменна новая, сооружает ее Архиепископ
Митрофан да в пределе Христова Мученика Федора Тирона». Придел Федора
Тирона упоминается при соборе и раньше. Можно думать, что он был устроен
еще князем Федором, сыном князя Олега, следовательно, между 1402 и 1427 гг.
Из документа, дотированного 1598 г., неясно, был ли храм построен вновь
или он перестраивался. Думается, что имело место последнее, так как в той
же записи упоминаются гробницы рязанских князей внутри строящегося здания.
Если бы прежний собор был деревянным и заменился в 1598 году каменным, то и
гробницы при рытье котлована для фундаментов собора пришлось бы изъять из
храма (собор отличается сравнительно небольшим размером. Что обязывало
копать сплошной котлован для фундамента). Наличие сплошного котлована
привело бы к уничтожению всех имеющихся здесь захоронений.
Перестройка собора была закончена в начале ХVII в. В 1606 году царь
Василий Шуйский прислал на стройку каменных дел подмастерья Сергея Абрамова
и с ним 24 человека каменщиков с наказом завершить постройку собора в том
же году. О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: «
На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы
каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты
обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с
полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким
белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без
папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого
столпа место архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных,
почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи...»
«... На левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы
великих княгинь, покровы на них бархатные ветхи гораздо.»
Это описание дает возможность выяснить облик храма, постройка или
перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был
четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству
Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что
к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня
земли поднимался на высоту примерно до 1 м.
Упомянутый придел Федора Тирона мог помещаться в диаконнике, однако
небольшие размеры собора заставляют предполагать, что придел представлял
собой отдельную пристройку, подобную приделу Ирины в соборе Боровского
Пафнутьева монастыря конца ХVI в. (1598 год) (Придел Федора Тирона
относится к началу ХV в. и не мог быть создан в конце ХVI в., так как царь
Федор Иванович имел своим патроном мученика Федора Стратилата).
Многие авторы, писавшие о древностях Переяславля Рязанского, отмечали
значительную толщину стен Христорождественского- Успенского собора,
достигавшую, по их словам, 2 м. Можно было предполагать, что в стенах
существующего здания сохранились части древнего здания. Действительно,
стены восточной части собора значительно толще западной. Особенно массивны
стены апсиды, несмотря на то, что с внутренней стороны они значительно
стесаны. Трехчастное построение апсиды неоспоримо свидетельствует о том,
что эта часть здания менее других подверглась перестройке и сохранила.
Следовательно, свою древнюю форму. Поэтому исследование собора было
сосредоточено именно на этой части здания. Удаление штукатурки в левой
части центральной апсиды у стыка со стеной дьяконника показало, что под нею
находится белокаменная кладка.
Лишь в месте стыка стены дьяконника со стеной центральной апсиды была
обнаружена кирпичная заделка, что легко объясняется позднейшими ремонтами
собора. В этом месте должны были проходить водосточные трубы, неисправность
которых приводила к разрушению каменной кладки. Последняя оказалась не
столь совершенной, как в московских памятниках начала ХV в. Блоки камня
имели неодинаковую длину и ширину (28*31- 33 см. ), значительное
расхождение имели швы, которые то сужались, то расширялись. Этот характер
кладки стены собора свидетельствует о продолжении рязанских строительных
традиций, по- видимому, прочно державшихся среди местных зодчих.
Кладка апсид из белого камня в период широкого распространения
большемерного кирпича (конец ХVI в. ) убеждает нас, что они являются частью
древнейшего каменного собора. Запись, сделанная в 1598 году, явно указывала
на наличие здесь какого-то древнего здания, построенного задолго до
строительства, осуществленного в период деятельности архиепископа
Митрофана: « Церковь соборная ... каменна новая»; следовательно, до этого
была старая. Сопоставление всех документальных данных об Успенском соборе
позволяет утверждать, что первый успенский собор был каменным и построен не
ранее 1382 года (то есть до разгрома Рязани Дмитрием Донским и не позже
1389 года ( то есть до приезда митрополита Пимена в Переяславль)).
(Сомнительно, чтобы белокаменный собор мог быть построен в Переяславле
раньше, то есть в начале ХIII в. (не ранее 1208 г. и не позже 1237 г.)
Дальнейшие раскопки у стен существующего здания безусловно позволяет многое
уточнить в архитектуре этого редкого для цетральных русских областей
памятника каменного зодчества конца ХIV в.
Точный обмер апсид снаружи и внутри показал, что. По- видимому, в
последнюю крупную перестройку, в 1826 г.. внутренние стены апсид были
стесаны и своды обрушены с целью придать алтарю единый пространственный
объем: произведена надстройка стен, вызванная тем, что вокруг собора
образовался мощный слой. Новая архитектура фасадов собора с пилястрами
коринфского ордера, а также расширение окон вызвали облицовку стен
кирпичом. Замена пятиглавия широким световым барабаном. Перекрывающим
пространство собора, предопределила уничтожение внутренних четырех столбов
всех сводов.


Христорождественский храм является усыпальницей великих рязанских князей и
княгинь. На правой стороне здесь похоронены:
-Федор Ольгович, сын Олега Ивановича, скончался в 1427 году;
-Иван Федорович, скончался в 1456 году;
-Василий Иванович, сын Ивана Федоровича, скончался в 1483 году;
-Иван Васильевич Третной, скончался в 1500;
-Федор Васильевич, младший брат Ивана Васильевича Третного, скончался в
1503 году;
-София Дмитриевна, женаФедора Ольговича и дочь Ивана Васильевича Третного,
скончалась в 143? году;
-Анна Васильевна, супруга Ивана Васильевича и сестра Ивана III, скончалась
в 1501 году;
-Анна, но кто она была- неизвестно;
В этом же соборе погребен архиепископ Симон, на правой стороне от входных
дверей, под третьей колонной. Это- один из самых замечательных рязанских
владык. Он происходил из монастырских крестьян Вологодской губернии и был
наречен Степаном Лаговым. «Случилось как-то, когда еще был он мальчиком,
вологодский преосвященный Амвросий Юшкевич взял его в свой хор певчим.
Степан был мальчик очень умный, талантливый. Увидал это преосвященный
Амвросий, стал о нем заботится, выкупил его. Перевели Амвросия в Новгород,
он и Степана взял с собой, поместил его в новгородскую семинарию... После
семинарии одно время Степан был учителем, а потом
подстригся в монахи и через 11 лет был уже епископом. Сначала в Костроме ,а
потом, с 1778 года в Рязани. Здесь он и умер в 1804 году.»[ ]
Преосвященный Симон много заботился о просвещении своей епархии, особенно о
просвещении духовенства. Симон отвел в своем архиерейском доме особую залу
для занятий со ставленниками: учитель «кахетизатор» учил их катехизису,
нотному пению, чтению. В семинарии Симон «завел» преподавание новых
предметов, устраивал богословские и философские диспуты на латинском языке,
устраивал в семинарии торжественные праздники.
Много заботился преосвященный Симон и о построении храмов: при нем был
построен Рождественский собор, его старанием начали строить соборную
колокольню, при нем возобновляли и Успенский собор.
Его очень почитали и уважали в Рязани, о нем было написано много речей и
стихотворений.
В этом же соборе на левой стороне против алтаря погребен архиепископ
Амвросий (Яколев-Орлин). Скончался 26 января 1809 года.
На северной стороне (у окна на левом клиросе) находилась гробница святого
Василия, епископа Рязанского. Обретение и перенесение святых мощей
святителя Василия совершено Рязанским архиепископом Феодоритом 10 июня 1609
года. «Архиепископ Феодорит открыл их и с подобающею честию перенес от
Борисоглебской церкви, из старого острога, в собор Успенский (ныне
Рождественский),-сказано в службе святителю Василию, -исполнися градъ
Переславль радованiя духовнаго и стекошася вси, живущiи въ немъ, князи же и
боляре, весь освященный соборъ и вси право-славнiи людiе, благодати
освященiя спообитися и изуъления недуюмъ прiяти желающе».[ ]
Велики по ценности древние предметы, принадлежавшие храму, из которых
выделялись следующие.
1) Древняя хоругвь длиной в 1 аршин, шириною в 1 аршин с вершком. По
плотной материи шитье золотыми шелковыми нитями. На лицевой стороне ее
изображена Божия Матерь, сидящая на престоле и окруженная двумя ангелами,
а на поворотной стороне -посередине Архангел Михаил, по правую сторону от
него Иоанн Предтеча, держащий на блюде голову, покрытую феской, по левую
князья: Владимир, Борис и Глеб.
2) Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, имеющая в длину
2 аршина 10,5 вершков, а в ширину 1 аршин с полвершком. Плащаница расшита
золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Плащаница примечательна тем,
что на ней, с помощью вышивки, изображены события и действующие лица
Священного писания. Впечатляет текст вязью на кайме: «Лета 7189 при
державе Благочестивого и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого
Князя Федора Алексеевича всея великия и Малыя и Белыя России Самодержца,
в 6-ое лето державы и царства его, и при великом Господино Святейшем
Иоакиме Патриархе Московском и всея России, в 7-ое лето Патриаршества
его, строена сия Плащаница Смиренным Иосифом Божиею Милостию Митрополитом
Рязанским и Муромским в Богоспасаемый град Переяславль Рязанский, в
Соборную и Апостольскую церковь честиаю ея Успения и св.Страстоперпцев
Бориса и Глеба».
3) Золотой напрестольный крест, устроенный в 1611г. Архиепископом
Феодоритом; мерой в Длину 10,5 вершков, весом в средних концах 5 вершков,
в верхних 2,5 вершков, в нижних 1,75 вершков, весом 3 фунта 28 золотых,
с надписью, показывающей имя строителя.
4) Золотой патир, устроенный в 1672 году при митрополите Иларионе.
5) Крест серебряно- позолоченный, устроенный в 1665 году архиепископом
Мисаилом.
6) Водосвятная серебряно- вызолоченная, имеющая печальную известность,
чаша, благодаря которой была уничтожена, « избегшая от рук варварских »,
золотая печать Батыя, приложенная к иконе Ев. Иоанна Богослова и
принадлежавшая Богословскому монастырю.
7) Хоругвь основанного в 1877 году Братства св. Василия, епископа
Рязанского.
8) Из рукописей заслуживает внимания Синодик кафедрального собора,
замечательный по многим отношениям для Рязанского края. Древность его
восходит к 1631 году, как видно из следующей надписи на заглавном листе:
«Лета 7139 (1631) году сию книгу Сенадик переписал в Переславль Рязанский
в соборную церковь Предчистыя Богородицы Успения Григорий Михайлович
Юшков душевного ради преставльшихся родителей своих в вечный поминок».
9) Икона Божией Матери Феодотьевской.
10) Икона Божией матери Муромской. «Мерою в высоту 7,25 вершков, в ширину
6,5 верков. Одеяние на Предчистой Деве и Младенце обнизано жемчугом,
венец и поля украшены серебряно- позлащенным окладом, устроенным в 1802
году.

ИКОНЫ

Древнего письма чудотворная икона Предчистой Божией Матери Феодотьевская-
одна из наиболее почитаемых святынь города Рязани. Зимой ее можно было
видеть в иконостасе 9справа от царских врат) Христорождественского теплого
кафедрального собора, а летом -в кафедральном Успенском (летнем) соборе
среди храма, на правом столбе ближе к алтарю.
Икона Божией Матери явилась в 1487 году, в пределах Рязанского княжества
на пустом месте в поле, недалеко от села Феодотьево (ныне Спасского
района). О чудесном событии быстро распространилась молва и народ начал
стекаться к новоявленной иконе, служа ей молебны. Больные, приходящие с
верой и упованием к молитве Богоматери, получали исцеления, скорбящие
-утешение, нуждающиеся -помощь. По совету епископа Симеона рязанский князь
Иван Васильевич Третной переносит драгоценный образ в Рязань.
В 1611 году при архиепископе Феодорите сделана копия с чудотворной иконы,
которая торжественно перенесена на место обретения, где был выстроен
деревянный храм. Впоследствии этот храм перенесен в село Феодотьево, а его
заменила деревянная часовня. Приходскому храму села Феодотьево дана
архиерейская грамота, освобождающая причт от всех оброков и податей. Со
временем деревянная часовня обветшала, и в 1852 году построена и освящена
новая каменная с иконостасом. Часовня возведена на пожертвования в сумме
4026 рублей, из которых 3424 рубля собственных денег внес коллежский
советник Иван Павлович Сулима.
В Рязани на новом месте нахождения чудотворного образа продолжались
чудесные исцеления силой Богоматери. В 1711 году свирепствовала моровая
язва, уносящая многие жизни. Народ в страхе кинулся к Феодотьевской иконе,
служа ей молебны. Образ носили по городу и окрестным селениям. В зараженных
домах, куда приносили святую икону с молитвенными песнопениями, болезнь
отступала, а где принимали образ до появления эпидемии, там язва не
появлялась. Так, по преданиям, благодаря дивной помощи от Феодотьевской
иконы Божией Матери прекратилась моровая язва.
В 1830, 1831, 1848, 1859, 1860 годах свирепствовала холера. И опять народ
с горячей верой и усердием обращался к Пречистому Феодотьевскому образу.
Соборные священники едва успевали носить по домам чудотворную икону и
служить молебны. Во время разных бедствий крестные ходы к Троицкому
монастырю, Скорбященской церкви или вокруг города, но всегда с иконой
Божией Матери Феодотьевской.
Чудесные исцеления от иконы происходили во множестве, но случаи эти
документально не фиксировались. Сохранились лишь несколько документально
оформленных свидетельств исцелений. В Рязани, в доме отставного сержанта
находилась его свояченица Ксения, которая мучилась болезнью глаз и более
трех месяцев ничего не видела. 19 марта 1812 года в соседний дом была
принесена Феодотьевская икона, и сестра больной обратилась с просьбой
отслужить молебен и в их доме. Ксения в это время задремала. Во сне к ней
обратилась незнакомая женщина: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая
гостья, и ты увидишь Ее». Больная ответила: «Как же я могу увидеть, если
ослепла ?» Неизвестная женщина отстаивала свое: «Поверь мне, ты увидишь
Ее.» Ксения очнулась, недоумевая о видении. Вскоре принесли чудотворную
икону и начали служить молебен с акафистом. Во время последнего икоса
ресницы у Ксении начали вздрагивать, а при чтении кондака «О, встань Мати»
глаза больной раскрылись, она ясно увидела свет и с радостью вскрикнула:
«Слава Богу !»
В 1839 году при архиепископе Гаврииле Феодотьевская икона усердием
благочестивых граждан украшается серебряной позолоченной ризой. Из Москвы
для иконы в 1845 году пожертвована серебряная тройная лампада.
Благотворитель просил не оглашать своего имени. В 1872 году Феодотьевская
икона Божией Матери украсилась бриллиантами.


Муромская икона Божией Матери древнего письма находится в кафедральном
Христорождественском соборе.
По приданию в начале ХII века эта икона была принесена из Киева в Муром
князем Ярославом (в святом крещении Константином). Князь упорно и
настойчиво старался обратить язычников Муромского княжества в христианство.
Своими проповедями он озлобил некоторую часть язычников, которая грозилась
убить Константина. Тогда князь призвал на помощь чудотворную икону
Муромской Божией Матери и смело вышел с ней к заговорщикам. Разгневанные
Язычники были укрощены образом Богоматери и сразу же дали согласие на
святое крещение.
В конце ХIII века епископом в Муроме был Василий (впоследствии епископ
Рязанский). По ложному навету епископ Василий обвинялся в неблагочестивых
поступках, порочащих высокое звание архипастыря. Разгневанный народ решает
лишить его жизни, но Василий просит отложить приговор до утра. Всю ночь он
усердно молился в Муромском Борисо- Глебском храме, а утром пришел в
Благовещенский храм и отслужил молебен перед иконой Муромской Божией
Матери. Возлагая надежды на заступничество Царицы Небесной, взяв икону с
собой, он распростав на водах Оки свою мантию, встал на нее и поплыл по
реке против течения с образом Муромской Богоматери. На мантии он
благополучно прибыл в Рязань.
Чудотворную икону еще называют «Моление святого Василия» , так как он
молился перед образом в горький час изгнания из Мурома. В 1802 году при
архиепископе Симоне (Лагове) у чудотворной иконы устроена серебряная
позолоченная риза. К иконе Божией Матери Муромской народ имеет особое
усердие в молитвах. Чудотворная икона носилась по домам всегда вместе с
иконой Феодотьевской Божией Матерью
УСПЕНСКИЙ СОБОР

Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не
только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из
замечательнейших памятников древне русского искусства.
Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль
Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века
экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия
развернула обширное каменное строительство.
В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди
разросшихся городских слобод и посадов. Старый собор ХIV века,
перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые
формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям.
Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора,
большего, чем все остальные церкви города.
Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре
Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем.
В 1679 году началась разборка «зеленой палаты» (порохового погреба),
мешавшей новой постройке. Работы шли весьма медленно, так как у рязанского
митрополита не хватало средств на постройку большого задуманного здания.
Лишь в 1684 году закончилось накопление материалов, после чего каменных дел
подмастерье из Ипатьевского Костромского монастыря Федор Яковлев Шаритин «с
товарищами»- Емельяном Калининым и Григорием Артемьевым Суханиным-
приступили к кладке здания.
Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского
Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х
годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор
должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С
западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5
саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет.
Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной
резьбой.
Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще
больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод
сделали, а на том своде начали строить шего осмериками ».
В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел
подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его
приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это
время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие
близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда
недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков.
В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для
определения местоположения будущего нового собора, так как было решено
отстроить его заново.
Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора
тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших
заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они
умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд
по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из
Москвы прибыл и Я. Бухвостов.
За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего
собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в
основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось
ввиду отвлечения зодчего другими постройками.
Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда
последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года.
За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный
мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689
году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора,
строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский
митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но
еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные
работы для боковых глав собора.
Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в
течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно
встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с
конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во
время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский
считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального
творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно
была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году
обвалилась по периметру на протяжении 52 м.
Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только
крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых
мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.
Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на
высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над
застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче.
Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого,
рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.
О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять
его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора
являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а
также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой
русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц.
Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой
колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском
ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.
Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из
общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные
черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада,
членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря
на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно
менявших архитектурный облик зданий.
В своем сооружении он существенно изменил принятую ранее схему,
отказавшись от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым
декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов,
поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была
сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора.
Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким
является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом,
но еще резче обрисовался кубический силуэт собора. Трехчастные апсиды,
опоясанные галереей, достигли лишь половины высоты собора, что
соответствовало обычным для ХVII века архитектурным сооружениям частей
храма. Благодаря своей сравнительно незначительной высоте, апсиды не
нарушали общего силуэта здания, его четкой и ясной формы.
Возводя эту огромную постройку, Я. Бухвостов придал порталам, наличникам
окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся
чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством
архитектурных приемов.
Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не
имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним
пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят
второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет
самостоятельного значения. Я. Бухвостов расположил огромные окна друг над
другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под
верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами
первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не
нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки
связывают все ярусы в одно целое.
Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора,
преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри
собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания.
Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно
представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне.
До нас не дошла архитектурно-декоративная обработка подклета собора. Его
разрушение началось вскоре после окончания строительства собора. Через сто
лет, когда потребовалась капитальная перестройка этой части здания, она
была осуществлена по проекту и при участии архитектора И.Ф. Русско. Чтобы
представить себе декоративное богатство подклета, необходимо сравнить его с
архитектурно-декоративным решением обходной галереи церкви в с.Уборы,
выстроенной Я. Бухвостовым в эти же годы.
Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже
расположенного ни по форме, ни по убранству. Это обосновывается не желанием
разнообразить украшения, а продуманностью всей архитектурной структуры
здания. Наличники первого яруса по своему построению напоминают порталы.
Наличники окон второго яруса проще и меньше, хотя по общему своему контуру
они схожи с нижними. Резьба покрывает лишь нижнюю часть их колонок, а также
декоративные вставки под подоконниками, такие же, как вставки в первом
ярусе.
Еще проще верхние наличники, совершенно лишенные резьбы. Лишь два
характерных завитка с кружком между ними напоминают столь декоративные
нижние тимпаны. Но витые колонки наличников сохраняют присущую всем прочим
частям собора нарядность. Верхние наличники, согласно древней русской
традиции, поставлены прямо на полочку-отступ. Благодаря этому они не висят
на стене, а прочно опираются на ее выступе, что придает всей декоративной
системе здания большую устойчивость и спокойствие.
Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы -
двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. На ребрах
граней стоят колонки с ...., опертыми на кронштейн. Эти элементы убранства
встречаются и в некоторых других частях собора.
Следуя древней традиции, Бухвостов помещает барабаны глав на постамент,
образованный небольшими колоколенками. Но эти кокошники, незначительно
возвышаясь над завершающим карнизом собора, в перспективе не видны. Кресты
глав собора - ажурные, прекрасного рисунка.
Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в
данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от
своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-
столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже
квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных
способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С.
Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его
декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством
собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из
сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто
применяется виноградная лоза с гроздьями. Гранаты и другие редкостные плоды
переплетаются с цветами, образующими декоративные гроздья.
Это значительное явление декоративного искусства получило значительное
распространение во второй половине XVII века и обязано мастерам -
белоруссам, приехавшим в Россию еще в середине XVII века и создавшим ряд
великолепных произведений в этой области. Христофоров мастерски использовал
декоративные приемы своих собратьев по искусству и создал захватывающее по
декоративности и виртуозности произведение.



АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится
Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было
связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу
Михаилу».[ ] В документе 1638 г. О соборе говорится: «на дворе
(архиепископа дома) церковь собор Архангела Михаила каменна»; далее
перечисляются гробницы похороненных здесь же рязанских епископов. «Подле
церкви Архангела Михаила колокольница была каменна, оную архиепископ
Антоний разбил (Антоний был в Переславле с 1621 по 1637 г.), а в то место
сделал деревянную дубовую, круглую о осми стенах, брусеную с шатром». [ ]
Собор дошел до нас надстроенным в 1647 г., когда сильный пожар опустошил
Переславль -Рязанский. О его древности говорит глубоко ушедшее в землю
основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с
тем известно, что здесь в 1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532
г. Епископ Иона подарил собору колокол (см. выше).
На южном фасаде Архангельского собора, в его западном прясле, отчетливо
видны остатки древней закомары, основание которой значительно ниже уровня
пят новых закомар. Верх стен надложен приблизительно на 1,5-2 метра.
Сохранившееся в этом же прясле первоначальное окно также значительно ниже
существующих громадных окон II пол. ХIХ в. Очевидны переделки и в порталах
собора, которые были прорублены вверх больше, чем на метр; над ними видны
следы заложенных древних окон или, может быть, киотов. Существенно
переделаны апсиды, из которых лишь одна сохранила свои первоначальные
размеры и конфигурацию. Остатки древних окон видны также на северном
фасаде.
Внутри собора также заметны позднейшие перестройки .Из другого кирпича
выложены своды, а также надложены верхи столбов- от нижней тяги их
антаблемента до верхней. Следовательно, новым является и барабан главы.
Архангельский собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный,
одноглавый храм, с тремя апсидами и тремя входами. Его особенностью
является, при крещатости столбов, отсутствие пилястр на внутренних стенах,
а также сдвинутость внутренних столбов к востоку по сравнению с
соответствующими им наружными лопатками. Крещатые столбы, обычные в
постройках рубежа ХIV-ХV вв., снова появились в строительстве Московского
государства в конце ХV в. Столбы, сдвинутые к востоку, были характерны для
построек ХV в.
Как же можно датировать Архангельский собор Рязани ? По данным древних
записей, постройка относится еще к концу ХIV в. Весьма возможно, что уже
тогда, в связи со сближением с Москвой возникла мысль возвести в Кремле не
только Успенский собор- собор общегородской, усыпальницу князей, -но, по
подобию Москвы, также и Архангельский собор- княжескую домовую

Новинки рефератов ::

Реферат: Альфред Адлер (Психология)


Реферат: Моделирование напряженно-деформированного состояния деталей при дорновании (Технология)


Реферат: Модели и методы принятия решения (Менеджмент)


Реферат: Международные Финансовые Институты (Финансы)


Реферат: Фотон. СуперКалк 4 (Компьютеры)


Реферат: Социально–педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений (Педагогика)


Реферат: Крещение на Руси (История)


Реферат: Социология семьи (Социология)


Реферат: Коллизионные нормы МЧП (Международное частное право)


Реферат: История (История)


Реферат: Творчество Джузеппе Тартини (Музыка)


Реферат: Бадминтон (Спорт)


Реферат: Объект преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Примеры решения (Математика)


Реферат: Металлургия титана (Металлургия)


Реферат: Изменчивость живых организмов (Биология)


Реферат: Проектирование сварочно-наплавочного участка ЦРМ хозяйства (АО) (Предпринимательство)


Реферат: Внешние торговые отношения в морском транспорте (Транспорт)


Реферат: Археология. Бронза (История)


Реферат: Представительство по гражданскому праву (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист