GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Авторское право (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Авторское право (Право)


Университет РАО
Факультет журналистики



Реферат по
Правоведению
на тему:



«Авторское право»



Москва, 2002 г.



Введение

Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в
воздухе. "Слово не воробей - вылетит, не поймаешь", - гласит русская
пословица. Ну, а если это "слово" на самом деле - научная идея, ключ к
завоеванию рынка или вообще любая концепция?
Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы,
независимо, была ли эта собственность материализована.
Научно-техническая революция заставила обратить внимание на "
невидимую руку" прогресса человечества. Интеллект превращается в
материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.
Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству, не
отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать, что
они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне реальную
ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно бы выкупил
бы имя у автора право на имя, будь такая возможность предусмотрена
законодательством. Поскольку законодательство такую возможность не
предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые приемы,
позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на имя и
других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. При этом
автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным
неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В
договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной
собственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок
расчетов между сторонами.
Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые
им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и
использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право
как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в
себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и
законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее
благоприятных условий для создания научных и художественных произведений;
широкое использование их обществом.
Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современном
гражданском праве. Несмотря на то что сегодняшнее законодательство содержит
достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного внедоговорного
использования произведений авторского права, тем не менее далеко не всегда
эти механизмы реализуются на практике. Сложилось два подхода в определении
юридической природы авторских прав.
Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении
права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица,
создавшего материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в.
право автора на созданное им произведение трактовалось как право
собственности, а предпринимателям предоставлялась возможность не только
"покупать" авторское право на данное произведение, но и становиться
собственником всего будущего творчества автора.
Другой подход - через призму понятия исключительных прав. В юридической
литературе существуют различные трактовки исключительного характера
авторских прав: от толкования их как неотчуждаемых и неотторжимых от
личности автора в течение всей его жизни до полного отрицания этого
понятия.
Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое
значение прежде всего для определения совокупности авторских правомочий,
передача которых возможна, и к тому же для установления сущности авторских
договоров, режима использования прав, приобретенных в результате заключения
договоров.

I. Понятие и объекты авторского права

1) Понятие авторского права

Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием
и использованием результатов творческой деятельности - произведениями
науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных
образцов и т.п. Указанные продукты творческой деятельности являются
объектами так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная
собственность - это условное понятие, которое используется в ряде
международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая Россию,
для обозначения совокупности исключительных прав на результаты
интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также
приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации
юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный
знак, знак обслуживания и т.п.).
Право вообще, и гражданское право в частности, процесс интеллектуальной
деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных
результатов в области науки, техники, литературы и искусства, не
регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами действия правовых
норм. Однако тогда, когда процесс творчества завершается производящим
актом, независимо от того, какую объективную форму приобретает его
результат, вступают в действие нормы гражданского права, обеспечивающие его
общественное признание, устанавливающие правовой режим соответствующего
объекта и охрану прав и законных интересов его творца.
Результаты творческой деятельности, в отличие от вещей, представляют
собой блага нематериальные. Так, произведение науки, литературы или
искусства - есть совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение,
полезная модель и рационализаторское предложение - технические решения
задачи; промышленный образец - художественно-конструкторское решение
внешнего вида изделия и т.п. Но объектами гражданских правоотношений они
становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму,
обеспечивающую их восприятие другими людьми[1].
Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная лента
и т.п.) выступает в качестве вещи и может передаваться в собственность
другим лицам, может быть уничтожен и т.п. Но сам результат творческой
деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и
может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за
исключением случаев, указанных в законе[2].
Понятие «интеллектуальная собственность» охватывает также результаты
деятельности, которые не имеют творческого характера. Примером могут
служить многие секреты производства, которые хотя и представляют
коммерческую ценность, но результатом творчества часто не являются.
Действующее Российское законодательство не признает результатами творчества
также фирменные наименования, товарные знаки и другие средства
индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. Однако
поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует
исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов
приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной
деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной
собственности.
В качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо
отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды
именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем
субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только
граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства[3].
Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских
правоотношений могут участвовать и организации (юридические лица). В
гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и
иностранные юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством
отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и
муниципальные образования (п. 1 ст. 2 ГК).
Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
Российские и иностранные юридические лица.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

2) Объекты авторского права

Авторское право распространяется:
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в
какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо
от гражданства авторов и их правопреемников;
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в
какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и
признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их
правопреемниками;
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в
какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и
признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств
в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации,
если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами
Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской
Федерации.
При предоставлении на территории Российской Федерации охраны
произведению в соответствии с международными договорами Российской
Федерации автор произведения определяется по закону государства, на
территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для
обладания авторским правом.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и
искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от
назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Авторское право распространяется как на обнародованные произведения,
так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо
объективной форме:
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы,
способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на
материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права владения
материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских
прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 17 закона "Об авторском праве и смежных правах"[4].

Объектами авторского права являются:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные
произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы,
диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические
рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового
искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами,
аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и
пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим
наукам;
другие произведения.

Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое
регулирование интеллектуальной собственности".
В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и
смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки,
изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие
объекты).
Интеллектуальная собственность - это право на результаты творческой,
духовной деятельности.
Роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе, авторского
права и смежных прав, постоянно возрастают.

II. Проблема охраны авторских прав

Единственный способ обеспечения защиты авторских прав - принятие
международных договоров, устраняющих территориальный характер действия
авторских прав и унифицирующих наиболее существенные положения национальных
законов.
Можно выделить следующие основные положения, общие для всей системы
международной охраны авторских прав, включенные в национальное
законодательство большинства государств:
1) принцип гражданства автора;
2) территориальный принцип предоставления охраны;
3) принцип национального режима (в литературе также именуется принципом
ассимиляции);
4) принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения
формальностей;
5) принцип срочного характера охраны;
6) принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников.
С присоединением государства к соответствующим конвенциям
территориальные ограничения отпадают. Согласно п."а" (1) и (2) ст.3
Бернской конвенции охрана предоставляется произведениям, как выпущенным,
так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами
государств - участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают
на их территории. Таким образом, реализуется принцип гражданства автора. В
литературе данный принцип также называется "национальным принципом" - его
значение состоит в том, что произведение автора, гражданина государства -
участника Бернской конвенции, "охраняется во всех странах Бернского союза
независимо от места его первой публикации"*(2).
Территориальный принцип предоставления охраны применяется только для
произведений авторов, не являющихся гражданами стран - участниц конвенций.
То есть принцип гражданства автора и территориальный принцип не могут
применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации
территориального принципа в том случае, если произведение впервые было
выпущено в свет в одной из стран - участниц соответствующего договора или
одновременно в стране - участнице и третьем государстве (п. "b" (1) ст.3
Бернской конвенции).
При присоединении 13 марта 1995 г. к Бернской конвенции об охране
литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция)
1886 года (последняя редакция - 1971 года) Россия сделала оговорку о том,
что ее действие "не распространяется на произведения, которые на дату
вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на
ее территории общественным достоянием" (п.2 постановления Правительства РФ
от 3 ноября 1994 г.). Каков смысл сделанной оговорки? Для того чтобы
разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать некоторые положения
не только самой Бернской конвенции, но также отечественного
законодательства и даже Всемирной конвенции об авторском праве (далее -
Всемирная конвенция), участником которой СССР стал 27 мая 1973 г.
Согласно ст.VII Всемирной конвенции, чьи положения не распространяются
на произведения, охрана которых в присоединяющемся к ней государстве
"окончательно прекратилась или никогда не существовала", в России они
охраняются только в том случае, если впервые были опубликованы после даты
присоединения нашей страны к Конвенции, т.е. после 27 мая 1973 г.
Бернская конвенция декларирует намного более высокий "уровень охраны":
согласно ст.ст.7 и 18 охране подлежат все произведения, в том числе и
впервые опубликованные до момента присоединения к Бернской конвенции, если
с момента смерти автора прошло менее 50 лет. Так, все произведения Агаты
Кристи, умершей в 1976 году, были опубликованы за рубежом до 1973 года, не
охранялись на территории СССР в момент опубликования и теперь не охраняются
на территории России по правилам Всемирной конвенции. В то же время в силу
Бернской конвенции данные произведения должны были бы охраняться в любой
присоединившейся к ней стране в течение 50 лет после смерти писательницы,
т.е. до 2026 года.
В п.1 ст.28 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных
правах" в полном соответствии с положениями Всемирной конвенции
предусматривалось, что перешедшими в общественное достояние считаются не
только произведения, срок действия авторского права на которые истек, но и
произведения, которым на территории России "никогда не предоставлялась
охрана", что совершенно не соответствует требованиям Бернской конвенции.
Дело в том, что ее ст.18, сформулированная еще на Берлинской конференции
1908 года, обязывает предоставлять иностранным произведениям так называемую
"ретроактивную" охрану, независимо от времени их опубликования - до или
после присоединения государства к Бернской конвенции.
Прежде чем рассмотреть этот правовой феномен более подробно, необходимо
сделать некоторые замечания по поводу используемой терминологии. Некоторые
специалисты (в основном представляющие интересы пользователей -
издательств, телерадиовещательных компаний и т.д.) предпочитают вместо
термина "ретроохрана" использовать формулировку "предоставление охраны с
обратной силой". Однако такая замена представляется крайне нежелательной,
поскольку обычно в юриспруденции под обратной силой нормативного акта
понимают его применение к правоотношениям, имевшим место до вступления
этого нормативного акта в силу. В данном случае речь идет не об изменении
правового регулирования ранее существовавших отношений, не о появлении у
участвовавших в них сторон новых "неожиданных" прав и обязанностей, а
только о предоставлении охраны уже существующим произведениям в отношении
их последующего использования. Поэтому упоминание об охране с "обратной
силой" не соответствует самой сути явления, создавая определенную иллюзию
"вторжения" в ранее существовавшие правоотношения.
Итак, согласно Всемирной конвенции на территории России охранялись
"иностранные" произведения, опубликованные только после 27 мая 1973 г.,
остальные были лишены охраны, что было закреплено в п.1 ст.28 Закона РФ "Об
авторском праве и смежных правах".
В то же время согласно п.1 ст.7 Бернской конвенции срок охраны
авторских прав должен составлять время жизни автора и 50 лет после его
смерти, причем в соответствии с положениями ст.18 данное правило подлежит
применению в полном объеме в отношении всех произведений, независимо от
даты их опубликования. Предусмотрено только два исключения: охрана может не
предоставляться, если истек срок охраны в стране происхождения
произведения; охрана может не предоставляться, если ранее произведению в
данной стране уже предоставлялась охрана и ее срок истек к моменту
присоединения данной страны к Бернской конвенции.
Первым из исключений Россия в 1995 году не воспользовалась (для этого
необходимо было внести соответствующие дополнения во внутреннее
законодательство), вторым же она воспользоваться не могла, поскольку речь
шла о произведениях, которым ранее в России охрана просто не
предоставлялась.
Согласно ст.30 Бернской конвенции можно делать какие-либо оговорки при
ее принятии только в тех случаях, которые она сама специально установила.
Несмотря на это, Россия не предоставила в полном объеме охрану
опубликованным до момента присоединения произведениям иностранных авторов.
Такая ситуация уже сегодня порождает многочисленные проблемы и может в
самое ближайшее время привести к ряду крайне неблагоприятных последствий.
Единственной причиной "неполного" присоединения России к Бернской
конвенции и, пожалуй, наиболее часто упоминаемым доводом против отмены
ограничений является сомнение в "экономической целесообразности" для России
соответствующих конвенционных положений. Действительно, за использование
охраняемых произведений нужно платить, но попробуем разобраться: кто должен
будет платить, кому и сколько.
Присоединение России к Бернской конвенции привело к тому, что в России
стали "дополнительно" охраняться произведения авторов примерно из 20 стран,
не участвующих во Всемирной конвенции и мало представленных на российском
рынке авторских прав (Румыния, Таиланд, Уругвай и др.).
Страны, играющие наиболее заметную роль в экономических отношениях в
сфере авторского права, участвуют не только в Бернской, но и во Всемирной
конвенции, в силу чего все произведения авторов этих стран, опубликованные
в них после 27 мая 1973 г., уже охранялись в России. Российской Федерацией
заключено также более десятка двусторонних международных соглашений о
взаимной охране авторских прав, причем все они предусматривают
предоставление "ретроактивной" охраны.
Таким образом, речь в действительности идет о не столь уж значительном
расширении поля действия закона об охране - о распространении ее, во-
первых, на авторов из нескольких стран, чьи произведения реально
используются в России довольно редко, и, во-вторых, на "старые"
произведения, не имеющие большого "коммерческого" значения, в связи с чем
их использование не потребует существенных материальных затрат от
заинтересованных российских организаций.
Поскольку любой договор - это почти всегда "улица с двусторонним
движением", вопросы о "дополнительных затратах" следует рассматривать
одновременно с вопросами о том, что же реально принесет нашей стране
участие в Бернской конвенции. Следует помнить, что в области авторского
права всегда имеется несколько заинтересованных сторон: пользователи,
правообладатели, государство, российские граждане и российское общество в
целом. Найти решение, которое бы отвечало сразу интересам всех, - непростая
задача.
Бернская конвенция является старейшим соглашением в данной области,
основой сложного механизма международной системы охраны авторских прав,
обеспечивающего очень высокий уровень их охраны. Изначально Бернский союз
был создан почти 120 лет назад не просто из-за желания "обеспечить во всех
странах охрану авторского права на литературные, научные и художественные
произведения" (как указывается в преамбуле к Всемирной конвенции), но
именно из-за возникшей необходимости охранять эти права "настолько
эффективно и единообразно, насколько это возможно".
С момента своего появления в 1886 году Бернская конвенция учитывала
интересы стран с различными уровнями экономического и социального развития,
разными законодательными и культурными традициями. Ее правовые нормы
являются результатом многолетних международных разработок и согласований.
Бернская конвенция неоднократно пересматривалась в связи с появлением новых
технологий, в настоящее время она служит основой для дальнейшего развития
международного и национального авторско-правового законодательства.
По состоянию на 1 января 2000 г. в Бернской конвенции участвует 146
стран, большая часть из которых согласно практике ООН признается
развивающимися. Россия - далеко не единственная страна, чье присоединение к
Бернской конвенции проходило не совсем "гладко": США присоединились к
Бернской конвенции только в 1989 году, Китай - в 1992 году. Универсальность
Бернской конвенции подтверждается тем, что ее членами являются страны всех
континентов. Учитывая это, ее требования трудно заподозрить в какой-либо
"необъективности" или "предвзятости".
Даже беглый анализ положений Бернской конвенции убеждает: она может
оказаться "невыгодной" исключительно для тех стран, которые активно
используют в основном "иностранные" духовные ценности и при этом совершенно
не заинтересованы в эффективной охране собственного культурного достояния.
Россия же является одним из крупнейших "экспортеров" произведений
литературы, науки, искусства и других объектов интеллектуальной
собственности.
После присоединения к Бернской конвенции значительно увеличилось
количество произведений российских авторов, права которых стали охраняться
за рубежом. Достаточно вспомнить, что до 1995 года не было никаких
оснований для предоставления охраны произведениям российских авторов,
опубликованным в СССР до 1973 года (исключения составляли случаи
предоставления охраны на основании немногочисленных двусторонних
соглашений).
В век экономической и культурной глобализации совершенствование
механизмов охраны отечественных произведений имеет огромное значение не
только для российских авторов, но и для лиц, использующих их произведения,
поскольку одной из интереснейших особенностей современной системы авторско-
правовых отношений является то, что зачастую лица, выступающие в качестве
пользователей в одних правоотношениях, в других оказываются в роли
правообладателей[5].
Приведем пример. Ряд известных российских средств массовой информации
предъявили иск в окружной суд Нью-Йорка в связи с нарушениями их авторских
прав (решение суда опубликовано в бюллетене "Законодательство и практика
средств массовой информации", 1997, N 6). Основным ответчиком выступала
компания, занимавшаяся публикацией и распространением в русскоязычных
районах США газеты на русском языке "Курьер".
Суд установил, что "Курьер" за три года опубликовал не более десятка
"собственных" статей, остальные же перепечатывались из ведущих российских
периодических изданий: они просто вырезались из газет и вклеивались в
верстку.
При рассмотрении данного дела американский суд применил нормы
международного, американского и российского авторского права и предоставил
российским истцам такую же защиту, которую при аналогичных обстоятельствах
получили бы американские правообладатели. Суд не только запретил ответчику
осуществлять несанкционированное копирование российской периодики, но и
принял решение взыскать с него почти 700 тыс. долларов[6].
Однако результаты разбирательства данного дела могли бы оказаться еще
более благоприятными для российских изданий, если бы американским судом не
была полностью проигнорирована судьба работ, опубликованных до 13 марта
1995 г. Суд даже не стал рассматривать такую проблему - охраняются ли
данные произведения на основании Бернской или Всемирной конвенции.
Дело в том, что поскольку большинство государств участвуют в них обеих,
то пришлось специально ставить вопрос о разрешении конфликтов, связанных с
их "одновременным" действием. В рамках Всемирной конвенции была принята
специальная Дополнительная декларация к ст.XVII, согласно которой Всемирная
конвенция "не применяется в отношениях между странами Бернского союза в той
степени, в которой она касается охраны произведений, страной происхождения
которых по Бернской конвенции является одна из стран Бернского союза". При
этом подразумевалось, что, поскольку Бернская конвенция предусматривает
более высокий уровень охраны, авторские права окажутся защищены наилучшим
образом.
Однако сделанная Россией при присоединении оговорка в ряде случаев
может быть истолкована как основание для отказа в предоставлении
полноценной охраны по Бернской конвенции и в то же самое время защита в
соответствии с Всемирной конвенцией также оказывается невозможной. Это
только один из примеров того, насколько защита прав российских авторов за
границей становится проблематичной, так как наша страна оказалась вне сферы
действия общепризнанных международно-правовых норм в данной области.
Следует отметить также возможные неблагоприятные политические
последствия сложившейся ситуации для всей международной системы охраны
интеллектуальной собственности в целом. Одной из задач Бернской конвенции
всегда признавалось укрепление межгосударственных отношений и
предотвращение возникновения конфликтных ситуаций (даже во время Первой
мировой войны, когда большинство стран - участниц Бернского союза воевали
между собой, не было ни одного случая ее денонсации). Все участники
Бернской конвенции, впрочем, как и любого другого международного договора,
обязаны соблюдать все ее обязательства. Принятие непредусмотренных оговорок
создает опасный прецедент, который может составить в будущем фундамент для
постепенного "размывания" всего правового материала этого международного
соглашения.
Сделанная Россией оговорка противоречит не только самой Бернской
конвенции, но и п.2 ст.25 Федерального закона "О международных договорах
Российской Федерации", согласно которому при присоединении нашей страны к
любому международному договору могут быть сделаны только такие оговорки,
которые полностью соответствуют условиям данного международного договора.
Ситуация осложняется вступлением России во Всемирную торговую
организацию, поскольку одним из условий является присоединение к Соглашению
по торговым аспектам интеллектуальной собственности (Соглашению ТРИПС),
которое требует соблюдения большинства положений Бернской конвенции и прямо
предусматривает недопустимость каких-либо произвольных оговорок.
Отдельно стоит упомянуть, что сделанная оговорка негативно отражается
на развитии отечественной культуры. Поскольку использование неохраняемого
иностранного репертуара оказывается выгоднее, то он чаще и используется
вместо охраняемого отечественного, в результате такого естественного отбора
в искусственных условиях в проигрыше оказываются и российские
правообладатели, и отечественная культура.
Фактически охраны лишены наиболее "заслуженные", прошедшие испытание
временем произведения. Речь идет не только об отсутствии охраны прав
наследников Эрнеста Хемингуэя и Артура Миллера, Андре Моруа и Альбера Камю,
но и о правах еще живых писателей, художников, композиторов, режиссеров -
наших современников, чьи "слишком рано" выпущенные в свет произведения у
нас не охраняются.
Зарубежное и международное законодательство об авторском праве
продолжает развиваться. Очевидно, что необходимо и дальше разрабатывать на
международном уровне правовые вопросы, связанные со спутниковым и кабельным
вещанием, развитием цифровых интерактивных сетей, распространением
продуктов мультимедиа, электронной доставкой документов. Ждет своего
решения ряд сложных проблем правового характера, связанных с выбором
законодательства в случаях трансграничного нарушения авторских прав.
Именно Бернская конвенция призвана поддерживать стабильность в
меняющемся мире, сделать процесс дальнейшего развития международного
законодательства предсказуемым, а его результаты - взаимовыгодными для всех
участвующих в нем сторон. Россия должна активно участвовать в этом процессе
и влиять на его результаты. Неполноценность присоединения к Бернской
конвенции может этому помешать.

Сегодня интеллектуальная деятельность человека важна и имеет
первостепенное значение не только для духовного развития человека и
человечества, но и для социального и экономического состояния любого
государства. Она является важной составной частью безопасности государства,
поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, в первую
очередь, следствием недостаточной нормативно-правовой базы, ведет к
неконкурентоспособной экономике, а значит, слабому государству.
Незаконное воспроизведение произведений (литературы, искусства, науки и
т.д.) наравне с незаконным распространением являются наиболее известными
видами их нелегального использования. В большинстве случаев нарушителями
авторских прав выступают граждане и коммерческие организации.

Заключение

Таким образом, в этой работе была рассмотрена структура авторского
права, особенности его охраны в Российской Федерации, некоторые нюансы в
определениях как объектов, так и субъектов авторского права.
Конечно, в каждом законодательстве есть огрехи, явные и неявные, но
если оно все-таки есть, то можно надеяться, что найдутся силы и средства,
чтобы исполнять правовые нормы уже существующего законодательства.
Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем
свидетельствует скудная и противоречивая судебная практика. Поэтому
важнейшей задачей является совершенствование не столько законодательства,
сколько судебной системы. Добиться быстрого, объективного,
беспристрастного, законного судебного разрешения возникающих конфликтов
можно было бы за счет специализации судей и юридических служб. Необходимо
также решить вопросы компенсации за время, потраченное правообладателями в
судах на защиту своих прав, оплаты труда их представителей. Такой подход
позволит наладить эффективную работу, обеспечить не простое декларирование,
а подлинную реализацию авторских прав.



Использованная литература и нормативно-правовые акты:

1. "Авторские права на литературные произведения", Чупова М., "Российская
юстиция", 1999 г., N 7.
2. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений
(Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)
3. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября
1952 г.)
4. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.
(пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)
5. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (в редакции от 24 декабря
1992 г.) (с изм. и доп. от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 14
мая, 26 ноября 2001 г.).
6. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных
правах" (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г.)
7. Интеллектуальная собственность. Реализация положений Бернской конвенции
в России, Л. Подшибихин, К. Леонтьев, "Российская юстиция", N 4, апрель
2001 г.
8. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)
9. "Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав", Хаметов
Р., "Хозяйство и право", 1998г., N 4
10. "Нужны работающие механизмы защиты авторских прав", Близнец И.,
Леонтьев К., "Российская юстиция", 1999 г., N 11.
11. О принципах международной охраны авторских прав, П.Д. Барановский,
"Журнал российского права", N 8, 2001 г.
12. "Передача исключительных прав по авторскому договору", Степанова О.А.,
"Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997 г., N 6
13. Постановление ВС РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-I "О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных
правах"
14. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных
правах", Э.П. Гаврилов.
15. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред.
Окунькова Л.А.)
16. "Предмет доказывания по делам о нарушениях авторских прав", Хаметов Р.,
"Хозяйство и право", 1997 г., NN 9,10

-----------------------
[1] "Передача исключительных прав по авторскому договору" (Степанова
О.А., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6)

[2] Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных
правах" (Э.П. Гаврилов)

[3] "Нужны работающие механизмы защиты авторских прав" (Близнец И.,
Леонтьев К., "Российская юстиция", 1999, N 11)

[4] Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных
правах" (Э.П. Гаврилов)

[5] "Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав"
(Хаметов Р., "Хозяйство и право", 1998, N 4)

[6] Интеллектуальная собственность. Реализация положений Бернской
конвенции в России (Л. Подшибихин, К. Леонтьев, "Российская юстиция", N
4, апрель 2001 г.)






Реферат на тему: Аграрное право (Контрольная)

ТАВРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1
ПО АГРАРНОМУ ПРАВУ



Симферополь - 1997 г.


РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________



ПЛАН



I. ВВЕДЕНИЕ


II.ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ АГРАРНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ


III.ЗАДАЧИ


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


V.СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. В В Е Д Е Н И Е

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций
демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как
будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не
только с созданием современного законодательства, обеспечением законности
деятельности государства и его органов, муниципальной системы и
общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,
независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов
правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах
государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого
уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое
сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории
страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник
которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только
инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку
соответствующие свободы". К этой цели общество прийдет только через
повышение ответственности, возложенной " на институты государственной
власти", решительные действия по экономическому, политическому и
социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для
таких действий".
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной
правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых
юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой
деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований,
социальной конструкции общества, его новых экономических и политических
ориентаций.
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении
ориентироваться в различных отраслях права. Аграрное право занимает важное
место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между
физическими и юридическими лицами возникают отношения так или иначе
связанные с вопросами аграрного права и любой юрист обязан знать как по
закону разрешать споры возникающие при этих отношениях.

II. АГРАРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

В процессе многогранной деятельности сельскохозяйственных коммерческих
организаций и других участников производства сельскохозяйственной
продукции, ее переработки и реализации в соответствии с уставной
праводееспособностью складываются различные по своей социально-
экономической сущности и юридической природе правоотношения. Центральное
место среди них занимают аграрные правоотношения - правовая форма выражения
и закрепления общественных отношений как экономической категории,
разновидности производственных отношений, складывающихся и развивающихся в
процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.
Право непосредственно не регулирует и не конкретизирует
производственные отношения в аграрном секторе экономики. Эти отношения
носят материальный характер и возникают независимо от воли и сознания
человека как объективная экономическая категория.
Субъективные права участников аграрных правоотношений не только
определяются нормами аграрного права, но и гарантируются законом,
охраняются от нарушений правоохранительными органами.
Основная цель аграрных правоотношений - правовое обеспечение развития
сельскохозяйственного производства. Именно это является цементирующей
основой для формирования всех аграрных правоотношений в единую комплексную
правовую общность.
Основная особенность аграрных правоотношений состоит в том, что они не
представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический
комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих
отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства и
учитывающих его специфику. Перечисленные виды аграрных отношений, взятые
каждый в отдельности, по предметному признаку относятся к сфере
регулирования традиционных отраслей права - гражданского, земельного,
административного, трудового, финансового. В совокупности они образуют
единый органический комплекс, приобретают целостность, поскольку в этом
качестве ориентированы на обеспечение сельскохозяйственного производства,
учет его специфики.
Субъектами (участниками) аграрных правоотношений прежде всего являются
производители сельскохозяйственной продукции, обладающие соответствующей
правоспособностью:
все виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (сельско-
хозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества,
государственные сельскохозяйственные предприятия и др.) и их объединений
независимо от форм собственности, на которых они базируют свою
деятельность;
крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан;
производственные подразделения сельскохозяйственных коммерческих
организаций;
государственные, кооперативные организации, призванные обслуживать
сельскохозяйственное производство.
Нельзя признать обоснованным утверждение проф. А.Г.Первушина о том,
что в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений “могут выступать
только социалистические предприятия, организации и учреждения...
участниками данных отношений иногда бывают структурные подразделения
государственных сельскохозяйственных предприятий, но никогда не бывают
граждане (в том числе работающие в данном предприятии)”1 . Такое
искусственное сужение круга участников аграрных правоотношений ничем не
оправдано и не соответствует практике возникновения и развития аграрных
отношений, обусловленных многоукладностью форм сельскохозяйственного
производства.
В условиях становления рыночной экономики основным видом аграрно-
правовых (равно как и гражданско-правовых) актов являются сделки (договоры)
- волевые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление,
изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 41 ГК
Украины). Причем то, что в течении многих десятилетий в условиях
господства в нашей стране командно-административной системы было строжайше
запрещено (например, купля-продажа, аренда, залог, дарение и наследование
земельных участков), теперь, в условиях аграрной реформы, становится
повседневным делом в развитии аграрных отношений.
Аграрные правоотношения могут порождаться не только гражданско-
правовыми сделками, но и административно- правовыми актами. Так, при
первичном предоставлении земельного участка свидетельство о праве
собственности на землю выдается соответствующим комитетом по земельным
ресурсам и землеустройству на основе решения местной администрации, т.е.
акта органа управления.
Аграрные правоотношения , взятые в целом, представляют собой единый
органический комплекс отношений. Но внутри этого единства имеются
существенные различия, определяемые характером и содержанием регулируемых
правом конкретных аграрных отношений как волевых экономических актов,
складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства,
распределения, обмена и потребления.
Отнесение аграрных отношений к определенным группам и видам -
земельным, имущественным, трудовым, организационно-управленческим, их
научная классификация - необходимая предпосылка для анализа их содержания,
выявления тенденций и путей дальнейшего развития, а также выбора форм и
методов правового регулирования.
Юридическая классификация не должна сводиться к простому перечислению
аграрных правоотношений, а предполагает их группировку на научно
обоснованных экономических и юридических критериях.
К общим экономическим критериям относятся характер экономических
отношений, складывающихся в сфере с/х производства, с одной стороны, и в
сфере экономического оборота, товарного обмена - с другой, а также учет
различий в экономическом содержании указанных аграрных отношений.
Для научной классификации аграрных отношений наряду с экономическим их
содержанием нужно учитывать юридические признаки и прежде всего
закрепленную в нормах права степень связанности тех или иных аграрных
отношений с учетом специфики с/х производства. Наиболее полно эта специфика
учитывается во внутренних (внутрихозяйственных) аграрных отношениях, в
меньшей степени во внешних, поскольку они обслуживают с/х производство.
Внешние аграрные отношения нельзя сводить только к тем, которые
складываются в сфере сельскохозяйственного производства. Значительная их
часть возникает в процессе экономических взаимоотношений
сельскохозяйственных предприятий и других хозяйств с государственными,
кооперативными и общественными организациями, а также отдельными
предпринимателями (гражданами), т.е. в сфере товарно-денежного
экономического оборота. Следует отметить, что налоговые обязательства с/х
предприятий и других предпринимателей перед государством не носят
товарного характера, но являются их внешними отношениями.
Итак, с учетом названных экономического и юридического критериев
аграрные отношения можно разделить на две большие группы: внутренние и
внешние.
Внутренними ( в известном смысле внутрихозяйственными) являются
основанные на членстве в с/х кооперативе, в семье, ведущей крестьянское
хозяйство либо личное подсобное хозяйство, а также на трудовом договоре в
государственной или иной формах организации с/х производства
правоотношения, складывающиеся по поводу организации использования земли,
другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной
деятельности на этой земле.
Внешние же аграрные правоотношения представляют собой определенную
совокупность отношений с/х коммерческих организаций и других участников
с/х производства между собой, а также с другими предприятиями,
организациями, гражданами и соответствующими органами управления.
Внутренние (внутрихозяйственные) и внешние аграрные отношения в свою
очередь подразделяются на различные по своему характеру содержанию виды.
Будучи урегулированным правом, аграрные отношения приобретают характер
правовых отношений.


III.ЗАДАЧИ


1. Фермер Сидоренко при обработке своего земельного участка обнаружил,
что на глубине 1 м на площади 3га под землей находятся морские отложения
(ракушка). На этом месте он прекратил распашку земли и посевы и, сняв
плодородный слой (почву), стал производить стройматериалы (пилить
ракушку). Доход от ее продажи повысил доход от сельского хозяйства.
Председатель сельсовета потребовал прекратить деятельность, не
соответствующую целям фермерского хозяйства. Фермер требование не
выполнил. Тогда на исполкоме сельсовета приняли решение о наложении штрафа
и изъятии участка с залежами ракушки.
Правомерны ли действия фермера и сельсовета?

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Украины о крестьянском (фермерском)
хозяйстве (ЗУ о КФХ) целями такого хозяйства является производство
товарной сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация.
Согласно ст.15 указанного закона фермерское хозяйство имеет право для
потребностей хозяйства использовать общераспространенные полезные
ископаемые. Если в отношении глубины раскопки и вида полезных ископаемых
фермер Сидоренко выполнил условия Кодекса Украины о недрах (ст.23 и ст.6),
то обязанность целевого использования земли (п.1 ст.11 ЗУ о КФХ) и добыча
полезных ископаемых для потребностей хозяйства не выполнена.
Согласно ст.29 Земельного кодекса Украины в случае выявления случаев
использования земли не по целевому назначению орган государственного
контроля за использованием и охраной земель письменно предупреждают
собственника земли о необходимости устранения этих нарушений в месячный
срок. Если нарушения за это время не будут устранены, на виновных
налагается административное взыскание в размере, предусмотренном ст.53
Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП). Штраф
налагается согласно ст.238-1 КоАП инженером-землеустроителем села. Причем
предоставляется дополнительный месячный срок для устранения
правонарушения. Если нарушения и в этот срок не будут устранены, указанные
органы передают соответствующему Совету народных депутатов (в данном случае
- сельскому) акт и свое заключение о необходимости прекращения права на
земельный участок. И только тогда сельский Совет народных депутатов на
основании полученных материалов через уполномоченный им орган (исполком)
обращается с иском в арбитражный суд (так как фермерское хозяйство
юридическое лицо) о прекращении права собственности на землю.

2. В соответствии с постановлением райсовета все земли, природные
объекты и ресурсы в пределах района объявляются исключительной
собственностью Совета. В свою очередь соседний горсовет объявил
суверенитет воздушного пространства над территорией города и ввел
разрешительный порядок пролета летательных аппаратов.
Оцените законность решений Советов?

В соответствии со ст.3 ЗК Украины собственность на землю в Украине
имеет такие формы: государственную, коллективную и частную. Согласно ст.4
ЗК Украины субъектом права государственной собственности на землю
выступает, в том числе, и районный Совет народных депутатов на земле в
пределах его территории, за исключением земель, находящихся в
общегосударственной собственности. Не входят в состав этих земель и те,
что переданы в коллективную и частную собственность.
В соответствии со ст.ст. 9, 10 Кодекса Украины о недрах районный Совет
народных депутатов не распоряжается даже полезными ископаемыми местного
значения. В силу же ст.ст. 11 и 12 Лесного Кодекса Украины распоряжение
лесным фондом осуществляет Верховная Рада Украины и Верховная Рада
Автономной республики Крым. В соответствии со ст. 7 Водного Кодекса Украины
распоряжение водным фондом Украины осуществляет Верховная Рада Украины, а
согласно ст. 8 этого же кодекса распоряжение водным фондом местного
значения осуществляют местные Советы народных депутатов на правах
областных.
В силу ст.3 Воздушного кодекса Украины государство осуществляет
регулирование использования воздушного пространства через Министерство
транспорта Украины, соответствующие органы авиационного транспорта Украины
и Комитет по использованию воздушного транспорта Украины
(Украэронавигацию).
На основании вышесказанного можно сделать заключение, что ни одно из
решений Советов в нашем примере не является законным.


3.Воинская часть в лесопарковой зоне возвела склад строительных
материалов, самовольно захватив для этого 2 га земли. Комитет по земельным
ресурсам и землеустройству предложил части снести возведенное строение,
как сооружение на самовольно занятой территории, где вообще запрещено
какое-либо строительство. Командование части требование не выполнило,
ссылаясь на то, что земля является ничейной, бесхозной и нигде не
зарегистрированной и обратилось с иском в арбитражный суд.
Решите дело?

Как субъекты права государственной собственности землей распоряжаются
Советы народных депутатов, которые в пределах своей компетенции передают
землю в собственность или пользование и изымают ее (ст.4 ЗК Украины).
Разрешение вопроса о передаче земли, находящейся в государственной
собственности в собственность или пользование другим лицам является
исключительным правом Совета народных депутатов как субъекта права
государственной собственности на землю и поэтому не подлежат
удовлетворению арбитражным судом заявления об обязании соответствующих
Советов народных депутатов передать земельный участок в пользование или
собственность (Разъяснения Президиума Высшего арбитражного суда Украины от
23.08.94г. N02-5/610).
В соответствии со ст.22 ЗК Украины предприятия и организации не имеют
права приступать к использованию земельного участка до установления границ
этого участка в натуре (на местности) и получения документа,
свидетельствующего о праве собственности или пользования землей. В силу ст.
ст. 116, 117 ЗК Украины самовольно занятые земельные участки возвращаются
по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время
незаконного пользования. Причем приведение земельных участков в пригодное
для использования состояние, включая снос строений и сооружений,
производится лицами, которые самовольно заняли земельные участки или за их
счет. Эти же лица обязаны возместить убытки, причиненные ими в результате
незаконного пользования землей. Возвращение самовольно занятых земельных
участков производится в судебном порядке (как и взыскание убытков) путем
подачи собственником земельного участка искового (встречного искового)
заявления.
Здесь также следует иметь в виду, что лесопарковая зона относится к
землям рекреационного значения (зона отдыха и туризма), на которых
запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому
назначению (ст.74 ЗК Украины).

4. Гражданин Сидоренко и его жена состояли членами КСХП, а их дочь
работала учителем в сельской школе. На территории сельсовета средняя
земельная доля 15 га, а пай колхоза 20 га. Все земли резервного фонда
находились в КСХП в пользовании. Сидоренко с женой и дочерью подали
заявление о выделении им земли для ведения фермерского хозяйства. Правление
письменно отказало, сославшись на то, что земли у предприятия мало, а
председатель сельсовета сообщил, что землю могут предоставить за плату и
запрашивают они слишком большой земельный участок. Дочери вообще земля не
положена, так как она работает в школе. Семья Сидоренко обратилась с
жалобой к прокурору района. Дать ответ от имени прокурора.

В соответствии со ст. 7 Закона Украины о крестьянском (фермерском)
хозяйстве члены КСХП, которые пожелали вести фермерское хозяйство, имеют
право беспрепятственно выхода из него. По решению районного, городского в
административном подчинении которого находится район, Совета народных
депутатов им выделяется бесплатно в частную собственность земельный пай,
определенный согласно Указа Президента Украины от 8.08.95г. N720/95 “О
порядке паивания земель переданных в коллективную собственность с/х
предприятиям и организациям”. Т.е. в рассматриваемом случае размер
земельного участка, передаваемого бесплатно должен составлять 40 га.
Как следует из жалобы дочь супругов Сидоренко не является членом КСХП,
а работает в социальной сфере по найму. Согласно же упомянутого Указа
Президента созданный во время передачи земли в коллективную собственность
резервный фонд используется для передачи в частную собственность или
пользование земельных участков преимущественно гражданам, занятым в
социальной сфере на селе. Если такой передачи не произошло, то дочь имеет
право на подачу заявления в районный Совет народных депутатов о выделении
бесплатно земельного участка в размере 15 га для ведения фермерского
хозяйства за подписью главы этого хозяйства. Указанный Совет народных
депутатов обязан в силу ст.5 ЗУ оКФХ проверить способность заявителя
заниматься сельским хозяйством (в данном случае дочери) и в месячный срок
вынести свое решение.
В силу ст.ст. 5 и 8 указанного закона решение Совета народных
депутатов по рассмотренным вопросам можно обжаловать в районном суде.

5. В ходе проверки работниками Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству установлено, что фермер Сидоренко неэффективно использует
выделенную им землю, а отдельные уччастки не засевает 4 года, применяет
меры обработки земли, приводящие к потере ее плодородия.
Какие меры могут быть приняты против фермера?
В соответствии с п.4 ст. 28 ЗК Украины в случае использования
земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почвы,
неиспользование на протяжении одного года земельного участка,
предоставленного для с/х производства является основанием для прекращения
права частной собственности на землю в порядке ст.ст. 28 и 29 ЗК Украины и
наложения штрафа в порядке ст. 52 ЗК Украины и ст. 238-1 КоАП.
Следует также отметить, что председатель фермерского хозяйства является
должностным лицом и несет административную ответственность в качестве
такового. А в силу ст.117 ЗК Украины предприятия и граждане обязаны
возместить убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного
законодательства.

6. Сидоренко, получив в законном порядке 20 га пахотной земли для
ведения фермерского хозяйства, не сумел ее использовать по прямому
назначению ввиду отсутствия обрабатывающей техники, через год продал 5 га
земли и 10 га сдал в аренду. Указанные сделки не прошли регистрацию.
Какие меры следует принять в случае правонарушения?

В соответствии со ст.4 ЗУ о КФХ собственники земельных участков,
переданных им Советом народных депутатов, не вправе в течении шести лет со
времени приобретения права собственности продавать или иным способом
отчуждать принадлежащий им земельный участок, кроме перехода его по
наследству или Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых он
был им передан. В случае наличия уважительных причин суд по заявлению
собственника может сократить указанный срок. В силу ст. 13 ЗУ о КФХ
граждане, ведущие фермерское хозяйство могут передать во временное
пользование земельный участок по решению местного Совета народных депутатов
в случае утраты трудоспособности или достижения пенсионного возраста. По
договору такая передача может состояться только в случае временной утраты
трудоспособности, призыва на срочную военную службу, поступление в высшее
учебное заведение и другим уважительным причинам. Из условия задачи
понимается, что уважительных причин у Сидоренко не было, а следовательно в
указанном случае сделки по отчуждению участков 5 га и 10 га земли являются
незаконными. В силу части второй ст.114 ЗК Украины соглашения,
заключенные собственниками земли с нарушениями установленного для них
порядка приобретения или отчуждения земельных участков, являются
недействительными.

7. Райсовет на сессии принял решение о реорганизации всех
нерентабельных колхозов в КСП и направил это решение во все колхозы. В
колхозе “Луч” председатель собрал собрание уполномоченных, огласил решение
Совета и предложил проголосовать за создание КСП. Большинством голосов это
решение принято и доведено до колхозников. О выполнении решения Совета
председатель сообщил в исполком и новое КСП внесли в реестр.
Является ли бывший колхоз КСП? Соблюден ли порядок создания и
регистрации КСП?

Правовые, экономические, социальные и организационные условия
деятельности коллективного сельскохозяйственного предприятия определяет
Закон Украины о КСП о

Новинки рефератов ::

Реферат: Перемена лиц в обязательствах в коммерческих отношениях (цессия и факторинг) (Право)


Реферат: Страхование гражданской ответственности таможенных брокеров (Страхование)


Реферат: Выбор термообработки для метчиков и плашек изготовленных из стали У10 (Технология)


Реферат: Автоматизированное проектирование деталей крыла ( Космонавтика)


Реферат: А.Вампилов "Утиная охота" (Литература)


Реферат: Кавказский фронт Крымской войны 1853-1856 гг. (История)


Реферат: Деяния Святых Апостолов (Религия)


Реферат: Конституционный суд РФ [Курсовая] (Право)


Реферат: Развитие средств коммуникации слабовидящих глухих и слепоглухих детей и роль изобразительной деятельности и чтения в нем (Педагогика)


Реферат: Тенденции развития программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Древние патриархи (История)


Реферат: Компоненты лекторского мастерства (Педагогика)


Реферат: Выбор и расчет средств по пылегазоочистке воздуха (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Образ жизни и обычаи скифов (История)


Реферат: Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде) (Предпринимательство)


Реферат: Государство, политическая власть, политическая система общества (Право)


Реферат: Искусство Китая (Искусство и культура)


Реферат: Механизмы преобразования движения (Технология)


Реферат: Гангутское сражение (История)


Реферат: Эллинизм и его историческая роль (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист