GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Объекты правоотношений по социальному обеспечению (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Объекты правоотношений по социальному обеспечению (Право)



|IV курс |
| | | |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: Право социального обеспечения |
| |ТЕМА: Объекты правоотношений по социальному |
| |обеспечению |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Стариенко Анатолий Паволич |
| | |
| |
|МУРМАНСК |
|2001г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3
Глава 1. Понятие правоотношения 8
Глава 2. Виды правоотношений в сфере социального обеспечения. 10
Глава 3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению. 12
Заключение 17
Список использованных источников: 18



Введение


Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

Статья 39 Конституции РФ гасит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность.[1]
Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе -
это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений
собственности и распределения, правовых приемов и способов их
регулирования, социальной политики государства и социально-экономических
прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих
ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные
устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит,
прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения
потребностей в источниках, средств к существованию престарелых и
нетрудоспособных.
К конституционным признакам социального обеспечения относятся:
объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной
защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление
определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность,
безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения;
особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил
предоставления социального обеспечения в законе.
Объективные основания социального обеспечения при всем их различии
воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного
или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют
потребность определенного числа людей в получении от общества источника
средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в
профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов
общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их
здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она
будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе.
Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его
нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и
степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим
базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе
социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и
перераспределительными отношениями общества.
Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение
перестало выступать в виде доброхотства, благодетельствования,
предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным
категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-
привилегии отдельных слоев общества. Социальное обеспечение как особый
социальный институт современного государства является показателем
социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого
члена общества и сохранения источника средств к существованию при
наступлении социальных рисков.
С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как
форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно
необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных)
стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца,
безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального
воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в
обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях
и на условиях, установленных в законе.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части
населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми,
выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать
каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее
реформирования и практически полного обновления прежнего советского
законодательства в области социального обеспечения.
Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации
составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О
государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля
1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г.
"О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля
1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон
от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов", а также многие другие законы РФ.
Законодательство в настоящее время регулирует предоставление
гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по
инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий,
пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по
беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему
пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических
фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход
за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет,
социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные
выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот
и услуг.
Большое значение для становления эффективной системы социального
обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных
выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные
социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них
относятся:
( учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры
по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел,
налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.);
( категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным
критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего
возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий,
беженцы и вынужденные переселенцы).
Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами
дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг,
специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.
Важной положительной чертой Российского законодательства в этой
области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты
населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на
социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального
обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это
инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные
пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного
их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую
помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по
оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в
настоящее время выступают социальное страхование и национальная система
социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная
особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в
нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный
фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного
медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской
Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными
учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов
других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной
собственностью Российской Федерации.



Глава 1. Понятие правоотношения


Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного
отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не
все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение
способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об
актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается
мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической
природе нельзя.
Правоотношение – это только одна сторона реального общественного
отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения.
Правоотношение средством перевода общих установлений правовых норм
(объективного права) в конкретных (субъективные) права и обязанности
участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет
собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и
обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них
содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере
действия правовой нормы.
Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем
общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных
лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.
Правоотношение – это такое общественное отношение, в котором
стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями,
охраняемыми государством.
Каковы же характерные признаки правоотношений? Во-первых,
правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного
отношения, которая складывается на основе правовых норм. В процессе своей
жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако
не все жизненные отношения, как известно, регулируются с помощью норм
права. Многие из них регламентируются нормами морали, нормами общественных
организаций, обычаями. Форму правоотношений приобретают только те
отношения, которые регулируются правовыми нормами.
Во - вторых, участники правоотношений наделяются взаимными
юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения
наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Так, по
договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь
надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить
его требования.
В-третьих, правоотношения имеют сознательно- волевой характер. В
отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне
зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят
индивидуально- волевой характер. Сознательно- волевое содержание
правоотношений имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они
возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно
волевой деятельности людей (правотворческих органов). С другой стороны,
участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами права
юридические права и обязанности также посредством своих волевых,
сознательных действий.
В-четвертых, правоотношения гарантируются государством и охраняются
в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает
необходимые экономические, социальные и другие условия для полной
реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или
обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает
принудительные меры к их обеспечению.
Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего
они различаются по отраслям права. По этому основанию выделяются
государственно-правовые, административно- правовые, гражданско-правовые,
семейно- правовые, уголовно- правовые и другие отраслевые правоотношения.
Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента:
субъекты, объекты, право и обязанность.

Глава 2. Виды правоотношений в сфере социального


обеспечения.


Правоотношения по социальному обеспечению в реальной жизни всегда
возникают и существуют в форме правовых отношений. Существует столько
отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений
входит в предмет данной отрасли права.
Все эти виды правоотношений можно разделить на три большие группы:
1) Правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения (основные или
материальные) правоотношения;
2) Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое
значение;
3) Процессуальные правоотношения по рассмотрению споров между сторонами.
Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой
возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу
предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот
государственными органами.
Юридические факты - это обстоятельства или жизненные факты
(события), с которыми право связывает возникновение или прекращение
правоотношений или наступление иных правовых последствий.
По срокам действия правоотношения делятся на:
( однократные (например, выплата единовременных пособий);
( с установленным сроком действия (например, пособия в связи с назначением
пособий на детей);
( с неопределённым длительным сроком действия (например, выплата пенсии по
старости).
В заключение этой главы хотелось бы схематически показать виды
правоотношений в сфере социального обеспечения:[2]



|Виды правоотношений в сфере |
|социального обеспечения |



|Материальные | |Процедурные | |Процессуальные |
|правоотношения | |правоотношения | |правоотношения |
|возникают по поводу | |возникают по поводу | |возникают по поводу |

|Предоставление |
|пенсий |

|Предоставление | |Установление | |Рассмотрение споров |
|пособий | |юридических | |вышестоящими в |
|и компенсация | |фактов | |порядке |
|выплат | | | |подчинённости |
| | | | |органами |

|Социального | |Вынесения решений о |
|обслуживания | |назначении или отказе|
| | |в |
|предоставлении |
|конкретных видов |
|социального |
|обслуживания |

|Назначения |
|ежемесячного |
|пожизненного |
|содержания судьям |
|Конституционного |
|Суда РФ, судьям, |
|пребывающим в |
|отставке. |



Глава 3. Объекты правоотношений по социальному


обеспечению.


Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению
понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е конкретный
вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом
выступают действия - решение государственных органов о назначении
конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна
реализация материальных правоотношений. В процессуальных правоотношениях по
рассмотрению споров вышестоящими органами в порядке подчинённости объектом
является действие - решение по существу спора, т.е. по восстановлению
нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в
установленном законом размере.
Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в
виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот.
Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.
Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет
ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и
услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и
проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных
признака пенсий:
Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности
трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член
семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие
алиментарное значение.
Во-вторых источником выплат служит государственная казна или специальные
фонды, созданные государством или при его содействии.
В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая
служба или иная деятельность.
Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня.
Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и
других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы
трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой
на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на
внесённые страховые взносы.
Возможность одновременного получения любого вида пенсии и
заработной платы является отступлением от целевого назначения пенсий и
принципа солидарности поколений при формировании финансовой основы
пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы 1995 года
предусматривает, что в случае продолжения оплачиваемой работы пенсия по
общему правилу выплачиваться не должна. При новой системе работа без
получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый
год такой работы после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем,
учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, не исключается возможность
выплаты пенсий при невысоком совокупном доходе работающего пенсионера.
Однако это вынужденная мера, которая обусловливается не существом пенсии, а
уровнем доходов.
Таким образом, пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата,
назначаемая в связи с достижением пенсионного возраста при установлении
инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, в
размерах, пропорциональных трудовому (страховому) стажу и прошлому
заработку, либо в твёрдых размерах с учётом минимальной оплаты труда или
другого установленного государством стандарта.
Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами
видовых пенсионных правоотношений выступают пенсии:
( по старости;
( по инвалидности;
( по случаю потери кормильца;
( за выслугу лет.
Важное место в системе социального обеспечения принадлежит
пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются
с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка :
( пособия по временной нетрудоспособности;
( пособия по беременности и родам;
( пособия по безработице.
Другие - с целью социальной поддержки:
( единовременное пособие при рождении ребёнка;
( ежемесячное пособие на ребёнка;
( единовременное пособие на погребение и др.
Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными
рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать
как:
( единовременные;
( ежемесячные;
( периодические.
Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе.
Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной
нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность - в
период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не
меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования
(одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов
социального назначения, другие - из бюджетов различных уровней), а также
разлиычия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются
пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах
от минимальной оплаты труда).
В последнее время система пособий динамично развивается. В
частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице.
Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей,
привело к установлению нового вида пособий.
Учитывая вышеизложенного пособия можно определить как выплаты,
назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых
с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых
законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.
Также видом социального обеспечения являются компенсационные
выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо
назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и
других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:
( неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й
группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения
в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или
достигшим 80 лет, а также за ребёнко-инвалидом в возрасте до 16 лет;
( работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в
связи с вынужденным временным прекращением работы организации;
( лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;
( пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в
некоторых других случаях.
Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные
внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных
уровней.
Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с
помощью назначения различных выплат, но и путём предоставления услуг.
Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является
их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых
государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е на
возмездно-неэквивалентной основе.
Виды услуг могут быть самыми разными:
1) Полезные действия:
( медицинское обслуживание и лечение;
( экспертиза временной нетрудоспособности;
( установление причин и группы инвалидности;
( социальное обслуживание на дому и др.
2) Натуральное содержание:
( детей в детских дошкольных учреждениях;
( престарелых и инвалидов - в домах-интернатах;
( лиц, не имеющих места жительства - в домах ночного пребывания и пр.



Заключение

В заключении данной контрольной работы хотелось бы подвести итог
всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение объектов
правоотношений по социальному обеспечению. Объектом правоотношений по
социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в
связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они
возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.
Естественно чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать
все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется
очень много времени. И будем надеяться на то, что люди которые проработали
почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в
размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за
свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных
жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в
состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением
или отдыхом.



Список использованных источников:


Нормативный материал:

1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.
2. Сборник законов Российской федерации.

Монографии, научные статьи, литература:

1. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное
пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 176 с.
2. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное
пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 192 с.
3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: 1997. - 208 с.
4. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право России. Учебное пособие -
М.: ВЛАДОС,1999. - 432 с.
-----------------------
[1] Конституция РФ, 1993 г.
[2] Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. "Право социального обеспечения".





Реферат на тему: Объекты преступления

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации


Южно-Уральский Государственный Университет

Факультет: юриспруденция
филиал в г.Озерске

РЕФЕРАТ

по УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

на тему
«Объект преступления»



Выполнил:
студент группы
205, 2 курс
Мингалев Виталий
Александрович

Проверил:
Кондратьев Анатолий
Борисович



Озерск
2000 г



ПЛАН :

1) Введение.

2) Понятия объекта преступления и его значение.

3) Классификация объектов преступления.

4) Значение объекта преступления для классификации
деяния.

5) Предмет преступления.

6) Заключение.



1. ВВЕДЕНИЕ

Учение об объекте преступления является одним из наиболее сложных
разделов науки уголовного права. Проблема объекта преступления
является не менее важной и философски глубокой проблемой, чем проблема
вины и причинения, она только значительно менее разработана в нашей
литературе.
Объект преступления изучается в Общей части уголовного права как один
из элементов состава преступления и в курсе Особенной части - как
обязательный элемент составов конкретных преступлений. Изучение признаков
объекта имеет важное значение при практическом применении уголовного
закона.
Изучение объекта преступления имеет немаловажное значение также для
понимания раздела курса уголовного процесса о доказывании и
доказательствах, поскольку объект преступления и его признаки входят в
предмет доказывания по каждому уголовному делу.
Рассмотрим такой вопрос: что такое объект преступления?

В теории уголовного права под объектом преступления понимается
общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
В статье 2 УК РФ дается примерный перечень общественных отношений,
выраженных в качестве задач УК РФ. Это охрана прав и свобод человека
и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной
безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных
посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества. Следовательно,
можно сделать вывод, что данная статья содержит перечень наиболее значимых
общественных отношений, охраняемых уголовным законом.
Перечисленный перечень общественных отношений предусмотрены
отдельными нормативно-правовыми актами. например, УК РФ, конституция РФ,
закон о милиции и т.д.
В конституции РФ права и свободы человека и гражданина
предусмотрены главой 2.
Однако, далеко не все существующие общественные отношения
регулируются и защищаются уголовным правом, а только те, которые определены
законодателем.
Примерный перечень, как я уже упомянул, предусмотрен ч.1 ст.2 УК РФ,
а для определения исчерпывающего перечня, необходимо проанализировать всю
особенную часть УК РФ. Это позволит установить круг общественных
отношений, образующих объект уголовно-правовой защиты. Объектом
преступления эти общественные отношения становятся только тогда, когда
совершается конкретное деяние причиняющее вред, либо создающее угрозу
причинения вреда.
Объект преступления является неотъемлимым элементом состава
преступления. Если же нет объекта, то следовательно нет и преступления. Вот
почему законодателем четко определены общественные отношения, охраняемые
уголовным законом, посягательства на которые влечет уголовную
ответственность в установленном порядке. Круг общественных отношений,
охраняемых уголовным законом, динамичен. Он изменяется во времени в
зависимости от того, какие новые отношения складываются в обществе, в сфере
политики, экономики и др. социальных сферах. А далее определение объекта
преступления зависит от того, какие общественные отношения нуждаются
в защите уголовно-правовыми средствами. Определив эти
общественные отношения, законодатель вводит в уголовный
кодекс соответствующие нормы.


2. ПОНЯТИЯ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.

Под объектом преступления по установившемуся представлению понимаются
общественные отношения, но не все, а та их часть, которая взята под охрану
действующим уголовным законом. Такое представление вытекает из уголовного
законодательства прошлых лет и имеет достаточное основание в ныне
действующем УК.
Установившееся представление об объекте преступления отражается в
уголовном законе по разному. Так, в Руководящих началах по уголовному праву
РСФСР 1919 года при определении понятий уголовного права и преступлений
прямо указывалось на общественные отношения как на объект охраны уголовного
закона. В последующих законодательных актах с различной степенью полноты
содержатся указания на исходные комплексы общественных отношений; советский
общественный или государственный строй, социалистическая система хозяйства,
социалистическая собственность, личность, политические, трудовые,
имущественные и другие права граждан.
Комплексы общественных отношений в основном обозначены и в новой
редакции ныне действующего уголовного закона.
Вместе с тем уголовный закон не только не всегда прямо называет
общественные отношения объектом охраны или преступления, но и не дает его
определения. К выводу о том, что объектом преступления являются
общественные отношения, которые уголовный закон взял под свою защиту,
всякий раз приводит толкования закона с привлечением положений науки
уголовного права и смежных с ней областей знаний. Так, о содержании понятия
"собственность" можно составить правильное представление именно как об
общественном отношении, опираясь на сведения об этом из политической
экономии, на анализ правомочий собственника из области гражданского права и
другие источники знания. Вместе с тем, охране со стороны уголовного закона
подлежит не только государственная собственность, но и все другие формы
собственности.
Общее исходное представление о том, что объект преступления есть не
что иное, как общественные отношения, взятые под охрану уголовным законом,
нуждается в следующих пояснениях. Во-первых, законодатель по ряду причин
при обозначении в статьях закона объекта преступления в одних случаях
указывает лишь на отдельные элементы общественных отношений. В других
случаях называет правовую форму, за которой всегда следует видеть
соответствующие общественные отношения. Так, за правом избирать и быть
избранным в ст. 132 УК предполагаются общественные отношения по реализации
этого права.
В отдельных статьях закона названы государственные интересы или интересы
граждан. Каждый из названных интересов, не представляя собой общественного
отношения, тем не менее в сочетании с другими данными может указать на
общественные отношения, которые могут стать объектом того или иного
преступления, охраняются только уголовным законом. Многие из них охраняются
нормами административного и других отраслей права. Таковы отношения
государственной и общественной собственности, управленческие и общественные
отношения, по реализации социально-экономических, политических и личных
прав и свобод граждан и др. Специфические правовые средства защиты
общественных отношений, обеспечивающих честь, достоинство, здоровье
личности, а также отношений собственности, предусмотрены в ряде статей
Гражданского кодекса РСФСР (ст.ст.7,444). В-третьих, общественное отношение
становится объектом охраны уголовного закона с принятием нормы,
устанавливающей уголовную ответственность за конкретный вид преступления.
Объектом же преступления общественное отношение становится в случае
совершения общественно опасного деяния, предусмотренного этой нормой. Т.о.
не всегда преступление можно отличить от проступка по объекту; характер и
степень опасности деяния, признаваемого преступлением, определяются не
только его объектом, но и характером и тяжестью последствий, способом и
средствами совершения, субъективным отношением к содеянному и другими
обстоятельствами.
Общее исходное представление об объекте преступления как общественном
отношении - лишь первая ступень познания этого явления. В силу
абстрактности оно не может выполнять роль инструмента для юриста-практика,
так как последнего интересует не преступление вообще, а конкретное
преступление, совершенное конкретным лицом в условиях данного места и
времени и, следовательно, нарушившее живое конкретное общественное
отношение. Поэтому важно выяснить, что же собой представляет конкретное
общественное отношение?
Анализ и обобщение сведений об этом из различных источников знания, в
том числе из области уголовного права, показывают, что общественные
отношения - это взаимоотношения между людьми по поводу интересующих их
предметов, явлений материального и духовного мира. Есть достаточно
оснований полагать, что указанные взаимоотношения между людьми являются не
чем иным , как их взаимным поведением . Такое поведение выражается в
активной форме и в пассивной форме.
Следует отметить, что преступление или иное правонарушение в
указанных случаях есть попытка одностороннего изменения сложившихся форм
человеческого общения и поэтому не может считаться общественным отношением
даже в негативном плане. Конечно, совершая преступление, лицо тем самым
выражает свое отношение к чему-либо или к кому-либо. Однако общественным
отношениям это не является, т.е. нет оснований акт правонарушения
отождествлять с общественным отношением.
Правильное представление об общественном отношении как взаимном
поведении двух его сторон предполагает также учет следующих моментов: 1)
общественные отношения, в которые каждый вступает с тем или иным членом
общества, являются условиями существования каждого и общества в целом; 2)
какими должны быть всякий раз такие отношения, каждому подсказывает
положительный опыт, традиции, обычаи, наконец, нормы права, моделирующие
эти общественные отношения; 3) акт сцепления поведения сторон конкретного
общественного отношения, делающий его взаимным, происходит по-разному и не
всегда синхронно. Нередко между актом поведения одного и ответным актом
поведения другого оказывается значительный разрыв во времени и месте
совершения. Кто есть кто, устанавливается при расследовании преступления.
По форме проявления последнего можно составить и представление о
противоположных ему формах поведения как элементе нормального
межличностного общественного отношения; 4) структуру конкретного
общественного отношения представляют следующие элементы: а) две стороны, б)
поведение сторон в) предмет, по поводу которого имеет место такое
поведение. При этом элементами, сопутствующими общественному отношению,
вступает интерес, правовая форма и др., которые не входят в его внутреннюю
структуру. Сторонами общественного отношения могут быть как отдельные
личности, так и отдельные общественные и государственные структуры и их
представители. В уголовном праве в плане исследования общественного
отношения как объекта охраны или объекта деформации под воздействием
преступления внимание акцентируется в основном на двух их типах: а) на
отношениях между отдельными личностями и б) отношения между отдельными
личностями и государственными или общественными структурами и их
представителями. Правильное определение субъектного состава общественного
отношения важно для конкретизации последнего, уяснения его содержания,
поскольку социальные функции лица, его социальный статус могут указать на
сферу и характер общественных отношений, в которые лицо оказалось
включенным.
Прямые или косвенные указания на субъектный состав общественных
отношений как объекта охраны (преступления) содержатся в нормах уголовного
права. Так, в ст.ст.191 - 193 УК указываются лица, в отношении которых
совершаются преступления, а также функции, в связи с осуществлением которых
имеют место посягательства на этих лиц. С учетом наименования главы 9 УК,
куда входят названные статьи закона, можно заключить, что объектом охраны в
данном случае являются общественные отношения по обеспечению порядка
управления.
Социальная связь - это социальная возможность или запрещенность
определенного социального поведения и возможность определенного состояния
субъектов отношения. При этом характер и направленность поведения личности
небезразличны для общества. Общество заинтересовано в социально полезном
поведении личности. Направленность этого поведения определяется видом
социальной связи и закрепляется в социальной форме. Социальная связь всегда
включает в себя оценочный момент и носит нормативный характер. При этом
социальные оценки поведения и социальные нормы так тесно взаимосвязаны
между собой и взаимо проникают, что во многом их невозможно даже различить.
Социальные нормы как общие правила поведения людей в их взаимоотношениях
друг с другом требуют от индивида определенного поведения.
При общетеоретическом определения объекта преступления учеными
используется категория интереса.
Однако нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что,
по существу, тесная связь между ними "дает основание назвать общественные
отношения общественными интересами в действии", что общим объектом всех
преступлений являются интересы народа, родовыми - группа однородных либо по
характеру, либо по принадлежности к определенному субъекту интересов,
непосредственным конкретный интерес, имеющий не менее конкретного своего
носителя с его социально-индивидуальными признаками.
Вместе с тем, определение объекта преступления должно быть статичным
и соответствовать конкретно-историческому периоду общественного развития.
Уточняя правовое значение категории интереса для определения объекта
преступления, необходимо четко ответить на вопрос, входит интерес как
социальная категория в содержание общественных отношений, которые являются
объектом уголовно-правовой охраны, или нет. По нашему мнению, на этот
вопрос следует ответить положительно.
Перечень общественных отношений, охраняемых уголовным законом,
изменяется в зависимости от конкретных условий. Советское уголовное право,
как новый исторический тип права, имело классовое содержание. В
соответствии с этим и определение объекта преступление имело массовый
характер.
Уже в руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919г.
отмечалось, что "советское уголовное право имеет свои задачи посредствам
репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую
интересам трудящихся масс". Преступление же определялось этим
законодательным актом как "нарушение порядка общественных отношений,
охраняемых уголовным правом".
Т.о. концепция социалистических общественных отношений была
сформирована с самого начала образования Советского государства. В
соответствии с этим одним из основных и приоритетных объектов уголовного
законодательства являлась соц. собственность.
Значение объекта определяется прежде всего тем, что это - один из
элементов состава преступления. Следовательно, объект входит в основание
уголовной ответственности. Это значит, что для привлечения лица к
ответственности по конкретной статье УК необходимо установить, на какой
объект было направлено преступление, какому объекту желало причинить вред
своими действиями конкретное лицо и, в частности, какому именно объекту
этот вред был причинен либо создавалась угроза причинения такого вреда.
Правильное определение объекта посягательства представляет возможность
определить юридическую природу конкретного преступления. Если виновный,
нападая на человека, желает лишить его жизни, - это преступление против
личности. А если нападение преследует цель завладеть имуществом
потерпевшего, то в таком случае по всей юридической природе совершаемого
преступление относится к посягательствам на собственность. В этом - второе
значение объекта преступления.
Далее, правильное определение объекта посягательства имеет значение в
определенных случаях для отграничения сходных между собой преступлений и их
правильной квалификации. Например, преступник жестоко избивает свою жертву.
Через несколько дней потерпевший скончался. Для того, чтобы правильно
квалифицировать содеянное, необходимо установить, на какой объект был
направлен умысел виновного - жизнь или здоровье. В зависимости от решения
этого вопроса преступление будет квалифицировано как убийство либо
причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть
потерпевшего. И наконец, значение объекта в том, что он является одним из
критериев отграничения преступлений от иных правонарушений. Для этого
необходимо установить, охраняется ли конкретное общественное отношение
уголовно-правовой нормой или нет. И если мы не найдем в Уголовном кодексе
конкретную норму, охраняющую отношение, на которую направлено
посягательство, то нельзя признать это посягательство преступлением. В
таких случаях можно ставить вопрос о других видах юридической
ответственности: гражданско-правовой, административной или дисциплинарной.
Т.о. объект преступления - это общественные отношения, охраняемые
уголовным законом, на которые направлено конкретное посягательство и
которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

В уголовном праве объекты преступления классифицируются по вертикали и
по горизонтали. По вертикали принято выделять следующие виды объектов:
общий, родовой и непосредственный. По горизонтали квалификация проводиться
на уровне непосредственного объекта. Здесь также выделяют три вида
объектов: основной непосредственный, дополнительный непосредственный и
факультативный непосредственный объект.
Общий объект преступления - это совокупность всех общественных
отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. Если
проанализировать все статьи Особенной части УК, то получится в совокупности
исчерпывающий перечень общественных отношений, образующих общий объект
уголовно-правовой защиты. Особенная часть УК делится на разделы и главы.
Критерием для такого деления является родовой объект преступления. Вся
совокупность общественных отношений, образующих общий объект, делится на
группы, которые между собой диалектически взаимосвязаны. Считается, что
ущерб, который причиняется одной группе общественных отношений, косвенно
наносит вред и другим группам.
В ст. 2 УК называется группа однородных общественных отношений: права
и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и
общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир
и безопасность человечества.
Каждая из этих групп образует родовой объект, который мы находим в
Особенной части в конкретной ее главе. Однако это только часть родовых
объектов. В ст. 2 законодатель дает примерный перечень наиболее значимых
для общества родовых объектов. А анализируя всю Особенность часть УК, ее
разделы и главы, мы можем воспроизвести весь перечень родовых объектов.
Как указывалось выше, родовой объект положен в основу деления Кодекса
на главы и разделы. При этом преступления, предусмотренные в одном разделе,
посягают на один родовой объект, если именно по этому признаку выделен
раздел. Например, разделы 11 и 12 включают только одну главу. Определяя в
этом случае родовой объект, мы в разделе 11 обращаемся к ст.321 УК, где
этот объект и указан: установленный порядок происхождения военной службы. А
в разделе 12 родовым объектом является совокупность общественных отношений,
обеспечивающих мир и безопасность человечества.
Анализ каждого раздела и главы позволяет прийти к выводу, что в одних
случаях родовой объект положен в основу выделения всего раздела, например
все преступления против личности, предусмотрены в разделе 7, посягают на
один и тот же родовой объект - общественные отношения, охраняющие права и
свободы личность. Совокупность этих прав определена главой 2 Конституции
РФ.
Проведенный анализ показывает, что обоснованно предложение
специалистов в области уголовного права несколько изменить концепцию
классификации объектов по вертикали, выделив между общим и родовым
объектами еще один - сложный, или составной, который образует два и более
родовых объекта. Здесь важно, чтобы группы общественных отношений,
образующих содержание сложного объекта, были взаимосвязаны.
Непосредственный объект - это конкретное отношение, на которое
направлено посягательство и которому преступлением причиняется вред либо
создается угроза причинения такого вреда. Непосредственный объект следует
отличать от иных общественных отношений, которые могут быть нарушены при
совершении преступления. Так, при совершении деяний, квалифицируемых как
терракт, вместе с общественными отношениями, обеспечивающими
неприкосновенность института власти, нарушаются и межличностные отношения,
обеспечивающие жизнь или здоровье личности. Точно так же в отдельных
случаях совершение деяний, квалифицируемых как хулиганство, могут быть
нарушены, наряду с отношениями общественного порядка, межличностные
отношения, обеспечивающиеся здоровье, честь и достоинство граждан, а также
отношения собственности. В подобных случаях принято говорить о наличии двух
или более непосредственных объектов преступления. Вместе с тем значение
каждому из них придается неодинаковое.
Именно на уровне непосредственного объекта проводится классификация по
горизонтали на основной, дополнительный и факультативный. Основной
непосредственный объект - это то общественное отношение, которое охраняется
конкретной уголовно-правовой нормой и на причинение вреда которому
направлено конкретное деяние. Основной непосредственный объект находится в
одной плоскости с родовым объектом и совпадает с ним по содержанию.
Так например, кража, мошенничество, растрата посягают на отношение частной
государственной или другой собственности. Все эти общественные отношения
находятся в одной плоскости с понятием "отношения собственности" и
составляют часть содержания этих отношений. Таким образом, установив, что
умысел виновного был направлен на завладение чужим имуществом, мы делаем
вывод, что это - преступление против собственности, т.е. определяем
юридическую природу преступления и основание для его правильной
квалификации.
Дополнительный непосредственный объект появляется в так называемых
двуобъектных, или многообъектных, преступлениях. Это - конкретное
общественное отношение, причинение вреда которому либо угроза причинения
вреда является обязательным условием уголовной ответственности.
Например, разбой посягает одновременно на собственность и жизнь или
здоровье. Однако мы определим это преступление как хищение, поскольку один
из объектов посягательства совпадает с родовым объектом той главы, в
которой находится соответствующая норма. Однако привлекать виновного к
ответственности за разбой мы можем только в том случае, если
дополнительному непосредственному объекту создается угроза либо причинен
вред. Если же вреда или угрозы причинения вреда нет, то нет и состава
разбоя как двуобъектного преступления. В таких случаях совершенное деяние
надо квалифицировать как грабеж, посягающий только на собственность.
Таким образом, дополнительный непосредственный объект всегда указан в
конкретной уголовно-правовой норме наряду с основным непосредственным
объектом.
Факультативный непосредственный объект - это конкретное общественное
отношение, которому причиняется вред в результате совершения конкретного
преступления. Однако в рамках этого состава преступления такой объект не
предусматривается. Например, систематическая клевета может привести к тому,
что потерпевший совершит покушение на самоубийство. Жизнь как объект
посягательства при покушении на самоубийство в данном случае является
факультативным непосредственным объектом.
Причинение вреда факультативному непосредственному объекту в одних
случаях имеет значение для правильной квалификации, а в других влияет на
назначение наказание.
Изучая конкретный состав, его структуру и содержание, следует
учитывать, что иногда дополнительный непосредственный объект появляется
только в квалифицированном составе преступления. Таким образом,
классификация объектов позволяет уточнить характер и
степень общественной опасности преступления, его юридическую природу, а
также помогает правильно квалифицировать свершенное преступление.
По горизонтали выделяют основной, дополнительный и факультативный
непосредственные объекты. А по вертикали - непосредственный родовой и
общий, включая по необходимости в эту классификацию видовой объект как
часть родового, а также сложный, или составной, как часть общего,
объединяющий два и более родовых объекта.

4. ЗАЧЕНИЕ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕЯНИЯ.

Объект преступления как элемент состава преступления имеет
многоплановое уголовно-правовое значение. Прежде всего объектом
преступления определяется социальная, классово-политическая сущность и
общественная опасность деяния. Особенности и свойства объекта
преступления позволяют наиболее полно раскрыть социально-политическое
содержание преступления, его юридические признаки. Только точное знание
объекта посягательства делает возможной правильную юридическую оценку
преступных действий и борьбы с ними.
Практическое значение объекта состоит в том, что как законодатель,
так и суд дают социально-политическую оценку преступлению, исходя из
социальной ценности объекта, на который оно посягает.
По объекту посягательства во многих случаях можно отграничить
преступление от действия, не являющегося преступлением, так как уголовный
закон охраняет не все, а только наиболее важные, основные общественные
отношения. Нарушение общественных отношений, не охраняемых уголовным
законом, не образует состава преступления.
Немаловажное значение имеет объект посягательства и для
разграничения сходных преступлений при квалификации деяния. Если
неизвестно, какое общественное отношение было объектом посягательства, то
не известно и о каком преступлении идет речь. Без уяснения того объекта,
на который было направлено преступное деяние, не может быть
выяснено социальная сущность этого преступления, его общественная
опасность и не может быть дана его правильная юридическая оценка.
Свойства объекта посягательства позволяет уяснить содержание и
признаки других элементов состава преступления. Способы посягательства
на личность, например, отличается от посягательства на собственность.
И это различие объясняется в первую очередь особенностями объекта
посягательства, которые в большинстве случаев предопределяют всю
юридическую структуру преступления способы его совершения, применяемые
при этом орудия и другие признаки его состава. Свойства объекта и
предмета преступления показывают, какие способы посягательства на них
наиболее опасны, а какие опасности не представляют.
Объект посягательства обуславливает не только возникновение
уголовно-правового запрета, но и его юридическую структуру, пределы и
объем, круг запрещаемых действий, а также объективные и субъективные
признаки состава преступления.
Объект преступления имеет решающее значение для определения
материального понятия преступления. Без указания на те общественные
отношения, которые поставлены уголовным законом под охрану, не может быть
дано такое определение. Это не простой формальный момент - в нем заключено
глубокое уголовно-правовое и политическое содержание. Материальный
признак в понятии преступление имеет важное значение для уяснения и
освещения политической, социальной сущности уголовного права, его
классовой роли. С позиции объекта посягательства, с точки зрения
социальной направленности преступление можно определить как
предусмотренное уголовным законом общественно опасное изменение
общественных отношений.
Именно система охраняемых уголовным законом
общественных отношений определяет структуру особенной части УК союзных
республик. Помимо удобств и облегчением пользования уголовным законом,
система уголовного законодательства позволяет с наибольшей полнотой выявить
направленность, общественную опасность и социальную суть каждого
конкретного преступления.
Строго выдержанная система уголовного законодательства наиболее
полно охватывает все те общественные отношения, которые нуждаются в
уголовноправовой охране, и исключает дублирование уголовно-правовых норм.
В зависимости от социальной сущности преступления и
законодательной конституции конкретного состава преступления роль
объекта преступления его признаков в квалификации деяния бывает
различной. Для преступлений, различающихся только по объекту, она более
значительно чем для преступлений, объекты которых лишь частично
совпадают. Однако независимо от этого во избежание ошибки в
квалификации деяния необходимо использовать и признаки объекта.
Использование признаков объекта преступления для квалификации
деяния вызывает затруднения, обусловленное сложностью общественного
отношения как объекта посягательства и особенностями его преступного
изменения. В связи с этим возникает необходимость раскрыть содержание
объекта уголовно-правовой охраны и механизм его изменение. Это
позволит выработать общие правила квалификации деяния по признакам
объекта посягательства и обосновать их.
5. ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

В науке уголовного права считается, что каждый из указанных
элементов структуры общественного отношения может оказаться предметом
преступления. Так, при совершении кражи лицо изымает имущество из фондов и
тем самым парализует осуществление его функций владеть,
пользоваться и распоряжаться этим имуществом. Говоря иными словами,
путем воздействия на предмет в данном случае происходит разрушение
отношения собственности, что не задевает его правовой формы, которая
продолжает оставаться на стороне собственника имущества. Вместе с тем
один и тот же предмет в зависимости от той роли, которую он выполняет в
данном составе преступления, может оказаться в одном случае средством, а
в другом - предметом совершаемого преступления. Так, например, если
наркотическое средство обманным путем вводится потерпевшему для того,
чтобы привести его в бессознательное состояние и затем совершить кражу
ценностей в квартире, оно выполняет функцию средства совершения
преступления. В тех же случаях, когда такое средство
изготавливается, приобретается либо сбывается, оно является предметом
преступления.
Предмет преступления может служить также критерием ограничения
преступных действий от не преступных. Например, подделка лицом документов,
представляющих права или освобождающие от каких-либо
обязанностей, образует состав преступления. Наконец, предмет
преступления, точнее его свойства, могут повышать либо понижать степень
опасности преступления в рамках одной и той же статьи УЗ, т.е. играть
роль отягчающего или смягчающего обстоятельств. Например, хищения
имущества путем кражи в крупных размерах.
Правильное установление предмета преступления, неизменно
связанное с выявлением других элементов структуры и самого механизма
нарушения объекта охраны, позволяет определить содержание и социальную
роль последнего, что в сумме дает один из основных показателей характера
и опасности преступления, его видовой и родовой принадлежности.
Предметом преступления могут быть транспортные средства. В
действующем кодексе в качестве новеллы появилась глава, в которой
определяются преступления в сфере компьютерной информации. Предметом
таких преступлений могут быть компьютерные системы и сети с находящейся в
них информацией, а также вирусные компьютерные программы.
Документы могут быть предметом конкретного преступления, если они
содержат сведения, составляющие государственную тайну. Предметом
преступления могут быть также официальные документы, штампы, печати,
бланки в случае их подделки.
Предметом преступления могут быть животные в случае жестокого
обращения с ними, а также птицы и звери в составе незаконной охоты.
Ст.329 предусматривает уголовную ответственность за
надругательство над Государственным гербом РФ или флагом РФ.
Предмет преступления имеет также значение для правильной
квалификации совершенного деяния, а также для разграничения сходных
между собой составов преступлений. Например, хищение огнестрельного
оружия - это преступление против общественной безопасности. А хищение
гладкоствольного охотничьего оружия - преступление против собственности.
Таким образом, предмет преступления - материальная вещь внешнего
мира, по поводу которой совершается преступление. И если объекту
преступления всегда причиняется вред либо создается угроза
причинения вреда, то предмет преступления, как правило, не терпит
ущерба. И только в отдельных случаях, когда законодатель
предусматривает ответственность за разрушение или повреждение
конкретных вещей или других материальных ценностей, предмету
преступления должен быть причинен вред. Например, в ч.2
ст.164 предусматривается ответственность за хищение, повлекшая уничтожение,
порчу или разрушение предметов или документов, имеющих
историческую, научную, художественную или культурную ценность.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом из всего сказанного мы видим, что такой элемент
состава преступления, как объект имеет большое значение при квалификации
преступлений.
Как уже говорилось ранее, законодательный перечень объектов
преступления дается в ч.1 ст.2 УК РФ. Это общественные отношения,
охраняемые уголовным законом от преступных посягательств. Под общественными
отношениями понимают отношения между людьми в процессе их совместной
деятельности или общения, находящиеся под охраной правовых или моральных
норм.
Исходя из марксис

Новинки рефератов ::

Реферат: Трудоустройство (Педагогика)


Реферат: Этические принципы работы практического психолога (Психология)


Реферат: Поэзия Заболоцкого (Литература)


Реферат: Дмитрий Вишневецкий (Дмитро Вишневецький) (История)


Реферат: Альнернатива средневековой Руси 13-15 в.в. (История)


Реферат: Отчет по практике на АО "Белсвязь". Бухгалтерский учет (материалы) (Аудит)


Реферат: Истинное солнечное и среднее солнечное время. Местное и всемирное время. Поясное, декретное время (Астрономия)


Реферат: Курсовая работа - виды стопорения крепёжных деталей (Технология)


Реферат: ПОСТРОЕНИЕ VERILOG-МОДЕЛИ BER-ТЕСТЕРА ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАНАЛОВ СВЯЗИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (Компьютеры)


Реферат: Северная война (Петр Первый) (История)


Реферат: Селюэл Финли Бриз Морзе (Физика)


Реферат: Жизненный путь Поля Гогена (Искусство и культура)


Реферат: Защита компьютера от атак через интернет (Программирование)


Реферат: Искусство Китая (Искусство и культура)


Реферат: Договор оценки недвижимости. Отчет об оценке (Гражданское право и процесс)


Реферат: Тектовый редактор VI. ОС UNIX ... (Программирование)


Реферат: Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелихова (Литература)


Реферат: Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги (Финансы)


Реферат: Прохождение практики по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Задачи, деятельность эксперта в системах моделирования (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист